автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Взаимодействие моды и театра в современной культуре
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие моды и театра в современной культуре"
На правах рукописи
Бакеркина Оксана Артуровна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОДЫ И ТЕАТРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
1 О М ^ '1 Т!""}
хи
005043188
Челябинск-2012
005043188
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Научный руководитель
доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор Костерина Алла Борисовна
Официальные оппоненты:
Закс Лев Абрамович, доктор философских наук, профессор, НОУ ВПО Гуманитарный университет (г. Екатеринбург), ректор;
Сумской Павел Федорович, кандидат культурологии, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения
Ведущая организация
Екатеринбургский государственный театральный институт
Защита состоится «18» мая 2012 г. в 11.00 часов на заседании объединенного совета ДМ 210.020.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 09.00.13 и 24.00.01, созданного на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств, по адресу 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, ауд. 206 (конференц-зал).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Автореферат разослан 18 апреля 2012 года
Ученый секретарь диссертационного совета
Тарасова Юлия Борисовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Жизненное пространство XXI века, представляет собой синтез различных, более или менее кратковременных, ситуаций, в каждой из которых действуют свои правила. Это требует от индивида определенной установленной степени соответствия, которая достигается путем следования моде, пронизывающей весь образ жизни современного человека. Повседневное участие личности в актах внешнего перевоплощения логично влечет за собой разрушение традиционных культурных ценностей и предполагает формирование новых, современных форм человеческого самоосознания и самоорганизации. Используя многообразие товарного рынка вещей, индивид способен создать правильно считываемый и соответствующий ситуационной реальности образ, который становится предпочтительнее реального.
Действительность сегодня заменяется постановочным действием, реальность - иллюзией. Человек сознательно начинает вести себя как бы на подмостках, изображая что-то, придавая своим жестам и поступкам символический смысл (Н.Евреинов). Мерилом «правильной» красоты современного общества становится мода, которая устанавливает правила восприятия эстетики своей эпохи, одновременно отражаясь в ней.
Быстрая смена бытовых ситуаций определяет иррациональность поведения и одновременно объясняет проникновение в реальность поведенческих и внешних штампов из зрелищных видов искусств, таких как театр и кино. Логичным становится главенство перфоманса в жизненном пространстве общества, предполагающее динамически-активное поведение участников. Принцип театрализации выступает как основа, формирующая индивидуальное сознание личности. Взаимодействие людей в обществе требует от каждого заучивания «роли», являющейся нормой. Бытие превращается в игру репрезентаций, представляющих импровизации на всех сценах общественной жизни, осуществляющихся через театральность.
Включая человека в социальную реальность, построенную по задаваемым моделям, а также использующую в повседневности игровое начало, режиссирование ситуаций и зрелищность, общество, тем самым, определяет его как участника некоего театрализованного действа. В этих условиях знаковая суть внешнего вида и поведения становятся преимущественно существенными для обеспечения комфортного существования индивида. Одежда и грим, в данном случае, выступают в качестве «предмета» театральности - маски. Используя внешние атрибуты для театрализации жизни, человек наполняет ее видимым смыслом и подчиняет своей воле. Создавая ситуативный образ при помощи одежды, косметики, необходимого набора фраз и жестов, индивид имеет возможность быстро ориентироваться в окружающем пространстве. Он становится то - зрителем, то - автором, то — актером, что, подчас, лишает личность собственной идентичности. Ежедневно вовлекаясь в иллюзорное пространство, человек начинает представлять себя его частью. В этой ситуации
непроизвольно происходит синтез моды и театра: одна увлекает возможностью манипулировать внешними атрибутами для перевоплощения, другой, предлагает срежиссированные типы демонстрации нового образа в окружающей реальности.
Мода определяет тотальную визуализацию внешней составляющей личности. В знаковой системе одежды и моды отражается объективный мир, его восприятие и воспроизведение. Стремление моды к социальности театрально - мода любуется сама собой, являясь зеркалом, отражающим желаемый образ. Виртуализация сознания, характерная для современной действительности, приводит к тому, что человек начинает воспринимать мир как игровую среду. Логичным и верным становится подход к рассмотрению моды через призму тотальной театрализации социума.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что, с началом эпохи промышленной революции, наблюдается параллельная активность театра и моды, во многом базирующихся на сходных проявлениях в реальности (зрелищность, перевоплощение, игра, демонстративность, получение удовольствия), в части влияния на развитие социума, научного осмысления тема их взаимовлияния в обществе постмодерна, определяющемся театрализацией действительности, не получила. Театральность как эстетическая категория режиссерского и актерского мастерства К.С.Станиславским, В.Э.Мейерхольдом, А.Я.Таировым. Н.Н.Евреинов описывает феномен театральности в формате жизненного пространства. Его идеи получают развитие в работах И.В.Утехина. В XX столетии феномен театральности описывали представители семиотики П.Пави, В.Ф.Колязин, М.Я.Поляков. Что касается моды, то, казалось бы, естественная для нее театральность присутствует без глубокого анализа этого явления в описательном формате в литературе по истории костюма. Научные публикации, в которых непосредственно рассматривается проявление театрального в моде, отсутствуют. Поэтому теоретическая база исследования опирается в основном на работы философов, историков, искусствоведов, культурологов, социологов, изучавших феномены моды и театра безотносительно друг к другу.
Философы и искусствоведы рассматривают моду как специфический вид межличностной коммуникации, особый способ обработки социальной информации (Л.В.Петров), как своеобразный «культурный фильтр» (Ж.Липовецки). Современное состояние социума, определяющее равноправный обмен ценностями и возможность для многих подражать многим, на первый план выдвигает знаковую составляющую моды, что определяет ее изучение с точки зрения символизма и соотношения общего и личного (Г.Блумер, Р.Барт, П.Бурдье, Ж.Бодрийяр, Г.Эрнер, А.М.Горбачева, Г.П.Дудчикова, Т.В.Козлова, Г.Х.Казбулатова, М.Н.Мерцалова, Р.А.Степучев). Отечественные и зарубежные авторы рассматривают моду через изменение социального диалога между элитой и народом (Ж.Бодрийяр, А.Б.Гофман, Д.И.Дубровский, Н.А.Ермишина, Л.А.Масапкова, Р.Б.Фишман, Л.И.Ятина). Для современных философских и социологических трудов, посвященных моде, традиционным является выявление проблем ее сущности, социальных функций и ценностно-
нормативной природы. С точки зрения эстетики, например, мода исследуется в аспекте специфического проявления ценностного отношения человека к миру, как особая сфера художественной деятельности человека, подчиненная эстетическим требованиям эпохи (А.П.Белик, И.В.Григорьева, В.И.Казаринова, Т.В.Козлова, З.Л.Савдагарова, Н.Т.Савельева, А.Г.Харчев). Изучается функциональность и экономическая эффективность моды в современном обществе (А.Линч, Д.Бэлл, Л.Горалик, Л.В.Архипова, С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Политологи определяют значимость моды для возможности продвижения идеологии того или иного класса, программы различных партий и общественных движений (И.С.Кон, И.В.Бандура, Т.А.Есина, О.А.Феофанов).
В значительной части работ, посвященных моде, ее изучение ограничивается рамками истории костюма. (Ш.Зелинг, В.Б.Богомолов, А.А.Васильев, В.В.Кандинский, Т.В.Козлова, К.С.Малевич, М.М.Мерцапова, Л.В.Орлова, Ф.М.Пармон, Т.К.Стриженова). В результате этого происходит смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», или рассматривается сугубо эстетическая функция моды, что, безусловно, мешает выявлению глубины ее сущности, хотя именно в этих исследованиях зачастую выявляется непосредственная связь моды и театра.
