автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Лингвориторические средства конструирования тоталитарных идеологий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Лингвориторические средства конструирования тоталитарных идеологий"
На правах рукописи
КЕГЕЯН Светлана Эриховна
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ИДЕОЛОГИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.)
Специальность 10 02 19 - теория языка
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Краснодар - 2007
003175805
Работа выполнена на кафедре русского языка Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
Научный руководитель —
доктор филологических наук, профессор Ворожбитова Александра Анатольевна
Официальные оппоненты
доктор филологических наук, профессор
Кашкин Вячеслав Борисович
кандидат филологических наук, доцент
Лекарева Ирина Николаевна
Ведущая организация -
Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Защита диссертации состоится 1 ноября 2007 г в 9 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 101 08 при Кубанском государственном университете по адресу 350040 г Краснодар, ул Ставропольская, 149, ауд 231
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета
Автореферат разослан 30 сентября 2007 г
Ученый секретарь
диссертационного совета
Баклагова Ю В
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы исследования обусловлена пристальным вниманием современного языкознания к политическому дискурсу, который чрезвычайно важен в плане проблематики отражения идеологических и мировоззренческих аспектов жизнедеятельности человека в языке При этом в последние десятилетия в «политлингвистике» (А П Чудинов) важное место занимают исследования так называемого «тоталитарного языка» (Н А Купина) Тоталитаризм (ог лат totalis - весь, целый, всеобщий, totahtas - целое, полнота) — «понятие, обозначающее политический режим, основанный на всеобъемлющем контроле государства над жизнью общества и его отдельных индивидов» Согласно основоположнику данного политического учения Дж Джентиле, тоталитарное государство есть «воплощение нравственного духа», а «личность должна раствориться в политической истории и государственном целом» В многочисленных антиутопиях (Замятин, Хаксли, Мильро, Оруэлл) и политической эссеи-стике тоталитаризм осмысляется «как практика консциентального воздействия, психофизиологическая инженерия, направленная на деиндивидуализацию человека, превращение его в винтик тотальной государственной машины», «рационально-технократической замкнутой и безличной системы власти, опирающейся на аппарат непрерывного террора и слежки и основанной, с одной стороны, на сверхполномочиях вождя и партии, а с другой стороны, осуществляемой внутри самого общества и индивидов» (Словарь философских терминов М , 2005 С 593) В качестве идеологической системы тоталитаризм определяется как «совокупность взглядов на государство как на высшее благо, гипотеза о пользе тотального государственного вмешательства (в экономику, культуру, образование и тд), смыкается с этатизмом' и авторитаризмом (Новейший словарь иностранных слов и выражений Мн , 2006 С 806), тоталитарный — все-подчиняющий и всеподавляющий (Там же)
Идеологические системы тоталитарного типа целенаправленно создавались партийными идеологами для революционного преобразования мира как некие умозрительные философско-политические конструкты, транслировались через массивы соответствующих текстов и активно внедрялись в сознание коллективной языковой личности В свете неразрывной взаимосвязи идей и концептов, идеологий и концептосфер как сущности и явления, смысла и экспонента, мысли и языковых средств ее «совершения», по Л С Выготскому, в данном случае мы считаем правомерным говорить именно о «конструировании» идеологии в ее вербальном выражении, в форме прецедентных политических текстов «Идеология есть не что иное, как дискурс, и она, конечно, конструируется языком В этом смысле между идеологией и дискурсом можно поставить знак равенства» (Э Лассан) Лингвориторические (ЛР) средства такого конструирования - это языковые элементы, прежде всего опорные лексемы, которые ре-
' Этатизм (от фр Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития [Новейший словарь иностранных слов и выражений, 2006 с 556]
презентируют частотные концепты данной мировоззренческой картины мира Они включены в риторические структуры - иерархию ценностных суждений, образующую аргументативное пространство продуцентов тоталитарной идеологии, ее инвентивно-диспозитивный каркас, а также в тропы и фигуры, изобразительно-выразительные средства, более частные элокутивные приемы речевого воздействия на реципиента
В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет харизматическая фигура вождя, наделяемого всей мыслимой совокупностью положительных качеств и способностей вплоть до сверхъестественных В связи с этим большой научный интерес представляет анализ особенностей дискурсивной самореализации «языковой личности-концептоносителя» (А А Ворожбитова) — вождя-идеолога, продуцирующего тексты с изложением основ того или иного революционного учения, призванного формировать систему мировоззренческих установок, ценностно-эмоциональную сферу и в целом менталитет коллективной языковой личности Этим обусловлен выбор для анализа в данном исследовании идиодискурсов В И Ленина и И В Сталина, авторов прецедентных текстов, заложивших основы большевистского дискурса — идеологического ядра феномена «советского языка» (М Геллер, М Кронгауз и др )
К двум разновидностям тоталитарных идеологий, центральным для XX века, относят большевизм и фашизм Полемизируя с попытками уравнять их фило-софско-этическое содержание, мы, тем не менее, можем увидеть некоторую близость в практике дискурсивного бытования, в использовании лингвистических средств и риторических приемов, что позволяет выделить общие доминанты тоталитарного дискурса в целом как феномена лингвориторической природы Идеология так называемого «русского фашизма» в первой половине века формировалась в эмигрантских кругах в противопоставлении сталинскому режиму, лицемерно открещиваясь от немецкого фашизма как «неправильного», исповедующего расизм. Комплексная социокультурная актуализация в постперестроечной России «Азбуки коммунизма» (1919) и «Азбуки фашизма» (1934) в книге «Звезда и свастика» (М , 1994) послужила для нас основанием для объединения в одном исследовании данных русскоязычных образцов «учебного жанра» тоталитарного дискурса как «прототипических текстов» (Э Лассан)
Рассмотрение концептуального пространства текстов большевистских вождей и «Азбуки коммунизма» как образцов «коммунистического дискурса» (термин французской школы дискурсивного анализа), их сопоставление с текстом «Азбуки фашизма» имеет значение не только для собственно гуманитарных наук - лингвистической философии, социолингвистики, «политлингвисти-ки», теории текста, психолингвистики, теории коммуникации и др, но и для широкой социокультурной практики, повседневной воспитательной работы с молодежью, склонной сегодня к проявлению «реликтов тоталитарного сознания в виде разного рода нетерпимости к Другому» (Э Лассан)
С учетом объективно существующих различий в «масштабах прецедентно-сти», которая может иметь место на уровне прагматикона как коллективной языковой личности (последнее зафиксировано в известной трактовке прецедентных текстов Ю Н Караулова), так и отдельных носителей определенной
