автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Материнство как социокультурный феномен

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Рамих, Вера Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Материнство как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Рамих, Вера Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА МАТЕРИНСТВО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ

I. КОНТЕКСТЕ.

§ 1 .Материнство как объект теоретического анализа.

§2.Материнство и культурно-исторические традиции.

§3 .Материнство в мифологии и античной культуре.

§4.Религиозная трактовка материнства.

ГЛАВА МЕСТО МАТЕРИНСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ

И. ЖИЗНИ.

§ 1 .Демографическая оценка материнства.

§2.Социально-правовой статус материнства и репродуктивные установки личности.

ГЛАВА МАТЕРИНСТВО В ЖИЗНИ СЕМЬИ.

§ 1 .Эволюция семьи и проблема родительства.

§2.Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.

ГЛАВА МАТЕРИНСТВО В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ.

§ 1 .Материнство как механизм социализации.

§2. Материнство как самоценный элемент развития личности женщины.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по культурологии, Рамих, Вера Алексеевна

Положение женщины в обществе, ее место и роль в многообразной системе общественных отношений, всегда были связаны с материнством. Об этом свидетельствуют многочисленные образы женщин, запечатленные и сохранившиеся в различных формах материальной и духовной культуры.

Данные различных наук: археологии, этнографии, истории искусств, религии, философии дают обширный материал для научного анализа связи материнства с развитием культуры.

Современность представляет нам уникальную возможность сравнительного анализа различных типов культур, как традиционных с доминированием матриархатных или патриархатных ценностей, так и биархатных, отражающих кардинальные сдвиги в развитии общества, в общественном сознании, социальной психологии, связанные с изменением положения женщины.

Сегодня размыт консервативный стереотип восприятия женщины, ее предназначения. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни, и одновременно способствовали возникновению таких явлений, как кризис семьи, девальвация материнства на социальном и индивидуальном уровнях. Это породило массу проблем, споров, вопросов о том, что нас ждет в будущем, что будет с человечеством, как оно сможет выжить, как будет воспроизводиться в физическом и социальном плане.

В связи с этим обозначился рост научно-исследовательского интереса к женской проблематике, а также возникло множество концепций и соответственно путей решения женских проблем.

При всем разнообрпзии существующих направлений и концепций их можно свести к двум основным подходам.

Первый из них можно назвать традиционным или патриархальным. В рамках такого подхода материнство рассматривается с природно-биологических позиций и представляется единственной формой самореализации женщины, j предназначенной ей от природы.

Версия природно-биологического предназначения женщины имеет давнюю историю. Мыслители прошлого, начиная с древности и практически вплоть до XX века, рассматривали женщину как орудие продолжения рода и считали материнство главным предназначением женщины. Эти взгляды в той или иной мере развивались в сочинениях философов, начиная от Аристотеля и | " Платона и кончая немецкими классиками (Кант, Гегель).

I С негативных позиций признания природного превосходства f мужчины над женщиной, вследствие ее способности к деторождению, выступали А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд, О.Вейнингер.

Принципиально иная позиция представлена в работах русских мыслителей, представителей христианской философии. В рамках христианской интерпретации философии любви, персоналистической религиозно-философской концепции бытия идея о матерински-женском начале как основе творения, через которую человек приобщается к жизни космоса, в различных вариациях проходит через воззрения Вл. Соловьева, Н.Бердяева, В.Розанова, С.Булгакова.

Теоретические и практические аспекты социального статуса материнства получили качественно иное развитие в марксизме. В работах Ф.Энгельса, А.Бебеля, К.Цеткин обосновывалась идея социального равноправия мужчин и женщин, признание материнства в качестве важнейшей социальной функции, создания необходимых условий для сочетания материнства с участием женщины в других сферах жизни общества.

Эти идеи получили дальнейшее развитие в рамках второго подхода, который можно условно назвать социально-демографическим. Он связан с исследованием проблем воспроизводства населения, а также специфических проблем женщин как особой социально-демографической группы. Важнейшие из них - связаны со сложностями совмещения женщинами их профессиональных, общественных ролей, с одной стороны, и семейных - с другой.