В последние десятилетия к данной тематике добавилась теоретическая разработка вопросов модного дизайна, касающаяся одежды, интерьера, жилой и промышленной архитектуры, предметов быта, офисного и производственного оборудования и т.д., а также изучение проблем моды, характерных для молодежных и иных субкультур. Большой массив научных работ составляют социально-психологические, где мода рассматривается как возможность психологического воздействия на личность в процессе общения, как форма массового поведения (Э.Гобло, Э.Сепир, Р.Барт, Г,Блумер, А.Б.Гофман, М.И.Килошенко, Г.М.Андреева, А.В.Коваленко, Б.Д.Парыгин). Следование моде трактуется и как способ эмоциональной разрядки, обусловленный стремлением к разнообразию жизни и бегству от действительности.
Поэтому для изучения участия моды в театрализации бытия в диссертационном исследовании был использован широкий круг театроведческих работ зарубежных и отечественных исследователей (А.Бадью, Ж.Кокто, А.Арто, А.Камю, Ф.Аррабаль, Р.Барт, А.Юбесфельд, Е.Гротовский, Н.Н.Евреинов, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, И.В.Утехин, М.Я.Поляков, Г.А.Товстоногов, С.М.Волконский, Г.Н.Бояджиев, Ф.А.Степун, В.Е.Хализев, Г.Ю.Стергаш, А.Б.Костерина), изучающих вопросы функционирования театра как вида искусства. Феномен театральности взаимосвязан с теорией «карнавала» М.М.Бахтина, «смехового мира» Древней Руси Д.С.Лихачева и
A.М.Панченко, идеей маски К.Леви-Стросса, В.Леви, А.Л.Гринштейн,
B.З.Рабиновича, А.В.Толшина и теорией артистизма Ю.Кристевой, Р.К.Бажановой. Театральность моды в исследовании понимается как способ массового ее проявления, поэтому оно включало изучение работ культурологической сферы, рассматривающих вопросы театрализации личности и эпохи в целом и определяющих механизмы воздействия театральности на общественное сознание (И.Хейзинга, Р.Кайуа, О.Клапп,
Ю.Кавамура, А.Линч, М.Ю.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Б.А.Успенский, А.Ф.Лосев, H.A.Хренов, Е.М.Гашкова). Пристальное внимание исследователей к проблеме демонстрационного поведения через потребление предметов роскоши и товарный фетишизм проявилось в XIX веке (К.Маркс, Т.Веблен,
A.Маршалл, А.А.Исаев, А.И.Бутовский). Теория демонстративного потребления получила продолжение в трудах немецких мыслителей Г.Зиммеля,
B.Зомбарта, Ф.Ратцеля. Демонстративность как феномен общества постмодерна отражена в трудах Э.Фромма, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейта, Э.Тоффлера, И.Гоффмана, В.И.Верховина, В.И.Ильина, В.В.Радаева и др. Но, в основном, все исследования рассматривают демонстративное поведение человека в социуме и соотношение его с модой с точки зрения влияния на экономическое развитие общества или узко отражают психологические аспекты демонстративного проявления личности.
Актуальность темы исследования и степень её научной разработанности обуславливает выбор объекта и предмета диссертационной работы, а также её цели и задачи.
Объект исследования: мода и театр в современной культуре.
Предмет исследования: взаимосвязь и взаимовлияние моды и театра в современном социуме.
Цель днссертацнонного исследования - осуществить анализ способов театрализации моды и механизмов проникновения моды в театр как отражение взаимодействия моды и театра в современной культуре.
Цель предопределила постановку следующих задач:
1. Осуществить анализ основных подходов к изучению феномена моды и уточнить концепцию интерпретации данного феномена в контексте темы исследования.
2. Проанализировать театральность и театрализацию как качества, проявляющиеся в театре.
3. Выявить специфику перевоплощения в моде и театре.
4. Определить роль зрителя в театре и в пространстве моды.
5. Рассмотреть влияние сценического образа на культуру повседневности.
Методологические и теоретические основы исследования. Избранная
для исследования проблема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин: культурологии, социальной философии, искусствоведения, маркетинга. Характер исследования обусловил обращение к широкому спектру методологических и теоретических подходов, среди которых можно выделить основные: междисциплинарный системный, культурологический, искусствоведческий. Междисциплинарный подход объясняется многоаспектным предметом исследования и неоднородностью используемого теоретического и эмпирического материала. Обращение к конкретно-предметным воплощениям культуры определило использование комплекса научных методов, адекватных объекту и предмету исследования.
Системный подход предусматривает изучение явлений культуры в их целостности и взаимосвязи. С точки зрения методологии системного подхода использован метод структурно-функционального анализа, позволяющий
рассматривать моду и театр не как сумму отдельных элементов, а в качестве функционирующих открытых систем.
Культурологический подход предусматривает анализ и интерпретацию моды и театра как закономерно возникающих и развивающихся социокультурных феноменов, обусловленных факторами, генерируемыми современным социокультурным пространством. Характерное для современного социума взаимодействие феноменов культуры предполагает возможность прогнозирования появления инвариантных моделей культуры, и выявление реального состояния человеческого бытия.
Искусствоведческий подход выявляет особенности моды и театра как явлений искусства и их роль в формировании эстетики общества.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Структурно-функциональный метод для выявления и анализа отдельных структурных единиц моды и театра и определения их функциональной природы.
2. Синхронический метод для анализа вариативности феноменов моды и театра в одном временном периоде.
3. Диахронический метод для исследования хронологической последовательности процессов трансформации моды и театра.
4. Сравнительно-исторический метод для установления сходства и различий моды и театра и их взаимодействия в современной культуре.
5. Диалектический метод для анализа исследуемой проблемы в контексте выявления общего и различного, характерного для рассматриваемых феноменов культуры.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. Осуществлен анализ феномена моды как специфической формы социальной регуляции человеческого поведения, основными атрибутивными ценностями которой являются демонстративность и игра.
2. Выявлена специфика театральности как качества аккумуляции визуальной составляющей театра (вида зрелищного искусства, высвобождающего духовную энергию человека в воображаемом пространстве и времени), позволяющей личности адаптироваться в быстро изменяющихся условиях жизни общества и театрализации — характерной черты современного социума, как явления превращения нетеатральной реальности в театральную.
3. Раскрыто своеобразие перевоплощения в моде, предполагающем отождествление человека с образом, выбранным для подражания, и в театре, определяющем четкий контроль исполнителя над образом в рамках замысла постановки.
4. Обоснована специфическая роль зрителя в театре и в моде, определяющаяся возможностью общения через взаимоотражаемые образы и по-разному проявляющаяся в коллективном и индивидуальном восприятии зрелищной составляющей феноменов.
5. Определены особенности влияния сценического образа на культуру повседневности в условиях современной реальности, определяемые
возможностью для «многих подражать многим» и главенством визуальной презентационной схемы в коммуникативной системе общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном обществе, отличающемся индивидуализацией сознания, мода определяет для человека личностную экспериментальную практику образного перевоплощения и представляет собой систему правил знакового соответствия, знание и строгое соблюдение которых обеспечивает коллективную идентичность. В современной культуре мода является специфической формой социальной регуляции человеческого поведения, основными атрибутивными ценностями являются демонстративность и игра, требующие постоянного совершенствования творческого процесса перевоплощения от участников моды, что может быть соотнесено с феноменом театра, который опирается на те же ценности.
