автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Шабунин, Вадим Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв."

005058669

На правах рукописи

ШАБУНИН Вадим Владимирович

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 н т 2013

Москва - 2013

005058669

Диссертация выполнена на кафедре истории и политологии ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

ЖУКОВА Людмила Александровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

БАБКИН Михаил Анатольевич

кандидат исторических наук ТАРАСОВА Вера Александровна

Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита диссертации состоится «30» мая 2013 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.049.13 при Государственном университете управления по адресу: 109542 г. Москва, Рязанский проспект, 99, Учебно-административный корпус, зал заседаний Ученого совета Института государственного управления и права (ауд. А-319).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственного университета управления по адресу: 109542 г. Москва, Рязанский проспект, 99.

Автореферат разослан апреля 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

А.В. Лопарев

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Первые два десятилетия XXI в. — особый период как для всего человеческого сообщества, так и для российских граждан. Это время существенных трансформаций не только в экономической и социальной сфере, но и в общественном сознании. Россия вступила в новый век, не потеряв своего духовного ядра, но испытывая многочисленные сложности как в экономике, так и в культуре. Характерной приметой времени является возвращение к духовным основам народов, населяющих РФ. В настоящее время активно идет процесс возрождения традиционных для России религий -православия, ислама и иудаизма. По всей стране восстанавливаются и строятся храмы, монастыри, мечети и синагоги. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку. В стране, имеющей многовековые православные традиции, Русская православная церковь (РПЦ) занимает особое место. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», проведенного в сентябре 2012 г. Согласно ему 80% респондентов выбирают для себя православные ценности1. Однако большинство людей, осознающих свою принадлежность к РПЦ, практически не готовы применять ее догматы в действии, а крещение в православие рассматривается ими всего лишь как свидетельство их национальной самоидентификации.

Нарастающие кризисные явления в обществе, социальная напряженность и бездуховность часто приводят дезориентированных и утративших исторические корни и связи людей, стремящихся преодолеть свое одиночество и духовную пустоту жизни, к богу. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний они нередко попадают в капкан различных тоталитарных сект. Обеспечение духовной безопасности России должно предполагать выработку стратегии и тактики борьбы с сектантством - этой «чумой» XXI в., для чего необходимо выявить сферы наиболее активной деятельности их лидеров, дать оценку характеру реальных и потенциальных угроз, исходящих от сект, и определить ресурсы и возможности для их нейтрализации; выработать формы и методы противодействия расширению этих деструктивных религиозных образований. В этих условиях возрастает значение миссионерской деятельности РПЦ. В настоящее время в стране активно идет процесс возрождения и выработки новых форм и методов распространения православия: с 1996 г. периодически стали проводиться съезды епархиальных миссионеров, в том же году была открыта первая в новой России миссионерская семинария в Белгороде, на базе которой вновь стал издаваться журнал «Миссионерское обозрение». Св. Синод утвердил концепцию

1 http://www.levada.rU/l 1-10-2012/гоз51уапе-о-ге^и-М5егку1

миссионерской деятельности РПЦ, стали проводиться различные форумы, фестивали и конференции, посвященные популяризации православия среди населения страны («Вера и слово», «Кирилл и Мефодий», «Парадоксы православия» и др.). Однако, по словам патриарха Кирилла, на сегодняшний день еще остается огромное количество нерешенных миссионерских задач, для реализации которых «необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий — иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция»2. В связи с этим особое значение приобретает поиск перспективных моделей развития миссионерства РПЦ, который невозможен без обращения к историческому опыту распространения православия. Таким образом, актуальность изучения проблемы миссионерской деятельности РПЦ в рассматриваемый период представляется вполне закономерной и обоснованной.

Состояние научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные данной прооблематике, можно условно разделить на три группы: дореволюционный период (конец XIX в. - 1917 г.), советский (1917 г. - начало 1990-х гг.) и новейший (с 1990-х гг. - до нашего времени).

Исследования, относящиеся к первой группе, в количественном отношении преобладают, так как изучение этого направления в деятельности РПЦ имеет давние традиции. Анализ литературы второй половины XIX — начала XX вв. свидетельствует о том, что авторы прекрасно владели фактическим материалом, однако, в силу идеологической ангажированности, они подходили к рассмотрению сущности религии исключительно с идеалистических позиций. Представители данного направления считали, что развитие миссионерства в русле официального православия необходимо для нормального существования государства и общества. В таком аспекте, в частности, написаны труды П.В. Знаменского, Ф.И. Титова, С.Г. Рункевича3, посвященные церковной истории синодального периода. В меньшей степени клерикальный подход присущ исследованию П.В. Верховского4. Впрочем, миссионерская проблематика ни у одного из названных авторов не является основным предметом исследования, а рассматривается лишь в русле истории РПЦ.

2 Выступление Святейшего патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви // Церковный вестник. 2010. № 23 (444) декабрь. С. 2

3 Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. СПб., 1871; Титов Ф.И. Император Александр III и православная церковь в его время. Киев, 1901; Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего правительствующего синода. СПб., 1900

4 Верховский П.В. Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XIX столетиях. Варшава, 1912

Особую группу в историографии проблемы представляют работы православных миссионеров, в которых они обобщали свой накопленный опыт (И.Г. Айвазов, Д.И. Боголюбов, М.А. Кальнев, В.М. Скворцов и др.)5- Так, собранные И.Г. Айвазовым данные позволяют изучить многие вопросы зарождения, распространения сектантства и взаимоотношения его руководителей с православными миссионерами. Д.И. Боголюбов в своих трудах выступал против использования мер государственного принуждения в работе православных проповедников. Другой известный миссионер М.А. Кальнев, работавший в Херсоне, полагал, что РПЦ следует в своей миссионерской работе опираться прежде всего на все слои населения страны, а не только на государственные институты, и утверждал: «Наша миссия станет на истинный свой путь, когда станет миссией народной»6.

Следует выделить еще одно направление в области исследования миссии РПЦ конца XIX — начала XX вв., которое представлено работами авторов народнического движения A.C. Пругавина, И.И. Юзова, В.И. Ясевич-Бородаевской и др7. Занимаясь преимущественно историей народных религиозных движений, эти исследователи критически оценивали миссионерскую деятельность РПЦ, видя в ней фактор духовного закрепощения масс. Так, русский публицист, революционер-народник A.C. Пругавин выступал за полное равноправие всех конфессий на территории Российской империи. Для диссертационного исследования труды A.C. Пругавина важны еще и тем, что они основаны на уникальных архивных материалах и статистических данных. Взгляды A.C. Пругавина разделял другой русский публицист и активный участник «хождения в народ» И.И. Юзов. Основываясь на богатом фактическом материале, в своих книгах он подчеркивал, что использование в миссионерской работе РПЦ мер репрессивного характера является причиной нарастающего антагонизма между православными проповедниками и населением страны. В этом же ключе написаны работы юриста и одного из авторов закона о религиозной свободе (1905 г.) В.И. Ясевич-Бородаевской, которая в своих трудах аргументированно

5 Скворцов В.М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897; Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914; Кальнев М.А. Как опознать хлыстов и скопцов, отрицающих свою принадлежность к секте, и какие меры борьбы с ними. Одесса, 1911; Боголюбов Д.И. За веру и церковь православную (из записок миссионера). СПб., 1905

6 Кальнев М. Русские сектанты. Одесса, 1911. С. 331

7 Пругавин A.C. Значение сектантства в русской народной жизни // Русская мысль. 1881. №1; Он же. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Вып. 1-2. М., 1906; Юзов И.И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. СПб., 1881; Ясевич-Бородаевская В.И. Сектантство в Киевской губернии: Баптисты и малеванцы. СПб., 1902; Она же. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. СПб., 1912 и др.

