автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Идея соборности в русской философии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Бойко, Павел Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Идея соборности в русской философии'

Текст диссертации на тему "Идея соборности в русской философии"

у

г *

/

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

На правах рукописи

БОЙКО ПАВЕЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ Идея соборности в русской философии

Специальность 09. 00. 03 - история философии ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

научный руководитель -кандидат философских наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета Щербаков А. И.

Краснодар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................-.....3

1. СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ О СОБОРНОСТИ

В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.....................................................................-.....22

1.1. Интуитивный этап философии соборности...............................23

1.2. Рефлективный этап философии соборности..............................28

1.3. Спекулятивный этап философии соборности...........................49

2. СОБОРНАЯ ПРИРОДА РУССКОЙ ИДЕИ.................... . ..........................82

2.1. Эволюция учения о русской идее в отечественной философской мысли ...................г/1'!,.................................. 82

2.2. Идея соборности как духовная основа

российской истории.................................................................... 107

2.3. Соборность - общественный идеал современной России. .... 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................130

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................135

ВВЕДЕНИЕ

Идея соборности является существеннейшей характеристикой не только русской философии, но и всей отечественной духовной культуры. Будучи «душой Православия» (С. Н. Булгаков) она выражает самую сущность миросозерцания русского человека, специфику его национального самосознания. Русские-народ православно-соборного духа.

Общеизвестно: учение о соборности - одна из главных особенностей русской философской мысли, свидетельствующее о её самобытности и своеобразии. Здесь сразу же возникает вопрос о философском статусе данного понятия, его смысловой насыщенности. Разумеется, чтобы иметь возможность правильно на него ответить нужно предварительно вжиться в породившую его культуру, т.е. почувствовать особенности русской духовности, её мировоззренческий стиль. Это даёт возможность убедиться в том, что соборность является не только важной категорией отечественной философии, но и её глубинной интуицией. Понятие соборности характеризует способность русского философского мышления к универсальному, всеобъемлющему синтезу (собиранию, объединению противоположностей и особенностей), т.е. той особенности человеческого ума, без которой невозможно подлинное философствование.

Действительно, начиная с Хомякова и вплоть до Лосева все национально ориентированные мыслители так или иначе задумывались над идеей соборности, видели в ней отправной пункт для решения как отвлечённо теоретических, так и жизненно важных, практических проблем. Её теоретический диапазон включает в себя онтологические, гносеологические, космологические, этические, антропологические и эстетические аспекты. Идея соборности принадлежит к числу тех продуктов глубокой умозрительной мысли, значение которых со временем не только не утрачивается, но, напротив, ещё более актуализируется. Последнее особенно обнаруживает себя в праксеологической сфере.

Сегодня для многих очевиден тот факт, что на исходе XX столетия Россия вплотную подошла к одному из самых критических рубежу своей многовековой

истории. Кризис общественно-политической, экономической и особенно духовной сфер жизни нашего отечества достиг небывалых размеров. Русский народ оказался перед лицом реальной угрозы прекращения своего исторического бытия, утраты национального самосознания, духовной и культурной самобытности. Называют много причин, которые привели страну к этому положению. Но, как известно, чем больше причин выдвигают для объяснения того или иного явления и события, тем менее понятным оно оказывается в действительности. Ибо любое множество предлагаемых причин сразу же влечет за собой вопрос о том, какая же из них главная и решающая. На наш взгляд, такой главной причиной является начавшийся давно и все более прогрессирующий отход русской нации от своего первоначального источника, питающего ее фундаментальные цели и ценности - православной идеологии. Это привело в конце концов к разложению национального духа, его самосознания и самочувствия. Последним следствием указанного разложения явилось разложение уже и самой государственности. Отсюда нетрудно понять, что дальнейшая судьба России находится в прямой зависимости от того, сумеет ли она восстановить духовные основания своего исторического бытия, вернуться к своей национальной идее и осознать определенное ей место среди остального человечества. Ведь ясно, что любой предмет не может существовать вопреки своей сущности. Он или переборет все чуждые его первоначальной природе воздействия и влияния, или же неминуемо погибнет.

Объективный анализ отечественной истории свидетельствует о том, что соборность, составляющая одну из главных черт православно-христианской идеологии, оказала решающее влияние на формирование национального менталитета. Русский национальный дух по своей сути есть дух антииндивидуалистический, т.е. соборный.

Соборность, как идея России, есть не только исходная русской мысли, но и главный принцип русской жизни, ее духовная доминанта. В общественно - историческом аспекте она представляет собой православно-церковную социаль-

ность. В качестве таковой она искони была присуща русскому миру, являлась его субстанциальным началом. Именно поэтому сегодня оказывается столь важным всестороннее изучение принципа соборности, ибо нет другого «духовного рычага», посредством которого Россия смогла бы выйти из постигшего её состояния тотального распада и разложения. Всё вышесказанное является, на наш взгляд, достаточным свидетельством актуальности настоящего диссертационного исследования, исходящего из мысли о том, что идея соборности составляет смысловой стержень русской философии, а значит, в конечном счете, и телеологию русской ментальности, или духа народа.

