автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Монашество

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Хафизова, Наталия Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Монашество'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хафизова, Наталия Алексеевна

Введение

Глава I. Аскетика как социальный феномен 1. Социальные истоки аскетического идеала и аскетической практики 2. Социальные формы реализации аскетического идеала 3. Монашество как форма религиозной модификации аскетизма

Глава II. Монашество: границы социального бытия 1. Функции и роль религии в жизни общества 2. Функции и роль монашества в жизни социума

Глава III. Монашество: границы духовного бытия 1. Монастырь как институт культуры 2. Духовно-нравственный потенциал монашества 3. Социально-психологические аспекты монашества

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Хафизова, Наталия Алексеевна

Монашество представляет собой одно из интереснейших явлений культуры общества. Под культурой мы понимаем совокупность феноменов человеческого бытия (называемых также «второй природой»), каждый из которых представляет собой символическое выражение самого бытия. В культуре содержатся и закодированы продукты материальной деятельности и производные духа: ожидания, надежды, устремления, знания, идеалы - совокупный опыт человечества, отражающий определенный уровень развития его деятельности, духовности и самосознания. Монашество будет рассмотрено здесь как социально-культурное явление, через историю и логику развития, через формы и цели существования которого в предельно-религиозной модификации проявляется противоречивая эволюция человеческого самосознания, социальных отношений, учреждений, ценностей и идеалов человечества.

Монашество - один из наиболее экзотических институтов ряда цивилизованных религий, а в тоже время это особо яркий социальный феномен, вмещающий в себя предельный вариант отрешения от многих естественных проявлений и потребностей человека. В нем воля и сознание поставлены в едва ли не перманентное пограничное состояние , не знающее себе равных по силе внутренней напряженности и одновременно наблюдаемой социальной апатии духа в стремлении максимально воплотить должное в его мистифицированном варианте. Уровень плодотворности и поучительности этого социально институализированного варианта нравственных исканий должного и будет анализироваться в нашем исследовании.

Должное нами понимается, прежде всего, как духовное бытие, являющееся, по сути, модусом долженствования как духовного идеала индивидуального и социального бытия. Духовное бытие для человека состоит в предельном следовании человеческой природе, актуализируя разумность и открытость как факторы превращения человека - потенциально и актуально - в систему, способную к саморазвитию и воплощению должного в социуме. Социальная значимость должного проявляется в создании такой системы общества, которая бы была максимально жизнеспособной, реализуя такие законы систем как внутренняя детерминированность, целенаправленность, способность к наращиванию внутреннего разнообразия (самоусложнению), что напрямую связано с человеческой природой, с социальным характером ее проявления.

Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационной темы обусловлена резким взлетом мистических умонастроений в постсоветской России, а вместе с тем,- осуществляемой религиозными организациями и СМИ апологией истории церкви, ее вклада в культурное и нравственное развитие на фоне централизации государственной власти при отсутствии реальной государственной идеи. Центральная идея апологетики церкви - воцерковление как единственный исторически выверенный путь духовно-нравственного возрождения Отечества. Так, Поместный собор 1990 г. констатировал: «На протяжении тысячелетней истории Русская православная церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности., в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы»1. Институт, идеология и нравственная практика монашества при этом рекомендуются в качестве своеобразного социального идеала. Не игнорируя реального вклада религии в сохранение, освящение и реализацию общечеловеческих ценностей, признавая ее реальный потенциал в противостоянии аморализму, необходимо провести объективный анализ реального вклада религии и религиозных институтов в культуру и нравственность человечества.

Монашество - особо подходит для этой цели, поскольку являет собой предельное воплощение религиозно-нравственного идеала, воплощая должное в модусе божественного императива. Последний утверждается приобретением реального, противоречивого, во многом - трагического опыта социально-нравственных исканий на путях аскезы. Аскеза - это форма духовно-преобразовательной деятельности по самоограничению (от предельного до разумного) и самовоспитанию. Религиозный вариант социального идеала, своеобразная максима как социального отчуждения - самоотчуждения, так и социального самоутверждения - самообогащения. В своем религиозном варианте она стала универсальным основанием столь длительного сохранения монашества не только как религиозного , но и как социального института в его исторических формах.

Институт монашества не только пристанище подвижников веры, но и своеобразное социо-культурное установление, воздействующее на многие сферы духовного бытия, прежде всего,- на сферу нравственности. В современном омассовленном обществе, потребительском по своему характеру, самоотчуждение человека достигает

1 Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ // Русская церковь на рубеже веков,- С-Пб, 2001 г. стр. 81 предела по причине его ориентированности на вещи, ведущие к овеществлению самого человека. Стрессы, экзистенциальный вакуум, переживание абсурдности, никчемности своего существования - вот то немногое, чем описывается состояние массового индивида, не способного на самоактуализацию. Монашество предоставляет обществу особый опыт и способы осознания, постижения и реализации религиозного долга на основе предельного применения аскетических норм. Последние, будучи отражением аскетических устремлений, прошли свою эволюцию от предельно физического самоограничения к духовной аскезе, предполагающей предельное самообуздание естественно-земных (физиологических, социальных и духовных) влечений в самоконтроле как необходимого условия религиозно-мистического возвышения личности. Являясь порождением начальных этапов институализации ряда религий, монашество и поныне сохранило немалый социально-этический потенциал, привлекательный для неприемлющих земное мироустройство и ориентированных на «мир горний», особенно, в условиях социальных кризисов и перемен. Таким образом, философское осмысление монашества как социального феномена обнажает его действительный потенциал как в широком аспекте социально-нравственной эволюции человечества, так и в аспекте проблем духовного возрождения постсоветской России.

Состояние исследования нашей темы. Анализ социальной природы религии и религиозных институтов, исследование философских основ религиозно-аскетических идеалов, выяснение реалий религиозного вклада в культуру и нравственность содержатся в трудах Ж. Тощенко 2, С.Э. Крапивенского 3, JI.H. Митрохина 4, Ю.А. Кимеле

5 6 7 8 ва , С.А. Токарева , И.Н. Яблокова и других .

Становление религии и монашества как социальных явлений неотделимо от процессов антропосоциогенеза, нашедших свое освещение в целом ряде работ9.

2 Тощенко Ж. Социология. - М., 1998 г.

3 Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1998 г.

4 Митрохин JI.H. Философия религии.-М., 1993 г.

5 Кимелев Ю.А. Философия религии. - М., 1998 г.

6 Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990 г. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М., 1986 г.

Токарев С.А. О религии как социальном явлении // Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995 г.

7 Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979 г.

8 См. также, Социология (под ред. Лавриненко В.Н.). - М., 1998 г. Основы религиоведения (под ред. Яблокова И.Н.). -М., 1998 г. Религия в истории и культуре (под ред. Писманика М.Г.).-М., 2000 г. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995 г.

9 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990 г. Андреев И.А. Происхождение человека и общества. - М., 1982 г. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974 г.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. - М., 1980 г.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989 г.