доказывала некомпетентность и грубость многих православных проповедников, указывала на «отжившие» формы и методы их работы. Необходимо отметить, что исследования представителей данного направления часто имели тенденциозный характер. На это указывал этнограф и исследователь русской религиозной жизни конца XIX - начала XX вв. социал-демократ В.Д. Бонч-Бруевич: «Почти постоянное несчастье A.C. Пругавина в его исследованиях... заключается в том, что он никогда не имеет дело с живыми людьми..., а только с книгами..., что, конечно, весьма плохо отражается на значимости его наблюдений и выводов»8.

Таким образом, по мнению диссертанта, в дореволюционной историографии, несмотря на многочисленность работ, не сложилось традиции объективного исследования миссионерской деятельности РПЦ, а отрывочные сведения, представленные авторами с разными методологическими установками, не были объединены в обобщающем труде.

В советской историографии изучение православного миссионерства являлось предметом ортодоксальной критики. Кроме того, ученые были ограничены жесткими идеологическими парадигмами в суждениях о религиозной политике РПЦ. Общий резкий тон оценок был задан работой советского исследователя истории РПЦ Н.М. Никольского «История русской церкви»9 (1930 г.). Рассматривая РПЦ как «верную служанку царизма», этот автор обратил внимание на ее неудачи в миссионерских мероприятиях конца XIX в.

Позицию Н.М. Никольского в 1960-1970-е гг. развил известный исследователь религиозно-общественных движений в России А.И. Клибанов. Он полагал, что появление и распространение нетрадиционных религиозных учений в Российской империи было не чем иным, как формой политического протеста, облеченного в религиозную оболочку10. О борьбе РПЦ с нарождающимся революционным движением при помощи «религиозного просветительства» писали несколько позже профессор Института научного атеизма Академии общественных наук СССР Н.П. Красников и известный специалист по истории России XIX — начала XX вв. П.Н. Зырянов11. Следует отметить, что, несмотря на «заидеологизированность», монография последнего автора довольно информативна.

8 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф.369 (В.Д. Бонч-Бруевич). К.70. Ед.хр. 16. Л. 1

9 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983

10 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX - начало XX в.). М„ 1965

11 Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984

Своеобразным подведением итогов исследований по истории РПЦ советского периода явилась коллективная монография «Русское православие. Вехи истории» (1989 г.), которая включала главу «Миссионерская деятельность церкви (вторая половина XIX в. — 1917 г.)» H.A. Смирнова12. Несмотря на несколько смягченный тон формулировок, автор по-прежнему склонен видеть в РПЦ «инструмент самодержавия» и силу, подавляющую свободомыслие.

Таким образом, можно утверждать, что вклад советской историографии в изучение избранной для диссертационного исследования темы в целом невелик.

Одновременно с этим следует выделить значимую в научном отношении группу исследователей русского зарубежья, работавших по данной проблеме в 20-30-е гг. XX в. Наиболее фундаментальным является труд профессора

A.B. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви»13. Автор указывает на разные сферы проявления творческих сил РПЦ, в том числе и миссионерских, в период Российской империи. Монументальный труд A.B. Карташева дополняют монографии по истории РПЦ Н.Д. Тальберга и И.К. Смолича, содержащие обзоры истории распространения христианства в России14.

Новейший период историографии данной проблемы характеризуется отходом исследователей от идеологических штампов прежних лет и однобоких позиций в трактовке и анализе миссионерской деятельности РПЦ конца XIX -начала XX вв. Среди них следует выделить работы Т.Г. Леонтьевой,

B.А. Тарасовой, В.А. Федорова, СЛ. Фирсова15. Так, условиям жизни приходского духовенства и их миссионерской деятельности в конце синодальной эпохи посвятила свою монографию Т.Г. Леонтьева. Несомненную ценность для диссертационного исследования представляет глава в коллективной монографии В.А. Тарасовой «Церковно-общественная жизнь», в которой автор рассматривает миссию РПЦ в конце XIX - начале XX вв. в контексте политического, экономического и социального развития страны. В.А. Федоров в одной из глав своей монографии подробно освещает процесс подготовки церковных реформ XIX в., выделяет положительные и отрицательные черты миссионерства РПЦ в синодальный период. В исследованиях СЛ. Фирсова прослеживаются внутренние процессы церковной

12 Смирнов H.A. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX в. — 1917 г.)// Русское православие. Вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. М., 1989

13 Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. М., 1997

14 Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. М., 2008; Смолич И.К. История Русской церкви 1700-1917 гг. М., 1997

15 Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XDC-начале XX вв. М., 2002; Тарасова В.А. Церковно-общественная жизнь // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX вв. Власть. Общество. Культура. Т. 2. М., 2011; Фирсов СЛ. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х—1918 гг.). М., 2002; Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М„ 2003

жизни в конце 1890-х гг. - 1918 г. (стремление клириков и мирян восстановить канонический строй церковной жизни и поднять уровень религиозного просвещения, «церковное строительство»).

Необходимо отметить тот факт, что начиная с 2000 г., интерес к истории миссионерства РПЦ сильно возрос. Об этом свидетельствуют данные каталогов Российской государственной библиотеки: защищено одиннадцать диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук16 и — одна на соискание ученой степени доктора исторических наук17. В этих работах рассматриваются особенности миссионерской деятельности РПЦ в различных регионах страны.

В историографии современного периода практически первой работой, комплексно охватывающей историю миссионерской деятельности РПЦ с X по XX вв. являются «Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви» А.Б. Ефимова18. Книга подготовлена на основе чтения курса лекций по истории миссий в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (2007 г.). Основное внимание в ней уделено деятельности выдающихся миссионеров Х1У-ХУП вв., а также процессу формирования

16 Гусейнова Т.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья: ХУП1-начало XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2004; Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди нехристианского населения Оренбургской епархии: дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2010; Исхаков P.P. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.: 1800-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2008; Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук Оренбург, 2004; Князева O.P. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 - 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2000; Макурина В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2002; Михайлова Е.Д. Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Центральной России в конце XIX - начале XX века: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2010; Остапенко P.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа: дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2011; Понятов А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2007; Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Алтае в XIX -начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2002; Хон Ч.С. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2009; Шагжина З.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Забайкалье, вторая половина XVII - начало XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.

17 Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков: дис. ... докт. ист. наук. Барнаул, 2007

18 Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви. М., 2007

централизованного подхода к организации миссионерства. Автор впервые попытался систематизировать опыт миссии РПЦ и сформулировать основные принципы ее работы. Однако, к сожалению, он не обращался к изучению архивных документов, что привело к недостаточно полному освещению основных этапов распространения православия на территории России.

Важное значение для понимания контекста взаимоотношений РПЦ и государства имеют монографии М.А. Бабкина19, которые послужили ценным подспорьем для всестороннего рассмотрения процесса модернизации миссионерского дела в начале XX в.

В заключение историографического обзора следует упомянуть труды зарубежных исследователей по данной проблеме20. Среди них особое место занимает монография американского ученого Г. Фриза «Приходское духовенство в России в XIX веке: кризис, реформы, контрреформы» (1983 г.). Несмотря на то, что тема миссионерства не является для автора основной, Г. Фриз приходит к интересным выводам об «обреченности» попыток РПЦ вернуть былой авторитет через систему духовного просвещения21.

Таким образом, вопреки большому количеству исследований, частично освещающих миссионерскую деятельность РПЦ в указанный период (вторая половина XIX - начало XX вв.), данная проблема нуждается в более детальном изучении. Дореволюционные и советские работы, затрагивающие эту проблематику, часто оказываются тенденциозными, а исследования постсоветского периода, вышедшие до настоящего времени, являются далеко не исчерпывающими, поскольку существует большой пласт опубликованных и архивных источников, еще не введенных в научный оборот.

Объектом исследования является миссионерская деятельность РПЦ. Предметом исследования стал процесс становления и развития внутренней миссии РПЦ на территории Российской империи.

