автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века"
На правах рукописи
ЛИМАНСКАЯ Юлия Сергеевна
Произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века
Специальность 10.01.01. - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 7 МАМ 2007
Сургут - 2007
003062928
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы в Сахалинском государственном университете
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Рублева Лариса Ивановна
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор Бузуев Олег Александрович
кандидат филологических наук, доцент Белова Наталья Александровна
Ведущая организация Иркутский государственный педагогический университет
Защита состоится «2(п » м^с^ 2007 года в 5 ЪО на заседании Регионального диссертационного совета КМ 800 003 01 при Сургутском государственном педагогическом университете по адресу 628417, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г Сургут, ул 50 лет ВЛКСМ, 10/2 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сургутского государственного педагогического университета по адресу 628417, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Сургут, ул 50 лет ВЛКСМ, 10/2
Автореферат разослан « 2,4 » Сиг^л^м^ 2007 года
Ученый секретарь
Регионального диссертационного совета
кандидат филологических наук, доцент ^ А Буя
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В XVIII веке политические, военные, торговые связи России и Европы готовят благодатную почву для укрепления и расширения культурного диалога Серьезные государственные преобразования, связанные с именами Петра I и Екатерины II, сформировали новый тип личности и поведения в обществе, определили иной характер соотношения идеологии и эстетики В таких культурно-исторических условиях становится возможным увлечение масонством - религиозно-мистическим учением, образованным вне лона официальной церкви Его суть заключается в идеях нравственной трансформации отдельной личности и общества в целом Масонство становится заметным духовно-общественным движением в России XVIII века
Идеи учения привлекают многих Творчество большей части писателей -последовательное и универсальное воплощение неразрывной связи идеологии с искусством слова В круг масонов входят такие известные деятели русской культуры, как А П Сумароков, Н И Новиков, Н М Карамзин, А М Кутузов и другие
Русская масонская литература - это корпус произведений, в той или иной степени связанных с учением вольных каменщиков Обнаружить ее «в "чистом" виде практически невозможно всегда она таится, не желает высказаться прямо, изобретает условный язык-шифр, умело скрывается за различными личинами и сложными иносказаниями, для выражения своих сокровенных идей с легкостью пользуется готовыми художественными формами, жанрами и стилями, созданными другими литературными направлениями, и, прежде всего, литературой классицизма, а затем и сентименталистами»1 В произведениях художественной прозы, создаваемых на протяжении всего века, ощущаются и традиции русского средневековья, и традиции первых образцов переводной и оригинальной литературы Последняя четверть XVIII века - период ее самоопределения Именно в это время формируются условия для возникновения новой русской словесности Масонская литература занимает здесь особое место
Видное место среди русских масонов занимает поэт, прозаик и драматург, редактор нескольких журналов, глава литературного кружка, куратор Московского университета Михаил Матвеевич Херасков Уже в его ранних поэтических опытах мы нередко встречаем размышления мудреца-философа, познавшего тщету земных «хлопот» Лирический герой М М Хераскова убежден в том, что богатство не может принести человеку счастья, что благополучие не является уделом «испорченных сердец», что следует терпеливо переносить «жестокий рок» и т п В журнальных публикациях М М Херасков и его еди-
' Сахаров В И Русская проза XVIII - XIX веков Проблемы истории и поэтики Очерки -М ИМЛИ РАН, 2002 - С 13
номышленники размышляют о тленности мира и быстротечности жизни, о добродетели как спасении души Эти размышления обнажают евангелистс-кую основу масонства и адресуются широкому кругу читателей, в том числе малокультурной, недостаточно развитой в литературном отношении публике В программной статье «О чтении книг» М М Херасков пишет «Несмыслен-ной подъячей с охотой читает книги, которые писаны без мыслей, купец удивляется, по их наречию, виршам, сочиненным таким же невежею, каков сам он, однако, они не читатели»2 В своих произведениях «херасковцы» ведут борьбу за «простоту», «ясность» и «вразумительность» Это является непременным условием распространения идей масонства В середине семидесятых годов М М Херасков сближается с Н И Новиковым и вступает в масонскую ложу Он еще более усиливает моралистические тенденции, свойственные его поэтическим и прозаическим текстам Для решения особых художественных задач, стоящих перед масонами, писатель все чаще использует различные жанры повествования Произведениям М М Хераскова свойственна публицистичность В настоящее время специалистами различных областей знания восстанавливается исторический, философский и культурный контекст последней четверти XVIII века В условиях, когда место писателей-масонов в общем литературном процессе и процессе формирования русской прозы анализируемого периода только уточняется, обращение к повествовательным произведениям М М Хераскова обуславливает актуальность данной научной работы
Объектом диссертационного исследования являются повествовательные произведения М М Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония»3 Мы рассматриваем их как идейно и художественно взаимосвязанные тексты, причем повесть «Золотой прут» оценивается нами как предтеча первого романа писателя «Кадм и Гармония» Основная сложность для современных исследователей масонства и масонской литературы заключается в том, что в архивах в основном хранятся уставы и сборники, среди которых крайне мало собственно масонской художественной литературы изучаемого периода Рукописный материал Императорской Публичной библиотеки и Московского Румянцевского музея был создан только в XIX столетии В запасниках музеев в Байрейте и Михаэлисдонне в Германии, в замке Розенау около австрийского Цветтля и в Стокгольме собраны тысячи материалов, которые пока
2 Херасков М М О чтении книг //Полезное увеселение —М, 1760 —СЗ
3 Роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792) не стал объектом специального рассмотрения В основе сюжета -приключения Полидора, вступившего на путь ложных умствований и проверявшего колдовством указания Богов Мы видим здесь лишь продолжение предыдущего и предполагаем осуществить анализ текста в следующей работе Роман «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768) представляет собой опыт прямого изложения советов и поучений гражданским правителям Это выходит за рамки собственно масонской тематики творчества М М Хераскова
недоступны широкой научной среде Большинство документов Государственного музея истории религии в Казанском соборе (Санкт-Петербург), а также Государственного архива Тверской области - фонды Ф Н Глинки и П И Го-ленищева-Кутузова находятся в стадии изучения Самый ценный исторический материал - переписка русских братьев Она представлена также недостаточно Исследователи приступили к переводам документов из иностранных архивов Основной источниковедческой базой нашей работы являются фонды Российской государственной библиотеки
Предметом исследования стала проблематика и поэтика повествовательных произведений М М Хераскова
Цель нашего исследования - проанализировать идейно-художественное своеобразие прозаических произведений М М Хераскова в контексте развития масонской прозы последней четверти XVIII века
Цель определила следующие задачи
1 Охарактеризовать состояние литературного процесса в последнюю четверть XVIII века, определить в нем место и роль писателей, принадлежащих к ложам вольных каменщиков
2 Проанализировать произведения таких деятелей русской литературы, как В А Левшин, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, М М Щербатов, произведение неизвестного автора «Повесть одного российского дворянина, удалившегося от света» и другие, отражающие идеи масонства
3 Провести целостный литературоведческий анализ произведений М М Хераскова «Золотой прут» (1782) и «Кадм и Гармония» (1786)
Методология исследования. Предлагаемый в работе анализ проведен на основе сравнительно-исторического, историко-культурного, текстуального методов, а также метода обобщения Их использование позволяет расширять контекст, выявлять конкретно-историческое содержание художественного произведения, осуществлять целостный подход к его анализу, определять закономерности в развитии литературных понятий, а также делать заключение на основе изученного материала
Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и заключается в следующем
• проведен целенаправленный отбор текстов из общей совокупности литературного материала последней четверти XVIII века, обусловленный принадлежностью к идеям учения,
• выявлен характер литературно-просветительской деятельности русских масонов, определено своеобразие масонской литературы,
• впервые осуществлен целостный анализ сочинений М М Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» как произведений масонской прозы
Основные положения, выносимые на защиту:
1 В русской культуре последней четверти XVIII века существует масонская литература, которая оказывает влияние на общий ход литературного процесса Существенное значение здесь имеет русская проза
2 Писатели-масоны содействуют развитию повествовательных жанров, в том числе романа
3 Масонские произведения М М Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» отражают процессы формирования поэтики русского романа
4 Повествовательные произведения М М Хераскова отличаются своеобразием художественного мира, в основу которого положены идеи масонского учения, и особенностями поэтики
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее выводов в вузовском преподавании как в общих лекционных курсах по истории русской литературы XVIII века, литературы и культуры XVIII века, так и в разработке курсов по выбору студентов, связанных с изучением путей развития художественной прозы, жанровых моделей русского романа XVIII века
Апробация результатов исследования: основные положения работы были представлены на научно-практических конференциях в Сахалинском государственном университете, а также при участии в конкурсе грантов аспирантов Министерства образования и науки Российской Федерации (2004)
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются труды А Н Пыпина, В О Ключевского, В Н Тукалевского, Т О Соколовской, М Н Лонгинова, В В Зеньковского, А И Серкова, О М Гончаровой, С В Аржанухина, Ю М Лотмана, Л Н Нарышкиной, Т Ж Юсупова, Н И Николаева, Г А Давыдова, В И Сахарова, Е В Абрамовского, С С Аверинцева, Т Е Автухович, М М Бахтина, О Л Калашниковой, О Б Лебедевой, О А Ильина, Д С Лихачева, Л И Рублевой и других
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы Рукопись насчитывает 154 страницы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет исследования, раскрывается новизна, научная и практическая значимость полученных результатов, характеризуется степень изученности проблемы, а также формируются положения, выносимые на защиту
Первая глава «Масонство в русской литературе последней четверти XVIII века» состоит из двух параграфов
В параграфе 1.1. «Литературно-просветительская деятельность русских масонов в отечественной культуре последней четверти XVIII века» определены наиболее существенные моменты истории русского масонства, условия его закрепления на русской почве, основные идеи учения и пути их распространения
Приближение России к Европе и ориентация на ее рационализм провоцируют изменения в общественном сознании русских людей Выдающиеся личности своего времени И П Елагин, И В Лопухин, Н И Новиков увле-
каются масонством Издатель «Утреннего света», «Московского ежемесячного издания», других журналов Н И Новиков надеется на «врожденное желание ко приобретению знаний», которые касались «души и духа» Нравоучительные сочинения и переводы должны уверить в бессмертии души и познакомить со «странными познаниями, скрытыми под гиероглифическим языком»4 Как справедливо замечено, «с этого-то момента масонство в России становится русским масонством, несмотря на иноземное его происхождение и иноземные формы, даже содержание его было всецело чужим, но оно было согрето русским духом проснувшегося национального самосознания и поэтому может быть по всей справедливости названо первым идеалистическим течением русской общественной мысли»5
В литературной среде в разной степени к масонству причастным М Щербатов, В А Левшин, Н И Новиков, И Ф Богданович, В И Майков, Ф И Дмитриев-Мамонов, А Ф Мерзляков, Д И Фонвизин, И В Лопухин, Н М Карамзин и многие другие Масонское мировоззрение находит отражение на страницах журналов «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих», «Трудолюбивая пчела», «Вечерняя заря», «Избранная библиотека для христианского чтения», «Магазин свободно-каменщический», в альманахе «Аглая» и других изданиях Материалы объединены «духовно-нравственной» тематикой («о люблении истины», «о выборе друзей», «о должности человека иметь особливое попечение о своей душе» и другие) Масоны убеждены, что избавиться от пороков может каждый, любому открыт путь в Царство Божие
Журналы, переводные и оригинальные тексты распространяются во многих городах Российской империи и предназначаются для разных категорий читателей Духовные сочинения для членов тайных обществ издаются небольшими тиражами В произведениях писателей-масонов, адресованных широкому кругу читателей, на первом плане находится занимательность сюжета, идеи вольных каменщиков скрыты в символах Они доступны только посвященным
Русские масоны занимаются благотворительной деятельностью Причем, нередко, отдавая свои деньги нуждающимся людям, они разоряются Масоны открывают учебные заведения, приюты, жертвуют деньги Служение людям отражает гуманистический характер учения
Утверждение масонства совпадает с дискуссией вокруг художественной прозы Писатели-масоны используют ее, направляя творческие усилия как на создание образцов новой русской прозы, так и на формирование русского литературоведения Статьи М М Хераскова, «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н И Новикова свидетельствуют о том, что решение
4 Московское ежемесячное издание -М, 1781 -Ч I, апрель - С 281-287
5 Масоны История, идеология, тайный культ/Подред С П Мельгуноваи Н П Сидорова -М Вече, 2005 - С 138
масонских задач требует широких теоретических обоснований и обобщений В параграфе 1.2. «Влияние масонства на формирование русской литературы» определены условия формирования жанра русского романа, выявлены особенности его поэтики
Литература XVIII века в соответствии с канонами классицизма характеризуется четким разграничением жанров Прозаические произведения, предметом которых является частная жизнь, выходят за рамки жанровой иерархии Новые исторические условия, переоценка эстетических ценностей, кризис системы классицизма — все это способствует укреплению позиций прозы Повести и романы дают масонам больше возможностей для распространения своих идей, поэтому писатели из числа вольных каменщиков сначала переводят, а затем создают оригинальные произведения Авторы первых романов ставят своей задачей учить и воспитывать, просвещать и перевоспитывать человека и общество, приближать несовершенную реальность жизни русского общества к идеалу Требуется литература не только для разума, но и для души Масоны находят такую возможность в жанре романа Свойственного классицизму конфликта «разума» и «души» в произведениях писателей-масонов нет Писатели-масоны формируют поэтику раннего русского романа и утверждают авторскую индивидуальность Они разрабатывают теорию художественной прозы
В параграфе проанализированы произведения Ф И Дмитриева-Мамонова «Дворянин-философ» (1769), В А Левшина «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» (1784), анонимная «Повесть одного российского дворянина, удалившегося от света» (1792), в которых находят отражение идеи русского масонства
Вторая глава «Проблематика и поэтика ранней масонской прозы М. М. Хераскова» состоит из трех параграфов
В параграфе 2.1. «Масонские идеалы в поэтическом наследии М. М. Хераскова» выделены ключевые положения творчества М М Хераскова-поэта, необходимые для определения эволюции мировоззрения и творческого метода писателя
Включение параграфа в структуру диссертации связано с необходимостью обозначить развитие масонских идей, получивших дальнейшее развитие в повествовательных произведениях М М Хераскова
К началу 60-х годов, когда формируется писательская личность и вырабатывается собственный почерк у М М Хераскова, т е еще до вступления в масонскую ложу, поэт активно размышляет на духовно-нравственные темы В его лирике находят отражение глубокие философские суждения о зле и добре, о слабостях человеческой природы, о силе и красоте духа В дальнейшем обращение к морально-нравственным категориям и философской тематике в его творчестве становится более частым
М М Херасков, став членом ордена вольных каменщиков, привносит их идеи и систему масонских символов и образов в ткань художественного про-
изведения Он облекает в поэтическую форму масонские размышления о мироустройстве, о создателе всего земного - Великом Архитекторе, о мудрости, дружбе, покорности, самопознании, бренности бытия Писатель пытается донести до читателя идею гармонии и совершенства той жизни, которая возможна при совместном строительстве храма добродетелей