2. Театр, являясь местом освоения бытия посредством игровой деятельности индивидов, определяет ценностные и поведенческие ориентиры для реальности жизни через художественные образы, являющиеся вымыслами. Творческий процесс сценического действия происходит на глазах у зрителя и совместно с ним, что позволяет фиксировать систему культурных ценностей и форм, создавая стереотипы поведения, и предлагать человеку варианты личностного проявления в бытовых ситуациях. Театральное действие переносится в жизнь, что приводит к проявлению вида театральности, основанной на визуальном воображении. Основой звучания образа становится знаковая составляющая, предполагающая образное внешнее перевоплощение личности. Театрализуется вся окружающая среда. Театральность присущая человеческой природе соединяется с театральностью социума. Ярче всего проявляясь в области одежды и тела, этот синтез становится сильнейшим орудием воздействия на человеческое сознание и фактором формирования общественных ценностей. Театр и мода оказываются, таким образом, на одном игровом поле жизни, формируя мировоззрение современного социума в целом и личности, в частности.
3. Перевоплощение посредством игры предопределяет рассмотрение взаимодействия феноменов моды и театра в современном социуме, в котором наблюдается театрализация всех сфер человеческого бытия. Перевоплощение в моде посредством смены внешней оболочки понимается как наиболее простой и быстрый способ адаптации индивида к действительности, определяющийся тремя составляющими образа: ролью, которую индивид вынужден играть в бытовой среде, маской, ей соответствующей, и выбранным для себя амплуа. Роль, маска и амплуа становятся для субъекта составляющими коммуникативного поведения в обществе. Человек, воспринимающий визуальный образ, создаваемый модой, вовлекается в иллюзорное пространство существования предлагаемого образа-штампа. Иллюзия соединяется с реальностью, человек отождествляет себя с образом, перевоплощение носит массовый характер. Отличие процесса театрального перевоплощения - в необходимости наличия у его участников профессиональных умений, глубины духовных переживаний, способности жить в реальности образа и умения
вернуться в реальность жизни (К.С.Станиславский). В театре иллюзия и реальность отделены друг от друга. Актер, находясь в образе, не идентифицирует себя с ним, четко контролируя его проявления в рамках замысла постановки. Театральное перевоплощение, таким образом, исключает массовый характер.
4. Отношение к зрителю и использование его в театре и моде есть суть разные вещи. Театру необходим зритель, стремящийся к духовному развитию, ищущий в зрелище ключ к познанию самого себя и одновременно провоцирующий на развитие сам театр. В театре зритель получает знак, а не реальную вещь, театр и зритель полноправны и общаются через образы, которые существуют в реальности, но, при этом - искусственны. Для моды интересен зритель, теряющий свободу суждений, подчиняющийся установленным ею тенденциям. Мода направляет сознание зрителя на жажду удовольствия и зрелищ, удовлетворения своих амбиций, использования модного шоу для демонстрации своего «Я», предлагая ему предельно реальный образ. Мода, диктуя свои установки, не советуется со зрителем. Имея принципиально-противоположные цели, мода и театр в современной действительности соединяют пространства искусства и экономики.
5. Влияние театра на культуру одежды (в бытовом понимании) сложилось исторически. Оно усиливается с момента начала прямого участия кутюрье в оформлении театральных постановок. Театрализация жизни, зачастую, определяет полное соответствие театрального костюма бытовому, особенно для постановок по современным сюжетам. Это делается для того, чтобы подстроиться под упрощенную схему визуального общения, характерную для современного социума и облегчить перенос ситуационных штампов со сцены в реальность. Мода, используя в оформлении дефиле статичные декорации, или, сооружая подиумы на улице, упрощает, тем самым, работу фантазии зрителя, направленную на представление существования модной вещи в реальных условиях. Что определяет ее развитие и упрочение позиций в социуме.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие моды в формате современного состояния социума, выявлены функциональные связи моды и театра и определена их значимость в пространстве современной культуры. Проанализирована специфика составляющих моды и театра и выявлен характер взаимосвязи феноменов в исторической динамике.
Практическая значимость исследования. Материалы
диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов, в проведении семинаров и практических занятий по дисциплинам: «Культурология», «История искусства», «История моды», «Эстетика», «Философия», «История костюма», «Дизайн костюма», «Архитектоника Объемных форм», «Культура повседневности», а также «История русского и зарубежного театра». Данный материал может быть продолжен в работах по темам, затрагивающим исследования феномена моды, а также при изучении творчества отдельных художников, скульпторов, архитекторов, режиссеров театра и кино и др. Основные положения и
результаты работы могут быть использованы специалистами в сфере социально-культурной и искусствоведческой деятельности.
На основе материалов диссертационного исследования автором разработаны программы и лекционные материалы по дисциплинам «Дизайн костюма», «Композиция костюма», «Архитектоника объемных форм».
Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии и кафедре теории и истории искусств института искусств Российского государственного профессионально-педагогического
университета. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Современная Россия: путь к миру - путь к себе» (Екатеринбург, 2008); «Мультикультурная современность: Урал, Россия, Мир» (Екатеринбург, 2009); «Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства» (Екатеринбург, 2010); «Полифония культур как креативная основа художественного образования» (Екатеринбург, 2010); «Креативные основы художественного образования» (Екатеринбург, 2011).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография включает 169 наименований. Объем работы составляет 171 страницу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРАЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дается обоснование актуальности темы диссертационного исследования, степень научной разработанности проблемы, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, обосновывается методология, излагается научная новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, формы апробации основных результатов, положения, выносимые на защиту, структура работы.
Первая глава «Теоретико-методологические аспекты исследования моды и театра» посвящена исследованию современных подходов к пониманию сущности моды и театра. Прослеживается генезис феноменов театра и моды, определено их пространство в культуре социума и выявлена целесообразность рассмотрения синтеза театра и моды, проявляющегося в социальной действительности современного общества.
В первом параграфе первой главы «Сущность и основные характеристики моды» рассматриваются традиционные (Ф.Фишер, Г.Лукач, Т.Адорно) и современные концепции подходов к изучению феномена моды, анализируется природа ее возникновения и структура. Выявляется возросшая роль моды в формировании культуры общества на современном этапе, определяющаяся первостепенностью значения индивидуального статуса в жизненном пространстве человека (М.Ю.Лотман). Средством сообщения моды становится непосредственно человеческое тело (Ж.Бодрийяр). Это предполагает ее изучение с точки зрения театрального представления тела, осуществляемого через вещную предметную составляющую - одежду и
определяемые эстетикой времени манеры, жесты, пластику, речь, представляющими знаковую систему моды (Р.Барт, Ж.Бодрийяр, Т.Веблен, Г.Блумер). Копирование, установленных модой эталонов происходит через подражание (Н.Н.Евреинов). Овладение мастерством искусства подражания позволяет человеку посредством внешних составляющих продемонстрировать принадлежность к избранным представителям определенной социальной общности, одновременно отделив себя от менее привлекательных групп. Принцип имитации и подражания, характерный, прежде всего, для искусства театра, определен в качестве основной движущей силы социальной адаптации человека (Г.Зиммель). Демонстративность, выявляющая качественность степени подражания в следовании модному образцу, непосредственно связана с театральностью, так как нацелена на возникновения реакции у окружающих (Г.Зиммель, З.Фрейд, Э.Фром). На основании этого дается несколько определений моды с разных ракурсов ее изучения: культуры, искусства, бизнеса, формы управления сознанием индивида. В данном контексте мода определяется как явление, синтезирующее в себе различные виды искусств, проявляющееся в разных формах и проникающее во все сферы функционирования общества. В исследовании прослеживается генезис моды, и определяются временные точки и условия, способствующие ее распространению в различных социальных пространствах. Дается анализ причин, определяющих массовый характер этого явления в социальном пространстве XXI века. Мода рассматривается через призму коллажирования и эклектичности - универсальных определяющих культуры современного общества массового потребления (В.Зомбарт, Т.Веблен, Э.Богардус). Принцип театрализации выявляется как основа, формирующая индивидуальное сознание субъекта культуры. Из чего делается вывод о логичности главенства перфоманса в жизненном пространстве людей. Что, в свою очередь, позволяет выявить причины первозначимости моды, дающей индивиду возможность манипулировать внешними атрибутами имиджа с целью обеспечения комфортного существования, удовлетворения творческого голода, жажды удовольствия, карьерного роста и самопрезентации, в социуме (А.Гофман). Мода определена как самый демократичный и доступный для всех членов общества вид зрелищного искусства, имеющий основополагающие внутренние ценности, идентичные существующим в феномене театра, что делает необходимым сравнительный анализ их структуры для выявления способов взаимодействия в условиях современной постмодернистской реальности. Мода, в той или иной степени используется всеми членами общества в повседневной реальности. В качестве вывода мода определяется как личностная экспериментальная практика образного перевоплощения в окружающей реальности посредством применения устанавливаемой и контролируемой социумом знаковой системы правил внешнего соответствия.