Хронологические рамки исследования. Нижняя граница (80-е гг. XIX

в.) характеризуется значительными изменениями в экономической, политической, культурной и религиозной жизни народа, связанными с последствиями Великих реформ 60-70 гг., (быстрое разрушение традиционного сельского уклада жизни, урбанизация страны и маргинализация больших групп

13 Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало

XX в. - конец 1917 г.). М., 2007; Он же. Священство и царство (Россия, начало XX в. — 1918

г.). М., 2011

20 Geekie J. The Church and Politics in Russia. 1907 - 1917. New York. 1976; Curtiss J.S. Church

and State in Russia. The last years of the Empire: 1900-1917. New York. 1965; Roberti J.C1. Histoire

de l'église russe. Paris. 1989; Simon G. Konstantin Petrovic Pobedonostzev und die Kirchenpolitik

des Heiligen Sinod. Gotiingen. 1969; Fennell J. A history of the Russian church to 1448. London.

1995

21 Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century in Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton. 1983. p. 348-352

населения). Естественной верхней границей исследования является 1917 г., поскольку после Февральской революции РПЦ перестала быть государственным институтом, а после Октябрьской революции была прервана проводимая ею миссионерская деятельность.

Целью исследования является системный анализ миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. Достижение цели исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

• провести углубленный анализ отечественной и зарубежной историографии и источниковой базы о миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв.;

• изучить специфику взаимодействия РПЦ и государства в переломный период российской истории;

• осуществить попытку комплексного исследования деятельности православных церковных, государственных и общественных организаций, занимающихся миссионерством на рубеже веков;

• проанализировать изменения, происходившие в российском законодательстве, по вопросам, касающимся миссионерской деятельности РПЦ в рассматриваемый период;

• выявить основные направления миссионерства РПЦ;

• рассмотреть трансформацию форм и методов распространения православия;

• обобщить исторический опыт миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. и выявить наиболее эффективные формы и методы работы миссии РПЦ, которые могут быть успешно использованы сегодня. Территориальные рамки охватывают преимущественно центральные

губернии Российской империи. Однако они часто расширялись, поскольку при работе над диссертацией изучались материалы большинства существовавших епархий РПЦ.

Методологическая основа исследования. При написании диссертации автор руководствовался принципами историзма, научности и объективности. При решении исследовательских задач применялись как общенаучные методы (анализа, синтеза, конкретизации, обобщения), так и традиционные методы исторического анализа (историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-функциональный).

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней комплексно исследованы основные направления миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. на территории центральной губернии Российской империи. Автором диссертационного исследования выделены важнейшие этапы развития миссионерства и обозначена специфика каждого из них, а также проанализированы ведущие направления в работе православных миссионеров. Кроме того, соискатель использовал широкий круг источников, многие из

которых вводятся в научный оборот впервые. Среди них архивные документы, отчеты Св. Синода, материалы периодической печати и др.

Исследовательская гипотеза работы. Миссионерская деятельность РПЦ к концу XIX в. прошла несколько этапов и выработала определенные формы и методы работы с представителями неправославных конфессий, старообрядцами и сектантами. В связи с прекращением геополитической экспансии Российской империи к концу XIX в., свои основные усилия миссия РПЦ сосредоточила на борьбе с расколом и сектантством. Несмотря на весомые успехи в этом направлении, руководство РПЦ не смогло привлечь к миссионерству широкие круги общественности, а также, борясь за количественные показатели, не смогло радикально повлиять на менталитет населения Российской империи.

Источниковая база исследования. В целях научной систематизации опубликованные источники по теме диссертационного исследования могут быть разделены на шесть основных групп: законодательные и нормативно-правовые акты, материалы официального делопроизводства, отчеты общественных организаций, периодическая печать, документы личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка и т.п.), справочные и статистические материалы.

Материалы первой группы источников достаточно широко использовались в диссертации. Наиболее значимыми из них являются «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ РИ), императорские указы, различные уставы, правила, определяющие правовое положение православного миссионерства и его организаций22.

При написании диссертации были использованы материалы официального делопроизводства, среди которых важное место занимают годовые «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания»23, содержащие сведения о деятельности Св. Синода, его бюджете, духовных учебных заведениях, монастырях, миссионерстве и пр.

Важной группой опубликованных источников являются отчеты общественных организаций. Именно в них содержатся наиболее ценные сведения и факты, которые нельзя выявить при анализе других групп источников. Наиболее ценными для диссертационного исследования являются

22 Руководящие для православного духовенства указы Св. Синода 1721-1878. М. 1879; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи в 33 т. СПб., 1885-1916; Барсов Т.В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885; Завьялов А. Циркулярные указы Св. правительствующего Синода 1867-1900. СПб., 1901 и др.

23 Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1892 - 1914 гг. СПб., 1895 - 1916

материалы пяти Всероссийских миссионерских съездов, проводившихся в Российской империи с 1887 по 1917 гг. Отчеты Православного миссионерского общества24 позволяют проследить источники финансирования, способы и приоритеты в расходовании средств.

В диссертационном исследовании были широко использованы материалы центральной и местной периодической печати, прежде всего православной. Наиболее подробно был изучен журнал «Церковный вестник»25, который содержал распоряжения по ведомству православного исповедания, приказы и сообщения обер-прокурора Св. Синода, в том числе касающиеся миссионерского дела. Первым независимым печатным органом Св. Синода стали «Церковные ведомости»26. Здесь печаталась информация о миссионерском опыте как в России, так и за ее пределами. Кроме того, диссертантом были изучены материалы центральных журналов специального профиля, таких как, например, «Миссионерское обозрение»27, на страницах которого было опубликовано большое количество статей и заметок с рекомендациями относительно организации миссионерской деятельности в приходах и отчеты православных проповедников о своей работе. Необходимо отметить, что перечисленными изданиями не исчерпываются все материалы периодической печати, содержащие информацию о миссионерской деятельности РПЦ, использованные автором в процессе работы над диссертацией.

Пятая группа источников - материалы личного происхождения, которые передают колорит эпохи, содержат интересные сведения и факты, но часто, в силу субъективности авторов, нуждаются в сравнительном сопоставлении с другими группами источников: официального делопроизводства, статистическими, законодательными и т.д. Были проанализированы воспоминания как самих участников миссии РПЦ28, так либералов и социал-демократов29. Особый интерес для диссертационного исследования представляют мемуары обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, который в течение нескольких десятилетий оказывал непосредственное влияние на формирование государственной политики в отношении миссионерской деятельности РПЦ30.

24 Отчет Православного миссионерского общества за 1870-1915 гг. М., 1871 - 1917

25 Церковный вестник за 1880 - 1917; 2010. СПб., (№ 1-52)

26 Церковные ведомости за 1888 - 1917. СПб., (№ 1-52)

27 Миссионерское обозрение за 1884 — 1917. М., (№ 1-12)

28Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994; Иннокентий (Вениаминов), митр. Письма / состав. И. Барсуков. СПб., 1901

29 Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М., 1969; Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. М., 2003; Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990

30 Победоносцев К.П. и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003

В диссертации широко использованы справочные и статистические материалы: энциклопедии и словари (Православная энциклопедия, Полный православный богословский энциклопедический словарь и др.). Важные данные о вероисповедном составе жителей Российской империи содержатся в статистических материалах Всероссийской переписи населения 1897 г.31

Документальную основу диссертационного исследования составляют архивные материалы. В работе были использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Так, в частности, в ГАРФе в фонде сенатора Т.П. Филиппова (ф.1099) соискатель изучил переписку с обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым по актуальным вопросам распространения православия. Не меньший интерес представляет фонд А.Ф. Кони (ф.564), известного адвоката и общественного деятеля, уделявшего большое внимание правовому положению старообрядцев в Российской империи.

Уникальные документы были найдены в фонде П.Н. Милюкова (ф.579), который неоднократно выступал на заседаниях Государственной Думы по религиозным вопросам. В этом фонде были изучены документы, имеющие непосредственное отношение к теме диссертации, например: письма и жалобы П.Н. Милюкову от разных лиц на неправомерные действия православных миссионеров; копия секретного циркуляра МВД о наблюдении за деятельностью религиозных сект (1915 г.) и др.

