автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Критический анализ методологических основ теории и практики современной социал-демократии (на примере СДПГ)

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Елонова, Александра Ягоровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Критический анализ методологических основ теории и практики современной социал-демократии (на примере СДПГ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ методологических основ теории и практики современной социал-демократии (на примере СДПГ)"

"ССКОЕСКЙЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛПЩИ С>СX II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГХ5СУДАРСТВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ ЖЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

1':п!н.тазпрозаншй Созет / К 053 . 05 . 62 / по философским наукам

На правах рукошоп 7ДК I ШГ

ЕЛОЖМ АЛЕКСАНДРА ЯГОРСВНА

Критический анализ иеюдояогичеоетх основ георет и практшет современной ссциал-демократия / на пгпшере СДЗГ /

Спэциалънсеть 09. СЮ. 01 -

1

дкалгэктический п иетаричесзшй «атеригянга

АВТОРЕФЕРАТ диссертации за соисгаякз учёной етепежн кандидата философских иаук

Масква - 13®

Работа выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Шишкина В.й.

■ Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ситковский ЕЛ1.

кандидат философских наук, доцент Шарапова Е.П.

, ; Ведущая организация - кафедра философии и научного социализма

Института общественных наук при ЦК КПСС

Защита состоится " 1989 г. в_, часов

на заседании специализированного Совета / шифр К 053. 05. 82 / по философским наукам в Московской государственном университете иизни М.В. Ломоносова.

/ ' •

Адрес: Москва, Ленинские горы, 2-й;корпус гуманитарных факультетов МГУ, аудитория__>■

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки М1У /1-й корпус гуманитарных факультетов /.

Автореферат разослан "_" __ 1989 г.

Учёный секретарь ^ ( _

специализированного Совета Самойлов Л.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Социал-демократическое движение - неогьвмламнй элемент современного общественного развития. Численность социал-демократических партий в середине 80-х годов составила более 20 млн. человек; они являются правящими, либо крупнейшими оппозиционными партиями в большинстве развитых капиталистических стран. Наиболее влиятельны европейские социал-демократические партии. В Европе социал-деыократическое движение имеет глубокие исторические корни, богатую философскую базу, политические традиции; располагает значительной социальной поддержкой широких масс населения и сильными позициями во всех международных общественных организациях. Благодаря своему политическому весу, социал-демократическое движение оказывает заметное воздействие на сочиаль-те силы как с левыми, так и с правыми политическими воззрениями, на которые коммуниста, в силу ряда причин, оказывают незначительное влияние. Особенно заметную роль в современном западноевропейском социал-демократическом движении играет сопиал-демо- ■ кратяческая партия <5РГ. Она одна из наиболее многочисленных пар- ' тий этого движения. Почетный Председатель СДТГ В.Браяцт с 1976г. возглавляет Социнтерн. Из рядов германской социал-демократии вышли ведущие теоретики и лидеры международного рабочего движения. Сегодня СДПГ является одной из немногих партпй Сопинтерна, кото- " рая уделяет большое внимание выработке Лилосомского обоснования своей внутренней и внешней политики, развития социал-демократического мировоззрения.

Под воздействием глобальных изменений, происходящих в мире социализма, и формирования нового мышления в международных отношениях диалог коммунистов с социал-демократами стал более конструктивным. Произошли значительные изменения в умонастроениях

-г -

широкой общественности капиталистических страд. Но Н0В06, Ц8"» лостное восприятие реального социализма ещё не выработано, В связи с этим Программа КПСС отмечает: "КПСС будет продолжать Линии на развитие связей с социалистическими, социал-демократическими и лейбористскими партиями. Сотрудничество с ними может сыграть значительную роль прежде всего в дела предотвращения ядерной войны. Как бы ни бнли глубоки расхождения между различными течениями рабочего движения, это не препятствие дл* плодотворного и систематического обмена мнениями, для параллельных или совместных действий против военной опасности, за оздоровление международной обстановки, ликвидацию остатков колониализма, за интерес^ и права трудящихся".*^ На сегодня конструктивная позиция во взаимоотношениях коммунистов и социал-демократов заключается в том, что решающее значение приобретают реалистический' анализ и характеристики другой стороны, а не создание образа врага. Одновременно такая позиция не подразумевает каких-либо теоретических и идеологических уступок. "Кох да речь заходит о революционной сути марксизма, о сущности и роли реального социализма, КПСС будет твёрдо отстаивать принципиальные позиции. Этим определяется отношение КПСС к любым

попыткам выхолостить классовый смысл, революционный характер

2/

целей и средств борьбы за коммунизм". ' В этой связи критика философии социал-реформизма не является самоцелью. Она подчинена задачам единения рядов международного рабочего движения V сплочения его в борьбе с проимпериалистической идеологией, а такзе задачам решения общечеловеческих, глобальных проблем современности. Указывая на несостоятельность ряда теоретических положений социал-демократических воззрений, коммунисты

^Материалы ХШ1'съезда КПСС. М. П. 1987. С. 182.

