автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Категория сущности и концепция единого, закономерного мирового процесса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория сущности и концепция единого, закономерного мирового процесса"
Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. М. Горького
На правах р у ко паси УДК 122/129
Ефимов Василий Николаевич
КАТЕГОРИЯ СУЩНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО, ЗАКОНОМЕРНОГО МИРОВОГО ПРОЦЕССА
09.00.01 — диалектика и теория познания
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Пермь — 1991
Работа выполнена на кафедра философии Пермского ордена Трудового Красного Знамени университета им. А.М.Горького
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В.В.Орлов.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук,профессор - В.А.Кайдалов кандидат философских наук.доценг Н.В.Панченко
Ведущая организация - кафедра философии Пермского фармацевтического института
Защита состоится -/У декабря 1991 г. в 15 час. на заседании специализированного совета К. 0635905 при Пермском государственном университете им.А.М.Горького / 614000, ГСП, Пермь, ул. Букирева 15, зал заседаний Ученого совета университета/.
С диссертацией южно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного университета
Автореферат разослан ноября 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент
О.А.Барг
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТИ
л.,,; ;
^с~ацц>уАктааяъность темн исодедования' Исследование одной из цент-ральяых категорий материалистической диалектики - категории сущности, приобретает исключительный интерес в связи с необходимостью фундаментализации философских исследований, интегративннми процессами современного естествознания, разработкой и реализацией новой концепции общества.
Коренная перестройка всех сфер общественной жизни закономерно обусловливает и необходимость концептуальной перестройки философских исследований. Одним из направлений реализации этой задачи является разработка конкретно-всеобщей концепции развития. Она предполагает переход от изучения развития "вообще" к анализу конкретных ступеней развития материи, на основе чего складывается представление о развитии как едином, закономерном мировом процессе. Изложение теории развития в ее конкретно-всеобщей форме позволяет выделить новое, отличное от традиционного направление углубления содержания категорий диалектики, в том числе и такой узловой, как сущность. Непосредственной основой такой переориентации исследований служит неоднократно высказывавшаяся В.И.Лениным идея о том, что категории диалектики суть отражение тех или иных сторон единого, закономерного мирового процесса. Данное принципиальное положение практически невостребовано в работах по исследованию категорий сущности и явления, а сама идея единого, закономерного мирового процесса является в настоящее время почти забытой.
Разработка проблемы сущности во взаимосвязи с представлениями о целостном мировом процессе дает возможность наиболее полно и глубоко интерпретировать те ее аспекты, которые практически остаются в тени при исследовании сущности и явления в их относительно самостоятельном виде. Это касается, прежде всего, вопросов о развитии и объективной многоуровневости сущности.
Актуальность разработки этих вопросов непосредственно обусловлена отказом от догматических представлений о сущности советского общества (сведением всего богатства его развития лишь к изменениям на уровне явлений, к количественным.формальным переменам, стремлением реформировать общество, ничего не меняя по существу), а такке интенсивным развитием современного естествознания, возникновением пограничных областей исследования,идеей гло-
да льного эвсшоци онизма.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время можно выделить три относительно самостоятельных направления исследования категорий сущности и явления, в ходе которого получены важные теоретические результаты.
Первое, наиболее крупное направление, связано с анализом широкого спектра вопросов, составляющих ключевое содержание диалек-тико-материалистической концепции сущности и явления. В работах Ю.А.Богданова, С.Г.Ыляхтенко, Н.К.Вахтомина, В.С.Никитченно, Л.П. Туркина, В.А.Звиглянича, В.В.Кизима, И.В.Огородника, В.А.Рыжко, Ю.Н.Гаврилюка, Г.Ы.Брагина и других исследованы различные стороны диалектической взаимосвязи сущности и явления (всеобщность, единство и противоположность, взаиыопереход и т.д.). Выявлены связи и различия этих категорий, выработан и обоснован целый ряд определений сущности и явления, обобщены взгляды классиков марксистской философии, касающиеся данных категорий. Разработаны такие вопросы, как взаимосвязь сущности и видимости, многоаспект-ность понимания явления, связь сущности и явления с практической деятельностью, дана критика немарксистских взглядов на эти категории. Хотя понятия сущности и явления анализируются в данных работах в единстве онтологического, логического и гносеологического аспектов, преимущественный акцент в исследованиях делается на два последних. В этой плоскости рассматривается узловая роль сущности и явления в познании, закономерности обнаружения и раскрытия сущности объектов, многопорядковость ее познания, значение данной пары'категорий для методологии современного естествознания, их место в построении научной теории, в соотношении чувственного и рационального, эмпирического и теоретического знаний, в выяснении специфики познавательного процесса в различных сферах действительности и т.д. Различные аспекты категорий, сущности и явления находят наиболее общее и концентрированное освещение в многочисленных комплексных трудах по материалистической диалектике (В.П.Тугаринов, Л.В.Воробьев, А.Е.Фурман, А.П.Шептулин, М.Н.Руткевич,
A.М.Миносян, Г.А.Давыдова, А.В.Боцаков и др.).
Второе направление связано с исследованием соотношения сущности и явления с другими категориями диалектики. Данный аспект затрагивается в работах ухе названных философов, однако свою специальную разработку он получает в исследованиях В.И.Шинкарука,
B.И.Болдырева, Л.П.Туркина, Э.И.Рогуленко, Т.Г.Бурциной и др.
