автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Лирика Абдулхалыга Джаннати

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Аскеров, Агабек Мамед оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Лирика Абдулхалыга Джаннати'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирика Абдулхалыга Джаннати"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. НИЗАМИ

На правах рукописи

АСКЕРОВ АГАБЕК МАМЕД оглы

ЛИРИКА АБДУЛХАЛ ЫГА ДЖАННАТИ 10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку—1991

Работа выполнена в Институте рукописей Академии наук Азербайджана.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, заслуженный деятель науки„ профессор Каграманов Дж. В.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Мамедов X. Г. доктор филологических наук Мамедов А. М.

Ведущая организация — Бакинский Государственный Университет им. М. А. Расулзаде.

Защита состоится 1991 года в часоа

на заседании Специализированного совета Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами. Академии наук Азербайджана /адрес: 370143, г. Баку, пр. Азизбекова, 31, Главный корпус, V этаж/.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальное библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан

1991 г.

/

Ученый секретарь Специализированного сове кандидат филологических

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темя. Исследование творчества видных представителей классической литературы открывает возможности для выявления и обобщения закономерностей развития литературного процесса, вопросов традиции и новаторства в литература, а также движения эстетической мысли и ее значения для освещения современных проблем познания литературы и искусства. Веиду чрезвычайной важности изучения этих проблем, советские литературоведы с большой заботой и уважением относятся к поэтическому наследию тех мастеров художественного слова, творчество которых'занимает видное место в истории национальных литератур.

Одним из таких литераторов, творчество которых заслуживает углубленного и всестороннего исследования, является Абдулхалыг Джаннати /1855-1931/, творчески продолжавший Традиции азербайджанской классической литературы в конце XIX - начале XX веков. Он же является одним из видных представителей азербайджанского романтизма XX века. Творчеству поэта была чузда национальная ограниченность: наряду с традиционными лирическими и романтическими мотивами классической поэзии, в своих стихотворениях он воспевал также передовые идеи своего времени - свободу, патриотизм, мир, труд, равенство и братство, народов. Мировоззрение и поэтические идеалы Джаннати формировались на основе лучших и прогрессивных традиций азербайджанской и восточной литературы. Причем, он испытывал свое перо почти во всех жанровых формах классической поэзии, хотя больше половины его богатого поэтического наследия составляют любовные газели. На'формирование Джаннати как поэта особенно сильно повлияло бессмертное и глубокосодержагельное творчество величайшего поэта - лирика ХУ1.века Мухаммеда 1-азули. Продолжая традиция своего выдающегося предшественника в зьдуше».-

них лирических стн.чотворэкиях, Дяаинати.в'то яе время хорошо повидл со:шалите вопросы к требования свое"; эпохи. Он развивал гютгшутое в XIX р. М.Ф.Ахунлогнм, Сеял Азпг.чя.' [Цргонг, Гасан-<ском Заркабп я другйкп впдними пред ста вителямп азербайджанской общеСТЕеино-дчт'ературвэй мысли социально-просгетителг-скае идеи. НроевеггодьскоЙ, культурной п литературной деятельность?) Д*г.нна-ти яагомэлол а госле установления Советской влистя б Азербайджане. Несмотря на старость и болезнь, он писал стихи, пос вяленные ноной жизни колодой республики.

Всй лто свидгтельствует о том, что творчестго Дярнчати зас -дужпвает обстоятельного монографического исследования.

Разработанность темы. История изучения творчества Джнннати нз богата псследовятельскшо! работами, хотя его произведения вре-чоламн привлекали к себе внимание учзннх, причем таких видных литературоведов . как про*. Мир Л*алал, про}. Дга£ар Хаидан и другие.

1'ергая го вреыегш научная работа, посгя.ценнзд творчеству Джан-яэги, вро$. Мир Дгаяялу ¡Тарчегу. В своей статье "Аб-

д„/лхя.ть'г Д'ап:нат;1", оиублгкеванной г 194Б г., он впервые дал крат-'юие сведешь* л ¿погргфге а просветительской деятр^ьностг Дяаннати и г. стетоС ^орт/е палодал оснсгное идейное ссДергание его творчества.1'

п 3 4

Проф. Дяа*ар хаадан* к исследователи Н.Караев - и Ш.Салманов,

. Екачизгровави-ав лирику Джрннати, тоге дали рксокув оценку его

»вортге-тгу* ■

1. Пар Пяаледг. Аблулхалыг Дяаннати,- Труды Института литератры «к.йчэмя АН Азерб.Рсспубляп!, т. 1,1946,с. 15-20 / на азерб.яз./

2 Л-т.Х.ДлаЛеров. Джанвати. - Газ."Ад*бият ве икдкесенет", 1956,10 каня, И 24, с.З / на взегб.пз./

3 Н.Караев. Аз'ерба^иакскае литературные вдгжлиск XIX ва® . Канд.дне., Баку, 1971 /на азерб.яз./

4 История яаеиЗайпганской советской лчтерат;рн. В 2-х токах,. т.1, Беку, 3.967, с.61 /на азерб.яз./

Однако,несмотря на все это, творчестго Дканнати по настоящее время не стало предметом углубленного исследования. Б укапанных выше статьях, посы:целных творческий деятельности поэта и, в определенном смысле, поЕторяшдах друг друга, л.чрика сто должным образом не изучена, не вшвлены основные теш и мотчвы, а также поэтические особенности этой чирики.

