автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей, Диккенс, Гоголь
Полный текст автореферата диссертации по теме "Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей, Диккенс, Гоголь"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имели В. И. ЛЕНИНА
Диссертационный соке г Д С.">3.()1.0(1
Р Г Б ОД
На правах рукописи
го H i 1994
ДЕМИДОВА Татмша Эрпстоипп
М FVТЛ ФОР 11Ч ЕСК Л Я Т Е МЛ ДОРОГ If / ПУ'ти/ И АНГЛИЙСКОМ II РУССКОМ РОМАНЕ '■0-х ГОДОВ XIX 1115КЛ: TEKKEI'EÍI, ДИККЕНС, ГОГО.ИЬ
(люциальпоет!. 10.01.05 — литературы пародов Европы, Америки li Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации п.! соискание ученой етепенн кандидата филологических наук
Москва 1994
Работа выполнена к Московском педагогическом государственном университете плели В. М. Лепила.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор П. II. МИХАЛЬСКАЯ
Официальные о н п о и е н т ы:
доктор филологических 'iiay.it, профессор 11. А. СОЛОВЬЕВА,
¡кандидат филологических наук, доцент М. И. НИКОЛА
Ведущая организация — Ярославский педагогический государственный университет.
диссертационного совета Д 053.01.0(3 но присуждению ученой степени .кандидата филологических наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: Малая Пироговская улица, Д- 1, ауд. 209.
С диссертацией можно ознакомиться н библиотеке МИГУ имени В. И. Ленина (Малая Пироговская, д. 1).
Ученый секрет
199 \ года па заседании
ТРЫКОВ В. П.
Обшая характеристика работы
Ланное исследование посвящено словобразу дороги/пути/' и порождаемой им метафорической теме дороги/пути/ в трёх роыанах середины XIX века - периода расцвета викторианского романа и "золотого века" русской литературы: "Ярмарке тщеславия" Теккерея, "Ломби и сыне" Диккенса и поэме Гоголя.
Поскольку образ дороги/пути/ один из самых древних образов мировой культуры, он привлекал внимание исследователей, в частности исследователей творчества Н.В. Роголя. Несмотря на то, что специального тр|д да, посвященного этому образу,нет, гоголеведение позволяет г-'-тчт» традиционный подход к изучению этого образа - через анализ функций к более обшим выводам, которые далее группировки функций по сютгето-строительному, композиционному и этическим признакам не развивались. Отдельные выводы гоголеведевия мы представляем в виде следующей схе-
мы :
порога в по-зме Гоголя.
1. Важнейший элемент е.такетостроенмя и принцип композиционной организации произведения, средство скрепления "малого" и "большого"поэтичесих миров произвел дения.^вияение как способ организации материала.
2. Реальные дороги каждого передвигающегося персонажа главным образом дорога Чичикова.
3. Реальная дорога автора - "бессемейного путника".
4., Жизненная дорога Чичикова как главного персонажа -- некая аллегория души человека, заблуждавшейся я ищуш.ей дорогу.
5. Путь поэта-пророка, для которого дорога: а/.источник вдохновения;
б/.подспорье в трудную минуту жизни; в/.путь реализации замыслов;
г/.путь от романтического, юношеского мировосприятия жизни к реалистическому, трезвому; д/.путь самопознания; е/.путь постикения и осмысления мира; з/.путь мессии.
6. Предполагаемый путь читателя.
7. Путь каждого русского и русского народа в целом. В. Путь' развития России.
9. Путь каждого человека,
10.Путь всего человечества от современного состояния к состоянию высшей духовности.
-я-
Эта схема сделана нами на основе выводов А.Белого, Ю.Манна, И.Золо-тусского, Е.Купреяновой, Е.Степанова,А.Елистратовой. Образ дороги/пу ти/ - важнейшее средство реализации замысла Гоголя. Являясь одним и5 главных центров поэтики поэмы, 'он концентрирует в себе к самостоятельные, и вспомогательные функции. Притягивая к себе всё то, что может составить здоровое начало поэмы, а следовательно и всей русской жизни, этот образ является универсальной формой художественного пространства, формой пространственно-временой орнанизации произведения.
Исследования, посвященные романам Диккенса и Теккерея, почти не затрагивают роль данного образа в художественной структуре названных произведенийНас заинтересовало отсутствие внимания к этому важному образу в текккереиэне и диккенсиане..Исследование произведений крупнейших английских' романистов позволяет говорить о специфических тра-тсвкэх дороги/пугк/, особой национально-ментальной любви к вертикаль ной дороге и общем с русским., в,частности гоголевским, отношении к самому понятию пути.
Изучение функционирования образа дороги на материале европейской литературы естественно и закономерно. Выбор английской и русской литературы в качестве объектов исследования обусловлен особой ролью, которую играет дорога в русском и английском менталитете. Несмотря на многие различия,отношение писателей к дороге выявляет общие черты. -Факт присутствия дороги в русской.литературе.обусловлен; .< наш взгляд, необходимостью преодолевать колоссальные расстояния, и только после этого стремлением к путешествиям, движению. Англичане, вероятно, стремятся "увеличить" свои короткие дороги, придавт большое значение дороге как философеме, поэтому"характернок английской темой становится тема дориги"/М.\{.Никола/ - •
Исследователи русской литературы отмечают, что для русской литературы тема дороги значима так же, как тема зимы. Гоголь в конце П тома поэмы соединяет эти две темы, что дает даже символический зрительный эфект: дорога Чичикова становится белоснежной. В итоге образ вну тренне значим и для русской, и для английской литературы.
