автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Туфанов, Александр Олегович
3
Глава 1. Социально-культурные основания космизма.
1. 1. Космические мотивы в восточной и западноевропейской философии
1.2. Специфика русского космизма и необходимость целостного подхода к изучению мира.
Глава 2. Проблема человека в антропокосмоцентрических кон цепциях России.
2.1. Русское народное и поэтическое творчество о месте человека в мире.:.
2.2. Русская религиозная философия о .Асос1Аическом предназначении человека.
2.3. Космизм о нравственно- эстетическом взаимоотношении человека и космоса.
2.4. Русские ученые о взаимоотношении человека как микрокосмоса с макрокосмосом.
Глава 3. Русский космизм о новом измерении человека.
3.1. Ноосферная идея в русском космизме.
3.2. Место русского космизма в решении глобальных проблем современности. .,.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Туфанов, Александр Олегович
Актуальность темы исследования. Начиная с древнейших мифологических, религиозных и философских представлений, человек уже активно осмысливал в различных, преимущественно чувственно-образных формах, связи между своим существованием и бытием Вселенной. Космические символы и образы так же являлись основной составной частью содержания народного бытового А искусства и поэзии. Во всех этих духовных образований всегда, явно или скрыто, выражалось стремление человека воздействовать на мир в желательном для него направлении. Это стремление было наиболее систематично реализовано лишь в разработанном в России 19- 20 в. уникальном космическом направлении философской мысли - космизме, интерес к которому постоянно возрастает. Это особенно заметно в последнее время.
Этот интерес объясняется несколькими причинами. Во-первых, замалчиванием в течение почти семидесяти лет основных отечественных направлений художественно - эстетической, философской и религиозно - богословской мысли вообще, 19 в. - в особенности. Во-вторых, стремлением на переходе веков (сравни с «серебряным» веком) успешно разрешить те актуальные проблемы, которые связаны с взаимоотношением человека, природы и космоса.
Русский космизм является уникальным научно-культурологическим феноменом, достижением многовековых усилий философов, естествоиспытателей, писателей, поэтов, религиозных деятелей и безвестных хранителей мифологических традиций народной памяти. Как отмечает исследователь русского космизма В.Н. Демин, космизм - это не просто знание, а особое прочувствование Вселенной; научно осмысленное, эмоционально-личностное мироощущение. Вследствие этого оно особенно созвучно целостным, интегративным тенденциям в развитии современной науки.
Однако следует отметить, ощущение глубинной причастности сознательного существа к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, вместившем в себя все природные, космические «стихии и энергии», проходят через всю мировую культуру - как восточную, так и западную. Но, только русский космизм, на наш взгляд, синтезировал эти два подхода, выработал особый взгляд на мир как на единую, целостную систему, где изменение одного из элементов может повлечь за собою необратимые негативные изменения других.
В связи с проблемами современного развития цивилизации и с успехами овладения человеком ближайшим космическим пространством становится все более очевидной проблема поиска адекватного места человека не только в обществе, но и во Вселенной. Это уже хорошо понимали представители русского космизма. Они достаточно определенно отмечали не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий его мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для разработки русскими космистами целостного взгляда на мир. Параллельно этому шло формирование нового типа мышления, связанного с экологизацией и космизацией человеческой деятельности. Стало зарождаться новое экологическо-космическое мировоззрение, которое позволяет, на наш взгляд, отразить бытие мира и человека в их единстве, в неразрывной взаимосвязи человека - микрокосма и природы - макрокосма. Способствовать становлению этого мировоззрения является актуальной задачей не только науки, но и многих вненаучных форм.
Еще одним важным аспектом актуальности темы является ее нравственно-эстетическое значение. Речь идет об ответственности человека за Космос, ноосферу как особых, новых ступеней самоорганизации Вселенной. В диссертации обосновывается необходимость целенаправленности таких духовных ценностей, как Добро, Любовь и Красота на более совершенное устройство Вселенной. Понятно, решить эти проблемы невозможно без анализа образа жизни русского человека и тех достижений. Которые имеются в трудах русских космистов.
Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что русский космизм явился выразителем философско-религиозных исканий русской нации XIX - XX в.в. На его формирование, оказали огромное влияние; 1. народное творчество; 2. русская классическая литература 19 века (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Сухово-Кабылин, Ф. М. Достоевский и др. ) ; 3. художники (Пет-ров-Водкин, Рерих); 4. философия славянофильства (И.В. Киреевский, A.C. Хомяков, К.С. Аксаков); 5. религиозная философия (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский и др. ); 6. наука ( Ломоносов, Менделеев, Мечников, Сеченов, Докучаев и др.). Большое влияние оказали на формирования русского космизма и подобные заподноевропейские (Платон, Беме, Кузанский, Бруно, Шеллинг, Теяр-де-Шарден) и восточные (даосизм, буддизм) философские течения.
В результате русский космизм явился уникальным и довольно сложным образованием, основные идеи которого стали созвучны ведущим тенденциям духовного развития всей современной мировой цивилизации. Эта сложность связана с его неоднородностью; на наш взгляд, он включает в себя поэтическо-художественное, религиозное, мистическое, естественнонаучное направления\
Здесь следует отметить, что термин «русский космизм» впервые, по мнению Гиренка Ф.И. («Русский космизм»), вел советский философ Н.Г. Говрюшин. Начало формирования мировоззрения космизма Н.К. Говрюшин («Из истории русского космизма») относит к середине 18 в., когда идеи антропокосмизма и безграничности творческой возможности человека из Запада проникли в отечественную культуру. Что касается философии русского космизма, то акцент в этом понятии следует делать на слове «русский», ибо космизм, как уже говорилось, не есть новоизобритение русского ума.
В 1983 году в свет вышла книга Ю. А. Школенко под названием «Философия, экология, космонавтика», где рассматриваются философско-социологические концепции по проблемам взаимодействия общества и природы и где рассматриваются идеи космизма. Эти идеи анализируются через призму основных доктрин ~ от технических, игнорирующих законы общественного развития, до тех-нофобских и финалистских, предсказывающих деградацию и гибель общества. Однако в этой книге не учитываются духовно-нравственные аспекты проблемы, а так же дается негативная кри
Следует заметить, в отечественной философской литературе направление отдельно не выделяется. В данной диссертации обоснование необходимости такого выделения. мистическое приводится тика религиозно-идеалистических и западных концепций в решении проблем человека, природы, космоса.
Начиная с 1988г. (когда отмечалось 125 лет со дня рождения В.И. Вернадского), в отечественной философии заметно активизировалась разработка идей космизма. Так, в 1989 г. на Всесоюзной конференции «Русский космизм и ноосфера» (г. Москва) космизм трактуется как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место и развиваются идеи антропоцентризма, что является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме, как будет показано в диссертации, определяющим являются антропокосмоцентрические тенденции. В 1990 году выходит книга Н. Моисеева «Человек и ноосфера», где автор отстаивает идею целостного подхода к проблеме взаимоотношения человека и природы ~ центральную идею естественнонаучного космизма.
В 90-х годах XX столетия среди фундаментальных проблем, разрабатываемых в философской литературе, является идея активной эволюции, под которой понимается необходимость появление нового этапа преобразования окружающей среды, определяемого не только разумом, но и нравственным чувством. Сторонниками этого направления являются: С.Г. Семенова («Русский космизм»), А.Г. Маслеев («Человеческоек измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм»), Л.Э. Венсковский, Г.Е. Смирнов («Русский космизм и антропокосмизм. Проблема направленности космической эволюции» (В кн.: Человек, Космос, творчество: история и современность)). Эти авторы сделали попытку решать проблемы преобразования биосферы и Космоса в с вязи с разумными запросами конкретного человека. В дальнейшем эта тема разрабатывалась в работах О.Д. Куракиной, опубликованных в следующих статьях и сборниках: («Русский космизм: вопросы жизни и смерти у Н.Ф. Федорова», «Русский космизм и современность», «Русский космизм: к проблеме синтеза науки, философии и религии», «Русский космизм как социоприродный феномен», «Русский космизм -истоки третьего тысячелетия», «Человек в естественно-научной картине мира русского космизма» (В сб. : Проблема гуманизации математического и естественнонаучного знания)), Нестеров H.H. («Проблемы развития ноосферной цивилизации»), Гальцевой P.A. («Очерки русской утопической мысли XX века»),Исмагидов Р.У. («Целостный мир человека и его эволюции»), Микулиский СР. («О понятии ноосферы»), Олейниковым Ю.В. («Ноосферный проект социоприродной эволюции»). Однако хотя в этих работах и уделяется определенное внимание роли человека в решении глобальных проблем современности, тем не менее в них недостаточно, на наш взгляд, делается акцент на роль духовных ценностей в отношениях человека и природы.
