автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-30-е годы

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хлопова, Анастасия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Киров
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-30-е годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-30-е годы"

На правах рукописи

Хлопова Анастасия Викторовна

Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-1930-е годы

специальность 07.00.02. - Отечественная история

Автореферат 1 р Ш

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Уфа-2013

005058642

005058642

Работа выполнена на кафедре Всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Трушкова Ирина Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Каримов Кави Каримович

кандидат исторических наук, научный сотрудник Самситдинов Ильфат Закиевич

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Защита диссертации состоится «7» мая 2013 года на заседании диссертационного совета Д—212.013.01 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Заки Валиди — 32, аудитория — 226

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru и сайте ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» www.bashedu.ru.

Автореферат разослан «А» апреля 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного Совета

кандидат исторических наук

Р. О. Багаутдинов

Общая характеристика работы

Актуальность темы. 1920-30-е годы - время масштабных преобразований во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в области культуры. Несмотря на противоречивый характер культурных преобразований тех лет, их результаты были немалыми. Осуществлялись значительные мероприятия по ликвидации неграмотности, в быт населения вошли книги, радио, кино, преобразился облик городов.

В современный период Россия находится на сходной ступени исторического развития - этапе перехода к постиндустриальной эпохе, который также сопровождается сменой жизненных ориентиров, ценностных установок, мировоззрения. В ситуации культурной нестабильности, наряду с положительными моментами в областях культуры и общественной жизни появились и негативные явления, такие как резкий упадок нравственности, особенно в молодёжной среде, излишняя ориентация на культуру Запада. В этой связи актуальным представляется новое осмысление исторического опыта прошлых эпох в сфере преобразования культуры при резкой смене культурных ориентиров.

В связи с процессами регионализации, активно ведутся научные исследования различных аспектов истории регионов страны, в том числе истории культуры и быта. Кроме того, в настоящее время в исторической науке идут поиски в таких новых направлениях, как тендерные исследования, история повседневности. Они позволяют решить ряд научных проблем, связанных с положением отдельных личностей, групп и сообществ в разные исторические периоды, выявить и конкретизировать такие стороны в жизни общества, как мотивы к труду, ментальность, модели общественной коммуникации. В этом плане данное диссертационное исследование отвечает общей тенденции.

История Российских регионов с ярко-выраженной крестьянской спецификой развития демонстрирует особые варианты перехода к новым этапам развития. Ряд данных закономерностей .может быть раскрыт на примере Вятской губернии / Кировской области.

Степень изученности проблемы. На протяжении 1930-1950-х годов по данной теме накапливались исследования, в которых рассматривались некоторые вопросы проведения культурных преобразований в Вятском регионе. Это работы о распространении всеобщего обучения, о жилищных условиях городского населения, о деятельности местных ячеек МОПРа1 .

1 Шерстенников М. М. Ориентировочная сеть всеобщего обучения Вятской губернии. // Вятско-Ветлужский край. - 1928. - №2-3. - С. 38-49, Шубин Р. Е. Жилищные условия городского населения Вятской губернии (по материалам переписи 1926 года). // Вятское хозяйство. - 1929. - №3. - С. 67-76, Кровицкий Г. Вятка - город МОПРа. - М.:.изд-во ЦК МОПР СССР, 1925.

Кроме того, появились немногочисленные труды, касающиеся опыта проведения культурных преобразований социализма в рамках всей страны. К ним относятся, например, работы о деятельности библиотек, о ликвидации неграмотности, о новой советской интеллигенции, о советской художественной фотографии, о советской литературе2 и т. д. Так, для данного периода в истории изучения темы характерно накопление фактического материала.

Во второй половине XX столетия широко исследуется тема культурных преобразований в различных регионах СССР, в рамках которой чаще всего затрагиваются вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности^.

Для этого периода характерно внимание к теме роли В. И. Ленина в культурных преобразованиях. Широко изучался вопрос о том, что вкладывал Ленин в понятие «культурная революция», введённое им для обозначения проводимой культурной политики4.

Были также работы, характеризующие отдельные моменты культурного развития советского государства. Например, Ковалёв С. М. пишет о коммунистическом воспитании и формировании нового человека5 . Кроме того, в 1950-60-е годы началось теоретическое осмысление темы. В этом плане наиболее значимы работы Кима М. П., в которых ставятся такие важные проблемы, как сущность,

закономерность, периодизация, содержание культурной революции, её особенности в СССР. В частности, подчеркивается, что культурная революция включала в себя целый ряд направлений: превращение культуры в «подлинно народную» (все достижения науки и искусства должны были стать достоянием всего народа); массовая ликвидация неграмотности, повышение образовательного и культурного уровня всего народа;

2 Васильченко В. Е. Библиотечное дело в РСФСР в 1917-1920 годах. - М.: Госкультпросветиздат, 1954, Элькина Д. Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, Ковалёв С. М. Интеллигенция в Советском государстве. - М.: Правда, 1946, Советская художественная фотография (1917-1957). - М.: Искусство, 1958, Советская литература: сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1952.

3 Культурное строительство в Вологодской области. Сборник статей. - Вологда: обл. кн. изд., 1958, Культурное строительство в Сибири 1917-1941. - Новосибирск: Зап,-Сиб. кн. изд., 1979, Культурная революция на Урале. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1966.

4 Карпов Г. Ленин о культурной революции. - Л.: Лениздат, 1970, Кирюхина Е. И. Ленин и Вятский край. - Киров: Кировск. отд. Волго-Вятского кн. изд., 1970.

5 Ковалёв С. М. Коммунистическое воспитание трудящихся. - М.: Соцэкгиз, 1960, Ковалёв С. М. Марксизм-Ленинизм и формирование нового человека. - М.: Педагогика, 1973.

освобождение культуры от реакционных идеологий и антинаучных мировоззрений, преобразование культуры на основе передовой социалистической идеологии и научного мировоззрения; преодоление культурного неравенства между отдельными частями и социальными группами общества (мужчины и женщины, деревня и город, работники умственного и физического труда); формирование новой народной интеллигенции; расцвет науки и искусства; переустройство быта, утверждение культурных форм общежития. Итогом культурной революции должно было стать становление нового человека - человека социалистической культуры, идеологии и нравственных норм, богатого духовного мира и широких общественных интересов, человека, преданного делу коммунизма.6

Теоретические вопросы, связанные с культурными преобразованиями, раскрываются и в сборнике «Культурная революция в СССР (1917-1965)», в основу которого легли материалы Всесоюзной Сессии Научного Совета по истории социалистического и коммунистического строительства в СССР, состоявшейся в Москве в 1965 году7.

Констатировались утверждение и расцвет в СССР социалистической культуры, а также наступление нового этапа в области культурного строительства - перехода к коммунизму в области культуры, например - в труде Арнольдова А. И.8. В работе Зак Л. М. обобщён опыт изучения культурных преобразований в СССР9.

Во второй половине 1970-х годов появились обобщающие труды рассматриваемой проблематики. В этих работах в хронологической последовательности даётся изложение фактов культурной жизни советского народа в указанный период10.

В целом, политическим и экономическим преобразованиям советской власти было посвящено немало работ, в то время как преобразованиям в области культуры - крайне недостаточно. В исследовательском поле господствовал единственный идеологический принцип — марксизм-ленинизм, что сужало число граней научных изысканий.

К концу XX в. ситуация в отечественной историографии оценивалась специалистами специфично. Об этом можно судить даже по

6 Ким М. П. О сущности культурной революции и этапах её осуществления в СССР / Культурная революция в СССР (1917-1965). -М.: Наука, 1967. -С. 24.

7 Культурная революция в СССР (1917-1965). - М.: Наука, 1967.

8 Арнольдов А. И. Коммунизм и культура. - М.: Знание, 1960.

9 Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советской историографии. // Вопросы истории. - 1964. - №2. -С. 3-21.

10 Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроника. - М.: Наука, 1975, Культурная жизнь в СССР 1928-1941. Хроника. -М.: Наука, 1976.

