автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Лубашова, Наталия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Автореферат по культурологии на тему 'Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен"

Тсч'

РТЙ Ой

. - мл «»

На правах рукописи

Лубашова Наталия Ивановна

Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен

Специальность: 24.00.02 -историческая культурология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

и..

Краснодар

1998 г.

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарской государственной академии культуры и искусств.

Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент

Н.Г. Денисов

Официальные оппоненты доктор исторических наук, профессор

ТА. Кудрина доктор философских наук, профессор

Б.С. Солодкий

Ведущая организация Московский государственный

университет культуры, кафедра

теории культуры, этики и эстетики

Защита состоится «09» июня 199«? г. в 14-оо часов на заседании Диссертационного совета К 092.24.01 при Краснодарской государственной академии культуры и искусств на присуждение ученой степени кандидате наук, по адресу: 350072, г.Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, ауд. 16.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КГАКИ (ул. 40-летия Победы, 33).

Автореферат разослан « & » ЛссуЛ^- 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного сов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современное состояние российского общества характеризуется изменением сущностных и содержательных сторон всех :фер жизни. В 90-е годы произошла смена мировоззренческих установок, изменились взгляды на экономические, социальные и духовные основы общества. Во всех сферах духовной жизни идет эсмысление прошлого опыта и создание "синтетического образа мира". Этим можно объяснить активизацию научного поиска в эбласти истории и теории отечественной культуры XX столетия. Эдной из содержательных сторон духовной жизни общества и творческого отражения реальности выступает киноискусство, ана-тизу историко-культурного наследия и влиянию которого на культурное развитие региона посвящено настоящее исследование.

Актуальность исследования обусловлена прежде всего общественной потребностью выработать оптимальные пути выхода 13 современной социокультурной ситуации, отличающейся особой ¡ложностью. Киноискусство и средства кинематографа по своим юзможностям воздействия на человека и всю совокупность его взглядов занимают особое место. Кино обладает интегративным сарактером влияния на мировоззренческие установки человека и ;го ценностные ориентации. Поэтому анализ влияния средств ки-1ематографии на развитие культуры, изучение кинематографа как юциокультурного феномена, играющего значительную роль в :тановлении культуры общества и региона, представляется весьма 1ктуальным.

История и социология культуры последних десятилетий :афиксировали устойчивый интерес практически всех социальных :лоев и групп российского общества к художественному, документальному и историческому кино. В 90-е годы произошла смена штереса к содержательной стороне кино и сформированная ранее

потребность не находит адекватного удовлетворения, что февато деформациями ценностной парадигмы общества. Прогрессирующее развитие аудиовизуальных средств информации буквально давлеет над сознанием зрителей и слушателей. Предпринятое диссертационное исследование отвечает на часть вопросов, связанных с формированием условий удовлетворения реальных и потенциальных потребностей региона в сфере кинокультуры. Вместе с тем историко-культурное наследие кинематографа, отличающегося специфической художественно-эстетической природой, пока еще изучено слабо, а на региональном уровне не с^ало предметом специального культурологического анализа.

Наконец, актуализирует данное диссертационное исследование обращение к отечественному кинематографу как серьезному дидактическому компоненту образования и воспитания человека. Несмотря на имеющийся опыт использования средств киноискусства в школьном и вузовском образовании, в просвещении и куль-турно-досуговой деятельности, место киноискусства и анализ его влияния на региональную культуру изучены недостаточно.

Актуальность отмеченных проблем, их теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная их изученность определили выбор темы и содержание диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы и источники исследования. Кино и кинокультура в работах исследователей рассматриваются как феномен, имеющий общественное и культурное значение в развитии современного общества XX века. Определению места культуры в общественной жизни и развитии всех сфер жизни общества посвящены фундаментальные философские и социологические исследования русской (Н. Бердяев, В. Вернадский, Л. Гумилев, Л. Лосев, П. Милюков, Н. Рерих, В. Соловьев, П. Сорокин, С. Франк и др.), советской (А. Арнольдов, С. Иконникова, М. Каган, Д. Лихачев, Ю. Лотман, Э. Орлова, Э. Соколов,

М. Тихомиров и др.) и современной (В. Библер, П. Гуревич, Г. Драч, М. Зезина, И. Ильин, Э. Ильенков, Б. Ерасов, В. Межуев, Б. Сорочкин и др.) культуроло1 ических школ.

Роль и значение кинематографа в повышении общей культуры человека рассмотрены в киноведческих и искусствоведческих работах таких авторов как Б. Балаш, М. Левидов, А. Топорков, С, Эйзенштейн и других, которые подробно анализируют роль кине-матогр афа в просветительстве. Их фундаментальные труды по становлению и развитию кинематографа показывают его значение в общественном развитии, разрабатывают выразительные средства и направлены на совершенствование киноисскусства в целом.

