автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Меценатство в культуре России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кочнов, Алексей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Меценатство в культуре России'

Текст диссертации на тему "Меценатство в культуре России"

61' УЦ-А ¿//Л-......:

/

Российская Федерация Министерство культуры Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Кочнов Алексей Анатольевич

Мецентство в культуре России (история становления и современность)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

культурологии

Специальность: 24.00.01 Теория культуры 24.00.02 Историческая культурология

Научный руководитель- кандидат философских наук, доцент

Зимин А.И.

Москва-1999

Содержание

Введение 3

Глава 1. Истоки и отличительные особенности становления

российского меценатства 11

1.1. Меценатство и благотворительность 11

1.2. Два этапа меценатства в России 29

1.3. Сферы меценатской деятельности 56

Глава 2. Возрождение меценатства в России 76

2.1. Предпосылки возрождения отечественного меценатства 76

2.2. Меценатство и спонсорство Ф

Заключение 128

Литература

132

Введение

Актуальность исследования. В последние годы в научной литературе и публицистике все чаще стали появляться работы, посвященные русским коллекционерам и меценатам, их вкладу в создание национального культурного фонда, в обогащение и развитие культурных традиций России1. И это не случайно. Сегодня, когда в нашем обществе ощущается интерес к прошлому, когда возникла потребность нового осмысления отечественной истории вообще и отечественной истории культуры в частности, необходимо по-новому подойти и к истинной оценке деятельности меценатов, вписавших одну из ярчайших страниц в историю российской благотворительности. На фоне многих и непростых проблем современной российской культуры эта работа представляется весьма актуальной.

Меценатская деятельность связана преимущественно с частной инициативой, принимающей форму денежных пожертвований, даров музеям и библиотекам, предпринимательства в области культуры. Во многом благодаря ей, в России значительное развитие получили общественные учреждения или общества (товарищества), существовавшие на принципах самоуправления и игравшие огромную роль в культурной жизни государства. Это нашло

1 См.: Аронов A.A. Золотой век русского Меценатства. - М.: Изд-во МГУК, 1995; Балибина JI. Меценатство в России. // Просвещенная коммерция. - 1993. -v № 3; Б§ханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. - М.: Наука, 1989; ГавлинМ. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. - М.: ТЕРРА. 1996; Думова Н. Московские меценаты. -М.: Молодая гвардия, 1992; Жданова И. С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России. Дис. на соиск. учен, степ.канд. истор. Наук. -М., 1996; Новикова С. Из истории отечественного меценатства. // Посев. - 1992. - №2; Фролов А.И., Полунина Н.К. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. - М., 1997; и др.

отражение в сфере образования, просвещения, милосердия, а также в деятельности различного рода конфессиональных учреждений1.

При существенном сокращении государственной помощи и поддержки российская культура оказалась как бы предоставленной самой себе, а потому она стала функционировать и развиваться по своим внутренним законам и более независимо от политики государства, чем это было в советское время.

Свидетельством тому может служить стихийное возникновение, функционирование и быстрый распад множества самодеятельных коллективов и неформальных объединений в сфере культуры, наблюдаемое в последнее десятилетие.

С началом демократических преобразований многие политики, экономисты, специалисты и деятели культуры все чаще говорят о необходимости разгосударствления культуры, которое само по себе должно создавать благоприятные условия для ее развития. При этом подразумевается, что суть государственной культурной политики должна заключаться в полном отсутствии таковой.

Сама сфера культуры вынужденно начинает коммерциализироваться, а потому все больше рассматривается как источник наживы, приобретения «быстрых и легких» денег. При этом мало кого из таких деятелей интересуют жизненные культурные потребности и запросы общества, отдельного человека.

Кроме того, на наш взгляд, следует отметить, что все официальные культурные и культурно-просветительские учреждения продолжают в меру своих сил работу по организации и координации деятельности формальных и неформальных организаций культуры. Следствием этой работы становится

1 См.: Культура на перепутье. / Под ред. Б.Ю.Сорочкина. -С.5.

М.: РКХРИЦ, 1994.-

переструктурирование сферы культуры, появление наряду с государственными множества общественных и частных организаций. Вместе с тем, с появлением в стране значительных частных и акционерных капиталов перед культурой открывается возможность стать объектом благотворительной и коммерческой деятельности, меценатства и спонсорства. То есть намечается тенденция возрождения тех связей и отношений, которые успешно, ко взаимной пользе, существовали между культурой и капиталом в дореволюционной России, а также утверждения новых, соответствующих современным условиям цивилизованных контактов между ними.

