автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Концептосфера "Благотворительность" в русской языковой картине мира

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Флат, Марина Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концептосфера "Благотворительность" в русской языковой картине мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концептосфера "Благотворительность" в русской языковой картине мира"

На правах рукописи

ФЛАТ Марина Аркадьевна

КОНЦЕПТОСФЕРА «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (динамический аспект)

Специальность 10.02.01 - русский язык (филологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 5 К/.П 2014

Новосибирск

2014

005548257

Работа выполнена на кафедре теории и практики массовых коммуникаций федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры теории и практики журналистики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Лукашевич Елена Васильевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Ефремов Валерий Анатольевич

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры современного русского языка ФГБОУ ВПО

«Новосибирский государственный педагогический университет» Лаппо Марина Александровна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Омский государственный

университет им. Ф. М. Достоевского»

Защита состоится 1 июля 2014 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.172.03 по филологическим наукам в ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Диссертация размещена на сайте ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» 17.03.2014 (www.nspu.net).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Автореферат разослан «¿Ь» щр(г/\л 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета — кандидат филологических наук, профессор Е. Ю. Булыгина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемое исследование посвящено комплексному лингвокогнитивному исследованию концептосферы «Благотворительность» как «совокупности всех знаний и понятий, возникающих при произношении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности, а также системы представлений, образов и ассоциаций, рождающихся при сознательном или бессознательном механизме восприятия и ассоциирования» (Д. С. Лихачёв). Ядерную зону исследуемой концептосферы формируют концепты «Благотворитель» и «Спонсор», репрезентирующие смыслы, связанные с субъектом благотворительной деятельности, в связи с чем в работе сделан акцент на анализе данных концептов.

В основу нашего исследования концептов легли основные принципы семан-тико-когнитивного направления в лингвоконцептологии, которое подразумевает исследование языка как средства доступа к содержанию концептуальных структур. Однако, естественно, это не исключает возможности использования теории и методологии других направлений в изучении концепта. Так, лингвокультуро-логическое направление (исследование концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры) для нас также актуально, так как мы рассматриваем благотворительность как элемент русской лингвокультуры.

Актуальность исследования определяется:

1. Повышенным интересом к интенсивному изучению социокультурного феномена благотворительности и его отдельных составляющих не только в рамках лингвистики, но и в дисциплинарных плоскостях философии, культурологии, социологии, психологии, экономики, истории.

2. Изменениями динамического характера в концептуальной и смысловой структуре концептосферы «Благотворительность», произошедшими в постсоветский период (Г. В. Жуков, В. Г. Бобровников, Ю. Н. Тазьмин). Благотворительность в советский период российской истории находилась под идеологическим запретом. Сегодня в связи с происходящими изменениями в политической и экономической жизни общества пересматриваются и сложившиеся представления человека о мире (И. Т. Вепрева).

3. Акцентированием динамического аспекта при моделировании концепта в рамках психолингвистической и когнитивной парадигм (Е. В. Лукашевич, П. Г. Корнеев, Е. Н. Заречнева и др.).

4. Активно развивающимся направлением изучения лигвокультурных типажей (О. А. Дмитриева, В. И. Карасик, В. В. Красных и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что 1) в работе впервые проводится комплексное исследование концептосферы «Благотворительность» в рамках русской языковой картины мира: дается системное представление концептосферы, анализируются ее фрагменты во всей их целостности и взаимосвязи, определяются границы концептосферы, выявляется ее динамический характер, характеризуются понятийная и дискурсивная модели концептосферы «Благотворительность»; 2) концепты, входящие в структуру концептосферы «Благотворительность», описываются не как изолированные смысловые единства, а как взаимосвязанные, структурированные особым образом элементы концепгосфе-

ры; 3) предпринимается попытка моделирования лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор», являющихся обобщенными образами личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на современную российскую лингвокультуру в целом; 4) путем выделения дифференциальных когнитивных признаков в структуре концептов «Благотворитель» и «Спонсор» выявляется смысловая дифференциация в восприятии носителями русского языка субъектов благотворительной деятельности.

Объектом исследования служат лексемы, являющиеся языковыми репрезентациями концептосферы «Благотворительность», представленные в разнообразных лексикографических источниках и массмедийном дискурсе.

Предметом исследования являются лингвокогнитивные признаки концептосферы «Благотворительность», представляющей, с одной стороны, сложное многокомпонентное знание о фрагменте окружающей действительности, с другой - многогранное, активно развивающееся, противоречивое явление, имеющее свое выражение в различных сферах человеческого бытия.

Цель работы - моделирование концептосферы «Благотворительность» как динамической системы смыслов, различающихся степенью актуальности в русской языковой картине мира, и выявление направлений концептуальных изменений.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Выявить тенденции исследования концептосферы в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

2. Обосновать необходимость применения комплекса различных методов к исследуемому материалу для выявления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в русской языковой картине мира.

3. Построить понятийную модель концептосферы «Благотворительность» на основе анализа словарей советского и постсоветского периодов.

4. Реконструировать дискурсивную модель концептосферы «Благотворительность» на основе анализа массмедийного дискурса.

5. Охарактеризовать лингвокультурные типажи «благотворитель» и «спонсор».

6. Установить основные направления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в современный период.

Материалом исследования послужили данные 14-ти словарей современного русского языка, 8-ми энциклопедических словарей, а также языковые репрезентации концептосферы в специализированных изданиях, посвященных проблеме спонсорства и благотворительности (электронный журнал «Филантроп», «Деньги и Благотворительность», «Благотворительность в России», «Элита общества», «Вестник благотворительности», «Деловое обозрение», журнал для руководителей «The Chief» и др. за 1992-2013 гг.) и языковые репрезентации данных концептов, представленные в Интернет-источниках: поисковых системах Google (интернет-порталы «Меценат» [http://www.maecenas.ru] и «Милосердие. RU» [http://www.miloserdie.ru]), на сайте «Национальный корпус русского языка» [http://www.rus.corpora.ru], Япёех. Server. Всего было проанализировано 789 словарных статей, а также 3345 контекстов. Из них в 1986 текстовых фрагментах зафиксированы лексемы, обозначающие субъект благотворительной деятельно-

ста: «благотворитель» (647 контекстов), «спонсор» (876 контекстов), «филантроп» (235 контекстов), «меценат» (228 контекстов).

Объем фактического материала представлен в следующей таблице:

Языковые единицы Количество

Словарные статьи 467 (словари советского периода) 322 (словари постсоветского периода)

Лексемы-репрезентанты 224

Идиоматические выражения 95

Контексты 3345

Методологической базой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике (Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, Н. Н. Болдырев и др.); лингвистической и когнитивной семантике (Ю. Д. Апресян, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, Дж. Лайонз, Е. В. Лукашевич, Р. И. Павиленис, В. И. Постовалова др.); психолингвистике (А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, В. А. Пшцальникова, Е. Ф. Тарасов, Р. М. Фрумкина, Н. В. Уфимцева), теории концепта и концептосферы (Н. Д. Арутюнова, А. С. Аскольдов, А. П. Бабушкин, С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, В. В. Колесов, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, 3. Д. Попова, Г. В. Приходько, И. А. Стернин, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, В. И. Убийко и др.); теории лингво-культурных типажей (О. А. Дмитриева, Т. А. Ивушкина, В. И. Карасик, Е. А. Яр-махова и др.).

Основные методы исследования: метод дефиниционного анализа, метод компонентного анализа, сопоставительный метод, концептуальный анализ, метод интепретации, метод количественных подсчетов, метод интроспекции.

Методика исследования - поэтапное построение понятийной и дискурсивной моделей концептосферы «Благотворительность» и установление корреляции между ними для выявления основных направлений концептуальных изменений в концептосфере:

1.На основе анализа дефиниций в лингвистических и энциклопедических словарях выявляются лексемы-репрезентанты концептосферы «Благотворительность». Комплексный характер предпринятого исследования обусловил использование разнообразных словарей, в основе отбора которых лежит идея полноты концептуального описания. С помощью метода компонентного анализа описывается семный состав лексем-репрезентантов концептосферы в системе языка (понятийная модель). Сопоставительный метод позволяет сравнить особенности процесса объективации концептосферы в советский и постсоветский периоды.