Противоречивость развития советского киноискусства и кинодела в целом анализируют отечественные кинокритики: Л. Анинский, Э. Арнольди, В. Баскаков, М. Блейман, С. Гинзбург, И. Гращенкпва, И. Долинский, В. Каверин, Л. Кулешов, В. Шкловский и другие. В их работах в основном анализируются содержание, выразительность средств киноискусства и, что очень важно для настоящего исследования, отношение зрителей к отечественной и зарубежной кинопродукции.

Общую картину развтия культуры региона в различных аспектах и отдельные стороны культурной жизни представляют работы известных в крае исследователей культуры городов и сел Кубани.1

Богатый фактически" материал из истории становления и развития отечественной кинопедагогики отражен в публикациях

1Мачаенков А.И. Горизонты культуры кубанского села.-Краснодар, 1975; Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц.-Краснодар, 1989; Горлова И.И. и др. Очерки истории культуры кубанского с^па.-Краснодар, 1991; Лях В.И. Просвещение и куга.тура в истории кубанской станицы.-Краснодир, 1997 и др.

О. Баранова, С. Кура, 3. Малоболоцкой, А. Манделл, Ю. Рабиновича, Л. Раудсеппа и др.

Такие авторы, как И. Вайсфельд, И. Гращенкова, Ю. Или-нич, Д. Лихачев, И. Левшина, Ю. Макеева, Л. Марков, И. Потапов, С. Соколова, Т. Суминова, Т. Тюкалова, Н. Фенова и др. в своих работах в той или иной степени анализировали отдельные стороны кино как вида искусства, использование возможностей кино в воспитательной и образовательной деятельности, что в некоторой степени касается проблематики настоящего исследования. 1

В конце 80-х - начале 90-х годов появились работы Д. Лихачева, Ю. Лотмана, А. Голованова, Д. Дондурея, В. Дубицкой, М. Зака, Н. Зоркой, Э. Лындиной, Н. Клейман, И. Петрова и др.2,

1 Вайсфельд Н.В. Кино как вид искусства. - М., 1983.; Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. - М., 1983.; Илинич Ю.Б. Идейно-эстетическое развитие личности средствами кино. - М., 1987.; Лихачев Д.С. Поэзия преображения: Кино и зритель // Искусство кино. - 1986. - № 9. - с 84.; Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино. - М., 1975.; Макеева Ю.Б. Совершенствование эстетического воспитания средствами кино в клубных учреждениях. - М., 1981.; Марков Л.Р. Организационно-педагогические условия киноискусства в процессе трудового воспитания молодежи в клубном учреждении. - М., 1983.; Потапов И.В. Педагогические условия активизации работы клубов по воспитанию эстетических вкусов жителей села средствами киноискусства. - М., 1985.; Соколова С.О. Формирование элементов эстетического восприятия (на материалах киноискусства). -М., 1971.; Суминова Т.Н. Персональная документография киноискусства: теоретико-методические основания и тенденция развития. - М., 1996.; Тюкалова Т.В. Телевидение в системе искусства и массовой коммуникации. - М., 1971.; Фенова Н.М. Пути повышения эффективности эстетического воспитания молодежи в любительской киностудии при клубном учреждении. - М., 1978.

2 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1988.; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.; Голованов А., Лындина Э. В одном отдельно взятом российском регионе... Кинематограф 90-х // Искусство кино. - 1991. - № 4.; Зак М. Кинематограф как утопия // Культура. -1997. - март.; Зоркая Н. Советский кинотеатр, или что там было на са-

в которых с различных точек зрения современной российской действительности анализировались проблемы кинематографа, его место в российской культуре.

Представляют интерес статьи и публикации В. Антоновой, С. Бондарчука, И. Вайсфельда, С. Гинзбурга, И. Левшиной, К. Парамоновой, Л. Рондели и др.1, в которых затрагиваются проблемы «кино и дети», эстетического и нравственного воспитания средствами киноискусства.

Истории становления и проблемам развития российского, в том числе - регионального кинолюбительства посвящены работы Ю. Белоусова, Д. Булышкина, Л. Гудковой, Н. Крючечникова, Н. Кудряшова, М. Маршака, И. Потапова, Я. Толчана и др.2 Эти публикации рассматривают отдельные этапы киноклубного любительского движения в стране в 50-70-е гг. и носят характер журналистского обзора, только обозначая намечающиеся тенденции и проблемы кинолюбительства, просветительства и работы кинолекториев.

