автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Картина мира в "малой" прозе В. Шукшина
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Хуторянская, Алла Дмитриевна
С.3 - 20
Глава I. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В РАССКАЗАХ В.ШУКШИНА
1. «Странный» герой В.Шукшина в системе персонажей С.21 - 38
2. Главные герои в рассказах В.Шукшина С.38 - 54
3. Второстепенные и периферийные образы С.54 - 83
Глава И. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КАРТИНЕ МИРА
1. Структура художественного пространства С.84 - 119
2. Время в картине мира . С.119 - 135
3. Предметный мир С.135 - 150
Заключение научной работыдиссертация на тему "Картина мира в "малой" прозе В. Шукшина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, приходим к общим выводам о своеобразии картины мира в "малой" прозе В.Шукшина.
Мировидение В.Шукшина, художника с ренессансным типом художественного мышления, столь органично вписавшегося в духовную атмосферу шестидесятых годов, пронизано ощущением фундаментальной двоичности бытия, распадения всего многообразия форм бытия на парные модусы, традиционно определяемые как антиномии: добро - зло, жизнь -смерть, гармония - хаос, природа - культура, мужское - женское, свобода -несвобода.
Драматизм в ощущении жизни, свойственный В.Шукшину, не переходит все же той грани, за которой начинается трагическое мироощущение, уравновешиваясь скорее чувством, чем пониманием бесконечности и вечности бытия, способного возрождаться вновь и вновь. Вспомним, что шестидесятые годы были названы временем "духовного возрождения" (термин принадлежит Е.Вертлибу), своеобразным камертоном которого стал писатель. Бытие в его двойственности, целостности и динамике - тот материал, из которого В.Шукшин создает собственную картину мира.
В диссертации рассмотрены важнейшие параметры картины мира В.Шукшина: система персонажей, формы организации пространства и времени, предметный мир, основные экзистенциальные мотивы и концепция бытия писателя.
Человек занимает центральное место в антропоцентрической картине мира В.Шукшина. Автором исследования выявлено, что в рассказах В.Шукшина существует устойчивая система персонажей, которые образуют повторяющиеся персонажные пары. Система персонажей иерархична: центральное место в ней занимает "странный" герой писателя. Другие персонажи описаны в работе с точки зрения их отношений с главным героем
203 рассказов. В прозе В.Шукшина отмечено наличие повторяющихся фабульных конструкций, являющихся системообразующим элементом картины мира. Для героя каждого типа характерен свой ряд фабульных конструкций. В работе выявлена вариативность инвариантного "странного" героя В.Шукшина и наличие смешанных персонажных типов. Контаминация черт персонажей разных типов более выражена в поздних рассказах писателя.
В диссертации описаны различные типы художественного пространства "малой" прозы В.Шукшина. В картине мира условно выделены "материальное" и "психологическое" пространство как составляющие целостной пространственной организации рассказов. К формам материального пространства отнесены географическое пространство (включающее пространства города и деревни) и природный мир.
Исследование пространственных координат в рассказах позволило установить, что в центр шукшинского универсума помещено "малое" пространство деревни, при этом мир "большой" традиционно (Москва, крупные города) смещен на периферию повествования, снижен в смысловом и пространственном отношении. Художественное пространство рассказов организовано таким образом, что в предельно открытое и широкое природное пространство "вписаны" локальное пространство города, которое предельно "закрыто", и "открытое" пространство деревни. Таким образом, в рассказах В.Шукшина существует пространственная противопоставленность города и деревни.
В работе исследованы особые формы организации психологического пространства в рассказах В.Шукшина: описаны отдельные духовные "феномены" и процессы, протекающие в сознании героев ("духовные взлеты", "мысленные путешествия"). Кроме того, установлена природа данных психологических явлений, их обусловленность внутренним кризисом героя.
204
В диссертационном сочинении описаны основные типы художественного времени (историческое и линейное, бытовое и бытийное, субъективное и объективное). В рассказах В.Шукшина космологическое время осмыслено как время истинное (идеальное). Герой писателя, у которого доминирует данный тип восприятия времени, существует в гармонии с природой и бытием в целом. Историческое, время в рассказах свидетельствует о душевном неблагополучии героя и может быть определено как кризисное время. Восприятие времени героем рассказов, погруженным в суету, в концепции времени В.Шукшина осмыслено как неистинное.
Анализ рассказов В.Шукшина позволил установить, что изображение пространства и времени в картине мира писателя субъективировано, соотнесено с внутренним миром героя, его индивидуальным восприятием времени и пространства. В рассказах выявлена стабильность форм организации пространства и времени в рассказах.