2. На основе концептуального анализа массмедийного дискурса выявляются языковые средства, которые используются «человеком по мере осуществления им речевых актов, разных по своим установкам и целям, по условиям их осуществления» (Е.С. Кубрякова), в процессе познавательной деятельности, связанной с концептосферой «Благотворительность» (дискурсивная модель), и выявляются признаки лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор».

3. Метод интерпретации ценностно-маркированных высказываний, характеризующих концептосферу и лингвокультурные типажи, и компонентный анализ контекстных словоупотреблений позволяют обнаружить потенциальные смыслы, раскрывающие связь «языка, сознания и культуры с точки зрения формы, функции и ситуативной, социально-культурной обусловленности» (М. Л. Макаров).

4. Между признаками, образующими каждую из структур концептосферы, устанавливается корреляция, что позволяет выявить основные направления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в современный период.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется его вкладом в разработку актуальных проблем современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии: динамика концептуальных структур и их взаимодействие с языковыми структурами, культурно значимые концепты и образ человека в русской языковой картине мира. Результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке теоретических проблем лингвоконцептологии, описывающих структуру концептосферы как смыслового объединения концептов.

Практическая значимость работы связана с возможностью применения ее результатов для разработки курсов и спецкурсов по когнитивной лингвистике, лингвоконцептологии и лингвокультурологии, в межкультурной коммуникации, в практике преподавания русского языка как иностранного и др. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в лексикографической практике, а также в бизнес-консалтинге при составлении методических рекомендаций субъектам благотворительной деятельности. Результаты исследования могут также стать основой для сравнительного исследования концептосферы «Благотворительность» в разных языках и культурах мира.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вербализация репрезентаций концептосферы в различных видах дискурса позволяет структурировать ее определенным способом, но возможность вербализации ментальных репрезентаций с помощью разных языковых структур (с учетом параметров формы и содержания; синхронии / диахронии; синтеза / анализа и др.) и используемые исследователем методики обусловливают определенную заданность в представлении модели концептосферы, в выборе значимых и фоновых параметров.

2. Концептосфера «Благотворительность» относится к числу базовых концеп-тосфер в русской языковой картине мира. Амбивалентность репрезентируемого в концептосфере явления благотворительности в современный период заключается, с одной стороны, в том, что благотворительность - это проявление личности благотворителя, выраженное в стремлении делать добрые дела, помогать ближнему (частная благотворительность); с другой стороны, благотворительность - это часть бизнеса, связанная с системой перераспределения доходов в обществе (корпоративная благотворительность). В первом случае благотворительность рассматривается как аксиологическая сфера деятельности, основанная на христианских ценностях, морали и традициях; во втором случае речь идет о благотворительности как рынке услуг. Данные социокультурные изменения в современном российском обществе нашли отражение в расширении круга лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность» в русской языковой картине мира.

3. Концептосфера «Благотворительность» представляет собой динамическую систему смыслов, различающихся степенью актуальности в русской языковой картине мира. Ядро концептосферы образуют аксиологически полярные для носителей русского языка концепты «Благотворитель» и «Спонсор», связан-

ные с характеристикой субъектов благотворительной деятельности. Наиболее удаленный от ядра слой, формирующий границы исследуемой концептосферы в русской языковой картине мира, представлен концептами «Филантроп», «Меценат». Развитие когнитивного признака «субъект благотворительной деятельности» в концептосфере, по нашему мнению, будет идти по пути дальнейшей се-мантико-смысловой дифференциации (специализации) когнитивных структур имен концептов «Благотворитель» - «Спонсор» - «Филантроп» - «Меценат».

4. Изменение ценностного отношения россиян к явлению благотворительности, характерное для конца XX - начала XXI вв. по сравнению с советским периодом (переход от угасания концептосферы и ее жесткой идеологизации как социально чуждого явления в советский период к актуализации концептосферы «Благотворительность» в сознании носителей русского языка и ее деидеологиза-ции в постсоветский период), обусловило изменения в смысловой структуре концептосферы «Благотворительность» и семантико-стилистические изменения в представлении лексем-репрезентантов концептосферы в лексикографических источниках постсоветского периода. В массмедийном дискурсе в начале XXI в. наблюдается тенденция к количественному преобладанию контекстов с лексемой «спонсор» и росту положительных оценок в эмоционально-оценочной сфере концепта «Спонсор».

5. Направления концептуальных изменений связаны с актуализацией дея-тельностного аспекта благотворительности, в связи с этим концептуальное содержание концептосферы «Благотворительность» формируют четыре наиболее значимых сферы: сфера благотворительной деятельности, эмоционально-оценочная сфера, сфера субъектно-объектных отношений и мотивационная сфера. Каждая из выделенных концептуальных сфер включает когнитивные признаки, характеризующие стереотипные представления носителей русского языка о специфике благотворительной деятельности, ценностных ориентирах субъекта и объекта, мотивационной составляющей благотворительности, и новые когнитивные признаки, свидетельствующие о развитии концептосферы «Благотворительность»: «стимул субъекта», «цель объекта», «область вложения средств», «способ передачи пожертвований», «оценка роли СМИ в деятельности субъекта» и др.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях, методологических и аспирантских семинарах кафедры теории и практики массовых коммуникаций Алтайского государственного университета (20102013 гг.). Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на 1-1V международных научно-практических конференциях иностранных студентов и аспирантов «Иностранный студент в профессионально-образовательном пространстве технического вуза» (Барнаул 2010-2013); международной научно-практической конференции «Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания» (Барнаул 2013). Основные результаты диссертационного исследования были изложены в межвузовских сборниках научных трудов «Очерки научных исследований» (Барнаул 2008, 2010), коллективной монографии «Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории» под редакцией проф. М. Ю. Шишина (гранта РГНФ проект 08-04-92306 «Специфика проявления культурных констант России и Монголии в трансгра-

ничной области на Алтае») (Барнаул 2010), коллективной монографии «Динамика языка и сознания: психолингвистический и когнитивный аспекты исследования» под редакцией проф. Е. В. Лукашевич (Барнаул 2012), на международном конкурсе эссе «Благотворительность в России и Европе» (Санкт-Петербург, 2011, 2-е место). По материалам диссертации опубликовано 12 печатных работ общим объемом 7,3 пл., 3 из которых в изданиях, включенных в перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций ВАК РФ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и четырех приложений: Приложение 1 - контексты, отражающие разные сферы благотворительной деятельности; Приложение 2 - таблица, в которой представлена сравшггельная характеристика лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор»; Приложение 3 - список лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность»; Приложение 4 - идиоматические выражения, репрезентирующие концептосферу «Благотворительность».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении представлена характеристика основных параметров исследования: формулируется актуальность темы; определяются объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа и методы исследования, его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов; выделяются основные понятия; приводятся сведения об апробации работы; описывается ее структура; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Понятийно-терминологический аппарат исследования» на основе трудов Н. Н. Болдырева, О. А. Дмитриевой, В. 3. Демьянкова, А. А. Залевской, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Е. В. Лукашевич, В. А. Пищальни-ковой, Г. В. Приходько, И. А. Стернина и др. определяются исходные теоретические понятия исследования, такие как «концептосфера», «концепт», «ментальные репрезентации», «лингвокультурный типаж», рассматривается понятие ценности как реализации аксиологических установок носителя языка в рамках концептосферы «Благотворительность», а также анализируется процесс типизации личности в современной лингвистике.

