автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Информационно-технологическая культура

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Тулинов, Константин Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Информационно-технологическая культура'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тулинов, Константин Николаевич

Введение.».

Глава I. Культура и Реальность в человеческом бытии: содержание и взаимосвязь понятий.

§ 1. Понятие культуры.

Аспекты и подход к определению содержания понятия культуры.

Анализ некоторых существующих концепций культуры

Культурные парадигмы.

§ 2. Понятие реальности.

Определение содержания понятия реальности.

Объективность реальности.

Взаимосвязь мира и человека в свете понятия реальности.

§ 3. Функционально - структурный анализ культуры.

Функции, определяемые культурой.

Модальности культуры.

Структура культурной позиции.ч.

Глава II. Информационно-технологическая культура среди культур современной цивилизации.

§ 1. Типологический ряд культур.

§ 2. Информационно-технологическая культура в сравнении с культурами других типов.

Гуманитарная культура.

Информационно-технологическая культура.

Естественно-природная культура.

§ 3. Взаимоотношение человека, техносферы и природы: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы.

Идея коэволюции и экологизации.

Идея информационного общества.

Идея гуманитаризации и гуманизации.

Контуры решения проблемы.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Тулинов, Константин Николаевич

Актуальность исследования

Современную эпоху принято называть кризисной. В глобальном масштабе речь идет о кризисе технологической (техногенной) цивилизации. В качестве его аспектов называют экологический, антропологический кризисы, кризис парадигм и систем образования, кризис гуманизма и духовности и т.д.

Общим источником этих кризисных явлений полагается феномен научно-технического, точнее, научно-технологического прогресса. С ним связываются такие явления, как дегуманизация, разрушение природной среды, техницизм как парадигма мышления и образования.

Возможны два основных направления в осмыслении феномена технологии и, соответственно, общих оснований всех этих кризисных явлений. Первое — трактовка техники, технологии в качестве средств и продуктов человеческой деятельности, а научно-технологического прогресса как формы ее осуществления. Второе — полагание их надчеловеческими, самостоятельными феноменами, определяющими деятельность людей и их жизнь в целом.

Для исследований в рамках первого направления характерны поиски способов разрешения проблем современной цивилизации в области этики, гуманизации технической деятельности и образования, которые, на наш взгляд, часто являются в той или иной мере утопическими. Концепциям второго направления свойственны представления о технике как судьбе человека и человечества, «демонизация» науки и техники, что может вести к фатализму.

Оба эти подхода раскрывают важные стороны проблемы современных кризисов. Противоречие между ними может быть снято посредством понятия информационно-технологической культуры. Технологическая метасистема (техносфера) функционирует и развивается, поскольку технологическая деятельность людей, ее ведущие ценности, цели, средства, нормы определяется этой культурой. К ней человек приобщается в процессе социализации и профессионализации, заставая ее в готовом, сформированном (по меньшей мере на уровне оснований) виде. Информационно-технологическая культурность — условие эффективности деятельности человека в рамках техносферы. Смена культурных оснований деятельности означает ее несоответствие технологической системе, т.е. неэффективность, чего человек сознательно избегает, Таким образом сочетаются человеческая деятельность в рамках технологических систем и самостоятельность, «надчеловечность» технологии.

В связи с вышесказанным представляется продуктивным рассмотрение в качестве истока всеобщего и комплексного кризиса цивилизации определенной «онтологической катастрофы»: становления мира, существующего как множество реальностей, онтологически различных, взаимодействующих и конфликтующих. В человеческом общественном бытии — т.е. в социально-философском аспекте такая расколотость мира отображается как множественность и конфликт культур современной цивилизации.

Социально-философский анализ информационно-технологической культуры, выделяемой в ряду культур технологической цивилизации, ее места и роли в современном мире является базой дм постановки проблемы комплексного кризиса и проектирования возможных путей ее разрешения.

При этом должно быть четко определено содержание понятия культуры в данном контексте. В той или иной концепции некая культура осознает сама себя и строит представление о себе. Правомерность переноса этих представлений на все культуры, на культуру вообще представляет собой проблему. Поэтому, определяя понятие культуры, следует критически подойти к существующим концепциям.