Анализ репродуктивной функции женщины и проблемы демографического поведения наиболее полно представлены в работах В.А.Беловой, Л.Е.Дарского, А.Г.Вишневского, А.Г.Волкова, С.И.Голода, А.Г.Харчева, З.А.Янковой и др.

Отдельные аспекты реализации репродуктивной функции женщины, проблемы внутрисемейного планирования деторождения представлены работами М.С.Бедного, О.В.Грининой, И.П.Катковой. Обобщению опыта таких исследований была посвящена состоявшаяся в 1984 году в г. Ростове-на-Дону представительная научно-практическая конференция "Укрепление семьи и охрана здоровья населения в системе мер демографической политики".

Особо следует выделить исследования, которые связаны с феминистским движением в различных его вариантах (радикальный, реальный, неофеминизм и др.^Феминизм можно определить как философию общественно-политической деятельности, основная цель См. Савицкая Т.Е. Женщина и культура в перспективе постфеминизма: Анализ актуальных концепций // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Информ. сб. вып.5.М.,1994. которой - обеспечение реального равноправия полов во всех сферах общественной жизни. Наиболее радикально настроенные представители современного феминизма предлагают женщинам отказаться от деторождения, так как это является одной из существенных причин социального неравенства мужчин и женщин.

Более умеренно настроенные теоретики феминизма выступают за пересмотр традиционных патриархальных ценностей, полоролевых стереотипов, признают право мужчины быть самим собой и оставляют за женщиной равное право самой решать, какой ей быть, в том числе и в вопросе о приоритете той или иной сферы самореализации.

В нашей социально-философской литературе выделяют четыре основных направления в исследовании вышеуказанных проблем: патриархальное, экономическое, демографическое и эгалитарное.1

Однако в последние годы появились и новые подходы, о чем свидетельствуют материалы международного семинара ЮНЕСКО 'Тендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы", состоявшегося в конце 1991 года в Москве.

Подводя итоги работы семинара, Г.Силласте выделяет такие новые направления, как тендерные и социогендерные исследования.2 Сторонники первого из них исходят из приоритета биологической предрасположенности мужчин и женщин к определенным образцам поведения, из психобиологических, физиологических особенностей полов.

Сторонники социогендерного подхода отдают предпочтение исследованию социального статуса женщины как интегративного

См.: Захарова М., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос.//Коммунист. 1989. 4. С.66. 2

См.: Силласте Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России//Социологические исследования. 19'>4. № 3. С. 15 показателя ее положения во всех сферах жизнедеятельности, функционирования общества.

Вышеуказанные подходы, несмотря на существенные различия, объединяет то, что материнство рассматривается и оценивается как одна из социальных функций женщины, в то время как явно ощущается потребность в исследовании материнства как качественной целостности. Рассматриваемое с этих позиций, материнство выступает как одно из наиболее значимых явлений культуры. С сожалением можно констатировать, что материнство как тема исследования в философии практически не разработано, а в социальных и естественных науках, поскольку трактовалось "заземленно" и "предметно", изучено, в общем, малоудовлетворительно. Как справедливо замечает Н.И.Кигай, "проблематика "рассыпана" по отдельным отраслям знания и проанализирована фрагментарно; предмет исследования не получил до сих пор конструктивного "рабочего" определения".1

За этим стоит непризнание (или неосознание) материнства - как имеющего явно выраженную структуру и функциональные особенности - вида деятельности, который по своему объему, смыслу и значимости является фундаментальным для жизни общества.

Несомненно, всестороннее исследование такого сложного и уникального явления, как материнство, невозможно осуществить в рамках одного научного направления, для этого потребуются исследования, междисциплинарного характер. Такой подход, по нашему мнению, возможно осуществить на базе философско-культурологического анализа, ведущего к теоретическому воссозданию целостного образа материнства как феномена культуры, что и является целью нашего исследования.

1 Китай Н И. Материнство как профессия /' Свободная мысль. 1995. №5. С. 28.

