автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: История фондов западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в советский период
Полный текст автореферата диссертации по теме "История фондов западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в советский период"
р г д и н
д Ч
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
МОКИНА Татьяна МихайлоЕна
ИСТОРИЯ ФОНДОВ ЗАПАДНОЕВРОГТЙЧСКОЙ ЖИВОПИСИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Специальность 07.00.12 - история искусства
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург 1996 г.
Работа выполнена в Отделе .научной документации Государственного Эрмитажа
Научный руководитель — Сапунов Б.В. - доктор исторических наук
Официальные оппоненты: Беспятых Ю.Н. - доктор исторических наук
Вктязева-Лебедева В.А. - канди дат искусствоведения
Ведущее учреждение: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры та.И.Е.Репина
Защита состоится УС^т*/ 19Э6 г> в
" часов на заседании диссертационного совета К.063.57.40 по защитам диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургском государственном университете Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, ауд.70.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке т.А.V.Горького Санкт-Петербургского государственного университета
Автореферат разослан " А ^¿¿¿г/ 1996 г. Ученый секретарь диссертационного совета - В.А.Козью
к
Прдтр/ет и хронологические рамки исследования. Предметом исследования является история картинной галереи Государственного Эрмитажа в первые два послереволюционных десятилетия, которую во многом определило поступление в нее частных собраний живописи Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и других аристократов. Она делится на два контрастных периода. Первый -ограниченный концом двадцатых годов, связан с осуществлявшейся охраной коллекции живописи Эрмитажа и крупнейших дворцов Петрограда, превращенных в музеи. В это время в Эрмитаж попадают отдельные картины и мелкие собрания живописи, потерявшие владельцев в тяготах смутного времени революции и Гражданской войны, принесенные в дар, купленные музеем и так далее. Поступления были немногочисленны. Второй период начался после закрытия, начиная с 1925 года, музеев существовавших в Строгановском, Юсуповском и других дворцах. Поступление полотен в Эрмитаж принимает невиданный прежде масштаб. Одним из результатов значительного увеличения фондов живописи явилась выдача, полотен в Москву и музеи страны, где создавались или расширялись галереи западноевропейской живописи / они коснулись и картин из старой эрмитажной коллекции/. Вторым каналом уменьшения бондов вплоть до 1933 года явились выдачи в Антиквариат. Выдачи картин из частных коллекций,продолжавшиеся в последующие десятилетия, расширили временные рамки данного исследования до наших дней, что придало ему логическое завершение во времени.
Актуальность теш. Избранная тема диссертации представляется актуальной в теоретическом и практическом аспектах. Первые послереволюционные десятилетия существования картинной галереи Эрмитажа как бы сфокусировали процессы, проходившие в музейном строительстве в стране» Они связаны с новым подходом к культурному наследию и назначению памятников искусства, определившими изменения в жизни картинной галереи Эрмитажа,. которая потеряла качество стабильного собрания. Вслед за ее значительным пополнением картинами из частных коллекций, начались неоднократные выдачи полотен в другие музеи и в Антиквариат. Представляется необходимым провести систематизацию этих материалов и оценить последствия, которые
они имели для эрмитажного собрания, а также выявить роль эрмитажных полотен в становлении галерей западноевропейской живописи Москвы и музеев других республик. Деление бывшего СССР на отдельные государства превратило выданные полотна, составлявшие своеобразный единый фонд живописи, созданный в стране, в собственность других государств. Это определило не-обходимость^указания точного места хранения картин из частных коллекций, воссоздав этим целостный организм каждой из них. Проведенная работа призвана наполнить новый период истории эрмитажной картинной галереи реальным содержанием и представить ее в эволюционном развитии.
Степень изученности теш. Тема исследования представляется мало изученной, поскольку процессы, проходившие в картинной галерее Эрмитажа в двадцатые годы, не стали предметом ни одной научной работы. Практически отсутствуют исследования, посвященные судьбе частных коллекций живописи в фондах музея.
Цель и метод исследование Целью исследования является изучение истории поступления и существования в 1920-е годы частных коллекций живописи и их дальнейшей судьбы в музее. Характер этого изучения потребовал системного подхода, который предполагает использование комплексного метода исследования: сочетания работы с документами эрмитажного архива и актами приема на хранение и выдачи картин /в последнем случае, до настоящего времени/ с литературой. Первым этапом стало составление картотеки частных собраний в фондах музея. Затем по актам выдач картин в другие музеи и в Антиквариат - второй картотеки. Их сопоставление позволило восстановить состав частных коллекций на момент их поступления в Эрмитаж и проследить их историю в значительном временном разрезе. Полученные данные, дополненные неопубликованными материалами архива Эрмитажа явились основой для обобщения истории существования в нем как частных коллекций так и в целом фонца живописи музея в принципиально новый исторический период. При написании диссертации ставились задачи: - осветить пути попадания картин из частных коллекций в фонды музея в первое послереволюционное десятилетие и после закрытия музеев во дворцах Петрограда - крупнейших галерей живописи;
- выявить принципиальное различие в комплектовании фондов живописи Эрмитажа в дореволюционное и послереволюционное время;
- проследить историю пяти наиболее значительных собраний живописи, поступивших в музей после революции: Строгановского, Юсуповского, Шереметевского, Шуваловского и Мятлевского;
- на основе изменений в музейной политике в рассматриваемый период проследить изменения, произошедшие в судьбе коллекций: охрана памятников искусства после революции, вследствии чего концентрация картин в Эрмитаже; идея расширения и создания галерей западноевропейской живописи в союзных республиках и выдачи картин из Эрмитажа, отправка полотен в Антиквариат;
- на основании вышеизложенного систематизировать материалы с целью создания картины существования фонда западноевропейской живописи Эрмитажа, потерявшего после революции стабильный характер.