Определенный интерес представляют социологические ис-

мом деле в прошлые годы // Искусство кино. - 1995. - № 11; Клейман Н.И. История кино как история культуры и как история гаодей // Киноведческие записки. - 1990. Вып. 8.; Петров И.Ю. Историческое и мифологическое в кинопроцессе// Киноведческие записки. - 1992. - № 15.

1 Ануфриков П.И. Клуб, кино и фантазия. - Новосибирск. 1990,; Антонова В.А. Кино - юным. - М., 1985.; Бондарчук С.Ф. Воспитание правдой. - М., 1961.; Левшина И.С. Любите ли Вы кино? - М., 1978.; Парамонова К. В зрительном зале - дети. - М., 1967.; Рондели Л.Д. «Киномешо» школьников // Социологические исследования. - 1995. - № 3. - С. 92-94.

2 Белоусов Ю.А. Новаторство и традиции кинолюбительского движения в СССР. - М., 1989.; Булышкин Д.Я. Снимает кинолюбитель. - М., 1989.; Гудкова Л.И. Мы - кинолюбители. - М., 1980.; Крючечников Н.В. Сценарий любительского фильма. - М., 1981.; Кудряшов H.H. Справочник кинолюбителя. - М., 1975.; Маршак М.И. Сценарное мастерство кинолюбителя. - М., 1975.; Потапов И.В. Есть в станице киностудия. -Краснодар, 1981.; Толчан Я. Кинолюбители - кто они такие? - М., 1982.

следования, затрагивающие зрительские предпочтения и изменения в оценках кинематографа, полученные в результате выборочных опросов общественного мнения. В исследовании учтены и изыскания отечественных ученых-социологов Э.Баллера, Л.Ионина, Л.Когана, А.Моля, А.Хагурова и др., достижения которых в области социологии и культуры высоко оцениваются мировой научной общественностью.

Статьи отечественных социологов последнего времени А. Богданова, Д. Дондурея, М. Жабского, Г. Кочегаровой, И. Полу-эхтовой, К. Симчевой, К. Тарасова и др.1 на основе результатов социологических опросов федерального уровня фиксируют зрительские предпочтения людей разных социально-демографических групп, изменения в оценках этого феномена и ориентациях в новых социально-экономических условиях, особенности функционирования кинотеатра как института культуры.

Региональных исследований кино, за исключением аналитической справки Я.С. Капелюша «Культурное обслуживание населения в небольших городах Краснодарского края» (Некоторые итоги сггатистическо-социологического исследования),2 в доступных исследователю источниках не обнаружено.

Процессы формирования и развития кинокультуры, влияющей на духовность человека, его нравственность пока еще не стали предметом широкого анализа и научных исследований.

Таким образом, проведенный историографический анализ

1 Богданов А.И. Кинотеатр как социокультурный полигон // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 88-92.; Дондурей Д. Рынок вместо собеса // Искусство кино. - 1996. - № 10. - С. 28-37.; Жабский М.И. Социология кино. - М., 1989.; Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. - 1996. - № 2. - С. 41-44.; Симчева К.В., Кочегарова Г.В. Социология киноискусства // Социологические исследования. - 1993. - № 11. - С. 131136.

2 ГАКК. Ф. 1731.-Ои.2.-Д.263.-Л. 1-30.

позволяет сделать вывод о том, что большая часть публикаций представляет журнальные статьи, содержащие описания конкретных явлений и фактов. Отсутствие монографических, в том числе диссертационных исследований о кинокультуре сдерживает ее изучение, особенно на уровне региона. Этим и обусловлено стремление автора восполнить выявленный пробел, продолжить начатую в начале 90-х годов научно-методическую работу в рамках кандидатской диссертации.

В Краснодарском крае поддержку Департамента образования и науки получила комплексная программа «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания», разработанная с участием автора в 1997 г. Однако данный опыт пока еще также не получил широкого применения и не стал предметом научного осмысления.

Общественная потребность в осмыслении прошлого, в историческом поиске способов разрешения актуальных вопросов, слабая научная разработанность проблем историко-культурного наследия кинематографа, его места и роли в духовной жизни Кубани обусловили выбор темы диссертации, ее хронологические рамки, цели и задачи.

Источниковая база диссертации включает разнообразные гипы опубликованных и неопубликованных материалов.

Диссертант использовала государственные документы, по-:вященные проблемам использования произведений киноискусства, материалы всесоюзных совещаний и конференций, встреч деятелей науки и искусства, а также решения и распоряжения министерств, краевых и областных управлений культуры, центральных i местных организаций культуры и творческих союзов.

