автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Личность как категория социальной онтологии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Цапко, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Личность как категория социальной онтологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Личность как категория социальной онтологии"

На правах рукописи

РГб од

Цапко Людмила Ивановна 2 О НОВ 2000

ЛИЧНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ

Специальность 09.00.11-социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на-соискание ученой степени кандидата философских наук

Ставрополь 2000

Диссертация выполнена на кафедре философии Севе$ Кавказжого государственного технического университе

Научный руководитель: доктор философских нал

профессор Пржиленский В.

Официальные оппоненты: доктор философские нал,

профессор, академик Р.?

Макаров В. кандидат философских на доцент Гузьшин Н.

Ведущая организация: Научно-исоледовательск:

институт социальь гуманитарных исследоваь г.Черкес

Защита состоится 21 июня 2000 год^а в 15 часов заседании диссертационного Совета Д 064.11.02 Северо-Кавказском государственном текническ

университете по адресу:

355038, г.Ставрополь, пр.Кулакова,2, кафед философии, ауд. № 307.

С диссертацией можно ознакомиться в научд библиотеке Сев-КавГТУ (пр.Кулакова,2).

Автореферат разослан^У мая 200».. 1|,ода.

Отзывы на автореферат просим направлять по аДрес 355038, г.Ставрополь, пр.Кулакова,2, Сев-КавГТУ, диссертационный Совет Д 064.11.02.

Ученый секретарь диссертационного Совета, каздидат философских наук,доцен

Федоровский А.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Личность как философская проблема всегда находилась в зоне

повышенного внимания не только со стороны

философов, но и со стороны филологов, психологов, социологов.

Многогранность и многоаспектность данной

проблемы породили обширную литературу. Выдвижение того или иного аспекта на первый план всегда связано с радикальными изменениями в жизни человека и общества.

Сложная ситуация современного российского

социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих философских категорий и переоценки системы ценностей. Нынешний человек оказался лишенным как установок

официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста. Образовавшийся "вакуум" в духовном развитии общества постепенно заполняется, но не столько новыми идеологическими схемами, сколько ценностями и приоритетами, выработанными мировой и отечественной философской мыслью.

Проблема личности остается неизменно

актуальной и приобретает новые познавательные горизонты. Сегодня, когда само существование человечества стало проблематичным, его перспективы

зависят от изменения форы бытия не только стран народов, но и каждого человека.

Проблема бытия личности важна сегодня пото! что, люди не просто существуют в мире, но способ! глобально влиять на мир и на самих себя, способ! дознавать собственное бытие и бытие как таково« испытывать тревогу за «судьбу бытия».

Актуальность темы исследования предполага« обращение к человеку, личности как особому спосо! бытия в мире, как загадке бытия. Для сегодняшн« науки человек не является загадкой ни в качестз организма, ни в качестве социального существа. Общ: проблемы человека, анализ человека как вида, с точ: зрения присущего ему общего культурного и социально: бытия, является предметом антропологии, г; поднимаются вопросы о том, как живет, как существу* человек в качестве родового и культурного существ; Современная философия, рассматривая личность к; феномен, говорит о структуре, свойствах и социальш типах личности. Однако уникальность личностно: существования и сознания останется не толы персональной судьбой каждого, но и единствен^ реальностью освоенного этим сознанием мира. Поэто] сейчас как никогда, важно познание смысла бытия ] через объект, а через субъект - личности" экзистенцию.

Степень разработанности темы исследования.

Фундаментальным основанием для данного исследования являются труды классиков философской мысли,

начиная с глубокой древности. В качестве историко-философской традиции исследования феномена личности были взяты основные положения Сократа, Платона, Августина, Кузанского, Пико делла Мирандола,

М.Монтеня, Р.Декарта.

Особое место проблема личности в ее

онтологическом, духовно-нравственном аспектах

занимала в трудах основоположников немецкой классической философии И.Канта, И.Г.Фихте,

Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля.

В отечественной философской мысли проблема личности всегда занимала одно из ведущих мест, особенно в русской религиозной философии - С.А.Франк, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, которые определили личность как центральный онтологический элемент мира, способный творить и вносить в мир содержания бытия. Персоналистически ориентированная русская философия, осмысливая предназначение личности, выдвигала перед ней определенные нравственные императивы, соизмеряя ее поступки с общечеловеческими целями.

Онтологические подходы к проблеме личности содержатся в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса,

М.Шелера. Хайдегёр и Ясперс видели в технически освоении мира и массовом характере существоваш разрушение бытия, а возвращение к бытию означало д; них обращение к дому, семье заботе о жизни и смерть Однако Хайдеггер в своей философии вообще избег; понятий «человек», «экзистенция».

Значительный вклад в воссоздании истор! размышлений о человеке находим в работах Э.Кассирер; А.Дильтея, М.Бубера. Они пытались воссоздаг своеобразный силуэт философско-антропологическ< мысли, как она складывалась на протяжении веков, современной зарубежной социальной философии феном« личности изучается В.Франклом, Э.Фроммом, А. Каш Ж.П.Сартр.