названиям научных публикаций того времени: «История на распутье»", «Клио на распутье»12, «О кризисе современной исторической науки»13. Этот кризис касался не только истории, но и всей науки в целом и ознаменовал её переход к постнеклассической парадигме. Появились новые точки зрения, оценки, подходы.

Из исследований этого периода можно назвать работу Сапронова П. А. Автор считает, что советская культурная эпоха так и не состоялась. В первые десятилетия существования советской России культуру в ней создавали люди, сформировавшиеся в Петербургской России. Советский период он называет периодом «исторического и культурного безвременья»14.

Ю. Шевцов связывает культурную революцию с коллективизацией и социальной борьбой в деревне. Суть культурной революции, по его мнению, состояла в завоевании бедняцким полюсом политических позиций в деревне15.

Мунчаев Ш. М. и Устинов В. М. оценивают развитие советской культуры как сложный и противоречивый процесс. С одной стороны они отмечают, что в процессе культурной революции формировалась интернациональная по своей природе социалистическая культура Советского государства, состоявшая из лучших образцов национальных культур. Но, с другой стороны, подчёркивается, что в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина в 1930-е годы были распространены грубое вмешательство в творческую деятельность, система запретов, ограничений и даже гонений. Уничтожались культурные ценности, памятники архитектуры, древние храмы. Многие учёные, деятели культуры вынуждены были уехать за границу16.

Отдельные моменты повседневности, культурных новшеств, такие как советское плакатное искусство, метод соцреализма в советском искусстве,

"Бессмертный Ю. Л. История на распутье. / Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы «Анналов». - М.: Наука, 1993.-С. 4-15.'

12 Лотман Ю. М. Клио на распутье. // Наше наследие. - 1998. - №5. - С. 1-4.

13 Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки. // Вопросы истории. -1991. -.№2-3.- С. 21-36.

!4 Сапронов П. А. Русская культура XIX - XX веков. Опыт осмысления. - СПб.: Паритет, 2005. -С. 645.

15 Шевцов Ю. Новая идеология: голодомор. — М.: изд-во Европа, 2009. — С. 58.

16 Мунчаев 111. М., Устинов В. М. История Советского государства. - М.: Норма, 2008. -С. 356,400.

преобразование на советский лад пространства провинциального города рассматриваются в сборниках «Соцреалистический канон»17, «Визуальная антропология: режимы видимости при социализме»18, «Визуальная антропология: городские карты памяти»19.

В коллективной работе Меерович М. Г., Конышевой Е. В., Хмельницкого Д. С. «Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928-1932)» рассматриваются ключевые моменты советской градостроительной политики начального этапа индустриализации: кампании по обобществлению быта, выбор территорий под строительство новых городов, принудительные миграции для освоения новых территорий, типология массового жилища и т. д.20.

В монографии Осокиной Е. А. «За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. (1927-1941)» показано, что в тяжёлое время первой пятилетки централизованное распределение по карточкам и рынок тесно сосуществовали. И рынок, несмотря на то, что большей частью был нелегальным, в условиях скудного государственного снабжения спасал людей от голода

Работа Орлова И. Б. и Юрчиковой Е. В. «Массовый туризм в сталинской повседневности» посвящена одной из сфер советской повседневности - массовому туризму. На примере Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий показывается, что и эта сфера жизни советского общества была идеологически нагружена, подчинена идеям военизации, а также общественно-политическим и даже антирелигиозным целям 22.

Большой интерес представляет монография Вишленковой Е. А. «Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в Х1Х-ХХ веках». В книгу включены теоретико-методологические аспекты

Соцреалистический канон. Сборник статей. - СПб.: Академический проект, 2000. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - М • ООО «Вариант», ЦСПГИ. 2009.

Визуальная антропология: городские карты памяти. - М.: ООО «Вариант» ЦСПГИ. 2009.

20 Меерович М. Г., Конышева Е. В., Хмельницкий Д. С. Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928-1932). - М.: РОССПЭН, 2011.

Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации (1927-1941). - М.: РОССПЭН. 2008. ~ Орлов И. Б., Юрчикова Е. В. Массовый туризм в сталинской повседневности -М.: РОССПЭН, 2010.

исследования истории провинциальной повседневности" . Повседневность столицы рассмотрена в работах Андреевского Г. В.24.

В рассматриваемый период появились работы, основанные на новых подходах к рассмотрению проблем культурных преобразований в регионах СССР в 1920-30-х годах. Региональный историк С. А. Гомаюнов в работе «Композиционный метод в историческом познании» рассматривал культурные процессы с точки зрения синергетики. Согласно этой позиции, в отечественной истории выделяется четыре культур-системы, каждая из которых обладает своим системообразующим фактором. Переход от одной культур-системы к другой осуществлялся через этап неравновесия, завершавшийся точкой бифуркации или культурным взрывом. Период конца XIX- начала XX веков является переходным. В результате взрыва 1917 г. происходит складывание культур-системы, где роль системообразующего фактора играет идеология25.

Появились работы, посвященные отдельным аспектам проведения культурных преобразований в Вятском регионе. Жаравин В. С. исследовал историю создания и деятельность музея Революции, открытого в 1927 году"6. Проблемы просвещения Вятской деревни исследованы Чемодановым И. В.27. О положении церкви на территории Вятского края в трагические для неё 1920-30-е годы (о закрытии церквей, использовании их под хозяйственные нужды, об изъятии церковных ценностей и т. д.) писал Бадьин В. М.28

23 Вишленкова Е. А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX веках. Казань: изд-во Казанского гос. ун-та, 2008.

24 Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. - М.: Молодая гвардия, 2008, Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. - М.: Молодая гвардия, 2003.

25 Гомаюнов С. А. Композиционный метод в историческом познании. - М.: изд. Моск. пед. гос. ун-та, 1994. - С. 82-84.

26 Жаравин В. С. Музей Революции в Вятке. Из истории музейного дела края. // Герценка: Вятские записки. - Киров, 2003. -Вып. 5. - С. 151-155.

27 Чемоданов И. В. Проблемы сельского образования в период НЭПа (по материалам Вятской губернии) /Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2-х тт. т. 2. - Киров, 2005. - С. 68-73, Чемоданов И. В. Развитие социокультурной сферы Вятской деревни в период НЭПа. / Там же. С. 74-77.

28 Бадьин В. М. Вятская епархия в 1917-1941 годах. / Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии. - Вятка [Киров]: Буквица, 2007. - С. 360-449.

Вопросы приобщения детей - дошкольников Вятского края к ценностям советской эпохи рассмотрены в работе Бабинцевой Т. В29. Проблемы школьного образования региона исследованы в работах Корякина А. Н.30

В начале XXI века в региональном историческом сообществе появились труды, в которых история края рассматривается не только в формационном подходе, но и в цивилизационном. Это «Очерки истории Вятского края»31.

Культурные процессы региона, представленные в динамике, исследованы в работах И.Ю. Трушковой. Прежде всего, это монография, посвященная «регионообразующей» категории населения - крестьянству32. Методы истории повседневности использованы при изучении интеллигенции региона33. В отношении крестьянства реализованы и тендерные подходы34.

В конце XX - начале XXI века появились монографии зарубежных историков, посвященные советскому периоду истории России, в которых затрагиваются разные стороны советской действительности (в том числе идеология, быт). Это работы таких авторов, как Даниелс Р.

Бабинцева Т. В. История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год. // Герценка: Вятские записки / Кировская ордена Почёта гос. Универс. Обл. науч. б - ка им. А. И. Герцена. - Киров, 2011. - Вып. 20. - С. 112-132.

Корякин А. Н. Вопросы утверждения новой идеологии в школах Кировской области в 1930-х годах.// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.science-education.ru/102-5939, Корякин А. Н. Единая трудовая школа: проблемы создания и специфики в Вятском регионе в 1920-х годах. // Современные проблемы науки и образования. -2012. - №3.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.science-education.ru/103-6026 Очерки истории Вятского края [Текст] / Под ред. Трушковой И. Ю / История и

культура Вятского края.-М.: Академический проект; Киров: Константа 2005 -С 5292.

" Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (система жизнеобеспечения. - Киров. Вятский государственный университет, 2003.

Трушкова И. Ю. Особенности отношений бюрократии и интеллигенции в российской провинции в XIX - начале XXI веках на примере Вятского региона. / Бюрократия и бюрократы в России в XIX - XX веках : общее и особенное. Материалы XII Всероссийской научно-теоретической конференции - Москва РУДН 29-30 мая 2008. - М.: изд-во РУДН 2008. - С. 415-423.

Трушкова И. Ю. Женщина и мужчина в традиционной культуре Вятского региона-тендерные портреты. - М.: изд-во РАЕ. 2009.

В.35, Грациози А.36, Левин М.37, Соколофф Ж.38,. Холмс Л39.

В числе зарубежных исследователей - историк Чун Хо-Кан. Он исследовал политические цели культурной политики большевиков и пришёл к выводу, что такой целью являлся процесс выключения интеллигенции из общественной жизни40.

Имеются работы иностранных авторов и по истории города Вятки в первые годы советской власти. Это труды американского профессора Холмса Л., касающиеся сферы образования. В частности,

затрагивается вопрос об отношениях между администрацией школ и учителями41.

Важное значение для исследований культурных преобразований происходивших в российских регионах в 1920-30-х годах, имеют общетеоретические работы Тойнби А.42 и Тоффлера Э.43 Оба автора связывают преобразования рассматриваемого периода с необходимостью индустриализации страны.

В целом, на сегодняшний день, не смотря на наличие целой серии обобщающих работ по ряду аспектов темы проведения культурных преобразований в российских регионах, на материалах Кировской области подобных исследований нет.

Источниковая база настоящего исследования представлена комплексом неопубликованных и опубликованных исторических

35 Даниелс Р. В. Взлёт и падение коммунизма в России, [пер. с англ.]. - М.: РОССПЭН, 2011.

36 Грациози А. Советский Союз в 209 цитатах: 1914-1991. [пер. с ит. А. И. Петрожицкого]. - М.: РОССПЭН, 2010.

37 Левин М. Советский век. [пер. с англ. В. Новикова, Н. Копелянской]. - М.: изд-во Европа, 2008.

38 Соколофф Ж. Бедная держава: История России с 1815 года до наших дней.

[Пер. с фр. Н. Ю. Паниной]. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

39 Холмс Л. Социальная история России: 1917-1941. [пер. с англ.]. - Ростов на Дону: изд-во Рост.ун-та, 1993.

40 Чун Хо-Кан. Социокультурная ситуация до октябрьской революции и культурная политика большевиков в 20-х гг. XX века. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2006. - №6. - С. 69.

41 Холмс Л. Удержите самодурство: администрация школ Кировской области в 19391941 годах. // Герценка: Вятские записки. - Киров, 2003. - Вып. 5. - С. 95-108, Holmes L. Kirov, s school no 9: pover, privilege and excellence in the provinces, 19331945 / Холмс Л. Кировская школа №9: мощь, привилегия и превосходство в провинции, 1933-1945. Киров: Лобань, 2008.

42 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - СПб.: Ювента. М: Прогресс. 1995.

43 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: изд-во ACT, 1999.

источников. К первой группе источников относятся неопубликованные архивные материалы. В работе были использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Кроме этого, автором были исследованы фонды Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО).

Фонд Р-374 ГАРФ (Центральная контрольная комиссия ВКП(б) -Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР) включает материалы работы комиссий, созданных в разные годы для контроля над реализацией переселенческой политики в отношении кулачества.

Например, справки о количестве кулаков, высланных в 1930-1931 годах из разных регионов страны (в том числе и из Нижегородского края) и, соответственно, о количестве кулаков расселенных на различных территориях . Эти сведения представляют интерес, поскольку

спецпереселенцы использовались как рабочая сила в процессе социалистических преобразований.

В фонде Р-9479 ГАРФ (4-й специальный отдел министерства внутренних дел СССР) имеются докладные записки в центральные органы об условиях жизни спецпереселенцев в разных регионах, указания ГУЛАГа о проведении среди жителей спецпоселений некоторых культурных мероприятий45.

Фонд 17 РГАСПИ (Центральный комитет КПСС) содержит дела о положении спецпоселенцев на разных территориях и рекомендации ВКП(б) по изменению этого положения. Также здесь есть сведения о городских волнениях в разных городах страны, в связи с трудностями в снабжении населения хлебом в 1928 году46.

В фонде 558 РГАСПИ (Сталин И. В.) имеются стенограммы выступлений И. В. Сталина на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года по поводу средств для индустриализации, о смычке между городом и деревней .

В фонде Вятского губкома ВКП(б) (Ф. 1) ГАСПИКО отложились протоколы заседаний, отчёты, доклады агитационно-просветительного отдела и агитколлегии губкома об организации партийного просвещения, о проведении митингов и бесед, общественно-политических кампаний' и революционных праздников. Есть материалы о ликвидации неграмотности в губернии, описание клубов города Вятки инструктором губполитпросвета.

44 ГАРФ. Ф. Р-374. Оп. 28. Д. 4055.

45 ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 11.

46РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 120. Д. 52. Оп. 85. Д. 307

47 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1032.

Представляют интерес также резолюции рабочих собраний по поводу смерти В. И. Ленина. Здесь же имеются рекомендации губкома партии, доклады, переписка по организации атеистической работы, о проведении комсомольской пасхи и комсомольского рождества, о деятельности Союза воинствующих безбожников, изъятии церковных ценностей, деятельности духовенства и количестве церквей. Кроме того, в данном фонде содержатся протоколы заседаний коллегии губженотдела и делегатских собраний, отчёты и переписка о работе среди женщин, списки и биографии женщин-активисток. Имеются протоколы губернских совещаний и уездных коллегий о шефстве города над деревней в деле просвещения, а также секретные сводки Вятского отдела ОГПУ, содержащие высказывания крестьян по поводу проводимых мероприятий. Материалы фонда содержат и сведения о ценах на основные продукты питания в 1920-30-е годы, о заработной плате рабочих, о выступлениях безработных, о негативных явлениях на предприятиях, об условиях жизни рабочих в общежитиях, о бытовых условиях детских домов48.

В фонде второго райкома ВКП(б) (Ф. 4) ГАСПИКО находятся отчёты, переписка по вопросам хозяйственного и культурного развития районов, о развитии стахановского движения и социалистического соревнования. Здесь имеются докладные записки, справки по вопросам агитационно-пропагандистской работы, резолюции собраний членов РКП(б) о ликвидации неграмотности, резолюции собраний рабочих коллективов о суде над патриархом Тихоном. Есть сведения о работе культурно-

49

просветительных учреждении, о праздновании знаменательных дат. .

Фонд Нолинского укома ВКП(б) (Ф. 10) ГАСПИКО содержит протоколы совещаний по работе в деревне, о шефстве над деревней. Отчёты, доклады, о состоянии агитационно-пропагандистской работы, работы по ликвидации неграмотности, антирелигиозной пропаганды, об изъятии церковных ценностей. В данном фонде имеются протоколы заседаний партийного комитета по проведению революционных праздников, траурных собраний по поводу смерти В. И. Ленина, сведения об оказании помощи революционерам зарубежных стран. Есть также протоколы коллегий женотделов, женских делегатских собраний, отчёты о работе среди женщин. Особо хочется отметить информацию о, так называемых, октябринах (обряд, проводимый вместо крещения ребёнка) и передаче

48 ГАСПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 139. 209. 215, 530, 535, 536, 550, 566, 591, 592, 786, 805. 823;Оп,3. Д. 51; Оп. 5. Д. 46; Оп. 7. Д. 117; Оп. 8. Д. 2.

49 ГАСПИКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 43.

новорождённого ребёнка под шефство Коммунистической партии50.

