автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Истинность научного и ненаучного познания

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Юламанова, Гюзель Миниахметовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Истинность научного и ненаучного познания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Юламанова, Гюзель Миниахметовна

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования истинности научных и ненаучных методов познания (обыденного сознания; художественного познания; мифологии; религии; оккультных наук: астрология, алхимия, графология, спиритизм; паранормальное познание: биолокация, контактёрство, левитация, телепатия, телекинез; медитативное познание) в современной России не требует особого развернутого доказательства. Кризис общественных устоев выражается и в кризисе доверия научному познанию. Поднимается стихийная волна ненаучных способов познания, среди которых много откровенной мистики и профанации. Само научное познание превращается в способ примитивной спекуляции: популярными становятся «компьютерные гадалки», «телеколдуны», «математики-астрологи», «экстрасенсорики - святители людей и воды».

Вненаучное познание имеет тысячелетнюю историю и впитало в себя многое из эмпирического опыта народов. В каждой форме донаучного и внена-учного познания есть действительно истинные знания природной, общественной и индивидуально-человеческой жизни. Именно их необходимо нам вычленить, чтобы они не оказались погребены под наносами некритических домыслов.

В нашем диссертационном исследовании мы сознательно не выделяем такие чувственно-абстрактные формы познания бытия в мире, как оккультное, паранормальное и медитативное познания. Это интересные темы и требуют самостоятельного исследования, подробный анализ которых увеличит объём диссертации. Такой подход приведет к схематичности рассмотрения всех остальных вопросов. Именно поэтому мы вынесли за пределы предмета диссертационного исследования оккультное, паранормальное и медитативное формы вне-научного познания, ограничившись в основном обыденным и интуитивным познанием.

Сразу заметим, что мы считаем вненаучной формой познания и философию, особенно такую её форму как натурфилософия. По нашему мнению, философия не наука, она может быть близка (материализм) к науке или отдалена (идеализм) от нее. Pix сближает общий момент: они - учения в понятиях, т.е. свои результаты выражают в форме логических принципов, законов, категорий. Говоря компьютерным языком, они обе пользуются вербальным интерфейсом. Однако философия отличается от науки тем, что всегда имеет автора, философские истины, несмотря на их объективность, не имеют безличного общезначимого характера. Философия - это мировоззренческо-методологическое учение, имеющее общие точки соприкосновения и с наукой, и с искусством, но не сводимые (не редуцируемые) ни к одной из них, ни к их сумме.

Интерес к вненаучным формам познания актуален не только для России, но и в глобальном масштабе. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу высветил односторонность и недостаточность только научно ориентированного познания. Глобальные проблемы современности говорят о необходимости дополнения рационального познания, как минимум, нравственным познанием. Ускоряющаяся динамика бытия человечества актуализировала проблемы доверия, симпатии, чести, дружбы в области экономических, политических, национальных и других отношений. Необходимость дополнения научных форм знания донаучными и вненаучными стала очевидной.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Юламанова, Гюзель Миниахметовна

прос, как преломляются и сохраняются научные истины в ненаучном познании.

Степень разработанности исследований до- и вненаучных форм познания можно разделить на две группы. В первую группу входят работы, которые носят историко-философский характер: оценочные высказывания об истинности мифологического знания в рамках самих мифов; проблема истины и лжи в натурфилософии начиная с Фалеса и в философии начиная с Сократа; позиция Платона, Аристотеля по отношению к мифологии, религии и философии; оценки истинности религиозного и философского сознания «отцами церкви», схоластами средних веков (Ф. Аквинский). Интересны в этом плане суждения представителей эпохи Возрождения (Л. да Винчи, Н. Кузанского, Д. Бруно) о познавательных функциях мифов, религии, философии и искусства; решение проблемы критериев истинности научных и вненаучных форм познания Ф. Бэконом и Р. Декартом; критический анализ человеческих познавательных способностей, с выделением критериев истинности научного, философского, обыденного, художественного, религиозного знаний рационалистами нового времени (английские и французские материалисты ХУП-ХУШ веков, Лейбниц, Спиноза, представители классической немецкой философии). Вклад в размежевание научного и вненаучного познания в новейшее время Видгенштейна, Карнапа, Рассела, Лакатоша, Куна, Фейерабенда.

Во вторую группу включены предметные исследования познавательных функций до- и вненаучного познания современными исследователями. Остановимся на них подробнее.

Интерес к ненаучным формам познания в последние годы отмечается в работах Автономовой Н.С. (сравнительный анализ рассудка и разума в аспекте их рациональности), Алексеенко О.В. (о методе проб и ошибок), Андрусенко В.А. и Пивоварова Д.В. (методология научного и вненаучного познания), Антипенко З.Г. (взгляды Платона и Аристотеля на различные пути познания), Ба-тищева Г.С. (познание ценностей и критерии истинности ценностей), Белова