Первый параграф посвящен рассмотрению основных положений теоретического осмысления концептосферы как объекта лингвокогнитивного исследования. Лингвокогнитивный подход к исследованию концептосферы «Благотворительность» позволяет одновременно изучать как ее когнитивные, так и культурно-ценностные составляющие, репрезентированные в языке. В рамках данного подхода возможно не только исследовать, каким образом в сознании носителей языка структурированы знания и представления о благотворительности, являющиеся результатом опыта русского народа, но и проследить направления концептуальных изменений в концепгосфере «Благотворительность» в определенный период на определенном языковом материале.

В рамках данного параграфа уточняются некоторые позиции в понимании термина «концептосфера». Широкое понимание термина «концептосфера» не позволяет отграничить ее от концептуальной системы и структуры в понимании

8

Е. С. Кубряковой и Р. И. Павилениса, соответственно, очень сложно обозначить специфику объекта и предмета нашего исследования. В связи с этим мы используем термин «концептосфера» в узком значении (Г. В. Приходько), когда концепты, входящие в одну концептосферу (структура), связаны общими смыслами (содержание), что находит выражение в общих для концептов языковых структурах, объективирующих систему «представлений, образов и ассоциаций, рождающихся при сознательном или бессознательном механизме восприятия» (Д. С. Лихачёв) имени концепта. Концептосфера «Благотворительность» представляет собой смысловое объединение концептов, представляющих собой структурированное знание людей, взаимосвязанное с культурным опытом носителей языка, их информационную базу.

Во втором параграфе с позиций лингвокогнитивного подхода концептосфера и концепт рассматриваются как ментальные репрезентации, а также определяется понятие ценности как реализации аксиологических установок носителя языка в рамках концептосферы. Наше исследование подтверждает мысль о том, что провести границу между ядерными и периферийными концептами достаточно трудно в силу сложной смысловой организации концептосферы. Так, например, актуальные для носителей языка когнитивные признаки «милосердие», «доброта», входящие в состав концептосферы «Благотворительность», могут рассматриваться, не только как отдельные концепты, но и как отдельные концептосферы. Проблемы в разграничении ядерных и периферийных концептов, связанные со сложной смысловой организацией концептосферы, обусловили для нас значимость количественного критерия, учитывающего повторяемость когнитивного признака в словарных дефинициях и массмедийном дискурсе.

В нашем диссертационном исследовании базовым структурным элементом концептосферы выступают концепты «Благотворитель», «Спонсор», «Филантроп», «Мецената, являющиеся спонтанно функционирующими в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовыми перцептивно-когнитивно-аффективными образованиями динамического характера, подчиняющиеся закономерностям психической жизни человека (А. А. Залевская). В рамках данного параграфа мы обозначили важные признаки концепта, которые в соответствии с принятым нами в работе определением концептосферы вполне распространяются и на концептосферу в целом: 1) концепты существуют в виде ментальных репрезентаций, не структурированных до своей вербализации; 2) в связи с субъективностью человеческого опыта у концепта нет и не может быть четких границ; 3) возможность по-разному «объективировать» (т.е. вербализовать) концепты с помощью разных словесных форм (Е. С. Кубрякова, В. 3. Де-мьянков). Подобный подход позволил нам конкретизировать критерии структурирования концептосферы.

В рамках данного исследования становится актуальной мысль о том, что анализ ценностных предпочтений с точки зрения их национально-культурной специфики «предоставляет широкие возможности для исследования национального языкового сознания, построения модели языковой личности» (С. И. Иванова). Мы рассматриваем понятие «ценность» в тесной взаимосвязи с концептом, в силу того что в большинстве определений концепта ценностная составляющая представляется наиболее актуальной. Поскольку концептосфера «Благотвори-

телыюсть» является важной частью русской национальной картины мира, то ее изучение может послужить пониманию аксиологической картины мира носителей русского языка.

В третьем параграфе содержится анализ такого актуального для современной лингвистики процесса, как процесс типизации личности, и рассматриваются разновидности концепта, представленного в виде лингвокультурного типажа.

В последние десятилетия в рамках таких наук, как лингвокультурология, лингвоперсонология, лингвоконцептология, активно обсуждается вопрос о типах концептов, содержанием которых является человек. В связи с этим основные понятия, разрабатываемые представителями данных направлений, непосредственно связаны с определением личности и ее проявлениях в различных типах дискурса: «языковая личность», «коммуникативная личность», «модельная личность», «лингвокультурный типаж» и др. Типизируемая в культурологическом аспекте языковая личность представляет собой лингвокультурный типаж, то есть обобщенное представление о человеке на основе релевантных объективных социально значимых этно- и социоспецифических характеристик поведения таких людей (В. И. Карасик, О. А. Дмитриева, Е. А. Ярмахова). Лингвокультурный типаж является разновидностью концептов в том плане, что представляет собой квант переживаемого знания о типичном представителе общества (Л. П. Селиверстова). В диссертационном исследовании концепты «Благотворитель» и «Спонсор» являются лингвокультурными типажами - обобщенными образами личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на современную российскую лингвокультуру в целом.

Одним из результатов анализа концептов «Благотворитель» и «Спонсор» в концептосфере «Благотворительность» в нашем диссертационном сочинении является моделирование лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор», оказывающих значительное влияние на формирования ценностной картины мира носителей языка.

Во второй главе «Концептосфера «Благотворительность»: параметры модели и смысловое наполнение» представлено поэтапное исследование структуры концептосферы «Благотворительность» в рамках лингвокогнитивного аспекта.

Аналитическая логика практической главы выстраивается следующим образом: от рассмотрения лексического значения лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность»: «благотворитель», «спонсор», «меценат», «филантроп», репрезентирующих и соответствующие концепты в структуре концептосферы, - к выявлению основных направлений динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в современный период посредством сравнительного анализа ее понятийной и дискурсивной моделей.

В первом параграфе проведен компонентный анализ словарных дефиниций, репрезентирующих концептосферу «Благотворительность» в языке (благотворитель, спонсор, меценат, филантроп) на материале словарей советского и постсоветского периодов. На основе анализа дефиниций в лингвистических (толковых, синонимических, иностранных слов) и энциклопедических словарях с помощью метода компонентного анализа составляется обобщенное лексико-

графическое описание данного слова в системе языка, моделируется семантическая структура слова. Компонентный анализ выступает как метод систематизации содержащейся в словарях информации» (Е. В. Лукашевич).

Словарный этап анализа лексем, репрезентирующих концептосферу «Благотворительность» в словарях советского и постсоветского периодов, позволил выделить следующие когнитивные признаки концептосферы: «субъект», «объект», «признак субъекта», «цель субъекта», «действие субъекта», «характер помощи», «сфера бытования», - которые были квалифицированы нами как компоненты понятийной модели концептосферы «Благотворительность». Результатом компонентного анализа лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность» на материале словарей советского периода стало моделирование понятийной модели концепта «Благотворитель».

В ходе компонентного анализа словарей постсоветского периода были проанализированы лексемы «спонсор», «фавдрейзинг», вошедшие в активное употребление в 90-е гг. XX в. Компонентный анализ семантической структуры лексемы «спонсор» позволил построить понятийную модель концепта «Спонсор», а также выделить дополнительные когнитивные признаки в структуре концептосферы «Благотворительность».

На материале анализа лексем-репрезентантов концептосферы в словарях советского и постсоветского периодов мы проследили динамику смыслов в структуре концептосферы в постсоветскую эпоху.

Существенным является тот факт, что в структуре понятийной модели концепта «Спонсор» появляется два новых когнитивных признака «цель объекта» и «форма пожертвований», а когнитивный признак «сфера бытования» получает семантическое развитие (ср. схему 1), что свидетельствует об актуализации понятия «благотворительность» в языковом сознании носителей языка в постсоветский период.

