автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Биджиева, Фатима Иосифовна
Введение.
Глава 1. История возникновения древнейших общественных институтов у карачаевцев в эпоху позднего Средневековья.
1.1. Генезис фратрий в карачаевском обществе.
1.2. Генезис и эволюция древнейших карачаевских фамилий.
1.3. Генезис и эвоолюция древнейших карачаевских патронимии.
Глава 2. Историческая роль социальных преобразований в Карачае в Новое время в возникновении новых карачаевских фамилий.
2.1. Социальный статус зависимых сословий накануне отмены крепостного права в 60-70 гг. XIX века в Карачае.
2.2. Начальный этап формирования фамилий в среде вольноотпущенников.
2.3. Фамильные наименования вольйоОтпущенников, образованные от имен эпонимов.и •> • • г.
2.4. Фамильные наименования вольноотпущенников, образованные от прозвищ эпонимов.
2.5. Фамильные наименования вольноотпущенников, образованные от этнонимов родоначальников фамилий.
Глава 3. Миграционные процессы на Северном Кавказе и в Закавказье в Новое время и их отражение в образовании новых карачаевских фамилий свободных сословий.
3.1. Формирование новых карачаевских фамилий мигрантами из представителей народов Северного Кавказа и Закавказья.
3.2. Генезис патронимии в фамилиях, образованных мигрантами из соседних народов.ПО
Глава 4. Роль фамилий и патронимии в жизнедеятельности карачаевцев: традиции и современность.
4.1. Идеологическая связь членов фамилий и патронимии.
4.2. Общественная роль фамильно-патронимических организаций в жизнедеятельности карачаевцев.
4.3. Особенности хозяйственно-экономического развития семей в рамках фамилий и патронимии.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Биджиева, Фатима Иосифовна
Моя фамилия. Что мы подразумеваем под этим выражением, что означает эта строчка в нашем паспорте? Как и когда появилась фамилия?
Фамилия, как определенная обш,ественно значимая организация людей, связанных узами кровного родства по отцовской линии, и фамильные наименования своими корнями уходят вглубь веков, в период разложения родовых отношений и оформления классового общества, основанного на эксплуатации человека человеком и делением социума на сословия. Таким образом, можно утверждать, что фамилия - явление социальное, которое сменяет архаический род в новых экономических, а значит, и общественных отношениях.
Первые карачаевские фамилии сформировались в период средневековья, о чем убедительно свидетельствует та категория фамилий, которых мы во избежание путаницы условно обозначили «древнейшими», насчитывающими более 15 поколений на сегодняшний день, если взять за точку отсчета её основоположника (родоначальника).
Анализ фамильных преданий показал, что формирование фамилий происходит при активном экономическом развитии, влияющем на формирование других сфер общества. Изучение фамильных преданий позволило также теоретически воссоздать картину духовно-идеологического единства и общность хозяйственных интересов внутри родственных коллективов (фамилии и патронимии).
Настоящее исследование позволило выявить, что в формировании карачаевских фамилий приняли участие пришлые элементы - отдельные представители других этносов, мигрировавших в Карачай по тем или иным причинам.
Фамильные предания несут в себе информацию о том, какие личные качества считались приоритетными в горском обществе, и каким образом мигрантам удалось войти в общество в качестве равноправных членов сельской общины.
Актуальность темы исследования
В настоящее время у россиян в целом и у народов Северного Кавказа в частности наблюдается интерес к своей родословной, к своим корням, к «бесценному капиталу поколений», потому что, как пишет современный кавказовед А.А.Максидов, «из судеб жизней отдельных личностей, семей и родов складывается история всего Отечества» \
Начало 70-х годов XIX века в Карачае, как и в ряде других районов Северного Кавказа, находящихся под протекторатом Российской империи, ознаменовалось юридическим закреплением фамилий за их владельцами в среде свободных сословий и наделением таковыми тех лиц, которые получили гражданскую свободу в результате отмены феодально-рабской зависимости.
Эта официально проводимая государственными чиновниками, незнакомыми с нюансами общественного быта горцев, акция породила заблуждение о том, что у народов Кавказа, фамилии до известного времени отсутствовали.
Актуальность темы обусловлена необходимостью преодоления заблуждения и одновременно развенчания в науке теории об относительной молодости всех карачаевских фамилий, которая соответственно отрицает и древность самого общественно-значимого института кровного родства в классовом обществе - фамилии.
Избранная тема исследования актуальна ещё и потому, что предпринятая попытка научного освещения фамильных и патронимических наименований у карачаевцев дает четкое представление о том, каким образом происходила иституализация означенных коллективов родства.
В настоящей работе затрагивается вопрос о специфических особенностях института родства у карачаевцев и то общее, что свойственно и другим народам Северного Кавказа, выявляя тем самым культурно-исторические связи между ними.
Современная действительность - это эра, характеризующаяся бурным научно-техническим прогрессом, внедрившегося во все сферы жизнедеятельности человечества, ив то же время стремительным уничтожением приоритетов, складывавшихся в течение столетий и даже тысячелетий, составляющих идеологическую базу самосознания и самосохранения этносов.
В этих условиях необходимость исторических исследований семейного и общественного быта прошлого и настоящего, адекватно отражающих духовные (идеологические, нравственные) ценности через призму традиций преемственности, очевидна. Поэтому избранная тема имеет не только научную, но общественно-практическую значимость.
Историография проблемы
Разрабатываемая нами проблема слабо исследована в литературе, в этой области нет ни одной специальной работы, посвященной генезису карачаевских патронимии и фамилий, а также их антропонимов. Литературные данные по данной теме, как в исследованиях дореволюционных авторов, так советских и современных, весьма отрывочны и незначительны, но в то же время мы находим в их работах некоторые ценные сведения.
Литературные источники по истории Карачая относятся главным образом к концу XIX - началу XX вв. Г.Ю. Клапрот, посетивший в свое время Северный
Кавказ и в частности Карачай и Балкарию в начале XIX века, описывает в своей работе различные моменты из жизнедеятельности этих народов. В частности относительно карачаевцев он отмечал наличие у них фамилий, перечисляя некоторые как княжеские: «Можно назвать следующие главные княжеские семьи в Карачае с ныне живущими здесь членами этих семей: семья Крим-Шохали»А (Крымшамхаловы). Он же отмечает проживающие две семьи из Дербента, которые входят в карачаевское общество.
Крупный знаток карачаевцев Б.В. Миллер, специалист по обычному праву горцев, рассматривавший роль родовой и семейной общины, отмечал наличие черт родового строя, существовавших во второй половине XIX века в качестве пережитков старины, в том числе и къаумы, называя их родом-поколением. Он и и 1 и и рассказал об имевшей место строгой фамильной, а ранее и къаумной экзогамии. Кроме того, перечислил четыре древних и два более позднего происхождения къаума, отметил особенность расселения карачаевцев по фамильно-сословному признаку в фамильных кварталах - тийре'А.