В 1995 вышла антология русского космизма -«Грезы о Земле и небе», где рассматриваются различные подходы к проблемам русского космизма. В ней развивается расширенная трактовка этого феномена, дается хронологическая картина разработки этого понятия, а так же на широком историко-философском материале анализируются философские основания русской религиозной философии и естественнонаучной мысли.
Обостренное внимание современных авторов к вопросу о месте человека во Вселенной объясняется также развитием антропного космологического принципа, который требует рассматривать будущее Вселенной и человечества не через призму биологической эволюции, а через духовные потенциалы человечества. Эта идея находит отражение в работах Маслеева А.Г. (« Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм»), Березиной Т.Н. («Антропный космологический принцип»), Александрова И.А. («Космический феномен человека: человек в антропном мире»), Нестерука A.B. («Космологический антропный принцип, идея ноосферы и проблема жизни во вселенной в традиции русского космизма»), Корсунцева И. («Эволюция субъекта в технологическую эпоху»), Мердеева В. («Человек как всевысший триальный элемент»). Данной проблеме также посвягцен ряд диссертационных работ: Мальцевой Н.И., Ждановой Н.Л., Зобовой М.Р.
Все больший интерес многие авторы проявляют к человеку, его месту и роли во Вселенной. Характерным является то, что речь идет не о человеке вообще, а о человеке, взятом со стороны его внутренней активности. В результате взаимодействия человека и космоса возможны два варианта: либо внутренняя деятельность человека вступает в противоречие с Космосом, либо совпадает с ним. Если она не совпадает с развивающимся Космосом, то происходит деградация человека и мира, приводящая к катастрофам. Если совпадает, то человек выступает движущей силой в системе «человек - природа». Эти взгляды нашли свое отражения в работах: Демина В.Н. («Тайна Вселенной»), Демина В.Н., Селезнева В.Л. (« К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра»),И.А. Сафронова («Русский космизм»), В.И. Дуденкова («Философия космизма В России рубежа 19-20 веков»), Чаркина A.C. («Проблема человека в философии русского космизма»), P.A. Зобова, В.Л. Обухова, Л.И. Сугаковой («Основы человековедения: человек как микрокосм»).
Соглашаясь с разработанными концепциями вышеназванных авторов и учитывая в этой диссертации их основные идеи, автор считает, что в них недостаточно всесторонне анализируется проблемы целостности в понимании русского космизма.
Цель настоящего исследования - выявить целостный, синте-тически-интегративный подход в понимании русским космизмом взаимодействия человека с природой, показать место человека и его предназначение в мироздании.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- Определить синтетически-интегративный подход в разработке 1 проблемы взаимоотношений человека И природы (космоса).
- Раскрыть значение гуманистических идей русского космизма ' для современной науки и культуры.
- Показать, что взаимоотношение человека как микрокосмоса с макрокосмосом является одной из центральных в космизме.
- Выявить основные пути и средства оптимизации взаимоотношений человека, общества, природы (космоса).
В качестве методологического основания в решении этих задач выступает принцип системности, диалектического единства, взаимодополняемости научного и вненаучного знания. Культурно-исторический метод является определяющим при систематизации фактологического материала.
Научная новизна работы:
- Обоснована необходимость принципа целостного подхода к изучению понимания мира и человека в философии русского космизма.
- привлечены народные и литературно-художественные источники русского космизма и показано их влияние на определение места человека в мире.
- Введено новое понимание ноосферы как одухотворенной разумом и чувствами человека оболочки космоса.