Источникут Для работы над темой использованы материалы эрмитажного архива, акты, хранящиеся в Отделе научной документации Эрмитажа и рукописный инвентарь живописи Отдела западноевропейского искусства музея. -Поскольку целью работы явилась систематизация данных, находящихся в фондах музея, она была ограничена документами из названных источников. Кроме того, была использована литература по истории русского коллекционирования западноевропейской живописи, музееведению и существованию картинной галереи Эрмитажа.
Научная новизна лдсрертдции -. в целом определяется ^отсутствием монографического исследования, посвященного истории существования частных картинных галерей в фондах Эрмитажа в 1920-е годы. В диссертации впервые: на основе архивных материалов воссоздается история поступления частных коллекций в фонды музея; систематизируются данные о выдачах полотен, входивших в частные собрания, из Эрмитажа в республиканские музеи /с первых послереволюционных десятилетий до настоящего времени/, а также в Антиквариат; вводятся'новые данные о жизни музея в означенный период:- административной деятельности, создании экспозиций живописи и так далее; на примере судеб частных коллекций жйвописи в фондах музея конкретизируется
музейная политика советского правительства.
Практическая значимость диссертации. Данное исследование имеет историко-теоретическое и практическое значение. Оно впер вые целенаправленно осветило историю существования картин из частных коллекций западноевропейской живописи в эрмитажных фондах. Работа имеет большое музееведческое значение, поскольку она построена на основе систематизации большого количества архивных материалов, в том числе, предназначенных для внутримузейного пользования /в частности, хранящихся в Отделе научной документации Эрмитажа - акты выдач картин на постоянное хранение с 1945 года до настоящего времени/, которые впервые вводятся в научный оборот. Диссертация имеет большое практическое значение, поскольку дает возможность сотрудникам музеев иметь сведения о местонахождении картин из каждой коллекции. Она может быть использована при научной каталогизации частных собраний живописи, устройстве экспозиций выставок одной коллекции и всего спектра вопросов, возникающих при обращении к их истории и использовании в музейной деятельности Диссертация может послужить отправной точкой для дальнейшего изучения истории музейного строительства в советский период.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав / последняя глава построена по монографическому принципу и делится на пять разделов, посвященных истории существования в эрмитажных фондах Строгановской, Юсуповской, Шереметевской, Шуваловской и Мятлевской коллекций живописи и заканчивающихся списками выданных из них картин/, заключения, списка использованной литературы и других источников и приложения, представляющего собой перечень картин из 82-х частных собраний, выданных из музея, оставшихся за рамками данной работы. /Отметим, что в поле нашего внимания находились лишь полотна, хранившиеся в фондах западноевропейской живописи Эрмитажа/.
Основное содержание диссертации
Во введении дается обоснование темы и хронологических рамок исследования, рассматривается степень изученности данного вопроса, определяется ее цель и задачи, а также содержится обзор литературы и других использованных источников.
Специальное исследование истории существования коллекций живописи в Эрмитаже в 1920-е годы отсутствует. Данные о выдачах картин из фондов Эрмитажа сводятся в литературе лишь к отдельным констатациям пополнения ими фондов музеев страны. Практически не разработана тема выдач полотен из Эрмитажа з Антиквариат.
Глава 1т Из истории петербургских коллекций живописи. Начало коллекционированию западноевропейской живописи в России было положено при Петре 1 и достигло своего расцвета в царствование Екатерины П: основание картинной галереи Эрмитажа; формирование крупнейших собраний западноевропейской живописи: Строгановского, Юсуповского и других; возникновение связи между.эрмитажной и частными галереями, которое продолжалось в следующем столетии, развиваясь в рамках единого процесса коллекционирования картин /коллекционеры нередко являлись советниками и посредниками при приобретении и заказывании полотен для Эрмитажа, приносили в дар картины и так далее/. 19 век отмечен как пополнением императорской коллекции, ставшей одной из крупнейших в Европе и прекрасных аристократических галерей, так и проявлением новых. Отметим специализацию собирательства и расширение круга коллекционеров представителями других сословий. Процесс составления новых собраний живописи, за редким исключением, прекратился к началу Первой мировой войны. Вследствии неурядиц, связанных с войной и Февральской революцией активизировалась продажа картин из многих мелких коллекций. Появление нового типа коллекционеров, отличавшегося меньшей образованностью в вопросах искусства, чем их предшественники. Однако, несмотря на появление негативных тенденций, Россия обладала к началу ?0 века собраниями живописи, не уступавшими по своему значению европейским. Октябрьская революция стала новой точкой отсчета их существования.