Важную группу источников составляют документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Ростовской )бластн (TAPO) и Государственного архива Ставропольского

края (ГАСК). Использовались текущие архивы государственных и общественных организаций городов Краснодарского края ( гг. Армавир, Сочи, Новороссийск и др.).

Большой фактический материал содержат фонды ГАКК: документы Канцелярии начальника Кубанского Областного Правления (Ф.454), Совета Народных Комиссаров (Ф.837), Народного Комиссариата Просвещения (Ф.890), Кубано-Черноморского Ревкома (Ф.158), Кубанского отдела народного образования (Ф.892), Краснодарской краевой комиссии по кинофикации детских и школьных учреждений края (Ф.889), Краевого отдела искусств (Ф.1460), Краевого Научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительной работы (Ф.1731), Краевого Дома народного творчества (Ф.1731) и другие, раскрывающие особенности становления и развития кинематографии на Кубани.

Анализ архивных документов выявил ценные источники для исследования: частная переписка, записные книжки, дневники, автобиографические материалы, воспоминания деятелей кинематографии, общественных и государственных деятелей. Большой интерес для данного исследования представляют личные фонды краснодарского краеведа-В.П. Бардадыма, ставропольского краеведа Г.К. Праве, популярные лекции и очерки об общественных деятелях науки и культуры Кубани, по истории Екатеринодара Р.П. Гусевой, В.П. Бардадыма, И.Я. Куценко и другие.

Важным источником стали статьи и публикации периодической печати (газет «Красное знамя», «Советская Кубань», «Ленинский путь», «Комсомолец Кубани», «Трудовой путь», «Известия», «Советская культура», «Учительская газета», журналов «Искусство в школе», «Экран и школа», «Киноэкран Кубани», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Экран и сцена», «Киносценарии» и др.).

Нельзя не отметить и такую группу изданий как справочные и библиографические энциклопедии, словари, вышедшие в период 20 -90-е годы XX века.

Ценный фактический материал автор получил в результате бесед и совместной работы с руководителями учреждений культуры, творческих союзов, органов управления культуры и образования.

В диссертации обобщен личный опыт, накопленный за время работы директором студенческого клуба, преподавателем «Истории отечественной культуры» в общеобразовательных школах, лицеях города Краснодара, Краснодарской государственной академии культуры и искусств.

Хронологические и территориальные рамки диссертационной работы охватывают период с 20-х по 90-е годы XX века. В отечественной исторической науке и культурологии он получил название «советского». В диссертации делается ретроспектива в досоветский период зарождения отечественного кинематографа, как неотъемлемую часть истории кино России и начало процесса становления и формирования как федеральной, так и региональной кинокультуры. Указанная хронология придает исследуемому периоду определенную законченность и позволяет раскрыть позитивное и негативное в отечественном кинематографе, его роль в развитии культуры Кубани.

Внутренняя периодизация исследуемого феномена основана на хронологии важнейших событий российской истории применительно к условиям региона.

Работа написана на материалах территории бывшей Кубанской области и Черноморской губернии и современного административного образования - Краснодарский край1.

1 С 1937 г. - Краснодарский край. В работе, если'не будут трсбо-иап.ея особые уточнении; мы будем, говоря о Краснодарском крас,

Объект исследования - отечественный кинематограф и ег< роль в развитии культуры Кубани.

Предметом исследования являются специфика, проблемы i перспективы исторических и современных процессов в региональ ной культуре Кубани и использования кинематографа в ее разви тии.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - ком плексно изучить исторический опыт кинокультуры 20 -90-х годо! XX века, обобщить содержание и формы кинопросветительско! деятельности на Кубани, проанализировать исторический опыт i определить возможность его использования в современной педа гогической и просветительской деятельности средствами кинема тографа.

Реализация поставленной цели достигается решением еле дующих задач:

раскрыть характерные закономерности и содержание специфические формы и особенности историко-культурного наследия российского экрана на Кубани;

- выявить недостатки и выработать рекомендации по разрешению проблем современной кинокультуры в условиях региона;

- дать конкретно-исторический анализ процесса киновоспитания, кинопросвещения и кинообразования на федеральном к региональном уровнях, уточнить содержание понятий «историко-культурное наследие», «кинообразование», «киновоспитание» «многоуровневая система отечественного образования»;

- проанализировать исторический опыт и существующую практику преподавания отечественного киноискусства в школах и

употреблять исторически устоявшееся территориальное название - Кубань, а также иметь в виду и предшествующие административные обозначения.

вузах и определить его роль и место в системе образования России ;

- выявить основные направления современной отечественной кинопедагогики;

- проанализировать дидактические материалы, разработать предложения и учебно-методические рекомендации по использованию историко-культурного наследия отечественного кинематографа в современной многоуровневой системе образования Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационной работы.

