автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Ислам в общественно-политической жизни современной России

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ряжапов, Нил Халиуллович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ислам в общественно-политической жизни современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ислам в общественно-политической жизни современной России"

На правах рукописи

Ряжапов Нил Халиуллович

Ислам в общественно-политической жизни современной России

Специальность 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Работа выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент

Баширов Лема Ахмадович

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Нуруллаев Абдул Абдулвагапович

кандидат политических наук '

Нечитайло Дмитрий Анатольевич

Ведущая организация - Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана

Защита состоится июня 2005 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.11 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84,1 уч. корпус, ауд, ¿¿Л^ГЛг

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан «

Л6 » мая 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Пинкевич В.К.

Ъ0ЪЪ%

1. Общая характеристика диссертации

Актуальность исследования. Более четырех веков мусульмане проживают на территории России. По-разному складывались отношения между исламом и российским государством: от неприятия и отторжения до признания традиционной для страны религией. Поэтому важно понять основные детерминанты, которые определяют характер и содержание деятельности российской мусульманской общины как органичной и естественной части российского социума.

За последние 15 лет количество зарегистрированных мусульманских организаций увеличилось многократно: духовных управлений мусульман (ДУМ) - с 2 до 56, религиозных организаций и групп с 86 - до более 4000. Налаживаются отношения мусульманских организаций и их лидеров с государственными органами всех ветвей власти, общественными и религиозными организациями, научными и социальными учреждениями. За последние годы заключены договоры о совместной деятельности с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции и т.д. Процесс этот активно идет не только в Центре, но и в регионах. Вместе с тем характер и степень вовлеченности российских мусульман и их организаций в политическую жизнь общества изучены недостаточно.

Наряду с Русской православной церковью (РПЦ), духовные управления мусульман пытаются активно влиять на политические и государственные структуры России, поскольку, по мнению их лидеров, власть недостаточно полно учитывает интересы мусульман и потенциал мусульманской уммы. Именно поэтому вопрос о формах и методах включения мусульманских организаций в политическую жизнь России остается одним из самых дискуссионных в отечественном обществоведении.

В постсоветский период российское государство отказалось от жесткого регулирования внутрирелигиозных отношений. Образовавшийся после распада СССР идеологический и духовный вакуум в общественном сознании начал заполняться различными религиозно - националистическими идеями. Появилось большое количество религиозно-политических движений, в том числе, радикального толка (например, ваххабитские группы), которые ставят перед собой, прежде всего, политические цели -создание исламского государства на Северном Кавказе, распространение своего влияния во всех мусульманских ареалах Российской Федерации. В

"ОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

кнммотекд

то же время не в полной мере используются нравственный h политический потенциал традиционного для России ислама в целях гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений.

Серьезный научный интерес представляет также анализ противоречивого исторического опыта интеграции мусульманской уммы в преимущественно православное Российское государство.

Все это выдвигает в число наиболее актуальных проблем теоретическое осмысление роли и места мусульманской общины в политической системе и политической жизни современной России. Прежде всего, требует исследования само содфжание политических интересов российских мусульман и способы реализации этих интересов в условиях длительного отсутствия в стране позитивных взаимоотношений между государством и исламом, прерванных традиций исламского богословия и участия мусульман в делах международной мусульманской уммы.

Состояние научной разработанности проблемы. В последние годы социально-политические процессы в мире И в Российской Федерации, связанные с исламом, стали объектом многочисленных научных исследований'.

Анализ научной литературы об исламе показывает, что отечествен-

1 См., например: Ахмаду длин В.А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945 гг.): Дне.... канд. истор. наук. - М., 2002; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис.... канд. истор. наук. - М., 1998; Захарович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. ... канд. истор. наук.-М., 1998; Ислам в СНГ. - М., 1998; Ислам в России: традиции и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - М., 1998; Ибрагимов М. Современная анг-ло-америкаяская политология об «исламском возрождении»: Дис.... канд. филос. наук.

- М., 1990; Мусульмане в постсоветском пространстве // Диа-Логос: Религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283; Гайнутдш Р. Ислам, вера, милосердие. - М., 1997; Доба-ев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, Политическая практика: Дис.... докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003; Малашежо A.B. Мусульманский мир СНГ.

- М., 1996; Он же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Нурул-лаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дне. ... канд. филос. наук - М., 1995; Сюкттен JI.P. Ша-

риат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духо-

венство Дагестана в революции и гражданской войне. 1917-1921 гг.: Дис. ... канд. ис-

тор. наук. - Махачкала, 1997; Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гт. -М., 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993; Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: Дис. ... докт. филос.

наук. - Ростов-на-Дону, 1997, и др.

• - ,

9 > * Щ ** л • * т

ные исследователи пишут в основном об исламском вероучении, мусульманах и о деятельности различных мусульманских организаций и движений в странах мусульманского мира, то есть об обществах, где мусульмане составляют большинство. Такие работы, главным образом, издавались Институтом востоковедения Академии Наук СССР в 80-е годы XX века '. В них рассматривались политические аспекты исламского вероучения и интеграционных процессов в мусульманском мире; концепции исламского государства, «мусульманского социализма» и «мусульманской революции», проблемы государственно-правового развития мусульманских стран; деятельность национальных и международных мусульманских организаций, разнообразные виды религиозно-политической борьбы, роль ислама в национально-освободительной и антиколониальной борьбе2 и др.

Зарубежные ученые в прошлом веке анализировали преимущественно роль религии в государствах, где большинство населения исповедовало ислам. Признавая ислам неотъемлемой частью политической культуры этих стран, авторы отмечали его универсальные характеристики - ислам не признает расовые и национальные различия, идеологические и географические границы, тем самым обеспечивая культурно-религиозное единство мусульманского мира. Но чтобы стать «третьей мировой системой», к чему стремятся мусульманские политики и идеологи, по мнению американских ученых, необходима определенная степень интеграции мусульманских государств как между собой, так и в экономическую, политическую и военную систему западных стран3.

В советское время предпринимались попытки проанализировать

1 См., например: Ислам. Сборник статей. - М., 1931; Ирлам: проблемы идеологии, политики и экономики. - M., 1985; Ислам в истории народов Востока. - М., 1986; Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. - М., 1991 ; Ислам в западной Африке. - М., 1988; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982, и др.

2 См., подробнее: Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986; Ислам: религия, общество, государство. - М., 1986; Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986.

3 Islam and International Relations Ed. By V. Proctor. -N.Y., 1965; Piscatory J..P. Islamic Values and National Interest; DessoukiA.E H. The Islamic Resurgence: Sources, Dynamics and Implications// Islamic Resurgence in the Arab World. N.V., 1у8"/; Ayoob M. ihe Politics of Islamic Reassertion. -L., 1981; Ochsenwald W. Saudi Arabia and the Islamic Re-vital// International Journal of Middle East Studies. 1981. -V. 3; Ayubi NN.M. The Political Revital of Islam: the Case of Egypt// International Journal of Middle East Studies. 1980. V. 12.