В фонде Вятского губкома ВЛКСМ (Ф.452) ГАСПИКО отложились отчёты губкома, укомов и ячеек ВЛКСМ о проделанной работе. Также имеются указания, доклады, переписка о борьбе с беспризорностью, о ликвидации неграмотности, проведении антирелигиозной пропаганды, о комсомольских субботниках, отчёты о работе комсомольцев в деревне. Данный фонд содержит и сведения о массовой военизации населения и физкультурной работе, в частности об организации среди комсомольцев военной игры «Борьба за Вятку». Представляет интерес и информация о таких формах культурно-просветительной и пропагандистской работы, как «живая газета», агитсуд и культурно-бытовой поход51.

Фонд Кировского крайкома ВКП(б) (Ф. 1255) ГАСПИКО включает в себя отчёты, докладные записки по жилищно-коммунальному и дорожному строительству, о строительстве городского театра и гостиницы, о работе транспорта. Имеются материалы обследования культурно-просветительной работы в крае отделом культпросветработы Кировского крайкома ВКП(б), в которых отражены показатели деятельности по ликвидации неграмотности, а также работы библиотек, музеев, изб-читален, клубов. Имеются сведения о состоянии детских домов области и о том, как областной отдел народного образования решал бытовые проблемы этих учреждений. Большой интерес представляют сведения о культе личности местного значения52.

В фонде Кировского обкома КПСС (Ф. 1290) ГАСПИКО хранятся протоколы и стенограммы заседаний, совещаний, собраний областного партийного актива по вопросам строительства, транспорта, связи, торговли, развития науки и техники, народного образования, торжественных заседаний, посвящённых знаменательным датам. Кроме того, имеются отчёты, справки, докладные записки о состоянии агитационно-пропагандистской работы, культурно-просветительной работы,

художественной самодеятельности, физкультурной работы, о

деятельности библиотек, театров, домов культуры, красных уголков, о настроениях населения. В фонде хранится произведение местного писателя-журналиста - Васенёва Н. Ф. - «Обновлённый край»53.

В фонде Государственного архива социально-политической истории Кировской области (Ф. 6774) хранятся тексты для публикации в

50 ГАСПИКО. Ф. 10. On. 1. Д. 146. 576.

51 ГАСПИКО. Ф.452. Оп.1. Д. 158. 180, 183.

52 ГАСПИКО. Ф. 1255. Оп.1. Д. 570, 663; Оп. 2. Д. 392, 396.

53 ГАСПИКО. Ф.1290. Оп.1. Д. 201.

Вятском епархиальном вестнике к 2000-летию Рождества Христова. Среди них есть материалы об изъятии церковных ценностей, о слежке над духовенством, о религиозности рабочих некоторых заводов и крестьянства54.

Фонд Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства города Кирова (Ф. 6817) ГАСПИКО содержит планы и отчёты по обеспечению жилой площадью населения, по благоустройству города, по развитию городского транспорта, о планировании строительства в городе Вятке трамвайной линии, а также список революционных памятников и мемориальных досок,

установленных в Вятке к десятилетию Октябрьской революции55.

К неопубликованным источникам относятся и материалы Кировского областного краеведческого музея. Они очень немногочисленны, но представляют большой интерес. Например, серия фотографий местного фотографа Л. Шишкина, на которых запечатлены, в основном, улицы города Вятки (с 1934 года - Кирова) в 1930-е годы, работы по благоустройству улиц56, празднование очередной годовщины

Октябрьской революции57, празднование 1 Мая на площади Революции58, парад физкультурников на площади Революции в 1921 году59, сцены из представлений на вечерах самодеятельности в исполнении коллективов «Синей блузы»60 и т. д. Эти фотодокументы хорошо дополняют представление о жизни города тех лет.

В диссертационном исследовании были использованы и опубликованные источники. Прежде всего, это сборники документов. Сборник «Культурное строительство в СССР 1917- 1927» является составной частью общесоюзной документальной серии «История культурного строительства в СССР». В сборник включены директивные материалы -декреты, постановления, циркуляры, инструкции, отчётно-итоговые документы, протоколы, стенограммы, резолюции съездов, конференций и совещаний, а также переписка руководителей партийных и государственных органов. Документы сборника дают представление о создании системы государственного руководства областью культуры, разработке и определении единой государственной политики в этой сфере61.

54 ГАСПИКО. Ф. 6774. Оп. 1. Д. 141.

55 ГАСПИКО Ф. 6817. Оп.1. Д. 34, 48.

56КОМК 13402.

57 КОМК 20573 автор Имбрицкий А.

58 КОМК 20590.

59 КОМК 6763нвф автор Лобовиков С.

60 КОМК 16323, 14936, 14931, 14935, 21199.

61 Культурное строительство в СССР 1917-1927- М.: Наука, 1989.

Сборник «Культурное строительство в Кировской области (1918-1987)» относящийся к той же серии, в той или иной мере освещает основные направления культурного строительства в регионе: идеологическую работу, образовательно-просветительную деятельность, борьбу с религией, работу среди крестьянства, женщин и детей, а также организаторскую роль областной партийной организации. Документы показывают, как созданные в губернии новые органы власти начали осуществление культурных преобразований, руководствуясь общепартийными установками, декретами советского правительства, постановлениями Нарком проса62,.

В работе были использованы данные статистики и справочные материалы. Статистический сборник содержит данные о состоянии губернии накануне рассматриваемых преобразований63. Справочник по административно - территориальному делению содержит данные об образовании, переименовании, изменении статуса, ликвидации административно-территориальных единиц и населённых пунктов Вятской губернии / Кировской области64.

План мероприятий по благоустройству города Вятки на 1934 год и Отчётные материалы Кировского областного исполнительного комитета показывают деятельность местных властей в сфере жилищного и дорожного строительства, развития коммунальных служб,

озеленения городской территории и т. д65.

Ещё один вид опубликованных источников — это антирелигиозные пропагандистские материалы, которые раскрывают такую важную составляющую культурных преобразований, как борьба с религией66.

Большую ценность представляют материалы периодической печати. Автором были подробно изучены основные местные издания - газеты

62 Культурное строительство в Кировской области (1917-1987): Документы и материалы. - Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987.

63 Статистический сборник. 200 лет Вятской губернии. - Киров: ГИПП «Вятка», 1996.

64 Административно-территориальное деление Вятской губернии-Кировской области 1917-2009 гг. Справочник. Киров: изд-во Лобань, 2011.

65 План мероприятий по благоустройству города Вятки на 1934 год. - Вятка: изд. Горземотдела, 1934, Материалы к отчёту Кировского областного исполнительного комитета за 1935-1939 годы. - Киров: изд. Облисполкома, 1939.

66 Безбожник за непрерывное производство. Материалы для безбожников пропагандистов. - Вятка: изд. Окрсовета СВБ, 1929, В помощь ячейке союза безбожников. - Вятка: Губсовет СВБ, 1928, Против Бога. Сборник - руководство по антирелигиозному вопросу. - Вятка: изд. Комиссии по проведению «Комсомольской пасхи» при Вятском губкоме РКСМ, 1923, Брауде Д. Враг без маски. О классовой сущности религиозных организаций Нижегородского края. Материалы для безбожной учёбы. - Нижний Новгород: ОГИЗ Нижегородское краевое отделение, 1931.

«Вятская Правда» за 1920 - 1934 годы, «Кировская правда» за 1935-1939 годы, а также «Комсомольское племя» за 1936 - 1939 годы. В этих источниках содержится яркий, обширный материал о повседневной жизни населения города Вятки / Кирова и всей губернии.

В качестве опубликованных источников были использованы и воспоминания современников Лебедева В.67, Васенёва Н.68 и Копелева Л.69 Воспоминания очевидцев помогают окунуться в атмосферу тех лет и посмотреть на исследуемые события их взглядом.

Комплексное использование обозначенных разноплановых источников призвано способствовать качеству и объективности исследования.