Отношение писателей к понятию"дорога /путь/"- одна из о.сновополага юиих характеристик творчества. Так Д.М. Максимов выделяет условно две группы худотетиков слова по отношению к. "чувству пути": для одних писательский путь - позиция, кредо /Чехов, ®ет, Достоевский, Коль-пор, Тютчев/;' для иных - эволюция, влекущий их объект /Руссо, Гёте, Гоголь, Герцен, Гейне, Ибсен, Т.Ианн. Л.Толстой/У1
^Максимов Д.М. "дея пути в поэтическом сознании А.Влока.//Поэзия и проза А.Блока,- .Г.. ,197?., „с. 1/1.
-Я-
Пля английского сознания появление в тексте улов "дорога","путь1,' "путешествие" традиционно означало появление иелол лечсяк^-сеивктк-чесноГ снстеун, е которую входило множество слов, п¿"Н'в/^кх в соче,-ггн'/й О НЯ.?ВЯККК?-1И вП'й из .прерне^нглч^ского Я.: рае th, fserslcl, he-ге-ря.еГ, r'ad, sitii, stig, street, veg. "x ПСв^етнО-СУМОЛОВвЯ ОбЛЯОТ*
связана, с одно^ стороны, с классом конкретных предметов, а, с .груго? CTopoHV, с движением пс .порога?'. Синкретизм н:ичленкя скязелся и на синкретизме значения древнего слова. ~~ Чвтяирч? системе. ггрсог-гатрявае! ея f ро всех словарях символов, где в качестве дорокнчх отмечагтся:
ppef, road, way, tunnel, "il^y ':гу, wayfaring, journey, tisl'< to "n-maus, Soafi to Calvary. Возникновение раЗНОО-1р<Ш>КХ :'0гпк.т1ИК8Ш1г- Об-
рчза дгороги /пути/ в ткяни яктерятурккх произведений Tw.ro связэнс с явлениями языка I* оЯгеиедоввческоЗ с«кво.»ики нЬ/Ов, сновидений...
CCiwi«e "дородного" «атетжела в произведениях Теккерек, ™'ик:--знса и Гоголя позволяет провести исследование пол н8зв»»--чнм углом зрения. Гэучрн/е "дорозных" мотивов, сплетагл'кхся в ме?г£ор'4Чб<зкув теку и является п-редтметот: данного исследования.
Объектов исследования стад нек«*.1"срез"- ¿1-6 голы XIX веке, которое Гоголь охерактериэовял как ?р»ия "гтэрехо,янсе"."г-7йкто не в с/лах в^;кезт> странно- тоск карего ррвмеки,- падет автор псэ'.-ы /'анилевско-г'У з 184 е! году,- почте у всякого ночь ;т тыя кругом." "нтересуглнй нас период развития ,\-:анра рогана уиикоден, sifio зто не только day" викторианского роканв, ко </■ "золото-" век" русскоГ литературы. Яге время своеобразного итог?, творчесвгх вволпща' трёх разннх художников - Генкерея, ГЫккенсч и Гоголя. 13^.°, год сзнр-кенован внходом известных романов - "Ярккрк? тиеславия" Ч'еккерея, "Tcv6v я снн" ,"ик~ кенсй V в ото врет.'Н Гоголь завершает один из вприннтое " тона поэмы, котог;-< крят^'-са казь\вгет "чеу;р.вшкмся романом", "тт-т романы псявляпт-ся в канун европейских ревотдей 1В4В год», что также вэ?,но, :i6o об-н:е;" чертой нх становится обращение к веинчч пенностяч икенио в середине зекр, вослед поэзии, провозглястче* кврттс&лъ елё кг рубеже ве ков (лУГ-""11}. пов'/знэ обращения к столь тредч^ионному натеркэлу в тон, что осмысление его происходит с г.озкш-а писателем ИХ века, в ;'кчре рок^ня, с учётом богатого наследия литературн, что позволяет проследить новые, интерпретации древнего образа культура. Пе~
1 Си. Гочлввекко С.В. Генэнтмиескм" аналяз суцесте/тельннх со значе-
ние!« "догога'Упуть/ в древчезнглчЕ-су.ок языке. Авторе1.'... .канл. й^лс-лот'лч. наух. - ".,19??., о. Р—1.
реход от революционного пыла к вечным вопросам, поиск истинного пути отражается даже в произведениях, не заявленных как дорожные, роэтому авторы так или иначе решают вопрос о пути.
ПРоблема данного исследования "Диккенс - Текерей - Гоголь" лежит в русле сравнительного литературоведения. Она никогда не ставилась так широко и в таком аспекте, хотя сопоставление поэтики данных авторов традиционно. Начало сопоставительному анализу было положено ещё в середине XIX века С.Шевырёвым, Н.Чернышевским, В.БЕлиноким, Э. Троллопом, Д. Мэйссоном...
Целью нашего исследования является попытка решения данной.триеди ной проблемы через выявление отношения к понятию"дорога /путь/". Эта цель обусловила следующие задачи исследования:
- систематизировать и обобщить имеющиеся точки зрения на образ доро ги;
- анализируя поэтику рояманов 1848 года, выявить отношение Теккерея: Диккенса и Гоголя к понятию пути, мифологеме дороги;
- попытаться выявить философские, религиозные, литературные истоки '¡цорожных" мотивов в названных романах;
- выявить функции образа дороги /для поэтики Диккенса и Теккерея/, дорожные мотивы и характер их перерастания в метафоричнскую тему;
- сопоставить роль метафорической темы дороги в художественных системах Диккенса, Теккерея, Гоголя.