Схема 1. Понятийная модель концепта «Благотворитель»

цель субъекта (делать добро) 6%

сфера бытования

(буржуазное -общество) 3%

характер помощи---—А \

(материальная, '

другая) 7%

субъект (тот кто, покровитель)

30%

признак субъекта

(богатый) 13%

действие субъекта (покровительствовать, защи-

объект (неимущие,

нуждающиеся, наука и культура)

щать) 15%

Схема 2. Понятийная модель концепта «Спонсор»

цель объекта (получить помощь, средства, выгоду из деятельности суб* екта, формировач финансовые фонд

форма пожертвований (имущество, денежные средства, интеллектуальная собственность) 9%

признак объекта (неимущие, нуждающиеся) 3%,

субъект (тот кто, покровитель, частно* _лицо, организация, заказчик) 21%

9%

объект (благополучатели) наука, культура, —искусство) 17%

цель субъекта (делать добро, оказать финансовую помощь, предоставить различную форму поддержки, получить выгоду) 6%.

действие субъекта

(покровительствовать, защищать,

заниматься, _ финансировать)

13%

вольная) 8%

признак субъекта (богатый) 10%

Во втором параграфе анализируется процесс актуализации концептов «Благотворитель» и «Спонсор» в языковом сознании русских в постсоветскую эпоху, а также прослеживается трансформация лексического значения репрезентантов концептосферы «Благотворительность» в советский период.

В советский период тоталитарное языковое сознание формировалось не только с помощью лозунгов и прямых запретов, но и с помощью продуманных и внедряемых в сознание людей искажений семантики понятий. При мощном идеологическом воздействии на язык оценочная модальность базировалась не на традиционных и общих представлениях о мире, а на знаниях и истинах, навязанных, внушенных и пропагандируемых в обществе. В число слов с искаженной, смещенной семантикой попадают такие понятия, как «благотворитель», «филантроп», «меценат» и их производные. Словарные описания лексем «меценат», «филантроп», «благотворитель» и однокоренных слов сопровождаются семантическими комментариями, стилистическими пометами негативного характера или свидетельствующими о том, что слово находится на периферии общественного сознания и входят в пассивный запас языка, что свидетельствует об искажении семантической структуры исследуемых лексем (Г. Н. Скляревская). Семантическая трансформация лексем «филантроп, меценат, благотворитель» на системном уровне осуществляется следующим образом: в их семантическую структуру внедряются отдаленные от денотата семы «антиобщественный элемент», «ведут эксплуататорское существование», «нежелание трудиться» «потенциально опасные для советской власти», которые вытесняют ядерные семы «щедрый», «бескорыстный» «истинный», «милосердный», «честный» и занимают все денотативное пространство. Меняется семантическое наполнение лексического значения, соответственно, аксиологический статус лексем меняется на противоположный. Мы рассматриваем данное явление как «угасание концепта» (В. И. Карасик) в русской национальной концептосфере, которое связано, в

первую очередь, с идеологизированностью языкового сознания, отраженной в словарях советского периода.

В постсоветский период в связи с причинами экстралингвистического характера в языковом сознании людей происходит актуализация слов и словосочетаний «гуманитарного» содержания и назначения, с семантикой «доброделания». Формирование концептуальной системы происходит в соответствии с принципом интерпретации, который требует последовательности и непрерывности введения новых концептов в концептуальную систему (В. А. Пшцальникова). К таким «возрожденным» концептам мы относим концепты «Благотворитель», «Меценат», «Филантроп». Концепт «Спонсор» оформился в языковом сознании носителей языка в постсоветскую эпоху, в связи с чем смысловая структура концептосферы «Благотворительность» приобрела новое семантическое наполнение.

Анализируя понятийный компонент концептов «Благотворитель» и «Спонсор» на материале словарей советского и постсоветского периодов, мы отметили следующие тенденции семантико-стилистической деривации лексем-репрезентантов данных концептов (таблица 1).

Таблица 1. Тенденции семантико-стилистической деривации лексем-репрезентантов концептов «Благотворитель» и «Спонсор»

Толковые словари советского периода Толковые словари постсоветского периода

Словарные дефиниции слов «меценат», «филантроп», «благотворитель» сопровождаются стилистическими пометами «книжн.» и «устар.» Словарные дефиниции слов «меценат», «филантроп», «благотворитель», «спонсор», как правило, не маркируются пометами функциональной, социальной и оценочной характеристики

В словарных дефинициях представлен ограниченный набор сем В словарных дефинициях происходит расширение набора сем за счет семантико-смысло-вой дифференциации лексем, обозначающих субъекта благотворительной деятельности

Ограниченная лексическая сочетаемость с другими лексемами Расширение лексической сочетаемости с другими лексемами

Компонентный анализ исследуемых лексем свидетельствует, с одной стороны, о смещении понятий «благотворитель», «филантроп», «меценат» на периферию сознания носителей русского языка в советское время, а с другой стороны, позволяет фиксировать результаты трансформация лексического значения лексем «благотворитель», «меценат», «филантроп», «спонсор» и их стилистической дифференциации в языковом сознании русских в постсоветскую эпоху.

Третий параграф посвящен поэтапному моделированию структуры концептосферы «Благотворительность» на материале массмедийного дискурса.

С целью выявления новых актуальных смыслов концептов «Благотворитель» и «Спонсор», являющихся ядерными концептами концептосферы «Благотворительность», использовался дискурсивный подход, позволяющий увидеть, какое содержание вкладывают носители русского языка в те или иные понятия и выявить связи, существующие в концептуальной системе носителей языка (т.е. взаимодействие анализируемого концепта с другими концептами). Проведенный анализ контекстов показал, что в текстовых фрагментах, связанных с представ-

лением объектов и субъектов благотворительной деятельности, выделяются четыре концептуальных сферы: «сфера деятельности» (37%); «эмоционально-оценочная сфера» (31%); «сфера субъектно-объектных отношений» (24%) «мо-тивационная сфера» (8%). Каждая сфера представлена разнообразным набором когнитивных признаков. В рамках данного параграфа представлен анализ контекстов массмедийного дискурса, в которых наиболее полно отражены сфера деятельности, эмоционально-оценочная сфера, сфера субъектно-объектных отношений и мотивационная сфера.

Сфера деятельности в структуре концептосферы «Благотворительность»

Разные виды деятельности, которую осуществляет субъект и объект благотворительности, представлены в контекстах довольно широко (37%). Сфера благотворительной деятельности актуализируется в сознании носителей языка посредством следующих когнитивных признаков (см. таблицу 2): «действие субъекта» (37%), «сфера бытования» (25%), «характер помощи» (18%), «область вложения средств» (11%), «способ передачи средств» (5%), «действие объекта» (4%).

Анализ контекстов массмедийного дискурса позволил выделить лексические единицы, вербализующие каждый из когнитивных признаков, формирующих сферу деятельности концептосферы «Благотворительность» (Таблица 2)

Таблица 2. Языковые единицы, вербализующие сферу благотворительной деятельности

Сфера деятельности

Когнитивный признак Лексические единицы Количество контекстных употреблений

Действие субъекта Заниматься, финансировать спонсировать, оказывать финансовую поддержку, помогать, защищать, покровительствовать 186

Сфера бытования Благотворительный фонд, благотворительная организация, благотворительная акция (мероприятие, проект), благотворительный концерт, благотворительный базар 125

Характер помощи Материальная, безвозмездная (бесплатная, бескорыстная), добровольная, моральная, социальная 90

Область вложения Спорт, детские мероприятия, медицина и здравоох-анение, культура и искусство, образование и наука, средства массовой информации 55

Способ передачи средств Анонимно (интимно), публично 25

Действие объекта Поиск спонсора (благотворителя), разумно тратить деньги 21

Как показал анализ массмедийного дискурса, «сфера деятельности» является наиболее актуальной в русской языковой картине мира, так как традиционно благотворительная деятельность оценивается на основе действий субъекта благотворительности, выступающего как активно действующее лицо.

Проанализировав контексты, мы построили дискурсивную (контекстуальную) модель сферы деятельности концептосферы «Благотворительность», в которой отражены актуальные для носителей языка когнитивные признаки (схема 3).

