автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского
Текст диссертации на тему "Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского"
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
На правах рукописи
Фомина Ольга Александровна
Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф.М. Достоевского
Специальность 10.01.01. - русская литература
Диссертация на соискание ученой сте кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации И. П. Щеблыкин
Самара 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Фантастика и поэтические критерии её функционирования
в текстах художественной литературы.....................................................4
2. Роль фантастики в творчестве Ф.М.Достоевского как конструктивного элемента его прозы.......................................................9
3. Основные тенденции изучения фантастики как
изобразительного средства в творчестве Ф.М.Достоевского................ 14
Глава первая. Особенности фантастики реализма "в высшем смысле"
1. Специфика понимания художественной
фантастики Ф.М.Достоевским................................................................28
2. Своеобразие художественной фантастики Ф.М.Достоевского на фоне литературного наследия русских и
западноевропейских писателей..............................................................................33
3. Связь художественно-философской системы Ф.М.Достоевского
с особенностями его мировосприятия....................................................38
4. "Фантастический реализм" как специфическая
черта поэтики Ф.М.Достоевского..........................................................47
Глава вторая. Создание художественно-философского идеала как важная функция фантастики в прозе Ф.М.Достоевского
1. Идеал Прекрасного и его связь с художественным применением фантастики в произведениях Ф.М.Достоевского...................................57
2. Образ мечтателя в раннем творчестве Ф.М.Достоевского (1846-1849 годы) как форма воплощения художественно-философского идеала писателя...............................................................58
3. Фантастика как средство отражения мечты о "золотом веке"
человечества в творчестве Ф.М.Достоевского.......................................93
Глава третья. Сюжетно-композиционные принципы и приемы воплощения фантастического в прозе Ф.М.Достоевского
1. Фантастика как жанрообразующий фактор
в повести "Двойник"....................................................................................................................105
2. Фантастика как сюжетно-композиционный приём
в романе "Преступление и наказание".................................................. 115
Заключение.................................................................................. 139
Библиография ...........................................................................144
ВВЕДЕЫИЕ
1. Фантастика и поэтические критерии ее функционирования в текстах художественной литературы
Фантастический колорит является отличительной чертой прозы Ф.М.Достоевского. Первым заметил эту особенность, на основе которой позже появилось и само название творческого метода писателя ("фантастический реализм", реализм... доходящий до фантастического"), В.Н.Майков, подчеркнув, что "мистический отблеск" "свойствен вообще изображениям глубоко анализированной действительности"1. А друг Достоевского поэт Ап. Майков высказал свое мнение по этому поводу следующим образом: "Читается запоем и в то же время - не верится!" Лица героев произведений писателя, по мнению Ап. Майкова, освещены "электрическим огнем, при котором самое обыкновенное знакомое лицо, обыкновенные цвета получают сверхъестественный блеск"2.
Но чтобы говорить о фантастике в творчестве Достоевского, необходимо представить наше понимание фантастики как явления искусства, определить художественную природу и генетические связи этой категории, а также место фантастического типа образности в художественном мышлении человека.
Толкования фантастики в трудах современных специалистов по
1. Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - С. 182.
2. Достоевский Ф.М. Письма: В 4-х томах / Под ред. А.С.Долинина. -М., 1928-1959. -Т.2.-С.419.
данному вопросу в принципе совпадают.
Опираясь на материалы этих источников1, мы определяем фантастику (от греч. рИаМаяйке - "искусство воображать") как специфический способ художественного отображения жизни, при котором элементы реальности сочетаются с нереальным, "чудесным", сверхъестественным, с не существующим в реальной действительности, но иногда возможным в перспективе, то есть с тем, что В.И.Коровин называет "ясно ощущаемым нарушением художником присущих природе причинных связей и закономерностей"2.