Глава П. Картинная галерея Эрмитажа в 1920-е - 1930 -е грды. Картины эрмитажной галереи вернулись в Петроград после эвакуации в Москве, куда они были отправлены в связи с угрозой Петрограду, возникшей в годы Первой мировой войны, в 1920 голу.
Целостность коллекции после революции удалось сохранить, несмотря на требования,предъявляемые Польшей, Германией и Украинской радой. При Эрмитаже образуется специальная комиссия по учету произведений искусства /впоследствии Музейный фонд/. Начинается концентрация картин из частных коллекций в Эрмитаже. Первые поступления были немногочисленны: картины, найденные во время обысков, переданные из Ликвидационных учреждений дары и так далее. В музее открывались первые экспозиции живописи, устраивались временные выставки, велась научная обработ ка-собрания. Основное количество картин поступило в Эрмитаж в конце двадцатых годов после закрытия музеев, существовавших в Строгановском, Юсуповском и других дворцах. Качество этих полотен нередко не уступало эрмитажным. Приток картин в Эрмитаж принял невиданный прежде масштаб, хотя отдельные значител ные коллекции пополняли галерею музея и до революции, в частности, блестящее собрание П.П.Семенова-Тян-Шанского. Фонды живописи после революции многократно увеличились. Однако, вновь поступившие картины, наряду с полотнами старой галереи Эрмита вскоре начали выдаваться в другие музеи страны. По количеству шедевров живописи, полученных из Эрмитажа.ГМИИ им.А.С.Пушкина превзошел республиканские музеи, нередко получавших копии. Отметим, что в эрмитажные фонды из Москвы также поступ ло значительное количество произведений. Вторым источником уменьшения картинной галереи Эрмитажа стали распродажи /с пиками в 1928,1933 годы/, которые основывались, в основном, на отборе первоклассных полотен. Некоторые из них вернулись из Антиквариата, избежав распродажи. Частично полотна зажем бшгл выданы в другие музеи страны. Передавались картины и в Госуда ственный музейный фонд /просуществовал до 1928 года/. Таковы основные события, происходившие в картинной галерее Эрмитажа, в рассматриваемый сложный период, когда она потеряла качество стабильного собрания.
Глава Ш. Раздел 1. Строгановская коллекпия картин з. Эрмитаже. Представители семьи Строгановых имели известное отношение к истории картинной галереи Эрмитажа еще в период ее дореволюционной истории. Так, Александр Сергеевич Строганов,
являвший собой исчезнувший вместе со своим веком тип блестящего екатерининского вельможи, был, вероятно, одним из советников императрицы в вопросах приобретения картин. Согласно каталогу 1800 года собрание А.Строганова насчитывало сто пятнадцать полотен, не уступавших по качеству картинам придворной галереи и попавшим в нее спустя столетие: полотна кисти П.П.Рубенса, А.ван Дейка, Н.Пуссена, Л.Джордано и других живописцев. Первые полотна из коллекции Строгановых поступили в Эрмитаж в 1911 году в дар от Григория Строганова. /Коллекция графа, прожившего основную часть жизни в Италии, пользовавшаяся европейской известностью, впоследствии была распродана/. В Т912 году в Эрмитаж доставляются еще две картины. Тогда же, по завещанию Павла Строганова, в Эрмитаж передаются восемь картин его галереи из особняка на Сергиевской улице. Подчиняясь законам изменчивой истории, более двадцати картин названных собраний оказываются после Октябрьской революции в Строгановском дворце, а затем в Эрмитаже. После революции в Строгановском дворце создается музей, просуществовавший до 1925 года. Первые картины передаются из него в Эрмитаж в 1922 году, а после закрытия музея - вплоть, до 1933 года. Первая выдача полотен Строгановского собрания из фондов Эрмитажа произошла в 1927 голу в ШИ им.А.С.Пушкина / с небольшим перерывом до 1930 года в этом музее оказалось семь полотен кисти Д.А.Больтраффио, Ф.Жерар, С.Боттичелли, П.Перуджино, Ч.да Ко-нельяно, Н.Пуссена, Рембрандта/. В 1929 году картины русской школы живописи поступили в Ферганский музей в Коканде. В период с 1929 по 1932 год полотна коллекции выдаются в Антиквариат: более тридцати картин было представлено как цельное собрание на берлинском аукционе Р.фон Лепке в 1931 году. Некоторые полотна, избежав распродажи, вернулись в фонды Эрмитажа: "Отдых на пути в:.:Егапет" Н.Пуссена /ГЭ 6741/, "Скалы у берега моря" Ж.Берне /ГЭ 7584/, "Портрет П.А.Строганова в детстве" Ж.Б.Греза /ГЭ 4063/ и другие. Ряд произведений впоследствии был отправлен в другие музеи: "Мадонна с младенцем" Б.Гарофоло /ГЭ 4112/ - в Музей изобразительных искусств Армении, копия с картины Г.Ренн "Мария Магдалина"
/ГЭ 4099/ в Симферопольскую картинную галерею. В 1930-е годы. картины были отправлены в Русский музей. Государственную Третьяковскую галерею. Калужский и Кубанский художественные музеи, а также в Государственный музейный фонд. В 1940-е года полотна были выданы в Государственный музей "Метехи" Грузии, Свердловскую картинную галерею, Уузей изобразительных искусств Армении, в 1950-е годы - в Государственный музей изобразительных искусств г.Риги, Музей изобразительных искусств Узбекистана, Львовскую картинную галерею. Новгородский историко-художественный музей. Симферопольский художественный музей. Последняя • по времени выдача была осуществлена в Волгоградский музей изобразительных искусств в 1931 году: картина школы Ж.Б.Греза "Девочка с собачкой" /ГЭ 6380/. В настоящее время в Эрмитаже хранится около девяностой картин принадлежавших Строгановым.