роль и место ислама в общественной жизни нашей страны. Однако большая часть работ была посвящена истории распространения ислама на территории СССР1, социальной, культурной и духовно-нравственной роли ислама как идеологии 2.

Практически отсутствовали научные исследования, в которых рассматривалось влияние ислама на политическую жизнь советского государства.

Проблемы влияния исламского фактора на социально-политические процессы современной России изучены также недостаточно. В работах отечественных ученых в основном исследуются либо история распространения ислама в России3, либо его связь с такими антисоциальными явлениями; как экстремизм, терроризм, сепаратизм4. Среди авторов, пишущих на эти темы, отметим Л.А.Баширова, Ф.В.Димаеву, Н.М.Емельянову, Д.А.Игнатенко, А.В.Малашенко, Д.Б.Малышеву, Д.В.Микульского, Л.Р.Сюкияйнена, А.Б.Юнусову и других ученых.

1 См.: Ислам. Историографические очерки. - М, 1991; Мугадиев З.Дж. Северокавказский мюридизм (история и современность): Дис... канд. истор . наук. - Махачкала, 1989 и др.

2 См, например: Исла^ в СССР. - М., 1983; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1989ftaud6äeeTC. Ислам и общество. - М., 1978; Аширов Н. Ислам и нация. - М., 1978; Ахмедов A.B. Социальная доктрина ислама. - М., 1982; Вага-бое MB, Вагабов М.Н Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1978; Яхъ-яев МГ. Ислам как социальный феномен социалистического общества: Дис ... канд. филос. наук. - М., 1989, и др.

3 См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис.... докт. филос. наук. - М, 1994; Баширов JJ.A. Ислам и современные этнополитические Процессы в современной России. - М., 2000; Гайнутдинов Р И Ислам в современной России (опыт философского анализа): Дис. . канд. филос. наук. - М., 2003; Ислам и мусульмане в России. - М., 1999; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описание, статистика). - М., 2001; Юнусова A.B. Ислам в Башкортостане: Дис.... докт. истор. наук. • М., 1997, я др.

4 См.: Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М., 1999; Ермаков И, Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. - М., 1993; Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2. - С. 112-128; Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. - Ростов-на-Дону. - 2002. - № 11; Малашенко А В Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Малышева Д Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №7. - С. 114-128; Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997, и др.

В то же время мало работ, в которых бы анализировались роль и место ислама в поликонфессиональной России, раскрывался бы политический потенциал мусульманской общины, механизм ее влияния на политику государства, исследовались особенности участия российских мусульманских организаций в общественно-политической жизни российского > общества.

В данной работе в какой-то мере восполняется этот пробел. Объект исследования - мусульманская общность России и пред-i ставляющие ее духовные управления и общественно-политические орга-

низации мусульман.

Предмет исследования - место и роль ислама в общественно-политических процессах в современной России. ' Цель исследования - проанализировать место и роль мусульман-

ских организаций в общественно-политической жизни современного российского государства и механизмы политического участия1 в ней мусуль-' манской общины.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- определить место и роль ислама в поликонфессиональном обществе;

- проанализировать детерминанты включенности ислама в общественную жизнь Российской Федерации;

- выявить особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества;

- исследовать мусульманскую умму в качестве объекта российской политики;

- проанализировать особенности политической субъектности духовных управлений и общественно-политических организаций мусульман;

- изучить тенденции и перспективы участия российских мусульманских организаций в политической жизни России.

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей - религиоведов, философов, политологов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций между-

1 Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической и любой иной управляющей деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. См.: Политология: Энциклопедический словарь. - М.: PUBLISHERS, 1993.- С. 305-306.

народного и национального масштабов, авторефераты диссертаций и публицистические материалы.

Исследование опирается на положения и выводы, научный аппарат философии, религиоведения, политологии, юриспруденции, социологии и конфликтологии.

Методологической основой анализа предмета исследования явилась ^методы ^исте^лного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования, моделирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований о влиянии ислама на общественно-политическую жизнь современной России и политологических изысканий, проведенных государственными учреждениями, научно-исследовательскими заведениями и средствами массовой информации, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме исследования. Автор принял личное участие в подготовке и проведении исследования «Электоральные предпочтения российских мусульман» (2003г.), а также в разработке теоретических материалов социологического исследования «Российские мусульмане. Кто они?^ (2001г.)1. Диссертант участвовал в ряде научных и научно-практических конференций по исламской проблематике.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

- анализируются теоретические основы функционирования мусульманской общины в поликонфессиональном российском обществе, где ислам является религией меньшинства;

- показывается влияние мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России;

- исследуются механизмы влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России;

- раскрывается политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций современной России;

- формулируются некоторые практические рекомендации по дальнейшему развитию взаимоотношений между органами государственной власти и мусульманскими организациями.

Практическая значимость исследования. В диссертации система-

1 Оба исследования были организованы по решению Председателя Совета муфтиев России и проведены отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России.

тизированы и сформулированы теоретические положения о характере влияния исламского фактора на политику и общественную жизнь современной России; предложены пути, средства и способы повышения политического потенциала мусульманской уммы в современных условиях.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд рекомендаций для органов государственной власти и духовных управлений мусульман в целях дальнейшего развития государственно-исламских отношений.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы для содержательного, конструктивного православно - исламского диалога.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на секции международной научной конференции «Будущее мусульман России в начале третьего тысячелетия» (Москва, май 2000 г.), выступлениях перед офицерским составом органов военного управления Военно-Воздушных Сил РФ. Принципиальные идеи диссертации были апробированы автором в совместной работе с отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России при подготовке и проведении социологических исследований среди мусульман Европейской части России (в 2001-2002 гг. по теме «Российские мусульмане. Кто они?»; в 2003 г. по теме «Электоральные предпочтения российских мусульман»).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в публикациях объемом более 1,2 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние разработанности исследуемой проблемы, определяются цели и задачи, указываются теоретико-методологические принципы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первом разделе - «Ислам в поликонфессиональном обществе:

методологические основы исследования» - рассматриваются теоретико-методологические подходы светских ученых и богословов к пониманию места и роли ислама в обществе, где мусульмане составляют меньшинство.

Для современной науки наиболее проблемным является осмысление того, каким образом политические идеи ислама могут работать, использоваться в неисламских социумах, как мусульманские организации должны выстраивать отношения с немусульманским государством.

