автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Исламский фактор в политических процессах в постсоветской Центральной Азии, 90-е годы XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Абдольхофф Кристоф
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Исламский фактор в политических процессах в постсоветской Центральной Азии, 90-е годы XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Абдольхофф Кристоф

Введение.

Глава I. ИСЛАМ И ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

§ 1. Ислам и социалистический революционизм.

§ 2. Кризис советского тоталитаризма и ислам.

Глава II. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ

ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

§ 1. Социально-политические и идеологические факторы посткоммунистической трансформации Центральной Азии

§ 2. Исламский фактор в политических конфликтах в постсоветских государствах в Центральной Азии.

§ 3. Ислам и выбор стратегии социального и политического развития Центральной Азии.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Абдольхофф Кристоф

События последних лет свидетельствуют о возрастании политической роли ислама во многих государствах Азии и Африки. В других регионах современного мира также ощущается воздействие исламского фактора на политические процессы. К числу таких регионов во все большей степени относятся и республики бывшего СССР. В России исламский фактор отчётливо проявил себя в политических событиях на Северном Кавказе и других регионах, где проживают мусульмане. Однако в наибольшей степени значение исламского фактора обнаруживается на постсоветском пространстве в Центральной Азии, в таких бывших советских республиках, как Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Киргизия.

В начале 90-х годов ислам оказал значительное влияние на развитие внутриполитического конфликта в Таджикистане, приведшего к кровопролитной гражданской войне. В условиях развала СССР, крушения коммунистического режима и коммунистической идеологии, образовавшийся политический и идеологический вакуум пытались использовать различные силы. При этом очень часто предлагались исламские лозунги. С исламом «заигрывали» старые номенклатурные элиты для легитимации своей власти в новых условиях. Оппозиционные группировки, в свою очередь, старались с помощью ислама эту власть оспорить.

Помимо внутренних причин политизация ислама и возрастание его роли связано с зарубежным влиянием. Такие исламские государства, как Саудовская Аравия, Иран, Турция и многие другие, стремились усилить своё присутствие на постсоветском пространстве в регионах с мусульманским населением. Наряду с государствами высокую активность демонстрировали и исламские неправительственные организации, в том числе и радикального толка.

К концу 90-х годов стала всё больше нарастать угроза исламского фундаментализма. Особенно явно она проявилась в связи с событиями в Афганистане, где движение «Талибан» предоставило убежище радикально-исламским группировкам из многих мусульманских стран, включая государства Центральной Азии. Хотя сегодня, в результате победы, одержанной международной антитеррористической коалицией над талибами и их союзниками, с территории Афганистана больше не исходят те угрозы, которые имели место в недавнем прошлом, но сама проблема исламского фундаментализма не исчезла. События в Афганистане отчётливо показали, что проблема безопасности в современном мире является глобальной и универсальной. Для России, связанной множеством уз с Центральной Азией, ситуация в данном регионе имеет важное значение. Для Германии и других стран-членов Европейского Союза центрально-азиатский регион также представляет интерес с точки зрения безопасности. Поэтому изучение политических процессов в Центральной Азии в целом и роли исламского фактора в этих процессах, в частности, актуально как в теоретическом, так и в практическом плане.

Вопросы политической роли ислама уже несколько десятилетий находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных исследователей. Можно констатировать, что в изучение воздействия ислама на политические процессы в различных странах и регионах мира большой вклад внесли труды таких российских востоковедов и политологов, как А.А.Игнатенко. Г.М.Керимова, А.В.Коровикова, З.И.Левина, А.В.Малашенко, Т.П.Милославской, Г.В.Милославского, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, С.М.Прозорова, А.В.Сагадеева, М.Т. Степанянц, Д.А.Трофимова.

Среди зарубежных публикаций последних лет по общим вопросам политической роли ислама можно отметить работы таких западных исследователей, как М.Брет, Х.Дилип, Х.Енайат, Дж.Джансен, Р.Митчел, М.Мохаддесин, Б.Тиби.