Научная новизна исследования состоит в том; что Епервые проблема "Диккенс - Теккерей - Гоголь" решается через изучение метафорической темы дороги /пути/. Впервые рассматриваются модификации дорожного образ в поэтике романа. Впервые в отечественном литературоведении исследуется религиозно-богословская традиция в трактовке метафорической темы пути.
ДЛя решения проблемы используются историко-генетичезкий, сравнительно-типологический и конкретно-текстуальный сквозной сопоставительный методы.
Теоретической основой стали литературоведческие работы М.БАхтина А.Лосева, Ю.Тынянова, Б.Эйхенваума, В.Шкловского, В.Топорова,М .Эли-аде, культурфилософия О.Шпенглера.
Практическая значимость состоит в том, что материалы и выводы диссертации можно будет использовать в лекционных курсах по истории русской и зарубежной литературы XIX века, на спецсеминарах и в спецкурсах, посвященных проблемам литературы XIX века и поэтике Текке-.; рея, Диккенса и Гоголя.___________ - _
-ñ-
Апаобация результатов исследования осуществлялась ка 1У,У,У1 йу ршзевсккх чтениях, на аспирантских объединениях и на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ. Основные'положения исследования от-рахеки в статьях, опубликованных в сборниках "Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГу за 1991 год, в курнале "-клолегичесие науки", в сборниках тезисов ПУришевских чтений"/ 1998, 1993,1994/.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух г глав, заключения и списка использованной литературу, включающего 300 наименований. Сбпий объем работы ррч страниц.
СОДЕРЖАНИИ РАЕОТЬ"
Р.о введении даётся обоснование актуальности поставленном проблемы, характеризуется её новизна, практическая .значимость, предмет, объект исследования,цель, задачи работы и метод исследования.
В ПЕРВОЙ ГЛАВ? "Религиозно-богословская традиция трактовки пути и метафорическая тока дороги /путк/ в романах Теккерея, Диккенса и Гоголя," рассматриваются истоки и причины усиленного внимания Теккерея, Диккенса и Гоголя к понятию дороги/пути/, теме пути и "доро-кннч" образам в произведениях, казалось бы, но заявленных как "до-рокнне", В своих тарктовках пути названные авторы апеллируют к дву« авторитетным традициям: литературной и религиозно-богословской, ро-дстненнку ме.-сду собой. Литературная традиция трактовки дороги /путну как восхождения связывается с именами Вергилия, Данте, Баньяна. Ре-лкгиозно-богословкая линия - это "Дествица" К.Лествичника, "ХРи-стософил или Путь ко Хрису" Р.Вёмз и"0 подравши Христу" ff.Keí/пи-кекого. Обе эти линии восходят к одному истоку, неоспоримому авторитету - Библии. ЕСе названные авторы,как сзетские, так и религиозной ориентации, входили в круг чтения Теккерея, Диккенса и Гоголя. Отсюда общность трактовок дороги /пути/ как восхождения, если это достояний путь к падения или коловращения, если это гизнь в лиге, без заботы о будущем, без подвига бнтия. Первая глава позволяет сконцентрировать внимание на таких модификациях словообраза дороги /пути/ как лестница (вертикаль) и круг. Они заданы ещё в Виблки, где вертикаль была поистине прославлена лествипей, виденной во сне - ветхозаветным пророком Каковой, восхождением моисея на Синай, взятием Илии-пророка на небо, восхождением на гору Иисуса, Петра, йя-■кона, Иоанна,а круговое движение было описано Вкклезиастом.
Мотив погонч, спасительная дорога посуху через море - все вытекает рз Библии. Бсть в Библии пример и ложного вертикального движения - столпотворение, "тот мотив обыгрывается Диккенсом в связи с образом Доиби-отиа. Через Филдинга это отразится и в поэтике Теккерея (близость пути Ребекки Шарп и Анны Еолейн).
Влияние Библии опосредованно передаётся и произведениями более поздних эпох - "Лествицей" И.Лествичника, "Христософией" Я.Бёме и "^подражании Христу" ж.Кемпийского. Своеобразной иллюстрацией божественных писаний стали "Божественная комедия" Данте и "Путешествие пм.гтигр'-'мгв КБбесную страну" Д. Баньяна, которые оказали сильнейшее влияние на поэтику романов Теккерея, Диккенса и Гоголя 1848 года. Апелляции к Ленте характерны для всех трёх авторов, особенно для Диккенса и Гоголя.
Особую роль в интерпретации Теккереем, Диккенсом и Гоголем дородной теми играет трактовка пути и вся поэтика дорожной темы Д.Бань-•яая, на которой полностью строится его книга. Влияние атой книги не поэтику романов Теккерея и Диккенса отмаечалоссь, не затрагивая метафорическую тему пути, ибо в отношении Теккерея долгое врем-•считалось, что в "Ярмарке тщеславия" больше внимания уделяется по-т казу света, нежели поиску путей выхода из бездуховности,' и она не даёт оснований размышлять об идеале писателя. О Диккньое и ЕАнья-не существует даже работа Бэрри Куоллза,^ но меатборическая тема пути затронута?лишь в "Лавке древностей", поэтому мы акцентируем внимание на дорожной теме "Доыби и сына" и книге БАньяна, ПОэтика Бань?
яна V Гоголя сопрягаются в нашем исследовании впервые."
