автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Космизм и русское искусство первой трети ХХ века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Овечкина, Ирина Станиславовна
Введение.3
Раздел I. Русский космизм в контексте мировой и отечественной культуры.11
Раздел II. "Серебряный век" - как воплощение эстетического кредо русского космизма.48
Раздел III. Творчество С.П.Дягилева и идеи русского космизма.82
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Овечкина, Ирина Станиславовна
Актуальность исследования.
Современное состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои духовные и мировоззренческие идеалы.
На наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других - катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия.
Возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX - XX веков.
Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия.
Русский космизм актуализирует проблему, теснейшим образом связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры конца XIX - начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием целостной картины мира.---------
Актуальность синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза, основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические, этико-психологические и художественно-эстетические искания культуры и искусства «серебряного века».
Художественный синтез выступает главным формообразующим принципом в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма вообще и творчеством С.П.Дягилева, в частности.
Степень изученности проблемы и источники исследования.
Обращение к русскому космизму как феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания.
Первые значительные теоретические исследования в этой области появились в античной космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического развития научной картины мира,1 где космос понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью, растворенной в нем.
Отношение к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония, рассматривающая происхождение мира и его эволюцию.2
Связь человека со Вселенной и изучение мира как органической цельности- важнейший доминирующий принцип философии Ф.Шелленга, И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, ГЗиммеля, Х.Ганслика, Ж.Гюйо,
1 Платон. Диалош/Сост. А.Ф.Лосев.-М.,19&6; Аристотель. Сочинения.-М. 1981.
2 Космология: Теория и наблюдения. -М.,1978.
Г.Фейнера, Тейяр де Шардена, Э.Ласло, Э.Фромма, О.Шленглера, К Ясперса, П.Сорокина.1
Фундаментальные изменения философских взглядов в теории русского космизма заложены в творчестве Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, ПЛ.Флоренского, С.Н.Булгакова и других.2
Осмысление религиозно-мистической связи человека и космоса можно найти в трудах Е.Блаватской и Н. и Е.Рерихов.3 Идеи активной эволюции русского космизма исследовались К.Э.Циолковским, В.И.Вернадским, АЛ.Чижевским, А.К.Горским, Н.Сетницким4, а так же А.Ф.Лосевым, Л.Н.Гумилевым, М.М.Бахтиным5 и другими.
Философия русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре "серебряного века", в таких ее направлениях, как символизм, акмеизм, футуризм и других. Особенно явно это прослеживается в поэтическом творчестве А.Блока, А.Белого, А. Ахматовой, М.Цветаевой,
1 Шеллинг Ф. Сочинения: В 2т. -М.Д987.-Т. I; Кант И. Собрание сочинений:В 8 т.-/Под общ. редпроф. АВ.Гулыги,- М.,1994; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление//Собрание сочинений: В 5т.-М.,1992.- Т 1; Ницше Ф. Сочинения: В 2т. -М.,1996; Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М.,1987; Фромм Э.Душа человека,- М.,1993; Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. -Новосибирск, 1993; Шпенглер О. Человек и техника//Культурология XX век:Литология,- М.,1995; Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.,1991; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.-М.,1992.
2 Федоров Н.Ф. Сочинения -М.,1982; Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. -М.,1991; Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. -М.,1988; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве// Соловьев B.C. Сочинения,- М.,1989,-Т.2; Бердяев Н.А. Самопознание. -М.,1991; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. -М.,1994; Бердяев Н.А, Смысл истории - МД990; Бердяев Н А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века// О России и русской философской культуре. -М.,1990. -С.43-271; Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. -М.,1992.-Т.1; Карсавин Л.П. София земная и горяяя//Вопр. философии. -1991.- №9.- С.175-189; Флоренский П.А. Столп н утверждение истины//Флорекский П.А. Сочинения. -М.,1990,-T.1; Флоренский П.А. У водоразделов мысли//Флоренский П.А. Сочинения. -М.,1990,- T.2; Флоренский П.А. Оправдание космоса/Сост.,вступ.ст. и прим. К.Г.Исупова. -СПб.,1994; Булгаков C.H. Философия хозяйсгва//Сергей Булгаков.-Нью-Йорк, 1982; Булгаков C.H. Православие: Очерки учения православной церкви,-М.,1991.
3 Блаватская Е.П. Тайная доктрина.-М.,1992; Рерих H.K. Держава света; Священный дозор.- Рига,1992; Рерих H.K. Человек и прщюда. -МД994; Рерих H.K. Об искусстве. -М.,1994; Рерих H.K. Листы дневника.-М., 1995,-T. 1; Письма Елены Рерих.-Рига, 1940.
4 Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы//Очерки о Вселенной. -М.,1992; Циолковский К Э, Космическая философия// Грезы о земле и небе. -Тула, 1986; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной// Очерки о Вселенной. -М.,1992; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. -М., 1991; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. -М.,1988; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. -М.,1976; Чижевский А.Л. Солнце имы. -М.,1963; Горский А.К., Сетницкий Н А. Сочинения. -М.,1995.
5 Лосе» А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие - имя - космос. -М.,1993; Лосев А.Ф. Философия, мифология, 1ультура. -М.,1991; Лосев АФ. Дерзание духа. -М.,1988, Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этической истории. -М.,1992; Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.,1965.
К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина, Н.Гумилева, Вяч.Иванова,
A.Мандельштама, Ф.Сологуба, В.Хлебникова; в живописном искусстве М.Врубеля, Б.Борисова-Мусатова, В.Н.Чекрыгина, К.А.Коровина,
B.В.Кандинского, К.С.Малевича, П.Н.Филонова, В.Е.Татлина, Н.СГончаровой, М.Ф.Ларионова, М.Ф.Шагала; в музыкальных произведениях А.Н.Скрябина, НАРимского-Корсакова, А.К.Глазунова, С.Н.Танеева, С.С.Прокофьева,
C.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского; в балетных постановках М.М.Фокина и В. Ф. Нижинского.