В работах почти всех этих авторов, как российских, так и зарубежных, рассматриваются и проблемы воздействия исламского фактора на политические процессы в постсоветской Центральной Азии в 90-е годы XX века. Однако, до сих пор, ни количество, ни качество публикаций по этой проблеме не соответствует в полной мере её теоретическому и практическому значению.

Основной целью, которую автор ставил перед собой при работе над данной диссертацией, было выявление роли ислама в политических процессах 90-х годов XX века в бывших советских республиках Центральной Азии. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- показать эволюцию отношения к исламу в период становления советской власти в среднеазиатских республиках СССР;

- проанализировать процесс исламского возрождения в условиях кризиса советского тоталитаризма;

- показать социально-политические и идеологические факторы посткоммунистической трансформации Центральной Азии;

- вскрыть роль исламского фактора в политических конфликтах в постсоветских республиках Центральной Азии;

- проследить влияние ислама на выбор стратегии социально-политического развития государств Центральной Азии;

Методологической основой данной диссертационной работы является совокупность методов современной политической науки, применяемых для анализа идеологических и политических процессов. При этом основным методом исследования стал сравнительно-исторический метод, применение которого позволило решить основные задачи, стоявшие перед автором диссертации. Наряду с этим использовались также методы прикладной политологии, например, интервьюирование.

Источниковедческая база диссертации включает индивидуальные и коллективные монографии, статьи из сборников и научных журналов, принадлежащих перу западноевропейских и российских авторов. Кроме этого, широко использовались материалы периодической печати, информационные ресурсы Интернета, документы советских государственных и партийных архивов, ставшие известными в последние годы. Весьма ценные сведения автор получил также в результате личных интервью со свидетелями и участниками анализируемых в диссертации событий и процессов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- данное диссертационное исследование является одной из первых работ, в которой даётся комплексный анализ политических процессов в условиях посткоммунистического развития государств Центральной Азии;

- в работе показаны особенности взаимосвязи ислама и политики в каждой из постсоветских республик Центральной Азии;

- выявлены особенности воздействия исламского фактора на политические конфликты в Центрально-азиатском регионе;

- дан прогноз возможного влияния исламского фактора на стратегию политического, экономического и социального развития государств постсоветской Центральной Азии.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в учебном процессе при чтении курсов лекций и подготовке спецкурсов по политологии, политической социологии, политической истории, конфликтологии, религиоведению и культурологии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего изучения политических процессов в регионе Центральной Азии, а также в процессе развития политических, экономических, культурных связей России, Германии, других европейских стран с государствами центрально-азиатского региона.

Диссертация обсуждена на кафедре политологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные её положения нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях и семинарах, проходивших в России и в Германии.

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и библиографию.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламский фактор в политических процессах в постсоветской Центральной Азии, 90-е годы XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате распада Советского Союза на геополитической карте мира появился новый регион - Центральная Азия, включающий в свой состав Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Казахстан и Киргизию. История всех этих стран и населяющих их народов была взаимосвязана на протяжении многих столетий, при этом, одним из факторов, предопределивших общность их судьбы, был ислам. Воздействие ислама на общественную и политическую жизнь народов Центральной Азии было неодинаковым, но без учёта этого воздействия невозможно понять ни вчерашний, ни сегодняшний, ни завтрашний день региона.

В годы советской власти коммунистический режим пытался ослабить влияние ислама в республиках Средней Азии и Казахстана. Правда, в отличие от большинства других регионов бывшей Российской империи, политика большевиков в религиозной сфере в этих республиках была поначалу более гибкой и осторожной. Впоследствии теория и практика «научного атеизма» была перенесена в полном объёме и на народы, традиционно исповедовавшие ислам. Однако результаты антирелигиозной пропаганды в Средней Азии оказались не столь значительными, как в других регионах СССР. Религиозность коренного, особенно сельского, населения оставалась в Средней Азии сравнительно высокой на всём протяжении Советской истории.