При описании предметного мира акцент в работе сделан на характеристике лейтмотивных образов деревенского мира как наиболее значимых в шукшинской картине мира. В рассказах отмечена ограниченность числа предметных образов и повторяемость образов дома с печью, бани, церкви, реки, дороги и других, создающих целостную картину мира деревни.
Таким образом, в диссертации выявлена устойчивость созданной в "малой" прозе В.Шукшина картины мира. "Микромир" деревни в рассказах стал аналогом "макромира", средоточием мировых проблем. При этом выражение "малый мир" не означает духовной ограниченности, отторженности его от "большого мира". В прозе В.Шукшина устанавливается новая художественная дистанция между человеком и миром.
Исследование рассказов В.Шукшина позволило обнаружить значимость экзистенциальных вопросов о смысле мировых проблем для писателя. К числу важнейших проблем бытийного порядка в
205 диссертационном сочинении отнесены следующие: жизнь и смерть, подлинное и неподлинное существование, вера и безверие, одиночество и единение с людьми и миром. Трагическая изолированность экзистенциального сознания некоторых шукшинских героев в рассказах преодолевается. В.Шукшин предлагает различные пути выхода из кризиса и духовного самоопределения героя в мире. В целостной концепции бытия писателя наиболее значимыми оказываются такие ценности, как ценность бытия и его маленьких радостей, вера в человека, способного к душевной жизни и творчеству, осознание ценности человеческой жизни.
В диссертации исследовано функционирование ведущих экзистенциальных мотивов его прозы: жизни и смерти, тоски, подведения итогов, осмысления тайны бытия. Целостный анализ "малой" прозы В.Шукшина позволил прийти к заключению об универсальности гуманистического содержания творчества писателя.
Намечая перспективы дальнейших исследований, отметим, что параметры, которые выделены в диссертации, не являются единственно возможными в изучении картины мира В.Шукшина. Так, плодотворным может быть анализ субъектной организации рассказов как системообразующего элемента картины мира.
Не менее важно было бы проследить эволюцию картины мира В.Шукшина, выявить архетипические основы мировидения писателя. Данные проблемы остались за пределами диссертационного сочинения.
Перспективным, безусловно, может стать исследование шукшинской картины мира в рамках литературной традиции, соотнесение картины мира В.Шукшина с художественными мирами писателей XIX века, рассмотрение его произведений в контексте литературы 20-30, 60-70 годов XX столетия, "деревенской" прозы. Вопрос приемов миромоделирования в прозе В.Шукшина также может представлять серьезный научный интерес и стать основой самостоятельного монографического исследования.
206
Список научной литературыХуторянская, Алла Дмитриевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. Т.Т. 1-5. СПб: Интеркнига, 1996.
2. Шукшин В.М. Сельские жители: Рассказы. М.: Мол. гвардия, 1963.
3. Шукшин В.М. Там, вдали: Рассказы, повесть. -М.: Сов. писатель, 1968.
4. Шукшин В.М. Земляки: Рассказы. -М.: Сов. Россия, 1970.
5. Шукшин В.М. Характеры: Рассказы. М.: Современник, 1973.
6. Шукшин В.М. Беседы при ясной луне: Рассказы. М.: Сов. Россия, 1974.1.
7. Андрианов А. Еще раз о "странных" героях Василия Шукшина // Молодая гвардия.- 1973.-№ 10. С. 308-312.
8. Алексеев М. Очень талантливо // Москва. 1964. - № 1. - С. 206-208.
9. Анашенков Б. Исцелися сам.// Вопросы литературы. 1976. - № 1. - С. 43-78.
10. Ю.Аннинский JI.A. Путь Василия Шукшина // Аннинский JI. Тридцатые -семидесятые. М.: Современник, 1977. - С. 228-268.
11. П.Аннинский Л. "Шукшинская жизнь" // Литературное обозрение. 1974. - № 1.-С. 50-55.
12. Апухтина В.А. Проза Шукшина: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд., испр. - М.: Высш шк., 1986. - 96с.
13. Н.Апухтина В.А. Василий Шукшин (1929-1974) // Апухтина В.А. Современая советская проза (60-70-е годы). -М.: Высш.шк.,1984.- С.127-153.
14. Н.Апухтина В.В. В зеркале сатиры Шукшина //Лит. учеба. 1981. - №1. -С. 156-163.207
15. Апухтина В.А. Русский советский рассказ в современном литературном процессе // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. 1981. - № 3. - С. 3-13.
16. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение. 1977. -№5.-С. 23-26.
17. Белая Г.А. Парадоксы и открытия Василия Шукшина // Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. - С. 93-118.
18. Белая Г. Перепутье // Вопросы литературы. 1987. - № 12. - С. 75-103.