Главз Ш. Раздел 2. Картины из собрания Юсуповых в Зрмитаяда» Основателем картинной галереи Юсуповых был Николай Борисович Юсупов /1751-1831 гг./. Он входил в число виднейших политических фигур царствования Екатерины П, являясь одним из советников и посредников императрицы в вопросах приобретения и заказывания картин. При Павле 1 он заведует эрмитажной картинной галереей. Первое упоминание о Юсуповской коллекции картин появляется в 1778 году, а в восьмидесятые годы она принадлежит к крупнейшим в России. /Она располагается во дворце на наб.р.Фонтанки/. В 1810 году князь уезжает жить в Москву,' увозя с собой галерею. Она возвращается в Петербург. /уже во дворец на наб.р.Мойки/ его сыном Борисом Николаевичем Юсуповым. Появляется первый каталог собрания. Картины почти не покупаются. Новое пополнение галереи осуществляется следующим владельцем Николаем Борисовичем Юсуповым, приобретавшим, в основном, французскую живопись середины 19 века, и в начале следующего столетия рост галереи продолжался. Выделим особо приобретения одной из последних блестящих ее владелиц Елизаветы Николаевны Юсуповой: полотна Э.Ж.Берне, Г.Робера, Ж.Б.Греза и другие. Отметим наличие в коллекции редкий для русских собраний по количеству подбор картин французского классицизма, а также серий полотен полюбившихся
художников: Ф.Буше, Ж.Б.Греза, Л.Л.Буальи и других. Пооле револщии Юсуповы эвакуировались из России не из Петрограда, а из Крыма. Поэтому большинство принадлежавших им произведений искусства, в том числе и картин, вывести не смогли, а спрятали их во дворце. Он был национализирован в 1919 году. Работы по описи коллекций производились сотрудниками Эрмитажа. Галерея, воссозданная в рамках музея, созданного во дворце, насчитывала по каталогу более тысячи картин. Первые полотна передаются в Эрмитаж в 1920 году. В 1925 году музей в Юсуповском дворце закрывается, В течение' этого года картины из него, в основном, были переданы в Эрмитаж. /В списке числилось двести восемнадцать полотен/. Некоторые картины поступили через Музейный фонд. Последнее полотно было получено в 1933 году - Ж.Мейсонье "Юноша с книгой" /ГЭ 7565/, Первые полотна Юсуповской коллекции были отправлены из фондов. Эрмитажа в ШИИ им.А.С,Пушкина в 1924 году, последние -в 1930 году: "Геркулес и Омфала" Ф.Буие /ГЭ 4642/, "Сусанна и старды" С.Брайя /ГЭ 5602/ и другие. В 1930-е годы полотна поступили в Государственный музей Новой западной живописи, Русский музей, музей-усадьбу "Архангельское" и в Музейный фонд. С 1925 по Т934 год полотна выдавались в Антиквариат. Отметим, что впервые они появились на аукционе в Париже по воле Юсуповых в 1922 году. По качеству и количеству картин выдача в Антиквариат равноценна самой крупной - в 1МИИ им.А.С.Пушкина - около двадцати полотен кисти Ж.Б.Греза, Д.Тенирса и других живописцев. Некоторые картины вернулись в Эрмитаж. Время отправки картин также почти совпадает. В число проданных картин вошли, главным образом, произведения французской, фламандской и голландской школ: "Новый портрет" Л.Буальи /ГЭ 5665/, полотно "Торговка дичью" фламандского художника 17 века /ГЭ 5374/, "Крестьяне у костра" Д.Тенирса /ГЭ 4975/ и другие. Некоторые картины, пробыв определенное время в Антиквариате и вернувшись в Эрмитаж, затем пополнили фонды других музеев, в частности, полотно голландского художника 17 века "Портрет пожилой женщины" /ГЭ 9293/ было отправлено в Ростов, две копии с картины
А.Корреджо "Обручение Святой Екатерины" /ГЭ 9312, ГЭ 9319/-
в Казахстан и Молдавию. Отметим, что республиканские музеи получили всего лишь по одной картине из Юсуповской коллекции. Исключение составил лишь Ростовский областной музей изобразительных искусств, в который были отправлены в 1940 году и в 1964 году картины фламандского художника "Сусанна и старцы" /ГЭ 5356/ и голландского живописца 17 века "Портрет пожилой женщины" /ГЭ 9293/. Три музея получили в свои собрания уже упоминавшиеся копии: Кахахская художественная галерея /1955 г./ и Республиканский художественный музей Молдавии /1956 г./, а также Ирбитский музей изобразительных искусств - копия с полотна Г.Рени "Спящий Амур" /ГЭ 9250/ - 1976 г. Картины поступили в 1947 году в Свердловскую картинную галерею - Э.Жиру "Танцующие испанки" /ГЭ 8194/, в 1952 году в Государственный музей изобразительных искусств г.Риги - Т.Гюден "Неаполитанский залив". /ГЭ 7578/. Сейчас в Эрмитаже хранится более девяносто картин, входивших в некогда прекрасное Юсуповское собрание.