Методологическая основа исследования. Исследование преобразования культурной среды провинциальных городов в первые десятилетия советской власти основано на понимании их как комплекса общих и специфичных общественных явлений в их исторической динамике. В работе используются принципы историзма, объективности и научности, предполагающие критическое отношение к источникам, формулирование оценок и суждений на основе всестороннего осмысления совокупности фактов.

В работе применяется сравнительно-исторический, проблемный и хронологический методы, частично - метод «включенного наблюдения», приемы, применяемые в тендерных исследованиях и в регионоведении, а также комплексный подход к изучению проблемы. Всё это позволяет всесторонне рассмотреть осуществление культурных перемен в Вятском регионе в 1920 - 30-е годы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот вводятся не привлекавшиеся ранее к изучению архивные документы и музейные источники, а также под новым углом зрения исследуются известные ранее документы. Автором получена комплексная картина проведения культурных преобразований в городах Вятского региона в 1920-30-х годах.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов по истории культуры, быта, церкви Вятского региона в частности и России - в целом, при написании учебных пособий и методических разработок для учащихся средних и высших учебных заведений. Они могут быть полезны при организации мероприятий

67 Лебедев В. Вятские записки. - Киров: Кировское кн. изд-во, 1957.

68 Васенёв Н. Обновлённый край. Записки журналиста. - Киров: обл. изд-во, 1937.

69 Копелев Л. И сотворил себе кумира. - Харьков: Права людини, 2010.

просветительного характера, а также в государственно-муниципальном управлении регионом.

Хронологические рамки исследования охватывают период в основном с начала 1920-х гг. (а именно - с 1917 г.) и до конца 1930-х гг. Выбор нижней границы обусловлен началом общих социалистических преобразований, в том числе — и в сфере культуры. Выбор верхней границы обусловлен временем завершения этапа решающих успехов культурных преобразований.

Территориальные рамки исследования охватывают Вятскую губернию / вятские районы Нижегородского края / Кировскую область в их административных границах 20-30-х годов XX в. Для некоего общего названия используется и обобщающий термин «Вятский регион». (В 19201925 годах из состава Вятской губернии была выделена Вотская АО -позднее Удмуртская АО, отдельные волости Малмыжского, Уржумского, Яранского, Сарапульского и Елабужского уездов переданы Татарской АССР, Марийской АО и Вотской АО. В январе 1929 г. создана Нижегородская область, Вятская губерния вошла в её состав. В июле 1929 г. Нижегородская область стала Нижегородским краем. В 1932 г. Нижегородский край переименован в Горьковский край. В декабре 1934 г. город Вятка переименован в город Киров и образован Кировский край в составе 37 районов, выделенных из Горьковского края, Удмуртской АО и ряда районов, выделенных из Свердловской области. В декабре 1936 г. Кировский край преобразован в Кировскую область, а Удмуртская АССР получила статус самостоятельной административной единицы) .

Объектом исследования является процесс осуществления культурных преобразований в Вятском регионе.

Предметом исследования являются: основные направления преобразований в сфере культуры региона в 1920-30-е годы, участие городского населения в культурных преобразованиях, а также изменения в культурном ландшафте и в быту городов края.

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное исследование проведения культурных преобразований в городах Вятского региона в период 1920 - 30-х годов.

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

1. Выявить основные направления культурных преобразований в Вятском регионе в 1920-30-х годах.

2.Проследить участие городского населения в культурных преобразованиях.

3. Охарактеризовать изменения в культурном ландшафте и в быту жителей вятских городов.

70 Административно-территориальное деление Вятской губернии-Кировской области 1917-2009 гг. Справочник. Киров: изд-во Лобань, 2011 - С. 11 -82.

Апробация работы: основные положения отражены в 8 публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и иллюстраций.

II. Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается объект и предмет исследования, проводится анализ её изученности, ставятся цели и задачи работы, даётся характеристика методологии, источниковой базы, указывается научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава называется «Основные направления преобразований в сфере культуры региона в 1920-30-е годы». В ней даётся характеристика изменений в областях идеологии, образования, церкви в рассматриваемый период. В параграфе 1.1. «Кампании по утверждению новой идеологии» показано, что преобразования в сфере культуры в Вятской губернии / вятских районах Нижегородского края / Кировской области в 1920-30-х годах включали серию идеологических кампаний. Прежде всего, постулаты новой идеологии в рамках культурных преобразований привели в рассматриваемой территории к относительно беспроблемному распространению и упрочению культа личности вождей общесоюзного и местного масштаба. Культ личности при социализме стал неотъемлемой частью культурных перемен в регионах, если не их стержнем. Агрикультурное прошлое довлело над развитием промышленности и рынка в регионе, что сохраняло, в достаточной степени, крестьянскую ментальность, предполагающую патерналистские настроения и почитание правителей.

По-новому стало восприниматься пространство и время. Время из цикличного превращалось в линейное. Его нужно было опережать путем перевыполнения планов, стахановского движения; всё это имело значимый вес в жизни общества. Визуальное воздействие на жителей городов Вятского края производилось, весьма успешно, при помощи культуры плакатов, лозунгов. Эффективным стало использование, так называемого, оборонительного сознания.

В параграфе 1.2. «Образовательно-просветительная работа» исследуются вопросы развертывания образовательно-просветительной деятельности среди жителей городов. Культурно-просветительная работа в Вятском регионе в 1920-30-х годах включала мероприятия по ликвидации неграмотности, особо строилась помощь школе извне. Работа со взрослым населением включала морально-поощрительные аспекты, а также обязательные и запретительные. В Вятском регионе отмечались положительные результаты ликвидации неграмотности.

Важная роль в деле транслирования новой идеологии к умам горожан отводилась библиотекам и музеям, источникам распространения

письменной и визуальной информации. Популярны были народные дома и клубы, которые создавались повсеместно. Подвижные формы агитации -«Живая газета», агитсуд, культпоход - зарекомендовали себя как эффективные в среде молодых горожан и других категорий населения.

Параграф 1.3. - «Характеристика распространения атеизма в регионе» - содержит характеристику борьбы с религией и одновременного распространения атеизма. Это представлено, как объективные процессы, свойственные индустриальной эпохе. Но специфика Вятского края связывалась с тем, что они шли медленно из-за не значительного, а лишь определенного уровня развития промышленности в крае. Их «подстёгивали» атеистические методы пропаганды — дискредитация священства и веры, деятельность Союза воинствующих безбожников и т. д.

Во второй главе «Городское население в культурных преобразованиях» анализируются проблемы нахождения и активизации новых категорий городского населения при реализации культурных преобразований. В параграфе 2.1. «Рост активности общественных организаций» характеризуются процессы привлечения к политике перестройки культуры в 1920-30-х годах таких дополнительных категорий населения, как члены местных ячеек МОПРа и Осоавиахима. Подчеркивается, что, это способствовало втягиванию в социалистическое культурное строительство тех категорий населения, особенно - молодежи, которые по разным причинам не входили ещё в ряды главных политических объединений. Посредством специфичных форм работы — пропагандистских и благотворительных акций, военизированных и спортивных соревнований и парадов - в них втягивалась не только «союзная» или «несоюзная» молодежь, но и (в качестве зрителей) другие жители больших и уездных городов. Этим достигался искомый эффект - в идеологической работе были задействованы дополнительные слои населения и, что самое важное, их духовные и материальные резервы.

Параграф 2.2 - «Крестьянский фактор в культурных преобразованиях» - показывает способы превращения крестьянского населения в городское, среди которых были как добровольные, так и принудительные. Резюмируется, что выходцы из деревни в городе как резерв для культурного строительства - своеобразный, но, тем не менее, нужный. Положение и модели адаптации их к городской жизни и новой, социалистической, культуре различались. Из них получались как передовики производства, ударники и стахановцы, так и работники среднего уровня, сохранявшие, в достаточной степени, деревенские традиции и привыкшие работать на себя. Тем не менее, трудовую и духовную энергию и тех, и других местные власти использовали в деле построения новой культуры.