Степень разработанности проблемы

Можно выделить несколько источников формирования концепции информационно-технологической культуры как аспекта современной социокультурной ситуации. Это, во-первых, различные концепции культуры вообще, как характеристики социального и человеческого бытия; во-вторых, философия науки и техники, а также анализ понятий «информация», «технология»; в-третьих, различные варианты осмысления современных кризисов и путей их преодоления; в-четвертых, проблемы гуманизма, человека и его места в современном мире. Надо учесть, что эти аспекты разделяются весьма условно, и многие работы в той или иной мере рассматривают эти вопросы в комплексе.

Констатация существования множества определений, концепций, теорий культуры, многозначности этого понятия давно стала общим местом. При построении рабочей концепции использовались работы в области философии и социологии культуры B.C. Библера, И. Витаньи, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, JI.H. Когана, Э.С. Маркаряна, А. Моля, М.К. Петрова, В.М. Розина, В.В. Сильвестрова, Й. Хейзинги, Н.З. Чавчавадзе.

Другим источником при построении концепции являются наработ- ' ки в области философии науки и техники. Здесь можно назвать таких авторов, как H.A. Бердяев, Г.Н. Волков, В.Г. Горохов, JI. Мэмфорд, М.А. Розов, X. Сколимовски, B.C. Степин, М. Хайдеггер, B.C. Швырев, Ж. Эллюль, П. Яних. Понятие «технология» в его современном значении анализировали, в частности, Э. Агацци, А.И. Ракитов, В.М. Розин; понятие «информация» в технологическом контексте — H.JI. Муслехишвили, Ю.А. Шрейдер, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул.

Философские исследования кризиса цивилизации в различных аспектах и путей его разрешения проводили Р. Гвардини, К. Маркс, H.H. Моисеев, X. Ортега-и-Гассет, А. Печчеи, X. Сколимовски, А. Тоф-флер, Э. Фромм, Ж, Эллюль. Комплексным рассмотрением бытия научно-технологической системы в современном мире как основания кризисных явлений характеризуются работы Э. Агацци, В. А. Кутырева.

Проблемы гуманизма, гуманизации современной науки, техники и образования, а также гуманистические аспекты культуры исследовали Д.Ж. Валеев, A.A. Гусейнов, С.Н. Иконникова, А.П. Назаретян, И.М. Орешников, Ч. Сноу/ В.ШФиногентов, И.Т. Фролов. Проблемы технического образования, технического творчества и подготовки современных инженеров изучаются, в частности, В.И. Белозерцевым, А.Б. Курловым, Ф.С. Файзуллиным, JI.A. Ширяевым.

Цели и задачи исследования

Цель исследования — провести социально-философский анализ информационно-технологической культуры, который поможет осуществить постановку проблемы современного комплексного кризиса технологической цивилизации в социокультурном аспекте.

В соответствии с поставленной целью исследования в диссертации решаются следующие задачи: определение концептуальных, теоретических и методологических оснований исследования: подхода к рассмотрению культуры, содержания понятия «культура», инструментария анализа культуры; выделение типологического ряда культур в рамках технологической цивилизации как инструмента анализа социокультурной ситуации; анализ информационно-технологической культуры и информационно-технологической реальности, специфики информационно-технологической культуры в сравнении с другими культурами выделенного типологического ряда; раскрытие взаимоотношения и взаимодействия информационно-технологической и других культур; постановка проблемы сущности кризиса во взаимоотношениях людей между собой, с природой и техносферой в контексте представлений об информационно-технологической и других культурах выделенного типологического ряда; построение общих контуров возможных путей разрешения поставленной проблемы, раскрытие содержания понятий гуманизации и гуманитаризации в этом контексте.

Новизна исследования

1. Введено функциональное определение культуры как способа выполнения универсального (т.е. свойственного любому человеку и любому обществу как таковым) комплекса функций в системе отношений «человек — мир» и в социальной системе.

2. Для анализа культуры на уровне индивида введено понятие культурной позиции, выявлена ее структура. Для человека в определенной культурной позиции внешний мир не дан непосредственно, а представлен опосредованно, через культуру, как определенная реальность. Содержание культурной позиции — это определяемая данной культурой организация взаимоотношений человека с внешним миром.

