автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Шушпанов, Евгений Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли"

На правах рукописи

[ 003430339

Шушпанов Евгений Сергеевич

Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли

Специальность 09 00 13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 8 РЦЯ

003490339

Диссертация выполнена на кафедре религиоведения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена»

Научный руководитель доктор философских наук,профессор

Николай Семенович Гордиенко

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор философских наук, профессор Обухов Валерий Леонидович

кандидат философских наук, доцент Носович Нина Владимировна

Балтийский Государственный Технический университет им ДФ Устинова (Военмех)

Защита состоится 25 декабря 2009 года в _ часов на заседании

диссертационного совета Д 212 199 24 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А И Герцена по адресу Санкт-Петербург, ул Малая Посадская, дом 26, факультет философии человека, ауд 317

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена

Автореферат разослан%^7 » декабря 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

А М Соколов

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Концепция "Москва - третий Рим" с момента своего окончательного оформления в 20-е гг XVI в и до сегодняшнего дня является объектом пристального внимания для историков, философов, религиоведов, публицистов, словом - для тех, чья деятельность связана с проблемами социокультурной или этнокультурной идентичности русского народа Текущий исторический момент поставил перед политической, научной и философской мыслью проблему создания ясной и принимаемой обществом мировоззренческой и, как следствие, политической концепции Падение на протяжении одного столетия двух относительно устойчивых мировоззренческих и государственных моделей - православно-самодержавной и марксистско-советской - привело к дезориентации в идеологической сфере Эта ситуация подвигает на поиск приемлемой альтернативы успевшей себя дискредитировать либеральной общественно-политической парадигме Последняя оказалась не приспособлена ни к российскому менталитету, ни к особенностям политического мышления Поиск альтернатив заставляет обращаться к опыту прошлого, в минувших веках искать ответы на назревшие проблемы

Падение жесткой идеологической системы в 90-е годы XX века обусловило стремление различных течений заполнить идейную пустоту возродился весь спектр политических партий и программ устройства России, различные конфессии стали искать свое место в обществе Православная церковь, чьи позиции были незыблемы в дореволюционной России, и сегодня занимает ведущее место среди религиозных объединений Церковь на протяжении веков была тем институтом, а православие - той религией, на основе которых формировалось мировоззрение русских людей Именно внутри церкви сформировалась идея Третьего Рима

Концепция Третьего Рима - одна из наиболее часто упоминаемых теоретических конструкций прошлого Зачастую идеологема "Москва -

третий Рим" употребляется в таком значении, которое изначально не было ей свойственно Причиной тому стала сама концепция, ее многослойное смысловое наполнение При изучении влияния, которое оказала теория Филофея на русскую философию, нужно, во-первых, выделить тот смысловой заряд, который несла в себе теория, какова была ее основная направленность — религиозная, философская, политическая или иная9 На своем пути из XVI века до наших дней она трансформировалась, приобретая новые смыслы, обрастая интерпретациями Какое значение концепция имеет в настоящее время, в чем ее ценность сейчас, как она повлияла и продолжает влиять на русскую религиозно-философскую мысль - это вопросы, на которые сегодня следует дать ответ

Следует изучить все возможные трансформации идеи в контексте развития науки и культуры и объяснить неоднозначность ее трактовок в той или иной период истории, поскольку на протяжении веков концепция Филофея неоднократно интерпретировалась, исходя из текущей общественно-политической и религиозной ситуации Степень разработанности проблемы.

При том, что сегодня существует немало статей и монографий, посвященных идеям Филофея, лишь единицы из них затрагивают тему влияния этих идей на развитие русской философской мысли До сих пор не предпринималось попытки объяснить трактовки теории Филофея в отечественной философии и публицистике, проследив путь ее развития от истоков до современности

Начиная со второй половины XIX в концепция "Москва - третий Рим" постоянно привлекалась и привлекается как объект исторического и философского исследования Как правило, внимание ученых приковывали проблемы, связанные с зарождением теории Филофея, ее влиянием на политическую систему Российского государства и на церковь, ее трансформацией в старообрядческой традиции, значением концепции для культуры и самосознания русского народа Изучению концепции "Москва -

третий Рим", причин ее появления, анализу ее сущности и развития посвящены работы дореволюционного периода - М А Дьяконова, Н Ф Каптерева, И А Киритлова, В Н Малинина, П Н Милюкова, Ф И Успенского В советский и постсоветский период появились работы АЛ Гольдберга, Д С Лихачева, Я С Лурье, Н Н Масленниковой, Н В Синицыной, Н С Чаева

Исследованию вопроса трансформации идей Филофея до сих пор не было уделено должного влияния Исследователи достаточно редко обращались к проблеме влияния идей Филофея Псковского на развитие русской философской мысли

Проблеме трансформации идей Филофея посвящены работы И А Кириллова, Н В Синицыной, К М Товбина, Б А Успенского И А Кириллов исследовал проблему развития идей старца, ассоциируя их с развитием мессианизма Он проследил влияние, оказанные идеями Филофея на работы П Я Чаадаева, А С Хомякова, И С Киреевского, Ф М Достоевского и В С Соловьева При этом формула "Третий Рим" встречается только у в трудах В С Соловьева, поэтому знакомство с текстами Филофея остальных названных авторов можно лишь предполагать

Фундаментальная монография НВ Синицыной посвящена изучению исторического контекста создания теории Третьего Рима и текстологическому исследованию его посланий В монографии прослеживается эволюция концепции до конца XVII века, но упоминаются и авторы XIX - XX вв, в работах которых есть формулировка "Москва -третий Рим"

Диссертационное исследование К М Товбина посвящено развитию и трансформации идеи Третьего Рима в старообрядческой традиции В работах Б А Успенского исследуются вопросы влияния идей Филофея на национальное сознание Успенский показывает значение теории Третьего Рима с точки зрения семиотики

Источниковую базу исследования составили тексты, созданные старцем Псково-Елеазарова монастыря Филофеем, в которых впервые прозвучала концепция Третьего Рима, а также произведения русской литературы и официальные документы, где концепция так или иначе была отражена Кроме того, в работе привлекались произведения, которые появились приблизительно в то же время, что и исследуемые послания, и были идеологически близки к ним Исследуются тексты авторов, чьи идеи перекликались с идеями Филофея - Ивана IV Васильевича, Андрея Курбского, священника Лазаря, Арсения Суханова, Ивана Пересветова, Юрия Крижанича Исследованы труды философов и публицистов XIX - XX вв Д Л Андреева, Н А Бердяева, С.Н Булгакова, Ф М Достоевского, В В Зеньковского, П Н Савицкого, В С Соловьева, Ф А Степуна, С Н Трубецкою, НФ Федорова, Г В Флоровского, ПЯ Чаадаева, а также современных философов - А С Панарина, А Г Дугина, Р Р Вахитова Исследованы также статьи и интервью представителей современной православной церкви Алексия II (Ридигера), диакона Андрея Кураева, игуменьи Спасо-Елеазарова монастыря Елисаветы (Беляевой)

Объект исследования - русская религиозно-философская и политическая мысль в ее историческом развитии

Предмет исследования - идеи старца Филофея и образ Третьего Рима в сочинениях средневековых авторов, публицистике, историко-философских и религиозно-философских построениях мыслителей XIX - XXI вв

Хронологические рамки исследования охватывают период от создания концепции в 20-е гг XVI в до начала XXI в

Цель диссертации - исследование влияния, которое оказала концепция Филофея на русскую философию, не только непосредственно, но и через все течение общественной, политической и религиозной мысли, начиная с XVI в Исходя из цели исследования, автором решаются следующие задачи проведен философско-религиоведческий анализ посланий Филофея,

прослежена трансформация идей в церковной, политической и культурной сфере в XVI - XIX вв ,

исследовано содержание понятия "Третьего Рима" в трудах отечественных философов досоветского периода и русской эмиграции, проведен сравнительный анализ первоначального содержания концепции Третьего Рима с ее дальнейшими интерпретациями, исследованы современные подходы к изучению и применению концепции

На защиту выносятся следующие положения.

