автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Лидер в потестарно-политическом сознании саха

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Парфенова, Ольга Афанасьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Лидер в потестарно-политическом сознании саха'

Текст диссертации на тему "Лидер в потестарно-политическом сознании саха"

Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова

На правах рукописи

ПАРФЕНОВА Ольга Афанасьевна

ЛИДЕР В ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ САХА (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЙ О ТЫГЫНЕ)

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Якутск 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................3

Глава 1, Лидер в традиционном сознании саха...............16

1.1. Мифологические и исторические основы преданий о Тыгыне. ... 16

1.2. Лидерство в потестарном сознании саха..............48

Глава 2. Лидер в потестарно-политическом сознании саха........104

2.1. Потестарный лидер в якутской исторической науке..........104

2.2. Тыгын как архетип потестарно-политического сознания.......139

Заключение..................................173

Библиографический список использованной литературы.........178

ВВЕДЕНИЕ

В условиях этнодифференциации и этноинтеграции политической культуры современной России особое значение приобретает вопрос соотношения этнического и политического. Одной из сторон этого вопроса является механизм, лежащий в основе становления парадигмы лидер в этнической культуре.

Особенно актуально изучение этого процесса в тех обществах, где произошло слияние собственной потестарной и привнесенной извне политической культуры. Здесь национальный лидер отождествляется прежде всего с национальной традицией, и, в то же время, на представления о нем влияют более поздние социально-политические процессы.

Так, традиционная якутская культура включала в себя культуру потестар-ную, которая до сих пор не была предметом специального исследования. Объективной причиной этому является то, что социально-политическая организация якутского общества XVII в. не реконструирована. Сказался недостаток ис-точниковой базы: ограниченное количество казацких документов, где упоминаются элементы социально-политической структуры якутского общества, но нет сведений об их соотношении, а также фольклорный материал, где эти элементы описаны подробнее, но затруднительно связывать их именно с XVII в.

В обоих видах источников в качестве наиболее авторитетного лидера якутского общества XVII в. выступает родоначальник кангаласской волости Тыгын. В русских источниках он называется "лучший тайша" и "якольских людей князец"1.

Тыгын также является героем множества исторических преданий, в которых отражена потестарно-политическая культура якутского народа в динамике. Это дало основание исследователям разделять представления о Тыгыне на мифологический и исторический аспекты2.

Но в трудах историков и этнографов XVIII - XIX вв. Тыгын фигурирует, прежде всего, как историческое лицо. Именно с этой точки зрения его рассматривали Я.И.Линденау и В.Л.Серошевский, которые могли обращаться только к материалам устного народного творчества.

Так, в записях, сделанных Я.И.Линденау, выражено стремление исследователя записать хронику, летопись якутов. Но из круга источников, которыми пользовался Я.И.Линденау, наиболее важными для него были фольклорные материалы, расспросы местных жителей и собственные полевые наблюдения.

Поэтому ему были хорошо знакомы мифологизированные предания. Например, исследователь делает анализ причин вознесения Тыгына. Таковыми на его взгляд были: 1) его личные качества: "смелый, лукавый, властолюбивый, могущественный", которые позволили ему стать первым над старшими братьями; 2) ослабление других родов в результате активной завоевательной деятельности Тыгына. Рассматривая потестарную структуру якутского общества исследователь сообщает, что у них издавна существовал тойон ууса, т.е. «тойонский род» или «господский род». Главой этого рода могли быть лишь потомки легендарного первопредка Элляя3. Это сообщение Я.И.Линденау позволило позже историкам говорить о резкой социальной дифференциации в общественной жизни якутов и предположить, что «тойонский род» стоял во главе якутских племен4.

Социально-политическое положение Тыгына В.Л.Серошевский, считавший, что волость ((дъон) является родовым союзом, оценивает как лидера кан-галасского родового союза. Именно это обстоятельство, принадлежность к кан-галасской группе родов, автор выделяет как основную причину возвеличивания Тыгына в якутских преданиях. Исследователь впервые разграничил два аспекта в его образе - исторический и мифологический.

В XX в. были произведены крупные записи и публикации исторических преданий, которые внесли неоценимый вклад в изучение этих аспектов.