С началом перестроечных процессов ислам начинает выходить из тени и во все большей степени проявляет себя в различных сферах жизни Центральной Азии, включая политическую. Охвативший Советский Союз глубокий экономический, политический и духовно-идеологический кризис нашёл своё многообразное проявление и в среднеазиатских республиках. Как результат этого кризиса, в условиях либерализации политического режима, появляются оппозиционные группировки, использующие в своих интересах исламские лозунги. Немалая часть населения этих республик пыталась найти в исламе ответы на многообразные вопросы политического, экономического и социального характера. Неудивительно поэтому, что после распада СССР ислам становится заметным фактором, влияющим на политические процессы в постсоветской Центральной Азии. Во всех государствах региона возникают политические партии и движения исламской ориентации. В сторону ислама обращают свой взор и многие представители прежней партийно-государственной номенклатуры.

Ситуация в каждом из новых независимых государств Центральной Азии складывалась по-разному. В одних явно наметились авторитарные тенденции. Власти этих государств, с одной стороны, пытаются использовать ислам в своих интересах, с другой стороны, стремятся подавить активность оппозиционных групп, в том числе и религиозного исламского толка. В краткосрочной перспективе такой курс способен обеспечить внутриполитическую стабильность, но в долгосрочной может привести и к серьезным потрясениям. Там, где посткоммунистический режим оказался не очень прочным, внутреннее положение быстро дестабилизировалось. Например, в Таджикистане внутриполитические конфликты вылились в кровопролитную гражданскую войну.

Многочисленные политические и этнополитические конфликты в Центральной Азии не были, конечно, связаны исключительно с исламским фактором. В основе этих конфликтов лежали экономические и социальные противоречия, соперничество различных кланов, низкий уровень социальной и национальной интеграции. Но ислам оказывал на протекание этих конфликтов, включая и внутритаджикский, очень заметное влияние.

На протяжении нескольких последних лет перед правящими элитами государств Центральной Азии стояла реальная угроза исламского фундаментализма. Основным источником этой угрозы выступал режим талибов в Афганистане. В результате падения этого режима ситуация в регионе и вокруг него коренным образом изменилась. Но пока ещё рано делать долгосрочные прогнозы относительно будущего Центральной Азии в новых условиях. Можно лишь констатировать, что, хотя угроза фундаментализма и ушла в тень, сам по себе исламский фактор и впредь будет оказывать воздействие на политические процессы в регионе.

 

Список научной литературыАбдольхофф Кристоф, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абдуллаев Р., „ Хроника противостояния" / „Звезда Востока", 1995, № 11-12

2. Авторханов, А.: „Дела и дни Кремля. От Андропова к Горбачеву", Париж, 1986

3. Авторханов, А.: „Империя Кремля. Советский тип колониализма.", Garmisch1. Partenkirchen, 1988

4. Авторханов, А.: „Сила и бессилие Брежнева", 2 доп. изд.,1. Франкфурт на Майне, 1979

5. Бабаджанов, Б.: „Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане",в: „Россия и мусульманский мир", № 5 (83), 1999

6. Бартольд, В. В.: „Ислам и мусульманская культура", М., 1992

7. Бартольд, В. В.: „История культурной жизни Туркестана", Ленинград, 1927

8. Бартольд, В. В.: „История Туркестана", Ташкент, 1922, стр. 49

9. Басилов В., Карамышева Дж.: „Ислам у казахов (до 1917 г.)", М., 1997

10. Бойс, М.: „Зороастрийцы. Верования и обычаи", пер. с англ. и прим.

11. М. Стеблина-Каменского, СПб, 1994

12. Бурлацкий, Ф.: „О советском парламентаризме", в: „Литературная газета",1506.1988

13. Верт, Н.: „История советского государства", М., 199213. „Воинствующее безбожие за 15 лет", Сб. Ст., М., 1932

14. Гдлян, Т.; Иванов, Н.: „Кремлевское дело", Ростов-на-Дону, 1994

15. Гидулянов, П.: „Отделение церкви от государства", М., 1926

16. Гоибов, Г.: „Ранние походы арабов в Среднюю Азию", Душанбе, 1989

17. Горбачев, М. С.: „Перестройка и новое мышление для нашей страны и длявсего мира", М., 1987

18. Грюнебаум, Г. Э., фон: „Классический ислам (600-1258)", М., 1988

19. Игнатенко, А.: „Эндогенный радикализм в исламе", в: „Центральная Азия и1. Кавказ", № 2 (8), 2000