2(/Там же.

приветствуют все те сдвиги в сторону научного понимания социализма, в основе которого лежат торжество идей рабочего класса и создание общества подлинной демократии. Объективная непредвзятая критика, плодотворный обмен мнениями в теоретической а идеологической аферах, сопоставление принципиально различных подходов и точек зрения могут способствовать углублению понимания социализма, более полному раскрытию его потенциала; придадут импульс развитии международного рабочего движения.

Все отмеченное выше показывает научно-теоретическую и социально-практическую актуальность критического анализа методологических основ теории и практики современной социал-демократии.

Степень разработанности проблемы. Социал-демократия в силу своей политической и международной значимости является объектом пристального изучения ученых-марксистов. Значительное внимание в научной литературе уделяется проблемам истории социал-демократического движения, его теоретическим основам, особенностям его современного развития, новым философским и социально-экономическим концепциям, которые это движение оослуживают. Значительное число исследований и публикаций посвящено изучению политических и идеологических аспектов современного социал-реформизма. В этом научном направлении работают Галкин A.A., Дилигенский Г.Г., Красин Ю.А., Нвймарк М.А. Полно осзещены в нашей философской литературе .вопросы фальсификации научного социализма идеологами со- -циал-реформизма; в качестве примера можно указать исследования Загладина И.В. Истоки, прогстекание и последствия идейно-политического кризиса международного социал-демократического движения анализируются в работах Красина ¡O.A.,- Никитина S.A., Орлова Б.С., Шишкиной В.И. Критике философско-социологических концепций современной социал-демократии посвящено большинство работ Попова С.й., а также исследования Гомблевского A.A., Толпегина A.C., Штайгервадьда Р., Юнга X. Изменения з идеологии и политике

иекдукародаой социал-демократии, возникшие в последние года, анализируются в статьях Орлова С.И., Неймарка М.А., Федорова М.И., монографии Салычева С.С. Одновременно в научной литерату ре ощущается недостаток работ, посвященных анализу методологических основ теории и практики современной социал-демократии; исследований, анализирующих философскую состоятельность и обоснованность современных социал-демократических концепций.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности и степени разработанности проблемы, автор ставит целью диссертационного исследования изучение методологических основ теории и пра] тики современной социал-демократии / на примере СД1Г /.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- анализа социальных корней современного социал-демократического мировоззрения; ;

- исследования теоретических истоков философских, социально-экономических и политических воззрений социал-демократии;

- выявления методологической несостоятельности ряда положений социал-демократической концепции будущего общественного устройства;

- анализа степени обоснованности основных социал-демократических общественных ценностей и путей их претворения в жизнь.

Методологическую и мировоззренческую основу исследования составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также теоретические положения, сформулированные в Программе КПСС и материалах ХХГО съезда КПСС,' постановлениях последующих Пленумов ф КПСС. В становлении позиции автора важную роль сыграла книга М.С.Горбачёва "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", а такке выступление М.С.Горбачёва на Встрече представителей партий и движений в Москве / ноябрь 1987 г./.

В процессе работы автор опирался на исследования советских и зарубеЕных учёных-марксистов, исследующих проблемы международ-

ного социал-демократического движения, а такяз на экономические и социологические исследования современного развития <ЗРГ. На формирование концепции диссертационного исследования повлияли труда Водолазова Г.Г., Неймарка г,Я.А., Орлова B.C., Шишкиной В.И.

Структура работы определена целесообразностью решения поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

0СН0ЕН0Е СОДЕРЖАНИЕ РАЕОШ Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность, анализируется степень разработанности проблемы в научной литературе, формулируются цель и задачи исследования.

В первой главе - "Социальные корни и теоретические источники современных социал-демократических воззрений" - проанализированы социальные и теоретические истоки философских и социально*

экономических концепций, которые обслуживают сегодня социал-демократическое движение. Показана эклектичность социал-демократической теории, многообразие составляузщих её взглядов.

3 § I - "Социальные корни современного социал-демократического мировоззрения / на примере СДПГ /" - анализируется социальная база современного социал-демократического дзжсения; выявляются социальные корни реформизма, исходящие из сущности капиталистической системы: из экономических, политических, идеологических особенностей её развития з конкретную историческую эпоху. Диссертацид раскрывает, как по vre ре развития капитализма значительно усложнялась структура пролетариата, "ели на первых попах существования капитализма дифференциация внутри рабочего класса шла прежде всего по характеру и, условия?? труда, уревгсо заработной платы, образу змсни, то в дальнейшем углубляется различия по образовании, а также профессиональные и отраслевые. Решающее значение для развития производительных сил в современных условиях принадлежит научно-технической революции, которая, оказывая воз-

действие на все сферы жизни общества, предъявляет возросшие требования к уровню образования, квалификации, организованности рабочего класса. К если несколько десятилетий назад ядром рабочего класса были такие его отряды как металурги, шахтёры, горняки, то теперь решающая роль в производстве принадлежит отраслям, наиболее тесно связанный с научно-техническим прогрессом, с головными его направлениями: автоматизацией производства, контролем и управлением на основе широкого применения ЭВМ, открытием и использованием новых видов энергии и т.п.