Современное толкование философских, эстетических и культурологических основ русского космизма мы находим в исследованиях Н.К.Гаврюшина, Ф.И.Гиренка, А.А.Гачевой, Л.И.Василенко, ВН. Дуденкова, О.А.Куракиной, В.Н.Демина, В.П.Селезнева, Ю.В.Линника, С.Г.Семеновой, Т.Е.Савицкой, С.С.Хоружего и других.1
Связь художественной культуры рубежа веков с идеями русского космизма позволяет полнее понять эстетическое кредо такого философско-кулыурологического явления, как "серебряный век", его неповторимое своеобразие духовных исканий. Об этом писали С.С.Дмитриев, Б.В.Емельянов, А.И.Новиков, Г.Ю.Стернин, Д.В.Сарабьянов, И.В.Кондаков, Л.А.Рапацкая, М.Г.Эткинд и другие.2
1 Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма//Труды V и VI чтений. К.Э.Циожовского. -М.,1972. -С. 104-106; Гиренок Ф.И Русские космисты. -М.990; Гачева АЛ, Русский космизм и вопрос об искусстве// Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. Вып.2. -М.,1996,-С.5-63; Василенко Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции//Философия русского космизма.-М,1996.-С.290-301;. Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения. -СПб.,1992; Куракина О. Д.Русский космизм как социокультурный феномен. -М.,1993; Демин В.Н. Русский космизм: от истоков - к взяе1у//Веспшк Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-! 996. 6,- С. 3-18; Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра -М.,1993; Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард, -Петрозаводск, 1995; Семенова С. Николай Федоров- М.,1995; Русский космизм: Антология философской мысли/Под ред. С.Г.Семеновой. -М.,1993; Савицкая Т.Е. "Русский космизм"; Культурологический портрет в ракурсе современности (по материалам отечественных публикаций начала 90-х годов у/Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб.Вып.6. -М.,1996. -С.64-78;. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и лравославия//Вопр. философии. -1991 .-№5 -С.26-57.
2 Дмитриев С.С Очерки русской культуры начала XX века. -М.,1985; Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. -Екатеринбург,] 995; Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. -М.,1996; Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. -М.,1993; Сарабъянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. -М., 1989; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже ХК -XX веков. -М.,1970;. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. -М.,1976; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. -М.,1988; Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллекзуальной история Серебряного века. -М.,1996.
Вопрос о природе синтеза искусств как художественного феномена, о причинах неизменного стремления к интеграции различных искусств и условиях возникновения целостного произведения получил отражение в публикациях последних лет.1 Попытка систематизации проблемы единения, цельности и Космоса осуществлена в работах К.И.Володиной, Е.И.Кириченко,
B.П.Толстого, Д.О.Швидковского.2 Научную ценность для данного исследования представляют интереснейшие работы В.В. Абашева, Ю.АБахрушина, М.Волошина, М.В.Гаевского, Ю.Я.Герчука, С.В.Голынец, Н.В.Давыдовой, Г.Н.Добровольской, И.С.Зильберштейна, В.М.Красовской, Б.В.Кондакова, Ф.В.Лопухова, Э.В.Пастона, Н.Л.Приймак, Н.Соколовой,
A.Соколова-Каминского, Е.Я.Суриц и других.3 Взаимосвязь балетного искусства и идей русского космизма нашла свое специфическое воплощение в "Русских сезонах" и "Русском балете" С.П.Дягилева и специально изучалось Б.В.Асафьевым, АН.Бенуа, С.М.Волконским, А.Я.Головиным, И.Э.Грабарь, С. Григорьевым, М.В.Добужинским, Т.П.Карсавиной, М.Ф.Ларионовым,
C.Лифарь, А.В.Луначарским, С.К.Маковским, М.В.Нестеровым, Р.Нижинской,
B.Ф.Нижинским, К.Петровым-Водкиным, А.П. Остроумовой-Лебедевой,
1 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы.-М.Д995; Ковтунов В.В. Истина в искусстве: Русский мистицизм в системе мироздания Востока и Запада. -М.Д 992; Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М.Д 994; Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры.-М.Д997. -КнД.
2 Володина Т.И, Модерн: проблемы синтеза искусств//Худ,модели мироздания. Взаимодействие иску сств в истории мировой культуры. -М.Д997. -Кн. 1 -С.261 -276; Кириченко Е.И. Русская идея синтеза искусств (Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский)//Кар<тины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи. -М.,1994.-С. 17-41; Толстой В.П. XX век Итоги и каноиы//Там же.-С.5-16; Толстой В.П., Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания// Худ.модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М., 1997.-Кн.1.-С.5-18.
3 Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения: Материалы.Вып. 1 ./Сост. .В.Абашев -ПермьД993; Волошин М. Лики творчества. -Л., 1988; Сергей Дягилев и русское искусство: Ст., откр., письма, интервью, переписка: Современники о Дягилеве lB 2т-/Сост., авт. вст. статьи и комментарии И.С.Зильбернпггейн, В.А.Самков. . -М.,1982; Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 т.-Л., 1971-72; Соколова H. Мир искусства. -М.-Л., 1934; Суриц ЕЯ. Балетное искусство//Русская худ.культура конца XIX- начала XX века(1908-1917): В 4 кн. -М.Д977.-Кн.З.-С. 341-364; Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков. Материалы первых Дягилевских чтений. -Пермь, 1989.
А.А.Рыловым, Н.К.Рерихом, И.Ф. Стравинским, В.А.Теляковским, М.М.Фокиным, Ф.И.Шаляпиным, В.Ходасевич.1
Самостоятельную группу источников составили материалы журналов: "Вопросы философии", "Дружба народов", "Слово", "Вестник Московского университета", "Балет", "Театр", "Советский балет", "Музыкальная жизнь".
Среди других источников, следует отметить эпистолярное творчество различных философов и представителей искусства, их дневниковые записи, автобиографии, материалы личных архивов.
Охарактеризованная источниковедческая база, с одной стороны, и отсутствие ее систематизации и осмысления в рамках избранной проблемы, с другой, дали основание выделить данную тему в специальное культурологическое исследование.
Хронологические рамки диссертации охватывают период конца XIX первой трети XX века, время активного проникновения идей русского космизма в культуру и искусство.
Объектом исследования стали космизм и русское искусство первой трети XX века.
Предметом исследования выступает русский космизм в контексте мировой и отечественной культуры, «серебряный век» как воплощение его эстетического кредо и синтез искусств как объединяющее начало в творчестве С.П.Дягилева.
Цели и задачи исследования. Основной Целью данного исследования стал анализ идей русского космизма в контексте искусства "серебряного века".
В процессе исследования выделены следующие задачи:
- выявить определяющие черты формирования русского космизма как составной части мировой и отечественной культуры;
Асафьев Б .В. Книга о Стравинском. -Л. ,1977; Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5ка -М.Д993; Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". -М.,1994; Григорьев С.Л. Балет Дягилева. 1909-1929. -М.,1993; Лифарь С. С Дягилевым. -СПб.,1994; Нижинская Р. Вацлав Нижннский. -М. ,1990; ФокинМ.М. Против течения. -Л.,1981.
- осмыслить философские, эстетические, исторические, культурологические и другие аспекты развития русского космизма как целостный концепции в культуре рубежа XIX - XX веков;
- исследовать особенности взаимодействия и синтеза искусств в художественной культуре "серебряного века" под углом зрения идей русского космизма;
- изучить творческую деятельность С.П.Дягилева в контексте идей русского космизма эпохи "серебряного века".
