автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Концепция "времени / вечности" в творческом сознании Вл. Соловьева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мокрова, Анна Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ВЛ. СОЛОВЬЕВА.
ГЛАВА 2. «ВРЕМЯ» И «ВЕЧНОСТЬ» В ЭСТЕТИКЕ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ ВЛ. СОЛОВЬЕВА.
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТЫ «ВРЕМЯ» И «ВЕЧНОСТЬ» В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЛ. СОЛОВЬЕВА.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Мокрова, Анна Владимировна
Обширному наследию Вл. Соловьева - трудам в области философии и религии, этики и эстетики, литературы и критики - присущ характер особой системности и целостности, что было отмечено еще современниками. «Само собой разумеется, -писал М.С. Соловьев в «Предисловии к первому изданию» собрания сочинений Вл. Соловьева, - что обозначения: философские, богословские, публицистические сочинения - в значительной мере условны, потому что всякий, знакомый с сочинениями Владимира Соловьева, согласится с тем, что в большинстве из них элементы философский, богословский и публицистический не отделимы один от другого».1 С.Н. Булгаков представлял творчество Вл. Соловьева не иначе, как «опыт философского синтеза, единственного в своем роде». Е.Н. Трубецкой, видя наметившееся роковое противостояние духовного и нравственного, настаивал на том, что «всякие попытки отделить в Соловьеве философа от религиозного мыслителя тщетны и могут рассматриваться как доказательство известного безвкусия».3
Действительно, все созданное Соловьевым настолько последовательно подчинено авторской онтологической концепции, что каждое произведение, в том числе и художественное, по существу является новой формой выражения (нередко художественной) основной идеи философа - всеединства - «того идеального единства, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического процесса» (VII, 45)4, завершая который .утро вечное восходит к жизни новой Во всех и все в Одном.
XII, 88
Поэтому при изучении какой-либо части наследия Вл. Соловьева - философии, эстетики, поэзии и т. п. - важно, во-первых, учитывать специфику теории
1 Соловьев М. Предисловие к первому изданию // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 12 т. Фототипическое изд. Брюссель, 1966. Т. 1.
2 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 175.
3 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1913. Т. 1. С. 269.
4 Произведения Вл. Соловьева цитируются по изд.: Соловьев B.C. Собр. соч.: В 12 т. Фототипическое изд. Брюссель, 1966 - 1970. (Римская цифра в скобке указывает том, арабская - страницу). всеединства, проявившуюся на уровне творческого метода Вл. Соловьева в попытке рассмотреть все многообразие окружающего мира через призму одной глобальной идеи. И во-вторых, вслед за Соловьевым, осмыслить все его творчество как ответ на «первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязания на общий интерес», то есть «вопрос о цели существования» (I, 250).
Эти обстоятельства ставят перед исследователями творчества Вл. Соловьева по меньшей мере две общие задачи, без решения которых полноценное изучение наследия такого масштаба представляется невозможным.
Первая определяется необходимостью ввода в аппарат исследования категорий (понятий), применимых не только ко всем сферам его творчества, но и к разным их уровням.5 Такой категорией, на наш взгляд, может стать концепт, как логически и словесно фиксированное обобщенное представление о том или ином явлении окружающего мира.
Идея существования концептов, или общих понятий, споры об их природе, восходящие к средневековой теории универсалий6, в настоящий момент оказались 7 в центре внимания мировои науки о языке, его «экзистенциально-онтологических основах».8 В русском языкознании теория концепта появляется в 20-х годах XX века, однако ее предпосылки можно обнаружить еще в XIX веке - в трудах А.А. Потебни, который предлагал различать в слове «внешнюю форму, т. е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание».9 Описывая процесс бытования слова (другими словами - образование концепта), Потебня отмечает особо важный момент
5 Об уровневых моделях, ориентированных на практику литературоведческого анализа, см.: Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001. С. 98 - 111.
6 Краткий обзор проблемы толкования концептов см., например: Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская речь. Л., 1928. С. 30-31.
7 Показательно, что основателями концептуального анализа считаются крупнейшие философы: Л. Витгеншейн, Г.Х. фон Вригт, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, М. Пубер и др.
8 Хайдеггер М. Бытие и время // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 3 - 45.
9 Потебня А.А. Мысль и язык. Поэзия. Проза. Сгущение мысли // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 22. забвение внутренней формы и, как следствие, возникновение вторичного восприятия (апперцепции), которое «в слове сгущает чувственный образ, заменяя его стихии одним представлением, расширяя содержание, сообщая возможность движения большим мыслительным массам».10
Опираясь на понятие внутренней формы Потебни, московская и ленинградская лингвистические школы разрабатывали теорию концепта.
Представитель московской школы С.А. Аскольдов (Алексеев) определял концепт как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода».11 (Ср. у Потебни: «Представление замещает собой образ. Отсюда большая быстрота мысли. Посредством соединения представления с другими представлениями производится расчленение образа, превращение его в понятие, установление связи между мыслями, их подчинение и соподчинение»).12 Аскольдову принадлежит мысль о сходстве проблем концепта и художественного слова, которые «не только имеют точки соприкосновения, но в основе положительно совпадают».13 Его теория слова как составной части художественного концепта основана на различии ролей слова в процессе познания (термин, обладающий по преимуществу номинативной или дефинитивной функцией) и в художественном творчестве {символ, «т. е. нечто, имеющее внутреннюю органическую связь со своим значением»).14 Указывая на двойственную природу концептов (имея в виду ее «психофизиологический» характер), Аскольдов называет их «почками сложнейших соцветий мысленных конкретностей»15 и «эмбрионами мысленных операций, которые в своем раскрытии могли бы занять часы, дни, иногда месяцы».16
Продолжая традиции московского направления, современную теорию концепта
10 Там же. С. 51. Аскольдов С.А. Ук. соч. С. 31.
12 Потебня А.А. Слово и его свойства. Речь и понимание // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 133.
13 Аскольдов С.А. Ук. соч. С. 29.
14 Там же. С. 40.
15 Там же. С. 34.
16 Там же. С. 36. разрабатывает группа «Логический анализ языка» при Институте языкознания
РАН, наиболее известными представителями которой стали Ю.Д. Апресян, Н.Д.
Арутюнова и Ю.С. Степанов. Последний в работе «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования» (1997), объясняя природу концепта, представляет его «как бы сгустком культуры в сознании человека», тем, в виде чего «культура входит в ментальный мир человека» и посредством чего «человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».17 Таким образом, концепт, по представлению Ю.С. Степанова, - «основная ячейка культуры в ментальном мире 10 человека».
Ученые ленинградской лингвистической школы, в частности Г.Г. Шпет,19 также принимая за основу идею внутренней формы А.А. Потебни, по-своему решали проблему концепта. Один из современных крупнейших лингвистов -представителей этого направления - В.В. Колесов в своих работах доказывает, что концепт - это «точка отсчета и завершение процесса на новом витке
9П семантического развития живого в языке». Размышляя об объективной природе концепта, В.В. Колесов называет его «реальностью национальной речемысли, образно данной в слове», то есть тем, «что не подлежит изменениям в семантике словесного знака. диктует говорящим на данном языке, определяя их выбор, направляя мысль, создавая потенциальные возможности языка-речи».21
Итак, именно в концепте, как в языковой категории, наиболее очевидна
УУ взаимосвязь философской (онтологической) и лингвистической ипостасей слова. И что еще существеннее, концепт, как гносеологическая единица измерения, обладает объективно-субъективной природой: «может иметь все степени адекватности внешнему бытию и даже отражать его идеальную природу»23 и
17 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 40.
