автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Колесникова, Вероника Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Оренбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Колесникова, Вероника Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ОРЕНБУРГСКОЙ

ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.29

1.1. Культурные инициативы населения губернии.29

1.2. Оренбургская интеллигенция и социокультурная динамика региона.73

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА.90

2.1. Досуговая культура.90

2.2. Театральное искусство.105

2.3. Массовая художественная культура.132

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Колесникова, Вероника Анатольевна

Современное состояние социально-экономического развития страны характеризуется повышенным интересом и к социокультурным процессам. Формирование рыночного хозяйства требует решения целого комплекса проблем, в том числе и духовных. Проводимые изменения в экономике немыслимы без улучшения социально-культурной сферы.

Одним из приоритетных направлений сегодняшней государственной политики, декларированной как на центральном, так и на местном уровне, является возрождение и поддержка культуры в исторически самобытных (частично утраченных) и регионально определенных ее сторонах.

В отечественной общественной жизни заметно возросло внимание к российской культуре во всем разнообразии ее многовековых традиций, с их мировоззренческой религиозно-нравственной и художественно-эстетической самобытностью.

В настоящее время изучение отечественной истории определяется заметным вниманием к регионалистике как одной из теоретико-методологических основ научно-исторического знания. В постановке проблемы осмысления культурного наследия прошлого значительную роль играет понятие «регион» (национальный центр или окраина в зависимости от географического, национально-государственного или культурологического аспекта дефиниций).1

Соборность, умение творчески переработать «чужой» культурный опыт всегда были характерны для российского общества, чему во многом способствовала провинция. Культура каждого региона имеет свое собственное содержание, она наполнена традициями, обрядами, верованиями. Термин «провинциальная культура» не определяет такую культуру как понятие более низкого, чем столичная, качества, но указывает на

1 Законодательство о культуре. Мм 2001. С.5. форму саморазвивающейся культуры территории, безусловно, с отражением общегосударственных общественно-культурных процессов страны. Ни одна из научных проблем не может быть успешно решена без скрупулезного изучения совокупности наследия, сохранившегося в культуре того или иного народа, края.

Исследования по теме культурной жизни Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX вв., к сожалению, пока не позволяют охарактеризовать культуру региона данного периода во всей сложности, многоаспектности и целостности, четко выделить в ней черты, типичные для общероссийской культуры, и местные, региональные особенности; определить ее место и роль в общем процессе развития отечественной культуры второй половины XIX - начала XX вв.

Настоящее исследование предполагает рассмотреть культурную жизнь Оренбургской губернии в двух аспектах: первый — в контексте социально-культурной ситуации в стране и второй - в определении специфики художественной культуры Оренбургской губернии.

Объектом исследования выступает художественная культура населения Южного Урала как одна из важнейших социо-духовных сфер, являвшаяся результатом совместных усилий общественности и государственных органов, направленных на формирование и распространение духовных ценностей.

Предметом диссертационного исследования является содержательная сторона и направленность социокультурных явлений и процессов, получивших устойчивое развитие и распространение на территории Южного Урала, особенности их возникновения и проявления.

Территориальные рамки исследования ограничены административными границами Оренбургской губернии, в состав которой после разделения Оренбургского генерал-губернаторства на две губернии в 1865 году, вошли пять уездов — Оренбургский, Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский и Орский.

Хронологические рамки исследования. Выбор данного исторического этапа обусловлен его недостаточной изученностью в отношении вопросов развития культурной жизни Оренбургского края и значительными сдвигами, которые произошли в духовной жизни его населения под воздействием новых общественных отношений.

Реформы 60-х годов XIX века стали фактором, оказавшим определяющее воздействие на состояние и развитие культуры как на общероссийском, так и на региональном уровне. Они дали мощный импульс социокультурным процессам, происходившим на территории Оренбургской губернии во II половине XIX — начале XX века. Нижнюю хронологическую границу определили кардинальные изменения общественно-политической ситуации в стране последовавшие в результате политических событий 1917 г., начинавшаяся в регионе гражданская война, которые привели к радикальной трансформации указанных явлений.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в попытке анализа важнейших достижений художественной культуры Оренбургской губернии во второй половине XIX — начале XX вв., в выявлении основных форм, методов и результатов деятельности художественно-творческих учреждений и организаций по сохранению и наращиванию культурного потенциала региона страны. В соответствии с целью в работе решались следующие исследовательские задачи:

1. Определить степень научной разработки проблемы, охарактеризовать источниковую базу и методологические принципы исследования.

2. Проследить динамику развития культурных процессов в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.

3. Раскрыть деятельность основных институтов духовной жизни населения региона Оренбургской губернии и непосредственно связанных с ними специализированных учреждений.

4. Охарактеризовать на общероссийском фоне региональную специфику происходивших в Оренбуржье культурно-художественных процессов.

5. Проанализировать становление культурно-зрелищных учреждений Оренбургской губернии, любительских объединений, их место и роль в духовной жизни населения.

6. Показать состояние и особенности быта оренбуржцев, их влияние на формирование досуговой культуры.

В рамках указанных задач автор ограничил себя анализом явлений, имевших место в сфере художественной культуры. В соответствии с замыслом в исследование не вошли проблемы развития просвещения, науки, средств массовой информации, архитектуры, литературы. Изучение опыта культурно-художественной деятельности в данном регионе представляет значительный научно-теоретический интерес, поскольку не подвергалось прежде комплексной, научной разработке.

Теоретико-методологические основы диссертации и методы исследования. В качестве методологических принципов и регулятивных положений в данной работе применены концепции классиков исторической и философской науки, выявивших общие закономерности становления культуры, историческую обусловленность социокультурных процессов, влияние на них этнических, региональных и других особенностей.

Методологический анализ способствовал объединению различных подходов к изучаемому объекту. Поэтому автором уделяется внимание логической строгости изложения, обоснованию используемых теоретических построений, взаимосвязи поставленных задач и применяемым методам.

С помощью сравнительно-теоретического анализа выявляются основные параметры соотношения ситуации в России в целом и в губернии в частности, благодаря чему в последующем становится доступным анализ различных историко-культурных ступеней развития региональной культуры.

В основу примененного в работе комплексного подхода положены общие методы научного познания, принципы диалектики, историзма и научной объективности. Все факты и события культурно-художественной жизни населения Оренбургской губернии рассматривались в их логической последовательности и взаимосвязи.

Обширный и разнообразный круг источников, привлеченный в данной диссертации, позволил использовать и специфические методы исторического познания - хронологический, проблемный, факторный, социологический (наблюдение, сравнительно-типологический, биографический), демографический.

Научная новизна диссертации заключается в самой постановке цели и задач исследования. Предпринята попытка объективно изучить процессы, имевшие место в культурно-художественной среде края второй половины XIX — начала XX вв., учитывая исторические условия и местные особенности Оренбургской губернии.

Специальное исследование развития культурно-художественной деятельности в Оренбургской губернии второй половины XIX — начала XX вв., выполненное автором, предпринимается в региональной историографии впервые.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней обобщения и выводы способствуют расширению исторических знаний о развитии культуры в изучаемый период, определяют значимость культурной сферы в жизни населения Оренбургской губернии, помогают оценить исторический опыт и подчеркнуть его значение в современных условиях. Полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов лекций, написании обобщающих трудов, учебно-методических пособий и научно-популярных работ и учтены при составлении и реализации дисциплин регионального компонента образовательных стандартов в учебных заведениях Оренбургской и Челябинской областей, а также краеведческой работе.

Степень изученности проблемы. Интерес к истории русской культуры стал проявляться в России примерно в 30 — 40-е годы XIX века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим вниманием к историческому прошлому нации. Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В. Петрашевским в 1845 - 1846 гг.

С началом демократических реформ 60-х годов XIX века заметно возрастает роль культуры в обществе, на фоне социальной заинтересованности в развитии образования и культуры публикуются исследования

0 традиционной народной культуре, фольклоре.1 Формируется общественный интерес к деятельности отдельных лиц и учреждений, сыгравших заметную роль в отечественной культуре.

В дореволюционный период издаются труды по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже XIX — XX вв. приобрели широкую известность «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова.2 Они содержали последовательное изложение проблем народонаселения, «экономического быта» России, государственного строя, сословных отношений, религиозных верований, просвещения, общественной мысли в широких хронологических рамках, включая и интересующую вторую половину XIX века.