20. Искандаров, Б.: „Из истории Бухарского эмирата", М., 1958

21. Калинин, В.: „Динамика роста и социального состава СВБ" из: „Воинствующеебезбожие в СССР за 15 лет", М., 1932

22. Кобецкий, М.: „Безбожие среди национальностей СССР", из: „Воинствующеебезбожие в СССР за 15 лет", М., 1932

23. Ланда, Р. Г.: „Ислам в истории России", М., 1995

24. Лебедев, Л. (Протоиерей): „Великороссия: жизненный путь", СПб., 1999

25. Левитов, И. С. „Киргизистан" в: „Голос России", Петроград, 1916, № 25

26. Ленин, В.: „Собрание сочинений", т. XIX, 1921

27. Логофет, Д. Н.: „Бухарское ханство под русским протекторатом",1. СПб., 1911, т. 1

28. Логофет, Д. Н.: „Бухарское ханство под русским протекторатом",1. СПб., 1911, т. 2

29. Малашенко, А.: „Ислам в центральноазиатском обществе. Динамикавоздействия", в: „Восток", № 5,1996

30. Малашенко, А.: „Ислам и политика в государствах Центральной Азии", в:

31. Центральная Азия и Кавказ", № 4 (5), 1999

32. Малышева, Д.: „Центральная Азия мусульманский вызов России?", в:

33. Мировая экономика и международные отношения", М., 12/1993

34. Масов, Р.: „История топорного разделения", Душанбе, 1991

35. Надеин-Раевский, В.: „Россия и государства Центральной Азии: возможностиинтеграции", в: „Мировая экономика и международные отношения", М., 12/ 1993

36. Назарбаев, Н. „Идейная консолидация общества как условие прогресса1. Казахстана", Алматы, 1993

37. Назарбаев, Н.: „К обновленному Казахстану через углубление реформ,общенациональное согласие", Алматы, 1994

38. Назарбаев, Н.: „Евразийский союз: идеи, практика, перспективы 1994-1997",1. М., 1997

39. Наршахи, М.: „История Бухары", (перевод с персидского Н. Лыкошин),1. Ташкент, 1897

40. Ниязи, А.: „Ислам и общество" в: „Африка и Азия сегодня", № 7,1996

41. Олимова, С.: „Политический ислам и конфликт в Таджикистане", в:

42. Центральная Азия и Кавказ", № 4 (5), 199940. „Революция и Национальный вопрос", Изд. Комакадемии, М., 1930, т. 3

43. Саидбаев, Т.: „Ислам и общество. Опыт историко-социологическогоисследования", М., 1984

44. Семенов-Тянь-Шанский, В. П.: „Россия. Полное географическое описаниенашего отечества", СПб, 1913

45. Сюкияйнен, JL: „Концепции халифата и современное государственно-правовоеразвитие зарубежного Востока", в: „Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики", М., 1985

46. Тибби, Б.: „Политизация религии. Политика безопасности под знаком исламскогофундаментализма", в: „Internationale Politik. Религия и политика", (рус. изд.), Bonn, февраль 2000

47. Тураджон-зода, X. А.: „Разве ислам- это только Партия возрождения?", в:

48. Народная газета", 25.02.2000

49. Хаджибейли, Дж.: „Антиисламская пропаганда и ее методы в

50. Азербайджане", Мюнхен, 1959

51. Халфин, Н. А.: „Россия и Бухарский эмират на западном Памире (конец XIXначало XX в.)", М., 1975

52. Халфин, Н: А. (Отв. Ред.): „Записки о Бухарском ханстве", М., 1983

53. Хисматулин, А.: „Суфийская ритуальная практика: (На примере братства1. Накшбандия)", СПб., 1996

54. Чокай-оглы, М.: „Туркестан под властью Советов", Париж, 1935

55. Шерматова, С.: „Таджикистан: красное и зеленое", в: „Россия имусульманский мир", № 5 (71), 1998

56. Шохуморов, С.: „Исмаилизм: традиции и современность", в: „Центральная

57. Азия и Кавказ", № 2 (8), 2000

58. Исследования на западноевропейских языках:

59. Abduvakhitov, A.: „Islamic Revivalism in Uzbekistan" в: Eickelman, D. (Ed.),

60. Russia's Muslim Frontiers. New Directions in Cross-Cultural Analysis", Bloomington, 1993

61. Ahlberg, R.: „Die Mafia in der UdSSR", в: „Osteuropa", 2/1990

62. Avtorchanov, A.: „Der Islam und die mohammedanischen Völker in der UdSSR",1. Zellikon, 1980

63. Bacon, E. E.: „Central Asians under Russian Rule. A Study in Cultural Change",1. New York, 1966

64. Barthold, W.: „Kirgiz", in Encyclopaedia of Islam, Leiden, 1927

65. Bartold, W.: „Zwölf Vorlesungen über die Geschichte der Türken Mittelasiens",1. Berlin, 1935

66. Borcke, A. von: „Der tadsckikische Bürgerkrieg: Lokale Tragödie oder geopolitische

67. Herausforderung?", в: „Berichte des Bundesinstituts fur ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, 19-1995

68. Breitner-Czuma, L.: „Der Islam als politischer Faktor in Mittelasien seit dem

69. Zusammenbruch der Sowjetunion", Berlin, 1998

70. Buschkow, W. I.: „Der innere Konflikt Tadschikistans als regionales

71. Sicherheitsproblem", в: „Berichte der Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, 35/1996

72. Buschkow, W.: „Politische Entwicklung im nachsowjetischen Mittelasien: Der

73. Machtkampf in Tadschikistan 1989-1994", в: „Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, 4-1995

74. Buskov, V., Sitnjanskij, G.: „Russen und Russischprachige in Zentralasien. Einerussische Sicht", в: „Bundesinstitut fiir ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, февраль 1997

75. Critchlow, J.: „Corruption, Nationalism and the Native Elites in Soviet Central Asia",in: JoCSt, Vol. 4,1988/2

76. Geiß, P. G.: „Nationenwerdung in Mittelasien", Frankfurt am Main, 1995

77. Gleason, G. „The Central Asian States. Discovering Indepedence",1. Boulder (Colorado), 1997

78. Grigorjew, W. W.: „Die russische Politik in Hinsicht auf Central Asien.",1. St. Petersburg, 1875

79. Grulew, M.: „Das Ringen Rußlands und Englands in Mittelasien", Berlin, 1909

80. Eisener, R.: „Zum Bürgerkrieg in Tadshikistan. Einige aktuelle und historische

81. Dimensionen der Konflikte", в: „Osteuropa", 8/1994

82. Forsythe, R.: „The Politics of Oil in The Caucasus and Central Asia", London, 1996

83. Goldman, M.: „What Went Wrong With Perestroika", New York-London, 1992

84. Haghayeghi, M.:, „Islam and Politics in Centra Asia", New York, 1995

85. Halbach, U.: „Politische Entwicklungen im nachsowjetischen Mittelasien: Usbekistan",в: „Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche-undinternationale Studien", Köln, 1994, № 50

86. Halbach, U.: „Weißes Gold, weißes Tod. Materielle Krise und ethnische Unruhe in

87. Sowjetisch-Zentralasien", в: „Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, 1991, № 2

88. Hayit, В.: „Basmatschi. Nationaler Kampf Turkestans in den Jahren 1917 bis 1934",1. Köln, 1992

89. Holzwarth, W.: „Segmentation und Staatsbildung in Afghanistan: Traditionale soziopolitische Organisation in Badakhshan, Wakhan und Sheghnan", в: Creussing, K., Grevemeyer, J.-H. (отв. ред).: „Revolution in Iran und Afghanistan", Frankfurt am Main, 1980

90. Kassenow, U.: „Zentralasien und Rußland. Der dornige Weg zu gleichberechtigten

91. Beziehungen", в: „Berichte des Bundesinstituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien", Köln, 1995, № 14