В философской литературе имеются различи! подходы к изучению личности, известны следуют,! методологические направления по указанной тем' социо-биологическое (В.Ф.Сержантов, А.Г.МоскаленК! Гелен, Ландман), деятельностное (А.Г.Спиркт Л.С.Выготский, С.А.Рубенштейн), культура

историческое (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.К.Петро: М.Бюллер, В.Барбу), системное (Б.Г.Ананье: Л.Г.'Станкевич, Л.П.Буева).

Перечисленный список далеко не полон, но уже ; нему можно судить о методологическом разнообразии.

проблемы личности, однако бытийные основания личности остаются актуальными.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ традиционного комплекса идей, лежащих в основании проблемы личности с позиций сегодняшнего дня, рассмотрение онтологических оснований

личностного бытия современного человека. Задачи:

выявить фундаментальные идеи, лежащие в основе рождения и эволюции понятия личности в истории европейской философии;

-подвергнуть семантическому анализу понятие личности; -уточнить бытийные основания личности в современную эпоху;

-рассмотреть социальную природу личности в деятельностной парадигме;

-эксплицировать духовное начало личностной экзистенции;

Научная новизна исследования может быть сформулирована следующим образом:

- на основе философско-исторического и

семантического анализа выявлены особенности понятия личности;

-прослежена эволюция смысла, вкладываемого в понят: «личность» различными эпохами и отраслями научно знания;

- уточнена связь между свободой и личностью; -выявлен и описан личностный способ быти возникающий в момент ответственного поступка; -эксплицировано духовное начало личности

экзистенции;

Методологическую и теоретическую основу данно исследования составляют традиционный логик

философских! анализ и общенаучные методы исследовани Специфика диссертационного исследования обуслови применение сравнительного анализа и логическ принципов выявления сущности поняти

Методологическая основа диссертации существенн образом опирается на разработки в области философск направлений изучения теории личности, принадлежат М.М.Бахтину, Е.К.Быстрицкому, М.Мамардашвил

Г.С.Ватищеву, Г.Л.Тульчинскому.

Практическая значимость исследования. Результа и выводы диссертационного исследования име практическое применение для решения пробле гуманитарного знания, методологии и философии наук:

Представляется целесообразным использовав основных материалов и выводов диссертационного

исследования в процессе научно-исследовательской и преподавательской деятельности, (определенные аспекты личностного бытия могут найти отражение в учебных программах по социальной философии и культурологии, стать базой для разработки факультативных курсов).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межвузовских и внутривузовских научных конференция СГСХА, на методологических семинарах кафедры философии Сев-КавГТУ. Текст

диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Сев-КавГГУ. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в 3 публикациях, общим объемом 1,2 п.л.

Объем и структура. Диссертационное исследование изложено на 139 машинописных страницах, включает введение, две главы, заключение, приложение и литературу, содержащую 135 источников на русском и английском языках.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ПУБЛИЧНУЮ ЗАЩИТУ.

1.Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику развития представлений о личности, человеческой природе и месте человека во

Вселенной.

Главными характерными чертами понимания личности : различные эпохи выступают понятия судьбы, свободы выбора и экзистенции. В науке - напротив, личност рассматривается как феномен. Здесь можно говорить структуре и свойствах, но нельзя о природе назначении и смысле.

2.Семантический анализ понятия личности позволяв выявить неразрывную связь понятия «личность» понятия «свобода». Рассуждения о личности ничего н стоят, если при этом не затрагивается свобода.

Свобода в метафизическом смысле - ест оборотная сторона ответственности личности. Сознани человека вторично по отношению к изначальной свободе оно дано как инструмент познания меры, глубины содержания этой ответственности.

3.Личность есть бытие не внутри индивида, а вне егс Личность созидается на границе «внутреннего» «внешнего» человека, «Я» и «Другого». «Я» и «Другш

вот два полюса, между которыми формируется проявляется личность. Но «Я» и «Другие» не есть нею феноменальные данности, а предстают к:

экзистенциалы (бытийные модусы).

4.Именно деятельность является действительн1 основанием становления человека как личности. любом роде бытия, кроме человека, сущность

тождественна существованию или едина с ним. Только для личностного способа бытия изначальна их не тождественность. Благодаря тому, что человеку его сущность не дарована природой изначально, он обладает свободой, восполнить свою сущностную неполноту через культурное становление. Именно в воле проявляется -насколько субъект определенной деятельности овладел своей человеческой сущностью.

5.Взаимоотношения личности с «Другим» образуют личностное пространство. Личностное пространство возникает в момент ответственного деятельностного акта-поступка, совершающегося личностью в диалоге, с целью актуализации своего внутреннего мира для «Другого».

Существует два аспекта понимания места личности в бытии, один имеет естественно-физические рамки осмысления, другой - метафизические. Во втором случае, выбор личности обусловлен мировоззренческой позицией личности. Личность реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в бытии, воплощает свою интеллигибельную суть в жизненной позиции.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется тема диссертационног исследования, рассматривается актуальность

степень ее разработанности. Определяется основна цель и конкретные задачи, решаемые в работе Обозначаются теоретические и методологически

источники. Излагаются результаты и вывод диссертационного исследования, определяется и научная новизна и практическая значимость Формулируются тезисы, выносимые на публичную защиту Указываются основные формы предварительной апробаци диссертации.

Первая глава «Философско-исторический семантический анализ понятия «личность»» - состоящг из двух параграфов, содержит анализ смысловог развития понятия личности в философии. Выявляете философско-исторический и семантический контекс проблемы личности.