На формирование методологической позиции диссертанта повлиял достигнутый отечественными гуманитарными науками уровень объективности теоретических оценок и осмысления направленности развития современного российского общества.

Исследование осуществлено на основе системы принципов, в числе которых общенаучные принципы историзма, детерминизма, преемственности, объективности, системности и комплексности. Автор придерживается принципа диалектического единства частного и общего, рассматривает закономерности, особенности и исторический опыт становления и функционирования кинокультуры на Кубани.

Исследование проблем российской, и в частности кубанской киносреды опирается на такие важнейшие методологические принципы, как объективность, единство исторического и логического.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных философов, историков, культурологов, социологов, посвященные анализу проблем культуры и кинематографа на уровне общества и личности, а также поднимающие вопросы социальной сущности региональной культурной среды, диалектики взаимо-

действия компонентов культуры в разные исторические периоды Российской государственности XX века.

Диссертант исходила из понимания кинематографа как одного из феноменов культуры, важнейшей функцией которого является утверждение национальных и общечеловеческих духовных ценностей.

Роль и место отечественного кинематографа в развитии культуры Кубани раскрывается на материале исторического периода, что указывает на принадлежность диссертационной работы к области исторической культурологии. Специфика региональных проблем кинокультуры рассматривалась на основе различных методов исследования: контент-анализ архивных материалов, исторической, культурологической, философской, искусствоведческой литературы, а также сочетание методов йонкретно-исторического анализа со сравнительно-историческим, статистическим и другими методами, используемыми в культурологии, социологии, философии.

Основные научные результаты и научная новизна диссертации заключаются в самой постановке проблемы, которая в отечественных исследованиях не рассматривалась. Осуществленный историко-культурологический анализ влияния отечественного кинематографа на развитие кинокультуры Кубани дает возможность увидеть целостную картину этого процесса и представить социокультурный феномен кинематографа как элемент общей культуры региона. Автором анализируется государственно-региональное управление становлением и развитием кинематографа, специально выделяются проблемы влияния киноискусства на личность, взаимодействие форм и методов использования кинематографа в процессе кинопросветительской деятельности, организации кинообразования и киновоспитания.

В исследовании отмечаются и положительные моменты современности, которые на Кубани имеют свои особенности: развитие сотрудничества в области создания и использования баз данных по кино- и видеодеятельности; стремление к регулярному проведению региональных конференций, «круглых столов» по актуальным проблемам кинодела, подготовки кадров и обмену опытом работы; установление постоянных контактов между вузами, средними специальными учебными заведениями культуры и искусства и детскими дошкольными учреждениями; унифицирование учебных планов в региональной системе кинообразования; налаживание творческих взаимосвязей между национально-культурными обществами, центрами, ассоциациями, объединениями края в области кино- и видеодеятельности; согласованное воздействие на различные группы населения региона различных систем ценностей художественной ориентации в процессе формирования и развития зрительского интереса к историко-культурному наследию отечественного кинематографа.

Вместе с тем, полученные результаты исследования реально оценивают положение отечественного кинематографа в крае как неоднозначное и весьма сложное. К негативным явлениям автор относит отсутствие национальной киноконцепции существования и дальнейшего развития российского кинематографа, разрушение системы кинопроката, недостаточную государственную заинтересованность в судьбе отечественных киномастеров, коммерциализацию и американизацию зрительских киноинтересов.

Автор выявила и сформулировала основные тенденции отечественного кинематографа в контексте культуры региона. В работе проанализировано взаимоотношение кино, телевидения и видео, как равноправных средств киноискусства, призванных совместно решать общекультурные задачи края, обозначена роль и

значение кинолюбительства на Кубани и его воздействие на развитие культуры региона. Специально рассмотрены история и проблемы советской и современной кинопедагогики, ее роль в совершенствовании общеобразовательной системы в РФ и на Кубани как источника повышения культуры людей, определены главные направления организации и содержания кинообразования различных категорий населения края.

Основные положения диссертации сформулированы как концепция художественно-эстетического воспитания населения средствами кинематографа.

Дальнейшая работа по изучению социокультурной ситуации и ее перспектив в регионе будет способствовать созданию долгосрочной и эффективной культурологической концепции, позволяющей положительно влиять на состояние кинокультуры Кубани.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его положения и рекомендации могут быть использованы для дальнейших теоретических и прикладных исследований в области региональной культуры, для решения проблем и перспектив развития отечественного кинематографа и кинокультуры края, совершенствовании форм и методов влияния киноискусства на духовно-нравственную жизнь региона.