культуры, под прецедентными текстами в данной работе нами понимаются «дискурсивно обусловленные факты, имевшие ранее место в лингвокогнитив-ной деятельности членов определенного культурно-языкового сообщества и служащие образцом для последующих подобных фактов» (Н Ф Алефиренко -Курсив наш - С К) Прецедентные феномены рассматриваются лингвистами как эталоны национальной культуры, которые «с одной стороны отражают, а с другой - задают определенную ценностную парадигму и те модели поведения, которым рекомендуется / запрещается следовать» (Д Б Гудков, Л П Клобуко-ва, И В Михалкина) При этом существуют «тексты, прецедентность которых значима не для всей лингвокультуры, а только для субкультуры, для отдельного политического течения» (В Б Кашкин), к которым в данном случае мы считаем правомерным отнести исследуемые тексты первой половины XX века, репрезентирующие разные типы тоталитарных идеологий и служащие образцами для современных версий политического дискурса данных идейных течений
Объект исследования — дискурс тоталитарных идеологий первой половины XX в, предмет - особенности функционирования корпуса лингвориториче-ских средств, конструирующих ментальные пространства данных идеологий как образцов «политлингвистической технологии»
Материалом исследования послужили труды В И Ленина, И В Сталина и тексты издания «Звезда и свастика Большевизм и русский фашизм» (Н Бухарин, Е Преображенский Азбука коммунизма, Г Тараданов, В Кибардин Азбука фашизма / Под ред и с доп К Родзаевского) / Общ ред , сост и послесл С Кулешова М Терра, 1994 320 с
Цель исследования — выявить лингвориторические средства конструирования дискурсов, репрезентирующих центральные тоталитарные идеологии XX в , на материале русских текстов, прецедентных для современного политического дискурса, наследующего их дух Данной целью обусловлены задачи:
1) охарактеризовать современные теоретико-методологические основы анализа политического дискурса и его тоталитарных разновидностей, осветить лингвистические, риторические и интегративные ЛР аспекты отражения мировоззренческого и идеологического планов жизнедеятельности человека в языке,
2) проанализировать в качестве ЛР конструктов тексты, репрезентирующие идиодискурсы В И Ленина, И В Сталина, заложивших идеологические основы большевистского, позднее - советского официального дискурса,
3) выполнить ЛР анализ «Азбуки коммунизма» и «Азбуки фашизма» как прецедентных текстов двух тоталитарных идеологий первой половины XX века, альтернативных по идейной сути, но свидетельствующих о некоторых общих закономерностях вербального конструирования тоталитарного дискурса
4) рассмотреть современные социокультурные факторы, способствующие проникновению фашистской идеологии в молодежную среду, выявить особенности репрезентации в языковом сознании студентов идеи фашизма и движений фашистского толка, по возможности предложить рекомендации воспитательного характера
Гипотеза исследования ЛР анализ русскоязычных текстов-прецедентов первой половины XX века, репрезентирующих тоталитарные идеологии, позво-
лит выявить типологические особенности тоталитарного дискурса как системы средств целенаправленного воздействия на языковое сознание коллективной языковой личности В то же время сопоставительный анализ позволит выявить коренное отличие дискурса большевизма, абсолютизирующего социальный фактор в целях достижения коммунизма как светлого будущего для всего человечества (этосно обеспеченная инвенция), от фашистского дискурса, зиждущегося на биологическом критерии расового подхода, т е изначально бесчеловечном (антиэтосная база риторического изобретения) Выявление системы и структуры ЛР конструктов тоталитарных идеологий по принципу «как это сделано» позволит разработать рекомендации, актуальные для воспитания современной молодежи
Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектическая логика, системный подход, теория речевого воздействия, философия языка (М М Бахтин, О Розеншток-Хюсси, М Фуко и др ), труды в области политического дискурса и «советского языка» (Э Лассан, Э Маркштейн, П Серио, Ю С Степанов, М Кронгауз, Н А Купина, В М Мокиенко, Т Г Никитина, А П Ро-маненко, А П Чудинов и др ), антропоцентрического языкознания (Ю Н Караулов и др ), теории коммуникации, когнитивной лингвистики, психолингвистики (Н Ф Алефиренко, Н Д Арутюнова, В П Белянин, В Б Кашкин, Е С Кубрякова, А А Леонтьев, И Ю Черепанова и др), классической риторики и неориторики (Н А Безменова, Ю В Рождественский, А К Михальская и др ), лингвориторическая парадигма как интегративное направление в филологии (А А Ворожбитова)
Конкретными методами исследования явились описательный, стилистический, лингвориторический, методы количественного анализа, направленного психолингвистического эксперимента, использовались методики наблюдения, сопоставления, речевой дистрибуции, внеязыкового соотнесения
Научная новизна исследования заключается в том, что прецедентные тексты русскоязычных тоталитарных дискурсов исследуются на пересечении терминологических координат антропоцентрической лингвистики и неориторики, в аспекте способов ЛР конструирования тоталитарной идеологии как специфической иерархии ценностных суждений, целенаправленно внедряемой в сознание коллективной языковой личности Осуществлена реконструкция концептуального пространства рассматриваемых тоталитарных дискурсов на материале текстов «учебного жанра» первой половины XX в как прецедентных для различных современных модификаций
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием правомерности применения понятия «прецедентный текст» к исторически первичным текстам, излагающим основы той или иной идеологии, с учетом объективной возможности ограниченных масштабов прецедентности, в том числе в рамках того или иного политического течения, выявлением ЛР средств конструирования тоталитарных дискурсов, деформирующих картину мира, сложившуюся в сознании коллективной языковой личности естественно-историческим путем, анализом иерархии ценностных суждений как ЛР основы того или иного тоталитарного дискурса, определяющей его инвешивно-диспозитивный каркас
и элокутивное наполнение, моделирующей соответствующую картину мира, выявлением на примере «учебного жанра» тоталитарного дискурса идеологической асимметрии плана содержания и плана выражения в аспекте соотношения иерархии семантически актуализированных концептов и частотности опорных лексем
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать его результаты в процессе преподавания теории языка, теории текста, психолингвистики, социолингвистики, риторики, политологии, философии, в спецкурсах и спецсеминарах, обеспечивающих исследовательскую направленность образовательного процесса, в воспитательной работе в школе и вузе
Положения, выносимые на защиту:
1 Тоталитарная идеология, будучи объективирована в политическом дискурсе особого типа, представляет собой лингвориторический (ЛР) конструкт, систему идей, навязывающую реципиенту жестко иерархизированную совокупность мировоззренческих установок, идеологических стереотипов, стратегию и тактику речемыслительной деятельности, нормы поведения Средствами ЛР конструирования тоталитарной идеологии выступают концепты, получающие в условиях данного типа политического дискурса особое наполнение, а также лингвистические и риторические средства манипулирования языковым сознанием коллективной языковой личности, обеспечивающие убедительность и подобие истинности выдвигаемых положений