1 Теория старца Филофея создавалась как богословская в единстве религиозно-эсхатологического, политического, историко-философского аспектов Москва, по мысли Филофея, стала хранительницей "вечного Ромейского царства" до Второго пришествия

2 В следующие столетия теория утратила свое единство и свою религиозную сущность отдельные компоненты теории "Москва - третий Рим" были использованы властями Московского царства для обоснования своих прав на самодержавное правление и церковью дня обоснования своего положения внутри государства и за его пределами

3 Мессианский импульс, заданный теорией Филофея стал основой самоидентификации старообрядцев после церковной реформы патриарха Никона

4 Несмотря на выход из употребления концепции Третьего Рима к началу XVIII в , она продолжала оказывать влияние на русское самосознание и культуру

5 В XIX веке складываются общественно-политические, научные и философские предпосылки для включения идей старца Филофея в научный оборот и в философские системы

6 В религиозно-философских системах В С Соловьева, Н Ф Федорова и Н А Бердяева образ Третьего Рима играет центральную роль, заключая в себе проект воплощения Русской идеи

7 В Советском Союзе и в среде русской эмиграции сложился целый веер подходов к идее Третьего Рима в эмигрантской среде она по-прежнему соотносилась с "русской идеей", с помощью концепции Филофея делались попытки объяснить крах Российской империи, в Советском Союзе теория стала объектом научного исторического исследования

8 В постсоветский период наблюдается плюрализм в использовании образа Третьего Рима, который может сопрягаться с геополитическими, неоевразийскими и другими идеями, при том, что далеко не все авторы исходят из первоначального содержания концепции старца Филофея Методологическая основа исследования.

В основу работы положен метод философского исследования авторских текстов, содержащих концепцию Третьего Рима, рассматриваемых в конкретно-историческом контексте

Научная новизна работы обусловлена предметом и целью исследования, в котором впервые рассматривается место идеологемы "Москва - третий Рим" в философских системах отечественных мыслителей, а также ее роль в русской философии, литературе, политике в разные периоды истории Научная новизна исследования состоит в том, что

1) прослежено развитие идей Филофея вплоть до настоящего времени,

2) показаны факторы, влиявшие на протяжении истории на трансформацию смысла концепции "Москва - третий Рим",

3) изучено влияние, оказанное теорией Филофея на религиозно-философскую, историософскую, политическую мысль,

4) показано значение образа Третьего Рима в философских работах XIX -XX вв,

5) исследовано применение теории Филофея на современном этапе Теоретическая значимость исследования.

В данном диссертационном исследовании впервые проанализированы пути развития идей старца Филофея с момента их появления до настоящего времени Полученные результаты позволяют соотнести первоначальное

содержание концепции "Москва - третий Рим" с последующими интерпретациями Использованная методика может бьпь применена в работе с другими памятниками русской религиозно-философской мысли, идеи которых получили дальнейшее развитие Полученные выводы способствуют более глубокому изучению значения идей Филофея в отдельные периоды русской истории

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской философии, специальных курсов, посвященных развитию русской религиозной философии, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены на научной конференции, проходившей в 2007 году на факультете социальных наук РГПУ им А И Герцена, "Герцеповские чтения" и отражены в публикациях автора Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения факультета социальных наук РГПУ им А И Герцена и рекомендована к защите

Структура и объем диссертации. Диссертация объемом 156 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 138 источников

Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность темы, показывается степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, обозначаются методологические основы исследования, описывается структура работы, формулируются положения, выносимые на защиту, выявляются научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования, отражается апробация работы и приводятся публикации автора

В первой главе "Происхождение и сущность теории "Москва - третий Рим" рассмотрен исторический контекст создания посланий Филофея, приведена датировка и атрибуция сочинений, содержащих понятие "Третьего Рима" Формирование содержания теории Филофея рассмотрено в связи с событиями политической истории и истории Русской православной церкви Исследованы произведения русской литературы, в которых содержатся идеи, с опорой на которые создается теория "Москва - третий Рим" Выделены структура и содержание послания'старца Филофея дьяку МГМисюрю-Мунехину

В первом параграфе "Исторический контекст создания теории Филофея" исследованы социально-политические и международные предпосылки создания теории Филофея В начале XVI в Московская Русь уже являлась крупнейшим государством Восточной Европы с доминирующим положением православной церкви в идеологической сфере Одновременно переживают период распада Византийская империя и Золотая Орда Принятие Византией церковной унии, на взгляд современников, стало причиной ее падения В то же время русская церковь переживает два события появление ереси жидовствующих и соперничество двух идеологий - иосифлянства и нестяжательства В результате столкновения между этими идейными течениями победа осталась за иосифлянской идеологией

На начало XVI в приходится присоединение Пскова к Московскому государству, и это событие вызывает полемику внутри псковского общества Внутрицерковная борьба также непосредственно касалась Пскова В этой ситуации Филофей со своими посланиями выступает как сторонник великокняжеской власти и иосифлянской модели церковно-государственных отношений

Во втором параграфе "Идейные истоки концепции Третьего Рима" прослежены предпосылки возникновения концепции Филофея в идейном наследии русской литературы Такими истоками признаются "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Повесть временных лет", "Легенда о

граде Китеже", "Русский хронограф" начала XVI в, Никоновская летопись Кроме того, истоки восприятия Москвы как Третьего Рима лежат в религиозном сознании людей средневековья и тесно связаны с эсхатологическими ожиданиями конца XV в Ответом на эсхатологические ожидания и одновременно непосредственным предшественником посланий Филофея стало "Изложение Пасхалии" митрополита Зосимы, где Константинополь назван "Новым Иерусалимом". Непосредственной причиной появления сочинений Филофея стало письмо к нему М Г Мунехина, в котором излагались пророчества о грядущем конце света

В третьем параграфе "Содержание послания Филофея «Против звездочетцев»" проанализирована структура и содержание первого послания Филофея, содержащего формулировку "Третий Рим" Первая часть документа посвящена вопросу о "числах летных", т е проблеме астрологии и соотношения между католическим и православным летоисчислением Вторая часть содержит историософские идеи о периодизации всемирной истории Здесь Филофей воспроизводит идею о четырех мировых монархиях, воспринятую из Книга пророка Даниила Автор опирается на традицию толкования этой книги, идущую от "Откровения" псевдо-Мефодия Патарского, который под "четвертым царством" подразумевал Рим Старец согласовывает общехристианскую историческую концепцию с концепцией митрополита Илариона Автор посланий указывает, что Константинополь -Второй Рим - пал под ударами турок вследствие измены православию, а Первый Рим отпал от истинной веры вследствие "аполинариевой ереси" В подтверждение своей позиции Филофей приводит доказательства превосходства православного обряда над католическим Но, поскольку Рим является вечным царством ("Ромейское царство нерушимо"), то Третьим Римом становится Москва, что выражено в словах "вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Ромейское царство два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти" "Ромейское царство нерушимое" - это

метафизическое царство, которое проявляется на земле в виде империй и составляет их духовную сущность Итак, Московское великое княжество, по мысли Филофея, представляло собой единственное в мире государство, содержащее в себе и охраняющее истинную веру до скончания времен

Таким образом, в теории Филофея можно выделить антикатолическое, мессианское и миссианское, эсхатологическое и политическое содержание В дальнейшем теория "Москва - третий Рим" утратила цельность конструкции, и каждый из названных аспектов получил свое развитие

Во второй главе "Развитие идей старца Филофея в XVI - начале XX в " рассмотрено и прослежено отражение идей старца Филофея в политических, исторических и философских сочинениях На протяжении этого этапа составные части построения привлекались и интерпретировались в зависимости от текущего исторического момента В первом параграфе "Развитие идей Филофея в XVI - первой половине XVII в " рассматривается период с 20-х гг XVI в до церковного раскола середины XVII в На этом историческом отрезке произошли события, для которых концепция Третьего Рима имела важнейшее значение венчание на царство Ивана Грозного, учреждение патриаршества, Смутное время и церковный раскол

В течение следующих за появлением послания "Против звездочетцев" лет появляется сочинение "Об исправлении крестного знамения", адресованное Василию III В этом произведении Филофей или его продолжатель повторяет формулировки первого послания, касающиеся Третьего Рима, но делает их отправными точками для развития идей В послании Василию III автор призывает великого князя соответствовать идеалу православного правителя, катехона исправить крестное знамение, "исполнить" соборные церкви епископами, искоренить содомский грех среди подданных В этом послании Третий Рим все еще мыслится как царство -носитель истинной веры Однако уже в 40-е гг XVI в взаимоотношения церкви и власти вызывают к жизни еще одно послание, содержащее идеи Третьего Рима - это послание Ивану IV "Об обидах церкви" Идея трех