Что касается конкретного исследование монастыря как социального и религиозного института, то существует масса работ, исследующих, в основном, отдельные стороны исторического, религиозного, хозяйственного, краеведческого, искусствоведческого аспектов этого явления, и носящих научно-популярный характер. По русским православным монастырям имеется большое количество подобной литературы. В 1908 году вышла книга JI.И. Денисова10 в виде справочника опять же по истории русских монастырей. В книге Г. Прошина «Черное воинство»11 охватывается большой период от основания первых русских монастырей до октябрьских событий 1917 года. Книга не содержит глубокого анализа русского монашества, предлагая, тем не менее, популярный, легкодоступный стиль изложения исторического материала и некоторых сторон внутримонастырской жизни - внутренних режимов, монашеской иерархии, примеров подвижничества, чаще, с обличительным уклоном.

Описание социальных сторон жизни монашества, его истории сквозь призму взаимоотношений церкви и государства на Руси содержится в работах Р.Г. Скрынни-кова 12, А.В. Карташева ь, также в коллективном труде «Русское православие: вехи истории»14.

Более полно монашество в выше обозначенном контексте было представлено в книге современного российского историка П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века»15, где хорошо освещены вопросы по истории взаимоотношений монашества и общества, особенно, его роль в экономической и политической сферах жизни общества, монастырей и верующего народа, монастырей и российской культуры, монашества и церкви,- с использованием большого объема источников как синодальных, так и светских. Автор подошел к этому явлению конкретно-исторически и объективно, однако монография лишь поверхностно затрагивает социально-философские, этические и социально-психологические аспекты темы, особенно значимые для нашего исследования.

Богатейший анализ православной аскетики, ее нравственных оснований и результатов в крайнем своем проявлении - исихазме - с позиций энергийной онтологии

10 Денисов JI.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908 г.

11 Прошин Г. Черное воинство.-М., 1988 г.

12 Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI в.в.- М., 1991 г. Скрынников Р.Г. Крест и корона (XI-XVII в.в.).- С-Пб., 2000 г. ь Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви (в 2-х томах). - М., 1997 г.

14 Русское православие: вехи истории (под ред. Клибанова А.И.). - М., 1989 г.

15 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века.- М., 1999 г. содержится в работе С. Хоружия «К феноменологии аскезы»16. На основе аскетической традиции православия автор стремится выделить, а аскезе онтологические параметры мистического опыта и осуществить мета-антропологические обобщения в рамках религиозно-этической парадигмы. Несмотря на ее мистическую ориентированность, монография позволяет вскрыть многие идейные и социально-психологические аспекты теории и практики монашества. В вышедшем трехтомном труде Н.Е. Песто-ва17 также содержится православная интерпретация назначения аскезы, где исихазму отводится особое место в монашеском делании, тогда как в миру признается необходимость активно-деятельностной аскезы как равнозначного пути спасения.

В последние годы в типографиях возрождающихся епархий и монастырей появилось огромное количество литературы по истории отдельных православных монастырей, характер которой скорее описательный и апологетический, нежели аналитический.

Весьма ценной для нашего исследования исторического опыта католического

18 монашества является книга Л.П. Карсавина «Монашество в средние века» , которая содержит не только богатейший материал по истории католического монашества, его жизнеустройству, но и по анализу аскетических истоков. Монография обращается к внутренней стороне монашеского бытия, а также возникновению и развитию христианского монашества в целом. При характеристике появления православного и католического монашества, Л.П. Карсавин сравнивает социальные и религиозные условия, в которых шло оформление этих институтов. Краткий анализ православного и католического монашества содержится также в энциклопедическом словаре по христианст-19 ву .

20

Иллюстрированная истории нравов» Э. Фукса содержит интересный материал по освещению нравственных аспектов католического монашества. Автор указывает на экономические факторы существования этого института и называет средневековые монастыри рассадником всех человеческих пороков. Монография дает широкое представление о монастырях в период XIV-XIX в.в., но не раскрывает глубинные истоки социально-нравственных пороков и их индивидуальных модификаций, без чего эти обвинения институту монашества нам представляются мало обоснованными.

16 Хоружий С. К феноменологии аскезы. -М., 1998 г.

17 Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия (в 3-х книгах). - С-Пб., 1994-1996 г.г.

18 Карсавин Л.П. Монашество в средние века. -М., 1992 г.

19 статьи Карсавина Л.П., Смирнова Ф.А., Василенко Н.П./ Христианство: энциклопедический словарь. Т. 2 -М., 1995 г.

20 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов (в 3-х томах). - М., 1993-94 г.г.

Отечественные исследования не обходят тему буддистского и даосского монашества. В коллективном сборнике «Буддизм, государство и общество в странах Цен

21 тральной и Восточной Азии в средние века» дан хороший анализ роли буддистского монашества в политической и культурной жизни Востока. В работе же Т.Д. Скрынни

22 ковой «Ламаистская церковь и государство» показана роль монастырей в политической жизни Монголии, Китая и социально-экономическая основа существования этого социального института на Востоке. Большинство же литературы по восточному монашеству содержит освещение уникальных аскетических приемов по психофизическому тренингу, в том числе анализу роли монашества в развитии боевых искусств Востока. Особо хочется выделить коллективный труд «Психологические аспекты то буддизма» , содержащий освещение влияния психологии буддизма на социокультурную жизнь восточного региона.

Теоретическое освещение духовных, этических проблем, а также нравственных истоков, содержания и итогов религиозно-аскетической и социальной практики мо

24 25 26 нашества содержатся в работах Р.Г. Апресяна , Ю.М. Бородая , З.П. Эфроимсона ,

Л 28

А.П. Назаретяна , А.А. Гуссейнова .

При таком объеме литературы о монашестве создались все условия для упорядочения всей информации о нем и для ответов на вопросы, поставленные еще в начале

79

XX века Л.И. Денисовым : «Где кроются причины этого крайне интересного социального явления, с каких пор оно началось, как конструируется, какими силами движется, какими обстоятельствами сопровождается, что оно собою означает и к чему приведет в будущем». Лишь поднявшись над конфессиональным и иными конкретно-эмпирическими модусами института монашества, мы подойдем к социальной сути этого явления и осуществим обобщения социально-философского уровня, хотя верификация наших выводов с необходимостью востребует от нас погружения в конкретные социальные системы и формы монашествования.

21 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. - М., 1982 г.

22 Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство: Внешняя Монголия (XVI - начало XX в.в.). -Новосибирск: «Наука», 1988 г.

2j Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск: «Наука», 1991 г.

24 Апресян РГ. Золотое правило.// Этика: новые старые проблемы. - М., 1999 г. Апресян Р.Г. Аскетизм // Новая философская энциклопедия. Т.1. - М., 2000 г.

25 Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. - М., 1995 г.

26 Эфроимсон З.П. Генетика этики и эстетики,- С-Пб., 1995 г.

27 Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. - М., 1996 г.

28 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998 г.

Этика (под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л.). - М., 1999 г.

29 цит. по: Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века.-М., 1999 г. стр.6

Цель и основные задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы дать социально-философское осмысление природы монашества, обозначить и обосновать основные подходы к выявлению роли, функций монашества как социально-культурного явления, его пространственно-временного оформления, дав ключ к анализу деятельности любого монастыря.