Важные сведения о взаимоотношениях представителей миссии РПЦ и старообрядческих общин содержатся в фонде П.П. Рябушинского (ф.4047), крупного предпринимателя, издателя газеты «Утро России», принадлежащего к белокриницкому согласию старообрядцев. При написании диссертации были использованы адресованные к П.П. Рябушинскому письма старообрядцев, в которых содержатся жалобы на произвол православных миссионеров.

Для оценки миссионерской деятельности РПЦ среди беженцев во время Первой мировой войны была использована информация, содержащаяся в двух фондах Российского Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА): Особого совещания по устройству беженцев (ф.1322) и циркуляры Отдела МВД (ф.1288) по устройству беженцев.

В диссертационном исследовании широко использованы архивные документы, содержащиеся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) в фонде Московской духовной консистории (ф. 203) (распоряжения Московской консистории и московского епископа; инструкции; отчеты миссионеров; списки новообращенных в православие и «подписки», которые брались с неофитов при их крещении).

31 Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения произведенной 28 января 1897 г. Т. II. СПб., 1905

Значительный, но еще в недостаточной степени исследованный материал по миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX — начале XX вв. находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). При написании диссертации был использован фонд Рогожского кладбища (ф. 246), содержащий переписку московского архиепископа с различными деятелями миссии РПЦ, всевозможные прошения и ходатайства Общества старообрядцев Рогожского кладбища и др. Соискатель также просматривал личный фонд общественного и политического деятеля В.Д. Бонч-Бруевича (ф.369), в котором была найдена интересная информация о взаимоотношениях представителей русского сектантства и православных проповедников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. РПЦ, пользуясь неизменной поддержкой государственной власти, имела исключительное право на осуществление своей миссионерской деятельности на всей территории Российской империи. Не имея конкуренции в лице других конфессий, руководство РПЦ в миссионерской деятельности до начала XX в. уделяло мало внимания новым формам работы с населением.

2. В конце XIX - начале XX вв., считая, что т.н. «новые религиозные образования» являлись угрозой для общества и государства, РПЦ сосредоточила свои миссионерские усилия на работе с представителями старообрядчества и особенно сектантства, часто допуская при этом грубый административный произвол, вызывавший общественное осуждение.

3. В рассматриваемый период руководство РПЦ пыталось создать в России централизованную систему миссионерства, формирование которой предполагало организацию крупной сети церковно-приходских школ и профильных церковно-общественных объединений, однако эта попытка не была эффективно использована.

4. После Первой русской революции (1905-1907 гг.) в условиях, когда юридически была оформлена конфессиональная свобода, РПЦ вынуждена была обратится к поиску новых форм миссионерской работы, однако технические возможности начала XX в. (кинематограф, театр, выставочная работа, светские СМИ и др.) использовались явно недостаточно.

5. Первая мировая война потребовала от руководства РПЦ конкретных действий; значительно возросли потребности действующей армии в миссионерской работе священников; появились новые группы населения, нуждающиеся в духовной поддержке (беженцы, сироты, солдатские семьи и ДР-)-

6. Главным недостатком работы миссионерских организаций РПЦ в конце XIX - начале XX вв. являлась несогласованность их действий (между собой и правительственными учреждениями), которая осложнялась возраставшим сепаратизмом, недостаточным государственным финансированием и разобщенностью благотворительных организаций.

Практическая значимость диссертационного исследования

определяется возможностью использования ее результатов в дальнейших исследованиях по истории православия в России, при подготовке обобщающих трудов о прошлом РПЦ. Материалы диссертации могут быть привлечены при создании учебных курсов по истории России, культурологии, религиоведению, при написании учебных пособий, справочников и энциклопедий. Они могут быть востребованы представителями государственного аппарата, осуществляющими контроль за культовой и общественной деятельностью современных религиозных организаций, а также миссионерским отделом РПЦ.

Апробация работы. Диссертация подготовлена, прошла апробацию и рекомендована к защите на кафедре истории и политологии Государственного университета управления (ГУУ). По теме диссертации опубликовано 10 статей, из них три в журналах, рекомендованных ВАК. Результаты исследования неоднократно докладывались на международных и региональных научных конференциях, а также нашли практическое применение на уроках истории и обществознания МБОУ средняя образовательная школа № 20 пос. Зеленый Ногинского района Московской области.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируется его предмет, объект, цели и задачи, анализируется источниковая база, рассматривается степень научной разработанности проблемы, излагаются методологические основы, раскрывается научная новизна и практическая значимость, а также сведения об апробации результатов проведенного исследования.

В первой главе диссертации «Основные этапы и формы развития миссионерства РПЦ в России до начала XX в.» рассматривается история миссионерской деятельности РПЦ в России до начала XX в. В первом параграфе «Исторический опыт формирования системы миссионерского дела» дается краткая характеристика основных этапов становления миссии РПЦ. Много веков народы России пропитывались духом православной веры, чему способствовала миссионерская деятельность РПЦ. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, среди основных значений понятия слова «миссия» одно имеет церковный смысл - «миссионерская организация»32. При этом православные богословы понимают под миссией «проповедь одного

32 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 357

религиозного учения среди людей другой веры»33. В данном случае, по мнению диссертанта, под «миссией» следует понимать сообщество духовных лиц, призванных выполнять миссионерские задачи.

Точкой исторического отсчета миссионерской деятельности РПЦ является дата крещения Руси (988 г.). В период складывания единого централизованного государства от работы православных миссионеров во многом зависело политическое объединение России. Миссионерская деятельность энтузиастов проповедников-одиночек (Сергий Радонежский, Гурий Казанский, Феодорит Кольский, Стефан Пермский и др.) послужила основой для дальнейшего развития миссии РПЦ. В связи с расширением геополитических границ России перед РПЦ была поставлена новая миссионерская задача, колоссальная по своим масштабам, поскольку многочисленные этносы необходимо было не только присоединить к России, но и усилить процесс централизации в новых регионах, чему способствовало активное распространение православной веры.

Во второй половине XVII в. у миссионеров РПЦ возникает еще один не менее важный вектор работы, поскольку церковная реформа патриарха Никона привела к расколу русского православного мира и выделению старообрядческого движения. Верховная власть с самого начала заняла жесткую позицию к противникам реформы. Церковным собором 1667 г. они определялись как «еретики» и «раскольники», в отношении которых были санкционированы жестокие наказания (смертная казнь, членовредительство, лишение свободы, конфискация имущества). В дальнейшем они судились по государственным законам, отличавшимся особой нетерпимостью во время правления Петра I и Николая I34. Первоначально РПЦ пыталась вернуть своих «отпавших» членов посредством новаций в сфере миссионерства — создания ряда полемических сочинений противораскольнического характера. Так, в 1667 г. вышел «Жезл правления» Симеона Полоцкого, в 1682 г. - «Цвет духовный» патриарха Иоакима.

Установленный петровскими преобразованиями синодальный строй (1721 г.) привел к потере РПЦ независимости. Однако миссионерская деятельность на территории страны продолжалась, хотя и была поставлена на службу общегосударственной политике.

Наряду со старообрядчеством в середине XVIII в. в Российской империи активизировалось русское религиозное сектантство, работа с представителями которого стала еще одним важным направлением миссионерской деятельности РПЦ. Так, по данным современного исследователя С.А. Лукьянова, в 1745 г. в

33 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2. СПб., 1900. Ст. 1572

34 О наказаниях распевающих и принимающих ереси и расколы // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собрание 1. Т. 2. 1830. СПб., № 1102. С. 648-650

одной только Москве сыщиком Иваном Осиповым была выявлена «хлыстовская» секта, по делу которой проходило 416 человек35.

Для миссионерской деятельности РПЦ во второй половине XIX в. характерно становление процесса ее систематизации. В связи с этим в России начали формироваться церковно-общественные объединения со своими уставами, капиталом и органами самоуправления (Всероссийское Православное миссионерское общество, Православные церковные братства, Общество любителей духовного просвещения и др.), целью которых являлась пропаганда православия и привлечение в лоно РПЦ большего числа прихожан.