Методологической основой исследования стали философские, историко-эстетические, культурологические положения, связанные с идеями русского космизма в контексте современного знания.
При определении различных трактовок термина «русский космизм» мы основывались на двух подходах: сравнительном и системно-структурном; важное место занимал комплексный подход, который включает философско-исторический, культурологический, искусствоведческий, этнографический и другие методы познания действительности. Это позволило более полно изучить синтез искусств, его взаимосвязь и взаимообусловленность с русским космизмом и творчеством С.П.Дягилева как ярчайшего представителя этой эпохи.
Основные научные результаты и теоретическая новизна исследования заключается в том, что в нем: изложены наиболее значимые философско-культурологические особенности русского космизма;
- дана трактовка «серебряного века» как эстетического кредо русского космизма;
- определены культурологические особенности русского космизма и отечественного искусства рубежа веков;
- осмыслена культуротворческая деятельность С.П.Дягилева под углом зрения ее непосредственной связи с идеями русского космизма, эстетикой "серебряного века", стилевыми особенностями отечественного модерна;
- проанализированы хореографические антрепризы С.П.Дягилева в "Русских сезонах" и "Русском балете" как конкретное воплощение идей русского космизма "серебряного века".
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в процессе дальнейшей разработки данной проблемы, в преподавании курсов «История отечественной культуры», «Теория и история хореографического искусства» и других смежных курсов. Особое значение материалы диссертации имеют при разработке учебных программ по теории хореографии.
Апробация результатов исследования. Идеи и положение данного исследования нашли отражение в лекционной и просветительской деятельности соискателя, в публикациях и научных статьях, а так же в выступлениях на научно-практических конференциях: «Культура Северо-Кавказского региона: наследие и современные проблемы» (Краснодар, 1996), «Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани» (Краснодар,1997), «Развитие социально-культурной сферы Кубани» (Анапа, 1998), лектории «Космонавтика и искусство» (1998-1999).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Структура и объем исследования определены ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Космизм и русское искусство первой трети ХХ века"
Заключение
Русский космизм явился важной и созидательной вехой в истории мировой и отечественной культуры. Он стал определенным мировосприятием, мирочувствованием, миросозерцанием, мироотношением, принципом культуры.
В философско-культурологические концепции русского космизма развивалась идея порядка и ценности Космоса. Она получила эстетическую завершенность, отождествлялась с художественной гармонией, вызывала чувства соразмерности целого и его частей. Русский космизм настаивал на том, что в мироздании, в истории и в душе человека есть внутренняя глубина. Он вел поиски пространства соразмерного внутренней жизни людей и отдельного человека, которому вверено осуществление сверхчеловеческих задач космической миссии. Его ценность - в защите культурного универсализма и духовной открытости. Человек, его земная жизнь, интерес к истории, убежденность в целесообразности прогрессивного развития общества стоят в центре философии мироздания.
Космический взгляд на мир был органически присущ русской философской мысли и отечественной духовной культуре. Эту ситуацию следует выделить особо, поскольку она сталкивается с принципиально важной проблемой соответствия картины мира новым художественно-эстетическим принципам, сложившимся в культуре и искусстве «серебряного века». Русское искусство «серебряного века» было наполнено идеями русского космизма, идеями «высшего планетарного смысла».
Известный культуролог В.Вейдле писал: «Серебряный век» .не столько творил, сколько воскрешал и открывал. Он воскресил Петербург, воскресил древнерусскую икону, вернул чувственность слову и мелодию стиху, вновь пережил все чем некогда жила Россия и заново для нее открыл всю духовную и художественную жизнь Запада. Конечно, без собственного творчества все это обойтись не могло, и как бы мы строго ни судили то, что было создано за эти двадцать лет, нам придется их признать одной из вершин русской культуры»1.
Искусство «серебряного века» не только творческое, но прежде всего духовное наследие, которое раскрывается перед взором современников. В этот период философия русского космизма принимала специфическую конфигурацию и форму, создавала свое интеллектуальное поле и традиции, задавала свои системы отчета, свою систему ценностей и идейных ориентации. Русский космизм перерастает в гуманистическую концепцию культуры «серебряного века», в основании всего стоит не Божество, а человек как высшее и лучшее творение Бога. Отсюда и возникает, интерес к социально-творческим сторонам его жизни, к внутреннему миру человека как непознанной Вселенной. Идея Космоса провозглашается идеалами эпохи «серебряного века» и играет важную роль в поиске мировоззренческих ориентаций на мир и человека, его включенности в целостный космос. Она оказывается сопряженной с проблемой взаимодействия и синтеза культуры вообще и искусства в частности.
Философию русского космизма пронизывает идея единства и взаимодействия всех сфер духовной культуры. Стремление к целостности, к синтезу стало характерной и центральной проблемой в историко-культурной ситуации рубежа весов и начала XX века. Тяготение к синтезу явилось преобладающей доминантой в философии русского космизма и в русском искусстве.
Природа синтеза искусств заложена в идейно-сгилисгических особенностях культуры и искусства «серебряного века», в глубоких философско-мировоззренческих и этико-духовных концепциях русского космизма. Художественный синтез стал не только отражением времени, но и выразителем специфического понимания системы мировоззрения. Идея синтеза искусств философии русского космизма определила лик «серебряного века», как века русского культурного духовного Ренессанса.
1 Вейдле В. Задачи России.-Нью-Йорк, 1956.-С.98.
Она соединила в себе концепции Всеединства и соборности, идею храмового, литургического синтеза искусств и идею Красоты, тем самым определяя роль человека как связующее звено между Богом и материальным бытием. Синтез искусств стал мировоззренческим стержнем целого ряда течений в литературе, живописи, декоративно-прикладном и театральном искусстве. Этот художественный феномен - отличительная черта русского модерна в искусстве, который становится символом миропонимания, символом эволюции, движением человека и космоса к цельному бытию и всеединству.
Синтез цвета, звука, танца, живописи, слова способствовал созданию и вызвал к жизни «Русские сезоны» и «Русский балет» С.П.Дягилева. Они стали* высшим достижением музыкального театра в русском и мировом искусстве, явились своеобразным воплощением идей и концепций философии русского космизма.
Таким образом, рассматривая космизм и русское искусство первой трети XX века, мы стремились связать специфическую проблему их взаимодействие и взаимопроникновение с художественно-культурными процессами и явлениями «серебряного века». Такая постановка вопроса не утратила своей остроты и актуальности в нашу переменную эпоху.