2 Идиодискурс В И Ленина базируется на концептах партия, социализм, коммунизм, революция, класс, пролетариат, диктатура, политика, типичны языковые средства, манифестирующие бинарную картину мира на уровне оппозиции «свои - чужие» рабочие // капиталисты, партийцы // уклонисты, верные товарищи // предатели и др , разъяснение как ведущий прием репрезентации транслируемых идей, изобилие средств речевого воздействия, тропов и фигур фразеологизмы, крылатые выражения, включающие библейские цитаты и образы античной мифологии, градация, антитеза, повтор разных типов, параллелизм, вопросно-ответный ход, ирония, сарказм, четкое структурирование мысли, цитация, апеллирование к основоположникам марксизма, спор с невидимым оппонентом и др Тоталитарный идеологический компонент в ленинских текстах, служащих орудиями борьбы за чистоту большевистской идеологии путем подавления в корне каких-либо «партийных уклонов», представлен на всех уровнях реализации языковой личности ассоциативно-вербальной сети, тезауруса и прагматикона
3 Идиодискурс И В Сталина последовательно углубляет тоталитарную направленность идеологии ленинизма с помощью соответствующего арсенала ЛР средств, организуемого концептами партия, революция, власть, диктатура пролетариата и др , ведущим принципом руководства государством становится коренная чистка Для сталинского идиодискурса характерны смена убеждающей тональности прямым диктованием своей позиции, персонификация как проецирование идей на отдельного человека - носителя истины, гипертрофиро-ванность средств, используемых в текстах Ленина (ирония доводится до прямой инвективы и т п), его инвентивно-диспозитивный каркас и элокутивное
наполнение репрезентируют идеи тоталитарной стабильности и всеобъемлющего государственного контроля
4 В основе текста «Азбуки коммунизма» лежит иерархия ценностных суждений классового подхода как инструмента уничтожения существующего общественного строя во имя построения в будущем бесклассового общества Данный тип тоталитарного дискурса формируется на базе концептуальной триады власть — пролетариат — партия, названные концепты находятся в позиции семантической актуализации на общем фоне количественно доминирующей триады лексем труд - класс - коммунизм (с учетом производных) Концепт класс как гипероним, будучи идеологически связанным с понятием партия, играет ведущую роль, классовый подход лексически конкретизирует базовую оппозицию «коммунисты (и все, с ними связанные) - не коммунисты» пролетариат // буржуазия (контекстуальные синонимы рабочие, рабочий класс, трудящиеся // капиталисты, эксплуататоры и др )
5 Продуценты «Азбуки фашизма» декларируют иерархию ценностных суждений в лозунге «Бог, Нация, Труд», определяющем сущность фашизма как «религиозного, национального, трудового движения», враждебного и капитализму, и социализму Однако концептуальное пространство генерируется не тремя соответствующими лексико-семантическими полями, а наиболее частотными лексемами фашизм - нация - партия С учетом того, что нацизм и фашизм - синонимы, именно нация становится краеугольным камнем, на котором зиждется данный тип тоталитарного дискурса, оппозиция «свои - чужие» эксплицирована лексемами фашисты // социалисты, коммунисты, капиталисты, иудо-масоны
6 Явление несовпадения семантически актуализированных концептов и наиболее частотных лексем в обоих типах тоталитарного учебного дискурса правомерно квалифицировать как своего рода идеологическую асимметрию плана содержания (власть — пролетариат - партия // Бог (религия) - нация — труд) и плана выражения (труд - класс - коммунизм // фашизм - нация - партия) на дискурсивном уровне В то же время класс (пролетариат) и нация как абсолютные ценностные приоритеты, «критерии отбора «человеческого материала» данных альтернативных типов тоталитарного дискурса занимают постоянные ключевые позиции Если постановка во главу угла концепта класс объективно открывает массам социокультурную перспективу, не закрывая ее для представителей любого класса, разделяющих идею борьбы за «коммунистическое будущее», то взятие на вооружение концепта нация автоматически приводит к селекции на биологических основаниях, борьбе за порабощение «низших» народов и рас и оправдание геноцида
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты обсуждались на научных семинарах кафедры русского языка Социально-педагогического института СГУ-ТиКД, отражены в докладах на Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2005), на Всероссийской научно-методической
конференции «Гуманитарные науки исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2006), в ряде межвузовских сборников научных трудов
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В первой главе — «Теоретико-методологические основы лиигвориториче-ского анализа политического дискурса и особенностей вербального выражения тоталитаризма» - дается аналитический обзор работ, посвященных политическому дискурсу, его лингвистическим и риторическим аспектам, рассмотрены концепция JIP картины мира и механизмы ее деформирования в тоталитарном дискурсе Термин «дискурс», обозначающий речь, погруженную в социокультурный контекст, позволяет анализировать собственно языковые средства в совокупности с экстралингвистической информацией Политический дискурс определяется как текст, обусловленный ситуацией политического общения, где основным тематическим определителем выступает «борьба за власть» (Е А Попова), как совокупность текстов различных жанров, объединенных политической тематикой (Л Я Зятькова) Политический дискурс есть видовая разновидность идеологического дискурса, в политических дискурсах идет борьба за власть номинаций, и, тем самым, за фундаментальные групповые ценности, отсюда стремление к оценочным, а не фактологическим цепочкам (В Н Базылев) Согласно В 3 Демьянкову, политический дискурс может рассматриваться как минимум с четырех позиций политологической — в рамках политологической интерпретации, на основании которой делаются соответствующие выводы, чисто филологической - как любой другой текст, однако «боковым зрением» исследователь смотрит на фон — политические и идеологические концепции, господствующие в мире интерпретатора, социопсихолингви-стической - при измерении эффективности достижения скрытых или явных политических целей говорящего, индивидуально-герменевтической - при выявлении личностных смыслов автора и/или интерпретатора дискурса в определенных обстоятельствах Для политического дискурса актуально понятие социокультурной диглоссии, которое обозначает одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, применяемых в разных функциональных сферах Исследования общественно-политического дискурса XX в в целом подразделяются на имеющие философско-культурологический характер и собственно языковедческие, их совокупность позволяет представить общую картину политически обусловленной социокультурной диглоссии в русском языке данного столетия
Дескриптивный подход восходит к классической методике риторического анализа публичных выступлений, освещенной в трудах древних риторов Один из аспектов дескриптивного подхода в лингвистике связан с изучением языкового поведения политиков языковых средств, риторических приемов и мани-пулятивных стратегий, используемых политиками в целях убеждения Представителями данного подхода являются W Bergsdorf, М Atkinson, Т М Николаева, W Holly, А К Михальская, А Н Баранов, П Б Паршин и др Одним из направлений дескриптивного подхода является анализ содержательной стороны
политических текстов — контент-анализ и когнитивное картирование, позволяющие выявить когнитивные диспозиции отдельных политиков — ценности, склонность к конфликту или сотрудничеству, характер причинно-следственных связей в соответствующих фрагментах картины мира Ведущие представители этого направления — Е И Шейгал, I L Jams, Р A Chilton, В Н Костенко, С Кор-донский, А В Дука, И Волкова