Во втором параграфе «Церковно-общественные объединения и миссия РПЦ» рассматривается процесс привлечения к миссионерству широких кругов населения страны в конце XIX в. Наиболее ярким примером успешного взаимодействия общества и РПЦ в миссионерском деле оставалась деятельность Всероссийского Православного миссионерского общества (ПМО): продолжали работу старые и открывались новые его комитеты (к 1900 г. они были созданы в 53 из 54 православных епархий Российской империи36), которые координировали миссионерскую работу на местах. Интерес со стороны общественности к работе ПМО возрастал, что показало торжественное празднование в Москве двадцатипятилетия его деятельности (1895 г.).

Одновременно с этим, в конце XIX в., неуклонно росло количество таких форм церковно-общественных объединений, как Православные церковные братства (ПЦБ). Так, к 1 января 1893 г. на территории Российской империи действовало уже 159 новых ПЦБ (в их работе участвовало 37 642 члена37). В 1880-е и 1890-е гг. многие из них были миссионерскими, а в остальных активно открывались миссионерские отделения. Благодаря работе ПЦБ функции православного миссионера на местах мог осуществлять не только специально подготовленный член миссии РПЦ, но и рядовые прихожане.

В связи с необходимостью координации разрозненных миссионерских усилий общества и РПЦ, обмена опытом, выработки новых методов и стратегий распространения христианства с 1880-х гг. по распоряжению Св. Синода стали проводиться Всероссийские миссионерские съезды, которые прочно вошли в церковно-общественную жизнь страны. До 1917 г. их состоялось пять; основное внимание на съездах уделялось миссионерской работе РПЦ среди раскольников и сектантов.

35 Лукьянов С.А. Роль МВД в дореволюционной России в регулировании религиозных отношений. М., 2003. С.34

36 Отчет Православного миссионерского общества за 1899 г. М., 1900. С.6

37 Папков А.А. Церковные братства: краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. СПб., 1893.

Таким образом, в конце XIX в. церковно-общественные объединения играли существенную роль в миссии РПЦ, способствуя консолидации духовенства и мирян в деле распространения православия.

В третьем параграфе «Основные формы распространения православия» анализируются непосредственные методы и способы работы православных миссионеров. К концу XIX в. в структурах РПЦ окончательно сложились основные формы миссионерской работы. Правительство Российской империи и руководство РПЦ особенно большие надежды возлагали на церковно-приходские школы (ЦПШ), которые являлись первоначальной ступенью в системе дореволюционного образования. Деструктивные тенденции общественного развития 80-х гг. XIX в. привели правительство к осознанию необходимости положить в основу образования именно православное просвещение, поэтому ЦПШ стали выполнять и миссионерские задачи.

Духовенству по «Правилам о церковно-приходских школах» (13 июня 1884 г.) были предоставлены широкие полномочия в образовательной деятельности38. Тем самым правительство отводило РПЦ ведущую роль в укреплении и распространении православия путем просвещения и религиозно-нравственного воспитания населения страны и стремилось поставить все начальное образование под свой контроль. Можно согласиться с утверждением историка JI.A. Жуковой, занимающейся проблемами земского самоуправления, что правительство Александра III избрало в качестве «сдерживающего фактора для развития земских училищ создание церковно-приходских школ»39.

В ЦПШ обучались не только православные, но и дети представителей иных конфессий. Министерство просвещения отмечало, что в благотворном воздействии ЦПШ «не сомневаются даже русские сектанты»40. Однако православным миссионерам приходилось преодолевать сопротивление руководителей различных религиозных течений страны, которые создавали всевозможные препятствия в деле обучения детей раскольников и сектантов. Так, из донесения священника крестовоздвиженской церкви села Селино Богородского уезда Назария Пузина митрополиту московскому Леонтию в 1892 г. известно, что при открытии ЦПШ в деревне Костиной возникли трудности в связи с тем, что староста местных раскольников запрещал своим одноверцам обучать детей в ЦПШ. «Хотя учение продолжается, но с препятствиями»41, - отмечал в своем донесении Н. Пузин.

38 Правила о церковно-приходских школах от 13 июня 1884 г. // ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т.4. 1884. СПб., № 2318. С. 372 - 374

39 Жукова Л.А. Земства — культурный оазис провинции // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX вв. Власть. Общество. Культура. Т. 2. М., 2011. С. 442

40 Давыденко В.Ф. Церковные школы Российской империи // Вера и разум. 1904. № 2. С. 21

41 Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф.203 (Московская духовная консистория). Оп.382. Ед.хр. 56. Л. 1-3

Другой наиболее эффективной формой распространения православия в конце XIX в. по-прежнему являлось проведение публичных диспутов и частных собеседований. Они применялись духовенством и ранее, но именно на данном этапе развития миссионерства РПЦ получили наибольшее распространение. Интересно отметить, что эта форма миссионерской деятельности встречала горячую поддержку фабрикантов, стремящихся религиозными беседами отвлечь рабочих от марксизма. Так, например, когда весной 1892 г. к директору фабрики шелковой мануфактуры в Москве П.А. Мусси обратились Сергей Соколов (священник Преображенской церкви) и Петр Воздвиженский (священник Воскресенской церкви при Екатеринославской богадельне) с просьбой проводить в стенах этой фабрики по воскресеньям религиозно-нравственные собеседования, фабрикант, осознавая всю важность этих мероприятий для духовного развития своих работников, в письме епископу Дмитровскому и викарию Московскому Александру сообщал, что не только поддерживает такого рода инициативу, но и готов ее профинансировать42.

Во второй главе диссертационного исследования «Миссионерство РПЦ в условиях общественных, социальных и политических трансформаций России в начале XX в.» рассматриваются изменения в системе миссионерской работы в новых исторических условиях. В первом параграфе «Общественная мысль России рубежа XIX - XX вв. о миссионерской деятельности РПЦ» диссертант выделяет пять основных направлений в общественном мнении по проблемам миссионерской деятельности РПЦ. К первому - относились консерваторы (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Н.Д. Носилов, Э.Э. Ухтомский), поддерживающие политику Св. Синода в деле распространения православия и предлагающие новые пути развития миссионерства. Представители второго направления, стоя на позициях либерализма (А.Я. Максимов, С.П. Мельгунов, П.Н. Милюков), подвергали резкой критике формы, методы и способы пропаганды православия и выступали за конфессиональную свободу. К этому же направлению принадлежали представители славянофильства (Ю.Ф. Самарин, М.В. Юзефович), которые видели подлинную самобытность России в православии, признавая только эту веру за единственно истинное христианство. В особую дефиницию можно выделить специфические воззрения на рассматриваемую проблему Л.Н. Толстого, которые получили широкое распространение в обществе в качестве самостоятельного религиозно-нравственного течения — толстовства. Он полагал, что толерантное отношение правительства и православных миссионеров к людям, исповедующим

42ЦИАМ. Ф.203. Оп.382. Ед.хр. 56. Л. 1-3

различные религиозные учения, положительно отразится не только на качественном, но и на количественном составе РПЦ43.

К четвертому направлению в общественной мысли конца XIX - начала XX вв. следует отнести взгляды на РПЦ и ее миссионерскую деятельность представителей русской религиозной философии (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, В.В. Розанов), которые выступали за модернизацию методов распространения православия, систематизацию и гласность миссионерской работы.

Российские марксисты - пятое направление (В.И. Ленин, В.Д. Бонч-Бруевич и др.) полагали, что на территории Российской империи следует ввести полную конфессиональную свободу, финансовую независимость всех религиозных организаций и равные права при пропаганде их учений.