В первом параграфе - «Генезис и эволюция понята личности» - произведена экспликация внутренне логики проблематики личности в истории философш выявлены историко-культурные факторы, обусловивши изменения в осмысление личности. В истории философ! проблема человека интересовала мыслителей древнейших времен. Родоначальником философии челове! называют Сократа. «Познай самого себя», этот совет

Сократа, в христианстве у Августина, стал означать познание себя как образа и подобия Бога.

Возрождение разрушает средневековую событийную модель мира. Мир объясняется без Бога, утверждается титанизм личности. Пико делла Мирандола в «Рече о достоинстве человека» рисует человека как создание по природе неуловимое и пластичное, как ангельское, так и демоническое. Однако двойственность человеческой природы лучше всех выразил мыслитель 17 века Б.Паскаль, назвавший . человека «мыслящим тростником».

Философам нового мира сущность личности

представлялась как симбиоз интеллектуальных, физических и религиозно-культурных качеств. Лозунгом нового мира стал человеческий разум, а наука -главное орудие разума - обретает мировоззренческий статус.

В духовной ситуации, которую застал И.Кант, был предельно заострен спор мировоззрений. Главная заслуга мыслителя заключается в том, что он отделил вопросы теоретического разума от практического. Из созерцательного разум превращается в созидательный. Знать, по Канту, не есть копировать, а

устанавливать, управлять. Попытку устранить антропологический вопрос сделал Гегель, что нашло отражение в сведении личности к интересам Мирового Разума.

Автор отмечает, что именно отечественная философу поставила вопрос о личностной экзистенции задолго ; западных философов. Тайна личности осмысливалась £ как умозрительная, чисто познавательная проблема, ои трактовалась в панораме духовного опыта. Челове осмысливался как некая соборность в иерархии бытия, ценность личности во многом измеряется совокупнь духовным опытом человечества.

Во втором параграфе - «Семантический аналр понятия личности» - уточняется и конкретизируете понятие личности. Семантический анализ понят! личности дает возможность выявить неразрывную свя: понятия личности и понятия свобода воли.

Согласно классической рационалистическс традиции от стоиков до Гегеля, поступок челове! есть проявление свободной воли в той мере, в как< он является следованием объективным закон« действительности. Следование этим законам ведет успеху в действиях, не следование - к неудачам. 1 мнению других философов, воля независима < объективного содержания поступка, облада*

самодостаточностью, автономией и самополаганием.

Проблема свободы постоянно возникала в веке. Философы рассматривали ее разные лики, пытая> совместить идею независимости личности с опасност своеволия индивида. Одна из главных проблем,

волновавших Шеллинга, была свобода человека, которая связана с необходимостью. Мораль, по мнению философа, не может покоиться на столь зыбком основании, как свобода выбора, а человек в конечном результате своих действий зависит от необходимости, которая стоит над ним и сама направляет игру его свободы. Согласно Шопенгауэру, воля- есть безосновное начало мира, а человек - высшая форма проявления мировой воли. Осознать ее разумом человек не способен, она познается интуитивно.

Однако при всех различиях волюнтаризма и фатализма, эти концепции видят человеческое действие обусловленным, детерминированным. Анализ волюнтаризма и фатализма дает возможность заключить, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. По мнению русского философа Н.Бердяева, источник свободы находится в духе человека, а душа человека, есть арена взаимодействия свободы и необходимости. Большинство философов, обращавшихся к проблеме свободы воли, едины в том, что наиболее важным является вопрос: «Для чего человек обладает свободой?»

Автор заключает, что гораздо более существенна внутренняя свобода, свобода в выборе добра и истины.

Свобода выступает великой ценностью для каждс человека, без нее невозможно говорить о личности.

Во второй главе «Бытийные основания личности личность исследуется в социальном аспект

анализируется личностное измерение бытия и духовн начало личностной экзистенции.

Первый параграф - «Социальная природа личност деятельностная парадигма» - посвящен рассмотрен социального аспекта бытийных оснований личности.

Вопрос о центральном звене личностнс образования, о чертах, которые концентрирован выражают ее социальное качество, в науке остает дискуссионным. В основании личности лежат отношен соподчиненности человеческих деятельностей. Стат социального обретает любое явление, вовлеченное силовое поле деятельности, выступающее как модус к атрибут этой социальной субстанции.

Деятельность относится к практике в

человеческая сущность к своему существованию. 1 чему человек и человечество научаются в собствен* практике, не без основания полагая это подлине новообразованием и своим личным или историческ приобретением, заведомо подпадает под определен деятельности. Эта категория поистине абсолюта образом охватывает весь неисчерпаемый по свс возможностям практический процесс. В этом смысле

«научиться» деятельности - значит попросту стать человеком. На сущностном уровне деятельность понимается не просто как средство человека к жизни, а как способ становления человеческой сущности и способ реализации им своих сущностных сил. Общепризнано, что культура - это прежде всего исторически выработанные способы деятельности, обладающие ценностной значимостью для общественного развития. Именно культура является сферой выявления творческих сил человека.