Глава Ш. Раздел 3. Картины из собрания Шереметевых в Эрмитажет Основное количество картин поступило в Эрмитаж из Фонтанного дома - прекрасного дворца графов Шереметевых, кажется, до сих пор хранящего на себе отблеск жизни одного из виднейших аристократических родов России. Основание собранию было положено в 18 веке Борисом Петровичем Шереметевым, а в 19 начале 20 века оно было дополнено полотнами, в основном, французской, голландской и бельгийской школ: П.Ж.Уврие, А.Ш.А.Барона, Г.Схалкена и других живописцев. Согласно путеводителю по музею, созданному в Фонтанном доме, составленному на основании описей, сделанных уже после революции, картинами, включавшими в себя неприменные в родовых особняках фамильные портреты и изображения имений, в том числе написанные П.С.Шереметевым, были украшены все жилые покои дома, однако, специального помещения картинная галерея не имела. На вбегая составления указанных передней картин, в доме оставались отдельные вещи еще елизаветинского времени. Это свидетельствует о том, как бережно хранились хозяевами произведения искусства, которые удалось
сохранить и з герэпеткях революционных событий. Последний владелец дворца Сергей Дмитриевич Шереметев в 1918 году вручил ключи от своего дома представителям новой власти. Дворец был национализирован. В нем, как и в имениях Кусково и Останкино, был создан музей. Еще до закрытия в 1925 году музея в Фонтанном доме полотна Я.Фута, П.Батони, П.Хиллест-рема и других художников были переданы в Эрмитаж. Основное количество поступлений падает на 1931 год. /В акте передачи картин в Эрмитаж числится восемьдесят одна картина/. С 1919 по 1930 год в Эрмитаж были переданы, главным образом через Музейный фонд, полотна представителей■семьи Шереметевых: А.Д.Шереметева, Е.Г.Шереметева, С.В.Шереметева, Е.Г.Шереметевой. Поступили и картины, хранившиеся первоначально в других музеях: из Останкино - "Портрет Великой княгини Марии Николаевны" Ф.Винтергальтера и "Портрет принца Евгения Са-войского" Я.Купецкого, картина "Амуры" французского живописца круга Ф.Буше /собрание Е.Г.Шереметевой/ - до 1931 года находилась.во ВХУТеине, а также полотна Ж.Вуаля "Портрет С.А.Строганова" /собрание С.В.Шереметевой/, переданное из музея Этнографии в 1945 году. Ряд полотен поступил из уже упоминавшегося Музейного фонда: две парные картины П.Хил-лестрема "Разбитая посуда" /ГЭ 5824/ и"Пёревязка пальца" /ГЭ 5825/, "Служанка" Х.Хове /ГЭ 6600/. Из вышеизложенного следует, что коллекция картин Шереметевых в Эрмитаже включает в себя полотна не только из Фонтанного дома, но и из особняков представителей семьи Шереметевых. Однако, в контексте существования в фондах Эрмитажа она рассматривается как единая. Выдачи картин из Шереметевского собрания начинаются из Эрмитажа в 1930 году. В Русский музей отправляются полотна И.Б.Лампи "Портрет Куракина" /ГЭ 6315/ и Л.Гуттен-брунна "Портрет А.Б.Куракина" /ГЭ 5485/. Через год в Полпредство СССР в Англии поступают два пейзажа Ж.Берне. Большая часть картин была отослана в 1932 году в столь неотделимое от истории семьи Шереметевых и, судя по отношению к нему, одно из любимых имение Останкино. Это полотна кисти итальянских и голландских художников 17 века: "Крестьянская
пирушка" Г.ван Тильборха /ГЭ 6640/, "Положение во гроб" неизвестного итальянского художника /ГЭ 6632/, а также 18 и 19 столетия немецкого живописца начала 18 века "Жены мироносицы" /ГЭ 6650/ и другие. Хотя переданные в подмосковный усадьбы полотна являются известной утратой эрмитажного собрания, однако, подобное решение кажется оправданным, поскольку полотна принадлежали первоначально роду Шереметевых. /Последние, как известно, перевозили отдельные картины из Петербурга в имения/. Тем самым, полотна вновь вернулись в принадлежавшие их владельцам стены. Известным исключением в судьбе Шеренетевского собрания картин в Эрмитаже являлось то, что они не отправлялись в ШИИ им.А.С.Пушкина, чего не избежало ни одно значительное собрание уровня Юсуповского или Строгановского. Последними, относящимися к тридцатым годам, были выдачи в Антиквариат, которые по своему количеству превышают остальные - шестнадцать произведений. Некоторые картины попали в Антиквариат, пробыв в Эрмитаже весьма незначительное время. Так. в течение одного года в музее находились полотна И.Патруа "Девочка с цветами" /ГЭ 6607/ и И.Мей-ера "Буря на море" /ГЭ 6605/, два года в фондах находилась картина "Приморский вид" Ш.Лейкерта /ГЭ 6604/. Две картины Шереметевского собрания, выданные в Антиквариат, вновь вернулись в Эрмитаж, а затем поступили в другие музеи: "Мужчина в берете", французского художника 16 века /ГЭ. 8640, коллекция С.