Во втором параграфе «Модернизация системы миссионерской работы РПЦ после издания законов о веротерпимости 1905-1917 гг.» диссертант приходит к выводу о том, что системный кризис в Российской империи и социальные катаклизмы, вызванные Русско-японской войной и Первой русской революцией, побудили императора Николая II принять в 1905-1906 гг. ряд законов44, уравнивающих в правовом положении РПЦ и другие религиозные объединения страны, которым разрешалось свободно проповедовать. Православные миссионеры оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с религиозными агитаторами других конфессий, потому что были связаны бюрократическими узами государственного аппарата (Св. Синод). Соответственно, стоит согласиться с мнением известного историка РПЦ М.А. Бабкина о том, что принятие указов о веротерпимости 1905-1906 гг. послужило причиной начала открытых заявлений о недовольстве духовенства РПЦ в общем и ее миссионеров в частности45.

В этих исторических условиях перед РПЦ встала новая задача - вернуть себе потерянную роль в обществе с помощью модернизации и перепрофилирования своей миссионерской деятельности. По свидетельству обер-прокурора Св. Синода П.П. Извольского, РПЦ «обратила на организацию миссионерского дела самое серьезное внимание...»46.

43 Толстой JI.H. К статье П.И. Бирюкова «Гонение на христиан в России в 1895 г.» // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Т.39. М., 1985. С.127

44 Именной высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. // ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. 25. 1905. № 26125. С. 257-258; Именной высочайший указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» от 17 октября 1906 г. // ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. 26. 1906. № 28424. С. 904-914

45 Бабкин М.А. Русская православная церковь в начале XX века и свержение монархии в России: автореф. дис. ... д.и.наук. М., 2007. С. 14

46 Скворцов В.М. Миссионерство, старообрядчество и секты // Миссионерское обозрение. 1907. №1. С. 137

В связи этим в Киеве в июле 1908 г. состоялся IV Всероссийский миссионерский съезд, на который прибыло из разных епархий Российской империи рекордное число делегатов (640 человек)47. На этом, по оценке современников «некотором подобии Всероссийского церковного собора»48 были выработаны новые «Правила об организации внутренней миссии...». Миссии делились на пастырско-приходские, народно-приходские, специальные и монашеские. В новых правилах был прописан состав «внутренней» миссии РПЦ, однако четко не определен механизм ее формирования, поэтому оставалось еще много с практической точки зрения неурегулированных моментов.

Несмотря на это, благодаря работе миссионерских курсов и кружков активизировалась деятельность православных приходов с помощью старых и новых типов церковно-общественных объединений: обществ трезвости, церковно-приходских попечительств, ПМО и приходских ПЦБ.

В третьем параграфе «Православная миссия в годы Первой мировой войны и Февральской революции» на основе изученных материалов автор приходит к заключению, что миссия РПЦ в период Первой мировой войны сосредоточила свою работу на четырех основных направлениях: деятельность в действующей армии через институт военного и морского духовенства, работа с сектантством, принявшая в это время характер борьбы «с немецким засильем», деятельность в прифронтовой зоне среди беженцев, а также оказание духовной и материальной помощи семьям солдат в тылу.

Одним из главных факторов, повлиявших на религиозную ситуацию в армии Российской империи, была массовая мобилизация военнообязанных. Так, по подсчетам военного историка H.H. Головина, к 7 февраля 1916 г. в действующую армию было призвано 15 млн 278 тыс. человек из 26 млн, находящихся в запасе. Причем, никаких льгот по религиозным убеждениям не вводилось49. Столь массовый приток людей, в том числе и неправославных, привел к росту популярности сектантских учений в армии и флоте. В связи с этим накануне войны (с 1 - по 11 июля 1914 г.) в Петербурге проходил I Всероссийский съезд военного и морского духовенства, где, помимо прочего, обсуждались формы и методы миссионерской работы, направленные на пресечение деятельности проповедников различных религиозных течений в армии50. Несмотря на то, что решения съезда не имели законодательной силы и

47IV Всероссийский съезд в Киеве // Братское слово. 1908. № 14. С. 209

IV Всероссийский миссионерский съезд и современные ревнители православия. СПб., 1908. С. 7

49 Головин H.H. Военные усилия России в мировой войне. М., 2001. С. 92

50 Извлечения из трудов I Всероссийского съезда военного и морского духовенства // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 15-18. С. 558-562

носили характер рекомендаций, они сыграли большую роль в миссионеркой работе РПЦ в армии и флоте.

С целью дальнейшего формирования централизованной системы миссионерской деятельности РПЦ на территории Российской империи в марте 1913 г. был создан Миссионерский совет при Св. Синоде, который возглавил работу православной миссии в стране.

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее светским государством. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло первый обобщающий документ по проблемам свободы совести - постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»51. В нем отменялись ограничения в отношении неправославных граждан и объединений.

В связи с этим новые условия требовали напряжения миссионерских сил РПЦ и самого широкого развития и укрепления специальных миссий. Поэтому на V Всероссийском миссионерском съезде (июль 1917 г.) основное внимание было уделено обсуждению новых форм работы православных проповедников в духе толерантности52.

Однако власть и общество жили другими проблемами, авторитет РПЦ сильно пошатнулся, и многие ее планы, направленные на развитие миссии, так и не были реализованы. А после Октябрьской революции настало такое время, когда ни о какой миссионерской деятельности РПЦ невозможно было вести речь.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования. Распространение православия являлось частью общегосударственной политики Российской империи. РПЦ осуществляла миссионерскую деятельность одновременно в нескольких направлениях: среди нехристианских народов, старообрядцев и сектантов и просветительская работа среди православных.

Однако к концу XIX в. в РПЦ все более нарастали кризисные явления, которые отражались на миссионерстве. В связи с этим руководство РПЦ пыталось создать в России централизованную систему миссионерской деятельности и придать ей всесословный характер.

Революционный взрыв 1905 г. побудил правительство страны принять в 1905-1906 гг. ряд законов о веротерпимости, которые уравняли в правовом положении РПЦ и другие религиозные объединения страны. В связи с этим была создана новая структура миссионерской деятельности, в которую входили приходские священники и миряне. В годы Первой мировой войны и

51 Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» // Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 2. Ч. 2. Пг., 1918

52 Айвазов И.Г. Деяния Пятого Всероссийского миссионерского съезда. М., 1917. С. 37-43

Февральской революции произошли крупномасштабные изменения в организации РПЦ. В августе 1917 г. Временное правительство провело реформу, направленную на укрепление связей государства с РПЦ и дальнейшее развитие принципов веротерпимости.

Должность обер-прокурора Св. Синода указом 5 августа 1917 г. была упразднена, а из объединения его канцелярии и департамента духовных дел иностранных исповеданий было создано новое Министерство исповеданий, состоявшее из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам инославных и иноверческих исповеданий. Министром был назначен кадет A.B. Карташев53.

Однако руководство РПЦ и новое министерство не смогло перестроить свою работу в соответствии с требованиями времени. Страна стояла на пороге крупномасштабных катаклизмов, апогеем которых стала Октябрьская революция в России. Положение усугублялось еще и тем, что российская политико-правовая жизнь не основывалась на примате гражданских прав, уважении к закону, толерантности и веротерпимости.

В настоящее время в условиях бездуховности, коммерциализации и экспансии различных сект (сатанисты, мормоны, свидетели Иеговы, неопятидесятники и др.), становится особенно актуальной миссия РПЦ. Опираясь на исторический опыт миссионерства в стране с преобладающим православным населением, свой весомый вклад в укрепление духовно-нравственного облика России, несомненно, может и должна внести активная миссионерская деятельность РПЦ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Шабунин В.В. Историография миссионерской деятельности Русской православной церкви // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Архангельск, 2010. № 12. С. 136139 (0,4 п.л.).

2. Шабунин В.В. Русская интеллигенция и миссионерская деятельность РПЦ на рубеже XIX - XX вв. // Интеллигенция и мир. Иваново. 2012. №2. С. 100-118(1,5 п.л.).

53 Постановление Временного Правительства «Об учреждении министерства Исповеданий» // Церковные ведомости. СПб., 1917. № 1. С. 280

3. Шабунин В.В. Организационное устройство и деятельность Православного миссионерского общества в конце XIX в. // Вестник университета. М., 2013. №8. С. 256-259 (0,3 пл.).