Несмотря на то, что в фундаментальных трудах советских авторов место и роль ислама в немусульманских социумах не рассматривались, тем не менее, в Них есть некоторые методологические проработки, которые могут быть применены и при анализе обществ, где мусульмане не составляют большинства населения. Так, мусульманские страны советскими исследователями были отнесены в основном к двум группам, каждая из которых обладала своей спецификой: первая группа - это страны со значительным мусульманским^ольшинством, которые могут рассматриваться как практически однородно мусульманские, и вторая группа - это поликонфессиональные, преимущественно секулярные государства, где мусульмане составляют значительное меньшинство. Страны первой группы в основном расположены в центре «мусульманского мира», в историко-географических рамках бывших арабских халифатов. На периферии мусульманского мира - страны более позднего распространения ислама. Сюда относились Индонезия и страны тропической Африки. Отмечалось, что все эти страны очень разные, среди них есть капиталистические, полуфеодальные государства, монархии и страны социалистической ориентации, парламентские республики и военно-диктаторские режимы1.

В научных работах советского периода достаточно подробно рассматривались политические идеи ислама и его социальная роль. Подчеркивалось, что в вероучении ислама отсутствует завершенная политическая доктрина, освещающая место и роль ислама в политической системе общества, взаимодействие религии и политической власти. Вместе с тем в Коране, Сунне, трудах многих мусульманских богословов содержатся положения, имеющие политический характер.

На начальном этапе своего формирования и распространения ислам столкнулся с проблемой приоритета власти - духовной или светской, а также проблемой единства или сопряженности этих двух начал во власти.

1 См.: Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986. - С. 8-9.

Уже в период возникновения ислама существовали предпосылки для разделения и раздробления власти при столкновении идеала и практики небольшой общины-государства с реальностью большого мира, а затем - огромной империи, возникшей после стремительных мусульманских завоеваний и исламизации значительной части цивилизованного мира средневековья.

С исламом связан сам факт создания централизованного государства арабов, объединения отдельных племен (причем государство и религиозная община - умма - на первых порах совпадали). Именно пророк Мухаммед, основатель новой религии, глава религиозной общины, стал политическим руководителем, олицетворяя неразделимость духовных, религиозных и светских политических функций.

Власть в исламе описывается тремя терминами: султан (власть, повелевать и распоряжаться), мулк (владение, управление, царство) и хукм (власть, принимать решения, судить). Эти оттенки значений охватывают, по мнению мусульман, все аспекты власти над людьми, которая принадлежит Аллаху. Идея слияния власти соответствует духу и букве Корана и является одной из основополагающих в исламе. Принцип слияния религиозного и светского разрабатывался в праве, философии и богословии средневековых мусульман. Вся политическая жизнь, согласно этому принципу, должна подчиняться божественному шариа.

В соответствии с этими представлениями деятельность Мухаммада как «посланника Аллаха» и главы мусульманской общины-государства воспринималась единой и не подлежащей разделению. Только европейские исследователи стали говорить о нем как о вероучителе и создателе государства. Ни для самого Мухаммада, ни для его последователей не существовали раздельно духовные (религиозные) и мирские функции. Все, что предпринималось пророком для управления общиной, было делом веры.

В СССР в рамках господствующей идеологии секулярным государством ставилась задача формирования в советском обществе совершенно нерелигиозного человека с заранее заданными качествами. В этом обществе не было (и не могло быть) места религиозному мировоззрению, которое рассматривалось всего лишь как пережиток. Считалось, что отождествление религиозной принадлежности с национальной способствует сохранению религиозно-националистических пережитков, прежде всего, в сфере семейно-бытовых отношений. Цель общества и политики виделась

в формировании научно-материалистического и интернационалистского мировоззрения, преодолении пережитков прошлого, в том числе и религиозно-националистических предрассудков, национальной замкнутости и патриархальности, освященных исламом.

Советские ученые полагали, что при социализме произошла определенная трансформация функций ислама, в частности утратила свою значимость интегративная функция ислама. По их мнению, ислам перестал быть фактором, способным идейно и организационно объединять верующих. Утверждалось, что в социалистическом государстве господствующей является научная (марксистская) идеология, не только не имеющая ничего общего с религиозной идеологией, но и открыто противостоящая ей.

В современной науке рассматривается достаточно большое количество моделей государственно-конфессиональных отношений. По мнению диссертанта, «кооперационная» модель, ориентирующаяся на «религиозную свободу», «нейтралитет» М «толерантности», ближе всего к складывающимся в России отношениям между государством и исламскими организациями.

Во-первых, в России между секулярным государством и исламом сохраняется определенная дистанция, определенный мировоззренческий нейтралитет. Во-вторых, отношения между государством и мусульманскими организациями регулируются действующим законодательством. Это означает, что законом гарантировано отделение религиозных организаций от государства и их равенство перед законом. В-третьих, светское российское законодательство не препятствует реализации религиозной свободы (совсем не обязательно обнародовать свои религиозные убеждения), гарантирует свободу убеждений, свободу выражения религиозных чувств и свободу религиозных объёдйнениЙ1.

В диссертации отмечается, что государственная политика в отношении ислама во многом зависит от формы политического режима, характера и особенностей политической власти в конкретной стране, но также -от особенностей исламского вероучения в политических вопросах.

Цельная теория функционирования ислама в поликонфессиональ-

1 Российская Конституция, ст. 14, конкретизируя понятие светского государства, уточняет, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

ном обществе отсутствует. Вместе с тем некоторые теоретические подходы, определяющие место и роль мусульман в неисламском социуме разработаны исламскими богословами и используются современными мусульманскими идеологами и политическими деятелями.

Мусульманские ученые определили три вида социумов, в которых могут жить мусульмане и эта концепция имеет определенное распространение и применение в мусульманском мире. Во-первых, дар ал-ислам (территория ислама) - традиционное мусульманское обозначение территорий, где действует мусульманский религиозный закон и где политически господствуют мусульмане. Эта часть мира противопоставляется дар ал-харб (территория войны) - территориям, где ислам не господствует, где мусульмане подвергаются гонениям со стороны неверующих (инове-рующих) правителей.

Со временем мусульманское богословие выделило третий вид территорий, где живут мусульмане - дар ас-сулх (территория мирного договора), на которой мусульмане находятся под защитой политической власти и пользуются религиозной свободой, живут по своему религиозному закону и имеют определенные политические права, определяемые специальными договорами.

Эта концепция может служить, в определенной мере, инструментом для отечественных мусульманских организаций, поскольку позволяет определить Российскую Федерацию как дар ас-сулх - «территорию мирного договора». Россия не завоевана мусульманами, не платит дани мусульманам, поэтому не может быть рассмотрена ни как дар-ал-ислам, ни как дар ал-харб.