Одна из главных причин малоизученности поэтического наследия Джаннатп несомненно заключается в том, что до сих пор ого про -изЕедения не опубликованы в виде отдельной книги. Автографы же этих произведений, а также опубликованные как в дореволюционной, так и советской периодической печати отдельные стихотворения написаны и напечатаны, в осноеном, старой арабской графикой,что несомненно затрудняет популяризацию и исследование богатого поэтического наследия поэта.

Цель, задачи и объект исследования.Основная цель исследова -ния заключается в выявлении идейных направлений и раскрытии эстетического содержания лирики Джакнати, а также в опрзделении его места в азербайджанской литературе XX века. В соответствии с поставленной целью основным объектом исследования послужили источники поэтического наследия Джаннати - как'опубликованные в периодической печати стихотворения, так и рукописное наследие поэта, хранящееся в Институте рукописей АН Азербайджанской Республики. В связи с этим в задачи диссертанта входит:

- на 4оне общественно-политической, культурной и литературной агазни эпохи поэта изучить его жизненный путь и литературно-просветительскую деятельность;

- палеографический а.текстологический анализ перюясточнн -ков поэтического наследия Дкапната;

-- вияяленле оотально-полвтшеских взглядов и литературно г

с

астатических цсгага:« Джаннати, его отношения к традициям классической ппрг?гги ;

~опрйд<дачие тем и мотивов лирики Дганнати и специфики эстетического роспрчятия поэтом действительности;

- исследование вопросов художественного мастерства Дкан-

ч,

кати к стиля его произведений.

Няучная новизна работы и еа вкволы. На основе автобиографических сочи нега," Джаннати я других источников,, а также'с учетом особенностей ссшчшно-культурно* среды, в усл'оыщх которой Длкгнпти кил, ппорвие составлен обстоятельный очерк его жизненного пути, литературной и просветительской'деятельности. Впер -пне дс..стся подробный анализ тем я мотивов произведений поэта, рассматриваются глагн^е направления и основные идеи его политической, Ливорно А и пеРаажкой лирики. Еопросы поэтического мае -терства Дгчрнлти - о^ра:>нпя система, композиционная организация, стиль, сткхослотшз и лайковые особенности его произведений, " подробно иеслопуечив п данной рг.боте, представляются совершенно

«.»КИИ. . '

: Результату Еойпедования позволяет прийти-к,следующим выво -дам; -

1. Брскч, когда гал к тшртл Джашати,' совпадает с очень бо-'Гатим, и то ас время к противоречивым с точки зрения обяеетвен-во-политических и лптсрятурпо-кудьтурных событий периодом апер-• ба/дааиской истории. О^двсгвенно-культурнке собктия эпохи поэта' •'основательно повидл на его творчество и нашли свое отражение в нэк. . '■■.•'•"•

2. 8че с ювнх лет Егяниати переносил всякие тяготы, испнтнвал сильные материальные затруднения, »следствие чего, йыл рннутаея

бросить учебу. Но при своем необыкновенном трудолюбии и памяти путем самостоятельных занятий усвоил основы классической ляера-туры и всю жизнь умножал свои знания.

3. Опираясь на традиции восточных классиков, Джаннати сумел творчески воспринять их опыт. Отдельные теш, образы, наконец, техника стиха - все это было ужо не н-ож> у Джаннати. Но в осмыслении калщой темы, в интерпретации каадого образа, в использовании возможностей избранного размера Джаннати' показывает самостоятельность.

4. В творческом метода Джаннати совмещалцсь различные тенденции /романтические, реалистические и др./. Доминирующая роль романтических тенденций обнаружена в важнейших художественных аспектах: идейно-эстетическом, композиционном, стилистическом, Но в его поэзии имеется также немало реалистических картин социально-бытового характера.

5. Стихотворения Джаннати, посвященные социально-политической жизни своего времени, отличаются часто большой прогрессив -костью. Он выступал против несправедливости, косности правящих кругов, против тяжелого положения женщин, выражал страстный протест против первой мировой войны, даже призывал правителей к разоружению.

6. Лучшие гражданские стихотворения поэта, безусловно, служили передовым идеям своего времени. Они призывали к борьбе за • свободу и просвещение народа. Он был горячим поборником народ -

• ного просвещения, заботливом воспитателем подрастающего яколе -лая, во многих стихах призывал, народ к приобретен:«) знаний.