Дальнейший этап процесса изучения культуры связан с появлением публикаций в начале XX века работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции.3 Д.И. Овсинико-Куликовский рассматривает эту проблему на конкретном материале русской художественной литературы.4 В дооктябрьской историографии исследователи уделяли особое внимание деятельности земств в области распространения просвещения культуры среди населения, рассматривая их в качестве основного гаранта культурно-просветительной работы. Они подтверждали свои выводы обширными статистическими данными.

1 Алферов А.Д. Петрушка и его предки. Десять чтений по литературе. М., 1895; Ровинский Д.А. Русские народные картинки. T.5. СПб., 1881.

2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. M., 1993.

3 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2. СПб., 1861; Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1-2. М., 1876 1879.

4 Овсинико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. Т. 1-2. М., 1906 - 1907.

Роль земских учреждений в становлении и развитии культурно-просветительных учреждений рассматривалась в работах Б.Б. Веселовского, Е.А. Звягинцева, Т.А. Фальборка, В.И. Чарнолусского.1

С середины 90-х годов XIX века в общественно-политической жизни России вновь начинается подъем. Отличительной чертой общественного сознания этого времени был интерес к новой политической доктрине марксизму, который рассматривался многими современниками в качестве альтернативы народнической идеологии. На теоретических позициях марксизма твердо стоял такой видный общественный деятель, теоретик культуры, как Г.В. Плеханов. В работах Г.В. Плеханова была сделана попытка дать марксистскую концепцию истории России и истории отечественной культуры.2

В целом историческая наука императорской России добилась определенных успехов в изучении теории культуры: накоплен большой фактический, в определенной части статистический материал, оформились разные научные подходы к изучаемой теме.

С 1917 года наступил следующий этап в изучении отечественной культуры, который характеризовался утверждением марксистской трактовки в теории и практике культурной политики в стране.

Специальные исследования по истории культуры в России во второй половине XIX - начала XX века стали появляться в 20 — 30 годы. Следует отметить, что активно разрабатывалась история художественной культуры: театра3, кинематографа4, изобразительного искусства5, музы

1 Веселовский Б.Б. Полвека земства за 40 лет. В 4-х т. T.I. СПб, 1909; Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1915; Фальборк Т.А., Чарнолусский В.И. Народное образование в России. СПб., 1919. г Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1. Теория искусства и история эстетической мысли. М., 1958.

5 Теляковский В.А. Императорские театры и 1905 год. - М., 1926; Соболев Ю. MXT (1898-1928): Очерки. -М., 1933.

4 Чайковский В.В. Младенческие годы русского кино. - М., 1928; Лихачев Б.С. Кино в России (1896— 1926): Материалы к истории русского кино. Т. I. 1896-1913. - Л., 1927,

5 Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. - М., 1930; Соколова Н. Мир искусства. - М. - Л., 1934. ки.1 Отдельные материалы, наблюдения и оценки явлений культуры изучаемого периода можно найти в мемуарах крупных сценических деятелей: Ф. Шаляпина2, П. Гнедича.3

Яркие страницы русского изобразительного искусства рубежа столетий, выставочная деятельность живописных объединений «серебряного века» отражены в воспоминаниях известных художников А.И. Бенуа, И.Э. Грабаря4. Издаются мемуары выдающихся композиторов Н.А. Римс-кого-Корсакова, М.М. Ипполитова-Иванова.5

История культуры выделяется в самостоятельную отрасль историографии в 40-50 гг. XX века. Однако, практически все издания данного периода были излишне политизированы, не отличались объективной трактовкой изложения событий и явлений отечественной культуры.6

Наиболее широко изучение истории культуры развернулось с 60-х годов XX века. В исследовании этого периода утвердился и стал преобладать в дальнейшем отраслевой принцип в изучении различных подразделений культуры. Результатом такой деятельности явилось издание ряда энциклопедий, ставших своеобразным итогом историко-культурных исследований.7 В 80-90 годы XX века историография изучаемой проблемы пополнилась рядом новых работ. Переиздавались труды видных деятелей культуры исследуемого периода: В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина, А.Н. Бенуа.8

1 Сабанеев Л. История русской музыки. М., 1924; Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М. — Л., 1930; Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

2 Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. Л., 1927.

3 Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания 1855 - 1918. Л., 1929.

4 Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928; Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автобиография. М. -Л., 1937.

5 Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. M., 1935; Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.

6 Бурова Г., Гомонова О. Товарищество передвижных художественных выставок. М., 1952; Данилов С.С. Очерки по истории драматического театра. М. - Л., 1948; Горин-Горяйнов Б.А. Кулисы. М., 1940; Он же. Актеры (из воспоминаний). М. - Л., 1949; Тираспольская Н. Из прошлого русской сцены. М., 1950.

7 Театральная энциклопедия. В 4-х т. M., 1965; Кинословарь /Гл. ред. С.И. Юткевич. М., 1966; Музыкальная энциклопедия. М., 1973.

1 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995; Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М., 1989; Шаляпин Ф.И. Маска и дума. М., 1990; Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М., 1990.

Одновременно предметом более пристального изучения историков, искусствоведов, филологов стало народное искусство. В последние десятилетия XX столетия у историков, философов, социологов возрос интерес к историко-культурным проблемам. Это находит выражение в появлении обобщающих трудов по истории культуры рассматривавших ее на фоне исторического развития страны и в обширных временных рамках.1

Другой особенностью современного периода историографии темы является устранение региональных пробелов в изучении истории отечественной культуры. Использование регионального материала позволяет воссоздать целостную картину развития культуры России, показать особенности деятельности культурно-просветительных учреждений и деятелей культуры в том или ином ее районе.

Проблемы социокультурного развития регионов нашли свое отражение в кандидатских диссертациях И.Ю. Демьянюк, Е.Ю. Горбуновой, Е.А. Антоновой, А.И. Ефимовой, О.В. Бердовой, М.Р. Юсупова. Соискатели на основе значительного круга материалов исследовали состояние и развитие культуры различных районов страны.2

Рассматривая региональную историографию темы следует отметить, что созданию полной картины развития культуры в Оренбургской губернии в дооктябрьский период во II половине XIX - начале XX века мешала неравномерность в изучении отдельных сюжетов ее истории. Современники событий А.Е. Алекторов, И.С. Хохлов, П.А. Столпянский, П.Д.

1 Борисова Е.А. Стернин Г.И. Русский модерн. М., 1998; Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М., 1998; Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996; Поспелов Г.Г. Русское искусство. Вопросы понимания времени. М., 1997; Он же. Русское искусство начала XX века. М., 1999.

2 Антонова Е.А. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. ист. наук M., 1996; Бердова О.В. Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX- начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1998; Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX - XX вв.: Автореф.дис. . канд. ист. наук. М., 1996; Демьянюк И.Ю. Культурно-просветительская деятельность Московского земства в 1880 - 1914 гг.: Автореф .дис. . канд. ист. наук. М., 1998; Ефимова А.И. Национально-культурное развитие мордовского народа [конец XIX — середина 30-х годов XX вв.]: Автореф. дис. .канд. ист. наук. Саранск, 1995.

Райский1 к изданию обобщающих трудов по истории края, в которых лишь фрагментарно затрагивались вопросы состояния и развития культуры.

Описания деятельности учреждений культуры встречаются в статистических сборниках, справочных изданиях, опубликованных в конце XIX - начале XX века.2

В пореформенное время как в центре, так и на местах заметно активизируются краеведческие движения. Большим событием культурной жизни губернии стало основание 9 декабря 1887 года Оренбургской ученой архивной комиссии, которая с 1896 года приступила к изданию своих «Трудов».3 Всего было подготовлено и выпущено 35 выпусков «Трудов».4 В центре внимания членов комиссии энтузиастов — краеведов А.В. Попова,5 И.В. Чернова,6 П.И. Ципляева,7 А. Гра,8 JI.A. Словоохотова9 стояли вопросы истории, образования, этнографии Оренбургской губернии.

В тесной связи с историей оренбургского казачества в 80-90-е годы XIX века исследователи-краеведы Ф.М. Стариков,10 А.И. Мякутин,

1 Хохлов И.С. География Оренбургской губернии в физическом, этнографическом и административном отношениях, с картой губерний. Оренбург, 1908; Столпянский П.А. Город Оренбург. Материалы к истории и топографии города. Оренбург, 1908; Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883 //Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1915; Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 1915.

2 Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. Вып.1. Оренбург, 1877; Голубев П.А. Историко-статистические таблицы по Оренбургской губернии за 1862 — 1893 гг. Оренбург, 1895; Живописная Россия: Отечество наше в земном, историческом, экономическом и бытовом значении. В 12 т. Т.2.4.8. СПб. - М., 1901; Исторический очерк народного образования в существовании (1875 - 1899 гг.). Оренбург, 1901.