В документе «Основные положения социальной программы российских мусульман», подготовленном и изданном Советом муфтиев России, записано, что основной формой отношений мусульман и их организаций с российским государством является договор как «оптимальный способ достижения мира между людьми и между народами, устойчивости общественного и государственного развития»1.

Для некоторых современных идейно-политических исламских течений характерна тенденция к обособлению «мира ислама». Эта тенденция вытекает из основного принципа ислама - таухида (единобожия), признания единого бога Аллаха, а его посланника Мухаммеда - последним из

1 Основные положения социальной программы российских мусульман. - М., 2001. -С. 30.

пророков. Она служит основанием не только равенства всех мусульман перед Аллахом и единства мусульманской общины - уммы, но и противопоставления интересов мусульман всем немусульманам.

Применительно к ситуации в России существует определенное противоречие между принципом светскости российского государства, и мнением мусульманских теологов о том, что все сферы общественной жизни, в том числе и политика, должны соответствовать исламскому вероучению. В исламе нет разделения на светское и духовное, а это означает, что ни один религиозный лидер не может делегировать или передавать политическую власть какому-либо лицу, организации и т.д. Если в христианстве священник имеет определенную степень священной благодати, имеет возможность «связываться с Богом», то в исламе имам, муфтий - всего лишь человек, хорошо знающий догматику и обряды ислама.

В светском государстве перед мусульманами встает дилемма - чьи законы для них являются приоритетными: светского государства или нормы шариата. Если мусульмане встают на путь отрицания, игнорирования светских законов, то они автоматически втягиваются в политическую борьбу, нередко смыкаясь с политическими экстремистами. Если же мусульмане подчиняются законам светского государства (а это происходит значительно чаще), то отпадает необходимость участия в политической борьбе за переустройство общества на исламских началах и начинаются мирные поиски интеграции в общественно - политическую жизнь поликонфессионального государства.

Во втором разделе - «Особенности участия мусульманских организаций в политической жизни российского общества» - рассмотрены различные точки зрения на возможность участия мусульманских организаций в политической жизни общества, проанализирован потенциал политической мобилизации мусульманских организаций, предложена трактовка социальных и политических интересов российских мусульман; выявлены особенности деятельности мусульманских организаций в политической жизни российского общества.

Диссертант рассматривает четыре точки зрения относительно возможности и форм участия исламских организаций в современной политической жизни России.

Первая точка зрения заключается в отрицании такой возможности в принципе, так как этому препятствуют светский характер российского

общества и правовая система Российской Федерации.

Вторая точка зрения выражается в позиции мусульманских организаций России и их лидеров, призывающих активно участвовать в политической жизни российского общества.

В рамках третьей точки зрения артикулируется мысль о необходимости постепенного изменения в российском обществе и государстве взглядов на место и роль ислама в общественной и политической жизни, более активном использовании позитивного потенциала ислама в социальной, духовной и образовательной сферах.

Представители четвертой точки зрения предпочитают не высказываться публично насчет возможности и перспектив участия российских мусульманских организаций в политической жизни, не спешат с формулированием у российской уммы собственных политических интересов. Большинство отечественных исламоведов и часть мусульманских религиозных деятелей придерживаются осторожной позиции в вопросах государственно-конфессиональных отношений, поскольку эти отношения зачастую носят политический характер.

Рассмотрев вышеуказанные точки зрения ученых и религиозных деятелей, автор диссертации пришел к следующим важным выводам. Во-первых, у современных российских мусульманских богословов нет четко продуманной концепции реформаторского толка, позволяющей с позиций ислама осмыслить современные светские проблемы. Поэтому все рассуждения по вопросу участия или неучастия мусульманских организаций в политической жизни современной России носят зачастую отвлеченный характер. Во-вторых, активная политическая позиция некоторых религиозных деятелей свидетельствует об их желании использовать ислам в своих политических целях. В-третьих, в настоящее время у мусульман нашей страны имеются необходимые условия, используя которых они могут влиять на политическую жизнь России. Так, фактически сформирована разветвленная система духовных управлений мусульман, как основных субъектов, способных реализовать и определенные политические задачи. И хотя, формально, духовные управления, согласно своим уставам, не могут заниматься публичной политической деятельностью, не нарушая действующее законодательство, существуют вместе с тем и причины, по которым они не могут остаться в стороне от политической жизни.

Духовные управления мусульман представляют интересы большой социальной общности (по разным данным количество мусульман в России

составляет примерно 15-20 миллионов человек. Подразумевается, что в это число включены представители этносов, традиционно принадлежащих к мусульманской культуре. Они активно участвуют в процессе социализации мусульман).

В диссертации рассмотрены особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества, которые характеризуются следующими обстоятельствами:

- мусульманские организации действуют в условиях практического отсутствия сформировавшейся мусульманской элиты;

- мусульманская умма России разобщена в этническом, организационном и идеологическом плане;

- до сих пор не сформировалась полноценная и устойчивая система отношений российского государства с отечественными мусульманскими организациями;

- в настоящее время у мусульманских религиозных организаций отсутствует экономическая база для эффективного функционирования.

Все это, естественно, не способствует полноценному участию мусульманских организаций в общественно-политической жизни современной России.

В третьем разделе - «Политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций России» - проанализирован политический потенциал российской мусульманской общины. Под политическим потенциалом мусульманской общины понимаются объективно существующие возможности и способности мусульман как социальной группы (в первую очередь мусульманских организаций и иных исламских субъектов) участвовать в политическом процессе, во взаимодействии с властью влиять на общественную жизнь.

В этой связи рассмотрены и такие явления, как традиция в исламе, система управления общиной, легитимность исламских религиозных и политических идей для российского общества, степень самостоятельности ислама в российской политике и политические амбиции мусульманских лидеров.

В диссертации рассмотрен процесс возрождения в современной России мусульманских нравственных норм, идей, разнообразных концепций, связанных с обустройством мусульманской уммы, ее интеграцией в общественно-политическую жизнь современной России. Показано, что

интерес к исламу и его прошлому нередко приводит к фундаментализму, который сначала рассматривается как возврат к истокам, основам вероучения, а затем уже и как негативный политический фактор.

В ряде работ о ваххабизме и фундаментализме, изданных в России, предпринимаются попытки разделить мусульман на «хороших» и «плохих», отделить российский ислам от так называемого «чистого» ислама, например, от ваххабизма, полагая, что это течение имеет «мало общего с религией». В то же время в государственных структурах РФ понимают, что сам по себе религиозный фундаментализм не является общественным злом, если его сторонники не пропагандируют политический радикализм.

Реализация позитивного потенциала мусульманской уммы в нашей стране во многом зависит от характера отношений к исламу российского общества, властных структур и СМИ.