Критический подход связан с анализом проблемы использования языка как средства власти и социального контроля Исследования данного направления характеризуются повышенным вниманием к вопросам социального неравенства доминируют работы о роли дискурса в производстве тендерного неравенства, этнического неравенства, о злоупотреблении властью конкретными социальными группами в различных социальных сферах В данном направлении работают, в частности, Р Водак, Т ван Дейк, Н Фэрклаф Согласно Т А ван Дейку Такие макросоциальные феномены, как идеология и культура, представляющие собой коллективные репрезентации действительности, воспроизводятся на микросоциальном уровне - в дискурсе, таким образом, дискурсу в анализе идеологии отводится особое место
Когнитивный подход (лингвокогнитивный) призван выяснить, каким образом в лингвистических структурах проявляются структуры знаний человека о мире, присущие личности, социальной группе или обществу в целом Согласно Н А Красильниковой, анализ фреймов и концептов политического дискурса, метафорических моделей и стереотипов, лежащих в основе политических предубеждений, позволяет моделировать когнитивную базу политического дискурса Ведущими специалистами данного направления выступают R Fowler, J Р Gee, Н Ю Караулова, Э Лассан
Концептуальный анализ языка политики распадается на относительно самостоятельные направления (М В Гаврилова) Историко-этимологическое направление сконцентрировано на исследованиях способов употребления в политических текстах ключевых понятий социальных теорий («свобода», «демократия», «революция», «парламентаризм», «классовая борьба», «мир», «нация», «левый», «правый», «прогрессивный», «реакционный» и т д ) и вкладываемых в них содержательных различий Тщательно исследуется эволюция этих понятий, фундаментально изучается лингво-историческая среда, в которой они развиваются, детально исследуется семантическое наполнение анализируемого поля Лингво-идеологический анализ политического дискурса заключается в исследованиях стереотипов, лежащих в основе политических убеждений, взаимосвязи языка и идеологии Идеологический анализ политического дискурса предполагает рассмотрение уровней, структур, стратегий или шагов, в которых идеологические убеждения реализуются в дискурсе, и дискурсивных доказательств взаимодействия различных идеологий Такой вид анализа политического дискурса осуществляется на материале индивидуального дискурса
В истории изучения политического языка советской эпохи А П Чудинов считает возможным выделить три периода Первый из них приходится на 20-е -30-е годы и исследовался в работах Г О Винокура, С И Карцевского, Б А Ларина, Е Д Поливанова, А М Селищева, П Я Черных, Р О Якобсона, изучав-
шими преобразования в русском литературном языке после 1917 года Второй период приходится на 30-е - 40-е годы, когда последователи Н Я Марра стремились выделить и автономно описать «язык эксплуататоров» и «язык трудящихся», позиционируя их едва ли не отдельными системами в рамках национального языка Третий период в изучении советского политического языка автор относит к 50-м - 80-м годам, когда проблемы политической речи рассматривались в публикациях по теории и практике ораторского искусства и лекторского мастерства (Г 3 Апресян, Л А Введенская, Н Н Кохтев, В В Одинцов и другие), при освещении деятельности средств массовой коммуникации (Ю А Бельчиков, В Г Костомаров, Д Э Розенталь, Г Я Солганик и др ), в исследованиях по вопросам агитации и пропаганды
Специфика современной российской политической речи в последние годы активно исследуется многими учеными Согласно В Н Базылеву, политический дискурс начинает рассматриваться как объективатор самых различных языковых процессов он оказывается исходной точкой отсчета при исследовании информативной и фатической речи, коммуникативных неудач (в том числе в ма-нипулятивных речевых актах) и феномена цитирования (в частности, в СМИ), а также мужской и женской речи, устной публичной речи Основное внимание сосредоточивается на коммуникативно-речевых особенностях текстов и на их структурно-композиционной характеристике, создаются словари, фиксирующие те или иные составляющие политического дискурса, анлизируются контексты употребления, характерные для современного русского политического языка
Анализ проблемы соотношения власти и дискурса в рамках риторики (сравнительно-исторической риторики, в частности) оценивается как наиболее перспективный (В Н Базылев), ибо риторика рассматривает структуру риторического идеала и логосферы культуры не саму по себе, а в связи с иерархией человеческого сообщества В сфере риторических исследований политического дискурса рассматриваются проблемы власть как право на речь (социальная роль уб речевая роль, речевой этикет как система средств манифестации и соблюдения социальной иерархии), риторика манифестации власти (риторика вычеркивания из социального текста и контекста, речевая агрессия, социальное расслоение языка и дискурса), речевая роль и речевое поведение лидера монархического или харизматического типа, риторические портреты лидеров, риторические особенности политического дискурса (речевое поведение политика, власть и пресса - борьба и взаимозависимость, имидж и имиджмейкерство, вербальные и риторические стратегии в политической деятельности и СМИ), особенности русского политического риторического идеала Исследуются языковые средства, используемые продуцентом дискурса с целью навязывания тех или иных политических представлений Предметом изучения в рамках данного подхода становятся те языковые средства, которые могут быть использованы для осуществления контроля над сознанием собеседника
«Лингвориторическая (ЛР) картина мира коллективной языковой личности» как «выстроенная по законам риторической аргументации иерархия ценностных суждений на базе центральных культурных концептов, определяющих
менталитет данного народа», является тем ментальным пространством, в котором формируется совокупная языковая личность этносоциума (А А Ворожби-това) Систему и структуру ЛР картины мира образуют культурные концепты, выступающие в роли внешних топосов ценностных суждений, и отношения между ними, т е внутренние топосы (риторические «общие места») Базовые в мировоззренческом отношении субъектно-предикатные конструкты выступают как минимальные единицы семантики дискурса - дискурс-этимоны, или кванты информации, истинной в рамках ментального пространства данной идеологии Интегральными признаками, позволяющими осуществляться синтагматическому соединению двух гомогенных политдискурсов в общем контексте полемического дискурса как гетерогенного выступают культурные концепты добро, справедливость, правда, истина, красота, благо человека и др , — чаще субъекты ценностных суждений Дифференциальными признаками, позволяющими проявиться дискурс-парадигматике, - перифразы, которыми истолковываются данные концепты, чаще предикаты ценностных суждений