Схема 3. Дискурсивная модель сферы деятельности концептосферы «Благотворительность»

область вложения (спорт, медицина, здравоохранение, культура, искусство, образование наука,средства массовой информации); 11%

характер помощи (материальная, добровольная, моральная, социальная); 18%

способ передачи средств; 5%

действие объекта;

действие субъекта (финансировать,

заниматься, помогать, защищать, покровительствовать); 37%

форма бытования (благотворительный фонд, организация, акция, базар, проект, мероприятие, концерт); 25%

Эмоционально-оценочная сфера в структуре концептосферы «Благотворительность»

Исследуя эмоционально-оценочную сферу концептосферы «Благотворительность», мы концентрируем свое внимание на анализе эмотивно-оценочного дискурса говорящего социума и отдельной языковой личности, являющегося составной частью массмедийного дискурса в целом. Эмотивно-оценочный дискурс представляет собой систему, которая определяется ценностной картиной мира, включающей представления говорящих о ценностях (заметно изменяющиеся в последнее десятилетие), знаниями об условиях успешной коммуникации, а также информацией о семантико-прагматической специфике эмотивно-оценочного слова (Т. А. Трипольская).

«Эмоционально-оценочная сфера» отражает оценку субъекта и объекта благотворительной деятельности по отношению к личности субъекта, его деятельности, роли данной деятельности в обществе, способу передачи пожертвований и др.

В рассматриваемых нами контекстах, отражающих эмоционально-оценочную сферу концептосферы «Благотворительность», были выделены следующие когнитивные признаки: «оценка субъекта» (59%), «оценка объекта» (29%), «оценка роли СМИ в деятельности субъекта» (12%) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Языковые единицы, вербализующие эмоционально-оценочную сферу благотворительной деятельности

Эмоционально-оценочная сфера

Когнитивный признак Объект оценки Категория оценки Количество контекстных употреблений

Оценка субъекта Личность субъекта Отрицательная оценка 82

Положительная оценка 57

Нейтральная оценка 4

Деятельности субъекта Положительная оценка 77

Отрицательная оценка 83

В качестве объектов оценки в смысловой структуре данных признаков выступают «личность субъекта», «роль деятельности субъекта в обществе», «деятельность субъекта», «способ передачи пожертвований», «личность объекта», «роль СМИ в деятельности субъекта». Нами детально рассмотрены языковые способы выражения эксплицитной и имплицитной оценки когнитивного признака «оценка субъекта». Основными средствами выражения эксплицитной оценки в массмедийном дискурсе являются оценочные прилагательные и устойчивые сочетания, обладающие выраженной оценочной коннотацией; основными средствами выражения имплицитной оценки являются метафоры, ирония, средства экспрессивного синтаксиса (лексический повтор, риторические восклицания и вопросы, побудительные предложения и др.).

^ Когнитивный признак «Оценка субъекта» ^

С точки зрения ^ объекта (75%)

«-» 48% «+» 40% Противоречивое \^отношение -12%^

точки зрения объекта (56%)

«-» 58% «+» 32%

/^Сточкизреиия субъекта (25%)

«-» 87% «+» 10% Противоречивое отношение - 3% ^

С точки зрения субъекта (20%)

«-» 63% «+» 37%

Анализ языковых способов выражения оценки личности субъекта благотворительной деятельности, зафиксированных в контекстах массмедийного дискурса, позволил сделать следующие выводы: 1) несмотря на существующие в языковом сознании носителей русского языка стереотипные модели оценки «спонсор -плохой», «благотворитель — хороший», в массмедийном дискурсе в начале XXI в. наблюдается тенденция развития положительного отношения к спонсору; кроме того, традиционно считалось, что ядром концептосферы «Благотворительность» является концепт «Благотворитель», однако анализ 1986 текстовых фрагментов печатных и электронных масс-медиа, в которых зафиксированы лексемы, обозначающие субъект благотворительной деятельности, показал количественное преобладание контекстов с лексемой «спонсор» - 876 контекстов, «благотворитель» - 647 контекстов; 2) основанием для положительной и отрицательной оценки субъекта благотворительной деятельности является соответствие или несоответствие его качеств, действий сформированным в русской национальной картине мира ценностям и эталону / образцу социально одобряемого поведения.

Анализ массмедийного дискурса позволил выявить новые актуальные для носителя языка смыслы и расширить смысловую структуру данного признака.

В исследуемой сфере, с одной стороны, отражаются стереотипные ценностные установки, оказывающие значительное влияние на формирование общего мировоззрения носителей русского языка. С другой стороны, сфера характеризуется концептуальной противоречивостью аксиологических оценок, приписываемых различным составляющим благотворительной деятельности в современном российском обществе.

Сфера субъектно-объектных отношений в структуре концептосферы «Благотворительность»

Сферу субъектно-объектных отношений формируют следующие когнитивные признаки: «признак субъекта» (45%), «субъект» (38%), «объект» (11%), «признак объекта» (6%). Анализ контекстов массмедийного дискурса позволил выделить языковые единицы, вербализующие когнитивные признаки, формирующие сферу субъектно-объектных отношений в структуре концептосферы «Благотворительность».

Таблица 4. Языковые единицы, вербализующие сферу

субъектно-объектных отношений благотворительной деятельности

Сфера субъектно-объектных отношений

Когнитивный признак Лексические единицы Количество контекстных употреблений

Признак субъекта Честный, щедрый, добрый, богатый, современный, профессиональный, серьезный, уважаемый, известный, активный, липовый, нечистый, лживый, жадный, бессердечный, непрофессиональный, несерьезный, неуважаемый, лицемерный, хитрый, очередной 147

Субъект Частное лицо, доброволец, волонтер, отдельные граждане, общественные организации, религиозные организации, органы государственной власти 124

Объект Социально незащищенные группы граждан (дети, инвалиды, пенсионеры, конкретный человек), сферы жизнедеятельности (наука, культура, искусство, религия, медицина), организация 36

Признак объекта Неимущие (бедные), несчастные, нуждающиеся, беспомощные 20

Сфера субъектно-объектных отношений является важной частью концептосферы «Благотворительность», так как основу благотворительной деятельности составляют отношения, устанавливаемые между субъектом и объектом. Субъ-ектно-объектные отношения в благотворительной деятельности отличаются противоречивым характером и не определены до конца в современном российском обществе.

Актуализация когнитивных признаков «признак субъекта», «субъект», «объект», «признак объекта» отражена в следующей модели субъектно-объектных отношений в концептосфере «Благотворительность» (схема 4).

Сфера «субъектно-объектных отношений» концептосферы «Благотворительность» отражает сложную организацию взаимодействия субъекта и объекта в современной системе благотворительности. Контексты фиксируют наличие посредников между субъектом и объектом - государство, фандрайзинг, СМИ, -позволяющих выстроить процесс помощи организованно и системно. Отметим, что сфера субъектно-объектных отношений имеет достаточно гибкую структуру и способность к взаимозаменяемости (т.е. субъект может стать объектом и наоборот). Изменения в концептосфере связаны с тем, что субъектом и объектом благотворительной деятельности могут выступать как частные лица, так и орга-

низации, что находит выражение в расширении языковых средств, объективирующих данную сферу.

Схема 4. Дискурсивная модель сферы субъектно-обьектиых отношений концептосферы благотворительность

признак субъекта (честный, щедрый, добрый, богатый, современный, профессиональный, серьезный, уважаемый, известный, анонимный, активный, липовый, жадный, непрофессиональный, несерьезный, неуважаемый, лицемерный, хитрый, очередной) 45%

Мотивационная сфера в структуре концептосферы «Благотворительность»

Мотивационная сфера концептосферы «Благотворительность» представлена следующими когнитивными признаками: «мотивы субъекта» (42%), «цель субъекта» (31%), «стимулы субъекта» (16%), «цель объекта» (11%).

