автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.16
диссертация на тему:
Мода как форма театрализации жизни

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мильман, Андрей Львович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.16
Диссертация по искусствоведению на тему 'Мода как форма театрализации жизни'

Текст диссертации на тему "Мода как форма театрализации жизни"

61: М-1Ч!кО-1

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

А.Л.МИЛЬМАН

МОДА КАК ФОРМА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ (ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -доктор искусствоведения ТАСАЛОВ В.И.

Москва - 1998

ВВЕДЕНИЕ -

Мода.как объект теоретического исследования имеет достаточно долгую историю, чтобы не пытаться начинать новое ее исследование как бы с "чистого листа".Предысторией научного изучения моды можно считать многочисленные "наброски" самых различных мыслителей. Эти наброски,хотя и не могут рассматриваться даже как попытки исследования самой моды,но очень часто используются исследователями моды в качестве интереснейшего материала, создающего почву для для плодотворных теоретических обобщений1.

Первые знаки серьезного внимания теоретической мысли к моде относятся к 60-м годам прошлого века, и до начала 20 века она не выходила за рамки аналитическо-этнографического подхода^.

По мнению ряда исследователей, в научной литературе о моде при всем многообразии подходов к проблеме, разработанных за этот период, можно выявить три основные тенденции, "три основных взгляда на моду: I) мода как совокупность форм культуры, характерных для определенного общества,класса или периода времени; 2) мода как особый тип культурных изменений и соответствующих им форм; 3) мода как фактор, вызывающий к жизни сами

3

эти изменения и формы" .

К первой тенденции следует отнести исследования, сводящие понимание моды к совокупности отдельных "мод" как конкрет-

1. См., напр.: Толстых В. И. Мода как социальный феномен, Кантор K.M. Мода как стиль жизни. В сб.: Мода: за и против. М.,1973, с.7-39, 141-203.

2. См.об этом: Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982, с.12.

3. Васин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.40.

но-исторических форм культуры"1". Подобная точка зрения справедливо квалифицируется как упускающая самостоятельное значение моды 2

в культуре и рассматривающая моду как явление, не заслуживающее к себе серьезного отношения^.

Ко второй тенденции относятся все попытки рассмотрения моды как формы "изменчивости культурных форм"4. Исследователи в данном случае исходят из того, что мода является самостоятельным феноменом. Предпринимаются попытки выявить "вещество моды", позволяющее рассматривать ее как самостоятельный феномен,которые, однако, натыкаются на неспособность найти точные критерии, необходимые для определения моды на фоне прочих культурных перемен. Одинаково не срабатывают как количественные критерии, ограничивающие понимание моды кратковременностью и скоротеч-

5

ностью перемен ,так и попытки свести "качество" моды к поверхностным случайным изменениям^, когда по образному выражению одного из исследователей мода рассматривается "...как легкая

простуда, которая периодически поражает общество, но не за-

7

трагивает его основ" .

1. См., напр.: Липе Ю. Происхождение вещей. М., 1954,с.56,62.

2. См.: Басин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.42.

3. См.; Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1974.

4. См., напр.: Blumer H.G. Fashion. In "International Encyclopedia of the social Sciences", 1968, vol.5, pp.341-343.

5. См., напр.: Sapir E. Fashion. In "Sociological theory". N.Y., 1956, pp.238,244; Simmel G. Fashion.- "American Journal of sociology", 1957, vol. 62, N6, pp.547-548.

6. См., напр.: Bernard L.L. An introduction to social psychology. N.Y., 1926,pp.545-547; Blumer H.G. Fashion, p.354; Kroeber Ä.L. Anthropology. N.Y.,I948, p.342; Sapir E. Fashion.L.,1965,pp.251-252; Simmel G. Fashion. L., 1964, p.557; Smelser N.J. Theory of collective behaviour. L., 1962, p.172.

7. Петров JI.В. Мода как общественное явление. Л., 1974, с.4.

Подобная точка зрения не позволяет выйти за рамки описательного характера исследования моды и способствует отождествлению ее с теми сферами культуры, в которых она проявляется, в результате чего упускается то исключительно важное обстоятельство, что "в качестве знаков социального положения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры. Это могут быть различные материальные и духовные ценности (одежда, автомобили, жилище, книги, вкусы, взгляды), местожительство и способы проведения досуга, принадлежность к определенным организациям (клубам, церковным общинам, партиям) и т.п."^". При этом, исследуя моду, следует отчетливо осознавать, что если "...объекты выступают в роли знаков модных ценностей, то различия, к примеру, между юбкой, холодильником и прической ста-

2

новятся малосущественными" .

