автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг."
ТУБ оа
\ 3 № ^
На правах рукописи
ДАВЫДОВ Станислав Геннадьевич
ИНАКОМЫСЛИЕ В СССР В 50-е - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг.
Специальность 07.00.02 -Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации иа соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1996
Работа выполнена на кафедре отечественной истории в Московском педагогическом государственном университете им. В.И. Ленина
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор ДАНИЛОВ A.A.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор КОРОЛЕВ A.A.
кандидат исторических наук, доцент КОСАКОВСКИЙ A.A.
Ведущая организация - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
J /
Защита состоится ". ...... ..1996 г. в..7..........часов на
заседании Диссертационного Совета Д 053.01.09 в Московском педагогическом государственном университете им. В.И. Ленина по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. .Я/..ГГ...
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д.1.
Автореферат разослан «...г?А...»...... 1996 года.
Ученый секретарь Диссертационного Совета КИСЕЛЕВА Л.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На сегодняшний день очевидно, что инакомыслие как общественное явление, присущее любому социуму, не исчезло бесследно вместе с крахом тоталитарной системы, а лишь получило новые формы и идейные направления. Открытая оппозиционность правительству со стороны левых политических сил, обострившиеся межнациональные трения, перерастающие порой в вооруженные конфликты, угроза усиления доморощенного фашизма, разгул нетрадиционных религиозных культов, непростая задача формирования крайне нужного для продолжения реформаторского курса, позитивного общественного мнения ставят проблему изучения инакомыслия в совершенно новой плоскости, делают ее важнейшим моментом современной исторической ситуации.
Без тщательного изучения исторического опыта инакомыслия прошлой советской эпохи и извлечения уроков невозможно решение таких * важных вопросов, как: ка каких принципах строить взаимоотношения государства и инакомыслящих в посттоталитарном обществе, каково место и роль думающей личности в складывающейся политической системе, какие формы оппозиции допустимы и даже необходимы для поступательного развития, а какие надо изолировать от массового сознания.
Историографический анализ проблемы показывает, что тема сопротивления тоталитаризму в СССР в целом, и инакомыслие в 50-е - первой половине 60-х гг., в частности, разработана недостаточно.
Условно в историографии данной проблемы можно выделить три этапа: первый - конец 50-х - первая половина 60-х гг.; второй -вторая половина 60-х - конец 80-х гг.; третий - конец 80-х - первая половина 90-х гг. Анализ литературы позволяет провести ее условную классификацию в зависимости от концептуальной направленности работ. В основу литературы первого этапа была положена точка зрения о вступлении СССР в новый период - в стадию развернутого строительства коммунизма, главное "содержание" которого, как заявляла советская историография, составлял переход от социализма к коммунизму - создание материально-технической базы коммунизма и утверждение коммунистических начал во всех областях жизни. Идейную базу исследований второто этапа составляла концепция развитого социализма, предполагавшего бескризиспость развития общества.
В трудах третьего периода наблюдается тенденция к критическому анализу накопленного опыта. Исходя из этого, одной из характерных черт историографии первого и второго этапов следовало бы назвать акцентацию внимания исключительно на позитивном опыте, замалчивание или подачу негативных моментов как "случайных и несуществующих", что приводило к искажению реальности в ряде публикаций. Однако нельзя утверждать, что вся литература 50 - 80-х гг. заслуживает лишь критической оценки, равно как вся последующая - только положительной. Третий этап в историографии уже опирается на раскрепощенное сознание людей (в первую очередь, научной общественности), расширение источниковой базы исследований.
Обширную и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования можно условно сгруппировать следующим образом.
Первую группу составляют труды общетеоретического плана, дающие представление о происшедших изменениях в советском обществе в 50-60-гг.; социально-экономической обстановке того времени; общественно-политической атмосфере, царившей в обществе; духовном развитии СССР; что дает возможность в определенной мере проанализировать причины и предпосылки инакомыслия в стране, определить специфику проявления данного феномена. Советская историография, направленная на "научное" обоснование концепции построения коммунистического общества, в принципе отрицала существование инакомыслия в стране. Речь могла идти только об империалистическом противодействии строительству коммунизма, яростном сопротивлении "капиталистического Запада", а не о внутренней оппозиции1.