7. Просветитальская деятельность Джаннати развивалась по Еосходяцей линии: от собетвеннопросьеценчоских функций /право -

дптанве в шкоде, развитие национальной культуры/, сочетавшихся с ]7мз!шимн, но расплывчатыми социальными идеалами, ко все бо -лее четкому роволщпоико-демократическому его наполнения, осознанию спраоедлиьости борьбы трудового народа за свое социальное освобождение.

0. В произведениях поэта, созданных в рамках просветительского двпкбияя, вопло'Цены обпепросБбтительские, этические, гуманистические и встртическив принципы. Они пронизаны духом борьбы с феодапьпчГч'я правопо рядками, с невежеством и консерватизмом, с проV3волом ииудчх.

9. В то же время следует отметить, что поэту были свойствен-fífci по;л;тпуская ограниченность, непоследовательность. Он не совсем ясна псш!ЧйЛ истоков социальных бедствий того временй, не юг irnfr« кстйвный путь ях устранения.

10. Б поэзии Дканнетя'любовная лирика занимает особое место. В с?й*>.х :тч?.с]~'.х стиха:-: он, главным образом, продолжал традиции пзербпГ.гяписклх и персидских поэтов классического передо, ¡foropuo, как взгестно, »оспев&яи ляйовь, красоту возлюбленной и пср~тлаш лирического героя.

11. Автор зачечятляьных лирических Стихов, Дтаннати, раз-вп№я Tpn.":';'.:;o;ffiya любовную теку, соз :.ал блестядне образцы ¡ж-тчшоЗ .срр;:кп. По гду'Зоко'гу 'yóewuro поэта, любовь - это такая сила, которая напраг.-гяэт человека на путь служения яозвишенным идеалем, учит его быть добрым, бескорыстный, бесстрашным.

1?.. С радость» встретил Д*атт?к Советскую впасть, высоко оц&жнаул tro за«лугя перед своим народом. Несмотря на старость м болезнь, поэт стпрп.лся впест;\ сгой вклад-в народное г.росвеще-ние общества, сыграть прогрессивную.рать в развит?»;« новой

ратуры, в области общественной и культурно«: жизни молодой рес -публики.

13. В стихах Дяаннати явно проявляется простота стиля. По -являются грамматические формы, близкие к разговорному языку, народные пословицы. поговорки. По сравнению с другими романтика)® того времени, в своих стихах Джаннати мало употреблял арабские слова и выражения, недоступные широкому кругу читателей.

14. В отличие от своих таких современников, как А.Сиххат, А.Шаиг и Г.Джаввд, Джшшати европейскими стихотворными формами не пользовался. Даже произведения, написанные им е годы Совет -ской власти, несмотря на гражданскую'и советскуа темы, по характеру изложения оставались сугубо'восточными, что непосредственно связано с характером его образованиям мировоззрения.

15. Искренняя дружба связывала Джаннати со многими прогрессивными поэтами того времени, он принимал активное участие в ' литературных'кругах. По незнание русского и европейских языков лишило его общения с-передовой культурой этих стран. В то же время ему бито близко стремление тех литературных деятелей, которые призкЕали к обновлению традиционных тем и форм поэзии.

Научно-тгректическая значимость работы заключается прежде всего в том, что она поегшкит определенный пробел в изучении азербайджанского. романтизма XX века, катя* бить использошна при составлении учебников по истории азербайджанской литературы конца XIX - начала XX веков, а также при исследовании проб. лем преемственности в развитии литературных процессов.

Теоретико-методологической основой выполнения диссертацион-•кой работы служат сыра Зотанныв советским литературоведением принципы комплексного анализа, применимые крк к теоретическим,

так и художественном произведениям в диалектическом единстве их содержания и -)юрш.

Исследование спецнальннх вопросов основывается на конкрет -ной; историко-литературном анализе с использованием достижений отачествеиикх литературоведов в этой области, с учетом связи прошлого ".I настоящего, воздействия эстетики литературных направ -явяий.

Апробация, Работа выполнена в отделе изучения азербайджан -свж письменных памятников Института рукописей АН Азербайджанской Республики. Основные ее положения и в^одц доложены на научных конференциях молодых ученых и аспирантов АЛ Азербайджан -ской Республики, научгаос семинарах Института рукописей АН Азер-ба^длзнскоп Ресдубяикн и опубликованы в республиканских науч -ннх журналах.

Объем к структура диссертации. Диссертацношая работа объе -ком в 162 страницы иаяияописи состоит из введения, трех глав и • пьялечония. В танце приведен сш)сок цитируемой литературы , вгжчгтхй 333 назведкд.

. ООДГРйаше ЖХУЩЩШШ.

Во вво^ении говорится об актуальности теми м истории ее изучения, излагаются научная новизна, объект, цель н задачи исследования, отмечается его ваучно-практичес^ал значимость и иатодо.п■>№!(• основы.