Диссертант акцентирует внимание на позиции М.Бахтина, согласно которой, мир культуры и мир жизни является непроницаемым друг для друга. Только в деятельности может быть преодолена «дурная неслиянность и невзаимопроникновенность» культуры и жизни. Только деятельность представляет

действительное основание культуры и становления человека как личности. Личность как уникальная единичность сама для себя оформляется или образуется как целое на границах с другими личностями. По мнению автора, «Я» и «Другие» не есть некие феноменальные данности, они предстают как экзистенциалы (бытийные модусы). Взаимодействие личности с «Другим» образует личностное пространство. Личность реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в

бытии, воплощает свою интеллигибеельную суть жизненной позиции.

Второй параграф - «Свобода как личностно измерение бытия» - является, собственно говоря попыткой выявить особенности личностного измерени бытия.

Автору представляется необходимым обращение анализу работы И.Канта «Критика практическог разума», так как именно в этой рабо1 онтологизировалась традиционная конструкт-

соотнесения действия с добром и злом. Выделена значимости бытия для человека привело к философ* ценностей. Кант неоднократно подчеркивав

практический смысл реальности свободы. Свобода ее: специфическая метафизическая реальность, в которс нет заранее данного детерминированного чем-' содержания. Свободы нет, если человек не «покажет» < своим поступком. Достоинство личное

состоит в том, что именно она являет практичес. неизвестный нам лик вечности, именно через поступо как факт нашей жизни, но жизни организованной законам свободы.

Абсолютное значение и ценность для челове имеет свободная и разумная воля, отсюда все вещи мире имеют относительную ценность, и только разумн и свободная личность имеет безусловную ценность сам;

по себе. Абсолютное уважение к личности составляет нравственное основание морали и права. Приверженность личности к идее «свободы воли» всегда сопряжено с возникновением перерыва постепенности. Именно личность несет ответственность за

существование этого мира. Эта ответственность означает сознание.своего активного участия в жизни, своей причастности бытию.

Быть личностью и сознательно поступать нелегкое бремя, оно облегчает и затрудняет жизнь. Жизнь из простого протекания становится непрерывным действием. Видение максимального широкого горизонта возможности постоянно заставляет человека что-то делать, выбирать, решать на свой страх и риск. Мир поступка - это мир единственности неповторимой жизненной позиции субъекта, его «здесь и сейчас участности» в бытии, мир принципиально человеческого «не-алиби в бытии».

Третий параграф - «Духовное начало личностной экзистенции» - посвящен анализу духовного начала, личностной экзистенции.

В ходе анализа различных подходов к духовности была выявлена связь между сознанием и духом, однако они ни в коей мере не являются тождественными понятиями.

Со времен Декарта религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем

восторжествовали правила логики. Отсюда и родила нацеленность сознания: переделать, подправить улучшить все. Люди создают образ мир соответствующий структуре их духовного опыт Деформация внутреннего опыта людей имеет устойчив тенденцию к «снижению» уровня духовности. Эт процесс напрямую связан с появлением «человека масс (Р.Гвардини), который не устремляет свою волю на т чтобы хранить самобытность, а принимает формы жиз такими, какими их навязывает ему рациональн планирование и нормированная машинная продукция.

Диссертант подчеркивает, что главная опасное заключается в том, что постепенно исчезает чувст собственного бытия человека и неприкосновенн

сферы личного. С человеком обращаются как с объетс начиная от статистики, и кончая насилием и отдельными людьми и народами. Однако только личное способна противостоять массе.

Люди потенциально являются свободнь

участниками своего духовного становления, ^

предполагает самостоятельную работу ума и дз каждого. Волевой акт имеет характер духовне явления, коренящегося в структуре личности челове и выражающий долженствование.

Исследуя процесс духовного становления, ав1] диссертации выделяет следующие этапы: духовное

пробуждение, кризис и активную работу по изменению самого себя. Духовное пробуждение наиболее сильно проявляется тогда, когда самоанализ выступает как внутреннее делание, подобно тому, что было воплощено в практике исихазма. Только творческая активность, отказ от суетности и безделья открывает дорогу духовному преображению, становлению внутренних способностей, работе индивидуального духа.

Диссертант подчеркивает, что только в событиях историчности человек способен обрести подлинность своего присутствия. Свершение времени в этом понимании означает не общемировую структуру

исторического прогресса, а предполагает «сбывание» экзистенциально-личной, неповторимо уникальной судьбы человека.

В заключении изложены основные теоретические выводы исследования, определены некоторые перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ

РАБОТЫ:

1.Цапко Л.И. Личность в деятельностной парадигме. //Современные социально-философские и психолого-

педагогические проблемы. Научные труды кафед;

философии СтГТУ. Вып.11. - Ставрополь: Изд-во СтГТ 1999. -0,5 п.л.

2.Цапко Л.М. Биологическое и социальное в личное //Современные социально-философские и психолог педагогические проблемы. Научные труды кафед философии СтГТУ. Вып.11.- Ставрополь: Изд-во СтГТ 1999, -0,4 п.л.

3.Цапко Л.И. Эволюция понятия личности в истории культуры //Материалы 64 научно-практической конференции СГСХА. Ставрополь: Изд-во СГСХА, 2000, 0,3 п.л.