Исследования категорий сущности и явления в соотношении с понятиями основания, закона, содержания и формы, количества и качества и др., выводят проблему сущности и явления за пределы ее узкого смысла и позволяют глубже вскрыть внутреннее содержание данных категорий, понять их болев сложную природу относительно целого ряда иных категорий диалектики.
Третье направление исследований связано с разработкой этих категорий как синтетических и системообразующих понятий. Сущность и явление выступают главными, содержательно наиболее богатыми сторонами действительности и моментами ее познания. Другие же категории характеризуют различные фрагменты этих сторон, их взаимосвязи между собой, а так яе отдельные ступени их познания. Благодаря этому, логика соотношения других категорий диалектики складывается в определенную систему. Предложено три основных варианта систематизации категорий на основе сущности и явления. В одном из них строго задаются категории (или атрибуты) явления и категории сущности (В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин, Д.А.Гущин) . В другом система категорий диалектики представлена фактически по "гегелевскому" типу: внутренние определения сущности, категории явления, сущности и существования, категории действительности и развивающейся целостности. Третий, вариант состоит в том, что в спектре диалектических отношений между категориями выделяется главенствующая направленность построения их в систему. Кто выступает движение познания от явления к сущности, в процессе которого развертываются все основные категории диалектики в их субординации между собой (Д.П.Широнанов, А.С.Кривов, В.А.Кириллов).
Общее состояние разработки категорий сущности и явления характеризуется, на наш взгляд, необходимостью перехода от сравнительно "выработанного" в своих основных чертах абстрактно-всеобщего уровня их исследования к конкретно-всеобщему. Первый связан с анализом сущности и явления "вообще", т.е. с исследованием основных сторон данных категорий безотносительно к конкретн'о-всеоб-щем теории развития.
Категория сущности, рассматриваемая в этом плане, остается в значительной мере изолированной от узловых концепций диалектического материализма - материи, развития и сознания (человека), объединяемых интегральной идеей "единого, закономерного мирового процесса "Ч
1 Ленин В:И. Полн.собр.соч. '1.20. С.Ь5.
В этой связи остается явно недостаточно разработанным вопрос о развитии сущности. Он решается преимущественно в плане исследования взаимодействия сущности о явлениал и отражением подвижности сущности в других категориях диалектики. При несомненной значимости этих аспектов диалектики сущности, главной стороной ее развития является изменение самой сущности. Данный момент еще не был предметом специального исследования и, как представляется, не мог быть проанализирован в развернутом виде вне концепции единого, закономерного мирового процесса.
Составной частью единого, закономерного мирового процесса выступает единый закономерный исторический, процесс. Достаточно крупный и чрезвычайно сложный отрезок исторического процесса исследован К.Марксом в "Капитале". Маркс реалярует в нем, в особой теоретической форме, диалектико-материалистическое понимание сущности и процесса ее развития. Этот малоисследованный "срез" взаимосвязи марксистской трактовки сущности и концепции мирового процесса нуждается в специальном анализе.
В исследованиях отдельных ученых содержится обстоятельный разбор взглядов на сущность в истории философии. Однако, остается не выделенной и практически не исследованной, проходящая- через большинство философских систем прошлого, глубинная связь решения проблемы сущности с различными представлениями о мировом процессе. Отсутствие сколько-нибудь значимого анализа взаимосвязи сущности и концепции единого, закономерного мирового процесса в современной философской науке и фактическая невостребованность ею этой концепции определяют тот удельный вес, который имеет историко-философская часть диссертационного исследования в раскрытии его темы.
Разработка категории с"'"чости в ее взаимосвязи с концепцией единого, закономерного мирового процесса, применительно ко всем аспектам данной проблемы является весьма обширной и сложной задачей, которая выходит за рамки одного исследования. Поэтому диссертация ограничивается анализом только некоторых проблем теории сущности, вытекающих из ее взаимосвязи с данной концепцией.
Цепь диссертация - исследование категории сущности на основе' концепции единого, закономерного мирового процесса и в этой связи решение проблема развития сущности. Для этого необходимо выяснить:
- основные взгляды на сущность, ее изменение и объективную многоуровневость, заключенные в историко-философских представлениях о мировом процессе;
- роль марксистской концепции единого, закономерного мирового процесса в формировании циаяектико-материалистической концепции сущности и решении проблем многоуровневости и развитии сущности;
- взгляды К.Маркса на многоуровневость и развитие сущности, содержащиеся в "Капитале";
- состояние разработки проблемы изменения и развития сущности в советский философской литературе;
- особенности процесса развития сущности.
Теоретическою и методологическую основу исследования составляют взгляды классиков мировой и марксистской философии на целостный мировой процесс и категорию сущности, исследования советских ученых по истории философии, проблеме сущности и явления, материалистической диалектике, концепции единого, закономерного мирового процесса.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в советской философской науке категория сущности исследована в контексте единого, закономерного мирового процесса (ЕЗМП). Показано, что наиболее принципиальные аспекты концепции сущности могут быть в достаточно полном виде разработаны и научно обоснованы только через анализ целостного мирового процесса.
Новой, еще не нашедшей отражения в отечественной литературе по сущности, является попытка развернутого анализа взглядов на проблему сущности и мирового процесса, содержащихся в основных философских системах прошлого: античная философия, материализм ХУД-ХУК вв., философия Гегеля. Установлено, что реализуемое в диссертации направление исследования сущности основано на глубоких историко-философских традициях. Основная трактовка данной категории была представлена во взглядах на наиболее глубокую природу мира и его развитие, образующих в конечном счете различные гипотезы мирового процесса. Поэтому исходные основания этих гипотез определяли особенности понимания сущности и ее развития.