18 Там же. С. 41.
19 Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.
20 Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 1992. Сер. 2. Вып. 3. С. 37.
21 Там же. С. 36.
22 «Целостность значения, присущая понятности, обретает слово. Навстречу значениям растут слова. Но отнюдь не слововещи снабжаются словами». - Хайдеггер М. Ук. соч. С. 24.
23 Аскольдов С.А. Ук. соч. С. 35. одновременно приобретать индивидуальную смысловую окраску в творчестве отдельного автора. (Это объясняется достаточно сложной структурой концепта: в него, помимо «чистого» понятия - логически оформленной мысли, - входят этимология обозначающего слова, история его бытования, современные ассоциации и т. д., а также авторская оценка явления).
Вторая глобальная задача, стоящая перед исследователями творчества Вл. Соловьева, характеризующегося тематическим многообразием и одновременно внутренним концептуальным единством, заключается в поиске всеорганизующего семантического центра, позволяющего говорить о специфике каждой сферы деятельности Вл. Соловьева (философии, эстетике, поэзии и т. п.), имея в виду их взаимосвязь и несомненное взаимовлияние.
Многочисленные попытки выявить стержневое понятие мировоззренческой системы Вл. Соловьева были предприняты еще в начале прошлого века. «В учении Соловьева есть нечто сверхсовременное, что пребывает в смене явлений и в чередовании исторических эпох, - писал Е.Н. Трубецкой. - Это сверхсовременное есть то самое, что Соловьев считал важнейшим своим делом - его учение о смысле жизни, или, что то же самое, - его учение о Богочеловечестве. Здесь сплетаются воедино все его мысли, все его учение философское и религиозное».24 С.Н. Булгаков считал, что «идея положительного всеединства составляет. основное начало всей философии Вл. Соловьева, ее альфу и омегу». А.Ф. Лосев принимал Софию за «основной и центральный образ, или идею, всего.
Л/ философствования». Таким образом, идеи Богочеловечества, или Софии, и положительного всеединства трактовались в большинстве случаев как основные лишь для философии Вл. Соловьева, но отнюдь не как объединяющие начала всего
24 Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 456; идею Богочеловечества как «центральную идею всей жизни» Соловьева выдвигал и Н. Бердяев.
25 Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева. М., 1993. С. 389.
26 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 210.
27 См. у Вл. Соловьева: «София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе или Христе» (III, 121). творчества.
Сложнейшим вопросом, напрямую связанным с обнаружением такого центра, остается проблема соотношения поэтической и философской сторон творчества Вл. Соловьева. Первостепенность и значимость каждой из них в истории освоения его наследия оценивались по-разному. При множестве подходов к проблеме взаимодействия поэзии и философии Вл. Соловьева можно выделить две основные тенденции. Первая заключается в признании тесной связи между философской и поэтической сферами творчества с одновременным указанием на их неравноправное положение.
Так, Ю.И. Айхенвальд в статье «Владимир Соловьев (его стихотворения)» утверждал: «В исключительной одаренности Владимира Соловьева поэтический талант не является самой блистательной гранью. Художник в своей прозе, он часто в своих стихах - только мыслитель. К собственным стихотворениям нередко пишет он подстрочный комментарий и вообще относится к ним умно. Не чувствуется в них беззаветная стихия самой поэзии, великая наивность чистого художества».29 К.В. Мочульский также определял поэзии второстепенное место, по сравнению с философией: «Соловьев - поэт в философии и философ в поэзии. быть может, он не столько чувствует, сколько размышляет над чувством».30 Крайнюю степень умаления значимости поэтического дарования Вл. Соловьева выразил П.П. Громов, считавший, что «не будет особого огрубления, если сказать, что стихи Соловьева -во многом иллюстрации на личном материале к его общефилософским положениям и декларациям».31
Иначе виделось рассматриваемое соотношение С.Н. Булгакову, который отводил главенствующую роль поэзии: «. поэзия Соловьева также является документом его философии. В этой последней мы находим немало наносного, временного и случайного, и лишь то, что есть в поэзии, получает неоспоримую печать
28 Такое разделение можно наблюдать и у современных исследователей творчества Вл. Соловьева: Носов С. Идея сверхчеловечества и философия Вл. Соловьева // Философские науки. 1991. № 7. С. 56 - 67; Уткина Н. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1989. № 6. С. 59 - 75.
29 Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 370.
30 Мочульский К.В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 97.
31 Громов П.П. Блок, его предшественники и современники: Монография. JL, 1986. С. 57. философской подлинности».
Вторая тенденция в освещении вопроса о соотношении поэтической и философской сфер творчества Вл. Соловьева состоит в признании их равноправия, но связи между ними не придается большого значения. Такую точку зрения, например, разделял В.В. Розанов: «Думается, однако, что задушевнейшею его областью была его поэзия. В поэзии он выступал как бы анонимом; в ее неясных звуках он дышал привольно и легко. Он любил поэзию, как любят свободу, и еще он любил ее как прекрасную форму, ибо в душе его был силен эстетический идеал».33 Н.А. Бердяев также не воспринимал поэзию и философию как две взаимодействующие сферы единого творчества: «Мы знаем, что был дневной и был ночной Соловьев. Слишком ясно для нас становится, что в философско-богословских своих схемах Соловьев себя прикрывал, а не раскрывал. Настоящего Соловьева нужно искать в отдельных строках и между строк, в отдельных стихах и небольших статьях».34
Традиция рассматривать формирование мировоззрения Вл. Соловьева без учета его поэтической деятельности широко распространилась и среди современных исследователей.35
В последнее время можно констатировать появление новой тенденции, принципиально отличающейся от двух предыдущих, основанной еще на утверждении З.Г. Минц, что поэзия Соловьева «стремится ответить на те же
•5 /г вопросы, что и творчество Соловьева в целом, но делает это по-своему». Исследователи данного направления, признавая самоценность поэзии Вл. Соловьева, решают проблему поиска всеорганизующего центра, позволяющего обеспечить плодотворное изучение соловьевской философско-поэтической
32 Булгаков С.Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. С. 52.
33 Розанов В.В. Памяти Вл. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 336.
34 Бердяев Н.А. Проблема Запада и Востока в религиозном сознании Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 355.
35 См., например: Акулинин В. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. С. 9; Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1992. № 8. С. 133 - 144; Козырев А. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопр. философии. 1995. № 7. С. 59 - 78; Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.