19. Биличенко H.A. Герой В.Шукшина в оценках критики // Русская литература. 1980. - № 2. - С. 218-227.
20. Бочаров А. Контрапункт: Общее и индивидуальное в прозе Ю. Трифонова,
21. B. Шукшина, В. Распутина // Октябрь. 1982. - № 7. - С. 190-1999.
22. Бочаров А.Г. Сообщительность иронии //Вопросы литературы. 1980. -№12.-С. 74-114.
23. Бровман Г. Речь идет о характере.// Наш современник. 1968. - № 7. - С. 110-116.
24. Бурсов Б. Вечерние думы: Полемические заметки // Звезда. 1968. - № 8.1. C. 198-214.
25. Бурсов Б. И. Критика как литература. Л.: Лениздат, 1976. - 320с.
26. Быстров В.Н. В. Шукшин и Ф. Достоевский: (К проблеме гуманизма) // Русская литература. 1984. - № 4. - С. 18-33.
27. Быстров В. "Мне бы только правду рассказать.": "Логика жизни" в рассказах В. Шукшина // Литература в школе. 1987. - № 6. - С. 2-7.
28. Ваняшова М. Шукшинские лицедеи // Литературная учеба. 1979. - № 4. -С. 160-168.
29. Варламов А. Платонов и Шукшин. Геополитические оси русской литературы // Москва. 1998. - № 2. - С. 167-174.208
30. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. О двух типах художественного пространства и времени в рассказах В.М.Шукшина 7/ Науч. докл. высш. школы. Филологические науки. 1984. - № 4. - С. 17-24.
31. Вартаньянц, А. Д. .Якубовская М.Д. Сквозные мотивы в рассказах В.М.Шукшина //Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С.227-237.
32. Васильев В.К., Широкова C.B. Архетипические образы «злой» и «доброй» жены в творчестве В.М.Шукшина //В.М.Шукшин. Жизнь и творчество: (Сб. тез. докл. к конф.)/Алт.гос.ун-т; Редкол: А.А.Чувакин (отв. ред.) и др.-Барнаул: Алт. гос. ун-т. 1997. С.44-46.
33. Вертлиб Е. Василий Шукшин и русское духовное возрождение. Нью-Йорк, 1990. - 270с. - Библиогр. (600 назв.)
34. Вертлиб Е. Русское от Загоскина до Шукшина: (Опыт непредвзятого размышления). - СПБ: Б-ка "Звезды". - 1992. - 403с.
35. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы // Вопросы литературы. -1985,-№6.-С. 34-72.
36. Воронов В. С миром устанавливая связь // Москва. 1977. - №7. - С.202-211.
37. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность. Книги. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.-288с., 1л. порт.
38. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М.: Просвещение, 1993,- 128с.: илл.
39. Горн В. Возвращение домой // Алтай. 1994. - №3. - С.167-174.
40. Горн В.Ф. Концепция личности в прозе В.М.Шукшина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. -М., 1977,- 15с.209
41. Горн В.Ф. Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы В.Шукшина. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985. 208с.
42. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. -248с.
43. Горн В. "Надо человеком быть": О творчестве В. Шукшина // Литература в школе. 1976. - №5. - С.9-16.
44. Горн В. О творчестве Василия Шукшина: (Вступ. ст.) // Василий Макарович Шукшин (1929 1974): Библиогр. указ. - 3-е изд., доп. -Барнаул: АО "Полиграфист", 1994. - С.5-10.
45. Горышин Г. "Где нибудь на Руси." // Аврора. - 1975. - №6. - С.24-28.
46. Горышин Г. "Глубоко и по-настоящему жить." // Аврора. 1989. - №7. -С.73-74.
47. Горышин Г. Как это читается сегодня // Слово. 1989. - №7. - С.53-55.
48. Гринберг И. Два крыла литературы. М.: Сов. писатель, 1982. - 368с.
49. Гринберг И. Перекрестки и параллели // Октябрь. 1974. - №12. - С.189-204.
50. Гришаев В.Ф. Шукшин. Сростки. Пикет. Барнаул: Алт. кн. изд-во. -1994.- 151с.
51. Громов Е. Поэтика доброты: К проблеме национального характера в творчестве Василия Шукшина // Москва. 1978. - №12. - С.204-208.
52. Гусев В. Именно жизнь, а не что другое.// Литературное обозрение. -1974.-№1.-С.50-55.
53. Дедков И. Последние штрихи//Дружба народов. 1975. - №4. - С.254-262.
54. Дивочкин A.A. Неизвестное об известном. М.: Прогресс. - 1990. -63с.:илл.
55. Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества. Л.: Худож. лит., 1983.- 152с.210
56. Емельянов JI. Второе прочтение // Наш современник. 1979. - №7. - С.162-170.
57. Емельянов Л. Единица измерения: Заметки о прозе В. Шукшина // Наш современник. 1973. - № 10. - С. 176-187.
58. Ершов Л. Обновление старого жанра: Сатира В.Шукшина //Наш современник. 1975. - №10. - С. 180-185.
59. Ершов Л. Социальное и нравственное: По страницам прозы 70-х годов // Звезда,- 1976.-№10.-С.209-217. •59.3алыгин С. Трифонов, Шукшин и мы // Новый мир. 1991. - №11. - С.221-230.бО.Золотусский И. "Совесть, совесть, совесть" // Шукшинские чтения.
60. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. С.41-49. 61.3олотусский И.П. Час выбора. Проза В.М.Шукшина // Литература в школе. -1996. - №4. - С.60-67.
61. Иванов И.П. Проза Василия Шукшина: (художественный мир писателя). Автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Л., 1979. - 21с.
62. Каверин В. Рассказы Шукшина // Новый мир. 1977. - №6. - С.261-266.
63. Камышева O.A. Концепция творчества Василия Шукшина в современной зарубежной критике // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 1978. - №6. - С.44-49.
64. Камянов В. "В даль светлую.": О шукшинских подростках // Детская литература. 1977. - №3. - С. 17-22.
65. Канторович В. Новые типы, новый словарь, новые отношения: (О рассказах В. Шукшина) // Сибирские огни. 1971. - №9. - С. 176-180.
66. Канторович В. Литература и социология. М.: Просвещение, 1984. - С. 277-288.211
67. Карпова В.М. Талантливая жизнь: В. Шукшин прозаик. - М.: Сов. писатель, 1986. -302с.
68. Клитко А. Василий Шукшин и его герои // Клитко А. Глубина фокуса: (О прозе наших дней). М.'Современник, 1981. - С.92-158.
69. Козлова С.М. Региональная концепция национального возрождения в прозе
70. B.М. Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Поэтика, стиль, язык (к 65-летию со дня рождения). Межвузовский сборник статей.- Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1994.-С.З-17.
71. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул: АГУ, 1992. -181с.-Библиогр.: с. 175-178.
72. Коптюг Н. Герой нашего времени // Сибирские огни. 1988. - № 11.1. C.142-149.
73. Корнюшенко JI. Его испепелял талант: Штрихи к портрету В. Шукшина // Москва. 1984. - №10. - С.194-197.
74. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М.: Сов. Россия, 1977.-189с.
75. Коробов В.И. Василий Шукшин (жизненный и творческий путь). М.: Современник, 1984. - 266с.(8)л. илл. - (Б-ка "Любителям рос. словесности").
76. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М.: Мол. гвардия, 1999. -405 (11)с.,илл.
77. Коробов В. Надлом // Культ. просвет, работа. - 1989. - №6. - С.32; №7. -С.38-43.
78. Кофанова Е.В. Народный характер в творчестве В.М.Шукшина // Русская словесность. 1996. - №6. - С.39-43.
79. Крамов И. В зеркале рассказа: Наблюдения, разборы, портреты. М.: Сов. писатель, 1986-271с.
80. Крамов И. Достоинство рассказа // Дружба народов. 1977. - № 8. - С.249-266.212
81. Крячко JI. Суть и видимость // Октябрь. 1966. - № 2. - С. 180-201.
82. Кузнецов Ф. С веком наравне // Новый мир. 1975. - № 2. - С.229-253.
83. Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов: Опыт типологического анализа // Русская литература. 1977. • № 3. - С.198-205.
84. Кузьмук В. А. Своеобразие героя рассказов Василия Шукшина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1978. - № 2. - С. 14-24.
85. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М.Шукшина: Монография. Барнаул: Алт. ун-т, 2000. - 200с.
86. Куляпин А.И. Психоаналитический код в рассказах В.М.Шукшина // Творчество В.М.Шукшина. Поэтика, стиль, язык (к 65-летию со дня рождения). Межвуз. сб. ст. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1994. - С.26-35.
87. Куляпин А.И., Левашова О.Г. В.М.Шукшин и русская классика: Монография. Барнаул: Алт. ун-т, 1998. - 102с.
88. Курбатов В. Выбор нищеты, или Запланированное беспамятство (двадцать лет без Шукшина) // Алтай. 1994. - №3. - С.3-11.
89. Лавлинскии Л. Формула судьбы // Литературное обозрение. 1980. №4. -С.72-76.
90. Левашова О.Г. Игровое начало в рассказах В.М.Шукшина // Творчество В.М.Шукшина. Поэтика, стиль, язык (к 65-летию со дня рождения). Межвуз. сб. ст. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1994. - С.36-45.