Для М М Хераскова важными являются размышления о предназначении поэта и силе поэтического дара Эта тема получит дальнейшее развитие в его произведениях «Золотой прут» и «Кадм и Гармония»
В параграфе 2.2. «Основные идеи, образы и символы повести "Золотой прут"» выявлено идейно-художественное своеобразие произведения
В параграф включены сведения о розенкрейцерстве, что помогает объяснить использование ряда символов и своеобразие сюжетного развития «восточной» повести «Золотой прут» В 1783 году М М Херасков вступает в первую российскую ложу розенкрейцеров Идеи ложи распространяются в среде масонов еще до официального признания Основная цель - познание Бога и себя Розенкрейцерам необходимы особые силы для проникновения в сущность божественного Это объясняет их увлечение магией и алхимией Сводить сущность розенкрейцерства к поиску философского камня и алхимическим опытам неверно Но это объясняет включение эпизодов о волшебном сосуде и поисках философского камня в структуру повести
Главным для розенкрейцеров является движение по пути к богу, следование высоким моральным принципам, проповедуемым масонством Эта идея раскрывается в произведении «Золотой прут», своеобразной пародии на екатерининский двор Исследователи Л Н Нарышкина6, Т Ж Юсупов7 называют «Золотой прут» повестью, но не исключают ее связи с традициями воспитательного и биографического романа, исповеди и притчи Для произведения характерна жанровая неустойчивость, свойственная природе русского оригинального романа начального периода его формирования
Основное внимание автора сосредоточено на создании образа идеального государства, построенного по масонским канонам « Я рожден в свободном народе, где всякий член государства равен другому члену, и все могут и Государями и подданными называться, каждый отец во своем семействе был правителем и наставником, законы были нашею подпорою, а не угнетением, право каждаго охраняемо было общественною пользою и уважаемо всенародным защищением, личныя обиды относились к оскорблению гражданскага блага, а преимущества и дарования к частному и купно ко
6 Нарышкина Л H Романы M M Хераскова автореф дис канд филол наук — Л, 1978
7 Юсупов Т Ж Развитие прозы XVIII в (Проблематика, поэтика, восточные мотивы) автореф дис докт филол наук —М, 1995
всеобщему украшению вот в коротких словах образ и душа нашего правительства Мы все были равны»8
М М Херасков высоко оценивает роль искусства и степень ответственности автора перед читателем Это усиливает просветительскую функцию прозы, которую развивают масоны Писатель и его единомышленники понимают поэта как свободного мыслителя, как человека, не зависящего от благосклонности императорского двора или внимания чиновников « Что же надлежит до Стихотворцев, то ежели они прямую искру пиитического огня имеют, тогда, конечно, не бывают способны к подлому раболепству, к игоношению презрительных и низких должностей, к льстивым похвалам людей безграмотных и непросвещенных, поелику чувствующая душа ни презрения, ни низости не терпит» [56]
В диссертации приводятся примеры использования М М Херасковым основных масонских символов камня, пирамиды, сосуда, звезды и других Выделяется символ ветви (прута), связанный с названием повести Голубь с оливковой ветвью в клюве, обозначающий знак Дьякона, - известный знак каменщиков В масонских одеждах используются ветви акации, пальмовые листья Золотые и серебряные знаки применяются в Великой ложе, а также провинциальных ложах
Символы выступают вместе с традиционными масонскими образами Образ мудрого старца связан с символом камня, образ женщины — с символом сосуда, образ искателя масонской истины - с ветвью
В параграфе 2.3. «Художественное своеобразие произведения» основное внимание уделено анализу жанровой специфики текста, его сюжетно-композиционной организации Особый интерес представляют приемы сатирического изображения действительности, использование автором иронии, нередко переходящей в сарказм Писатель высмеивает пороки современного общества, помещая героев «Золотого прута» в различные конфликтные ситуации, вводит в действие представителей различных сословий Дворцовые нравы пронизаны лицемерием, постоянно встречаются примеры унижения человека Образы вельмож даны в сатирико-бытовых тонах, этому способствует использование образа «смеха» в его гротескном выражении «Все окружающие престол Калифов при каждой Султанской улыбке до без-мернаго кашля хохотали, Двор больше на питейный дом, нежели на Царские чертоги сходен был, все радовались чему не знали сами, плескали в руки, не вслушавшись, что Султанша промолвила, но для того только плескали, что оба шута били перед Султаншею в ладоши, и было очень при Дворе весело'» [215] В этой масонской повести правитель не противопоставлен вель-
8Херасков М М Золотой прут Восточная повесть —М, ¡782 — С 34 Далее цитируем по этому источнику с указанием в скобках номера страницы
можам, а дополняет общий собирательный портрет порочного «мурзы» «Смех» является основой сферы контрастности, деления людей на глупых и умных Чаще всего М М Херасков определяет по культуре поведения принадлежность персонажей к одной социальной группе
Особое внимание М М Херасков обращает на пренебрежительное отношение к дружбе - категории, которая особо ценится в среде вольных каменщиков Писателю-масону важно показать снижение морально-нравственных представлений в рамках общечеловеческой культуры На наш взгляд, это объясняет наличие в тексте реминисценций В образах Муфтия и Акце-има использована характерная деталь - оба героя являются обладателями усов У первого они настолько длинны, что он закладывает их за уши Лицо второго украшают короткие усики «Жидовка нагадала Акцеиму, что успех Муфтия в его усах лишение длинных усов лишит Муфтия всего благополучия'» [148] Мы полагаем, что внимательный читатель должен узнать в этом описании пародию на легенду о Самсоне и Далиле
На наш взгляд, М М Херасков удачно использует элементы бурлеска для создания комического эффекта в пародийных целях «восхваляется» недостойное поведение героев Авторские полунамеки дополняются прямым упоминанием мифологических персонажей
М М Херасков умело использует речевые характеристики как для саморазоблачения, так и для оценки героя другими персонажами, а также прием зоологизации Хитрые и глупые придворные сравниваются с ослами или лисами Подобные приемы традиционно применяются в народной смеховой культуре и в литературных памятниках нового времени
В прозаических произведениях М М Хераскова находит развитие мотив сна Его использование позволяет писателю подчеркнуть вымышленный характер изображаемых событий Это делается для того, чтобы избежать негативной реакции со стороны императорского двора, против которого направлена критика Для этих целей Херасков М М использует сказочный сюжет, топонимическую или хронологическую удаленность
Активное использование диалогов между героями характерно для многих масонских произведений Диалог является основой теоретических сочинений И В Лопухина «Некоторые черты о внутренней церкви» и «Духовный рыцарь» М М Херасков также активно использует это словесное образование для пропаганды идей масонства
Третья глава «Кадм и Гармония» - первый масонский роман М. М. Хераскова» состоит из двух параграфов
В параграфе 3.1. «Образная система романа» поставлена задача - проанализировать основные образы в свете ключевых положений масонства
Сложная структура системы образов направлена на выявление масонской идеи создания идеального государства На первом плане находится образ кормчего (правителя), с которым связан мотив долга перед народом и мотив свободной воли Автор убежден правитель, который зависит от свое-
го окружения, подобен рабу Он использует исторические параллели как для вавилонян, чей «изящный вкус в убранствах, умащение власов, изобретение одежд и странных украшений цену достоинств определяли»9, так и для Кадма серьезным испытанием становится стремление к обладанию золотом, живописными полотнами, предметами роскоши Это чуть было не привело к отказу от государственной деятельности, разрушению модели идеального государства, которым он управлял В основе образа Кадма - идея испытания, обретения ясного зрения, умения отличать истину ото лжи герой осознает глубину своего падения, раскаивается и обретает счастье Итогом его страданий становится построение «внутренней церкви», т е принятие для себя системы общечеловеческих ценностей и построение собственной жизни в соответствии с ними В конце романа герой, успешно справившись со всеми испытаниями, исполняет заветное масонское желание «тако боги определяют провождать тебе с Гармонией остаток дней твоих, и достигнуть наконец тихаго и мирнаш в жизни вашей пристанища» [2,268] Великий Архитектор призван помочь в борьбе с самим собой, с человеческими пороками и слабостями