Оосбая роль книги Д.БАньяна как универсальной модели метафоричес-•ко? темы дороги /пути /', на наш взгляд, заключается в том, что она донесла до XIX века сформировавшуюся и во многом совершенную модель
1. Льси£аА, А^^тЛ ¿п У'&сШОл ^¿ЬШЖлле.. СсыпЛ^-С^А
8.Исключением мокко считать книгу м. Байокопфа "Сюжет Гоголя"( Можайск, 1393), где имя Баньяна впервые, без анализа, ставится в ряд •возможных масонских влияний на поэтику произведений Гоголя. Рассмог трение М. Вайскопфом некоторых произведений Гоголя в контексте масонских жизненно-эстетических стереотипов существенно дополняют наше представление некоторыми замечаниями относительно темы пути ( "Пропавшей грамоты',' "Старосветских помещиков": некоторых образов П тома поэмы Гоголя - в частности Уленьки...)
многофункционального символичекого образа дороги /пути/ в повествовательной структуре, которая складывалась веками и билзка модели пути, данной ДАнте в поэтике "Божественной комедии". В такой модели основными содержательно-формальными функциями образа являются следующие:
а), фабульная, которая задает схему движения героя, материал, мотивировку всего с дородной точки зрения, способ - рассказ о жизни как о дороге и ход событий как преодоление пути; Б), сюжетостроительная, которая заключается в том, что при помощи этого образа читатель узнает о событиях;" в виде дороги передается и предмет изображения - достойная жизнь и развитие действий. Дорож-ны все повествовательные мотивы по своему содержанию и их совокупность;
в), композиционная, которая заключается в том, что образ дороги помогает"соотавить"эпизоды, организовать их структурно, ;опрягать близкие и удаленные друг от друга элементы сюжета (встречи, испытания, ориентиры);
г), танровообразующая роль заключается в том, что БАньян вкладывает в понятие "путь'' высокие христианские ценности. Жанр его книги определяют как назидатвльную прктчу, паломничество, Эрнст Вейкер
называет её "непревзойденным образцом повествоавтельного искусства, но не романом". На наш взгляд, это паломничество с элементами назидательной притчи в конкретных точечных ситауциях - осложняющих дорогу испытаниях, удачно прерываемых каждый раз изначальной посылкой - достичь Бога, действуя в соответствии с его учением. Это путь Добродетели, способ жть., нося в сердце высокую идею. Именно такой путь автор считает достойным подражания.
Важнейшая роль наследия БАньяна для метафорической темы дороги Теккерея, Диккенса и Гоголя обусловила появление в каждом из трех параграфов 1 главы появление разделов, посвященных рассмотрению л ■ связей "БАньян - Теккерек", "Баньян - Диккенс","Баньян - Гоголь" . В силу того,'что в каждой из рассмотренных нами художественных систем наследие БАньяна и его предшественников преломлялось весьма своеобразно, мы сознательно не вели сквозного анализа по- , этики трёх авторов. Несмотря на общие названные нами' авторитеты, ' Теккерей более опирается в своей трактовке темы пути на Баньяна и строгого сухого Ш. Кемпийского; Диккенс - на Баньяна и поэтичную "Дествицу", по сути предвосхитившую сочинение Кемпийского; Гоголь .- на "Дествицу", и более дантевскую модель образа пути с аллюзия-
|мй к Баньяну во П томе поэмы.
| Кроме того "я" кахдого из писателей складывалось под влиянием !различных доктрин. Теккерей был приверженцем Екклезиаста. Его философию, по. мнению У.Роско, мокно|наэвать религиозным стоицизмом, ■ ¡опирающимся на фатализм. Г.Честертон утверждает, что Теккерей блинке по духу к древним моралистам, сколонен проповедывать старые ис-|тиын. Г.Уеривейл отмечает два гла.вных секрета Теккерея - разочарованность и веру, а 3. Троллоп считает, что в книгах писателя анафе-гмы звучат громче, что случается с особенно страстными проповедника ¡ии. Как человек XIX века, посещавший церковь, Теккерей не'мог не . |соотносить мир с Богом, но, по Вахрушеву, отношение его к религии ¡пронизано противоречиями. Поэтому библейские образы Теккерей иопояь-| зует в основном для характеристики секулярного путиТак, жизнь Ре! бекки характеризуется выражением"Авернская -тропинка" герои для'ав-I тора "блудные дети", что роднит его|поэтнкуГ о поэтикой Диккенса,-. I :■:■< где Поль ДОмби-отец, Каркер, Злис, тётушка Браун - токе ' ¡"блудные дети", аналогично у Гоголя-Чичиков до перелома, помещики I 1 тома, антагонисты П тома.
: ,Пик-сенс основные вопросн лизни и бытия, по мнению'Радлова, разрешал религией, но ненавидел"мним0-р8лиги0зный педантизм" (Л.Полсн-! скиг), его возмущал дух формализма в господствующей церкви, так что ' он одно'рремя отделился от англиканства и присоединился к свобод-\ ной унитаристской конгрегации. Это был Христианин, ."обладавший поч-! ти возрожденческим ?'кзнелюБием"(Е.Гениева), поэтому так подчёркнуто . частс|Пиккенс говорит о вертикали, лестнице духовного восхождения, ; нарочито повторяет этот словообраз в романе 1848 года. Необычайно | ролнкт Диккенса и Теккерея в поманах 1848 года обращение к Екклези-| асту, что" находит воплощение в образе ярмарки, круга, циферблата. ! Гоголь аналогично относится к ярмарке, торговле, размену, что и 1 побукдает нас выделить исследование изображения "дорог ярмарки" в ; отдельную часть работы. Теккерей и Гоголь - наследуют юьраз ! базара Житейской Суеты из книги БАньяна, в частности в произведен!» ; Теккерея и Гоголя 1848 года переходит баньяновокая модификация дорожного образа в торговый ряд, которая существенно обогащает систе-! му модификаций образа дороги. Гоголь - объясняет происхождение данной дородной модификации аллюзией к Баньяну в сценах "ярмарки в Тьфу-славле" и отношением к тщеславию, воспитанным религиозно-богословской традицией.