Эту цель исследования мы достигаем через решение ряда задач. Во-первых, дать анализ социальных и философско-этических истоков концепции и идеалов аскетизма и монашества. Во-вторых, раскрыть социально-культурную природу роли и функций института монашества. В-третьих, объективно исследовать вклад монашества в духовную жизнь человечества с позиций духовно-нравственного потенциала монашества и степени его актуализации сквозь призму социально-психологических реалий монашествующих.

Методологические основания исследования. Сквозной нитью при решении поставленных задач проходит идея рассмотрения монашества в аспекте социальной философии. Также в связи с тем, что носителем монашеского состояния является человек, который объективирует в нем свои сущностные характеристики на основе рас-предмеченных социо-культурных смыслов, то возникает необходимость привлечения философской антропологии как дополнительного, уточняющего метода при приоритете социально-философского метода. Каждый из этих методов востребует свои принципиальные основания.

Исследование социальных феноменов опирается на принцип историзма. Применительно к нашей теме этот принцип реализуется как конкретно-исторический анализ социальных истоков аскетизма, нахождение взаимосвязей между сменой его форм и изменением форм социальной жизни, раскрытие исторической роли процессов сакрализации и секуляризации в жизнедеятельности монашества, рассмотрение истории его взаимоотношений со сферами - как религиозными, так и со светскими - жизни общества. Анализируя монашество, в основном, мы будем опираться на исторически более организованные и развитые формы монашества - католическое, православное, буддистское, даосское.

Историзм опирается на диалектику как учение о развитии, о противоречиях как всеобщем источнике развития, о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. В нашей работе принципы диалектики проявляются в анализе монашества как явления, ставшего увеличительным стеклом для коренного противоречия индивида и общества и различных форм его разрешения, во-первых, в виде эволюции от ужесточения аскезы до обмирщения монашества и обратно, во-вторых, в наличии примеров монашеского служения обществу и личностной деградации, в-третьих, в выделении субъективной и объективной сторон монашеского бытия и их единства в человеке, посредством деятельности которого социальные смыслы распредмечиваются в религиозно-мистической форме, обеспечивая религиозный характер аскезы, а религиозные смыслы опредмечиваются в социальной практике монастыря, в воспроизводстве религиозного сознания. Ценностный анализ религиозных и цивилизационных систем востребуют диалектику субъекта и объекта в виде «свое - иное», диалектику должного и сущего.

Метод социально-философского исследования предполагает выявление социально-значимых аспектов монашеского бытия, рассмотрения его в качестве социального института. В связи с этим используется принцип системности, который рассматривает любое социальное явление одновременно как систему со своими подсистемами и как часть системы, вступающих в определенные отношения. Относительно нашей работы монашество будет рассмотрено как особый институт в системах религии и общества, имеющий собственную структуру. Будучи системой, монашество обладает такими характерными ее чертами как самодетерминация и саморазвитие, обеспечивающиеся и рациональными, и иррациональными мотивами монашествующих, а также интересами метасистемы.

Системность предполагает исследование монашества внутри субъект-объектной парадигмы, которая наиболее эффективно может быть использована в описании монашества как субъекта социально-культурного бытия. Будучи субъектом, монашество обладает двумя формами полноценного бытия - субъективация (распредмечивание) и объективация (опредмечивание). Их соотношение определяет пределы и гра-ницы^0 самоидентичности монашества в социо-культурном пространстве человеческого бытия, а также тип ценностной ориентации на иное - освоение иного или самоутверждение в нем.

Процесс опредмечивания монашества является способом его самоутверждения в социальном бытии, в этом процессе объективируются как человеческие устремления,

30 Предел - статичен, он является первой и последней «точкой отсчета» для сохранения самоидентичности явления, так что связан с сущностью явления и возможностями человека по воплощению должного бытия, т.е. самим должным бытием; границы же могут передвигаться по отношению к пределу, их «подвижность» обеспечивается изменением мотивов человека, социальных условий, социальных и антропологических доктрин в религиозных течениях и т.п. надежды, способности и возможности, так и сущностные характеристики монашества в ответ на запрос общества или в вызове ему. Формы объективации монашества составляют внешний аспект его существования, опредмечивание которых очерчивает внешние пределы и границы. Внешний предел устанавливается религиозной формой аскезы, предполагающей наличие религиозного человека. Внешняя граница социального бытия монашества определяется степенью его организации, институализации, его функциями и ролью в обществе и религиозных системах; подвижность границы зависит от социальных доктрин отдельных религий и социума, от их интересов, ценностей и идеалов, определяющих реальное место религии в системе общества.

В процессе распредмечивания социально-культурных смыслов в религиозной форме монашество осваивает социальное бытие посредством субъективации монашествующими культурной жизни и опыта социума на основе своих сущностных характеристик в виде субъективных свойств, ценностей, выбора формы аскезы, что является внутренним, скрытым, но необходимым для опредмечивания, аспектом бытия монашества. Внутренние пределы и границы определятся уровнем и формой распредмечивания социо-культурных смыслов отдельным человеком или социальной группой, являющиеся источником и средством возникновения и обогащения монашеской практики. Человек устанавливает внутренний предел существования монашества своей причастностью к должному или участностью в нем jl, проявляющемуся в человеке в качестве духовности. Внутренняя граница зависит от уровня личностного развития человека, его ценностей и стремлений к их достижению посредством использования определенных видов аскетической практики, а также от психологических особенностей как индивидуальной основы формирования различных практик по приобретению духовного опыта.

Именно внутренняя сторона с необходимостью нуждается в философской антропологии как методе, которая является наукой «о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия» . В данной работе этот метод находит свое выражение в таких принципах как, во-первых, утверждение принципиальной незавершенности человека в силу его таких фундаментальных ха

31 Причастность - категория эссенциальной онтологии, участность - экзистенцальной, энергийной (подробнее см. Хоружий С. К феноменологии аскезы. - М., 1998 г.) j2 В. Губин, Е. Некрасова. Философская антропология. - М., 2000 г. стр. 9 рактеристик как несводимость, непредопределенность, незаменимость и неповторимость, невыразимость в его потенциальной или актуальной открытости бытию. Во-вторых, признание главной предпосылкой и внутренним источником эволюции социально-культурных явлений, а также оформления и эволюции монашества возникновение и развитие самосознания до высшей точки своего проявления - рациональности как нравственно-волевой основы разумного, осмысленного существования, направляющего человека к бесконечной актуализации должного бытия в себе. Оно развивается на основе интеллектуального совершенствования человечества и порождает потребность в идеале , целях в процессе осознания своей социальности. В-третьих, целью социального развития и критерием его прогрессивности объявляется его максимальная гуманизация, то есть актуализация человечности (разумности, свободы), где человек является одновременно и средством, и целью развития общества. В отношении монашества это проявится в выявлении его роли в гуманизации или дегуманизации социальных отношений, общественного и индивидуального сознания, в описании истоков появления и изменения аскетического идеала и целей монашествования посредством анализа интеллектуально-волевого развития человека. Таким образом, данная работа использует экзистенциальный вариант философской антропологии, но с сочетанием психоаналитического видения человека.

