автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Манукян, Арусяк Гевондоновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Манукян, Арусяк Гевондоновна

Введение

Глава I. Пути развития научно-фантастического жанра в советской армянской литературе

Глава П. Утверждение жанра в армянской литературе ^

Глава Ш. Новые тенденции развития жанра Ю

Выводы 1зо

Список использованных и цитированных источников

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений"

- 130 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Армянская фантастика, насчитывающая пятидесятилетнюю историю, в последние два десятилетия развивалась в направлении исследования нравственно-этических проблем научно-технического прогресса.

До середины 60-ых годов Ашот Шайбон, Рипсиме Симонян, Аветис Дебенц, Карен Симонян в своих фантастических произведениях ставили перед собой задачу популяризации и пропагандировао ния научных идеи, показа перспектив развития науки и техники. "Научность" была обязательным условием для всех фантастических произведений. Так понимался жанр, и только так он принимался читателем.

В середине 60-ых годов в произведениях К.Симоняна прослеживается совершенно определенное и последовательное стремление к исследованию философских, социальных, морально-этических проблем. Писателя интересует уже нравственно-этическая сторона научно-технического прогресса. Новый взгляд на роль и задачи фантастики характерны и для молодых армянских фантастов - Руслана Сагабаляна, Самвела Диланяна, Хачатура Дадаяна, Гайка Арутюняна, Рафаела Маргаряна и других.

2. Особенности произведений, относящихся к тому или иному жанру, связаны как с всеобщим характером жанра, так и с конкретно-историческими условиями его зарождения и развития, а также с национальным характером и национальными традициями данной литературы и данного народа.

Каждый народ, каждая страна имеют своих ученых с их определенным отношением к развитию научных идей и значению той или иной научной проблемы к научно-техническому прогрессу. Отсюда - различие той основы, на которой возникают научные и социальные предсказания в научно-фантастических произведениях.

- 131

Каждая национальная литература имеет свои художестввен-ные традиции, обладает своими выразительными и изобразительными художественными средствами, которые обусловлены своеобразием истории народа, творятся его национальным характером.

Научно-фантастическая литература, неся в себе общечеловеческое содержание, всегда отмечена печатью национального своеобразия.

Развитие национальной фантастики зависит и от общего состояния литературы. Современное же состояние армянской прозы, бесспорно, способствует этому решению.

3. Своеобразие фантастической формы, ее условность и отвлеченность могут быть художественно значимы только в случае насыщения ее живым современным материалом, рассмотрения в фантастике важнейших проблем современной социальной действительности. И только в этом случае могут быть эффективно использованы ее преищцества: свободный раскованный характер, способность легко следовать полету мыслей, необычайно высокая степень образного обобщения, способность художественно конкретизировать отвлеченные, абстрактные понятия, сила воздействия фантастического на воображение читателя и т.д.

4. Научно-фантастические, научно-популярные и научно-художественные произведения имеют свои специфические задачи и жанровые особенности.

К научно-популярной литературе относятся произведения, общедоступно рассказывающие о науке, технике, культуре.

Представляется более сложным определение границ научно-художественной литературы, о которой Д.Данин метко сказал,что "она соединяет в себе ненужное для научной литературы с недоступным для литературы художественной". В принципе это должна быть литература, которая не только рассказывает о науке (как

- 132 научно-популярная), но оказывает также определенное эстетическое воздействие на читателя.

Исходя из общих, характерных особенностей, присущих всем научно-фантастическим произведениям, в том числе и армянским, мы определяем этот жанр следующим образом: научная фантастика -это литература образного выражения научных и социальных гипотез о будущем, настоящем и прошлом, логически спроецированных из явлений современности.

5. Гипотезы научной фантастики не нуждаются в обязательном научном обосновании. Здесь важен сам метод науки, наличие в основе фантастики рациональной основы, обусловливающей ее связь с действительностью.

Представляя в условных формах модели будущего как логические продолжения настоящего, научная фантастика тем самым расширяет и углубляет возможности художественного постижения действительности, закономерностей ее развития.

6. Условность фантастической формы не чужда реалистическому методу. Реализм - прочная основа и для научной фантастики, так же, как и фантастический элемент органически входит в систему выразительных средств реализма.

Однако реализм фантастики имеет свои особенности: здесь иные отношения к пропорции, иная соотнесенность и направлен -ность реального, вероятного и фантастического, невероятного.

Если в реалистической литературе вымысел подчиняется реальности, то в фантастической литературе вероятное и невероятное имеют равную силу и значимость. Критерии реалистичности научно-фантастического произведения определяются не степенью приближенности изображенных в нем событий и лиц реальной жизни к "земным" понятиям, а соответствием их правде, месту, времени и условиями данной в нем действительности.

