автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Институционализация образования

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Нечаев, Валерий Яковлевич
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Институционализация образования'

Текст диссертации на тему "Институционализация образования"

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Специализированный совет (Д 053.05.67) по социологическим наукам

Институционализация образования (опыт методологического анализа)

специальность 22.00.06 - Социология духовной жизни

диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук .

На правах рукописи

НЕЧАЕВ Валерий Яковлевич

Содержание

Введение ........................................................3

1. Роль образования в социализации и институционализации .... 32 человеческого поведения

1.1. Социализация и учение......................................34

1.2. Роль образования в культурогенезе личности ..............52

1.3. Образование в институционализации структур общения, . 64 ролевого поведения

1.4. Институционализация структур социализации и обучения . 73

2. Генезис школы как социального института..........................90

2.1. Предшествующие школе институты социализации и . . . 91 образования

2.2. Дисциплинарное обучение..............................104

2.3. Этапы становления структурных элементов современной . 122 школы

3. Система образования в современной цивилизации..................125

3.1. Функции школьного образования............................126

3.2. Принципы построения современной системы образования 145

3.3. Инфраструктура системы образования и сфера образования 166

4. Социально-групповая институционализация в образовании..........179

4.1. Образование как фактор социально-групповой..............181

дифференциации

4.2. Основания социальной структуры сферы образования. ... 187

4.3. Особенности социально-ролевых позиций учителей ... . 190 . (обучающих)

4.4. Особенности социально-ролевых позиций учащихся .... 203 . (обучающихся)

4.5. Роль учебно-педагогического коллектива в образовательно- 210 педагогическом процессе

5. Нормативная модель в образовании. Пути оптимизации образования 221 в социокультурном прогрессе.

5.1. Направления моделирования образования...........221

5.2 Стандартизация в образовании................234

5.3. Регулирование и управление в системе образования ... . 242

5.4. Инновации в образовании....... ......................264

Заключение................ ............................281

Список использованной литературы................................289

"Все больше и больше будущее человечества представляет собой бег наперегонки между образованием и катастрофой." Герберт Уэлс.

Введение

Выделим три группы обстоятельств, которые могут быть отнесены к обоснованию актуальности предложенной темы диссертации. Во-первых, это та ситуация, которая сложилась в сфере образования. Нам важно проследить, какие аспекты сложившейся проблемной ситуации в сфере образования более остро нуждаются в научной рефлексии, в теоретической и методической поддержке, причем той, которая не оказалась бы "медвежьей услугой". Во-вторых, выбор темы был обусловлен тенденциями развития социологии образования как отраслевой социологической науки. Надеемся убедить читателя, что предложенное исследование актуализирует принципиально важное направление предметной области социологии образования, а наше исследование вносит в него новые фрагменты, достойные теоретической дискуссии. Наконец, к данной теме нас привели личные обстоятельства, научные интересы автора; они не ситуативны, вызревали в профессиональной работе в этой области.

Образование оказывает решающее воздействие на культурогенез современного человека. Значительны его масштабы. В среднем на двух занятых в народном хозяйстве приходится один учащийся. Развитые страны приступают к реализации концепции непрерывного образования, а это означает, что по существу все население будет охвачено теми или иными формами обучения. Вместе с тем, цивилизация испытывает кризис в системе образования. Сложилась и все более углубляется диспропорция между потенциями человеческой культуры, достижениями общества и культурой масс. Никогда еще человечество не использовало со столь низким коэффициентом полезного действия свои мощные ресурсы, научные открытия, новые технологии, информационные системы. Все более ощутим разрыв между достижениями, профессиональным мастерством отдельных выдающихся личностей и действиями в этой области

основной массы работников. Вызывает тревогу разорванность человеческой культуры. Специалисты замыкаются в своем предмете, перестают видеть ближайшие последствия собственных действий, ослабло взаимопонимание между ними, растут препятствия коммуникации того, что могло бы стать достоянием общего опыта. В конечном счете это приводит к росту катастроф, причиной которых чаще оказываются неосторожные, непродуманные, некомпетентные действия людей.

Технологический прогресс в трансляции информации ведет к появлению принципиально новой семантики знаково-коммуникативных систем, что сопоставимо с появлением письменности и книгопечатания. Дискурс современной цивилизации все активнее поддерживается средствами художественно-образного содержания, семантика дискурса становится более многомерной, виртуальной. А это вызывает необходимость более глубокого понимания и освоения механизма передачи подрастающим поколениям новых социокодов.

Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Молодой человек, претендуя на профессию среднего уровня квалификации должен учиться не менее тринадцати лет, а для профессий высшей квалификации срок обучения доходит до двадцати лет. Опускается и нижняя граница включения в систематическое обучение, образование вторгается в ранний детский возраст, по существу не располагая четкими представлениями о психофизических последствиях такого вторжения. Наиболее ответственные фазы обучения выпадают на период социального самоутверждения человека - профессионального, семейного, гражданского. Затянувшееся обучение, длительное ожидание карьеры, также как и разочарование от несостоявшихся надежд на образование в профессиональной карьере дают свои плоды инфантильности. Молодые люди все чаще оказываются в стрессовых ситуациях, пополняя криминогенную среду.

Трудности образования усугублялись болезненными процессами, десятилетиями переживаемыми советским и постсоветским обществом. На фоне насаждения догматизма, жестокой борьбы с инакомыслием оскудевала духовная жизнь, предавались забвению целые пласты культурно-исторического наследия народа, поддерживалась изоляция от мировой цивилизации. Все это крайне ос-

лабляло способность усваивать и широко использовать то ценное, что возникало в отечественной и мировой педагогике. Тоталитарный механизм управления сферой образования, акцент на административные методы вели к подавлению инициативы, творческого подхода к содержанию и организации учебного процесса.

Однако и нынешняя общественная ситуация в России далеко не способствует полноценному развитию образования. Определенному творческому оживлению, происходящему на волне реформаторства сопутствует ухудшение материального положения большей части населения, особенно коснувшееся работников образования. К числу негативных, на наш взгляд, следует отнести существенное снижение в притязаниях общества на ценз образования - а именно переход с обязательного "общего среднего образования" на фактически "неполное среднее образование". В правящей элите довлеет стремление переложить заботы в материальной поддержке сферы образования в форме платного обучения на семью, в то время как материальные средства все большей мере концентрируются в узкой группе лиц. Тем самым от качественного образования потенциально отсекается значительная часть талантливой молодежи.

В духовной жизни сняты прежние препоны, однако общество оказалась незащищенным от разгула низкопробной культуры. Особенно трудной для школы стала ситуация, при которой она не располагает надежной системой ориентиров, опирающейся не только на мировые, но и на национальные культурные достижения.

И во "вполне благополучных" странах Запада к происходящему в сфере образования относятся если не с опасением, то с тревогой. Долго можно перечислять симптомы кризиса, но наиболее явный среди них - общее падение интереса к образованию. По традиции оно продолжает выполнять селективную функцию, вызывая стремление "получить" "престижное", "качественное", "элитное" образование, и по-прежнему образование служит средством вертикальной мобильности. Но это уже давно не страсть "к образованию", "к образованности", не "жажда знаний". Весьма заметный индикатор - это утеря престижности педагогического труда, снижение его рейтинга среди молодежи. Конкурс в педагогических вузах существенно уступает не только экономиче-

ским и юридическим, но и ряду других специальностей. Со школьной и студенческой скамьи молодые люди наглядно убеждаются, в какую трудную и неблагодарную ситуацию поставлен нынешний преподаватель.

Новации в технологиях и методах обучения существенно отстают от запросов практики, тем самым сдерживается проявление интереса, творческой инициативы. Школьное обучение ассоциируется с чем-то рутинным, обременительным. Оно испытывает жестокую конкуренцию со стороны СМИ, которые вытесняют профессиональное педагогическое воздействие чаще суррогатами познавательных занятий, рекламируют подрастающему поколению иллюзорное окно в мир, как доступное, непринужденное, увлекательное. Как вернуть былой интерес к школьному образованию, или подыскать, взрастить новый интерес?

А может быть на приближающемся рубеже тысячелетий следует более пристально присмотреться к действующему не первое тысячелетие институту образования, попытаться понять: Что конкретно оно способно сохранить за собой на длительную историческую перспективу, отсечь неоправданные ожидания, более четко обозначить и оптимально задействовать его обустроенную нишу в динамичном общественном процессе? Как школьное образование должно само войти в новое и гуманное общество и чем способно помочь сделать этот шаг современному человеку?

Представим себе мысленный эксперимент удаления образования из общественных структур. На практике подобный эксперимент неосуществим, поскольку закрытие учебных заведений не будет означать прекращение образования. Мы помним, когда пресекалось или ограничивалось действие определенных официальных организаций, они появлялись в своей нелегальной форме - в виде "подпольного сектантства" (пример церкви) или "черного рынка"(пример с товарами). В результате запрета действия официальных учебных заведений появится множество неофициальных. Трудно сказать, какие именно? Будут ли они лучше или хуже прежних, официальных? Безусловно хуже, хотя бы потому, что значительные усилия будут потрачены на создание необходимой инфраструктуры.

Можно привести и иную аналогию из природного мира. Мы часто наблюдаем, как вместо срубленного ствола дерева из его же корней появляются новые побеги. Но совсем крохотная букашка запустив в дерево болезнетворные веще-

ства способна своими действиями привести через некоторый срок к усыханию, гибели дерева. Можно и не трудиться над разрушением верхней, более заметной части образования. Образование глубоко укоренено в пластах современного человеческого общения и возвышается как заметное строение цивилизации, но оно может подтачиваться бациллами разрушения.