Образ Гармонии отличается многоуровневой организацией Здесь ясно различаются как черты живого человека, так и одновременно с этим воплощаются этические представления масонов о гармонии жизни вообще Реально-бытовой пласт совмещается с условным изображением «обретаю Гармонию», «еще не обрел Гармонию», «Гармония есть дщерь любви небесной»
М М Херасков связывает образ Таксилы с грехами прелюбодеяния и создания кумира «Таксила вид некоего божества в очах Кадмовых приемлет» [1, 15] Нарушение законов нравственности и морали приводит к потере Гармонии-супруги и гармонии-состояния Это становится отправной точкой несчастий Кадма Нарушение равновесия в жизни правителя (кормчего) приводит к дисгармонии в жизни всего народа Таксила как олицетворение порока отменяет справедливые законы Определение мудрого Правителя, сформулированное в «Золотом пруте» « Благочестивый пример Царский живо действует над сердцами его подданных . он светильником в житии для них бывает» [1,199], вновь многократно повторяется в «Кадме и Гармонии»
Художественная проза последней четверти XVIII века переживает момент самоопределения Поэтому поиск нового типа героя идет в двух направлениях либо путем заимствования из европейских известных произведений, либо использованием образа положительного героя из «словенских сказок» В прозе, ориентированной на массового читателя, идеализируются черты древних славян «Славяне признают единое токмо Существо невидимое и всюду присно-сущно, но греки завели между ими многобожие народ с радостию принял кумиров и доныне поклоняются они нашему громодержателю Зевсу, в лице мол-
'Херасков М М Кадм и Гармония —М, 1803 — С 13 Далее цитируем по этому источнику с указанием в скобках номера части и страницы
ниеносного Перуна, Фиву под образом Световида, и Афродите под изображением Лады, тако и прочие наши божества, под другими только видами и названиями, обожает здешний склонный народ к кумиропоклонению, но благоразумнейшие Славяне признают единого Бога, и никогда ни прения, ни гонения, ни ненависть за исповедание их согласия и дружелюбия не нарушают» [2,285]
На наш взгляд, эти представления масонов об идеальности славян соединяют мир Древней Руси и России эпохи Просвещения Нами предпринят сопоставительный анализ фрагментов из романа М М Хераскова с «Повестью о Петре и Февронии Муромских» Особое внимание обращено на целый ряд традиционных агиографических мотивов (Агриков меч послан герою Божественным промыслом, Феврония предвидит свою будущую судьбу и т п) Закономерно и то, что Кадм находит приют у славян, где встречается с Эхионом В уста Эхиона вкладываются программные положения масонских лож о справедливом правителе и идеальном государстве, все члены которого живут в гармонии друг с другом и самими собой
Автор неоднократно указывает на то, что Кадм воспринимается подданными как отец Образ отца в масонском учении объединяет людей в одну семью, живущую под его мудрым руководством «Вскоре процвело в Беотии царство великое и многолюдное Благоденствие подданных на мудрых Кад-мовых законах основано было, добродетели и дарования возсияли, ибо Кадм взирал внимательно на свойства своих подданных Он всех любил, равно и сам взаимно всеми любим был То был мудрый отец, пекущийся о истинном благе чад своих Его пламенное богопочитание привлекло на его семейство и на царство благодать небесную нивы благословляются изобилием, горы злато источают, стада сторично множатся, древеса сладкими плодами обременяются, житницы нужною человекам пищею преисполнились, процвели повсюду радости, тишина и дружелюбие » [1, 3]
В параграфе 3.2. «Приемы и средства художественного изображения в романе» рассматриваются способы создания художественного полотна произведения, осмысливаются основные символы и мотивы масонского учения, используемые в произведении, прослеживается процесс закрепления в масонском романе новой лексики
Странствуя по миру, герои попадают в дом мудрого старца, который с фруктами и молоком предложил им пчелиные соты Образ этих продуктов устойчиво используется в масонских трактатах, олицетворяя глубокое единение и совокупность множества в целом Медом угощает Кадма старец Хризон и старец Римасид Когда же Кадм достиг, наконец, земли славян, его угостили медовыми сотами «от пчел той земли» На наш взгляд, это может трактоваться как преемственность европейских и российских лож.
В романе, как в повести «Золотой прут», глубоко содержательно присутствие образа голубя Как известно, эта птица соединила Феогена и Артеми-зу при рождении Артемизы голубь возложил венец на ее голову Изображение пернатого символа находят на печатях, жетонах и гербах каменщиков разных стран В одном из странствий Кадм получает ветвь оливы — Золотую
ветвь священного растения в масонской истории Это символ масонского знания, которое помогает отличить истину ото лжи
Многозначна символика змея змей грызет сердце Кадма, Кадм побеждает змея, Таксила вкралась в сердце Кадма, как змея «Гордость и лукавство уподобляются змию» [1, 121] «Как лютый змий, в недрах своего отечества вращается, и все тело нашего царства смертною заражает язвою» [1, 194] Этот символ имеет и иной смысл В мифологической символике змей олицетворяет собой Мировой разум, гармонию и порядок В финале романа автор указывает, что «они толико прославились мудростию, что произтекло от того предание, будто бы Кадм и Гармония при конце их глубокой старости во змиев превратились» [2, 377]
В романе используется традиционная масонская символика чисел Так, трижды царь Афаир видит сновидения, призывающие выпустить Кадма из темницы и оставить его при дворе По пророчеству жреца Диафана Кадм находится в уединении ровно три дня Три дня Хадем выжидает после ссоры с Гармонией Активные события начинают развиваться в третий вечер шествия для участия в сражении
Начало путешествия Кадма и его супруги Гармонии также связано с использованием традиционной символики каменщиков Европа, играя с быком-похитителем, обвивает его цепями из цветов Символ цепи - условный знак для читателей-масонов Все люди — звенья одной цепи Это стержневая мысль масонского учения В эпизоде, когда Кадма приветствуют славяне, к толпе подъезжает колесница старейшины Велесила Она украшена цепями из зеленых ветвей, которую Велесил передает Кадму На наш взгляд, это является символической передачей европейских масонских традиций русским ложам вольных каменщиков
Нами проанализирован мотив ослепления в романе Символ глаза — один из основных элементов учения вольных каменщиков В усеченную пирамиду помещено божественное око Великого Архитектора, который зрит за деятельностью братьев во всем мире У каменщиков понятие Архитектора соотносится с представлением об абсолютной истине Истина приходит не через просвещение, а через прозрение Братья должны распространять свои взгляды среди остального, незрячего, темного населения Таким образом, масоны используют дихотомию добра и зла — светлого и темного, истинного и ложного Каждому доступен переход от мрака к свету Духовное прозрение, просветление (как переход от незнания к истинному знанию) возможны через приобщение к высоким масонским идеалам Символическое понимание прозрения используется братьями в ритуалах
Мотив слепоты, слепого подчинения своим порокам вплетен в образную и сюжетную линию романа ДляМ М Хераскова важно понимание глаз как зеркала души Нравственное падение писатель изображает через закрытые на истину глаза («затворил очи на добро») Для оценки правителя многократно используется эпитет «слепой» правление вавилонского царя приводит к нравственному падению целый народ, поэтому автор называет его «сле-
пым вождем», порочное окружение царя «ослепляет» его, мрачная туча опускается на город, делая всех «слепыми»
В художественной структуре «Кадма и Гармонии» мотив ослепления переплетается с мотивом сна и мотивом пробуждения Когда внешнее зрение не задействовано, М М Херасков использует сопряженный мотив видения Действия высших сил помогают продвигаться героям на пути духовных исканий Мотив сна выступает как сюжетообразующий Во снах представляются прошедшие события Гармония видит похождения Кадма во сне Сон связан с масонской мистикой во сне Кадм слышит божественный голос, призывающий его оставить земледелие и продолжить путешествие в Египет
Кадм раскаивается, когда «видит» свои ошибки « Благочестивые дни мои представляются мне как светящиеся точки, на черте прежней моей жизни зримыя, которыя на потемненныя места моего развращения густейший только мрак простирают» [2, 94]