- Выявлена необходимость выделения мистики как составной части русского космизма.
- Показана необходимость анализа работ русских космистов для выработки нового эколого-космического мышления в решении глобальных проблем современности.
- Вскрыта важность идеи гармонизации общественной жизни в контексте научно-позновательных и нравственно-эстетических отношений человека к окружающей его природе и космосу.
Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных результатов для методологического анализа проблем современности, для философского и естественнонаучного осмысления взаимодействия природы и человека. Материал может быть использован такхйсе в лекционных курсах по истории и социальной философии, по экологии, по русской культуре двух последних эпох, а также в спецкурсах по методологии современных научных исследований человека и его возможностей.
Апробация работы. По материалам диссертации были сделаны доклады и сообщения на научных конференциях СПбГАУ (19982001). Основные положения диссертации отражены в семи научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ достижений отечественной философии, культуры и научной мысли позволяет расширить и уточнить понимание сущности русского космизма. Его можно определить как универсальный тип миросозерцания, выражавший целостный взгляд на бытие мира и человека, рассматривающий нерасторжимые взаимосвязи микрокосмоса человека и макрокосмоса природы. Важнейшее место в этой системе взглядов принадлежит следующим идеям.
Во-первых, в основании русского космизма лежит идея всеединства, выдвинутая и разработанная B.C. Соловьевым, что говорит о глубокой, генетической связи между космизмом и религиозной философией. Однако эта идея в космизме получает более широкое толкование; она призывает к единению не только всех людей на земле/ к чему призывал B.C. Соловьев, но и к установлению посредством разумной активной деятельности людей нераздельного единства всего человечества и космоса.
Во-вторых, на формирование в русском космизме понимания места человека в мироздании оказала влияние как западная, так и восточная культура. Так, для западной культуры характерно понимание человека как активного существа. Здесь ценность человеческой личности доминирует над ценностью природы. Человек есть особая одухотворенная составляющая часть природы, «продолжающая акты божественного творения». Вектор человеческой активности направлен вовне, на преобразование окружающего мира и подчинение его человеку.
Противоположное понимание развито в традиционных восточных культурах; здесь ценность природы доминирует над ценностью человека, вектор человеческой активности ориентирован во внутрь - прежде всего на самовоспитание и самоограничение, которое обеспечивает адаптацию человека к природному целому. Человек не выделяется из природы как особый компонент, а включается в единый космический организм. Русский космизм предпринял попытку синтезировать, диалектически «снять» противоположности двух великих тенденций в развитии мировой культуры. Он объединил эти два подхода, предлагая иную трактовку взаимоотношений человека и природы (космоса) как друг друга взаимодополняющих. В итоге получилась целостная система взаимоотношений, основными элементами которых явились человек - природа - космос (в онтологическом аспекте), единство научного и внена-учного познания (в гносеологическом аспекте), рассмотрение проблем через призму высших духовных ценностей: истины, добра, красоты (в аксиологическом аспекте).
В-третьих, в русском космизме существенную роль выполняют многие вненаучные элементы, прежде всего мистические и мифологические. Это обстоятельство делает это учение более «многоцветным», «живым» и в тоже время глубоко содержательным духовным образованием.
В-четвертых, на формирование отношений человека и природы (космоса) в русском космизме сильнейшее влияние оказали и научные достижения. Более того, можно утверждать, что эти достижения органически вплетены в это мировоззрение, образуя его онтологические и гносеологические основания. Труды всех русских космистов опирались, прежде всего, на перспективные научные достижения. Поэтому их концепции содержат в себе научные открытия и гениальные прозрения, играющие важную фактологическую и эвристическую роль в современной науке и философии. Речь, прежде всего, идет о реальной возможности и важности для будущего человечества заселения Космоса, о влиянии космоса на все жизненные процессы на Земле, об актуальности разумных -гармоничных отношений между природной средой и обществом, о биосфере и ноосфере.