В диссертации выдвинуто и обосновано представление о том, что конструктивная новизна марксистского учения о сущности органически связана с созданием научной концепции ЕЗШ и выражается прежде всего в разработке Марксом, Энгельсом и Лениным идей о многоуровневости и развитии сущности. Через концепции ЕЗШ категория сущности получает новое, диалекгико-материадиетическое содержание, аккумулируя в нем -два фундаментальных принципа: материальности мира и его развития.
Анализ основных компонентов концепции ЕЗШ позволяет выделить и исследовать три ключевых аспекта многоуровневости сущности. (I) Материальный мир имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из необходимой последовательности сущностей основных форм материи, образованной ЕЗЬШ. (2) Сущностное содержание как материи в целом, так и ее основных форм, явдяется диалектическим единством всеобщего (общего) и особенного уровней сущности. Характер взаимодействия этих уровней обнаруживается при анализе развития сущности. Особенный уровень сущности включает в себя как свое собственное, специфическое содержание, так и содержание всеобщего (общего) " уровня. Но сложность и активность данного уровня не выходят в целом за границы более общего уровня сущности. (3) В силу закономерности аккумулятивного развития, сущности основных форм материи ^имеют сложную интегральную структуру, образуемую посредством >включения в сущность основного, существенного содержания низлежа-щих форм материи.
Представления о многоуровневости сущности позволяют глубже ^донять ее внутреннюю природу и интерпретировать ее развитие в ко-¡1ннретно-всеобщем виде. Развитие сущности не есть простая смена сущностей, "угасание" одних и возникновение цругих. Этот процесс имеет сложный многоплановый характер. Анализируя марксистскую концепцию ЕЗШ, наиболее полно изложенную Энгельсом, диссертант обнаруживает, что основным способом развития сущности является закономерная смена содержания ее уровней,' в силу собственной активности сущности. С этих позиций рассматриваются такие стороны процесса развития сущности, как аккумуляция содержания, направленность, переход потенциального в актуальное и др.
В наиболее конкретном виде проблемы многоуровневости и развития сущности рассмотрены диссертантом на основе "Капитала". Обосновано , что в политэкономическом анализе сущности капиталистического производств^ Маркс реализует общефилософские представ-
пения о сложной, многоярусной структуре сущности. В диссертации рассматриваются наиболее узловые моменты развития сущности: ее генезис, основные фазы становления, ее самопротиворечивость, способ перехода от одного состояния в другое. Маркс сознательно применяет к исследованию капитала идею саморазвития сущности,дает ей диалектико-материалистическое обоснование.
В диссертации исследованы ключевые аспекты развития сущности, выяснение которых базируется на современных представлениях о ЕЗМП. Установлено, что преобразование всеобщей, сущности происходит через аккумуляцию в ее содержании основных результатов развития форм материи, что ведет к усилению ее субстанциальной природы. Раскрывая наиболее принципиальные особенности развития сущности основных форм материи диссертант обосновывает следующие идеи: (I) Данный процесс включает в себя детерминацию наиболее глубокой (общей) сущностью основной формы материи узловых этапов собственного развертывания. (2) Конкретные особенности этих этапов входят в сущность формы материи в качестве ее частного уровня. (3) Процесс развития сущности основной формы материи протекает в двух плоскостях: сущность внутренне дифференцируется, несет все больший элемент конкретности и многообразия, адекватный зрелости частного уровня, что одновременно ведет к обогащению содержания, росту сложности существенно-общего в форме материи. (4) Сущность основной формы материи: инициирует ее развитие; обусловливает в конечном счете переход от одной формы к другой; придает процессу развития формы материи интегральную направленность. В связи с этим в диссертации делается попытка выяснить,каким образом из сущностей физической, химической, биологической форм материи вытекает направленный характер их развития.
Анализируя гносеологический аспект категории сущности7дис-сертант устанавливает его глубинную связь с концепцией ЕЗШ. Диалоктико-материалистический вывод о познаваемости мира основывается на признании необходимой, закономерной природы человека относительно всего хода мирового процесса.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты могут быть голезными для дальнейшей разработке ряда фундаментальных философских проблем (материи, субстанций, всеобщей связи, развития, сущности чело- -века и др.). Предложенный подход к разработке категории сущности дает возможность выделить новую плоскость анализа содержания
других категорий диалектики и перевести их исследование на конкретно-всеобщий уровень.
Выдвинутые представления о развитии и многоуровневости сущности имеют важное теоретико-методологическое значение для решения общих вопросов физики, химии , биологии, социологии, а так же пограничных проблем, возникающих на стыках этих наук. Перестройка, как революционный процесс, представляет собой реализацию сущностных характеристик социализма1. В связи с этим предложенные идеи относительно развития сущности входят в число наиболее-общих теоретических оснований решения конкретных проблем перехода к новой модели общества. Проведенный в диссертации анализ многоуровневости сущности способствует преодолению эвристически малополезного взгляда на нее как на абстрактно-общее, "однодлоскосгное" образование (что избавляет от упрощенной и догматичной идеи абсолютно"чистой" сущности, которая воплотилась на практике в негативистском отношении к рынку, конкуренции, многообразию форм собственности, многопартийности и др.).
Результаты исследований могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории философии, общей и социальной философии.