Специфика ЛР стратегии первичных продуцентов тоталитарного дискурса как авторов прецедентных текстов характеризуется тем, что «государство представляется ими верховным носителем ценностей, имеющим право осуществлять контроль над всеми сферами человеческого духа Выступая представителями этого государства, они метонимически позицинируются как выразители его воли, присваивая себе «монопольное право на знание истины и насильственно встраивая эту истину в сознание обществам (Э Лассан) При этом, как правило, взламывается и уничтожается ЛР картина мира, сложившаяся естественно-историческим путем В работе проанализированы значения термина концепт в его соотношении с терминами лексема, семема, сема, опорное (ключевое) слово Т к речь идет о политическом дискурсе, идеологически насыщенном и полемически заостренном, полем вербальных взаимодействий выступает мировоззрение языковой личности, которое формируется прежде всего на лин-гвокогнитивном уровне ее структуры (во взаимосвязи с мотивационным уровнем) Единицами последнего являются уже не слова (единицы вербально-семантического уровня), а концепты - кванты структурирования знаний о мире, структуры когнитивной и психической природы в сознании человека Соответственно, лексический слой текста репрезентирует специфику того концептуального поля, в котором конструируется ментальное пространство той или иной изучаемой идеологии
В связи с этим важное теоретическое значение применительно к сфере политического дискурса приобретает проблема трактовки прецедентных текстов Согласно Ю Н Караулову, прецедентными являются тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т е хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности В М Грязнова, обобщая дефиниции Ю Н Караулова, В В Красных, Д Б Гудкова, понимает под прецедентными текстами следующие феномены а) хорошо известные всем представителям национально-лингво-
культурного сообщества («имеющие сверхличностный характер»), б) актуальные в когнитивном (познавательном и эмоциональном) плане, в) обращение к которым постоянно возобнов!яется в речи представителей того или иного на-ционально-лингво-культурного сообщества В данном исследовании «масштабы прецедентности» анализируемых текстов объективно сужаются поскольку тоталитарные дискурсы сами по себе являются более ограниченными, чем национальный макродискурс в целом, прецедентность в данном случае следует понимать более узко, исследуемые нами тексты являются прецедентными в рамках именно рассматриваемых политических направлений Для большевистского, затем советского дискурса тексты трудов Ленина и Сталина являются основополагающими именно на их базе, с учетом высказываний вождей, создавались новые тексты в рамках данной идеологии Что касается текстов «Азбуки коммунизма» и «Азбуки фашизма», то они в определенной степени являются классическими и прецедентными для тех языковых личностей, которые по сей день активно транслируют в массы изложенные в них идеи, в том числе в их современной модификации
Во 2-й главе — «Лингвориторические особенности дискурса В.И. Ленина и И.В. Сталина как вождей-идеологов большевизма» — рассмотрен идиоди-скурс В И Ленина как идеологический прецедент дискурса большевизма, а также идиодискурс И В Сталина как продолжателя ленинских традиций, в том числе в условиях укрепления и расцвета тоталитарного строя
Концептуальное пространство ленинского идиодискурса на уровне инвенции генерируется такими опорными лексемами, как партия (социализм как одна из репрезентативных групп, социал-демократы, большевики, меньшевики и т п), революция, свобода, политика, пролетариат (отметим, что лексема народ употребляется редко, намного чаще упоминаются пролетариат, трудящиеся, рабочие) Так, инвентивную решетку работы «Задачи русских социал-демократов» (1898) образуют опорные лексемы партия (социализм, социал-демократы), революция, пролетариат (рабочие), политика, «Что делать'' (Наболевшие вопросы нашего движения)» (1902) — революция, политика, партия, свобода, «Партийная организация и партийная литература» (1905) - партия (социализм как одна из репрезентативных групп), революция, свобода, «О поражении своего правительства в империалистической войне» (1915) - «О поражении своего правительства в империалистической войне» (1915) — класс, пролетариат, революция, «Государство и революция (Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции)» (1917) - партия, коммунизм, социализм, революция, пролетариат, власть, класс, свобода, «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920) - «Детская болезнь левизны» - революция, партия, коммунизм, социализм, пролетариат, класс, власть, диктатура, «Задачи союзов молодежи» (1920) - коммунизм - 42 лексемы (с производными - 137), партия, пролетариат (класс), власть
Тоталитарность идеологии Ленина проявляется прежде всего на уровне представлений о высших ценностях в его иерархии ценностных суждений Нравственно то, что полезно для борьбы с классовым врагом Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата А в чем
состоит эта классовая борьба9 Это — царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов («Задачи союзов молодежи») Мерилом истинности является участие в беспощадной борьбе за партийное дело Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем Мы соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения («Что делать»)
Люди, которые в чем-то отклоняются от идеологической линии, проводимой Лениным, автоматически зачисляются в клан врагов, в том числе с применением библейских цитат, например Все, уходящие от марксизма, мои враги, руку им я не подаю, и с филистимлянами за один стол не сажусь То, что мешает интересам партии большевиков, подлежит осмеянию, ошельмованию и уничтожению Ленин эксплицирует свою стратегию убеждения путем использования логической аргументации, однако незаметно на смену рациональным аргументам приходят психологические доводы и уловки, среди которых можно выделить ряд некорректных приемов, в том числе «навешивание ярлыков» ученые дураки и старые бабы II Интернационала, прямые социал-патриоты и «каутскианцы» всех стран оказались худшими предателями пролетариата, гнусность, мерзость и подлость социал-шовинизма и «каутскианства» и др В стремлении опорочить своих идейных противников Ленин широко прибегает к демонстрации не только моральной, но и интеллектуальной несостоятельности своих оппонентов Читатель поймет, можно надеяться, почему русскому большевику все разговоры о том, «сверху» или «снизу», диктатура вождей или диктатура массы и тп, не могут не казаться смешным ребяческим вздором, чем-то вроде спора о том, полезнее ли человеку левая нога или правая рука; Но борьбу с «рабочей аристократией» мы ведем от имени рабочей массы и для привлечения ее на свою сторону Забывать эту элементарнейшую и самоочевиднейшую истину было бы глупо 1
Важнейшим аспектом, в том числе источником риторического изобретения у Ленина выступает цитирование, во-первых, своих предшественников, прежде всего Маркса и Энгельса, во вторых, идеологических противников Фрагменты их дискурса приводятся с последующими ироническими выпадами, например «Догматизм, доктринерство», «окостенение партии — неизбежное наказание за насильственное зашнуровывание мысли», — таковы те враги, против которых рыцарски ополчаются поборники «свободы критики» в «Раб Деле» - Мы очень рады постановке на очередь этого вопроса и предложили бы только дополнить его другим вопросом А судьи кто9 («Что делать9») Констатируется неверное истолкование оппонентами взглядов автора, дается уничтожающий
1 В то же время сниженная, бранная лексика - в сравнениях, ироничных замечаниях в адрес врагов - встречается не столь часто, как это обычно утверждается (так, лексема дурак в достаточно объемной работе «Что делать9» употребляется 7 раз)