Литература второго этапа пополнила свой научный арсенал категорией "развитое социалистическое общество", в котором в связи с отсутствием почвы для конфликта личности с властью инакомыслия не было2.
На третьем этапе появляются работы, авторы которых стремятся вскрыть причины деформаций советского общества; показать, каким образом это отражалось на только на экономической, но и на
1 Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. - М., 1960; Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М., 1965 и др.
2 История Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1979; Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М, 1979 и др.
политической и духовной жизни страны; выявить, в какой степени это определяло особенности инакомыслия в исследуемый период3.
Во вторую группу входят работы, в которых разрабатывались национальные проблемы нашей страны. При Н.С.Хрущеве прошли оживленные дискуссии по различным аспектам национального строительства в СССР, появились работы крупных специалистов в области теории нации и национальных отношений (Абаев В.И., Аграмов Э.А., Исаев М.И., Ким М.П. и др.).
СССР представлялся как пример коммунистического содружества свободных и равноправных народов. Подчеркивался объективный характер процесса интернационализации русского языка. Мажорные тона, в которых были выдержаны фактически все работы по национальной проблематике, не допускали не только анализа, но и простого утверждения негативных моментов в практике национального строительства СССР4.
Во второй половине 60-70-х гг. и позже характер исследовательской тематики стал определяться необходимостью обслуживания новой идеологической концепции - развитой социализм. При написании работ сохранялась тенденция нивелировки действительности, преувеличения роли экономических факторов и единого централизованного управления в развитии республик, замалчивания некоторых фактов из истории народов и пр. Период Н.С.Хрущева отмечался как время восстановления прав депортированных народов5. Но в целом имевшая место методологическая "оснастка" просто не оставляла возможности для анализа межнациональных проблем.
Только в конце 80-х - начале 90-х гг. появляются отдельные работы, в которых авторы стараются выяснить истоки национальных конфликтов, потрясших Советский Союз во второй половине 80-х гг.; проводятся различные конференции по национальной тематике6.
3 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991; Горинов М.М., Данилов А.Л., Дмитренко В.П. История России. - Ч.Ш. - М., 1994; Зубкова Е Ю. Общество и реформы. 1945-1964 гг. - М.. 1993 и др.
4 Вихарев С В. В.И.Лешш о суверенитете союзных республик. - Минск, 1969; Каммари М.Д. Расцвет социалистический наций и их сближение в период перехода от социализма к коммунизму. - Львов, 1961 и др.
5 История национально-государственного строительства в СССР (1937-1967 гг.). - М., 1970; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972 и др.
6 Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: История и современность. - М, 1991; Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР. - М., 1993 и др.
В третью группу включены работы, раскрывающие проблемы взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в нашей стране, позиции руководства СССР к религии в исследуемый период.
Общим для работ первого и второго этапов явилось то, что безоговорочно признавался "вред" религии, заключавшийся в нарушении ею монолитного мировоззренческого идейного единства советского общества7.
В конце 80-х - начале 90-х гг. появляется ряд работ, авторы которых стремятся отойти от идеологических штампов и пытаются объективно взглянуть на положение религиозных объединений в стране8.
Четвертая группа историчесхой литературы охватывает вопросы развития советской литературы и искусства периода 50-60-х гг., установок партии и правительства к творчеству художника. Авторы литературоведческих и искусствоведческих работ исходили из теоретического постулата КПСС о том, что советский деятель искусства несет ответственность за свое творчество как "острейшее идеологическое оружие". Считалось, что духовный процесс советского общества может быть обеспечен лишь в результате целенаправленного руководства со стороны КПСС и советского государства культурным строительством, укрепления идеологических основ советской культуры. В целом историографии первого и второго эаиов, несмотря на разные концепции, положенные в основу развития общества, были присущи традиционные идеологические мотивы, главным из которых была нетерпимость к художественному творчеству с "противоположным знаком", что являлось отражением духовного дискомфорта личности9.
С начала 90-х гг. появляются работы главным образом, публицистического плана, авторы которых отходят от идеологических "шор", пытаются объективно оценить ворчество "запрещенных" ранее-писателей, художников и пр10.