Философско-культурологический анализ, на наш взгляд, позволит во-первых, выявить социокультурную роль материнства; во-вторых, показать, что разные грани рассмотрения материнства задаются, в конечном счете, именно культурой; в-третьих, определить, какие формы сознания могут быть репрезентантами материнства как определенно качественной целостности; в-четвертых, обозначить в целом исследовательское поле проблемы материнства, которое представлено различными областями знания, показать специфику их рассмотрения и дать целостное видение материнства.

Для реализации указанных задач нам представляется необходимым рассмотреть материнство со следующих основных позиций.

Во-первых, в культурно-историческом контексте как специфический механизм трансляции культуры, показатель цивилизованности общества, его зрелости, характера взаимоотношений между полами, как определенный символ, художественный образ, высшую нравственную ценность, воплощающую такие качества, как любовь, жертвенность, самоотречение, ответственность и др.

Во-вторых, с точки зрения общества, как механизм физического и социального воспроизводства человека, форму разделения труда по признаку пола, определяющий социальный статус представителей различных полов, разных групп женщин (детных, бездетных, замужних, незамужних).

В-третьих, с точки зрения семьи, реализации ее основных функций, проблемы родительства, взаимоотношения различных поколений, модели семейных отношений.

В-четвертых, с точки зрения развития личности женщины как важнейшую социальную функцию, период жизни, форму самореализации и т.п.

Новейшие достижения в различных областях науки задают новые грани рассмотрения проблемы материнства, выдвигая на первый план именно социокультурный аспект, делая настоятельной необходимость специального рассмотрения материнства в плане его социокультурной роли и тех перемен, которые происходят в семье, в обществе, в социальном положении женщины, ее жизненном укладе, в ее семейных и внесемейных ориентациях.

Методологической основой диссертации является принцип комплексного, междисциплинарного подхода к изучению явлений общественной жизни. Это означает, что, рассматривая материнство как социокультурный феномен, диссертант исходит с позиций историзма и преемственности, устанавливает взаимосвязи и взаимозависимости между такими областями обществознания как философия, история, социология, психология и культурология.

Рассмотрение проблемы материнства осуществляется на основе единства философского и социологического подходов, системного анализа.

С позиций историзма и преемственности автор подходит к анализу мифологии, культурно-исторических традиций, религиозных верований и их связи с материнством с момента их возникновения и до наших дней.

Методологическую значимость для данного диссертационного исследования имели работы М.Мид, Э.Эриксона, Р.Грейвса, Р.Тарнаса, Э.Фромма, К.Юнга, В.Розанова, С.Булгакова, Г.П.Федотова, А.Ф.Лосева, И.С.Кона, С.Ю.Семенова, посвященные осмыслению различных аспектов "матерински-женского измерения культуры", социокультурных стереотипов половых ролей, эволюции семьи и родительства.

Теоретической основой исследования послужили произведения различных ученых как отечественных, так и зарубежных, работающих в области социальной философии, философии культуры, феминистики, социологии, тендерных исследований, социальной психологии.

Наряду с социологическими исследованиями в диссертации использованы и другие материалы, имеющие отношение к теме диссертации. Среди них: материалы российского парламента, законодательные акты, статистические материалы, публикации в средствах массовой информации.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые в отечественной литературе осуществлено культурологическое исследование сущности материнства как социокультурного феномена;

- определено материнство как важнейшая основа межпоколенной трансмиссии культуры;

- очерчен социокультурный фон формирования универсалий культуры при переходе от матриархатного к патриархатному типу;

- проведен анализ изменений социального статуса материнства в современном российском обществе;

- охарактеризовано актуальное содержание материнских и отцовских ролей;

- показана специфика материнства как уникального механизма социализации; дана характеристика материнства как самостоятельной экзистенциальной ценности в жизни женщины.

В результате исследования автор выдвигает на защиту следующие концептуальные положения:

1. Материнство как сониокультурный феномен имплицитно содержит в себе генезис всей человеческой культуры, всего общественно-исторического, нравственного и семейного опыта человечества.

2. Сущность материнства может быть понята только в полном контексте всей культуры, причем не как ее часть или сторона, а как ее типологическая характеристика, которая выражается в определенных параметрах: матриархатных ценностях, ориентирах культуры, отражающих матрилинейную систему родства и соответствующую ей организацию общества.