Важную роль во всех анализируемых текстах играет образ пустынника, мудрого и справедливого мужа, т е масона Как подчеркивает В И Сахаров, «для масонской литературы образ слепца характерен, можно сказать, что это центральный ее образ, встречающийся и в прозе, и в поэзии »|0 М М Херасков многократно вводит в текст образ пустынника, старца, «лишенного зрения» Мы видим здесь связь с известным сюжетом о Демокрите, выколовшем себе глаза в поиске истины внутри себя М М Херасков использует семантический ряд «слепнуть», «мрак», «темнота» «Угрюмая нощь простирает по лицу земли темные свои кровы Луна, блистающая на ее челе, во мрак погрузилась» [2, 3]
В последнюю четверть XVIII столетия парадный портрет начинает уступать место камерному портрету Человек все чаще изображается через бытовые детали В «словесной живописи» ситуация была значительно сложнее М М Херасков стремится избавить своих героев от пафосной поэтизации, однако они еще не вполне обрели обычные человеческие черты Такси-ла - голубоглазая блондинка, а у Артемизы «белые власы» Образ старца всегда однотипен «Белые власы его, как чистая волна, по раменам лежали, ланиты распускающимся розам подобны зрелися» [2, 276] или «лице его было светло и приятно, седины важность челу его придавали» [ 1,243] Изображение Кадма больше напоминает «словесную икону» «имел вид привлекательный и величественный» [1,9] Читателю могут быть известны лишь отдельные детали глаза, орошенные слезами, растрепанные волосы и прочее Индивидуализации нет У славян обычно «высокий рост, длинныя брады» [1, 300] или «то был муж еще во цветущих летах, роста был сановита-го, вид имел убедительный» [1, 242] Таким образом, в портретах героев
10 Сахаров В И Русская проза XVIII — XIX веков Проблемы истории и поэтики Очерки -М ИМЛИРАН, 2002 - С 24
М М Херасков использует прямое соответствие между характером и внешностью, избегая прямого описания внешности
Эстетика сентиментализма накладывает отпечаток на прозу М М Хераскова Все образы романа и пейзажные зарисовки эмоционально-насыщены мурава пуху подобна, люди — благородные и красивые Произведение наполнено запахами и звуками ароматные волосы невольниц, зловоние грехов, яства душистые, тлетворные пары, благоухание в воздухе, благовонные цветы, шум бесед напоминает морскую пучину, судно Полидора терпит крушение под страшный грохот морской стихии, гнев небес сопровождается бесконечными громами и бурями Таким образом, умелое использование ассоциативной связи с жизнью прекрасной естественной природы характеризует эмоционально-духовный характер позиции автора
М М Херасков использует символику цвета Особенно выразителен у него черный цвет и сопряженное с ним понятие темноты и теней, передающее состояние тревожности, страха, беды, зла В представлении масонов соприкосновение со знанием вольных каменщиков сравнивается с выходом из темноты к свету В ритуале масонского посвящения нового члена ложи присутствует завязывание глаз и освобождение от повязки Посвященного ослепляет яркий свет, как идеи масонства освещают нашу жизнь Для передачи настроения героев автор использует изменение интенсивности цвета Хадем, покушающийся на честь Гармонии, заставляет ее щеки пылать от стыда, мать Хадема, узнав о смерти сына, бледнеет и т п
Роман М М Хераскова вполне отвечает представлениям о типичном масонском произведении (наличие нравоучения, «высоких мыслей», философии), но в то же время он не лишен сюжетной занимательности
Роман «Кадм и Гармония» представляет богатый материал для лингвистического анализа текста Характеристика постоянной смены положения героев во времени и пространстве осуществляется с использованием лексики с локативным значением Показатель этого — многоуровневая система географических названий наименование улиц (Елисейские поля), городов (Фивы), земель (о Крит), морей (Черное море), стран (Египет), континентов (Африка) Экзотизмы «пальма», «лев», «шатер» позволяют воссоздать колорит загадочного Востока, упоминание «египтян», «фессалийцев», «славян» расширяет географию повествования
Политические, военные, экономически и культурные контакты XVII -XVIII веков обеспечивают проникновение в русский язык иноязычной лексики В документах различного уровня появляются слова «республика» и «кристалл» «Тотчас мнения о свойстве правления разделились одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию » [1, 73] Такая лексика востребована масонами, закрепляющими новую языковую практику в своих произведениях Например, активно используется латинизм «лабиринт», олицетворяющий в учении вольных каменщиков жизнь «Хи-рон научил меня премудрости, я прешел лабиринт Критский по его благим
советам, но в Мавритании с богами поругался, в Вавилоне погрузился в неистовости и развраты'» [2,43]
В XVIII веке из германской группы языков заимствуется слово «предприятие» как словообразовательная калька «Ты чаял, Государь, что народ твой, в море веселостей утопающий, ни к дерзновенным предприятиям, ни ко злодейским помыслам поползновен быть не может »[1,83] Французский язык также является источником пополнения русской лексики Появляются слова «сибарит», «минута», которые используются М М Херасковым « Не все фессалийцы заразились Сибаритскими умоключениями но паче всего не подавай вида, что нравы и обычаи Сибаритские тебе приятны < > А Сибариты не дерзнут на поползновение, совращать с пути добродетели Фессалийцов »[2, 140]
В романе достаточно активно используется старославянская лексика На наш взгляд, в отдельных эпизодах М М Херасков намеренно употребляет ее для создания атмосферы старины Несмотря на то, что уже в XVII веке в русском языке закрепилось слово «солдаты», автор использует словесный ряд «воины», «ратоборцы», «ратники», «воинство»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении обобщаются результаты исследования
1 Социально-политическая и культурная картина русской жизни последней четверти XVIII веков формируется под воздействием внешних и внутренних факторов К внутренним факторам относится секуляризация церкви В Россию с переводной литературой проникают идеи европейского Просвещения, базирующиеся на философии рационализма Масонство и масонская литература занимают особое место в культуре нового времени
В литературе идеи вольных каменщиков развивают М М Щербатов, В А Левшин, И Ф Богданович, В И Майков, Ф И Дмитриев-Мамонов, Д И Фонвизин Исследовательский интерес представляет личность и творческая судьба М М Хераскова, автора произведений «Золотой прут» и «Кадм и Гармония»
Писатели стремятся передать масонские знания через поэтические и повествовательные формы Изображение жизни во всех ее сложных проявлениях является предметом прозы Прозаические жанры древнерусской литературы - повесть, летопись, беседа, поучение -не соответствуют новой исторической действительности Необходим принципиально иной жанр прозы, который будет востребован, в котором отразятся духовные потребности русского общества XVIII века Этим жанром становится роман
2 В русской литературе XVIII века роман проходит путь от переводных сочинений с любовной фабулой до произведений социально-политического, философского содержания Повествовательные произведения, созданные писателями-масонами, позволяют решать основную задачу - распространять идеи учения Сначала переводчики, работающие в типографиях при масонских ло-
жах, самостоятельно включают в тексты главы об идеальном устройстве государства, изображают правителя, заботящимся о благе подданных Жизнь общества строится на принципах равенства и братства, а жизнь отдельного человека в процессе духовной работы над самим собой наполняется гармонией Позже идеи вольных каменщиков разрабатываются в оригинальных русских романах Художественную структуру произведений обогащают образно-символические системы, сформированные в масонском учении Этого требует тайный характер масонства Передаче потаенного смысла зашифрованных масонских произведений способствует использование системы тропов, активное формирование которой приходится на последнюю четверть XVIII века 3 В «восточной» повести М М Хераскова «Золотой прут» и романе «Кадм и Гармония» развиваются основные положения проблематики и поэтики масонской прозы Автором предпринимаются попытки усложнить характеристику героя, что несвойственно классицистическому принципу однолинейности
Среди ключевых символов масонской прозы выделяются такие, как оливковая ветвь (как вариант ветвь акации или пальмовая), пирамида, камень, пчелиные соты, цепи, мудрый старец, сосуд и другие М М Херасков разрабатывает мотив слепоты, мотив сна, мотив пути Существенное изменение претерпевает образ автора
М М Херасков вносит значительный вклад в закрепление в языковой практике новой лексики
Основное содержание диссертации раскрывается в следующих публикациях
1. Лиманская Ю. С. Новые аспекты изучения истории русской литературы XVIII века в системе подготовки учителей // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 12. — С. 24-27. - 0,5 п. л.