Близки в поэтике Теккерея, Диккенса и Гоголя образы-спутники
( кони, колесница, ангелы, звёзды, простор, сияние, птицы...) и образы-тормозы движения (беседка, лабиринт, куча, кораблекрушение, мрак, скопление предметов вещного мира). Все эти образы также приводят в поэт ку романов 1848 года из предиествушей литературы.
Тема дороги у ТЕккерея, Диккенса и Гоголя "сплетена" несколькими
мегегрорек»: дорога-тропа-лестницэ. -путь. Каждый из смиволов многопланов. игтзает и вспомогательную и самостоятельную роль „
— ^ с саН С-
"малым" и " большим" миром художественного произведения, но более тяготеет к "положительно-прекрасной линии".
Противоположностью идее вечного восхождения, самовоспитания, са моусовериенотвования является такая важнейшая состаэная метафорической темы дороги, как концепция"вечного возвращения", апеллирующая к "кклезиасу, Гераклиту, Змпедоклу.Д.Вико, продиктова.нная "суетным" материалом. Пели баньяновский пилигрим почти, не депэет ошибок, то персонажи Теккерея, Ликкенса к Гоголя большую часть своей жизни проводят во грехе, идут, словами Диккенса и Гоголя "кривым" путём. Авторы XIX века видели, насколько обмельчало древнее понятие "слава", как велика роль "мирского контекста", поэтому центральное место в романах 1848 года занимают карьерные продвижения Ребекки, Каркера, Чичикова, в пути которых много от пути персонажей плутовских романов. Пс исследованиям Пахтана, форма времени и. хронотопа в романе Теккерея восходит к авантюрно-бытовой. Несмотря на то, что мало по называется реальная дорога (есть лишь расстояния от Лондона до Парижа, Рима и Венеции, Петербурга, и Веймара), метафора "жизненный путь" присутствует постоянно и реализуется:в бытовом Бремени. ПУть Каркера л романе Диккенса, как и образ Ребекки.связан с таким образом пути,как светская лестница, ведущая по сути з преисподнюю.Гоголевский Чичиков всегда связан с дорогой, что и свидетельствует о "глубине гоголевского взгляда на Чичикова"(
Стоящий в центре всех трёх романов образ грешного человека, которому принадлежит начальная инициатива - не полокительйр-творческая, а инициатива заблуждения - обуславливает специфику метафорической темы дороги /пути/. При этом сам путь пролегает по родной стране, согласно исследованиям Бахтина. Диккенс и Теккерей вводят свое в традиционную схему авантюрно-бытового романа: пути Ребекки и Каркера пролегают и за пределами родной страны, Ребекка становится "бродягой, скитающейся по лицу земли" и,как и Каркер, терпит крах. Чичиков , отав почти житийным героем, выигрывает. Но так как повествование Гоголя прерывается на обрашенки"подлеца", той "прямой" путь
выражен в поэтике слабо, хотя и более настойчиво, чем у Теккерея и Диккенса, где размышления о праведной дороге не связаны с образом самой дороги, а более сопрягаются с образом лестницы в силу и наци ональных ментальных особенностей и особенностей пра-символа.
Хизненный путь Ребекки, Каркера, Чичикова и привлекает автора ибо такая дорога "размыкает" вертикалью порочный, круг, пусть это движение'вниз, но оно лучше, чем "бездумное коловращение" (слова Г Гоголя). Б силу этого повествование о плуте-подлеце-динамично, дач и в том случае, если поэтика не часто использует метафору дороги; дорожный образ или его "заменитель" всегда порождают сам принцип движения, которым проверяется каждый персонаж. Эта черта характеры; для Теккерея, Диккенса и Гоголя.
Сквозной темой Теккерея, Диккенса и Гоголя можно впитать своес бразный плач по потере нравтсвенности, традиций, в том числе и трэду ций духовной жизни, а как следствие этого изображение пошлости жизнь Страсть к душе восходящей , мечта'о гармонии, трансцендентном образе продиктовала этим художникам вертикаль как противоположность норизои тали, образ, способный выразить мечту.: мы не можем не признать, что попытка выразить идеал в поэме Гоголя сильнее, чем в романе Теккерея В поэтике Гоголя мы наблюдаем удивительное явление, когда идеал восхождения слишком очевидно тяготеет к символу дороги - русскому равня иному пра-символу. Это сказывается и на жанровой заданности образа несмотря на сильную романную струю, П том ориентирокан и эпически, а дорога более, чем у Диккенса и Теккерея близка баньяновской, более: традиционно осмыслена. Идеалы Теккерея и Диккенса созвучны и родстве нны гоголевскому, но более завуалированы у Теккерея. Диккенс более о откровенен в передаче Своего представления об идеале и его выражении чем близок Гоголю.
; Романа 1848 года хронологически тяготеют к середине века, поэто щ мы склонны их рассматривать как некую попытку подведения итогов, обобщения взглядов на на проблему движения и человеческий путь вооб ше. Взаимодействие образов движения воплощает реальную жизнь и веч-ро стоящую перед человеком дилемму/ выбор. Отношение к движению является мерой отношения к жизни и даёт представление о "положительно прекрасной" линии.
'Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ "ГОРлЗОНТАЛЬРОБ"ОСУЫС.1РНИЕ МЕТАШ>!!ЧЕКОЙ ТЕМЧ СОРОГИ /ПуТЗ/исследуютоя особенности словообраза "дорога", которые присущи тому или иному автору, но не всем названным авторам в целом и являются "горизонтальными" модификациями словообраза. Так, модификация дороги в аллею присупа в большей степени поэтике Теккерея(§1) Для Диккенса к Гоголя это менее характерно. Поэтика романа 1848 Диккенса интересна введением словообраза железной дороги, воллощакиего путь цивилизации, прогресса, "железный XIX век"£§2). Гоголь, напротив, связывает понятие дороги /пути/ с традиционной русской дорогой отчастг потому, что в России того времени "парят" именно такие дороги.- "Горизонтальная" гоголевская дорога становится словообразом, выполняющим функции нравственно-философской доминанты з подаче всех персонаже?., жизни, мира.. Так эмпирическая дорога тоже играет сушет-венную ролб в выборе образа движения( как роль прототипа в обрисов, ко характера.).Возникновение новых реалий обуславливает возникновение; новых модификаций в художественном тексте.
К 1830-40 годам. XIX века понятие "дорога /путь/ приобретает целый комплекс связей. Это и традиционная, и морская, и железная, и садовая, и даже воздушная дороги...Словообраз дороги всенда имел мн-~ество кзтафоричеких значений. V, середине XIX века за каждой конкретной модификацией дороги в литературе и других искусст-вах начал, на наш взгляд, закрепляться комплекс своих, именно ей приеуших ме-тафоричеких значений, так что модификацию становится, возможным, "угадать" по система переносных значений. Смешение функций указывает, в сбою очередь, на определенный словообраз как центр подсистемы (ад-• лея, лестница, дорога...), подчиняющийся родовому понятию и символ к-ко-меиафорическому образу "дорога-путь".
На возникновение данных "горизонтальных" модификаций большое вли яние оказала эпоха Возрождения', Рабле, прославивший, по мнению Бахтина , горизонталь, то есть "движение из прошлого в будущее", модификация образ, вне сомнения, путь обновления словообраза, мифологический ход образной мысли, попытка понимания движения и мира с учётом времени.
кодификация образа дороги в аллею характерна для поэтики многих романов У.Теккерея. В английских текстах образ аллеи передается с помощью нескольких СЛОВ И сочетаний слов:' ' alley, alleyway, mal1, walk
- v;ay, passages, corridors, score of walks, checkered avenue.
Этот образ связан с образом парка и сада.Теккерей начинает пове-
ствование изобряхеккек парка - Чизика и вводит в поэтику множество парков Англии, Франции, кончая полувымьжланкыки салами Пуклернихеля. Поистине своеобразным действующ»! лицом романа становится знаменита аллея в мялю длиной в Королевском Кроули. Как момент характеристики аллея сутеотеовала ещё у 5илдинга. В поэтике Теккерея, как и у 5ил-динга, аллэч топе роскошны и такяе ведут я тупик. Рте целая система характеристик , что совершенствует способы подачи персонаже?.
История садово-паркового искусства была известка Чеккерею, поэтому вводимые в ткань повествования топоск сада и парка всегда много сдазленш, а образ аллеи задан как символ, многофункционален, некоторые из функций совпадают с аналогичными по смысловой нагрузке функциями образа дороги, что служит доказательством, что это своеобразная модификация. Образ аллеи в поэтике романа Теккерея всегда подаётся с лирическим, флэром, но автор подчеркивает эти, что ч аллеи тоже дороги ярмарки. Некоторые сады в поэтике романа "беззллейны".
Аглеи выполняют функции сцены, Фона, на котором разворачиваются события; арены борьбы за положение в свете; показателя изменений и своеобразного изк ригеля; пути любви (часто искусственно?'); попытки гармоничной кизни; имитации "кривой" человеческой дороги; пути, изолированного от-рзалъной жизни (дороге, mv.cc Пинкертон); импульса, для размышлений; пути мечты; способа проходить по «изни так, как прогул-ливаются по аллее; отчасти дороги Ребекки, заблудившейся в лабиринте аллей.
Луккци;-: образа, аллеи в поэтике романа в самок общем виде совпала-.ют с функциями аллей в садово-парковом искусстве, которые стали своеобразным эмпирическим истоком этого образа. 3 парковом искусстве алле-;: служили заменой путешествия, экскурсии, играли роль мемуарной дороги , киктаикк человеческой яизни. Схож «"механизм" приобретения функций образами от вспомогательных к самостоятельным по мере увеличения отвлечённого значения.
ТвккервЯ подчеркивает, что его роман - "прогулка" по дорогам яр-март, т.е. по замкнутому кругу. Специфическая подача аллей, сопряжение мифологемы пути с садом- значительная составная старейшей мифологемы. Сите? важнейших для человеческого сознания к родственных мифологем нужен автору для напоминания об антитезе ярмарки - гармоничной киэнй ковахая к олшетжмвяна воспоминаниями об аллеях прошлого. НО семантика, этого образа обширна в поэтике романа: знаменуя собой изначально гармоническое прекрасное, аллея, аллеи - это и горизонта-
льно расползшиеся дороги зла. Аллея - непросто удачная писательская находка. В высшем смысле Теккерей предлагает "реконструировать" аллеи в дороги, ибо аллея -лишь одна из дорог ярмарки, отличающася большей степенью рукотворности, по сути модель дороги в пространстве сада. Эта идея, видимо, подчерпнута Теккереем из концепции романтизма. Это и роднит писателя с Гоголем П тома поэмы, только раз включившим в свой роман образ аллеи, но в близкой ТЕккерею функции -романной дороги любви.' ОСновная заданность образа.- реализация "полояси-тельно—прекрасной'*! дошии "методом "от противного".