Т.Н. (осознаваемые и неосознаваемые аспекты жизненного пути личности), Борзенкова В. и Фролова И.(комплексный характер научных и вненаучных элементов познания). Бутенко И.А. рассмотрено место и роль вненаучных форм познания в социальном познании. Связь истины и заблуждения стала предметом анализа Галкевича В.И. О границах научного познания говорится в коллективной монографии «Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания» (ML, 1991). Гусев С.С. и Пукшанский Б.Я. исследовали структуру обыденного сознания. Прикладное применение вненаучного познания в педагогике мы видим в работах Данилюка А.Я. Денисов С.Ф. попытался выяснить место вненаучных способов познания в становлении и развитии науки. Зельдмайр X. стремился выявить специфику истинности художественных обрядов. Роль чувств в творчестве исследует в своих работах Климова C.B. Князева E.H. и Курдюмов С.П. обратили внимание на роль интуиции в самопознании человека. Роль вербализации вненаучных знаний изучал Колеватов В.А. Проблем вненаучного познания коснулся Красильников М.Г., сравнивая структуру сознания и истины. Функции и место мнений в формировании истинных знаний анализирует в своих работах Крымский С.Б. Структура мировоззрения и обыденное сознание привлекли внимание Кучкина Б.К. Эстетические элементы истинного знания рассмотрены в работе Мороза О.П. Мясникова JI.A. исследует роль опыта на пути к истине. Неоднократно обращал внимание на соотношение научных и ненаучных знаний Нарский И.С. Неганов Ф.М. обращался к вопросу соотношения рационального и иррационального в бытии человека. Парфёнов И.Д. попытался выделить суть нравственного аспекта истинных знаний. Опыт философского осмысления обыденного сознания предпринял Пукшанский Б.Я. Затрагивает проблемы ненаучного познания Ракитов А.И., выясняя анатомию научного знания. Руткевич М.Н. и Лойфман И.Я. выяснили место и роль вненаучных форм познания в диалектике формирования истинных знаний. Свинцов В.И. попытался выяснить характер взаимоотношений категорий «добро», «истина» и «красота». Селиванов А.И. выявил «мозаичный» характер взаимодействия форм бытия и познания. Султанова Л.Б. активно занимается исследованием «неявного знания» в интуитивном и математическом мышлении. Тасеева Е. стремилась выявить основания доказательности интуиции. Фомина З.В. специально исследовала место вненаучного знания в структуре современного познания. Яковлев A.A. посвятил свою работу многообразию ненаучного знания. Работы всех названных авторов указаны в списке литературы, который можно было бы продолжить, включив в этот ряд работы и уфимских авторов: Галимо-ва Б.С., Бондаренко В.Н., Нуриева Д.А., Селиванова А.И., Финогентова В.Н., Файзуллина Ф.С., которые также в разных аспектах обращали внимание на специфику различных форм донаучного и вненаучного познания.

Объектом нашего диссертационного исследования являются различные формы научного и ненаучного познания (обыденное сознание, мифология, искусство, религия и т.д.).

Предмет исследования составляет ту часть объекта познания, где рассматриваются вопросы об особенностях истинности и ложности донаучных и вненаучных форм познания. Там, где это оправдано самим предметом исследования, мы используем в качестве методологического принципа различие между онтологической и гносеологической истинностью [178, 12-48; 179].

Целью исследования было выявление специфики, особенностей истинности научных и ненаучных способов познания. Знания о себе и окружающем мире нужны человеку как для выживания, так и для прогресса. Деятельность (духовная и материальная) есть способ существования социальной материи. Истинность - характеристика соотношения материального и духовного как друг с другом, так и с самим собой. Мы выделяем онтологическую (вещей) и гносеологическую (знаний) истинность, признавая за ними и относительную самостоятельность и моменты тождества. Истинность знаний (и научных, и вненаучных) - гарантия их гуманистической ценности и полезности. Поэтому исследования истинности ненаучных форм познания в эпоху кризиса является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальными.

Для достижения поставленной цели нам пришлось последовательно решать следующие задачи:

- выяснить содержание исторически сложившихся представлений об истине;

- произвести сравнительный анализ специфики научных и ненаучных форм знаний и способов определения их истинности;

- рассмотреть различные трактовки роли и места обыденного сознания в познании;

- аргументировать вывод, что научное знание множеством нитей связано со всем спектром донаучных и вненаучных форм познания;

- раскрыть мозаику различных форм знаний и их истинности в жизни общества и индивидуального человека.

Научно-теоретической и методологической базой исследования явились труды классиков мировой философской мысли, работы современных и отечественных философов. Методологической основой исследования стали принципы историзма, анализа и синтеза, абстрагирования, моделирование, дедукция и индукция, идеализация и формализация, элементы интуитивной логики. Исследование основывалось на диалектическом анализе философских категорий, их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии применительно к проблеме соотношения научных и до- и вненаучных форм познания.

В данной работе предпринята попытка переосмыслить взгляды на место и роль вненаучных форм познания (обыденного сознания, художественного познания, мифологии, религии, алхимии), учитывая накопленный потенциал в области естествознания, натурфилософии и философии.

В диссертации использованы результаты научных исследований отечественных и зарубежных философов, историков и естественников. Автор отдает себе отчет в том, что диссертация содержит ряд спорных и дискуссионных положений, которые нуждаются в дальнейшей разработке, и не претендует на окончательное решение обсуждаемой проблемы.