Во втором параграфе первой главы «Театральность и театрализация как качества театра» рассматриваются взгляды авторов разных искусствоведческих, культурологических и театроведческих концепций на театральность и театрализацию как качества, присущие искусству театра,
имеющего духовно-формирующее и эстетическое содержание. Театральность определяется как способ адаптации личности в быстро изменяющихся условиях жизни; театрализация - как явление, определяющее состояние современного социума. Выявляются их основные характеристики как способов бытия культуры (Аристотель, Еврипид, С.М.Волконский). Отмечается, что зрелищность и театральность, по-разному проявлявшиеся в эволюционном процессе театра, объединились в XX веке, когда общество вывело на первый план визуализацию бытия, сделав театральное пространство местом реализации важных процессов, определяющих культуру уже XXI века.
Интерес к театру в рамках данного исследования объясняется тем, что для него в современном обществе, как и для рассмотренной ранее моды, характерны динамические отношения с другими феноменами культуры. Театр так же, как и мода, способен обеспечить тесное взаимодействие прошлого с будущим через настоящее (А.Бадью), являясь визуальным ретранслятором (А.Юбесфельд).
В параграфе прослеживаются исторические этапы развития театрального искусства и занимаемое им пространство в социуме, выявляются закономерности его проявления в современной культуре, определяется сложившаяся на сегодня структура и степень влияния театра на формирование мировоззрения членов общества. Прослеживается связь театрального действа с обрядовым (М.Элиаде, М.В. Юнисов). Театр рассматривается как место массового общения, формирующее художественно-эстетические, политические взгляды, как арена для высказывания определенных точек зрения, приобретающих императивный характер для присутствующих. Он определяется как источник образов, рожденных воображением и оживших в реальном пространстве сцены (К.С.Станиславский, В.Э.Мейехольд, Е,Гротовский). Отмечается первостепенность условности в театральном действии, без которой невозможно принятие спектакля, совместно создаваемого игрой актера и воображением зрителя. Анализируется символическая природа театра и способы ее воздействия на чувственную составляющую личности через выявленную связь составляющих: перевоплощение, действие, зритель. На основе этого, устанавливаются способы и приемы возможного взаимодействия театра с модой (Н.Н.Евреинов, К.С.Станиславский, А.П.Чудаков)
Определены составляющие театра: действие, перевоплощение, зритель, иллюзия, театрализация и система взаимодействия актер-зритель (Г.А.Товстоногов), в связи с чем, выявляется сущность театрального пространства в аспекте исключительно преобразующей активности по отношению ко всему, вовлеченному в поле его творческой энергии. Отслеживается тенденция к расширению этого пространства до пределов всего социума и как результат этого - тотальная театрализация бытия, проявляющаяся во всех сферах жизни общества и индивида.
Для определения театральности как формы бытия исследуется природа театрального через понятие «игры». Это обусловило проведение сравнительно-сопоставительного анализа игры и театральности, что позволило выявить
характерное в проявлении театральности как культурной игры, определяемой такими составляющими как пространство, правила, роль, сюжет, иллюзия. В исследовании автор опирается на игровые концепции Й.Хёйзинги, Г.Гессе, Х.Ортега-и-Гассета, Э.Финка, Э.Бёрна, Н.А.Хренова, А.Г.Баканурского и философию театра Н.Н.Евреинова. Исходя из того, что в пространстве социума театральность провоцирует индивидуальную импровизацию внутри игровых штампов, рассмотрено соподчинение искусства театра и театральности, проецирующееся на реальность, на основе анализа исследований Ю.М.Лотмана, согласно концепции которого, жизнь выбирает искусство как образец для подражания.
В параграфе анализируется проявление театральности в пространстве современного человека. Для этого рассмотрены существующие подходы к пониманию определения театральности в условиях общества постмодерна и распространения законов театра на любые жизненные процессы. Театральность принимается как всеобщая творческая основа, определяющая жизнь индивида в социуме, как творческий процесс, являющийся способом человеческого познания и общения, как общественная необходимость, непосредственно связанная с культурой эпохи. Анализируется знаковая система театра на базе исследований О.Зиха, Я.Мукаржовского, П.Г.Богатырева. Театральность в социуме определяется как отражение культурной телесности, проявляющаяся в социальных ролях, масках, костюме и определяющая ситуационный образ конкретного индивида и культурный общественно-нравственный облик общества. В свете этого костюм представлен как изобразительный ряд спектакля жизни, который может быть легко прочитан окружающими по набору «говорящих» элементов. Выявляется способность человека создавать иллюзорные формы самоосознания и преодоления одиночества в толпе, используя театральность для самопрезентации в бытовой реальности. Коммуникация личности в обществе рассматривается через призму комуникационной системы в театре, описанной Э.Маркони и А.Роветтой. Театральность принимается в качестве чувственно-воспринимаемой формы выражения общественного характера человеческого существования. Проявления личности в социальной реальности исследуются с точки зрения ее пребывания то в роли зрителя, то в роли актера внутри театрализованного действа, определяемого как жизнь. В контексте этого театральность представляется способностью к необходимости творческого перевоплощения внутри театрализованного пространства реальной действительности.
В качестве вывода к первой главе необходимо заметить, что мода и театр способны удовлетворить потребность индивида в зрелище и в их структуре четко прослеживаются одинаковые составляющие. Во-первых, мода и театр в качестве демонстрационного экрана формируют сценические пространства. Разница заключается в том, что в театральном искусстве в качестве сцены используется ограниченная площадка, а в моде пространство сцены начинает совпадать с пространством социума. Во-вторых, во время модного и театрального зрелища возникает активное коммуникативное общение и внутри зрительской массы, и между исполнителем и зрителем. В-третьих, мода и
театр предлагают человеку непосредственное участие в процессе внешнего перевоплощения, доставляющее удовольствие независимо от ролевого распределения участников действия. В-четвертых, мода и театр на протяжении исторического развития человеческого общества во многом формировали и продолжают формировать эстетический вкус социума, синтезируя в себе различные виды искусств. В-пятых, мода и театр для демонстрации используют одинаковый набор главных элементов: зрелище, перевоплощение, демонстратор, зритель, действие.
Вторая глава «Способы взаимодействия моды и театра в современной культуре» посвящена выявлению и анализу специфики проявления общих структурных составляющих феноменов моды и театра и возможных способов их взаимодействия в культуре современного социума. Определяется значимость и логичность синтеза моды и театра для общества в формате природного желания человека преобразовывать собственную внешность и создавать соответствующее ей окружающее пространство, копируя модный образец в силу инстинкта подражания.
Первый параграф второй главы «Специфика перевоплощения в моде и театре» посвящен анализу общего и различного в процессе модного и театрального перевоплощения.