Известный русский исследователь-антрополог И.С. Щукин в работе «Краткий географический очерк Карачая»'* весьма подробно описал обряд, бытовавший у карачаевцев в прошлом и именуемый «таякъ-къарнаш», дословно переводимый как «братья из под палки», который совершали при искусственном родстве, когда человека принимали в члены рода, фамилии.
Кроме перечисленных работ дореволюционных авторов, следует упомянуть исследования о карачаевцах русских советских этнографов А.Н. Дьячкова-Тарасова и Г.Ф. Чурсина.
А.Н.Дьячков в одной из своих работА отмечает, что у карачаевцев существовали каумы. Он их охарактеризовал как кланы.
Г.Ф. Чурсин, посвятивший ряд работА историко-этнографическим исследованиям карачаевцев, разработал программу для обобщения этнографического материала, в которой содержатся вопросы по сбору полевого материала о родах и фамилиях, а также зарисовал тамги, принадлежавшие бийским фамилиям Карачая.
Советский период ознаменовался появлением новых работ в этом направлении. В этом ряду особо можно выделить монографии и соавторские работы Ислама Тамбиева (Карачайлы), Умара Алиева, М.О. Косвена, В.П. Невской, И.М. Шаманова, В.П. Невской и E.H. Студенецкой, K.M. Текеева. В работе «О родах и сословно-феодальных отношениях в дореволюционном Карачае и об их фальсификации»Л И. Тамбиев исследует проблему феодализма в Карачае и дает характеристику родовым коллективам, которые сохранились в данной общественно-экономической формации в качестве пережитков. Вводит в научный оборот новое определение къаума - фратрия.
Объемное исследование У. Алиева «Карачай»л посвящено историко-этнологическим и культурно-экономическим вопросам далекого прошлого и период установления советской власти в Карачае и приводит сведения об этнической принадлежности родоначальников двух карачаевских фамилий -Тохчуковых и Тамбиевых.
М.О. Косвену принадлежит заслуга первооткрывателя патронимии у народов СССР, в том числе и у карачаевцевЛ.
В.П. Невской введен в научный оборот термин атауул, означающий карачаевскую патронимию, автор приводит сведения о том, что «иногородние элементы из соседних областей дали начало новым карачаевским фамилиям»ЛЛ.
В книге «Карачаевцы»В.П. Невская, E.H. Студенецкая и И.М. Шаманов в соавторстве приводят сведения об, отдельных патронимических наименованиях на примере отдельно взятых фамилий Узденовых и Лайпановых.
В работе К.М.Текеева'л, посвященной традиционным системам жизнеобеспечения карачаевцев и балкарцев, приводятся данные о реликтах родового строя, имевших хождение и в XIX веке в карачаевском обществе.
Статья А.И. Першица'л посвященная кабардинским фамилиям, свидетельствует о том, что фамилия является «наиболее широкой структурной ячейкой распавшегося кабардинского рода».
Работа адыгского патронимиста Э.Л. Коджесаул'* свидетельствует о компактности поселения членов патронимии, как основного условия существования данного общественного института.
Этот же лейтмотив просматривается и в исследовании известного ученого-кавказоведа, занимающегося иззЛением осетинского общественного быта З.Д. Гаглойтилл.
Известный исследователь балкарских патронимии и кабардино-балкарских фамилий А.И. Мусукаев, автор ряда монографий и соавторских работ'л, дает обширную характеристику фамильно-патронимическим организациям означенных народов в прошлом и приводит параллельные сравнения с патронимиями других кавказских народов.
Совместная работалл Т.Х. Кумыкова и К.Г. Азаматова является ценным источником по изучению различных аспектов общественного быта кабардинцев в прошлом.
Объективная оценка проблемы патронимии и фамилий народов Северного Кавказа, в том числе и у карачаевцев, дана в работе Ю. Асанова «Родственные объединения адыгов, баикарцев, карачаевцев и осетин»
Большой интерес и практическую значимость представляют научные труды смежных дисциплин. К их числу мы можем отнести работу советского археолога Е.П. Алексеевой'л, которая выдвигает гипотезу о том, что представители других этносов, ассимилируя в карачаевской среде, в то же время дают начало новым карачаевским фамилиям, что перекликается с вышеизложенной гипотезой В.П. Невской .
По проблеме историко-этимологического анализа фамильных наименований у различных народов, касательно вопроса, когда фамильное наименование является производной от личного имени или прозвиш;а основоположника, актуальны работы ономастов дореволюционного, советского периодов, а также современных отечественных и зарубежных: Е.Б. КарновичаЛЛ, В.К. Чичаговалл, Н.И. Баскакова'лл, Дж. Н. КоковаЛ"*, А.Суперанской'лл, Б. Убенгауна , А.И. Мусукаева .
Вспомогательную роль оказали работы по таврам Х.Х. Яхтангиновалл и В.М. Батчаева .
Таким образом, исследования отечественных ученых (из иностранных авторов единичная работа немецкого ономаста Б. Убенгауна) внесли определенный вклад в освещение проблемы настоящей диссертации.
Научная новизна диссертации
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в самой постановке проблемы, т.к. работа является первой попыткой в отечественной истории комплексного исследования генезиса карачаевских фамилий;
- освещен вопрос о возникновении фамилий, относящихся к разным периодам развития карачаевского общества: древнейшие фамилии; фамилии, возникшие в результате миграции в Карачай отдельных представителей соседних народов; фамилии, появившиеся как продукт социально-экономических преобразований в Карачае во второй половине XIX века;
- выделены основные тенденции и закономерности в процессе создания фамильных и патронимических наименований;
- раскрыта социальная сущность и историческая значимость фамилии и патронимии как институтов родства в прошлом и настоящем.
Практическая значимость
Выводы, полученные в результате исследования, представляют научный интерес для заполнения «белых пятен» в истории карачаевцев.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке теоретических проблем, связанных с изучением особенностей функционирования кровнородственных организаций людей в различных исторических условиях как прошлых эпох, так и на современном этапе развития человечества; создания обобщающих трудов по истории народов Северного Кавказа, а также в вузовских спецкурсах по краеведению: в формировании интернациональных и патриотических чувств молодежи и привитии им высоких нравственных ценностей.
Цели и задачи исследования
Проводя анализ литературы и научных исследований, автор пришел к выводу, что теме формирования фамилий не было уделено достаточного внимания. Учитывая это, автор, не претендуя на исчерпывающее освещение данной проблемы, поставил перед собой цель: на основе достижений исторических материалов и полевых сведений дать научный анализ возникновения карачаевских фамилий и патронимии; выявить их функционально-ролевую значимость в развитии этноса. Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) обобщить и теоретически осмыслить имеющийся материал по исследуемой проблеме;
2) раскрыть основные тенденции и закономерности институциализации фамилии как общественной и кровнородственной организации;
3) рассмотреть антропонимические основы фамильных и патронимических наименований.