Как следствие научно-технического прогресса сейчас происходит дальнейшее усложнение социальных отношений между группами работников наёмного труда. Зачастую требования этих групп противоречивы ввиду ряда объективных причин: социального положения,

происхождения, образования, квалификации, оплаты и условий труда «

работающих. Вследствие осуществляющихся сегодня структурных изменений капиталистического общества размываются барьеры, отделявшие друг от друга различные сферы труда / цехи, конторы, технологические службы /. Для наёмных работников это оборачивается .растущей интенсификацией труда и широким использованием модифицированных форм контроля.

Экономический кризис капиталистической системы конца "70-х - начала 80-х годов создал ряд уалов социальной напряжённости: стабильно высокий уровень безработицы, обесценивание ряда квалификаций и повышение требований к другим, несовместимость интересов воспроизводства капитала и объективной необходимости в расширении сферы приложения рабочей силы. Следует обратить внимание и на такой аспект: кризис обострил различия между материально обеспеченными "новыми средними слоями" и страдающей от снижения жизненного уровня частью рабочего класса; между трудящимися тех отраслей, где свирепствует безработицами тех, кто связан с растущими отраслями производства, имеет устойчивый до-

ход и рабочее место. Безработица, пауперизация и ряд других кризисных явлений - камень преткновения для социал-демократической политики в целом. Разрешить этот вопрос в рамках социал-демократических представлений сейчас не представляется возможным.

Как неоднократно подчеркивали В.Брандт, Й.Рау, Р.Лёвенталь, в современном западногерманском обществе по-прежнему существует классовая структура, но границы между классами стали совершенно другими, нежели при Марксе. Столь глобальных.различий уже не существует, как не существует рабочего класса в его марксистском понимании. Тем более деление общества на буржуазии и пролетариат, по их мнению, не соответствует новому уровню общественного развития. Аппелируя к последствиям научно-технической революции, социал-демократические идеологи единодушно заявляют, что ввиду-сокрашения численности рабочего класса, роль социального авангарда он уже не выполняет, происходит быстрый рост численности и влияния средних слоев, а интеллигенция уже полностью сложилась как класс, которому принадлежит будущее. Растворяя рабочий класс в средних слоях, социал-демократы автоматически снимают вопрос о роли рабочего класса в историческом процессе. Организованный пролетариат не рассматривается большинством социалистов как сила, способная изменить общество: "Квалифицированный рабочий класс ведет себя в некоторых отношениях скорее консервативно, он . является главным носителем здеи нынешней индустриализации нашей системы, нацеленной на неограниченный экономический рост. Носители новых прогрессивных идей находятся среди молодежи, в сфере социальных услуг, среди новых средних слоев и некоторых моргинальных групп"^. Правые в СДПГ призываюг отказаться от

1// Scherer K-J. Vilmar У. Бег Demokxatiaghe Sozialismus musa ein ökö-aozialismua werden. Köln. 1983. H. 26. S. 21.

'"рутинерского" и "монолитного" понятия рабочий класс и заменить учение о классах разработкой понятия "групповое рабочее сознание". Однако, социал-демократическое движение, являясь сложным конгломератом политических сил, по-прежнему опирается прежде всего на рабочий класс, хотя в последнее время оно вобрало в себя значительную часть- средних слоев (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели, учащаяся молодежь). Сегодня, держа курс на сближение с "новыми альтернативными движениями" и пренебрегая отчасти интересами своего традиционного электората, западногерманская социал-демократия ставит, в конечном счете, задачу конъюнктурного характера - победу на очередных выборах.

Особенности современного социал-реформизма обусловлены следующими факторами: динамикой развития-социальной структуры современного капиталистического общества; усилением влияния новых социальных слоев; ориентацией социал-демократии только отчасти на свою традиционную социальную базу - рабочий класс; расширением электората социал-демократических партий и необходимостью учета новых запросов и интересов избирателей.

В § 2 - "Теоретические источники мировоззрения современн&й социал-демократии" - автор обращается к эволюции социал-демократических идей, являющейся отображением нарастающего процесса дифференциации в рядах рабочего класса'и раскола в рядах социал-реформизма. Идеологический и политический кризисы, пэреживаемые СДПГ, отражаются в отсутствии единства в партии по основным политическим вопросам и в осуществлении в ее рядах различных теоретических направлений. И чем дальше мы удаляемся от первых теоретических посылок социал-демократического мировоззрения, тем больше возрастает эклектизм и эволюция социал-демократических идей.