В.Шереметева/ и копия с полотна Я.Иорданса "Мелеагр и Аталанта" /ГЭ 6619/. Обе картины были отправлены на распродажу в 1933 году, а в 1947 году - в Свердловскую картинную галерею. Упоминание о судьбе этих картин обращает нас к послевоенным выдачам осуществленным из Эрмитажа. В том же 1947 году два полотна попадают в Киргизский музей изобразительных искусств: "Мужской портрет" подражание А.ван-Дейку /ГЭ 6938/ и "Кавалерийская схватка" Ф.Казановы /ГЭ 6644/. Кроме того, в сороковые года в Музей изобразительных искусств Армении бы^о отправлено полотно Л.Ленена "Крестьянская семья" /ГЭ 6652/. Одни из последних по времени выдачи картины поступили в 1952 году в Государственный музей
изобразительных искусств г.Риги - Н.де ла Пенья "Собаки в лесу" /ГЗ 6593/ и в 1965 году в Тульский художественный музей - Французский художник 18 века "Амуры" /ГЭ 9341/. В настоящее время в Эрмитаже хранится около пятидесяти полотен принадлежавших Шереметевым.
Глава Ш. Раздел 4. Картины из собрания Шуваловых в Эрмитаже. История формирования коллекции картин Шуваловых вновь обращает нас ко времени правленая Екатерины П, когда создавались лучшие русские коллекции западноевропейской живописи. Одна- из них принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову, советнику императрицы в запросах приобретения и заказа картин. Однако, собственная галерея графа оказалась по его воле в основанной им Академии художеств. Впоследствии Шуваловы на протяжении длительного времени покупали картины, которые в изобилии украшали их особняк на наб.р.Фонтанки. Основу собрания составили приобретения Екатерины Петровны Шуваловой, сделанные за границей в1770-е-80-е годы. Пополнение галереи связано, в основном, с Петром Павловичем и Павлом Петровичем Шуваловыми. После смерти последнего в 1902 году она насчитывала более двухсот полотен мастеров крупнейших европейских школ, фамильных портретов, немногочисленных картин русской школы, копий с полюбившихся картин. Во время Первой мировой войны особняк, последней владелицей которого была Елизавета Владимировна Шувалова, использовался для утилитарных целей: в нем устроили лазарет. Коллекция живописи была убрана. После революции особняк национализируется, что спасло его от полного разорения. В нем открывается музей. В годы его существования в Эрмитаж начинают выдаваться картины: в 1919 году через Музейный фонд "Ночной пейзаж с рекой" А.ван дер Не-ра" /ГЭ 7173/, в 1920 году - "Портрет рыцаря с сыновьями" Л.Кранаха Старшего /ГЭ 5452/, в 1922 году - "Мадонна с младенцем" Мастера блудного сына /ГЭ 5308/, а также другие полотна. В конце двадцатых годов музей ликвидируется, картины Шуваловской коллекции вплоть до 1926 года передаются в Эрмитаж. Их количество было незначительно по сравнению, к примеру, с картинами Строгановского или Юсуповского собрания: в
основном акте передачи от 1925 года перечисляется пятьдесят три полотна. В Эрмитаж поступили также из Академии художеств в 1922 году картины из галереи И.И.Шувалова кисти П.де Воса, И.К.Йота и других живописцев. В конце двадцатых начале тридцатых годов некоторые картины Шуваловского собрания были выданы в другие музеи. Первые из них - в ШИИ им.А.С.Пушкина в 1927-1928 году, в частности, "Портрет А.П.Шувалова"Ж.Б.Гре-за /ГЭ 1288/, являющийся парным к"Портрету графини Е.П.Шуваловой "/ГЭ 5726/, находящемуся в Эрмитаже и "Кающаяся Мария Магдалина" А.Переды. В тридцатые годы полотна поступают в Русский музей, в частности, "Прощание" Ф.А.Бронникова /ГЭ 4979/, "Портрет дамы" А.Леонтовского /ГЭ 4930/, в Государственную Третьяковскую галерею /"Суд Париса" А.Ф.Лагре-не /ГЭ 4730/, а также Музейный фонд и Музей изобразительных искусств Армении, куда были отправлены два пейзажа Г.Робера и "Марина" Л.Бакхейзена. В 1930 году четыре полотна были переданы в Антиквариат. Из них было продано лишь одно -"Натюрморт с цветами"и фруктами" художника с монограммой "7В" /ГЭ 5236/, а три портрета кисти Ф.Эля, Х.фан дер Фли-та и неизвестного голландского живописца-1,7 века были возвращены в Эрмитаж. В 1941 году вновь в Т^'зей изОблазите льшх искусств Армении шррдается "Портрет И.И.Шувалова"Л.Токае, а в 1956 году - в Республиканский художественный музей Молдавии - картина "Святой Иероним" немецкого художника 16 века. В результате выдач картин Шуваловская коллекция численно изменилась меньше, чем большие собрания, подобнне Строгановскому или Юсуповскому. Хотя нужно отметить, что и по числу картин она намного уступала последним. В настоящее время в Эрмитаже хранится около тридцати полотен из коллекции Шуваловского особняка.