Таблица 5. Языковые единицы, вербализующие мотивационную сферу благотворительной деятельности

Мотивационная сфера

Когнитивный признак Лексические единицы Количество контекстных употреблений

Мотивы субъекта Искупить грехи, помогать, альтруизм, моральное удовлетворение, сострадание, милосердие, соучастие, симпатия, жалость по отношению к объекту, христианская традиция, стремление маркирования собственного социального статуса, создание благоприятного имиджа, отождествление с известным именем поддерживаемого, получение новых общественных связей за счет контактов с партнерами -бизнесменами и чиновниками 46

Цель субъекта Делать добро, обеспечивать социальное благополучие в обществе, получить разного рода выгоду, оказывать финансовую поддержку 34

Стимулы субъекта Соответствие моде, общественное признание, оправдать ожидания коллег 18

Цель объекта Получить помощь, средства, приобретение новых партнеров, поиск спонсора (привлечение финансовых ресурсов) 12

объект (социально незащищенный группы граждан, сферы жизнедеятельности, конкретный человек, организация) 11%

субъект (частное лицо общественные, религиозные организм органы государственной власти) 38%

признак объекта (неимущие, несчастные, нуждающиеся, беспомощные) 6%

Мотивационная сфера концептосферы «Благотворительность», наряду со сферой субъектно-объектных отношений, является одной из важнейших составляющих в современной благотворительной деятельности. Вопрос о мотивах благотворителя является в настоящее время активно обсуждаемым среди разных социальных слоев ввиду того, что данный вопрос неразрывно связан с этической и морально-нравственной составляющей благотворительности.

Анализ контекстов массмедийного дискурса позволил выделить языковые единицы, вербализующие когнитивные признаки, формирующие мотивацион-ную сферу в структуре концептосферы «Благотворительность».

Анализ когнитивных признаков «мотив субъекта», «цель субъекта», «стимул субъекта», «цель объекта» в массмедийном дискурсе позволяет построить следующую модель мотивационной сферы концептосферы «Благотворительность» (схема 5).

Схема 5. Дискурсивная модель мотивационной сферы концептосферы «Благотворительность»

Стимул субъекта (соответствие моде, общественное признание, оправдать ожидание коллег) 16%

Цель субъекта (делать добро, обеспечивать социальное благополучиев обществе, получить разного вида

выгоду, оказывать _____

фт);шсовую —

поддержку) Л]

Специфика мотивационной сферы благотворительной деятельности заключается в синкретичности и амбивалентности ее когнитивных признаков. Мотивы, стимулы, цели субъекта ориентированы не только на реализацию социальных, религиозных, морально-нравственных ценностей, но и на стремление реализовать приватные ценностные интересы личности благотворителя (искупить греховность нажитого богатства; увековечить себя в памяти потомков; маркировать социальный статус; продемонстрировать гражданскую активность для получения различных социальных преференций и т.п.).

Контекстуальное исследование концептов «Благотворитель» и «Спонсор», являющихся ядерными в структуре концептосферы «Благотворительность», на материале массмедийного дискурса позволило нам построить обобщенную дискурсивную модель концептосферы «Благотворительность» (схема 6).

Цель объекта (получить разного

рода помощь, приобретение новых партнеров, поиск спонсора) 11%

Мотив субъекта

(морально-нравственные, религиозные, социальные, .личные, мотивы делового характера) 42%

Схема 6. Дискурсивная модель концептосферы «Благотворительность»

Дискурсивная модель концептосферы «Благотворительность»

Сфера деятельности (37%)

- когаитивиьш признак «действие субъекта» (37%)

- когнитивный признак «сфера бытования» (25%)

- когнитивный признак «характер помощи» (18%)

- когнитивный признак «область вложения» (11 %)

- когнитивный признак «способ передачи пожертвований» (5%)

- когнитивный признак «действие объекта» (4%)

Эмоционально-оцеиочиая сфера (31%)

- когнитивным признак «оценка субъекта» (59%)

- когнитивный признак «оценка объекта» (29%)

- когнитивный признак «оценка роли СМИ

в деятельности субьекга» (14%)

Сфера субъекгно-

объекгных отношений (24%)

- когнитивныи признак «признак субъекта» (45%)

- когнитивный признак «субъект» (38%)

- когнитивный признак «обьекг» (11%)

- когнитивный признак «признак объекта» (6%)

; V

Мотивациоиная сфера (8%)

- когнитивныи признак «мотив субъекта» (42%)

- когнитивный признак «цель субъекта» (31%)

- когнитивный признак «стимулы субъекта» (16%)

- когнитивный признак «цель объекта» (11%)

В заключении приводятся основные результаты исследования концепто-сферы «Благотворительность» в русской языковой картине мира, намечаются перспективы изучения данной концептосферы.

Главным результатом работы является комплексное лингвокогнитивное исследование концептосферы «Благотворительность» и концептов «Благотворитель» и «Спонсор», формирующих ядро данной концептосферы, репрезентирующих смыслы, связанные с субъектом благотворительной деятельности. Кроме того, были смоделированы лингвокультурные типажи «благотворитель» и «спонсор».

Компонентный анализ лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность» позволил обозначить актуальные для носителей языка когнитивные признаки, формирующие концептуальное пространство концептосферы «Благотворительность». Нами были обнаружены когнитивные признаки, с одной стороны, поддерживающие смысловую связь между отдельными концептами в структуре концептосферы, а с другой стороны, влияющие на концептуальные изменения в структуре концептосферы «Благотворительность» в современный период.

Сравнительный анализ понятийных моделей концептов «Благотворитель» и «Спонсор», а также анализ массмедийного дискурса показал, что в конце XX -начале XXI вв. в сознании носителей русского языка наблюдается процесс изменения ценностного отношения к понятию благотворительности, что позволяет проследить направления концептуальных изменений в концептосфере «Благотворительность» в определенный период. Одной из специфических черт концептосферы «Благотворительность» можно считать ассоциирование актуальных компонентов исследуемой концептосферы с определенными областями действительности: деятельность, субъектно-объектные отношения, эмоционально-оценочная сфера, мотивы, что подтверждает анализ массмедийного дискурса. Наиболее ярко в массмедийном дискурсе отражена эмоционально-оценочная сфера, включающая в себя ценностные представления и знания о благотворительности и отражающая аксиологические установки носителей языка в современный период развития благотворительности.

Одной из важнейших характеристик концептосферы «Благотворительность» на современном этапе является ее амбивалентный характер, т.е., с одной стороны, субъектом благотворительной деятельности может выступать лицо, имеющее желание и возможность помочь, а с другой стороны, благотворительность -это часть бизнеса, связанная с системой перераспределения доходов в обществе. В связи с этим в сознании носителей языка происходит «смешение» понятий «благотворительность» и «спонсорство», что влечет за собой неоднозначное отношение к данным понятиям.

Перспективы исследования мы видим в сравнительном изучении европейской и российской модели благотворительности, что позволит выявить разницу в отношении к благотворительности представителей различных культур.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: статьи в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ

1. Флат, М. А. Субъектно-объектные отношения в концептосфере «Благотворительность» / М. А. Флат // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. - № 2/1 (78). - С. 153-157.

2. Флат, М. А. Ценностно-мотивационная структура концептосферы «Благотворительность» (дискурсивный анализ) / М. А. Флат // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2013. - № 1 (38). - С. 199-202.

3. Флат, М. А. Когнитивный признак «Оценка субъекта» концептосферы «Благотворительность» (дискурсивный анализ) / М. А. Флат // Вестник алтайской науки. - Барнаул. - 2013. - № 2. - С. 139-142.

Статьи в сборниках научных трудов

4. Флат, М. А. Динамика концепта «благотворительность» в языковом сознании русских / М. А. Флат // Динамика языка и сознания: психолингвистический и когнитивный аспекты исследования : коллективная монография / под ред. проф. Е.В. Лукашевич. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. - С. 106-128.