В основу воззрений социал-демократии яегло значительное число самых разных, дорой .диаметрально противоположных философских течений. "Христианское учение об образе человека и его этические требования; права человека, провозглашенные Великой французской революцией, этика и просветительские идеи Канта, гегелевская философия истории, Марксова критика капитализма, критический марксизм Беркштейна, теория стихийности Р.Люксембург и критика большевизма, свободный социализм Шумахера, новейшие высказывания Эрнста Блоха, Хоркхаймера и Адорно, Хамберма-са, Лешика Колаковсного, Милована Длоса и других, - все это следующие друг за другом и взаимодействующие акты сознания социализма и демократии, которые сводятся к одному этическому мотиву""^

Почему все же З.Бернштейн считается основоположником тео -рии социал-реформизма, легшей в оонову социал-демократического мировоззрения? Во-первых, именно он призвал социал-демократию избрать реформы в качестве главного пути к социализму. Во-Еторых, именно он впервые попытался теоретически обосновать роль социал-демократии как партии социальных реформ, действующей на почве буржуазного общества. Однако современные приверкенпн его воззрений (н примеру западногерманский ученый Г.Барч) признают, что одна из слабостей реформизма состоит в том, что он ограничился критикой марксизма, не противопоставив ему новую теорию..." Бернштейн не написал своего "Капитала". Следуя концепции Э.Берн-штейна, лидеры СДПГ доказывают, что оптимальным вариантом развития современного общества является постепенное, безболезненное изменение, в результате которого и будут устранены все противоречия капитализма. Эта трансформация, согласно ах утверждениям, стала возможна потому, что современное капиталистическое

la: "Neue Cesellschaff. Bona. 1979. Jff- 29. H. S. S.22.

общество якобы не является капиталистическим в его классическом пониманий. Вслед за Бернштейном они утверждают, что современно® буржуазное государство защищает интересы всех граждан, способствует разрешению противоречий, существующих между различными его группировками. Как и Бернщтейн они доказывают, что под влиянием эволюции форм -собственности неузнаваемо изменится классовая структура общества и, соответственно, характер политической власти.

В основу плюрализма социал-демократических идей легло не только наследие Бэрнштейна. Болыцую роль в становлении теории современной социал-демократии сыграли работы К.Каутского, направленные, преимущественно, против учения о диктатуре пролетариата. Именно К.Каутский' призвал социал-демократию отказаться от классового подхода к проблемам демократии и завоевания власти пролетариатом. К.Каутскому принадлежит идея о необходимости совмещения научного социализма с немарксистскими философскими системами, чем социал-демократия в дальнейшем и воспользовалась. Столь же реформистскими были и идеи Каутского об ультраимпериализме, обрисовавшего перспективу наступления новой фазы мирного развития капитализма, в которой будут изжиты все его противоречия.

Значительное влияние на формирование и эволюцию социал-демократических идей оказала классическая буржуазная философия. В книге западногерманских идеологов "Критический социализм и социал-демократия" его авторы подчеркивают, что "философия Канта г сегодня очень актуальна в рабочем .движении,.и .научная аила социализма только выиграет, если в своих духовных предпосылках оно возвратится к Канту"^

Kritischer Sozialismus und Sozialdemokratie. Bonn. -1981.

S. 62.

Большое внимание социал-демократические теоретики уделяют гегелевскому теоретическому наследию. Острой критике подвергается учениечТегеля о диалектике. Это неприятие диалектики как метода познания объясняется следующим. "Демократический социализм, - 'пишет социал-демократ А.Кюнцли, - ае может строиться на какой-либо логике или диалектике истории. Он должен понимать себя как культурное достижение, как культурную революцию, которая - при сохранении того, что уже создано буржуазией в процессе эмансипации - прежде всего занимается переоценкой норм жизни, обоснованных сущностью капитализма, и заменяет их новыми этическими нормами, основанными как на представлениях о моральной и духовной зрелости человека и человеческом достоинстве, так и на основных социалистических нравственных ценностях" Одной из причин гонения на гегелевскую диалектику является и то, что она легла в основу учения марксизма-ленинизма о природе и обществе, особенно об обществе и законах его развития.

Следует отметить особое влияние на социал-демократическое мировоззрение философии "критического рационализма". Основные идеи критического рационализма и "открытого обшества" впервые . были изложены К.Попперсм. В качестве главной линии критическому реализму присущ отказ от диалектики в философии и постепенный реформизм в политике. Попперовское учение категорически отрицает " наличие каких-либо законов истории. Следовательно, исторические предсказания крупного масштаба невозможны, а доказательству диа-лектичности хода истории, по его мнению, вообще нельзя найти никакой точки опоры. О влиянии критического реализма на взгляды западногерманских социал-демократов свидетельствует содержание ■

1//Künzli А. Antropologische Vorraussetzungen eines demokratischen Sozialismus. In: "Вей. Sozialismus für Industrigeeell-achaften". Köln. 1980. S. 28.

Годесбергской программы СДПГ: признание программой мировоззренческого плюрализма соответствует в критическом рационализме наР уровне теории познания теоретическому плюрализму, а на уровне принятия решений и действий - многообразию политических программ. Согласно принятой СДПГ партийной программе в условиях плюрализма ни одно из идейных течений не может претендовать на роль теоретической базы СДПГ. Однако большинство в партии придерживается позиций, что критический рационализм как метод и этико-политическая позиция наиболее пригоден для. СДПГ.