Апробация работы .Результаты исследований были обсулсдены на областных отчетных научных конференциях (Пермь, 1985; Пермь, 1287; Пермь, 1988; Пермь, IS89; Пермь, IS90) , мешэузовский конференции молодых ученых (Пермь, 1988), на Всесоюзных конференциях Философского общества СССР (Пермь, IS35; Пермь, 1987; Пермь, 1988).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ PAEOÎiJ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, выясняется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
"''См.: Горбачев Ы.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. L1.: Политиздат, 1986. С.48.
В первой главе - "Категория сущности в домарксистской философии" - исследуются важнейшие особенности решения проблемы сущности в античной философии, материализме 3!УП-ХУШ вв. и в концепции мирового процесса Гегеля. Показано, что основная трактовка сущности складывается и развивается в масштабах целостного миропонимания. Это неизбежно вводит ее в исходный контекст тех или иных представлений о мировом процессе. Поэтому и разработка диалектики сущности осуществляется прежде всего в рамках этих представлений. В связи с этим анализируются взгляды мыслителей прошлого о подвижности, изменчивости и развитии сущности, о ее имманентной структуре, о роям категории сущности в построении гипотез мирового процесса.
В § I "Категория сущности в античной философии" показано, что особенности мировоззрения античных мыслителей связаны с расчленением действительности на внутреннюю и внешнюю стороны, переходом от чувственно- созерцательного объяснения мира к абстрактно-понятийному, поиском первоосновы мира и источников ее активноета. Поэтому центральный вопрос философии того периода принимает следующую форму: в чем сущность мира? Его разработка приводит постепенно.к становлению логической определенности сущности как понятия, отражающего всеобщую основу мира, главное, общее, устойчивое в вещах.
Решение вопроса о сущности мира с необходимостью ведет к объяснению происхождения из нее всего многообразия отдельных явлений, состовлиющих внешнюю сторону действительности. Поэтому исследование сущности органически включает проблему развития мирового целого - мирового процесса. В этой связи в диссертации анализируются различные представления античных мыслителей о мировом процессе. В рамках этих представлений получают интерпретацию наиболее общие стороны изменения (развития) сущности: сущность как процесс, как борьба противоположностей, единство устойчивости и изменчивости в сущности, сущность как несущая в себе свою противоположность и переходящая в нее, как единство возможности и действительности, изменение сущности как процесс разложения родов бытия на виды и др. В наиболее развернутом вице эта проблема решена Аристотелем, который представил развитие в качестве имманентного свойства сущности и построил на этом свое видение мирового процесса.
Более глубокие представления о развитии сущности связаны и с более совершенными идеями о строении сущностной основы бы.тия.
Поэтому параллельно о диалектикой сущности формулируются представления о ее многоуровневости. В диссертации выделяется и анализируется ряд аспектов этой проблемы: сущность как внутри себя нечто неоднородное, единственность и множественность сущностной основы бытия, сущности в большей или меньшей степени, родовые и видовые, первичные и вторичные сущности, отношения включения внутри сущностного мира и др.
В § 2 " Категория сущности в материализме ХУП-ДТБ вв'.' выяс-неная специфика представлений о сущности Бэкона, Декарта, Спинозы, Толанда и французских материалистов. Два императива мировоззрения того периода оказали, по мнению диссертанта, влияние на разработку воцроса о сущности: формирование представлений об абсолютной неизменности природы и, с другой стороны, - стремеление обяснить мир из него самого.
- ; -Укрепление идеи материального единства мира закономерно (для "того периода) привело ко взглядам на материю как на неизменную, "уже ставшую" сущность природы. Идея абсолютной неизменности наиболее общей сущности мира объединяет всех материалистов ХУП-ХУШ-вв. Как показано в диссертации, это обусловило бедные и -фрагментарные представления о мировом процессе.
— В то же время все материалисты ХУП-ХУШ вв. последовательно реализуют идею о том, что вопрос об активности материи не может быть рационально интерпретирован вне проблемы сущности, а последняя раскрывается через объяснение изменчивости действительности. Для объяснения феноменов гетерогенности - гомогенности материи и ее активности материалисты прибегают к различным теоретическим конструкциям сущностной сферы действительности: субстанция - сущность ( Декарт), субстанция - всеобщие атрибуты - бесконечные модусы (Спиноза), всеобщая сущность - различные по степени общности сущности явлений (Гольбах). Как показано в диссертации, циалектизация учения о сущности находилась в непосредственной связи с идеей .материальной субстанции как причины самой себя (Спиноза); признанием всеобщности движения (Толанц) и его интерпретация как изменения вообще (Гольбах); естественно-научными гипотезами космо-, био- и антропогенеза (Декарт, Гольбах, Гельвеций); признанием изменений на уровне сущностей отдельных явлений (Гольбах).
, § 3. "Категория сущности и гегелевская концепция закономерного мирового процесса." Неизбежным моментом метафизического ма-
териализма явилось отсутствие в нем теоретически ясного решения вопроса о появлении сознания. Эта принципиальная слабость материализма была по своему использована Гегелем. Он обосновал собственную концепцию сознания, положив его в основу объяснения сущности мира, ее развития и построив на этом целостную концепцию всего мирового процесса.
Реализация способности идеи как всеобщей сущности к самопознанию (что означает одновременно ее действительное развитие) дает всю систему абсолютного идеализма. Поэтому решение проблемы сущности и ее развития носит у Гегеля всеохватывающий характер и составляет главное содержание его концепции мирового процесса.
Учение о сущности,представленное в "Науке логики", выступает важнейшей, но составной частью более широкой концепции сущности, реализуемой Гегелем лишь через полное представление о едином мировом процессе.