комментарий с использованием ряда риторических фигур (градация, вопросы, восклицания и др ). Я пишу, читаю, разжевываю ( ) А господа из буржуазии, называюише себя социал-демократами, не принадлежащие ни к широким слоям, ни к массовым представителям оборончества, с ясным лбом передают мои взгляды, излагают их так «водружено (>) знамя (') гражданской войны» (о ней нет ни слова в тезисах, не было ни слова в докладе1) «в среде (") революционной демократии» Что это такое9 Чем это отличается от погромной агитации7 от «Русской Воли»7 Я пишу, читаю, разжевываю ( ) А оппоненты известного сорта излагают мои взгляды, как призыв к «гражданской войне в среде революционной демократии»11 («О задачах пролетариата в данной революции») Комментарий может быть также обстоятельно-разъясняющим и довольно пространным, в несколько страниц (например, в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» по поводу фрагментов брошюры, изданной оппозицией немецкой коммунистической партии)
Ярко выраженное личностное начало продуцента дискурса проявляется в форме «Я авторского» Так, в пределах одного ССЦ встречаем я уверен, я думаю, я считаю, я бы очень предостерегал, на мой взгляд, я знаю, я очень склонен опасаться, я спрашиваю, я думаю, я надеюсь, я знаю, я надеюсь («Лучше меньше, да лучше») Богатство ассоциативно-вербальной сети, высокий лин-гвокогнитивный уровень языковой личности Ленина репрезентируется разнообразной палитрой изобразительно-выразительных средств и риторических приемов речевого воздействия Он активно использует фразеологизмы (намотать хорошенько на ус, взяться за ум, мертвая буква, входила в плоть и кровь), пословицы (семь раз отмерь, один отрежь) («Лучше меньше, да лучше»), устойчивые обороты и сравнения из античной мифология (Минерва из готовы Юпитера), крылатые выражения (А судьи кто9) («Что делать»), нанизывание сказуемых (А у нас, можно сказать, хорошее в социальном устройстве до последней степени не продумано, не понято, не прочувствовано, схвачено наспех, не проверено, не испытано, не подтверждено опитом, не закреплено и т д), различные виды повтора, в частности анафору (надо надо надо, вреднее вреднее, для этого нужно для этого нужно , я знаю я знаю) («Лучше меньше да лучше»), синтаксический параллелизм и др Например, в рамках одного абзаца сконцентрированы риторический вопрос, разъяснение, призывы, итоговое идеологическое предписание В чем же состоит этот принцип партийной литературы7 Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела Долой литераторов беспартийных1 Долой литераторов сверхчеловеков' Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела («Партийная организация и партийная литература»)
Как показали результаты анализа, в ленинских текстах как продуктах специфического речемыслительного процесса вождя, «языковой личности-концепто-носителя» разнообразными лингвистическими и риторическими средствами репрезентируется специфика этоса, логоса и пафоса тоталитарной идеологии, одушевленной фанатичной революционной волей
Согласно количественным подсчетам опорными лексемами в текстах И В Сталина (по степени убывания частотности) выступают партия, революция, социализм, нация, власть, тр*'д (в том числе трудящиеся), рабочие, политика, класс, пролетариат, большевизм, коммунизм, рабочий класс, диктатура, диктатура пролетариата Среди ключевых в семантическом плане концептов сталинского идиодискурса следует особо выделить такие, как партия, революция, власть, диктатура пролетариата, чистка Названные концепты тесно связаны друг с другом и репрезентированы разветвленными рядами дериватов, их функционирование в идиодискурсе И В Сталина соответствует идеологической доминанте языковой личности верховного руководителя мощного тоталитарного государства
Доминируют идеи насильственных мер, установления мира путем переворота, революции Большевики готовились к перевороту Они считали, что взятие власти пролетариатом — единственный выход из тупика войны и хозяйственной разрухи Они считали, что без такого переворота немыслимы разрыв с империализмом и освобождение России от когтей последнего Они созвали съезд Советов как единственный преемник власти в стране Сначала революция, потом — мир' («Логика вещей»)
Однако добытый такой ценой «мир» тоталитарного государства означает перманентную чистку от внутренних и внешних врагов СНК СССР и ЦК ВКП (б) отмечают, что за 1937-1938 годы под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистили СССР от многочисленных шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов, бухаринцев, ■эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из себя серьезную опору иностранных разведок в СССР и, в особенности, разведок Японии, Германии, Польши, Англии и Франции
Очистка страны от диверсионных повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства
Однако не следует думать, что на этом дело очистки СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончено («Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия»)
В текстах И В Сталина частотны выражения типа ясно, что, известно, что («Головокружение от успехов;^, нужно ли доказывать, что, нечего и говорить, что («Дела идут»), кому не известно, что и т п , демонстрирующие незыблемую истинность исповедуемой идеологии как единственно правильного способа мировидения Как и у Ленина, инвентивный стержень данного дискурса во многом образует цитирование фрагментов трудов, во-первых, идейных предшественников, во-вторых, оппонентов - с уничижительным комментарием, вплоть до инвективы, при этом на фоне книжных языковых средств широко используются разговорные Например Да что Сталин, Сталин человек маленький Возьмите Ленина Кому не известно, что оппозиция во главе с Троцким, во время Августовского блока, вела еще более хулиганскую травлю против Ленина Послушайте, например, Троцкого « » Язычок-то, язычок какой, обра-
тите внимание, товарищи Это пишет Троцкий И пишет он о Ленине Можно ли удивляться тому, что Троцкий, так бесцеремонно третирующий великого Ленина, сапога которого он не стоит, ругает теперь почем зря одного из многих учеников Ленина — тов Сталина («Троцкистская оппозиция прежде и теперь»)
Для идиодискурса Сталина характерно активное использование разъяснения и объяснительных конструкций в обрамлении приемов риторического воздействия (вопросно-ответный ход, повторы разных типов, градация, нанизывание определений, ряды сказуемых, синтаксический параллелизм и др), выдвигающих на первый план ценности официальной идеологии Например
«Власть Советам — это значит коренная чистка всех и всяких правительственных учреждений в тылу и на фронте, снизу доверху
Власть Советам — это значит выборность и сменяемость всех и всяких «начальников» в тылу и на фронте
Власть Советам — это значит выборность и сменяемость «представителей власти» в городе и деревне, в армии и флоте, в «ведомствах» и «установлениях», на железных дорогах и в почтово-телеграфных учреждениях
Власть Советам - это значит диктатура пролетариата и революционного крестьянства» («Власть советов»)
Усиленный риторический повтор становится инструментом вдалбливания идеологической информации Что значило поднять восстание в такой момент9 Поднять восстание в такой обстановке — это значило поставить все на карту Но Ленин не боялся рискнуть, ибо он знал, видел своим ясновидящим взором, что восстание неизбежно, что восстание победит, что восстание в России подготовит конец империалистической войны, что восстание в России всколыхнет измученные массы Запада, что восстание («О Ленине»)
В целом речемыслительная деятельность данной языковой личности характеризуется значительным схематизмом и клишированностью, осуществляясь в рамках догматов марксистско-ленинского учения в аспекте наращивания государственной мощи великой державы