- 133

Социально-философской фантастике свойственен и эмоциональный максимализм особого характера.

Реализм, как метод, предполагает завершенную и целостную концепцию отражения жизни, всеобъемлющую как сама жизнь. В реалистической литературе нет схем, в ней господствует устойчивая реальность, которая определяет ти героя, отличающийся от героя фантастических произведений.

7. Научная фантастика тяготеет к подчеркнутому изображению столкновения противоположностей, ее логика - логика неожиданных противопоставлений, парадоксального совмещения контрастных явлений. Отсюда и острота фабулы, которая постоянно держит читателя в напряженном состоянии. Даже там, где сюжет кажется спокойным, он таит в себе динамические ситуации.

Описывая невиданные и невероятные формы и явления действительности, фантастика не теряет при этом своей связи с действительностью и конкретной исторической ситуацией.

8. Эти особенности научной фантастики в какой-то степени сковывают писателя, так как всегда трудно совместить напряженность и динамику сюжета с психологической глубиной. Однако история мировой литературы знает немало примеров, когда эта трудная задача в жанре фантастики решалась весьма успешно.

9. Научно-технический прогресс обусловил возникновение новых общественных идеалов, которые выражают определенные тенденции развития действительности. Эти идеалы находят свое воплощение в литературе. Писатели-фантасты в присущих им формах отражают эти тенденции и идеалы.

Покорение человеком космоса - величайший фактор в эволюции планеты. Это привело к расширению тематического диапазона жанра научной фантастики, ее пространственных и временных ориентиров. Однако в основе современной фантастики лежат уже не

- 134 естественно-технические, а социально-общественные гипотезы. В поле зрения современных фантастов - человек и разнообразные проблемы, связанные с его настоящим и будущим.

Рожденный велением времени, этот вид. художественной литературы способствует формированию современного, человека, выработке правильного мировоззрения, помогает лучше понять новый, неизвестный, незнакомый мир будущего, подготавливает человека к встрече с неожиданным и удивительным, учит интеллектуальному бесстрашию и нравственной ответственности перед будущим.

10. Познавательные цели научной фантастики реализуются в наше время в самых различных художественных формах, получают разные стилевые и структурные решения.

Обогащая арсенал своих изобразительных и выразительных средств, научная фантастика расширяет и сферу своего художественного воздействия.

Исследование всего этого богатства - задача трудная и необходимая.

 

Список научной литературыМанукян, Арусяк Гевондоновна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Айпетрат, Ереван,1963 (на арм.яз.), с.357

2. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.- Маркс К., Энгельс Ф., Собр.соч. т.19, с.1-670

3. Ленин В.И. 0 литературе. Айпетрат, Ереван, 1948на арм.яз.), с.118

4. Ленин В.И. Заключительное слово по политическому отчету

5. ЦК РКП(б) на XI съезде РКП(б), 1922г., ПСС, изд.5, т.45, с.125

6. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29,с.1-782

7. Ленин В.И. Две утопии. Полн.собр.соч., т.22, с.1-597

8. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.

9. Политиздат, М., 1973, с.24

10. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.

11. Госучпедгиз, М., 1956, с.368

12. Агабабян С. Отзвуки. Айпетрат, Ереван, 1963на арм.яз.), с.93-128

13. Агабабян С. Армянская советская литература. Луйс, Ереван, 1969 (на арм.яз.), с.123-221

14. П.Адалян Н. Советский армянский рассказ. Издательство АН Арм.ССР, Ереван, 1968 (на арм.яз.), с.232

15. Андреев К. Искатели приключений. Айастан, Ереван, 1967 (на арм.яз.), с.127-210

16. Аникин В.П. русская народная сказка. Просвещение. М., 1977, с.208

17. Арзуманян С. Советский армянский роман. Кн.1. Айастан, Ереван, 1967 (на арм.'яй.), с.240-382

18. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х т., М., 1948, т.2, с.46, 89, 615

19. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-и т.,

20. Художественная литература, М., 1967, т.1, 736 с. (статьи, рецензии и заметки)

21. Берковский И.Я. Статьи о литературе. Госиздат, М., Л.,1962, с.452

22. Бритиков А.Ф. Русский советский научный фантастическийроман. Наука, Л., 1970, с.448

23. Брандис Е., Дмитриевский В. Через горы времени. Советскийписатель, М., 1963, с.165

24. Бритиков А.Ф. История русского советского романа. Наука,

25. М.,-Л., 1965, кн.I, с.367-392, кн.2, с.352-415

26. Вольф Ф. Искусство оружие. Статьи, очерки, письма.1. Прогресс, М., 1967, с.431

27. Винер Н. Творец и робот, Прогресс, М., 1966, с.180

28. Григорян А.П. Художественный стиль и структура образа.

29. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 1974, с.307

30. Григорян А.П. Литература и теория (статьи), Советакангрох, 1976, с.310

31. Гукасян 3.0. Современный советский армянский роман.

32. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 1964 (на арм.яз.), с.93-180

33. Гуляев И.А. Теория литературы. Высшая школа, М.,1977, с.278

34. Гюлназарян X. Очерки истории армянской детской литературы. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 196I (на арм.яз.), с.247

35. Джрбашян Эд. Теория литературы. Изд-во ЕрГу, Ереван, 1972на арм.яз.), с.510

36. Джрбашян Эд., Махчанян Г. Литературоведческий словарь.

37. Луйс. Ереван, 1973 (на арм.яз.), с.328

38. Дебенц А. Краски Земли, Ереван, Айпетрат, 1940,с.23,24 (на арм.яз.)

39. Дебенц А. Любовь к жизни, Ереван, Айпетрат, 1938,с.36 (на арм.яз.)

40. Ефремов И. Наука и научная фантастика. В сб.Фантастика,

41. Молодая гвардия, М., 1969, с.479,480

42. Ивич А. Поэзия науки. Книга, М., 1967, с.176

43. Исаковский М. 0 поэтическом мастерстве. Советскийписатель, М., 1952, с.102

44. История русского советского романа. Наука, М.-Л., 1965,т.1, с.377

45. История советской армянской литературы. Изд-во АН Арм.ССР,

46. Ереван, 1961 (на арм.яз.), т.1, с. 799•37. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? Молодая гвардия, М., 1974, с.439

47. Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. Гослитиздат, М., 1963,с.279

48. Кожинов В.В. Происхождение романа. Советский писатель, М.,1963, с.439

49. Кон Л. Советская детская литература I9I7-I929 гг.1. Детгиз, М., I960, с.320

50. Кочар Г. Литература и жизнь. Петрат, Ереван, 1949на арм.яз.), с.175

51. Краткая литературная энциклопедия. Советская энциклопедия,1. М., 1968, т.5, с.144

52. Kingsley Amis. New Maps of Hell. A survey of Science Fic -tion. Harcowit. Brace Co. New York, 1960,p.p.10-20.

53. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации. Изд-во АН СССР,1. М., I960, с.16

54. Летопись советской армянской литературы. Изд-во АН Арм.ССР,

55. Ереван, 1957 (на арм.яз.), с.350-475

56. Литературные жанры. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 1973на арм.яз.), с.327-415

57. Лихтейнштейн Е.С. Редактирование научной книги. Искусство,1. М., 1957, с. 253

58. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы.

59. Советский писатель, М., 1970, с.335

60. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 т., т.7 Литературоведение. Критика, Эстетика. Художественная литература, М., 1967, с. 734

61. Moskowits Sam, Explorers of the infinite. The World Publishing Co., Cleveland New York,1963, p.p. 18-23.

62. Наровчатов С.С. Собрание сочинений, т.2. Необычное литературоведение. Художественная литература, М., 1978, с. 366

63. Немченко М., Немченко Л. Летящие к братьям, Свердловск,1964, с.133

64. Немченко М., Немченко Л. Случай на полуострове Маяковского,1. Свердловск, 1967, с. 77

65. Олеша Ю. Повести и рассказы. Художественная литература,1. М., 1965, с. 551

66. По Э. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима.

67. Стихотворения, проза. Художественная литература, М., 1976, с. 673-809

68. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Наука.

69. Сибирское отделение, 1979, с. 67-72

70. Рюриков Ю. Марксизм-Ленинизм о литературе и искусстве.

71. Советский писатель, М., I960, с. 155

72. Рюриков Ю. Через 100 и 1000 лет. Искусство, М., 1961,сЛЮ

73. Симонян К. Марсиане, изд-во журнала Пионер, 1957на арм.яз.) с. 85

74. Симонян К. В щупальцах медузы. Айпетрат, Ереван, 1958,на арм.яз.), с. 124

75. Симонян К. Тайна свинцовых людей. Айпетрат, Ереван, 1959на арм.яз.), с. 424

76. Симонян К. Цирк на Луне, Айастан, Ереван, 1961 (на арм.яз.)с. 10

77. Симонян К. Блуждающая планета. Айпетрат, Ереван, 1961на арм.яз.), с. 306

78. Симонян К. Второе солнце, Айпетрат, Ереван, 1962 (на арм.яз.)с. 263

79. Симонян К. Мы хотели играть. Айпетрат, Ереван, 1963на арм.яз.), с. 107

80. Симонян К. Улыбка. Айпетрат, Ереван, 1964 (на арм.яз.)с. 70

81. Симонян К. Луч Айастан, Ереван, 1967 (на арм.яз.), с.107

82. Симонян К. Сицилианская защита. Айастан, Ереван, 1965на арм.яз.), с. 299

83. Симонян К. Фантастика. Айастан, Ереван, 1972 (на арм.яз.)с. 315

84. Симонян К. До свидания, Натанаел. Детская литература,1. М., 1974, с. 158

85. Симонян К. Аптекарь Нерсес Мажан. Айастан, Ереван, 1974,с.359

86. Советская литература и новый человек. Наука, Л., 1967,с. 376

87. Содружество наук и тайны творчества. Под ред. Мейлаха В.М.