В диссертации рассмотрены процессы десекуляризации и клерика-лизации применительно к мусульманской общине России. Автор работы полагает, что в настоящее время ни один из этих процессов не касается российских мусульман и исламских организаций. Их «партнерство» с государством неравностороннее.

Реализация политического потенциала российской уммы во многом зависит от эффективности системы ее внутреннего управления, которая достаточно демократична по своей природе. Пока в России не удается выстроить «единую властную вертикаль и окончательно разграничить полномочия между духовными управлениями», однако необходимо добиваться более эффективного взаимодействия между различными мусульманскими структурами.

Политический потенциал российского ислама также определяется его политическими амбициями как мировой религии. Ислам претендует на статус самой совершенной религии (пророк Мухаммад был последним пророком, «печатью пророков»). Российские мусульмане ощущают свою принадлежность к мировой умме (общей количество мусульман в мире оценивается в 1,2 миллиарда человек1). Мусульманские организации, имеющие серьезную идеологическую и экономическую поддержку извне, имеют преимущество (во всяком случае, моральное) перед некоторыми конфессиями в российском обществе.

В ближайшие годы отечественные мусульманские организации не

1 По прогнозам специалистов к 2050 г. из 8 миллиардов общего населения планеты примерно 3 миллиарда будут составлять мусульмане.

смогут стать реальной политической силой в России не только в силу се-кулярного характера политических отношений и действующего в стране законодательства, но и в силу политических устремлений и ожиданий самих мусульман. Как показали результаты большинства социологических исследований, половина мусульман России не интересуется политикой, а абсолютное большинство не хочет участвовать в ней.

Мусульманские организации в России могут участвовать в решении социально значимых задач в числе других общественных структур формирующегося в России гражданского общества.

В четвертом разделе - «Механизм влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России» - выделены и рассмотрены такие компоненты механизма влияния, как мировоззренческо-ценностный; нормативно-правовой; институционально-организационный; функционально-деятельностный.

Раскрытие содержания компонентов механизма влияния исламских субъектов на политику российского государства позволило ответить на вопрос о приоритетности того или иного вида деятельности различных исламских субъектов, их способности и готовности принять и реализовать наиболее адекватные решения в сфере политики.

Мировоззренческо-ценностный компонент механизма влияния исламского фактора на политику государства выступает тем средством, которое обеспечивает познание, понимание и восприятие политической реальности различными мусульманскими субъектами социально-политического действия в целях ее (реальности) преобразования и использования в интересах мусульманских социумов.

Нормативно-правовой компонент. Деятельность различных мусульманских субъектов (партий, религиозных организаций) является нормативно упорядоченной. В механизме реализации их влияния на политику нормативно-правовой компонент представлен: нормами ислама по политическим вопросам; нормативными актами международного, межгосударственного уровня; законодательными актами государственной власти, обеспечивающими функционирование политической сферы; иными правовыми актами и инструкциями, которые регулируют текущие политические процессы в обществе и государстве; нравственно-этическими нормами.

Право и закон регулируют по-разному деятельность различных му-

сульманских субъектов; по-разному на них действуют светские и религиозные нормы. Механизм влияния исламского фактора на политику не всегда полностью управляется правовыми нормами как в мусульманском, так и в немусульманском государстве. Причинами такого положения является многообразие и противоречивость исламских норм, что позволяет даже в исламском государстве с позиций ислама совершенно по-разному оценивать его политику и объявлять ее нелегитимной, не соответствующей шариату. Правовые нормы светского государства также не всегда оказываются легитимными для тех или иных групп мусульман.

Институционально-организационный компонент. Реализация механизма влияния ислама на политику невозможна без организационного построению системы управления уммой как со стороны мусульманских организаций, так и со стороны государства и общества. Несмотря на постепенное повышение уровня влияния исламских организаций российские мусульмане рассматривают в качестве политических субъектов, прежде всего, общество и государство, а затем уже мусульманскую общину.

Функционально-деятельностный компонент. В диссертации проводится различие в целях, которые преследуют исламские и государственные субъекты в своей деятельности. Автор работы предлагает следующий вариант оценки политической деятельности исламских субъектов: если на первое место ставятся общепризнанные мировым сообществом и в национальных государствах нормы, а исламские правовые нормы, хотя и применяются, но во вторую очередь и только, если не противоречат первым, то можно говорить об их законности и общественной легитимности. Если же на первое место ставятся исламские нормы в любой трактовке, а общепризнанные положения отвергаются, занимают по отношению к ним подчиненный характер, либо отметаются в принципе, то априори деятельность исламских субъектов политически деструктивна.

В Заключении диссертации формулируются теоретические выводы и практические рекомендации.

По теме диссертации автором опубликованы работы:

1. Ряжапов Н.Х. Исламские учебные заведения в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 3 (27). М.: Изд-во РАГС, 2001. 0,3 п.л.

2. Ряжапов Н.Х. Актуальные проблемы взаимодействия РПЦ и исламских организаций в современной России // Православие в историче-

ских судьбах юга России. Южнороссийское обозрение. № 16. Ростов-на-Дону, 2003. 0, 5 п.л.

3. Ряжапов Н.Х. Здравствуй, племя младое, незнакомое! // Армейский сборник. 2003. № 12. 0,4 п.л.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Ряжапова Нила Халиулловича

тема диссертационного исследования: Ислам в общественно-политической жизни современной России

Научный руководитель Баширов Лема Ахмадович

Изготовление оригинал-макета Ряжапов Н.Х.

Подписано в печать CPS', <OS~x. Тираж 80 экз. Усл. п.л. ■f,

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606 Москва, пр-т Вернадского, дом 84

i

• i

V

/

t

РНБ Русский фонд

2005-4 30839

' ы. -

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ряжапов, Нил Халиуллович

Введение

Раздел 1. Ислам в поликонфессиональном обществе: методологические основы исследования

Раздел 2. Особенности участия мусульманских организаций в политической жизни российского общества

Раздел 3. Политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций России

Раздел 4. Механизм влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Ряжапов, Нил Халиуллович

Актуальность исследования. Более четырех веков мусульмане и православные совместно проживают на территории России. По-разному складывались отношения между исламом и российским государством: от неприятия и отторжения до признания ее в качестве традиционной для страны религии. Важно понять и те основные детерминанты, которые определяли, определяют и будут определять характер, содержание, направленность деятельности российской мусульманской уммы как органичной и естественной части российского социума.

Постоянно растет количество мусульман в России за счет более высокой рождаемости и миграции из стран СНГ, увеличивается социальная и политическая активность различных мусульманских субъектов. За последние 15 лет количество зарегистрированных мусульманских организаций увеличилось многократно: духовных управлений мусульман (ДУМ) - с 2 до 56, религиозных организаций и групп с 86 - до более 4000. Налаживаются отношения мусульманских организаций и их лидеров с государственными органами всех ветвей власти, общественными и религиозными организациями, научными и социальными учреждениями. За последние годы заключены договоры о совместной деятельности с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции и т.д. Процесс этот идет активно не только в Центре, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Процессы включенности в политическую жизнь общества российских мусульман и их организаций нуждаются в постоянном тщательном анализе и прогнозировании.