Русский космизм, его фундаментальные философские основы имеют широкое универсальное значение как ключ к пониманию жизнеспособности больших и сложных социальных и национальных структур. Он является тем мировоззрением, которое синтезирует в себе духовные традиции России, ее религию, философию, науку, искусство в их неразрывном единстве.
Список научной литературыОвечкина, Ирина Станиславовна, диссертация по теме "Историческая культурология"
1. Акулин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. -Новосибирск, 1990. -282с.
2. Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. -М., 1980.
3. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. -М., 1990. -528с.
4. Алешин А.И. Феномен русского космизма (природа и исторические трансформации) // Русский космизм и современность. -М., 1990.- С4-36.
5. Андреев Д.Л. Роза Мира. Метафилософия истории. -М., 1991. -336с.
6. Андреев Д.Л. Железная Мистерия. -М., 1991. -167с.
7. Андреев Д.Л. Русские боги: Стихотворения и поэмы. -М., 1989.136с.
8. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации: Сборник. -М., 1988. -718с.
9. Аристотель. Сочинения. -М,, 1981.-Т.1. -496с.
10. Аристотель. Об искусстве поэзии. -М., 1957. -408с.
11. Асафьев П. Избранные труды: В 5 т. -М., 1957.-Т.5. -280с.
12. Афанасьев А.П. Поэтические воззрения славян на природу. -М., 1865.-Т.1. -748с.
13. Бальбуров Э.А. Русский космизм: философия, поэзия, миф // Гуманист.науки в Сибири. Сер2-1995.-№4.-С.10-17.
14. Бальмонт К. Избранное. -М.,1980. -192с.
15. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989. -188с.
16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М., 1965.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -544с.
18. Бердяев А.Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. -М., 1990.С.43-271.
19. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М., 1990. -348с.
20. Бердяев H.A. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. -М., 1990. -493с.
21. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Новый мир. -1990.-Ш.-С.16-38.
22. Бердяев H.A. Теософия и антропология в России. -Мм 1991. -519с.
23. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества.-М,1989.569с.
24. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М., 1994.-Т.1. -542с.
25. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М, 1994/Г.2. -510с.
26. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. -Самара, 1996. -199с.
27. Белов П.Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX нач. XX вв. -М., 1970. -245с.
28. Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. -М., 1989-1990.
29. Белый А. Воспоминание о Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников. -М., 1980.*Т.1. -511с.
30. Белый А. Символизм как миропонимание. -М., 1994. -491с.
31. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. -М., 1992.-Т.1-2.
32. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. -M.-JI., 1962/Г.5. -762с.
33. Бог, человек, вселенная. Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. -М., 1995.
34. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. -М., 1991. Т.31.-944с.
35. Боброва C.J1. Идея космизма в русской культуре 1920-40х годов//Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М.Д994.-С.42-55.
36. Брюсов В .Я. Сочинения: В 2 т. -М., 1987. -377, 396с.
37. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество.-М.,1992.-525с.
38. Булгаков С. Душа социализма II Новый 1рад. -Париж, 1931. С.56147.
39. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.-344с.
40. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцание и умозрение. -М., 1994. 414с.
41. Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Сергей Булгаков.-New York, 1982.-321 с.
42. Вагнер Р. Искусство и революция // Вагнер Р. Избранные работы. -М., 1978.-С.27-196.
43. Ванслов В.В. Что такое искусство / Рец. А.Я.Зись, В.Г.Толстой. -М., 1988. -328с.
44. Василенко Л.И. О мифологических чертах современных философско-экологических представлений // Проблемы философской методологии. -М., 1989.*С.29-58.
45. Васильев Г.Н. Человек: генезис духа. -СПб., 1994. -272с.
46. Вейдле В.В. Умирание искусства: Размышление о судьбе литературы и художественного творчества. -СПб., 1996. -308с.
47. Вениковский А.Э., Минькова Р.Д. Человек в системе космоземных связей. Научно-аналитический обзор. -М, 1994.-С. 129.
48. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. -М, 1989. -432с.
49. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.-М.,1981.354с.
50. Вернадский В.В. Научная мысль как планетное явление. -М., 1991.270с.
51. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. -М., 1989. -589с.
52. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста- Сост. М.С.Бастракова и др.-М.,1988.-519с.
53. Взаимодействие и синтез искусств. -Л., 1978. -269с.
54. Виппер Б.Г. Статьи об искусстве. -М., 1970. -272с.
55. Возрождение культуры России: истоки и современность. Вып.1.// Сост. С.М.Климов. -СПб., 1993. -281с.
56. Волошин М. Лики творчества. -Л., 1988. -848с.
57. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1968. -589с.
58. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма // Труды V и VI чтений К.Э.Циолковского. -М„ 1972-С. 104-106.
59. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э.Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии.-1992.-№6.-С.125-131.
60. Галаев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. -М., 1982. -64с.
61. Гачева А. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: По матер. VII Федор.чтений. 8-10 дек. 1995. Вып.2. -М., 1996. -С.5-63.
62. Гиренок Ф.И. Русские космисты: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). -М., 1990. -61с.
63. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. -М., 1987. -272с.
64. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения.-М., 1995.-445с.
65. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма/ Сост.предислов. и комм. О.А.Карчевцева. -СПб., 1995. -526с.
66. Громов И.Г. Климов Ю.В. Символы и архетипы И Русский космизм и ноосфера. -М., 1989.-Ч.1.- С.165-168.
67. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы.-М.,1995.-306с.
68. Гумилев Л.К. Этногенез и биосфера Земли. -Л., 1989. -591с.
69. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету // Вест.Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996.-№ 6. -С.3-12.
70. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. -М., 1993. -372с.
71. Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк) // Полн.собр.соч.: В 30 т. -М., 1984.-Т.26.-С.141-163.
72. Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения. -СПб., 1992.-230с.
73. Дунаев М. Соблазны «серебряного века»: (о культуре «серебряного века») // Слово,-1994.1-6. -С.7-13.
74. Дьяконицын Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX начала XX веков. -Пермь, 1966. -235с.
75. Елистратов В. Русский космизм и русский космос // Дружба народов.-1994.-№6. -С.186-194.
76. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. -Екатеринбург, 1995. -284с.
77. Жданов Ю.А. Концепция культуры в трудах В.И.Вернадского // Научная мысль Кавказа.-1995.-№ 1. -С. 19-24.
78. Захаров В.Д. Этнос и Космос // Человек.-1995л№1. -С.41-54.
79. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4-х ч. -Л., 1991.
80. Зеньковский В.В. Русские мыслители Европа.-Париж, 1955.-457с.
81. Зильберштейн И.С., Самков В.А. Статьи и комментарии. -М., 1968. -160с.
82. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. -М., 1991. -162с.
83. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. -Л., 1978. -С.2-51.