В-пятых, в результате становится возможным выделить ряд свойств ноосферы, которые, на наш взгляд, важны для понимания оптимума отношений человека и окружающего его мира: 1) основу ноосферы образует духовный каркас; 2) формирование планетарно-ноосферного мышления, в котором так нуждается современное человечество, возможно только в результате объединения усилий всех форм общественного сознания, прежде всего философии, естествознания, искусств1А, религии.
В-шестых, следует выделить и еще одну сторону, которую ряд современных философов обозначают как учение о ценностно-этическом измерении человеческого духа. Речь идет об ответственности человека за Космос, за культуру и ноосферу как особых, новых ступенях в самоорганизации Вселенной. Эти идеи наиболее ярко выражал русский космизм, обосновывающий единство всех духовных ценностей с целью более совершенного устройства человека и Вселенной.
В заключении можно отметить в целом оптимистический характер русского космизма. Вера в человека, в бесконечное его благополучное существование является центральной в русской философской мысли - вечно искомой русской идее. Именно эта черта
131 русского космизма ставит его на одно из ведущих мест в развитии мировой духовной культуры.
Список научной литературыТуфанов, Александр Олегович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Адамов А.К. Философские проблемы о земле. Саратов, 1995.57 с.
2. Аксенов Г.П. Мир по Вернадскому.// Природа. №5. 1992.- С.60.
3. Аксенов Г.П. О научном творчестве Вернадского.// Вопросы философии. 1993. №6. С.67-75.
4. Аксенов Г.П., Вернадский В.И. Об учете химического атомного состава биосферы.//Труды биохимической лаборатории. Т. 16. М.,1980.- 204с.
5. Алешин А. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
6. Андреев Д.Л. Роза мира. М., 1993. 302 с.
7. Андреев И.А. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988.- 415 с.
8. Бахтин М.М. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Вхождение машины // Самопознание Л., 1989.
9. Белов П.Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей 19-20 век. М.: Мысль, 1970. 488 с.
10. Беме Я. Christosophia, или путь по Христу. СПб., 1994.- 222 с.
11. Беме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. СПб.: «Азбука», 2000. 410 с.
12. Беме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе. СПб.: «Алетейя», 1999. 319 с.
13. Бердяев H.A. О назначение человека. М.: Республика, 1998.383 с.
14. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности М., 1999.311 с.
15. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути. Из сокровенных индуиских писаний. Калуга, 1912.
16. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии. В. 2-х т., М.: Золотой Век, 1993-1994.-318 с.
17. Блаватская Е.П. Тайная доктрина.Т. 1. М., 1994.,-845 с.
18. Блаватская Е.П. Загадочные племена . М., -255 с.
19. Брюсов В. Избранные сочинения в 2-х т., Т.1. М., 1955.-465 с.
20. Бугинская B.C. Сергей Калмыков (1891-1967) // Панорама искусств №13. М., 1990. 130-146 с.
21. Булгаков СП. Философия хозяйства. М., 1990.
22. Быстрянцева Л.А. «Смена вех»// Русская эмиграция в Чехо-славакии (1918-1945) СПб.,1996., 43-50 с.
23. Быстрянцева Л.А. Культура в русской революции и будущем России (публикация Н.В. Устрялова в газета «Утро России» 1917 года)// Петербургские чтения 97. Петербург и Россия СПб., 1997.- 483-493 с.
24. В. Соловьев Статьи и письма к характеристики русского ума. //Новый мир. №1, М., 1989. С. 202-203 (194-234).
25. В.В. Зиньковский. История русской философии. Т.2.Ч.1., Л., «ЭТО».
26. Вавилов H.H. Происхождение и география культурных растений. М., 1987.-438 с.
27. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999.-480С.
28. Венцковский Л.Э., Смирнов Г.Е. Развитие антропософской концепции // В сб.: Человек, космос, творчество: история и современность. М., 1992.
29. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.-376 с.
30. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978-261 с.
31. Вернадский В.И. Химическое строения биосферы Земли ее окружения, изд. 2-е., М.,1987.
32. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.
33. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.-Изд. 2-е.-М.,1987
34. Витолс Э.А. Философско-космологическая концепция глобального эволюционизма/ Автореферат. Ростов, РГУ, 1997.-27 с.