2 Лиманская Ю С Масоны от политики до литературы//Филологический журнал межвузовский сборник научных статей -Вып XIII -Южно-Сахалинск СахГУ,2005 -С 34-35 -0,25п л
3 Лиманская Ю С Некоторые масонские образы и символы в романе М М Хераскова «Кадм и Гармония» // Филологический журнал межвузовский сборник научных статей — Вып XIV - Южно-Сахалинск СахГУ, 2006 - С 43-44 - 0,25 п л
4 Лиманская Ю С Мотив ослепления в романе М М Хераскова «Кадм и Гармония» // Гуманитарные науки Югории сборник научных трудов -Вып 5 - Ханты-Мансийск ОАО «Информационно-издательский центр», 2006 - С 152-155 — 0,25 п л
5 Лиманская Ю С «Золотой прут» М М Хераскова некоторые особенности поэтики // Материалы XXXVII научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СахГУ сборник научных статей / Сост А Е Меняшев, под ред Е Н Лисицыной - Южно-Сахалинск СахГУ, 2006 - С 198-201 -0,25 п л
Отпечатано в издательстве СахГУ Тираж 100 экз Объем 1,25 уел п л Заказ № 123-7
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лиманская, Юлия Сергеевна
Введение 3-
Глава 1. Масонство в русской литературе последней четверти 10-56 XVIII века
1.1. Литературно-просветительская деятельность русских масонов в 10-22 отечественной культуре последней четверти XVIII века
1.2. Влияние масонства на формирование русской литературы 22
Глава 2. Проблематика и поэтика ранней масонской прозы 57-93 М. М. Хераскова
2.1. Масонские идеалы в поэтическом наследии М. М. Хераскова 57
2.2. Основные идеи, образы и символы повести «Золотой прут» 63
2.3. Художественное своеобразие произведения 83
Глава 3. «Кадм и Гармония» - первый масонский роман 94-134 М. М. Хераскова
3.1. Образная система романа 94
3.2. Приемы и средства художественного изображения в романе 104
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Лиманская, Юлия Сергеевна
В XVIII веке в России усиливается влияние западной цивилизации. Политические, военные, торговые связи со странами Европы готовят благодатную почву для укрепления и расширения культурного диалога. Это влияние особенно ощущается в литературе. Рационализм эпохи Просвещения, ключевые идеи которой художественно переосмысливаются европейскими авторами, воспринимается российским читателем. Утверждается превосходство разума и эмпирических знаний над верой. Это отодвигает ранее доминировавшую религиозную культуру на второстепенные позиции, духовные приоритеты церкви в сознании людей ослабевают.
Русские мыслители XVIII века были вынуждены усилить свою гражданскую позицию и, используя любое оружие, сохранить духовное величие нации. Таким оружием была выбрана русская литература.
Предшествующий XVII век деформировал мнение о православной церкви как о Храме, рассматривая ее всего лишь как часть государственной машины, конфликтовавшую по финансовым, земельным, налоговым и прочим вопросам. Теократия в сознании современников сменилась нравственной анархией. Передовая светская общественность, задыхаясь без национальной идеи, искала источники новой духовной энергии. Начало XVIII столетия, характеризуемое нравственной пустотой, требовало ее заполнения. Эта пустота была плодотворно занята масонами.
По мнению Н. А. Бердяева и многих других, масонство становится единственным духовно-общественным движением в России XVIII века1. Идеи учения привлекают многих писателей - они развивают их в своем творчестве. Русская масонская литература - это корпус произведений, в
1 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.-С. 43-271. той или иной степени связанных с учением вольных каменщиков. В круг масонов входит поэт, прозаик, редактор журнала, глава литературного кружка, куратор Московского университета М. М. Херасков (1733 - 1807). Для решения особых художественных задач, стоящих перед масонами, он использует повествовательные жанры.
Объектом диссертационного исследования являются повествовательные произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония»2. Мы рассматриваем их как идейно и художественно взаимосвязанные тексты, причем повесть «Золотой прут» оценивается нами как предтеча первого романа писателя «Кадм и Гармония». Основной источниковедческой базой нашей работы являются фонды Российской государственной библиотеки.
Предметом данного исследования стали проблематика и поэтика повествовательных произведений М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония».
Цель нашего исследования - проанализировать идейно-художественное своеобразие прозаических произведений М. М. Хераскова в контексте развития масонской прозы последней четверти XVIII века.
Цель определила следующие задачи:
1. охарактеризовать состояние литературного процесса в последнюю четверть XVIII века, определить в нем место и роль писателей, принадлежащих к ложам вольных каменщиков.
2. проанализировать произведения таких деятелей русской литературы, как В. А. Левшин, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, М. М. Щербатов,
2 Роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792) не стал объектом специального рассмотрения. В основе сюжета - приключения Полидора, вступившего на путь ложных умствований и проверявшего колдовством указания Богов. Мы видим здесь лишь продолжение предыдущего и предполагаем осуществить анализ текста в следующей работе. Роман «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768) представляет собой опыт прямого изложения советов и поучений гражданским правителям. Это выходит за рамки собственно масонской тематики творчества М. М. Хераскова. безавторское произведение «Повесть одного россиянина, удалившегося от света» и другие.
3. провести целостный литературоведческий анализ произведений М. М. Хераскова «Золотой прут» (1782) и «Кадм и Гармония» (1786).
Методология исследования. Предлагаемый в работе анализ проведен на основе сравнительно-исторического, историко-культурного, текстуального методов, а также метода обобщения. Их использование позволяет расширять контекст, выявлять конкретно-историческое содержание художественного произведения, осуществлять целостный подход к его анализу, определять закономерности в развитии литературных понятий, а также делать заключение на основе изученного материала.
Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и заключается в следующем:
• проведен целенаправленный отбор текстов из общей совокупности литературного материала последней четверти XVIII века, обусловленный принадлежностью к идеям учения;
• выявлен характер литературно-просветительской деятельности русских масонов, определено своеобразие масонской литературы;
• впервые осуществлен целостный анализ сочинений М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» как произведений масонской прозы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В русской культуре последней четверти XVIII века существовала масонская литература, которая оказала влияние на общий ход литературного процесса. Существенное значение здесь имела русская проза.
2. Писатели-масоны содействовали развитию повествовательных жанров, в т. ч. романа.
3. Масонские произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» отражают процессы формирования поэтики русского романа.
4. Повествовательные произведения М. М. Хераскова отличаются своеобразием художественного мира, в основу которого положены идеи масонского учения, и особенностями поэтики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее выводов в вузовском преподавании: как в общих лекционных курсах по истории русской литературы XVIII века, литературы и культуры XVIII века, так и в разработке курсов по выбору студентов, связанных с изучением путей развития художественной прозы, жанровых моделей русского романа XVIII века.