5. Флат, М. А. «Меценат» - «благотворитель» - «филантроп» в русском языковом сознании (советский и постсоветский периоды) / М. А. Флат // Очерки гуманитарных исследований / под ред. Е. В. Лукашевич. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Вып. 7. - С. 142-153.

6. Флат, М. А. Процесс типизации языковых личностей в современной лингвистике / М. А. Флат // Очерки гуманитарных исследований / под ред. Е. В. Лукашевич. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. — Вып. 8. - С. 115-125.

7. Флат, М. А. Описание общих русских и монгольских культурных констант / М. А. Флат //Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории : коллективная монография / под ред. проф. М. Ю. Шишина. - Барнаул : ОАО Алтайский дом печати, 2010. - С. 119-143.

8. Флат, М. А. О некоторых аспектах создания словника культурных констант в трансграничной области на Алтае / М. А. Флат // Вестник АлтГТУ. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. -№ 1-2. - С. 129-132.

9. Флат, М. А. Словник культурных констант в трансграничной области на Алтае как одна из разновидностей лингвокультурологических словарей / М. А. Флат // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения : материалы V всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул : ОАО Алтайский дом печати, 2010. - С. 414-418.

10. Флат, М. А. Формирование лингвокулыурологической компетенции студентов-иностранцев при изучении русского языка / М. А. Флат // Экономика. Сервис. Культура. Туризм : материалы Международной практической конференции АлтГТУ. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. - С. 123-130.

11. Флат, М. А. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода при обучении русскому языку иностранных студентов гуманитарных специальностей / М. А. Флат // Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания : материалы I Международной научно-практической конференции. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013. - С. 145-149.

12. Флат, М. А. Парадоксы русской благотворительности / М. А. Флат. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа : // [http://cogita.ru/news/vnimanie-оЬуау^гИгеШ-копкиге-езве].

 

Текст диссертации на тему "Концептосфера "Благотворительность" в русской языковой картине мира"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04201459562 На правах рукописи

Флат Марина Аркадьевна

Концептосфера «Благотворительность» в русской языковой картине мира (динамический аспект)

Специальность 10.02.01 - русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель — д-р филологических наук, профессор Е.В. Лукашевич

Барнаул 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................................................................4

Глава 1. Понятийно-терминологический аппарат исследования..................14

1.1 Концептосфера как объект лингвокогнитивного исследования................14

1.2 Концептосфера как когнитивная структура................................................................18

1.2.1 Ментальные репрезентации как содержательные элементы концептосферы......................................................................................................................22

1.2.2 Концепт как вид ментальных репрезентаций знания..........................26

1.2.3 Ценность как реализация аксиологических установок носителя языка в рамках концептосферы....................................................35

1.3 Лингвокультурный типаж как объект лингвистического изучения.... 41

1.3.1 Процесс типизации личности в современной лингвистике..........42

1.3.2 Лингвокультурный типаж как разновидность концепта..................44

ВЫВОДЫ..............................................................................................................................................49

ГЛАВА 2. Концептосфера «Благотворительность»: параметры

модели и смысловое наполнение......................................................................................................52

2.1 Компонентный анализ словарных дефиниций репрезентантов концептосферы «Благотворительность»........................................................................52

2.1.1 Понятийная модель концепта «Благотворитель»....................................55

2.1.2 Понятийная модель концепта «Спонсор»......................................................59

2.2 Актуализация концептов «Благотворитель» и «Спонсор» в языковом сознании русских в постсоветскую эпоху..........................................67

2.2.1 Трансформация лексического значения лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность» в советский период............................................................................................................................................67

2.2.2 Динамика концептов «Благотворитель», «Меценат», «Филантроп», «Спонсор» в языковой картине мира носителей русского языка в постсоветский период............................72

2.3 Моделирование структуры концептосферы «Благотворительность»

на материале массмедийного дискурса...................................... 76

2.3.1 Сфера деятельности в структуре концептосферы «Благотворительность»................................................ 78

2.3.2 Эмоционально-оценочная сфера в структуре концептосферы «Благотворительность»................................................ 94

2.3.3 Сфера субъектно-объектных отношений в структуре концептосферы «Благотворительность»........................... 122

2.3.4 Мотивационная сфера в структуре концептосферы «Благотворительность»................................................ 139

ВЫВОДЫ.................................................................................. 155

Заключение............................................................................... 158

Список литературы...................................................................... 160

Список принятых сокращений........................................................ 189

Приложение 1. Контексты, отражающие разные сферы благотворительной деятельности........................................................................ 191

Приложение 2. Сравнительная характеристика лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор» (на материале массмедийного

дискурса)................................................................................... 205

Приложение 3 Алфавитный список лексем-репрезентантов концептосферы «Благотворительность»........................................................ 209

Приложение 4 Идиоматические выражения, репрезентирующие концептосферу «Благотворительность».............................................212

ВВЕДЕНИЕ

Данное диссертационное сочинение посвящено комплексному лингвокогнитивному исследованию концептосферы «Благотворительность». В работе термин «концептосфера» в зависимости от стоящих перед нами на разных этапах исследования задач рассматривается в двух значениях. Во-первых, вслед за Д. С. Лихачёвым, концептосфера определяется в широком смысле как «совокупность всех знаний и понятий, возникающих при произношении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности, а также система представлений, образов и ассоциаций, рождающихся при сознательном или бессознательном механизме восприятия и ассоциирования» [Лихачёв 1993, с. 14]. Употребление термина в данном значении было обусловлено мыслью Д. С. Лихачёва о том, что концептосфера «соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно» [Лихачёв 1993, с. 282]. На формирование концептосферы «Благотворительность» значительное влияние оказал исторический и религиозный опыт русского народа. Во-вторых, в узком смысле концептосфера рассматривается нами «как совокупность концептов, вбирающих в себя знания о различных, но связанных между собой явлениях действительности и объединенных общей идеей» [Приходько 2011, с. 24]. Ядерную зону исследуемой концептосферы формируют концепты «Благотворитель» и «Спонсор», репрезентирующие смыслы, связанные с субъектом благотворительной деятельности, в связи с чем в работе сделан акцент на анализе данных концептов.

Исходя из специфики объекта, предмета и материала, в основу нашего исследования концептов легли основные принципы семантико-когнитивного направления в концептологии, которое подразумевает исследование языка как средства доступа к содержанию концептуальных структур. Однако, естественно, это не исключает возможности использования теоретического материала других направлений в изучении концепта. Так,

4

лингвокультурологическое направление (исследование концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры) для нас также актуально, так как мы рассматриваем благотворительность как элемент русской лингвокультуры.

Актуальность данного исследования определяется:

1. Повышенным интересом к интенсивному изучению социокультурного феномена благотворительности и его отдельных составляющих не только в рамках лингвистики, но и в дисциплинарных плоскостях философии, культурологии, социологии, психологии, экономики, истории.

2. Изменениями динамического характера в концептуальной и смысловой структуре концептосферы «Благотворительность», произошедшими в постсоветский период [Жуков 2002; Бобровников 2000; Тазьмин 2002 и др.]. Благотворительность в советский период российской истории находилась под идеологическим запретом. Сегодня в связи с происходящими изменениями в политической и экономической жизни общества пересматриваются и сложившиеся представления человека о мире [Вепрева 2005].

3. Акцентированием динамического аспекта при моделировании концепта в рамках психолингвистической и когнитивной парадигм [Лукашевич 2002, 2003, 2012; Корнеев 2007, Заречнева 2010, Баландина 2013 и др.].

4. Активно развивающимся направлением изучения лигвокультурных типажей [Дмитриева 2005, 2007; Карасик 2005; Красных 2002 и др.].