Степень разработанности проблемы

Первые серьезные публикации, посвященные проблеме соборности, стали появляться в современной отечественной философской литературе совсем недавно - с 1993-94 годов. В советский период эта фундаментальная тема русской философии была фактически предана забвению: для неё не находилось места ни в собственно научной, ни в публицистической, ни в справочно - энциклопедической литературе. Первыми работами по соборности стали монографии Е.Троицкого и В.Горбунова (134, 33), в которых, однако, научно-популярный, просветительский подход преобладает над чисто исследовательским. Указанные труды не содержат каких-либо претензий на всесторонний анализ проблемы.

Более серьёзной и основательной представляетсяя книга Л.Шапошникова «Философия соборности: Очерки русского самосознания», изданная Санкт-Петербургским университетом в 1996 году (160). В этой работе впервые предпринимается попытка целостного рассмотрения интересующей нас темы. Автор обстоятельно описывает генезис учения о соборности, этапы его становления в трудах крупнейших русских философов, а также, анализирует воззрения многих отечественных богословов по этой проблеме. Л.Шапошников обстоятельно излагает смысл русской соборности, основные содержательные аспекты и особенности этой категории и, кроме того, дает хронологию, её историко-

философского развития. Основываясь на богатом фактическом материале, этот исследователь высказывает немало интересных и верных суждений. В то же время, в работе есть ряд существенных недостатков, обусловленных, на наш взгляд, ее сугубо рефлективным подходом. Верно подмечая и анализируя многочисленные особенности идеи соборности, Л.Шапошников так и не доходит до категориального уровня осмысления темы. Излишняя описательность и зачастую некритическое отношение к первоисточникам не позволяют ему увидеть недостатки многих учений о соборности русских мыслителей, что, в свою очередь, исключает возможность их синтеза. Односторонность исследования проявилась и в упомянутой выше периодизации становления философии соборности, которая (периодизация) берёт во внимание лишь хронологический момент процесса, упуская из вида его логическую основу. Этим скорее всего и объясняется тот факт, что некоторые видные русские философы, изучавшие идею соборности (например С.Л.Франк или Л.П.Карсавин), остались автором просто незамеченными. Кроме того, в книге проводится довольно спорное противопоставление философского учения о соборности и его интерпретации в русском православном богословии. Л.Шапошников по сути отрицает тот факт, что русская философия и русское богословие теснейшим образом связаны между собой. Излишне говорить о том, что такие философы как, например, А.С.Хомяков, П.А.Флоренский или С.Н.Булгаков, несмотря на все свои разногласия с официальными богословами, были в то же время самыми настоящими православными мыслителями. Поэтому когда в работе анализ их концепций дополняется таким разделом как «Православное учение о соборности», то с точки зрения целостной логики изложения это не может не вызывать возражения.

Продолжая наш обзор, отметим также книгу митрополита Иоанна «Русь соборная. Очерки христианской государственности» (51), послужившей для диссертации одним из важных источников. По существу это едва ли не первая попытка рассмотрения истории российской государственности в свете идеи соборности. Используя большой и ценный фактический материал автор убеди-

тельно доказывает свой главный тезис о том, что «духом и светом соборности была пронизана на протяжении долгих столетий вся жизнь русского народа и российского государства» (51, 103). Вместе с тем недостаточная историософская разработанность и популяризаторская направленность книги, делают и её несколько односторонней.

Не свободна от односторонности и довольно интересная монография В.Холодного «Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии» (150). Согласно автору, принципом этой «соборной феноменологии является идея всецелого разума», который представляет собой не что иное, как превращенную форму гегелевской «абсолютной идеи» (150, 60). Отнюдь не исключая генетического родства славянофильского концепта всецелого разума с гегелевской абсолютной идеей, что само по себе вполне естественно и законно, остается неясным - почему именно феноменологизм должен считаться главной и определяющей характеристикой соборности. Несомненно, феноменологический дух, как способность интуитивно-целостного постижения мира имеет немаловажное значение в «соборной методологии».Известно, что на феноменологический характер соборного постижения церковной истины ранними славянофилами, особенно Хомяковым, справедливо указывали в свое время Н.Ф.Самарин, Г.В.Флоровский, а из современных исследователей -С.Хоружий. Однако из этого вовсе не следует, что феноменологизмом исчерпывается сущность соборности. Идея соборности, как и «соборная методология» есть прежде всего синтетическая, т.е. собирательная форма. Она потому не только феноме-нологична, но прежде всего диалектична. В отношении к идее соборности диалектика составляет её основное определение, включающее в себя феноменологию, как свой особенный момент. Следовательно, и «соборная методология» (если уж придерживаться такой терминологии) преимущественно диалектична, а не феноменологична, как это считает В.Холодный, пришедший в итоге к тому выводу, что «соборная феноменология - это парадигма духовно-целостного миропонимания» (там же, 113).