3 Зобов Ю.С. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX - начала XX вв. Оренбург, 1991. — С.92.

4 Там же. -С.93.

5 Попов А.В. Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий, почетный член архивной комиссии //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XIX. Оренбург, 1907. - С.199 -203.

6 Записки генерал-майора Ивана Васильевича Чернова //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XVTII. Оренбург, 1907.

7 Ципляев П.И. Оренбургская ученая архивная комиссия //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. ХХШ. Оренбург, 1911.

8 Гра А. Очерк деятельности Архивной комиссии за 1888 - 1913 гг. //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXX. Оренбург, 1914.

9 Словоохотов Л.А. Исторические права Оренбурга как центра целого края на высшее учебное заведение //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XXX. Оренбург, 1914.

10 Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки: Исторический очерк. Оренбург, 1881; изд.2-е. - Оренбург, 1884; Он же. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о современном быте оренбургских казаков и карты. Оренбург, 1890; Он же. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков и карты. Оренбург, 1891; Он же. Сведения о предметах старины в станицах и поселках 3-го военного отдела Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1899.

Ф.Н. Баранов1 рассматривали вопросы бытовой культуры, песенного творчества казаков. Обряды, традиции, казачий фольклор находили свое отражение в местной периодической печати в публикациях А. Кузнецова, С. Суходольского, С. Севастьянова.2

Вопросы культурного развития Оренбургской губернии в дореволюционной историографии освещались отрывочно и не позволяли составить полную картину культурной жизни ее населения.

В 1920 - 30-х годах исследования по интересующей нас теме были немногочисленны. На их общем фоне выделяются работы Н. Степного и В. Струминского, посвященные устному и музыкальному фольклору Оренбуржья.3 Обширнейшие сведения о песенном творчестве киргизского (казахского) народа, часть которого проживала на территории Оренбургской губернии, содержатся в работе А. Затаевича.4 Ценный материал по дореволюционному народному творчеству Урала (сказки, песни, притчи) приведены в трудах известного фольклориста В.А. Бирюкова.5 Описание быта, частушек, песен поселка Тимофеевского Челябинского уезда встречается в книге М. Голубых.6 В 1926 году вышла в свет работа Н.М. Чер-навского, где приведены интересные факты деятельности любительского объединения и других культурно-зрелищных учреждений г. Челябинска.7 В 40 - 50-е годы наметился процесс усиления интереса исследователей к изучению проблем истории культуры края. Продолжают активно разрабатывать тему местного фольклора П. Завьяловский, В. Гусев, М. Китайник.8

1 Мякутин А.И. Песни оренбургских казаков. - Оренбург, 1996; Баранов Ф.Н. Песни оренбургских казаков с напевами в 3-х вып. Оренбург, 1913.

2 Кузнецов А. Засидки//Оренбургский листок. 1891. 29 сент.; Суходольский С. Свадебные обычаи по казачьим станицам Троицкого уезда Оренбургской губернии //Оренбургские губернские ведомости. 1881. 29 авг., 12, 19 сент.; Севастьянов С. Сборы казаков на службу //Оренбургские губернские ведомости. 1897. 19 февр.

3 Степной Н. Сказки степи. - Оренбург, 1918; Струминский В .Я. Частушки Оренбургского края. Оренбург, 1921.

4 Затаевич А. 1000 песен киргизского народы (напевы и мелодии). Оренбург, 1925.

5 Бирюков В.А. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; Он же. Уральские сказки. Челябинск, 1940.

6 Голубых М. Казачья деревня. М., 1930.

7 Чернавский Н.М. Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993. Завьяловский П. Предания и сказки оренбургских степей. Чкалов, 1948; Он же. Сказки (для детей). Чкалов, 1955; Гусев В.Е. Русские народный песни Южного Урала. Челябинск, 1957; Китайник М.Г. Библиография уральского фольклора. Свердловск, 1949.

Наиболее полно в этот период изучается история театра. В работах М.Незнамова, Е. Правдухиной в систематизированном виде отслежен путь становления и развития старейшего на Урале Оренбургского драматического театра со дня его основания до середины XX века. Предпринята попытка подвергнуть анализу репертуарную политику театра, продемонстрировать творческие портреты режиссеров и актеров.1

Вместе с тем эти исследования не лишены традиционного для марксистской трактовки «классового подхода», присущего для всей историографии советского периода. Идеалогизированными в определенной степени оказались исследования Ф. Рогинской, С. Варламова, касающиеся творчества оренбургских художников JI. Попова, П. Шмелькова, Ф. Малявина, С. Карпова.2

В 60 — 70-е годы оформилось определенное внимание ученых-краеведов к изучению оренбургской прессы, выходившей в период революции 1905 — 1907 гг. В публикациях И. Фахретдинова, П. Десятерик, А. Постниковой, А. Савельева3 освещены этапы появления и развития социал-демократической печати в крае.

Песенный фольклор Оренбуржья периода первой русской революции рассматривается Т. Пузаневой. В ее работе приводятся тексты песен, частушек.

В середине 80-х годов вышла в свет монография JI.C. Медведевой,4 в которой содержатся отдельные факты жизни и деятельности художника JI.B. Попова и его учеников А .Я. Барановского, Н.В. Кудашева, творчество которых связывает дореволюционную историю художественной жизни края с советским периодом.

1 Незнамов M. Старейший русский театр на Урале. Чкалов, 1948; Правдухина Е. Театр в Оренбурге //Чкаловский областной драматический театр им. A.M. Горького. Чкалов, 1957; Она же. Горьковс-кие спектакли в старом Оренбургском театре //Чкаловская коммуна. 1956. 4 ноября.

2 Рогинская Ф. Лукиан Попов. М., 1954; Варламов С. Оренбургские художники. Оренбург, 1963.

3 Фахретдинов И. Первая большевистская газета на татарском языке //Южный Урал. 1967.17 января; Десятерик П. Первая татарская газета в Оренбурге //Блокнот агитатора. 1967. № 1. С.45 - 47; Постникова А. Всегда с народом (первая большевистская газета Оренбургского края) //Южный Урал. 1975. 5 мая; Савельев А. Становление большевистской печати в Оренбуржье //Блокнот агитатора. 1977. № 7. С. 14-20.

4 Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985.

Заметную роль в изучении культуры Оренбуржья второй половины XIX - начала XX вв. сыграли регулярные «Бирюковские чтения», в которых публиковались исследования, посвященные бытовым традициям населения, художественной жизни уездных городов и губернии в целом.1

Подавляющее число работ по интересующей нас тематике приходится на 90-е годы XX века. Этот период историографии характеризуется существенными расширением источниковой базы путем привлечения архивных материалов и накопления документальных публикаций. Заметно увеличилось число исследователей, занимающихся проблемами истории культуры на территории региона, была выработана единая методологическая концепция, что, безусловно, способствовало более глубокому анализу конкретно-исторического материала.

Значительное внимание исследованию исторической составляющей культурных процессов губерний Южного и Среднего Урала второй половины XIX - начала XX вв. уделено в монографии В.В. Пяткова и в коллективной работе, посвященной истории Урала под редакцией Д.В. Гав-рилова.2

Помимо анализа общих исторических аспектов культурной жизни предпринимались попытки изучения различных ее сфер. В частности, динамика перемен в отношении к музыкальной культуре населением городов и уездов Урала прослеживается в работах С.Е. Беляева, Б.П. Хав-торина.3

Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ социокультурных процессов, происходивших на той части Южного Урала, которая до 1917 года входила в состав Оренбургской губернии. Отдельные сведения

1 АдуковаТ.Ю. Быт дореволюционного Челябинска//Седьмые Бирюковские чтения, Челябинск, 1987. С. 16-18; Андреева Т.А. Культурно-просветительная деятельность интеллигенции //Восьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1988. С.166-168; Зобов Ю.С. Оренбургское историческое краеведение конца XIX - начала XX вв. //Одиннадцатые Бирюковские чтения. Шадринск, 1994. С. 15 -17.