Глава Ш. Раздел 5. Картины из робрания Мятлевых в Эрмитаже. Жизнь семьи Мятлевых, принадлежавшей к числу аристократии Петербурга, была связана с домом входящим доныне достойным компонентом в §всамбль величественной Исаакиевской площади. Он представляется нам неотделимым от ее облика как и судьба представителей этого рода от истории России. Коллекцию картин Мятлевых отличало преобладание портретов
французских художников, на которых изображены известные французские личности 17-18 веков - архитекторы, писатели и другие. Она была приобретена во Франции, скорее всего, целиком в конце 18 - первые годы 19 века. Были в ней и полотна на библейские, евангельские сюжеты, копии с полюбившихся произведений, родовые портреты кисти русских художников и так далее. В отличие от крупных меценатов, для Мятлевых приобретение картин не являлось постоянной целью. Возможно, поэтому они не обладали шедеврами живописи уровня Рембрандта или Рубенса, которые присутствовали в русских собраниях. Татьяна Петровна Мятлева, последняя хозяйка родового особняка, про. должала жить в нем и после Октябрьской революции. После постановления о национализации особняка часть дома была реквизирована и предоставлена музею "Старый Петербург". Несмотря на присутствие хозяйки дома и произведенную опись картин в целях их учета ,в 1920 году часть картин бесследно исчезла: при проверке наличия картин в библиотеке не оказалось одиннадцати. Многие полотна хранились в тесноте, сложенными в нишах, в которых находился также фарфор и стекло. В 1921 году, вероятно, в связи с большим количеством картин, принимается решение о создании в доме Мятлевых "Музея живописной культуры". Он не мог вместить все полотна. После их осмотра А.Н.Бенуа и его доклада в Эрмитаже, началась длительная переписка о передаче картин в Эрмитаж. В число отобранных вошли, в частности, портреты из Передней /среди них "Автопортрет" Ж.Дарэ /ГЭ 5704/, "Портрет ученого" Г.Риго /ГЭ 7516/, пятнадцать полотен из Биллиардной. Однако, находились причины для задержки положительного решения этого вопроса. Полотна из мятлевского дома продолжали исчезать. Их очередная утрата обнаружилась в 1922 году. Наконец, сог-ласвзпринятому решению, в Эрмитаж передавалось более ста тридцати полотен. Основная часть картин была получена в 1923 году. Некоторые полотна, к примеру "Портрет архитектора Арлуэна Мансара" Ж.Вивьена /ГЭ 5733/, поступили в 1922 году. В отличие от Строгановской или ГОсуповской коллекций, передача картин не растянулась на большом промежуток времени.