В диссертации дается анализ всех ступеней становления идеи в фазе осознания ею себя как сущности, выявляются рациональные и слабые стороны этой части учения. Гегелю удалось разработать в ней ряд ценнейших элементов диалектики сущности, главным из которых является его трактовка противоречия. Исследуя противоречие на первоначальной стадии становления сущности (в себе сущей сущности) , Гегель фактически проводит идею о том, что главное в сущности - ее способность к саморазвитию. Наиболее полная экспликация категории сущности достигается через анализ всего процесса ее саморазвития. Оно является стержнем выведения Гегелем наиболее узловых категорий диалектики, каждая из которых генетически и актуально связана с сущностью. Выступая категориями сущности, они выражают лишь одну из ее определенном ей. Поэтому можно предположить, что каждый шаг развития сущности связан с изменением всех ее "параметров" (формы, явления, необходимости, субстанциальности, причинности и др.).
Как показано в диссертации, в завершенном виде концепция мирового процесса представлена через единую, но иерархическую, многоуровневую сущность: логика - природа - дух. Диссертант исследует основные элементы этой концепции, которые сводятся к следующему: исходя из единства всеобщей сущности, Гегель утверждает идею о единство ее развития; мировой процесс детеминируется всеобщей, необходимостью развития, имманентно присущей абсолютной сущности; ее саморазвертывание есть процесс восхождения от низших
своих состояний к высшим и имеет аккумулятивный характер; высшей ступенью мирового процесса является человек, возникающий закономерно по отношению ко всеобщей сущности.
Основное отличительное "свойство" развития сущности выражается в ее способности самопроизвольно изменяться в самой себе, переходить от себя в свое другое (Ьпосредование себя в самой себе самой собой ", "само-себя-полаганцее и внутри-себя-живущее"). В этом диалектическом процессе сущность внутренне обогащается, аккумулируется предшествующее содержание, порождает новое особенное и индивидуальное в себе и др.
В то же время категория сущности подверглась у Гегеля законченной идеалистической мистификации, что породило и явные изъяны в трактовке проблемы ее развития. В обобщенном виде это выразилось в "тайне спекулятивной конструкции". Выделенные в работе коренные недостатки решения вопроса о развитии сущности, оказываются принципиально неустанимыми в рамках' объективно-идеалистической концепции мирового процесса. Поэтому дальнейшая разработка этого вопроса связана с созданием диалектико-материалиотической концепции мирового процесса.
Во второй главе - "Категория сущности и марксистская концепция единого, закономерного мирового процесса" рассматривается крупный и еще малоисследованный "срез" диалектики сущности, заключенный в "Капитале" и марксистской концепции ЕЗМП, раскрываются основные идеи современной концепции ЕЗШ, анализируется разработка вопроса о развитии сущности в советской философской литературе, выясняются ключевые особенности развития сущности, вытекающие из современных представлений о ЕЗШ.
В § I "Категория сущности в "Капитале" К.Маркса" выяснены основные направления разработки данной проблемы в советской философской литературе Ш.М.Розенталь, П.ЛЛелышева, Н.Н.Алексеев, А.А. Сорокин, В.А.Вазюлин и цр.). Показано, что проблемы объективной многоуровневости сущности и ее развития но получили еще заметной разработки, хотя являются неотъемлемой составной частью общей ди-алектико-материалистической трактовки сущности Ларисой, сознательно реализованной в "Капитале".
Диссертант анализирует общий ход цвш.сепил мысли ыаркса л "Капитале". Стоимость выступает экономической сущностью товара взятого в его относительной самостоятельности (т.о. независимо от способа производства). В случае, копи' товар яш/и-тся (шлорхпо-
стью бытия капитала, стоимость сохраняет общую определенность -быть его сущностью. Сущность капитала не теряет "свойства" быть стоимостью, хотя последняя выражает ее абстрактно и поэтому представляет лишь общий уровень сущности. Последующий анализ, связанный с исследованием труда в его особой капиталистической форме и открытием прибавочной стоимости, выявляет специфику сущности капитала и тем самым снимает ее абстрактность. Стоимость и прибавочная стоимость выступают двумя различными уровнями одной и той же сущности. Прибавочная стоимость включает в себя содержание общего уровня (не исчерпывая его содержание) и подчиняет его так, что сам характер стоимости при капитализме претерпевает коренные изменения. Далее, Марксом конкретизируется внутреннее содержание самой прибавочной стоимости: ее абсолютная или относительная форма. Они индивидуализируют сущность и выступают ее более частным уровнем. 3 итоге у Маркса представлена единая, но внутренне различная, многоуровневая сущность.
3 диссертации установлено, что основной способ развития сущности заключается в изменении содержания ее уровней. Так, переход от производства прибавочной стоимости в ее абсолютной форме к относительной протекает в сфере сущности и обуславливает ее изменение в целом. С одной стороны, сущность остается той же самой (ибо не утрачивает определенности "быть производством прибавочной стоимости"), а с другой,- существенно меняется (ибо становится иным .само "качество" производства прибавочной стоимости). Сущность движется от одного к своему другому.
В метаморфозах, происходящих с самим характером труда при капитализме, и, прежде всего, с абстрактным трудом как субстанцией стоимости, заключен, на взгляд диссертанта, характерный момент генезиса всякой новой сущности: предельно абстрактная сторона новой сущности формируется в рамках предшествующей ступени как один из ее существенных моментов. В дальнейшем происходит его превращение в наиболее общий уровень сущности новой ступени развития. В диссертации показано, что при анализе Марксом противоречий всеобщей формулы капитала им ставится общадиаяехтический парадокс возникновения, который решается Марксом на основе идеи саморазвития сущ.чости. В последней вообще реализуется концентрированное понимание сущности капитала (самодвижущая, самовозрастающая стоимость) , что особенно четко представлено ¡.¡арксом при исследовании расширенного воспроизводства.