36 Минц З.Г. Владимир Соловьев - поэт // Соловьев В. Стихи и шуточные пьесы. Л., 1974. С. 22. деятельности в целом. «Поэзия Соловьева неразрывно связана с его учением о Мировой Душе, - пишет Г.И. Чулков. - Чтобы уразуметь творчество Соловьева в его символическом углублении, необходимо обратиться к этому учению, установить связь между идеей второго абсолютного центра и живым воплощением Вечной Женственности».37 Д.М. Магомедова, отмечая единство онтологической теории и поэтического творчества, предлагает «взглянуть на поэтический мир Соловьева через призму мифа о Софии».38 А С.В. Севастьянов, настаивая на поиске того «общего предмета» в творчестве Соловьева, который позволит говорить о «единстве концептуально-тематического поля», предлагает в качестве такового архетип «5ikt/» (т. е. «справедливость, правосудие»).
По существу, литературоведы, взявшие за основу принцип «неслиянности и нераздельности» философского и поэтического творчества, также оказались в затруднении с определением «общей идеи».
Все это говорит о том, что задача полноценного изучения наследия Соловьева, представляющего разветвленную многоуровневую систему, характеризующуюся особой внутренней слитностью философских, религиозных и эстетических идей,40 еще далека от завершения. Необходимостью разрешения создавшейся проблемной ситуации определяется актуальность настоящего исследования, посвященного проблеме целостного изучения творчества Вл. Соловьева и особенно той его части, которую принято называть «литературным наследием».
В связи с характером работы, представляемой к защите, необходимо отметить, что в современной филологической науке актуализировалась тенденция к взаимодействию различных дисциплин широкого гуманитарного цикла: традиционные лингвистика, литературоведение, фольклористика, мифология, этнография активно работают с интенсивно развивающимися в последнее время
37 Чулков Г.И. О софианстве // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М., 1998. С. 348.
38 Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). М., 2000. Кн. 1.С. 765.
39 Севастьянов С.В. Проблемы мировоззрения и поэтики B.C. Соловьева: (Архетип «5t/crj» в контексте художественного бытия): Дис. . канд. филол. наук. - Магнитогорск, 1999. С. 12.
40 В.В. Зеньковский писал о Соловьеве: «. не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а, наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль». - Зеньковский В.В. Общие замечания: Владимир Соловьев // Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 2. 4. 1. С. 69. этнолингвистикой, культурологией, социолингвистикой.41 Анализ художественных текстов, представленный в работах Б.М. Гаспарова,42 Н.А. Кожевниковой,43 Ю.Д. Апресяна44 и других позволяет соединять методы литературоведения, лингвистики и культурологии для получения объективной и целостной оценки индивидуального творчества. С этой же целью в нашей работе применена теория концепта (основанная прежде всего на достижениях лингвистики и культурологии) в сочетании с традициями литературоведческого анализа, исторической и теоретической поэтики. В диссертационной работе рассмотрены проблемы реализации (воплощения) концептов «Вечность» и «Время» в философской, литературно-критической и поэтической сферах творчества Вл. Соловьева.
Интегративный характер анализа, попытка целостного освоения наследия Соловьева не только обуславливают научную новизну работы, но и придают ей статус экспериментального исследования. В отечественной науке, насколько нам известно, подобный анализ на материале сочинений данного автора еще не проводился.45
На сегодняшний день проблеме изучения так называемого «литературного наследия» Вл. Соловьева в контексте всего его творчества посвящено несколько работ, среди которых особое место занимают исследования Н.В. Котрелева, П.П. Гайденко,46 Д.М. Магомедовой.47
41 См., например, работы такого обобщающего характера: Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М., 1997; Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995; Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
42 Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
43 Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.
44 Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2 т. М., 1995.
45 Теория концепта уже была применена в исследованиях по проблемам творчества отечественных писателей, см.: Макаркина Ю.В. Эпистолярное наследие Б. Пастернака (Композиционно-коммуникативные особенности и концептуальное содержание): Дис. . канд. филол. наук. СПб., 2000; Вербицкая В.В. Формирование концептуального значения русского слова в переводческой практике Н.М. Карамзина: Дис. . канд. филол. наук. СПб., 1999; СадуллаеваЖ.Р. Концепты русской ментальности в романе И.А. Гончарова «Обломов»: Дис. . канд. филол. наук. СПб., 2000; см. также статьи в сб. «Понятие судьбы в контексте разных культур». М., 1994.
Нужно отметить, что идея анализа поэтического творчества с опорой на понятие конг/епта существовала и в советском литературоведении. См., например, рассуждения Григорьевой А.Д. о семантическом комплексе слова . - Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. С. 19 - 20.
46 «Поэзия Соловьева, - пишет П.П. Гайденко, - в не меньшей степени содействовала усвоению его философских идей и, что самое главное, распространению их далеко за пределами собственно
Возвращение Вл. Соловьева к отечественному читателю началось не так давно
48 то же можно сказать и об отечественной литературоведческой науке ) и было вызвано в первую очередь идеологическими причинами, повлиявшими на неравномерность освоения его наследия - вопросам изучения философии и эстетики было уделено гораздо больше внимания, чем проблеме целостного восприятия творчества Вл. Соловьева и особенной роли в нем поэзии как «прямого откровения души». В связи с этим цель исследования - показать, каким образом учение Вл. Соловьева о всеединстве, опирающееся на христианскую аксиологию, разделяющую все явления окружающего мира на вечные и временные, служит организующим идейным началом всего творчества:49 в философско-богословской сфере выступает как онтологический принцип, а в литературной критике и поэзии приобретает статус творческого метода.
Объект исследования - поэтическое и литературно-критическое творчество Вл. Соловьева, а также те его философские и эстетические труды, в которых тема всеединства является предметом специального рассмотрения. Особое внимание в работе будет уделено концептам «Вечность» и «Время», образующим концепцию «времени / вечности», лежащую в основе учения о всеединстве. Выбор из довольно широкого круга концептов, так или иначе воплощенных в работах Вл. Соловьева, именно «Вечности» и «Времени», взятых в паре из-за аксиологической сопротивопоставленности, обусловлен рядом причин: философского общества.». - Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. С. 13.
47 См. библиографический указатель.
48 Имя Вл. Соловьева в работах советских литературоведов и критиков чаще всего упоминалось в связи с изучением раннего периода творчества А. Блока: Громов П.П. Герой и время. Л.,1961. С. 396 - 404; Он же. А. Блок, его предшественники и современники. М. - JL, 1996. С. 59-83; Венгров Н. Путь Александра Блока. М.,1963. С. 68-73; Максимов Д.Е. Материалы из библиотеки Ал. Блока (к вопросу об Ал. Блоке и Вл. Соловьев) // Уч. зап. Ленинградского пединститута. Л., 1958. Т. 184. Вып. 6. С. 351 - 386; Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества. М., 1956; Минц З.Г. Поэтический идеал молодого Блока. Тарту, 1964. С. 172 - 225; Она же. К генезису комического у Блока (Вл. Соловьев и А. Блок) // Уч. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1971. Вып. 266. Т. VIII. С. 124- 194; Она же. Из рукописного наследия Вл. Соловьева-поэта// Уч. зап. Тартуского ун-та. Тарту, 1975. Вып. 358. Т. XXIV. С. 372 - 395; Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., 1980. С. 23.