Перевоплощение в моде посредством смены внешней оболочки понимается как наиболее простой и быстрый способ адаптации индивида к действительности, определяющийся последовательной сменой социальных масок. Человек, воспринимающий визуальный образ, создаваемый модой, вовлекается в иллюзорное пространство существования предлагаемого образа-штампа. Имея возможность примерить на себя желаемый образец, он, тем самым, виртуально вовлекает себя в желаемую среду существования, определяемую социумом. В таком состоянии сознание человека наиболее управляемо, так как современное общество соответствие вещной составляющей утверждает как основу для достижения статуса успешности. А это, в свою очередь, определяет для человека, общества и власти пространство условного знакового общения, что характерно, в первую очередь, для феномена театра. Основным и употребляемым всеми информационным носителем становится костюм (внешний образ), позволяющий личности совершить моментальный акт преображения себя, обращенный на реакцию внешнего зрения, не изменяющий внутренней сущности. Человек является реальным персонажем, происходит разрушение иллюзий, что, в свою очередь, обеспечивает развитие моды.
В современном социальном пространстве активно культивируется принцип потребления, а основой жизнедеятельности и карьерного роста провозглашается креативность. Потребление, определившись в качестве образа жизни, начинает маркировать успешность индивида, позволяя ему демонстрировать свои возможности степенью потребления, самоутверждаясь посредством этого в социуме. Основой существования человека в таких условиях становится «модная» игра, участие в которой в условиях массовой культуры также становится массовым. Модой определяются все новые
статусные вещи и услуги, что ставит личность в ориентационную зависимость от обладания ими. Жизнь индивида превращается в постоянное праздничное участие в процессе потребления новых товаров. Игровой инстинкт человека начинает активно проявляться в самом доступном виде массового искусства — искусстве одеваться (Н.Ф.Федоров). Перевоплощение посредством изменения вещного окружения для определения собственной престижности и статусности, получения модной профессии или одежды из каталога, определяется рамками азартной игры, участие в которой дает человеку иллюзию современности. В результате анализа структуры модной игры, выявлено, что перевоплощение в моде требует от индивида овладения набором необходимых поведенческих презентационных щтампов, используемых при контактах с другими индивидами в реальности, и набора костюмных составляющих, строго определяемых конкретной социальной группой. В исследовании перевоплощения в моде автор опирается на игровые концепции Й.Хейзинги, Н.А.Хренова, Д.Эльконина, анализ модного поведения У.Онквонкво, теорию гламура С.Гандла, теорию «кэмпа» С.Сонтаг (Зонтаг).
Выявлено, что участие в процессе модного перевоплощения не требует от личности специфических способностей или специальной профессиональной подготовки, а это создает иллюзию полностью самостоятельного творчества и повышает самооценку индивида, стимулируя желание публичной демонстрации созданного образа. Отмечается выстраивание презентационных схем для демонстрации модного перевоплощения по принципу театрального спектакля, но в максимально упрощенном варианте — используются только внешние визуальные эффекты. Речь, манеры, жесты и т.п. в этом случае также относятся к элементам внешнего образа, превращаясь в необходимый «аксессуар» для выбранной вещной составляющей. Перевоплощение в форме игры безболезненно и приятно для участников спектакля жизни, и корни этого массового искусства, безусловно, уходят в искусство театра. Модное перевоплощение предполагает одновременное существование личности в роли исполнителя, в роли зрителя и в роли режиссера. Создание индивидуального образа определяется не особенностями внутренней культуры субъекта, а нормами модного внешнего вида и поведения, установленными обществом на данном этапе развития культуры (А.Б.Гофман). Следовательно, возникающее в процессе перевоплощения образное решение представляет на суд зрителя не человека-личность, а человека-копию модного образца.
В результате исследования выявлены два вида модного перевоплощения индивидуально-бытовое, рассмотренное выше, и профессиональное - модное дефиле - являющееся для общества первичным, и относящееся к зрелищным видам искусств. Проанализирована структура современного дефиле, определяющаяся крайним упрощением в части духовной загруженности и усложнением в части внешней визуализации. Выявлено сходство и различие театрального перевоплощения с модным, заключающимся только в изменении внешности при наличии театральной составляющей - «публичной работы телом». В отличие от театра, внешние атрибуты модного «спектакля» - одежда, грим, предельно натуральны, не допускают условности и предлагаются в
качестве готового к употреблению материального продукта. Внутренняя составляющая личности модели в пределах подиума модой не рассматривается. Следовательно, оба вида модного перевоплощения определяются главенством внешней составляющей, определяющейся демонстрационными штампами -одеждой, гримом, статичной мимикой и подиумной пластикой.
Применение системного анализа процесса театрального перевоплощения позволило определить его характерные особенности: наличие профессиональных умений, глубины духовных переживаний, способности жить в реальности образа и умения вернуться в реальность жизни (К.С.Станиславский). Что, в свою очередь, требует добавления к внешним элементам простого копирования таких важных информационно-знаковых носителей как речь, жест, мимика, оригинальная пластика и других, характерных для пространства театра условных обозначений образности (Н.Н.Евреинов, А.Юбесфельд). Необходимость наличия профессиональных навыков, исключает возможность массового участия в театральном перевоплощении. Выявлено наличие четкого разграничения на участников перевоплощения и наблюдающих за процессом. Определено то, что непосредственно в процессе перевоплощения участвует лишь актер, а опосредованно - режиссер, декоратор, художник по костюмам, гример и другие представители постановочного коллектива театра. Актер, являясь частью произведения театрального искусства, трансформирует себя, превращаясь в художественный образ. Перевоплощаясь, он не утрачивает собственных черт -физических и психологических, выступая одновременно объектом художественного воспроизведения (роль) и материалом, из которого творится искусство (исполнитель) (Л.А.Софронова). Зритель является эмоционально активным потребителем перевоплощения. Прямое привлечение зрителя к процессу перевоплощения невозможно, так как он мыслит реалиями жизни и, не зная сюжета, может его нарушить.
Во втором параграфе второй главы «Роль зрителя в театре и пространстве моды» выявлено, что отношение к зрителю и использование его в театре и моде есть суть разные вещи. В сфере организации всех видов зрелищ в современном обществе главенствуют рыночные отношения. Все превращается в товар (Ж. Бодрийяр). Это определяет изменение отношения к зрителю внутри зрелищных видов искусств, к которым относятся исследуемые феномены. В связи с этим, автором проанализированы специфические характеристики, присущие современному зрителю, раскрывающиеся во взаимодействии зрелище-товар и зритель-потребитель. Они определяются сформировавшимся «клиповым сознанием», скоростью смены впечатлений и пренебрежением к глубине содержания.
В параграфе автор относит модное дефиле к важной зрелищной составляющей современной культуры, наиболее отвечающей клиповому восприятию действительности, характерному для современного общества. Рассматриваются его схожесть и отличие с театральным представлением с точки зрения конечной цели этих зрелищ, и выявляется значимость и особенности модели и актера как информационных носителей моды и театра.
Дано понятие «зрительской массы», определена степень спектакулярности в пространствах моды и театра, ограничены пространства моды и театра, а так же, выявлена принципиальная разница использования зрителя этими феноменами.
Детальный анализ роли зрителя и его поведения в пространствах моды и театра показал, что в современной культуре театр тяготеет к сфере искусства, а мода - к сфере экономики, бизнеса и социального устройства, что определило междисциплинарный характер иследования. Изучая формирование зрительской аудитории, автор опирался на труды таких исследователей как А.Г.Алексеев, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Н.А.Хренов, Ю.М.Лотман, Х.Ортеги-и-Гассет, Дж.Сибрук.
В результате исследования выявлено отличительное для зрителя в театре, заключающееся в том, что: индивид становится таковым, только при непосредственном присутствии на представлении, вне зрительского пространства являясь человеком из толпы, единицей социума; «зрительская община» образуется лишь при условии объединения группы людей, желающих одновременно присутствовать на заявленном спектакле; все присутствующие на спектакле духовно едины, но воспринимают происходящее сугубо индивидуально; театр определяет присутствующих в зале в «массовку», непосредственно участвующую в срежиссированном действе, которое не может состояться без установления живой эмоциональной связи актер-зритель; театр требует от зрителя наличия воображения и способности знакового считывания информации, так как знаковая система театра определяется символами и иллюзиями.