Психоаналитическое видение человека и гуманистическая психология'33, с нашей точки зрения, идеально описывают эволюцию форм индивидуального и общего ответа человека на «зов» бытия, способов осуществления открытости бытию и источников ее достижения. Этот ответ содержится в формах коллективного сознания и бессознательного, индивидуального бессознательного, интерсубъективного бессознательного, в которых посредством архетипов и духовных ценностей воплощаются способы открытия себя бытию от растворения в нем (через чувственно-эмоциональное стремление погрузиться, вернуться в прошлое человечества) до достижения всей полноты бытия в себе (через рационально-осознанное устремление к будущей гармонии). Данные аспекты позволяют понять как индивидуальный мотив выбора формы, силы и направленности аскезы и монашествования, так и социо-культурное, историческое оформление аскетического опыта.

Научная новизна исследования. Из вышеописанных целей, задач, методов и целей данного диссертационного исследования, а также с учетом состояния разрабо

33 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл, Д. Андреев. танности данной темы можно вывести следующую теоретическую новизну данной работы:

- Представлена социально-философская концепция аскетизма - нормативной максимы, которая на стадии становления социума отражала неосознаваемую насущную потребность его выживания, а на стадии цивилизованного развития человечества выступила в качестве принципа разумного самоограничения для совершенствования и индивида, и общества.

- Осуществлена экспликация концепции аскетизма, выявлены основные закономерности и тенденции в развитии идеала аскезы, воплотившегося в четырех исторических формах - мифологической, религиозной, переходной и светской.

- Описана эволюция аскетизма, в ходе которой он все более становится фактом нравственного выбора, нежели результатом социального насилия.

- Дан анализ нравственной значимости аскезы для вариантов индивидуального развития (от деградации до духовного роста) в ее строгом, оптимальном и смягченном для человека видах.

- Особенно тщательно исследовано монашество как наиболее последовательная форма воплощения религиозного идеала аскезы.

- К объяснению культурно-исторического оформления аскезы и монастыря впервые обоснованно был применен ценностно-ориентационный подход. Он заключается в анализе ценностно-культурных отношений в паре «свое - иное», использовании приоритетной позиции этих отношений (освоения или самоутверждения) и для выделения созерцательно-мистической и активно-деятельностной форм аскезы, и для характеристики содержания конкретной социальной и религиозной ценности.

- Развита идея С.А. Токарева об отсутствии в раннем христианстве идеи дьявола, позже получившего бытийственный статус. Дано социально-философское обоснование того, что в лоне сложившегося христианского монашества сформировались ценности, востребовавшие онтологизацию мирового зла - дьявола, что легло в основу духовно-нравственного мировосприятия западной цивилизации.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что:

- На основе исследования единства монашества с человеком и обществом в модусе человеческого долженствования определены методологические и методические подходы к целостному анализу монашества и его конкретных модификаций.

- Предложенная в диссертации методология ценностно-ориентационного подхода может быть использована в исследованиях по проблемам культурного диалога, социального диалога, истории цивилизаций. Основные выводы данной работы могут лечь в основу изучения ценностных оснований современного общества.

- Основные выводы данного исследования могут быть применены для дальнейшего исследования потенциала аскетизма в реализации сущностных сторон человека, в достижении физического, психологического, социального и духовного здоровья.

Структура диссертации определена сообразно с замыслом в следующем виде.

Первая глава «Аскетика как социальный феномен» рассматривает духовно-нравственные, социальные и психологические факторы - истоки появления аскетического идеала и аскетической практики, вопросы по возникновению исторических форм аскетизма, по становлению и эволюции институтов монашества как конечного пункта религиозной формы реализации аскетического идеала.

Вторая глава «Монашество: границы социального бытия» раскрывает вопросы по соотношению светских и религиозных институтов в системе общественных отношений. Функции и роль монашества в общественной жизни будут рассмотрены сквозь призму соотношения процессов сакрализации и секуляризации общественной жизни, обеспечивших подвижность границы социального бытия монашества.

Выявление роли монашества в духовной культуре общества, в достигаемом уровне воспроизводства духовных ценностей, отражающим духовно-нравственный потенциал этого явления, расстановка социально-психологических акцентов в основах успеха или неуспеха индивидуального монашеского делания содержатся в последней главе данной работы «Монашество: границы духовного бытия».

Сквозной нитью по всем главам проходит идея рассмотрения монашества с точки зрения его внутреннего и внешнего аспектов. Так, первая глава этой работы содержит, в основном, анализ внутреннего (духовного бытия) и внешнего пределов (религиозной аскезы) в их взаимодействии, влиянии на внешнюю границу монашеского бытия. Во второй главе освещается подвижность внешней границы существования монастыря в качестве социального института. В последней - проводится связь границ социального бытия с пределами и границами антропологического бытия монашества. Так, по нашему мнению, максимально обеспечивается описание реального места монашества в социальном бытии и духовной жизни человека и общества.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Монашество"

Выводы по третьей главе. Монашество, будучи религиозным, прежде всего, явлением, в общей системе социума занимает место своей явленностью в качестве феномена духовного жизни общества, производящей духовную культуру, духовные ценности и духовный опыт.

Качество воспроизводства и развития духовной культуры общества монашеством зависит от изменения соотношения религиозного и светского аспектов в содержании и формах религиозной культуры. Монастырь, используя духовную культуру в целях своего выживания, оформления религиозного пространства и практики, непосредственно воспроизводит и развивает исторические формы культуры и формы воплощения ее смыслов при приоритете религиозной формы развития культуры. Светская рефлексия деятельности монастырей, опосредовано, влияет на развитие и появление новых стилей, жанров внутри культурных форм.

В стенах монастыря, в силу относительной замкнутости его жизни, формируются основные структуры сохранения и передачи социо-культурной информации в единстве их целеполагания. Это позволяет назвать монастырь одним из институтов культуры, создавшего под своими сводами синтезированные системы - образование, профессиональное обучение, библиотеки, производство предметов искусства и т.п.

Ставя своей задачей спасение, монашество актуализирует значимость духовных ценностей. Следует признать, что содержание таких категорий как свобода, добро, красота, истина, любовь, творчество, труд, аскеза - религиозно мистифицировано, оторвано от реалий социума, но вместе с тем понимание ценностей отражает реальный уровень развития общественного сознания. И только духовный опыт единиц из монахов позволяет выйти за границы религиозного содержания, раскрывая духовно-нравственный потенциал монашества. Форма реализации (светский или религиозный) этого потенциала зависит от уровня обмирщения монастырей и, еще больше, от качества индивидуального духовного опыта.

Наивысшей пробой духовного опыта является духовный подвиг по достижению высот духовности отдельной личностью и непременного его воплощения в социуме. Монашество, используя основы психической деятельности человека и неудовлетворенность конкретной личности своей самореализацией в ее относительно динамичном (самоактуализация) или относительно статичном (самоутверждение) вариантах, с помощью различных приемов аскетической практики создало условия для духовного совершенствования.