Говоря о специфике метафорической темы дороги /пути/ в поэтике романа Диккенса, следует отметить^'делезнодорожный", казалось бы,- hhr-'художественный мотив. На больших дорогах России и Англии того времени уходит в прошлое дилижанс и приходит поезд. В отличие.от'Гоголя, Диккенс и ТЕккерей сталисвидетелями нз только первой, но и второй волны железнодорожного строительства. Новое движение'Диккенс связывает с Каркером в большей мере - персонажем-вариантом пройдохи в современном обличьи, погибающем от этой дороги» и семейством Тудлей, кровно связанным с железной дорогой.
Образ новой реалии обогащает древнюю мифологему новыми значения, ira: путь прогресса, цивилизации; вовмояность нового осмысления движения; способ абстрактного обобщения. В романе Диккенса новая реалия осваивается впервые и приобретает метафоричесие значения. Железнодорожный мотив контрапунктен. Диккенс в присушек, ему художественной манере "накладывает" один дорожный мотив на другой,.соединяя впервые. "железнодорожный'Чютив и мотив традиционного путешествия. Новаторски звучит описание путешествия мистера Домби, в котором прослеживается воздействие мерных звуков стука колёс на психологическое состояние мистера Домби, совершающего путешествие после смерти сына. Путешествие по хелезной дороге становится Для мистера Домби имитацией путешествия от Рождения к Смерти.
Демонстративная определенность железнодорожной символики способ с^вует созданию обособленного стилистического пласта, новой формулы' движения. Прогресс, светское развитие, механистичность набрали • неслыханную скорость. Образ железной дороги как нельзя более подходил, чтобы передать это в силу своей амбиваденстности. Отрицательная семантика образа шире положительной» однако именно этот образ позволяет автору охватить обширное дородное пространство и то, что располагается- по обеим сторонам дороги, в краткое романное рремя.
Гоголевский образ дороги с сис?е?»оЧ образов-спутников к торного! ярляйтся нраестдеико-фклософого^ доминанте" в авторской опенке "бол; >чого" v. "малого" художестЕенныг кяров произведения. Е образе пут?' v Гоголр исходит ьмррление идея сенсуалистов и масонов о нравственном с^'-юусоьзгшенстЕО^гяии. Героем пойм»-' дольня была стать Русь, душа вус-г-гоге человека. Путь радри.тся других стран, по мнению Гоголя, не совершенен (отсюда разоблачение чипичовв^дам). Коренные свойства русского челорекя,"високое достоинство гусско?, породы в том, что она глубже, чем другие, способна принять в себя .высокое слово евангелы кое". Артот> возлагал не обюаз дороги /пути/ - х-усскоЯ горизонтально! проселочной дороги большие налезу«. Зт" нялежлн оправдались:"этот X' дотсез?Ренны'<. образ двляется важным звене» всей задуманной трилогии, скязь'кгет все'идеи, образы "большего" я "малого" »иров яоэич. Автор згл' постигал русские, просторы через дорогу, руочл в дороге, поэтому часто обращается к дороге как к другу, целебному и спасительному-ис точнпку вдохновения. Кроме выделенных гсгслеяеденкем функций образ? словоо'яа.з дороги /пути/ и порождаемая им метафорическая тема призван- г нйпоминрть читателю о самок принципе движения, которому должка подчиняться жизнь и гивие люди. Зтот пркниип, его действие п^ослежи вротся нами в 53 второй главы на примере жизненных дорог не совсем обь:чнчх персона«?", к котот«?«, на наш взгляд, елддует отнести Ьтозд~ рерр, ^калкчнч и Ч"чико?а периода 17 тома поэмы, иьо роль Чичикова в 1 том« получала довольно подробное осмысление в литературоведении.
Образ горизонтально? русской грунтово? расползающейся дороги по могал автору поэмы о руезкой жизни выразить национальной кредставле ние о пути, передать богатство русской земли, души, индивидуальное^ Спепиоичэоки русскими Гоголь делает к образы-спутники и тормозы оао восбг.рйй пути. од/к чз наиболее важных образв-спуткикок в поэ-
по омы "птш;а~трсйка".(часто "Русь-тройка"), а также простор, вы тянутое линии, высота. Специфически переосмыслен мировой образ-тормоз дороги/пути/ - куца ( < ai с1' <1 i в английской традиции). Г'ля Гого ля ято одчн из наиболее употребляемых образов-тормозов двккения("ку ч?. табака и горки золы":/ манилова,"куча сола во дворе"Коробочкч, Ро здрёв"накупае? кучу взего"ка ярмарке,"куча одних только принадлежащих веету условий и щ«зычек"у Чичикова 1 тока, эна«енитЕя"кучя вся кого хла"8."вс дворе Глужккна/'куча дерев крь:1""в имении "''ентетнико на, "куча неприятностей по службе";/ генерала Ретр'.шевэ ,"кучи извести кирпичу и брёвен" в имении ^'откарева,"куча прожектов" Хлобуева...}
ЗШЮЧВКте. Проведенное исследование позволяет сделать следуюоше вы воды.