Материалы диссертации использованы при разработке региональных программ «Непрерывная система художественно-эстетического образования и воспитания», «Взаимодействие культур народов юга России как фактор совершенствования межнациональных отношений», «Программа духовного и физического оздоровления населения Краснодарского края», одобренных и принятым правительством Краснодарского края.

Результаты работы могут быть также использованы при разработке региональной культурной политики в области отечественного кинематографа; концепции реорганизации киноотрасли Краснодарского края.

Практическое применение имеет разработанное автором учебно-методическое пособие «Экранные виды искусства» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, основными принципами которого являются: 1. Сочетание практической деятельности с изучением теоретического материала. 2. Культурологическая направленность. 3. Взаимодействие преподавателя и учеников на уровне коллег единой формы деятельности. 4. Развитие интеллекта личности не путем подачи информации, а путем развития поиска и обработки этой информации. 5. Формирование навыков творческого мышления.

Продолжение исследования данной темы и использование положений и рекомендаций диссертации в практике региональной кинодеятельности представляют определенный научный и практический интерес для работников органов культуры, специалистов кино, учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в тезисах и сообщениях на теоретических семинарах, республиканских, региональных, межвузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях (1989-1997), статьях и других публикациях общим объемом 10 п.л., прошли апробацию в преподавательской деятельности автора и одобрены на заседании кафедры теории и истории культуры КГАКИ. Разработанные на основе диссертации программы используются в ряде школ региона, школах-гимназиях Краснодара.

Структура работы подчинена поставленной цели и задачам и состоит из Введения,трех Разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложения в виде анкет.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы, его хронологические и территориальные рамки, определена степень научной разработанности, сделан анализ источников, сформулированы цель и задачи исследования, охарактеризованы объект и предмет, методологическая основа и методика исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость и апробация работы.

В Разделе I - «Становление и развитие кинодела на Кубани: историко-культурологический анализ» - проанализированы особенности функционирования отечественного кинематографа в регионе.

Автор акцентирует внимание на том, что после революции (октябрь 1917) советское государство начало поиски наиболее целесообразных форм государственной организации кинодела, которые содействовали бы осуществлению просветительских и воспитательных задач. Деятельность государственных и общественных организаций анализируется через рассмотрение официальных государственных и партийных документов.

Важную роль в развитии региональной культуры сыграли Ассоциация работников революционной кинематографии (АРРК) и Общество друзей советского кино (ОДСК), которые создавали кружки, организовывали кинолюбительское движение, кинопросвещение в учебных заведениях.

Рассмотрены некоторые аспекты специфики репертуарной политики на Кубани в период НЭПа, когда кинематографическое производство в России развивалось как при помощи специальных ассигнований правительства, так и путем привлечения частного (иностранного и отечественного) капитала, при условии попного

идеологического руководства и контроля со стороны государства и партии.

В исследовании рассматриваются предвоенный, военный и послевоенный периоды развития кинодела на Кубани. Делается основной вывод о преобладании административно-командных методов управления кинематографом и развитием киноискусства, направленных на создание и использование фильмов и всей инфраструктуры кино для идеологического воздействия и воспитания населения.

Раздел оснащен широким кругом статистических данных о работе краевой киносети, кинопроката, управления культуры, управления кинофикации и других учреждений кинематографа. Представлена история создания Краснодарского краевого телецентра (1957). В научный оборот впервые вводятся документы и материалы о деятельности изобретателя телесвязи профессора Б.Л.Розинга (1869-1933), судьба которого связана с Краснодаром.

На большом фактическом и аналитическом материале автор делает вывод о том, что исследуемый период знаменателен пристальным вниманием государства и общественности к проблемам детского кино и использованию средств кинематографии в образовательном и воспитательном процессах. Подтверждает это положение рассмотрение широкого круга вопросов: организация и работа специализированных детских кинотеатров в городе и на селе; кинофикация школ; организация киноуголков в школах; работа учреждений культуры с детским зрителем и др. Опыт развития детского кино обусловил потребность в институте киноорганизаторов работы с детской зрительской аудиторией. В диссертации проанализирован материал о Всесоюзных конкурсах детских специализированных, школьных и пионерских кинотеатров. На основании исследования выявлены особенности региональной деятельности детских киноклубов по интересам, результативные

формы этой работы: кинофестивали, тематические показы, киноутренники, устные киножурналы, беседы, встречи, зрительские конференции, кинопремьеры, кинослгты и др.

Значительное внимание уделено анализу деятельности киноуниверситета для учителей «Киноискусство и современность», созданного при краевом Управлении кинофикации.

Введены в научный оборот и критически проанализированы региональные методические материалы по вопросам кинообразования школьников. Отмечена необходимость тщательного изучения исторической роли отечественного кинематографа для детей с целью использования положительного опыта работы кубанских киноработников в современных условиях.