Конечно, возрождающееся меценатство вряд ли сможет в ближайшие годы заменять собой государственную деятельность по поддержанию культуры. Отечественный промышленно-предпринимательский сектор, как государственный, так и частный, признающий значение культуры, еще не достаточно осознал свою глобальную ответственность, значение той услуги, которую он может и должен оказать обществу, проявляя интерес к явлениям культуры, к культурной среде, уровню культурной жизни. Далеко не всем ныне преуспевающим предпринимателям ясно, что их благополучие основывается на определенном уровне развития культуры общества, и именно соответствующая культура способна обеспечить их благополучное предпринимательское будущее. Но это, скорее всего, временное явление. Мировая история дает множество свидетельств тому, что, как правило, на смену дикой капитализации и бесконтрольному накопительству приходят цивилизованные формы ведения хозяйства, не мыслимые без поступательного развития культуры, а потому активно

включающиеся в процесс ее достаточного финансирования и стимулирования.

Степень изученности проблемы. Меценатство как явление культурной и социальной жизни было широко распространено в дореволюционной России и постепенно возрождается в наши дни. Его описанию и анализу посвящено большое число книг и статей1. Однако изучение этого явления до сих пор шло и по-прежнему продолжается преимущественно в историческом ключе: главное внимание исследователей концентрировалось на биографиях выдающихся меценатов и благотворителей, предпринимались оценки масштабов и направлений их вложений в сферу культуры, вскрывались последствия этих решений. В результате этих исследований утвердилось справедливое мнение, что российские коллекционеры и меценаты - это довольно большая и в социальном, а также культурном отношении весьма неоднородная группа. В ее составе - сложные, часто противоречивые личности, о многих из которых известно пока сравнительно немного. Еще менее известно о меценатстве как социальном и культурном феномене, а также о мотивах меценатской деятельности. «В частности, лишь очень немногие исследователи рассматривали религиозные корни русского

1 См., например: Агеева 3. Бескорыстные люди. //Былое, 1993. - № 3; Аксенова Г. Собиратели древностей. // Былое, 1992. - № 4; Амфитеатров A.B. Недавние люди. - СПб., 1901; Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. - М., 1995; Боханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989; Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. - М., 1996; Думова Н. Московские меценаты. -М., 1992; Казовская Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX - нач. XX вв.). Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб., 1994; Калинин В.Д. Из истории предпринимательства в России. Династии Прохоровых и Рябушинских. - М., 1993; Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры. // Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. -М., 1964; Новикова С. Из истории отечественного меценатства. // Посев, 1992, № 2; Щербаков С.А. Московские меценаты.// Совр. записки, 1938, № 3; Яковлев В.Н. Коллекционеры и антиквары. - Л., 1966; и др.

меценатства, большинство же ученых, особенно в советский период, «забывали», что большинство русских меценатов рубежа XIX - XX вв. были христианами - православными или старообрядцами»1.

До сих пор практически не исследовано меценатство как самостоятельное социальное и культурное явление. Весьма интересные диссертационные исследования последних лет2 представляют лишь первые шаги по выявлению сущности меценатства и его влияния на развитие культуры. А между тем в истории России это явление приобрело уникальный и массовый характер, достигло небывалого размаха с середины XIX в. до Октябрьской революции 1917 г. Оно стало одной из ярчайших страниц в развитии русской национальной традиции, а в наши дни серьезных социально-экономических, политических и духовных перемен представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что деятельность российского дворянства и, особенно, торгово-промышленной буржуазии XIX - нач. XX веков, направленная на поддержание культуры, образования и искусства, является, в известном смысле, исторической предтечей благотворительной деятельности в сфере культуры современного предпринимательства.

Цель исследования заключается как в продолжении сложившегося в российской культурологии исследования личных заслуг российских меценатов перед отечественной культурой, так и, главное, в анализе их благотворительной деятельность в единстве с

1 Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - начала XX вв. // Вопр. экономики, 1994, № 7. - С. 109.

2 См.: Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство реализации личности предпринимателя. Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. - СПб., 1995; Жданова И.С. Меценатство как социальный феномен и проблема его развития в современной России. Дис. на соиск. учен, степ. канд. истор. наук. -М., 1996.