142

Наличие святости и порока было связано, во-первых, со степенью обмирщения того или иного монастыря. Монастырь, ориентированный на социальный успех, «закрывал глаза» на нарушение норм монашеского поведения ради внешнего процветания. Во-вторых, содержание нравов конкретного социума, провоцировало и допускало необходимый уровень нравственности в стенах монастыря. И, конечно же, успешность или неуспешность индивидуального духовного опыта определяет степень реализации духовно-нравственного потенциала в его религиозной и светской формах. Факторами успеха стяжания святости можно назвать такие, как экзистенциальная основа принятия решения, зрелая личность, развитое волевое начало, развивающая аскетическая практика, стремление к самоактуализации в виде «быть, чтобы становиться самим собой» в любой социальной деятельности, объективируя достигнутые высоты духовности. Все это делает невозможным массовое воспроизводство монашеского идеала, нравственности, что заставляет искать другие способы духовного самосовершенствования.

Таким образом, духовно-нравственный потенциал актуализировался монастырями в двух формах религиозной и светской (общечеловеческой). Реализация только религиозного потенциала замыкала монашествующего на его собственные проблемы, отчуждая его от мира людей и не раскрывая всей глубины мистического переживания. Только выход на общечеловеческий уровень трансляции духовно-нравственных ценностей возвращала монаха в социальную действительность без ее неприятия как таковой. Существующая пусть единичность такого опыта все же позволяет назвать монашество транслятором духовно-нравственного идеала, институтом по производству основных форм культуры и обработке социального опыта.

143

Заключение.

Рассмотрев монашество как социально-культурное явление, мы попытались выявить пределы и границы его бытия, которые и определили причины, истоки его возникновения, его уникальную значимость в антропологическом (индивидуальном) и социальном бытии. Именно индивид и общество являются носителями пределов и границ существования такого явления как монашество. Внутреннее бытие монашества связано с человеческой потребностью вести аскетический образ жизни в процессе распредмечивания условий природно-социальной среды. Внутренним пределом является духовное, разумное бытие, а границей - мировоззрение, духовный опыт и психологическая основа человека. Пределом социального бытия монастыря является религиозная форма аскезы, границей - степень обмирщения монастыря и реальная его роль в жизни общества.

Аскетизм как моральный принцип человеческого существования, направленный на самоограничение и самосовершенствование, предполагает наличие соответствующей деятельности (аскезы) и ее идеала как формы осмысления аскетической практики. Таким образом, для возникновения первого идеала было необходимо наличие практики самоограничения.

Предпосылкой возникновения аскетической практики является человеческая природа в ее биологической, социальной и духовной составляющих. Стремление к самоограничению выражает потенциально существующее, в силу разумности, биологическое совершенство человека, состоящее в приоритете процесса торможения над возбуждением, что было актуализировано природно-социальной средой. Первобытная аскетическая практика была связана с необходимостью выживания в условиях низкого развития производительных сил, проявившись в виде ограничения потребления, актуализации альтруизма на основе инстинктивной этики. Изменения в социальной среде спровоцировало развитие интеллекта и самосознания, что обусловило факт осмысления, означивания своей деятельности, возникновения идеала.

Идеал какой-либо деятельности очерчивает горизонты ее развития и направленности. Понимание и реализация аскетического идеала состоялась в четырех исторических формах - мифологической, религиозной, переходной и светской. Каждая из них имела свою идеальную пространственно-временную конструкцию - потустороннюю или посюстороннюю, ориентированную в трех модусах времени: прошлое - настоящее - будущее. Эволюция аскетического идеала прошла от неосознанного выживания «здесь и сейчас» (первобытная аскеза) к абсолютной ориентации на будущее, совпадающее с прошлым во внешнем пространстве (миф), к устремленности в будущую вечность в инобытии (религия), затем - к абсолютизации «здесь и сейчас» как показателя ставшего будущего инобытия (переходная стадия) до посюстороннего творения еще не существующего, но должного будущего (светская аскеза).

Каждый идеал находил свое воплощение в своих социально-антропологическом идеале и цели - простое самоограничение или самоактуализация, раствориться в бытии или достичь максимального наполнения им себя; в своем источнике аскетической практики - архетипы и духовные ценности, а также их соотношение. Все вышеперечисленное определяло направленность аскезы - на человека или во вне, на тело или на дух; ее субъекта - индивида или группы; приоритетную форму аскезы с точки зрения ее необходимости и достаточности - физическую аскезу и духовную; соотношение форм контроля - внешнего контроля и самоконтроля; силу строгости - крайнюю, оптимальную (разумную), слабую. Наличие таких форм аскетической практики как созерцательно-мистическая и активно-деятельностная зависит от индивидуальных особенностей и цивилизационных ценностных ориентаций.

Эволюция аскетического идеала показала рост уровня индивидуальной значимости аскезы в силу того, что, во-первых, аскеза является необходимым условием воспитания силы воли, что актуализирует как ее ограничивающую функцию (по отношению к желаниям), так и ее стимулирующую функцию по движению к цели. Во-вторых, обе ее функции необходимы для формирования нового человека, преодолевающего свою отчужденность в стремлении к ценностям бытия, способного любить, создавать красоту, быть зрелой личностью. На ряду с этим социальная значимость аскетизма не уменьшилась, а только усилилась в век потребительского отношения к жизни и увеличения конфликтности в обществе. Социальная значимость аскезы, ее

260 форм, силы и направленности состоит в ограничении агрессии , приучении себя к культуре толерантного поведения посредством волевого открытия себя миру; правда, надо заметить, что росте агрессии часто связан с крайними формами аскезы на основе проявления на индивидуальном и социальном уровнях нетерпимости к своим «теневым» сторонам. Актуальная для социального развития России проблема отсутствия

260 Или, лучше сказать, ее переориентация посредством оформление агрессии, которая является результатом природной реактивности и возбудимости, в культурно-символическую форму, в данном случае, - аскетические действия, используя энергетический потенциал на волевое подавление-торможение. вкуса к систематическому труду может быть решаема только осознанным переходом к аскетическому образу жизни в светском его варианте. Универсальность же аскезы как приема состоит в естественном стремлении человека к эффективному применению своей природы для здорового, гармоничного бытия.

Свое наивысшее, по строгости и организации, и полное воплощение аскеза получает в институте монашества. Будучи религиозным явлением, монашество, во-первых, должно транслировать и обогащать именно религиозные ценности, опыт их достижения и воплощения, а во-вторых, соответствовать положению религии в обществе. Это заставляет детально выяснить роль религиозных институтов в социуме.

Место религии в социальных отношениях определяется выполнением религией социального заказа, что связано с ее возможностями посредством своих идей и ценностей поддерживать, создавать условия для изменения социального бытия. Это породило такие функции религии, как мировоззренческая, коммуникативная, культур-нотранслирующая, компенсаторная, регулятивная, легитимирующе - разлегитими-рующая, интегрирующе - дезинтегрирующая. Совокупность и определенная соотнесенность этих исполняемых религией функций зависит от приоритетности процессов сакрализации или секуляризации общества, а также от типа экономической, политической систем, социальных отношений и приоритетных форм духовной жизни социума, его цивилизационных основ. Все это и предоставляет религии конкретное место в жизни того или иного социума.