ГЬргал глаза , озаглавленная " Общественно-культурная среда , ,т.п."нь и шзьиеюше источники произведений Дканнати % состоит из трех параграфов. В перлом из них дастся научная характэристика времен» , на которое приходится жизнь и дея -тельмость Дтагдои , причем особпЯ акцент делается на влияние бурлих соц;;гльио-полктич??:яа к лктете'турно - куль -

турных событий конца XIX - начала XX веков на творчество поэта, а также на его отношение к этим событиям. События эти оказали сильное елияний на литературно-культурную згазнь, онрунавцую Джан-иат11. Эта среда тоже била полна противоречий. Участвовавшие в этих литературных течениях творческие силы были весьма различными с точки зрения их взглядов на жизнь, не общественное развитее, В этот период в Баку, как и во многих других городах Рос -сии, появилось немало новых органов печати, среди-которых по с^о-ей демократической направленности особое место я а: ждал <л газеты "Такамюль", "Ту:::.'вт" и "Йолдаш". В газете "Таквмюль" часто публиковались и стихотворения Джаниати. Кроме этих газет, в начьле XX века в Баку на азербайджанском языке издавалась и другие газеты и журналы - "Хайат", "Фийузат", "Иршад", "Сада", "Тути", "Ы«.ктабу "Дирилик", придерживавшиеся различных позиций по -социально-куль-тзрным вопросам. Стихотворения'Джаннати нередко появлялись и на ' страницах этих изданий.

Появление' новых газет и журналов дало сильный толчок бурное развитию художественной литературы, подъему литературно-эстети -неской мысли и возникновению новых литературных направлений. Одним из таких направлений, возникших в"азербайджанской литературе XX века под непосредственным влиянием революции 1905 года, был прогрессивный романтизм; к'которому, наряду с М.Хади, Г.Джавидом, А.Сиххатом, А.Шаигом, С.Салмаси, Г.З^сейнзаде, А.Диванбекоглы, . Дж.Джаббарлы, примыкал и А.Джаннати. По целому ряду вопросов все эти поэты свои идейные замыслы черпали из одних и тех же источников. Среди этих источников первое место по значимости занимает .рросветительство, которое особенно бурно развивалось и распрос -гранилось с конца XIX века и постепенно превращалось и могучее -

12 -

литературно-общественное движение. ■ -.'■-.

Связы г-яли Дядинатв с прогрессивными романтиками и другие нити общности нпеР. Это находило свое отражение в совпадении их взглядов ня природу искусства и литературы. Джяниати, как п Ха-ди, Дуя Вт» д, Сймсат, Шаиг, правильно понимал общественную роль искусств?, и литерчтуры. Это особенно наглтоно видно в его стк -хотвор»нлях, ünnacanKiíx после революции 1905 года. В этих стихах сросретптольские идеи вье;влг8.«зтся на первый план, излагаются передовые мусли о поэзии и поэте, что заметно сближает Джання1и с прогрессивными романтиками.

Несмотря на давление реакции, бесправие и -различные затруднения, городовые деятели просвещения приложили большие усилия к толу, чтоб« уйолячить число 'школ. В отличив от старых медресе, в когогмх по стррой методике преподавались религиоэно-схоласти-ч»скпе учепкя, новые :еколы-основывались на современных педагогических тгракшпях. В этих яколах изучались' советские науки,'род-' кой язык, п ?о -ногах -из них учили даже русский язык.

Несомненно, что все ети события не могли не адкять яа формирование взглядов и на практическую деятельность Джаянгти - одного да про грб с- сявкнх интеллигентов того времени и'пламенного борца за претяорекла р жизнь просветительских кдой. Будучи свидетелем широкого просветительского движения, Джаштти и сам не оставался в стороне от этой работы. Как мы увидим ниже, он сам о/отно и с большой радостно преподавал в одной яз "икол нового • типа".

Определенный этап жазни и творчества Абдулхаянга Джаннати совпадает с.гсдвки Советской власти в Азербайджане.

Такова бшя в сб>цих чертах ссщаалкш-лйтёратуряая среда, в

13 -

условиях которой промел газнвнннй и творческий путь Дмяянати.

Второй параграф - "Жизнь Джаннати" - подготовлен преиму -щественно на основе поэтической "Автобиографии" Джапнатл, автограф которой хранится в Институте рукописей АН Азербайджанской Республики. Для составления наиболее обстоятельных и досгсвер -них сведений о жи'зни и деятельности поэте к исследованию привлечены и другае источники, имеющие отношение к данному вопросу.

Согласно сведениям, содержащимся в источниках* Абдулхалнг Джаннати родился в 1655 году в Баку в семье каменотеса. Отца поэта звали Абдулга$ар. Имущество деда Дканнати Хусейнкули в свое время было конфисковано царским правительством.

