автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Манакиб как исторический источник XVI в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Манакиб как исторический источник XVI в."
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ им. ЛБУ РАЙХАНА БЕРУНИ
На правах рукописи
исмоилов ЛУТФУЛЛО
МАНАКИБ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК XVI В.
Специальность 07.00.09 — Историография, источниковедение и методы исторического исследования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ТАШКЕНТ - 1991
Работа выполнена в Отделе истории средних веков и нового времени Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджи. кнетан.
Научный руководитель:
академик АН Республики Таджикистан д. и. н. МУХТАРОВ А. М,
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук МУКМИНОВА Р. Г. кандидат исторических наук ЮНУСХОДЖАЕВА М. Ю.
Ведущая организация — Исторический факультет Душанбинской
государственного педагогического института им. Кандила Джураева.
седанни специализированного совета Д 015.14.01 по защите диссертаций на со искание ученой степени доктора исторических наук в Институте востоковеденц: АН РУз. (700170, Ташкент, пр. М. Горького, 81).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке А? РУз. (700170, Ташкент, ул. Муминова, 13).
Защита состоится
1991 г. в
Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических наук
JJm^
А. АХМЕД01
ОЩЛЯ ХАРАКТШ1СГИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Размышляя о судьбоносной роли культуры в истории, академик Д.С. Лихачев заметил» что одно из важнейших свидетельств прогресса культуры - ото развитее понимания куль-гурных ценностей прошлого. В этом контексте он приходит к выводу об изучении китил святых, как вика историко-религлозных памятников прошлых эпох.
Но истории Средней Азии ХУ1 в. известны многочисленные маиа-: кибы (жития святых), которые посвящены таким шейхам, как №ахдум-г А'зам, Хусейн Хорезки, Мавлана Чует и И др. Эти манакибы до сих пор остаются неизученными или малоизученными. Их изучение дает исследователю ценный материал о биографии известных дервишеких лейхов, социально-политической и культурной жизни Средней Азии и сопредельных стран. Отсюда актуальность исследования манакибов как исторических первоисточников.
Известно, как словно использовать манакибы в качестве исторического источника. В них действительность прошлой, отражена по-1 рога тенденциозно» иногда извращена. Поэтому необходимо, критически подходя к сведениям источников, извлекать из них подган-* !ые исторические Факты.
Степень изученности темы. В дореволюционной и советский востоковедческой науке использование манакибов в качестве истори-jecicoro источника вообще, ХУ1 века в особенности, не стало науч-чой традицией. В.Л. Боткин, U.U. Иванов, A.A. Семенов, В. Юдин 1 другие в какой-то степени использовали в своих работах манакибы, но обобщающего, специального исследования, по этой теме нет. iame исследование показало., что манакибы содержат достоверные исторические сведения. Это обстоятельство предопределило необходимость выбора данной темы. "
Цель и задачи ticc^eaojaHHfl. Целью диссертационной ра'боты шляется изучение манакибов в источниковедческом плане, введение з научный оборот отдельных неизвестных исторических фактов и событий, .не нашедших отражения в других первоисточниках*. Ыанакибы 101."и исследованы в следующей последовательности: выявление но-)ых сведений по политической, социальной и культурной жизни на-юдов Сидней Азии; сведений по истории городов Средней Азии и юпуедельнь.х стран; сопоставление этих материалов со сведениями [ругих первоисточников таких, как "ülapaiv-ламе-йи шахи" ХаДша 'аныша, "Гарих-и Сейид Роким" Муллы Шараф ад-дина Самарканда,
"Тарих-и Рашиди" Мухаммеда ХаДаара, и установление моста манаки-ба в среднеазиатской историографии в.
Источниковедческой базар Исследования послужил«: а) ианаки-би, б) оригинальные сроднерекорда источники исторического, географического и литературного содержания.
Изучение ыанакибоа сопровождается определенными трудностями в связи с отсутствием'хронологии событий, фантастцческнц описанием мкэни и деятельности исторических лиц, ¿дя выяснения истинных фактов, содержащихся в манакибах, потребовалась большая сопоставительная работа с другими первоисточниками, в перауи очередь ,с. историческими. _
ОсНЬвной Источниковедческой базой диссертационной работы -служил "Дмдат-ул-оамкин", Его автор Йариф ад-дин Хусейн б. шейх Хусейн Хорезма составил свей труд В 973 г.х«/1Ь6о-1066 гг. и посвятил его биографии своего отца*. Данное ьсчинание является редки:«. Нами известно три экземпляра^ ксторуа хранятся в Яоидах й'-шанбе и Ташкента, /Душанбинский сггдсок, который хранятся в Государственной Республиканской библиотека вы. $ирдоуои под инЬ. № 1оЗь, полный, состоит на 246 л< В Ташкенте хранятся дьа списка данного сочинений, датируете ХУ1 й- Первый список, нЯе. $ 499, неполный, состоит из 134 я; Второй, ийв* й1 30Ь4, тр-ке нчцояный, состоит из 229 л., не имеет начала и конца. О данной работе на-ки был использован душанбинский список. ■
для более полного освещения цели и задачи исследования, 11'йчнения и дополнения сведений "Лкрдй-ул-ранкин"' в диссертационно л работе привлечен ряд канакибов,.составленных почти в одю время, посвященных жизнеописанию нескольких крупных рейхов Средней Азии ХУ1 в.: "¡»шфтбх-ут-трлибин"^ "Лаыахат мин ^агЬахат алл- . иуде", "Сирода-ус-еоликйн й латой§-ул-орифин'^ "Са'адия", ма-ул-макаыат".' . ..
Каждый ианакиб отображает.п большей или меньшей степени события определенного региона, дает описание исторических личностей Средней Азии и сопредельных стран. В целом оМи передают сб'лую картину событий и ход развития определенного периода. ,
Но исследуемой ндаи теме ценные сведения содержат сочинения сфщинльнсй срешевекоЕой ногормограАип. Им в отличие от манйкибов
МЙухт&роь А. Житие шейха Хусейна Хопезт - источник по истории, культурной ча:зн1| конца ХУ-начала ХУ1 в.// Материальная культура Таь«!кистана. - Пип.3. - ,/уш:шбе,19/Ь. - С.¿42-246.
присущи широта охвата событий, последовательное повествование и хронологизация, перечисление исторических личностей и описание их пропиого.
Научная новизна исследования состоит в том, что диссертационная работа представляет собой первую попытку в советском востоковедении более подробно изучить манакиб как исторический источник по истории ХУ1 в. Новизна работы заключается такие в подробном исследовании биографии названии.* шеАхов, которые играли важную- • ■ роль в общественно-политической жизни страны. Паш выявлены ценные сселения по истории культурной жизни, истории суфийских орденов И Пр.
Дтя установления степени достоверности анализируемых манаки-бов нами применен историко-сравнительний метод исследования источников. Этот подход требует рассмотрения манакибов в их взаимосвязи, а также в соответствии с исторической обстановкой, классовой и идеологической позицией автора манакиба.
Практическая ценность рабогь! заключается^ тем, что проведенное исследование выявило многие сторон^ истории Средней Азии и ее взаимоотношения с сопредельными странами Ближнего и Среднего Востока. Введенные в научный оборот исторические сведения могут быть . использованы при написании обобщающих работ по истории городов Средней Азии рассматриваемого Периода, при чтении лекций, спецкурсов по всеобщей истории и источниковедению, по политической и культурной жизни Средней Азии ХУ1 в. _ ■•
Методологической и теоретической основой диссертационной работы стало учение основоположников марксизма-ленинизма о поступательном развитии общества, учение о преемственности культурного наследия, а тате критйческая оценка исследуемых материалов.
Апробация:работы. Работа трижды обсуждалась на заседании отдела истории средних веков и нового времени Института истории, археологии и этнографии т*. А. Джиша. Результаты исследования были изложены на конференциях молодых ученых и специалистов (Душанбе, 19ь9; Ленинзбад, 1Эь9), в опубликованных и подготовленных, к печати статьях. •
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
ОйЮЗНОЙ СОМ&ШШ РАБСТЫ ¿о введении обоснована актуальность темы, ее научная и практическая значимость, определены цель'и задачи исследования,
показана степень изученности теш, проанализирована ее источниковедческая база, освещена методологическая и теоретическая основа работы.
Первая глава - "Отражение политической жизни Средней Азии первой половины ХУ1 века в ыанакибах" - начинается краткой характеристикой социально-политической и культурной жизни Средней Азии в конце ХУ-н&чале ХУI в. Этому периоду характерно дальнейшее ослабление flHHaqTHH Тимуридов и усиление раштикипчакских кочевников, которые захватили Ыавераннахр и установили новую династию Шейбанидов.
В данной главе особое внимание уделено освещению политической жизни Средней Азии при Шайб анидах. Содержание сведений мана-кибов относительно этого вопроса (южно разделить на две части: первая освещает внутреннее положение страны и политику Шайбанид-ских правителей. Вторая часть охватывает их внешнюю политику.
Как вытекает из изложенного материала, Шейбани-хан еще до завоевания т Средней Азии некоторое время находился в Бухаре и Самарканде, был ыюридоы шайха Дкамал ад-дина Азизана й шейха Майсура, Он всегда напоминал этим шзйхам о св.оем скитальческом образе жизни, хотя на деле он происходил из ханской среды*. Шейх Ыансур и другие шейхи благословили его на захват Средней Азии, за исключением иейха Дчшмал ад-дина. Однако авторы "Даюахат i'vui . нафахат ал-кудс" и "Тарих-и Сейид Роким" не объясняют причину такого отношения шейха ал-ад-дина с Шейбани-ханом.
После того как йейбани-хан получил фатиху oí' шейхов - покро-вигэлей, он удалился в Дашт-и Кипчак, собрал войска и прибыл в г. Туркестан. Здесь он посетил гробницу Ходжй Ахмеда Ясеви, ду-хошого патрона кочешх узбеков.
Из Туркестана Шейбани-хан Послал своих военачальников в раз-' ныэ области Средней Азии. Часть шейбанидских войск бо главе с Кучкунджи-ханом и Дланибеком Султаном вторглась в Ферганскую до-йдну и захватила крепость Касан. Через Некоторое время другая часть войск во главе с Суюнич-ханом окружила Ташкент. Обороной города руководил один из потомков Ходки Хавэнд-И Тухур, Ходжа. Тахир. uia !!бйнидам удалось захватить город^. й это время из Анди-
* Алк* Ауязан. Ламахат мин наЬахат ал-кудс. (Х^лее Лаыахат), рук.
Гссударственной Республиканской библиотеки Тадж.ССР им. Фирдоу-2 си, инз. Jf Д. üA5-9Ia,
Xoirsa Абу-д Бака. ^дма-ул-макаыат, рук. Государсгьенной Республиканской библиотеки l't\M.CC? ¡ш.^ислоуси инв. Jp 904. -
иана прибыл могольский правитель Са'ид-хан, третий сьн Ахкед-ха-на - правителя Моголистана, однако он потерпел поражение и удалился в свое владение. ,
Когда была захвачена Бухара, Шейбани-хан выслал шейха Дка-мал ад-дина из города. ШеРх перебрался в Герат. Здесь он имел большое влияние. Известные люди Герата такие, как Мавлана Абд ал-Гафур Лори и Бинаи стали, его мюридами. Шейх Дяамал ад-дин умер в начале ХУ1 в. и похоронен в Герате. Его преемником стал ' ' шейх Худайдад, который после смерти своего предшественника возвратился в Мавераннахр. Здесь он приблизился к пейбанидской верхушке. -
Хотя Шейбани-хан в 1505 г. захватил Хорезм и ряд хорасанских городов, завоевательный процесс з дальнейшем для него не стал триумфальным. После гибели Швйбани-хана под Мервом в 1эЮ г. оо-^ тальные шейбанидские предводители удалились в Доат-и Кипчак. Власть в Мавераннахре переяла к Бабуру. Однако^ он не нашел должной поддержки среди населения Средней Азии. Недовольство Бабуром было вызвано создавшимся тяжелым'положением в стране. После нескольких сражений с кочевыми узбеками Бабур оставил Мавераннахр и 6 91В г.х./1512-1513 г. уиел в Афганистан. Это позволило Шейба- . нидам вытеснить из Ферганской долины Са'ид-хана, союзника Бабура.
.События здесь развернулись следующим образом. Са'ид-хан, используя ослабление династии Шейбанидов, последовавшие после смерти Шейбани-хана, захватил Андижан и направился к Ташкенту. Но здесь он потерпел поражение от Шейбанидов и уаел в Кашгар, где и образовал свое государство с центром в Яркенде..
В манакибах отсутствуют сведения относительно! политической жизни .'государства Шейбанидов с середины 20-х до конца 30-х годов ХУ1 в. Относительно 40-х и 50-х годов манакибы содержат обильный исторический материал, где рассказывается о противоборствах между представителями иейбанйдского родя* после смерти Убейдуллы-ха-на.
Убейдулла-хан умер в 1539 г. Его сш Абд ал-Азиз в 1540 г. воссел на престол Бухары. С его именем связана длительная борьба между Бухарой и Самаркандом. Правителем Самарканда был Абд ал-Ла-тиф, сын Кучкунджи-хана. Затем к этой борьбе примкнул правитель Ташкента Барак-хаи, сын Суюнич-хана. Он стал союзником Абд ал-Ла-тифа. "
В 15-Ю г. сопзники осадили Сухару. Абд ал-Азиз-хня просяд
Цахдум~и А*зама, который находился в это время в города, о посредничестве, с тем, чтобы Бараи-ханвставил окрестности Бухары. Но миссия Махдума-и А* зада закончилась неудачей. Соэзцики продолжали осаду Бухары. В это время они узнали, что со стороны Карши приближается Ни стан Кара Султан, правитель Балха (1526-1544), Союзники сняли осаду и отправились на встречу к нему ь Карал. Там они потерпели поражение и удалились в свои уделы,
На следующий год союзники снова осадили город и захватили его. Согласно сведениям "Са'адия", это произошла после того, как щвПх Ходжа Ислам ^¡куйбари перестал поддерживать Абд ал-Азиза. Это сообщение у нар вызывает сомнения. Разгром Абд ад-Азиз-хаиа, скорее всего, мог бы произойти в результате превосходства авд противника. Барак-хан назначил еьоего малолетнего сына правителем Бухары, а сам вернулся в Ташкент. Спустя некоторое время Абд ал-Азиз-хан вновь овладел Бухарой. Скн Барак-ханаудадияся в Ташкент^.
В 1551 г, умер Абд ал-Азиз-хан* На престол Бухары претендовали правитель Чардиоу Бурхан Султан и правитель Балка Пирмухам-мед-хан, .которому и удалось захватить престол Бухары, рднако его положение в городе оставалось зыбким. Поэтому о!) решил оставить своего старшего брата Узбека Султана правителем Бухару, а самому перебраться в Балх. Это решение не было поддержано Ходжой Исламом Дхуйбари. Он предложил кандидатуру молодого А5дулла-хана, сына Изк&ндёр-яана, Правителя Иианкаля. Эта кандидатура не нашла юлжной поддержки у•Пирмухаымед-хана. Он, учитывая свое бессилие и чувствуя наступление Баран^-хана и Абд ал-Латкфа»в 1651 г. покинул город. Воспользовавшись этим Мухаммед Йар Султан и Бурхан Султан ввели свои войска Ь Бухару, Они разделили город мекду со-, бой. Двоовластив в городе не могло прйдоматьед Долго, Мухаммед йар Султан был убит, и власть полостью перешла к Бурхан Султану.
6 9о9 г.х./ 1551-1552 г, умер Абд ая~Льтй4>, и софз с Ташкентом риспалея. Барак-хан решил захватить Самарканд. Новый правитель Султан Са'ид Султан ибн Абу Са>ил-хан ибн Кучкунджи-хан сильно укрепил город. Барак-хйн трижды пытался захватить Самарканд, Только а третий раз ему удалось достигнуть цели.
Султан Са'ид покинул город и обратился к Айдуяла-хану за по-•у *.....................*.....' .'."
* Хусейн Серахси. Са'адия, рук. Института истории, археологии и атнографии Им. Л.доншла АН Тадк.ССР, инв. № 10'Л - Л.ЬОа.
мощью.' Последний прибыл из Балха в Мианкаль. Однако их наступление на увенчалось успехом. Султан Са'ид примирился с Барак-ханом и возвратился в Самарканд. Барак-хаи пооОещал Султан Са'иду вер-, нуть ему Бухару. С этой целью он захватил Мианкаль, Кармину и осадил Бухару. Н? помощь Бурхан Султана прибыл Абдулла-хан и расположился в крепости ¿араб. Баргк-хан отправил против него значительные силы, которые были разгромлены ААбдулло й-ханом. Барак-хан сиял ссаду Бухары и отошел к Самарканду. Затем он выслал Сул-' тана Са'ида в Кашгар.
Битва у крепости Фараб показала мощь и возможности Абдуллы-хана. Его успехи были грозным предупреждением противникам, в первую очередь Бурхану' Султану, который, не найдя в лице иейхов ордена накшбандийа поддержки, предпринял шаги для улучшения отношений с Барак-ханом. Через определенное время Барак-хан очутился , у ворот Бухары. Все знатные люди города, известные шейхи вышли • к нему навстречу. Среди них не было Ходжи Ислама Дчуйбари. Бурхан Султан безуспешно старался устроить встречу Ходяи Ислама с Барак-ханом. Все это привело к тому, что Бар.ак-хан покинул свод ставку и отправился в Ташкент.
Между тем, отношения мэяду Ходкой Исламом и Еурхансм Султаном с каждым днем ухудшались. В "Са'адия" не указаны истинные причины ссоры. Косвенно можно Догадаться о намерении Ходжи Ислама выпроводить Бурхан Султана из Бухары, хотя он не довел это дело до конца. • * '
В свою очередь, Ходка Ислам покинул Бухару и отправился в Хорезм, где задергался надолго. Абдулла-хан направился в сторону Бухары. Бурхан Султан уступил ему трон и сам стал правителем Каракуля. '
Спустя нейоторое время, Бурхан Султан снова выступил против Абдуллы-хана, в войсках которого имела место измена. Воины один за другим стали покидать его. Абдулла-хан вынужден был оставить город и в 962 г.х./1554-1.556 г.. отправиться з Балх. Бурхан Султан снова стал правителем Бухары.
В 953 г.х./1Ь5э-15Ь& г. умер Барак-хан. !3 зт> время правителем Самарканда считался сын Барак-хана - Баба Султан, а его заместителем Гадай-хан нбн Абд ал-Латий-хан. Вскоре Гадай-хан бе-*ал к Дкавонмардали-хану (брату Султана Са'ид Султана). Они встретились в г. Заамиие и стали готовиться к овладении Самарканда. К ним примкнул и Абдулла-хан.
- а - • -
Правитель Ташкента Дррвиш-хан (старший сын Барак-хана), узнав об их планах, с большим войском отправился в Самарканд. Однако вблизи Дкизаха он попал в засаду, потерпел поражение я поспешно отступил в Ташкент. В скором времени Блбя Султан направился к месту сражения, его войска были разбиты, он удалился в Ташкент. Победители захватили Самарканд. Правителем города стал Гадай-хан. В 1557 г. Султан Са'ид Султан приехал из Кашгара в Самарканд. Гадай-хан уступил ему трон.
В 15Ь7 г. Абдулла-хан окрушл Бухару. Осада затянулась, и шцгнь в городе осложнилась, бурхан Султан при посредничестве Ход*.к Ислама заключил мир с Абдуллой-кано".. В ставке Абдуллы-хина был составлен план отстранения Бурхана Султана, который был одобрен Ходкой Исламом, В результате загово[.)а Бурхан Султан был убит. Аб-¡нулла-хан овладел Бухарой.
Внешняя политика. Судя по манакибам, внешнеполитические акции военного характера проводились по двум направлениям, Первое г- борьба с Ираном, второе - борьба о казахскими племенами. Огно- . сительно первого направления в нанакпбах приведены отрывочные сообщения о захвате отдельных городов и разгроме.противника. Описаний второго направления точе является эпизодическим. Так, автор "Сиродк-ус-соликкн" сообщает, что в 958 г. х.'/1560-1561 г. группа казахских султанов во главе Буйдаш-ханом организовала набег на Мавераннахр и дошла до Сайрпма. В решающем сражении ые'йбанидские войзка разгромили противника.
В общем сведения уанакибов рисуют цельную картину политической жнзни государства Шейбанидов первой половины ХУХ века. Манакиби освежают политическую жизнь с позиций суфийских орденов, тем самым показывают роль орденов в происходящих событиях. В ма-нокибах наши более подробной освещение политические события первых десятилетий, потом 40-х к ЬО-х годов ХУ1 в., с которыми тесно била связана жизнедеятельность шейхов.
Вторая глава - "Краткие сведения о шейхах" - посвящена изучению .биографии руководителей ордена накшбандзийа, кубравийа и ,шкахрийак Нельзя забыьать, что в их биографиях пестрят многочисленные фантастические моменты, которые нацелены на создание образа "святой личности". Поэтому исследователя необходимо подходить к изучзцкю этих бкографических данных манакибов с большой дал»й критики, сверяя их со сведенит-ш других исторических источ-ннхор.'
Сведения о шейхах ордена накшбаядийа.
Махдум-и Л*лам. нДкама-ул-лакамат" содержит отрывочный данные о Махдум-и А'заме. Его биограф возводит родословную ветвь Млхдум-и А'зама до пророка Мухаммеда и при помощи легенды старается обосновать £ту генеалогия.
Махдум-и А»зам родился в 1461 г. в городе Касан. В молодости он отправился в Ташкент и там поступил в иколу Мухаммеда Кази.
Впоследствии Махлум-и А'заг стал известным шейхом и теорохи-ком суфийской идеологии ХУ1 е. Когда кочевые узбеки завоевали Среднюю Азию, многие их предводители стали шридами Махдум-и Л'эама. Махдум-и А'зам скончался в 1541 г. и'похоронен в селении Дзхбед.
Мавлана Лутфуллах Чусти. Его преемником стал Мавлана Лукуллах Чусти. Он родился в местности Чодак Ферганской долины. Его ■ год рождения неизвестен. 13 моло;ом возрасте он прибыл в г. Мар-гкнан и стал мпридом Мавланк Хусейна Чоркухи, после смерти которого он, прибыв в Самарканд, стал нарядом Мухаммеда Кази. Потом приблизился к школе Махдум-и А'зама.
Посла смерти МахДум-и А'зама, Мавлана Чусти бил объявлен руководителем ордена накшбандийа. Он поселился в Самарканде, активизировал свою деятельность с целью завоевании высокого авторитета. Здесь он оскорбил шейха Хусейна из ордена кубравийа. По приказу Султана Са'ид Султана-поклонника шейха Хусейна Хорезми Мавлана Чусти был схвачен, ¿чу побрили голову и отрезали язык.
После выздоровления его навестил правитель Самарканда Абд ал-Латиф-хан вместе с Султаном Са'идом. Абд ал-Латиф принес извинения за случившееся. Хотя Мавлана Чусти внешне принял его извинения, но никогда не простил Султана Са'ида.
Мавлана Чусти в Ахенгеране, Канди Бадаме, Ура-Тюбе, Хисаре, Ходгенте и других Местностях имел своих мюридов. Правитель Ташкента Барак-хан, хисарские султаны поддерживали хорошие отношения с Мавланой Чусти. Он умер в 1573 г.
Ходжа Ислам Дчуйбари. Его биография впервые была описана В.Л. Вятниным, и потом с критической точки зрения 11.11. Ивановым.
Ходка Мухаммед Ислам Дкуйбари родился в 1494 г. в селении Дхуйбар, вблизи Бухары. В детстве он находился на воспитании своего деда Хоют Яхьи. Позже Ходка Ислам стал мюридом Мухаммеда Кази, поело смерти которого стал мюридом Махдум-и А'зэма.
Ходча Ислам Дру^бари активно участвовал в политической жиз-
- ю - • ,-.
ни Мавераннахра в 40-50-е года ХУ1 в. Он по,сдерживал Абдуллу-ха-на. Ходжа Ислам умер в 1563 г. ■
Сведения о шейхах ордена джахрийа. В манакибе "Ламахат" кратко описаны биографии шейхов ордена джахрийа - ¿¡камал ад-дина, Худайдада и Касиы-шейха.- После смерти шейха Дкаыал ад-дина руководителем ордена стал шейх Худайдад. Он умер в 93Э г.х./1532-1533 г. и похоронен в селении Газира, вблизи Самарканда. После его смерти руководителем ордена стал Касиы-иейх. Он умер в 15В1 г. и похоронен в Кармине. .
Орден кубравийа. Известный шейх из ордена кубраэийа -Ка-мал ад-дин Хусейн Хорезма родился приблизительно в 1470-1474 гг. в г. Ургенче. Начальное образование получил .в своем городе. Потом в восемнадцатилетнем возрасте прибыл в Бухару и стал мюридом шейха Дкаыал ад-дина Азизаиа. Но вскоре покинул Бухару и возвратился в Хорезм. Б Ь90 г-,х./1493-1494 г. он перебрался в хо-расанский город Хубушан и поступил в школу Ход«и Мухаммеда Хубу-шани.
В 910 Г.Х./1504-1505 гг. Кшал ад-дин Хусейн окончил "путь тариката", стал шейхом и выехал в Ургенч. В 1517 г. он.приехал в Мавераннахр и до 1549 г. жил в Самарканде. В этом года же сн отправился в хадк в сторону Мекки, Он посетил города Астрахань, Азов, Феодосия, Стамбул, Кютахья, Конья, Антокья, Алеппо и др. При возвращении из хама шейх Хусейн ск'снчалал в 1551 г. в Алеппо и похоронен там.
Описание биографий известных шейхов разных орденов дает возможность определить их роль в общественно-политической жизни того периода. Отражение их биографий в трудах придворных историографов свидетельствует об их значительном влиянии. Материальные воз-. награждения и всякого рода льготы, предъявляемые- ли делам суфийских орденов при Шойбпнидах, позволяют говорить, что, они были спорой феодального государств
Третья глава - "Сведения о {,-утешестьк.«с. иейха Хусейна Хорез-ыи по Средней Азии и сопредельным странам" - состоит из двух разделов. В первом разделе - "Борзей области Средней Азии" - анализируются сведения манакибои (ь основном "Д-кодат-ул-ошикин") о городах- и областях Средней Азии. Автор манакиба приводит раз -розненные сведения о политическом положении, называет известных хвдей, описывает мазиры и шробницы.
Ургвнч. 'Пси Тл'уришах Ургенч е?азалги в е-юрсне ог торговых
путей. Набеги кочевых узбеков на Ургенч в ХУ в. стали причиной его разрушения.
. В рассматриваемый период старая часть города находилась в развалинах со времен монгольских нашествий. Город был малонаселенным.
Автор "Дкодат-ул-ошш;кн" сообщает о маэарах и святынях Хорезма. Ыазари Са'ид Ата и Хакиы-Ата находились среди степей в двухдневном пути от Хорезма, в местности Еакирган*. В Хорезме находились и мчзарц Надчсм ад-дина Кубры и шейха Фахр ад-дина Рази. .
Когда шайх Хусейн в 910 г.х./1504-1505 г. из Хуоушана возвратился в Хорезм, вокруг-него сплотились мюрида. Его ближайшим помощником был Мухаммед Дкалил Бадахши. Хорезмские вельмомл такие, как Абу-л Шатх Султан и Бектар Мирзо токе были поклонника!.! и шейха Хусейна.
В 1549 г. когда шейх Хусейн из Мавераннахра приехал з Хорезм, на его' встречу вышел сам правитель Ургенча Кол-хан, сын Аминек-хана. Шейх Хусейн задержался на месяц в Хорезме. Судя по "Д«одат-ул-оиикин", в этот период в Хорезме усилилась усобица мекду хорезмскими царешчами, Спустя некоторое время новым правителем города стал Мол-хсн. 0 междоусобицах этого периоиа сообщает и Антоний- Дьенкииоон.
Абввард. В ь99 г. х./1493-1494 г. шейх Хусейн Хорезма приехал в г. Абевард, Здесь он встретился с шейхом Фаалаллаавм, халифом Ходжой Мухаммедом Хубушани. По сообщении автора "Дкодат-ул-опшкин", шейх Фазлаллах был молодим, красивым'и общительным человеком. Он умер в 915 г.х./1509-1510 г.
Бухара. Шейх Хусейн первый раз приехал о Бухару в начал« 90-х годоо ХУ в. В это время правителем Бухары был Баки Тархан, сын Абу Али Тархана.. Во второй раз в 151? г. шейх Хусейн прибыл в Бухару со своими дервишами. Он посетил селения 4атхабад и Гидждуван. Здешнее селение.Соктари считалось центром ордена кубравийа. Шейх Хусейн в этих селениях образовал свои ханаки.
В это воезд правителем Бухары был Убейдулла~хан. Он постоянно присылал свои стихи, написанные па Ларси и турки, шейху Хусейну. Из втого следует, что Убейпулла-хан бил не- только поклгнником ордена накабандийа, но и кубраиийа.
1 ШриТ) од-дин Хусейн.- о пат -у л-еаашан. - Л.35а.
- 12 -
Самарканд. В 151В г. шейх Хусейн и его свита прибыли в Самарканд. Автор "йюдат-ул-ошикин" сообщает о встречах шейха Ху-со!(на с представителями шейбанидского дома. Фулад Султан и'бн Тимур Султан ибн Ыайбани-хан имел особую симпатию к шейху Хусейну. Фулад Султан постоянно присутствовал на меджлисах дэрвишей. Он умар в 939 г.х./1532-1533 г . Авган Султан ибн Лбу Са'ид-хан и его брьт Султан Са'ид Султан тоже были поклонниками шейха.
¿<алее автор "Диодат-ул-оцикин" сообщает о мазарах Самарканда. ¡ИеИч Хусейн посетил мазары Ходки Убейдуллы Ахрара, Ходжи Закрии и Ходки Мухаммеда Башнара.
Автор сообщает о праздновании Навруза в Самарканде. В ту пору население города собиралось в местности Гар-и Ашикан, которая находилась на востоке от самаркандской крепости. В празднике участвовали и простые' лиди.
_Хиса£. В г.х./1Ь47-1Ь4а г . шейх Хусе{й по приглашению-хисарского правителя Тимура Ахмед-хана прибыл в Хисар. Правитель был поклонником ордена кубравийа. За год до приезда шайха здесь скончался его халиф Ходка Мухаммед Хайвани. По велению иейха Хусейна в че-згь Ходни Мухаммеда был возведен мавзгней, который состоял из двух куполообразных зданий различного размера. В одном относительно маленьком здании доледо было покоиться тело . Хода» Мухаммеда. Второе, более крупное, предназначалось для зиарагхоны." ■
Х.утталь. В 9о4 г.х./1547-1648 г . шейх Хусейн прибыл-в Хуг-таль. Автор "Дкодат-ул-ошикин" использует названия и "Куляб" и "Хутталян". Видимо, он под названием "Хутталян" ш/.сл в виду область, а название "Куляб" означало одноименный город, который как новая столица Хутталяна возник в ХУ1 .в. •
Автор "Джодат-ул-ошикин" сообщает о реке Вахш, что.это огромная рекр и кто попадет в нее, никогда жтвыы не выйдет. В местности Пул-й Сангин (вблизи г. Нурека, Тадк.ССР)' был расположен мост, соединяющий Хисар с Хутталяном. Это был мост небольшого размера, висящий между дву>'я горными скалами.
Во втором раздело - "Сепредз.сыше страны" - рассматриваются предания манакиба об Астраханспог!, Крымском ханствах и городах Османской империи.
Астраханское ханство. В середине ХУ1'в. Астраханское ханство стояло перед грозным испытанием в связи с возросшей угрозой русского централизованного государства. В то яе время внутренне ос-
- 13 -
лабяялась нощь Астраханского ханства.
В 1550 г. швПх Хусейн в ого сына прибили э Хадии Тархан (так именован город в "Дподат-ул-оиикин"). В манатбе сообщается о набега русского морского отрада на окрестности города, в резул::-татв пего погибли лоси. Астраханский хан Яыгурчей (ь "Дталат-ул-ошикин" - Ягмур), учитывая "внешнюю угрозу, искал пути сближении о Османской Турцией.
Крымское ханство. ХУ1 в. в истории Крымского ханстьа бил периодом расцвета. В период правления Сахиб-Гирея (1о32-1уо1 гг.) Крымское ханство активно вмешивалось во внутренние дела соседних стран. В результате набегов крымские татары угоняли плеыплх, добились несметных богатств.- В 1550 г. пзйх Хусейн со евоой свитой прибыли в г.Кркм (нынешний г. Старый Крыл) и пышно был принят Са-хиб-Гиреем. По сообщении автора "Дкодат-ул-ошикин", в это время, хану было около пятидесяти! лет. Он был чрезмерно ловким п энергичным человеком^.
Азов. В 1550 г. шзйх Хусейн и его свита прибыли ь город, на -званный в "Д'ко.аат-ул-ошиклн"-"Азов".' Город был не только по^гл.-о-торговым центром, но и крупной военной базой Турции. По сообщник) автора, в зто время между Астраханью и Азовом орудовало 400 разбойников. По нашему мнению, ото били отряды казаков, ибо к началу 50-х годов ХУ1 в. относятся первые известия об их нападениях на турецкий Азов. По эгой причина от Астрахани до Азова паломников сопровождал отряд янычар.
Стамбул. В 1551 г. шейх Хусейн и его свита прибыли в г. Ие-танбул. Город так назван в "Дкодат-ул-ошинин". По словам автора, шейх Хусейн, ешо будучи б Сродней Азии, стал известен в Турции. Автор называет турецкого султана - "Великий Хашар". Под этим именем он подразумевал Сулеймана Великолепного (1522-1566 т.). К имени Великого Ханкара автор' приписывает титул "ходим-ул-хэра-мвйн" - "Служитель обоих священных городов" (Мекка и Медина). Этот титул впервые султан Салим I присвоил себе п 1516 с. посла захвата Сирик. -
Шейх Хусейн был принят Великим Ханкаром. гостя был устроен великолепный прием. Г1о обз стороны пути ьыстроилп ь группы кнычау, которые отдавали почести. Собравшийся народ приветствовал шейха Хусейна.
Г
ДК0ИЗТ-уЛ-0..1'П(ЭТ1. - Л,
- 14 - .
Когда шейх Хусейн изъявил желание проложить свой путь, Во-линий Ханкар оказал ему материальную помощь. Шейх Хусейн и его свито из Стамбула прибыли в местность Леи Казр. Здесь они встретились с шейхов Лбд ал-Латифом. Он был халифом Ходжи Мухаммеда. Хубушани.
Китахья. Шейх Хусейн Хорезма и его свита в 1551 г. прибыли в г. Кутохил (ныне г. Кготахья,расположенный к юго-востоку от Стамбула). Автор "Дкодат-ул-ошикин" сообщает, что правителем города был Боязид Султан, один из сыновей Великого Ханкара. Боязид Султан пышно встретил шейха Хусейна. Паломники десять дней остались н городе. ' .
Конь я.- В том же году шейх Хусейн и его свита прибыли в г. Конья. Как пишет автор "Дчодат-ул-опикин", Конья был прекрасный и чистый город, по климату напоминал города Мавераннахра. Достопримечательными местами города были его мазары, такие как Садр ад-дин Коневи, Ыавлана Дкалал ад-дйн. Румн, Султан Валад, Хусам ад-дин Чилси,
Когда жителям города стало известно о прибытии шейха Хусейна, к нему пришли потомки ДЧалал ад-дин Руми. Шейх'Хусейн долго беседовал с ними. •
Антокья. Шейх Хусейн Хорезми к его свита в 1551 г. прибыли в названный город. По сообщения автора "Дкодат-ул-ошикин", Антокья древний город. Ему свойственна прекрасная погода.
В это время в окрестности города орудовали бедуины-убийцы, и имелись с-"чаи разбойничьих нападений. Махмуд Гидкдувани и его гюриды, которые, отделившись от остальной массы паломников в Стамбуле, раньше их прибыли в Антокию, погибли здесь. Как сообщает русский путешественник ХУ1 в. Арсений Суханов, ограбление и убийство паломников бедуинами было обычным явлением.
' Хамо. и!ейх Хусейн и его свита в 1551 г. прибыли в г. Хамо. По сообщения автора "Д^одат-ул-ошикин", Хамо язляется маленьким и древним городком. Он находится между Халебом и Хомсом. В это время в Хамо было очень много дулобов (чигирь). Самый большой ду- ' лоб, называемый "Мухаммедов дулоб", имел ширину и длину - 40 газов .
Дамаск. Шейх Хусейн и его спутники в 1551 г. прибыли в г. Шам (Дамаск). Их встретила знать города. К шейху Хусойну явились Мир Лрчуварди из_ордена няшбандкйа и Мавлана Агаи Табрези. ^~Газ - мера длины, рапная Ь7 см.
Здесь Фархьд-пака, прашпсяь Йембна по пул« в срой сльдеиие навестил шейха. Оказалось, что Шархад-гпиа много олшал•о шейхе и, когда узнал о его прибытии, решил его навес^ит^.
Шойх Хусейн во второй раз посла.посещения Пикк.ч присыл п Г г.Шэм. Здесь ше!1х Xycufii объявил свои» спутникам о том, что он ■"останется в-Шиле до конца ¿есс-й ;;шзпи. Хотя он снимался з Халебе, впоследствии его прах бил привезен в !Иам и та:.; нохсронец.
Алепо. Согласно Симеону Лэхаци, посетившего ото г город р начале'ХУЛ в., Халеб (Алеппо) - большой торговый город. В нем занимаются торговлей люди ип Индии и других мест. V купцов в городе самые прекраенш дома. В 1551 г. шейх Хусейн прибил сюда. Знатные люди города вшли навстречу и пригласили шейха Хусейна в местность Боб-ил-лах. Хозяин этой, прекрасной местности был очень богатый человек по имени Ходка Гелони. Видимо, он был торговым человеком. Одновременно шейху Хусейну нанес визит известный здешний шейх Али Гелони со своими ь^эридамн.
Шейх Хусейн и ого езига в том .же году после совершения хад:ка вторично приехали в г.Халеб'. Через несколько дней после своего прибытия шейх Хусейн заболел и скончался. На похоронах участвовали многие знамепитыо люди города, гаккз как !.1авланэ Халил Ха-леби, Мавлана Асадуллах Табрезк, шейх Али Гелони. Приближенные шейха Хусейна сообщили жителям Халеба завещание покойного о захоронении его в iÜai.se. Городские власти обещали выполнить этот завет. ■ ■ "
Автор "Джодат-ул-сшикйн", в отличие от авторов географических сочинений, не давал полного списания какой-либо местности о точки зрения историка'н reorpafa. Это сочиненна является не столько географическим описанием, сколько беглыми путевый; заметками. Автор описывает те события, участником которых он был, и те моста, которые посетил.
В четвертой главе - "Отражение культурной жизни Средней Азии в млнакибах" - речь идет о литературной, музыкальной и на--учной жизни опохи. '
Литйрпт-. а' и муси.ча. Приведённые в диссертационной работа факты показывают, что поэты кшч: в основном-в городах Самарканде и Бухире. В Самарканде жили поэты Daftctr Самерканди, /¿ь-дана Султан Али 01ехи, МавлаНа Валаи. По свидетельству "Дходат-ул-ошикии" Мавлана Вайси Самарканда был "одним из остроумных людей своей спохи". Он. посвятил шейху Хусейну Хорезма нас иду. ■
- lir - f
Мавлана Султан Али Обехи был уроженцем одного из селений Герата, В молодости он приезжал в Мавераннахр. Он тоже посвятил шейху Хусе!!иу Хорезми касиду. В то время Ыавлане Султану Али было 110 лат.
Мавлана Б&лан был. "одним из известных людей времени". Он имел тесные связи с правителями Самарканда, особенно с Фуладом Султаном.
¿ругой литературный круг образовался в Бухаре. Заметным его представителем был Мавлана Сндзик Бухари. Он также посвятил касиду вэйху Хусейну. Поэт умер 934 г.к./152?-152В г. Об известном хронисте - Мирако Хусейне Бухари автор "Дкодат-ул-ошикин" сообщает, что он был родом из знатных лядей.
В других городах Средней Азии тока кили и.творили многочисленные поэты. Одним из них был Мавлана Шахиди Ироки. Он некоторое время жил в Хорезме, имел встрзчч с ¡¡¡ойхсм Хусейном Хорезми. Впоследствии поэт отправился в Индда и Tai! умер. Ходка Хусейн fepsi был известным поэтом и ученым. Он некоторое время учился d Бухаре, искусно владел почерком наста'лик,хорошо разбирался в поэзии.
Автор "Диодат-ул-оиикин" приводит ещо имена таких поэтов, как Ьтвлана Ибрахиы Ширвани, шейх Алоудлавла ибн Ходла Мухаммед Хубушани, Мавлана Кустафа Румя, которые имели близкое общение с шейхом Хусейном Хорезма. •
В творчестве большнства поэтов этого периода встречаются суфийские v 'ивы, что объясняется влиянием той среда, в которой жилн поэты. 1'см нэ ¡'енее, это но .означало так называемого становления всеобщего духа суфизма.. Как подчеркнул Е.Э. Бертельс; несмотря на мистичность суфийской поэзии, ока стояла выше при-дрорной, гак как была более близка к народу, выражала его чаяния.
Музыкальная жизнь. Посла стабилизация политической обстановки в Мавераннахре постепенно оживилась музыкальная жизнь. В "Д-.одат-ул-ошжии" приведены имена нескольких музыкантов и певцов, яиеших в Бухаро и Самарканда; Певцы Султан Мухаммед Наи -"жемчужина века", Хо^из Ходжи, Устод Мероси служили при дворе Убейдуллы-хана. В самаркандской музыкальной среде были известны Касш Рухдач, ХаЬяз Шагол, Ильяс Наи. Музыканты и певцы при дзорэ шейбанидскгх ханов продолжали традиции тимуридского двора.
Аитор "Дкодат-ул-ошикин" в основном сообщает о суфийской музыке. Он констатирует, что при помощи музыки суфий достигает
мгновенно такой степени зрелости, которой невозможно достичь даже в результате длительных стараний.
Несмотря на многочисленный политически« потрясения в начало и середине ХУI в., культурная жизнь з государстве Шейбанидов развивалась успешно. Об этом свидетельствуют сведения манакибев
0 развитии литературы и муаыки. Литература и музыка были пропитаны суфийскими мотивами. Это означало, в известном смысла, преемственность культурных традиций, так как на протяжении многих веков суфизм вдохновлял поэтов й музнкантов Средней Азии.
Краткие сведения о научной жизни. Исследования показывают, что в государстве Шейбанидоа в какой-то степени наблюдалось развитие науки. В "Дкодат-ул-оаикии" приведены имена, многих ученых. Автор знал многих ученых близко, поэтому маиакиб приобретает особое значение как исторический источник о научной жизни Маверан-нахра.
В этот период большое развитие получила медицина. Крупными учеными в этой области были Ыавлана Миркалан и йавлана Султанали Табиб. Ыавлана Миркалан лзчил членов ханской семьи. По сообщению автора "Дкодаг-ул-ошикин", в этот период в йавераннахре жили многие ученые, изучающие и разрабатывающие суфийскую доктрину. Среди них ЕЛазлана Умар Г'идядувани выделялся своими энцккяопедкчеекк-' ми знаниями в этой'области*.
Хотя автор "Дяодат-ул-ошикин" сообщает сведения только о тех ученых, которые имели знакомство с шейхом Хусейном Хорезми, тем не менее его сообщения во многом дололняит сведения других источников о научной жизни того времени.
В заключении изложены итоги исследования, сделаны обобщения.
Использование ыанакийов в исторической науке имеет большое значение, ибо в них можно найти подтверждение и дополнение ове-. дениям других оригинальных источников. Исследование показало, что нередко манакибы содержат такие факты, которые отсутствуют в других нарративных источниках.
Маиакиб является ватнш перяоисточником относительно политической чздзни первой половины ХУ1 в. Тан, из содержания мана-нибов следует, что отношение шейхов Средней Азии к Ше^анидам было неоднозначным, иногда враждебным. Их поведение можно понять с точки зрения политико-экономических интересов.
1 Дясдат-ул-очмкин. - Л Л 03а.
. 1а - • •
Шейбаниды лак приверяенцв суннизма приеносли новую струи религиозности в общественную жизнь Средней Азии. Они искали пути облятеник со среднеазиатскими шейхами. Постепенно отношения мекду ни.'.'и улучшались* повысилась роль дервищских лейхов в политической V -общественно-экономической кизни стрены.
Усиление ¡роли и влияния шейхов мы наблюдав, исследуя их биографии. Многочисленные упоминания о дорогостоящих подношениях шейхам со стороны правителей свидетельствуют, на наш взгляд, о лояльности шейхов по отношения к существующему строя.
1»1анакибы служат Ценным источником по культурной жизни Средней Азии рассматриваемого периода, в них мы находим сведения о развитии литературы, науки и музыки. Наличие в манакибах многочисленных фактов относительно духовной культуры свидетельствует о заметной роли суфийских ордеМов (в лице их лидеров и членов ордена) в интеллектуальной жизни эпохи.
В манакибах (в основном в "Д«одат-ул-ошикин") встречаются историко-геограЛическио сведения о'городах л областях Средней Азии, об Астрахани, Крыме ХУ1 в.; о Городах Османской империи.
Анализ показал, что историко-геогра^ические сведения, приведенные в манакибах, являются достоверными.
Введение сведений манакио'о® ® тучный оборот имеет важное источниковедческое значение. Йх исследование поможет установить конкретные даты некоторых исторических событий, уточнить причины их возникновения, выяснить роль участвовавших в них лиц,
»
выявить иг^на неизвестных поэтов и музыкантов/
Но Тъ-.е диссертации опубликованы следующие работы:
1. ДОанакйб как исторический источник первой половины ХУ1 века. Республиканская научно-практическая конференция молодых учетах и специалистов (Тезисы докладов). - Д/шанбе, 19ь9. - С.
; 18-19.
2. Явление "культа святых" в мировоззрении народов Средней Азии в прошлом // Материалы по истории таджикского народа (Тезисы докладов). - Ленинабад, 19В9. - С.30-31.
3. Мехрубонхоним ки буд? // Занони Точикистон. - 1939. -№ Ь. - С.23. '
4. Новый список г'3ийа ал-кулуб" и его краткое содержание// Известия АН ТаджССР. Серия:- востоковедение, история, Филология.
. - 1990. - № 3. - С.73-76. ' : .
5. Ыагори Махдуад Аъзам// Илм'Еа хпёт.- 1991.- !?7.- с.46.