Помимо вышеназванных философских идей в СДПГ активно используют авторитарные традиции Р.Люксембург. В двадцатых годах XX в. в СДПГ господствовали теории практицизма И.Ауэра и реформизм Г. фон Фольмара. После Э.Бернштейна роль партийного теоретика перешла *к Эберту, позже к Гильфердингу и Нафтали, а после 1945'г. - к В.Агарцу. "Затем, - пишет С.Папке, - традиция крупных теоретиков СДПГ обрывается. Бернштейн, Гильфердинг и Агарц не нашла-последователей в германской социал-демократии"-

Многие современные социал-демократические идеологи не отвергают и марксизм, но они зачастую искажают его, опираясь, преимущественно, на те работы К.Маркса и Ф.Энгельса, где-освещаются вопросы, связанные с ролью личности в истории, свободой я необходимостью, обеспечением прав и свобод. Этим обусловлен интерес именно к ранним произведениям К.Маркса и Ф.Энгельса. По словам ряда социал-демократических теоретиков, в марксизме они ' выделяют методологию, в либерализме же их привлекает забота об обеспечении основных ценностей человеческого общества - свобода, равенства и др.

^/papke S. Der Rerisionisnusstreit und die politische Theorie der Reform: Fragen und Vergleiche. Stuttgart. 1979. S. 97.

Каким образом можно позаимствовать из марксистского уче-«ия методологию, отбросив теорию? Система и метод марксизма'-органически связанные друг с другом моменты учения; отбрасывание ключевых теоретических положений марксизма на деле означает и отбрасывание марксистской методологии. Одной из гносеологи- • ческих причин социал-демократического реформизма является отказ от диалектики как метода познания, плоский эволюционализм в подходе к изучению истории, этрицание роли коренных изменений, скачков, подготовленных всем ходом предшествующего развитая природа и общества. Развитие общества - сложный, противоречивый процесс, в ходе которого происходит дальнейшее усложнение всего социального организма. Абсолютизация роли отдельных сторон и черт общественного развития вообще ( капиталистической . системы в частности),'игнорирование-ряда противоречий, присущих капитализму, подмена существенных противоречий несущественными, главных - неглавными; субъективизм при объяснении общественных явлений, - все зто является выражением метафизического метода познания, взятого на вооружение теоретиками СДПГ.

Теоретическая основа социал-реформизма формируется под •воздействием ряда современных буржуазных философских концепций: "политического плюрализма", "критической теории", "этического реализма", "экологического социализма" и др. Однако следует всегда учитывать, что при тех или кных изменениях в концепции социал-реформизма само ее основание остается неизменным, теоретическая база претерпевает изменения лишь.в тех пределах, которые не размывают ее качественной определенпоста.

Во второй главе' - "Социал-демократический идеал общественного устройства и пути его достижения" - автор путем философского анализа современных социал-демократических, философских, политических и экономических концепций исследует обосно-

ванность и состоятельность идей "демократического социализма",

В § I - "Социал-демократические цели, ценности и идеалы" -показание коренное отличие в мировоззренческих и методологических подходах к данной проблеме теорий научного социализма и социал-реформизма, а также выявлены положения, по которым существуют сходнне позиции.

Марксистско-ленинское понимание социализма даёт конкретно-историческую цель борьбе, выделяя в социалистическом строительстве первостепенные задачи, вырабатывая стратегию и тактику борьбы за социализм. Оно также указывает на реальную социальную силу, способную воплотить намеченные цели в жизнь - революционный рабочий класс в -зоюзе со всеми трудящимися. В противоположность марксизму-ленинизму теории социал-демократии имеют совершенно иную сущность. Само понятие "общество демократического «

социализма" чрезвычайно расплывчато, по. этому вопросу в партиях идёт нескончаемая дискуссия. Отсюда неизбежно вытекает то, что в среде лидеров и идеологов социал-демократического движения нет общепринятого.представления относительно главных целей движения. Социал-демократы подчёркивают как слабость своей философской концепции отсутствие в ней чётко обрисованной картины социал-демократического общественного строя.

Но из массы теоретических работ и выступлений идеологов СД1Г можно извлечь следующие .характерные черты будущего общественного устройства: "солидарность всех социальных групп и слоёв населения", "равенство социальных возможностей", "общечеловеческая этика", "гармония индивидуальных, групповых и общественных интересов", "всеобщая взаимопомощь и братство", "всеобщая внеклассовая демократия", "сочетание частной собственности и государственного регулирования в экономике", обращает на себя внимание слабость базисных характеристик, а также акцент на сугубо гуманном характере социал-демократического общественного идеала.