3. Раскрыта сущность и роль в технологической (техногенной) цивилизации информационно-технологической культуры, входящей в выделенный типологический ряд, включающий в себя также гуманитарную и естественно-природную культуру. Выявлено содержание основных ценностей информационно-технологической культуры и специфика выполнения ею экзистенциальной функции на основе тезиса о ее принадлежности к созерцательному парадигмальному типу.

4. Выдвинута и обоснована гипотеза о невозможности монополизма какой-либо из культур выделенного типологического ряда, или о неизбежности конфликта и невозможности подчинения друг другу мира человеческого Творческого духа, мира Технологии, мира Биосферы; это означает проблематичность перспектив как информатизации и технологизации общества, так и его гуманизации и гуманитаризации, а также коэволюцион-ной стратегии во взаимоотношении с природой в принятом смысле этих понятий.

Методологические предпосылки анализа

Важнейшими методами, использованными в работе, являются системно-функциональный подход при рассмотрении культуры и использование идеальных типов в качестве инструмента анализа.

Различные теории и концепции культуры рассматривались как тексты, выражающие само-осознание неких культуры, близких к тому или иному типу, и анализировались под этим углом зрения.

Онтологические и методологические предпосылки анализа принимались с учетом работ B.C. Библера, Б.С. Галимова, М.С. Кагана, Г. Копылова, А.Ф. Кудряшева, C.B. Попова, В.М. Розина, А.И. Селиванова, В.Н. Финогентова, B.C. Хазиева, Г.П. Щедровицкого.

Теоретическая и практическая значимость работы

Предложенный подход и понимание культуры может применяться для анализа различных проблем культуры и межкультурного взаимодействия. Раскрытое в работе понятие информационно-технологической культуры может быть использовано при рассмотрении проблем взаимоотношений людей с техникой и технологией, формы и содержания инженерно-технического образования.

Выводы и идеи диссертации могут быть использованы при чтении различных социально-гуманитарных дисциплин — философии, культуро логии и др., а также специальных и элективных курсов, связанных с философией и историей науки и техники.

Кроме того, концепция, развиваемая в диссертации, может послужить основой для разработки проектов изменения системы образования и педагогической практики, призванных в определенной мере способствовать разрешению современных кризисных явлений.

Апробация работы

Основные положения диссертационого исследования докладывались и обсуждались на ряде научно-практических конференций:

10

На региональной научно-практической конференции «Философия, наука и техника в свете новой культурной парадигмы» (Уфа, 1997 г.);

На межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания и образования». (Уфа, 1998 г.);

На всероссийской научно-практическая конференция «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе». (Пермь, 1999 г.).

Результаты исследования были апробированы также на семинарских занятиях по философии на различных факультетах УГНТУ. Диссертация обсуждалась на заседаниях и методологических семинарах кафедры философии УГНТУ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информационно-технологическая культура"

Заключение

Рассмотрение взаимоотношений людей, природы и техносферы в аспекте взаимоотношения культур — гуманитарной, естественно-природной и информационно-технологической — представляется продуктивным для поиска путей выхода из современного комплексного кризиса, частными проявлениями которого являются экологический, антропологический кризисы, кризис науки и образования.

Основным выводом из такого рассмотрения является тезис о невозможности монополизма какой-либо из выделенных культур и необходимость их равноправного диалога, который в онтологической плоскости предстает как «диалог миров».

Итак, «начинается новый эон, где человек должен научиться заново мыслить. Мыслить, не постулируя единого существования и мира. Мыслить, понимая, что любая онтология — это прежде всего авторские языковые и ментальные конструкции. Мыслить, принимая в расчет . любые реальности»1.

Парадигме общения соответствует понимание Мира как континуума многих реальностей. «.Единство Реальности и мышления не может быть достигнуто в онтологической плоскости, . общий контекст для разных реальностей — это современная коммуникация, предполагающая такой компромисс, который позволяет не только нам реализовывать свои ценности,

1 Философия техники: история и современность. / Под ред. Розина В.М. — М/.ИФРАН, 1997.—С. 57. но дает возможность реализовывать ценности всем остальным участникам коммуникации»1.

Конкретные практические действия, способствующие становлению парадигмы общения, и проекты изменений образовательной системы, основанные на изложенной концепции, должны стать предметом последующих исследований.

1 Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность. // Вопросы философии.— 1996.— №11.— С. 62.