Новизна работы заключается в следующих результатах:

- доказано, что основное различие между истинностью научных и ненаучных форм познания заключается в большей зависимости первых от объекта, а вторых - от субъекта познания. С определенной долей схематизма можно утверждать, что научные знания отражают состояние объекта познания, а до- и вненаучные - конкретно исторический уровень развития социального и гносеологического субъекта. Конечно, нельзя их абсолютно отделять друг от друга. В каждом виде познания участвуют и объект и субъект познания. Речь идет о доминировании какой-то одной стороны;

- выявлена системность критериев истинности как научного, так и ненаучного форм познания. Критерий истинности знаний всегда носит комплексный характер, представляющий собой множество объективных и субъективных, материальных и духовных, природных и общественных, интеллектуальных и чувственных, дискурсивных и интуитивных компонентов. В научном и ненаучном познании так или иначе представлено большинство структурных элементов. Только их компоновка и значение различны. Как сказано выше, в научном познании доминируют объективные, безличностные, обобщенные моменты, а в ненаучных на первый план выходят субъективные, личностные, единичные моменты;

- установлены и систематизированы конкретные различия между наукой и обыденным сознанием. Наука познает в основном сущность предметов и процессов, а обыденное сознание пользуется естественным языком. Отличаются они и по своим методам, средствам и инструментам познания. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования, а обыденное сознание опирается на очевидность, ясность, удовлетворяется синхронностью и смежностью событий. Научное познание требует подтверждения, доказательства, аргументированности, основанных на экспериментальной практической проверяемости и логической непротиворечивости, обыденное сознание может удовлетворяться ссылкой на авторитет или слова очевидцев, простотой, понятностью и т.д.;

- доказано, что интуиция синкретична: включает в себя и интеллектуальные, и чувственные, и подсознательные компоненты как в хаотичной, так и в логичной форме. Интуиция есть мышление, которое осуществляется на границе абсурда и логики. Абсурд позволяет избавиться от консервативности мышления и увидеть неожиданное в уже давно известном, а логика придает формы, в которых новое можно сохранить в старых понятиях, представлениях (в интеллектуальных и чувственных образах);

- осуществлен анализ функций истины в познании и практике.

В диссертационной работе в развернутой форме осуществлен показ специфики обыденного сознания и здравого смысла. В отличие от науки, которая является деятельностью по добыванию знаний, практический повседневный опыт, опирающийся на обыденное сознание, ориентирован на получение не знания (оно здесь как бы «побочный продукт»), а какого-либо предметного результата. Для строителя дома законы сопротивления материалов и строительных конструкций остаются как бы неосознаваемым фоном, спрятанным за навыками, интуицией, чутьем, прежним опытом и т.д. Здравый смысл есть как бы концентрированное выражение обыденного сознания, в нём («народной мудрости») закрепляется и хранится опыт поколений.

Здравый смысл в обобщенном виде фиксируется в различных поговорках, пословицах, загадках. Например, выражение «Без труда не вынешь и рыбки из пруда» прямо ориентирует людей на прилежное и добросовестное отношение к своей деятельности, работе. В исследовании отмечается, что неоднородность, противоречивость обыденного сознания объясняется его описательностью. В отличие от научного познания, обыденное не претендует на проникновение в сущность явлений, предметов и событий. Реализация некоторой данности, фактуры вполне устраивает обыденное мышление. И оно даст верный результат, если опирается на неосознаваемые рефлексивно сущностные связи.

Попутно отметим, что в диссертационном исследовании уделено внимание и способам передачи обыденного практического опыта и научных знаний. Первый усваивается в той мере, в какой овладевается живой непосредственный опыт мастеров своего дела. Здесь проходит водораздел различий трансляции эмпирического и теоретического опыта.

Познавательная функция искусства имеет дело с художественным постижением природных, социальных и духовных явлений. Искусство придаёт чувственную, эмоциональную окраску воспринимаемым образам. Через него мы познаем не столько свойства предметов, сколько самих себя, свою способность чувствовать: любить, ненавидеть, сострадать и т.д. Художественные образы как бы оживляют наши знания о себе и о мире (природном и социальном), в котором мы живем. Гегель говорил об искусстве как о мышлении в образах, которое образует среднее звено между чувственностью и идеальной мыслью. Художественный образ воплощает идеальную мысль в чувственно-предметную форму. Особенностью художественного познания является то, что оно требует собственной фантазии, творческой активности, эмоционального богатства, неудовлетворенности одними интеллектуальными абстракциями.

Одним из самых ранних способов понимания природы и общества был миф. В отличие от науки, которая ищет детерминистские связи, миф не объясняет и не определяет, а рассказывает, как все происходило и возникало. Миф в этом смысле форма генетического познания. Однако здесь исторический и логический генезис не дифференцированы, синкретичны. Миф не только совмещает рассказ о прошлом, настоящем и будущем предмета, он является одновременно как бы шаблоном, образцом для подражания. Происходящее в мире объясняется деятельностью богов, титанов, героев. Процесс творения мира часто представлен как борьба богов с демоническими силами, в результате которой из хаоса возникает упорядоченный космос. В эсхаталогических мифах описываются события будущего, как правило, разрушение и гибель космоса, который подвержен часто возрождению.

Истинность обыденного, художественного, мифологического познания отличается от истинности научного познания и по характеру объекта, и по методам и средствам, и по результатам, и по способам накопления, хранения и трансляции. В каждом пункте есть свои особенности, но общим является то, что те истины, которые станут достоянием науки, в них присутствуют как бы в неразвитом виде, в подтексте, как скрытый фон.

Практическая значимость обусловлена необходимостью выработки нового подхода к ненаучным формам познания. Значимость ненаучных знаний, накопленных в процессе многовековой жизнедеятельности человечества, выявила необходимость осмысления их на философском уровне. Исследования, проведенные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего изучения многомерной истины, критериев и способов её познания и доказательства; в возможности применения достигнутых результатов в качестве методологического основания при разработке научных дисциплин гуманитарного и естественно-научного цикла в образовательных учреждениях, при разработке специальных курсов по теории познания и в преподавании общего курса философии. Вненаучные и донаучные знания могут послужить теоретической базой ряда философских концепций, открывая дорогу новым исследованиям, формированию гуманитарной культуры XXI века.