В работе рассмотрен вопрос об этапах становления сущности; выделены принципиальные различия во взглядах на сущность Маркса и Гегеля; показана систематизирующая роль сущности в дедуцировании Марксом основных политэкономических понятии и др.
В § 2 "Марксистская концепция единого, закономерного мирового процесса и проблема сущности" отмечается, что наиболее принципиальные стороны научного понимания сущности складываются в марксизме не только в явном, непосредственном виде, но и в контексте решения ими ключевых вопросов научного мировоззрения. К числу важнейших, итоговых идей диалектического материализма относится концепция ЕЗШ. В ней получают наиболее глубокую разработку и диа-лектико- материалистическое обоснование проблемы развития сущности и ее многоуровневости в их диалектической взаимосвязи между собой.
В интерпретации Энгельса мировой процесс - это бесконечная последовательнооть форм материи, порождаемых ею в "силу самой своей природы". Закономерный характер развития материи реализуется прежде всего в закономерной последовательности основных форм материи,(физической, химической, биологической, социальной), которые выступают узловыми ступенями ЕЗШ. Его вершиной является человек, в котором материя приходит к "осознанию самой себя".
Как показано в диссертации, категория сущности получает разработку,^ концепции ЕЗШ в особом, имплицитном вице через решение вопроса о сущности материи. С этих позиций проблема многоуровневости сущности имеет ряд аспектов. Являясь субстанцией, материя порождает последовательность основных своих форм, каждая из которых обладает специфической сущностью, выражанцей уровень сложности материи. Поэтому материальный мир предстает не в виде "плоской", а в виде иерархической сущностной структуры, образованной различными по своей сложности и месту в мировом процессе сущностями,
Сущность каждой из узловых ступеней материи может быть представлена как единство двух объективных уровней : всеобщего и особенного. Последний заключает в себе основное своеобразие формы материи, которое не логлащается существенно-всеобщим и обладает по отношению к нему существенной значимостью. Как обосновано в диссертации, данный аспект многоуровневости сущности принципиально отличает ее научную трактовку от домарксистской и выступает важнейшим теоретическим основанием различия абстрактно- всеобще-
го и конкретно-всеобщего понимания материи и ее развития.
По Энгельсу, одной из сторон ЕЗШ выступает аккумулятивный характер развития. Ба основе этого установлено, что особенный уровень сущности материи сам оказывается внутри себя сложным, многоуровневым образованием. Сущность каждой из основных форм материи включает в себя в снятом виде сущности низлежащих форм, которые в этом "включенном качестве" не теряют своей специфики. В связи с этим диссертант анализирует закономерности соотношения высших и низших сущностей, фактически обнаруженные Энгельсом.
Развитие сущности, представленное в масштабах ЕЗШ, складывается из целого комплекса сторон. Переход от одной основной форды материи к другой выглядит как последовательное изменение содержания особенного уровня сущности материи. В силу "сквозной" взаимосвязи между ним и всеобщим уровнем сущности это обусловливает трансформацию всей сущности в целом, ее обогащение внутри себя. Введя идею объективной направленности мирового процесса, классики марксизма наполнили ее конкретным содержанием. Развитие происходит не просто от "низшего вообще" к "высшему вообще", а от одних основных форм к другим. Поэтому развитие сущности имеет общую, магистральную направленность, выражающуюся в последовательности сущностей основных форм материи. Локальной областью данного процесса является направленность изменений в пределах сущности каждой из основных форм. Как установлено в диссертации, Энгельсом высказывается ряд идей, лозволявдих выявить и такую черту диалектики сущности, как ее способность определять этапы собственного развития, нести их в себе в "свернутом" виде. Они актуализируются при наличии благоприятных условий, так же детерминируемых в конечном счете сущностью.
В § 3 "Проблема развития сущности в современной советской философской -литературе" выделен и исследован ряд философских проблем, в которых прямо или опосредовано решается вопрос о развитии сущности. Установлено, что традиционно данный вопрос разрабатывается через исследование взаимосвязи сущности с явлением и изменений в сфере явлений (Ю.А.Богданов, В.С.Никитченко, А.Е.Фурман). Однако, данная сторона диалектики сущности не является главной, так как основное место в развитии сущности составляют ее собственные имманентные изменения. Пытаясь отразить их, 'Некоторые философы (В.И.Шинкарук, А.П.Шептулин) вводят категории основы и природы (сущность изменилась - основа (природа) осталась той же),
что не решает, по мнению диссертанта, проблемы диалектического синтеза самотождественности сущности с ее развитием.
Классифицируя категории диалектики на основе сущности и явления, отдельные ученые (В.В.Ильин, В.П.Бранский и др.) относят развитие к атрибутам явления (хотя противоречие отнесено к атрибутам сущности), что диссертант считает весьма спорным. С этих; позиций фактически снимается общепринятая в диалектике идея саморазвития материи, ибо ее сущностная сторона лишена развития. Нельзя оторвать противоречие от его становления, развертывания, что уже и есть самодвижение, самодетерминация сущности.