88. Искусство, М., 1968, с. 450

89. Спиркин А. Курс марксистской философии. Айастан, Ереван,1970 (на арм.яз.), с. 350-414

90. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышленияо творческом методе. Советский писатель. М., 1967, с. 463

91. Тамразян Г. Собрание сочинений. Айпетрат, Ереван, 1951на арм.яз.), с. 614

92. Тамразян Г. Поэзия на перепутьях истории. Айастан, Ереван,1971 (на арм.яз.), с. 268

93. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Просвещение, М.,1976, с. 448

94. Толстой А.Н. Полн.собр.соч. т.13, М., 1948, с. 129,130

95. Урбан А. Фантастика и наш мир. Советский писатель,Л.,1972, с. 255

96. Уэллс Г. Собр.соч. в 15-и т., т. 2, Правда, М., 1964,с. 367

97. Уэллс Г. Собр.соч. в 15-и т., т. 3, Правда, М., 1964,с. 495

98. Уэллс Г. Собр.соч. в 15-и т., т. 14, Правда, М., 1964,с. 415

99. Чаренц Е. 0 литературе. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 1957на арм.яз.) с. 166

100. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., Наука. 1953, с. I—112

101. Чуковский К. Портреты советских писателей. А. Толстойрусский современник, кн.1, Л.-М., 1924,с. 268-269

102. Шкловский В. Удачи и поражения Мксима Горького. Акц. об-во1. Заккнига, 1926, с. 66

103. Шайбон А. Панцирное лето, Айпетрат, Ереван 1931 (на арм.яз.), с. 123

104. Шайбон А. Ночная радуга, Айпетрат, Ереван, 1936 (на арм.яз.), с. 292

105. Шайбон А. Алло! Вы слышите? Мы на Севере, Айпетрат,

106. Ереван, 1938 (на арм.яз.), с. 14- 141

107. Шайбон А. Капитаны космического океана. Айпетрат, Ереван,1955 (на арм.яз.), с.667

108. Шайбон А. Тайны планеты Земля, Айпетрат, Ереван, I960на арм.яз.) с.550

109. Шайбон А. В М1фе белых теней, Айпетрат, Ереван, I960на арм.яз.) с.388

110. Шайбон А. Необыкновенная история, Айастан, Ереван,1965 (на арм.яз.) с.588

111. Адалян Н., Новый рассказ К.Симоняна, "Советакан граканутюн"1958 (на арм.яз.), № 9, с.191

112. Болотин Б. Где же здесь главное слово? "Литературная газета", 1964, 13 февраля

113. Буль П. Почему я стал фантастом, "Иностранная литература",1967, № I, с.260

114. Беляев А. 0 моих работах, "Детская литература", 1939,5, с.23-24

115. Брандис Е. Государственный исторический архив Армении,

116. Литературная Армения", 1978, № 9, с.106, фонд 237, список № , дело 4 (на арм.яз.)

117. Дмитриевский В., Брандис Е., Современность и научная фантастика, "Коммунист", I960, № I, с.68

118. Ю1.Дарян 3. Шайбон и его герои, "Гракан терт", 1953, 18 ноября (на арм.яз.)

119. Ефремов И. 0 научной фантастике, "Литературная Россия", 1966, № 6

120. ЮЗ.Зарян Н. Новый жанр в армянской прозе "Советакан Айастан" 1936, 23 декабря (на арм.яз.)104.3арян Н. В мире белых теней, "Гракан терт", 1953, 17 декабря (на арм.яз.)

121. Лосев Д. Проблемы будущего, "Советская Киргизия", 1953, 13 снтября- 142

122. Обручев В. Несколько замечаний о научно-фантастическойлитературе, "Детская литература", 1939, № I, с. 39

123. Пушкарев Г. Победители тьямы, "Комсомольская правда",1954, II июля

124. Стругацкие А. и Б. Что такое фантастика, "Иностраннаялитература", 1967, с. 257, 258

125. Симонян К. Задачи современной прозы, "Советакан граканутюн", 1976, №4, (на арм.яз.), с. 146

126. Федин К. К звездам. "Правда", 1957, 12 октября

127. Чашев И. В гостях у Даниила Гранина, "Смена", 1966,17, с. 30Л