49 «Концепция Всеединства универсальна: если назвать лишь главные ее линии, она определяет онтологию, задает принципы теории цельного знания, связуется с методом критики отвлеченных начал и служит методологическим принципом, который доставляет как способ создания понятий, так и способ композиции, объединения всех разделов философской системы». - С.С. Хоружий. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя // Соловьевский сборник. М., 2001. С. 4.
- принципиальной важностью названных категорий для онтологической системы Вл. Соловьева, специфику которой можно определить через словосочетание «материалистический идеализм» (А.Ф. Лосев);
- ярко выраженным христианским характером мировоззрения Вл. Соловьева, сформировавшим его аксиологию, в которой явления окружающего мира делятся на временные и вневременные.50
- подчеркнутым вниманием самого Вл. Соловьева к категориям вечности и времени, получившим в его творчестве значение цели и условия ее достижения в теории всеединства;
- спецификой воплощения названных концептов в художественно-поэтическом пространстве, созданном Вл. Соловьевым.
Методологическую основу исследования составили положения, выдвинутые как в трудах литературоведов (В.М. Жирмунский, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, В.И. Тюпа, Е.А. Маймин, Б.В. Томашевский, А.П. Скафтымов и др.), лингвистов (А.А. Потебня, Г.О. Винокур, Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов, Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, В.П. Григорьев, В.В. Колесов и др.), способствовавших функционированию филологии как единой науки.
Апробация работы. Основные положения исследования были сообщены автором на теоретических семинарах и научных конференциях Коломенского государственного педагогического института (Коломна, 1999 - 2002), на Третьих Майминских чтениях (2000).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Концепт «Вечность» в поэзии Вл. Соловьева // Третьи Майминские чтения. -Псков, 2000. С. 122 - 124.
2. Антитеза «вечность - время» в поэзии Вл. Соловьева // 2000 лет христианства. - Коломна, 2000. С. 89 - 90.
3. «Вечное» и «временное» в поэзии Вл. Соловьева // Сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Коломна, 2002. С. 107 - 112.
4. К проблеме концептов в творчестве Вл. Соловьева // Пушкинский
50 «Поэзия, вытекающая из такого миросозерцания, - писал В.Я. Брюсов, - конечно, христианская поэзия. Она не повторяет знакомых текстов и не пересказывает евангельских притч. Но начала христианские лежат в ней на дне и освещают ее изнутри, как свеча, заключенная в прозрачном сосуде». - Брюсов ВЛ. Владимир Соловьев. Смысл его поэзии // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1972. Т. 6. С. 221. альманах. - Омск, 2002 (в печати).
5. Концепт // Литературоведческие термины: Материалы к словарю: Вып. 3. -Коломна, 2003 (в печати).
Возможность практического применения результатов диссертации. Теоретические выводы и исследовательский материал могут быть использованы в преподавании курса русской литературы рубежа XIX - XX веков, на спецсеминарах и спецкурсах по творчеству Вл. Соловьева и по проблемам взаимодействия дисциплин гуманитарного цикла (литературоведения, лингвистики, культурологии).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 270 наименований. Общий объем работы - 145 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция "времени / вечности" в творческом сознании Вл. Соловьева"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование творчества Вл. Соловьева с опорой на теорию концепта вносит существенный вклад в осознание целостности и единства наследия философа, критика и поэта, а также помогает увидеть принципиальное различие между сферами его многогранного творчества.
Существующая в современной науке теория трактует концепт, с одной стороны, как некую совокупность смыслов (языковых, культурно-социальных, идеологических, ментальных и т. п.), а с другой - как «реальность национальной речемысли, образно данной в слове» (В.В. Колесов). Это позволяет принять концепт за структурообразующую категорию по отношению ко всему творчеству Вл. Соловьева и к его различным областям - философии, эстетике, поэзии и т. п.
Круг концептов, образующих систему мировоззрения Вл. Соловьева, достаточно широк. Наряду с традиционными (истина, добро, красота, любовь, благо и др.) в него вошли и окказиональные, то есть получивших в онтологии философа совершенно оригинальную, ранее не употреблявшуюся трактовку (всеединство, Богочеловечество, вечная Женственность, душа мира). Последние, несомненно, созданы на основе концептов, уже устоявшихся в философской и, конечно, поэтической традиции. Так, традиционными являются концепты «Вечность» и «Время». Их роль определяется не только принципиальным для понимания каждой индивидуальной философской системы значением соотношения категорий времени и вечности, но и той специфической понятийно-лексической трактовкой, которую осуществил Вл. Соловьев.
Концепция «времени / вечности», предложенная Вл. Соловьевым, вобрала опыт предшествующих, противоположных с точки зрения антропоцентризма, традиций. Объединенные гениальной мыслью философа, два учения о вечности и времени - античное (вечность, соотносимая со временем) и христианское (вечность, не соотносимая со временем) - нашли свое выражение в теории о восхождении и преосуще-ствлении человечества в Богочеловечество на пути к положительному всеединству. Таким образом, учение Вл. Соловьева о всеединстве представляет собой целостную мировоззренческую теорию, в которой названные концепты принимают вид концепции «времени / вечности», где время выступает как условие достижения вечности в ходе мирового процесса, целью которого является всеединство.
Становление данной теории как фундаментального учения происходило на протяжении всей жизни Вл. Соловьева и явилось результатом опыта, полученного при работе в разных творческих областях. Следовательно, можно говорить о взаимовлиянии разных сфер деятельности философа, и в частности философии и поэзии. Так, софио-логия Соловьева в своем историографическом преломлении представляет создание философско-поэтического окказионального концепта «Вечная женственность», в котором роль Соловьева-поэта, его ощущение символической природы слова ничуть не менее важно, чем «чистое» философское знание.
Концепты «Вечность» и «Время», разделенные на концепты познавательные (например, определения «вечности» и «времени», данные философом в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона) и художественные (лирические мотивы и образы вечности и времени) воплотились в разных типах соловьевского дискурса - прозаическом и поэтическом. Это позволяет сравнивать два варианта выражения единой онтологии Соловьева, избегая «общего места» при анализе его творчества - выявления прикладного характера поэзии по отношению к философско-богословской прозе и эстетике.
Противопоставление вечности («свойства и состояния существа абсолютного», формы бытия Бога) и времени («непременного условия всякого конечного существования») получило в эстетике разработку как учение об объективной красоте - форме вечной жизни - и, следовательно, цели настоящего искусства. Понимание истинной природы творчества как объективно-субъективной, где главное - «самобытность вечных идей и первообразов», а вторичное - их индивидуальное восприятие художником, - во многом определило взгляды Вл. Соловьева на литературный процесс. С отношением Соловьева к рефлективно-субъективному началу в творчестве связана не только выявленная им идея развития русской поэзии, но и выбор методологии для литературно-критических статей, особенности критериев, с которыми он подходил к творчеству каждого отдельного автора и к поэзии вообще. Так, неизменными компонентом анализа «философской» критики Вл. Соловьев считал следующие аспекты:
- осмысление отношения поэта к красоте, которая «просветляет все существующее вечным светом истины» (IX, 325);
- определение общего «настроения» поэзии, под которым - в большей степени, не избегая известной прямолинейности, - подразумевалась христианская или антихристианская направленность лирической мысли, глубина религиозного чувства, выраженного поэтом если не впрямую, то опосредованно - через подбор тем, пафос произведений;
- характеристика свойств лирического «я», обусловленная соловьевским видением хода истории русской поэзии как изменении . отношения к «рефлексии»;
- указание на «отличительные признаки» данного поэта и его роль в литературном процессе, соотнесенном с мировым процессом так же, как искусство со «всей полнотой жизни».