3. Социокультурная роль материнства состоит в том, что оно выступает в качестве основы межпоколенной трансмиссии культуры, передачи базовых ценностей культуры, сохранении ее постфигуративных элементов, обеспечивая тем самым ее устойчивость и стабильность.

4. Материнство в социокультурном плане связано с более архаичными пластами культуры. Матрицентризм характеризуется центральным положением женщины в социальной структуре и религии, закрепляется в культе единого женского божества. С ниспровержением материнского права начинается формирование патриархатной идеологии, рассматривающей мать как временное и несущественное вместилище ребенка.

5. Изменение социального статуса материнства в современном российском обществе свидетельствует о непризнании и неосознании материнства в качестве уникально-тотальной социальной деятельности, фундаментальной для жизни общества, что привело к формированию идеологии антиматеринства, детофобии, демографическому кризису.

6. В социокультурном плане материнство несет в себе единство биологического и социального, задается природно-половым диморфизмом. Материнская роль представляет собой константу, обладающую межкультурной универсальностью, в то время как отцовская роль более подвижна и амбивалентна.

7. Специфика материнства как механизма социализации состоит в том, что оно, формируя социально требуемые качества, прежде всего, закладывает фундамент культуры, базовых ценностей, создает с С* Т"\ жизненно важный культурный минимум. В этом смысле материнство является уникальным механизмом "социокультуризации". Незаменимость материнства связана с материнской любовью как его сущностной характеристикой.

8. Материнство является для женщины внутренней сущностной детерминантой системы жизненных ценностей, важнейшей формой самореализации и самоосущсствления. —

Теоретическая и практическая значимость исследования. Философско-культурологический анализ феномена материнства позволяет определить его социокультурную значимость в процессе поиска новой парадигмы культуры, выработки биархатных ориентиров ее развития.

Диссертационная концепция может быть использована при подготовке и осуществлении программ тендерных исследований, в частности для разработки такого направления социогендерных исследований как социальная феминология, изучающая различные аспекты жизнедеятельности женщины в плане их гармонизации и оптимизации.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке социальной политики по вопросам семьи, материнства, и детства, подготовке соответствующих законодательных актов, полезны для местных органов в разработке демографической политики формировании женской занятости, в работе перинатальных центров, осуществляющих работу с беременными женщинами по подготовке их к материнству.

Отдельные результаты диссертации могут быть применены в педагогической, учебно-воспитательной работе в средних и высших учебных заведениях, в которых планируются или введены спецкурсы по семьеведению, этическому и эстетическому воспитанию с учетом специфики пола (женские гимназии, воскресные школы для девочек), при подготовке лекториев для будущих родителей.

Апробация работы. Ряд положений диссертации апробирован на различных всероссийских и региональных конференциях, при разработке спецкурсов "Этика и психология семейных отношений", "Социология семьи", "Введение в культурологию" в Донском государственном техническом университете. Главные выводы исследования изложены более чем в 10 публикациях.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в двух монографиях: "Материнство как социокультурный феномен". Ростов-на-Дону, 1995, (8 п.л.); "Материнство и культура (Философско-культурологический анализ)", Ростов-на-Дону, 1997, (9 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Материнство как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во все времена материнство как феномен человеческого бытия неизменно привлекало к себе внимание мыслителей, художников, поэтов. Об этом свидетельствуют обычаи, традиции, памятники культуры различных народов от древности до наших дней. Уже в древних сказаниях и легендах воспевалась бескорыстная материнская любовь, способная на самопожертвование. Проблема взаимосвязи и взаимовлияния материнства с развитием культуры серьезна и очень значительна. Она требует последовательного научного исследования и философского обобщения.

Автором изложено целостное видение феномена материнства в контексте культуры. Рассматриваемое с этих позиций материнство выступает как специфический феномен нашего бытия, уникальный механизм физического и социокультурного воспроизводства человека. В определенном смысле материнство можно рассматривать как центр, формирующий культуру, так как первоначально для ребенка культурное пространство сосредотачивается вокруг матери.

Становление материнства как социального института явилось важным этапом в истории человеческого общества, мышления, философии. В мировоззренческом, философском плане это было связано с натурфилософией, обсуждением первоначал бытия, с соотношением проблем микрокосмоса и макрокосмоса.