7 Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М., 1982; Общество и религия. - М., 1967 и др.
8 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991, Алексеев В.А. "Штурм небес" отменяется? - М., 1992; Цыпин В. История Русской православной церкви. - М., 1994 и др.
9 Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов коммунистической культуры. - М., 1963; Коммунизм и культура. - М., 1966; Культура развитого социализма. - М., 1978 и др.
10 Взгляд. - М., 1990; Иванова Н. "Воскрешение нужных вещей". - М., 1990 и др.
К пятой группе отнесена многочисленная литература, рассматривавшая основные направления критики буржуазной и ревизионистской "фальсификации" развития советского общества в целом в 50-60-е гг., национальных отношений в СССР, положения религии11. Данные работы интересны тем, что вопреки своему предназначению давали объективную информацию о реальном положении дел. С начала 90-х гг. довольно обширный поток литературы подобного плана перестает выходить.
Шестая группа представлена литературой буржуазных авторов, посвященной рассмотрению различных вопросов, связанных с темой исследования. В первую очередь, здесь следует отметить работы, авторы которых исследуют сущность тоталитаризма как социального явления XX века в целом и собственно в СССР, что помогает понять причины и особенности инакомыслия в тоталитарном обществе12. Представляют определенный интерес и работы зарубежных авторов, раскрывающих проблемы национально!!, религиозной, духовной сфер жизни советского государства13, хотя надо учитывать не всегда достаточно взвешенный и объективный подход к освещению отдельных эпизодов, что объясняется личными симпатиями, конъюнктурными соображениями и пр.
В особую группу следует выделить переводную литературу по советской истории в целом, появившуюся в начале 90-х гг14.
Седьмую группу составляют отечественные работы собственно по темам исследования, которые появились только в последние годы15.
11 Беляев A.A. Идеологическая борьба и литература. - М., 1982; Грошев И.И., Чеченкина О И. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. - М., 1974; Критика буржуазной историографии советского общества. - М., 1972 и др.
12 Арок Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993; Желев Ж. Фашизм. - М., 1991; Поипер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992 и др.
13 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон, 1982; инакомыслие в Советском Союзе: политика, идеология и люди. - Лондон, 1975; Каррер д'Анкосс Э. Расколотая империя. - Лондон, 1982 и др.
14 Боффа Дж. История Советского Союза. - М., 1990; Хоскинг Дж. История Советского ;оюза. 1917-1991. - М., 1994 и др.
"Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. - М., 1994; Власть и оппозиция. М., 1995; Данилов A.A. история инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. -/фа, 1995; Лукин Ю.Ф. Из стории сопротивления тоталитаризму в СССР (20-80-е годы). ■ М., 1992; Пономарев В. Общестзенные волнения в СССР: от XX съезда КПСС до :мерти Брежнева. - М., 1990.
Таким образом, историографический анализ показывает, что несмотря на отражение в научной литерауре различных аспектов избранной темы, собственно проблема инакомыслия в СССР в 50-60-е гг. до сих пор не стала еще предметом специального изучения с новых позиций и в масштабе всей стране в хронологических рамках 50-60-х гг.
Предмет исследования - внутреннее противодействие тоталитаризму в СССР.
Объект исследования - инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг. как особый этап в истории оппозиции.
Цель диссертационной работы состоит в выяснении причин и предпосылок инакомыслия в 50-х - первой половине 60-х гг., определении самого термина "инакомыслие", показе достаточно широкой распространенности в советском обществе оппозиционных настроений на примере их проявлений в наиболее значимых областях общественного сознания.