Методологическая основа диссертации
Работа над диссертацией основывалась на самобытной информации о фамильных преданиях. Представление респондентов о традиционных институтах родства, каковыми являются фратрии, фамилии и патронимии формировались под влиянием идеологических, политических, социально-экономических, национально-психологических и других факторов, и заслуживает конкретного изучения. В связи с этим автором предпринята попытка понять содержательную сторону генеалогической информации в зависимости от методологической ориентации того или иного респондента.
Кроме объективности понимания собранного автором полевого материала исследование основано на принципах историзма, научности, позволяющих всесторонне изучить предмет и объект исторических исследований.
В работе над диссертацией применялся комплекс общенаучных и специальных методов. Из общенаучных использовались: исторический, метод системного подхода и анализа. Из специальных методов исторического познания применялись историко-сравнительный и историко-системный.
Хронологические рамки исследования
Данная работа охватывает период приблизительно с XVI века по сегодняшний день. Первая дата предположительна и связана с разложением родового строя и зарождения раннеклассового общества. Это время формирования патронимии и фамилий - коллективов кровного родства, берущих начало «от одного отца» и несущих в себе идеологические и социально-обусловленные функции общественных институтов, отдельные элементы которых сохранились и по сей день.
Географические рамки исследования
В представленной работе исследуется территория Исторического Карачая, современной Карачаево-Черкесской республики и отдельно взятые населенные пункты Ставропольского края, где издавна проживают карачаевцы.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является карачаевский народ в эволюционном развитии. Предметом изучения избрана проблема возникновения фамилий и патронимии.
Источниковая база
Исследование проблемы осуществлялось с использованием большого разностороннего материала, который мы классифицируем следующим образом:
1. Важными источниками явились исследования дореволюционных, советских и современных историков.
2. Основным источником при ее написании явился полевой этнографический материал (фамильные легенды и предания), собранный автором в течение 1994-2001гг. в селениях и городах КЧР, отдельных населенных пунктах Ставропольского края. Было опрошено более 100 респондентов пожилого возраста (список прилагается). Их сведения неоднократно проверялись путем сопоставления данных.
Научная достоверность полевого материала убедительно подтверждается также взаимным отражением одних и те же исторических моментов в преданиях и генеаногиях, переплетающихся родственных фамилий карачаевцев и соседних
13 с ними народов. Полевой материал сверялся, сопоставлялся и дополнялся материалами из известных и малоизвестных литературных источников.
3. Вспомогательными источниками послужили литературные источники в области смежных исторических дисциплин: ономастики, генеалогии, геральдики (тавро).
4. Дополнительными источниками послужили архивные документы, изученные в архивах ЦГА PCO-Алания ф. 262; рукописный отдел КБ1ЖИ ф. 1, 10; архив АА НИИ ф. 23.
Исследование, критический анализ и обобщение вышеперечисленных источников дали возможность изучить и теоретически воспроизвести картину возникновения и развития карачаевских фамилий и патронимии на протяжении длительного времени.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре «Истории Отечества» Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. Основные положения, содержащиеся в ней, были изложены в выступлениях на научно-практических конференциях и статьях. Материалы исследования использовались в лекциях по тематике краеведения в вузах г. Кисловодска.
Объем и структура диссертации
Работа состоит из введения, четырех глав, 12 параграфов, заключения, примечаний, глоссария, списка использованных источников и литературы, списка респондентов и приложения.
Исторический очерк. у подошвы величественного двуглавого Эльбруса, высочайшего массива в Боковом хребте Большого Кавказа, издавна проживают карачаевцы (самоназвание - къарачайлыла). Как и родственные им балкарцы, они являются единственными тюрко-язычными горцами, потому, что как верно подмечает Н.Г. Волкова в работе «Энтонимы и племенные названия Северного Кавказа», «только их (балкарцев и карачаевцев) населенные пункты находятся более чем на 1500 м. над уровнем моря, тогда как все остальные тюрко-язычные народы на Кавказе расселены в основном на равнине и предгорье».Л
Территория исконного обитания карачаевцев - Карачай - местность, изрезанную глубокими ущельями, отделенными друг от друга водораздельными хребтами и возвышенностями. Значительная часть - ледники и безжизненные скалы; большая часть покрыта лесом, росшим в долинах рек и на склонах гор; выше начинался пояс альпийских лугов.
Со второй половины XIX века территория исконного расселения карачаевцев существенно изменилась, а до этого времени её центром оставались истоки р. Кубани. К западу, она охватывала верховья р. Теберды. От Закавказья территорию исконного поселения карачаевцев отделял Главный Кавказский хребет и перевалы: Клухорский и Махарский. Восточная граница проходила от северных отрогов Эльбруса, охватывая плато Бийчесын, по верховьям реки Малки и её притоков, включая ущелье Мушта и Хасаут. На севере и северо-востоке граница проходила до верховьев Эшкокона, Кумы, Подкумка, Мары и Каменного моста на Кубани. Здесь издавна располагались карачаевские коши и пастбища.
Древние поселения карачаевцев были расположены на территории, в литературных источниках именуемое Исторический Большой (Старый) Карачай: Учкулан, Хурзук, Къарт-Джурт, Дуут и Джазлык.Л Последние два селения были основаны выходцами из трех первых селений, которые в результате разрастания в поколенном и численном отношении и ввиду малоземелья вынуждены были осваивать новые земли, покидая отчий кров. Они (поселенцы) были представителями независимых сословий, и, основывая вначале коши, а затем, обживая постоянные места жительства, ими были освоены селения, жители которых, по мнению K.M. Текеева, «охотно и без претензий роднились с ними».л
О древности Дуута и Джазлыка свидетельствует и статья В. Швецова, напечатанная в журнале «Москвитянин» в 1855 году: «Карачаевцы, живуш;ие под Эльбрусом, хотя народ и немногочислен, но храбрый, имея врагами своими с правой стороны закубанцев, а с левой Кабарду, никогда ещё не был побежден и самостоятельностью его ещё более наводит страх на своих соседей. В 1828 году это племя, состоящее отдельно из пяти небольших деревень, много наносило в границах беспокойства и тревог, а поэтому и обратило на себя особое внимание здешнего начальства».