Апробация исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии Башкирского государственного педагогического университета, на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Уфимского

13 учительского института «Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего». - Уфа, 1999.; а также на Всероссийской научно-теоретической конференции молодых учёных «Ценности и истины педагогики». -Уфа, 15 декабря 1999.; на X Всеуральской Олимпийской сессии молодых ученых и студентов «Олимпизм. Олимпийское движение и олимпийское образование». - Курган,

1998.; на республиканской научно-практической конференции «Спорт, физическая культура, здоровье, образование». - Уфа, 2000.; на республиканской научно-методической конференции «Проблемы физического воспитания школьников и студенческой молодежи». - Уфа, 1998.; на Всероссийской научно-теоретической конференции молодых ученых «Структура ценностей и истин педагогики». - Уфа, 24-25 апреля 2000. Положения и выводы диссертации содержаться в сборнике статей аспирантов «Человек и его мировоззрение». - Уфа,

1999. и в сборнике научных трудов «Здоровье, личность, образование». - Уфа,

2000. Основные положения диссертации опубликованы в методическом пособии «Философские аспекты специфики истины в научном и ненаучном познании». - Уфа, 2001.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Истинность научного и ненаучного познания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия начинала свою историю с вопроса о познании, о любви к мудрости. Долгие годы (до Нового времени) философская гносеология не знала жестких парадигм научной эпистемологии. Сегодня можно сказать, что и научная, и ненаучная концепции познания вышли из философской гносеологии.

Начиная с ХУТ-ХУП веков роль научных знаний стала доминирующей, создавая временами уверенность, что все другие формы познания будут преодолены научным познанием. Обыденное сознание и все другие формы ненаучных знаний стали трактоваться как вынужденно терпимые, как знания низшего порядка.

Чем выше становилась роль науки в жизни общества, тем меньше внимания получали ненаучные формы освоения действительности. Часто эти знания трактуются не просто как неразвитые, поверхностные, а как недостоверные, даже ложные.

Последние столетия показали, что наука может понять многие тайны природы, общества и человеческого духа. Её достижения очевидны и несомненны. Однако человечество развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного, мифологического, религиозного, художественного сознания.

Те аспекты, которые отражаются в этих формах освоения мира, не всегда исчерпываются научным познанием, а порой даже принципиально ему недоступны. Милосердие и любовь, вдохновенье и горе вряд ли возможно изложить в виде строгих научных формул.

Научная и ненаучная формы познания дополняют общую картину мироустройства, и каждая по-своему нужна и полезна человеку.

Задача состоит не в том, чтобы развести все виды познания в разные стороны, а в том, чтобы объединить их в единую познавательную систему.

Отметим, что в разные исторические эпохи разные формы познания играли роль интегрирующего ядра: в Античности - философия, в Средние века - религия, в Новое время - наука, а ныне, на наш взгляд, - политика. Все формы сознания имеют свои особенности, т.е. элементы как единичного, так и общего характера.

Выделим то, что есть общего:

1. Каждая научная и ненаучная форма познания есть отражение действительности.

2. Все формы имеют свой предмет отражения, свои методы, средства и способы познания.

3. Везде есть единство чувственных и рациональных компонентов, которые влияют друг на друга.

4. Каждая форма познания опирается на определенную методологию.

Если выделить принципиальное отличие вненаучного познания от научного, то первое «включает не только объективную, но и субъективную, и трансцен-дентичную реальность, не имеющую ни протяженности, ни длительности, а стало быть, не фиксируемую ни чувствами, ни логикой рассудка» [166, 429]. Можно согласиться, с определенной оговоркой, и с мнением авторов цитированного труда, что наука представляет интегрированную силу общества перед ликом природы как объекта, а вненаучное познание преимущественно ориентирована на выяснение естественных и сверхъестественных тайн человеческой души. Разумеется, непроходимой границы между ними нет. Обществу и человеку они нужны все, хотя в каждом конкретном случае, историческом отрезке времени какая-то одна или несколько форм могут играть доминирующую роль.

Что же касается систематизации и классификации ненаучного познания, здесь возникает проблема выбора классификационной основы. Первое, что подсказывает сам термин «ненаучное», классификация должна учитывать степень близости или отдаленности от науки. В основу классификации могут быть положены объекты, методология, а общественная потребность, которая их породила, способы оформления, хранения, трансляции и «потребления», их социальная функция и значимость и т.д.

Мы сознательно в диссертационном исследовании не вели речь, скажем, об оккультной (от лат. ОссикиБ - тайный) форме познания, объединяющей в себе астрологию, алхимию, кабалистику, спиритизм, графологию и сотни форм ман-тики. Можно к «оккультным наукам» относиться по-разному: принимать или не принимать. Но если звезды зажигаются, то кому-то, значит, они нужны, для кого-то они важны, у кого-то будят фантазию, воображение, стимулируют творчество, а тем самым, пусть косвенно, развитие культуры. Побочные следствия породили много научных ценностей. Операции с числами и словами, методика экспериментов и многое другое уходят корнями в различные оккультные формы. Сказанное выше не является призывом возродить оккультизм в XXI веке. Это призыв к толерантности, терпимости к ненаучным формам познания, к солидарности в условиях постижения тайн бытия.