Детские годы будущего поэта проходили в Баку. Его семья постоянно испытывала материальные, затруднения. В 9 лет юный Абдулхалнг пошел в медресе. Однако вскоре ему придаюсь- оставить учебу и зарабатывать себе на жизнь. Но он самоучкой продолжал уче-' бу: учился персидскому языку, изучал произведения азербайджан -ских и других' восточных поэтов и ученых. Таким образом, получив восточное образование, вскоре он сам стал преподавать в иколе. Причем, он принадлежал к. той группе учителей и общественных деятелей, которые принимали активное участие в организации школ нового типа в Баку.

Еще в молодые годы Джаннати включился в общественную и литературную деятельность и начал писать стихи. В годы первой рус -. ской революции он писал революционные стихи и раздавал их своим ученикам. Поэт, хотя и не шел ясного представления о сущности . первой русской революции, но.все-таки осознавал ее значение.

Из-за социально-политических взглядов Джаннати подвергался преследованию. Поэтому он. был Ешгуаден в целях конспирации под-

— 14 — .

писывать саои стихи различными поэтически!.« псевдонимами, в том число такими, кап "Васиф", "Аттар", "Яншаг", "Мир Шикарлы","Худ-жар".

Дяанияти бил одним из сама актив,шх членов литературного кружка "МБдалаут-шуара", действовавшего в ко!ще XIX - начале XX юиов о Еаку. Он такто переписывался с поэтами, собиравшимися В01фуг литературных кругов '№щ»!нси-унс% "Маджлиси фирамушан" , ^йтус-сафа'^организозашак в других городах Азербайджана'.

. Поело установления Советской власти в Азербайджане за заслуги и распространении просветительских идей и за долгую педагогическою деятельность Советски« правительством била назначена Дчалначи егюциальн&л пгкеил. Умер он от болезни рака б коля 1031 года, когда ому било 76 лет. .

Трет из"; параграф называется "Письменные источники произведений .Дканнити". . ..

Абдулхалкг Джанноти испытывал свое перо почти во всех жанро -•вше фордах кдаеекческой поэзии и- в »--»торги строфических фор -мая иззрсаГ:д-'а';ского уитног.оэтического творчества. Его творче -снов наследие составляет больше пяти тысяч двустиший. Отдельные стихотворения поета били издан:-? в р;ц<личных азербайджанских до-рев-*людаотг-х к советских газетах, журналах и сборниках как при лсизни автора, так и после его смерти» Но аОсолвтное большинство его прсиззидешй до сих пор не было изучено н иадано. Поэтому , . преадо чек преступить к анализу-, вдейпо-эстетичеолого содержания • внркка пс.)та, следует остановиться п нескольких словах на харак -тористкке письменных источников его-.произзедений, на которых ио-гоится данное исследование.

Б настояцз? время рукописи произзедениГ; Д-ан-ат;:, порели -

санше рукой canoro автора, хранятся в Институте рукописей АН Азербайджанской Республики. Здесь имеется шесть списков-автографов произзедени!! Дчаниати. Изучение. этих списков показывает, что большая часть произведений Днаянати написана на .чзерйайд -жанскоц языке, а часть - по-псрсидски. В диссертации приводятся подробнее палеографические описания этих рукописей, которые яа-ляются главными источниками для изучения творческого наследил поэта, А предметом нашего исследования стали лить произведения, написанные на азербайджанском языке.

Вторая глава, которая называется "ИдеГшо-остоткческое содер -ланив лирики Джаннати", состоит из двух параграфов.

В первой параграфе изучаются социально-политичэские мотива лирики Джаннати. В начальном периоде своей творческой деятель -ности Джаннати, в основном, писал любовные газели, и лишь из -редка появлялись в его творчестве отдельное просветительские стихотворения. Но под воздействием первой русской революции 1905-190? годов в творчестве поэта социальные мотивы усиливается. Он все чаще обращается к политическим темам - воспевает вдеи национально-освободительной борьбы, выступает против империалистических войн и пропаганда национальной вражда, против закабаления восточных яенщин, отсталости и невежества, возражает против изживших себя традиций старого общества, призывает к социально^ равенству и прпагандирует свободу личности. Однако такие передовые идеи и призывы, ненависть к угнетателям и эксплуататорам в его творчестве часто облекаются в форму либо -ралышх ограсок. Том не менее в пропаганде освободитель«'« л просветительских идей, присущих азербайджанскому романтизм}' вообще, он стоит в одном ряду с М.Хади,.Г.Дяалидом, А.Сиххатом, и А.Еаигом. Известно, что л годы первой русской революции и

после нее идеи свободы стали главным мотивом в творчестве азербайджанских романтиков. Теш эта привлекала и /'даннати.Доста -точно сказать, что три его стихотворения так и названы " Свобода". Слово это твердо звучит также в его стихотворениях "Спра -ведливость",'"№эи мечты", "Перо", "Деньга", "Женщина" и др.