царств здесь лишена эсхатологическог о содержания из формулы исключено выражение "четвертому не быти" В политической практике при Иване Грозном идеи Филофея увязываются с понятиями "царь" и "царство" Венчание Ивана IV шапкой Мономаха стало следствием тех же событий, что и появление рассматриваемой концепции С помощью идеи Третьего Рима, а также ассоциируемых с ней произведений - легенды "О белом клобуке", "Сказания о князьях Владимирских", Иван Грозный пытается обосновать претензии на неограниченную власть и свою ответственность только перед Богом Опираясь на те же идеи, Андрей Курбский делает акцент на необходимости соответствия православного царя образу "удерживающего теперь"

Одновременно восприятие себя последним православным царством проникает в ядро национального самосознания Появляются исторические произведения, которые прямо называют Москву "Третьим Римом" - это "Казанская история" и "Повесть о зачале Москвы" Но высшей точкой идентификации себя с Третьим Римом стало официальное закрепление за Москвой этого наименования В Уложенной грамоте 1589 г, провозгласившей учреждение патриаршества, содержится несколько измененная формула из послания "Против звездочетцев" На протяжении следующих семидесяти - восьмидесяти лет теория "Третьего Рима" была официальной теорией Московского государства, а равно и полноправной чертой русского самосознания

Во втором параграфе "Судьба идей старца Филофея после церковного раскола" исследовано значение теории Филофея для национального самосознания русского народа в период с церковного раскола середины XVII в до начала XIX в Реформа Никона нарушила равновесие церковной и светской властей Патриарх выступил с претензией на верховную власть в государстве Его стремление провести реформу церкви на основе греческих образцов вызвало непонимание и вражду к нему со стороны бывших единомышленников - "ревнителей древ чего благочестия", а претензии на

власть заставили Алексея Михайловича фактически отстранить его от патриаршего служения

Старообрядцы не смогли принять изменения обрядов, на которых настаивали греки и Никон, в том числе и потому, что признавали Второй Рим отпавшим от православия в ересь Аввакум и его последователи считали Никона антихристом, а Алексея Михайловича - монархом, утратившим значение катехона Поскольку падение Третьего Рима зримо не проявилось, то старообрядцы вынуждены были переосмыслить идеи Филофея, признав себя "последним царством" Сосуд, вмещавший "нерушимое Ромейское царство" сузился от размеров государства до социальной группы внутри него, основанной на религиозном принципе, т е до старообрядческих общин Начиная с середины XVII в церковь и светская власть перестают официально использовать идею Третьего Рима, однако последняя настолько глубоко укоренилась в национальном сознании, что периодически проявлялась в государственных актах, символике, искусстве Кроме того, в труде хорватского мыслителя Юрия Крижанича "Политика" Третий Рим упоминается в контексте внешней политики Идеологема осмысливается им в отрицательном ключе он говорит о том, что Третий Рим пал в 1556 году, когда император Священной Римской империи Карл V отрекся от престола, и так сбылись ветхозаветные пророчества Поэтому незачем вызывать из небытия образ Рима и именовать так Московское царство Крижанич одним из первых заявил о первенстве русского царя среди всех славян, став родоначальником панславизма в России В XIX в идея Третьего Рима и идея панславизма были отождествлены

В XVIII в религиозная основа политики практически сходит на нет Положение церкви в государстве изменяется она теряет главу - патриарха и превращается в один из органов власти Тем не менее римский текст из русской культуры не уходит Сохраняется традиция отнесения источника власти к Древнему Риму Петра I интересует время Октавиана Августа с точки зрения строительства империи, то есть внимание царя приковано к

дохристианскому времени Символика столицы российской Империи также была заимствована у Рима название города (город Святого Петра), герб города Ряд нововведений Петра I напоминает реформы Августа как римский император вводит культ своего гения, который постепенно превратился в культ самого императора, так и в Российской империи от поклонения святому (апостолу Петру) намечается переход к преклонению перед личностью императора В частности, значение патронального храма переходит от собора Петра и Павла к собору Исаакия Далматского, личного покровителя Петра I Этот переворот в сознании болезненно переживался населением, так как западный (протестантско-католический) мир теперь стал образцом, а Рим традиционно воспринимался как его центр

К началу XIX в концепция Филофея оказалась зафиксирована в трех измерениях в политическом пространстве ( в форме имперского сознания), в социокультурном (в мессианском народном сознании) и в религиозном (в особом статусе русской церкви и самосознании старообрядцев)

В третьем параграфе "Идеи старца Филофея и русская историческая и философская мысль первой половины XIX - начала XX в" рассмотрены предпосылки для включения идей Филофея в философские системы важнейшими последствиями для философской мысли стали секуляризация общественной мысли и открытие России для влияния западноевропейской культуры и философии Эти факторы препятствовали преемственности идей от Московской Руси, но европейское влияние не простиралось глубоко в национальное сознание В целом сохранились традиции народного быта, традиции православной церкви При Александре I Россия вышла на ведущие позиции в Европе, отставая в уровне развития науки, техники и социальных отношений Ведя войны с государствами Востока (Турцией и Персией) и с Запада (с Англией, Францией), Россия оказывается перед сложным выбором идентичности Социальные процессы (восстание декабристов) подвигают общественную мысль на поиск новых форм взаимодействия общества и власти Русская философская публицистика решает те же проблемы, что и

публицистика XVI в об отношениях монарха и общества, об отношении Российской цивилизации к странам Запада

Научные предпосылки использования идей Филофея сформировались в первой половине XIX в Филофей и его послания упоминались в исторических сочинениях Н М Карамзина, В О Ключевского и С М Соловьева, а на рубеже 50 - 60-х гг послания были опубликованы в "Православном собеседнике" Более подробное исследование теории Третьего Рима было проведено в раббтах В О Ключевского, Н Ф Каптерева, ФИ Успенского, ММ Дьяконова, ПН Милюкова Характерной чертой изучения теории в этот период стал акцент на ее политической и внешнеполитической составляющих Теория рассматривается преимущественно в контексте "Восточного вопроса"

В 1902 г вышел фундаментальный труд В Н Малинина, посвященный проблеме возникновения и содержания теории "Москва - третий Рим", который на протяжении почти ста лет оставался единственной монографией по этому вопросу В 1914 г в работе И А Кириллова впервые исследовано развитие идеи Третьего Рима в русской философии Характерным явлением стало отсутствие упоминания теории Филофея в трудах священнослужителей за редким исключением митрополит Макарий в "Истории русской церкви" передает содержание послания "Против звездочетцев" в контексте развития русской литературы начала XVI в Формула "Третий Рим" также упоминается Макарием как цитата из Уложенной грамоты 1589 г

Философские предпосылки для интенсивного привлечения Посланий Филофея в собственно религиозно-философских системах начали складываться еще в "Философических письмах" П Я Чаадаева, который затронул тему роли страны в мировом историческом процессе В Первом письме постулируется идея о том, что Россия не принадлежит ни к западному, ни к восточному типу цивилизации "Византийское наследие", по мнению Чаадаева, сыграло исключительно отрицательную роль в нашей истории Опираясь на концепцию Чаадаева, славянофилы сделали вывод о

культурном своеобразии Российской цивилизации Несмотря на то, что ни один из них не обнаруживает знакомства с теорией Третьего Рима, можно говорить об опосредованном влиянии на славянофилов идей Филофея они оказали сильнейшее влияние на формирование культурной среды, сознания, мышления, основываясь на которых А С Хомяков, И В Киреевский и другие строили философские суждения Идейно близок Филофею и славянофилам оказался Ф И Тютчев, который в трактате "Россия и Запад" заявил, что русская империя основывается на православии Также Тютчев использовал в трактате теорию четырех мировых монархий, несколько ее видоизменив Здесь мы также не можем утверждать, что Тютчев был знаком с текстами Филофея

Не употреблял термина "Третий Рим" и К Н Леонтьев Он разработал концепцию "византизма", под которым понимал набор характерных черт -религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных Леонтьев настаивал на особой миссии российской цивилизации, направленной на собственное процветание Эти идеи оказали влияние на В С Соловьева и Н А Бердяева, которые, говоря о миссии "Третьего Рима", связывали идеологему с понятием "византизма"