Исследование выявило, что отношение моды, которая упрощает или исключает духовное содержание, к зрителю определяется принципиально иной конечной целью, поэтому: чувства зрителя в моде определяются конкуренцией и оценкой материальных возможностей присутствующих, что приводит к их разобщенности; реальность образов на подиуме предполагает использование в последствии тела зрителя в качестве демонстратора зрелища, даваемого модой публично в пространстве жизни (моду интересует только тело зрителя для поддержания и укрепления своего влияния на массовое сознание социума); активное информационное общение демонстратора и зрителя осуществляется через вещь.
В качестве вывода можно утверждать, что отношение к зрителю и использование его в театре и моде есть суть разные вещи. Театру необходим зритель, стремящийся к духовному развитию, ищущий в зрелище ключ к познанию самого себя и одновременно провоцирующий на развитие сам театр. Для моды интересен зритель, полностью теряющий свободу суждений, подчиняющийся установленным ею тенденциям, превращающийся в средство рекламы модных трендов.
В третьем параграфе второй главы «Влияние сценического образа на культуру повседневности» выявляется исторически сложившаяся связь моды и театра в части образного творчества, определяющаяся активностью их проявления в общей культурной составляющей социума. Определено, что в
рамках эстетики разных эпох развитие костюма постоянно питало образную составляющую театра. Со своей стороны, театр подчас определял развитие моды. С началом стирания сословных связей, демократизацией сознания, развитием промышленности и массовизацией культуры мода, определившись как общественное явление, всегда использовала для популяризации своих изменений различные демонстрационные приемы из области театра. В XX веке, благодаря особой зрелищности Высокой моды происходит смена ролевой активности рассматриваемых феноменов в обществе. Театр, использовавшийся до этого обществом для формирования эстетического мировоззрения, отражающегося на реальность, оттесняется сначала Houte Couture, а затем и prete-a-porte. Мода по степени влияния на человеческое сознание во всех проявлениях начинает главенствовать в социуме.
Сознательный перенос акцента на демонстративность зрительной составляющей для обеспечения суггестивного воздействия демонстраторов на сознание зрителей прямо заимствован модой у театра (Ф.Бэкон). Исследованием выявлена и принципиальная разница в значениях театрального и модного костюма, заключающаяся в том, что театральный костюм-маска должен помочь актеру завершить одухотворенный образ, а модный костюм-маска определяет внешний образ в конкретике деталей, отвлекая внимание от духовного наполнения. Таким образом, театральный костюм подчиняется образу, а модный костюм - его определяет.
Влияние театральной образности на моду прослеживается и в том, что музами для творчества кутюрье часто служили величайшие актрисы. Их тело становилось демонстратором модных идей. Используя театральные подмостки и известных представительниц актерской среды, творцы моды прекрасно осознавали, что костюм в театре определяет широкие ассоциативные связи и является одним из наиболее важных средств сценической выразительности, нередко становясь ключом к раскрытию создаваемого образа.
В процессе исследования рассмотрены типы театральных костюмов, выявлена их образно-эмоциональная нагрузка и специфика влияния на формирование культурных образцов. Определены причины возможности быстрого переноса модных идей со сцены в жизнь на примере решения театральных костюмов в театре натурализма. Они заключаются в следующем: костюм становится полностью адекватным характеру действующего лица, выражает не только его общественный статус, но и его душевное состояние; к разработке костюма всегда привлекаются художники-сценографы, кутюрье и дизайнеры; возможности его использования подчинены задаваемой ролью пластике актера.
Выявлено, что именно с началом прямого участия кутюрье в оформлении театральных постановок усиливается влияние театра на определение культуры одежды в бытовом понимании. Театральные костюмы подчас становились значимее, чем пьеса, а их создатели непроизвольно рекламировали свой талант через сцену. С конца XIX века мода, начинает заимствовать у театра возможности образного творчества через костюм. Позднее, А.Аппиа, Г.Крэг и К.С.Станиславский создали новый образ сцены, отвечающий стилю пьесы, что
предполагало и новый подход к решению театрального костюма. В результате чего проявился закон образно-стилевого соответствия, заключающийся в необходимости гармонии между внешним костюмным решением, эмоциональной атмосферой всего действия и духовной выразительностью создаваемого образа.
Сделан вывод о том, что вовлечение в модную игру на современном этапе развития общества все большего количества участников и желание личности продемонстрировать себя, часто приводит к проявлениям массового фетиша й слепой веры в чудодейственную силу модного перевоплощения. Сегодня мода позволяет личности воплотить в материальной форме желания, купить идентичность и представляет собой потребительский продукт, наиболее связанный с перформансом в повседневной жизни (А.Линч).
Делается предположение о том, что благодаря появлению наряду с театром таких зрелищных видов искусств как кино влияние узнаваемого образа на человеческое сознание еще больше усиливается. К набору копируемых элементов добавляются реальная мимика и жесты любимого актера, а также бытовая среда «звезды».
Анализируется новый феномен зрелищного искусства, набирающий популярность в социуме — театр моды, синтезирующий элементы, характерные и для моды, и для театра. Представления этих общественных образований предлагают на суд публики срежиссированные постановки, имеющие слабую сюжетную линию или включающие в действие копирование бытовых ситуаций, обыгрываемое посредством создания образа с преимущественным использованием модной одежды.
В заключении подводятся основные итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего развития проблемы.
СПИСОК РАБОТ ОТРАЖАЮЩИХ ТЕМУ ДИССЕРТАЦИИ:
Статьи в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК МОиН РФ:
1. Бакеркина, O.A. Современная мода как социокультурный феномен массового сознания в потребительском обществе [Текст] / O.A. Бакеркина // Дискуссия. — Екатеринбург, 2012. - № 4 (22) апрель 2012. - С. 17-20.
2. Бакеркина, O.A. Специфика перевоплощения в реальности моды [Текст] / O.A. Бакеркина, А.Б. Костерина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. - № 1 (29) — С. 65-67.
Монографии:
3. Бакеркина, O.A. Мода и театр: грани взаимодействия: монография / O.A. Бакеркина. - Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2012.- 153с.
Другие публикации:
4. Бакеркина, O.A. Размышления о спорности утверждения существования понятия «Уральская мода», а также «Школа уральских дизайнеров одежды». [Текст] / O.A. Бакеркина // XXI век - век дизайна. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. РГППУ, 29-30 ноября 2007 г. - Екатеринбург, 2007. - С. 18-23.
5. Бакеркина, O.A. Феномен моды в постсоветской России. [Текст] / O.A.Бакеркина // Современная Россия: путь к миру - путь к себе: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета 10 апреля 2008 г. - Екатеринбург, 2008. - С. 416-418.
6. Бакеркина, O.A. Антракта не будет. [Текст] / O.A. Бакеркина // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир - Россия - Урал. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 9-8 апреля 2010 г.: доклады / Редкол.: Л.А.Закс и др.: в 2 т. - Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2010, Т.2. - С. 472-478.
7. Бакеркина, O.A. Принцип полифонизма в современной российской моде. [Текст] / O.A. Бакеркина // Полифония культур как креативная основа художественного образования: материалы Международной научно-практической конференции. ФГАУО ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. ун-т». 28-29 октября 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 5-7
8. Бакеркина, O.A. Способы повышения конкурентно способности выпускников профессионально-педагогической квалификации на современном рынке специализированного труда [Текст] / O.A. Бакеркина // Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства: материалы Международной научно-практической конференции. 2425 марта 2010 г. / под ред. А.Б. Костериной; ФГАУО ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2010.-С. 147-153.