Разработка эстетической теории в большей степени опиралась на онтологию и поэтическую практику самого Вл. Соловьева: целый ряд его лирических произведений можно рассматривать как образцы литературной критики в стихах. Эстетическая теория и ее применение в литературной критике - это неотъемлемая часть всей мировоззренческой системы-программы Вл. Соловьева, определяющейся, с одной стороны, окказионально-онтологическим принципом всеединства, а с другой - опирающейся на центральную антитезу христианского миросозерцания временное - вечное.
В поэтическом творчестве концепты «Вечность» и «Время» воплотились на всех уровнях художественного пространства - от идейно-тематического до фонетического.
Идея всеединства как сосуществования двух ипостасей окружающего мира - вечной, непреходящей и временной, смертной, - возведенная Вл. Соловьевым в статус онтологического принципа, стала главной темой его лирики, раскрывшись в разных дискурсах поэтического повествования:
- философско-мистическом
- любовно-психологическом
- пейзажном
- «политическом»
- «шуточном»
Разнообразие тем, конфликтов, мотивов и образов, организующих художественное пространство лирики Вл. Соловьева, также имеет в основании идею о внутреннем единстве и внешнем различии двух миров - небесного, вечного, и земного, временного. На возможности / невозможности преодоления границы между мирами строится проблематика поэтических произведений Вл. Соловьева.
На лексико-синтаксическом уровне воплощение концептов «Вечность» и «Время» выражается в образовании двух лексико-семантических полей с центрами вечность и время, вбирающих большую часть поэтического словаря. Каждое слово в этой системе наделяется дополнительным лексическим оттенком «вечный, относящийся к вечности» или «временный, подверженный времени».
Непосредственное воплощение концепта в художественном слове происходит двумя способами, направленными на решение единой художественной задачи: создания целостной поэтической картины мира в неразрывной связи с основными положениями авторской философской концепции.
Прямой способ (воплощенный через лексемы «вечность», «время» и их однокорен-ные) способствует упорядочению связей внутри лексических полей, возникновению коннотационных связей вокруг центральных слов-понятий и связей между уровнями поэтического пространства. Здесь же проявляется особенность символики поэтического слова Вл. Соловьева: способность выражать посредством одной лексемы сразу двух категорий - сущности и явления, - что задано универсальной сочетаемостью слов первого способа воплощения, а также закреплено графической формой.
Опосредованный способ (выраженный лексемами, входящими в поля вечности и времени) характеризуется усилением отношений антонимии между лексико-семантическими единицами. Это проявляется в специфике словообразовательных моделей, обуславливающих появление контекстуальных или окказиональных антонимов, а также в возникновении нескольких производных смысловых оппозиций от центральной антитезы всего творчества время - вечность: динамика - статика, звучание — тишина, множественность — единичность, бесцветность — цвет.
Концепты «Время» и «Вечность», проявляясь на всех уровнях поэтического текста, организуют его сложнейшую структуру в двух «плоскостях»: горизонтальной, упорядочивая систему отношений на каждом уровне (проблемно-тематическом, лексико-синтаксическом и т.п.), и вертикальной, обеспечивая целостность и единство поэтического мира, а также его гармоничное соотношение со всем творчеством, опирающимся на аксиологический принцип отделения временного от вневременного. Поэтому, учитывая глобальность указанной антитезы в масштабах всей философской системы Вл. Соловьева, можно утверждать, что концептуальное противопоставление вечность - время является основным структурообразующим элементом и для его поэтического мира. Иными словами, онтологический принцип всеединства - своеобразная метатема всего творчества Вл. Соловьева - обусловил специфику лирической интерпретации концептов «Вечность» и «Время», появление одноименных поэтических мотивов. Опираясь на современную литературоведческую теорию, можно сказать, что эти мотивы в большинстве случаев являются тождественными ведущей теме поэтических произведений. В связи с этим видимое явление двоемирия в поэзии Вл. Соловьева, как существование противопоставленных форм бытия - видимой, временной и невидимой, вечной - оказывается по сути онтологическим единством.
Таким образом, центральное понятие своего творчества - всеединство - Вл. Соловьев не только возвел в онтологический принцип, положил в основу всего творчества как структурообразующий элемент, связывающий все сферы его деятельности, но и выбрал в качестве художественного метода изображения особого рода действительности - вербально воплощенного идеала. Тем самым, с одной стороны, утверждалась самостоятельность поэтического слова, а с другой - признавался за ним новый путь решения глобальной задачи всего творчества, - «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, то есть разумную форму».
Художественный мир Вл. Соловьева стал одним из вариантов решения вопроса о соотношении вечности и времени, предложенных русской поэзией XIX века. Характер антонимии, возникающий между указанными понятиями, четко определяет специфику творчества с позиции теоцентризма. Особенностью поэтического пространства, созданного Соловьевым, можно назвать ярко выраженный приоритет вечного над временным. Это, с одной стороны, было обусловлено всей христианской направленностью его творчества, а с другой, по-видимому, вызвано закономерным развитием русской литературы - усилением эсхатологического мироощущения в преддверии наступающего нового века. И в этом процессе лирику Вл. Соловьева можно считать этапом наибольшей концентрации и выражения философско-религиозного мироощущения, предварившим появление новых направлений в литературе - символизма и постсимволизма.
Дальнейшее исследование творчества Вл. Соловьева с опорой на теорию концептов поможет осуществить не только целостное восприятие и анализ наследия философа, критика и поэта. Продвижение в этом направлении позволит объективно оценить то влияние, которое оказала творческая мысль Соловьева на ход истории отечественной словесной культуры.
Список научной литературыМокрова, Анна Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 12 т. - Фототипическое изд. Брюссель, 1966- 1970.
2. Соловьев B.C. Собрание сочинений: Письма и приложение: В 4 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1970.
3. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, СП ИВО-Сид, 1991.
4. Аверинцев С.С. София Логос. Словарь. - Киев: Дух i Лггера, 2001.
5. Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. -М.: Современник, 1981. С. 285 354.
6. Акулинин В. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. -Новосибирск: Наука, 1990.
7. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994.
8. Андреевич. Опыт философии русской литературы. М.: Госиздат, 1922.
9. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАИ, 1995; Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки рус. культуры», 1995.
10. Ю.Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
11. П.Аристотель. О памяти и воспоминании // Вестник Русского Христианского Гуманитарного Института. 1997. - № 1. - С. 159 - 166.
12. Аристотель. Сочинения: В 4 т. -М.: Мысль,1975.
13. Арутюнова Н.Д. Семиотические концепты: Образ // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры. С. 314 - 346.
14. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 156 - 158.
15. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская речь. Сборники, издаваемые отделом словесных искусств / Под ред. JI.B. Щербы (Новая серия, II). Л.: Аса-demia, 1928. С. 28-44.