Ф М Достоевский, который причислял себя к славянофилам, высказал мысль о наличии в мире трех идей католической, протестантской и славянской Он же является автором термина "русская идея" Достоевский также не употреблял формулу "Москва - третий Рим", но его идеи оказали сильное влияние на философскую систему В С Соловьева, в которой теория Третьего Рима легла в основу "русской идеи"

В главе III "Идеи старца Филофея в русской философии второй половине XIX - начале XXI в" исследован образ Третьего Рима в русской философии. Со второй половины XIX в теория "Москва - третий Рим" привлекается в философских построениях Н Ф Федорова, В С Соловьева, НА Бердяева, мыслителей русского зарубежья, а в советском союзе - в философско-мистическом труде Д Л Андреева "Роза мира" В постсоветский

период эта теория сопрягается с русской идеей, неоевразийством, геополитикой

В первом параграфе "Концепция «Москва - третий Рим» в русской философии второй половины XIX в" рассмотрено и определено ее место в философии В С Соловьева, Н Ф Федорова и Н А Бердяева Продолжая и развивая идеи славянофилов и Достоевского, В С Соловьев заявляет об особом мессианском пути России Весь мир видится Соловьеву разделенным на Восток и Запад Такое деление присуще миру изначально, но было время в начале новой эры, когда христианство преодолело этот разрыв Однако, церковь попала в историческую ловушку и также оказалась разделенной на католическую и восточно-христианскую Первым от истинного христианства отклонился Рим, за ним последовала Византийская империя Обе цивилизации завершили "круг своего проявления", и на первый план вышла "третья сила" - Россия и Русская православная церковь Это и есть главная миссия Третьего Рима он должен преодолеть "великий спор" и построить Вселенскую церковь Это - задача не только самой церкви, но и христианского государства Христианская политика должна быть направлена только на объединение всего человечества в единой истинной религии Сравнивая идеи Филофея и Владимира Соловьева, мы видим, прежде всего, различие в подходах Средневековый автор основывает свою концепцию на богословском подходе, православной экзегетике Мыслитель XIX в исходит из религиозно-философской и культурологической методологии Поэтому Первый Рим он рассматривает во всей его истории, а не только христианский период, падение Византии объясняет нарушением равновесия между христианским царством и языческой государственностью

История России видится Соловьеву идеальной для восстановления Всеединства Деятельность киевских князей он оценивает положительно, так как они спасали страну от внешних угроз Высший принцип христианского царства был зафиксирован Иваном Грозным, а Петр I дал России возможность стать христианским царством и исполнить ту задачу, от

которой отреклась Византия, совершив поворот к Западу При Петре I страна избегла соблазна впасть в грех "националистическою партикуляризма" и сделала шаг в сторону построения Вселенской церкви Следующим шагом должно стать воссоединение с католичеством, затем с остальным христианским миром, иудеями и оставшимися конфессиями Русская идея заключается в том, чтобы пожертвовать всеми национальными интересами и признать неразрывную связь с трансцендентным началом ради утверждения всеобщего единства

В философии Н Ф Федорова центральное место занимает идея "всеобщего синтеза", под которой подразумевается объединение прошлого и будущего, богатых и бедных, ученых и неученых, науки и религии Главной задачей для него становится всеобщее имманентное воскрешение - это долг сынов по отношению к отцам Федоров делит историю на "несовершеннолетнюю" и "совершеннолетнюю" Мы пребываем в первом периоде, который может иметь условное окончание - трансцендентное воскресение Но, реализовав проект всеобщего синтеза, человечество может избежать этого, достичь "имманентного воскрешения" и стать "совершеннолетним"

Историческая наука в настоящее время является безжизненной, поскольку историю представляет не как живую действительность, а как воспоминание Она должна признать единство прошедшего и настоящего, и тогда сознание человека будет направлено на исполнение долга по отношению к отцам Ту же самую цель преследует и подлинная религия, которая есть ни что иное, как культ предков Подлинной религией Федоров признает христианство, а истинное христианство - это православие Третий Рим — это царство, в котором проект всеобщего воскрешения должен быть реализован Признавая себя таковым, Москва должна примирить Первый Рим и Второй Принципиальное значение для Москвы как Третьего Рима, имеет самодержавие В отличие от католического типа самодержавия -духовного (которое соответствует папству) в России прижилось светское

самодержавие - православная империя, которая должна все светское превратить в церковное, и таким образом, сыграть объединительную роль в самом широком смысле

С точки зрения взаимоотношений славянства и остального мира Москва также предстает как третий Рим, а Запад - как третий Карфаген, между которыми возможно столкновение Признав себя Третьим Римом, Москва должна отречься от идеи конечности мира и признать себя Вечным царством, взять на себя ответственность за общее дело Рим, по Федорову -это трансцендентное царство, как и у Филофея, но в отличие от идеи псковского старца, это еще и проект будущего, а не свершившийся факт.

Н А Бердяев рассматривает образ Третьего Рима в контексте философии истории Он отказывается от принятого в западной философии деления на объект и субъект Вследствие такого деления объекты окружающего мира предстают как феномены, за которыми скрывается их сущность При этом человек получается исключенным из бытия, стоящим перед бытием Если же признать, что субъект имеет собственную ноуменальность, то реальность оказывается не перед ним, а за ним, в его экзистенциальное™ Вытесненный из субъективного мира в мир объектов, человек попадает под власть пространства, времени, детерминированности История, построенная на принципе историзма, оказалась в тупике, будучи лишенной внутреннего содержания, души Философия истории - это познание сущности истории, и она может возникнуть только в рамках мессианско-эсхатологического сознания Эсхатологизм связывает вечное и временное, историческое и историю Мессианизм - это проявление небесной истории в земной Христианство, будучи изначально эсхатологичным, подверглось объективации, поэтому возникло "историческое христианство", национальное, которое стало претендовать на власть в мире Национальный мессианизм - это ложный мессианизм, измена христианству.

Россия является носительницей мессианской идеи, но она подвержена соблазну впасть в национализм, что противоречит Русской идее Понятие

"Русской идеи" Бердяев воспринимает от Достоевского и Соловьева Предчувствие особенного предназначения, особой миссии, было зафиксировано теорией "Москва - третий Рим" Принадлежа к европейской семье народов, Россия должна донести свою идею до сознания европейцев При этом она должна снять антиномию женственного и мужественного начала, признав мужское не трансцендентным, а имманентным себе Идея Третьего Рима - это самосознание народа, оформленное в идеологеме, которое в замысле небесной истории должно снять противоречия в себе и во всем мире

Рассматривая вопрос национализма, Бердяев приходит к выводу, что это - нормальное воззрение человека Он примиряет понятия "национализм" и "мессианизм", поскольку это явления разного порядка национализм имеет природное начало, а мессианизм - надприродное, божественное Русский мессианизм отвергает мессианизм национальный

Но когда Первая мировая война не оправдала ожиданий русской интеллигенции, совершилась большевистская революция, Бердяев разочаровался в своих идеях, поскольку великая миссия не была воплощена В эмиграции Бердяев пытался осмыслить новые мировые процессы, в частности, возникновение коммунизма. В основе русскою коммунизма лежит не только и не столько марксизм, сколько особый склад русской души, религиозное и мессианское сознание Бердяев здесь утверждает, что именно теория "Москва - третий Рим" сформировала это сознание На ее базе образовались и Московское царство, и Советское государство Происхождение коммунизма имеет корни в религиозиом сознании людей Церковь была национализирована, и национальный мессианизм вызвал раскол в XVII в и революцию 1917 г, то есть святость была отождествлена не с божественной историей, а с земной - с властью, самодержавием и государством в целом, - считает Н А Бердяев

Второй параграф "Идея третьего Рима в постреволюционный период" посвящен рассмотрению судьбы идеи Третьего Рима в Советском Союзе и в

эмиграции После революции 1917 г значительная часть русской интеллигенции оказалась за рубежом Именно в эмиграции были продолжены традиции русской философии Эмигранты пытаются осмыслить произошедшее в России В их рассуждениях об истоках и причинах революции образ Третьего Рима имеет разное толкование Так, С Н Булгаков видел главную причину падения Российской империи в утрате священной власти и христианской государственности Булгаков сравнивает падение самодержавия и церкви в марте 1917 г с падением Второго Рима и греческой церкви Также утверждается, что идея второго и третьего Рима содержалась в стремлении установить единую православную теократию Христианская история, идущая от времени Константина, закончилась революцией, и церковь ждет "катакомбный" период Но при этом вечный спор Востока и Запада остается позади, и начинается переход к вселенской христианской церкви, где особую роль должна сыграть Россия