БАКЕРКИНА Оксана Артуровна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОДЫ И ТЕАТРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Формат 60x84 1/16 Объем 1,5 п.л. Заказ № 4123. Тираж 100 экз. Российский государственный профессионально-педагогический университет 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Текст диссертации на тему "Взаимодействие моды и театра в современной культуре"
61 12-24/113
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
На правах рукописи
Бакеркина Оксана Артуровна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОДЫ И ТЕАТРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
24.00.01 - теория и история культуры Диссертация
на соискание учёной степени кандидата культурологии
Научный руководитель: д. филос. н., профессор А. Б. Костерина
Екатеринбург 2012
Оглавление
Введение 3 Глава первая. Теоретико-методологические аспекты исследования моды и театра
1.1. Сущность и основные характеристики моды 15
1.2. Театральность и театрализация как качества театра 58 Глава вторая. Способы взаимодействия моды и театра в современной культуре.
2.1. Специфика перевоплощения в моде и театре 100
2.2. Роль зрителя в театре и пространстве моды 126
2.3. Влияние сценического образа на культуру повседневности 143 Заключение 161 Библиографический список 163
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Жизненное пространство XXI века, представляет собой синтез различных более или менее кратковременных ситуаций, в каждой из которых действуют свои правила. Это требует от индивида определенной установленной степени соответствия, которая достигается путем следования моде, пронизывающей весь образ жизни современного человека. Повседневное участие личности в актах внешнего перевоплощения логично влечет за собой разрушение традиционных культурных ценностей и предполагает формирование новых, современных форм человеческого самоосознания и самоорганизации. Используя многообразие товарного рынка вещей, индивид способен создать правильно считываемый и соответствующий ситуационной реальности образ, который становится предпочтительнее реального.
Действительность сегодня заменяется постановочным действием, реальность - иллюзией. Человек сознательно начинает вести себя как бы на подмостках, изображая что-то, придавая своим жестам и поступкам символический смысл. Мерилом «правильной» красоты современного общества становится мода, которая устанавливает правила восприятия эстетики своей эпохи, одновременно отражаясь в ней.
Быстрая смена бытовых ситуаций определяет иррациональность поведения и одновременно объясняет проникновение в реальность поведенческих и внешних штампов из зрелищных видов искусств, таких как театр и кино. Логичным становится главенство перфоманса в жизненном пространстве общества, предполагающее динамически-активное поведение участников. Принцип театрализации выступает как основа, формирующая индивидуальное сознание личности. Взаимодействие людей в обществе требует от каждого заучивания «роли», являющейся нормой. Бытие превращается в игру репрезентаций, представляющих импровизации на всех сценах общественной жизни, осуществляющихся через театральность.
Включая человека в социальную реальность, построенную по задаваемым моделям, а также использующую в повседневности игровое начало, режиссирование ситуаций и зрелищность, общество, тем самым, определяет его как участника некоего театрализованного действа. В этих условиях знаковая суть внешнего вида и поведения становятся преимущественно существенными для обеспечения комфортного существования индивида. Одежда и грим, в данном случае выступают в качестве «предмета» театральности - маски. Используя внешние атрибуты для театрализации жизни, человек наполняет ее видимым смыслом и подчиняет своей воле. Создавая ситуативный образ при помощи одежды, косметики, необходимого набора фраз и жестов, индивид имеет возможность быстро ориентироваться в окружающем пространстве. Он становится то -зрителем, то - автором, то - актером, что, подчас, лишает личность собственной идентичности. Ежедневно вовлекаясь в иллюзорное пространство, человек начинает представлять себя его частью. В этой ситуации непроизвольно происходит синтез театра и моды: одна увлекает возможностью манипулировать внешними атрибутами для перевоплощения, другой, предлагает срежиссированные типы демонстрации нового образа в окружающей реальности.
Мода определяет тотальную визуализацию внешней составляющей личности. В знаковой системе одежды и моды отражается объективный мир, его восприятие и воспроизведение. Стремление моды к социальности театрально - мода любуется сама собой, являясь зеркалом, отражающим желаемый образ. Виртуализация сознания, характерная для современной действительности, приводит к тому, что человек начинает воспринимать мир как игровую среду. Логичным и верным становится подход к рассмотрению моды через призму тотальной театрализации социума.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что, с началом эпохи промышленной революции, наблюдается параллельная активность театра и моды, во многом базирующихся на сходных
проявлениях в реальности (зрелищность, перевоплощение, игра, демонстративность, получение удовольствия), в части влияния на развитие социума, научного осмысления тема их взаимовлияния в обществе постмодерна, определяющемся театрализацией действительности, не получила. Для театра проблема театральности не является новой. Как эстетическая категория режиссёрского и актёрского мастерства театральность рассматривалась в работах К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова. Н.Н.Евреинов описывает феномен театральности в формате жизненного пространства. Его идеи получают развитие в работах И.В.Утехина. В XX столетии проблему театральности исследовали представители семиотики П.Пави, В.Ф.Колязин, М.Я.Поляков. Что касается моды, то, казалось бы, естественная для нее театральность присутствует без глубокого анализа этого явления в описательном формате в литературе по истории костюма. Научные публикации, в которых непосредственно рассматривается проявление театрального в моде, отсутствуют. Поэтому теоретическая база исследования опирается в основном на работы философов, историков, искусствоведов, культурологов, социологов, изучавших феномены моды и театра безотносительно друг к Другу.
Философы и искусствоведы рассматривают моду как специфический вид межличностной коммуникации, особый способ обработки социальной информации (Л.В.Петров), как своеобразный «культурный фильтр» (Ж.Липовецки). Современное состояние социума, определяемое равноправным обменом ценностями и возможностью для многих подражать многим, на первый план выдвигает знаковую составляющую моды, что определяет ее изучение с точки зрения символизма и соотношения общего и личного (Г.Блумер, Р.Барт, П.Бурдье, Ж.Бодрийяр, Г.Эрнер, А.М.Горбачева, Г.П.Дудчикова, Т.В.Козлова, Г.Х.Казбулатова, М.Н.Мерцалова, Р.А.Степучев). Отечественные и зарубежные авторы рассматривают моду через изменение социального диалога между элитой и народом (Ж.Бодрийяр,
А.Б.Гофман, Д.И.Дубровский, Н.А.Ермишина, Л.А.Масалкова, Р.Б.Фишман, Л.И.Ятина). Для современных философских и социологических трудов, посвященных моде, традиционным является выявление проблем ее сущности, социальных функций и ценностно-нормативной природы. С точки зрения эстетики, например, мода исследуется в аспекте специфического проявления ценностного отношения человека к миру, как особая сфера художественной деятельности человека, подчиненная эстетическим требованиям эпохи (А.П.Белик, И.В.Григорьева, В.И.Казаринова, Т.В.Козлова, З.Л.Савдагарова, Н.Т.Савельева, А.Г.Харчев). Изучается функциональность и экономическая эффективность моды в современном обществе (А.Линч, Д.Бэлл, Л.Горалик, Л.В.Архипова, С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Политики определяют значимость моды для возможности продвижения идеологии того или иного класса, программы различных партий и общественных движений (И.С.Кон, И.В.Бандура, Т.А.Есина, O.A. Феофанов).
В значительной части работ, посвященных моде, ее изучение ограничивается рамками истории костюма. (Ш.Зелинг, В.Б.Богомолов, А.А.Васильев, В.В.Кандинский, Т.В.Козлова, К.С.Малевич, М.М.Мерцалова, Л.В.Орлова, Ф.М.Пармон, Т.К.Стриженова). В результате чего происходит смешение понятий «мода» и «моделирование костюма» или рассматривается сугубо эстетическая функция моды, что, безусловно, мешает выявлению глубины ее сущности, хотя именно в этих исследованиях зачастую выявляется непосредственная связь моды и театра.
В последние десятилетия к данной тематике добавились теоретические исследования по вопросам модного дизайна, касающиеся одежды, интерьера, жилой и промышленной архитектуры, предметов быта, офисного и производственного оборудования и т.д., а также проблем молодежной моды и моды субкультур. Большой массив научных работ составляют социально-психологические, где мода рассматривается как возможность психологического воздействия на личность в процессе общения, как форма
массового поведения (Э.Гобло, Э.Сепир, Р.Барт, Г,Блумер, А.Б.Гофман, М.И.Килошенко, Г.М.Андреева, А.В.Коваленко, Б.Д.Парыгин). Следование моде трактуется также как способ эмоциональной разрядки, обусловленный стремлением к разнообразию жизни и бегству от действительности.
Поэтому, для изучения участия моды в театрализации бытия в диссертационном исследовании был использован широкий круг театроведческих работ зарубежных и отечественных исследователей (А.Бадью, Ж.Кокто, А.Арто, А.Камю, Ф.Аррабаль, Р.Барт, А.Юбесфельд, Е.Гротовский, Н.Н.Евреинов, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, И.В.Утехин, М.Я.Поляков, Г.А.Товстоногов, С.М.Волконский, Г.Н.Бояджиев, Ф.А.Степун, В.Е.Хализев, Г.Ю.Стергаш, А.Б.Костерина), изучающих вопросы функционирования театра как вида искусства. Проблема театральности взаимосвязана с теорией «карнавала» М.М.Бахтина, «смехового мира» Древней Руси Д.С.Лихачева и А.М.Панченко, идеей маски К. Леви-Стросса, В.Леви, А.Л.Гринштейн, В.З.Рабиновича, А.В.Толшина и теорией артистизма Ю.Кристевой, Р.К.Бажановой. Театральность моды в исследовании понимается как способ массового ее проявления, поэтому оно включало изучение работ культурологической сферы, рассматривающих вопросы театрализации личности и эпохи в целом и определяющих конкретный механизм воздействия театральности на общественное сознание (Й.Хейзинга, Р.Кайуа, О.Клалп, Ю.Кавамура, А.Линч, М.Ю.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Б.А.Успенский, А.Ф.Лосев, Н.А.Хренов, Е.М.Ганпсова). Пристальное внимание исследователей к проблеме демонстрационного поведения через потребление предметов роскоши и товарный фетишизм проявилось в XIX веке (К.Маркс, Т.Веблен, А.Маршалл, А.А.Исаев, А.И.Бутовский). Теория демонстративного потребления получила продолжение в трудах немецких мыслителей Г.Зиммеля, В.Зомбарта, Ф.Ратцеля. Демонстративность как феномен общества постмодерна отражена в трудах Э.Фромма, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейта, Э.Тоффлера, И.Гоффмана, В.И.Верховина, В.И.Ильина, В.В.Радаева и др. Но
в основном, все исследования рассматривают демонстративное поведение человека в социуме и соотношение его с модой с точки зрения влияния на экономическое развитие общества или узко отражают психологические аспекты демонстративного проявления личности.
Актуальность темы исследования и степень её научной разработанности обуславливает выбор объекта и предмета диссертационной работы, а также её цели и задачи.
Объект исследования: мода и театр в современной культуре.
Предмет исследования: взаимосвязь и взаимовлияние моды и театра в современном социуме.
Проблема исследования заключается в выявлении взаимовлияния и определении характера взаимодействия феноменов моды и театра в условиях современного социума. Эта проблема может быть выражена в вопросах: в чем заключается проявление феноменов моды и театра в жизни общества? Чем объясняется возможность рассмотрения их в тандеме? Как происходила эволюция этих явлений, как, и в какой форме происходило пересечение рассматриваемых феноменов в историческом развитии общества и в чем заключается особенность современного периода их взаимоотношений?
Цель исследования: осуществить анализ способов театрализации моды и механизмов проникновения моды в театр как отражение взаимодействия моды и театра в современной культуре.
Цель предопределила постановку следующих задач:
1. Осуществить анализ основных подходов к изучению феномена моды и уточнить концепцию интерпретации данного феномена в контексте темы исследования.
2. Проанализировать театральность и театрализацию как качества, проявляющиеся в театре.
3. Выявить специфику перевоплощения в моде и театре.
4. Определить роль зрителя в театре и в пространстве моды.
5. Рассмотреть влияние сценического образа на культуру повседневности.
Методологические и теоретические основы исследования.
Избранная для исследования проблема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин: культурологии, социальной философии, искусствоведения, маркетинга. Характер исследования обусловил обращение к широкому спектру методологических и теоретических подходов, среди которых можно выделить основные: междисциплинарный системный, культурологический, искусствоведческий. Междисциплинарный подход объясняется многоаспектным предметом исследования и неоднородностью используемого теоретического и эмпирического материала. Обращение к конкретно-предметным воплощениям культуры определило использование комплекса научных методов, адекватных объекту и предмету исследования.
Системный подход предусматривает изучение явлений культуры в их целостности и взаимосвязи. С точки зрения методологии системного подхода использован метод структурно-функционального анализа, позволяющий рассматривать моду и театр не как сумму отдельных элементов, а в качестве функционирующих открытых систем.
Культурологический подход предусматривает анализ и интерпретацию моды и театра как закономерно возникающих и развивающихся социокультурных феноменов, обусловленных факторами, генерируемыми современным социокультурным пространством. Характерное для современного социума взаимодействие феноменов культуры предполагает возможность прогнозирования появления инвариантных моделей культуры, и выявление реального состояния человеческого бытия.
Искусствоведческий подход выявляет особенности моды и театра как явлений искусства и их роль в формировании эстетики общества.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Структурно-функциональный метод для выявления и анализа отдельных структурных единиц моды и театра и определения их функциональной природы.
2. Синхронический метод для анализа вариативности феноменов моды и театра в одном временном периоде.
3. Диахронический метод для исследования хронологической последовательности процессов трансформации моды и театра.
4. Сравнительно-исторический метод для установления сходства и различий моды и театра и их взаимодействия в современной культуре.
5. Диалектический метод для анализа исследуемой проблемы в контексте выявления общего и различного, характерного для рассматриваемых феноменов культуры.
Научная новизна данного исследования заключаются в следующем:
1. Осуществлен анализ феномена моды как специфической формы социальной регуляции человеческого поведения, основными атрибутивными ценностями которой являются демонстративность и игра.
2. Выявлена специфика театральности как качества аккумуляции визуальной составляющей театра (вида зрелищного искусства, высвобождающего духовную энергию человека в воображаемом пространстве и времени), позволяющей личности адаптироваться в быстро изменяющихся условиях жизни общества и театрализации - характерной черты современного социума, как явления превращения нетеатральной реальности в театральную.
3. Раскрыто своеобразие перевоплощения в моде, предполагающем отождествления человека с образом, выбранном для подражания, и театре, определяющем четкий контроль исполнителя над образом в рамках замысла постановки.
4. Обоснована специфическая роль зрителя в театре и моде, определяющаяся возможностью общения через взаимоотражаемые образы и
по-разному проявляющаяся в коллективном и индивидуальном восприятии зрелищной составляющей феноменов.
5. Определены особенности влияния сценического образа на культуру повседневности в условиях современной реальности, определяемые возможностью для «многих подражать многим» и главенством визуальной презентационной схемы в коммуникативной системе общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном обществе, отличающемся индивидуализацией сознания, мода определяет для человека личностную экспериментальную практику образного перевоплощения и представляет собой систему правил знакового соответствия, знание и строгое соблюдение которых обеспечивает коллективную идентичность. В