Исходя из цели исследования в диссертации решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность инакомыслия как социального феномена, дать классификацию и периодизацию движения;
- выявить особенности инакомыслия в СССР в 50-х - первой половине 60-х гг., определяемые конкретной исторической обстановкой в стране в исследуемый период;
- рассмотреть основные направления и этапы движения инакомыслящих в 50-е - первой половине 60-х гг.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 50-х до середины 60-х гг. Выбор этого отрезка объясняется тем, что он имеет свою специфику отношения власти и инакомыслящих, обусловленную заменой "жесткого" тоталитаризма образца 30-х гг. на более "мягкие" его варианты. В ходе модернизации системы, сопровождаемой частичной либерализацией внутренней жизни, произошло воссоздание всех форм оппозиции - от культурной до политической, что составляет одну из особенностей тех лет и определяет хронологические рамки исследования. Смягчение политического режима и отказ от перманентного массового терора заставили власть искать новые приемы контроля над умонастроениями. Это вторая особенность, позволяющая выделить 50-е - первую половину 60-х в самостоятельный исторический период. Разбуженные "оттепелью" несанкционированные виды социальной активности граждан становятся составляющей
внутреннеполитической ситуации в стране, постепенно трансформируясь в диссидентское движение, с середины 60-х гг. приобретающее доминирующее положение в оппозиции. Это дает нам верхнюю хронологическую границу.
Источниковая база по проблеме представлена довольно широко. Условно источники можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют архивные материалы. Значительное количество документов по теме исследования сконцентрировано в Центре хранения современной документации, которой был создан на основе ведомственного архива Центрального Комитета КПСС. В работе использованы материалы общего, административного, идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф. 4, 5), протоколы заседаний Секретариата ЦК КПСС, коллекция документов ф.89 -архива Президента РФ. Данные документы отражали официальную точку зрения на происходящие в стране события, формировали определенное отношение руководства к инакомыслию. Также при работе были задействованы документы Российского центра хранения и использования документов новейшей истории (ф.17), бывшего партийного архива Пензенской области (ф.148). К работе привлечены материалы независимых архивов - Центра документации "Народный архив" и Центра документации "Мемориал".
Вторую группу источников составляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы.
Третья группа источников представлена мемуарной литературой16.
К четвертой группе источников следует отнести литературу "самиздата" и "тамиздата": работы самих участников движения1', судебные материалы и программные документы18, "тамиздатовские" журналы19 и пр.
и Аджубей А. Крушение иллюзий. Время в событиях и лицах. - М., 1991; Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление: 1953-1985. - М., 1991; Григоренко П.Г. "В подполье можно встретить только крыс" - Нью-Йорк, 1982 и др.
17 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс - Москва, 1992; ДзюбаИ. Интернационализм или русификация? - Сучастнисть, 1973 и др.
18 ВСХСОН: Материалы суда и программа. - Франкфурт-на Майне, 1976; рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. -Франкфурт-на Майне, 1978 и др.
19 "Грани" (Франкфурт), "Континент"(Мгонхен), "Новый журнал" (Нью-Йорк), "Возрождение" (Париж), "ВРСХД" (Париж - Нью-Йорк) и др.
Пятую группу источников составляют документальные сборники20.
Шестая группа представлена материалами периодической печати21.
Седьмая группа - это произведения художественной литературы того времени22.
Исследование осуществлялось посредством следующих методов: исторический и логический метод познания, позволяющий синхронное изучение различных направлений в движении инакомыслящих; анализ, синтез и историческая интерпретация информации, содержащейся в источниках, что позволяет составить целостную картину распространения инакомыслия в СССР; сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать и сопоставлять различные течения в движении инакомыслящих в СССР; историко-типологический метод, позволяющий классифицировать направления оппозиционного движения; историко-генетический метод, позволяющий рассмотреть эволюцию инакомыслия в 50-е - первой половине 60-х гг.
Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые в обещающем виде дается история инакомыслия в 50-е -первой половине 60-х гг. В СССР; определены место и роль данного периода в общей истории сопротивления тоталитаризму в нашей стране. Новым является также использование неизвестных ранее документов КПСС, КГБ, материалов ЦХСД, ЦД "Народный архив" и ЦД "Мемориал".
Практическая значимость работы состоит в том, что появлась возможность применения результатов исследования для создания обобщающих трудов по истории советского государства в 50-60-егг. При дальнейшем переосмыслении истории СССР в данный исторический период. Материалы исследования могут быть использованы также и при разработке учебных пособий, лекционных и специальных курсов по истории России.
Апробация исследования. Результаты исследования изложены в 3-х публикациях, сообщениях и докладах автора на 4 научных
20 Национальный вопрос в СССР: Сборник документов. - Мюнхен, 1975; Реабилитация: политические процессы 30-50-х годов. - М., 1991 и др.