Социализация монашества и превращение его в самый организованный религиозный институт - монастырь способствовали процессу его социальной институализа-ции, отражающий особенности социального бытия, самоопределения монашества в социуме, функции и роли монашества в различных общественных системах.

Религиозное содержание монашества отразилось в способах его воздействия на социальные отношения, так что его функциями можно назвать такие, как компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культурнотранслирующая, и, как аспект последней, функция духовной и территориальной экспансии религиозных и государственных структур. Конкретный результат реализации этих функций, с точки зрения общественных интересов и их изменения, показал роль монашества в жизни общества.

В общем, взаимодействие монастыря и мира состоит в том, что, с одной стороны, монастырь создает духовную опору для общественной жизни - ценности, идеалы, уровень аскетических притязаний,- а, с другой, социум способствует достижению той или иной степени обмирщения монастыря. Оно происходит через вовлечение монастыря в конкретную систему экономических отношений и производственной деятельности, через наделение его определенными политическими функциями, что, подчас, отвечает социальным интересам той или иной конфессии. И хотя, процесс обмирщения входит в противоречие с внутренней стороной бытия монашества, отвлекая от духовной практики, но именно через него и осуществляется реализация, пропаганда духовного опыта.

Возникновение конфликта между антропологической направленностью монашества и его социализированным, религиозно институализированным существованием в качестве монастыря находит свое и обострение, и разрешение в плоскости духовного бытия, воплощающегося в духовной культуре, духовных ценностях и духовном опыте.

Монашество, будучи порожденным религией, являет себя в общей системе социума в качестве феномена духовного бытия общества, воспроизводя и обновляя духовную культуру, духовные ценности и духовный опыт. Монастырь использует духовную культуру для оформления религиозного пространства и практики, а также для установления экономических связей с миром. В стенах монастыря, в силу относительной замкнутости его жизни, формируются основные структуры сохранения и передачи культурной информации. Не смотря на их направленность к осуществлению религиозных интересов, используются и развиваются универсальные формы воплощения культурных смыслов - искусство, литература, музыка. Также, при организации процесса достижения культурно-духовных целей были созданы и использованы такие универсальные системы, как библиотеки, музеи, система образования, исследовательские лаборатории, что позволяет назвать монастырь институтом культуры.

Внутренним пределом монашества является духовное бытие, которое являет себя в духовных ценностях как свобода, добро, красота, истина, любовь, творчество, труд,- религиозных по содержанию, но с общим духовно-нравственным потенциалом. Именно в воспроизводстве последнего и содержится духовно-нравственный потенциал монашества, его духовная значимость.

Духовно-нравственный потенциал содержится в монашеской аскетической практике, создавшей систему аскетических упражнений из множества приемов и методов по постепенному постижению основной ценности - свободы и достижению гармоничного существования, максимально соответствующего человеческой природе, приобретая все составляющие здоровья. Развитие физического здоровья состоит в формировании культуры управления своим телом, психического - в увеличении внутреннего богатства, в формировании способности к эмоциональному и чувственному самоконтролю, в возникновении осознания собственных мотиваций, в способности к самоизменению, в развитой воле. Социальная сторона здоровья включает формирование культуры толерантности, где нравственность является необходимой основой. Бытие духовно здорового человека характеризуется смысложизненным беспокойством - духовным поиском, творчеством как способом существования, реализацией духовных ценностей и т.п. Системность монашеской практики показала ценность систематического труда как источника воспитания волевого начала, превратив аскезу в осознанно универсальное средство самореализации.

Реализация духовно-нравственного потенциала монашеством на уровне социума зависит от степени обмирщения монастырей, ставящей воспроизводство общих духовных (а не сугубо религиозных) ценностей по социальной необходимости, и от качества индивидуального духовного опыта.

Качество индивидуального опыта зависит от психических оснований, уровня источника психологических проблем - физиологического, социального или экзистенциально-духовного, а также от видения варианта их решения - через самоактуализацию или самоутверждение. Монашество, используя все это, с помощью различных приемов аскетической практики создало условия как для духовного совершенствования, духовного подвига, святости, так и для воспроизводства порока в стенах монастыря.

Факторами успеха монашествования в стяжании святости можно назвать такие, как экзистенциальная основа принятия решения, зрелая личность, развитое волевое начало, развивающая аскетическая практика, стремление к самоактуализации. Несмотря на единичность качества духовного опыта, монастырями поддерживается ценность духовно-нравственного идеала, делая институт монашества одним из основных проводников духовного бытия, предоставляя новые границы для социального совершенствования. Монашество, обостряя противоречия социального и индивидуального, предоставило человечеству доказательство необходимости индивидуального и социального прогресса через одухотворение; последнее, выражающееся в актуализации и реализации человеческой свободы и нравственности, должно стать источником устойчивого развития человека и общества.

В связи с тем, что целью данной работы было не только обозначить и обосновать роль, функции и место монашества в качестве социально-культурного явления, но и дать ключ к анализу деятельности любого монастыря, мы представляем, каким образом можно практически использовать выше сделанную работу, описав принципы этого анализа. Данные принципы представляют собой следующее:

- определение религиозной принадлежности монашества, которая поможет определиться с основными религиозными ценностями, выявить внутренний источник религиозной аскезы, ее формы, цели и т.п., а также уровень институализации монашества, границы утверждаемой социальной активности;

- выявление цивилизационных оснований, которые оказывают влияние на трактовку идеала аскетизма и выбор приоритетной формы аскезы в качестве созерцательно-мистической или активно-деятельностной;

- описание конкретных социальных реалий, форм их воплощения и этапов их развития, а также форм социальной деятельности монастыря, поможет показать реальную значимость данного монастыря в жизни общества, степень его обмирщения, величину реализации духовно-нравственного потенциала, обозначить социальные причины ухода в монастырь;

- анализ аскетической практики, используемой в стенах монастыря, создаст условия для выявления причин успеха или неуспеха духовного опыта, потенции, а опосредовано, и психологических причин принятия монашества ;

- анализ опыта конкретного подвижника по достижению, воплощению духовности в социуме покажет реальную значимость монашеского состояния в самоактуализации.

Таким образом, посредством анализа всех вышеописанных сторон можно получить, составить представление о социально-культурной значимости конкретного монастыря или направления монашества.

Перспективы существования монашества связаны с наличием религиозного мировоззрения, необходимостью преодоления самоотчуждения современного человека, с вечной актуальностью аскезы как способа самоактуализции, с богатым практическим опытом достижения духовного бытия. На современном этапе существует ряд обстоятельств, влияющих на уровень активности монастырей, их популярности и социальной значимости.