Апробация результатов исследования: основные положения работы были представлены на научно-практических конференциях в Сахалинском государственном университете, а также при участии в конкурсе грантов аспирантов Министерства образования и науки Российской Федерации (2004).
Отечественные исследователи не пришли к единому взгляду на проблему изучения масонства в жизни русского общества. Как правило, историки специализируются на исследовании локальных течений в масонской среде или ориентируются на отдельные ложи. Широким интересом к масонству отмечены первые десятилетия XX столетия. Исторические, философские, культурологические и филологические труды русских эмигрантов публиковались в Париже, Харбине, Берлине, Нью-Йорке. Среди них труды М. А. Бутми, Н. Свиткова, Н. Е. Маркова, В. Ф. Иванова, Н. А. Бердяева. Серьезные и фундаментальные монографии об истории и теории масонства принадлежат знаменитому ученому начала века А. Н. Пыпину. При изучении масонства в русской истории принято опираться на работы таких выдающихся ученых рубежа XIX - XX веков, как В. О. Ключевский, Н. К. Пиксанов, А. В. Семека, В. Н. Тукалевский, Т. О. Соколовская, И. Н. Розанов, С. В. Ешевский, М. Н. Лонгинов, П. П. Пекарский, Н. С. Тихонравов, Г. В. Вернадский, В. В. Зеньковский.
Обращением к научному исследованию масонства отмечен рубеж XXI столетия. В историографии и истории философии масонства сегодня насчитываются десятки фамилий. Среди них А. И. Серков, Л. М. Пахомова, О. П. Ведьмин, С. П. Карпачев, В. И. Старцев, А. Я. Аврех, Б. Ф. Ливчак и другие.
В немногочисленных исследовательских работах советского периода масонство упоминалось лишь изредка и в основном оценивалось отрицательно. Долгое время советской литературоведческой мыслью не признавалось существование произведений масонской направленности. Одной из первых выделила элементы учения вольных каменщиков в структуре художественного произведения Л. Н. Нарышкина (1978)3, посвятив свою научную работу прозаическим произведениям М. М. Хераскова.
Соотношение поэтики и идейной выразительности литературы сентиментализма и масонской литературы изучал П. А. Орлов (1977).
Очевиден устойчивый интерес к отдельным аспектам масонской литературы Г. Г. Касарова, А. Е. Виноградова, И. В. Сучкова, А. Я. Звягильского, О. Ф. Соловьева, С. В. Аржанухина и других исследователей последних десятилетий XX - XXI веков.
В работах Т. Ж. Юсупова (1995) представлен частичный анализ повести М. М. Хераскова «Золотой прут» в контексте развития восточных мотивов в русской литературе.
А. Н. Левицкий (1996) прокомментировал свою работу как «предпосылки для дальнейшего исследования», вычленил масонские темы в творчестве Н. И. Новикова и М. М. Хераскова.
3 В скобках указан год выхода работы.
Н. И. Николаев (1997) проанализировал категории «внутреннего» человек и мира в сознании русских писателей-масонов 1770 - 80-х гг.
Г. А. Давыдов (1999) дал анализ религиозно-философским поэмам М. М. Хераскова. Поэтическую индивидуальность М. М. Хераскова изучала О. Н. Руднева (2003). В поле ее интересов, как ученого-философа, попали философские и эстетические исканиях автора.
На современном этапе одним из самых компетентных специалистов по русской масонской литературе является В. И. Сахаров. В его исследованиях отсутствуют цензурные и идеологические запреты, которые имели место в советском литературоведении при рассмотрении феномена масонства. Ученый одним из первых стал характеризовать масонство как всеобъемлющее явление в российской культуре. Кроме анализа художественной литературы, в его работах есть указания на традиции каменщиков в живописи, зодчестве, музыке, военном деле. Обращаясь к наследию авторов из лож вольных каменщиков, ученый исследует масонские произведения в разных аспектах. Они успешно разрабатываются и в трудах молодых литературоведов.
В своей монографии О. М. Гончарова (2004) определила место масонства в истории русской духовной культуры. Она подчеркнула, что плеяда ярчайших писателей XIX «золотого века» русской литературы являются кровными наследниками «золотого века» русского масонства. Ученый ссылается на пушкинскую оценку литературного «безвременья», выпавшего на XVIII век: «Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии, подобно русскому дворянству, без предков, без родословной»4.
Главной среди причин, объясняющих сложность исследования, следует назвать недостаточное количество уставов и сборников, собственно масонских материалов XVIII века, хранящихся в архивах.
4 Гончарова О. М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века / О. М. Гончарова. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 7.
Рукописный материал Императорской Публичной библиотеки и Московского Румянцевского музея был создан только в XIX столетии. В запасниках музеев в Байрейте и Михаэлисдонне в Германии, в замке Розенау близ австрийского Цветтля и в Стокгольме собраны тысячи материалов, пока недоступных широким научным кругам. Большинство документов Государственного музея истории религии в Казанском соборе (Санкт-Петербург), а также Государственного архива Тверской области -фонды Ф. Н. Глинки и П. И. Голенищева-Кутузова находятся в стадии изучения. Самый ценный исторический материал - это переписка русских братьев. Однако она представлена крайне скупо. В настоящее время исследователи только приступили к переводам документов из иностранных архивов. Много уникальных документов, к сожалению, утрачено. Были уничтожены тысячи печатных и рукописных трудов. Все это свидетельствует о том, что при изучении русского масонства ученым предстоит сделать немало.
В настоящее время специалистами разных областей знания лишь восстанавливается исторический, философский и культурный контекст последней четверти XVIII века. В условиях, когда место писателей-масонов в общем литературном процессе и процессе формирования русской прозы в последней четверти XVIII века только уточняется, обращение к повествовательным произведениям М. М. Хераскова обуславливает актуальность данной научной работы.
10
Заключение научной работыдиссертация на тему "Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последняя четверть XVIII века отличается особым ходом литературного процесса. Социально-политическая и культурная картина русской жизни XVII - XVIII веков формировалась под воздействием внешних и внутренних факторов. Под первыми мы понимаем распространение в Европе идей Просвещения, поток которых с течением времени попал в Россию посредством иностранной литературы. Ключевое положение в системе этих идей было связано с категорией рационализма. В свете рационального мышления на первый план выходит возможность познания мира и приоритет знаний над верой. Это в значительной степени ослабило положение официальной церкви, в т. ч. и в России. Внутренние факторы, повлиявшие на особую культурно-историческую ситуацию в России, сопряжены с реформами Петра Первого и процессами секуляризации. Русское общество лишилось духовно-религиозных ориентиров, которым следовало на протяжении многих столетий.
В увеличившемся потоке западной литературы XVIII века находили отражение концепции учений, которые распространялись в эпоху Просвещения. Среди них было масонство. Под масонством понимается система взглядов, формально ведущая историю от английских лож каменщиков XII века и предлагавшая собственную модель мироздания. В ее центре образ Великого Архитектора, который олицетворяет абсолютную истину. Все люди равны перед Архитектором, поэтому называются братьями. В ходе жизни братья стремятся узнать абсолютную истину. При ее достижении на земле начнется идеальная жизнь. Условием для получения знаний является большая внутренняя работа над самим собой и исправление пороков общества. Только добродетельный и совершенный человек может вступить в духовный контакт с Великим Архитектором. Круг избранных, уже прикоснувшихся к абсолютной истине, ограничен. Для сохранения этих знаний необходимо использовать особый, зашифрованный, язык и собственную символику, поэтому в масонских кругах широкое распространение получили образы и обряды старинных английских объединений каменщиков - лож.
Масонские идеи проникли в Россию, где начали распространяться. И если первоначально умы российской интеллигенции привлекал потаенный характер учения и его обрядовость, со временем усилилось влияние идей масонства. Представители высших сословий обнаружили в нем. новые духовные ориентиры, которые были утрачены. В масонстве видели идеалы раннего христианства, когда человек в проявлении своих нравственно-моральных качеств и в процессе самосовершенствования стремился к уподоблению Богу.