В сборнике "Смена вех" частью эмиграции была высказана мысль о примирении с большевиками Один из авторов, Ю Н Потехин, выразил надежду, что интернационализм советской власти - это выражение русской идеи в новой форме Третий Рим он представляет как выражение национализма, противопоставляя ему Третий Интернационал

Н Зернов предпринял попытку исследовать влияние, оказанное теорией Третьего Рима на русское религиозное сознание Она породила у народа и власти мысль о собственном избранничестве Эта мысль, лишенная христианского содержания, стала истоком народничества, социализма и коммунизма При этом коммунизм вернул Москве ее "царственное место". Иосифлянство и коммунизм искажают истинный лик России, потому как ее путь должен основываться на нестяжательстве

Г В Флоровский анализирует возникновение теории Третьего Рима с точки зрения религиозного подхода Одним из немногих он выделил эсхатологическую составляющую в посланиях Филофея Основываясь на неверной датировке посланий, Флоровский считал, что послание Василию

III, в котором содержится "апокалиптический минор", было переработано в теорию "официозного хилиазма" Отсюда суждение Флоровского о националистическом характере теории

Ф А Степун также говорит о генетической связи религиозности и большевизма Степун выделяет проблему взаимоотношений церкви и государства иосифляне, по его мнению, заменили "симфонию властей" "кесаро-папизмом", что привело к зависимости церкви от светской власти Иван Грозный себя считал наместником Христа, а Петр I отделил и отдалил церковь от государства, что стало причиной снижения ее духовного уровня и падения общественного значения Ф А Степун считает некорректным и устаревшим противопоставление "Третий Рим - Третий Интернационал" Он сравнивает теократию Грозного и идеократию большевизма, т к большевики возродили церковь во время войны, но подчинили ее своей власти и использовали в своих интересах

В советской исторической науке теория Третьего Рима трактовалась исключительно как реакционная, политическая, направленная на решение государственно-церковных задач внутри страны и за ее пределами В 1945 г НС Чаев исследовал взаимоотношения Московской Руси с католическим Западом и предлагал рассматривать историю возникновения концепции в связи с внутренним и международным положением государства, отбросив религиозную составляющую Тем не менее, именно в советский период были сделаны значительные шаги в изучении конкретно-исторических условий возникновения концепции Филофея, которая была рассмотрена с точки зрения религиозного, политического, династического, публицистического контекста

В Советском Союзе официальная публикация философско-мистического произведения была невозможна, поэтому "Роза мира" Даниила Андреева долгое время оставалась неизвестной широкому читателю ДЛ Андреев является продолжателем философской традиции XIX в Он создал свое учение, основываясь на мистических видениях, и таким образом вышел за

рамки традиционной философии, богословия, науки Под "Розой мира" он понимает грядущую всехристианскую церковь последних веков В основе работы лежит представление и многослойности существующего мира Вместе с видимым существуют многочисленные невидимые миры более высшего и низшего порядка Каждый "сверхнарод" имеет метаисторическое значение, так как создаваемая им "метакультура" имеет значение не только для истории, но и для "трансфизических слоев бытия" В высшем мире -"затомисе" - обитают просветленнью души народа "Затомис" России -"Небесная Русь" - начал формироваться в УШ-1Х вв Крещение Руси означало постижение "христианского трансмифа", а в земной истории христианский миф приобрел форму концепции Третьего Рима, который сообщил России предчувствие всемирной миссии - возвестить и утвердить на земле высшую правду Но обитатели нижних миров использовали это стремление для создания державной государственности, которая низводит к этому нижнему миру энергию народа

В параграфе третьем "Концепция «Москва - третий Рим» на современном этапе" исследованы варианты использования концепции Филофея в постсоветский период После крушения единой идеологической системы встала острая необходимость заполнить идеологический вакуум В процессе поиска новой национальной идеи современные философы, историки и публицисты обращаются к теории "Москва - третий Рим" В науке и публицистике закрепилась тенденция отождествлять идею Третьего Рима с геополитикой и соединять эту концепцию с другими, например, с евразийской

Особенно часто воспроизводят и трактуют теорию Филофея неоевразийцы Они представлены несколькими течениями Первое течение развивает классическое евразийство Его возглавляет А Г Дугин Он рассматривает теорию Филофея в контексте формирования русского религиозного национализма Следствием его возникновения стало фактическое слияние церкви и народа Эта особенность вместе с монголо-

татарским типом государственности стала основной чертой евразийской цивилизации Концепция понимается как выражение собственной идентичности русских, а миссия Святой Руси заключается в отстаивании евразийской культуры против экспансии Запада

Представитель "академического неоевразийства" Л С Панарин раскрывает содержание образа Третьи о Рима через противопоставление имперского начала в государстве и его святости Рим в концепции Филофея, считает Панарин, ближе к образу Небесного Иерусалима, чем к языческому Риму В условиях глобализации имперский Рим с точки зрения православной истории, должен потерпеть крах, а его место должна занять держава, основанная на принципе сострадания и поддержки социально слабого

У представителей современного "левого евразийства" Третий Рим выступает как образ-антагонист западной экономической и культурной модели, потому что в основе каждой великой цивилизации Евразии лежали принципы политической интеграции, авторитарного государства и религиозной основы жизни На современном этапе Россия должна будет возглавить третий мир, подвергающийся западной экономической и культурной экспансии

В В Кожинов отрицал возможность наличия национальной идеи в России и видел идею Филофея как сугубо религиозную, непригодную к использованию для национального строительства

Официальная Русская православная церковь сегодня, как и за весь период, прошедший после реформ Никона, не считает нужным использовать образ Третьего Рима в религиозной практике При этом среди священнослужителей существует иная точка зрения. Этой точки зрения придерживался патриарх Алексий II Митрополит Иоанн (Снычев) теорию Третьего Рима называл пророчеством, в соответствии с которым Иван Грозный осуществлял свое правление Настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игуменья Елисавета (Беляева) считает, что падение Третьего Рима в 1917 г. не означает его гибели В наши дни Третий

Рим восстанавливается усилиями властей, в частности, усилиями лично

В В Путина

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются

полученные результаты

1 Появление концепции "Москва - третий Рим" было обусловлено, во-первых, уникальным историческим моментом - заключительным этапом создания государства Московская Русь на фоне падения Византийской империи и распада Золотой Орды, во-вторых - особой политической и религиозной ситуацией, сложившейся в Псковской земле, присоединенной к Московскому великому княжеству

2 Концепция инока Филофея покоится на богословском фундаменте, из которого берут свое начало историософский, политический, антикатолический и другие аспекты Избранные царства на земле хранят в себе "Вечный Рим", метафизическое царство Это продолжается до тех пор, пока власти и церковь следуют "истинной вере" Когда они отказываются от этой миссии, "вечное царство" переходит в другое государство Москва является третьим и последним хранителем "Вечного Рима", что должно отражаться в положении монарха и церкви внутри государства (политический и церковный аспекты теории), в отношениях с "отпавшими" от "истинной веры" (антикатолический аспект) и в отношениях с Богом (этический аспект)

3 Уже в XVI веке из цельной конструкции Филофея выделяются политический и религиозный аспекты, которые используются властями и церковью в своих интересах В XVI - первой половине XVII вв в сознании власти, церкви и простого населения Московской Руси закрепляются представления о себе как о государстве с особой миссией хранения истинной веры

4 Начиная с церковного раскола середины XVII в роль Третьего Рима признают за собой старообрядческие общины, а официальная церковь и

государство больше не вспоминают об этой теории При этом осознание своей миссии оказалось укоренено в сознании и властей, и населения

5 В XIX веке создаются общественные, политические и научные предпосылки к философскому осмыслению роли страны как Третьего Рима В конце XIX - начале XX вв образ Третьего Рима становится одним из центральных в философских сочинениях, касающихся положения страны среди стран Европы

6 После революции 1917 года философы русского зарубежья в попытках осмыслить сложившееся положение рассуждают о Третьем Риме в контексте народного мессианского сознания и церковно-государственных отношений В Советском Союзе теория "Москва -третий Рим" становится предметом исторических и филологических исследований, и, за единственным исключением, попыток философски осмыслить концепцию не было

7 После 1991 года наблюдается разнообразные трактовки теории старца Филофея, зачастую далекие от ее первоначального смысла Прослеживаются тенденции к сближению концепции Филофея с геополитическими, неоевразийскими и другими идеями, не имеющими к ней отношения

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях.