Сегодня, наряду с оккультизмом, выделяют ещё паранормальное (от греч. Para - около) познание, которое претендует помогать науке в тех областях, где она бессильна в выявлении причин некоторых физических явлений, а также способы контактов между людьми (левитация, телекинез, биолокация, телепатия, полтергейст, экстрасенсорика и т.д.). От помощников умные люди не отказываются даже тогда, когда продуктивность этой помощи сомнительна.

В области самопознания из ненаучных форм особый интерес вызывает медитация (от лат. meditatio - мысленное созерцание), которая представляет собой, во-первых, отрешенность от всех контактов с внешним миром путём волевого усилия и использованием системы упражнений, во-вторых, глубокое духовное погружение в мир мыслей, чувств, фантазий, галлюцинаций, подсознательные и бессознательные зоны стимуляции жизни.

Наряду с обыденным сознанием, мифологическим мировоззрением, религией эти формы ненаучного познания участвуют в обеспечении различных аспектов материального и духовного бытия общества и человека. И при любой их оценке, и при любом к ним отношении они имеют право на существование, ибо без любого из них бытие не будет полным. Даже ложь, зло, уродство имеют статус действительности в нашей жизни. Не признавать их реальности и не считаться с ними нельзя, невозможно. Нужно ясно и четко уяснить их природу и роль. Сказанное относится в полной мере и к ненаучным и вненаучным формам познания.

 

Список научной литературыЮламанова, Гюзель Миниахметовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм./ Пер. с итал. - Спб.: Алетейя, 1998. - 506с.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Высш. школа, 1998.-287с.

3. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. М.: Высш. Школа, 1991.-383с.

4. Алексеенко О.В. Метод проб и ошибок // Культурологические аспекты развития Западной Сибири. Тюмень, 1998. - С.53-55.

5. Алтаев М.И. Душа как объект познания // Философия и актуальные проблемы современного общества. Саранск, 1998. - С. 19-23.

6. Андреева И.С. Тело, дух, душа, мир // Человек: образ и сущность. -М, 1997.-С.90-107.

7. Андрияускас А. Историческое значение постмодернизма и восточный эстетический интуитивизм // Корневище Об. М., 1998. - С. 15-37.

8. Андрос Е. Истина как проблема познания и мировоззрения. Киев: Наук, думка, 1984. - 144с.

9. Андрусенко В.А., Пивоваров Д.В. Методология научного познания. Оренбург: Оренбург, гос. ун-т, 1995. - 96с.

10. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. - 400с.

11. Антипенко З.Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. М.: АН СССР, 1983.

12. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. М., 1975-1984.

13. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. - 534с.

14. Бабасов Е.М. Истина и богословие (Критика богословских интерпретаций НТП). Минск: Беларусь, 1988. - 414с.

15. Батищев Г.С. Истина и ценности // Познание в социально-культурной системе. М., 1987. - 82с

16. Бахтияров К.И. Истинность и достоверность // Философские науки. 1991. -№ 12.-С. 79-87.

17. Белов В.Н. Обыденное сознание: бытийность, феномены, целостность. Автореф. дис. д-ра филос. наук / Саратов.гос.университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1997. - 37с.

18. Бенин В.Л., Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления: Уфа.: БГПИ, 1992. - 141с.

19. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр.тр. М.: Флинта, 1999.-311с.

20. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: Осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет. М., 1997. - С.313-322.

21. Библер B.C. Сознание и мышление // Философско-психологические предположения шкалы диалога культур. М., 1998. - С. 13-87.

22. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход // Свобод, мысль, 1998. №5. - С. 105-114.

23. Борисов В.Н. К обновлению материализма // Проблемы методологии. Самара, 1998. - С.6-26. - Библиогр.: С.26.

24. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика: Анализ силлогистических теорий. М.: Из-во МГУ, 1984. - 133с.

25. Брокмейер Й. Нарративные схемы и культурные смыслы времени // Социокультурный контекст науки М., 1998. - С. 119-139.

26. Бунге М. Философия физики. М.: 1969.

27. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупипки феноменол. социологии М.: Наука, 1987. 240с.

28. Бычко И.В. Познание и свобода. М.: Полтиздат, 1969. - 215с.

29. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе; О свободе воли: Пер. с лат. М.: Наука, 1989. - 474с.

30. Вахтомин Н.К. История научного знания Эммануила Канта. М.: Наука, 1986. - 205с.

31. Введение в философию: В 2-х ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1989.

32. Видгоф В.И. К проблеме духовности истины // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск: 1993. - Вып.1. - С.80-84.

33. Видгоф В.М. Целостность сознания стратегия анализа // Методология науки. - Томск, 1997. - Вып.2: Нетрадиционная методология. - С. 36-40.

34. Визгин В.П. Декарт: «Ясен до безумия»? // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997. - С. 111-132.

35. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. -№2. - С.67-120.

36. Галькевич В.А. Истина и заблуждение в постижении абсолютного // Филос. -М., 1998. №1. - С.128-142.

37. Гегель. Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 19721974.

38. Горак А.И. Истина в контексте социума // Философские науки М.: Высшая школа, - 1991. - №12. - С. 88-99.

39. Гостев В.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии 1997. - №12. - С.73-95.

40. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. -М.: 1991.

41. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995.141с.

42. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.-266с.

43. Гуревич А.Я. «Территория историка» //Одиссей: Человек в истории.- 1996. Ремесло историка на исходе XX века. С. 81-109.

44. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб.: Наука, 1994. -86с.

45. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии.- 1989. -№ 11. С. 64-76.

46. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенст-во «Сагуна», 1994. - 357с.

47. Данилюк А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике. // Педагогика. -1997.- № 5. -С. 42-46.

48. Дегтярёв С.Н Социокультурные основания связи естественнонаучного и социально-исторического знаний // Пробуждающееся сознание. — Барнаул, 1995.-С. 58-68.

49. Декарт. Р. Избранные. Произведения / Пер. с франц. и латин. М.: Госполитиздат, 1950.-710с.

50. Демьянов В.А. Лабиринты поиска, или Что есть истина // Императивы человечности. — Киев, 1990.

51. Денисов С.Ф. Рецептурное знание. Истина или эффективность? // Современная наука и закономерности её развития. Томск, 1998.

52. Дешан. Д.-Л.-М. Истина, или Истинная система. М.: Мысль, 1973. - 532с.

53. Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910. -55с.

54. Джохуадзе И. Истина без отражения // Рубежи. М., 1998. - №2. -С.157-158.

55. Диалектика познания. / Под ред. A.C. Кармина Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-298с.

56. Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ -М.: Изд-во «Рэй», 1994. 119с.

57. Жаров С.Н. Пути достижения объективной истины и избыточное содержание научной теории // Философские науки. 1986. № 2.

58. Жуари Ж.П. Истина и заблуждение // Вопросы философии. 1987. -№4.-С. 127-129.

59. Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М.: Мысль, 1979. - 189с.

60. Завадская Е. Формула и образ истины // Театр, 1988. № 12.

61. Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. -3 51 с.

62. Зак С.Е. К проблеме «вечных истин» // Философские науки. -1987. -№ 10.-С. 102-105.

63. Зедльмайр X. Искусство и истина // Вопр. искусствознания. -М.,1998. №2. - С.5-65.

64. Иванов 3. Презентизм в историческом познании: сущность, основание, возможности // Великотерновский Университет. В.Тернова, 1993. - Т.1.

65. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1994.-168с.

66. Истина как философская категория. Свердловск, 1983.

67. Истины: Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов / Пер. Н.Гребнева. М.: Наука, 1968. - 320с.

68. Исторический аспект познания в ранних работах Э.Гуссерля // Методология науки. Томск, 1997. - Вып.2: Нетрадиционная методология. - С. 1419.

69. История философии: Запад Россия - Восток: Кн.1: Философия древности и средневековья / Под ред. проф. Н.В.Мотрошиловой. - М.: Греко-латин. Каб. Ю.А. Шичалина, 1995. - 480с.

70. Камю А. Миф о Сизифе. (Эссе об абсурде). Минск: 000 «Попури», 1998.-543с.

71. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т. 1. М.: Мысль, 1964. - 543с.

72. Капитон В.П., Шубин В.И. Природа философского знания. Днепропетровск, 1999. - 190с.

73. Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки, 1990. № 8.

74. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1999. - С. 5-28.

75. Квирквелия О.Р Проблемы исторического познания // Вопросы истории, 1998. №7. - С. 167-168.

76. Ким В.В., Рыбаков Н.С. О природе истины // Эпистемы: Альманах. -Екатеринбург, 1998. С.74-81.

77. Китаев В.А. «Историческая мысль» как понятие историографии // Исторические воззрения как форма общественного сознания. Саратов, 1995. -4.1. С. 23-30.

78. Клаус Г. Введение в формальную логику. М., 1960.

79. Клейн X.JI. Бытие и свобода от противоречия // Историко-философский ежегодник: 1996 М., 1997 - С.418-441.

80. Климова С.В. Чувства в творчестве познания // Культура и творчество в бытии человека. Саратов, 1998. - С.39-51.

81. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии, 1994. - № 2. - С. 110-122.

82. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С.3-20.

83. Козлова Т.А., Сенин H.H. Сократ и софисты: проблема достоверности знания. // Молодежь и наука: Проблемы и перспективы. -Томск, 1998. -С.24-25.

84. Колеватов В.А. Мысль изреченная есть ложь // Философские науки. 1990.-№2. С.64-71

85. Кондорсе. Эскиз исторической истины прогресса человеческого разума. М., 1997.

86. Коноплев И.А. «Два града» блаженного Августина // Человек. М., 1998. - Вып.5. - С.79-94.

87. Копнин П.В. Философские идеи В.И. Ленина и логика. М.: Наука, 1969.-483с

88. Корнетов Г.Б. История педагогики сегодня: предмет и метод ценностные ориентиры. // История педагогики сегодня. СПб., 1998. - С. 3-15.

89. Королев Б.Н. Характер познания и логика. // Философия. История. Культура. Курск, 1995. Ч. 1. - С. 52-60.

90. Костюк В.Н. Ненаправленная эволюция // Системные исследования. М., 1997. - Вып.25. - С.169-179.

91. Красильников М.Г. Структура сознания и структура истины // Методология науки. Томск, 1997. - Вып.2: Нетрадиционная методология. -С.112-115.

92. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994. - 576с.

93. Крымский С.Б. Истина и мнение // Философские науки. 1990. -№ 10.-С. 73-83

94. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: Учебник.- М.: Мед. Змей, 1998.- 318с.

95. Кучкин Б.К. Мировоззрение и обыденное сознание //Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: Материалы межвуз.науч.конф., 28 мая 1998г. Оренбург, 1998. - С. 13-15.

96. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л.: Из-во ЛГУ, 1988.- 150с.

97. Лобошова С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. - 155с.

98. Лосев А. Признавая абсолютную истину // Саранские епархиальные ведомости. Саранск, 1997. - №11/12. - С.22-30.

99. Лосев А.Ф. Бытие Имя - Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958с.

100. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983. - 206с.

101. Малеванный Д.В. Интуиция как внутреннее условие философского знания (Лейбниц, Кант, Лосский). http://imin.urc.ac.ru/inet/ruspab/ql25/malev.html

102. Мамардашвили М.К. Неизбежность мысли //Человек. М., 1999. -Вып. 1. - С.8-24.

103. Мамардашвили М.К. Природа мысли // Человек. М., 1999.-Вып.2.- С.20-41.

104. Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Худож. лит., 1971.-223с.

105. Минасян A.M. Диалектика как логика: Учебник. Ростов-на-Дону.: РИСИ, 1991.

106. Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч. Ч 2: Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 623с.

107. Михель Д.В. Субъект: кровь и земля // Культура и творчество в бытии человека. Саратов, 1998. - С.8-14.

108. Мороз О.П. Прекрасна ли истина? М.: Знание,1989. - 205с.

109. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Университетское, 1990.- 140с.

110. Муравьев Ю.А. Истина и метод // О специфике методов философских исследований. М., 1987.

111. Мясникова J1.A. Опыт путь к истине // Эпистемы: Альманах. -Екатеринбург, 1998. - С.67-74.

112. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. - 207с.

113. Нарский И.С. Предисловие к работе Хайдеггера «О сущности истины» // Вопросы философии. 1989. -№ 4.

114. Нарский И.С. Проблема истины и истинности // Диалектическое противоречие и логика познания. М., Наука, 1969.

115. Неважай И.Д. Проблема обоснования бытия // Культура и творчество в бытии человека. Саратов, 1998. - С.3-8.

116. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: Человек и бытие. -Уфа, 1996.- 168с.

117. Николаев А.Е. Историческое познание и творчество в философской системе Карсавина Л.П. // Культура и творчество. Тверь, 1995. - 122с.

118. Новейший философский словарь. Минск: изд. В.М. Скакун, 1999.- 887с.

119. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания: Перевод с английского. М.: Рефл-бук; Киев. Ваклер., 1998. - 462с.

120. Общая дискуссия философов. Сборник // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания// М., 1991.

121. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины // Вопросы философии. 1987. - № 10. - С.98-112.

122. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В., Введение в философию мифа: Учеб. Пособие для вузов. М.: Фирма «Интерпаркс», 1994. - 175с.

123. От естественно-научного идеала сознания к гуманитарному // Информатика. Социология. Экономика. М.: - Ярославль, 1997. - Вып.З. - С.541-548.

124. Панич А.О. Возможен ли «Диалог с метафизикой?» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1999. - №1. - С. 159-178.

125. Парфёнов И.Д. Нравственная оценка в историческом исследовании // Исторические воззрения, как форма общественного сознания. Саратов, 1995.-4.1.-С. 18-23.

126. Патнэм X. Трудности идеи истины как соответствия. -http ://imin.urc .ас. ги/inet/ruspab/.

127. Подвойский Д.Г. «Культура» и «Общество»: определение понятий и диалектика взаимодействия //Информатика. Социология. Экономика. М., -Ярославль, 1997. - Вып.З. - С. 167-175.

128. Познание в социальном контексте. М., 1994.

129. Попов Д.А. Познавательные модели: методологические подходы и интерпретации. // Духовная сфера деятельности человека. Саратов, 1997. -Вып. - С. 3-9.

130. Попов С.И. Кант и кантианство: (Марксистская критика теории познания и логики познания). М.: Изд-во МГУ, 1961. - 297с.

131. Пузиков П.Д. Понятия и их определения. Минск: Наука и техника, 1970.-71с.

132. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание: Опыт философского осмысления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 152с.

133. Радугин A.A. Философия: Курс лекций. М.: Владос, 1995. - 303с.

134. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969.206с.

135. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Рационалистическое направление в философии. Учеб. пособие. Уфа, 1993. - 74с.

136. Репина Л.П. Смена познавательных ориентации и метаморфозы в социальной истории // Социальная история: Ежегодник. 1997г. М., 1998. - С. 11-52.

137. Рорти А. Царь Соломон и простолюдин: проблема согласования моральных интуиций// Вопросы философии. 1994. - № 6. - С.98-110.

138. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994.-384с.

139. Свинцов В.И. Истина, добро, красота // Философские науки. -1998. -№1.

140. Селиванов Ф.А. Истина и заблуждение. М.: Политиздат, 1972.96с.

141. Селье Г. От мечты к открытию. http://www.ce.gatech.edu/WWW-CE/home/u89/67/selje.html.

142. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм мышления. (Космос Аристотеля и наука нового времени). Л.: Издательство ЛГУ, 1987,- 167с.

143. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 317с.

144. Современная западная философия. Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - 414с.

145. Современные теории познания: Сб. обзоров и рефератов. М.: ИНИОН, 1992.-167с.

146. Соловьев В. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

147. Соловьев В. Смысл любви: Избр. произведения. М.: Современник, 1991.-524с.

148. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1988.

149. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - 699с.

150. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1998. - 816с.

151. Султанова Jl.Б. Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции // Вестник МГУ.: Сер. 7. Философия. - 1995. - № 3. - С. 30-36.