Публикации по теме диссертационного исследования в других изданиях:

1. Шабунин В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви как системообразующее ядро Русского централизованного государства // Материалы 15-ой научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — модернизация и инновация в экономике-2010». Вып. 3. М., 2010. С. 254 - 257 (0.4 пл.).

2. Шабунин В.В. Социокультурный портрет православного миссионера Средневековой Руси // Материалы 1-ой Всероссийской научной конференции «Древность и Средневековье: вопросы истории и историографии». Омск, 2010. С. 169-171 (0,3 пл.).

3. Шабунин В.В. Миссионерская деятельность РПЦ и общественность в Российской империи в конце XIX в. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государство, власть, управление и право: история и современность». М., 2010. С.258 - 262 (0.4 пл.).

4. Шабунин В.В. I всероссийский миссионерский съезд // XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.1. М., 2011. С. 234-236 (0,3 пл.).

5. Шабунин В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви как вид духовного служения // Материалы международной научно-практической конференции «Религия-наука-общество: проблемы и перспективы взаимодействия». Пенза-Липецк-Семей, 2011. С. 75 — 79 (0,5 пл.).

6. Шабунин В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви: прошлое и настоящее // Материалы 19-ой Всероссийской конференции «Проблемы управления - 2011». Вып.З. М., 2011. С. 46 — 48 (0,3 пл.).

7. Шабунин В.В. Взгляды Л.Н. Толстого на конфессиональную свободу // Материалы 16-ой научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2011». Вып. 4. М„ 2011. С. 190- 193 (0,3 пл.).

Подп. в печ. 17.04.2013. Формат 60x90/16. Объем 1,0 п.л.

Бумага офисная. Печать цифровая.

Тираж 50 экз. Заказ № 267

ФГБОУВПО «Государственный университет управления» Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ»

109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Учебный корпус, ауд. 106

Тел./факс: (495) 371-95-10, e-mail: diric@guu.ru

www.guu.ru

 

Текст диссертации на тему "Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв."

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»

Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии

На правах рукописи

04201357155

ШАБУНИН Вадим Владимирович

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор

Л.А. Жукова

Москва - 2013

Оглавление

Введение..........................................................................................3

Глава 1. Основные этапы и формы развития миссионерства РПЦ в России до начала XX в.....................................................................27

1.1 Исторический опыт формирования системы миссионерского дела............27

1.2 Церковно-общественные объединения и миссия РПЦ.............................52

1.3 Основные формы распространения православия..................................83

Глава 2. Миссионерство РПЦ в условиях общественных, социальных и политических трансформаций Российской империи в начале XX в.............109

2.1 Общественная мысль России рубежа XIX - XX вв.

о миссионерской деятельности РПЦ....................................................109

2.2 Модернизация системы миссионерской работы РПЦ

в условиях веротерпимости...............................................................130

2.3 Православная миссия в годы Первой мировой войны

и Февральской революции.................................................................165

Заключение....................................................................................199

Список использованных источников и литературы..................................206

Введение

Актуальность темы. Первые два десятилетия XXI в. - особый период как для всего человеческого сообщества, так и для российских граждан. Это время существенных трансформаций не только в экономической и социальной сфере, но и в общественном сознании. Россия вступила в новый век, не потеряв своего духовного ядра, но испытывая многочисленные сложности как в экономике, так и в культуре. Характерной приметой времени является возвращение к духовным основам народов, населяющих РФ. В настоящее время активно идет процесс возрождения традиционных для России религий -православия, ислама и иудаизма. По всей стране восстанавливаются и строятся храмы, монастыри, мечети и синагоги. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку. В стране, имеющей многовековые православные традиции, Русская православная церковь (РПЦ) занимает особое место. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», проведенного в сентябре 2012 г. Согласно ему 80% респондентов выбирают для себя православные ценности1. Однако большинство людей, осознающих свою принадлежность к РПЦ, практически не готовы применять ее догматы в действии, а крещение в православие рассматривается ими всего лишь как свидетельство их национальной самоидентификации.

Нарастающие кризисные явления в обществе, социальная напряженность и бездуховность часто приводят дезориентированных и утративших исторические корни и связи людей, стремящихся преодолеть свое одиночество и духовную пустоту жизни, к богу. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний они нередко попадают в капкан различных тоталитарных сект. Обеспечение духовной безопасности России должно предполагать выработку стратегии и тактики борьбы с сектантством - этой «чумой» XXI в., для чего необходимо выявить сферы наиболее активной деятельности их

1 http://www.levada.ni/l 1-10-2012/гоз81уапе-о-геНдп-И8егЬЛ

3

лидеров, дать оценку характеру реальных и потенциальных угроз, исходящих от сект, и определить ресурсы и возможности для их нейтрализации; выработать формы и методы противодействия расширению этих деструктивных религиозных образований. Особая роль в разоблачении тоталитарных сект по праву принадлежит РПЦ, поскольку священнослужителям, обладающим знанием двухтысячелетней истории христианства, хорошо известны угрозы для личности, общества и государства, исходящие от сектантства. В этих условиях возрастает значение миссионерской деятельности РПЦ. В настоящее время в стране активно идет процесс возрождения и выработки новых форм и методов распространения православия: с 1996 г. периодически стали проводиться съезды епархиальных миссионеров, в том же году была открыта первая в новой России миссионерская семинария в Белгороде, на базе которой вновь стал издаваться журнал «Миссионерское обозрение». Св. Синод утвердил концепцию миссионерской деятельности РПЦ, организуются различные форумы, фестивали и конференции, посвященные популяризации православия среди населения страны («Вера и слово», «Кирилл и Мефодий», «Парадоксы православия» и др.). Однако, по словам патриарха Кирилла, на сегодняшний день еще остается огромное количество нерешенных миссионерских задач, для реализации которых «необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий - иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция»1. В связи с этим особое значение приобретает поиск перспективных моделей развития миссионерства РПЦ, который невозможен без обращения к историческому опыту распространения православия. Таким образом, актуальность изучения проблемы миссионерской деятельности РПЦ в рассматриваемый период представляется вполне закономерной и обоснованной.

1 Выступление Святейшего патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Церковный вестник. 2010. № 23 (444) декабрь. С. 2

Состояние научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные данной теме, можно условно разделить на три группы: дореволюционного периода (конец XIX в. - 1917 г.), советского (1917 г. -начало 1990-х гг.) и новейшего (с 1990-х гг. - до нашего времени).

Исследования, относящиеся к первой группе, в количественном отношении преобладают, так как изучение этого направления в деятельности РПЦ имеет давние традиции. Анализ литературы второй половины XIX -начала XX вв. свидетельствует, что авторы прекрасно владели фактическим материалом по истории миссионерской работы РПЦ, что и определяет ценность их исследований. Однако в силу идеологической ангажированности они подходили к рассмотрению сущности религии исключительно с идеалистических позиций. Миссионерство в русле официального православия представители данного направления считали необходимым для нормального существования государства и общества. В таком аспекте, в частности, написаны труды П.В. Знаменского, Ф.И. Титова, С.Г. Рункевича1, посвященные церковной истории синодального периода. В меньшей степени клерикальный подход присущ исследованию П.В. Верховского , отличающемуся большой информативностью и скрупулезным отношением к фактам. Впрочем, следует отметить, что миссионерская проблематика ни у одного из названных авторов не является основным предметом исследования, а рассматривается лишь в русле истории РПЦ.