В связи с этим необходимо провести анализ содержания политических интересов российских мусульман, их специфики в условиях отсутствия длительных традиций отечественного богословия и опыта участия в общественной и политической жизни. Наряду с Русской православной церковью (РПЦ), духовные управления мусульман вступили в борьбу за влияние на политические и государственные структуры России, поскольку власть недостаточно отражает интересы мусульман и не учитывает специфику мусульманской уммы. Именно поэтому вопрос включенности мусульманских организаций в политическую жизнь России остается одним из самых дискуссионных в отечественной науке.

За последние десять - пятнадцать лет российское государство ушло из духовной и идеологической сферы, отказалось и далее жестко регулировать религиозные отношения. Образовавшийся после распада СССР идеологический и духовный вакуум заполняется различными политическими, националистическими идеологиями. Появляется большое количество религиозно-политических движений, в том числе и исламских (например, ваххабистских групп), которые ставят перед собой исключительно политические цели - создания шариатского государства на Северном Кавказе. В этой ситуации российское государство нуждается в союзниках в лице традиционных религий нашей страны, в том числе исламе, его политическом и духовно-нравственном потенциале для гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений.

Стремительные изменения политической и геополитической конфигурации (после распада СССР) мировой арены привели к определенным изменениям в политике мусульманских стран. Во многих из них продолжается поиск и выработка вектора отношений с Россией, имеющей многочисленное мусульманское население. Подобный поиск своего места и роли в исламском мире продолжается и в Российской Федерации.

Серьезный научный интерес представляет анализ противоречивого отечественного опыта проживания мусульманской уммы в неисламском обществе и ее влияние на общественно-политическую практику современной России.

Степень научной разработанности проблемы.

Связанные с исламом социально-политические процессы в мире и в Российской Федерации стали объектом многочисленных исследований1.

Анализ научной литературы об исламе показывает, что отечественные исследователи пишут в основном об исламском вероучении, мусульманах и о деятельности различных мусульманских субъектов применительно к мусульманским странам, то есть об обществах, где мусульмане составляют большинство. В нашей стране наибольшее количество таких научных работ было издано в 80-х гг. XX века Институтом востоковедения Академии Наук СССР2. В отечественных работах прошлого века рассматривались политические аспекты исламского вероучения и современных концепций джихада, интеграционных процессов в мусульманском мире; концепции

1 См., например: Ахмадуллин В.А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945 гг.): Дне. „.канд. истор. наук. -М., 2002; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. „.канд. истор. наук. - М.г 1998; Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. .канд. истор. наук. - М., 1998; Ислам в СНГ. - М, 1998; Ислам в России: традиции и перспективы: (Материалы научно-практической конференции). - М., 1998; Ибрагимов М. Мусульмане в постсоветском пространстве // Диа-Логос: Религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283; Гайнутдин Р. Ислам, вера, милосердие. - М., 1997; Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Дис. .докг. фил ос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996; Его же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дис. .канд. филос. наук -М., 1995; Сюкияйнея Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне. 1917-1921 гг.: Дис. .канд. истор. наук. - Махачкала, 1997; Ушаков В.А, Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг. - М., 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1993; Шевелев В.К Модернизация исламских обществ: Дис. .докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1997, и др.

2 См., например: Ислам. Сборник статей. - М., 1931; Ислам: проблемы идеологии, политики л экономики. - М,, J 985; Ислам в истории народов Востока. - М., 1986; Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. - М.,1991; Ислам в западной Африке. - М., 1988; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982, и др. исламского государства, «мусульманского социализма» и «мусульманской революции», проблемы государственно-правового развития мусульманских стран; деятельность национальных и международных мусульманских организаций, разнообразные виды религиозно-политической борьбы, роль ислама в развитии национальных движений и усилении национально-освободительной борьбы1 и т.д.

Зарубежные ученые в прошлом веке также чаще анализировали роль ислама в государствах с мусульманским большинством населения. Они признавали ислам неотъемлемой частью политической культуры и утверждали, что ислам благодаря своему универсализму, который переходит расовые, идеологические и географические границы, обеспечивает своеобразие и определенную степень культурно-религиозного единства мусульманского мира. Но чтобы стать «третьей мировой системой», как того хотят мусульманские идеологи, писали, например, американские ученые, необходима определенная степень интеграции мусульманских стран между собой, а также в экономическую, политическую, идеологическую и военную систему западных стран2.

В советское время предпринимались попытки проанализировать роль и место ислама в общественной жизни нашей страны. В содержательном плане работы преимущественно касались истории распространения ислама на

•ч территории СССР , социальной, культурной и духовно-нравственной роли

1 См., подробнее: Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986; Ислам: религия, общество, государство. - М., 1984; Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986.

2 Islam and International Relations Ed. By V. Proctor. -N.Y., 1965; Piscatory J.P. Islamic Values and National Interest; Dessouki A.E. H. The Islamic Resurgence: Sources, Dynamics and Implications// Islamic Resurgence in the Arab World. N.Y., 1982; Ayoob M. The Politics of Islamic Reassertion. -L., 1981; Ochsenwald W. Saudi Arabia and the Islamic Revital// International Journal of Middle East Studies. 1981. -V. 3; Ayubi N.N.M. The Political Revital of Islam: the Case of Egypt//International Journal of Middle East Studies. 1980. -V. 12.

3 См.: Ислам. Историографические очерки. - М, 1991; Мугадиев З.Дж. Северокавказский мюридизм (история и современность): Дис.канд. истор , наук. ислама1. Однако в этот период не было работ, где бы рассматривались политическая роль и значение ислама в политике советского государства.

Проблема влияния исламского фактора на социально-политические процессы современной России изучена недостаточно. В работах отечественных ученых в основном исследуются либо исторические особенности ислама или в целом ислам в Российском государстве2, либо в связи с такими антисоциальными явлениями, как терроризм, сепаратизм, радикализм, экстремизм3, либо в региональном аспекте, применительно к постсоветскому пространству или к Северному Кавказу4. В то же время мало

Махачкала, 1989, и др.

1 См, например: Ислам в СССР. - М., 1983; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М, 1989; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Ахмедов А.В. Социальная доктрина ислама. - М., 1982; Аширов Н. Ислам и нации. - М., 1975; Вагабов М.В., Вагабов М.Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1978; Яхьяев М.Г. Ислам как социальный феномен социалистического общества: Дис .канд. филос. наук. -М„ 1989, и др.