Под иным углом зрения проблема развития сущности отражена в дискуссии о соотношении понятий движения и развития. Ряд философов (С.Г.Мелюхин, Е.Ф.Молевич) решают этот вопрос в "пользу их родо-видовой подчиненности, что, на взгляд диссертанта, ведет, в конечном итоге, к отрицанию способности сущности к саморазвитию (а следовательно, и всеобщности диалектического противоречия).
Специфической реализацией взглядов на развитие сущности являются определения данной категории. Анализируя их, диссертант приходит к выводу о том, что большинство определений, обладая несомненной. научной значимостью, имеют недостатки: дефиниция сущности через противопоставление явлению ведет к некоему прочному кругу; сущность богаче, сложнее тех категорий, с помощью которых она определяется; традиционные дефиниции данной категории отражают фактически статичную сущность. По мнению диссертанта, наиболее адекватным методом экспликации сущности является не вербальный, а эффективный, требующий выделения изначального, синтетического "свойства" ("признака") сущности. Таковым, на взгляд диссертанта, выступает способность сущности к изменению в самой себе. Эта определенность выражает субстанциальную природу сущности. Она не может быть логически раскрыта, минуя категорию субстанции (Д.И. Широканов, С.С.Батенин) и вне рефлексии наиболее важных сторон ее внутреннего саморазвития.
Вопрос об особенностях имманентного самоизмонения сущности не получил еще'сколь -либо развернутого решения, что в частности выражается в неисслецованности одной из основных проблем -развития сущности: каким образом она будучи наиболее стабильным, устойчивым в явлении, и то же ирешя Мо1мсиютсн» ь но совсем ■ ■ аутентичном виде данное противоречие заЛи-;сир>нлл>> отцолъшд-и учеными (С.С.Батенин) через прелому аптаномичимсти уето^илостп
и изменчивости сущности.
Одну из главных причин недостаточной разработки поставленной проблемы, диссертант вицит в утвердившихся представлениях о ней как об одноуровневом ("одноплоскостном") образовании. В абсолютном большинстве работ сущность трактуется'как общее в явлениях, что выражает, по мнению диссертанта, лишь абстрактную, себетождественнуга и неизменную ветчину (ибо из сущности исключен элемент отличности от самой себя).
Согласно проводимой в диссертации точке зрения, сущность выступает одновременным диалектическим единством существенно-общего и существенно-особенного в вещах. Сущность объединяет, связывает определенное множество явлений и, в то же время, отличает, индивидуализирует их, выступая конкретнымтожд еством.
В §. 4 ."Современная концепция единого, закономерного мирового процесса"• показано, что в советской философской литературе концепция ЕЗШ на получила широкого распространения и разрабатывалась лишь отдельными учеными. В то же время в философской литературе можно выделить четыре крупных направления, в которых фактически отражены различные аспекты ЕЗШ: разработка проблем материального единства мира; субстанции; классификации форм материи и движения; социального прогресса.
В своем непосредственном виде концепция единого, закономерного мирового процесса разрабатывалась В.В.Орловым, Т.С.Васильевой, Н.Б.Оконской, Е.Т.Фадеевым, А.Н.Кобловым, Н.В.Панченко и др. Предложенная трактовка мирового процесса сводится к следующему. Концепция ЕЗШ образует развернутый теоретический синтез трех узловых концепций диалектического материализма - материи, развития и человека. Материальное единство мира выражается в его процессуальном единстве - единстве мирового процесса развития. Ключевое место в концепции занимает понятие формы материи. Многообразие последних сводится н основным, комплексным и частным. Закономерная последовательность основных форм материи образует магистральную линию развития, на которой осуществляются наиболее глубокие и радикальные изменения. Магистральная ветвь развития материи ¿гевозможна без подчиненного ей развития низшего, включенного в состав высшего и линии развития низшего ре включенного в высшее. В основе необходимой "цепочечной" связи между основными формами материи, лежит всеобщая закономерность развития от низшего к высшему. Построение теории развития на базе представлений о не-
обходимой последовательности основных форм, детерминируемой всеобщей закономерностью развития, придает этой теории конкретно-всеобщий характер. Ее существенным элементом выступают закономерности соотношения высших и низших форм.
В § 5 "Проблема развития сущности и современная концепция единого, закономерного мирового процесса" диссертант исследует те ключевые аспекты развития 'сущности, которые могут быть выяснены на основе современных представлений о мировом процессе.
Как установлено, всеобщая материальная сущность включает в себя элемент существенно-особенного (специфическую сущность каждой из основных форм материи). В силу этого, преобразование всеобщей сущности происходит через аккумуляцию в ее содержании основных результатов развития форм материи. В сущности более высокой формы материи природа всей материи представлена в более развит™ виде, чем в предшествующей. Поэтому и каждая основная форма материи воспроизводится на новой более совершенной всеобщей основе, чем предыдущая.
Процесс развития всеобщей сущности выражается в усилении суб-станциализации материи. Наиболее отчетливо это проявляется в усложнении способа существования материи и росте качественного многообразия ее носителей при переходе от одних основных форм к другим. В зависимости от масштабов преобразований, развертывание всеобщей материальной сущности совершается в двух плоскостях. Во-первых, появление принципиально новых основных форм материи, характеризующие фазовые сдвиги в ходе мирового прогресса. Во-вторых, развитие сущности каждой из основных форм в ее собственных пределах.