2 Пятков В.В. История Южного Урала. Челябинск, 1995; История Урала в период капитализма /Отв. ред. Д.В. Гаврилов. М., 1990. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала XVLII - начала XX века. Екатеринбург, 1996.; Хавторин Б.П. Музыкальная культура Оренбуржья XX столетия. Оренбург, 1999. о культуре края содержатся в «Очерках истории Челябинской области», учебном пособии «История Оренбуржья».1

Видное место в ряде современных исследований, посвященных культуре Южного Урала, занимают работы, подготовленные Центром историко-культурного наследия г. Челябинска под руководством B.C. Боже, а также научно-исследовательским центром истории народов Южного Урала (руководитель профессор А.В. Федорова).2

Следует отметить работу челябинского исследователя А.С. Скри-пова3, в которой использованы редкие материалы Объединенного государственного архива Челябинской области, газетные публикации за период 1901 -2000 гг., касающиеся городской культуры в контексте общего процесса историко-культурного развития страны. По форме изложения материала выделяются книги А.С. Милявского, Р.А. Бардиной, В.А. Барадулина о традициях декоративно-прикладного творчества.4 Удачное сочетание очеркового изложения с публикацией отдельных документов, в частности о пуховязальных промыслах Оренбуржья, делает ее интересной и полезной как для широкого круга читателей, так в определенной мере и для специалистов.

Среди трудов, посвященных системе образовательных учреждений региона, следует особо остановиться на исследовании челябинского историка профессора С.С. Загребина.5 Его диссертация о политике государства в области просвещения на Урале в 1900 - 1940 гг. содержит бога

1 Очерки истории Челябинской области /Ред. Н.Б. Виноградов, В.Н. Елисеев. В 2-х ч. Ч. I. Челябинск, 1991; История Оренбуржья. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Футорянского. Оренбург, 1996.

2 Южный Урал: историко-культурные проблемы /Под ред. А.В. Федоровой. Оренбург, 1995; Казахи Южного Урала: История и современность /Под ред. А.В. Федоровой. Оренбург, 1996; Дореволюционный Челябинск в слове современников. Собрание текстов /Сост. B.C. Боже. Челябинск, 1997; Оренбургские немцы. Этническая история и духовная культура. Оренбург, 1998; Челябинск: Энциклопедия /Сост. В.С.Боже, А.А. Черноземцев. Челябинск, 2001.

3 Скрипов А.С. Челябинск XX век. Челябинск, 2000.

4 Милявский А.С. Народные промыслы. Встреча с самобытным материалом. М., 1991; Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. М., 1990; Барадулин В.Н. Народные росписи Урала и Приуралья. Л., 1987.

5 Загребин С.С. Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900 - 1940 гг. Екатеринбург, 1999. тый фактический и статистический материал. Но следует оговориться, что в упомянутой работе история культуры региона затрагивается косвенно, фрагментарно.

Видное место в ряде исследований культуры Оренбуржья занимают работы профессора Л.И. Футорянского,1 в публикациях которого история края рассматривается с учетом основных явлений и событий культуры.

Деятельность Оренбургской ученой архивной комиссии рассмотрена в трудах профессора Ю.С. Зобова. Автор вводит в научный оборот сведения о этнографах, историках, географах, внесших весомый вклад в научное изучение края, таких, как А.Е. Алекторов, С.Н. Севастьянов, Ф.М. Стариков, Д.Н. Соколов, А.И. Добромыслов.2

Среди трудов по истории Оренбургского казачества следует особенно отметить работы челябинских ученых М.Д. Машина,3 А.П. Абрамовс-кого, B.C. Кобзова.4 В них содержатся обширные сведения о становлении и развитии народного образования, состоянии культурно-просветительной работы, традиций, обрядов в Оренбургском казачьем войске. Активно разрабатывал эту тему с учетом социально-культурных особенностей магнитогорский исследователь В.П. Баканов.5

1 Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 1897 — 1917 гг. //Проблемы истории казачества: Сб. науч. тр. Волгоград, 1995. С. 117 — 131; Он же. Люди и судьбы Оренбургского края. Оренбург, 2000; Он же. Казачество России на рубеже веков. Оренбург, 1997.

2 Зобов Ю.С. Оренбургская ученая архивная комиссия //Восьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1988. С.142 — 144; Он же. Роль Оренбургской ученой архивной комиссии в становлении исторического краеведения на Южном Урале //Вторая Всесоюзная конференция по историческому краеведению. Пенза, 1989. С.80 - 81; Он же. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX — начало XX вв. Оренбург, 1991; Он же. Родной истории страницы. Оренбург, 1994; Он же. Вклад оренбургских историков и краеведов конца XIX - начала XX вв. в отечественную науку //Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. 4.1. Кострома, 1994. — С.205 - 209; Он же. Этнография и фольклор оренбургских казаков в трудах исследователей последней трети XIX - начала XX вв. //Этнопанорама. 2000. №2. С.43- 48. 3 Машин М.Д. Оренбургское казачье войско. 2-е изд. испр. Челябинск, 2000.

4 Абрамовский А.П. Библиотеки - читальни в станицах Оренбургского казачьего войска (конец XIX — начало XX вв.) // Крестьянство и казачество Южного Урала в трех веках. Оренбург, 1996. С.53-54; Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Во славу государства Российского: Начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. Челябинск, 1994; Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Оренбургское казачье войско в трех веках. Челябинск, 1999; Кобзов B.C. Уральская Варна. Челябинск, 1992. Баканов В.П. Историк и бытописатель оренбургского казачества Александр Иванович Кривощеков //Города Урала в контексте русской культуры: Тез. док. юбил. регион, научн. конф. Челябинск, 1993; Он же. Подвижник //Из истории оренбургского казачества. Магнитогорск, 1993. С.115 - 142; Он же. Станица Магнитная. Магнитогорск, 1994.

Факты социально-экономического положения оренбургских казаков, их материальной и духовной культуры, содержатся в научных трудах, изданных Институтом истории и археологии УрО РАН.1

В последнее десятилетие заметно возрос интерес к истории русской провинции. Историографию проблемы существенно восполнили материалы межрегиональных научных конференций, проведенных в Москве, Ярославле, Череповце, Иваново, Челябинске, Екатеринбурге.2

Вместе с тем следует указать, что проблемы культуры Оренбургской губернии в интересующий нас период в полном объеме не рассматривались, лишь отдельные сюжеты, взятые в узких хронологических рамках, изучались специалистами.

Недостаточно разработана тема истории художественной культуры как Оренбургской губернии, так и общего региона Южного Урала, практически отсутствуют монографии по данной проблеме.

Изучением многонациональной культуры региона занимается профессор А.В. Федорова, открывшая для уральских исследователей уникальную научную программу X. Паасонена по изучению эрзянского и мокшанского фольклора на Южном Урале.3 Деятельность музыкально-драматического общества рассматривал в своих публикациях Ю.Н. Вязьмин.4 Однако он ограничился перечислением общеизвестных фактов. Материалы, приводимые Ю.Н. Вязьминым разрознены и незначительны по объему.

1 История казачества Азиатской России. Т.2. Вторая половина XIX - начало XX века. Екатеринбург, 1995.

2 Русская провинция: Культура XVIII — XX вв. М., 1993; Русская провинция и мировая культура. Ярославль, 1993; Традиции в понимание русской культуры. Череповец, 1992; Города Урала в контексте русской культуры. Челябинск, 1993; Интеллигенция. Провинция. Отечество: Проблемы истории, культуры, политики. Иваново, 1995; Интеллигенты в провинции. - Екатеринбург, 1997.

3 Федорова А.В. Мордва в Оренбургском крае //Оренбургская мордва: Этническая история и духовная культура. Оренбург, 1998; Она же. Хейки Паасонен и мордовский фольклор //Искусство и образование во втором тысячелетии. Оренбург, 2001; Она же. Народы Южного Урала: этнический взгляд на историю. Оренбург, 2001.

4 Вязьмин Ю.Н. Музыкально-драматическое общество конца XIX - начала XX века. Его роль в становлении и развитии музыкальной культуры //Искусство и образование во втором тысячелетии. Оренбург, 2001; Он же. Оренбургское музыкально-драматическое общество на рубеже XIX - XX веков //Оренбуржье музыкальное. 2001. № 1. С.17-23.

Проблемы развития библиотек в Оренбургской губернии рассматриваемого периода нашли свое отражение в работах Т.А. Камсковой, в которых освещены вопросы классификации библиотек, дана их характеристика, состав фондов, анализ деятельности.1

В работах Л.Б. Акимовой и Т.Э. Лактюнкиной была продолжена разработка такой традиционной темы для региональной историографии, как народные промыслы Оренбуржья.2 Неизвестные факты об участии оренбургских пуховниц в Международных выставках, в частности Лондонской 1861 года, содержатся в книге Е. Фроловой.3

Интересные сведения о кооперации пуховязального промысла в казачьих станицах, культурно-просветительной деятельности потребительских обществ имеются в работе Д.А. Ковылина.4 Заслуживают внимания представленные автором материалы о развитии художественной самодеятельности, состоянии внешкольного образования в кооперативах.