В третьей главе - «Азбука коммунизма» и «Азбука фашизма» как прецеденты «учебного дискурса» тоталитарных альтернатив» - анализируется тексты «учебников», репрезентирующих два типа тоталитарных идеологий На основе данных текстов рассматриваются и стратифицируются частотные концепты, образующие специфическую картину мира данных типов тоталитарных дискурсов Как показали результаты анализа «Азбуки коммунизма», в иерархии ценностей большевизма доминирует концепт власть, все остальное подчинено ей Поэтому наиболее значимым и достаточно частотной в тексте является лексема власть, входящая в состав различных сочетаний советская власть, пролетарская власть, народно-демократическая власть, власть рабочих и крестьян и т п Например Рабочие повсеместно идут к революции и к установлению повсюду Советской власти, Вся власть Советам, Советская власть организовалась, как власть нового класса пролетариата, на развалинах старой буржуазной власти Прежде чем пролетариат организовал свою власть, он разрушил чужую, власть своих противников При помощи Советской власти
он добивал и разрушал остатки старого государства Синонимичными выступают частотные сочетания пролетарская диктатура, диктатура пролетариата, диктатура бедных, рабочее правительство
Советскую власть олицетворяет коммунистическая партия большевиков, соответственно, лексема партия — ключевой знак в тексте программного документа Например Наша партия выставила и провела в жизнь требования Советской власти Лексемы народно-демократический, коммунистический, социалистический, патриотический, красный выступают контекстуальными синонимами к большевистский Идеологически связанным с понятием партия является слово класс, выступающее как гипероним к словам пролетариат и буржуазия, которые эксплицируют базовую оппозицию «свой - чужой» Лексема пролетариат выступает доминантой синонимической парадигмы рабочий класс, рабочие, пролетарии, угнетенные Лексема буржуазия оформляет синонимический ряд капиталисты, угнетатели, эксплуататоры
Репрезентанты концепта свобода подчеркивают антиномию «пролетариат — буржуазия» В этом и состоит сущность «свобод» для рабочих при буржуазной демократии Эти свободы только на бумаге, они, как говорят, «формальные» свободы, а по сути дела тут никакой свободы нет, потому что ее нельзя осуществить < > Наоборот, в Советской республике свободы для рабочего класса состоят, прежде всего, в том, что дается возможность их осуществлять В этом состоит громадная разница между лживыми свободами буржуазной демократии и действительными свободами демократии пролетарской
Дискурс, представленный в «Азбуке коммунизма» - это дискурс борьбы Как и в любом другом агональном дискурсе, инвентивным каркасом служат определенные базовые концепты, противопоставленные друг другу В данном случае это противопоставление на уровне антиномий пролетариат — буржуазия, рабочие - капиталисты Частотна лексема борьба, глаголы с соответствующим значением (добить и др ) Например Борьба с религией имеет две стороны, которые строго надо различать каждому коммунисту Во-первых, борьба с г{ерковью как особой организацией религиозной пропаганды, материально заинтересованной в народной темноте и религиозном рабстве Во-вторых, борьба с широко распространенными и глубоко укоренившимися религиозными предрассудками большинства трудящихся масс
Предисловие «Азбуки фашизма» (Харбин, 1934 г) подчеркивает жесткую альтернативность данного типа тоталитарного дискурса Два мировоззрения вступают сейчас в «последний и решительный бой», только два, без всяких промежуточных, социализм в последней, крайней его форме - мировоззрение сталинского коммунизма, представляющее собой последний вывод из всех предыдущих политических учений старого мира и первая декларация рождающегося нового мира - мировоззрение молодого фашизма » Иерархия ценностных суждений, которая декларируется самими авторами, такова «Бог, Нация, Труд» Этот девиз является эпиграфом манифеста и в свернутом виде содержит все концептуальные установки Продуценты «Азбуки фашизма» оперируют в качестве центральных такими концептами, как фашизм, нация, партия, труд,
класс, народ и др Нация - концепт, который в количественном отношении занимает второе место после концепта фашизм и его производных, а по сути, если учесть, что нацизм и фашизм - синонимы, становится и абсолютным лидером Именно нация становится тем краеугольным камнем, на котором зиждется фашистский дискурс-универсум, выступая неким пространственно-ограничительным пределом, задающим поле безопасной и счастливой жизнедеятельности (Вопреки провозглашенному лозунгу, контекстов употребления лексемы религия неизмеримо меньше, лексемы Бог — единичные случаи) От концептуального поля нации как того, что дорого сердцу каждого человека и выступает завещанной предками религией и духовной семьей человека, авторы перекидывают логический мостик к концепту государство Последнее трактуется как идеальное технологическое средство обеспечения процветания нации и личности, а отнюдь не тоталитарная машина, подавляющая личность
Центральным способом репрезентации концептуального спектра базовых понятий выступает дефинирование как логосная модель реализации универсального идеоречевого цикла «от мысли к «слову», ее функция — наделение предмета (в данном случае абстрактного понятия) теми свойствами и признаками, которые должны стать мировоззренческими регуляторами речемысли-тельной деятельности последователей фашизма Ключевые определения выделены в тексте курсивом, т е имеют место акциональные приемы воздействия средствами письменной речи Они часто вводятся после соответствующих вопросов, образуя с последними единый риторический комплекс — вопросно-ответный ход Риторический пафос авторов проявляется в обилии эмоционально-оценочной лексики с положительными коннотациями Она создает привлекательный образ «настоящего фашиста», например Только соратник, который не только знает, но и умеет объяснить причины своего пребывания в партии, который поэтому ясно себе отдает отчет во всей ответственности, налагаемой на него званием российского фашиста, может стать настоящим национал-революционером, действительным бойцом за благо и счастье своей Родины, солдатом грядущего национального рассвета. Это неизбежно воздействует на мотивационный уровень потенциального реципиента, стимулирует укрепление (или первичное возникновение) деятельностно-коммуникативной потребности усвоить предлагаемую систему мировоззренческих координат - столь «ясную» и «эмоционально привлекательную»
Выделенный в «Азбуке коммунизма» контекстуальный синонимический ряд пролетариат, рабочие, трудящиеся имеет место и в «Азбуке фашизма», но с отличиями доминантой синонимической парадигмы является лексема рабочие (с производными) (частотность выше), состав отличается рабочий класс, угнетенные отсутствуют Контекстуальный синонимический ряд «Азбуки коммунизма» буржуазия, капиталисты, угнетатели, эксплуататоры в «Азбуке фашизма» не усматривается
Достаточно частотны в «Азбуке фашизма» лексемы коммунизм, социализм, еврей, капиталист (включая производные) При этом складывается оппозиция фашисты - социалисты, коммунисты, капиталисты, евреи, таким образом, вторая часть оппозиции представляет собой контекстуальный синонимический
ряд, в котором слова принадлежат к разным тематическим группам политические направления и учения (социализм, коммунизм), общественно-экономическая формация (капиталист), национальная принадлежность (еврей)
В данном примере лексема социалисты выступает как гипероним (тоже контекстуально) к словам коммунисты, капиталисты, либералы, масоны, евреи
Враги фашизма - социалисты всех оттенков, и прежде всего коммунисты, интернациональные капиталисты и либералы, плутократия без отечества, и стоящие за спиной всех их масоны и евреи» (Курсив авторов)