и ^

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Цапко, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ. 1

ГЛАВА 1. Философско-исторический и семантический контекст понятия "личность".10

1.1. Генезис и эволюция понятия личности.10

1.2. Семантический анализ понятия личности.31

ГЛАВА 2. Бытийные основания личности.55

2.1. Социальная природа личности: деятельностная парадигма 55

2.2. Свобода как личностное измерение бытия. 76

2.3. Духовное начало личностной экзистенции.96

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Цапко, Людмила Ивановна

Актуальность темы исследования. Личность как философская проблема всегда находилась в зоне повышенного внимания не только со стороны философов, но и со стороны филологов, психологов, социологов.

Многогранность и многоаспектность данной проблемы породили обширную литературу. Выдвижение того или иного аспекта на первый план всегда связано с радикальными изменениями в жизни человека и общества.

Сложная ситуация современного российского социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих философских категорий и переоценки системы ценностей. Нынешний человек оказался лишенным как установок официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста. Образовавшийся "вакуум" в духовном развитии общества постепенно заполняется, но не столько новыми идеологическими схемами, сколько ценностями и приоритетами, выработанными мировой и отечественной философской мыслью.

Проблема личности остается неизменно актуальной и приобретает новые познавательные горизонты. Сегодня, когда само существование человечества стало проблематичным, его перспективы зависят от изменения форм бытия не только стран и народов, но и каждого человека.

Проблема бытия личности важна сегодня потому что, люди не просто существуют в мире, но способны глобально влиять на мир и на самих себя, способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия».

Актуальность темы исследования предполагает обращение к человеку, личности как особому способу бытия в мире, как загадке бытия. Для сегодняшней науки человек не является загадкой ни в качестве организма, ни в качестве социального существа. Человек, его индивидуальность, личность - объекты исследования всех гуманитарных наук. В результате этого изучения уже сложился взгляд на личность как на сложную целостную систему, определяемую взаимодействием общечеловеческих, социально-специфических и индивидуально-неповторимых факторов. Но возможно ли исследовать индивидуально-неповторимое методами рационализированной науки? Как проникнуть в субъективный мир, душевное состояние личности?

Современная философия, рассматривая личность как феномен, говорит о структуре, свойствах и социальных типах личности. Однако уникальность личностного существования и сознания останется не только персональной судьбой каждого, но и единственной реальностью освоенного этим сознанием мира. Поэтому важно познание смысла бытия через мир человеческой субъективности - личностную экзистенцию.

Степень разработанности темы исследования. Фундаментальным основанием для данного исследования являются труды классиков философской мысли, начиная с глубокой древности. В качестве историко-философской традиции исследования феномена личности были взяты основные положения Сократа, Платона, Августина, Кузанского, Пико делла Мирандола, М.Монтеня, Р.Декарта.

Родоначальник немецкой классической философии создатель философской антропологии И.Кант особое внимание уделял онтологическому и аксиологическому статусу человека. Проблема свободы огромное место занимала в трудах И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля.

В отечественной философской мысли проблема личности всегда занимала одно из ведущих мест, особенно в русской религиозной философии - С.А.Франк, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, которые определили личность как центральный онтологический элемент мира, способный творить и вносить в мир содержания бытия. Персоналистиче-ски ориентированная русская философия, осмысливая предназначение личности, выдвигала перед ней определенные нравственные императивы, соизмеряла ее поступки с общечеловеческими целями.

Онтологические подходы к проблеме личности содержатся в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, М.Шелера. Хайдегер и Ясперс видели в техническом освоении мира и массовом характере существования разрушение бытия, а возвращение к бытию означало для них обращение к дому, семье заботе о жизни и смерти. Однако Хайдеггер в своей философии вообще избегал понятий «человек», «экзистенция».

Значительный вклад в историю размышлений о человеке находим в работах Э.Кассирера, В.Дильтея, М.Бубера. Они пытались воссоздать своеобразный силуэт философско - антропологической мысли, как она складывалась на протяжении веков. По мнению Дильтея, проблема человека раскрывается не путем размышлений над данным феноменом, а только через историю, которую он сам и представляет. Французский философ Ж.П.Сарт противопоставлял реальность человеческого сознания всему остальному бытию, а экзистенция, по его мнению, есть такой способ бытия, в котором человек выходит за свои пределы, подвергаясь отрицанию.

Концепция становления личности, основанная на философии экзистенциализма, нашли свое отражение в работах представителей гуманистической персонологии А.Маслоу, В.Франкла, которые рассматривают человека как активного творца собственной жизни, обладающего свободой выбирать и развивать свой стиль жизни. Антиномии рационального понимания свободы воли человека рассматривались в работах Э.Фромма.

В философской литературе имеются различные подходы к изучению личности, известны следующие методологические направления по указанной теме: социо-биологическое (В.Ф.Сержантов, А.Т.Москаленко, Гелен, Ландман), деятельностное (А.Г.Спиркин, Л.С.Выготский, С.А.Рубинштейн), культурно-историческое (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.К.Петров, М.Бюллер, В.Барбу), системное (Б.Г.Ананьев,

Л.Г.Станкевич, Л.П.Буева).

Перечисленный список далеко не полон, но уже по нему можно судить о методологическом разнообразии проблемы личности, однако бытийные основания личности остаются неизменно актуальными.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют традиционный логико-философский анализ и общенаучные методы исследования. Специфика диссертационного исследования обусловила применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий. Методологическая основа диссертации существенным образом опирается на разработки в области философских направлений изучения теории личности, принадлежащее Е.К.Быстрицкому, М.М.Бахтину, М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищеву, Г.Л.Тульчинскому.