Исследованию благотворительной деятельности Южного Урала второй половины XIX — начала XX вв. посвятила свою работу О.Н. Пашкова.5 Однако, на наш взгляд, ей не удалось выявить свидетельств проявления меценатства оренбургского купечества. Теоретические концепции образовательной культуры региона, статистические данные по грамотности населения отражены в работе Ю. Серебренникова.6 Содержательный

1 Камскова Т.А. Народные библиотеки Оренбургского края конца XIX - начала XX вв.//Историко-литературный альманах «1743». Оренбург, 2000; Она же. Деятельность Оренбургского губернского земского собрания по открытию иноязычных библиотек в 1915 - 1917 гг. //Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной политики. Оренбург, 1994.

2 Акимова Л.Б. История художественных промыслов Урала XVLLI - начала XX веков. Орск, 2002; Лактюнкина Т.Э. Кустарно-ремесленное производство и промыслы на Южном Урале в конце XIX — начале XX веков. Дис. . канд. ист. наук. Оренбург, 2003.

3 Фролова Е. Чистый источник. М., 1990.

4 Ковылин Д.А. Кооперация на Южном Урале во второй половине XIX - начале XX вв.: Дисс. . канд. ист. наук. Оренбург, 2002; Он же. Культурно-просветительская деятельность промысловой кооперации в Оренбуржье в начале XX в. //Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование. Оренбург, 2000. С.77 - 81; Он же. Из истории пуховязальной кооперации в станицах Оренбургского казачьего войска //Казачество России. Оренбург, 2000. С.26 -27.

5 Пашкова О.Н. Купечество Южного Урала во второй половине XIX века (по материала Оренбургской губернии): Дис. .канд. ист. наук. Оренбург, 2002; Она же. Купеческая благотворительность в Оренбургском крае во второй половине XIX века //Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. 2001. № 3. С. 57-71.

6 Серебренников Ю.Н. Уровень грамотности и образования населения Урала (1861-1917): Дис. .канд. ист. наук. Оренбург, 1998; Он же. К вопросу грамотности оренбургских казаков //Крестьянство и казачество Южного Урала в трех веках. Оренбург, 1994. С.66 - 67. конкретно-исторический и статистический материал имеется в работе Е.А. Кочетковой, одна из глав которой посвящена деятельности губернских и уездных попечительств о народной трезвости.1 Заслуживает внимания исследование О.М. Мокроносовой благотворительных организаций второй половины XIX - начала XX вв.2

Интересные материалы о развитии досуговой культуры Оренбуржья, закладке парков и разнообразии форм применяемой в них культурной деятельности приведены в работе В.В. Дорофеева.3 Отдельные факты, касающиеся строительства краеведческого музея, Кафедрального собора, благоустройства города Оренбурга, рассматриваются в публикациях Г.М. Десяткова, Т.Я. Беломытцевой.

Определенное значение для оренбургских историков, занимающихся изучением культуры второй половины XIX - начала XX вв., имеют сведения, выявленные краеведом Т.В. Судоргиной.4 Чрезвычайно полезны материалы о деятельности зрелищных учреждений (театра, кинематографа, клубов), общественных объединений указанного периода.

Оценивая в целом изученность темы «Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии второй половины XIX — начала XX вв.», необходимо признать, что число специальных исследований и обобщающих работ невелико. Изучение данной проблемы затруднено тем, что сведения разбросаны по различным источникам. Долгие годы явления массовой культуры провинциальных городов и губерний не находи

1 Кочеткова Е.А. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства России в 1874 - 1904 гг.: Дис. . канд. ист. наук. Оренбург, 1999; Она же. Проблемные вопросы изучения культурно-образовательного, политико-правового сознания крестьян второй половины XIX в. //История Отечества на рубеже веков. Опыт. Проблемы. Пути. Решения. Оренбург, 2001. С.178- 183.

2 Мокроносова О.М. Благотворительные организации второй половины XIX - начала XX вв. (на материале Южного Урала): Дис. . канд .ист. наук. Оренбург, 2002; Она же. Благотворительная деятельность в Оренбуржье в конце XIX — начале XX в. //80 лет высшему образованию Оренбуржья. Оренбург, 1999. С. 133.

3 Дорофеев В.В. Над Уралом - рекой. Челябинск, 1998.

4 Судоргина T.B. Заботясь о народной трезвости //Южный Урал: историко-культурные проблемы. Оренбург, 1995; Она же. Вокзал Белова имеет быть сеанс//Гостиный двор, 1995. №5. С.187- 193; Она же. Из истории оркестра при штабе Оренбургского казачьего войска //Оренбургское казачье войско. Страницы истории XIX - XX века. Челябинск, 1999. С. 146 - 159. лись в центре внимания исследователей, не рассматривалась роль личности как созидателя и потребителя культуры одновременно. Общая концепция культурного развития края пока не создана.

Совершенно не разработана тема цирковых представлений. Много неизвестных фактов имеется в истории Оренбургского драматического театра. Лишь в самых общих чертах затронута тема общественных объединений, кинематографа, досуговой деятельности. Недостаточно изучены фольклор оренбургских казаков, благотворительность, традиции народных промыслов и ремесел.

Источниковая база исследования. Задачи исследования обусловили поиск максимального круга источников, совокупность которых позволила подвергнуть анализу состояние культурно-художественной жизни и деятельности в Оренбургской губернии в связи с общероссийскими культурно-историческими событиями и процессами.

Наиболее значительную часть источников, используемых в исследовании, составили неопубликованные материалы 29 фондов шести архивов страны: двух центральных — Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и четырех местных - Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Объединенного Государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива Самарской области (ГАСО), Государственного учреждения Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

Ключевую основу источниковой базы диссертации представляют неопубликованные документы и материалы, извлеченные из 11 фондов Государственного архива Оренбургской области, одного из крупнейших архивохранилищ Уральского региона. Наиболее широко использовались автором информационные возможности следующих фондов: Ф.6 — Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (1797 - 1881); Ф.10 — Канцелярии Оренбургского губернатора (1840 — 1917); Ф.41 - Оренбургской городской управы; Ф.43 - Губернской земской управы.

Документы этих фондов содержат общие сведения о состоянии культуры края, информацию о становлении и совершенствовании культурно-просветительных учреждений и общественных объединений, о развитии традиционных художественных промыслов.

Ценнейшим источником стало, например, объемное (211 листов) дело № 13784 «О Всемирной выставке в Лондоне»1, содержащее подробную информацию о деятельности Оренбургской выставочной комиссии 1861 года, оно включает полный список экспонатов, имена победителей-лауреатов выставки, представлявших на ней Оренбургскую губернию.

В научный оборот введен также материал дела № 52 «Об отдаче Оренбургским общественным управлением в арендное содержание симбирскому мещанину И.Алексееву городского Тополевого сада для устройства летнего театра и ресторана»2, демонстрирующее зарождение театрального искусства в губернии.

Заслуживает внимания дело № 16 «Об устройстве цирка», где, в частности, детально показан механизм взаимодействия гастролирующих антрепренеров с органами местной власти.3 Любопытные материалы о работе самодеятельных объединений имеются в деле № 19 «Сведения о деятельности общества» любителей музыкально-драматического искусства».4 Вышеперечисленные архивные источники дают разнообразные сведения о культурно-художественной деятельности в Оренбургской губернии.

Для решения поставленных задач привлекались также материалы Государственного архива Российской Федерации, в частности, Фонд «Департамент полиции. П делопроизводство» (Ф.102); Фонд «Третье отде

1 ГАОО. Ф.6. Оп.б. Д.13784.

2 ГАОО. Ф.15. Оп.1. Д.52.

3 ГАОО. Ф.41. Оп.1. Д. 16.

4 ГАОО. Ф.Ю.Оп.Ю. Д.19. ление собственной его Императорского Величества канцелярии. 5 экспедиция» (Ф.109). В этих фондах сосредоточены сведения о различных видах культурно-просветительской деятельности правительства, отдельных общественных организаций, о наблюдении за ходом питейной реформы. В фонде «Александр Ш» (Ф.677) представлена разнообразная информация о фактах культурной жизни страны XIX в. и региона в 80 — 90-х годах XIX века.