92. Levshin, Alex: „Description des hordes et des steppes des Kirghiz-Kazaks ou Kirghiz1. Kaissaks", Paris, 1840

93. Lewis, В.: „Die politische Sprache des Islam", Hamburg, 1991

94. Marsall, M.: „Mittelasien. Die Entwicklung in Tadschikistan, Usbekistan,

95. Turkmenistan und Kyrgysstan seit der Unabhängigkeit", in: Weltgeschehen, Sankt Augustin, IV/95

96. Marsden, P.: „The Taliban: War, religion and the new order in Afghanistan",1.ndon, 1998

97. Olesen, A.: „Islam and Politics in Afghanistan", Surrey, 1995

98. Park, Alexander G.: „Bolshevism in Turkestan 1917-1927", New York, 1957

99. Rashid, A.: „Resurgence of Central Asia", London, Karachi, 1994

100. Reissner, J.: „Islamischer Fundamentalismus- Zur Tauglichkeit eines Begriffes bei der

101. Erklärung der heutigen islamischen Welt, in: Schwarz, Jürgen: „Der politische Islam", Paderbon, 1993

102. Riesenbrodt, M.: „Fundamentalismus als patriarchalische Protestbewegung.

103. Amerikanische Protestanten (1910-28) und iranische Schiiten (1961-79) im Vergleich", Tübingen, 1990

104. Schams, R.: „Die neuen Entwicklungsländer in Zentralasien und im Transkaukasus",1. Hamburg, 1992

105. Schweizer, G.: „Islam und Abendland- ein Dauerkonflikt", Stuttgart, 1995

106. Wieck, H.-G.: „India and Pakistan enter the Nuclear Club. How to integrate India and

107. Pakistan into the International Nucklear Control Regimes (August 1998)", Wildbad Kreuth, 1999

108. Wolff, R. J.: „ Narrative of a Mission to Bokhara in the Years 1843-1845 to Ascertainthe Fate of Colonel Stoddart and Captain Conolly", Edinburgh, 1852

109. Справочно-библиографическая литература:

110. Архив обкома КП ГБАО (Горно-Бадахшанской Автономной Области),ф. 63, ед. хр. 120, л. 71

111. Архив обкома КП ГБАО, ф. 110, ед. хр. 53, л. 13

112. Интернет: http://www.hal-pc.org/%7Eamana/mit.html

113. Интернет: http://www.hal-pc.org/□ amana/brown.html

114. Интернет: http://www.turkmenistan.ru/index.cfm?d=22&op=viw

115. Интернет: http://www.turkmenistan.ru/index.côn?d=94&op=viw

116. Интернет: http://www.turkmenistan.ru/index.cfin?d=148&op=viw

117. Интернет: http://www.ntv.ru/religy/29Mar2001/kirgrelig.html191. „Ислам. Энциклопедический словарь", М., 1991

118. Коран, перевод с арабского языка Г. С. Саблукова, Казань, 1907

119. Материалы внеочередного пленума Центрального Комитета КПСС. 11 марта1985 года. Москва, 1985194. „Национальные движения в условиях колониализма: Казахстан, Средняя

120. Азия, Северный Кавказ. Материалы Всесоюзного „круглого стола" 27-28 июля 1990 г.'', Целиноград, 1991195. „Протокольное решение об отчете Исполнительного Комитета повыполнению решений Межгосударственного Совета государств-участников", Бишкек, 10.01.1997

121. Исследования на арабском и СМИ на таджикском языке196. ал-Афгани, А.: „Джалал ад-Дин ар-Руми. Байна ас-суфиййа ва улама алкалам", Каир, 1987197. ал-Хомайни, Р.: „Ал-хукумат ал-исламиййа. Адад ва такдим",1. Каир, 1979

122. Хосни, X.: „Мин ал- акидат иля ат -таура. Ал- мукаддамат ан-назариййа",т. 1, Каир, (год издания не указан)199. „Бадахшон", (издательство парламента ГБАО, на таджикском языке),48, 13. 12. 1996200. „Паем", (газета на таджикском языке), № 4 (9), 2000

123. Радио „Озоди" (таджикская служба радио „Свобода")202. „Рохнамо", (газета на таджикском языке), № 3 (12), 1999203. „Садои мардум", (газета на таджикском языке), 02.10.1998204. „Чароги руз", (газета на таджикском и русском языках), № 1 (70), 1993