21 Буковский В. "Я вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки..." / Незав. Газ. - 31.01.92; "О Хрущеве, Брежневе и других // АтФ. - 1990. - №№25, 27, 47 и др.
22 Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича; Дудинцев В. Не хлебом единым и др.
конференциях, были использованы в ходе учебного процесса в высшей школе.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении раскрываются актуальность, хронологические рамки исследования, формулируются цель и задачи, дается историографический анализ литературы и источниковой базы, определяется методологическая база и уточняются методы исследования.
Глава 1 "Инакомыслие в тоталитарном государстве. Особенности его проявления в 50-е - первой половине 60-х гг."
Параграф 1. "Инакомыслие как социальный феномен. Классификация движения инакомыслящих" раскрывает сущность понятия "инакомыслие", дает классификацию и периодизацию оппозиционного движения.
Сущность инакомыслия следует определить как иное мировоззрение. Инакомыслие - это всегда выражение особого мнения меньшинства общества по поводу различных аспектов жизни данного социума - идеологических, политических, экономических, этических, эстетических. Традиции инакомыслия глубоко укоренены в человеческой природе. Инакомыслие как общественно-социальное явление присутствует в жизни всех народов и во все времена.
За исключением тех форм накомыслия, что принимают социально опасный характер, иное мировоззрение в правовых государствах существует достаточно свободно. Более того, "право" на инакомыслие напрямую вытекает из основных положений либерализма, прежде всего из безусловного признания субъективных прав свободной личности, б том числе и права на свое собственное видение мира. Тоталитаризм же, как принцип организации жизнедеятельности общества, не нуждается в инакомыслии как в способе взаимоотношений ни между различными слоями, ни тем более между обществом и государством, т.к. для последовательного тоталитарного мышления государство, власть - это и есть само общество. В "закрытом" обществе влияние иного мировоззрения на
изменение правительственной политики часто возможно лишь методом создания угрожающей, взрывоопасной обстановки, когда власть уже волей-неволей вынуждена считаться с мнением народа, общества. В обычном состоянии взаимодействие мировоззрений движется в одном направлении - сверху вниз, т.е. путем насаждения официальной идеологии. Такой подход неизбежно порождает желание ликвидировать мировоззренческую "многоукладность" и унифицировать сознание людей в соответствии с госстандартами. Поэтому при тоталитарном устройстве общества инакомыслие всегда будет носить антагонический, по отношению к существующей системе или ее отдельным аспектам, характер.
Исходя из содержания и задач инакомыслия в 50-е - первой половине 60-х гг., в нем условно можно выделить несколько направлений: 1) религиозное (исследуется деятельность РПЦ, ЕХБ); 2) национальное (в работе рассматриваются движения за независимость в Закавказье, Прибалтике, Украине, России; депортированных народов за восстановление своих прав, еврейской консолидации); 3) гражданское (в котором выделяются протест творческой интеллигенции, молодежная оппозиция, движение трудящихся за социально-экономические и гражданские права).
Параграф 2 "Причины и предпосылки инакомыслия "хрущевского десятилетия" позволяет проанализировать причины, предпосылки и факторы, определившие эволюцию движения инакомыслящих в данный период.
Общей предпосылкой развернувшейся при Н.С.Хрущеве эмансипации общественного сознания являлась объективно наличествующая естественно сложившаяся многоукладность мировоззрения. Загнанные сталинским строительством "нового человека" внутрь "лишние" элементы духовной самостоятельности сохраняли свою жизненную силу, готовые в удобный для себя момент появиться вовне.
"Подходящим" моментом стало сильнейшее потрясение Системы в годы великой Отечесвенной войны; а также вхождение в состав СССР западных областей23, где масса населения исповедовала иные ценности и активно сопротивлялась "осовечиванию", и, конечно, нарастание общего кризиса режима.
Поиски выхода из него, тесно увязанные с борьбой за сталинское наследство, облегчили легализацию инакомыслия в
23 ЦХСД, ф.5, оп.30, д. 14, л.54.
"оттаявшем" обществе. Политические демарши коллективного руководства, затем Хрущева U.C., осторожный отход от перегибов прежнего правления помимо воли реформаторов сыграли роль трещины в плотине, породили несанкционированные и неконтролируемые процессы "внизу"24.