2 См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис. .докт. филос. наук. - М., 1994; Ъаширов JI.A. Ислам и современные этнополитические процессы в современной России. - М., 2000; Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России (опыт философского анализа): Дис. .канд. филос. наук. - М., 2003; Ислам и мусульмане в России. - М., 1999; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описание, статистика). - М., 2001; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: Дис. .докт. истор. наук. - М., 1997, и др.

3 См.: Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. . канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова Н.М Мусульмане Кабарды. — М., 1999; Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. — М., 1993; Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2. - С. 112-128; Ислам, в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. - Ростов-на-Дону. - 2002. - № 11; Малашенко АВ. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Малышева Д Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №7. — С. 114-128; Сюкияшен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997, и др.

4 См.: Голуное СВ. Ислам в СНГ в общественно-политической и научной мысли Запада: Дис. .канд.ист.наук. - М.,1998; Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. .канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М., 1999; Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. - М., 1993; Жириновский В. В. Исламская дута (Россия - Афганистан). - М., 2000; он же. Последний, бросок на Юг. - М.т 1995; Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. -Ростов-на-Дону, 2002. № 11; Йоисои Л., Эсеиов М. Политический ислам и конфликты в научных работ, в которых бы полно и системно анализировались роль и значение ислама, мусульманских субъектов в немусульманской России, раскрывался бы политический потенциал мусульманской уммы, механизм ее влияния на политику немусульманского государства, тенденции и перспективы политического участия российских мусульманских организаций1. Кроме того, мало научных работ, в которых исследовался бы позитивный потенциал ислама, политики государства по отношению к исламу2. В данной работе в какой-то мере восполняется этот пробел.

Объект исследования — мусульманская общность России и представляющие ее духовные управления и общественно-политические организации мусульман.

Предмет исследования — место и роль ислама в общественно-политических процессах в современной России.

Цель исследования — проанализировать место и роль мусульманских организаций в общественно-политической жизни современного российского государства и механизмы политического участия3 мусульманской общины.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

• определить место и роль ислама в поликонфессиональном обществе;

Евразии// Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4. - С. 45-51; Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. — М., 2001; Мугадиев А. Мусульмане в постсоветском пространстве/У Диа-Логос: религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283, и др.

1 Например, см.: Газиева Г., Мелъков С. Мусульманская умма в современном российском обществе. - М., 2003; Черноаасая Д. Мусульмане Ярославля. - Ярославль, 2001.

2 См., например: Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы (Материалы конференции). - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2002.

3 Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической и любой иной управляющей деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. См.: Политология: Энциклопедический словарь. - М.: PUBLISHERS, 1993- С. 305-306.

• проанализировать детерминанты включенности ислама в общественную жизнь Российской Федерации;

• выявить особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества;

• исследовать мусульманскую умму в качестве объекта российской политики,

• проанализировать особенности политической субъектности духовных управлений и общественно—политических организаций мусульман;

• изучить тенденции и перспективы участия российских мусульманских организаций в политической жизни России;

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — религиоведов, философов, политологов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, авторефераты диссертаций и публицистические материалы.

Исследование опирается на положения и выводы, научный аппарат философии, религиоведения, политологии, юриспруденции, социологии и конфликтологии.

Методологической основой анализа предмета исследования явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования, моделирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований о влиянии ислама на общественно-политическую жизнь современной России и политологических изысканий, проведенных государственными учреждениями, научно-исследовательскими заведениями и средствами массовой информации, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме исследования (автор принял участие в подготовке и проведении исследования «Электоральные предпочтения российских мусульман» (2003 г.), а также в разработке теоретических материалов социологического исследования «Российские мусульмане. Кто они?» в 2001 г.). Диссертант принял участие в ряде научных и научно-практических конференций по исламской проблематике.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

• анализируются теоретические основы функционирования мусульманской общины в поликонфессиональном российском обществе, где ислам является религией меньшинства;

• показывается влияние мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России;

• исследуются механизмы влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России;

• раскрывается политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций современной России;

• формулируются некоторые практические рекомендации по дальнейшему развитию взаимоотношений между органами государственной власти и мусульманскими организациями.

Практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы теоретические положения о характере влияния исламского фактора на политику и общественную жизнь в современной России; предложены пути, средства и способы повышения политического потенциала мусульманской уммы в современных условиях.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд рекомендаций для органов государственной власти в РФ и духовных управлений мусульман в целях дальнейшего развития государственнои исламских отношении.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы для содержательного, конструктивного православно-исламского диалога.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на секции международной научной конференции «Будущее мусульман России в начале третьего тысячелетия» (Москва, май 2000 г.), выступлениях перед офицерским составом органов военного управления Военно-воздушных Сил РФ. Принципиальные идеи диссертации были апробированы автором в совместной работе с отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России при подготовке и проведении социологических исследований среди мусульман Европейской части России (в 2001-2002 гг. по теме «Российские мусульмане. Кто они?»; в 2003 г. по теме «Электоральные предпочтения российских мусульман»).

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ислам в общественно-политической жизни современной России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного в диссертации анализа следует ряд выводов.

Во-первых, к проблеме ислама и исламского фактора, их влияния на общественную жизнь и политику светского государства, отмечается устойчивый интерес в обществе, государственных структурах, научном сообществе, средствах массовой информации, в религиозных организациях. Проводите я большое количество конференций, «круглых столов», очных и заочных (в СМИ и в Интернете) дискуссий, ежегодно растет количество публикаций, в определенной мере совершенствуется российское законодательство, учитывающее реалии общественной жизни РФ и уммы как атрибута российского социума.

В последние годы изучается богатый исторический опыт проживания мусульман в России в целях применения его в политической практике современной России. Исследуется возможность адаптации правовых норм и институтов ислама в светском государстве, каковым является Российская Федерация.

Во-вторых, процесс возрождения ислама в мире и в России противоречив, недостаточно изучен, поэтому требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем уже заложены серьезные основы для исследования исламского фактора как достаточно нового научного направления, находящегося на стыке нескольких наук: философии, политологии, религиоведения, геополитики, теории национальной безопасности, ориенталистики, международных отношений.

Под исламским фактором автор понимает социально значимую деятельность различных исламских субъектов, оказывающую влияние на общество. Исламский фактор влияет на политическую, социальную, духовную сферы общественной жизни, проявляется на государственном, общественном и партикулярном уровнях. При политологическом анализе, как правило, собственно религиозные детерминанты исламского фактора не рассматриваются в качестве приоритетных, поскольку они не оказывают решающего, определяющего влияния на политическую сферу в светском обществе и государстве. Тем не менее религиозный аспект исламского фактора не остается вне рамок научного анализа.