Во-первых, наличие качественной и количественной секуляризации общества, где под качественной секуляризацией понимается изменение, понижение качества веры, связанного с процессом освобождения всех сфер социальной жизни от религиозного мировоззрения под влиянием приоритета научной парадигмы, а под количественной - уменьшение общего числа верующих. Это приводит к снижению уровня религиозной востребованности, религиозных ожиданий от деятельности монастыря со стороны верующих, что ставит его жизнедеятельность в прямую зависимость от степени его внешнего обмирщения и уровня поддержания воспроизводства духовно-нравственных начал и идеала.

Во-вторых, возникновение и приживание в социуме альтернативных вариантов реализации индивидуальных аскетических устремлений в виде переходной и светской форм аскезы. Данное обстоятельство, с одной стороны, усиливает религиозные основания для решения об уходе в монастырь в условиях индивидуального выбора форм аскезы, с другой,- создает возможность вне монастырского уединения. Сохранение же монастырей в условиях появления оптимальной религиозной аскезы является показателем наличия нерешенных социально-психологических проблем, толкающих человека к бегству от социальных реалий. Также, это связано с превращением монастыря, фактически, в уникальное явление по сохранению, передаче и актуализации духовно-нравственного потенциала человека в силу неспособности современного социума контролировать нравственный уровень общества при снижении последнего в ситуации усиливающегося самоотчуждения и духа потребительства.

В-третьих, появление конкуренции со стороны внерелигиозных психологических практик, предоставляющей все новые методики по решению психологических

261 проблем всех уровней вплоть до выхода из экзистенциального вакуума через переживание катарсиса и возвращение осмысленного существования. Правда, не все психологические направления ставят задачу нравственного совершенствования человека, усиливая аспекты индивидуального соответствия своим ожиданиям на основе прошлого опыта, отрывая, тем самым, его от универсальных оснований и усиливая самоотчуждение. Хотя, появившееся в середине - конце XX века направление гуманиста

262 ческой, глубинной психологии связывает решение психологических проблем с актуализацией нравственно-духовной основы человеческого бытия. В этой ситуации, сохранение монашества связано лишь с выбором религиозного мировоззрения.

261 Например, НЛП - нейро-лингвистическое программирование, суть которого состоит в том, чтобы создать условия для придания нового смысла своим действиям, изменяя его посредством работы над вербальными и невербальными знаками своего бытия (т.е., по сути, это работа с индивидуальными символами для создания новой мифологической сетки индивидуального бытия).

262 См. работы К. Хорни, А. Маслоу, В Франкла и т.п.

Но, кончено же, следует учитывать особенности обыденной стороны общественного сознания в его традиционной приверженности к монашеству как традиционному носителю духовности. Так что сохранение монашества происходит не только по причине наличия верующих, но и по причине индивидуальной значимости этой религиозно традиционных форм общества, проверенных временем, что делает уход в монастырь для решения своих проблем более приемлемым даже при низком качестве веры.

Так, чисто эмпирически, реалии существования православного монашества в современной России можно описать следующим образом. Возрождение монастырей связано, прежде всего, с социальными условиям и определенным социальным заказом, который состоит в следующем. Крушение тоталитарного социального мифа создало ситуацию духовного вакуума, что увеличило в общественном сознании вес традиционных духовных оснований, одним из которых является православие, а также оживляющийся вариант «русской идеи» - Россия спасет мир своей духовностью, центрами которой когда-то были монастыри. Ситуация политического плюрализма предоставляет право на свободное принятие решения о монашествовании. Советский период существования православной церкви нашел свое отражение в разрушенных храмах и монастырях, требующих своего восстановления. Экономический кризис и переход к частнособственническим основам экономических отношений при отсутствии традиций правовой культуры вызвали обнищание, разочарование, ситуацию «брошенности», стрессовое состояние крупных слоев общества, актуализировав основы российской ментальности - стремление к коллективизму, ожидание чуда в качестве божьей благодати, надежду на мудрых святых людей, обратив взоры к монастырям как носителям благодати или места обретения спокойствия, укрытия, понимания. Также, такое экономическое состояние поставило возрождающиеся монастыри на грань выживания. Военные действия на территории России и развал армии усилили стремление избежания воинской службы, что также отразилось на росте численности монашества. Низкий уровень развития личностного начала повлиял на бегство большинства, в том или ином виде, от решения проблем, а также на низкое качество религиозной веры, которая, с одной стороны, ведет к поверхностности, с другой,- к фанатизму. Таким образом, приоритет социальных причин ухода перед экзистенциальными и религиозными вырисовывается, на наш взгляд, очень ясно, что является бегством от мира.

Отсюда, большинство современных, особенно, возрождающихся православных монастырей характеризуются предельным обмирщением на основе материальной зависимости от мира; их внутренняя жизнь максимально открыта. Это оказывает влияние на то, что аскеза - во-первых, активно-деятельностная; во-вторых, неглубокая с низким самоконтролем, что ведет к процветанию пороков всех видов в стенах монастыря; в-третьих, средней или низкой степени строгости, что связано с обмирщением, с более реальным восприятием человека, признавая право человека на слабость, с увеличением доли духовной аскезы по сравнению с физической. Хотя, и в этих условиях остаются те монашествуюшие, целью которых является восстановление полноты бытия.

По результатам данной диссертации представляется интересным дальнейшее исследование роли форм и силы аскетизма в современном социальном бытии, его перспектив. И, конечно же, небезынтересным было бы полноценно проанализировать современное состояние монашества, особенно, в аспекте реализации соотношения нравов и нравственности, а также во взаимодействии монашества с современным светским аскетическим идеалом.

Общественное сознание, как бы сказал Мартин Бубер, всегда стремилось и стремиться построить свой дом посредством создания мировоззренческих систем и выработки способов их идеального воплощения. Монашество, явившись в мир в качестве способа построения общего с единомышленниками дома бытия, основанного

263 на религиозном мировоззрении при качественном разрушении последнего, превратилось в носителя нравственно-духовного потенциала аскетической практики, в способ более безболезненного его строительства в себе. Возможность же достижения открытости бытию посредством приобщения к основным духовным ценностям 264 в стенах монастыря, позволяет культивировать идею, что именно человек является истинным домом бытия, воплощая его в себе.

263 качественное разрушение связано с переориентацией человека с внешнего мира на себя на основе очередного переживания своей заброшенности в этот бесконечный, внешне, мир. (более подробно см.: Бубер М. Проблема человека//Бубер М. Я и Ты.-М., 1993 г.)

264 так, через добро происходит волевое открытие бытию, через истину - познавательное (на уровне мышления) открытие бытию, через красоту - преодолевается чувственная замкнутость.