Параграф 2.3. «Гендерные изменения в жизни общества» содержит характеристику вовлечения в культурные преобразования и в общий процесс индустриализации страны женщин региона. Они принимали активное участие в общественном труде на заводах и фабриках, в общественных организациях, особенно - в таких специфичных как женсоветы, в обустройстве детских домов, садов. В то же время государству еще предстояло решить специфичные проблемы, появившиеся в результате вовлечения женщин в общественное производство.

Параграф 2.4. называется «Новая модель социализации детей». Он посвящен социализации детей дошкольного возраста, которые стали считаться также группой воздействия новой идеологии, как по причине производственной активизации матерей, так и из-за восприятия их как будущих, заранее подготовленных школьников, а также детей-беспризорников. Воспитание детей младшего возраста строилось на основе начального освоения культурных ценностей социализма. Дети должны были освоить базовые ценности новой культуры, научиться элементарному труду и дисциплине. При воспитании без родителей - в детских домах - все вышеперечисленные качества достигались в определенном размере. Материальное положение детских домов улучшалось, хотя, в ряде случаев, оставляло желать лучшего.

Третья глава - «Преобразование культурного ландшафта и быта городов края». В ней исследованы вопросы, касающиеся изменений внешнего облика городов и бытовой стороны жизни их населения при реализации культурных перемен. В Параграфе 3.1. «Новые символы в облике городов» разбираются сюжеты углубления культурных преобразований в повседневную жизнь городов Вятского региона, что нашло своё отражение на таком «вечном» уровне, как культурный ландшафт и микротопонимика. Памятники борцам революции устанавливались на значимых точках городского пространства. Проведение сакральных церемоний около них закрепляло легитимность этих объектов на уровне сознания. Оно менялось и в связи с модой на изменение собственных имён людей, а также присвоение имён новых героев не только географическим местам, но даже значимым движущимся объектам (самолеты, поезда и т.д.).

Параграф 3.2. « Изменения в повседневной жизни горожан» посвящен преобразованиям в быту, повседневной жизни. Новый быт, прежде всего, характеризовался вариантами решений жилищного вопроса. Наблюдались некоторые успехи в коммунальном хозяйстве, в частности ремонтировались и строились системы канализации, водопровода, электростанции, городские бани. Преобразования культуры в духе индустриализации распространялись на транспорт и дороги. В этой сфере также приходилось решать повседневные проблемы. В 1920-30-х годах

строились планы по развитию дорожной сети в городах края, устройству не только автобусной, но и трамвайной линии в городе Вятке / Кирове.

Создание сети столовых ставило целью уравновесить занятость женщин не только в домашнем, как прежде, труде, но ещё и на производстве. Сеть общественного питания в городах Вятского региона развивалась постепенно, с исправлением недостатков в рабочем порядке. Обновлялась торговля. Из-за засух, начала коллективизации и других негативных явлений в экономике была введена карточная система распределения продуктов.

Показано, что культурные перемены коснулись отношений на производстве и сферы досуга. Ударные бригады, социалистическое соревнование, образцовые коллективы, коммуны, аскеза, коллективизм и государственные займы характеризовали новую жизнь городов региона. Препятствием для производства были некорректное поведение руководства и служащих, прогулы, пьянство и безработица. Радио и кино входили в быт горожан, а позднее — сельчан. Изменялась культура праздников. Достижения культурной революции закреплялись на глубинном, подсознательном уровне.

В Заключении подводятся итоги проведённого исследования. Утверждается, что проблемы культурных преобразований в городах Вятского региона в 1920-30-е годы связывались с тем, как его культурно-историческое наследие могло быть востребовано, переоценено и использовано в изменении стиля жизни их населения с точки зрения индустриальной эпохи.

Специфика этих обновлений в крае была обусловлена историческим развитием России в те годы. Социалистические преобразования советской власти решали задачи индустриализации, которые не были завершены в России в предыдущий капиталистический период. Отсюда вытекает форсирование темпов преобразований, их радикальный характер, особенно, в крестьянских территориях, к каковым относился Вятский регион. Это обстоятельство ставило во главу угла всех изменений сферу идеологии. Нужно было разрушить традиционное консервативное сознание огромной крестьянской массы и сделать его сознанием индустриальной эпохи.

Преобразования в этой сфере включали серию идеологических кампаний. К ним можно отнести распространение культа личности вождей, так называемого оборонительного сознания. Военизированный характер культурных преобразований призван был ускорить втягивание провинциального населения в процессы индустриального развития. Социалистическое соревнование, стахановское движение, ударничество должны были служить итоговой цели культурных преобразований -формированию нового человека и ускорению модернизации страны.

Составляющей частью плана утверждения советской идеологии стала образовательно-просветительная деятельность. В целом по Вятскому региону отмечались положительные результаты ликвидации неграмотности. Однако в плане материального обеспечения школы испытывали большие трудности. Важная роль в деле транслирования новой идеологии к умам горожан отводилась библиотекам и музеям. Повсеместное распространение получили народные дома и клубы, ставшие очень популярными среди населения.

Ещё одним аспектом культурных преобразований в регионе стали борьба с религией и одновременное распространение атеизма. Специфика Вятского края состояла в том, что эти процессы шли медленно из-за незначительного уровня развития промышленности в крае.

Кроме рассмотренных мероприятий по внедрению новой идеологии, ускоренное проведение социалистических преобразований требовало втягивания в общий процесс новых резервов - ещё не задействованных, или мало задействованных категорий населения, таких как крестьяне, переселившиеся после революции и Гражданской войны в город, женщины и дети.

Культурные перемены нашли своё отражение и на таком уровне, как культурный ландшафт, микротопонимика и быт. Новый быт проявлялся в состоянии жилищного, транспортного и дорожного вопросов, организации питания, торговли, производственной и досуговой коммуникаций.

Процессы распространения и утверждения рассматриваемых явлений на материалах Вятского региона выявляют модель протекания культурных перемен индустриального типа в посткрестьянских территориях в периоды радикальной смены культурных ориентиров и тоталитарных указаний от центральных властей.

Приложения включают список источников и литературы, список сокращений, а также иллюстрации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

1. Инновации в общественной жизни горожан Вятского региона в 1920-30-х годах. // Современные проблемы науки и образования, -2012. - №3; URL: http: // www.science-education.ru/103-6217

2. Женский вопрос в «культурной революции» (по материалам Вятского региона). // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4; URL: http: // www.science-education.ru/104-6471

3. Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-30-е

годы // Вестник ПГЛУ. -2012. - № 1. - С. 370-375. Публикации в иных научных изданиях:

1. Борьба с церковью, как одна из задач культурной революции в 192030-е годы (на примере Вятского региона) // Э 3990 ГОУ ВПО «ВятГУ» Этнокультурные процессы в странах и регионах / Сост. и научный редактор: д.и.н., профессор, член-кор. РАЕ И. Ю. Трушкова: Электронный сборник научных трудов. Вып. VI. -Киров. 2010.

2. Повседневная жизнь в городе Вятке (Кирове) в 1920-30-е годы: жилищно-бытовой аспект [Электронный ресурс] / А. В. Хлопова // Общество, наука, инновации (НТК - 2011): ежегод. открыт, всерос. науч.-технич. конф., 18-29 апр. 2011.: сб. материалов / Вят. гос. ун-т; отв. ред. С. Г. Литвинец. - Киров, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (Гуманитарный факультет. Секция «Этнокультурные процессы в странах и регионах». Статья № 26)

3. История повседневности, как объект культурно-исторического исследования [Электронный ресурс] / А. В. Хлопова // Общество, наука, инновации (НТК - 2011): ежегод. открыт, всерос. науч.-технич. конф., 18-29 апр. 2011.: сб. материалов / Вят. гос. ун-т; отв. ред. С. Г. Литвинец. - Киров, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (Гуманитарный факультет. Секция «Этнокультурные процессы в странах и регионах». Статья № 30)

4. Женский вопрос в годы культурной революции в Вятке // Экономико-правовые, социально-политические и культурно-исторические аспекты развития регионов. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 2011.- С. 531-534.