Материнство как социальный институт создало особую культурную среду, новую социальность культуры "матрицентризм". Важнейшим его результатом явилась актуализация, развертывание возможностей, заложенных в человеке природой, накопление и освоение культурных ценностей, сама идея окультуривания человека, то, что обычно называют социализацией, а мы назвали социокультуризацией. Социокультуризация - потому, что собственно социализация - это акцент в большей степени на развитие социальных качеств, подготовка к выполнению социальных ролей, усвоение соответствующих ценностей, а с материнством связано, на наш взгляд, освоение в целом человеческой культуры как системного качества человеческого бытия, характеризующего переход от животного состояния в сферу собственного человеческого бытия. У человека даже простейшие формы ег0 поведения не таковы, чтобы ребенок без обучения мог самостоятельно воспроизвести хотя бы один-единственный элемент культуры.

Ребенок наследует человеческий способ познания действительности, усваивая нормы и традиции своего народа, впитывая их "с молоком матери".

Выдающийся американский этнограф Маргарет Мид, безусловно, права в том, что "за тысячами мимолетных и незначительных символов - приподнятой шляпой джентльмена, опущенными глазами леди, горшком с геранью на подоконнике немецкого бюргера или вычищенными до блеска ступеньками дома фабричного рабочего из Средней Англии - за всем этим существует некое общее ядро, сохраняемое всеми обществами, утеря которого означала бы утрату очень дорого приобретенных, выученных аспектов их человечности"1.

Материнство, наряду с традицией и посредством нее, выступает одним из механизмов трансляции культурных ценностей. С материнством связаны многие культовые обряды и ритуалы, встречающиеся практически у всех народов мира, нашедших свое отражение в фольклоре, мифологических и религиозных представлениях.

На примере тех народов, мифология которых известна, явно ощущается наличие двух социально обусловленных систем представлений: патриархальной и матриархальной. При этом последняя проявляется не так явственно и связана с более архаичным, глубинным пластом культуры. Это хорошо прослеживается при рассмотрении представлений о степени значимости и исконности матриархальных и патриархальных божеств.

Почитание высшего женского божества составляет основу матриархального мировоззрения, идеологии, системы ценностей, культурных символов. Начинаясь где-то в незапамятные времена, этот культ великой богини постепенно приобретает черты культа земли, земного полодородия, природы в целом и в этом виде живет на протяжении тысячелетий, сосуществуя с другими культами, как своеобразный комплекс архаических воззрений, магических ритуалов и культурных народных традиций.

С утверждением патриархата матриархатные ценности утратили свое первенствующее положение и в генеалогии, и в действующей системе религиозных представлении, и в социальной практике.

Ядром культуры являются ценностные приоритеты, которые передаются от человека к человеку и никак иначе. Они не оцениваются с точки зрения "хорошо" или "плохо", а существуют как данность и являются теми кирпичиками, из которых впоследствии строится личность. Ценностные приоритеты задаются матерью, а затем корректируются обществом, сохраняются и передаются из поколения в поколение. Когда общество переживает кризис, как это бывает в периоды сильных социальных потрясений, эта тонкая нить культурной трансмиссии рвется. В такие периоды едва ли не единственной социальной ячейкой, где сохраняются и передаются базовые ценности, является отношение мать - дитя. Именно через женщину-мать передавались и сохранялись нравственные ценности, не востребованные на уровне общества, такие как гуманизм, милосердие, признание ценности человеческой жизни, сочувствие слабым и обездоленным и т.п

Можно предположить, что посредством такого влияния материнства на культуру во все периоды развития общества поддерживался хрупкий, неустойчивый, непостоянный баланс полярных ценностей в культуре, не позволявший ввергнуть человечество, особенно в критические моменты, в губительный хаос жестокости и самоуничтожения.