Цель и задачи исследования. Анализ традиционного комплекса идей, лежащих в основании проблемы личности с позиций сегодняшнего дня, рассмотрение онтологических оснований личностного бытия современного человека. Задачи:

- выявить фундаментальные идеи, лежащие в основе рождения и эволюции понятия личности в истории европейской философии; -подвергнуть семантическому анализу понятие личности;

-уточнить бытийные основания личности в современную эпоху; -рассмотреть социальную природу личности в деятельностной парадигме; -эксплицировать духовное начало личностной экзистенции;

Научная новизна исследования может быть сформулирована следующим образом:

- на основе философско-исторического и семантического анализа выявлены особенности понятия личности;

-прослежена эволюция смысла, вкладываемого в понятие «личность» различными эпохами и отраслями научного знания;

- уточнена связь между свободой и личностью;

-выявлен и описан личностный способ бытия, возникающий в момент ответственного поступка;

-эксплицировано духовное начало личностной экзистенции;

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1.Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику разлития представлений о личности, человеческой природе и месте человека во Вселенной. Главными характерными чертами понимания личности в различные эпохи выступают понятия судьбы, свободы, выбора и экзистенции. В науке - напротив, личность рассматривается как феномен. Здесь можно говорить о структуре и свойствах, но нельзя о природе, назначении и смысле.

2.Семантический анализ понятия личности позволяет выявить неразрывную связь понятия «личность» и понятия «свобода». Рассуждения о личности ничего не стоят, если при этом не затрагивается свобода.

Свобода в метафизическом смысле - есть оборотная сторона ответственности личности. Сознание человека вторично по отношению к изначальной свободе, оно дано как инструмент познания меры, глубины и содержания этой ответственности.

3.Личность есть бытие не внутри индивида, а вне его. Личность созидается на границе «внутреннего» и «внешнего» человека, «Я» и «Другого». «Я» и «Другие» - вот два полюса, между которыми формируется и проявляется личность. Но «Я» и «Другие» не есть некие феноменальные данности, а предстают как экзистенциалы (бытийные модусы).

4. Именно деятельность является действительным основанием становления человека как личности. В любом роде бытия, кроме человека, сущность тождественна существованию или едина с ним. Только для личностного способа бытия изначальна их не тождественность. Благодаря тому, что человеку его сущность не дарована природой изначально, он обладает свободой, восполнить свою сущностную неполноту через культурное становление. Именно в воле проявляется - насколько субъект определенной деятельности овладел своей человеческой сущностью.

5. Взаимоотношения личности с «Другим» образуют личностное пространство. Личностное пространство возникает в момент ответственного деятельностного акта-поступка, совершающегося личностью в диалоге, с целью актуализации своего внутреннего мира для «Другого».

Существует два аспекта понимания места личности в бытии, один имеет естественно-физические рамки осмысления, другой - метафизические. Во втором случае, выбор личности обусловлен мировоззренческой позицией личности. Личность, реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в бытии, воплощает свою интеллигибельную суть в жизненной позиции.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования имеют практическое применение для решения проблемы гуманитарного знания, методологии и философии науки. Представляется целесообразным использование основных материалов и выводов диссертационного исследования в процессе научно -исследовательской и преподавательской деятельности, (определенные аспекты личностного бытия могут найти отражение в учебных программах по социальной философии и культурологии, стать базой для разработки факультативных курсов).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межвузовских и внутривузовских научных конференция СтГСХА, на методологических семинарах кафедры философии Сев-КавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Сев-КавГТУ. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в 3 публикациях, общим объемом 1,2 п.л.

Объем и структура. Диссертационное исследование изложено на 139 машинописных страницах, включает введение, две главы, пять параграфов, заключение, приложение и литературу, содержащую 143 источника на русском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Личность как категория социальной онтологии"

ЗАКЛЮЧ ЕНИЕ

Личность привлекала пристальное внимание философов и социологов во все времена. В обширной литературе по проблеме личности в значительной степени разработаны и развиты темы, поднимаемые в предлагаемой работе, однако в ходе диссертационного исследования требовался новый подход, обусловленный теми изменениями, которые произошли в философии в последние десятилетия.

Анализ фундаментальных идей, лежащих в основе рождения и эволюции понятия личности в истории философии позволил нам выявить, что понятие самоценной личности было постепенно выработано из антично-христианской традиции. Только после Канта особость и суверенность, утверждаемые через свободу, предстают в качестве личности. Благодаря свободе личность способна сохранить свою неповторимость, оставаться собой даже в современную эпоху экологического, социального и духов-но-нравственного кризиса.

Самая уникальная единичность как элемент общества возможна только при условии наличия отличившихся от него «Других» единично-стей, поскольку личность как уникальная единичность сама для себя оформляется или образуется как целое на границах с другими личностями. По нашему мнению, «Я» и «Другие» не есть некие феноменальные данности, они предстают как экзистенциалы (бытийные модусы). Взаимодействие личности с «Другим» образует личностное пространство. Личность, реализуя свои убеждения в реальном поведении, поступках, и занимая свое особое место в бытии, воплощает свое интеллигибельную суть в жизненной позиции.