152. Султанова Л.Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления. http://uwh.lib.msu.Su/libweb/listw/sultan/8/int.html

153. Сытых О.Л. Проблема истинности вероятного сознания // Метаморфозы сознания. Барнаул, 1997. - С.15-30.

154. Сычева С.Г. Познание, понимание, постижение. (Общий подход к проблеме): Методология науки: Человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. Томск, 1996. - С 153-156.

155. Тазаян А.Б. Факт социального знания и заблуждения. Деп. в ИНИОН АН СССР: № 38668.3.07., 1989.

156. Теория познания: В 4-х т. М., 1991-1995.

157. Тихонова Е.П. К опыту комментирования проблемы взаимоотношения рационального и иррационального в научном и религиозном опыте // Методология науки. Томск, 1997. - Вып.2: Нетрадиционная методология. -С.246-279.

158. Тхостов А.Ш. Топология субъекта (Опыт феноменологического исследования) // Вестник МГУ.: Сер. 14. Психология. - 1994. - №2. - С.3-13. -№3. - С.3-12.

159. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. - №4. -С.110-127.

160. Усманов Г.Н. Истина и заблуждение как альтернативные гносеологические модальности идеального // Общественные науки в Узбекистане. — Ташкент, 1989. № 9. - С. 24-31.

161. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. М.: Наука, 1986,- 197с.

162. Федотова В.Г. Истина и правда повседневности. // Философская и социологическая мысль. 1990. - № 3. - С. 3-12.

163. Федотова В.Г. Классическое и неклассическое в социальном познании // Обществ, науки и современность. 1992. -№ 4. - С. 45-54.

164. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Мысль,1992. 214с.

165. Филатов В.П. Историко-философский и критический подходы в философии истории. // Проблемы методологии. Самара, 1998. - С. 88-104.

166. Философия для аспирантов. Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Лань, 1999.-512с.

167. Философия и методология науки. В 2-х ч. Ч. 1 / Науч. ред. акад. РАОВ. И. Купцов. М.: SVR-Аргус, 1994. - 303с.

168. Философия: Учебник / Под. ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1996.-511с.

169. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997.575с.

170. Финк О. Отношение к миру и понимание бытия // Метафизические исследования. СПб: Сознание, 1998. - Вып.6.- СЛ85-195.

171. Финогентов В.Н. И ропщет мыслящий тростник. Уфа, 2000.

172. Фомина З.В. Вненаучное знание в структуре современного познания. СПб.: Наука и философия, 1998. - С. 190-196.

173. Хазиев B.C. Искусственный интеллект и цель: Деп. в ИНИОН АН РАН №5220 от 17.04. 80

174. Хазиев B.C. Роса истины. Уфа: БГПИ, 1998. - 88с.

175. Хазиев B.C. Философское понимание истины: Автореф. дис. д-ра философ, наук. Уфа, 1994. 38с.

176. Хайек Ф. фон А. Индивидуализм истинный и ложный // Филос. науки. - 1998. - №1. - С.27-47.

177. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. ст. позднего периода творчества / Перевод. М., 1991. - 190с.

178. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Дет. лит., 1977.-286с.

179. Чудинов Э.М. Диалектика научного познания и проблема истины. -М.: Знание, 1979. 64с.

180. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.312с.

181. Чухно Т.А. Многознание уму не научает, или к вопросу об «ахи-нейских плетениях» // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. -Томск, 1998. С.42-45.

182. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М.: Мысль, 1976. - 301с.

183. Шердаков В.Н. Г.С. Батищев: в поиске истины, пути и жизни // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 95-102.

184. Шихардин Н.В. Диалогический подход к изучению истории // Новые идеи в философии. Пермь, 1996. Вып. -5. - С. 173-175.

185. Шулевский Н.Б. Истина и творчество // Диалектика и теория творчества. М., 1987.

186. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.-702с.

187. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. / Перевод с лат. Калининград: Янтарный сказ, 1995. - 214с.

188. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 20.-С 1-338.

189. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С. 269-317.

190. Яковлев A.A. Модель мистического познания и рефлексия // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. - С. 8296.

191. Яцевич О.Б. Некоторые аспекты методологии истории // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Кемерово, 1996. - Вып. 1. - С. 110114.149

192. Bohnenkamp A. Bewußtseyn und Bewußtlosigkeit werden sich verhalten wie Zettel und Einschlag (.). Goethes Arbeit am 'Faust' // Lahrbuch der Akademie der Wissenschaften in GoHingen.-Goffingen. 1998, (.) für dus jähr 1996. -S.l 12-118.

193. Crimaldi A. «Senso e problema del mistero come superamento interno della filosofía» //Filosofia-Torino. 1996.

194. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Werke. Akademiea-Ausgabe IV, S.425.

195. Halpern J.Y. «Should knowledge entail belief?» J.Of philos. Logik.-Dordrecht etc. #5, 1996.

196. Lumsden Ch.d., Wilson Ed., Genes, Mind and Culture. The coesolution-ary Process. Cambridge. 1981. P.248.

197. Morel P.-M. Demokrite. Connaissance et apories // Rev.philos. de la France et de l'etranger. P., 1998. T.123, №2. P.145-163.

198. Shao Dongtang «Learning and meaning: Cui Shu's historical epistemol-ogy»//J.Of Chin philosophy. Honolulu. #3, 1995. №3

199. Tohaneanu C. «Modelul cauzab al exp likatiei istorice» Analele Univ-Bucuresti. A.44, 1995.