Большое влияние на судьбы иного мировоззрения оказали события в странах народной демократии, показавшие возможность существования другого - несоветсткого социализма25. Не меньшее значение имело ослабление непроницаемости "железного занавеса", приведшего к расширению познаний об окружающем мире26. У граждан СССР появляется определенная возможность сравнивать разные образы жизни, делать выводы.
Разница в видепии перспектив развития советского общества способствовала сохранению дисгармонии между управляющими и управляемыми, стимулировалса поступательное развитие инакомыслия, что в свою очередь вело к усилению борьбы с ним -нарастанию ресталинизации.
Глава II "Основные направления движения инакомыслящих в 50-е - первой половине 60-х гг."
Параграф 1 "Судьба религиозного "ренессанса" рассматривает наиболее важные вопросы взаимоотношений церкви и государства в исследуемый период.
Религиозные культы, будучи древнейшими
мировоззренческими системами, с самого начала советской власти представляли собой альтернативу господствующей идеологии, что обусловило чрезвычайно "жесткую" политику по отношению к ним со стороны государства, загнавшего церковь в "катакомбы".
Положение меняется в годы Великой Отечественной войны, когда руководствуясь задачей мобилизации всех сил на борьбу с немецко-фашистской агрессией, сталинское правительство пошло на частичное возрождение легальпой религиозной жизни в стране. Следствием ослабления силового прессинга стало укрепление материальных и духовных позиций церкви в советском обществе. С наибольшей силой этот процесс проявился с середины 50-х гг. Происходит общий подъем религиозности в стране, активизируется
24 РЦХИДИИ, ф. 17, оп. 125, д. 424, л. 64-69; ЦХДС, ф. 89, пер. 18, д. 42, л. 3-5 и др.
25ЦХСД, ф.89, пер.6, д.1, л.6.
26ГАПО, ф.148, оп.8, д.793, л.52-54; ЦХСД, ф.5, оп.30,дЛ4,л.54.
благотворительная и миссионерская деятельность церкви. Больших успехов здесь удалось достичь самым различным конфессиям. Они успешно конкурировали с официальной атеистической пропагандой: в числе вновь обращенных оказывались не только беспартийные граждане, но и представители передового отряда молодежи ВЛКСМ и члены КПСС. Многие представители интеллигенции начинают интересоваться религиозной этикой и нормами религиозного бытия, видя в них свежие и своевременные для себя положения. По всей стране идет процесс открытия новых храмов, молельных домов27. Самодеятельная инициатива здесь далеко опережала достаточные и допустимые для власти количественные рамки, что порождало конфликт и приводило к созданию незарегистрированных обществ и несанкционарованным богослужениям.
Обеспокоенное партийное руководство, оказавшееся не в состоянии переломить ситуацию в свою пользу цивилизованными методами, в конце 50-х гг. прибегает к испытанной политике зажима и репрессий, хотя оживление веры в Советском Союзе не было вызовом непосредственно режиму, да и вызовом по большому счету вообще, (кроме ряда запрещенных сект, униатского и части католического духовенства), а только естественным стремлением людей к беспрепятственному отправлению своих религиозных потребностей. Но как раз это-то составляло суть противоречия между интересами и целями коммунистической идеологии и частями верующих советских граждан.
Конечно, с религией боролись и раньше: издавали соответствующие постановления, на местах начальство не стеснялось проявлять инициативу, нарушая права прихожан, применяя к ним грубые административные методы воздействия28. Но очередная "красногвардейская атака" на веру по силе натиска превзошла эти "частные" начинания, серьезно затруднив церковную жизнь. Вместе с тем, новый погром церкви не принес власти ожидаемых результатов, лишь перевел противостояние на новый уровень и углубил конфликт.
В Русской Православной церкви, у пятидесятников и баптистов появляются верующие-диссиденты,, усиливаются антисоветские и антикоммунистические настроения в среде католического духовенства29, идет процесс оформления религиозного крыла нарождающегося правозащитного движения.
27 ЦХСД, ф.5, оп.49, д.24, л. 21-24.
28 ЦХСД, ф.5, оп 16, д.754, л.93; ЦХСД, ф.5, оп.ЗЗ, д.90, л. 111 и др.