Таким образом, деятельность является способом существования общественной жизни, который выделяет ее во внешнем мире и служит основанием ее внутренней системной целостности. Каждый акт деятельности должен осуществляться в определенном пространстве, где бы человек несущий в мир свое, уникальное "Я" мог освоить и индивидуально воспринять существующий мир культуры для того, чтобы в этой культуре себя реализовать. Внутренний мир личности способен трансформироваться во внешнее бытие личности, посредством поступка. Личность несет ответственность за каждое свое осмысленное действие и в этом случае она свободна изъявить свою волю и выбор в отношении к внешнему объекту, сообразуя свою ответственность с личными убеждениями. На основе свободы воли личность и утверждает себя в мире, занимает свое собственное место в бытии.

Осмысление нами этико-антропологической проблематики И.Канта, позволяет сделать определенные выводы, касающиеся реализации духовно-нравственных потенций человека, экзистенциального выбора человеком самого себя, своих интимно-личностных ценностных ориентаций, общечеловеческих идеалов и нравственных устремлений. Моральное измерение личности основывается на существовании практической свободы, причем отличительной особенностью нравственной личности является ее независимость от чувственно-природной сферы и способность выбора морально доброго. Нравственной личностью в кантовской философии полагается та личность, которая не нарушает прав других людей, и способствует сотворению общечеловечески морально доброго.

Исследуя духовное начало личностной экзистенции, мы пришли к следующему выводу, что понятие духовности с трудом поддается логико-дискурсивному анализу, но и на интуитивном уровне смысл понимается не одинокого. В своей работе мы исходили из понимания духовности как связующем факторе целостности субъективного бытия и сущностной основе творческого процесса. Превращение индивида в личность при всей социальной обусловленности этого и социальной потребности в нем есть фундаментальное требование, стоящее перед субъективным бытием. Оно может быть выполнено в полной мере лишь тогда, когда человек целостно осуществится, а это не может произойти без процесса духовного совершенствования и творчества.

Однако рамки данной работы не позволил достаточно основательно рассмотреть некоторые аспекты проблемы. Так представляется недостаточным анализ понятия личности только в связи с понятием свободы, необходим более глубокий семантический анализ данного понятия. Важным является и осмысление проблемы духовных начал личностной экзистенции, исходя из самобытности русской духовности. Все это вопросы последующих исследований.

 

Список научной литературыЦапко, Людмила Ивановна, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Августин Аврелий. Исповедь. - М.,1992.-335с.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. -1988.-№7.- С. 210-220.

3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как он есть. Эссекс. -1985 - 142с.

4. Адуло Т. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.

5. Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека: Дисс. канд. фил. наук. М., 1996.

6. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969-1972.

7. Арлычев А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости.// Вопросы философии. №6. - С,133-143.

8. Арсеньев A.C. Мышление психолога и проблемы личности // Культура. Традиции. Образование. Ежегодник НИИ культуры №1. 1990.- С. 193-219.

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989. -272с.

10. Ю.Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии. -1995. №3.

11. П.Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. А.И.Арнольдов, В.А.Кругликов. -М., 1987. -С.90-135.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.

13. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. -384с.

14. Бахтин М.М. Работы 1940- нач. 1960-х годов. Собр. Соч. в 9 т. Т.5. -М.: Русские словари, 1996.-732с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Сб . изб. тр. М.: Искусство, 1979. -423с.1 б.Бердяев H.A. Pro et contra. Кн.1. СПб.: РХГИ, Русский путь, 1994, -573с.

16. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480с.

17. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:ЗАО «Сварог и К», 1997. - 416с.

18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989.-608с.

19. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-383с.

20. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность / Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1980. - 64с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философского введения в двадцать первый век. - М., 1990. -413с.23 .Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. -JL: «АККА», 1990.

22. Бытие человека в культуре (Опыт онтологического подхода). // Быст-рицкий Е.К. и др. Киев: Наукова Думка, 1991. -176с.

23. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

24. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.-317с.

25. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 246с.

26. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986. -64с.

27. Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994.-704с.

28. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987. -211с.

29. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.-237с.

30. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.-224с.

31. Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 208с.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.

33. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология 20 века. -М.: «Республика», 1997, -495с.

34. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. -687с.

35. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. -М.: Прогресс, 1986. 400с.

36. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1973. - Т.2.

37. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. Т.4. М.: Соцэкгиз, 1959. -440с.

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль, 1974.-452с.41 .Гегель Г.В.Ф. Эстетика. -Т. 1. М.: Искусство, 1968.-312с.

39. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.,1995.43 .Деятельность: теории, методология, проблемы. / Сост. И.Г. Касавин. -М.: Политиздат, 1990. 365с.

40. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев: Наукова Думка, 1977.-243с.

41. Каган М.С. К построение философской теории личности // Философские науки. -1976. №6. -С. 16-23.

42. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. - С.208-239.

43. Каган М.С. Философия культуры. С.П., «Петропольс», 1996.-46с.

44. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328с.

45. КантИ. Соч.: В 6т. -М.: Мысль, 1963.

46. Кант И. Основы метафизики нравственности; Метафизика нравов. -СПб.: Наука, 1995.-528с.51 .Кант и кантианцы: Критический очерк одной философской традиции. -М., Наука, 1978. -368с.

47. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. - 536с.

48. Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. Т.1. -М.: Ренессанс, 1992. 345с.

49. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

50. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977.-160с.

51. Кон И.С. В поисках себя. М.,1984.-335с.

52. Кон И.С. Открытие «Я». -М.,1978.-248с.

53. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. -М.: Высшая школа, 1981.-211 с.

54. Краткая философская энциклопедия / Редкол.: Е.Ф.Губский, Г.В. Ко-раблева, В.А. Лутченко. М., 1994. - 576с.

55. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.-496с.

56. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / Под ред. В.П. Иванова, В. П. Козловского, Е. К. Быстрицкого. -Киев, 1989.-320с.

57. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304с.

58. Лобковиц Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. № 2. С.54-6

59. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т.З. М., 1986. - 688с.

60. Лосев А.Ф Очерки античного символизма. М.: Мысль, 1993.-958с.

61. Лосев А.Ф. Дерзание духа. 12 тезисов об античной культуре. М.: Политиздат, 1988.-366с.

62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Мысль, 1984.

63. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М.: Мысль, 1993.-959с.

64. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.-432с.

65. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. ¡Политиздат, 1991.-368с.

66. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интитуитивизм. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. -208с.

67. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.-412с.

68. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.-134с

69. Макиавелли М. Избранные сочинения. М.,1982.-375с.

70. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.-320с.

71. Мамардашвили М. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. / Под ред. Ю.П. Сенокозова. М.: Лабиринт, 1996.-432с.

72. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. -320с.

73. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994.-Зб8с.

74. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.42.

75. Махлин В.Л. Михаил Бахтин: философия поступка. М.: Знание, 1990. -64с.

76. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.-128с.

77. Мировоззренческая культура личности: (Философские проблемы формирования) Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1986,-296с.83 .Михайлов И.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990,-222с.

78. Момджян И.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 1997. - 448с.

79. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М. 1979-1980. Т.1.

80. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987. -112с.

81. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

82. Николов JI. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984.

83. Ноговицын О.М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Лен. унив., 1990. -197с.

84. Опыты: Литературно-философский ежегодник. М.: Советский писатель, 1990, - 480с.

85. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.-420с.

86. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов -на -Дону, 1993 228с.

87. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы межд. конференции. СПб, 28-29 окт.1997 г. -СП, 1997. 199с.

88. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996. - 176с.

89. Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - 552с.

90. Пржиленский В.И. онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь, 1998.-200с.

91. ЮО.Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., 1984.

92. Поль Рикер. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М.,1995.-416с.

93. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.,1998.-413с.103 .Роттердамский Э. Похвала глупости. // Библиотека Всемирной литературы. Т.ЗЗ. М., 1971.- 564с.

94. Рубинштейн С.А. Человек и мир. М., Наука, 1973.-385с.

95. Русские философы (к 19- сер.20в.): Антология. Вып. 1. М., Книжная палата, 1993. - 368с.

96. Юб.Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.-216с.

97. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.-351.

98. Соболев A.B. О персоналистической гносеологии.// Вопросы философии. №4.- С.121-138

99. Соколов Э.В. Духовная культура и ее судьбы в современном мире // Духовное становление человека.- Л., 1972. С.3-18.

100. Ю.Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. -М.,1987.-139с. Ш.Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М.,1992.-191с.

101. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.-286с.

102. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 в. М., 1996.

103. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль1990.

104. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «Бах-рах», 1996. - 480с.

105. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. М., 1990. -216с.

106. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986. -176с.

107. Феномен человека: Антология человека. Сост. П.С. Гуревич. М.: Высш. школа, 19993. - 349с.

108. Фихте И.Г. Избранные сочинения. TI. М.: Мысль, 1962.

109. Франк С.А. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511с.

110. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. -М., 1995. -413с.

111. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-368с.

112. Фромм Э. Иметь или быть?- М.: Прогресс, 1990. 336с.

113. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. Сборник. -М.: Высшая школа, 1991.-192с.

114. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: «Academia», 1992.

115. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции. / / Вопросы философии. 1998. - №3. С.35 -119 127.Человек в зеркале наук: Труды методологического семинара «Человек». Межвуз. сборник. - Л.: ЛГУ, 1991.

116. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Сб. статей. М., 1990. -324с.

117. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир. М.: Полит, литература. 1991.-456с. 130. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век. - М.: Республика, 1995. - 528с.

118. Человек и духовность: Сборник статей. Рига, 1990. -150с.

119. Шарден Т. Феномен человека. М., 1968.-560с.

120. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.-512с.

121. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Введение в философию поступка. Киев: Наукова думка, 1991. - 187с.

122. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М.-Л, 1936.

123. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544с.

124. Этика Канта и современность. Рига: Авота,1989. - 228с.

125. Юнг К. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга, 1997.-544с.

126. Юнг К. Конфликты детжой души. М., 1995.

127. Ясперс К. Смысл и назначение. М.: Республика, 1994.-524с.

128. Barby Z. Problems of Historical Psihology. N. Y, 1960. -320p.

129. Everyday Cognition. Its development in Sosial Context. Harvard University in Sosial press, 1984. -420p.

130. Guilford J.P. Creativity: Dispositions and Processes //Creativity research. Internaional Perspective. New-Delhi, 1980.-227p.