Тыгына мифологического исследовали А.Е.Кулаковский, Г.В.Ксенофонтов, С.И.Боло, Г.У.Эргис. Исторические предания якутов о нем, собранные А.Е.Кулаковским, хранятся в фондах архива Якутского научного центра5.

Фундаментальное значение имел сборник Г.В.Ксенофонтова "Эллэйада. Материалы по легендарной истории и мифологии якутов". Этот итог многолетнего труда (1921-1926) исследователя был подготовлен к печати в начале 1930-х гг., но издан только в 1977 г6. В нем впервые было собрано множество разнообразных вариантов легенд из цикла преданий об Элляе и Омогое. Также в этот сборник вошло множество исторических преданий о Тыгыне, которые составили отдельный цикл. Из 269 преданий "Эллэйады" в 108 Тыгын является или действующим лицом или упоминается.

Энтузиаст, собиратель якутского фольклора С.И.Боло особое внимание уделял именно историческим преданиям. Начиная с 1925 г. за двадцать с лишним лет своей собирательской деятельности им было собрано около 600 преданий. На их основе исследователем была написана книга "Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа)". В одной из глав описывается «жизнь Тыгына Тойона»7.

Первая крупная публикация исторических преданий якутов была сделана лишь в 1960 г.8 Издание подготовил Г.У.Эргис, оно было посвящено памяти С.И.Боло, многие записи которого вошли в этот сборник. В эту публикацию вошли предания о Тыгыне, которые ранее не издавались на русском языке.

Якутскими фольклористами были также разработаны теоретические вопросы изучения преданий тыгыновского цикла9.

Тыгына исторического рассматривали Г.В.Ксенофонтов, С.А.Токарев, С.В.Бахрушин, А.П.Окладников и др. Наука решала в его отношении два ос-

новных вопроса: 1) вопрос об историчности Тыгына; 2) вопрос о характере его власти. В целом, вопрос об историчности решался большинством ученых положительно. В решении второго вопроса часть исследователей власть Тыгына определяет как имеющую узкий родовой или племенной характер. Другая часть считает, что властные отношения якутов XVII в. имели потестарный или даже политический уровень, а кангаласский лидер осуществлял политику государственного объединения якутов. Вопрос о характере власти Тыгына был непосредственно связан с проблемой определения общего уровня социально-политического и общественного развития якутского общества этого периода.

Так, историческим результатом работ С.А.Токарева и С.В.Бахрушина явилось разрешение на основе архивных материалов вопроса об историчности кан-галасского тойона. Но исследователи не дали окончательной оценки характеру его власти. Несомненно, на исследователей влияла политическая атмосфера конца 30-х- начала 50-х гг., неслучайно их работы появились вслед труду Г.В.Ксенофонтова, репрессированного в 1938 г.

Рассматривая социально-политическую роль кангаласского лидера, Г.В.Ксенофонтов опирался на идею уйгурского происхождения якутской знати. Он связывал генеалогию Тыгына с пропавшим без вести последним уйгурским ханом Энэнь-Тэгином. Так, по Г.В.Ксенофонтову предки саха унаследовали элементы политического строя древнеуйгурского государства.

Таким образом, "Тыгын - не эфемерная личность, выступившая на смену лишь в эпоху русского нашествия, а конкретный символ определенной формы общественной организации"10. И здесь исследователь называет эту форму общественной организации якутским царизмом. Следовательно, он определяет социально-политический статус Тыгына как якутского монарха. Говоря о значении исследования Г.В.Ксенофонтовым вопроса о Тыгыне, следует подчерк-

нуть, что это была первая в якутской историографии попытка рассмотреть кан-галасского лидера с политической точки зрения.

А.П.Окладников считал его наследственным военным вождем, унаследовавшим определенное общественное положение главы патриархально-родовой организации. Эта организация была родовой по характеру и межплеменной по масштабам, т.е. союзом якутских племен. Одновременно он был главой господствующего среди них рода, который являлся основным носителем идеи общеплеменного единства - эля11.