Необходимо уделить особое внимание специальным работам православных миссионеров, в которых они обобщали свой накопленный опыт

О

(В.М. Скворцов, И.Г. Айвазов, М.А. Кальнев, Д.И. Боголюбов и др.) . Они

1 Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. СПб., 1871; Титов Ф.И. Император Александр III и православная церковь в его время. Киев, 1901; Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1900

о

Верховский П.В. Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XIX столетиях. Варшава, 1912

Скворцов В.М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897; Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914; Кальнев М.А. Как опознать хлыстов и скопцов, отрицающих свою принадлежность к

5

рассматривали миссионерство РПЦ в контексте государственной политики Российской империи. Так, В.М. Скворцов оценивал миссионерскую деятельность с позиций доктрины «Православие. Самодержавие. Народность». Он полагал, что «Православие и Самодержавие, общественная и бытовая жизнь русского народа — всё это так тесно, так органически связано между собою вековою историею Руси Святой, что все вопросы веры и Церкви у нас на Православной Руси в то же время суть и вопросы государственные»1. Его взгляды на миссионерскую деятельность РПЦ разделял И.Г. Айвазов, который в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались как отдельными изданиями, так и в журналах «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник», «Вера и разум». Основной темой его исследования было изучение русских сект, в особенности хлыстов, скопцов, духоборов и молокан. В своих работах И.Г. Айвазов стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют рассмотреть многие вопросы зарождения, распространения сектантства и его взаимоотношений с православными миссионерами. Другой известный миссионер М.А. Кальнев, работавший в Херсоне, полагал, что РПЦ следует в своей миссионерской работе опираться прежде всего на все слои населения страны, а не только на государственные институты: «Наша миссия станет на истинный свой путь, когда станет миссией народной»2. М.А. Кальнев много общался с сектантами, способствовал их обращению в православие, поэтому его многочисленные работы по миссионерским вопросам среди представителей различных религиозных движений страны имеют особую значимость для разработки нашей проблемы. Его точку зрения, касающуюся миссии РПЦ поддерживал

секте, и какие меры борьбы с ними. Одесса, 1911; Боголюбов Д.И. За веру и церковь православную (из записок миссионера). СПб., 1905

1 Скворцов В.М. Деяния Третьего Всероссийского миссионерского съезда в Казани. Киев, 1897. С. 26

2 Кальнев М. Русские сектанты. Одесса, 1911. С. 331

6

Санкт-Петербургский епархиальный миссионер Д.И. Боголюбов. В своих трудах он выступал против использования мер государственного принуждения в работе православных проповедников. Опираясь на личный опыт, Д.И. Боголюбов уделял особое внимание разработке методических рекомендаций начинающим миссионерам, которые также интересны в научном отношении для изучения истории миссионерства РПЦ.

Следует выделить еще одно направление в области исследования миссии РПЦ конца XIX - начала XX вв., которое представляли И. Юзов, A.C. Пругавин, В.И. Ясевич-Бородаевская и др1. Занимаясь преимущественно историей народных религиозных движений, эти исследователи критически оценивали миссионерскую деятельность РПЦ, видя в ней фактор духовного закрепощения масс. Так, русский публицист и активный участник «хождения в народ» И. Юзов, основываясь на богатом фактическом материале, в своих книгах подчеркивал, что использование в миссионерской работе РПЦ мер репрессивного характера является причиной нарастающего антагонизма между православными проповедниками и населением страны. С его точки зрения, отпадение от РПЦ - форма протеста русского народа против начал, положенных в основу государственного строя Российской империи (православие, самодержавие, народность). В том же ключе написаны работы известной революционерки, юриста, одного из авторов закона о религиозной свободе 1905 г. В.И. Ясевич-Бородаевской, которая в течение 25 лет непосредственно находилась в тесном общении с представителями народной среды. Она изучала их быт, конфессиональные воззрения и контакты с православными миссионерами. Результатом этих исследований стало издание ряда книг, в которых автор открыто симпатизировал многим религиозным группам страны, стараясь показать читателю их историческое и культурное

1 Юзов И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. СПб., 1881. Пругавин A.C.

Значение сектантства в русской народной жизни // Русская мысль. 1881. №1; Он же.

Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Вып. 1-2. М., 1906; Ясевич-

Бородаевская В.И. Сектантство в Киевской губернии: Баптисты и малеванцы. СПб., 1902;

Она же. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по

старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. СПб., 1912 и др.

7

значение для России. В.И. Ясевич-Бородаевская рассматривала возникновение религиозных групп как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену отжившей религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества. В своих трудах она аргументированно доказывала некомпетентность и грубость многих православных миссионеров, указывала на «отжившие» формы и методы их работы. Особую ценность в трудах В.И. Ясевич-Бородаевской представляет анализ законодательства Российской империи, посвященный регулированию отношений православных проповедников и представителей других религиозных течений страны. Взгляды В.И. Ясевич-Бородаевской доводит до логического завершения русский публицист, революционер-народник A.C. Пругавин, который выступал за полное равноправие всех конфессий на территории Российской империи. С его точки зрения следует отделить РПЦ от государства, для того чтобы лишить православных миссионеров возможности применять карательные меры к лицам, исповедующим другие веры. Для диссертационного исследования труды A.C. Пругавина важны еще и тем, что они основаны на материалах ряда провинциальных архивов и включают в себя статистические данные о последователях тех или иных религиозных конфессий страны.

Однако необходимо учитывать тот факт, что представители данного направления в дореволюционный историографии миссионерской деятельности РПЦ с целью пропаганды определенных общественных идей часто идеализировали деятельность различных религиозных движений в стране, что придавало их работам тенденциозный характер. Это обстоятельство подчеркивал этнограф и исследователь русской религиозной жизни конца XIX - начала XX вв. социал-демократ В.Д. Бонч-Бруевич: «Почти постоянное несчастье A.C. Пругавина в его исследованиях... заключается в том, что в огромном большинстве случаев он никогда не имеет дело с живыми людьми...,

а обыкновенно только с книгами..., что, конечно, весьма плохо отражается на самой значимости его наблюдений и выводов»1.

Таким образом, по мнению соискателя, несмотря на достаточное количество работ, посвященных РПЦ и ее миссионерской деятельности, в дореволюционной историографии не сложилось традиции объективного исследования миссионерской деятельности РПЦ, а отрывочные сведения по данной проблеме, представленные авторами с разными методологическими установками, не были объединены в обобщающем труде.

В советской историографии изучение православного миссионерства стало предметом ортодоксальной критики. В этот период все события и факты, отражающие взаимоотношения государства и церкви, рассматривались исключительно с точки зрения господствовавшего марксистско-материалистического мировоззрения; при освещении данной проблемы десятилетиями доминировал односторонний подход. Кроме того, ученые советского периода были ограничены жесткими идеологическими парадигмами в суждениях о религиозной политике РПЦ. Общий резкий тон оценок был задан работой советского историка религий Н.М. Никольского «История русской церкви»2, впервые изданной в 1930 г. Рассматривая РПЦ как «верную слугу царизма», этот автор обратил внимание на неудачи церкви в миссионерских мероприятиях конца XIX в. Он указывал на симптомы ослабления церковного влияния на народ, проявлениями которого, по его мнению, стали малая эффективность церковно-религиозных средств по «одурманиванию народной массы», многочисленный переход православных христиан в сектантство, старообрядчество, рост атеистических настроений в среде интеллигенции и рабочих.

Линию Н.М. Никольского в оценке церковной деятельности до 1917 г. в 1960-1970-е гг. развил крупный исследователь религиозно-общественных

1 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф.369. К.70. Ед.хр. 16. Л. 1

2 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983

9

движений в России А.И. Клибанов. Он доказывал, что появление и распространение нетрадиционных религиозных учений в Российской империи было ничем иным, как формой политического протеста, облеченного в религиозную оболочку1. Соответственно, миссионерская работа РПЦ рассматривалась А.И. Клибановым как один из инструментов поддержания старого социального порядка. О борьбе РПЦ с нарождающимся революционным движением при помощи «религиозного просветительства» писали несколько позже профессор Института научного атеизма Академии общественных наук СССР Н.П. Красников и видный специалист по истории России XIX — начала XX вв. П.Н. Зырянов . Следует отметить, что, несмотря на «идеологизированность», монография последнего авт