Конечно, это определение фантастики (впрочем, как и все существовавшие ранее) может вызвать вопросы применительно к некоторым формам фантастического, в том числе и в прозе Достоевского. Так, исследователи часто сворят в связи с определением границ фантастического в творчестве писателя. Выясняют, например, все ли сны и грёзы в структуре художественных текстов можно считать элементами фантастики, являются ли некоторые произведения
1. См.: Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М., 1964. - В.6. -С.86-94; Измайлов Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973. - С. 134169; Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М., 1974; Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; Воздвиженская А. Продолжая своры о фантастике // Вопросы литературы. - 1981. - №8.-С.200-212; Манн Ю. Поэтика Гоголя. - М.,1988. - С.55-129; Todorov Tz. Introduction â la litérature fantastique. -P., 1970; Campbell J. The flight of tee Wild Gander. - Chi., 1972; Kennard J.E. Number and nightmare. Forms of fantasy in contemprorary fiction. - Hamden (Conn.), 1975; Tymn M., Zahorski К., Boyer K. Fantasy Literature. A corecoll. and reference guide. - N.Y. - L., 1979; The aesthetics of fantasy literature and art. - Notre Dame, 1982.
2. Коровин В.И. О русской фантастической повести // Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. - М., 1987. - С.5.
Достоевского фантастическими и т.п.1 Но причина этого, на наш взгляд, не в качестве самого определения фантастики, а в относительном характере человеческого познания мира, о котором говорил французский астроном К.Фламмарион: "Все в пределах природы, как известное, так и неизведанное, а сверхъестественного совсем не существует. Это слово пустой звук"2. А В.Чиж, автор книги о Достоевском, так объясняет истоки колебаний и споров литературоведов: "В природе нет резких границ, всюду разлита постепенность, и вот эти-то переходные формы и ставят в тупик исследователя"3.
Спор о фантастике в творчестве Достоевского на сегодняшний день не может считаться законченным, так как не выяснен до конца вопрос о том, как писатель использует художественные элементы, которые могут восприниматься как образы сверхъестественного.
Критерием включения художественного явления в разряд фантастических элементов можно считать и признаки (помимо данных в определении), выделенные М.М.Бахтиным. Исследователь предлагает отно-
1. Так, например, нефантастической считают повесть "Хозяйка" Л.П.Гроссман (см.: Гроссман Л.П. Достоевский. - М., 1965. - С.95), Н.М.Чирков (см.: Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. - М., 1967. - С. 12), В.Н.Захаров (см.: Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М.Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. - Петрозаводск, 1974. - С.113-115.). Рассматривают "Хозяйку" как фантастическое произведение В.В.Ермилов (см.: Ермилов В.В. Ф.М.Достоевский. - М., 1956. - С,77-80), В.Я.Кирпотин (см.: Кирпотин В.Я. Ф.М.Достоевский. Творческий путь( 1821-1859). - М., 1960. - С.299-309), К.В.Мочульский (см.: Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. -М., 1995. - С.253-257). О фантастической атмосфере повести говорят многие современные исследователи, например, О.Г.Дилакторская (см.: Дилакторская О.Г. Формула сказки в "Хозяйке" Ф.М.Достоевсского // Русская речь. - 1996. -№5.-С. 101) и др.
2. Фламмарион К. Неведомое. - Хабаровск, 1991. - С. 18.
3. Чиж В. Достоевский как психопатолог. - М., 1885. - С. 117.
сить художественней компонент к разряду фантастических, исходя из того, создается ли этим "второй план" повествования, появляется ли благодаря ему новая эстетическая реальность1.
Точку зрения М.М.Бахтина поддерживает и В.И.Коровин, отмечая, что "художественная фантастика предполагает существование двух миров - естественного и сверхъестественного, причем чудесное, вторгаясь в реальную сферу, обязательно нарушает сложившиеся в ней причинные отношения и деформирует их"2.