35. Владимир Соловьев. Статьи и письма к характеристики русского ума. \\ Новый мир №1. М.,1989. С. 194-234.
36. Власть над временем: учения эволюции человека и Вселенной. М.: Прометей, 1991 229 с.
37. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли 20 в. М.: Наука, 1992. 207 с.
38. Гиренок Ф.И. Русский космизм//Философия жизни.М.,1990.
39. Го Юй. Речи царств. М., 1987. 298 с.
40. Грачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос.// Вопросы философии. 1994. №12. С. 53-62.
41. Гумилев А.Л. Этнос и биосфера Замли. Л., 1989
42. Давыдовский И.В. Приспособленные процессы в патологии (Медико-биологический аспект проблемы)-«Вестник АМН СССР»,№4-1962
43. Давыдовский. И.В. Приспособленые процессы патологии (Медико-биологический аспект проблемы).- "Вестник АМН СССР",1962, № 4.
44. Демин В.Н. Тайна Вселенной. М.Д998.-475с.
45. Демин В.Н., Селезнев В.Л. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра.М., 1993.-428 с.
46. Дао: гармония мира. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 860 с.
47. Докучаев В.В. Сочинения. Т.7. М., 1953. 567 с.
48. Древникитайская философия в 2-х т. М.: МП. «Прикт» 1994, Т.1. 361 с. Т.2. 355 с.
49. Древникитайская философия. Собрания текстов в 2-х т. 4.1. Т.1. М.: «Мысль», 1972. 363 с.
50. Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX -XX веков. С-Пб., 1998.-277С.
51. Есенин С.А. Сочинения.М.,1988.-703 с.
52. Запорожец В. Контуры мироздания: начало естествознания. М.,1999.-187 с.
53. Индийская философия и мировая культура.М.:ИФ. 1983.-118 с.
54. Исаева М.В. Представления о мире и государстве в Китае (3-6 в. н.э.). По данным «нормативных историописаний». М.: ИЗ РАН2000. 263 с.
55. Исмагилов Р.У. Целостный мир человека и его эволюции. Уфа, ,1998.- 119 с.
56. Казначеев В.П., Спиркин Е.А. Космопланетарный феномен человека проблемы комплексного изучения. Новоси-бирск.,1991.- 168 с.
57. Казначеев В.П., Спиркин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств.// Вопросы философии. №7. 1988.-С.26-40.
58. Кантор В.К. Стихия и цивилизация. // Вопросы философии.1994. №5. С. 57-61.
59. Киселев Г.С. Человек, культура, цивилизация на пороге 3 тыс. М.: РАН, 1999.- 87с.
60. Классическое конфуцианство в 2 т.СПб.: Нева., 2000. Т.1.-381 с. Т.2.-205 с.
61. Клизовский А.Н. Основы миропонимания новой эпохи. Мн.,1995. 815 с. /
62. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие.// Вопросы философии. 1994. №12. С.31-39.
63. Корсунцев И. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. М.: ИНК госслужбы, 1999. 59 с.
64. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1979. Т.1 488 с, Т.2 (1980)- 471 с.
65. Кулыков Ю.П. Мировоззрение и естественнонаучное познание. Челябинск: Чувашский университет, 1993. 139 с.
66. Куракина О.Д. Русский космизм и ноосфера. // Тезисы докладов всесоюзной конференции. М., 1989.-232 с.
67. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ., 1993. 183 с.
68. Кутырев В.А. Разум против человека: (философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999.- 289 с.
69. Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993, 317 с.
70. Левицкий CA. Очерки по истории русской философии.: Сочинения. М.: Канон, 1996.- 495 с.
71. Левшин В.А. Новейшее путешествие//Взгляд сквозь годы. М., 1977.-311 с.
72. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М.: ГосПолитиздат, 1950. 758 с.
73. Лосев А.Ф. Русская философия//Век 20 и мир-№3,-М.-1988
74. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 559 с.
75. Максимов Л.В. Россыпь мыслей о человеке и бытии. Иваново.: ИГТА, 1999. 160 с.
76. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. -381 с.
77. Марутаев М.А. О гармонии мира. // Вопросы философии. 1994. №6. С. 69-73.
78. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. Екатеринбург, 1996.-111 с.
79. Материалы симпозиума. Семья и биоэтика.// Монсеньор Жан Судо. От оплодотворения IN VITRO до клонирования. С-Пб.1998.
80. Мердеев В. Человек как всевысший триальный элемент. М., 1999. 34 с.
81. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.,1995.-413 с.
82. Микулинский СР. О понятии ноосферы. // Вопросы истории естествознания и техники. 1983.№3. С43-49.
83. Моисеев H.H. Вернадский и современность. // Вопросы философии. 1994. №4. СЗ-7.
84. Моисеев H.H., Фролов И.Т. Высокое соприкосновение. Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии.// Вопросы философии. 1984. №9. С.38-45.
85. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.-351 с.
86. Морозов H.A. Вселенная. М.,1911.-362 с.
87. Мышинский А.Л. Проблемы раннего даосизма в ранней историко-философской литературе. / Автореферат. Екатеринбург. УГУ им. A.M. Горького, 1999. 22с.
88. Haan Г.П. Выступление.// Философские проблемы современного естествознания. М.,1995. С.419-422.
89. Новгородцев H.H. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991 639 с.
90. Обухов В.Л., Сапунов В.Б. Основы антропэкологии. СПб.,2000.
91. Олейников Ю.В., Оносов A.A. Ноосферный проект социопри-родной эволюции. М.: ИФРАН, 1999. 208 с.
92. Осипова Т.А. Антропологические проблемы в русской философии 19-20 в. Екатеринбург, 1997. 55 с.
93. Пестеров H.H. Проблемы развития ноосферной цивилизации. Новосибирск, 1999.-70 с.
94. Пешков И.В. М.М. Бахтин: он «К философии поступка» к риторике поступка. М.: «Лабиринт», 1996. 175 с.
95. Платон. Сочинения в 2 т. Т.1., М.: «Мысль», 1987. 639 с.
96. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М.: Знание, 1988. 62 с.
97. Пригожий И., Схйнгерс Н. Порядок из хаоса. М.,1986.-431 с.
98. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. -558 с.
99. Радхакришман С. Индийская философия в 2-х т. СПб.:ТОО «Стикс», Т.1. 1994. 643 с.
100. Райков В.Л. Вселенная и человек. М., 2000. 106 с.
101. Ромашев А.Н. Третьему тысячелетию-единое мировоззрение. М.: Квадратум., 1999. 68 с.
102. Рос Энио. Образ жизни человека космического мировоззрения. М., 1999. 72 с.
103. Русская поэзия XX в./ Антология. М.: «Олна-Пресс», 1999.926 с.
104. Русская философия к. 19 н. 20 в. СПб.: Издательство СПбГУ,1993. 592 с.
105. Русская философия. / Малый энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1995.- 624 с.
106. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. М., 1986.-255 с.
107. Сафронов И.А. Русский космизм. СПб., 1998.-90с.
108. Семенова С.Г. Русский космизм. М., 1993.
109. Семлен Ж. Выход из насилия глобальные проблемы современности и обп.;ечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.
110. ПО. Сидоров В.М. Индийские сюжеты. М., 1985.
111. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. СПб., 1995. 145 с.
112. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона. Сочинения М., 1990 Т.2. С.620
113. Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. 491 с.
114. Соловьев B.C. Оправдания добра. М.: Республика, 1996.-479с.
115. Соловьев B.C. Смысл любви. М.: Современник, 1991. 524 с.
116. Соловьев B.C. Современная жрица Изиды. М.: Республика,1994. 360 с.
117. Соловьев B.C. Сочинения. M.: Мысль, 1990. T. 1. 892 с. Т.2. - 822 с.
118. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. 699 с.
119. Стенин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого. С. 12,// Вопросы философии №5, 1997. С.3-11.
120. Стрелецкий Я.И. Философия Древнего Китая и Древней Индии. Краснодар.: КЮИ, 1997 26 с.
121. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М.: Наука, 1989.- 205 с.
122. Сухово-Кобылин A.B. Учение Всемирное: инженерно-философское мировоззрение. М.: СЕТ, 1995.-123 с.