Большой фактический материал по истории отечественной культуры хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Некоторые сюжеты интересующей нас темы позволили осветить неопубликованные источники, следующих фондов: «Товарищество художественных выставок» (Ф.678); «Комиссаржевская Вера Федоровна» (Ф.778); «Маковский Владимир Егорович» (Ф.797); «Общество взаимного вспоможения русских артистов» (Ф.960); «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (Ф.961); «Ханжонков Александр Алексеевич» (Ф.987).

Научная ценность этих материалов заключается в том, что они представляют возможность полнее раскрыть творческую деятельность видных представителей отечественной культуры изучаемого периода, которая была связана с Оренбургской губернией, а также получить сведения о значительных событиях, оказавших влияние на культуру страны второй половины XIX - начала XX вв., в том числе и на провинциальную культуру.

Среди них особо выделяется дело № 15 «План гастролей В.Ф.Ко-миссаржевской на 1909-1910 гг.», в котором автором обнаружены прежде неизвестные факты концертной деятельности актрисы в Оренбурге.1

Документальные сведения, наглядно иллюстрирующие культурную жизнь Челябинского уезда, автор привлек из Объединенного архива Челябинской области, в частности, из фондов «Челябинская городская уп

1 РГАЛИ. Ф.778. Оп.1. Д.15. рава» (Ф.И-3); «Инспектор народных училищ Оренбургской губернии Челябинского района» (Ф.И—36); «О попечительстве о начальном образовании в г. Челябинске» (Ф.И-72).

В вышеназванных фондах содержатся сведения, касающиеся и культурно-художественной деятельности на территории Троицкого и Челябинского уездов. Вызывает интерес и фонд «Троицкое уездное полицейское управление» (Ф.60), в документах которого встречаются факты, раскрывающие различные социальные аспекты культуры и быта оренбургских казаков.1

Часть материалов о театральных и цирковых представлениях в г.Челябинске почерпнута в личном фонде известного уральского краеведа Ф.Р.Меньшикова (Ф.1726). Много интересных фактов и ярких эпизодов театральной жизни Челябинска имеется в делах «Выборки из документов и газет об антрепренерах сезонных трупп, выступавших на сцене Челябинских театров» (1909-1917 гг.)2 и «Театральная хроника. Возникновение театров в дореволюционном Челябинске».3

Впервые введены в научный оборот обнаруженные в Государственном архиве Самарской области, Центральном архиве Нижегородской области материалы о ярмарочной деятельности в Оренбургской губернии, хранящиеся в фонде «Канцелярия Самарского губернатора» (Ф.З) и фонде «Нижегородский ярмарочный комитет» (Ф.472).

Для сравнительного анализа и определения места в общественной жизни конца XIX- начала XX века попечительств о народной трезвости в работе приводятся сведения из фонда 177 «Самарский губернский комитет попечительств о народной трезвости».

Самостоятельную группу исторических источников составили законодательные акты Российского государства, принятые и введенные в

1 ОГАЧО. Ф.60. Оп.1. Д.13.

2 ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.8.

3 ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.32. действие в изучаемый период. В них отражена политика правительства в сфере культуры на общероссийском уровне.

Политика правительства в отношении провинциальной культуры второй половины XIX — начала XX вв. изучалась на основании законодательных и нормативных актов, сосредоточенных в «Полном собрании узаконений и распоряжений правительства, издаваемому при Правительственном Сенате» за 1870, 1875, 1876, 1882 и 1886 годы.

Ценная информация о культурно-просветительной деятельности общественных объединений, характере выставочного движения и т.д. получена автором и из других правительственных положений, циркуляров, делопроизводственной документации органов городского самоуправления, отчетов попечительств о народной трезвости.

Недостатки и пробелы, имевшие место в указанных источниках, удалось в определенной мере восполнить за счет привлечения материалов центральной и местной периодической печати.

Так, в процессе работы над темой было изучено содержание 17 центральных и местных газет и журналов, выходивших во второй половине XIX - начале XX вв. Периодика достаточно наглядно отразила основные направления культурного процесса в стране. Широко использовались материалы региональных газет (периодических изданий, таких, как «Оренбургская газета» (1900 — 1913 гг.); «Оренбургские губернские ведомости» (1897 г.); «Оренбургский листок» (1877 - 1903 гг.); «Голос При-уралья» (1909- 1916 гг.); «Южный Урал» (1917 г.); «Оренбургская жизнь» (1914 г.); «Оренбургское слово» (1916 г.). Использовалась также и национальная периодика, например, издававшиеся с 1906 по 1918 гг. в Оренбурге на татарском языке1 «Урал» и «Вакыт».

Периодическая печать широко освещала работу культурно-зрелищных учреждений (театр, выставки, кинематограф, городские сады); зна

1 Кутушев P.P. Национальная пресса в Оренбурге в 1905-1907 гг.//Оренбургу - 250 лет. Оренбург, 1993. С.78-79. комила с деятельностью библиотек-читален, любительских объединений; информировала о проведении народный чтений, благотворительных мероприятий, праздников, вечеров отдыха и различных соревнований.

Наиболее полная информация о традиционных местах отдыха горожан: бульваре А.А.Белова1, общественных садах2 - почерпнута нами из публикаций в газетах «Оренбургский листок», «Оренбургская газета». Театральные рецензии на гастроли в г.Челябинске русских артистов О.И.Преображенской,3 Г.Г.Ге,4 отзывы о приезде в город известного русского кинооператора А.О.Дранкова5 найдены на страницах газеты «Голос Приуралья».

Центральная пресса представлена журналами «Кинематограф» (1908 г.), «Хроника журнала «Мир искусства» (1903 г.), «Театрал» (1896 г.), «Театр и искусство» (1904, 1917 гг.), «Варьете и Цирк» (1912 г.), «Кинематограф и жизнь» (1913 г.), газетами «Московские ведомости» (1896 г.), «Санкт-Петербургские ведомости» (1896 г.).

Важные сведения о гастролях на сцене Оренбургского театра мастеров русской сцены, таких, как В.П.Петипа,6 неизвестные факты о деятельности кинематографа в Оренбуржье7 содержатся в столичных журналах «Театр и искусство», «Варьете и Цирк». Любопытные свидетельства своего пребывания в Оренбурге оставил известный художник В.В. Верещагин.8

Отсутствие обобщающих трудов по истории культуры губернии второй половины XIX - начала XX вв. в определенной мере восполняли публикации в местной печати. Газета «Оренбургский листок» имела посто

1 Оренбургский листок. 1884. 27 ноября; 1889. 12 ноября; 1891. 2 июня; 1899.4 июня.

2 Оренбургский листок. 1889. 27 июня.

3 Голос Приуралья. 1915 ЗОдекабря.

4 Там же. 1915. 6 февраля.

5 Там же. 1911. 2 июня.

6 Театр и искусство. 1904. 17 октября.

7 Варьетэ и Цирк. 1912. № 3. Верещагин В.В. От Оренбурга до Ташкента. 1867 — 1868 [из записок художника]//Всемирный путе шественник. 1874. № 5, май. С. 1-178. янную рубрику «Театр и искусство», в которой публиковались рецензии, театральные анонсы.1 В годы Первой мировой войны благотворительную деятельность оренбургского театра, кинематографа и других культурно-зрелищных учреждений освещали газеты «Оренбургское слово»,2 «Южный Урал».3

Таким образом, комплексное изучение разнообразных видов источников, их сопоставление и критическая проверка содержащих в них сведений, позволили установить объективную картину развития культурно-художественной жизни населения в Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX века.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета.

Основные положения и выводы исследования докладывались на 7 Всероссийских и региональных научно-практических конференциях в 2001-2003 гг. Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом 11,5 п.л. В 2002 году опубликована монография на тему «Провинциальная культура второй половины XIX — начала XX века» объемом 9 п.л.

Результаты работы использовались в преподавании курса истории Отечества в Оренбургском государственном аграрном университете, культурологического спецкурса в Оренбургском областном училище культуры.

Автор попытался дать более систематическое и комплексное описание художественной культуры Оренбургской губернии с обстоятельным

1 Оренбургский листок. 1873. 10 февраля. Там же. 1889. 17 сентября.

Там же. 1891. 8 августа. Там же. 1899. 7 марта. Там же. 1903. 20 апреля.

2 Оренбургское слово. 1916. 19 апреля, 4 мая, 27 августа, 27 ноября.

3 Южный Урал. 1917. 5 сентября. описанием ее составляющих, таких, как искусство, театр, цирк, кинематограф, социально-культурная деятельность, благотворительность. Исследователь не включил в круг изучаемых вопросов семейную культуру, так как данный аспект является самостоятельной темой научного исследования.