 

Список научной литературыТулинов, Константин Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. —М.: Вла-дос, 1994. — 336 с.

2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма. // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 3-13

3. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. —М.: МФФ, 1998. — 344 с.

4. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. — М.: Руссо, 1995. —528 с.

5. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986. —184 с.

6. Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г. Философы анализируют феномен техники // Вопросы философии. — 1986. — № 12.

7. Арсеньев A.C. Десять лет спустя. О творческой судьбе C.J1. Рубинштейна // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 43-68.

8. Арсеньев A.C. Размышление о работе C.J1. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 130-160.

9. Багаутдинов A.M. Взаимосвязь духовности и морали как условие выживания человечества // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 84-86.

10. Барулин B.C. Социальная философия. — М. Изд-во МГУ, 1993. — 364 с.

11. Батшцев Г.С. Культура, природа и псевдоприродные феномены в историческом процессе // Проблемы теории культуры. — М., 1977.

12. Батшцев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии C.JI. Рубинштейна // Вопросы философии. — 1989. — № 4. — С. 96-130.

13. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. — М., 1987.

14. Белозерцев В.И. Природа технического творчества и проблема личности инженера как субъекта цивилизации антропогенного типа // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997, —С. 20-24.

15. Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. —М.: Приволжское книжное изд-во, 1970. — 351 с.

16. Бердяев H.A. Человек и машина. // Вопросы философии. —1989. — № 2. — С. 143-159.

17. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации. // Философские науки. — 1988. — № 1. — С. 25-36.

18. Бестужев-Лада И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях научно-технического прогресса. — М., 1986.

19. Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 75-93.

20. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. — 1989. — № 6.

21. Бикметов Е.Ю. Образование в контексте критериев духовности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXIвека. Материалы науч.-практ. конф. —Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 86-88.

22. Бунте М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму // Вопросы философии. — 1994. — № 6. — С. 42-46.

23. Взаимодействие общества и природы. — М., 1986. — 287 с.

24. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996. —204 с.

25. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы.1. М., 1997,—253 с.

26. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. — М., 1976.

27. Вопросы кибернетики №181. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. — М., 1995.

28. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.

29. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии. — 1992.6. —С. 125-132.

30. Галимов Б.С., Селиванов А.И. Философская модель мозаичности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997.

31. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. — 1990. — №4. —С. 127-163.

32. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. —М., 1986.

33. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Обособление проектирования: от утопий к социальному институту. Мышление дизайнера. Отчет ВНИИТЭ, — М., 1967.

34. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. —М., 1989.

35. Горохов В.Г. Философско-методологические проблемы исследования технических наук (обзор зарубежной литературы) // Вопросы философии. — 1985. — № 3. — С. 128-137.

36. Григорьев В.М. Наука и техника в контексте культуры. — М., 1989.

37. Гуд Г.Х., Маколл Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. — М., 1962. — 457 с.

38. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд. Ростовского ун-та, 1979. — 364 с.

39. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии. — 1998. — № 8.

40. Джонс Дж. К. Методы проектирования. — М.: Мир, 1986. — 326 с.

41. Донцов А.И., Баксанский O.E. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 7590.

42. Духовность: традиции и проблемы. Межвузовский сборник научных статей. — Уфа: Изд-во БГУ, 1991.

43. Ерасов Б.С. Социальная культурология.: В 2 ч. —М.: Аспект-Пресс, 1994.

44. Зимин Б.Н., Шулер В.А. Забытая наука? // Вопросы философии. —1989,—№6.

45. Зинченко В.П. Наука —неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. — 1990. — № 1.

46. Зинченко В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. —1986.—№7.

47. Злобина Т.П., Куликов Г.Г. Некоторые системные аспекты интеллектуально-творческой деятельности инженера // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 50-52.

48. Игнатовская Н.В. Природа как ценность культуры. — М., 1987. — 233 с.

49. Игнатьева И.Ф. Антропология техники. Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 1992. — 130 с.

50. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. — 1999. — № 5.

51. Искусственный интеллект. Справочное издание.: В 3 кн./ Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. — М., 1990.

52. Ишембитова З.Б. Оптимизация социокультурной функции образования // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 30-33.

53. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

54. Каган М.С. Философия культуры. —СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996, — 416 с.

55. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

56. Кант И. Критика способности суждения. — М., 1966.

57. Карлов H.B. Преобразование образования // Вопросы философии. —1998.—№ 11. —С. 3-19.

58. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: ко-эволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995. — 350 с.

59. Катасонов В.Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники // Вопросы философии. — 1989. — № 12.

60. Кемеров В.Е. Концепция социальной реальности // Вопросы философии. — 1999. — № 5.

61. Киселев Г.С. »Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. — 1999. — № 1.

62. Клакхон К., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. Вып. 2,—М., 1992.

63. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. —1989,—№5.

64. Ковальчук С.А. Роль культурных традиций в самоорганизации общества // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. —С. 82-84.

65. Коган Л.Н. Теория культуры. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. —160 с.

66. Копылов Г. Научное знание и инженерные миры. // Кентавр. — 1996.1, —С. 16-22.

67. Копылов Г. Хроника загубленного мира // Кентавр. — 1996. —№ 17.1. С. 10-19.

68. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. — М., 1998. — 278 с.

69. Корягин А.Н. Отношение человека к миру как основа типологии деятельности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. —Уфа: Изд-во БГУ, 1997. —С. 44-46.

70. Кочергин А.Н. Техногенная цивилизация и ее кризиС. // Проблемы формирования личности инженера как профессионала-гуманиста. — Ульяновск: Изд-во УлПИ, 1993. — 4.1. — С. 7-9.

71. Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 5-8.

72. Кудряшев А.Ф. Предельные основания знания и картина мира // Научная картина мира как феномен культуры. — Уфа, 1992.

73. Кузнецов H.A., Муслехишвили Н.Л., трейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. — 1999. — № 1.

74. Куликова М.В. Человек и природа: в поисках экологической этики // Наука и ценности. — М., 1987.

75. Культура: теории и проблемы. / Т. Кузнецова, В. Межуев, И. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. — 279 с.

76. Культурология. Под ред. Радугина A.A. — М.: Центр, 1996. — 400 с.

77. Кунафин М.С. Духовность и техногенный прогресс // Духовность: традиции и проблемы. Межвузовский сборник научных статей. — Уфа: Изд-во БГУ, 1991. — С. 56-63.

78. Кунафин М.С. От индустриального к информационному обществу: два образа мира // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997.

79. Кунафин М.С. Роль знаний в структуре образования // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. —С. 54-55.

80. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Изд-во «Нижний Новгород», 1994. — 199 с.

81. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. — 1994. -№7-8.

82. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. — 1996. — № 11. — С. 23-31.

83. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. — 1994. — № 6. — С. 22-28.

84. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 30-42.

85. Лившиц Р.Л. Концепция коэволюции и стратегия самоограничения // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 103-106.

86. Лойфман И.Я. Максимы реального гуманизма на рубеже XXI века // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 90-91.

87. Лотман Ю.М. Избранные статьи. — Таллинн, 1992. — Т. 1.

88. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — Таллинн, 1992.

89. Малахов Н.Е. Две концепции преподавания экологических знаний // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 179-180.

90. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — 284 с.

91. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.42.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.46, ч. I.

93. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. — 1993, №11.

94. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

95. Мартишина Н.И. К определению понятия «информационное общество» // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. —Уфа: Изд-во БГУ, 1997, —С. 131-133.

96. Мемфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

97. Методология и социология техники. — Новосибирск, 1990.

98. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. — М., 1997.

99. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — 206 с.

100. Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. — 1999. — № 8.

101. Миянов А.Ф., Миянов P.A. О гуманизме и гуманитаризации образования // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 160-162.

102. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии.1998, —№8. —С. 26-32.

103. Моисеев H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. — 1993. — № 3.

104. Моисеев H.H. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь.1997, январь-август.

105. Моисеев H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. — 1999. — № 4.

106. Моисеев H.H. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. — 1992. — № 3.

107. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. — М., 1990.

108. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М.: Тривола, 1994. — 272 с.

109. Морфология культуры: структура и динамика. — М.: Наука, 1994.

110. Муслехишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии.1996,—№11, —С. 3-22.

111. Мячин Ю.Н. Человек в природе и природа в человеке // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 40-42.

112. Назаретян А.П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. —1992. — №5.

113. Назаретян А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. — 1991. — № 6.