Более позднего образования были аулы Схауат и Джамагъат. Схауат был основан на берегу реки Малки, на границе Кабарды и Карачая. Первопоселенцами стали представители Эдькановых, Тековых, Асхаковых, которые ввиду малоземелья издавна арендовали у кабардинцев князей Атажукиных и Анзоровых пастбища. Обнаружив долину в ущелье реки Малки, они здесь основали свои коши, которые впоследствии были преобразованы в оседлое поселение.Л
В XVIII - XIX веках население разрослось как за счет естественного прироста, так и за счет мигрантов-карачаевцев, которые поселились здесь, после того, как были изгнаны в разные годы из селений Старого Карачая в наказание за серьёзные проступки, такие, например, как прелюбодейство'Л
Здесь в Схауате (современное название Хасаут) находили убежище и те, кто скрывался от кровной мести, как представители карачаевского народа, так и представители соседних горских обществ Северного Кавказа и Закавказья: абазины, кабардинцы, менгрелы и другие. л
Этимология названия селения свидетельствует о том, что оно было основано карачаевцами, ведущими полукочевой образ жизни в связи с отгонным скотоводством, так как Схауат переводился с карачаевского как «стоянка», «стойбище» '
На сегодняшний день это старинное карачаевское селение насчитывает более 300 лет, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки захоронений до исламского периода карачаевцев, когда они были христианами - православные надгробияЛ. Эта дата не случайна, так как точкой отсчета исламизации Карачая, проводившейся Исламской Османской империей, вытеснившей христианство, принято считать начало ХУШ века, а именно 1710 г., когда карачаевцам, как пишет известный кавказовед современности А.Д. Койчуев, был установлен запрет есть свинину» л°
Короткой и трагичной были история и участь селения, основанного на рубеже ХУШ-ХТХ веков в Тебердинском ущелье на реке Теберде, недалеко от впадения в неё реки Джамагъат - Джамагъат. Для каарчаевских селений было характерным явление, когда гидроним становился названием поселения, что в свое время отмечал и В.П. Кобычев '\ например название а. Хурзук пошло от . гидронима Хурзук.
Аул Джамагъат, основанное Урузбиевым из Баксана, перестал существовать после свирепствовавшей здесь в 1810 и 1812 годах эпидемии чумы (эмины)'л О существовании Джамагъата в начале XIX века свидетельствуют данные, приводимые Г.Ю. Клапротом, который в 1807 г. посетил эту местность и писал что «путь, ведуидий к ним (жителям селения Б.Ф.) очень затрудните л ен^>.АА
Образование других карачаевских селений приходится на вторую половину XIX века, когда Карачай наряду с другими Северокавказскими регионами вошел в состав Российской империи. Этому вхождению предшествовали проводившиеся царизмом в 1817-1864 г.г. военные действия, получившие в исторической литературе название Кавказской войны. Покорение Северного Кавказа в целом и Карачая в частности шло с переменным успехом. Россия начала завоевание Кавказа с целью защиты своих южных границ от Османской Империи, имевшей влияние на горцев, исповедовавших ислам.
России было необходимо присоединить эту территорию потому, что после вхождения Грузии и Азербайджана их территории оказались отделенными Чечней, горным Дагестаном и Северо-западным Кавказом.
Вхождение Карачая в состав Российской империи произошло благодаря военной операции, проведенной русскими войсками под руководством опытного русского военноначальника (серба по происхождению) Г.А. Эммануэля, в октябре 1828 г. 23 октября 1828 года карачаевский народ присягал на верность России, признавая тем самым себя поданным русского царя.А"*'
В историческом прошлом карачаевцы, населявшие горные склоны и поэтому страдавшие хроническим малоземельем, имели в общем пользовании с кабардинцами и балкарцами около 258509 десятин земли в районе «Эшкаконских пастбищ», между реками Кумой и Эшкаконом В 1860 году было проведено официальное разграничение между Карачаем и Кабардой. Эта территория была отнесена к Кабарде, входившей в Терскую область. А проживавшие здесь карачаевцы были отнесены к жителям Кубанской области и поэтому были лишены прежних земельных наделов на Тереке.
В результате разработок Межевой комиссии в 1868 г. карачаевцам была выделена территория общей сложностью 40000 десятин расположенная в Тебердинском и Мариинском ущельях, а так же в низовьях реки Кубани. Эта новая, но, несомненно, небольшая в количественном отношении область официально стала называться Новый Карачай.'Л
Эти земли, выделенные как для утоления земельного голода представителям независимых сословий, так и для создания поселений для вольноотпущенников, выкупивших себя из крепостной неволи. Во избежание сословной вражды поселения образовывались сепаративно.
Выходцами из Исторического или Большого Карачая, расширявшими границы хозяйствования, предлагалась одна территория, а тем, кто только получил свободу и гражданственность, другая, тем самым соблюдалась территориальная изолированность, в основе которой лежала социальная нетерпимость. Таким образом, были основаны следующие селения.
На территории, называемой Теберда были образованы два самостоятельных автономных селения: Верхняя Теберда и Нижняя Теберда. Верхняя Теберда была основана в 1868 году представителями узденских родов (фамилий).
В 1870 г. ниже по течению р. Теберды был сформирован аул Нижняя Теберда вольноотпущенниками.
В том же году, но уже в месте слияния рек Теберды и Кубани вольноотпущенниками был основан аул Каменомостский.лл
Процесс заселения новых земель затянулся на годы, сказывалось отсутствие колёсных дорог, а так же скудность средств вольноотпущенников, поэтому плодородный край в Мариинском ущельи заселялся поэтапно. В 1875 году была основана Нижняя Мара, а год спустя Верхняя Мара.лл
В период с 1881 по 1883 г.г. шло заселение нового карачаевского аула, названного Джегутой.ЛЛ
По административно - территориальному признаку Карачай с вхождением в состав Российской империи был отнесен к Кубанской области. По выработанному в 1866 году «Положению об управлении горцами Кубанской области» горцы были «распределены по округам: Эльбрусской, в которой вошли все карачаевские аулы и абазинские аулы по р. Куме и её притокам.
Октябрьская революция 1917 года свергнула самодержавие и провозгласила установление Советской Власти в Карачае.
На первом чрезвычайном Съезде карачаевского народа, состоявшемся в 1920 году в ауле Учкулан под руководством Наркомата У.Д. Алиева, на котором было выражено желание «иметь автономию».л*
19 ноября 1920 года было провозглашено об образовании Карачаевского округа стал г. Кисловодск
12 ноября 1922 году В1ЩК РСФСР декретом оформил образование Карачаево-Черкесской автономии области с прямым подчинением Москвелл'
26 апреля 1926 года карачаевцы получили отдельную от черкесов автономию
8 ноябре 1927 года у селения Теберды и Кубани был основан первый город карачаевцев - административный центр области Микоян - Шахар (современный Карачаевск)лл
2 ноября 1943 года Карачаевская автономная область была ликвидирована вследствие преступной депортации карачаевцев в Северную Азию и Казахстан.
9 ноября 1957 года в результате реабилитации подвергнувшегося депортации карачаевского народа, возвращающегося на историческую родину, была образована Карачаево-Черкесская автономная область, в составе Ставропольского края
В июне 1991 года был издан закон о повышении статуса автономных областей, и Карачаево-Черкесия стала республикой каковой она является и на сегодняшний день.
Сведения о карачаевском народе, обитавшем с незапамятных времен в труднодоступных районах Кавказа, в русских источниках были скудны. Отсутствовали конкретные точные данные о численности карачаевцев в прошлом. Отдельные исследования первой половины XIX века разноречивы и приблизительны, а поэтому четкой картины демографического роста трудно представить. К тому же те, кто не устрашившись бездорожья и попав на Карачай, подсчитывали население не подушно, а по семьям и дворам; женщины не упоминались вовсе, а из мужского населения - лишь те, кто мог составить военное ополчение. Наиболее раннем хронологическом порядке упоминанием являются количественные данные, собранные Г.Ю. Клапротом в 1807-1808 годах - около 250 дворов, приходящихся на Къарт-Джурт, Хурзук и Учкулан вместе взятые и 50 дворов на аул Джамагъат. Итого им приводится цифра в 30 дворовЛ'.