Научная новизна исследования заключается в том, что 1) в работе впервые

проводится комплексное исследование концептосферы «Благотворительность» в

рамках русской языковой картины мира: дается системное представление

концептосферы, анализируются ее фрагменты во всей их целостности и

взаимосвязи, определяются границы концептосферы, выявляется ее динамический

характер, характеризуются понятийная и дискурсивная модели концептосферы

«Благотворительность»; 2) концепты, входящие в структуру концептосферы

«Благотворительность», описываются не как изолированные смысловые единства,

5

а как взаимосвязанные, структурированные особым образом элементы концептосферы; 3) предпринимается попытка моделирования лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор», являющихся обобщенными образами личностей, чье поведение и чьи ценностные ориентации существенным образом влияют на современную российскую лингвокультуру в целом; 4) путем выделения дифференциальных когнитивных признаков в структуре концептов «Благотворитель» и «Спонсор» выявляется смысловая дифференциация в восприятии носителями русского языка субъектов благотворительной деятельности.

Объектом исследования служат лексемы, являющиеся языковыми репрезентациями концептосферы «Благотворительность», представленные в разнообразных лексикографических источниках и массмедийном дискурсе.

Предметом исследования являются лингвокогнитивные признаки концептосферы «Благотворительность», представляющей, с одной стороны, сложное многокомпонентное знание о фрагменте окружающей действительности, с другой - многогранное, активно развивающееся, противоречивое явление, имеющее свое выражение в различных сферах человеческого бытия.

Цель работы - моделирование концептосферы «Благотворительность» как динамической системы смыслов, различающихся степенью актуальности в русской языковой картине мира, и выявление направлений концептуальных изменений.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Выявить тенденции исследования концептосферы в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

2. Обосновать необходимость применения комплекса различных методов к исследуемому материалу для выявления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в русской языковой картине мира.

3. Построить понятийную модель концептосферы «Благотворительность» на основе анализа словарей советского и постсоветского периодов.

6

4. Реконструировать дискурсивную модель концептосферы «Благотворительность» на основе анализа массмедийного дискурса.

5. Охарактеризовать лингвокультурные типажи «благотворитель» и «спонсор».

6. Установить основные направления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в современный период.

Материалом исследования послужили данные 14-ти словарей современного русского языка, 8-ми энциклопедических словарей, а также языковые репрезентации концептосферы в специализированных изданиях, посвященных проблеме спонсорства и благотворительности (электронный журнал «Филантроп», «Деньги и Благотворительность», «Благотворительность в России», «Элита общества», «Вестник благотворительности», «Деловое обозрение», журнал для руководителей «The Chief» и др. за 1992-2013 гг.) и языковые репрезентации данных концептов, представленные в интернет-источниках: поисковых системах Google (интернет-порталы «Меценат» [http://www.maecenas.ru] и «Милосердие. RU» [http://www.miloserdie.ru]), на сайте «Национальный корпус русского языка» [http://www.rus.corpora.ru], Япс1ех. Server. Всего было проанализировано 789 словарных статей, а также 3345 контекстов. Их них в 1986 текстовых фрагментах зафиксированы лексемы, обозначающие субъект благотворительной деятельности: «благотворитель» (647 контекстов), «спонсор» (876 контекстов), «филантроп» (235 контекстов), «меценат» (228 контекстов).

Объем фактического материала представлен в следующей таблице:

Языковые единицы Количество

Словарные статьи 467 (словари советского периода) 322 (словари постсоветского периода)

Лексемы 225

Идиоматические выражения 95

Контексты 3345

Основные методы исследования: метод дефиниционного анализа, метод компонентного анализа, сопоставительный метод, концептуальный анализ, метод интепретации, метод количественных подсчетов, метод интроспекции.

Методика исследования - поэтапное построение понятийной и дискурсивной моделей концептосферы «Благотворительность» и установление корреляции между ними для выявления основных направлений концептуальных изменений в концептосфере:

1. На основе анализа дефиниций в лингвистических и энциклопедических словарях выявляются лексемы-репрезентанты концептосферы «Благотворительность». Комплексный характер предпринятого исследования обусловил использование разнообразных словарей, в основе отбора которых лежит идея полноты концептуального описания. С помощью метода компонентного анализа описывается семный состав лексем-репрезентантов концептосферы в системе языка (понятийная модель). Сопоставительный метод позволяет сравнить особенности процесса объективации концептосферы в советский и постсоветский периоды.

2. На основе концептуального анализа массмедийного дискурса выявляются языковые средства, которые используются «человеком по мере осуществления им речевых актов, разных по своим установкам и целям, по условиям их осуществления» [Кубрякова 2004, с. 520], в процессе объективации когнитивных признаков, репрезентирующих концептосферу «Благотворительность» (дискурсивная модель), и выявляются признаки лингвокультурных типажей «благотворитель» и «спонсор».

3. Метод интерпретации ценностно-маркированных высказываний, характеризующих концептосферу и лингвокультурные типажи, и компонентный анализ контекстных словоупотреблений позволяют обнаружить потенциальные смыслы, раскрывающие связь «языка, сознания и культуры с точки зрения формы, функции и ситуативной, социально-культурной обусловленности» [Макаров 2003, с. 99].

4. Между признаками, образующими каждую из структур концептосферы, устанавливается корреляция, что позволяет выявить основные направления динамики смыслового наполнения концептосферы «Благотворительность» в современный период.

'Теоретическая значимость проведённого исследования определяется его вкладом в разработку актуальных проблем современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии: динамика концептуальных структур и их взаимодействие с языковыми структурами, культурно значимые концепты и образ человека в русской языковой картине мира. Результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке теоретических проблем лингвоконцептологии, описывающих структуру концептосферы как смыслового объединения концептов.

Практическая значимость работы связана с возможностью применения ее результатов для разработки курсов и спецкурсов по когнитивной лингвистике, лингвоконцептологии и лингвокультурологии, в межкультурной коммуникации, в практике преподавания русского языка как иностранного и др. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в лексикографической практике, а также в бизнес-консалтинге при составлении методических рекомендаций субъектам благотворительной деятельности. Результаты исследования могут также стать основой для сравнительного исследования концептосферы «Благотворительность» в разных языках и культурах мира.

Методологической базой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике (Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, Н. Н. Болдырев и др.); лингвистической и когнитивной семантике (Ю. Д. Апресян, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, Дж. Лайонз, Е. В. Лукашевич, Р. И. Павиленис, 3. Д. Попова, В. И. Постовалова, Е. В. Рахилина, И. А. Стернин и др.); психолингвистике (А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, В. А. Пищальникова, Е. Ф. Тарасов, Р. М. Фрумкина, Н. В. Уфимцева), теории концепта и концептосферы (Н. Д. Арутюнова, А. С. Аскольдов, А. П. Бабушкин, С. Г. Воркачев, В. И.

9

Карасик, В. В. Колесов, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачёв, С. X. Ляпин, 3, Д. Попова, Г. В. Приходько, И. А. Стернин, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, В. И. Убийко и др.); теории лингвокультурных типажей (О. А. Дмитриева, Т. А. Ивушкина, В. И. Карасик, Е. А. Ярмахова и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вербализация репрезентаций концептосферы в различных видах дискурса позволяет структурировать ее определенным способом, но возможность вербализации ментальных репрезентаций с помощью разных языковых структур (с учетом параметров формы и содержания; синхронии / диахронии; синтеза / анализа и др.) и используемые исследователем методики обусловливают определенную заданность в представлении модели концептосферы, в выборе значимых и фоновых параметров.

2. Концептосфера «Благотворительность» относится к числу базовых концептосфер в русской языковой картине мира. Амбивалентность репрезентируемого в концептосфере явления благотворительности в современный период заключается, с одной стороны, в том, что благотворительность - это проявление личности благотворителя, выраженное в стремлении делать добрые дела, помогать ближнему (частная благотворительность); с другой стороны, благотворительность - это часть бизнеса, связанная с системой перераспределения доходов в обществе (корпоративная благотворительность). В первом случае благотворительность рассматривается как аксиологическая сфера деятельности, основанная на христианских ценностях, морали и традициях; во втором случае речь идет о благотворительности как рынке