Каждая женщина, дающая жизнь, не может примириться с мыслью об ее уничтожении. Матери первыми переживают горе и боль потерь, которые нес>т война, междоусобица, разделение. Озабоченность женщин судьбами своих детей в современном мире чрезвычайно велика. Матери преисполнены тревог о будущем своих детей, о средствах и путях, способных обеспечить их достойное будущее. Отстранение от участия в решении судеб страны женщины-матери, отвечающей за жизнь, рождающей новую жизнь - причина многих бедствий, омертвения и одичания.

В наши дни социальная жизнь России пронизана острыми, а порой и драматическими коллизиями, происходит крутой поворот в историческом развитии страны, меняется весь строй духовных ценностей народа, обогатившего мировую культуру своим уникальным опытом. В истории народов бывали периоды, похожие на наше время. Эти периоды характеризовались разрушением материальных и духовных ценностей, идеалов, грозили народам гибелью и вырождением.

Можем ли мы сегодня надеяться на то, что найдем в себе силы преодолеть кризис, который грозит уничтожить нашу культуру, прервать мощный ток давних традиций, обеспечивавших устойчивость и выживаемость российского общества? Наверное, можем, даже должны. И в этом нам может помочь обращение к таким непреходящим ценностям, как возрождение почитания и благоговения перед матерью, любовь к Родине.

Ввиду исключительной значимости материнства для духовного возрождения общества нам необходимо в современных условиях, обогащая прежние традиции, создавать новые. Речь идет о восстановлении культа матери, уважения к материнскому труду, воспитании чувства преданности и любви к матери. На это указывает весь многовековой опыт человечества. Почитание и уважение женщины-матери, материнское благословение, материнские руки, материнская любовь и преданность воспеты поэтами, художниками, музыкантами всех времен и народов.

В произведениях искусства, в народном фольклоре, песнях и сказках, легендах и пословицах, даже в названиях цветов (мать-и-мачеха) отразилось понимание материнства как важнейшей основы общекультурного развития человечества.

Мать, сидящая у колыбели ребенка, мечтает о мире, о добре, о продолжении жизни. Пока женщины будут рожать детей, продолжая традиции материнства, материнской любви, унаследованные в беспрерывной смене поколений, у человечества есть надежда на будущее. Люди должны хранить и оберегать чувство материнства как одно из главных достояний человеческого рода, как символ, определяющий будущее.

 

Список научной литературыРамих, Вера Алексеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамова А.А. Труд женщин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 1987. - 224 с.

2. Авдеев А. Аборт дамоклов меч над каждой семьей . // СССР: демографический диагноз. / Сост. В.И.Мукамель. М.: Прогресс. 1990. С. 37-350.

3. Айванхов О.М. Воспитание до рождения. Санкт-Петербург. Изд-во "Сердце". 1992. С. 23.

4. Айрапетян В. К семантике некоторых словесных формул // Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. М., 1958. 4.2. С. 66-68.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1980. С. 237.

6. Андреева Н.И. Женщина и общество: социально-философский аспект. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1994. - 23 с.

7. Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака, семьи//Вопросы философии. 1980, №1 С. 135-143.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного языкознания. М. 1977. С.268.

9. Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. И комм. Д.С. Клементьева, JI.H. Панковой. М.: Изд-во МГУ. 1995.240 с.

10. Антонов А.И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы теории и методов социологического исследования. М.1974. С. 115.

11. Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы). М.: Статистика, 1980. - 272 с.

12. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ. 1996.-304 с.

13. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 287 с.

14. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976.-550 с.

15. Афанасьева Т.М. Мальчик. Юноша. Муж. Отец. М.: Знание, 1983. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.Молодежная, №8).

16. Байбурин А.К., Топорков A.JI. У истоков этикета. Этнографические очерки. JL: Наука. 1990. - 166 с.

17. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1973. - 199 с.

18. Башкина Е., Семенова Е. Дети не в моде?. // См.: Аргументы и факты. 1994. №17. С. 13.

19. Бебель А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1959. -592 с.

20. Белова В.А. Число детей в семье. М.: статистика, 1975. -175 с.

21. Бестужев-Лада И.В. В общих интересах // Советская женщина: труд, материнство, семья. М.: Профиздат, 1987. 176 с.

22. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.

23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991,-413с.

24. Библия. Книга Священного Нового и Ветхого завета. М. 1989. С. 292.25