Известный уральский историограф В.В.Алексеев в числе наиболее «продуктивных для разработки проблем» называет сюжеты «образа жизни и культуры».1

Поставленные исследовательские задачи определили и структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В вводной части обосновывается актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, установлены его территориальные и хронологические рамки, анализируется степень научной разработанности темы, приведена характеристика ис-точниковой базы работы, определены ее новизна и научно-практическая значимость.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурно-художественная жизнь населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Оренбуржья - явление своеобразное и оригинальное, одновременно являющееся частью историко-культурного пространства России. Состояние культуры в целом определяется историческим прошлым, современным потенциалом и стратегическими перспективами ее развития. В связи с этим представляется важным выяснить истоки становления культурного пространства того или иного исторического периода.

Рассматриваемый период — вторая половина XIX — начала XX веков -вошел в историю России как небывалый взлет культуры как в центре, так и в регионах. Поскольку именно в провинциальной культуре с одной стороны находят отражение общекультурные процессы, характерные для России в целом, а с другой стороны, как в любой региональной культуре реализуются частные явления, позволяющие констатировать такие признаки данного социокультурного пространства как самобытность.

Д.С.Лихачев писал: «В конце XIX и начале XX века именно провинция держала уровень не только численности населения, но и уровень экономического благополучия, уровень культуры».1

Проведение в рамках диссертационной работы исследование позволило проанализировать развитие культуры в Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX века во взаимосвязи с социально-экономическими условиями, характерными для указанного периода.

Сделана попытка осмыслить факторы социокультурного развития, движущие силы культуры региона не как действие «чужеродных» культуре сил (навязанных ей извне — по логике формационного развития, классовой борьбы, в силу хозяйственной или политической необходимости и т.д.), социально-политических, этнических, географических, а как проявление собственных возможностей региональной культуры, имманентных закономерностей ее саморазвития.

1 Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. С. 127.

Для культуры изучаемого периода характерны такие критерии, как актуальность, злободневность, массовость, общественная польза, практическая результативность.1

Культурная жизнь Оренбургской губернии второй половины XIX и начала XX века интересна, и во многом неоднозначна. Центром культурной жизни региона являлся Оренбург. Как губернский город, он аккумулировал в себе инновационные социодуховные процессы, происходившие в губернии и одновременно был проводником передового опыта для территорий края.

Удаленность от центра, многонациональность губернии, активность казачьего и купеческого сословия, влияние казачьих обычаев на формирование образа жизни жителей, малочисленность интеллигенции — все это накладывало определенный отпечаток на когнитивные и креативные процессы мышления и восприятия жителей губернии, формировало их вкусы и мотивации. Вместе с тем представители передовых течений в настроении и сознании жителей губернии стремились решить проблемы культуры и просвещения своими силами. Значительна социальная активность населения, впечатляет количество возникших в данный период общественных объединений. В канун революционных событий 1917 года заметно усиливались демократические настроения в обществе, что сказалось на изменении характера работы кружков, придание более социальной направленности их деятельности.

Изучение результатов работы общественных организаций Оренбургской губернии позволит в полной мере учесть и осмыслить значительный, частично утраченный опыт негосударственных учреждений социально-культурной деятельности.

В Оренбуржье, как и по всей России взаимодействие традиционной культуры с явлениями массового искусства носит продуктивный ха

1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. С.371. рактер. Активно развивается кинематограф и выставочная деятельность, совершенствуется профессиональный уровень цирковых представлений. Укрепляется их место в общественной жизни региона, вместе с тем все более отчетливо меняется характер массовой культуры. На первый план выходят не эстетические параметры, а прежде всего получение прибыли.

Наблюдается рост числа социально-культурных учреждений различных форм собственности и управления — театры, Народный дом, кинотеатры, цирк. С началом Первой мировой войны заметно усиливается благотворительная деятельность культурно-зрелищных учреждений губернии, их помощь фронту становится более весомой.

Для полиэтнического региона, каким являлась Оренбургская губерния, особенностью культурного процесса является то, что это — продукт исторического сосуществования нескольких народов. Именно этим объясняется появление в Оренбурге татарского драматического театра, строившего свою деятельность в духе лучших традиций русского сценического искусства.

Претерпевает изменения и досуговая культура оренбуржцев. Усиливается развлекательная направленность празднеств, массовые гулянья становятся особенно популярными. Традиционные формы досуговой культуры Оренбургской губернии (народные обряды, праздники) не теряют своей актуальности.

С развитием промышленности, капиталистических отношений в обществе происходит увеличение инновационных городских образцов отдыха, таких как, публичные сады, вокзалы, рестораны.

Огромное влияние на нее оказывают процессы урбанизации, изменения экономической ситуации в стране. Наблюдается глубокая адаптация форм «высокой» культуры к потребностям массового потребителя.

Именно в данный период оренбуржцы имели возможность познакомиться с творчеством видных представителей отечественной культуры: В.А.Комиссаржевской, П.Стрепетовой, В.Маковского, В.Дурова, В.Е. Лазаренко и др.

С началом строительства Транссибирской железной дороги г.Челябинск становится транзитным пунктом на пути следования из центра России в Сибирь. Это обстоятельство дало возможность жителям Челябинска видеть выступления видных представителей русского искусства П.Гай-дебурова, Г.Ге, П.Невского.

На формирование театральной культуры губернии оказали влияние любительские театральные группы г.Оренбурга, г.Челябинска, Троицка.

Заметно активизируется участие оренбуржцев в Международных и Всероссийских выставках, получают признание изделия пуховязальных промыслов. Энергичная выставочная деятельность позитивно влияет на экономику края, дает толчок к развитию торговли, установления прочных деловых контактов.

Оживляется научная и просветительская деятельность в крае. Значительна исследовательская работа в Оренбургском казачьем войске, интересен опыт публичных концертных выступлений оркестра при штабе войска, становившего неотъемлемой частью художественной жизни края.

Все перечисленные факты дают право сделать вывод, что в период второй половины XIX — начала XX вв., Оренбургская губерния имела свою самобытную, живую культуру, которая развивалась согласно общей социально-экономической ситуации существующей в стране, сохраняя свои региональные особенности.

Во многом необычная история культуры Оренбуржья второй половины XIX — начала XX веков запечатлела богатый опыт народов, его населяющих, воплотила связь исторических и культурных традиций, стремления населении губернии к переменам, новые преобразования в государственной и общественно — политических системах. Все это определило специфику социодуховной ситуации нынешних реалий Оренбургской области.

Одним из приоритетных направлений сегодняшней государственной политики, декларированной как на центральном, так и на местном уровне - является возрождение и поддержка культуры, в исторически самобытных (частично утраченных) и регионально определенных ее стратах.

В настоящей социокультурной ситуации, возникшей в следствии перемен в СССР и России в начале 90х- годов XX века и чреватой новыми культурно-историческими взрывами, пусть и меньшей мощности, чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического процесса, осмысление настоящей социально-духовной ситуации в обществе.

Возвращение - это, прежде всего восстановление и изучение лучшего из утерянного, сохранение вневременных, настоящих культурных ценностей и обогащение их новыми, вырастающими на современной почве. Исследование культуры Оренбуржья данного периода находится только в начале пути.

Поэтому, именно изучение региональных исторических реалий никогда ранее не рассматривавшихся в подобных работах, позволяют сделать вывод о том, что мозаика Великой российской культура как раз и состоит из смальты культур различных губерний, городов, в том числе, таких как Оренбург, Челябинск.

 

Список научной литературыКолесникова, Вероника Анатольевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные фонды

2. Государственный архив Российской Федерации1. ГАРФ)

3. Фонд. 102. Департамент полиции Министерства внутренних дел (1880- 1917).

4. Фонд. 109. Третье отделение собственной его Императорского величества канцелярии. 5 экспедиция. Фонд. 677. Александр Ш. (1845 1894).

5. Российский государственный архив литературы и искусства1. РГАЛИ)

6. Фонд. 178. Комиссаржевская Вера Федоровна. Фонд. 678. Товарищества художественных выставок. Фонд. 797. Маковский Владимир Егорович.

7. Фонд. 960. Общество взаимного вспоможения русских артистов. Фонд. 961. Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. Фонд. 987. Ханжонков Александр Алексеевич.

8. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО)

9. Фонд. 164. Оренбургский губернский статистический комитет.

10. Фонд. 167. Личный фонд Чернова Ивана Васильевича. Присутствие.