152

 

Список научной литературыХафизова, Наталия Алексеевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990

3. Андреев И.А. Происхождение человека и общества. М., 1982

4. Андреева Г.М. Социальная психология. Л., 1988

5. Антоний. Путь умного деланья. Красногорск: Успенский храм., 1999

6. Апресян Р.Г. Аскетизм. // Новая философская энциклопедия. Т. 1. М., 2000

7. Апресян. Р.Г. Золотое правило. // Этика: новые старые проблемы. М., 1999

8. Аскетические опыты. // Сочинения епископа Игнатия (Брянчининова).Т.1-5. -С-Пб, 1905

9. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994 Ю.Бердяев Н. Философия Свободы. -М., 1994

10. Борисов A.M. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями XVI-XVII в.в. Петрозаводск, 1966

11. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 199513. Бубер М. Я и Ты. М., 1993

12. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: сб. статей. М., 1982

13. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: сб. статей. М., 1987

14. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М., 1993

15. Васильев Л.С. История религий Востока-М., 1983

16. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия, в 2-х т.т. Пермь: Перм. го-суд. ун-т, 1993

17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранное. Т. 2. -М., 1990

18. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. -М., 1995

19. Гаджиев А.Х. К вопросу о гносеологических корнях ранних религиозных представлений. Душанбе: «Ирфон», 1969

20. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995

21. Гарнак А. Монашество в восточном и западном обществах. // сб.: Религия и общество: хрестоматия. М., 1977

22. Григорьева Т.П. Дао и Логос. М , 1992

23. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000

24. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,1987

25. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М., 1998

26. Давыдов Ю. Кто ты, гомо экономикус? // Наука и жизнь., 1990 , № 11, С. 105-109

27. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М , 1908

28. Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М., 1996

29. Железняк В.Н. Метафизика воли в прямой и обратной перспективе. Пермь, 1997

30. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X XX в.в. -М., 1992

31. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977

32. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996

33. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999

34. Иллюстрированная история религии в 2-х томах (под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей) / репринт от 1899 г). Спасо-Преображенский Валаамский Ставропиги-альный монастырь., 1992

35. Индия: религия в политике и общественном сознании: сб. статей. М., 1991

36. Ионов В.В. Российская цивилизация. М., 1998

37. Каган М.С. Философская теория ценностей. С-Пб., 1997

38. Каган М.С. Философия культуры. С-Пб.: «Петрополис», 1996

39. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974

40. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992

41. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1,2 М., 1992-1993

42. Камю А. Бунтующий человек.-М., 1990

43. Кимелев Ю.А. Философия религии. -М ., 1998

44. Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991

45. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности.-М., 1996

46. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. -Хабаровск, 1994

47. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966

48. Копаница М.М. Современная социальная концепция русского православия. -Харьков, 1988

49. Корецкий В.И. Борьба крестьян с монастырями в России XVI начала XVII в.в.// Вопросы истории религии и атеизма. Т.6. - М., 1958. С. 24-27

50. Крапивенский С.Э. Социальная философия. -М., 1998

51. Красилов В.А. Метаэкология. М., 1997

52. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991

53. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991

54. Любигцев А.А. Генетика и этика. // Эфроимсон З.П. Генетика этики и эстетики. -С-Пб., 1995

55. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С-Пб.: «Евразия», 1997

56. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999

57. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998

58. Митрохин Л.Н. Религия и политика. М., 1988

59. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993

60. Мифология // БЭС (под ред. Е.М. Мелетинского). М., 1998

61. Монашество. // Христианство: краткий энциклопедический словарь. М., 1995

62. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. -Новосибирск: Наука, 1994

63. Муратова К.М. Мастера французской готики. М., 1988

64. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996

65. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983

66. Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986

67. Настольная книга священнослужителя. Т.6. М., 1988

68. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. -М.: Школа-пресс., 1994

69. Ницше Ф. К генеалогии морали.// Фридрих Ницше. Злая мудрость: афоризмы и изречения. Минск: «Попурри», 1997

70. Нойман Э. Глубинная психология и новая этика. С-Пб., 1999

71. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993

72. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Пермь: Перм. госуд. ун-т, 1998

73. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь: Перм. госуд. ун-т, 1974

74. Основы религиоведения (под ред. И.Н. Яблокова). М., 1998

75. Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчининовым). С-Пб., 1903

76. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь, 1997

77. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.1,2. С-Пб.: «Сатисъ», 1994-1995

78. Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они ? М., 1991

79. Писманик М.Г. Религиозная концепция «греховности» и нравственный прогресс.// Атеизм. Религия. Нравственность. -М., 1972

80. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI XVII в.в.: сб. статей. - JL: «Наука», 1990

81. Полосухин Б.М. Феномен вечного Бытия. М., 1999

82. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974

83. Прошин Г. Черное воинство. М., 1988

84. Психологические аспекты буддизм. Новосибирск: «Наука», 1991

85. Путь к священному безмолвию. М.: изд-во православного братства святителя Филарета митрополита московского, 1993

86. Резников Л.Я. Валаам: кризис аскетизма. JL, 1986

87. Роль религии в формировании южнославянских наций: сб. статей. М.: «Эдитори-ал УРСС», 1999

88. Религия в истории и культуре (под ред. М.Г. Писманика). М.: «Юнити», 2000

89. Розанов В.В. Уединенное.-М., 1990

90. Роттердамский Э. Похвала глупости. -М., 1991

91. Русское православие: вехи истории (под ред. А.И. Клибанова). М., 1989

92. Русская церковь на рубеже веков: сб. документов и материалов. С-Пб , 2001

93. Святитель Стефан Пермский (под ред. Г.М. Прохорова). С-Пб.: «Глаголъ», 1995

94. Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир: «Посад», 1997

95. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989

96. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI в.в. М., 1991

97. Скрынников Р.Г. Крест и корона (XI-XVII в.в.). С-Пб., 2000

98. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство: Внешняя Монголия (XVI начало XX в.в.). - Новосибирск: «Наука», 1988

99. Словарь по этике (под. ред. А.А. Гусейнова). М., 1989

100. Соболев В.Л. Вера и ее социокультурное пространство. М., 1997

101. Соловьев В. Смысл любви.-М., 1991

102. Соловьев В. Оправдание добра. М., 1996

103. Социология (под ред. В.Н. Лавриненко). М., 1998

104. Тальберг Н. История русской церкви в 2-х т.т. М., 1994

105. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: «Гносис», 1994

106. Титаренко А.И. Нравственный прогресс. М.: МГУ, 1969

107. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990

108. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986

109. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994

110. Трёльч Э. Церковь и секта.//Религия и общество: хрестоматия. М., 1997

111. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л., 1990

112. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980

113. Философия истории (под ред. А.С. Панарина). М., 1999

114. Франкл В. Человек в поисках смысла. М , 1990

115. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

116. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990

117. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М., 1993

118. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994

119. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994

120. Хайдеггер М. Время и бытие М., 1993

121. Хамитов Н.В. Философия одиночества: мужское и женское. Киев, 1995

122. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М., 1998

123. Хорни К. Невроз и личностный рост. С-Пб., 1997

124. Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998

125. Чжан Чжень-Цзы. Практика Дзэн. Красноярск, 1993

126. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: «Зинатис», 1991

127. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999

128. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997

129. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест - ППП , 1995

130. Эстетика: словарь (под общ. ред. А.А. Беляева). М., 1989

131. Этика (под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко). М., 1999

132. Эфроимсон З.П. Генетика этики и эстетики. С-Пб., 1995

133. Юнг К. Человек и его символы. С-Пб., 1996