Уже через год после поступления в Эрмхтаж картин из собра-нкя Мятлевых в ГМИИ им.А.С.Пушкина выдается первая картина "Портрет Бертена" Н.де Ларжильера /ГЭ 8425/, которая через девять лет была возвращена в Эрмитаж. В 1929 году в Ферганский окружной музей в Коканде была отправлена кошгя с картины А.Корреджо "Святая ночь" /ГЭ 5025/. Основной поток выдач падает на тридцатые годы, около половины из чих - в Русский музей. Кроме того в эти годы полотна были отправлены в Музей изобразительных искусств Армении /Французский художник 17 в. "Фенелон" /ГЭ 6099/, Алупкинскнй дворец-музей /"Женщина с фруктами" П.Снайдерса /ГЭ 6081/, пять полотен были выданы в Антиквариат и Музейный фонд. Из трех картин, отправленных в Антиквариат, в Эрмитаж вернулось лишь "Святое семейство" Ф.Флориса /ГЭ 5032/. Побывала в Антиквариате и копия с полотна Г.Рени "Мадонна с младенцем"/ГЭ 9578/, возвращенная в музей в 1932 году, а затем выданная:в 1955 году в Казахстан. Подобная история произошла и с "Женским " портретом"фламандского художника 17 века /ГЭ 9316/, переданном в Антиквариат в 1929 году, поступившем назад через четыре года и отправленном в 1964 году в Ставропольский краеведческий музей. В 1947 году в Свердловскую картинную галерею был отправлен "Мужской портрет" фламандского художника 17 века /ГЭ 7116/, в пятидесятые годы картины ушли в Государственный музей изобразительных искусств г.Риги, Музей изобразительных искусств Узбекистана. Последняя выдача была осуществлена в 1975 году в Ирбитский музей изобразительных искусств: копня с картины А.ван Дейка "Портрет Изабеллы Нидерландской" /Г3)о082/. В настоящее время в Эрмитаже хранится около тридцати полотен из собрания Мятлевых, главным образом, французской школы живописи.
Заключение. Связь между частными картинными галереями и эрмитажной, возникшая в 18 веке, продолжилась в следующем столетни в рамках единого процесса коллекционирования живописи в России. После революции она пришла к логи- . ческому завершению, определенному ходом исторических перемен в стране,в едином фонде живописи. Одной из основных тенден-
ций его существования в контексте нашего исследования стала выдача картин. Проведенное исследование позволило выявить определяющую роль Эрмитажа в комплектовании собраний живописи многих музеев страны и в первую очередь ШИЙ им.А.С.Пушкина. Таким образом, была воплощена идея о создании единой сети фондов западноевропейской живописи, питавшей связь между музеями и стимулировавшей их науанутз; выставочную и просветительскую деятельность. Однако, произошедшее деление СССР на отдельные государства, превратило произведения из фондов Эрмитажа в собственность других государств. Это явило пример последствий, казалось бы, благих решений и усилило ценность собранного нами материала о местонахождении эрмитажных картин. Наше исследование проиллюстрировало на примере значительных коллекций живописи как положительные, так и отрицательные последствия новой музейной политики. Оно выявило два этапа ее эволюции за относительно короткий период, ограниченный, по-сути, одним десятилетием. Первый из них связан с прекращением самостоятельного существования крупнейших русских галерей западноевропейской живописи и концентрацией картин .из частных собраний в Эрмитаже. Второй - отмеченный уроном эрмитажных фондов, в том числе, входивших в него Строгановской, Юсуповской и других галерей. В результате выдач картин в другие музеи и на распродажу его можно расценить,.з известной мере, как негативный. Отметим, что в результате выдач лишились картин практически все частные коллекции, поступившие в Эрмитаж после революции, о чем свидетельствует приложение к данной работе. Наибольшие потери понесли крупные картинные галереи, к примеру. Строгановская, уменьшившаяся почти на половину. При этом, отбор полотен основывался, главным образом, на лучших произведениях, в частности, кисти Тициана, Рафаэля, Рембрандта. Одним из выводов данного исследования может служить строго взвешенное отношение к цельности фондов живописи, а выдачи на постоянное хранение должны производиться, прежде всего, в учетом потребности в той, или иной картине Эрмитажа. Послевоенные выдачи, а также произведенные за последнее
десятилетие, подтверждают возможность соблюдения принципа' целесообразности принятия подобных решений. /Это касается и сохранения целостности частных коллекций, которые ныне, * хотя и в измененном составе, хранятся в музее/. Обратившись к сегоднешним дням существования эрмитажной картинной галереи, отметим* что она по-прежнему сохранила качество первоклассного по уровню собрания, в котором значительное место занимают полотна из коллекций, явившихся предметом данного исследования.
Основные полонения диссертации отражены в следующих публикациях:
Мокина Т.М. К истории формирования картинной галереи Эрмитажа. Коллекция картин Строгановского дворца в Эрмитаже // Материалы Всероссийской конференции. Сборник тезисов и докладов. Москва. НИИ Российской АХ, 1992. - М., 1994. С.3-8.
Мокина Т.М. К истории существования картинных галерей Петрограда в 1920-е годы. Тезисы доклада // Петербургские чтения. Научная конференция, посвященная 291-летию Санкт-Петербурга. - СПб,, 1994. С.108-Ш.
Мокина Т.М. Картины из собрания Шуваловых в Эрмитаже. Тезисы доклада // Государственный Эрмитаж. Чтения, посвященные памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга, - СПб., 1994. С.75-77.
Мокина Т.М. Коллекция картин Юсуповского дворца в Эрмитаже. Тезисы доклада // Государственный Эрмитаж. Научная конференция аспирантов и соискателей. - СПб., 1994. С.24-27.
Мокина Т.М. Судьба картинной галереи Мятлевых в Эрмитаже, Тезисы доклада // Петербургские чтения. Материалы научной конференции. - СПб., 1995. С.190-192.
КГЭ.Зак.46.Тир.100.27.04.95