84. Иванов Вяч. Взгляд Скрябина на искусство // Иванов Вяч. Собрание сочинений. -Брюссель, 1974.-Т.З. -С.218-266.
85. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего // Иванов Вяч. Собрание сочинений. -Брюссель, 1974.-Т.2.-С. 132-365.
86. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., всг.ст. и прим. В.М.Толмачева. -М., 1994. -528с.
87. Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием(Проблема социального идеала в русской философии "Серебряного века")/Отв.ред. д.ф.н.,проф., К.Н.Любутин.-Новосибирск, 1997.- Ч.1.-297с. -Ч.2.-199с.
88. Из истории религиозной философии в России XIX нач.ХХвв/АН СССР. Ин-т философии:Отв.ред.д.ф.н А.Д.Сухов.-М.,1990.-128с.
89. Каган М.С., Хинтухина Е.Т. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. -М., 1994. -160с.
90. Казначеева В.П. Космопланитарный феномен человека. -Новосибирск, 1991.
91. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. -М., 1992. -162с.
92. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения / Сост. и вступ. ст. С.С.Хоружего. -М., 1992.-Т.1. -325с
93. Картины мира в искусстве XX века: Штрихи к портретной эпохи.-М.,1994.-214с.
94. Кацис Л.Ф. Апокалиптика «серебряного века»: Эсхатология в художественном сознании // Человек.-1995.'№2. -С.143-154.
95. Кириченко Е.И. Русская идея синтеза искусств/Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский//Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М.Д994.-С.17-41.
96. Клизовский А.И. Основа миропонимания новой эпохи: В 3 т. -Рига, 1991.-Т.2. -431с.
97. Ключников С.Ю. Философское наследие Рерихов и евразийство // Рерих Ю.Н. Материалы юбилейной конференции. -М., 1994. -С.69-73.
98. Культурология XX век. Антология. -М., 1995. -703с.
99. Культурология XX век. Энциклопедия,-СПБ.,1998.-Т1.-447С: Т.2.447с.
100. Куракина О.Д. Русский космизм: к проблеме синтеза науки, философии и религии / Методические указания. -М., 1992. -185с.
101. Куракина О.Д. Русский космизм: вопросы жизни и смерти у Н.Ф.Федорова // Русский космизм: По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений. -М., 1990.-Ч.2. С.43-48.
102. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. -М., 1993.-183с.
103. Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. -М., 1957.-315с.
104. Линник Ю.В. Амаравелла. -Петрозаводск, 1989. -104с.
105. Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард / Фонд культуры Карелии. Музей косм, ис-ва им.Н.К.Рериха. -Петрозаводск, 1995. -92с.
106. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Бытие имя - космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. -М., 1993.
107. Юб.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. -М., 1990. -719с .
108. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М., 1988. -366с.
109. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избранные работы. -М., 1978.
110. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон.-М., 1969.
111. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика).-М.,1963.
112. А.Ф.Лосев и культура XX века: Лосев, чтения . Сост. Ю.Ф.Панасенко. -М.: Наука, 1991. -219с.
113. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. -М., 1990.
114. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М., 1993. -959с.
115. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М., 1995. -319с.
116. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. -Киев, 1994. -285с.
117. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991, -524с.
118. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. -М., 1995. -944с.
119. Лосев А.Ф. Хаос и структура. -М., 1997. -831с.
120. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. -М., 1991. -511с.
121. Лосский В.Н. История русской философии. -М, 1991. -479с.
122. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера - история. -М., 1996. -448с.
123. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. -Спб., 1996. -846с.
124. Лукьянов А. И.Г.Фихте и Н.Ф.Федоров о проблеме бессмертия // Философия бессмертия и воскрешение. ВыпЛ. -М., 1996. -С. 189-190.
125. Мандельштам О. Слово и культура. -М., 1987. -304с.
126. Манеев А.К. Философский анализ антиномий науки. -Минск,1974:
127. Маслобоев А.О. Российский организм и космизм XIX-XX вв.: Эволюция и актуальность. -М., 1995.*Ч,1. -89с.
128. Мейлах B.C. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии.^ 983.-№7. -С. 123-139.
129. Мележик В.А., Харламов Ю.А. Русская религиозная философия как социально-культурный феномен.-М.,1993.-27с.
130. Моисеев К.К. Человек, среда, общество. -М., 1982. -124с.
131. Моисеев К.К. Человек и биосфера. -М., 1968. -147с.
132. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. -М., 1982. -176с,
133. Муравьев В.Н. Овладение временем как основной задаче организации труда. -М., 1924. -115с.
134. Муравьев В.Н. Письма. Внутренний путь. Философские заметки, афоризмы//Вопросы философии.-1992.-№1. -С.37-82.
135. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. -М., 1990.387с.
136. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. -М., 1994. -368с.
137. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения: В 2 т. -М., 1990.-Т.1.-С.56-263.
138. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. -М., 1990.
139. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / Пер. с нем. Сост. ивст. ст. М.Кореневой. -СПб., 1993. -369с.
140. Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А.В.Коротнян. -Л.,1989. -233с.
141. Оганов A.A. Теория отражения и искусство. -М., 1978. -133с.
142. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. -М., 1982-256с.
143. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. / Сост. и комм. В.И.Сахарова. -М., 1981.
144. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья/Сост.М.А.Маслин, А.Л.Андреев. -М., 1990. -528с.
145. Параллели. Вып.1. -М., 1991. -165с.
146. Раджабов У.А. От миров к современным космологическим концепциям// Философские науки.-1991.-№7.-С.43-57.
147. Рерих Н.К. Держава света: Священный дозор / Межд. центр Рерихов. -Рига, 1992. -137с
148. Рерих Н.К. Культура и цивилизация.-М.,1997.-195с.
149. Рерих Н.К. Листы дневника.-М., 1995.-Т.1.-476с.
150. Рерих Н.К. Человек и природа / Всг. ст. К.Смирнова.-М.,1994.110с.
151. Рерих Н.К. Об искусстве / Сост. С.А.Пономаренко. -М., 1994.311с.
152. Рерих Е.И. Письма: В 2т. -Минск, 1992.
153. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. -М., 1992. -518с.
154. Розанов В.В. О себей о жизни своей. -М., 1990.-369с.
155. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. -М., 1990.
156. Россия глазами Русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. -СПб.,1991.
157. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола» И Вопросы философии1992.-№6. -С.3-49.
158. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. -М., 1989. -94с.
159. Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М.А.Маслин. -М., 1992.478с.
160. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. -М., 1995.-265с.
161. Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Грачева; Всг. ст. С.Р.Семеновой. -Мм 1995. -369с.