Рисуя картины будущего, теоретики СДПГ недооценивают те реальные условия, с учетом которых оно состоится, и те реальные силы, которые должны воплотить намеченные идеалы. По существу, когда о социализме говорят социал-демократы, они имеют в виду не общество, принципиально противоположное капиталистическому, а своеобразный социальный гибрид, в котором находят свое воплощение, наряду с капиталистическими формами собственности, гуманизация и демократизация общественной жизни аа всех уровнях и во всех сферах, в результате чего возникает образ облагороженного капитализма. Это доказывается не только теоретически, но и практикой тех лет, когда западногерманские социал-демократы длительное время находились у власти и фундамент капитализма оставался в неприкосновенности, а человек продолжал оставаться объектом эксплуатации со стороны государственных институтов.

Проблемы демократизация всех сторон общественной жизни стоят сегодня на повестке дня и в странах социализма; несмотря на принципиальную разницу в подходах (следуя социал-демократическому учению, социализм реализуем лишь на базе, в пределах а средствами демократии, вызревающей в лоне капитализма), заслуживает пристального-внимания богатый политический опыт и значительные теоретические традиции, которыми располагают социал-демократы в вопросах борьбы за демократию и обеспечение социальных прав граждан.

В теории социал-реформизма буржуазная демократия выступа- ■ эт не только как путь к социализму, но и как его начало. В работах западногерманских идеологов в последние годы отсутствует и сам термин "построение социализма", гак как в СДПГ убеждены в том, что капиталистическое общественное устройство надо не

заменять, а изменять, что социализм - это якобы не отрицание капитализма, а его утверждение в реформированном виде. Это и ■составляет исходный пункт .для отказа СДПГ от проведения социальной революции и борьбы с государственно-монополистическим капитализмом. Социал-демократические теоретики научно обоснованные цели рабочего движения заменили тезисом о том, что социализм есть не постоянная цель, а отдаленная перспектива, к которой сегодня можно лишь стремиться. Реформе, же, как форме общественных изменений, социал-демократы придают, по сути дела, абсолютизированный характер, начисто отбрасывая или полностью растворяя в реформе другой, исторически неизбежный способ общественных преобразований - социальную революцию.

Особое внимание уделяется в СДПГ разработке проблематики

основных ценностей: свободы, солидарности и справедливости, *

которые, по их мнению, и должны быть реализованы политической концепцией СДПГ. Концепция "основные ценности" - наиболее разработанная часть социал-демократической теории. Относительно обоснования ценностей большинство в СДПГ придерживаются следующего взгляда. "Основные ценности имеют силу независимо от источников их обоснования, но исключительно благодаря достижению согласия в партии об их содержании. Обоснование основных ценностей является частным делом каждого члена партии, который вправе использовать для этого любой мыслимый источник. Вполне допустимо, что одобрение основных ценностей может произойти исключительно на основе какого-то личного материального инте-ресаи1).

В теоретической сфере СДПГ нет четких, обязательных критериев тому, что1 именно понимается под свободой, справедли-

V

Meyer Т. Grundwerte und Wissenschaft im Demokratischen Sozialismus. W.Berlin. Bonn. 1979. S. 151.

востыэ и солидарностью. В вопросе о содержании основных социал-демократических ценностей ярко проявляется субъективизм социал-реформистского мировоззрения. Так, М-Шдяй утверждает: "Наполнение ценностей содержанием зависит от мировоззрения, экономического положения, предубеждений, характера, социаль- • ного происхождения и целого ряда эмоциональных настроений отдельного гражданина"^. Вследствие априорности и необоснованности провозглашенных социал-демократических ценностей, их трактовка имеет очень широкие границы. Социал-демократы сознают, что "свобода", "равенство" и другие понятия только тогда становятся реальностью, а не иллюзией или привилегией немногих, когда люди располагают экономическими, политическими и социальными гарантиями-для свободного развития. Эти гарантии совэеменная социал-демократия предоставить сегодня не может.

Теория научного социализма в вопросах теоретической обоснованности основных социалистических ценностей имеет более сильные позиции. Социал-демократическая теория, в свою очередь, располагает значительными гуманистическими традициями, интересными разработками по вопросам личности, ее места в современном обществе, ее прав и свобод. Обе теории ставят во главу угла своих концепций приоритет гуманистических идеалов. На основании этого можно заключить, что совместная теоретическая работа в этом направлении внесла бы' значительный вклад в развитие международного рабочего .движения и способствовала бы разрешению многих общечеловеческих проблем.

с

В § 2 - "Современные социально-экономические концепции СДПГ" - автор, на основании теоретических работ западногерманских социал-демократов, опубликованных в последние годы, ана-

1/Schlei M. Wagner i. Freiheit, Gerechtigkeit,Solidarität:

Gerechte* Grundwerte und praktische Politik. Bonn. 1979. S. 10.

лизирует попытки теоретиков и руководства СДПГ вывести движение из кризисного состояния и решить ряд существенных проблем.