5. Изменения в праздничной культуре горожан Вятского региона в ходе «культурной революции» в 1920-30-х годах [Электронный ресурс] / А. В. Хлопова // Всероссийская ежегодная научно-техническая конференция «Общество, наука, инновации» (НТК -2012). Общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ: 16-27 апр. 2012 г.: сб. материалов / Вят. гос. ун-т; отв. ред. С. Г. Литвинец. - Киров, 2012. - 1 электр. опт. диск (CD-ROM). - (Гуманитарный факультет. Секция «Этнокультурные процессы в странах и регионах», ст. 17)

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 03.04.2013 г. Формат 60x84/16. Тираж 100 экз. Заказ 164.

Редащионно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450076, РБ, г. Уфа, ул.Заки Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450076, РБ, г. Уфа, ул.Заки Валиди, 32.

 

Текст диссертации на тему "Культурные преобразования в городах Вятского региона в 1920-30-е годы"

со

С\|

7 со О

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Хлопова Анастасия Викторовна

Культурные преобразования в городах Вятского региона

в 1920-1930-е годы

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

I

4

Киров 2013

О

см

по специальности 07. 00. 02. - Отечественная история

СО

10 Г-,

^ Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор СО Трушкова Ирина Юрьевна

чЗ- г-

Оглавление

Введение.........................................................................................3

Глава 1. Основные направления преобразований в сфере культуры региона в 1920 -30-е годы.....................................................................................29

1.1. Кампании по утверждению новой идеологии..............................................29

1.2. Образовательно-просветительная работа................................................56

1.3.Характеристика распространения атеизма в регионе .......................75

Глава 2. Городское население в культурных преобразованиях.............94

2.1. Рост активности общественных организаций................................94

2.2. Крестьянский фактор в культурных преобразованиях......................103

2.3. Гендерные изменения в жизни общества.......................................110

2.4. Новая модель социализации детей...............................................125

Глава 3. Преобразование культурного ландшафта и быта городов края..141

3.1. Новые символы в облике городов..................................................141

3.2. Изменения в повседневной жизни горожан....................................153

Заключение.................................................................................191

Список источников и литературы..................................................199

Список сокращений........................................................................216

Иллюстрации...............................................................................217

Введение

Актуальность темы. 1920-1930-е годы - время масштабных: преобразований во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в области культуры. Несмотря на противоречивый характер культурных преобразований тех лет, их результаты были немалыми. Осуществлялись значительные мероприятия по ликвидации неграмотности, в быт населения вошли книги, радио, кино, преобразился облик городов.

В современный период Россия находится на сходной ступени исторического развития - этапе перехода к постиндустриальной эпохе, который также сопровождается сменой жизненных ориентиров, ценностных установок, мировоззрения. В ситуации культурной нестабильности, наряду с положительными моментами в областях культуры и общественной жизни появились и негативные явления, такие как резкий упадок нравственности, особенно в молодёжной среде, излишняя ориентация на культуру Запада. В этой связи актуальным представляется новое осмысление исторического опыта прошлых эпох в сфере преобразования культуры при резкой смене культурных ориентиров.

В связи с процессами регионализации, активно ведутся научные исследования различных аспектов истории регионов страны, в том числе истории культуры и быта. Кроме того, в настоящее время в исторической науке идут поиски в таких новых направлениях, как тендерные исследования, история повседневности. Они позволяют решить ряд научных проблем, связанных с положением отдельных личностей, групп и сообществ в разные исторические периоды, выявить и конкретизировать такие стороны в жизни общества, как мотивы к труду, ментальность, модели общественной коммуникации. В этом плане данное диссертационное исследование отвечает общей тенденции.

История российских регионов с ярко выраженной крестьянской спецификой развития демонстрирует особые варианты перехода к новым

этапам развития. Ряд закономерностей может быть раскрыт на примере Вятской губернии / Кировской области.

Степень изученности проблемы. На протяжении 1930-1950-х годов по рассматриваемой теме накапливались исследования, в которых рассматривались некоторые вопросы проведения культурных преобразований в Вятском регионе. Это работы о распространении всеобщего обучения, о жилищных условиях городского населения, о деятельности местных ячеек МОПРа1.

Кроме того, появились немногочисленные труды, касающиеся опыта проведения культурных преобразований социализма в рамках всей страны. К ним относятся, например, работы о деятельности библиотек, о ликвидации неграмотности, о новой советской интеллигенции, о советской художественной фотографии, о советской литературе и т. д . Таким образом, для данного периода в истории изучения темы характерно накопление фактического материала.

Во второй половине XX столетия широко исследовалась тема культурных преобразований в различных регионах СССР, в рамках которой чаще всего затрагиваются вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности и деятельностью разных культурно-просветительных учреждений3.

Для этого периода характерно внимание к теме роли В. И. Ленина в культурных преобразованиях. Широко изучался вопрос о том, что вкладывал Ленин в понятие «культурная революция», введённое им для обозначения

1 Шерстенников М. М. Ориентировочная сеть всеобщего обучения Вятской губернии. // Вятско-Ветлужский край. - 1928. - №2-3. - С. 38-49, Шубин Р. Е. Жилищные условия городского населения Вятской губернии (по материалам переписи1926 года). // Вятское хозяйство. - 1929. - №3. - С. 67-76, Кровицкий Г. Вятка - город МОПРа. - М.:.изд-во ЦК МОПР СССР, 1925, Шесть лет деятельности МОПР. Блокнот агитатора. // Спутник большевика. - 1929. - №9. - С. 36-37.

2 Васильченко В. Е. Библиотечное дело в РСФСР в 1917-1920 годах. - М.: Госкультпросветиздат, 1954, Элькина Д. Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, Ковалёв С. М. Интеллигенция в Советском государстве. - М.: Правда, 1946, Советская художественная фотография (1917-1957). - М.: Искусство, 1958, Советская литература: сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1952.

3 Культурное строительство в Вологодской области. Сборник статей. - Вологда: обл. кн. изд., 1958, Культурное строительство в Сибири 1917-1941. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1979, Культурная революция на Урале. -Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1966.

проводимой культурной политики1. В Кировской области данная тема была затронута в работе Е. И. Кирюхиной «Ленин и Вятский край». Автор приводит высказывания В. И. Ленина о Вятском крае, рассказывает о его связях с революционными деятелями Вятской губернии, о его директивах местным партийным организациям, о письмах В. И. Ленину от жителей края .

Были также работы, характеризующие отдельные моменты культурного развития советского государства. Например, С. М. Ковалёв пишет о коммунистическом воспитании и формировании нового человека3.

Кроме того, в 1950-60-е годы началось теоретическое осмысление темы. В этом плане наиболее значимы работы М. П. Кима в которых ставятся такие важные проблемы, как сущность, закономерность, периодизация, содержание культурной революции, её особенности в СССР. В частности, подчеркивается, что культурная революция включала в себя целый ряд направлений: превращение культуры в «подлинно народную» (все достижения науки и искусства должны были стать достоянием всего народа); массовая ликвидация неграмотности, повышение образовательного и культурного уровня всего народа; освобождение культуры от реакционных идеологий и антинаучных мировоззрений, преобразование культуры на основе передовой социалистической идеологии и научного мировоззрения; преодоление культурного неравенства между отдельными частями и социальными группами общества (мужчины и женщины, деревня и город, работники умственного и физического труда); формирование новой народной интеллигенции; расцвет науки и искусства; переустройство быта, утверждение культурных форм общежития. Итогом культурной революции должно было стать становление нового человека - человека социалистической культуры, идеологии и нравственных норм, богатого духовного мира и широких общественных

1 Карпов Г. Ленин о культурной революции. - Л.: Лениздат, 1970.

2 Кирюхина Е. И. Ленин и Вятский край. - Киров: Кировск. отд. Волго-Вятского кн. изд., 1970.