162. Русский космизм и Ноосфера. В 2-х ч. / Ред.-сосг. О.Д.Куракина. -М., 1989. 4.1.-204с.
163. Русский космизм: По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений. В 2-х ч. -М., 1990.
164. Русский космизм и современность. -М., 1990. -132с.
165. Савицкая Т.Е. «Русский космизм»: Культурологический портрет в ракурсе современности (по материалам отечественных публикаций нач. 90-х годов) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информац. сборник. -М., 1996. Вып.6.-64-78с.
166. СеменоваС.Г. Тайнацарствиянебесного.-М.,1994.-414с.
167. СеменоваС.Г. Федоров.Творчество жизни.-М.,1990.-383с.
168. Самосознание европейской культуры XX века. -М., 1991. -591с.
169. Сетницкий Н. Заметки об искусстве. -Харбин, 1993. -171с.
170. Скрябин А.Н. Русские пропилеи. -М., 1919. Т.6.
171. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. -М., 1991-384с.
172. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. -М., 1988.
173. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. -М. 1989. Т.2. -172с.
174. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / Вступ. ст. Г.Гальцевой и И.Рознянской. -М., 1991. -701с.
175. Тасалов В.М. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства // Взаимодействие и синтез искусств. -Л., 1978. -С.74-96.
176. Толстой В.П.,Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания//Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры.-М., 1997. Кн.1.-С.5-18.
177. Толстой В.П. XX век. Итоги и кануны//Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М.,1994.-С.5-16.
178. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. В 2-х ч. -М., 1988.
179. Федоров Н.Ф. Сочинения / Сост. С.Г.Семенова. -М., 1994. -396с.
180. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А.В.Гулыга; Вступ. ст., прим. и сост. С.Г.Семеновой. -М., 1982. -711с.
181. Федоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» // Начала -1993.-№ 1. -С. 3-117.
182. Философия бессмертия и воскрешения. Вып.1. -М., 1996. -288с.
183. Философия русского космизма. -М., 1996. -374с.
184. Философия русского религиозного искусства XVI-XX веков: Антология / Сост. сб. ред. Н.К.Гаврюшина. -М., 1993. -400с.
185. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. -М, 1993. -517с.
186. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // П.А.Флоренский.-M., 1990.-Т.1. -314с.
187. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // П.А.Флоренский. М., 1990.-Т.2. -286с.
188. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Оправдание Космоса.- -СПб., 1994. -С.8-76.
189. Флоренский П.А. Оправдание Космоса / Сост., вступ. ст. и прим. К.Г.Исупова. -СПб., 1994. -224с.
190. Флоренский П.А. Философия, наука, техника / Сб. статей о П.А.Флоренском. -Л., 1989. -82с.
191. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. -М., 1988. -С. 19-76.
192. Франк СЛ. Духовные основы общества. -М., 1992. -272с,
193. Хомяков A.C. О зодчестве // Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. -М., 1994. Т.1. С.263-352.
194. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. -М., 1988.386с.
195. Хомяков A.C. Церковь одна. -М., 1991. -124с.
196. Хоружий С.С. София Космос - Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова II Вопросы философии,-1989.-№12. -С.46-63.
197. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии.-1991.-№ 5. -С.26-57.
198. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП II Вопросы философии.* 1992.-№2. -С.78-87.
199. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры:В 2т./ Бондаренко H.A., Виноградова Н.А, Володина Т.И. и другие; под общ.ред. В.П.Толстого.-М.,1997гКн.1.-399с.
200. Циолковский К.Э. Гений среди людей (рукопись 1918 г.). -М., 1992. -24с.
201. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной / Поел. В.В.Казютинского -М., 1992.-243с.
202. Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии.-1992.-№6. -С.132-158.
203. Циолковский К.Э. Причина Космоса; Воля вселенной; Научная этика. -М., 1991-305с.
204. Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание //Путь.-1992.-:№ 1. -С.7-15.
205. Человек в системе космо-земных связей. Науч.-аналит. Обзор. -М., 1994. -59с
206. Чижевский А.Л. Стихотворения.-М., 1987.
207. Чижевский А.Л. Солнце мы.-М.,1963.
208. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. -М., 1976.
209. Шапошникова Л.В. «Синтез действенного блага.» (Н.К.Рерих о культуре) // Человек. 1994. №1. -С.90-102.
210. Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования. -М., 1991. -263с.
211. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и прим. И.С.Нарский. -М., 1992. -374с.
212. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока // Аум. Синтез мистических учений Запада и Востока. -СПб., 1991 ."№4. -С. 11-161.
213. Ярышкин В.П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности (Сб.попул.ст.)-Ижевск,1998.-66с.$ * *
214. Абашев В.В. Танец как универсалия серебряного века // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Материалы III Дягилевских чтений. Вып.1. -Пермь;1993. -С.7-19.
215. Аркина Н.Е. Балет и литература. -М., 1987. -46с.
216. Асафьев Б. Книга о Стравинском. -Л., 1977. -277с.
217. БалакинаТ.И. История отечественной культуры. -М., 1994.-Ч.2.-141с.
218. Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. -М., 1981.
219. Бахрушин Ю.А. Воспоминая/Подг.текста, вступ.ст. и комм. Н .Сочинской.-М. Д 994.-700с.
220. Бассехес А.И. Театр и живопись Головина. -М, 1970. -28с.
221. Бахрушин Ю.А. История русского балета: Учебное пособие. -М, 1973. -254с.
222. Бачелис Т. Линии модерна и «Пизанелла» Мейерхальда // Театр. -1993.-№5. -С.62-77.
223. Бенуа А.Н. Возникновение «Мира искусства» / Послесловие Г.Ю.Стернина / -М., 1994. -187с.
224. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. -М., 1990.-Кн. 1-3.
225. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. -М., 1993.-Кн.4, 5.
226. Бенуа А.Н. «Мир искусства» С.Дягилев, С.Мамонтов // Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. -М., 1995. -С.341-344.
227. Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет./статьи, письма, высказывания. Подг.изд. вступ.ст. и комм. И.С.Зильберштейна и А.Н.Савинова.-М.,1968.-748с.
228. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн: Альбом. -М., 1990.-359с.
229. Борисовская К.А. Лев Бакст. -М., 1979. -169с.
230. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. -М., 1987. -748с.
231. Бродская Г.Н. В .Я. Брюсов В.Э.Мейерхольд - В.Ф.Комиссар-жевская Н Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 гг.: Сб.науч.тр. -Л., 1987. -С.96-130.
232. Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально-эстетическая проблема балета. -Л., 1980. -277с.
233. Вахтангов Е. Всехсветские записи (Первая полная публикация записей режиссера о судьбах театр .искусства в России) // Театр.-1987.-№12. -С.147-151.
234. Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств// Художествен-ные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры:В 2т.-М.,1997.-Кн.1.-С.261-276.
235. Время Дягилева. Универсалии серебряного века: третьи Дягилевские чтения: Материалы / Сост.В.В.Абашев, -Пермь, 1993.-Вып.1. -262с.
236. Гаевский В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. -М., 1981.-295с.
237. Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX вв. и Ф.И.Шаляпин. 1890-1904. -Л., 1974. -264с.
238. Голынец C.B. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков. Заметки с выставки // Музей 10. Худ. собрание СССР. -М., 1989. -С.174-183.
239. Горфункель Е. Примерка. Тезисы о русском театральном модерне // Театр.-1993.-№5. -С.3-13.
240. Григорьев С.Л. Балет Дягилева. 1909-1929. -М., 1993. -287с.
241. Давыдова М.В. Театральное декоративное искусство . Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917). В 4 кн. -M., 1980.-КН.4. -С.172-218.
242. Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века: к проблеме создания художественной картины мира.-Саратов, 1990.-109с.
243. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века: Кн. для учителя. -М., 1985. -167с.
244. Дневник Вацлава Нижинского; Воспоминания о Нижинском / Пер. с фр. М.Вивьен, С.Орлова. -М., 1995. -386с.
245. Дунаев М.М. Борисов-Мусатов. -М., 1993.
246. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М., 1989.-138с.
247. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг. -М., 1976. -303с
248. Из истории музыкальной жизни России (XIX-XX вв.) Моск.гос.консерв. им. П.И.Чайковского, отв.ред. Е.Н.Кулова.-М.,1992.-145с.
249. Искусство в системе культуры. -JL, 1987.
250. История и теория мировой и русской культуры: Фундаментальный курс авторизованного изложения / Сост А.А.Оганов, И.Г.Хангельдиева. -М., 1992.
251. Калашников Ю.С. К.С.Станиславский. Проблемы развития реализма в русском искусстве начала XX века // Русская художественная культура конца XIX начала XX века: В 4 кн. -М., 1968.-Кн.1.- С.37-65.
252. Карсавина Т.П. Театральная улица. -J1., 1971. -248с.
253. Карсавина Т.П. Неизвестные главы «Театральной улицы»: портрет Дягилева // Балет.-1997. -№2-5. -С.39-40.
254. Кириченко Е.И. Идеи духовного возрождения в градостроительстве и храмовом зодчестве XIX- начала XX веков//Художественные модели мироздания:Взаимодействие искусств в истории мировой культуры.-М.,1997;Кн.1.-С.251-260.
255. Коган Д.З. М.А.Врубель. -М., 1980. -272с.
256. Козинев Г. Станиславский. Мейерхольд. Записи. Высказывания // Театр.-1978.-№9. -С.105-115.
257. Кондаков И.В., Корж Ю.В. Рихард Вагнер и русская культура серебряного века // Общественные науки и современность.-1996.-№1, -С. 159-170.
258. Кондаков Б.В. «Эпоха Дягилева» и народная культура // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Материалы Третьих Дягилевский чтений. Вып.1. /Сост.В.В.Абашев. -Пермь, 1993. -С.64-70.
259. Кохно Б. Дягилев и «Русский балет» Фрагм. Из кн. «Дягилев и русские сезоны», изд. в Париже в 1973 г. / Пер. с англ. / Вст. заметка
260. B.Киселева//Муз. акад.-1992.-№4. -С .164-167.
261. Красовская В. Балет сквозь литературу Из прошлого русского балета. // Искусство Ленинграда. 1991. №2. -С.60-66.
262. Красовская В.М. Нижинский. -Л., 1974. -248с.
263. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX в.: В 2 т. -Л., 1971-72.
264. Красовская В.М. Статьи о балете. -Л., 1967. -173с.
265. Купцова И. Художественная интеллигенция России (размежевание и исход). -СПб., 1996-108с.
266. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX века. -М., 1975. -284с.
267. Ласкин A.C. Неизвестные Дягилевы или Конец цитаты :Док.роман.-СПб, 1994.-286с.
268. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи.-М., 1991 .-164с.
269. Лифарь Серж. С Дягилевым: Монография. -СПб., 1994. -224с.
270. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера.-М., 1966.-277с.
271. Луцкая Е. Восхождение к прошлому. Балет Фокина в России // Музыкальная жизнь.-1993.-№17-18.-С.8-10.
272. Лапшина Н.П. «Мир искусства» // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917): В 4 кн. -М., 1980.-Кн.4.1. C,79-99.
273. Лапшин В.П. Развитие традиций русской живописи XIX и в XX столетии («Союз художников» и ряд других объединений) // Русская художественная культура конца XIX начала XX века: В 4 кн. -М., 1980.-Кн.4. -С.29-78.
274. Мацкин А. Дело и мысль Вахтангова/ Театр .-1983 .-№2. -С. 47-61.
275. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. -М., 1968.>4.1.-518с.
276. Молзинский В.В. История русской музыки XIX- начала XX веков.-М.Д993.-Ч.1.-52с. -Ч.2.-1994.-35с.
277. Морозова E.H. Русская культура рубежа XIX-XX веков: Метод.пособие. -Саратов, 1995. -75с.
278. Навоков А.Б. Русский авангард/Пер. с фр. Е.М.Титаренко.-М.,1991.-190с.
279. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. -М., 1994.286с.
280. Нижинская Р. Вацлав Нижинский. -М., 1996. -166с.
281. Новикова Т.М. Философия искусств. Эзотерические традиции: Учебное пособие. -МАИ, 1996. -72с.
282. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Сост. А.Д.Сарабьянов.-М., 1992. -268с.
283. Одоевцев И. На берегах Невы. -М., 1988. -291с.
284. Онуфриева С.А. Головин. -Л., 1977. -198с.
285. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX-XXвв.-Л., 1979. -327с
286. Панкратова Е.А. Театр в изобразительном искусств. Театральный портрет конца XIX -начала XX веков:Лекции.-1976.-67с.
287. Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. -М., 1988. -415с.
288. Прокофьев В.Н. Русская школа реализма // За алтари и очаги. -М., 1989. -С.16-33.
289. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. -Мм 1970.-279с.
290. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». -М., 1996. -191с.
291. Россия-Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII начала XX веков:Сб.ст./Ред.-сост.А.В.Толстой.-М.,1995.-221с.
292. Русакова A.A. Символизм в русской живописи. -М., 1995. -163с.
293. Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века / Сост. И.С.Ежов, Е.И.Шамурин. -М., 1991. -592с.
294. Русская художественная культура конца XIX начала XX века: Сб.ст. / Ред.коллегия: д-р искусствоведения А.Д.Алексеев и др.): Кн. 1-4. -Мм 1968-1980.