Подполковником Букоцким, в 1812 году составившим военно-топографическое и статистическое описание Кавказской губернии, приводится цифра в 600 дворов
В.П. Невская считает, что цифра в 1000 приводимая Платоном Зубовым, не соответствует истине и явно преуменьшает количество населения. Князь Шаховский насчитал 700 дворов Барон Торнау представил цифру 4000 мужчин - это данные за 30-е годы XIX векалл.
В.П. Невская ссылаясь на архивные документы от 1865 года, приводит цифру 131461 человеклл, проживавших в Къарт-Джурте, Дууте, Учкулане и Хурзуке, где учитывалось как мужское, так и женское население, включая и детей, как лиц свободного сословия, так и лично зависимых.
21
По переписи в 1897 года карачаевцев, проживавших в Кубанской области, насчитывалось 26%11 человек обоего пола (в том числе 12835 мужчин и 14161 женщин) т-ч и о
В годы советской власти по данным всесоюзной переписи приводились следующие цифры:
1926 г. - население Карачаевской автономной области составляло 64563
38 человека .
На июль 1940 года население Карачаевской автономной области составляло 149925 человек
В период депортации в Среднюю Азию и Казахстан карачаевцев погибло около 40000
По данным всесоюзной переписи 1989 г. карачаевцев, проживающих КЧАО, насчитывалось 129449 человек
Заключение научной работыдиссертация на тему "История возникновения и развития карачаевских фамилий, XYI-конце XX вв."
Результаты исследования позволяют автору надеяться, что в определенной степени удалось восполнить весьма ощутимый пробел в деле изучения истории возникновения и развития фамилий, а также связанных с этой проблемой социально-экономических отношений карачаевцев.
162
Завершая работу, считаем необходимым отметить, возможность использования изложенного материала в воспитательной работе с молодёжью с целью привития ей любви к своему историческому прошлому, возрождения былых знаний о своей фамилии, своих корнях - генеалогии.
Заключение в диссертации подведены итоги, сделаны обобщающие выводы. Их суть сводится к следующим положениям.
Фамилия - это наследственное наименование семьи в настоящем. Прежде чем стать таковым оно прошло долгий путь в своём развитии, начиная с генезиса как общественного института родства, включившего в себя более узкое общественное объединения родственников - патронимию, которая в последствии само ликвидировалась как общественная организация, достигнув пика своего развития при капиталистическом способе производства.
И фамилия, и патронимия - это продукт разложения архаического рода, возникшие в период складывания раннеклассовых отношений, но как наследницы рода они заложили в себя основную функцию последней и потому являются в первую очередь концентрической системой родства у карачаевцев.
Исследование проблемы проводилось на основе анализа фактического материала с привлечением литературных источников, позволивших ретроспективно рассмотреть этапы становления фамилий И соответственно, патронимии, а также создать классификацию фамильно-патронимических наименований в прошлом.
Исследование проводилось в комплексном освещении хронологической последовательности возникновения и обозначении социального статуса фамилий.
Применительно к полученной информации фамилии разделены нами на категории. К первой категории мы причисляем фамилии, которые были сформированы на базе древнейших карачаевских родов в период позднего средневековья - XVI век. В социальном отношении причислялись к бийским княжеским), узденским (крестьяне-общинники), чанка (привилегированная прослойка, занимающая промежуточное положение между биями и узденями).
Ко второй категории относятся те фамилии, основоположниками которых были мигранты их соседних кавказских народов: армян, грузин, абазин, кабардинцев и других, - отдельные представители которых осели в разные годы Нового времени в карачаевской общине.
К третьей категории фамилий относятся фамилии вольноотпущенников, основанные после социально-экономических преобразований в Карачае в 18671884 гг. Эти фамилии также относятся к Новому времени.
Наличие или отсутствие фамилии в прошлом у карачаевцев свидетельствовало о социальном статусе человека, так как лишь представители свободных сословий имели фамилии. Сведения о том, к какому сословию принадлежит та или иная фамилия в прошлом откладывались в народной памяти.
Однако исследование показало, что общие фамильные наименования, не всегда свидетельствовали о родственных узах. Это объясняется двумя объективными причинами.
Первая причина - это когда в основу фамильного наименования двух фамилий положены одинаковые антропонимические основы - личное имя основателя.
Вторая причина заключается в том, что когда - вольноотпущенников наделяли фамилиями, некоторые из них записались под фамилиями недавних владельцев. Такие фамилии различаются по отсутствию патронимии у вольноотпущенников и по ареалу распространения фамилии, потому что, исходя из социальной неприязни, бии и уздени после отмены крепостного права запретили вольноотпущенникам проживать в их селениях, и последние обосновали новые селения в Марийском, Джегутинском и Тебердинском ущельях.
В процессе исследования генезиса и эволюции фамилий нами была составлена классификация типов фамильных наименований по антрономическим признакам, согласно которой основой служили мужские и женские личные имена; прозвища; трудовая деятельность и профессия; производные от этнических корней; производные от названий животных; фамилии, образованные от усеченной формы окказиональных выражений; фамилии, встречающиеся у других народов Кавказа, но звучащие в карачаевской транскрипции.
По частотности среди всех антропонимических основ наиболее популярными были фамилии, производные от имен и прозвищ.
Исследование генезиса патронимии свидетельствует о том, что если фамилия - это институт родства, включающий широкий круг, то патронимия является более узким коллективом родственников. Генезис патронимии у карачаевцев осуществлялся теми классическими путями, которые описаны М.О. Косвеном, то есть - или за счёт сегментации разросшихся семейных общин, или же за счёт раздела братской семьи.
Исходя из результатов исследования патронимические (атауульные) наименования мы классифицировали по типам:
• первый тип - производные от личных имён (мужских и женских), основоположников или их потомков;
• второй тип - производные от прозвищ (мужских и женских), основателей или их жён.
В диссертации уделяется внимание помимо фамилий и патронимии также и фратриям (къаумам). Къаумы как общественная организация, объединяющая родственников по крови более широкого порядка, чем фамилия, сложилась в период военной демократии и в качестве реликта родового строя супдествовала и в феодальном Карачае, а такой признак как экзогамия по фратрии придерживался вплоть до конца XIX века.
Наименованием къаумов служили личные имена их родоначальников.
В исследовании нами проводились параллели между прошлым и настояш;им фамильно-патронимических институтов по проблеме идеологического, общественного и экономического единства их членов.
Идеологическая общность членов фамилий и патронимии базировалась на единстве происхождения от одного общего предка.
В настоящее время родственные чувства, основанные на общности происхождения, ослабли, но не утрачены.
Общественное единство в прошлом выражалось в существовании органов самоуправления данных объединений, руководивших внутренней жизнью вверенных им коллективов людей.