К третьей тенденции исследователями относятся все попытки рассмотрения моды как особого фактора, вызывающего перемены в

3

культуре . И поскольку внимание исследователей привлечено здесь уже не к следствию (переменам),а к причинам, его вызывающим, в этих работах преодолевается описательность исследования моды, присущая "второй" тенеденции.

При этом причины возникновения модных перемен видятся исследователям по-разному. Диапазон возможных вариантов понимания первопричины модных изменений достаточно широк: от эротических

1. Басин Е. Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с. 58.

2. Гофман А.Б. Дизайн и мода. "Техническая эстетика", 1983,

N6, с.5

3. См. -.Anderson N. and Ishwaran К. Urban Sociology. L., 1965,p. 156; Спенсер Г. Основания социологии. СПб.,1898, т.П, с.223; Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1892, с.169,197-198,330; Харузина В. Этнография. М., 1914, с.234.

мотивов человеческой природы до изначально заложенного в ее

2

основу стремления к переменам . При этом все многообразие теоретических моделей "двигателя" модных изменений сводимо к тем или иным особенностям, изначально заложенным в саму природу человека. И трудно, конечно, не согласиться с тем, что подобные

трактовки природы моды "...к сущности моды...отношения не име-

3

ют и многих осбенностей этого феномена не объясняют" .

Социально-психологическая трактовка4 природы моды включает ее в значительно более широкий круг сил влияния и в этом смысле намного более эффективна. В этом русле "теория моды" обогатилась понятиями "подражание", "внушение", "сочувствие", выявлением различных ролей "модников" (понятия "лидер" и "имитатор" модных новшеств), в научный обиход были введены понятия "модная норма" и "идеальные культурные модели" , вокруг которых происходит развитие моды. Многие из идей, родившихся в науке под воздействием социально-психологического подхода, прочно укрепились в теоретической литературе о моде и до сих пор оказывают серьезнейшее влияние на современных "теоретиков моды". Так, например Пьер Бурдье, один из наиболее влия-

1. См., напр.: Cochrane W.W., Bell C.S. The economics of consumption. N.Y., 1956, p.89; Lindesmith A.R., Strauss A.L. Social psychology. N.Y., 1956,p.326; Youxall H.W. A fashion of life. L., 1966, p.52.

2. См., напр.: Bernard L.L. An introduction to social psychology, p. 556; Keesing F.M. Cultural anthropology. N.Y., 1958., p.343.

3. Васин Е.Я., Краснов B.M. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с. 50.

4. См.,напр.: Burtt Н.Е. Psychology of advertising. N.Y.,I938, p.83; Waite W.C. Economics of consumption. N.Y.,I928, pp.II9-I20.

5. См.: Richardson J. and Kroeber A.L. Three centuries of women's dress fashion:a quantitative analysis. - "Anthropological Records",1940, vol.5, N2, p.150; Kroeber A.L. Anthropology, N.Y., 1948, p.66; Smelser N.J. Theory of collective behaviour. L., 1962, pp.12, 20-21, 47.

тельных в сфере западно-европейских исследователей моды, активно развивает социально-психологические подходы к исследова-I

нию моды

Наряду с социально-психологической концепцией исследования, получила развитие и социологическая, у истоков которой стоит Г.Зиммель, сформировавший так называемую "элитарную концепцию моды". И хотя в трудах этого исследователя не учитывается самостоятельная природа феномена моды^, однако именно он впервые исследовал моду как цикличное явление и указал на ее связь с иерархической структурой общества.

Приоритет Зиммеля в этих вопросах признавали и социологи, продолжившие позже исследование моды, хотя и подвергли жесткой и конструктивной критике абсолютизацию элитарного приоритета в рассмотрении механизмов развития моды и неспособность выявления специфики модных изменений в ряду прочих видов культурных инноваций.

Социологической концепции Зиммеля "наследовал" Блумер, который первым из серьезных социологов, изучавших моду, исследо-

3

вал практику профессиональной модной индустрии . Однако в наиболее "чистом" своем виде социологический подход к исследованию моды развивается Смелсером, стремящимся к максимально возможному искоренению "психологизма" в исследовании моды4.

Особо следует выделить литературу о моде, носящую "при-

1. См.: Bourdieu P. Sociology in Question. L., Thousand Oaks, New Delhi, 1993, pp.I08-II6.