295. Русский балет: Энциклопедия. -М., 1997. -548с,
296. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1990-х начала 1910-х годов. М., 1971. С.276.
297. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. -М., 1989.-293с.
298. Сергей Дягилев и русское искусство: В 2 т. -М., 1982.-Т. 1. -496с.
299. Сергей Дягилев и русское искусство: В 2 т. -М., 1982.-Т.2. -574с.
300. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков: Материалы первых Дягилевский чтений. 17-19 апреля 1987. -Пермь, 1989. -182с.
301. Серебряный век: Мемуары / Вступ. ст. Я.Богомолова. -М., 1990.516с.
302. Сидоров A.A., Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство в художественной жизни России 1908-1917 // Русская художественная культура конца XIX начала XX века: В 4 кн. -М., 1980-Кн.4. -С.9-28.
303. Соколова Н. Мир искусства. -М., 1934. -276с.
304. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России: Воспоминания. Статьи. Очерки. Беседы. Из записных книжек / Сост. М.К.Любомудрова. -М., 1990 -364с.
305. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. -М., 1970. -296с.
306. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в начале XX века. -М., 1976. -341с.
307. Стернин Г.Ю. Русская художественная культуры второй половины XIX начала XX веков. Исследования. Очерки. -М., 1984. -296с.
308. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1990-1910-х годов. -М., 1988. -256с.
309. Стравинский И. Хроника моей жизни. -Л., 1963. -344с.
310. Строева C.H. Московский художественный театр // Русская художественная культура конца XIX начала XX века: В 4 кн. (1898-1905). -М., 1968.-Кн.1. -С.66-102.
311. Суриц Е.Я. Балетное искусство // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917). -М., 1977.-Кн.1. -С.341-364.
312. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров, 1898-1901, Москва.-М., 1998.-746с.
313. Тугендхольд Я.А. Из истории западно-европейского, русского и советского искусства:Избр, ст. и очерки/Сост сб.примеч. и прил. Т.П.Каждан.-М., 1987.-315с.
314. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмесгера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью, письма. -Л., 1981. -510с.
315. Хангельдиева И.Г. Музыка: театра, книги, телевидение. -М., 1991.-156с.
316. Харджиев H.A. Статьи об авангарде: В 2 т.-М., 1997.-Т. 1.-188с. -Т.2.-314с.
317. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. -М., 1991. -263с.
318. Цветаева М. Воспоминания о поэтах // Цветаева М. Сочинения: В 2 т. -М., 1984.-Т.2.-369с.
319. Чернова Н. Заметки «очевидца» о русском модерне и русском балете//Театр.-1993.-№5. -С.101-112.
320. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры // Социально-политический журнал.-1994.-№7-8. -С.110-120.
321. Эфрос A.M. Профили (Русские характеристики XX века) / Послеслов. М.В.Толмачева. -M., 1994. -318с.
322. Эфрос A.M. мастера разных эпох: Избр. и ст. -худ. и крат. статьи//Сост. М.В.Тилмахв.-М.Д979.-335с.
323. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века. -М., 1996. -414с.
324. Эткинд Е. Русская поэзия XX века как единый процесс // Вопросы литературы. 1988. №10.-С.9-26.
325. Эткинд М.Г. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. -Л., 1989. -478с.
326. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда //
327. Философские науки. 1989. №9, -С. 13-20,
328. Список источников и литературы на иностранных языках —
329. Copleston, Frederick С. Russian religious philosophy: Sel.aspects / Frederick C. Copleston.-Tunbredge Wells (Kent): Searchpress; Notte Dame (Ind): Univ of Notre Dame, 1988.-158c.
330. Das Dunkle Antlits: Russ. Relegions philosophy / Hrsg. U. Ubers vor Nicolai Bubuoff.-Koln, 1966.-230c.
331. George, Waldemar. Larionov. Par Waldemar George.-Paris, 1966.135c.
332. Lev Karsavin et la pensee russe du XX siecle: . Collogue a Lev Karsavin, gui sest tenu a Dijon les 18 et 19 mars 1996. .-Paris, 1996.-С.323-428.
333. Lukashevich, Stephen. N.F.Fedorov (1828-1903): A Russ.cupsychian a.utopian thought / Stephen Lukashevich.-Newark-London, 1977.-316c.
334. Nicholas Roerich by his contemporaries: A few exc.-Bungalore, 1964.22c.
335. Percivel, Sohn. The World of Dieghilev / Sohn Percivel.-Rev.ed.-London, 1979.-144c.
336. Vyacheslav Ivanov: poem, critic and philosopher / Ed. By Robert Louis Jackson a.Lowry Nelson.Jr.-New Haven, 1986.-474c.
337. Диссертации и авторефераты.
338. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков / Автореф дис. . канд. филос. наук / Росс.акад.управления. -М., 1994. -18с.
339. Бандура А.И. Творческая Вселенная А.Н.Скрябина- Дис. . канд. искусствоведения. -Мм 1992.-208с.
340. Горбач К.И. Проблема "Россия-Запад" в философии русского религиозного Ренессанса XX века:В.Ф.Эрн, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов-автореф.дисс.кавд.филолог.наук. 09.00.03.-М., 1997.- 18с.
341. Дудкина И.А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э.Циолковского / Автореф. дис. . канд.филолог.наук. -М., 1983. 09.00.03.- 17с.
342. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе, жизни и смерти: (Н.Федоров, К.Циолковский, А.Платонов) / Дис. канд. фил ос. наук. -Киров, 1996.-176с.
343. Короткина Л. В. Проблема синтеза искусства в творчестве Н.К.Рерих: (1890-1916гг.)/Автореф.дисс. на соиск.уч.ст.канд. искусствоведения (17.00.04) -Л.Д983.-18С.
344. Куракина О.Д. Русский космизм: (Мировоззренческий аспект) / Дисс. д-ра филос.наук. -М., 1994.-347с.
345. Оносов A.A. Идея социальной организованности в русскомкосмизме / Автореф. дисс.канд.филос.наук (09.00.11) Рос.АН. Ин-тфилософии. -М., 1994.-24с
346. Петрусевич А.Л. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н.Ф.Федорова и Д.Л.Андреева-Автореф. дисс.к.филос.наук (09.00.11).-СаранскД996.-15с.
347. Пурто Е.Е. Идеи системного подхода в русском космизме / Автореф.дис. .канд.филос.наук. Моск.пед.ин-т им.В.И.Ленина.-М, 1990.-20с.
348. Самсонова Н.П. Космизм А.Л.Чижевского (Философско-методологический анализ) / Дисс. канд.филос.наук. -М., 1996. -130с.