В Разделе II - «Современная культурная политика в области кино- и видеодеятельности: тенденции и перспективы» - рассматриваются вопросы управления развитием кинематографа -областью культуры и искусства, включающей в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии; становления, развития и функционирования кинолюбительства, кино- и видеодеятельности.

В исследование показано, что клубы любителей кино на Кубани возникали стихийно, работали разобщенно при кинотеатрах, домах культуры, в вузах и школах. Тем не менее кинолюбителями региона накоплен положительный опыт социально-эстетического общения на базе отечественного кинематографа. Выделяется творческая деятельность российских пионеров киноклубного движения: Н. Лебедева, Д. Писаревского, И. Гращенко-вой, Л. Кузнецовой и др., которые стремились не столько к широкому охвату, искусственному расширению круга кинолюбителей, сколько к эффективному просветительству.

Определенную роль в организации работы российских региональных кинолюбителей, в том числе и Краснодарского края, сыграли Всесоюзные семинары в Пущино и работа Совета по кинообразованию Союза кинематографистов СССР под руководством доктора искусствоведения профессора И. Вайсфельда.

На основании исследования государственных архивов Северного Кавказа (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея) показывается становление и развитие киноклубного движения, начиная с середины 60-х годов. Подробно освещен опыт организации и проведения краевых конкурсов «На лучший сценарий любительского фильма» (1969), «На лучший любительский фильм» (1973, 1980), дается анализ результатов конкурсов.

В разделе значительное внимание уделяется работе любительских киностудий, создаваемых энтузиастами кино на базах районных Домов культуры, городских Домов культуры (киностудия «Юность» станицы Тбилисской, киностудия «Хроника» г.Анапы, киностудия «Ейск фильм» г.Ейска и др.), санаторных клубов (Лазаревский, Хостинский, Адлерский районы и т.д.) .

Развитие кинолюбительства сдерживало отсутствие профессиональных организаторов этой деятельности. К сожалению, в региональных высших и средних учебных заведениях к этому времени не было ни одного факультета, выпускники которого были бы готовы работать в данной сфере искусства, а потребность в них была обусловлена тем, что молодое поколение кубанцев из числа кинолюбителей к началу 90-х гг. выросло в сознательное, стремящееся к профессионализму сообщество людей.

Это обстоятельство зафиксировало и социологическое ис-зледование «Культурное обслуживание населения в небольших городах Краснодарского края», проведенное Главным информа-

ционного-вычислительным центром социологии КНМЦ НТ и КПР в 1982 г. (научный руководитель - Л.С.Капелюш).

Анализ состояния кинолюбительства на Кубани, наряду с позитивными процессами, выявил негативные тенденции: ведомственная разобщенность, дублирование однотипных мероприятий, формализм, отсутствие финансирования, в некоторых случаях некомпетентный стиль руководства кинолюбительством, техническая отсталость и кадровая необеспеченность. Все это стало тормозом в развитии российской в целом и региональной, в частности, кинокультуры.

Диссертантом делается вывод о том, что в современной ситуации становления новой концепции национального кинематографа и кинокультуры крайне важен творческий подход к работе и перспективам кинолюбительства.

Раздел также включает вопросы развития отечественного видео, правовых аспектов этого процесса, острейших федеральных и региональных видеопроблем: неконкурентноспособность государственной системы создания и проката видеофильмов, неразрешенные вопросы авторских прав, юридическая оценка дефиниции видеофильма и др.

В результате их рассмотрения установлено, что отечественный «черный» видеорынок был объективным явлением, что производство российских оригинальных видеопрограмм было дорогим удовольствием, что неизбежно сказывалось на их количестве. Отечественный региональный видеофонд насчитывал около 70 наименований, в то время как в негосударственной системе видеопроката к концу 80- х г.г. насчитывалось несколько тысяч зарубежных видеопрограмм.

В разделе проанализирована деятельность краевой экс-пертно-репертуарной комиссии по контролю за видеопоказом, которая, к сожалению, не смогла взять на себя ответственность за

составление рецензий и рекомендаций по использованию конкретных видеофильмов, по составлению репертуарных списков на основе профессиональной дефиниции.

Диссертант делает вывод о том, что современная кино- и видеодеятельность на Кубани требует нового подхода: во главе угла целесообразно ставить не увеличение доходов, а качество видеофильма, так как он несет мощные информационно-культурные и воспитательные заряды, является продуктом творческой деятельности работавших над ними людей, обладает определенным эмоциональным воздействием и выражает мысли и идеи, заложенные в них автором.