Масонская деятельность затрагивала все стороны жизни русского общества. Вольные каменщики были среди политиков, военачальников, творческой интеллигенции. Значительная часть масонской жизни посвящалась благотворительности. Членами лож открывались и содержались приюты, больницы, школы, библиотеки. В годы голода масоны перечисляли существенные суммы денег в помощь нуждающимся.
Распространялись идеи масонства в значительной степени посредством литературы. Среди писателей-масонов XVIII века были М. М. Щербатов, В. А. Левшин, И. Ф. Богданович, В. И. Майков, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, Д. И. Фонвизин. Особый интерес представляет личность и творческая судьба одного из блестящих людей своего времени М. М. Хераскова, автора повести «Золотой прут» (1782) и романа «Кадм и Гармония» (1786).
Став куратором первого российского университета в Москве, он «посеял» идеи масонства в интеллектуальном ядре общества. Современники называли его «российским Гомером» за целую эпоху в истории отечественной поэзии. Система образов и символов, отражающих масонское мировоззрение автора, сложилась в его поэтических сочинениях. С течением времени, когда писатель обратился к повествовательным жанрам, он использовал ее в прозаических произведениях.
Свои масонские представления он излагал и в новом жанре романа, пройдя путь творческого развития от «восточной» повести до крупной прозаической формы. В этом свете интерес представляет анализ проблематики и поэтики «восточной» повести «Золотой прут», в которой определились основная тема, идеи, мотивы и художественные приемы, которые писатель позднее будет использовать в других прозаических произведениях.
В период творческой и собственно масонской деятельности М. М. Хераскова сложность заключалась в том, что русская литература не могла предложить эффективного инструмента передачи масонских знаний. Жизнь во всех ее многогранных проявлениях была предметом изображения прозаических произведений. Однако в соответствии с установками классицизма ведущие позиции принадлежали поэзии.
Прозаические жанры древнерусской литературы - эпос, истории, сказки - не соответствовали новой исторической действительности. Необходим был принципиально новый жанр прозы, который был востребован и в котором бы нашли отражение духовные потребности русского общества XVIII века. Таким жанром стал роман.
В начале русские романы были переводами европейских сочинений. С течением времени стали появляться оригинальные русские произведения. В 1730 году В. К. Тредиаковский перевел и дополнил собственными главами любовный роман П. Тальмана «Езда в остров любви». Новый художественный материал получил признание у российского читателя.
В России появилось множество переводных романов, среди которых были достойные сочинения, а также книги второсортных авторов. Читателя привлекала сложная любовная коллизия произведений.
Масонских писателей такая ситуация не устраивала. М. М. Херасков осуждал развлекательный характер первых романов. Ему было необходимо передавать через литературу мысли вольных каменщиков.
Со временем масоны расширили проблематику романа. Стали появляться романы воспитания, политические, философские и прочие виды. В определенном смысле, масонство - это альтернатива учения энциклопедистов и официальной церкви, поэтому в своих прозаических произведениях масон М. М. Херасков поднимал самый широкий круг проблем: социально-политическое устройство государства, утверждение морально-нравственны категорий, религиозных и философских аспектов мироздания. Одной из основных для масонов была идея братства. Она объединяла всех людей в одну большую семью, руководимую мудрым отцом.
М. М. Херасков давал высокую оценку роли литературы в жизни общества. Она являлась средством передачи масонских идей широкому кругу читателей (не прямо, а при помощи системы выразительно-художественных средств). Это содействовало формированию в каждом человеке «внутренней» церкви (И. В. Лопухин). В свете этого вольные каменщики положительно оценивали социальную значимость писателя.
Подчеркнем, что обособление романа в последней четверти XVIII века еще условно. Жанр отличался синтетическим характером. Здесь соединялись разные виды романа, а также элементы других прозаических жанров: эпоса, повести, истории, сказки и др. Например, «Золотой прут» называют повестью и романом. Жанровая специфика романа только формировалась, впервые была выделена литературоведческая категория вымысла.
Писатели-масоны разрабатывали свод тем и поэтику романа. В частности, речь идет об усилении позиций отдельной личности в литературе, судьба которой интересовала вольных каменщиков. И хотя система образов на протяжении длительного периода времени делилась в соответствии с классицистическими принципами на положительных и отрицательных героев, масоны постепенно усложняли характеры своих персонажей. Мир художественного произведения наполнялся страстями и перипетиями обычной жизни. Это хорошо прослеживается в херасковских произведениях.
Впервые в русской литературе у М. М. Хераскова образ правителя (кормчего), власть которого должна основываться на законности и справедливости, не противопоставлялся дворцовому окружению, а выступал с ним в единстве. Существенное внимание уделялось образу автора.
Тайное учение масонов требовало зашифрованного изложения, поэтому художественное своеобразие «Золотого прута» и «Кадма и Гармонии» отличается богатством символики и использованием разных мотивов. Среди ключевых символов масонской прозы выделяются оливковая ветвь (как вариант: ветвь акации или пальмовая), пирамида, камень, пчелиные соты, цепи, мудрый старец, сосуд и другие. М. М. Херасков разрабатывал мотив слепоты, мотив сна, мотив пути. Передаче потаенного смысла зашифрованных масонских произведений способствовало использование системы тропов, активное формирование которой пришлось на последнюю четверть XVIII века.
Масоны внесли большой вклад в развитие языка художественного произведения. В прозаических сочинениях М. М. Хераскова, наряду с витиеватыми конструкциями, свойственными древнерусской риторике, употребляются разговорные обороты. Это способствовало демократизации русского языка. Кроме этого, писатель плотно использовал недавние заимствования из европейских языков. Например, масоны закрепляли в практике русского языка такие слова, как «республика», «кристалл», «предприятие», «металл», «сибарит». Мы не допускаем мысли, что это была лексика зашифрованного языка масонов. На наш взгляд, М. М. Херасков и другие писатели-масоны чаще пользовались этими заимствованиям. Это было необходимо, чтобы решать задачи распространения в русском обществе идей масонства.
Вопросы поэтики и проблематики произведений рассматривались в теоретических работах - трактатах, статьях, заметках по поводу. Кроме литературной деятельности, члены лож вольных каменщиков открывали типографии, в которых издавалось большое число книг и журналов. Несмотря на то, что большинство из них находилось в Петербурге и Москве, солидные тиражи печатной продукции поступали во многие города России.
По своему содержанию масонство не было однородным. В нем параллельно развивались разные течения. Разные ложи масонов отдавали предпочтения отдельным аспектам этого учения, часто - формальным. Например, некоторые вольные каменщики сводили его к алхимическим опытам в поиске философского камня, который поможет познать истину. Это не должно искажать главной мысли учения - стремление человека к уподоблению божественной сущности и достижение мировой гармонии.
В целом, в последней четверти XVIII века масонство, затрагивавшее все сферы жизни русского общества, носило характер духовно-просветительского учения.
После большого перерыва, наступившего в начале XX века в силу особенной исторической ситуации, литературоведы вновь обратились к исследованию проблематики и поэтики масонской литературы. И хотя первые труды советского периода приходятся на 1970-е годы, материала для исследования еще достаточно. Не открыты архивы, часть личной переписки каменщиков вывезена за границу. Но даже доступные и достаточно известные литературоведам тексты последней четверти XVIII столетия, в т. ч. «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, нуждаются в целостном анализе, который позволит выявить характер масонской проблематики и поэтики. Это особенно важно для восстановления знаний о литературном процессе: использовав традиции древнерусской литературы, масонская литература сделала возможным появление предромантизма и сентиментализма (В. И. Сахаров), подготовила наступление XIX века великой русской литературы.
142