Поэтому фантастическим у Достоевского мы, опираясь на наше определение, а также на признаки, выделенные исследователями в этой области литературоведческой науки, будем считать достаточно широкий круг художественных явлений, тем более, что и сам писатель понимал интересующую нас категорию довольно специфически: это и необыкновенные сюжеты, вроде приключений чиновника, проглоченного крокодилом, философско-пророческие сны (особая "изюминка" художественного стиля Достоевского), грезы наяву, мистические совпадения, галлюцинации и предчувствия героев, знамения и пр., вплоть до придуманных "трихин" несогласия в "Преступлении и наказании". Многие персонажи несут на себе печать демонизма, а некоторые - бесовщины как утраты духовно-нравственных ориентиров ("Бесы").
Но все эти фантастические образы не прихоть художника, не самоцель, а средство раскрытия идей.
Вместе с тем, необходимо отличать художественную фантастику (что, к сожалению, не всегда осуществляется в исследовательских рабо-
1. См. об этом: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев, 1994. -С.359.
2. Коровин В.И. Указ. соч. - С.5.
тах) от фантастики, так сказать, мистической, которая также присутствует порой в художественных текстах, но в которой уже менее заметны внутренние, логически обоснованные связи с объективным миром. Это фантастика в... никуда, плод аберрации творческого ума, поставившего перед собой задачу постигнуть непостигаемое. Такую фантастику, вероятно, следует отнести к области общей патологии, что, понятно, не имеет отношения к искусству, но, к сожалению, не лишено подчас определённых претензий на право именоваться искусством.
Достоевский же принимает лишь ту фантастику, которая в образной форме помогает объяснить реальный, действительный мир. Это существеннейшая черта писателя-реалиста, в отличие, например, от сентименталиста Н.М.Карамзина, который, по словам И.В.Попова, "видел основу искусства", прежде всего, "в "украшении жизни" и в "облагораживании" ее, в праве художника уходить в мир мечты о хороших людях"1. Достоевскому фантастика нужна не только для художественной оригинальности повествования: необычное и таинственное дают простор мысли и мечте, позволяют взглянуть на жизнь в философском аспекте, когда наглядно проступают ее самые важные, подчас тревожные закономерности. Фантастическое начало дает возможность Достоевскому включить в повествование излюбленные его темы мирового зла, трагического поиска правды, сознательного выбора жизненного пути и др. Обратившись к этим философским темам, писатель ведёт нас по пути глубокого осмысления неидеальной, дисгармоничной действительности и противоречивой природы человеческого духа.
1. Попов И.В. Литературная критика пр еддек абр истек ого периода в ее публицистическом аспекте: Учеб. пособие для спецкурсов и спецсеминаров по истории русской критики. - Куйбышев, 1975. - С.26.
Таким образом, фантастика у Достоевского является не случайным приемом, а конструктивным, то есть базовым элементом прозы писателя, формирующим его специфический художественный метод.
2. Роль фантастики в творчестве Ф.М.Достоевского как конструктивного элемента его прозы
Рассматривая фантастику Достоевского как конструктивный элемент его прозы, мы должны оговорить наше понимание конструктивности тех или иных элементов литературного произведения. В данном случае мы имеем в виду такие ведущие "узлы" поэтического повествования, которые определяют его художественную палитру, характер образного воплощения идеи.
Наличие фантастического у писателя определяется, вероятно, в первую очередь замыслом художника; и в самом деле, задумать тип "прекрасного" и "положительного во всех отношениях" человека (образы князя Мышкина и Алеши Карамазова) - это, в сущности, и предопределяло уже введение в канву повествования образа человека, помыслы и даже действия которого во многом фантастичны с точки зрения обыденного восприятия.
Фантастический элемент оказывается действительно конструктивным и в тех случаях, когда он входит в состав сюжетно-композиционных построений. "Белые ночи", к примеру, без мечтаний героя были бы немыслимы как художественное произведение, как текст с крепкой идейно-композиционной основой.
В третьем случае элемент фантастического выступает в прозе Дос-
тоевского в своем прямом воплощении. Это фантастические сны героев, это образ "трихин" как аллегория бациллоносного состояния человеческой разобщенности и всеобщей нелюбви.