91. Лейдерман Н. Трудная дорога возвышения: О новых произведениях В. Шукшина // Сибирские огни. 1974. - № 8. - С. 163-169.
92. Лейдерман Н. Мироздание по Шукшину// Урал. 1982. - №3. - С.175-185.93 .Лейдерман Н. Рассказ Василия Шукшина // Лейдерман Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Сред.-урал. кн. изд-во, 1982. - С. 49-65.213
93. Любарева Е. Человек действия, человек мысли // Литературное обозрение.- 1976. -№ 5. -С. 9-15.
94. Макина М.А. Творчество крестьянской "плеяды" в русской литературе начала XX века и "деревенская" проза наших дней// Русская литература. -1980.-№2.-С.73-91.
95. Макина М. На кончике луча: О своеобразии "информации", содержащейся в современной новелле // Москва. 1972. - № 6. - С. 207-213.
96. Маркин П. Шутовство как тип поведения героев в рассказах В.М.Шукшина. // Алтай. 1994. - №3. - С. 174-180.
97. Маркин П. Путь к человеку: Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве В.М. Шукшина //Алтай. 1987. - № 1. - С. 105-112.
98. Марченко А. Из книжного рая.// Вопросы литературы. 1969. - № 4. - С. 48-71.
99. ЮО.Муравинская Л. Василий Шукшин: Хроника жизни и творчества // Алтай.- 1982.-№3.-С.74-103.
100. Ю4.Панкин Б. Василий Шукшин и его "чудики"// Шукшин В.М. Рассказы /
101. Рис. Г.Каменовского. М.: Дет. лит., 1979. - С.5-32. 105.Панков А. "Характеры и резкая картина нравов": О творчестве
102. В.Шукшина. // Сибирские огни. 1978. - №4. - С. 177-185. Юб.Петров И. Проза Василия Шукшина (художественный мир писателя). -Шумен: Аксиос, 1997. - 164с.214
103. Плеханова И.И. Особенности сюжетосложения в творчестве В.Шукшина, Ю.Трифонова, В.Распутина: (К проблеме художественной условности).// Русская литература. 1980. - №4. - С.71-88. .
104. Плеханова И.И. Природа нравственного сознания в трактовке В.Шукшина, Ю.Трифонова, В.Распутина // Сибирь. 1980. - №5. - С.82-93.
105. Проза В.М. Шукшина как лингвокультурный феномен 60 70-х годов / Под ред. В.А.Пищальниковой. - Барнаул: Алт. ун-т, 1997. - 192с.
106. Рыбальченко T.JI. Поэтика театральности как средство миромоделирования в рассказе В.Шукшина «Микроскоп» //Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сборник тезисов. Новосибирск: НГУ, 1997. - С.204-207.
107. З.Савельев А.Н. Русская "деревенская" проза в англо американской критике 80-х годов / Автореф. дис.канд. филол. наук.- Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - СПб, 1992. - 17с.'
108. М.Сахаров В. Жизнь, оборвавшаяся на полуслове.: Несколько мыслей вслух о В. Шукшине // Москва. 1975. - №6. - С.206-209.
109. Сахаров В. Власть канона: Заметки о рассказе // Наш современник. 1977. - № 1. -С.156-164.
110. Пб.Селезнев Ю. Вечное движение: (Искания соврем, прозы 60-х нач. 70-х г.г.). - М.: Современник, 1976. - 237с.
111. Серебряный B.C. Постижение // Алтай. 1989. - №2. - С.80-94.215
112. Сердюченко В. Надежность традиции // Новый мир. 1980. - № 9. - С. 237-244. .
113. Сидоров Е. На пути к синтезу // Вопросы литературы. 1975. - № 6. -С.99-124.
114. Сидоров Е. Продолжение следует // Вопросы литературы. 1976. - № 6. -С.33-49.
115. Сиркес П. Подтверждение родства // Наш современник. 1971. - № 6. - С. 123-124.
116. Современная советская литература, 70-е г.г.: (Актуальные проблемы) / А.И. Метченко, Б.С. Бугров, А.П. Герасименко, В.А. Зайцев. М.: МГУ, 1983.-231с.
117. Соловьев В. Феномен Василия Шукшина. В дополнение к сказанному. Статья 1. // Искусство кино. 1975. - №10. - С.17-29.
118. Соловьев В. Феномен Василия Шукшина. В дополнение к сказанному. Статья 2. // Искусство кино. 1975. - №12. - С.33-43.
119. Софронова В. Талант души // Знамя. 1964. - кн. 1. - С.244-245.