1 Шушпанов Е.С. Трансформация идей старца Филофея в XVI - XVII вв. // Вестник Ленинградского Государственного Университета им. A.C. Пушкина - 2009 (май) - №2 (0,5 п.л.)

2 Шушпанов Е С Предпосылки возникновения теории Москва -третий Рим // Герценовские чтения Актуальные проблемы социальных наук СПб , Издательство РГПУ им А И Герцена -2008 (0,25 п л)

Подписано в печать 23 11 2009 Тираж 100 экз Заказ № 386

Отпечатано в типографии ООО «АБЕВЕГА», Санкт-Петербург, Московский пр, д 2/6, тел 570-37-56 Лицензия на полиграфическую деятельность ПЛД № 65-299

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шушпанов, Евгений Сергеевич

Введение.

Глава I. Происхождение и сущность теории "Москва - третий Рим"

1.1 Исторический контекст создания теории Филофея.

1.2 Идейные истоки концепции Третьего Рима.

1.3 Содержание послания Филофея "Против звездочетцев".

Глава II. Развитие идей старца Филофея в XVI - XIX вв.

2.1 Развитие идей Филофея в XVI - первой половине XVII в.

2.2 Судьба идей старца Филофея после церковного раскола.

2.3 Идеи старца Филофея и русская историческая и философская мысль XIX - начала XX вв.

Глава III. Идеи старца Филофея в русской философии во второй половине XIX - начала XXI в.

3.1 Концепция "Москва - третий Рим" в русской философии второй половины XIX в.

3.2 Идея Третьего Рима в послереволюционный период.

3.3 Концепция "Москва - третий Рим" на современном этапе.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Шушпанов, Евгений Сергеевич

Актуальность исследования. Концепция "Москва - третий Рим" с момента своего окончательного оформления в 20-е гг. XVI в. и до сегодняшнего дня является объектом пристального внимания для историков, философов, религиоведов, публицистов, словом — для тех, чья деятельность связана с проблемами социокультурной или этнокультурной идентичности русского народа. Текущий исторический момент поставил перед политической, научной и философской мыслью проблему создания ясной и принимаемой обществом мировоззренческой и, как следствие, политической концепции. Падение на протяжении одного столетия двух относительно устойчивых мировоззренческих и государственных моделей — православно-самодержавной и марксистско-советской — привело к дезориентации в идеологической сфере. Эта ситуация подвигает на поиск приемлемой альтернативы успевшей себя дискредитировать либеральной общественно-политической парадигме. Последняя оказалась не приспособлена ни к российскому менталитету, ни к особенностям политического мышления. Поиск альтернатив заставляет обращаться к опыту прошлого, в минувших веках искать ответы на назревшие проблемы.

Падение жесткой идеологической системы в 90-е годы XX века обусловило стремление различных течений заполнить идейную пустоту: возродился весь спектр политических партий и программ устройства России; различные конфессии стали искать свое место в обществе. Православная церковь, чьи позиции были незыблемы в дореволюционной России, и сегодня занимает ведущее место среди религиозных объединений. Церковь на протяжении веков была тем институтом, а православие — той религией, на основе которых формировалось мировоззрение русских людей. Именно внутри церкви сформировалась идея Третьего Рима.

Концепция Третьего Рима — одна из наиболее часто упоминаемых теоретических конструкций прошлого. Зачастую идеологема "Москва — третий Рим" употребляется в таком значении, которое изначально не было ей свойственно. Причиной тому стала сама концепция, ее многослойное смысловое наполнение. При изучении влияния, которое оказала теория Филофея на русскую философию, нужно, во-первых, выделить тот смысловой заряд, который несла в себе теория, какова была ее основная направленность - религиозная, философская, политическая или иная? На своем пути из XVI века до наших дней она трансформировалась, приобретая новые смыслы, обрастая интерпретациями. В диссертационном исследовании ставится вопрос о том, какое значение концепция имеет в настоящее время, в чем ее ценность сейчас, как она повлияла и продолжает влиять на русскую философскую мысль.

Следует изучить все возможные трансформации идеи в контексте развития науки и культуры и объяснить неоднозначность ее трактовок в той или иной период истории, поскольку на протяжении веков концепция Филофея неоднократно интерпретировалась, исходя из текущей общественно-политической и религиозной ситуации.

Степень разработанности проблемы.

При том, что сегодня существует немало статей и монографий, посвященных идеям Филофея, лишь единицы из них затрагивают тему влияния этих идей на развитие русской философской мысли. До сих пор не предпринималось попытки объяснить трактовки теории Филофея в отечественной философии и публицистике, проследив путь ее развития от истоков до современности.

Начиная со второй половины XIX в. концепция "Москва — третий Рим" постоянно привлекалась и привлекается как объект исторического и философского исследования. Как правило, внимание ученых приковывали проблемы, связанные с зарождением теории Филофея, ее влияния на политическую систему Российского государства и на церковь, трансформация в старообрядческой традиции, значение концепции для культуры и самосознания русского народа. Изучению концепции "Москва -третий Рим", причин ее появления, анализу ее сущности и развития посвящены работы дореволюционного периода М.А. Дьяконова1, Н.Ф.

1 3 4 5

Каптерева~, И.А. Кириллова , В.Н. Малинина , ГТ.Н. Милюкова , Ф.И. Успенского6. В советский и постсоветский период появились работы, в которых содержится текстологический анализ Посланий Филофея, а также политико-церковная интерпретация причин их появления. Это статьи A.J1. Гольдберга7, Я.С. Лурье8, Н.Н. Масленниковой9, Н.С. Чаева10. Следует

II 12 отметить и работы X. Шедер и Д. Стремоухова , середины XX в.,

1 Дьяконов М. А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889

2 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетии. М., 1885

3 Кириллов И.А. Третий Рим. Очерки исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914

4 Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901

5 Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры". 4.2. СПб., 1897; Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры". Ч.З. Вып.1. СПб., 1901

6 Успенский Ф.И. История Византийской империи XI - XV вв. Восточный вопрос. М., 1997; Успенский Ф.И. Как возник и развивался в России Восточный вопрос. СПб, 1887

7 Гольдберг А. Л. Три "послания Филофея" // Труды отдела древнерусской литературы -Т. 29-Л., 1974.

8 Лурье Я.С. Геннадиевский кружок и теория "Москвы - Третьего Рима" // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 16. М.-Л., 1960; Лурье Я.С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV - первой половины XVI в. 1. Геннадиевский кружок и теория "Москвы - третьего Рима" // Труды отдела древнерусской литературы -Т. 16-М.-Л., 1960

9 Масленникова Н.Н. Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства // Труды отдела древнерусской литературы - Т. 8. - М.-Л., 1951

10 Чаев Н.С. "Москва - третий Рим в политической практике московского правительства в XVI в."//Исторические записки - Т. 17 - М., 1945 - С. 3 - 23.

11 Hildegard Schaeder . Moskau das Dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorien in der slavischen Welt. Darmstadt, 1957

12 Stremooukhoff D. Moscow the Third Rome: Sources of the Doctrine // Speculum, 1953, vol.28 №l,p 84- 101 вышедшие за рубежом и в целом опирающиеся на дореволюционные исследования Посланий.

Исследованию вопроса трансформации идей Филофея до сих пор не было уделено должного внимания. Философы и ученые достаточно редко обращались и к проблеме влияния идей Филофея Псковского на развитие русской философской мысли. Этой теме посвящены работы И.А. Кириллова, Н.В. Синицыной13, К.М. Товбина14, Б.А. Успенского15.

И.А. Кириллов изучал развитие идей Филофея, исходя из утверждения о том, что появление концепции "Москва - третий Рим" является проявлением русского мессианского мировоззрения. Соответственно, Кириллов связывает развитие идей Филофея с развитием русского мессианизма. С этой точки зрения он подошел к изучению работ П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.С. Киреевского, Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева. При этом формула "Третий Рим" встречается только в трудах B.C. Соловьева, поэтому знакомство с текстами Филофея остальных названных авторов можно лишь предполагать.