16. Аскольдов С.А. Русское «Богоискательство» и Владимир Соловьев // Русская мысль. 1912. -№ 3. - С. 38-41.
17. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М.: Прогресс, 1994.
18. Бавин С., Семибратов И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. -М.: Книжная палата, 1993.
19. Банников Н.В. Владимир Соловьев // Рус. речь. 1993. - № 2. - С. 23 - 28.
20. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: Сов. Россия, 1978.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.
22. Бахтн М.М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопр. литературы. 1976. -№ 10.-С. 130- 132.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
24. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Весы. 1905. - Кн. 4. - С. 11 - 28.
25. Белый А. Вл. Соловьев. Из воспоминаний // Белый А. Арабески. М.: Мусагет, 1911. С. 387-394.
26. Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. - № 9. - С. 106 - 109.
27. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
28. Бердяев Н. Основная идея Соловьева // Н. Бердяев о русской философии. -Свердловск, 1991. С. 27 30.
29. Блок А.А. Собр. соч.: В 2 т. Л.: Гослитиздат, 1955.
30. Боборыкин П.Д. Красота, жизнь, творчество // Вопр. филос. и психол. 1893. -№3.
31. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. -М.: Космополис, 1994.
32. Бонди С.М. Черновики Пушкина: Статьи, 1930 1970 гг. - М.: Просвещение, 1978.
33. Бройтман С.М. Тютчев и русский символизм // Литературные мелочи прошлого тысячелетия. Коломна, 2001. С. 167 - 173.
34. Брюсов В.Я. Владимир Соловьев. Смысл его поэзии // Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. литер., 1975. - Т. 6. С. 218 - 231.
35. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т.-М.: Наука, 1993.
36. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996.
37. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. JL: Худ. литер., 1970.
38. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. JL: Наука, 1975.
39. Введенский А.И. О мистицизме и критицизме в теории познания B.C. Соловьева //Вопр. философии и психологии.- 1901.-Кн. 56.-С. 33.
40. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.
41. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999.
42. Величко B.JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб.: Печатня Р. Голике, 1902.
43. Величко ВЛ. Журнальное обозрение // Кавказ. 1898. -№ 163. - С. 2 - 3.
44. Венгров Н. Путь Александра Блока. М.: АН СССР, ИМЛИ им. A.M. Горького, 1963.
45. Вергазова Е.Г. Философские взгляды B.C. Соловьева. СПб.: ПИИТ, 1993.
46. Веселовский А.И. Историческая поэтика. -М.: Высш. школа, 1989.
47. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста: На материале русской поэзии. -М.: Высш. школа, 1989.
48. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитездат, 1959.
49. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитездат, 1961.
50. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., АН СССР, 1963.
51. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990.
52. Вл. Соловьев: Pro et contra: Антология: В 2 т. СПб.: РГХИ, 2000 - 2002.
53. Волжский А.С. Проблема зла у Соловьева. М.: Впросы религии, 1906. Вып. 1. С. 221 -297.
54. Волконский С.М. Художественное наслаждение и художественное творчество // Вестник Европы. 1892. - № 6.
55. Боровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. -М.: Искусство, 1975.
56. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс, 2001.
57. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопр. философии. -1995.-№ 6. -С. 110-136.
58. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1998. - № 4. - С. 75 -93.
59. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.
60. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопр. философии. 1996. - № 6. - С. 47 - 54.
61. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века: Наука, 1992.
62. Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника // Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 8 - 29.
63. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен (Соловьев B.C., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.). М.: Диалог - МГУ, 2000.
64. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., Гуманитарн.агентство «Академический проект», 1999.
65. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. -М.: Новое Литературное Обозрение, 1996.
66. Гаспаров М.Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. -М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 1999.
67. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х 1925 годов в комментариях. - М.: Высш. школа, 1993.
68. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. -М.: Госиздат, 1958.
69. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. -М.: Наука, 1967.
70. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974.
71. Голубев А.Н., Коновалова Л.В. Владимир Соловьев и его нравственная философия // Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. С. 5 - 16.
72. Гончаров Б.П. Стихотворная речь: Методология изучения. Становление. Художественная функция. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 1999.
73. Гореликов М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Русский язык, 1989.
74. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М.: Наука, 1979.
75. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М.: Наука, 1980.
76. Гринфельд Т.Я. Вл. Соловьев, В. Розанов, М. Пришвин: понимание красоты в природе. Сыктывкар, 1995.
77. Громов П. А. Блок, его предшественники и современники: Монография. Л.: Сов. писатель, 1986.
78. Громов П.П. Герой и его время. Л.: Сов. писатель, 1961.
79. Гудзий Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // АН СССР. Изв. по рус. языку и словесности. 1930. Т. 3. Кн. 2. С. 548.
80. Гулыга А.В. Искатель истины // Соловьев B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. С. 5-40.
81. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. -М.: Современник, 1990.
82. Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1992.-№ 8. - С. 133 - 144.
83. Даль В.И. Толк. слов, живого великорусского языка: В 4 т. М.: Госиздат иностр-х и национ-х слов., 1955.
84. Дж. Л. Клайн. Гегель и Соловьев // Вопр. философии. 1996. - № 10. - С. 84 -93.
85. Дидоренко С.А. Метафизика одного всеединства: О софиологии B.C. Соловьева. -М.: Моск. филос. фонд, 1999.
86. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX начала XX века. - Л.: Сов. писатель, 1977.
87. Дружинин А.В. Литературная критика. М.: Сов. Россия, 1983.
88. Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX века.-Л., 1973.
89. Емельянов Б.В., Пугачев О.С. Рыцарь Софии Владимир Соловьев. Псков: Изд-во Псков, обл. ин-та усоверш. учителей, 1996.
90. Ермилова Е.В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX XX веков. - М.: Наука, 1974. С. 58 - 121.
91. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.
92. Ермилова Е.В. Поэзия «теургов» и принцип верности вещам // Литературно-эстетические концепции в России конца 19 начала 20 в. - М., 1975. С. 187 -206.
93. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка (Толково-словообразовательный): В 2 т. М.: Русский язык, 2000.
94. Жилинский Н.П. В защиту Соловьева // Вера и Родина. 1926. - № 1. - 135 -138.
95. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
96. Жирмунский В.М. Драма Александра Блока «Роза и крест». Литературные источники. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964.
97. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Пг.: 1922.
98. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. труды. Л.: Наука, 1977.
99. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975.
100. Захаров А.А. Историко-философская концепция B.C. Соловьева. М.: Диалог-МГУ, 1998.
101. Зеленин А.В. От концепта к термину (Опыт лексикологического анализа математического числа) // Динамика русского слова. Межвузовский сборник статей к 60-летию проф. В.В. Колесова. - СПб., 1994.
102. Зеньковский В.В. Общие замечания. Владимир Соловьев // Исторя русской философии: В 2 т. Л.: «ЭГО», 1991. - Т. 2. - Ч. 1. - С. 67 - 70.
103. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Моск. рабочий, 1995.
104. Золотова Г.А. О синтаксических свойствах имен качества // Синтаксис и стилистика. -М.: Наука, 1976. С.133 135.