29 ЦЦ "Мемориал" - "Архив самиздата". - №770. - с.4; ЦХСД, ф.5, оп.62, д.ЗВ, л.211 и др.
Параграф 2 "Национальная оппозиция в СССР" посвящен истории становления и развития в 50-х - первой половине 60-х гг. альтенрнативной национальной идеи, ксладывающейся из интересов различных наций и народностей Советского Союза.
Среди наиболее активно выражавших свои требования в исследуемый период находились прибалты, украинцы, прежде всего западные, и "националисты" Закавказья. Они выступали за предоставление независимости своим республикам или же ратовали за расширение автономии в рамках Советского Союза. Характерной чертой движения в западных районах на ранних этапах был большой удельный вес экстремистских форм сопротивления, что объясняется, прежде всего, сравнительно недавним вхождением Литвы, Эстонии, Латвии, Западной Украины в состав СССР30. Буржуазное прошлое продолжало определять здесь умонастроения большинства населения, возбуждая крайнее неприятие коммунистической теории и практики, находившее выход в партизанском движении, актах террора и сабботажа. Свою лепту в обострение противостояния вносила надежда на изменение международной обстановки, что, как надеялись, должно принести освобождение от советского тоталитаризма. Но постепенно происходит отказ от прямой конфронтации с новой властью, вызашшй осознанием бесперспективности такого пути к национальной независимости. С середины 50-х гг. на первый план выходят задачи сохранения сил нации, этнической чистоты, культурного своеобразия. Аналогичные задачи пытаются решать национальные движения в Грузии и Армении, где к прочим запросам добавляются требования воссоединения всех армян в рамках "Великой Армении"31.
Не менее активно боролись за свои права выселенные в 40-е гг. Сталиным И.В. народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, немцы. В движении за возвращение на Родину не было широкомасштабной партизанской войны, многочисленных подпольных организаций, отсутствовала ориентация на Запад (кроме немецкого населения).
Суть движения сводилась к восстановлению утраченных в годы войны позиций. Никаких идейных расхождений с властью, требований суверенитета не было, что подчеркивает широкое использование подписантами марксистско-ленинской идеологии для
30 ЦХСД, ф.5, оп.16, д.742, л. 19-20; ЦХСД, ф.5, оп.16, д.585, л.13 и др.
31 ЦХСД, ф.89, оп.2, д.6, л.10; ЦХСД, ф.5, оп.58, д. 19, л.24 и др.
обоснования своих претензий. Отличительной чертой "возвращенцев" был поистине общенародный характер движения, объясняемый компактностью проживания и сравнительной малочисленостью переселенных этнических групп. В вопросе о депортированных народах наиболее ярко прослеживается неповоротливость, догматическая костность советской государственной системы. Не желая идти на уступки для одних народов, в то же время восстановив автономию других, она сделала конфликт "вечным", ничего не добавив своему авторитету, теряя уважение людей, искренне веривших в идеи социализма. Еврейская консолидация носила внетерриториальный характер, т.е. не ограничивалась интересами определенной республики. Кроме того, она не опиралась на историческую память об утраченных землях или потерянной государственной независимости. Центр тяжести находился в культурнической работе, в желании жить "еврейской жизнью в СССР". Это основное в 50-е гг. течение в еврейском национальном движении. Другое - за выезд из СССР - до середины 60-х гг. не имело того превалирующего значения, как в 70-е гг., что в большой мере зависело от запретительской эмиграционной политики правительства, но также и от "иллюзий", рожденных "оттепелью". Культурническому течению также пришлось столкнуться с трудностями - противодействием властей иудаизму и влиянием Израиля. Таким образом, еврейская проблема теснейшим образом увязывалась с конъюнктурой внешней политики, что делало ее разменной "монетой" в международных играх. Государственный и бытовой антисемитизм, шаткость еврейской культурной "оттепели" рождали чувство национальной неполноценности, провоцировали усиление желания выехать из СССР32.
Параграф 3 "Гражданские движения: от нонконформизма к диссидентству" раскрывает ключевые моменты истории развития исследуемых гражданских течений.