114. Наука и культура (материалы круглого стола) // Вопросы философии.1998.—№10.—С. 3-38.

115. Наука и ценности. / Под ред. Кагана М.С. — JI.,1990.

116. Неретина С.С. Личность через схематизмы культуры // Вопросы философии. — 1990. — № 5.

117. Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — 452 с.

118. Носов H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии. —1999.10.

119. Огурцов А.П. Отчуждение и человек. // Человек, творчество, наука. — М.: Наука, 1967.—206 с.

120. Орешников И.М. Еще раз о значимости и системном характере гуманитаризации высшей технической школы // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 172-176.

121. Орешников И.М. О гуманистической ориентации нового эпохального мышления // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997.

122. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? —Изд. Мордовского ун-та, 1992.

123. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1989. — № 3-4.

124. Ортега-и-Гассет X. Размышление о технике // Вопросы философии. — 1993.—№7.

125. Основы современной цивилизации: человек и общество. —М., 1992.

126. Пацула A.B., Пацула В.Я. Пролегомены к дискуссии о термине «экологизация» // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 139-140.

127. Перспективы информатизации общества. —М., 1990.

128. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 79-92.

129. Петров М.К. Язык, знак, культура. —М.: Наука, 1991. — 328 с.

130. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1980. — 269 с.

131. Полани М. Личностное знание. — М., 1985. — 314 с.

132. Попов С. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска» // Кентавр, 1994. — № 3.

133. Проблемы теории проектирования предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Вып. 8. — М., 1974.

134. Проблемы философии культуры: Опытисторико-материалистического анализа. / Под ред. В.Ж. Келле. — М.: Мысль, 1984. — 325 с.

135. Проблемы формирования личности инженера как профессионала-гуманиста. — Ульяновск: Изд. УлПИ, 1993.

136. Пронина М.М. Гуманизация образовательных систем // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997, —С. 162-164.

137. Пронина М.М. О гуманизме как общественном идеале XXI века // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997.

138. Прохоров A.B., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. — 1989. — № 6.

139. Ракитов А.И. Информатизация общества: состояние, структура, перспективы // Перспективы информатизации общества. — М., 1990.

140. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. —М.: Политиздат, 1991.—287 с.

141. Раппапорт А.Г. От определения проектирования к его теории. Труды ВНИИТЭ. Вып. 8. — М., 1974.

142. Рахматуллин Р.Ю. К вопросу об абсолютных онтологических основаниях человеческой деятельности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 20-23.

143. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании // Вопросы философии. — 1996. — № 9. — С. 169-177.

144. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. —М.: ЧеРо, 1996. — 288 с.

145. Розин В.М. «Существование» и «реальность»: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии, 1994. — № 3-4.

146. Розин В.М. Выступление на круглом столе «Познание и проектирование» // Вопросы философии. — 1985. — № 6.

147. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. —1985. — № 10.

148. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. —Красноярск, 1989.

149. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. — 1996. — №11. — С. 57-64.

150. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии. — 1996. —№ 3. — С. 19-28.

151. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. —М., 1993.

152. Рополь Г. Техника как противоположность природы // Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

153. Рыбаков Н.С. От мировоззрения — к постмировоззрению? // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 3-5.

154. Савельев В.Ф. Подозрения к формированию замысла гуманизации образования // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997, —С. 176-178.

155. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 61-74.

156. Садриев М.М., Алтайская P.P. Объективная основа инженерного творчества. Техническое творчество как феномен культуры // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997, —С. 45-47.

157. Свасьян К.А. Судьбы математики в истории познания Нового времени // Вопросы философии. — 1989. — № 12.

158. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. —М.: SvR-Apryc, 1994. — 112 с.

159. Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

160. Смирнова М.Х. Общечеловеческая духовность и проблема творчества // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 29-30.

161. Смолян Г.Л., Шошников К.Б. Феномен персональной ЭВМ философ-ско-методологический аспект // Вопросы философии. — 1986. — № 6.

162. Сноу Ч. Две культуры и научно-техническая революция. —М., 1973. — 256 с.

163. Современные технологии обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза. Тез. докл. межвузовской научно-методической конференции. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997.

164. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. —М.: Политиздат, 1992. —543 с.

165. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. — М., 1986. — 412 с.