Фундаментальная монография Н.В. Синицыной посвящена изучению исторического контекста создания теории Филофея и текстологическому исследованию его посланий. В монографии прослеживается эволюция концепции до конца XVII века, но упоминаются и авторы XIX — XX вв., в работах которых есть формулировка "Москва - третий Рим".

Диссертационное исследование К.М. Товбина посвящено развитию и трансформации идеи Третьего Рима в старообрядческой традиции. В работах Б.А. Успенского исследуются вопросы влияния идей Филофея на

13 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции (XVI - XVII вв.). М., 1998

14 Товбин К.М. Трансформация концепции Москва-третий Рим в русском православном старообрядчестве. Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2006

15 Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина "Москва - третий Рим"// Избр.труды. в 3 тт. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996 национальное сознание. Успенский показывает значение теории Третьего Рима с точки зрения семиотики.

Источниковую базу исследования составили тексты, созданные старцем Псково-Елеазарова монастыря Филофеем, в которых впервые прозвучала концепция Третьего Рима, а также произведения русской литературы и официальные документы, где концепция так или иначе была отражена. Кроме того, в работе привлекались тексты, которые возникли приблизительно в то же время, что и произведения Филофея и были хронологически и идеологически близки к ним. Исследуются тексты авторов, чьи идеи перекликались с идеями Филофея — Ивана IV Васильевича, Андрея Курбского, священника Лазаря, Арсения Суханова, Ивана Пересветова, Юрия Крижанича. Исследованы труды философов и публицистов XIX - XX вв.: Д.Л. Андреева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, П.Н. Савицкого, B.C. Соловьева, Ф.А. Степуна, С.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, Г.В. Флоровского, П.Я. Чаадаева, а также современных философов - А.Г. Дугина, А.С. Панарина, P.P. Вахитова. Исследованы также статьи и интервью представителей современной православной церкви: Алексия II (Ридигера), диакона Андрея Кураева, игуменьи Спасо-Елеазарова монастыря Елисаветы (Беляевой).

Объект исследования — русская религиозно-философская и политическая мысль в ее историческом развитии.

Предмет исследования - идеи старца Филофея и образ Третьего Рима в сочинениях средневековых авторов, публицистике, историко-философских и религиозно-философских построениях мыслителей XIX - XXI вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период от создания концепции в 20-е гг. XVI в. до начала XXI в.

Цель диссертации - исследование влияния, которое оказала концепция Филофея на русскую философию, не только непосредственно, но и через все течение общественной, политической и религиозной мысли, начиная с XVI в.

Исходя из цели исследования, автором решаются следующие задачи:

- проведен философско-религиоведческий анализ посланий Филофея;

- прослежена трансформация идей в церковной, политической и культурной сфере в XVI - XIX вв.;

- исследовано содержание понятия "Третьего Рима" в трудах отечественных философов досоветского периода и русской эмиграции;

- проведен сравнительный анализ первоначального содержания концепции Третьего Рима с ее дальнейшими интерпретациями;

- исследованы современные подходы к изучению и применению концепции.

Методологическая основа исследования.

В основу работы положен метод философского исследования авторских текстов, содержащих концепцию Третьего Рима, рассматриваемых в конкретно-историческом контексте.

Научная новизна работы обусловлена предметом и целью исследования, в котором впервые рассматривается место идеологемы "Москва - третий Рим" в философских системах отечественных мыслителей, а также ее роль в русской философии, литературе, политике в разные периоды истории. Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) развитие идей Филофея прослежено вплоть до настоящего времени;

2) показаны факторы, влиявшие на протяжении истории на трансформацию смысла концепции "Москва — третий Рим";

3) изучено влияние, оказанное теорией Филофея на религиозно-философскую, историософскую, политическую мысль;

4) показано значение образа Третьего Рима в философских работах XIX -XX вв.;

5) исследовно применение теории Филофея на современном этапе.

Теоретическая значимость исследования.

В данном диссертационном исследовании впервые проанализированы пути развития идей старца Филофея с момента их появления до настоящего времени. Полученные результаты позволяют соотнести первоначальное содержание концепции "Москва - третий Рим" с последующими интерпретациями. Использованная методика может быть применена в работе с другими памятниками русской религиозно-философской мысли, идеи которых получили дальнейшее развитие. Полученные выводы способствуют более глубокому изучению значения концепции "Москва — третий Рим" в отдельные периоды русской истории.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской философии, истории русской церкви, специальных курсов, посвященных развитию русской религиозной философии, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены на научной конференции, проходившей в 2007 году на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, "Герценовские чтения" и отражены в публикациях автора. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена и рекомендована к защите.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Теория старца Филофея создавалась как богословская в единстве религиозно-эсхатологического, политического, историко-философского аспектов. Москва, по мысли Филофея,,стала хранительницей "вечного Ромейского царства" вплоть до Второго пришествия.

2. В следующие столетия теория утратила свое единство и свою религиозную сущность: отдельные компоненты теории "Москва — третий Рим" были использованы властями Московского царства для обоснования своих прав на самодержавное правление и церковью для обоснования своего положения внутри государства и за его пределами.

3. Мессианский импульс, заданный теорией Филофея стал основой самоидентификации старообрядцев после церковной реформы патриарха Никона.

4. Несмотря на выход из употребления концепции Третьего Рима к началу XVIII в., она продолжала оказывать влияние на русское самосознание и культуру.

5. В XIX веке складываются общественно-политические, научные и философские предпосылки для включения идей старца Филофея в научный оборот и в философские системы.

6. В религиозно-философских системах B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова и Н.А. Бердяева образ Третьего Рима играет центральную роль, заключая в себе проект воплощения "русской идеи".

7. В Советском Союзе и в среде русской эмиграции сложился целый веер подходов к идее Третьего Рима: в эмигрантской среде она по-прежнему соотносилась с "русской идеей", с помощью концепции Филофея делались попытки объяснить крах Российской империи; в Советском Союзе теория стала объектом научного исторического исследования

8. В постсоветский период наблюдается плюрализм в использовании образа Третьего Рима, который может сопрягаться с геополитическими, неоевразийскими и другими идеями, при том, что далеко не все авторы исходят из первоначального содержания концепции старца Филофея.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли"

Заключение

Появление концепции "Москва — третий Рим" было обусловлено уникальным историческим моментом. На заключительном этапе создания государства Московская Русь произошло падение Византийской империи и продолжался процесс распада Золотой Орды. Московское царство оказалось независимым политически, а церковь лишилась поддержки со стороны Вселенского патриарха. Одновременно вызревают иосифлянская и нестяжательская концепции взаимоотношений церкви и власти. Религиозное сознание людей эпохи средневековья диктовало особый способ объяснения этих событий. Эсхатологические ожидания, связанные с окончанием седьмого тысячелетия, усугубляли ощущение грядущих глобальных перемен. В результате этих процессов возникает потребность в создании теории, объяснявшей сложившуюся ситуацию.

В Псковской земле, недавно присоединенной к Московскому великому княжеству описанные процессы переживаются особенно остро. Именно здесь появляется на свет концепция, которая отвечает на поставленные исторической эпохой вопросы. В послании Филофея М.Г. Мисюрю Мунехину "Против звездочетцев" соединены религиозное, историософское, политическое, этическое и антикатолическое содержание.

Концепция инока Филофея покоится на богословском фундаменте, из которого берут свое начало историософский, политический, антикатолический и другие аспекты. Избранные царства на земле хранят в себе "Вечный Рим", метафизическое царство. Это продолжается до тех пор, пока власти и церковь следуют "истинной вере". Когда они отказываются от этой миссии, "Вечный Рим" переходит в другое государство. Москва является третьим и последним хранителем "Вечного Рима", что должно отражаться в положении монарха и церкви внутри государства (политический и церковный аспекты теории), в отношениях с "отпавшими" от "истинной веры" (антикатолический аспект) и в отношениях с Богом (этический аспект).

Уже в XVI веке из цельной конструкции Филофея выделяются политический и религиозный аспекты, которые используются властями и церковью в своих интересах. В XVI - первой половине XVII вв. в сознании власти, церкви и простого населения Московской Руси закрепляются представления о себе как о государстве с особой миссией хранения истинной веры. На основе идеи богоизбранности царской власти Иван Грозный создает свою теорию самодержавной власти. Опираясь на мысль о России как о последнем православном царстве, церковь добивается учреждения патриаршества.