Представляя особенный уровень по отношению к наиболее глубокой природе материи, сущность каждой из ее основных форм сама выступает как некоторая общая сущность. Но являясь по природе общим, эта сущность включает в себя элемент частного, специфического. Содержание последнего составляет сущность наиболее крупных этапов эволюции основной формы материи. Например, для химического такими этапами являются переходы от атома до молекулы, от молекулы до полимора и их комплексов, и, наконец, от последних до организма. Развитие сущности основной формы материи не может бить изолировано от особенностей узловых фаз ее развития. Поэтому последние должны рассматриваться в качество частного уровня сущности формы материи. Вне такого представления о сущности нельзя,
по мнению диссертанта, понять ни собственное развитие основной формы материи, ни ее переход к более высокой форме.
Развитие сущности основной формы материи является двуединым процессом: он протекает одновременно как в рамках общего, так и в рамках -частного уровней сущности. Саморазличаясь, она переходит от сущности с одним содержанием частного уровня к ней самой, но уже с другим содержанием данного уровня. Сущность, таким образом, внутренне дифференцируется, несет все больший элемент конкретности и многообразия, адекватный зрелости частного уровня сущности. Но эти преобразования означают одновременно и обогащение содержания, рост сложности существенно-общего в форме материи. Наиболее явно процесс внутреннего саморазвития сущности обнаруживается в изменении субстратной и функциональной сторон основной формы материи при переходе от одного ее узлового этапа к другому. Так, наиболее "элементарным" носителем жизни выступает организм, особь. Сущность жизни заключается в тенденции к самосохранению живых организмов, поэтому ступени ее развертывания связаны с усложнением материальных носителей жизни (т.е. с их большей способностью к самосохранению) и с более развитыми средствами реализации тенденции к самосохранению. Чем выше сущность жизни, тем больше независимость организмов от среды обитания, шире ареал существования, богаче эволюционные возможности и др.
Характерной особенностью развития сущности является то, что в перспективе этот процесс приводит к своеобразному возвышению частного уровня сущности до степени общего, т.е. появлению такого существенно-частного в котором предельно репрезентативно выражена природа общей сущности (появление надмолекулярного комплекса в химическом, вида Нот О аа^непз в биологическом).
Развитие сущности основной формы материи занимает место главного опосредующего звена между единым, закономерным мировым процессом в целом и изменениями сущностей отдельных явлений действительности (которые относятся , в конечном счете, к той или иной основной форме материи).
Процесс развития сущности позволяет глубже понять объективную логику соотношения общего и частного уровней. Частный уровень включает в себя содержание как общего, так и свое собственное. Он детерминирует такие проявления, которые из общей сущности непосредственно не вытекают. Но сложность и активность частного уровня не выходят в целом за рамки общего уровня и в этом смы-
еле они могут быть представлены как экстенсивные. Каждая из ступеней развития формы материи не исчерпывает ее общей сущности, она оказывается сложнее содержания любого из состояний частного уровня. В каждом из них содержание общей сущности представлено не только в актуальном, но и в потенциальном виде. Наряду с детерминацией общим уровнем сущности - основных этапов развития основной формы материи, это обуславливает, что сложность общего уровня может быть охарактиризована как интенсивная.
Переход от одних форм материи к другим инициируется в конечном счете их сущностью. Смешение вопроса о необходимой связи основных форм материи, взятых в их существенном содержании и вопроса о проявлении этой связи, привело отдельных ученых фактически к признанию ведущим фактором эволюции случайности, что вступает, по мнению диссертанта, в противоречие с идеями материального единства мира и материи как субстанции.
В диссертации обосновано, что признание противоречия в самой сущности формы материи в качестве основного источника ее развития, неизбежно ведет к признанию детерминации сущностью направленности этого процесса. В связи с этим диссертант рассматривает конкретные особенности сущностей основных форм материи, которые по его мнению, обусловливают направленный характер их развития.
Анализируя проблему познаваемости сущности, диссертант приходит к выводу о ее органической зависимости от признания закономерного по отношению ко всеобщей сущности материи появления человека .
В заключении подводятся основные результаты исследования, делаются некоторые выводы и определяются направления дальнейшей разработки темы.
Основное содержание диссертации опубликовано в работах:
1. Категория сущности и принцип развития //Актуальные проблемы развитого социализма и общественные науки. Пермь, 1905. -С. 175-177.
2. Категория сущности и понятие развития //Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. Понятие развития. - Пермь, 1985. - С.147-150.
3. Категории "сущность" и "явление" //Актуальные проблемы ускорения социально-экономического развития общества. - Пермь, 1986. - С.140-142.
■ 4. Категория сущности и понятие развития //Понятие развития и
актуальные проблемы теории социального прогресса.- Пермь, 1987.
5. Гносеологический, аспект сущности и концепция единого, закономерного мирового процесса //Областная отчетная научная конференция. - Перль, 1988. - С.81-83.
6. Проблема сущности и концепции единого, закономерного мирового процесса //Концепция единого, закономерного мирового процесса и современность. - Пермь, 1989. - С.56-62.
7. Проблема объективной многоуровневости сущности в марксистской концепции единого, закономерного мирового процесса //Областная отчетная конференция. - Пермь, 1989. - С.103-104.
8. Дефиниция сущности и идея развития //Областная научная отчетная конференция. - Пермь, 1990. - С.38-40.
С.64-70.
Ефимов Василий Николаевич
КАТЕГОРИЯ СУЩНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО, ЗАКОН ОМЕЯКГО МИРОВОГО ПРОЦЕССА
09.00.01 - диалектика и теория познания
К печати II.II.91 г.
Формат бум. 60x84 1/16 Тираж 100 экз.
Объем: 1,25 печ.л. Зек.1060
Типография ПВВКИУ