В результате открытия шлюзов реформаторства мы наблюдаем, как в современной школе происходят значительные перемены в формах и содержании обучения. Но насколько претензии вполне назревшей реконструкции системы образования отвечают сути действия этого социального института, как они соотносятся с его функциональными возможностями и взаимодействием с другими сферами общества? Не окажется ли так, что в систему образования будет привнесено нечто тлетворное, а вместе с тем культура и цивилизация в который раз окажутся в попятном движении. Задача научного анализа состоит в том, чтобы по возможности упредить неадекватные действия, обозначить более приемлемые пути реконструкции современной системы образования.

Проблематика в любой научной дисциплине возникает как под воздействием запросов практики, так и из внутреннего развития, из осмысления, рефлексии проблем, рассматривавшихся в истории науки. Наука в отличие от публицистики не является лишь комментарием событий, фактов с привлечением любых доступных средств объяснения. У каждой науки есть своя предметная область, своя логика, методы, с пониманием, использованием которых значительно повышается надежность выводов, прогнозов. Сфера образования нам наиболее доступна, поскольку мы в нее профессионально погружены. Кстати, таковой она предстает и для массового сознания - каждый человек прошел свои ступени обучения. Однако "очевидность" проблем образования может оказаться кажущейся, поверхностной. На научном пути целесообразно отказаться от убеждения в простоте явлений, тем более такой подход не следует относить к образованию, природа которого таит в себе очень много необъясненного, неразгаданного. Вопрос: "Каким должно быть образование?" - следует предварить вопросом: "Как исследовать образование, т. е. как правильно и надежно следует объяснять

происходящие в нем явления?" Социология образования в большей мере несет ответственность за решение второй задачи.

Образование как феномен человеческой культуры не было обойдено вниманием мыслителей, философов, ученых разных отраслей науки. В систематическом виде концепцию общественной роли образования мы находим в "Государстве" Платона. Почти каждый из известных мыслителей выражал свою позицию в отношении обучения, образования, внося вклад в то направление знаний, которое ассимилируется педагогикой. Вместе с тем, в истории научной рефлексии проблем образования уже в Новое время встала проблема как выйти из узкого круга отдельных наличных педагогических проблем в более широкий контекст изучения сущности обучения, образования, сохраняя надежность теоретических позиций и методов в заданном направлении исследования.

Пожалуй, наиболее содержательной в ответе и ближе других к запросам педагогики оказалась психология. Достижения психологии образования в настоящее время более востребуются в сфере образовательной практики, а психолого-педагогический подход рассматривается как необходимый органичный атрибут профессии учителя, что нельзя сказать относительно социолого-педагогического. Оно будет рассматриваться как смежное в специальности. В педагогической науке уже трудно различить, что здесь изначально: психология как наука о развитии психики человека, его способностей или педагогика, предметно ориентированная на поиски действий по развитию способностей человека. Психология густо и широко посеяла предметное поле современных исследований проблем образования своими парадигмами, категориями, методиками, значительно потеснив на периферию другие науки. В рамках исследований любой науки по изучению проблем, связанных с образованием, вряд ли можно достичь весомых результатов не осмыслив, не вникнув в суть психологических концепций относительно изучаемой проблематики.

Однако даже на примере земледелия общеизвестно, что в условиях монокультуры, чрезмерного доминирования происходит истощение культурного слоя почвы. Однообразно эксплуатируя выращенные в одной среде плодотворные идеи, мы обедняем научный поиск, а главное - снижается общий эффект влияния науки на педагогическую практику, на образование.

Приоритетные позиции психологии образования очевидны. В массовом, да и не только в массовом сознании, но и в научной среде, образование рассматривается как деятельность по наращиванию знаний в подрастающем поколении, при этом психологи весьма корректно акцентируют внимание на производном характере когнитивного от поведенческого, и развитие умственных способностей ими рассматривается в плане развития личности. Современная педагогическая мысль особенно активно восприняла эту идею развития личности. Без преувеличения можно сказать, что идея развития личности стала ведущей парадигмой конструирования педагогических методик и моделей образования.

В целом характер этой идеи нельзя не признать как благородный, методологически вполне состоятельный, к тому же созвучный гуманитарной и демократической ориентации современного общества. Но насколько адекватно и исчерпывающе выражены в этой идее суть, смысл образования, и прежде всего школы как института современной цивилизации? Вслед за Э. Дюркгеймом институту образования устойчиво отводится роль "методической организации" процесса социализации человека. Собственно в этом ключе выдержана статья наших соотечественников, видных ученых в области образования Б.М. Бим Бада и A.B. Петровского1, подготовленная для Педагогической энциклопедии. Ана