В ходе истории действительно революционным партиям оказалось достаточным одно- пли двухлетнее пребывание у власти для проведения таких коренных политических и социальных реформ, которые по своему" характеру оказывались уже необратимыми. Что же касается западногерманских социал-демократов, то за время пребывания у власти они зачастую не предпринимали пошток осуществить действительно радикальные изменения в экономической жизни общества. Таким образом можно утверждать, что для современной социал-демократии характерно противоречие, выражающееся в том, что радикальность многих программных положений не находит адекватного выражения в реальной политике, уступая место прагматическим целям к задачам. Социал-реформистская теория и практика в определенный период времени несколько отстала от назревших'потребностей современности, стал ощутим разрыв между словом и делом; этим воспользовались консервативные партии, а также новые альтернативные социальные .движения.

Кризис, начавшийся в середине 70-х годов з мире капитализма, заставил партию пересмотреть целый ряд принципиальных социально-экономических установок. Прежде всего исчезли-иллюзии относительно того, что реформы постепенно приведут к обузданию стихий природы капитализма. "Зйфоричэские иллюзии,' - писал В.Брандт, - по поводу трансформированного капитализма, идил лические представления о беспредельном экономическом росте, который без изменений институционного характера приведет к большей справедливости, на опыте 60-70 годов обнаружили свою несостоятельное ть"-^. В анализе причин и последствий современного

"^Brandt W. Kreist S. Paine О. Briefe und Gespräche. 1972 bis -1975. In: Demokratischer Sozialismus in Theorie und Praxis. Köln. 1975. S. 8.

кризиса большинство в СДПГ придерживается положений так называемой концепции "исторического перелома". Основные ее положения сводятся к тому, что индустриальное общество оказалось неспособным справиться с воздействием науки и техники на структуру производства и образ жизни людей. Автором идеи "исторического перелома" является В.Брандт, объяснивший современную ситуацию в ФЕТ беспредельной гонкой вооружений, безжалостной эксплуатацией окружающей среда и ее разрушением. В.Брандт признал у своей партии наличие лишь частичных ответов на поставленные современностью вопросы, которые следует-осмыслить и разработать дальше. Он констатировал слабую эффективность инструментария борьбы с кризисом. Член правления СЖЕГ Х.С-мке также отметил, что у СДПГ нет цельной концепции реформ.

После перехода СДПГ в оппозицию возникла острая необходимость переосмысления основы ее социальной и экономической политики. По мнению члена комиссии по основным ценностям при Правлении СДПГ Й.Штрассера, социальные проблемы в ФРГ остались по-прежнему нерешенными, с каждым годом растут и новые трудное-, та. Социал-демократия в поисках своего программного обновления, с учетом растущего влияния экологического движения, пытается создать концепцию "солидарной цивилизации", которая должна положить конец эксплуатации человека и природы, восстановит утраченные связи между физическим и умственным трудом, ликвкдя- • рует иерархию и конкуренцию. Если же проанализировать теоретические работы, посвященные этому вопросу, к примеру книгу "Социализм между экономикой и экологией", то обращает на себя внимание иллюзорность ряда положений "экологических концепций" (требования закрытия атомных электростанций, установления нулевого роста экономики). При этом по-прежнему не ставятся вопросы об экономических позициях монополистического капитала и самом характере капиталистической экономики.

Посмотрев на программные и теоретические документы современной социал-демократии, ш видим: характер собственности в .буржуазном обществе коренных изменений не претерпевает, "классово-нейтральное" государство выступает орудием трансформации капитализма в социализм, а реформы остаются единственно приемлемым методом социальной хирургии. Игнорируются теоретические положения марксизма-ленинизма о том, что именно собственность на средства производства определяет основные пути развития общества. Вновь социал-демократическими лидерами рекомендуются те экономические и политические рычаги и инструментарии, к примеру "частичная социализация", которые в последние годы обнаруживали свою несостоятельно^'-.. Однако заслуживают внимания и совместного исследования социал-демократические идеи об "экологически чистой экономике", о "немилитаризированном развитии эко-«

нотки" и т.п. Следует подчеркнуть важность для социального прогресса активных поисков путей слияния максимальной экономической эффективности с максимумом условий для развития человеческой личности, предпринимаемых сегодня социал-демократией.

В заключении подводится краткий итог исследования, формулируются основные выводы.

КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТО НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

Результат I. Автором диссертационного исследования проанализированы изменения в социальной структуре современной ФРГ, выявлены наиболее характерные тенденции в развитии рабочего класса. На основании этого установлено, что на проводоыый сегодня западногерманскими социал-демократами курс влияют не столько объективные изменения социального состава сотшал-де-мократического движения, сколько тактические соображения партийной верхушки / как правило, победа на очередных выборах /, и лишь отчасти социал-демократические лидеры и теоретики ори-

ентиругатся на свою массовую базу.

Выявлено, что в философии социал-реформизма стремления социал-демократов к расширению своего электората и укреплению политических и международных позиций привели к ряду изменений в традиционных взглядах на рабочий класс, на новые альтернативные социальные движения, на возможных союзников партии, на политику в отношении международного коммунистического движения. .

Научная новизна данного результата состоит в том, что впервые в философском исследовании изучены аспекты опосредованной связи между социальными корнями современного социал-демократического движения и современными социал-демократическими воззрениями.