Е стихах Джаннати мотивы социальной свободы тесно переплетаются с понятием родины. И это не случайность, а 'одна из характерных чёрт азербайджанского романтизма. Этой теме посвятили немало стихотворений и-другие романтики И века, например, М.Хади, А.Сиххат. '

Такая же пламенная любовь к родине чувствуется в произведениях Дкаинати. Он тоже со всей ясностью заявляет, что "Родина -наша мать, мы - ее сыновья". Именно .поэтому'он со страстью подлинного поэта-г'раэдашш призывает своих соотечественников к

борьбе за экономическое,, политическое и культурное развитие-ро-

! . ' '

дины.

Подобные мотивы содержатся в его стихотворении "Родина", в котором чувства любви к своей отчизне выражены еде сильнее и искреннее :

В моих глазах правитель и нищий родины равны, Кто искренне любит свою родину,тот и любим для меня. Каждый, доблестный человек 'шкет гордиться, Если он будет нести в своих руках знамя Родины.

Как отмечает про». Мир Джая-м, в-стихах Джаннати чувство пат-рюотиэка 'не я1Лястся простим -выражением чуг>ства любви к родине, а ирепотйвляет собой црязыв к действии, борьбе-.за все новое и г.рогросся'тной в жизни." Яо -мтнаю поэта, патриотом - монет "счигать-•'ск-тзт чалочзк, к^торьй для щогреа;а род/ны.'готов,сделан асе к

всеми средствами, а е<-ля потребуется, р-ядп родины принести себя в жортЕу.

Патриотический rojoс господствует и в тох произведениях поэта, которые посвящены национально-освободительной борьба народов. С этой точки зрения особый пнтсрес предстамя^т его стихотворения, написанные в честь героического cima АяербяСдаанпкого народа, известного национального героя Юигого Азербайджан,-. С.тгтар-хина. ■

Среди произведений Дгп'шати, лосвященных социальным вопросам, особое место закидают стихотворения, в которнх описимется положение рабочего класса в дореволюционном Азербайджане.

Тяжелые условия труда и быта рабочего,класса в обобщенном ' виде описываются, в частности, в его стихотворении "Наборчики". Несмотря на тяжелую и трудную работу, наборщики за малейстие озябни подвергались различным наказание а оскорблениям со стороны владельцев, а за добротную- работу не только не предавались, но и доброгд слова не слыхали от хозяина.

• Поэт хорошо осознавал, какие бедствия я несчастья,приносят народам войны, поэтому он призывал всех лшдей, эсобенноиав правительств, к миру и разоружению:

Если не разоружатся государства, В мира.не будет покоя я безопасности. Оружием не исправить, людей. Что уояет дать меч, кроме йла.

В друтом стихотворении, касаясь дашюго вопроса, поет при -ходят к выводу о том, что если бн в мире бкла обеспечена прочная безопасность для всех, то это способствовало би укреплению' доварил между людьми. Поэтому он прчзыяал все народы к единству в

- 18

борьбе за мир. По его мнению, такое единство предотвратило бы войны, принесшие неисчислимые бедствия народам.

В стихотворении с радифом "Смотри" он с гневом проклинает тех, кто виноват в проливании крови молодежи, в осиротении де-

■ гей, в овдовении женщин:

Ты жестокий, бессовестный и наглый, о горе тебе! Тебя проклинают овдовевшие женщины,смотри на ж плач.

Бесправие и неграмотность азербайджанских женщин также бес -покоили Джаннати, Поэт хотел видеть их свободными и активными участниками'в делах общества. Его отношение к женщинам, их положению недвусмысленно Еыражено в следующих строках:

Женщина - это свет моих глаз,душа тела,радость жизни, Она солнце дня, свеча в темной ночи. •

Невежественные люди относятся в ней свысока, В глазах же нормальных - ока такой же человек, как они сами.

Чадру - женское покрывало - Джаннати считал символом пора -бощвния яенщин и социальным злом. В одном из его стихотворений говорится, что "женщина способна на все, неспособной ее делает чадра".1

Таким образом, Джаннати, как и ео многих других социальных вопросах, по данно{| проблеме тоже занимает вполне .определенную и прогрессивную позицию. .

Опираясь на идеи морального и духовного Еовершенствовакия,

■ он, как я другие ропантики, призывал людей овладевать высшими

•• щлвстеонйыми качествами, беспристрастно л'обить и увакать всех даней*' .'!ккзмрая на их расовые к религиозные различая. Счастье дадей. и.квуодех'ов. видел, в кх нравственной совершенствован:»! и

ил-тягу.. УР АН Ьегб.?еег/1.-«кй, кки. » Б-1Г4М.126.

— 19 -

единство, путь к которым, но его мнения, проходит через просвещение. Поэтому школ:/ он называл "цветником" к "аечним раем":

Дети - страстно элюблпшшо сслойш, школа-цветник, Если на светэ есть вечннй рай, то это, опять-таки,

школа.

По убеждению Дт.анматн, достоинства чолоае! та оирсдсля^'^т с я его натурой и приобретенными к-: знаниями. Дп-r спасения от ира-са невежества нужно учиться, приобретать зн^мя, которые являются " лекарством от непе;г.ества ", неуч никаких успехоз в обществе достичь не может, только наука и просвещение иояет возвышать чеяовека, *

Нужно отметить, что в лирике поэта иногда идеи просвещения тесно переплетаются с призывами к борьбе за свободу и независимость. Другими-слова?.::», просвещение народа поят считал осноншш средством в деле достижения социально-политических с:зобод. А эт о говорит • о том, что социально-политические взгляда Д?дннати o'lop -мфоаались под нопосредстзенннм воздействием просветителького движения, которое пуст/ло сильнке ко>»ш во вест сферах культурной ¡г.изни в условиях начала XX веко. Поэтому, по сиопму мировоззрения, он предстает порэд нами, препдч neuro, ;:ак поэт-просветитель.

Во втором параграфе предметом г.сследозания становятся люо'ов -ша стихотворенич Д-аннати, еозталляктие значительную часть его ?г>ор -.о^т п, Здесь рассматриваются вопроса тем и мотивов романтической лирики Д-аннпти, соотношение классических канонов и орипшалыаос худо-есгзег.тлх средстз и способов поэта в лирическом обобщении настроэкнч и переживания лирического героя и воз-

_ 20

любленной. Говорится также о принципах построения образной системы любовных стихотворений, о восприятии и изображении поэтом предметного мира.

Как верно отметил.Мир Дяаяал, "так как Дааннати был представителем старой поэтической школы'а поогическому искусству научился по ее правилам,, то с точки зрения техники стиха, стиля и изобразительно-выразительных средств он.был приверженцем классической поэзии".* К этой.оценке .можно добавить еще то, что в любовной лирике поэта -темы'и мотивы, а также используемые им стихотворный $ормы также, в основном, являются традиционными.

Среди жанровых форм стихотворений Дкаинага доминирующее место принадлежит газелям. А поэт-са чинит ель газели, обнаруживая свое мастерство в изображении новых изысканных поэтических об -разов, метафор, сравнений, должен был при этом исходить исключительно из установленных законоЕ и правил восточной поэтики, разрабатывая всегда одну и ту же тему - любовь, описание красоты возлюбленной и переживания лирического героя. Но, несмотря на это, в стиле произведений Джаннати имеются также специфические особенности и своеобразия. В основном же, создавая газель, стихотворные формы месневи, рубан, мустазад, мусаммат, тардаибаад и другие,.Дканнати следовал мастерам стиха прошлого.

Исследование дивана Джаннати показывает, что описание переливаний любви, причуд возлюбленной составляет основное содержание его романтической лирики. В подавляющем большинстве газелей поэта, которые,'в свою очередь, составляют около девяноста процентов его лирических стихотворений, говорится о гуманной, возвышенной лмбьи.

Ь основе же построения почти хавдого любовного стихотворения > ................. ■ *

Указ.гавота, с. 17,' '

лежит общий принцип взаимодействия двух главных персонажей, об- • разующих в тексте соответствующие противоположные полюсы. Они определяет вариантные возможности раскрытия основной тему любовной лирики поэта, реализацию мотивов через образы. Противопос -тавление двух главных персонажей - лирического героя и возлюбленной определяет характер их отношений, я также группировку других персонажей в газели. Многочисленные сопоетаплонш, необходимые для создания образов, сопровождаются широко осуществляемыми противопоставлениям, которые и определяв дальнейшую жизнь образа..

Тветья глава, называющаяся "Художественные срвлства и язык произведений Джаннати", состоит из четырех параграфов: "Сяжет и йом-позипия", "Изобразительно-явр<питагьные средстве", "Техника стиха", "Некоторые языковые особенности произведений Джаннати". Как видно из названий этих параграфов, в данной глава исследуются основные уровни структуры стихов Джаннати, анализируются наиболее . значительные стиховые формы, их композиционные и художественно-речевые особенности, создается цельное представление о поэтической культуре автора, указывается разнообразие поэтических средств, При помощи которых ему удается передать читателе свои мысли и чувства.

Всякое художественное произведение представляет собой слож -ну- организаций входядах в него элементов, расположенных в определенной системс и последовательности. Согласно это;! последовательности и происходят двгаензе свисла, его развитие в произведении.

О существовании сяжетной линии в жанре газель имеется раз-. л"Ч!ше мления среди учены::. Традиционное утверждение ор-ента-

листов о смысловой дезинтеграции бейтов в газели в последнее время подвергается сомнению.