И наконец, мы имеем дело и с такими произведениями, где с самим героем происходит нечто фантастическое. В данном случае стоит вспомнить раздвоенность Голядкина ("Двойник") - состояние сверхфантастичное, - чтобы понять, что фантастика в произведениях Достоевского действительно оказывается организующим, а в некоторых случаях и стержневым началом повествования.
Исходя из всего сказанного выше, мы, как думается, с полным основанием можем включить фантастику как конструктивный элемент прозы Достоевского и в обозначение темы нашего исследования.
Что касается художественной природы категории фантастического и ее генетических связей, то понятие фантастики в литературе и искусстве в целом восходят к родовому понятию художественной условности. Возникновение художественной условности связано с относительным характером познания человеком окружающего его мира и себя самого. Принцип условности, лежащий в основе художественного сознания, позволяет создать эстетическую реальность, находящуюся в определенной связи с объективной действительностью и типизирующую ее. Эта эстетическая реальность (посредством условной, а зачастую и собственно-фантастической образности) отражает объективную действительность со всеми ее относительными, изменчивыми закономерностями и, следовательно, дает возможность более точного и глубокого осмысления этой действительности.
Интересующий нас фантастический тип образности
обладает наиболее высокой степенью условности (имеется в виду сам принцип, а не его качество), а потому лежит в основе художественного мышления в целом.
Можно предположить, что фантастические образы были присущи уже первобытному типу мышления, где они служили "почти единственным способом наглядного воплощения зарождающихся (во многом иллюзорных) обобщенных, целостных представлений о мире"1.
Фантастика как специфический метод художественного отображения жизни берет свое начало в мифологии и фольклоре, которые явились почвой, взрастившей такое уникальное явление человеческой культуры, как литература2. Об исконно народных корнях фантастического говорит и сам Достоевский в статье " Книжность и грамотность": ...народ страшно любит фантастическое и с жадностью читает его или слушает, как читают"3. Следовательно, вопрос, казавшийся в годы Достоевского едва ли не риторическим ("...имеет ли право фантастическое существовать в искусстве?" (12,332-333)), в наше время получает положительное решение.
Фантастика и художественное творчество - явления и понятия разноплановые, но изначально тесно связанные; и фантастика сильнее, чем другие формы художественного творчества, связана с самим процессом творчества.
1. Краткая литературоведческая энциклопедия / Гл. ред. A.A. Сурков. -М., 1972. - 1.1. - С.888.
2. Эволюция фантастики в литературе подробно освещена в следующих источниках: Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987. - С.461; Краткая литературоведческая энциклопедия / Гл ред. А.А.Сурков. - М., 1972. -Т.7. - С.887.
3. Достоевский Ф.М. О русской литературе. -М., 1987. - С. 103. Далее в тексте нашей работы ссылки на произведения Ф.М.Достоевского приводятся следующим образом: первая (арабская) цифра - номер издания по библиографическому списку; вторая (римская) - номер тома (если это многотомник); и последняя (арабская) цифра - номер страницы издания.
Поэтому прав, вероятно, В.И.Коровин, когда говорит о том, что в каком-то смысле "вся художественная литература "фантастична", потому что в основе её лежит художественный вымысел, воображение"1.
Впрочем, так считал и сам Достоевский. Он полагал, что истинный художник, интуитивно сторонясь открытой действительности, только в уединении, прислушиваясь к своим внутренним впечатлениям и фантазиям. получает возможность творить. Ведь фантазия и воображение требуют бережного, внимательного обращения, чего не может обещать суровая действительность. Поэтому все творческие натуры в произведениях Достоевского так одиноки и далеки от вихря жизни: склонность к "бессознательным стремлениям" (8,1,345) развивает "крайнюю впечатлительность, обнаженность и незащищенность чувства"(8,1,345).
О роли фантазии в связи "с законами творческой деятельности" говорил в своей книге о Достоевском и доктор медиц