Исследователь придерживался мнения о существовании в прошлом у предков якутов племенного союза ("союзного совета") - эля - принесенного с другими элементами древней степной культуры из Прибайкалья. А.П.Окладников впервые в якутской историографии связал деятельность Тыгына с потестарной культурой прибайкальских курыкан.

Таким образом, Г.В.Ксенофонтов и А.П.Окладников расценивали деятельность Тыгына как выражение феодальных отношений, где он является конкретным символом определенной формы общественной организации (монархии или союзного совета).

Исследователь 20-30-х гг. Г.Попов считал, что якуты в прошлом входили в состав орхонского государства, а на Средней Лене вновь стали формировать его в миниатюре. Экономической основой этого государства являлся "северный феодализм". Здесь Тыгын являлся выполнителем новой политической ориентации - довершить путь орхонских тюрков12.

Такой же точки зрения, наличия в якутском обществе XVII в. процессов образования государственности, придерживается Ф.Г.Софронов13.

Таким образом, оба направления научной мысли были представлены солидными работами и получили дальнейшее развитие в трудах историков. Практически в каждом историческом исследовании, рассматривающем проблемы

ХУП-ХУШ вв., задевался вопрос о Тыгыне. В последнее десятилетие интерес исследователей к Тыгыну получил также и другие направления.

Во-первых, появились работы, в которых его образ рассматривается прежде всего с позиций мифологизма преданий. Так, В.М.Никифоров в своем исследовании "Якутские народные предания. Художественные особенности и историческое развитие жанра" выделяет два разных аспекта в образе Тыгына: Ты-гын "ранний" - мифологический, Тыгын "поздний" - исторический. Следовательно, в фольклоре, в мифологии еще до событий конца XVI - начала XVII столетия существовал образ лидера, которого, по мнению В.М.Никифорова, могли называть Тыгыном.

А.А.Борисов в статье "Исторический фольклор и этносознание якутов" также обращается к вопросу о Тыгыне, который, по мнению автора, в XX в. становится символом якутской этничности14. В исследовании «Якутские улусы в эпоху Тыгына» молодым ученым вопрос о Тыгыне рассмотрен под новым углом, с точки зрения субэтнического (улусного) сознания якутов XVII в15.

Во-вторых, вопрос о Тыгыне поднимается в исследованиях по этногенезу якутов. С.Сомоготто (С.И.Николаев) предлагает читателю свою теорию о майатто-тунгусском происхождении Тыгына. Это увязывается с общей концепцией автора об автохтонном происхождении саха. Совершенно справедливо он отмечает роль "легенд о Тыгыне", как фактора способствовавшего формированию якутов в народ. «Его легендарная гибель в этническом сознании считалась самопожертвованием за рождение народа»16.

Таким образом, практически в каждом крупном историческом исследовании по истории Якутии тема Тыгына получала достойное освещение. В исторической науке вопрос о реальности Тыгына решен в целом положительно. Но существование в представлениях о нем двух аспектов (мифологический и исторический), а также неразработанность вопроса потестарной структуры якутско-

го общества XVII в., затрудняли конструктивную оценку роли как самого Ты-гына, так и поздних представлений о нем. Следовательно, по прежнему открытой остается проблема его потестарно-политической роли. Такая ситуация с вопросом о национальном лидере была связана с общественно-политической обстановкой каждого отдельно взятого периода истории. Сегодня его имя стало прочно ассоциироваться с темой государственности у якутов.

На современном этапе не разработан культурологический аспект данной темы: вопрос о легитимации власти в традиционной якутской культуре, а также недостаточно полно рассмотрен вопрос о динамике парадигмы лидер как этно-интегрирующего фактора. Несомненно, на представления о лидере повлияли процессы этноинтеграции якутов XVIII - XX вв. Поэтому без анализа их развития, как элемента политической культуры этноса, вопрос о Тыгыне не может считаться исчерпанным. С другой стороны, рассмотрение Тыгына политического дает более полное представление о потестарно-политической культуре в традиционном и современном обществе якутов. Обращение к политическому аспекту лидера дает возможность изучения потестарно-политического сознания якутов.