социокультурной средой, с теми конкретными условиями, в которых она протекала. Диссертант стремится выявить особенности возникновения и формирования меценатства в мировой и отечественной культуре в качестве относительно самостоятельного явления общественной жизни, от которого во многом зависит развитие культуры вообще.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

- рассматривать и изучать не только деятельность отдельных, путь даже выдающихся, меценатов, но и меценатство как специфическое и целостное явление западноевропейской и российской жизни;

- проанализировать факт наличия в истории русского меценатства широкого использования различных источников финансовых средств: от бюджетных ассигнований до всероссийского сбора пожертвований на те или иные культурные нужды, а также обращение к кредитной системе1. Данное обстоятельство представляется особенно важным, так как после бурных событий перестройки, последовавших за ней глобальных преобразований проблемы культуры в глазах политиков и финансистов отодвинулись на второй план, стали несущественными в свете социально-политических и иных общегосударственных и общенациональных проблем;

- показать, что роль и значение культуры в обществе не только не сходят на нет, но и актуализируются. С одной стороны, деградация культуры не может не сказаться на эффективности социальных преобразований. А с другой стороны, культура как относительно самостоятельная область российской жизни, ее

деятели и институты в целях самосохранения и продолжения культурной традиции ищут новые средства и пути выживания и развития, включая сюда благотворительность, меценатство и спонсорство. При существенном сокращении государственной помощи и поддержки российская культура оказалась как бы предоставленной самой себе, а потому она стала функционировать и развиваться по своим внутренним законам и более независимо от политики государства, чем это было в советское время.

Предмет исследования - возникновение, функционирование, упадок и возрождение меценатства в российской культурной действительности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации -работы историков культуры и искусства, социологов, экономистов и культурологов по проблемам благотворительности, спонсорства и меценатства.

Научная новизна работы. Новым в работе является сам концептуальный подход к проблеме меценатства, попытка обобщения частных проявлений меценатской деятельности и определение меценатства как относительно самостоятельного феномена культуры. Конкретно элементы новизны заключаются в следующем:

- в работе показывается, что российское меценатство генетически тесно связано с традицией отечественной благотворительности, а потому имеет сильные духовные основания;

1 На актуальность изучения данного явления обращается внимание в частности в работе «Культура на перепутье» (Под ред. Б. Ю.Сорочкина. - М.: РКХ РИЦ, 1994.-С.5).

- будучи порождением российской государственной системы, меценатство, по мере своего становления, эволюционирует в сторону частного и общественного;

- в современном западном меценатстве наблюдается устойчивая тенденция к развитию меценатства и спонсорства, которые не заменяют и не вытесняют государственных форм поддержки культуры;

- возрождение российского меценатства определяется не только финансово-экономическими, но и духовными мотивами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы для работы над теорией возрождения и развития отечественной культуры. Полученные данные и теоретические выводы могут найти применение при подготовке учебных пособий для вузов и средних специальных учебных заведений, факультетов и специальностей гуманитарного профиля. Результаты исследования можно использовать при разработке региональных программ социокультурного развития и методик для учреждений культуры.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, докладах на отраслевых научно-практических конференция и аспирантских семинарах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы.

Глава 1. Истоки и отличительные особенности становления российского меценатства

1.1. Меценатство и благотворительность

Современное меценатство - это сложное явление одновременно

и и тч

социальной, экономической и культурной жизни. В основе меценатства лежит благотворительная деятельность отдельных личностей и, реже, социальных групп, несущая на себе отпечаток их вкусов, пристрастий и характеров.

По сути своей меценатство представляет собой вид негосударственной деятельности, направленной на поддержку и стимулирование различного рода творческих инициатив в области искусства, образования и культуры. Отличительная особенность меценатства состоит в том, что оно обеспечивает бескорыстную помощь, покровительство, направленные на достижение более высоких интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественного значения путем обеспечения талантливым личностям или коллективам возможностей образования или самовыражения.

Меценатская деятельность основывается на инициативе, творчестве, гражданском сознании и потому является при определенных обстоятельствах важным элементом культурного развития и нравственного совершенствования общества, одним из путей достижения социального партнерства и снижения социальной напряженности. В известном смысле меценатство можно также рассматривать как способ сохранения, поддержания и преумножения ценностей отечественной культуры. Для меценатства характерно, что финансирование при нем происходит в виде

л ~ 10 >'г ■

С/ОУ /,

\| ■ * •' ! 13

|

одаренностью, горячим желанием творить во имя бога и людей, но не имел для этого или имел весьма ограниченные средства.

Справедливости ради следует отметить, что Меценат не был единственным римлянином, покровительствовавшим искусству и культуре. Богатые римские граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т.п. Таким образом, богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на общую пользу, проявлять щедрость (шишАсепНа) в отношении сограждан и государства. При этом богатый благодетель тщеславно рассчитывал если не на признательность, то, по крайне мере, на известность

В отличие от своих богатых и знатных современников Меценат положил начало бескорыстному отношению к культуре, получившему дальнейшее, наиболее полное воплощение в актах благотворительности, освященных духом христианского учения и христ