В-третьих, проведенный анализ позволил выявить достаточно четкую грань между исламом и исламским фактором.

Нигде в мире до сих пор не был реализован «исламистский проект» в чистом виде. В сторону светских изменений и «послаблений» движутся в настоящее время политические режимы в центрах суннитского и шиитского ислама - в Саудовской Аравии и Иране. Ближе всех к построению общества, живущего по законам шариата, подошли талибы на территории Афганистана в конце XX века.

В современной России у ислама нет и не было своего политического проекта. Хотя в последнее время активизируются социально-политические организации, которые стремятся использовать отдельные положения исламского вероучения для достижения собственных политических интересов.

В-четвертых, различные мусульманские субъекты играют определенную роль (которая поддается описанию и анализу) в общественной жизни, в политике немусульманского общества и светского государства. Как правило, мусульманские организации, зависят от отношений с властными структурами, от взглядов политической элиты на использование уммы, ее политического и мобилизационного потенциала. То есть в политике мусульманские организации играют не самостоятельную роль, а ориентируются на властные структуры, на государственные органы. Критериями легитимного и легального участия мусульманских организаций в политической жизни поликонфессионального общества является полное соответствие их публичной деятельности действующему законодательству и ее поддержка общественным мнением (то есть отсутствие в обществе тех или иных форм исламофобии и связанных с ней мигрантофобии, ксенофобии, для нашей страны - кавказофобии).

Особенностями участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества являются: слабая политическая субъектность российской уммы; неразвитость гражданского общества в РФ; слабость мусульманской элиты в России; не преодоленность негативного советского опыта государственно-конфессиональных отношений; отсутствие устойчивых традиций участия мусульманских организаций в политической жизни; недостаточная правовая разработанность политических норм в Коране и Сунне; не универсальность опыта мусульманских стран и евроислама для России; преобладающее влияние Русской православной церкви на политические процессы в РФ; остающееся влияние на российскую умму со стороны мусульманских стран и зарубежных организаций; специфичность организационно-управленческого устройства российской мусульманской общины.

Российская умма обладает определенным политическим и мобилизационным потенциалом, который не может не учитываться и не использоваться властными структурами. В научных целях потенциал уммы в работе разделен на две составляющих: ее общественный потенциал как социальной группы и способность участвовать в процессах, связанных с обладанием политической властью; они рассмотрены раздельно.

Первая часть политического потенциала российской уммы связана с тем, что мусульмане живут в российском обществе и являются его естественной частью. В диссертации рассмотрены в качестве политического потенциала уммы традиции ислама, количество мусульман, система управляемости уммы, конфликтогенность российского общества и внутриисламской жизни, легитимность ислама для российского общества и исламофобия, степень самостоятельности ислама в политике и политические амбиции ислама.

Вторая часть политического потенциала российской уммы связана с качеством и особенностями властных отношений в РФ. По всей видимости, сакрализация власти происходит в России в основном в ритуализированной форме. Диссертант пришел к выводу, что в ближайшие годы мусульманские организации не смогут стать реальной политической силой в России и не только в силу секулярного характера политических отношений и действующего в стране законодательства, но и в силу неразвитости политических интересов и несформированности политических ожиданий самих мусульман. Политическая система России не нуждается в новых сильных субъектах, тем более религиозных, разве только в качестве очередной группы поддержки властных структур. В ближайшие годы мусульманские субъекты не составят политическую оппозицию власти.

Таким образом, остаются социальные задачи и часть политических задач, таких, как обеспечение национальной и военной безопасности, воспитание патриотизма, а также участие в реализации внешней политики в отношениях с мусульманскими странами. Участвовать в решении этих задач отечественные мусульманские организации могут в качестве общественных организаций, как сформировавшиеся элементы нарождающегося в России гражданского общества.

В работе описан механизм влияния мусульманских субъектов на политику в России, выделены такие компоненты механизма влияния, как мировоззренческо-ценностный; нормативно-правовой; институционально-организационный; функционально-деятельностный. Раскрытие содержания компонентов механизма влияния исламских субъектов на политику российского государства позволяет ответить на вопрос о приоритетности того или иного вида деятельности различных исламских субъектов, их способности и готовности принять и реализовать наиболее адекватное решение в сфере политики.

В диссертации дается оценка политической деятельности исламских субъектов: на первое место ставятся общепризнанные мировым сообществом и национальными государствами нормы, а исламские положения используются во вторую очередь, если они не противоречат первым. Если же на первое место ставятся исламские нормы в любой трактовке, а общепризнанные положения отвергаются либо занимают по отношению к ним подчиненный характер, либо отвергаются в принципе, то априори деятельность исламских субъектов будет деструктивной (в любой сфере, а не только в политической).

В работе описаны тенденции и перспективы вовлечения мусульманских организаций в политическую жизнь России в ближайшем будущем: участие в выборах, в управлении в стране и в регионах и самоуправлении на местах, обсуждение новых законов, участие в митингах, в передаче политической информации, массовых компаниях и т.п. Наиболее важной составляющей в настоящее время участия мусульманских организаций в политической жизни страны автору видится изменение имиджа российской уммы, постоянное доказательство общественному мнению, что умма является естественной, пусть и специфической, составной частью российского социума, что от ислама, мусульман и их отечественных организаций не исходит угроза российскому социуму.

В результате проведенного исследования автор сформулировал ряд рекомендаций теоретико-методологического и практического характера. Положения, разработанные в диссертации, целесообразно использовать в ходе подготовки законодательных актов и других нормативных документов по политическим проблемам и проблемам безопасности профильными комитетами Федерального Собрания РФ, органами исполнительной власти, научными и научно-исследовательскими организациями.

Диссертант отдает себе отчет в том, что некоторые теоретические положения и обобщения диссертационного исследования нуждаются в дополнительной научно-теоретической и информационно-аналитической доработке.

 

Список научной литературыРяжапов, Нил Халиуллович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика /Сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В.Ряховский М., Юриспруденция,2001. - 448 Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5.03.1992 г. № 2446-1 -ФЗ

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125 ФЗ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

3. Закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ

4. Закон Российской Федерации «О политическом экстремизме» М., 2000.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

6. Военная доктрина Российской Федерации. М., 2000. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.1.. Монографии, сборники статей.

7. П 21. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология ипрактика. Ростов-на-Дону:СКНЦ ВШ, 2001. - 77 с. II 22. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика.

8. Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2003. 200 с. II 23. Евразийская партия - Союз Патриотов России. Материалы II съезда.- М: Рефах, 2002. 68 с.

9. II 24. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. М.: Граница, 1999. - 142 с. II 25. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций.- М.: ИВ РАН, 2003. 358 с.1. 26. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М.:

10. Лотос, 1993.-271 с. II 27. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге ХХТ века. -М.: