автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв.

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Карвелис, Марк Антонович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX вв."

004О1

На правах рукописи

КАРВЕЛИС Марк Антонович

Масонская символика в русской культуре ХУШ-начала XIX вв.

Специальность - 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Санкт-Петербург 2010

2 8 0КТ 2010

004611696

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессо Светлана Тевельевна Махлина

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессо Татьяна Владимировна Артемьева доктор философских наук, профессо Юрий Матвеевич Шор

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится « 4}» |1КТ.1гЯМ2010 года в 14.00 часов на заседани Диссертационного совета Д210.019.01 в Санкт-Петербургско\ государственном университете культуры и искусств по адресу: Санкт Петербург, Дворцовая набережная, 2/4, зал Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан «_»_

2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета / доктор культурологии, профессор

В.Д. Лелеко

Общая характеристика работы

В работе исследуется влияние деятельности русских масонов и масонской символики на развитие художественной культуры в России XVIII

- начала XIX веков.

Актуальность проблемы. Масонство в силу своего широчайшего распространения и транснационапьного характера вот уже несколько веков оказывает серьезное влияние на культуру человечества. Для полного и всестороннего воссоздания картины развития мировой культуры, начиная с эпохи Просвещения и кончая нашим временем, необходимо разноплановое и глубокое изучение феномена масонства.

Свои цели и идеи вольные каменщики выразили в виде системы символов. Следовательно, для наиболее полного и глубокого понимания феномена масопства в первую очередь необходимо изучить именно семантику их символов. Трудами многих исследователей (историков, философов, филологов, культурологов) история масонства воссоздана достаточно полно. И все же до «к пор остается множество неисследованных в полной мере аспектов, к числу которых и относится семантика масонской символики.

Актуальность изучения русского масонства обусловлена тем, что именно в России различные разрозненные масонские течения слились воедино наиболее полно и гармонично. Именно в России как нигде в Европе масонство сыграло большую роль в развитии культурной жизни XVIII начала

- XIX веков.

Характерной чертой переходных эпох является изменение аксиологической ситуации. Наиболее показателен в этом отношении XVIII век, т.к. это время ценностно-смыслового переворота, который происходил при интенсивном проникновении европейской культурной традиции в структуру русского общества под влиянием секуляризации общественных идеалов. Масонский орден, в свою очередь, был одним из основных каналов трансляции европейской культуры. XVIII век также является веком, когда деятельность масонского ордена была наиболее активна.

Актуальность работы также обусловлена необходимостью преодоления укрепившегося в настоящее время в науке и культуре стереотипного негативного понимания масонства. В наше время, когда общественная жизнь носит переходный характер, увлечение мистикой принимает массовый характер. Общество пытается найти хоть какую-нибудь уверенность в будущем, обретая ее в оккультных знаниях и течениях. Изучение эзотерических явлений в жизни общества - важный и необходимый элемент современного научного знания.

Степень разработанности темы. Научную литературу и статьи о масонстве в России можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют публикации об истории' масонского движения и деятельности масонов. Вторую группу представляют исследования о масонах и их влиянии на русскую культуру.

В России тексты, посвященные масонству, впервые начинают публиковаться уже во второй половине XVIII века. Началом этому послужила издательская деятельность великого русского просветителя Н.И.Новикова (1744-1818). Новиков публикует множество книг масонской тематики как иностранных, так и отечественных авторов, посвященных истории и культуре вольных каменщиков.

Научный интерес к изучению масонства возникает в середине XIX века. В это время проблема масонства рассматривалась исследователями как иллюс рация к изучению других интересующих их вопросов. Например, лигатурная деятельность Екатерины II и ее полемика с Н.И.Новиковым, журналистская и издательская деятельность Н.И.Новикова, история цензуры и отдельных исторических деятелей. Одним из первых таких исследователей является историк М.Н.Лонгинов, который, изучая издательскую деятельность, обращает внимание на журналы Н.И.Новикова и его единомышленников. Кроме того, труды М.Н.Лонгинова посвящены развитию и становлению русского розенкрейцерства. Продолжением исследований влияния масонов на русскую литературу являются работы С.В.Ешевского и А.Н.Пышша.

Очень активно велось исследование масонского вопроса в начале XX века. В это время изучением ордена занимались такие исследователи, как П.А.Бурышкин, Г.В.Вернадский, Н.П.Киселев, Т.О.Соколовская. Исследователи в основном занимались скрупулезным изучением структуры ордена, сбором информации о количестве лож, их местоположении, периоде существования и составлением поименного списка вольных каменщиков.

В советское время вопроса об ордене вольных каменщиков в основном не касались. Однако некоторые ученые обращались к феномену масонства в различных контекстах. Они сформировали два оппозиционных лагеря. Одни из них придерживались мнения, что масонство - прогрессивное явление русской культуры и истории, сыгравшее крайне важную роль. К этим ученым относились: А.И.Болдырев, Н.М.Дружинин, Б.М.Краснобаев, Ю.М.Лотман, В.Г.Семенников. Противоположный лагерь составили такие ученые, как В.Е.Курдюков, С.М.Некрасов, И.Я.Щипанов - эти исследователи рассматривали русское масонство как реакционное явление в культуре России.

В советское время издавалось множество книг, посвященных истории Просвещения, восстанию декабристов и биографии отдельных личностей XVIII - XIX вв. В этих трудах освещалась так или иначе, тема масонства. Самый яркий пример - книги, посвященные деятельности Николая Ивановича Новикова. А.В.Западов в своей книге «Новиков» (Москва, 1986) и И.Ф.Мартынов в книге «Книгоиздатель Новиков» (Москва, 1981) приводят наиболее полное описание биографии и различных видов деятельности Н.Новикова и московских розенкрейцеров.

С начала 1990-х годов в нашей стране издано очень большое количество книг отечественных и зарубежных авторов, посвященных масонству. Это обусловлено тем, что тема мистических, оккультных течений и тайных

обществ стала чрезвычайно модной. Фундаментальных научных исследований о масонстве как о культурном явлении существует меньше, нежели недостаточно фактологически обоснованных. Так, антимасонское направление представлено такими авторами как, Б.Башилов, В.Ф.Иванов, О.А.Платонов, АЛ.Тихомиров, С.Д.Толь, и мн. др. Как правило, работы этих авторов ориентированы главным образом на приведение различных доказательств, на их взгляд, разрушительной деятельности ордена.

Среди работ, посвященных масонству, следует учитывать исследования Т.В. Артемьевой - специалиста в области истории русской философии XVIII века. XVIII век в истории отечественной культуры оценивается философом как время формирования рациональной «классического типа» русской философии, в которой, несомненно, нашли отражение и идеи масонства.

Из всей массы работ последних десятилетий о масонах наиболее информативны также труды М.Морамарко, С.Карпычева, О.Платонова и В.Брачева. Уникален по своей научной ценности сборник «Масоны. История, идеология, тайный культ» под редакцией С.П.Мельгуновой и Н.П.Свиридовой. Этот труд выделяется из общего списка публикуемых работ тем, что наиболее полно и глубоко освещает большое количество аспектов феномена масонства.

Особо отметим работу В.И. Сахарова. Исследователь увлекательно рассказывает о русском масонстве XVIII - начала XIX веков как феномене отечественной духовной культуры. Автор показывает русскую масонскую литературу как самобытную и целостную художественную систему, включавшую в себя прозу, поэзию, драматургию и публицистику, создавшую свои образы и символы, собственный стиль и систему жанров, особый литературный язык-код, опиравшийся на сложную символику и эзотерические знания тайного ордена вольных каменщиков. Масонство в работе представлено как один из языков мировой культуры и художественной литературы. Автором рассмотрено творчество писателей-масонов (Н.И.Новиков, В.И.Майтсов, М.М.Херасков и др.). Им выявлена и проанализирована орденская периодика и потаенные орденские рукописи, хранящиеся в архивах Москвы., Санкт-Петербурга, Твери, Ульяновска, а также в зарубежных собраниях.

Из англоязычных источников особенно интересна книга «Working the rough stone: freemasonry and society in eighteenth-centery Russia» Douglas Smith (Northen Illinois, 1999). Это обширный научный труд, посвящений непосредственно истории ордена вольных каменщиков в России XVIF века. Столь же значительна работа Маргарет К. Джейкоб «Масонство» (К зсква, 2003).

В 2001 году в Санкт-Петербурге вышла монография H.A. Хренова, К.Б. Соколова «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)», в которой авторы предложили применить субкультурный принцип к историческому процессу. При этом исследователи предложили культурную дифференциацию по общему вкладу каждой из общностей в культуру императорской России. Исследователи считают, что

каждая из субкультур оказывается в неоднозначных отношениях с культурой в целом, иногда отклоняясь от её ценностных ориентаций и входя с ними в конфликт. Это делает возможным рассмотрение развития культуры общества как сосуществование разных субкультур, каждая из которых формирует соответствующие картины мира. Обладающими субкультурой авторы монографии считают следующие общности: дворяне-предприниматели, ремесленники и фабричные, вольтерьянцы, масоны и др.

В 2009 году вышла книга известного ученого - Александра Пятигорского «Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства» (Москва). Эта книга достаточно полно освещает феномен масонства. В центре внимания автора не только разбор собственно феномена масонства, но их ритуалы, знаки, символы, обычаи, язык, речи и история. Важной является идея зависимости подхода к изучению феномена от позиции самого исследователя, поскольку само масонство столь неоднозначно и противоречиво, что определить единственно верную позицию не представляется возможным. Это связано еще и с тем, что масоны, все же, закрытая, тайная организация с одной стороны, и определенный тип самосознания, с другой, - что осложняет изучение масонства.

Привлекает наше внимание еще одна работа - Й.Р. фон Биберпггайна «Миф о заговоре: философы, масоны, евреи, либералы в роли заговорщиков» (Москва, 2010) в которой масонство анализируется с точки зрения теории заговора времен от Великой Французской революции до национал-социализма, периодически возникавших в разных европейских странах и в том числе в России.

Отдельно отметим научные статьи о влиянии масонов на развитие художественной культуры и литературы XVIII века - И.А. Черненко «Код масона: ритуалы вольных каменщиков в литературе»(2009), Е.Е. Приказчикова «Культурная мифология масонства в русском сознании второй половины XVIII века: в поисках образа «чужого» (2006), И. Голомшток «Архитектура и масонство»(2007). Эти статьи являются скорее только подступами к интересной теме, и влияние масонских идей на область художественной культуры до сих пор остается малоисследованной проблемой в современной научной литературе.

В современной науке намечается стремление дать объективную оценку роли масонства в истории и культуре России. Это подтверждается, в том числе, диссертационными исследованиями: A.B. Тимофеева «Романы «Мещане» и «Масоны» в творческой эволюции А.Ф. Писемского» (Москва, 1984), Л.М. Пахомовой «Российское масонство XVIII в. как феномен общественно-политической и философской жизни России» (Пермь, 1998), Т.М. Файзиева «Масонство как феномен общественно-политической жизни Англии первой половины XVIII века» (Москва, 2000), А.Н. Лушина «Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII -XIX веков» (Н. Новгород , 2004), Ю.С. Крюковой «Общество и масонство в России в 30 - 90-е годы-XVIII века» (Ярославль, 2004), В.Ю. Антышевой «Поэтика описаний в романах А.ФЛисемского 1870-хгодов("В

водовороте","Мещане","Масоны")» (Орел, 2005), Е.В. Луняева «Этические воззрения русских масонов эпохи Просвещения» (Санкт-Петербург, 2006), Ю.С. Лиманской «Произведения М. М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века» (Сургут, 2007), С.Е. Киясова Масонство в эпоху Просвещения: (генезис, идеология, эволюция, статус) (Волгоград, 2008).. Заметим, что в этом перечне работ практически нет культурологических исследований. Диссертации посвящены либо общественно-политическим и этическим взглядам, либо литературному творчеству русских масонов. Тем самым обуславливается необходимость культурологического исследования места и роли масонов в культуре России XVIII - начала XIX века.

Хронологические рамки исследования ограничены началом интенсивного развития масонского движения в России (XVIII век), и временем официального запрещения различных политических кружков и тайных обществ России в 1822 году.

Объект исследования: Российское масонство в культуре XVIII - начала XIX века.

Предмет исследования: Символика российского масонства в культуре

XVIII - начала XIX века.

Цель работы: Исследовать влияние масонства на культуру, а также проанализировать семантику масонской символики в России XVIII - начала

XIX века. Задачи:

-Выявить истоки и динамику формирования масонства в европейской и отечественной культуре;

-Реконструировать основной комплекс идей, целей и задач российских масонов XVIII в.;

-Проанализировать этапы становления философско-эстетических взглядов масонов;

-Раскрыть обряды и ритуалы русских масонов;

-Проанализировать и систематизировать основные символы масонства; -Показать семантику основных символов масонства;

-Выявить особенности масонской символики в художественной культуре России XVIII - начала XIX века.

Методы исследования. Методология исследования базируется на теоретическом материале современной культурологии, а также других областей гуманитарного знания - философии, искусствознании, филологии, истории.

В основе исследования - системный культурологический подход, использующий принципы междисциплинарного исследования, который получил отражение в работах Т. В. Артемьевой, Г. И. Зверевой, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, В.Д.Лелеко, С.Т. Махлиной, Л.А.Микешиной, Э.В.Соколова, А.Я. Флиера. Для решения поставленных задач помимо сравнительно-исторического метода были использованы:

системный анализ, позволяющий упорядочить обширный материал и выявить динамику развития феномена масонства.

На формирование концепции исследования оказали влияние работы, связанные с семиотическим осмыслением масонства: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, К. Леви-Строса, Ц. Тодорова, М. Фуко, В.В.Иванова, М.Ю.Лотмана, С.Т. Махлиной, В.Д.Руднева, Ю.С.Степанова, В.Н.Топорова.

Научная новизна работы состоит в сл едующем: -в исс едовашш доказывается, что масонство можно рассматривать как одну из первых социокультурных общностей XVIII века в России, которая соединила отдельных индивидов для духовной деятельности (издательской, литературной, художественной, благотворительной и др.); -доказано, что процесс формирования масонства можно рассматривать как результат индивидуализации европейской и русской культуры XVIII века, следствием которого стали художественные и литературные формы творчества членов лож;

-выявлена сложная природа масонства, которая сложилась под влиянием идеологий христианства, пифагореизма, каббалы, алхимии, розенкрейцерства, ордена иллюминантов, мартинизма, ордена тамплиеров и различных течений Просвещения;

-выявлены особенности развития масонства в России XVIII века, проявившиеся в его лиминальном (пороговом) характере, который оформлялся посредством особых ритуалов, обрядов и подкреплялся своеобразной атрибутикой;

-предложена систематизация масонских знаков и символов по принципу их заимствования и реинтерпретации (языческие, христианские, рыцарские, ремесленных союзов), раскрыта их семантив:а;

-выявлены основные сферы влияния символики русских масонов XVIII начала XIX века на художественную культуру.

-введены в научный оборот отдельные данные из рукописных архивов масонов (РНБ ОСРК - общее собрание рукописной книги Ф. 550. F. III. 111. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-24.; Ф. 550. F. III. 112. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-18.; Ф. 550. F. III. 113. «Масонское сочинение» XVIII в. Л. 1-34.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение отечественного духовного наследия, важной частью которого является масонство, способствует углублению познания и анализа русской культуры, что является необходимым условием дальнейшего развития научной картины.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения, выводы и обосновывающие их данные могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории вольных каменщиков, а также общих и специальных учебных курсов по культуре и истории России и Европы XVIII века. Опыт данной исследовательской работы также может быть применен и для изучения других субкультур российского общества.

Положения, выносимые па защиту:

- При неоспоримости утверждения, что масонство берет свое начало в ремесленных братствах ХУП-ХУШ века, глубинные истоки ордена и импульсы, приведшие к его появлению в России, находятся в общих тенденциях влияния европейской культуры;

- Масонство - одна из первых социокультурных общностей XVIII века в России, объединившая отдельных индивидов для духовной деятельности (издательской, литературной, художественной). Движение масонов -результат двух взаимосвязанных социокультурных процессов - борьбы с несовершенством нравственности в российском обществе XVIII века и проявление вольнодумства;

- Масонские ложи — первая форма актуализации индивидуального начала, проявляющегося в литературных и художественной формах;

- Положение масонов в обществе определяется лиминальностью данной социокультурной общности;

-Символика масонов проявилась непосредственно в искусстве XVIII - начала XIX века - архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. -На основе изучения семантики символов и обрядов вольных каменщиков можно утверждать, что вольные каменщики в своих обрядовых практиках не использовали оригинальные символы и концепции. Масонские знаки и символы заимствовались из христианства, каббалы, рыцарства, ремесленных союзов, язычества и др.

Апробация исследования. Научные идеи диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2010), на методологическом семинаре аспирантов кафедры. Результаты исследования отражены в 5 публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, делящихся на параграфы, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 243 страницы.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, определяется ее актуальность, степень разработанности, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, определяется методология диссертационного исследования, научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость ее результатов.

Первая глава «Динамика масонства в России XVIII - нача^ XIX века» посвящена рассмотрению проблем генезиса и развития масс ¡ского движения в Европе и России.

В первом параграфе «Новоевропейская культура и возникновение масонства» масонство представлено как одно из самых противоречивых явлений европейской культуры, которое определяется не только закрытостью самого масонского общества, но и отношением общества к деятельности масонов. Возникновение масонства связывается с определенными сдвигами в культуре и общественной жизни Европы Нового времени.

При анализе различных версий появления масонства в Европе становится очевидным, что эта социальная общность - результат новоевропейских процессов, связанных с идеями зарождающейся культуры Просвещения и индустриальной цивилизации. Кроме того, эта формирующаяся субкультура привнесла индивидуалистические начала. Эволюция масонов представляет собой движение от «оперативных» до «спекулятивных» форм организации, что аналогично процессам перехода от физического ремесла к умственному труду. Именно у спекулятивных масонов обряд и ритуал приобретают глубокий смысл и значение.

К концу периода формирования масонского движения в Европе (нач. XVIII в.) оно приобретает философскую, культурную и политическую составляющие. А новая культурная парадигма Европы находит отражение в символике и идеологии масонства. Основные устремления масонов сводились к заботе о воспитании, просвещении и нравственном совершенствовании себя и своих близки?:. Они верили в преобразовательную силу знаний.

В разные периоды развития масонства в Европе они ощутили на себе влияние розенкрейцерства, иллюминатов и мартинистов. Однако все эти движения объединяет стремление к нравственному усовершенствованию людей на основе полученных знаний и просвещения. Сферами влияния масонов на новоевропейскую культуру становятся: наука, философия, образование, литература, архитектура, изобразительное искусство, музыка и т.п.

Отмечая особенности художественной культуры Европы XVIII века, следует подчеркнуть, что именно в этот период удельный вес литературы, архитектуры и музыки возрастает и достигает художественной зрелости. Развивающиеся виды искусства полностью отвечают потребностям времени в эстетическом осознании жизни.

Во втором параграфе «Масонство как феномен в российском обществе XVIII начала XIX вв.» выявляются отличительные характеристики русских масонов, анализируются этапы становления масонского движения в России.

Масонское движение в России проходит три этапа развития. В первый период (1730-1760-е гг.) масонство - заимствованный, во многом игровой элемент европейской культуры, распространяющийся среди русского дворянства как увлечение, игра. В это время масоны только начинали заниматься реализацией нравственных ценностей. Этот период охватывает собой время от проникновения ордена вольных каменщиков в Россию до начала царствования Екатерины И. Братства главным образом состоят из иностранцев, хотя встречаются и представители русской знати. Некоторые из русских вступали в орден во время пребывания за границей. Наиболее широкое развитие в этот период получили системы Елагинская и Циннендорфская. В целом этот период ноет: организационный характер.

Второй период (1760-1780-е гг.) в развитии масонского движения -этап качественных изменений. Это время расцвета «символического»

масонства первых трех степеней. Идеология орденов стала одной из первых нравственных философий. Этот период в развитии масонства был связан с другим новым увлечением верхушки общества - вольтерьянством. Обозначается содержательный противовес масонства вольтерьянству, которое имело поддержку в лице императрицы. Однако это противостояние способствовало еще большему обособлению масонства, что нашло отражение в символике.

Третий период (1780-1822) в динамике масонского движения можно назвать самым плодотворным. Масонство испытало на себе влияние розенкрейцеровской идеологии, что выразилось в увлечении мистицизмом. В то же время русские масоны увлекаются науками, философией, искусством, участвуют в процессе формирования системы образования. Масонство этого периода приобретает новые черты: таинственность, символичность, театральность. Это еще раз дает возможность говорить об игровом характере русского масонства. В некотором смысле ритуальность и театральность напоминают по своему характеру рыцарство в Европе в период позднего средневековья, что дает основание считать масонов в России переходным, лиминальным сообществом, той общественной группой, которая участвовала в формировании светской, аристократической культуры России.

В третий период русское масонство приобретает более независимый характер от европейских лож. Русские масоны занимаются благотворительностью, издательской деятельностью и литературным творчеством, занимаются науками и увлекаются искусствами.

В отличие от западных, русские масоны понимали невозможность замены религии философией, поэтому они были сосредоточены на синтезе научных представлений с религиозной традицией. Это повлияло на дальнейшее развитие русской философии, которая никогда не порывала связи с религией. Формирующаяся новая картина мира российского общества отражала поиски наиболее эффективной религиозной и национально-культурной форм сознания, которые формировались не без влияния масонской субкультуры.

В третьем параграфе первой главы представлены философско-эстетическне взгляды масонов, которые формировались под влиянием формирующегося нового мировоззрения XVIII века. Оно формировалось в условиях уменьшения влияния церкви на общественную и духовную жизнь; «светская струя» в русской культуре в этот период была как никогда очень сильна (А.М.Сахаров). В этот период развития русской культуры остро ощущалось противостояние оппозиции «старое/новое» к оппозиции «свое/чужое». Новизна воспринималась как принятие ранее отвергнутого, «поганого», «чужого» (Лотман Ю.М., Успенский Б.А.). В это время были заложены важнейшие основы российского менталитета.

Россия XVIII века так же, как и Европа, переживала распространение масонства. Общественно-политические взгляды масонов также отражали общие тенденции формирующегося нового российского общества. Они считали необходимой просветительскую деятельность среди простого

народа, деятельность по нравственному исправлению нравов русского дворянства, поддержку преобразовательной деятельности верховной власти, в результате которой только и можно достигнуть благоденствия. Масоны оперировали более понятиями духовными, эстетическими, философскими, нежели социально-политическими. Условием нового философского осмысления явилось отрешение от прежних стереотипов.

Особый взгляд масонов на эстетику и искусство выразился через понимание «красоты», который раскрывается через содержание философской, религиозной и художественной литературы масонов. Утвердившийся ещё в конце XVII в общественном поведении и художественной практике появился тезис «красота как деяние» получает дальнейшее развитие в эстетических идеях масонов. Общественную ценность человека предлагалось оценивать по его деяниям. Масоны практически первыми в российском обществе утверждали внесословную ценность личности, важнейшими качествами которой считалось исполнение гражданского долга и стремление к глубоким научным познаниям.

Ярким выражением философско-эстетической теории являются идеи и произведения Н.И.Новикова (1744-1818) и его единомышленников. Русские философы-масоны были сторонниками самосовершенствования человека на пути постижения природы вещей и собственной души. В основе понимания воспитания «новой породы» - нравственность.

Философско-эстетическая концепция масонов опиралась на идеалистические представления о предустановленном совершенстве природы (красота как бытие); о человеке как «венце творения», стремящемся к самосовершенствованию, к созданию собственной нравственной гармонии, подобно той, которая управляет мирозданием (С.П.Корнейчук).

По мысли А.Н. Радищева гармония - есть цель саморазвития и движения природы, а связь человека и природы - органическое единство, в котором красота окружающего мира и красота человека взаимообусловлены. Проявление физической и духовной красоты в человеке и природе являются высшей мерой совершенства. Для А.Н.Радищева «совершенство» и «вольность» являются важнейшими эстетическими категориями, которые раскрывают содержание отношений между художником, народом, искусством и государством. Искусство и науки, по мнению просветителя, имеют воспитательно-преобразующую активность, они способны воспитывать совершенных граждан государства.

Масонская эстетика обладала этической значимостью. Красота, в их понимании, должна была выполнять, прежде всего, нравственную функцию.

Вторая глава «Символика масонства» посвящена анализу масонского пространства, которое формировалось особыми обрядами, ритуалами и символами; классификации масонских знаков и символов и рассмотрению семантики символов, связанных с каббалистическими символами.

В параграфе «Масонское пространство: обряды, ритуалы и символы» масонское пространство анализируется как сакральное.

Проанализировав обряды русских вольных каменщиков XVIII века, выделены основные составляющие: собрание братьев в ложи; изоляция; временное лишение зрения (табу); полное или частичное снятие одежды; проход через дверь; ритуальное путешествие; обмен материальными ценностями; исполнение музыки; присвоение нового имени; подъем по лестнице; нанесение телесных повреждений инициируемому; предупреждение о скорой смерти (запугивание); обвинение в убийстве «героя просветителя»; повторение космогонического мифа; символическая смерть и воскресение.

Основными символами являются". Храм, черная храмина (комната), столп, дверь, мозаичный пол, престол, три ступени к престолу, семь ступеней к алтарю, балдахин, гора, акация, веревка, звезды, земной шар (глобус), клинок, ключ из слоновой кости, книга, кольцо, огонь, песочные часы, рамка по периметру ковра, роза, свеча, солнце и луна, чаша с кровью, крест, пламенеющая звезда с буквой «в» посередине, прямоугольник, треугольник, шестиконечная звезда, голубой цвет, золото (золотой цвет), черный цвет, необработанный камень и обработанный камень, лопатка каменщика, молоток, отвес, угольник, циркуль, чертежная доска, 24-х дюймовый масштаб (линейка), белые перчатки, запон (фартук), купорос, сера, соль, гроб, кровь, скелет человека, череп с перекрещенными костями, Библия с циркулем и треугольником или клинком, крест на розовой ленте, сердце с лучами света, обвитое змеей.

Все масонские обряды инициации составляют два основных типа: обряды, совершаемые при присоединении индивидуума к какой-либо закрытой группе внутри общества, объединенной одним общим признаком и обряды, проводимые при посвящении человека в мастера.

Масонское пространство можно охарактеризовать несколькими параметрами - это в основном тайное мужское пространство, хотя существовали и женские ложи. Оно закрыто, в нем утверждались собственные принципы иерархического членения братства масонов и соблюдения законов этого общества. Орденские ложи, входящие в него выполняли функцию островков мудрости и добродетели в мире, что исключало их из греховного, профанного и суетного мира.

Второй параграф второй главы «Систематизация масонских символов», в котором представлена систематизация основных символов масонов и раскрыта их семантика. На основе изученных семантики символов и обрядов вольных каменщиков показано, что вольные каменщики в своих обрядовых практиках не использовали оригинальные символы и концепции. Масонские знаки и символы заимствовались из христианства, каббалы, рыцарства, ремесленных союзов, язычества и др.

В масонстве символы становятся «ментальными узелками», которые представляют собой сложную, иногда даже эклектичную систему, составляющую основу для изучения масонской науки.

Третий параграф посвящен семантике символов русского масонства. Семантика символов русского масонства мало отличалась от значения

символов европейских масонов. Однако при всей очевидности заимствования масонской европейской символики в параграфе предпринята попытка определения некоторых особенностей семантики символов в русском масонстве.

Онтологичность эстетических представлений, символический реализм (в антитезу субъективизму) является на протяжении столетий существенной и непременной чертой русской культуры, русского культурного мышления -и при изучении ее истории с этим необходимо считаться. Это заключение дает нам право думать, что при всей строгости и закрытости масонских лож, семантика символов русских масонов несколько отличается от европейских аналогов.

«Европеизация» сопровождалась широким вторжением новых знаковых систем (Ю.М.Лотман). Европеизацию можно понимать как процесс принятия идей и ценностей европейской культуры как истинных, прогрессивных, этически оправданных и эстетически совершенных. Символами в русской культуре XVIII века стали: дворянская усадьба, городская праздничная культура, новый тип личности - русский европеец (Баженова Т.П., Семинова B.C.). Два из них - первый и последний, наиболее ярко характеризуют деятельность русских масонов.

Отличительной чертой символики русских масонов является особое отношение к христианству и его символам. Это выражалось в том, что русские масоны были уверены в возможности возвращения человека к той эпохе, когда «книга природы» и все ее таинства постигались своим разумом. Для сохранения этого знания масонам необходима была древняя и аутентичная традиция. Ее-то и искали русские масоны, путешествуя по всей Европе. Такое особое отношение к христианской символике русских масонов отражено в идеях и лекциях И.Г.Шварца.

Каббалистические концепции повлияли на три аспекта масонской философии - учение о Боге, Натуре и человеке. К особенностям русского прочтения каббалы и интерпретации её символов можно отнести символику трех свечей, которые в Европе обозначают либо Св. Троицу, либо Солнце, управляющее Луной, ночью и Мастером, либо Том Священного Писания, либо три столпа - Мудрость, Красоту и Силу, а у русских масонов - Натуру, человека и Бога, а также три соответствующие познавательные способности - чувственностью, рассудком и разумом. В целом, символика троичности находит отражение в онтологических, антропологических, историософских и лингвистических идеях русских масонов.

Точка в круге - еще один символ в интерпретации русских масонов. Он означает Орден, Сердце, Солнце и Золото. Этот же символ имеет и каббалистический характер, соотносясь с одной из десяти божественных эманаций - сефирот и еврейской буквой «иуд», которая совпадает с изображением божественного имени.

Особенности в интерпретации символики у русских масонов находятся и в структуре ложи - важном масонском символе - продолговатый прямоугольник, которым обозначалась Вселенная. Ложа символизировала и

самого человека, исходя из принципа единства макрокосмоса и микрокосмоса. Третье значение этого символа - Храм Соломона, который строили вольные каменщики. У русских масонов ложа должна состоять из десяти членов - Мастер, два Надзирателя, казначей, секретарь, два собирателя милостыни, обрядоначальник, смотрящий за порядком, Ритор, страж (И.А.Поздеев). Это десять сефирот — десять божественных сил, которые управляют миром. Концепция десяти сефирот хорошо была знакома русским масонам из еврейских и христианских каббалистических источников, что не могло не отразиться на осмыслении русскими масонами символики ложи.

Одним из важных символов масонов являются две колонны, стоявшие на паперти Храма Соломона. Они могли символизировать два столпа или пассивное и активное начала, или крепость и силу церкви. В традиции русских масонов эти колонны наделяются метафизическим значением, согласно которому все в мире создано двумя силами - Светом и Мраком, подобно тому, как холод противоположен теплу, а вода - огню.

Особенности интерпретации русских масонов каббалистической символики продолжаются и через эротический символизм, через единство красоты и силы, женского и мужского, два неугасимых семени, страждущее и действующее.

В символике русских масонов отражаются важные установки в отношении символизма, что порождает новый смысловой эффект в восприятии русскими масонами ордена, ложи и ритуала.

В третьей главе рассматривается символика масонства в художественной культуре России через такие её сферы, как литература, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства.

Первый параграф главы посвящен масонской символике в литературе. Эпоха Просвещения в России была пронизана стремлением подчинить все мировосприятие человека господству разума. Это мощное культурное движение не могло не оказать влияния на эстетику и на творческие методы деятелей искусства и литературы. Литература в России XVIII столетия стала рассматриваться как своеобразное средство для популяризации моральных и политических идей.

Масоны-писатели - А.Сумароков (1717-1777), М.Херасков (1733-1807), И-Богданович (1743-1803), И.Лопухин (1756-1816) и другие - оказывали значительное влияние на формирование русской литературы ХУГО-Х1Х вв.., которую можно разделить на пять типов: 1) литература, главной целью которой было воспитание будущих адептов «королевского искусства»; 2) сочинения, предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков; 3) произведения для «профанного» мира; 4) псевдо-масонские сочинения; 5) масонская литературная критика (А.И.Серков).

Масонская символика находит отражение в основных темах литературных произведений масонов-писателей: «свой/чужой»; «духовное путешествие»; «тайное знание»; «посвящение»; «клятва»; «поиск истины и псевдопуть»; «нравственное совершенствование и поиск гармонии»;

«распространения Света»; «строительство» внутреннего мира человека и совершенствование мира вокруг себя. Кроме того, в произведениях масонов-писателей и поэтов обсуждался «масонский круг идей»: проблема социального неравенства, проблема нравственного развития личности, проблема борьбы с несправедливостью, бездуховностью и невежеством и др. Таким образом, писатели-масоны в своих произведениях прибегают к использованию характерной масонской терминологии.

В параграфе «Масонская символика в архитектуре» в центре внимания еще одна сфера, где получили распространение масонские символы. В масонской символике и обрядности было два основных понятия, связанных с искусством строить - «ложа» и «храм». Именно в XVIII веке масонские символы запестрели в архитектуре и росписях храмов, в богослужебных книгах, и даже иконах, священных облачениях. Так масонская символика оказала влияние на декор и архитектуру России XVIII века.

Важнейшие элементы масонской символики были составной частью проектов В.И.Баженова (1738-1799) - русского архитектора: Московский кремль и Соборная площадь, архитектурный ансамбль в Царицынской усадьбе, дом Пашкова в Москве.

На фасаде Казанского собора в Санкт- Петербурге и на многих других храмах помещен один из самых известных масонских символов -«Всевидящее око»

Особое место в культуре России XVIII века занимает дворянская усадьба. Культура дворянской усадьбы формируется особенно ярко после отмены обязательной дворянской службы (1760). Приметой времени в усадебном хозяйстве являются оранжереи и зимние сады. Усадебные комплексы соединяли в себе и творения архитектора и садовника. Известно, что масонский символизм уподоблял сад или парк Эдему. Пейзажный парк -это природа облагорожена вмешательством человека.

Усадебная культура формировалась в идейно-эстетическом и художественном русле XVIII века в России, синтезировав особенности художественной и материальной культуры Европы и России. Особый интерес для данного диссертационного исследования составили усадьбы масонов: Н.И.Новикова - Авдотьино-Тихвинская усадьба (Подмосковье), усадьба графов Бобринских в Богородицке (Тульская область), усадьбы князя М.П.Баратаева (Бараташвили) в Симбирске, усадьба Щелыково (Костромская область) и др.

В параграфе показано, что распространение масонства в России совпадает с периодом расцвета русской усадьбы. Причем, масонство наложило отпечаток не только на культуру и мир русской усадьбы второй половины XVIII - начала XIX веков, но и изменило его в бытовом отношении.

В параграфе «Масонская символика в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусства России XVIII начала XIX вв.»,

обращено внимание на то, что в XVIII веке после архитектуры в

изобразительном искусстве именно портретная живопись достигла выдающихся результатов. В этот период в портретном жанре развивалось два направления. Первое отражало стремление к 1ражданственности, подчеркнутость общественной роли личностей. Второе - лирическое, интимное. Именно во втором направлении наибольшим образом ощущается влияние русского масонства. В параграфе отмечается, что у масонов существовала традиция дарить друг другу свои портреты. Момент дарения был знаком дружбы и символическим залогом братской верности. Такая традиция была своего рода стимулом к развитию интимного мужского портрета.

Крупнейшие портретисты эпохи - Ф.С.Рокотов (1735-1808), Г.Д.Левицкий (1735-1822), В.Л.Боровиковский (1757-1825) - были масонами. В их произведениях ощущается тайна, как бы зашифрованная в предметах, окружающих изображаемого человека. Здесь и книги, и музыкальные инструменты, и те же циркули с угольниками. В руках у женщин с портретов - розы - символ розенкрейцерства. Но тайна не только в этих вещах; загадкой кажется и сам человек.

Интересным для изучения являются предметы декоративно-прикладного искусства, принадлежавшие масонам. В параграфе анализируются предметы, находящиеся в коллекции музея Истории религии в Санкт-Петербурге. В коллекции около 160 экспонатов, среди которых были предметы, предоставленные Великой Ложей России: подлинные рукописи и документы о деятельности масонов России, масонские знаки отличия, ритуальные предметы, редкие гравюры, фотографии, книги, грамоты, дипломы, живопись и скульптура. Кроме того, в параграфе анализируется семантика представленных предметов и атрибутов масонов — фартуки-запоны, мастерки, молотки и ленты, перчатки и шпага мастера, череп и кости (символы бренности бытия).

Наличие предметов, атрибутов, документов - письменных источников о деятельности масонских лож в России дают возможность завершить символическую характеристику семантики масонского пространства. Кроме того, это позволяет предположить, что в России в конце XVIII начале XIX века, по всей видимости, существовали небольшие мастерские по изготовлению масонских атрибутов.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, подводятся итоги, подчеркивается значимость исследования по заявленной проблеме, излагаются основные выводы.

Масонские ложи в Европе были прибежищем мира и спокойствия в период политической нестабильности. Масоны были призваны изгнать зло, фанатизм и нетерпимость из сердец европейцев, а взамен посеять веру в разум и гуманизм. Это создавало плодородную почву, на которой спекулятивные масоны проросли и распространились по всему западному миру.

В XVIII - начале XIX века масонское движение в России прошло три этапа. Постепенно эволюционируя, масоны приобретают лиминальный

характер в структуре российского общества, что является главным отличием этой субкультуры от аналогичной в Европе. Они занимают определенную нишу в социальной структуре российского общества, которая предшествует появлению интеллигенции в России. Деятельность русских масонов имеет ярко выраженный культурный характер. Идеологии просвещенного атеизма масоны противопоставили религиозно-мистические основания нравственного и интеллектуального совершенствования личности.

В целом, масонство в России появляется как реакция на несовершенство общественной нравственности с одной стороны, и как разновидность вольнодумства - с другой. Эти процессы были следствием индивидуализации культуры в ситуации распада средневековой традиции. Имея сходство с масонскими ложами Западной Европы, русское масонство имело исключительный характер и специфичность для отечественной ментальности.

Пространство ложи - пространство «храма истины». Масонское пространство иерархически организовано: «английские» ложи (елагинские союзы), «шведские» ложи и розенкрейцеры, последние из которых были самыми высокими в иерархии. Такая строгая иерархия вызвана особенностями русского общественного сознания - достоинства человека оценивались в соответствии с его чином. Сама же идея внутренней иерархии близка по сути «Табели о рангах» и отвечала потребностям русского общества XVIII века.

На основе изучения семантики символов и обрядов вольных каменщиков можно утверждать, что вольные каменщики в своих обрядовых практиках не использовали оригинальные символы и концепции. Масонские знаки и символы заимствовались из языческой, христианской, каббалистической, рыцарской, ремесленных союзов знаково-символических систем.

Философия масонства оказала значительное влияние на формирование и развитие русской эстетической мысли, литературы, архитектуры и изобразительного искусства.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Научные статьи в журналах рекомендованных ВАК:

1. Карвелис М.А. Н.И. Новиков и масонство / М.А. Карвелис // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». -2007. - №8. - С.23-36

2. Карвелис М.А. Легенда о Хираме / М.А. Карвелис // Этносоциум и межнациональная культура. Научный и общественно-политический журнал. -2009.-№3(19).-С.47-55.

3. Карвелис М.А. Философско-эстетические взгляды масонов в художественной культуре России XVIII века / М.А. Карвелис // Этносоциум

и межнациональная культура. Научный и общественно-политический журнал. - 2010. - №2(26). - С.30-41. Научные статьи в других изданиях:

4.Карвелис М.А. Семантика символов смерти в масонских обрядах / М.А. Карвелис // Человек и Вселенная. - 2010. - №1(72). - С.91-97.

5. Карвелис М.А. Развитие масонства в России XVIII века / М.А. Карвелис // Человек и Вселенная. - 2010. - №1(72). - С.98-102.

Подписано в печать 15.09.2010 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ№ 02934

Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Карвелис, Марк Антонович

Введение.

Глава I. Динамика масонства в России XVIII - начале XIX века.

1.1. Новоевропейская культура и возникновение масонства.

1.2. Масонство как феномен в российском обществе XVIII — начала XIX века.

1.3. Философско-эстетические взгляды масонов.

Глава II. Символика масонства.

2.1. Масонское пространство: обряды, ритуалы и символы.

2.2. Систематизация масонских символов.

2.3. Семантика символов русского масонства.

Глава III. Символика масонства в художественной культуре России России XVIII - начала XIX века.

3.1. Масонская символика в литературе.

3.2. Масонская символика в архитектуре России.

3.3. Масонская символика в изобразительном и декоративно-прикладном искусствах.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по культурологии, Карвелис, Марк Антонович

В работе исследуется влияние деятельности русских масонов и масонской символики на развитие художественной культуры в России XVIII

- начала XIX веков.

Актуальность проблемы. Масонство в силу своего широчайшего распространения и транснационального характера вот уже несколько веков оказывает серьезное влияние на культуру человечества. Для полного и всестороннего воссоздания картины развития мировой культуры, начиная с эпохи Просвещения и кончая нашим временем, необходимо разноплановое и глубокое изучение феномена масонства.

Свои цели и идеи- вольные каменщики выразили в виде системы символов. Следовательно, для наиболее полного и глубокого- понимания феномена масонства в первую очередь, необходимо изучить именно, семантику их символов. Трудами многих исследователей (историков, философов, филологов, культурологов) история масонства воссоздана достаточно полно. И все же до сих пор остается множество неисследованных в полной мере аспектов, к числу которых и относится семантика масонской символики.

Актуальность изучения русского масонства обусловлена тем, что именно в России различные разрозненные масонские течения слились воедино наиболее полно и гармонично. Именно в России как нигде в Европе масонство сыграло большую роль в развитии культурной жизни XVIII начала

- XIX веков.

Характерной чертой переходных эпох является изменение аксиологической ситуации. Наиболее показателен в этом- отношении XVIII век, т.к. это время ценностно-смыслового переворота, который происходил при интенсивном проникновении европейской культурной традиции в структуру русского общества под влиянием секуляризации общественных идеалов. Масонский орден, в свою очередь, был одним из основных каналов трансляции европейской культуры. XVIII век также является веком, когда деятельность масонского ордена была наиболее активна.

Актуальность работы также обусловлена необходимостью преодоления укрепившегося в настоящее время в науке и культуре стереотипного негативного понимания масонства. В наше время, когда общественная жизнь носит переходный характер, увлечение мистикой принимает массовый характер. Общество пытается найти хоть какую-нибудь уверенность в будущем, обретая ее в оккультных знаниях и течениях. Изучение эзотерических явлений в жизни общества — важный и необходимый элемент современного научного знания.

Степень разработанности? темы. Научную литературу и статьи о масонстве в России можно разделить,на две большие группы. Первую группу составляют публикации об истории масонского движения и деятельности масонов. Вторую группу представляют исследования о масонах и-их влиянии на русскую культуру.

В России тексты, посвященные масонству, впервые начинают публиковаться уже во второй половине XVIII века. Началом этому послужила издательская деятельность великого русского просветителя Н.И.Новикова (1744-1818). Новиков публикует множество книг масонской-тематики как иностранных, так и отечественных авторов, посвященных истории и культуре вольных каменщиков.

Научный интерес к изучению-масонства возникает в середине XIX века.

В это время проблема масонства рассматривалась исследователями как иллюстрация к изучению других интересующих их вопросов. Например, литературная деятельность Екатерины II и ее полемика с Н.И.Новиковым, журналистская и издательская деятельность Н.И.Новикова, история цензуры и отдельных исторических деятелей. Одним из первых таких исследователей является историк М.Н.Лонгинов, который, изучая издательскую деятельность, обращает внимание на журналы Н.И.Новикова и его единомышленников. Кроме того, труды М.Н.Лонгинова посвящены развитию и становлению русского розенкрейцерства. Продолжением 4 исследований влияния масонов на русскую литературу являются работы С.В.Ешевского и А.Н.Пыпина.

Очень активно велось исследование масонского вопроса в начале XX века. В это время. изучением, ордена-занимались такие исследователи, как П.А.Бурышкин, Г.В ¿Вернадский, Н.П.Киселев, Т.О.Соколовская. Исследователи в основном занимались скрупулезным изучением структуры ордена, сбором информации о количестве лож, их местоположении, периоде существования и составлением поименного списка вольных каменщиков.

В советское время вопроса об ордене вольных каменщиков в основном не касались. Однако^ некоторые ученые обращались к феномену масонства в различных контекстах. Они сформировали два оппозиционных- лагеря. Одни из» них придерживались., мнения, что масонством— прогрессивное явление русской культуры и истории,.сыгравшее крайне важную роль. К этим ученым относились: А.И.Болдырев, ИМ. Дружинин, Б.М.Краснобаев,, Ю.М.Лотман, В.Г.Семенников. Противоположный лагерь составили такие ученые, как В.Е.Курдюков, С.М.Некрасов, И.Я.Щипанов - эти исследователи рассматривали русское масонство как реакционное явление в культуре России.

В советское время, издавалось множество- книг, посвященных истории^-Просвещения; восстанию? декабристов: и биографии отдельных личностей XVIIT - XIX вв. В этих трудах освещалась так или иначе, тема масонства. Самый яркий пример - книги, посвященные деятельности Николая Ивановича Новикова: А.В.Западов в своей книге «Новиков» (Москва, 1986) и И.Ф;Мартынов в книге «Книгоиздатель Новиков» (Москва; 1981); приводят наиболее полное описание биографии и различных видов деятельности Н.Новикова и московских розенкрейцеров.

С начала 1990-х годов в нашей стране издано очень большое количество книг отечественных и зарубежных авторов, посвященных масонству. Это обусловлено тем, что тема мистических, оккультных течений и тайных обществ стала чрезвычайно модной. Фундаментальных научных исследований о масонстве как о культурном явлении существует меньше, 5 нежели недостаточно фактологически обоснованных. Так, антимасонское направление представлено такими авторами как, Б.Башилов, В.Ф.Иванов, О.А.Платонов, А.Л.Тихомиров, С.Д.Толь, и мн. др. Как правило, работы этих авторов ориентированы главным образом на приведение различных доказательств, на их взгляд, разрушительной деятельности ордена.

Среди работ, посвященных масонству, следует учитывать исследования Т.В. Артемьевой - специалиста в области истории русской философии XVIII века. XVIII век в истории отечественной культуры оценивается философом как время формирования рациональной «классического типа» русской философии, в которой; несомненно, нашли отражение и идеи масонства.

Из всей массы работ последних десятилетий о масонах- наиболее информативны также труды М.Морамарко, С.Карпычева, О.Платонова и В^Брачева. Уникален по своейнаучной ценности сборгшк «Масоны. История, идеология, тайный культ» под редакцией С.П.Мельгуновой и Н.П.Свиридовой. Этот труд выделяется из. общего списка публикуемых работ тем, что наиболее полно' и глубоко освещает большое количество аспектов феномена масонства.

Особо отметим работу В.И. Сахарова. Исследователь увлекательно рассказывает о русском масонстве XVIII - начала XIX веков как феномене отечественной духовной культуры. Автор показывает русскую масонскую литературу как самобытную* и целостную художественную систему, включавшую в себя прозу, поэзию, драматургию и публицистику, создавшую свои образы и символы, собственный стиль и систему жанров, особый литературный язык-код, опиравшийся на сложную символику и эзотерические знания тайного ордена вольных каменщиков. Масонство в работе представлено как один из языков мировой культуры и художественной литературы. Автором рассмотрено творчество писателей-масонов (Н.И.Новиков, В.И.Майков, М.М.Херасков и др.). Им выявлена и проанализирована орденская периодика и потаенные орденские рукописи, хранящиеся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Ульяновска, а также в зарубежных собраниях.

Из англоязычных источников- особенно интересна книга «Working the rough stone: freemasonry and1 society in eighteenth-centery Russia» Douglas Smith (Northen Illinois, 1999). Это обширный, научный труд, посвященный непосредственно истории ордена вольных каменщиков в России ХУПГ века. Столь же значительна работа Маргарет К. Джейкоб «Масонство» (Москва, 2003).

В 2001 году в Санкт-Петербурге вышла монография H.A. Хренова, К.Б. Соколова «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)», в которой« авторы предложила применить субкультурный, принцип к историческому процессу. Нри этом, исследователи-предложили культурную- дифференциацию по общему вкладу каждой из, общностей в культуру императорской^ России. Исследователи- считают, что каждая из! субкультур оказывается в неоднозначных отношениях с культурош в, целом, иногда отклоняясь от её ценностных ориентации и входя с ними в конфликт. Это делает возможным рассмотрение развития^ культуры общества как сосуществование разных субкультур, каждая из которых формирует соответствующие картины, мира. Обладающими субкультурой авторы монографии считают следующие общности: дворяне-предприниматели, ремесленники и* фабричные, вольтерьянцы, масоны, и др:

В 2009 году вышла книга известного ученого - Александра Пятигорского «Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства» (Москва). Эта книга достаточно полно- освещает феномен масонства. В центре внимания автора не только разбор собственно феномена масонства, но их ритуалы, знаки, символы, обычаи, язык, речи и история. Важной является идея зависимости подхода к изучению феномена от позиции самого* исследователя, поскольку само масонство столь неоднозначно и противоречиво, что определить единственно верную позицию не представляется возможным. Это связано еще и с тем, что масоны, все же, закрытая; тайная организация с одной t стороны, и определенный тип самосознания, с другой, - что осложняет изучение масонства.

Привлекает наше внимание еще одна работа - Й.Р. фон Биберштайна «Миф о заговоре: философы, масоны, евреи, либералы в роли заговорщиков» (Москва, 2010) в которой масонство анализируется с точки 'зрения • теории заговора времен от Великой Французской революции до национал-социализма, периодически возникавших в разных европейских странах и в том числе в России.

Отдельно отметим научные статьи о влиянии масонов на развитие художественной культуры и литературы XVIII века - И.А. Черненко «Код масона: ритуалы, вольных каменщиков в литературе»(2009), Е.Е. Приказчикова «Культурная* мифология масонства? в русском» сознании второй половины XVIII века: в поисках образа- «чужого» (2006), И. Голомшток «Архитектура и масонство»(2007). Эти- статьи являются; скорее только подступами к интересной теме, и влияние масонских идей на область, художественной культуры до сих пор остается малоисследованной проблемой в современной научной литературе.

В современной науке намечается стремление дать объективную оценку роли масонства в истории и культуре России. Это подтверждается, в том числе, диссертационными исследованиями: A.B. Тимофеева «Романы

Мещане» и «Масоны» в творческой эволюции.А.Ф. Писемского» (Москва,

1984), Л.М. Пахомовой «Российское масонство XVIII в. как феномен общественно-политической и философской^ жизни России» (Пермь, 1998),

Т.М. Файзиева «Масонство как феномен общественно-политической жизни

Англии первой половины XVIII века» (Москва, 2000), А.Н. Лушина

Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII

XIX веков» (Н. Новгород , 2004), Ю.С. Крюковой «Общество и масонство в

России в 30 - 90-е годы XVIII века» (Ярославль, 2004), В.Ю. Антышевой

Поэтика описаний в романах А.Ф.Писемского 1870-хгодов("В водовороте","Мещане","Масоны")» (Орел, 2005), Е.В. Луняева «Этические воззрения русских масонов эпохи Просвещения» (Санкт-Петербург, 2006),

Ю.С. Лиманской «Произведения М. М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и

Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века» 8

Сургут, 2007), С.Е. Киясова Масонство в эпоху Просвещения: (генезис, идеология, эволюция, статус) (Волгоград, 2008). Заметим, что в этом'перечне работ практически нет культурологических исследований. Диссертации, посвящены либо общественно-политическим и этическим взглядам, либо литературному творчеству русских масонов. Тем самым обуславливается необходимость культурологического исследования места и роли масонов в культуре России XVIII - начала XIX века.

Хронологические рамки исследования ограничены началом интенсивного развития масонского движения в России (XVIII век), и временем официального запрещения различных политических кружков и тайных обществ России в 1822 году.

Объект исследования: Российское масонство в культуре XVIII - начала XIX века.

Предмет исследования: Символика российского масонства в культуре

XVIII - начала XIX века.

Цель работы: Исследовать влияние масонства на культуру, а также проанализировать семантику масонской символики в России XVIII - начала

XIX века. Задачи:

-Выявить истоки и динамику формирования масонства в европейской и отечественной культуре;

-Реконструировать основной комплекс идей, целей и задач российских масонов XVIII в.;

-Проанализировать этапы становления философско-эстетических взглядов масонов;

-Раскрыть обряды и ритуалы русских масонов;

-Проанализировать и систематизировать основные символы масонства; -Показать семантику основных символов масонства;

-Выявить особенности масонской символики в художественной культуре России XVIII - начала XIX века.

Методы/ исследования;. Методология; исследования? базируется; на1: теоретическом материале современной культурологии; а также других областей;гуманитарного знания - философии,, искусствознании, филологии, истории.

В основе исследования - системный культурологический; подход, использующий принципы междисциплинарного исследования, который получил отражение в работах Т. В; Артемьевой, Г. И. Зверевой, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагаиа, В.Д.Лелеко, - С.Т. Махлиной, Л.А.Микешиной; Э:В!Соколова;, А .Я! Флиера; Для« решения-! поставленных задач-:: помимо* сравнительно-исторического, метода; былш использованы: системный анализ, позволяющий? упорядочить), обширный материал и выявить динамику развития феномена масонства. . ■

На формирование концепции исследования оказали.: влияние: работы, связанные: с: семиотическим . осмыслением' масонства: Р! Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, К. Леви-Строса, Ц. Тодорова, М. Фуко, В.В.Иванова, М.Ю.Лотмана, С.Т. Махлиной, В.Д.Руднева, Ю.С.Степанова, В.Н.Топорова.

Научная новизна работы состоит в следующем: -в исследовании* доказывается, что масонствог можнофассматривать.как одну из первых социокультурных общностей XVIII века в России^. которая объединила отдельных индивидов для духовной деятельности (издательской; литературной, художественной; благотворительной и>др.); -доказано, что процесс формирования; масонства можно рассматривать как результат индивидуализации, европейской и русской культуры XVIII века, следствием которого стали художественн ые и литературные формы творчества членов лож;

-выявлена сложная природа масонства; которая сложилась под влиянием идеологий христианства, пифагореизма, каббалы, алхимии, розенкрейцерства, ордена иллюминантов, мартинизма, ордена тамплиеров и различных течений Просвещения;

-выявлены особенности развития масонства в России XVIII века, проявившиеся в его лиминальном (пороговом) характере, который

10 оформлялся посредством особых ритуалов, обрядов, и подкреплялся своеобразной атрибутикой;

-предложена систематизация масонских знаков и символов по принципу их заимствования и реинтерпретации (языческие, христианские, рыцарские, ремесленных союзов), раскрыта их семантика;

-выявлены основные сферы влияния символики русских масонов XVIII начала XIX века на художественную культуру.

-введены в научный оборот отдельные данные из рукописных архивов масонов (РНБ ОСРК - общее собрание рукописной книги Ф. 550: F. 111*1 111. «Масонское сочинение» XVIII в: JT. 1-24.; Ф. 550. F. III. 112. «Масонское сочинение» XVIII в. JI. 1-18.; Ф. 550.= F. III. 113. «Масонское сочинение»-XVIII в. Л. 1-34.

Теоретическая и> практическая значимость исследования:

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение отечественного духовного наследия, важной частью которого является масонство, способствует углублению познания и анализа русской культуры, что является необходимым условием дальнейшего развития научной картины.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения, выводы и обосновывающие их данные могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории вольных каменщиков, а также общих и специальных учебных курсов по культуре и истории России и Европы XVIII века. Опыт данной исследовательской работы также может быть применен и для изучения других субкультур российского общества. Положения, выносимые на защиту:

- При неоспоримости утверждения, что масонство берет свое начало в ремесленных братствах XVII-XVIII века, глубинные истоки ордена и импульсы, приведшие к его появлению в России, находятся в общих тенденциях влияния европейской культуры;

- Масонство - одна из первых социокультурных общностей XVIII века в

России, объединившая отдельных индивидов для духовной деятельности

11 издательской, литературной, художественной). Движение масонов -результат двух взаимосвязанных социокультурных процессов - борьбы с несовершенством нравственности в российском обществе XVIII века и проявление вольнодумства;

- Масонские ложи - первая форма актуализации индивидуального начала, проявляющегося в литературных и художественной формах;

- Положение масонов в обществе определяется лиминальностью данной социокультурной общности;

-Символика масонов проявилась непосредственно в искусстве XVIII - начала XIX века - архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. -На основе изучения семантики символов и обрядов вольных каменщиков можно утверждать, что вольные каменщики в своих обрядовых практиках не использовали оригинальные символы и концепции. Масонские знаки и символы заимствовались из христианства, каббалы, рыцарства, ремесленных союзов, язычества и др.

Апробация исследования. Научные идеи диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2010), на методологическом семинаре аспирантов кафедры. Результаты исследования отражены в 5 публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, делящихся на параграфы, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 269 страниц.