2. Басин Е.Я., Краснов B.M. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.41.

3. См.: Терин В. Мода в социологиии. "Декоративное искусство СССР", 1970, N9, с.43-44

4. Басин Е. Я., Краснов В. М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Мода: за и против. М., 1973, с.55.

"прикладной" характер, в первую очередь, литературу о маркетинге модной индустрии.

Специфика рынка товаров модной индустрии заставляет маркетологов все чаще обращаться к самостоятельным теоретическим изысканиям, предметом которых, по сути дела, является исследование моды. Такова, например, концепция визуального маркетинга, предложенная Г.Вербург (Голландия).

Строго говоря, любая попытка предсказать будущее моды как явления требует от исследователя досконального знания той реальной почвы, на которой произрастают модные тенденции,а именно потребительского рынка.

Не случайно авторы работы "Изменение внешнего вида, понимание одежды в современном обществе""^, исследующей вопросы теории моды, практически весь раздел, в котором рассматриваются теоретические механизмы прогнозирования модных тенденций, посвятили изучению маркетинговых исследований, пониманию модных тенденций. Исследованию этих же проблем посвящен и ряд других серьезных работ и одной из наиболее результативных является

9

"Модный бизнес. Дизайн, производство и маркетинг" .

В последнее время исследователи моды самых различных направлений все чаще возвращаются к вопросу о необходимости и возможности некой интегративной теории моды. Дискуссии, развернувшиеся на страницах "Журнала исследования текстиля и одежды" (Международная ассоциация текстиля и одежды, США), сфокусировали в "модной" проблематике самые различные подходы:

1. См.: Sporles G.В., Burns L.D. Changing Appearances, Understanding Dress in Contemporary Society. N.Y., 1994, pp.288-293.

2. См.: Burns L.D., Bryant N.O. The Business of Fashion. Designing, Manufacturing, and Marketing. N.Y., 1997.

от прикладных маркетинговых1 до общетеоретических2.

В результате все более активизируется интегративный взгляд на конкретную практику моды с общетеоретических позиций. Появился ряд исследований, рассматривающих конкретно-прикладные аспекты сектора моды (от дизайна до сбыта) с помощью методов теоретического анализа. В частности, следует упомянуть

3

книгу "Мир моды" , ставшую настольной в равной степени как для практиков-модельеров, так и теоретиков-исследователей моды.

Однако особую практическую значимость и теоретическую ценность в ряду подобных интегративных исследований моды приобре-

4

тает литература, исследующая ее художественный потенциал , которая при ярко выраженном теоретическом подходе к изучению моды, самым неожиданным образом перекликается с прикладными исследованиями5 в трактовке феномена моды.

Весомый вклад в исследование моды внесла литература, посвященная изучению специальных прикладных вопросов модной индустрии. Так, работы, рассматривающие методы постановки модных

шоу, исследуют целый круг понятий из истории театрализации мо-6

ды и содержат попытки систематизации практических методов ее 7

театрализации . Именно в подобной литературе уделяется наибо-

1. См.: Kean B.C. The Role of the Fashion System in Fashion Change: A Response to the Kaiser, Nagasawa and Hutton Model. "Clothing and Textile Research Journal". 1997, vol.15, N3, pp.172-177.

2. См.: Hamilton J.A. The Macro-Micro Interface in the Construction of Individual Fashion Forms and Meanings. "Clothing and Textile Research Journal". 1997, vol.15, N3, pp.164-171.

3. См.: Diamond J., Diamond E. The World of Fashion. N.Y., 1997.

4. Cm.: DeLong M.R. The way we look. A Framework for Visual Analysis of Dress. Ames, 1987.

5. См.: Pegler M.M. Visual Merchandising and Display. N.Y.,I995.

6. См.: Everett J.C., Swanson K.K. Guide to Producing a Fashion Show. N.Y., 1993, pp.5-9.

7. См.: Там же, с.19-35.

лее серьезное внимание методологической разработке такого важного в практике моды, но недостаточно теоретически осмысленного феномена, как модель"'".

Определенный вклад в накопление знаний о феномене моды вносят и работы, исследующие модную графику, иллюстрацию моды^. Литература по вопросам практического дизайна одежды^, также может рассматриваться как источник знания о моде, хотя, как правило, само понятие о ней не выходит за рамки практических проблем модной индустрии.