11. Фонд. 73. Дирекция народных училищ Оренбургской губернии.

12. Фонд. 96. Оренбургская ученая архивная комиссия.

13. Фонд. 169. Личный фонд Севастьянова Сергея Никаноровича.

14. Фонд. 185. Штаб Оренбургского казачьего войска.

15. Фонд. 368. Оренбургская городская дума.

16. Объединенный государственный архив Челябинский области1. ОГАЧО)

17. Фонд. И-3. Челябинская городская управа.

18. Фонд. И-36. Инспектор народных училищ Оренбургской губернии Челябинского района.

19. Фонд. И-72. О попечительстве и начальном образовании в г.Челябинске.

20. Фонд. 60. Троицкое уездное полицейское управление.

21. Фонд. Р-1726. Личный фонд Меньшикова Фира Родионовича.

22. Государственный архив Самарской области

23. Фонд. 3. Канцелярия Самарского губернатора.

24. Фонд. 177. Самарский губернский комитет попечительств о народной трезвости.

25. Государственное учреждение Центральный архив Нижегородской области

26. Фонд. 472. Нижегородский ярмарочный комитет.1.. Законодательные и нормативные акты

27. Законодательство о культуре. — М.: Изд-во Ирины Касаткиной, 2001. -471 с.

28. Закон о земских участковых начальниках. М.: Тип. И.Д.Сытина. — 16 с.

29. Полное собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительственном Сенате, 1870. — СПб.: Тип. Правит. Сената. 1406 с.

30. Полное собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правит. Сенате. — СПб.: Тип. Правит. Сената, 1875. — 1360 с.

31. Полное собрание узаконений и распоряжений Правительственного Сената. 1 полугодие 1882 г. СПб.: Тип. Правит. Сената. - 768 с.

32. Полное собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительственном Сенате. 1 полугодие 1876 г. — СПб.: Тип. Правит. Сената. — 570 с.

33. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1 полугодие 1886 г. СПб.: Тип. Правит. Сената, 1886. - 2472 с.

34. Сборник обязательных постановлений Оренбургской Городской Думы. — Оренбург: Типо-лит. Бреслина, 1912. 121 с.

35. Устав музыкально-драматического кружка служащих Ташкентской железной дороги. Оренбург: Тип. Сила, 1910. - 18 с.

36. Устав культурно-просветительного кружка любителей литературно-вокального и музыкального искусства при Оренбургских Главных мастерских Ташкентской железной дороги. Оренбург: Тип. газеты «КАЗАК», 1917.-15 с.

37. И. Устав Императорского Русского музыкального общества (Высочайше утв. 4 июня 1873г.). СПб., 1873. - 19 с.

38. То же с изменениями, утв. авг. 1885 г. СПб., 1885. - 19 с.

39. То же с изменениями, утв. 22 февраля 1891 г. СПб., 1895. — 18 с.

40. I. Материалы официальной и земской статистики

41. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии, издаваемые Оренбургским губернским статистическим комитетом. Вып.1. Оренбург: Тип. И.И. Евфимовского-Ми-ровицкого, 1877. -176 с.

42. Отчет о деятельности Оренбургского комитета о народной трезвости за 1902 г. Оренбург: Губ. типо-литография, 1904. - 89 с.

43. Отчет о деятельности попечительств о народной трезвости за 1911 год. Оренбург: Тип. Бр. Маховых, 1913. — 99 с.

44. I. Периодическая печать Центральные журналы

45. Всемирный путешественник. Ежемесячный иллюстрированный журнал. 1874 г.

46. Варьете и Цирк. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1912 г.

47. Кинематограф. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1908 г.

48. Кинотеатр и жизнь. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1913 г.

49. Театрал. Иллюстрированный журнал. 1896 г.

50. Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. 1904, 1917 гг.

51. Хроника журнала «Мир искусства». Художественный иллюстрированный журнал. 1909 г.

52. Отечественная история. Российская Академия наук. 1996, 2003 гг.1. Местные журналы

53. Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа. Электрическая типолитография Ф.Г. Соловьева. 1915.

54. Гостиный двор. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. 1995 г.

55. Оренбург. Общественно-политический журнал. 1999 г.

56. Уральская парадигма. Центр гуманитарных инноваций. «Стратегия -2000». г. Челябинск. 2001.1. Центральные газеты

57. Московские ведомости, изд. Мое. ун-та. 1896 г.

58. Санкт-Петербургские ведомости, изд. Российской академии наук. 1896 г.1. Местные газеты

59. Вечерний Оренбург. Учредители: ООО «Оренбургская неделя» и комитет по делам имущества г. Оренбурга. 1997 г.

60. Вакыт. (газета на татарском языке). Изд. тип. Вакыт. 1907; 1908; 1910; 1912; 1913; 1915; 1917 гг.

61. Голос Приуралья. Ежедневная политическая, литературная, общественная и торгово-промышленная газета. 1909; 1910; 1911; 1915; 1916.

62. Голос. Учредитель Челябинский городской Совет народных депутатов. 1993 г.

63. Комсомольское племя. Орган Оренбургского областного комитета ВЛКСМ. 1985 г.

64. Оренбургский листок. Еженедельная газета общественная и литературная. 1873;1877; 1884; 1885; 1887; 1889; 1891; 1893; 1895; 1897; 1900; 1904 гг.

65. Оренбургские губернские ведомости. 1897 г.

66. Оренбургская газета. Общественно-литературно-политическая. 1900; 1905; 1908; 1910; 1913 гг.

67. Оренбургская жизнь. Ежедневная политическая общественная литературная газета. 1914 г.

68. Оренбургская неделя. Еженедельная общественно-литературная газета. 1997; 2000.

69. Оренбургское слово. Ежедневная политическая общественная и литературная газета. 1916 г.

70. Оренбуржье. Учредители: администрация Оренбургской области. 2000 г.

71. Урал, (газета на татарском языке). Изд. типо-литографии т-ва «Кари-нов, Хусаинов и К0». 1907 г.

72. Южный Урал. Издание Союза союзов кредитных кооперативов. 1917 г.

73. Южный Урал. Орган Оренбургского областного комитета КПСС и областного исполнительного комитета депутатов трудящихся. 1967; 1984 гг.1.. Литература

74. Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Во славу государства Российского. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та., 1994. — 180 с.

75. Аверьянов А. Вслед за некрасивой. — Оренбург: ИПК «Южный Урал», 1998.-288 с.

76. Аксенов В.П. 1917 год: социальные реалии и киносюжеты // Отечественная история. 2003. — № 6. - С. 8 - 21.

77. Алеврас Н.А. Социально-экономическое развитие Челябинска и челябинское купечество в 60 — 90-е годы XIX века //Города Урала в контексте русской культуры. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1993. - 112 с.

78. Алекторов А. История Оренбургской губернии. — Оренбург: Тип. Б.Бреслина, 1883. 128 с.

79. Алимова Л.Б. История художественных промыслов Урала XVIII — начала XX века. Орск.: Изд-во ОГТИ, 2001.

80. Андреева Т.А. Культурно-просветительная деятельность интеллигенции //Восьмые Бирюковские чтения. — Челябинск, 1988. — 354 с.

81. Арнольд Ю. Воспоминания. М.: Тип. Э.Лисснера, 1892. — 204 с.

82. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. — М.: Изд-во ун-та культуры, 1998. 113 с.

83. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. — М. — Л.: Academia, 1930. 320 с.

84. Баканов В.П. Оренбуржцы в общероссийских выставках // Крестьянство и казачество Южного Урала в трех веках. — Оренбург: Оренб. губерния, 1996. 67 с.

85. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М.: Изд. центр «Аз», 1995.- 141 с.

86. Балин В.Н. Кинохроника в России: 1896— 1916 гг.-М.: Олма-Пресс, 2002.-477 с.

87. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Л.: Художник РСФСР, 198.-200 с.

88. Беломытцева Т.Я. Музей древностей Оренбургской ученой архивной комиссии // Из истории музея. Оренбург, 2001. - С. 22 - 29.

89. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала XVIII — начала XX века. Екатеринбург: Диамант, 1996. - 57 с.

90. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л.: Дом популяр, худ. изд., 1928.-69 с.

91. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995.-446 с.

92. Бердяев Н.А. Философия «творчества, культуры и искусства». — М.: Искусство, 1994. — 542с.

93. Бирюкова В.А. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск: Свердлгиз; Полиграфкнига, 1936. - 364 с.

94. Бирюков В.А. Уральские сказки. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1940.- 120 с.25