123. Таинственнее, чем мир .: (О духовности личности: отрывки из произведений отечественных религиозных мыслителей к. 19 н. 20 в.). М., 1991. 79 с.
124. Таньков Б.А. Дух и материя. Тула.: «Левша»,2000. 66 с.
125. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.-240 с.
126. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т.1. М., 1995. 608 с.
127. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994 431 с.
128. Успенский П.Д. Tertium orqanun. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911.
129. Федгин B.C. Социально-философская антропология в России XX в. Иркутск.,1999.-160 с. с Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Новосибирск, 1995.-429 с.
130. Федоров Н.Ф. Философия общего дела.М., 1994.-586 с.
131. Федоров Н.Ф. Собрания сочинений в 4-х т.М., 1995. Т.1-517, Т.2.497, Т.3.-742.
132. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба.// Вопросы философии. 1999. №2. С.3-9.
133. Философский космос России.// Материалы научной конференции памяти H.A. Бердяева. Уфа.: БГУ.,1998.-253 с.
134. Флоренский H.A. Эмпиризм и эмпирия // Богословские труды. СПб., 1989.
135. Франк СЛ. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915. 365 с.
136. Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда, 1990. 607 с.
137. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Знание, 1985. 63 с.
138. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1988.-238 с.
139. Холодный П.Г. Избранные труды. Киев. 1982
140. Хомяков A.C. Сочинения в 2-х т. Т.2. М., 19994. 478 с.
141. Цзя М. Дао. Пробуждения света. Киев.: «София», 2000, 284 с.
142. Циолковский К.Э. Космос есть животное// Человек. 1991. №6. С.69-82.
143. Циолковский К.Э. Монизм вселенной. М., 1931.
144. Человек в Беспредельности 3-е изд. Самара.: «АГНИ», 1998.- 306 с.
145. Человек и цивилизация: аксиологический аспект. Курган, 1997.- 169 с.146. «Человек экология - культура на пороге 21 в.»/ Международная научно-практическая конференция, Находка, 1999.
146. Черникова И.В. Идея глобальной эволюционизации, когнитивный и социокультурный аспект. Томск.: ТГУ им. В,В, Куйбышева, 1993. 36 с.
147. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдания разума. Томск, 1999, 203 с.
148. Чижевский А.Л. Эпидимические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М.,1930.
149. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия. М.: «Мысль», 1995.-766 с.
150. Чижевский А.П. Земля во Вселенной.М.,1964.
151. Чудиков В.А. Великий утешитель человечества/УЧеловек, №6-М.-1993
152. Чаиркин A.C. Проблема человека в философии русского кос-мизма.Саранск. 1999.-25 5с.
153. Шеллинг Ф. Об отношении реального к идеальному в природе. // Соч. в 2 т., М.: «Мысль», 1987-1989, т. 1. 629 с, т. 2. -637 с.
154. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов. Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 2. С. 92.
155. Шеллинг Ф.В.И. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб.: «Наука», 1998.- 518 с.
156. Шеллинг Ф.В.И. Система мировых эпох.: Мюнхенские лекции 1827-1828 г. в записи Эрнста Ласо. Томск.: Водолей, 1999.- 319 с.
157. Шефель СВ., Шилин К.И. Русская социология будущего: первая энциклопедия третьего тысячелетия. М.: РИЦ ИСПИ., 2000.373 с.143
158. Школенко Ю.А. Философия экология космонавтики.-М.:«Мысль»,1993-191.
159. Штайнер Р. Человеческая и космическая мысль. СПб., Дамаск., 1998. 86 с.
160. Щуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург.,1995.
161. Эйзенштейн СМ. Избранные произведения в 6 т., т.З. М.,1964.
162. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. // Вопросы философии. 1988. №1. С.133-150.
163. Яковлев A.A. Заблуждаюп|;ийся разум? Многообразие внена-учного знания?// Под ред. И.Т.Касавина.-М.-1990
164. Яковленко Б.В. Значение и ценность русского Философство-вания//На переломе. Философия и мировоззрение. М.-1990