Результат 2. В диссертации установлено, что теоретическую основу взглядов современных социал-демократов составляют весьма различные, иногда противоречащие друг другу философские концепции: это привело, в конечном счёте, к существованию в социал-демократическом движении большого числа различных теоретических направлений. В.исследовании показано, что под "открытостью идеологии" социал-реформизма скрывается эклектизм философских воззрений, вобравших в себя идеи от библейских до новейших времён.

Показано, что социал-демократия в качестве исходного пун- . кта мировоззрения своих членов признаёт любые философские и нефилософские взгляды, лишь бы признавалась её основная политически кая линия. Однако при разработке теоретического обоснования своей политической линии социал-демократическими теоретиками используются преимущественно идеи критического рационализма, этического реализма и экосоциологические концепции. В диссертации отмечено, по каким основным вопросам в философии соииал-ре^ор-шзма идёт искажение и отрицание идей марксизма-ленинизма, чем

оно обосновывается.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что впервые в научной литературе проведён философский анализ теоретической базы социал-демократического движения; выявлены её истоки и современное состояние, вскрыты методологические пороки идей буржуазного реформизма.

Результат 3. В диссертации показано, что социал-демократический' идеал общественного устройства не имеет достаточного философского обоснования. В среда лидеров и теоретиков международной социал-демократии нет общепринятого представления относительно главных целей движения. Программируя будущее, социал-демократические идеолог;; фактически игнорируют те реальные условия, с учётом которых оно состоится, и те рельные силы, которые должны воплотить в жизнь намеченные идеалы. Доказано, что в социал-демократической концепции особенно остро ощущается вакуум базисных характеристик общественного идеала. Вместе с тем в диссертации выявлено, что предпринимаемые сегодня.западногерманскими социал-демократами теоретические поиски модели будущего создают платформу для конструктивного сотрудничества всех отрядов международного рабочего движения. Общность стоящих перед обеими формациями проблем / экологических, экономических, нравственных и др./ позволяют выйти на уровень общих интересов, сотрудничества в решении вопросов, беспокоящих сегодня всё прогрессивное человечество.

Научная новизна полученного результата заключается в рассмотрении социал-демократического идеала общественного устройства по-новому, с точки зрения его философской состоятельности и обоснованности, о точки зрения его социальной значимости.

' Результат 4. В диссертации показан абстрактно-гуманистический характер подхода социал-демократов к проблеме основных цен-

ностей. Доказано, что хота -в социая-демократической литературе "свобода", "справедливость" и "солидарность" подчёркнуто называются социал-демократическими ценностями, речь идёт об общечеловеческих ценностях, которые-следует рассматривать в контексте общечеловеческой культуры.

В диссертационном исследовании установлено, что идеи обоснования основных ценностей социал-демократическая теория черпает из классической немецкой философии. Выявлено сугубо идеалистическое толкование социал-демократами понятий "свобода", "справедливость", "солидарность", "равенство"; диссертация констатирует субъективизм социал-демократического мировоззрения- в вопросе о содержании основных ценностей. Одновременно отмечено, что именно по вопросам необходимости реализации основных общественных ценностей позиции теории научного социализма и социал-реформизма наиболее близки; показан приоритет гуманистических ценностей в обеих философских концепциях. В диссертации обосновано, что проблемы демократической альтернативы сегодня общие для капитализма и социализма, и в этой связи забота о воп- • лощении в жиань общечеловеческих ценностей должна ставиться превыше узкопартийных амбиций.

Научная новизна^ данного результата состоит в том, что впервые рассмотрен механизм происхождения, эволюции, содержания и обоснования учения западногерманских социал-демократов об основных общественных ценностях; выявлена особая значимость общечеловеческих ценностей наряду с классовыми приоритетами для всего международного рабочего движения в целом.

НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕССЕРТШИ

Сформулированные в диссертации основные положения и вывода могут быть использованы для дальнейшей разработки методологических основ философии, исследования проблей теории и практики меж-

дународного социал-демократического движения, для агитационно-пропагандистской работы, а также в программе обучения историческому материализму, научному коммунизму и обществоведению, где философский анализ основ теории и практики современного социал-демократического движения практически не проводится.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Положения и выводы диссертационного исследования активно и широко излагались автором в лекционной пропаганде по линии общества "Знание". Результаты исследования обсуждались на аспирантском теоретическом семинаре кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ и-;. Ц.В.Ломоносова / апрель 1987 г./. Основные вывода диссертации использовались на занятиях по философии со студентами факультета журналистики МГУ.

Диссертация была обсуждена на заседании научно-исследовательской группы "Проблемы теории революции" и на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ / ноябрь 1988 г./ и рекомендована к защите.

Полученные результаты диссертационного исследования с достаточной полнотой отражены в следующих публикациях автора:

1. Социальный демонтаж в ФРГ и западногерманская социал-демократия. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. Р 29456 от 15. 05. 1987. - 22 стр. •

2. Западноевропейская социал-демократия. Путь в будущее. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. 34748 от 12. 07. 198! - I п.л.

0КШ иосишрохраяоа