50-е годы - время развертывания движения за социально-экономические и гражданские права. Возвращение после войны к ортодоксальной сталинской модели экономики ввергло страну в состояние глубокого кризиса, в перспективе грозившего привести к политическому взрыву. Необходимость поиска новых путей к разрешению социальных и хозяйственных проблем заставляет "коллективное руководство", позже единолично Н.С.Хрущева,
"ЦХСД, ф.5, оп.ЗЗ, л.120.
провести серию модернизаций, призванных укрепить экономику. Но все новации осуществлялись без изменения основ системы, а потому не были достаточно успешными и не удовлетворяли широкие массы народа. Неспособность правительства обеспечить насущные потребности советских граждан вела к критике внутренней политики партии, росту "ненужной" и опасной для нее социальной активности, достигшей своего пика в конце 50-х - начале 60-х гг33. В этот период серьезные волнения имели место в ряде городов (Новочеркасск, М;.ром, Темир-Тау и др.). Из общей картины волнений и забастовок выделяются выступления против незаконных действий силовых органов, что близко по духу формирующему правозащитному движению. Однако связи рабочих с интеллигентскими (диссидентскими) группами в исследуемый период практически не наблюдалось. Нет и следов серьезного изучения положения трудящихся в СССР самими диссидентами. В целом движение за социально-экономические права в 50-е - первой половине 60-х гг. находилось на конформистском уровпе.
В эстетическом конфликте с властью находилась творческая интеллигенция. Наиболее ярко это было выражено в литературной "оттепели" и начинаниях художников-модернистов. Бурное время либерализации превратило граждански настроенных писателей и поэтов в рупор передовой общественности, делая их произведениями "пеудобными", и даже "вредными" для власть держащих. Хотя протест в среде литераторов не перерос определенных границ, оставшись, так сказать, в "рамках приличия", он удостоился многочисленных разгромных . кампаний с навешиванием политических ярлыков и обвинений в измене социализму в лице соцреализма. Еще меньше интересовались политикой художники-нонконформисты, стремившиеся к свободе самовыражения, ограничению идеологического контроля, беспрепятственному обсуждению художественных произведений, объединению в творческие группы и вполне готовые идти на разумный компромисс с руководством, но также подвергавшиеся гонениям34. Тем не менее инакомыслие от искусства самим своим существованием подрывало устои тоталитаризма, раскрепощая вкус, а вместе с тем и сознание шодей.
Высокой степенью активности и политизированности этличалось молодежное движение, давшее яркие образцы
13ЦХСД, ф.89, пер.6, д.25, л.2.
4ЦХСД, ф.5, оп.30, д.320, л.15.
диссиденства35. Молодежь острее, чем любая другая социально-демографическая группа, чувствует историческое время, быстрее улавливает его требования. К тому же она меньше, чем взрослая категория населения, связана грузом стереотипов в поведении и мышлении. Особую остроту самодеятельному политическому творчеству молодежи придавало то, что "хрущевское десятилетие" являлось переломной эпохой, находясь на стыке времен - кровавых сталинских и "застойных" брежневских. Без преувеличния можно сказать, что люди до тридцати лет представляли собой авангард выступавших за возвращение к ленинским истокам, последовательное строительство социализма с "человеческим лицом". Нежелание реформаторов идти дальше определенных узко очерченных границ, подозрительное отношение к слишком "идейным" трансформировали революционный романтизм молодежи в оппозицию режиму, подготовили кадры правозащитного движения.
В заключении даны обощающие выводы исследования.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
1 .Некоторые аспекты внутренней и внешней политики СССР, способствующие развитию инакомыслия в 50-е - 60-е гг.//Научные труды МПГУ им.В.И.Ленина. Серия: Социально-исторические науки. - М.: Прометей, 1994. - Ч.Н. - стр. 140-146, 0,4 пл.;
2. Опыт классификации движения инакомыслия в СССР; исторический аспект//История: постижение смысла. - М., 1995. -стр.140-142, 0,2 п.л.;
З.К проблеме инакомыслия в высшей школе//ВУЗ и школа в новых условиях общественного развития России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 1996. -4.1. - стр. 174-176, 0,2 пл..
35 ЦХСД, ф.5, оп.30, д.351, л.43-44; л. 47.