1.3а трактовками дороги/пути/ в романах Теккерея, Диккенса и Гоголя 18^8 года просматривается как исток одна литературная традиция, и, ушая от Библии, Вергилия и преломляющаяся у Данте и Баньяна. М ета> форическая тема дороги/пути/ романов "Ярмарка тщеславия" Теккерея "Домби и сын" Диккенса и П тома поэмы Гоголя выстраивается на аллюзиях к произведениям названных авторов. Особое влияние оказала на поэтику романов 1848 года и в частности на трактовки темы дороги/пути/ книга Д.Баньяна "Путешествие пилигрима в НеБесную страну' в том числе и на поэтику поэмы Гоголя, что ранее литературоведами не отмечалось. Следует признать влияние книги Баньяна на всю "дорожную" тему русской литературы, начиная от "Пилигримов"-Херасков; "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, включая балладу Жуковского "Пильгуим", произведения Пушкина /особенно "Странник" и. "Пророк"/, "Пророк" Лермонтова, "Странник" Огарёва и "Записки сум? сшелгаего" Толстого. Эта линия влияния была намечена Д.Благим, но не получила развития. Произведения Гоголя, на нак взгляд, являютс? важнейшим звеном этой линии как переосмысление в прозаической пове ствовательной структуре. Влияние поэтики "Путешествия пилигрима" ощущается как в попытке изображения "положительно-прекрасной" линии, так и дорог ярмарки в 1 и П томах поэмы. Баньян доносит до аъ торов XIX века религиозную и вместе с тем мифопоятическую модель образа в повествовательной структуре.
.Звучание идей Баньяна и стоящей за ним литературной традиции в романах 1848 года усиливается постоянной апелляцией к одним и тем же религиозно-богословским сочинениям - Библии, "Лествице" И.Лествич-ника,"Христссофии или Пути ко Христу" Я.Бёме и "О подражании Христу Кемпийского, входившим в круг чтения и Теккерея, и Диккенса, и Гоголя, о чем свидетельствует поэтика романов, дневниковые записи, замечания литературоведов.
.Взгляды Теккерея, Диккенса и ГНРоМуйШВ? и обшик историко-философ ский исток - систему взглядов Галилео Галилея, к которой Теккерей и Диккенс прих одят через учение Дяамбаттисты Вико, а Гоголь посредством влияния Григория Сковороды.
•Метафорическая тема дороги/пути/ в произведениях Теккерея, Диккенса и Гоголя 1848 года опирается на обилие "дорожные реалии" - исчезновение дилижанса и приход поезда, вторую волну железнодорожного .
-lfi-
строительства, «то могло быть внешним толчком для возникновения темы дороги в названных романах наряду с необходимостью напоминания о вестккйли и круге.
5. Е каждом из романов метафорическая тема дороги /пути/ "сплетена" несколькими мотивами, которые, в свою очередь, возникают вследствие повтора определённых "дорохных" словообразов, сопряжённых о компдек сом идей, становящихся модификациями образа пути в поэтике. Системы модификаций образа пути в поэтике Теккерея, Диккенса и Гоголя совпа да*)?. Действует одна универсальная система модификаций, ротаденная с самими языками, где слово "дорога" всегда центр синонимического гне зда, в которое также входят слова "аллея", "галерея","тропа"."улица" ."торговый ряд"...Поскольку мировоззрение писателей XIX века было во многом эклектично, то и отношение к дороге как философской кг» тегорик такте эклектично, эклектичен и образ дс-роги в поэтике Текке рея,Диккенса и Гоголя, под чем мы понимаем многоликость этого образа в поэме - это попеременно обычная дорога и аллея, шоссе и галере рея, я-елезнея к/орога и тропа, морской путь и коридор, лестница и • круг. Всё это ончцифичзски передаёт движение целого.
6. Т!сли идея восхождения и порочного круга роднят английскую и русс кую трактовку пути, то "горизонтальные" модификации и сближают и в большей степени разъединяют авторов в силу разности пра-символа и п прототипов образа пути в .Англии и России, разных литературных традиций . Так, для Гоголя за словом "дорога" всегда стоит реальная рус екая "расползающаяся" дорога - vaw проселочная, грунтовая, переход? дяв'.ая е тракт, беадорокие. В поэтике Теккерея такой дороги нет, ест аллеи - чрезвычайно значимый заменитель образа пути для данного автора v дорога, моди^иичрушаяся в лестницу. Диккенс заостряет внкма ние в поэтике романа 1В48 года на железной дороге, что порождает со ответстиуюн'ую модификацию.
Основное содеркание диссертации отражено в следующих работах. Í. Художественны? образ дороги в европейском романе 30-40-х годов УГ'Г века: Теккера«, Диккенс, Гоголь.//Материалы научней сессии по итогам научно-исследовательской работы МИРУ им. В.И. Ленина за 1991 год, посвяшенной 120-летию основания университете. Серия гуманитарные науки. Апрель 199?. года.- Москва., 1992.С.75-77.
2. Метафоричекая тема дороги-лестницы-путк в "Ярмарке тщеславия" У. Теккерея.//Тезисы У Пуриюевских чтений. Всемирная литература в к контексте культуры.- Москва., 1993.,0.82-83.
3. Духовное и мирское в метафорической теме дороги в "Путешествие
пилигрима» Д. Баньяна тт «Ярмарке тщослаапя» У. Toi;,Корея. // Филологические науки. НИ)3, № 2, с. П7— 107.
/(. Аттглпнскттн бестселлер как источник ноомы о русс.кон нпютп. // Тезисы IV Международной конференции англистом. Англия н Россия: диалог дпух культур. Теоретические проблемы литературных нлаимосвнзои. Рмфочсл;, НИИ, с. 3i).
Поли, к пом. li.lO.iH.
Ооъеи I if. л.
Тпр. 100
Типография МПГУ пм. В И. Лепшга