120. Статьи и воспоминания о В. Шукшине: (Сб. ст. ) / Сост. H.H. Яновский. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. 326с.
121. Творчество В.М.Шукшина в современном мире. Барнаул: Ал. ун-т, 1999.- 320с.
122. Творчество В.М.Шукшина как целостность. Барнаул: Алт. ун-т, 1998. -119с.
123. Творчество В.М. Шукшина. Поэтика, стиль, язык (к 65-летию со дня рождения). Межвузовский сборник статей. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1994. -211с.
124. Толченова Н. П. Василий Шукшин его земля и люди: Лит. заметки. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978. - 206с.216
125. Толченова Н. П. Слово о Шукшине (писателе, режиссере, актере) / Худож. О. Камаев. -М.: Современник, 1982. 160с.
126. Тупичекова М.П. Сказ в прозе В. Шукшина и В. Белова // Вестн. Моск. унта. Сер. 9, филология. 1987. - № 2. - С. 19-24.
127. ИЗ.Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина: (Сб. ст.). М.: Искусство.1984.-318с.
128. Фомин В. "Говорить правду, какой бы горькой и жестокой она ни была" // Фомин В. Пересечение параллельных. М.: Современник, 1976. - С. 291358.
129. Фрейлих С.И. О "деревенской прозе" вообще и о Шукшине в частности // Фрейлих С.И. Фильм в мире идей. М.: Искусство, 1983. - С.44-53.
130. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. М.: Современник, 1980.-368с.
131. Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка." // Вопросы литературы.1985.-№6.-С.73-117.
132. Черносвитов Е. Деревня и город как символы жизни и смерти в прозе Василия Шукшина // Дальний Восток. 1993. - №6. - С. 173-191.217
133. НЗ.Чудакова М. Заметки о языке современной прозы // Новый мир. 1972. -№1.-0.212-245.
134. Шапошников В. Дела семейные, дела сердечные // Сибирские огни. -1974. -№9.-С.157-173.
135. Шолпо И.Л. Мастера и Геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в 8 классе // Литература в школе. 1996. - №4. - С. 128-137.
136. Шукшин В.М. Жизнь и творчество: (Сб. тез. докл. к конф.) /Алт. гос.ун-т; Редкол.: А.А.Чувакин (отв.ред.) и др. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1989. - 179с.
137. Шукшин В.М. Жизнь и творчество: (Сб. тез. докл. к конф.)//Алт. гос. ун-т; Редкол.: А.А.Чувакин (отв. ред.) и др. Барнаул: Алт. гос. унив-т, 1997. -169с.
138. Шукшинские чтения: Ст., воспоминания, публ. / Сост. В.Ф. Горн. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. 208с.
139. Шукшинские чтения: Ст., воспоминания, публ. Вып. 2 / Сост. В. Ф. Горн.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. 192с.
140. Шумаков С. В чем истина? // Киносценарии. 1989. - № 3. - С. 182-191.
141. В.М. Шукшин. Жизнь и творчество: (Сб. тез. докл. к конф.) // Алт. гос. унт; Редкол.: А.А. Чувакин (отв ред.) и др. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. -177с.
142. Юдалевич Б. Несказанный свет // Алтай. 1979. - №3. - С.63-68.
143. Hosking G.A. Beyond Socialist Realism: Soviet Fiction since Ivan Denisovich.- London: Granada Publishing, Paul Elek Ltd, 1980.-p.p. 63- 169.
144. Kalfus K. Stories from a Siberian village by Vasily Shukshin // The New York Times Book Review NYBR., 1996, Dec. 29. p.p. 14.
145. Michael L., Givens J. Stories from a Siberian village // Publishers weekly, 1996, September 9. p.p. 78-79.
146. Parthe K.F. Russian Village Prose: The Radiant Past. Princeton, N.J. Princeton univ. Press, 1992. - p. p. 1-189.218
147. Peterson N. Book review Russian Village Prose: The Radiant Past by Kathleen F. Parthe //The Russian Review (PRSR), 1994, vol.: 53, 2. - p.p. 298299.1.l
148. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Отв. ред. М.Л.Гаспаров.-М.: Главная редакция вост. лит. изд-ва "Наука", 1977. -320с.
149. Батракова С.П. Образ мира в живописи XX века: к постановке проблемы // Мировое древо. 1992.-№1.-С.83-94.
150. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С.Аверинцева и С.Г. Бочарова. -М.: Искусство, 1979. СЛ 81-225.
151. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.-С.115-211.
152. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности.// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. М.: Искусство, 1979. - С. 7-180.219
153. Бабушкина C.B. Поэтическая онтология Марины Цветаевой ( 1926-1941г.г.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Урал.гос. ун-т. Екатеринбург, 1998.-20с.
154. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - С275-291.
155. Берковский H .Я. Мир, создаваемый литературой: Сб. ст. / [ Сост., авт. коммент. и библиогр. С.И. Тимина; Вст. ст. Г.А. Белой, С.И. Тиминой, C.5-44 ] М.: Сов. писатель, 1989. - 492, [ 2 ] с.
156. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Перепечатано с Синодального издания. СССР: Издание Министерского общества «Новая жизнь Советский союз», 1990. - 1339с.
157. Бочаров А. Две оттепели: вера и смятение Лит. панорама 60-х, 90-х годов . // Октябрь. 1991. - №6. - С. 186-193.
158. Бочаров С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М.: Сов. Россия, 1985. - 296с.
159. Брутян Г.А. Язык и картина мира // Философские науки. 1973. - №1. -С.108-117.
160. Быков Л.П., Подчиненов A.B., Снигирева Т.Л. Русская литература XX века: проблемы и имена: Книга для учителей и учащихся. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994. - 181 с.
161. Вильчек Л.Ш. Деревенская проза // Современная русская советская литература. В 2ч. 4.2. Темы. Проблемы. Стиль: Кн. для учителя / Г.А. Белая,220
162. А.Г. Бочаров и др.; Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. M.: Просвещение, 1987. - С.51-88.
163. Витгенштейн Л. Философские работы: ( 4.1 ) : Пер. с нем. . М.: Гнозис, 1994.-521с.
164. Волков A.A. Художественный мир Горького. / Сов. годы /-М.: Современник, 1978. 367с.
165. Воронцова Е.П. Лексико-семантические средства отражения картины мира: ( Исслед. пространств. врем, отношений ) // Сб. науч. тр. / Моск. пед. ин-т иностр. яз. - 1985. - Вып. 251. - С. 16-3 8.
166. Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. 1996. - Вып. 1. - С.316-323.
167. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века.- М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1994.-304с.
168. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики 1984: Сб. науч. трудов./Отв.ред. доктор филол. наук В.П.Григорьев. М.: Наука, 1988. - С.59-68.
169. Гастев A.A. Леонардо да Винчи. М.: Мол. гвардия, 1982. — 400с., илл. -(Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 9 (627)
170. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.-448с.
171. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира // Народы Азии и Африки -1967. №1. - С.77-92.
172. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством. М.: Раритет, 1997. - 680с.
173. Гессе Г. Избранное: Кнульп. Курортник. Степной волк: Пер. с нем. М.: Худож. лит., 1977. - 413с.: илл.221
174. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. -Л.: Сов. писатель, 1987. 400с.
175. Гиршман М.М. Художественная целостность и ритм литературного произведения // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия М.Л. Гаспарова.-М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. 336с.
176. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы: Монография.- М.: Сов. писатель, 1982. 367с.
177. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. -М.: Высш. шк., 1991. 159 1. с.
178. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В.Набокова ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Алтайск. гос. ун-т Барнаул, 1996. 22с.
179. Гудов В. Модификации диалогической поэтики в романном творчестве М.Горького 1899-1907 годов //XX век. Литература. Стиль/Отв.ред. Л.П.Быков. Екатеринбург: Изд-во Урал .ун-та, 1999. -Bbin.IV.-С. 190-194.
180. Гудов В., Мартюшева Т. Принцип "растворения" как формообразующее начало в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы (1900-1930).-Екатеринбург: УрГУ, 1996. Вып.2. С.108-115.
181. Егорьева Е. Мир Фазиля Искандера // Культура и жизнь. 1998. - №3. -С.36-38.
182. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2ч. Саранск: Мордов. ун-т, 1996. - 4.1.- 146с.
183. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. -392с., 1илл.222
184. Жолковский А.К.,Щеглов Ю.К. Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. -Эрмитаж, 1986. -С.279-308.
185. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст./ Предисл. M.JT. Гаспарова. - М.: АО Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344с.
186. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы.-М.,1965.
187. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415с. - (Мыслители XX века).
188. Кихней Л., Ткачева Н. Картина мира Анненского в философском контексте эпохи // Кихней Л., Ткачева Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания. М.: Диалог - МГУ, 1999. - С.8-50.
189. Коваленко А.Г. "Двоемирие" В.Набокова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Филология, журналистика. 1994. - №1. - с.93-100.
190. Краснощекова Е.А. Художественный мир Всеволода Иванова. М.: Сов. писатель, 1980.-351с.
191. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке.-М.: Наука, 1990. 107с.223
192. Кузнецова Т.Ф. Картина мира и образы культуры // Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие для студентов и аспирантов гум. специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. -С. 135-161.