Цель и задачи исследования. В связи с этим, целью предпринимаемого исследования является анализ динамики представлений о лидере в потестарно-политической культуре этноса (на примере Тыгына). В соответствии с этой целью предстоит решить следующие конкретные задачи:

1. Рассмотреть исторические условия возникновения и мифологизм преданий о Тыгыне.

2. Проанализировать парадигму лидер в традиционной потестарной культуре.

3. Раскрыть влияние на нее якутской исторической науки.

4. Определить значение этой парадигмы в современном этнополитическом сознании нации.

Таким образом, объектом исследования является проблема потестарно-политической культуры якутов. Предметом исследования будет парадигма лидер., ее динамика и функциональная роль в этнополитическом сознании народа.

Источниковая база. Исследование выполнено на следующих группах источников:

- архивные источники: Национальный архив Республики Саха (Якутия) - были задействованы следующие материалы - в Ф.50 (Президиум Верховного Совета Якутской АССР (1920 - 1946 гг.), Оп.1, Д.515 «Тезисы доклада о введении в Якутии всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста, о ликвидации неграмотности взрослого населения и др.». В этой единице хранения имеется первоначальный отзыв А.П.Окладникова о работе Г.В.Ксенофонтова «Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов», написанный в 1931 г.. В Ф.52 (Совет Министров ЯАССР (1936 -1946 гг.), Оп.23, Д.15 «Постановления и переписка СНК ЯАССР о развитии искусства в республике (12 ноября 1944 г. - 13 ноября 1945 г) использовалась, составленная Г.У.Эргисом «Антология якутского фольклора». В Ф.353 (Комитет Нового Алфавита при Президиуме ЯЦИК (1924 - 1937 гг.), Оп.1, Д.60 «Переписка о фольклоре якутов (12 мая-1935 г.)». Из этого дела задействована, также составленная Г.У.Эргисом, «Программа по фольклору». В Ф.386 (Общество изучения ЯАССР (1912 - 1938 гг.), Оп.2, Д.60 «Документы (отчеты, докладные записки, заявления) и переписка о деятельности... Г.В.Ксенофонтова над якутским фольклором и др.». Были использованы письма известного якутоведа И.И.Майнова к Э.К.Пекарскому, отзыв И.И.Майнова о материалах Г.В.Ксенофонтова, текст телеграммы Г.В.Ксенофонтова к М.Аммосову. В Ф.1407 (Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Ем.Ярославского), Оп.1, Д.9а «Фольклорные письменные предания якутов (на якутском языке)», Д.24 «Якутские исторические пре-

дания о периоде междуродовых и межплеменных войн якутов (кыргыс уйэтэ)». В этих делах имеются тексты преданий о Тыгыне, собранные фольклористом С.Боло. И Д.ЗО «Статьи старшего научного сотрудника Якутского краеведческого музея С.Боло (февраль 1934 г. - октябрь 1937 г.)». Архив Научного Центра Республики Саха (Якутия) - изучены следующие материалы: Ф.4. (Фонд деятелей науки и техники), Оп.13, Д.25 «Якутские легенды-былины, собранные А.Кулаковским с 1890 по 1924 гг.» и Д.26 «Литературное наследие А.Е.Кулаковского. Предания и песни». Ф.5. (Научные документы), Оп.13, Д.2 «Записи Копырина Г.Н. в Усть-Алданском районе. УЬуйээннэр уонна легенда-лар» и Д.22 «Фольклорные материалы Окорокова В.Д., собранные в Орджони-кидзевском и Алексеевском районах. Былыргы кэпсээннэр, уЬуйээннэр». Здесь изучались записи исторических преданий, сделанные А.Е.Кулаковским.

- памятники фольклора якутов и других тюрко-монгольских народов (сборник Г.В.Ксенофонтова "Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов", сборник Г.У.Эргиса "Исторические предания и рассказы якутов", олонхо "Могучий Эр Соготох", алтайский эпос "Маадай-Кара" и "Алтай-Бучай", долганские легенды, бурятский эпос "Айдурай Мэргэн");

- фактическим материалом послужили этнографические работы и исследования по потестарно-политическим культурам других народов.

Методологические подходы и методика исследования темы. В данном исследовании широко применялся ку