105. Иванов Вяч. Собр. соч.: Брюссель, 1971.
106. Иванов Вяч. И. Лик и личины России. М.: Искусство, 1995.
107. Из архива B.C. Соловьева // Вопр. философии. 2000. - № 10. - С. 116 -127.
108. История русской литературы: XX век: Серебряный век. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1995.
109. Калачева С.В. Выразительные возможности русского стиха. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.
110. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Соцэкгиз, 1965.
111. Караулов Ю.П. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности.-М.: Наука, 1992.
112. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999.
113. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М: Сов. энциклопедия, 1966.
114. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996.
115. Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991.
116. Коган Л.А. B.C. Соловьев // История философии в СССР: В 5 т. М.: Наука, 1968. Т. 3. С. 378-392.
117. Коган Л.А. К критике философии Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1959. -№ 3. - С. 102-114.
118. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопр. философии.-2000.-№ 3. С. 121 - 124.
119. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. -М.: Наука, 1986.
120. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М.: Просвещение, 1970.
121. Козубовская Г.П. Поэзия А. Фета и мифология. Барнаул - Москва: Барнаул. гос. пед. ин-т., 1991.
122. Козырев А. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопр. философии. 1995. - № 7. - С. 59 - 78.
123. Колесов В.В. Концепты культуры: образ понятие - символ // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - 1992. - Сер. 2. - Вып. 3. - С. 35 - 37.
124. Конева JI.A. Критический анализ концепции культуры Вл.Соловьева // Диалектика культуры. Куйбышев, 1982. С. 22 - 24.
125. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература: На пути к Оптиной. СПб.: Изд-во «Призма - 15», 1994.
126. Котельников В.А. Творческое присутствие православия в литературе XIX века // Пушкинская эпоха и Христианская культура. 1995. - Вып. VIII. - С. 52 -79.
127. Котельников В.А. Христианский реализм Пушкина // Пушкинская эпоха и Христианская культура. 1995. - Вып. VII. - С. 27 - 32.
128. Котрелев Н.В. Послесловие // Соловьев В. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990.
129. Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьева: Рациональное содержание и актуальный смысл. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1995.
130. Кошелев В.А. Время // Онегинская энциклопедия: В 2 т. М.: Русский путь, 1999. Т.1. С. 214-216.
131. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С. 69-81.
132. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М.: Знание, 1988.
133. Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы. М., 1995.
134. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи // Русская речь. 1970. - Вып. 5. - С. 70.
135. Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды // Русская речь, 1923.-Т. 1.-С. 70.
136. Левин Ю.И. Инвариантные структуры в философском тексте: Владимир Соловьев // Серебряный век в России. М., 1993. С. 3 -9.
137. Левин Ю.И. Структура русской метафоры // Труды по знаковым системам, 2. -Тарту, 1965. С. 293 -299.
138. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1988.
139. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 1997.
140. Литература. Язык. Культура. М.: Наука, 1986.
141. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени // Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209 - 334.
142. Лопатин Л.М. Вопрос о реальном единстве сознания // Вопр. философии и психологии. 1899.-Кн. 5.-Т. 50.-С. 861 -880.
143. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983.
144. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его ближайшее литературное окружение // Лит. учеба. 1987. -№ 3. - С. 151 - 164.
145. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.
146. Лосев А.Ф. Философско-поэтический образ Софии у Вл. Соловьева // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Сов. писатель, 1990.
147. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.: Изд. центр «СЭИ», 1991.
148. Лосский Н.О. В. Соловьев и его переемники в русской религиозной философии // Путь. 1926. - № 2 - 3. - С.13 - 25.
149. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.
150. Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы: В 3 кн. М.: Книга, 1990.
151. Лукьянов С. Поэзия Вл. Соловьева//Вестник Европы. 1901. -№3.~ С. 128 -161.
152. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
153. Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1. - М.: Наследие, 2000.
154. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975.
155. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. М.: Просвещение, 1989.
156. Маковский С.К. Вл. Соловьев и Георг Брандес // Книга о Владимире Соловьеве. -М.: Сов. писатель, 1991.
157. Максимов Д.Е. Материалы из библиотеки Ал. Блока (к вопросу об Ал. Блоке и Вл. Соловьеве) // Уч. записки Ленинградского пединститута. 1958. - Т. 184. -Вып. 6.- С. 351 -386.
158. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л.: Сов. писатель, 1986.
159. Марцинковский В.Ф. Владимир Соловьев и Евангелие. М.: Протестант, 1991.
160. Мацейна А. Тайна беззакония: Филос. интерпретация «Краткой повести об антихристе» из «Трех разговоров» B.C. Соловьева. СПб.: Алетея, 1999.
161. Мейлах Б.С. Талант писателя и процесс творчества. Л.: Сов. писатель, Ле-нингр. отд-ние, 1969.
162. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. СПб. - М.: Изд-во М.О. Вольф, 1912. Т. 15. С. 209 - 305.
163. Минц З.Г. Владимир Соловьев поэт // Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы. -М.: Советский писатель, 1974.
164. Минц З.Г. Из рукописного наследия Вл. Соловьева-поэта // Уч. зап. Тартуского унив. Тарту: Тартуский унив., 1975. Вып. 358. Т. XXIV. С. 372 - 395.
165. Минц З.Г. К генезису комического у Блока (Вл. Соловьев и А. Блок) // Уч. зап. Тартуского унив. Тарту: Тартуский унив., 1971. Вып. 266. Т. XVIII. С. 124 -194.
166. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: «Искусство - СПБ», 1999.
167. Минц З.Г. Поэтический идеал молодого Блока // Блоковский сборник, I. -Тарту: Тартуский унив., 1964. С. 172 225.
168. Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997.
169. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство. 1893. - № 8.
170. Муратов А.Б. «Смысл человека есть он сам» // Соловьев В. Чтения о Богоче-ловечестве; Статьи; Стих-я и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая п-ть об Антихристе. СПб.: Худ. лит., 1994. С. 5 - 30.
171. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
172. Назаренко В.А. Язык искусства. О мастерстве поэта и прозаика. JL: Сов. писатель, 1961.
173. Некрасов Е.А. Метафора и ее окружение в контексте художественной речи // Слово в русской советской поэзии. М.: Наука, 1975. С. 77 - 264.
174. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: Мышление и время // Вопр. философии. 1998. № 10. С. 112-125.
175. Носов А. Раскол в либералах: Из истории идейно-эстетической борьбы в русской критике 1890-х гг. // Вопр. литературы. 1987. - № 5. - С. 105 - 126.
176. Носов А. «Мне предсказали много странствий.» // Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. -М.: Моск. рабочий, 1990. С. 3 16.
177. Носов С. Идея сверхчеловечества и философия Вл. Соловьева // Философские науки, 1991.-№7.-С. 56-67.
178. О Владимире Соловьеве: Сборник. Томск: Водолей, 1991.
179. Обнинский П. Из области современной этики. О Статье В. Соловьева «Личная нравственность и общее дело» // Русское Богатство. 1893. - № 11. - С. 60 -73.