193. Лейдерман Н.Л. "Пространство вечности" в динамике хронотопа//Русская литература XX века: направления и течения: Ежегодник. 1994г Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун., 1994. С.3-19.
194. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом: Рассказ в контексте времени: Лит. критика. // Новый мир. 1991. - №7. - С.240-257.
195. Ю.Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произ-ния: В 2 т.- М.: Педагогика, 1983. Т.2 С.251-261.
196. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Моск. ун-т, 1982.- 128с.
197. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература: Сборник. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд - ние, 1984. - 271 с.
198. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. 1968. - №8. - С.74-87.224
199. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Искусство, 1970. -384с.
200. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464с.
201. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - с.117-276.
202. Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука. - С.123-132.
203. Магировская О.В. К понятию "картина мира" // Теоретические проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Межвуз. сб. науч. тр. Красноярск: КГПУ, 1996. - С.84-90.
204. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. -319с.
205. Матвеева Ю.В. Художественное мышление Гайто Газданова: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Урал гос. ун-т. Екатеринбург, 1996.-20с.
206. Михайлов О.Н. Мироздание по Леониду Леонову: Личность и творчество: Очерк. М.: Сов. писатель, 1987. - 270 /2/с.
207. Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование: Сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького; Редкол.: И.Я. Лойфлан (отв. ред.) и др. . Свердловск: УрГУ, 1985. - 142с.225
208. Научная картина мира: Логико-гносеологический, аспект. Сб. науч. тр. / Ин-т философии АН УССР, Отв. ред. П.С. Дышлевый, B.C. Лукьянец . -Киев: Наук, думка, 1983. 270с.
209. Ростова А.Н. Языковая картина мира и языковое сознание // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Материалы международной научно-практической конференции: В 2т.-Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1998. Т.2. С.140-144.
210. Рубашкин А. Рожденные "оттепелью": О лит. процессе 1960-х г.г. . // Нева.-1991.-№2.-С. 164-168.
211. Руднев В.П. Экзистенциализм// Руднев В.П. Словарь культуры XX века. -М.: Аграф, 1997. С.370-373.
212. Саморукова И.В. Категория праздника в художественном мире Юрия Олеши: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1990. - 19с.
213. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения.-М.: МГУ, 1985. 232с.226
214. С верой в мировую гармонию: образная система романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Вест. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 1996. - №1. -С.95-113.
215. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1982. 155с.
216. Скурту Н.П. Искусство и картина мира / Отв. ред. Воробченко В.И.; Бэлу гос. пед. ин-т им. А.Руссо. Кишинев: Штица, 1990. - 84с.
217. Спивак П. Когда начиналось литературное сегодня? : К спорам о шестидесятничестве и о "Новом мире" времен Твардовского // Вопр. литературы. 1991. - №4. - С.3-35.
218. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д.Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334с.
219. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа "Прогресс" -"Культура", 1995. - 624с.
220. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. Часть 1. - М.: Радикс, 1993. - 208с.
221. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопр. типологии. Красноярск: Краснояр. ун-т, 1987. - 217с.
222. Федоров В.В. О природе поэтической реальности: Монография. -М.: Сов. писатель, 1984. 184с.227
223. Хализев В.Е. Мир произведения// Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. -М.: Высш. шк., 1999. С.157-226.
224. Холлидей Ф. Шекспир и его мир. Пер. с англ.; Предисловие Харитонова В. - М.: Радуга, 1986. - 168с.
225. Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. 2-е изд. - М.: Современник, 1978. - 477с.
226. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.-190с.
227. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских сказок)//Труды по знаковым системам. 10: Семиотика культуры/Отв. ред. А.Мальц. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1978,- С.65-85.
228. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. - №2. - С.58-70.
229. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. - 384с.
230. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М.: Наука, 1979. -312с.
231. Шатин Ю.В. «Палисандрия»: амплификация и экзегеза// Дискурс. 1998. -№5/6. - С.99-104.
232. Шатин Ю.В. Языковая диссимметрия и Винни-Пух// Дискурс. -1997. №3 /4. - С.21-26.
233. Шенделева Е.А. Образные средства языка и национальная картина мира // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты:228
234. Материалы международной научно-практической конференции. В 2т.-Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1998. -Т.2. С.236-239. 263.Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра.-Л.:
235. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Гнозис, 1994.-560с.
236. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 344с.
237. Яковлева Е.С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира //Вопросы языкознания. 1994. - №5. - С.34-49.
238. Gillespie D.C. History, Politics and the Russian peasant: Boris Mozhaev and Collectivisation of agriculture // Slavonic and East European Review, 1989, vol. 67,2.-p.p. 169-190.