3 Ковалёв С. М. Коммунистическое воспитание трудящихся. - М.: Соцэкгиз, 1960, Ковалёв С. М. Марксизм-Ленинизм и формирование нового человека. - М.: Педагогика, 1973.

интересов, человека, преданного делу коммунизма1.

Теоретические вопросы, связанные с культурными преобразованиями, раскрываются и в сборнике «Культурная революция в СССР (1917-1965)», в" основу которого легли материалы Всесоюзной Сессии Научного Совета по истории социалистического и коммунистического строительства в СССР, состоявшейся в Москве в 1965 году .

Констатировались утверждение и расцвет в СССР социалистической культуры, а также наступление нового этапа в области культурного строительства - перехода к коммунизму в области культуры, например - в труде А. И. Арнольдова . В работе Л. М. Зак обобщён опыт изучения культурных преобразований в СССР4.

Во второй половине 1970-х годов появились обобщающие труды' рассматриваемой проблематики. В этих работах в хронологической последовательности даётся изложение фактов культурной жизни советского народа5.

Были в этот период исследования и по истории культурных преобразований в Вятском регионе. Например, статья А. П. Грачёвой, посвящённая образовательно-просветительной деятельности - о народных университетах, обществе «Долой неграмотность», музеях, библиотеках и т. д6.

В целом, политическим и экономическим преобразованиям советской власти было посвящено немало работ, в то время как преобразованиям в области культуры - крайне недостаточно. В исследовательском поле господствовал единственный идеологический принцип - марксизм-ленинизм,

1 Ким М. П. О сущности культурной революции и этапах её осуществления в СССР / Культурная революция в СССР (1917-1965). -М.: Наука, 1967.-С. 24.

2 Культурная революция в СССР (1917-1965). - М.: Наука, 1967.

3 Арнольдов А. И. Коммунизм и культура. - М.: Знание, 1960.

4 Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советской историографии. // Вопросы истории. -1964. - №2.-С. 3-21.

5 Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроника. - М.: Наука, 1975, Культурная жизнь в СССР 1928-1941. Хроника. -М.: Наука, 1976.

6 Грачёва А. П. Из истории культурного строительства в Вятской губернии в первое десятилетие Советской власти. // Учёные записки кафедры истории СССР и всеобщей истории. Вып. 28. Т. 1. - Киров, 1966. - С. 122155.

что сужало число граней научных изысканий.

К концу XX в. ситуация в отечественной историографии оценивалась специалистами специфично. Об этом можно судить даже по названиям научных публикаций того времени: «История на распутье»1, «Клио на распутье»2, «О кризисе современной исторической науки»3. Этот кризис касался не только истории, но и всей науки в целом и ознаменовал её переход к постнеклассической парадигме. Появились новые точки зрения, оценки, подходы.

Из исследований этого периода можно назвать работу П. А. Сапронова Автор считает, что советская культурная эпоха так и не состоялась. В первые десятилетия существования советской России культуру в ней создавали люди, сформировавшиеся в Петербургской России. Советский период он называет периодом «исторического и культурного безвременья»4.

Ю. Шевцов связывает культурную революцию с коллективизацией и социальной борьбой в деревне. Суть культурной революции, по его мнению; состояла в завоевании бедняцким полюсом политических позиций в деревне5.

Ш. М. Мунчаев и В. М. Устинов оценивают развитие советской культуры как сложный и противоречивый процесс. С одной стороны они отмечают, что в процессе культурной революции формировалась интернациональная по своей природе социалистическая культура Советского государства, состоявшая из лучших образцов национальных культур. Но, с другой стороны, подчёркивается, что в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина в 1930-е годы были распространены грубое вмешательство в творческую деятельность, система запретов, ограничений и даже гонений.' Уничтожались культурные ценности, памятники архитектуры, древние храмы.

'Бессмертный Ю. Л. История на распутье. / Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической • науки вокруг школы «Анналов». - М.: Наука, 1993. - С. 4-15.

2 Лотман Ю. М. Клио на распутье. // Наше наследие. - 1998. - №5. - С. 1-4.

" Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки. // Вопросы истории. - 1991. - №2-3. - С. 21-36.

4 Сапронов П. А. Русская культура XIX - XX веков. Опыт осмысления. - СПб.: Паритет, 2005. - С. 645.

5 Шевцов Ю. Новая идеология: голодомор. - М.: изд-во Европа, 2009. - С. 58.

Многие учёные, деятели культуры вынуждены были уехать за границу1.

В 1920-1930-е годы в Советской России важнейшие агитационно-пропагандистские задачи были возложены на искусство (особенно на его визуальные формы), которое должно было стать инструментом для изменения сознания широких слоев населения и служить делу воспитания нового человека. Обширный материал по советской визуальной культуре содержится в сборниках «Соцреалистический канон»2, «Визуальная антропология: режимы видимости при социализме»3, «Визуальная антропология: городские карты

4

памяти» .

Например, С. Малышева и А. Сальникова на примере города Казани показывают, как реконструировалось на советский лад пространство провинциального города в первое десятилетие советской власти. В статье затрагиваются вопросы праздничного декорирования города, изменения городской топонимики, создания советских памятников и их сакрального

5

значения и т. д.

Г. Янковская рассматривает основные специфичные черты визуальной культуры сталинской эпохи. К таковым она относит, во-первых, массовое производство копий произведений искусства, что должно было решить задачи массового художественного просвещения и стандартизации визуальных впечатлений населения. Другой отличительной чертой советского искусства автор называет широкое распространение «бригадного метода», при котором работа художественных бригад строилась по принципу разделения труда. Произведения искусства, таким образом, имели коллективного автора. В статье отмечаются последствия таких новшеств для искусства, затронуты вопросы

1 Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История Советского государства. - М.: Норма, 2008. - С. 356, 400.

2 Соцреалистический канон. Сборник статей. - СПб.: Академический проект, 2000.

3 Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

4 Визуальная антропология: городские карты памяти. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

5 Малышева С., Сальникова А. Российский провинциальный город 1920-х годов: визуализация советскости / Визуальная антропология: городские карты памяти. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 121-142.

критериев оценки произведений искусства и оплаты творческой деятельности художников1.

Большая роль в визуальной культуре 1930-х годов отводилась, географической карте. Эта тема раскрывается в статье Г. Орловой. На карте советским людям преподносились достижения социалистического строительства, которые в реальности могли быть достигнуты лишь годы спустя. Имела место тенденция «описывать результаты реализации советского проекта в категориях «новой географии» и замещать преображение советской реальности картографическим преображением» .

Одну из ведущих ролей в советском искусстве играл плакат. Это был массовый вид искусства, плакаты издавались огромными тиражами, их можно было видеть повсюду - в городе и в деревне, в пространстве улиц и в общественных заведениях. Плакаты являются незаменимым источником для реконструкции мировоззрения, «коллективного бессознательного» изучаемой эпохи. Плакатному искусству 1920-1930-х годов посвящены ряд статей рассматриваемых сборников.

В статье М. Мининой рассматривается отражение в плакатном искусстве важнейшей проблемы раннесоветского периода - сиротства и беспризорности. Показано как формировался визуальный образ сироты и его трансформация на протяжении 1920-1930-х годов от идеалистического, не отличающегося от образа ребёнка из семьи до изображения беспризорника, представляющего опасность обществу, а затем и вовсе исчезнувшего из сферы плакатов. Кроме

того, в данной статье автор затрагивает общие теоретические вопросы

з

советского плакатного искусства .

Статья С. Быковой посвящена ещё одному из аспектов визуальной

1 Янковская Г. Бригадный метод и другие «ноу-хау» изополитики эпохи сталинизма. / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - М.: «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 126-140.

2 Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху. / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. М.: «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 83.

Минина М. Образ сироты в советском плакате 1920-1930-х годов. / Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - М.: «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 272-288.

политики советской власти, а именно распространению портретов лидеров советс