Сформировавшийся региональный кино- и видеорынок, как установлено в диссертационном исследовании, переживает сложный период в непростых экономических условиях, и от правильного решения проблем зависит развитие этой области культуры, которая в дальнейшем должна занять достойное место в региональной политике в сфере кино- и видеодеятельности.

Завершается раздел рассмотрением проекта краевого кинокомитета реорганизации кино- и видеоотрасли в регионе, который имеет свои и положительные, и отрицательные моменты.

Анализ материалов, представленных в правительство Краснодарского края, дает основание для выводов о том, что коммерческие устремления авторов проекта не могут и не должны стоять во главе угла духовности и культуры. Диссертантка предлагает собственную концепцию реорганизации кино- и видеодеятельности в регионе, которая заключается в следующих стратегических направлениях:

- активное внедрение разработанной научным коллективом с участием автора и одобренной правительством края системы непрерывного кинообразования и художественно-эстетического воспитания различных категорий населения;

- формирование и организация деятельности ЮжноРоссийского центра кинобизнеса в г.Краснодаре.

В Разделе III - «Кинообразование на Кубани: концепция и практика» - автор на основе анализа текущих архивов органов образования и культуры делает вывод о том, что в настоящее iipe-мя в крае отсутствует концепция кинобразования.

В разделе проанализирована деятельность первых кинопедагогов (Ш.Амоношвили, Б. и Л.Никитины, О.Бараном, И.Левшина, О.Нечай, Ю.Усов и др.) по созданию клубов, кинолекториев, учебных курсов с целью пропаганды и изучения киноискусства, показана противоречивость развития кинообразования. Одним из негативных явлений стало постепенное снижение роли гуманитарного начала в средней и высшей школе в 70-х гг., что стало преградой для эстетического воспитания средствами кино. В редких случаях кино включалось в программы школьных предметов - литературы, истории. Кинофакультативы для 9-10 классов также не получили должного распространения.

На основе сопоставления и анализа отдельных педагогических кинопрограмм и кинофакультативов диссертант делает вывод об актуальности осмысления существующих концепций кинообразования и киновоспитания, методологии изучения историко-культурного наследия отечественного кинематографа. Автор подчеркивает значение профессиональной подготовки организаторов кино- и видеодеятельности и освещает содержание обучения сту дентов в Краснодарской государственной академии культурь1 и искусств по специальности 05.02.00 «Режиссура», специализация 05.02.16 «Режиссура телевидения» с квалификацией «Режиссер-организатор телевидеопрограмм». Диссертант обосновывает необходимость введения новой квалификации - «Преподаватель киноискусства».

В Заключении содержатся основные итоги исследования, выводы и практические рекомендации. Автор обращает внимание на то, что развитие кинокультуры на Кубани в период 20 -90-х гг. XX в. тесно связано с определенными событиями общественно-политической жизни страны.

Диссертационное исследование - «Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен» - обращено к историческому опыту и урокам национальной и региональной кинокультурной политики, анализу ее современного состояния и развития, перспективам межрегионального и межнационального кинокультур-1101*0 сотрудничества, проблемам подготовки кинокадров, современной кинообразовательной ситуации в крае.

Отечественная кинокультура в XXI веке, несомненно, будет сложной, богатой, динамичной, и будет обеспечивать каждому человеку индивидуальное развитие и средства для усвоения всех культурно-исторических и художественных ценностей Российского экрана.

По теме диссертации автором опубликованы следующие .работы:

1. Экранные виды искусства. Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1997. - 94 с.

2. Кинокультура и НЭП на Кубани ( Тезисы доклада) // Культура в информационном пространстве: традиции и современность. - Краснодар, 1997. - С.39-41.

3. Российский детский экран в школе (Тезисы доклада) // Развитие социально-культурной сферы Кубани.-Армавир, 1996. -С. 22-24.

4. Проблемные ' аспекты киноискусства и образования (Тезисы доклада) // Мир культуры: человек, наука, искусство. -Самара, 1996. - С. 56-58.

5. Век кино: Россия, Кубань (Тезисы доклада) // Человек в мире культуры. - Москва, 1996. - С. 172-174.

6. Художественная педагогика средствами киноискусства // Сб.: Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. -Краснодар, 1993. - С. 77-109.

7. Проблемы формирования видеокультуры старшеклассников в условиях досуговой деятельности // Труды преподавателей КГИК. - Краснодар, 1990. -С. 74-80.

8. Страницы киноистории Кубани (Тезисы доклада) // Классическое наследие и художественно-творческое воспитание. -Краснодар, 1989. - С. 59-61.

Сдано в набор 28.04.98 г. Тираж 100. Типография КГАКИ

Краснодар, ул. 40 летня Победы, 33.