166. Социально-философские и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации // Вопросы философии. — 1986. — № 9-11.

167. Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000 г. — 99 с.

168. Социокультурные утопии XX века. Вып. 4. — М., 1987.

169. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. 1991. — М., 1992.

170. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — М.: Контакт-Альфа, 1995. — 384 с.

171. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.: ИФРАН, 1994. — 274 с.

172. Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. — М.: Мысль, 1985. — 158 с.

173. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек // Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX в. — М., 1986.

174. Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — 231 с.

175. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития.—М., 1996. —203 с.

176. Тютюнникова Е.В. Особенности научной деятельности и научного знания в информационную эпоху // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 136-138.

177. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. — М.: Луч, 1993.

178. Файзуллин Ф.С., Сулейманов М.Н., Курлов А.Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. Москва — Уфа, 1990. — 144 с.

179. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.1. М.: Наука, 1991. —136 с.

180. Философия и социология науки и техники. — М., 1987.

181. Философия техники в ФРГ. — М. : Прогресс, 1989.

182. Философия техники: история и современность. / Под ред. Розина В.М.1. М.: ИФРАН, 1997. — 283 с.

183. Философия, наука и техника в свете новой культурной парадигмы. Тез. докл. региональной научно-практической конференции. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997 г. —115 с.

184. Финогентов В.Н. Детерминизм как основание научной картины мира и принцип практической деятельности // Научная картина мира и научно-технический прогресС. Тез. докл. — Уфа, 1986. — С. 18-21

185. Финогентов В.Н. О локальности смысла и достоинстве человека // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. —Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 16-20.

186. Флоренский П.А. Homo faber // Половинкин С.М. Флоренский П.А.: логос против хаоса. — М., 1989.

187. Фромм Э. Душа человека. — М.: Изд. АСТ-ЛТД, 1998. — 664 с.

188. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. — 415 с.

189. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3.

190. Хазиев B.C. Контуры новой философии России // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Материалы науч.-практ. конф. — Уфа: Изд-во БГУ, 1997. — С. 53-56.

191. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе.—М., 1986.

192. Хилл П. Наука и искусство проектирования. — М., 1973. — 322 с.

193. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. —Тбилиси: Мецниереба, 1984. —173 с.

194. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. —М., 1990,—232 с.

195. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. — 1998. —№8. — С. 33-38.

196. Швырев B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии. — 1985. —№ 6.

197. Шеменев Г.И. Философия и технические науки. — М.: Высшая школа, 1979. —120 с.

198. Ширяев J1.A. Образование, творчество и прогресс общества // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. —Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 3-7.

199. Школенко Ю. Безграничность гуманизма // Общественные науки и современность. — 1992. — № 4.

200. Штейнберг В.Э. Творчество и технологическое развитие образовательных систем // Творчество и развитие образовательных систем. Тез. докл. — Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. — С. 24-27.

201. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов.— М., 1983.

202. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно-структорное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986 г. —М.: Наука, 1987.

203. Щедровицкий П.Г. Деятельностно-природная система // Человек и природа, 1987. —№ 12.

204. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

205. Юревич А.В., Цапенко И.П. Мифы о науке // Вопросы философии. — 1996,—№9.

206. Яних П. Физика естественная наука или техника? // Философия техники в ФРГ. —М.: Прогресс, 1989.

207. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. — 1996. — № 3. — С. 29-35.

208. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.

209. Barral М. R. Can humanism survive technology? // The XVth World congress of phylosophy. — Sophia, 1979. — Vol. 6.

210. Buchanan A. Ethics, Efficiency, and the Market. — Totowa, 1985.

211. Huertas-Jourda J. Time, technology and culture. // The XVth World congress of phylosophy. — Sophia, 1979. — Vol. 6.

212. Kasprzyk S.F. On the concept of technology and its relation to science and technic. // The XVth World congress of phylosophy. — Sophia, 1979. — Vol. 6.

213. Nietmann William D. Technology as a fact of life. // The XVth World congress of phylosophy. // The XVth World congress of phylosophy. — Sophia, 1979. —Vol. 6.

214. Tennessen H. Against scientism and the chimerical humanistic/scientific dichotomy. // The XVth World congress of phylosophy. — Sophia, 1979. — Vol. 6.