Наличие глав фамилий на сегодняшний день - это не более как дань традициям старины, потому что в настоящее время данные коллективы родственников уже не представляют собой прежние общественные организации.
Хозяйственно-экономическое единство семей выражалось в прошлом в материальной и производственной взаимопомощи.
На современном этапе развития карачаевцев она имеет место, но проявляется реже и реже, и в большинстве случаев в сельской местности.
Список научной литературыБиджиева, Фатима Иосифовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Г АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
2. Архив Адыгейского научно-исследовательского института (ААНИИ Майкоп): ф. 23.
3. Архив Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории языка и экономики (АКБНИИ, пальчик): ф. 1, 10.
4. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания ЦГАРСО-А, Владикавказ): ф. 262, 233.1. П. МОНОГРАФИИ
5. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древнейший народ Кавказа.- 2-е изд.-М., 1993.-51 с.
6. Алиев У.Д. Кара-халк (очерк исторического развития горцев Северного Кавказа.- Ростов-на-Дону, 1927. 290 с.
7. Алиев У.Д. Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991.- 320 с.
8. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осети в прошлом. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 272 с.
9. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эль-фа, 1997.-86 с.
10. Баскаков H.A. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.-279 с.
11. Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986. - 182 с.
12. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик: Эль-фа, 1998. - 560 с.
13. Бейтуганов С.Н. Кабардинские фамилии. Нальчик: Эльбрус, 1989. -181с.
14. Берже А.Д. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик Эльбрус, 1992.-48 с.
15. Броневский С.Н. Новейшие географические й исторпические сведения о Кавказе. Ч. 2. - М., 1823. - 220 с.
16. Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала, 2000. - 380 с.
17. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.1. М., 1973.-209 с.
18. Гаглойти З.Д. Общественный быт осетин в XIX веке. Тбилиси, 1975.- 170 с.
19. Данилова E.H. Абазины. (Историко-этнографическое исследование хозяйства и общественной организации в Х1Хв.). М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 144 с.
20. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1848. - 102 с.
21. Дьячков-Тарасов А.Н. Социальные формации Карачая и их современная экономическая мощность. ЗСКГНИИ. -Т. 1. Ростов-на-Дону, 1 928.-329 с.
22. Зубов А. Картина Кавказского края, принадлежавшего России и сопредельных оному земель. С-Пб, 1835. - 280 с.
23. Иваненков Н. Карачаевцы. ИОЛИКО. Вып. 5. - Екатеринодар, 1912.-92 с.
24. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографический очерк). М., 1967. -22 8 с.
25. Каракотов М.И. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. - 5 82 с.
26. Карпович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияния иноземцев с русскими. С-Пб, 1886. - 249 с.
27. Керейтов Р.Х К источникам некоторых ногайских фамилий. -Черсесск, 1 9 94.-62 с.
28. Кобычев В.П. Культура и быт Народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1 968.-320 с.
29. Кобычев В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в xixb. М.: Наука, 1982. - 446 с.
30. Коков Д.Н. Вопросы адыгейской (черкесской) антропонимики. -Нальчик, 19 7 3.-16 1 с.
31. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь; Издательство Ставропольского университета, 1994. -182 с.
32. Косвен М.О. Программа для собирания сведений о патрономии и структуре рода. КСИЭ. Вып. 13.- М., 1961. - 280 с
33. Косвен М.О. Семейная община и патрономия. М., 1963. - 182 с.
34. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. - 260 с.
35. Лавров Л.И. Кавказские тамги (Историко-этнографические очерки Кавказа).-Л., 1978.-1 18 с.
36. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-болкарцев с другими народами. Черкесск, 2000. - 52 с.
37. Лайпанов Х.О К истории карачаевцев и балкарцев.- Черкесск, 1957.- 49 с.
38. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС. 2-е изд. -Т.З.
39. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Т. 1.-Одесса, 1882. - 437 с.
40. Максидов A.A. Хапцеи, Пшичо, Азабшей: Фамильная энциклопедия.- Нальчик: Эль-фа, 1997. 350 с.
41. Меретуков М.А. Поселения у адыгов. ССЭА. Майкоп, 1975. - 300 с.
42. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. (Важнейшие этногенетические аспекты). Нальчик: Нарт, 1991.-191 с.
43. Мусукаев А.И. Балкарский тукум. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 172 с.
44. Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик: Эль-фа, 1997. - 461 с.
45. Мусукаев А.И. К истокам фамилий. Нальчик, 1992. - 87 с.
46. Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964.- 223 с.
47. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). Черкесск, 1960. - 157 с,
48. Никонов В.А. Словарь русских фамилий, М.: Школа-Пресс, 1993, -210 с.
49. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1982. - 230 с.
50. Суперанская A.B. Как Вас зову? Где Вы живете? М., 1964. - 91 с.
51. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-216 с.
52. Сысоев В.МС. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях. СМОМПК. Вып. 43. - Тифлис, 1913. - 192 с.
53. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. (Традиционные системы жизнеобеспечения). М.: Наука, 1989. - 447 с.
54. Хапаев C A. Карачаевский район. (Природа, географические термины, словарь географических названий). А Карачаевок, 1994. -180 с.
55. Чибиров Л.А. Осетинское народное жилище. Цхинвали, 1970. - 130с,
56. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М.: Учпедгиз, 1959.-128 с.
57. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929.-64 с.
58. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. ИКОРГО. Т. 23. - Тифлис, 1915 -№3.255. иДукин М.С Из поездок по верхней Кубани. М.: Типография Товарищества Кушнарев и К., 1914. - 162 с.
59. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен -СПб., 1903.-620 с.
60. Убенгаун Б.О. Русские фамилии, (пер. с англ. и общ. ред. Б.А. Успенского). — М.: Прогресс, 1989. 443 с.
61. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 21.
62. Энгельс Ф. Марка. / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. Т. 19.
63. Яхтангинов Х.Х. Северокавказкие тамги. Нальчик, 1993. - 203 с.
64. I. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ И СБОРНИКИ СТАТЕЙ
65. Абазины. Историко-этнографический очерк. / Под ред. д-р ист.наук А.И. Першица. Черкесск, 1989. - 240 с.
66. Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги (Историко-этнографический очерк).-Майкоп, 1957, -139 с.
67. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. / Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданова. Нальчик, 1974. -610 с.
68. Вопросы национальной психологии. / Под ред. д-р ист. наук CA. Арутюнова. Черкесск, 1972. - 182 с.
69. Идеологическое и общественное единство в жизни горцев. ( В помощь лектору). Нальчик, 1989. - 57 с.
70. Къарачай халх джырла. (Карачаевские народные песни). М.: Наука, 1969.-276 с.
71. Крохина М.М., Крупенин А.Л. Все об этикете. Ростов-на- Дону, 1995.-510 с.
72. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. -Черкесск, 1993. 83 с.
73. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б, Ключи к тайнам Клио. -М.: Просвещение, 1994. 284 с.
74. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 239 с.
75. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1986. 303 с.
76. Общественный быт адыгов и балкарцев, Нальчик, 1986. - 179 с,
77. Об обычаях и законах горцев, Нальчик, 1986. - 151 с.
78. Очерки истории балкарского народа, (с древнейших времен до 1961г.) / Под ред. A.B. Фадеева, Т.Х. Кумыкова. Нальчик, 1961. -218 с.
79. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Москва; Просвещение, 1989. -559 с.
80. Этническая ономастика. -М.: Наука, 1984. 192 с.
81. Этнонимы. / Под ред. В. Никонова. М.: Наука, 1970. - 260 с.
82. Карачаевцы. / Под ред. д-ра ист. наук Л.И. Лаврова. Черкесск, 1978. - 324 с.
83. Социология. /Е.А. Абулова, Ю.П. Двегубский, Д.А. Напсо, М.Д. Напсо, В.И. Шпунов. 3-е изд. Доп. - Пятигоск, 2000. - 390 с.1.. СТАТЬИ
84. Бларамберг И.Ф. Историческое, типографическое, статическое, этнографическое и военное описание Кавказа. // АБКИЕА. -Нальчик, 1974.-610 с.
85. Данилова Е.М. Семья и патрономия в системе сельской общины абазин во второй половине XIX века. // Советская этнография. 1973. -№1.
86. Довнар-Запольский М. Очерки семейственного обычного права крестьян Минской губернии. // Этнографическое обозрение. 1997. -№1.
87. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. - 610 с.
88. Коджесау Э.Л. Патронимия у адыгов. // Советская этнография. -1962.-№ 2.
89. Косвен М.О. Проблема общественного строя горских народов Кавказа в Данных русской историографии. // Советская Этнография. -19 5 1.-№1.
90. Миллер Б. Вс. Из области обычного права карачаевцев. // Этнографическое обозрение . 1902. - № 1.
91. Малкондуев Х.Х. Об общинных обрядах балкарцев и карачаевцев. // В кн.: Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. - 179 с.
92. Мусукаев А.И. Косвен в Кавказоведении. // Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986. - 151 с.
93. Мусукаев А.И. Некоторые проблемы архаических учреждений народов Северного Кавказа в трудах дореволюционных авторов и в советской исторической науке. // Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. - 179 с.
94. Мусукаев А.И. Популяризация краеведческих знаний. // Об обычаяхи законах горцев. Нальчик, 19865. - 151 с.
95. Мусукаев А.И., Герондоков М.К. Единство происхождения в системе имен и фамилий. // Идеологическое и общественное единство в жизни горцев. Нальчик, 1989. - 57 с.
96. Мусукаев А.И., Мизиев И.М. К вопросу об идеологической общности патрономической организации народов Кавказа. // Идеологическое и общественное единство в жизни горцев. Нальчик, 1989. - 57 с.
97. Першиц А.И. Фамилия лъэпке у кабардинцев в XIX в. // Советская этнография. - 1951. - № 1.
98. Студенецкая E.H. О большой семье у кабардинцев в XIX веке. // Советская этнография. 1950. - № 2.
99. Щукин И.С. Краткий географический очерк Карачая. // Русский антропологический журнал. 1913. - № 1-2.
100. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев. // Русский антропологический журнал. 1913. - № 1-2.
101. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. - 182 с.
102. Эдиева Ф.Д. Социальный дуализм обычая кровной мести карачаевцев в XIX в. // Из истории Карачаево-Черкессии. ТКЧНИИ. Выпуск VII. -Серия историческая. Черкесск, 1974. - 382 с.1. V. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
103. Русский антропологический журнал. -1913. -№ 1 -2.
104. Советская этнография. 1950. - № 2.
105. Советскаяэтнография. 1951.-№ 1.
106. Советская этнография. 1962. - № 2.
107. Советская этнография. 1973. - № 1.56. Эльбрус.-1999.-№ 1.
108. Этнографическое обозрение. 1897. - № 1.
109. Этнографическое обозрение. 1902. - № 1.1. VI. АВТОРЕФЕРАТЫ
110. Мусукаев А.И. Традиционные общественные институты народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук - Москва, 1988. -51 с.1. СПИСОК РЕСПОНДЕНТОВ
111. ЬАбайханов Асхат, 1924 г.р., г. Карачаевск 2Аджиев Мурат, 1930 г.р., г. Карачаевск
112. Азанчиев Умар, 1951 г.р., с. Холодный Родник (КЧР)
113. Айбазов Кутурбий, 1924 г.р., с. Кызыл- Кала (КЧР)
114. Алиев Кемал, 1936 г.р., с. Кичи-Балык (КЧР) ,
115. Апиев Солтан, 1925 г.р., г. Кисловодск У.Алиев Еска, 1931 г.р., с. Учкекен (КЧР)
116. Алиев Таукан, 1917 г.р., с. Кичи-Балык (КЧР)
117. Алиев Халит, 1914 г.р. г Черкесск,
118. Алиева Медия, 1939 г.р., с. Кичи Балык (КЧР)
119. Байрамкулов Джагапар, 1921 г.р., совхоз им. Ильича (КЧР)
120. Байрамуков Ансар, 1936 г.р., г. Кисловодск
121. Байрамуков Хусей, 1920 г.р., с. Красный Курган (КЧР)
122. Байрамуков Умар, 1924 г.р., г. Карачаевск
123. Байрамукова Амина, 1938 г.р., г. Кисловодск
124. Байчоров Исмаил, 1917 г.р., г. Карачаевск П.Батчаев Мухтар, 1934 г.р., г. Карачаевск
125. Батчаев Ханапи, 1922 г.р., с. Джага (КЧР)
126. Батчаев Ханапи, 1928 г.р., С. Кумыш (КЧР)
127. Бердиев Азрет, 1920 г.р., с. Кызыл-Покун (КЧР)
128. Биджиев Асхат, 1925 г.р., с. Красный Октябрь (КЧР)
129. Биджиев Ахья, 1925 г.р., с. Учкекен (КЧР)