Отдельное место в литературе, основательно затрагивающей проблематику моды, занимают работы, изучающие вопросы маркетинга. Очень важно, что внимание в них фокусируется не только на роли моды как механизма регулирования спроса, но и на изучении самого феномена моды, в частности на методологическом основании таких сущностных для теоретического понимания моды

вопросов, как процесс модной адаптации, модный цикл, устарева-

4

ние модной тенденции .

Исследование моды в отечественной литературе достаточно долго и трудно преодолевало идеологически-оценочный взгляд на

моду, который не только придавал определенную "окраску" иссле-

5

дованиям, но подчас и вовсе заменял собой научный подход . Сле-

1. См.: Everett J.C., Swanson К.К. Guide to Producing a Fashion Show. N. Y., 1993, pp.I0I-II6.

2. См.: Stipelman S. Illustrating Fashion - Concept to Création. N.Y,, 1996; Drake N. Fashion Illustration Today. L., 1994.

3. См.: Gersten R. Fashion Art for the Fashion Industry. N.Y., 1989; EberleH., Hermeling H. and others. Fashion. In the "Clothing Technology...from fibre to Fashion". Haan-Gruiten. 1995.

4. См.: Ostrow R., Smith S.R. The Dictionary of Marketing. N.Y., 1988, pp.96,97.

5. См.: Браверман А. С. Об основных принципах развития современной одежды. Переславль-Хмельницкий, 1956.

ды оценочности во взгляде на моду отчетливо проявляются прежде всего хотя бы в том, что единственный в своем роде в отечественной литературе сборник философских (во всяком случае, теоретических) статей о моде был назван "Мода: за и против". Именно так зачастую исследовалась мода в отечественной литературе 60-80 годов. Однако в этот период ее исследователями было внесено много конструктивных и плодотворных идей в теоретическое знание о моде. В ряде статей того же сборника "Мода: за и против", пожалуй, впервые в отечественной литературе был.дан

подробный обзор состояния вопроса в литературе прошлых веков"'"

2

и в исследованиях XX века , рассмотрен феномен моды на фоне

3 4

проблематики образа и стиля жизни , предложены философско-ме-

5

тодологические подходы к аксиологии моды .

Активно способствовали конкретизации теоретических представлений и уточнению знания о моде публикации журнала "Декоративное искусство СССР". К ее проблематике здесь обращались представители самых различных областей знания: эстетики, социологии, логики, истории костюма. Однако попыток какого-либо обобщения столь разных точек зрения и методологических позиций не предпринималось.

В этой связи особое место в развитии научного знания о моде занимает литература по теории моделирования одежды. Исследования Т.В.Козловой создали исключительно плодотворный для это-

1.Cm.: Толстых- В.И. Мода как социальный феномен. В сб.: Мода: за и против. М., 1973.

2. См.: Васин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды. В сб.: Там же.

3.См.: Толстых В.И. Мода как социальный феномен. В сб.: Там же.

4. См.: Кантор K.M. Мода как стиль жизни. В сб.: Там же.

5. См.: Любимова Т.Е. Мода и ценность. В сб.: Там же.

го проблемный контекст, так как фактически тут впервые была

предпринята попытка теоретического осмысления моды с точки

I

зрения теории и практики дизаина одежды .

' В целом, говоря о состоянии вопроса в исследовании моды, можно признать, что, безусловно, как по объему, так и по своей методологической разработанности специальная литература, исследующая отдельные аспекты моды и формы ее проявления, преобладает над исследованиями, имеющими обобщающий характер и ставящими своей целью осмысление феномена моды в целом. С одной стороны, это осложняет нашу работу, вынуждая держать в поле зрения одновременно большой массив узкоспециальной литературы. С другой стороны, безусловно, накоплен объемный материал, позволяющий сделать необходимые обобщения и теоретически осмыслить феномен моды в целом.

Тяга дизайна одежды к теоретической саморефлексии тем более понятна, что подобная потребность никак не противопоставляет моделирование одежды другим сферам проектирования. На сегодняшний день "...теоретическая и методологическая работа в

дизайне имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное

2

творческое значение" . Убедительность результатов гуманитарного осмысления проблем методологии проектирования не просто создает возможность, но и вынуждает переосмыслить проектную культуру дизайна одежды в соответствии с произошедшими в современной культуре переменами.

1.См.: Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982, с.12-16; Основы теории проектирования костюма. Под ред.Козловой Т.В. М,, 1988, с.29-41.

2. Генисаретский 0.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1990, с.34.

Искусств