К середине XVII века осознание особой миссии оказалось укоренено в сознании и властей, и населения. Но, начиная с церковного раскола середины

XVII в. теория Третьего Рима выходит из употребления официальными властями и церковью. Эту роль признают за собой старообрядцы, трансформируя теорию Филофея: отныне вместилищем "Вечного Рима" становятся старообрядческие общины внутри Российского государства. В

XVIII веке употребления формулы "Москва - третий Рим" мы не встречаем нигде, кроме сочинений староверов. При этом в петровское время сохраняется традиция отнесения источника императорской власти к эпохе Древнего Рима.

В XIX веке создаются общественные, политические и научные предпосылки для начала философского осмысления роли России с опорой на идею Третьего Рима. Исторические работы Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского пробуждают общественный интерес к истории своей страны. Философские и публицистические труды П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского подготавливают почву для возвращения в философскую мысль теории "Москва - третий Рим".

В конце XIX - начале XX вв. образ Третьего Рима становится одним из центральных в философских сочинениях B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева. Именно в этот период концепция филофея сопрягается с "русской идеей", выраженной Ф.М. Достоевским. По мысли Вл. Соловьева, Третий Рим должен завершить исторический процесс объединения народов и церквей во Вселенской церкви. Н.Ф. Федоров считал, что Третий Рим — это государство, в котором должен осуществиться "всеобщий синтез" - братское воссоединение всего человечества на основе науки и религии. Н.А. Бердяев видел в теории Третьего Рима выражение национального мессианизма, который должен перешагнуть за рамки национализма и стать христианским мессианизмом. В этом должна себя реализовать русская идея.

После революции 1917 года философы русского зарубежья в попытках осмыслить сложившееся положение рассуждают о Третьем Риме в контексте народного мессианского сознания и церковно-государственных отношений. В Советском Союзе теория "Москва - третий Рим" становится предметом исторических и филологических ислледований, и, за единственным исключением - работы Д.Л. Андреева, попыток философски осмыслить концепцию не было. Даниил Андреев, используя философско-мистическую терминологию, в сущности, продолжает традицию русской философии и видит в "Третьем Риме" реализацию замысла высшего мира, искаженную сущностями нижнего мира.

После распада Советского Союза наблюдается разнообразные трактовки теории старца Филофея, зачастую далекие от ее первоначального смысла. Прослеживаются тенденции к сближению концепции Филофея с геополитическими, неоевразийскими и другими идеями, изначально не имеющими к ней отношения. При этом такие попытки имеют определенный потенциал для более глубокого изучения Отечественной истории и ее объяснения с точки зрения религиоведческого исследования.

 

Список научной литературыШушпанов, Евгений Сергеевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Алексий 1. (Ридигер), патриарх интервью 14.05.2005 http://www.patriarchia.ru/db/text/10300.html

2. Андреев Д.Л. Роза мира. М, 1992

3. Арсений Суханов. Прения с греками о вере. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=l 174

4. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. http://www.vehi.net/berdyaev/khomyakov/index.html

5. Бердяев Н.А. Евразийство, http://www.vehi.net/berdyaev/evrazis.html

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Философия свобобы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997

7. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А.Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002

8. Бердяев Н.А. Религия воскрешения (Философия общего дела Н.Ф. Федорова) // Н.Ф. Федоров. Pro et contra. Кн.1. СПб., 2004

9. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2004

10. Бердяев Н.А. Смысл истории //Бердяев Н.А.Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002

11. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004

12. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики. http://www.i-u.ru/biblio/archive/berdaev%5Ftvorchestvo/

13. Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700). В 2 тт.: T.l. М., 1999

14. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М., 1947

15. Булгаков С.Н. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // Вехи. Из глубины. М.,1991

16. Булгаков С.Н. У стен Херсониса. http://www.vehi.net/bulgakov/ /hersones.html#fitn 1

17. Вахитов Р. Вечный май // http://nevmenandr.net/vaxitov/vecnymaj.php

18. Вахитов Р. Евразийская цивилизация http://nevmenandr.net/vaxitov/eurcivil.php

19. Вахитов Р. Р. Класическое левое евразийство http://www.nevmenandr.net/vaxitov/classeurasia.php

20. Вернадский Г.В. Россия в средние века. Тверь М., 2000

21. Волкогонова О. "Русская идея": мечты и реальность http://www.philosophy.ru/library/volk/idea.html

22. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001

23. Гольдберг A. JI. Три "послания Филофея" // Труды отдела древнерусской литературы Т.29 - Л.,1974

24. Гольдберг A.JI. "Идея славянского единства" в сочинениях Юрия Крижанича // Труды отдела древнерусской литературы Т. 19 - M.-JI., 1963

25. Гребенюк В.П. "Самодержец" и "господин" великий московский князь Василий Дмитриевич // Слово и культура. Т.2. М., 1998

26. Григоренко А.Ю. Рукопись митрополита Зосимы как памятник русской средневековой культуры // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1996

27. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995

28. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

29. Гуськов А.Г., Лисейцев Д.В. От Рима к Третьему Риму. Город и вселенная. Центр и периферия. XXIII межд.семинар // Отечественная история 2004 - №3 (май-июнь)

30. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. СПб., 1999

31. Достоевский Ф.М. Полнбе собрание сочинений:в 30 тт.: публицистика и письма, т. XVIII-XXX. Т. 18:Статьи и заметки, 1845-1861. Л., 1978

32. Дугин А.Г. Консервативная революция. М., 1993

33. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.,1997

34. Дугин А.Г. Проект "Евразия". М., 2004

35. Дьяконов М. А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889

36. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.: Т.2. Ростов-на-Дону, 2004

37. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.,1997

38. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Минск, 2007

39. Зернов Н. Москва третий Рим // Путь - 1936 - № 51

40. Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Трудыотдела древнерусской литературы Т.9 — M.-JL, 1953

41. Зимин А.А. Россия на рубеже XV и XVI столетия. М., 1982.

42. Иванов В.Г. Мессианские взгляды А.С. Хомякова и B.C. Соловьева. Автореф. Дисс.к.ф.н. СПб., 2000

43. Иларион, митр. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы Древней Руси: в 20-ти тт.: Т. 1. XI XII вв. СПб., 1997

44. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Житомир, 2003

45. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993

46. История русской литературы X — XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева.1. М., 1980

47. Казанская история // Памятники Литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1975

48. Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский. Алексей Хомяков. М., 2003

49. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетии. М., 1885

50. Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика. М., 2000

51. Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 9. СПб., 1821

52. Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002

53. Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. ML, 1989

54. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Киреевский И.В.Избранные статьи. М., 1984

55. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерки исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914

56. Ключевский В.О. Сочинения. В 8 тт. Том VII. Исследования, рецензии, речи (1866-1890). М., 1959

57. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М., 1999

58. Кожинов В.В. У России нет и не может быть национальной идеи //Российское аналитическое обозрение 1998 -№ 7.

59. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001

60. Крижанич Ю. Политика. М., 1997

61. Круглова Т.В. Церковь и духовенство средневекового Пскова. http://history-310106.machaon.ru/all/numberl 5/pervajmo/kruglovaprint/ index.html

62. Кудрявцев М.П. Москва третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994

63. Кураев А.В. Ответы молодым. М., 2003

64. Курбский A.M. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XVI в. М., 1986

65. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Восток, Россия и славянство. М., 1996

66. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990

67. Лурье Я.С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV первой половины XVI в. 1. Геннадиевский кружок и теория "Москвы - третьего Рима" // Труды отдела древнерусской литературы -Т.16-М.-Л., 1960

68. Макарий, митрополит История русской церкви. Кн.4, 4.1. М., 1996

69. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901

70. Масленникова Н.Н. Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства // Труды отдела древнерусской литературы Т. 8 - M.-JL, 1951

71. Мейендорф И. Предисловие //Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Минск, 2006

72. Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры". 4.2. СПб., 1897

73. Милюков П.Н. "Очерки по истории русской культуры". Ч.З. Вып.1. СПб., 1901

74. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Владимир Соловьев: Pro et contra. М., 2000

75. Никольский Н.М. "История русской церкви". М., 1985

76. Новикова JL, Сиземская И. Русская философия истории. М.,1997

77. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идеи мессианизма в русской философии истории // Общественные науки и современность 1995 -№6

78. Памятники Древле-Русской духовной письменности: Послание Филофея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря к дьяку Михаилу Мунехину // Православный собеседник, Казань — 1861 г. — Книга II

79. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

80. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М., 200682.