Лексема свобода используется в фашистском дискурсе во фрагментах, посвященных рассмотрению (выявлению их недостатков и порицанию) сущности основных направлений общественно-политической мысли, при характеристике либерализма, демократии и капитализма Например
Либеральные принципы впервые были провозглашены в Америке, а затем во Франции во время французской революции и были изложены в «Декларации прав человека и гражданина», провозгласившей отдельные формальные свободы свободу слова, собраний, печати, союзов, экономическую свободу и тд -основы либерального государства» (Курсив авторов Выделено нами - С К )
Подчеркивается «вред» свободы на примере капитализма свобода конкуренции превращается в свободу эксплуатации, к угнетению капиталистами рабочих и к борьбе гас между собой — порождает классовую рознь
Ряд фрагментов «Азбуки фашизма» демонстрирует, что этой идеологией манифестируется и обещается ряд свобод Поэтому российский фашизм в своей практической политике должен идти путем раскрепощения, путем предоставления русскому народу известной сферы внешней свободы, конкретно выражающейся в признании частной собственности, свободы труда, свободы вероисповеданий, научного творчества и даже, в определенных пределах, свободы слова, печати и т д
Все это диктуется существующими в СССР условиями, где народ, задыхающийся в страшных тисках коммунистической диктатуры, по рукам связывающей все отрасли жизни, жаждет свободы и раскрепощения»
В образовательно-прикладном аспекте исследования рассмотрены социально-политические факторы, выступающие своего рода «генераторами» фашистской идеологии в современной России, проанализированы результаты анкетирования студентов, позволяющего представить специфику отражения в их языковом сознании концепта фашизм и движения скинхедов (превалируют реакции с отрицательными коннотациями убийство, насилие, жестокость, зло, война, расизм, агрессия, кровь, в «положительной» графе зафиксированы идея, объединение, сила, цель, патриотизм, преобразование), рассмотрены сочинения-рассуждения о феномене так называемого «русского фашизма»
В Заключении обобщаются основные положения работы В результате проведенного анализа делаются выводы о том, что ЛР картину мира тоталитарной идеологии репрезентирует специфическая иерархия ценностных суждений, обеспечивающая систему аргументации и детерминирующая инвентивно-диспозитивный каркас и элокутивное наполнение данного типа дискурса В ленинском идиодискурсе высшей ценностью, доминирующей на всех уровнях
языковой личности, служит дело партии (в том числе личные качества человека оцениваются по степени полезности для партийного дела, а не исходя из представлений традиционной морали) В идиодискурсе Сталина происходит персонификация заявленной Лениным высшей ценности партии посредством следующей динамики номинаций политика партии - бессмертное учение Ленина — Сталин, защищающий основы ленинской партийности Высшей ценностью становится уже не абстрактное понятие, а конкретная личность, его персонифицирующая, критерием оценки становится преданность непосредственно вождю «Азбука коммунизма» строится на иерархии ценностных суждений с доминантой классового подхода {класс, рабочие, пролетариат), в «Азбуке фашизма» в вершине иерархии - фашизм, или нацизм, побеждающий в упорной борьбе капитализм и социализм, однако в обоих типах дискурса центральное место занимает партия как генератор революционных преобразований
Таким образом, высшие ценности, репрезентируемые в рассмотренных разновидностях идеологического дискурса, попирают общечеловеческие этические идеалы, т к отвечают интересам определенных социальных или этнических групп, преследующих частные цели и, соответственно, ущемляющих интересы людей, не относящихся к их сообществу Прецедентные политические тексты тоталитарных режимов первой половины XX в во много демонстрируют общность концептуальных полей (труд, класс, рабочие, народ, нация, партия, религия, свобода, коммунизм, социализм, большевизм), однако доминирующие концепты приобретают различное семантическое наполнение и зачастую противоположные коннотации Инвариантное ядро интерпретируется, как правило, диаметрально противоположно за счет, во первых, разных предикатов ценностных суждений, имеющих одного субъекта {народ, Отчество и др ), во-вторых - разных субъектов ценностных суждений (власть советов / религия и др) Прокламируемые ценности репрезентируют тоталитарные дискурсивные стратегии продуцентов прецедентных текстов данных типов дискурсов, деформирующих естественно-историческую ЛР картину мира коллективной языковой личности Два типа тоталитарных идеологий на дискурсивном уровне имеют общность риторической организации в целом и специфику на лексическом уровне вербализации вплоть до взаимоисключающей альтернативы
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении в сопоставительном плане отечественного политического дискурса второй половины XX в , эпохи перестройки, постперестроечного и новейшего периодов, в анализе восприятия современной молодежью идеологии большевизма, личности и роли в истории В И Ленина, И В Сталина
Основное содержания исследования отражено в следующих публикациях
1 Идеологический текст тоталитарного содержания как объект лингворито-рического исследования // Вестник Поморского университета Вып 4 2007 Серия «Гуманитарные и социальные науки» Архангельск ПГУ им М В Ломоносова, 2007 С 91-93
2 «Азбука коммунизма» как прецедентный феномен большевистского дискурса // Лингвориторическая парадигма теоретические и прикладные аспекты Межвуз сб науч тр Вып 10 Сочи РИО СГУТиКД, 2007 С 161-169
3 Идиодискурс В И Ленина как как идеологический прецедент дискурса большевизма // Там же С 78-85
4 Идиодискурс И В Сталина как продукт речемыслительной деятельности тоталитарной идеологической машины // Там же С 85-94 (в соавт )
5 Лингвориторические основы изучения парадигматики и синтагматики идеологического дискурса // Диалог языков и культур теоретический и прикладной аспекты сб науч статей Вып 2 Архангельск Поморский университет, 2007 С 39-42
6 Особенности восприятия идеологии фашизма и движения скинхедов в языковом сознании молодежной аудитории // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах Матер 8-й Междунар науч -метод конф Сочи РИО СГУТиКД, 2005 С 82-84
7 Программный документ «русского фашизма» как объект лингвориториче-ского исследования // Гуманитарные науки исследования и методика преподавания в высшей школе Матер IV Всерос науч -метод конф Сочи РИО СГУТиКД, 2006 С 177-179
8 Социально-политические «генераторы» дискурса фашистской идеологии в современной России // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах Матер 8-й Междунар науч -метод конф Сочи РИО СГУТиКД, 2005 С 84-86
9 Теоретические аспекты анализа политического дискурса как лингворито-рического конструкта // Лингвориторическая парадигма теоретические и прикладные аспекты Межвуз сб науч тр Вып 9 Сочи РИО СГУТиКД, 2007 С 65-68
10 Теоретические основы изучения политического дискурса, репрезентирующего тоталитарную идеологию // Лингвистика XXI века актуальные направления Сб науч тр Воронеж ВГПУ, 2007 С 84-90
11 Тоталитарный политический дискурс как объект лингвориторического исследования и студенческий анализ движения скинхедов // Лингвориторическая парадигма теоретические и прикладные аспекты Межвуз сб науч тр Вып 8 Сочи-РИО СГУТиКД, 2007 С 166-174
12 «Учебник фашизма» эксплицитная социокультурная информация для лингвориторического анализа // Лингвориторическая парадигма теоретические и прикладные аспекты Межвуз сб науч тр Вып 6 Сочи РИО СГУТиКД, 2005 С 88-99
Формат 29,7x42/4 Бумага офсетная Гарнитура шрифта Тайме Уел печ л 1,28 Тираж 100 экз РИЦ СГУТиКД г Сочи, у л Советская, 26а