180. Оболенский Л.Е. Умственные шатания // Книжки недели. 1893. - № 9. - С. 184-207.
181. Образцы изучения лирики: Учебное пособие: В 2 ч. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997.
182. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987.
183. Осипов И.Д. Философия русского либерализма: XIX начало XX века в. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
184. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Граммат. категории. Синтаксис текста. М.: Наука, 1993.
185. Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества. М.: ГИХЛ, 1956.
186. Павлович Н.В. Сила и сложность семантического противоречия в оксюмороне // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1981. С. 233 - 240.
187. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке: Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996.
188. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000.
189. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.
190. Платон. Сочинения: В 3 т. -М.: Мысль, 1971.
191. Плотин. Избранные трактаты: В 2 т. М.: ТОО "Рус. музыка", 1994.
192. Полонский Я.П. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. литер., 1986.
193. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994.
194. Поэт и слово: Опыт словаря. М.: Наука, 1973.
195. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. школа, 1990.
196. Протопопов М.А. Немного философии и немного поэзии // Русская мысль. -1900,- №7.
197. Пугачев О.В. С. Соловьев: этические абсолюты и линия жизненного поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. - № 6. - С. 54-61.
198. Пушкин и поэтический язык XX века: Сборник статей, посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. М.: Наука, 1999.
199. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Худож. литер., 1985.
200. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. СПб., 1913.
201. Ремнева М.Л. История русского литературного языка. М.: Филология,1995.
202. Роднянская И.Б. Мотивы: Вечность // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 307.
203. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991.
204. Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примиренияв философии всеединства Вл. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 1999.
205. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов): В 2 кн. -М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.
206. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.
207. Русские писатели. XIX век: Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. М.: Просвещение,1996.
208. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология. -М.: Academia, 1997.
209. Русское стихосложение XIX века. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М.: 1970.
210. Саводник В.Ф. Поэзия B.C. Соловьева. М.: Типогр. тов-ва В. Чичерина, 1901.
211. Сборник статей о В. Соловьеве. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1994.
212. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Стать и исследования о русских классиках. М.: Худож. литер., 1972.
213. Славянофильство и современность: Сборник статей. СПб.: Наука, 1994.
214. Словарь языка Пушкина: В 4 т. М.: Гос.изд-во иностранных и национальных словарей, 1956.
215. Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994.
216. Сербиненко В.В. Соловьев. М.: НИМП, 2000.
217. Силакова Д.В. К вопросу о трактовке творчества Ф.И. Тютчева B.C. Соловьевым (На материале статьи «Ф.И. Тютчев») // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1998. С. 3 - 19.
218. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск, 1999.
219. Скавтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
220. Слонимский А. Блок и Вл. Соловьев // Об А. Блоке. Пб.: Картонный домик, 1921.-С. 265-283.
221. Соловьев Б.И. От истории к современности. Литературно-критические статьи, очерки, полемика. -М: Сов. писатель, 1973.
222. Соловьев Б.И. Поэзия и жизнь. Литературно-критические очерки и статьи. -М.: Сов. писатель, 1955.
223. Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. М.: Сов. писатель, 1980.
224. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / По-слесл. П.П. Гайденко. -М.: Республика, 1997.
225. Соловьев С.М. Ответ Г. Чулкову по поводу статьи «Поэзия Владимира Соловьева» // Вопр. жизни. 1905. - № 8.
226. Соловьевский сборник: Материалы междунар. конф. «B.C. Соловьев и его философское наследие», 28 30 авг. 2000 г. - М.: Изд-во «Феноменология -Герменевтика», 2001.
227. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М.: Наука, 1988.
228. Степанов О.М. Некоторые характерные воззрения Влад. Соловьева // Странник. 1912. - № 3. - С. 355 - 285.
229. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
230. Струве П.Б. Дух и слово Пушкина // Вопр. литературы. 1989. - № 12. - С. 233-244.
231. Тархов А.Е. «Дать жизни вздох.» // А.А. Фет. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. М.: Правда, 1988. С. 5 - 16.
232. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989.
233. Тимофеев Л.И.Поэтика контраста в поэзии А. Блока // Рус. литература. -1961. -№ 2. С. 15-21.
234. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Сов. писатель, 1982.
235. Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1969.
236. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М. - Л.: Гослитиздат, 1959.
237. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996.
238. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического: Избранное. -М.: Прогресс: Культура, 1995.
239. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. В 2 т. М., 1913.
240. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
241. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
242. Тюпа В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: от сюжета к мотиву. Новосибирск, 1998. С. 49 - 55.
243. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. JL: Сов. писатель, 1957.
244. Уткина Н. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопр. философии. 1989. - № 6. - С. 59 - 75.
245. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск: Наука, 1985.
246. Фет А.А. Полное собрание стихотворений. Д.: Сов. писатель, 1959.
247. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А.В. Михайлова. М.: Изд-во «Гнозис», 1993.
248. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.
249. Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя // Соловьев-ский сборник: материалы международной конференции «B.C. Соловьева и его философское наследие». М.: Изд-во «Феноменология - Герменевтика», 2001.
250. Христианство: Энциклопедический словарь: В 4 т. М.: Научн. изд-во «Больш. Рос. Энциклопедия», 1993.
251. Цимбаев Н.И. Классический русский писатель // Соловьев В. Смысл любви: Избранные произведения. -М.: Современник, 1991. С. 3 -26.
252. Цимбаев Н.И., Фатющенко В.И. Владимир Соловьев публицист // Соловьев B.C. Литературная критика. - М.: Современник, 1990. С. 5 - 34.
253. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: Сов. писатель, 1968.
254. Чулков Г.И. О софианстве // Чулков Г.И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. С. 348 - 356.
255. Чулков Г. Поэзия Владимира Соловьева // Вопр. жизни. 1905. - № 5. - С. 101-117.
256. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М.: Просвещение, 1986.
257. Шкловский Б.В. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983.
258. Ширинская Н.В. С. Соловьев об общественном предназначении искусства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. - № 6. - С. 54 - 61.
259. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. (На материале русского языка). -М.: Наука, 1973.
260. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.
261. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Русская философия: Очерки истории. Т. 1.-Свердловск, 1991. С. 217 - 578.
262. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.
263. Шпет Г.Г. Язык и смысл//Логос. 1996,-№7.-С. 81-122.
264. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. -М„ АН СССР, 1952.
265. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л.: Худож. лит., 1986.
266. Энгельгардт Н.А. Идеалы В. Соловьева // Русский Вестник. 1902. - № 11.-С. 101-124.
267. Эрн В.Ф. Письма о христианском Риме. Письмо третье // Богосл. вестник. -1913.-№ 1.-С. 106.
268. Юрьева 3.0. Андрей Белый: преображение жизни и теургия // Русская литература. 1992.-№ 1.-С. 58-68.
269. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. М.: Прогресс, 1987.
270. Якубович П.В. Очерки русской поэзии. Пушкин. Некрасов. Фет. Тютчев. Надсон. Современные миниатюры. О старом и новом настроении. СПб.: Русское богатство, 1911.
271. ГОСУД,.:-. • -\vr БйБЛНО i'/'.-'i. и1- Ч СьЪ