Что же касается вопроса композиционного построения газелей Дканнати, то в подавляющем большинстве из ни;: смысловая связь между бейтами настолько одутима, что наличие ее не вызывает сомнения. Единство целостной структуры газелей обеспечивается также едиными сквозными ра^мэми, размером и часто редутом,

Поззия Джаннати чрезвычайно богата, можно сказать,даже перенасыщена поэтическими фигурами. Так, любая черта возлюбленной обязательно'соотносится с постоянным объемом разнообразных сравнений: лицо - неизменно солнце или луна, стан - кипарис или буква "али$", щеки - розы или тюльпаны, губц - рубины и т.д. Обилие сравнений отнюдь не помогает воссозданию действительных очертаний лица, фигуры-или характера. Цель сравнения, как и эпитета -воссоздать совершенно особую эмоциональную атмосферу, в одном .случае положительную /глаза как нарциссы, лик твой сватлцй как солнце/, в других - негативную /жизнь протекла потоком слез, стан мой согнут как буква "дал"/. Путем употребления слов в переносном значении, автор придает им иные поэтические связи с другими словами, чем при употреблении - слова в прямом значении. Передавая .образное представление, слова часто утрачивает с вою обычную предметную отнесенность п получают весомость как в смысловом, так и в эстетическом отношениях.

Эстетическое и музыкальное совершенство стихотворений Джаннати к немалой степени определяется также умелым использованием таг «с портмческах средств, как аллитерация, рьфла, реди-;. и другие. Одним из постоянных компонентов музыкальной и композиционной лргаякэгцки его -стихотворений якаяется ря^ка. Как известно,

по определения восточно:! поэтики япляетсл одппм из главгах,

формальных признаков стихо. Вяз ря$мы пят стихов, я стихотворение, но связопноо госредсттом в оцно целое, лишено худо -кественного единства. Это требование баю принято целиком и классической азербайджанской поппкпй. Соблюдал эти требования классической рифмовки и Джгпнати.

В отдельных случаях Дгашттп доводит искусство тождества звуков в конце строк до высшей степени ссвер'ленствя, еоэдегая двой-нуч рифму. Таксе высокое мастерство показано поэтом и в следу» -щей газели, в которой двойная■рифма проходит через-все стихот -ворение: . ' •

Леблеринден алмамш чгн ашити-накам кег^, Лттф тыл бары кна, еЗ шухк-хопТерчам чам. ' Стнбглтпден ехзи-бу е^лзр нэсими-чтрбоэ, Де'ля-набындан огурлзп (Зздели-ктл'там •;Тя.\:... Ед кезел, сирри-доЬаныя сормаг истер Уеннэти, Белке ¿охдак касб гылещ ариХи-ктгшц рам.

Б стихах Джакнатп богатство метрической системы классического стихосложения аруз отражено достаточно.полно: в его произведениях :."ояю на:''та около десяти различных размеров и их разновидностей. Однако поэт явно тяготел к размерам наиболее простым четким - хядгаджу, даф1у и, в особенности, к рамажо, которые вообще является наиболее употребительна'"! размерами в оэорбай -аяапской поэзпи.

Анализ худо~ест1 епни" средств произведений Д*акнати. убежпа-от, что он.старался приблизить язык своих произведений к народному: не' только стрслися вгсстя в стих яяродние Еыра:таа:д, но к

- 24

обращался к .диаяекг&м и говорам родного языка.

Лекспоа поэ.ха обогащался, с одной стороны, за счет применения простонародных слое и шраасиий, с другой - путем исполь -яования в стихах слов, появившихся на свет в результате разви-. тия науки и техники:

Оапылды чох зени эгксак имерет, Трамвад кээди, доллар оддуравэт.' .букакшр, ханелер "радидо"ла додду, Звэт, алаы бир оэке алем олду.

" Если применения здесь новых слов "трамвай", "радио" связано с развитием технического прогресса, то употребление таких слов, как "сукак" /"улица"/, "евэт " /"Конечно"/ связано со стреште- ■ нием поэта использовать^диалектные слова.

В стиле Джаннати в.чдны как устоявшиеся приемы мастеров стиха прошлого, так и выработанная им собственная манера. Искренность а относительная пмерота в 'заражении чувств стали художественными принципами поэзии Дланнети. Стих;: его отличаются также плавностью, музыкальностью и легкость». Виртуозное владение секретами поэтического искусства, унаследованное от старых мастеров, в сочетании с народностью, является характерной чертой поэтики Джаннати.

В зАкточении- обобщаются, основные выводы исследования и определяется роль Джаннати в развитии азербайджанской просвети -■гшсьской и роулитическо'К поэзии XX века.

•'"•" . Основные положения диссертации отражены в сур дуздх публикациях .автора: .

Дмогра;« щвизьодепиГ: . Абдул}сил1де Диаинати,/на азербаг-ДХЙЯСКМС "«5Ьке/. - Кзгестая Авсднип веук Азерг.Рда'-нской