130. Биджиев Владимир, 1933 г.р., г. Карачаевск
131. Биджиев Ибрагим, 1925 г.р., с. Элькуш
132. Биджиев Норий, 1928 г.р., г. Кисловодск гбБиджиев Пилял, 1922 г.р., с. Терезе (КЧР)
133. Биджиев Солтан, 1934 г.р., г. Карачаевок
134. Биджиев Юсуф, 1926 г.р., г. Кисловодск
135. Биджиева Фатима, 1936 г.р., г. Кисловодск
136. Богатырев Юсуф, 1939 г.р., г. Кисловодск
137. Болатов Юсуф, 1927 г.р., с. Кичи-Балык (КЧР) .32.Болуров Ахмат, 1907 г.р., с. Джага (КЧР)
138. Болуров Назбий, 1939 г.р., с. Карт-Джурт (КЧР)
139. Боуров Хусей, 1930 г.р., г. Кисловодск ЗЗ.Борлакова Сапият, 1931 г.р., г. Кисловодск
140. Борлакова Хауа, 1926 г.р., г. Усть-Джегута (КЧР)
141. БорлаковаМариям, 1930г.р., г.Кисловодск
142. Бостанов Джашау, 1950 г.р., с. Верхняя Теберда (КЧР)
143. Бостанов Зулкарнай, 1932 г.р., с. Бирлик (КЧР)
144. Бостанов Конакбий, 1930 г.р., г. Карачаевок41 .Бостанова Мариям, 1911 г.р., с. Перывомайское КЧР
145. Боташев Мухаммад, 1921 г.р., с. Карт-Джурт (КЧР)
146. Боташев Хамид, 1938 г.р., г. Кисловодск
147. Гогуев Ахмат, 1928 г.р., с. Кичи-Балык (КЧР)
148. Гочияев Дахир, 1926 г.р., п. Мирный (Ставропольский край)
149. Гочияев Солтан-Хамид, 1907 г.р., с. Кичи-Балык (КЧР)
150. Гочияев Юсуф, 1958 г.р., п. Мирный (Ставропольский край)
151. Джатдоев Зубар, 1907 г.р., с. Джага (КЧР)
152. Джатдоев Хамзат, 1921 г.р., с. Элькуш (КЧР)
153. Джанибеков Хамид, 1919 г.р., с. Учкекен (КЧР)
154. Джуккаев Абугалий, 1925 г.р., с. Верхняя Теберда (КЧР)
155. Джуккаева Патия, 1922 г.р., с. Джага (КЧР) ЗЗ.Долаева Айшат, 1923 г.р,, с. Кумыш (КЧР)
156. Долаева Халимат, 1928 г.р., с. Кумыш (КЧР)
157. Дотдаев Борис, 1934 г.р., г. Кисловодск
158. Дотдаев Мусса, 1926 г.р., ст. Сторожевая (КЧР)
159. Дотдаев Харшим, 1922 г.р., с. Учкекен (КЧР)
160. Дотдаева Зурият, 1909 г.р., г. Карачаевок
161. Дотдаева Хапсат, 1906 г.р., с Кызыл-Покун (КЧР)
162. Дудов Гоба, 1930 г.р., г. Кисловодск
163. Дудов Рашид, 1934 г.р., г. Кисловодск
164. Кагиев Александр, 1949 г.р., г. Карачаевок
165. Казиева Супият, 1939 г.р., г. Кисловодск
166. Каракотов Хасан, 1922 г.р., п. Орджоникидзевский (КЧР)
167. Каракотова Халимат, 1934 г.р., с. Кумыш (КЧР) бУ.Каппушева Асият, 1926 г.р., с. Учкекен (КЧР)
168. Кечеруков Азрет, 1938 г.р., ст. Преградная (КЧР)
169. Кечеруков Магомед, 1915 г.р., с. Кумыш (КЧР)
170. ТО.Кипкеев Исса, 1922 г.р., с. Красный Курган (КЧР)
171. Кипкеева Мариям, 1930 г.р., с. Красный Курган (КЧР)
172. Коджаков Алий, 1928 г.р., с. Джага (КЧР)
173. Коркмазов Ахья, 1921 г.р. с. Красный Курган (КЧР )
174. Коркмазов Магомед, 1919 г.р., с. Красный Курган (КЧР)
175. Коркмазов Эза, 1881 г.р., с.Учкулан (КЧР)
176. Кочкаров Исмаил, 1899 г.р., г. Баксан (КБР)
177. Крымшаухалова Даута, 1897 г.р,, с, Карт-Джурт (КЧР)
178. Крымшаухалова Роза, 1938 г.р., п. Мирный (Ставропольский край)
179. Кубанов Абдулла, 1917 г.р., п. Московковский (КЧР)
180. Кубанов Осман, 1920 г.р., с. Кумыш (КЧР) 81 .Курджиев Магомед, 1920 г.р,, г. Кисловодск
181. Курджиева Аминат, 1909 г.р., с. Каменомост (Ташкепюр) (КЧР)
182. Кушетерова Фьюза, 1957 г.р., с Ташкепюр (КЧР)
183. Лайпанов Казий, 1924 г.р., г. Черкесск
184. Лайпанов Сапар, 1931 г.р., г. Кисловодск
185. Лепшокова Асият, 1912 г.р., с. Джага (КЧР)
186. Лоова Лена, 1920 г.р., г. Кисловодск
187. Мамчуев Сапар, 1930 г.р., с. Терезе (КЧР)
188. Мамчуев Юсуф, 1929 г.р., с. Терезе (КЧР)
189. Мекеров Тнибек, 1911 г.р., с. Джага (КЧР)
190. Мекеров Япон, 1904 г.р., с. Джага (КЧР)
191. Семенов Азрет, 1928 г.р., ст. Сторожевая (КЧР)
192. Семенова Халимат, 1932 г.р., ст. Сторожевая (КЧР)
193. Суюнчев Азамат, 1923 г.р., г. Карачаевск
194. Суюнчева Сапият, 1918 г.р., г. Карачаевск
195. Тамбиева Таня, 1921 г.р., г. Кисловодск
196. Темрезова Зоя, 1929 г.р., с. Николаевка (КЧР)
197. Текеев Борис, 1939 г.р., г. Карачаевск
198. Текеев Кемал, 1942 г.р., г. Карачаевск
199. Текеев Мусса 1932 г.р., г. Кисловодск ЮЬТекеев Хыйса, 1930 г.р., ст. Красногорская (КЧР) 102.Текеева Алла, 1933 г.р., ст. Красногорская (КЧР) ЮЗ.Теков Азамат, 1934 г.р., г. Кисловодск
200. Топалов Олий, 1929г.р, с. Учкекен
201. Тоторкулов Абдуллах, 1933 г.р., с, Учкекен (КЧР)194
202. Юб.Тоторкулова Фердаус, 1912 г.р., с. Учкенкен (КЧР)
203. Хаджичиков Аубекир, 1932 г.р., г. Кисловодск
204. Хубиев Назир, 1938 г.р., г. Карачаевск
205. Хубиев Хаджиумар, 1930 г.р., с. Терезе
206. Ю.Хубиев Хусей, 1930 г.р., с. Кумыш (КЧР) 111 .Хубиева Мариям, 1932 г.р., с. Учкекен (КЧР) 112.ЧИПЧИК0В Казбек, 1939 г.р., с. Элькуш (КЧР) 113.Чомаев Мухаммат, 1926 г.р., ст. Сторожевая (КЧР) 1 И.Чомаева Аминат, 1923 г.р., г.Усть-Джегурта
207. Шаманов Ибрагим, 1939 г.р., т. Черкесск
208. Урусбиев Анвар, 1917 г.р., г. Кисловодск 117.Эбзеев Сеит-Ахмат, 1898 г.р., г. Карачаевск 118.Эбзеев Юсуп, 1922 г.р., с. Красный Курган (КЧР) 119.Эсеккуев Дахир, 1901 г.р., с.Новая Теберда (КЧР)