Из наиболее глубоких и содержательных статей специально посвященных проблеме соборности следует выделить в первую очередь публикации С. Хоружего (155), В. Кемерова (61), А. Фролова (148) и В. Сапова (112). С. Хору-жий - давний знаток и исследователь русской философии, глубоко проанализировал хомяковское учение о соборности и дал обстоятельный историко-философский обзор проблемы. Он одним из первых в современной литературе подчеркнул, а в известной степени и обосновал, универсальность принципа соборности, широту его экклезиологических, онтологических, гносеологических и социальных выражений в русской философской мысли. Отметив незавершенность этой темы в отечественной философии XX века, Хоружий пришел к выводу о том, что соборное единство представляет собой образ «благодатной общественности», выражающей исконно православную идею «монастыря в миру» (155,31).

Попытку найти обобщающие характеристики категории соборности, определить её внутреннюю структуру и логико-историческую эволюцию предпринял в статье «Соборность» В. Кемеров. Определив общую природу этого понятия в качестве церковного идеала социального становления и движущей силы исторического процесса, этот автор высказал важную мысль о том, что «соборность несет в себе очевидный мотив избранности русской культуры и социально-исторической судьбы русского народа, поскольку она рассматривается как одна из характеристик самой культуры и национальной истории русского народа» (61, 489). Другую заслугу Кемерова мы видим в определении им некоторых необходимых содержательных особенностей понятия соборности, и, в первую очередь, мистичности, софийности, провиденциалъности. В то же время нельзя согласиться с утверждением этого исследователя о том, что концепция соборности «фактически отрицает материальный фактор истории ... определяет преимущественный подход к самой социальности лишь с точки зрения идеального её содержания» (там же, 490). Очевидно, что помимо всего прочего, оно вступает в явное противоречие с предыдущим, более правильным, положением

этого же автора, которое гласит, что «в понятие соборности входит представление об органически-цельном характере человеческого бытия» (там же, 488). Поэтому уже сам факт отрицания материального говорит о некоторой неполноте, т.е. о не-цельности, а значит и не-органичности.

В качестве универсальной ценности и живого образа русской культуры принцип соборности рассматривается А.Фроловым. Художественно-эстетические проявления этого начала он иллюстрирует убедительными примерами из творчества многих иконописцев, художников, литераторов, зодчих, а также, характерными особенностями русского фольклора и народной жизни.

Заслуживает быть отмеченным также и современный знаток и популяризатор наследия русских философов В.Сапов , который в своей энциклопедической статье (112) тщательно прослеживает историко-философское развитие понятия соборности, правильно выделяет и характеризует её наиболее важных творцов.

Кроме вышесказанного отдельные аспекты нашей темы рассматриваются в соответствующих статьях Т. Благовой, В. Ильина, Е. Масловой, И. Есаулова, Н. Струве, П. Трошкеева, А. Чечулина, М. Ширмановой, JI. Управителевой (10; 47; 84; 40; 125; 135; 139; 159; 161; 141).

Другую группу работ, о которой нужно говорить особо, составляют современные исследования, посвященные проблеме русской идеи. Понятно, что нас будут интересовать главным образом те из них, в которых эта философема рассматривается в более или менее тесной связи с идеей соборности. В этом ряду необходимо отметить прежде всего монографии А. Гулыги, В. Сагатовского, архиепископа Серафима (Соболева), В. Сабирова, С.Телегина (35; 110; 113; 109; 129) и статьи М. Назарова, М. Маслина, В. Сапова (89; 90; 82; 83; 111).

Выбор указанных авторов обусловлен в первую очередь тем, что именно им удалось, на наш взгляд, ближе других подойти к пониманию соборности как сущности русской идеи и социального идеала современной России.

Так, например, А.Гулыга в своей последней книге «Русская идея и её творцы», отмечает, что соборность - это «зерно русской идеи и центральное понятие

русской философии», а также - «интуитивная очевидность, веками воспитанная православием в народе» (35, 19-20). В понимании этого известного отечественного исследователя идея соборности - «это составная общечеловеческой христианской идеи, изложенная в терминах современной диалектики (там же, 26). С Гулыгой полностью солидарен В. Сагатовский - автор одного из самых глубоких и интересных исследований по русской идее (109). Он, в частности, подчеркивает, что слово соборность есть предельно краткое выражение сущности русской идеи, её неповторимого вклада в сокровищницу мировоззренческих ценностей становящегося единого человечества. «Разумеется продолжает далее Сагатовский, - для более полного раскрытия русской идеи потребуются и другие ценности и понятия. Но все они так или иначе вытекают из соборности, конкретизируют её, являются разверткой богатейшего содержания этой первоначальной интуиции русского духа. Соборность является его первой характеристикой исторически, логически и мировоззренчески» (1