автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Мордовская басня: движение жанра

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Канаева, Лидия Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Мордовская басня: движение жанра'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Канаева, Лидия Петровна

Введение

1. Фольклорные и литературные истоки мордовской басни.

2. Становление и развитие жанра басни в контексте движения мордовской литературы.

3. Современное состояние мордовской басни. ф 3.1. Художественно-эстетическое своеобразие сатиры М. Бебана.

3.2. Национальные традиции смеховой культуры в басенном творчестве И. Шумилкина.

3.3. Развитие жанровой и эстетической природы мордовской басни XX века.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Канаева, Лидия Петровна

Актуальность исследования. За относительно недолгую историю своего развития мордовская литература как непрерывно развивающаяся сфера духовной культуры народа прошла большой и сложный путь развития, выработала свою эстетику, методы, принципы типизации характерных явлений жизни. Сегодня, в период усиления внимания общества к национальным проблемам, время требует нового осмысления многих процессов литературы, введения в научный оборот ранее «упущенного» материала, что позволит глубже понять особенности национального характера, психологии, жизнеспособности нации. К числу малоизученных, прежде ускользавших из поля зрения мордовских исследователей, относится и басня.

Как литературный жанр басня имеет свои нормы и требования, специфическую тематику, стиль и мир образов. В научных и теоретических источниках встречаются различные ее толкования и формулировки. Так, в «Большой Советской энциклопедии» дается следующее определение: «Басня — литературный жанр, краткий, обычно стихотворный рассказ в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня близка к притче и апологу» (12. С. 77). В «Краткой литературной энциклопедии» отмечается, что «басня - один из видов лирико-эпического жанра. Басня близка к притче и апологу, представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера, обычно басне свойственно ироническое или сатирическое иносказание» (55. С. 467). Как видим, здесь не упоминаются прозаические виды басни, традиционность аллегорических сюжетов, некоторые особенности жанра. Как. литературная форма басня — жанр сюжетный. Вне сюжета, вне развития действия басня не существует. За иноскаI зательностью басенной структуры скрывается особая обличительная система мировосприятия, противостоящая видимости социальной гармонии. Иначе говоря, в самой природе басни заложено антиидеальное восприятие мира.

В разных странах и на разных этапах развития эстетическая природа басни не оставалась неизменной, но уже на ранних стадиях жанрового самоопределения была признана важность ее как действенной формы социальной критики. JI. Выготский, рассматривая басню в синтезе, заключающем в себе зерно лирики, эпоса и драмы, считает, что басня «заставляет нас силой поэзии, заключенной в ней, реагировать чувством на то действие, которое оно развивает» (28. С. 139). В.Г. Белинский не отрицает того, что басня может заключать в себе элементы иных родов поэзии, например, отдельные черты эпической поэмы, или комедии, но она всегда подчиняет их выполнению собственного эстетического задания. Басня «как она есть, не может быть заменена никаким другим родом, как бы он ни был выше ее» (11. С. 576).

Возникновение басни как жанра в каждой национальной литературе обусловлено необходимостью, поскольку по своим идейно-художественным и формально-поэтическим функциям она играет незаменимую роль в общественной жизни народа и занимает особое положение среди других литературных жанров. Это один'ИЗ самых популярных и демократических жанров литературы, поэтому лучшие его образцы широко распространены во всех литературах.

Процесс формирования и развития жанра басни в национальной литературе имеет свои особенности, так как проходил на различных, имевших свою специфику, исторических стадиях. Имеющийся в нашем распоряжении фактический материал говорит не только о большой глубине и художественной выразительности жанра, но и о заметном месте его в литературном творчестве мордовских поэтов. Характерные элементы басенной поэтики (сатирическая заостренность, иносказательность, обличительная концовка) встречаются еще в первых мордовских сатирических стихотворениях 20-х годов XX в. Исследователи начального периода развития литературы относят становление жанра басни именно к этому периоду. В.М. Макушкин, говоря об этапах развития мордовской литературы, заключает, что «в поэзии 20-х годов сложились и утвердились политическая (гражданская), интимная и пейзажная лирика, сатирический фельетон и басня» (59. С. 47). Т.И. Кубанцев, анализируя основные направления и закономерности формирования жанров в художественном творчестве мордвы, также приходит к выводу, что «первыми литературными жанрами стали, прежде всего, публицистическое стихотворение, стихотворный фельетон, сатирическая частушка, басня, памфлет и пародия» (127. С. 4). «Первые опыты в басенном творчестве 20-х годов свидетельствуют о выходе мордовской литературы на путь становления и развития», — утверждает В.И. Демин (121. С. 96). По сути, это зачаточная форма басни, в которой имеются многие компоненты, присущие жанру, и исходная ситуация, и повествовательная часть, и концовка, в которой заключена мораль. Для литературного процесса этого периода была характерна второстепенность собственно-эстетических моментов, главное — выявление идеологических тенденций времени. Это главное и определяло систему художественных средств изображения, среди которых преобладали сатирический портрет и комическая речь героев. Басня больше тяготела к сатирическому фельетону или стихотворению с элементами басни. Но эти первые практические опыты мордовских поэтов на пути к басне имеют огромную ценность, поскольку наметили пути ее дальнейшего развития, стали основой формирования басни как самостоятельного литературного жанра.

В 30-е годы Ф. Дурнов, И. Чумаков, Э. Пятай (Е. Пятаев), Н. Сафронов, Н. Цыганов и другие поэты создают произведения, в которых художественная обработка сюжетов выполнена с пониманием эстетических задач, с заботой о языке. Посвященные актуальным проблемам своего времени, они в аллегорической форме осуждают недостатки людей и пороки общества, воспитывают добро и справедливость. Именно этими произведениями закладывалась та система сатирической типизации, которая позднее достигла совершенства в баснях признанных мастеров жанра М. Бебана и И. Шумилкина. Формально-поэтические особенности, сюжет, композиционное строение, идейно-тематическое содержание этих произведений дают достаточное основание отнести их к жанру басни. К сожалению, и в эти годы басня не становится в центре внимания критики. В обзорной статье, посвященной проблемам литературных жанров, А.И. Маскаев не отмечает басню даже в тематическом аспекте

133. С. 112-128). Практически не уделяется внимание жанру и в коллективной работе ученых В.В. Горбунова, JI.C. Кавтаськина, А.И. Маскаева, Ф.А. Макарова, М.И. Фетисова, Н.И. Черапкина, Б.И. Кирюшкина «Очерк истории мордовской советской литературы», выход в свет которой в 1956 году явился значительным событием в литературной жизни Мордовии. В ней прослежена история мордовской литературы, характеризуются важнейшие этапы ее развития (70). Лишь в середине 50-х годов, с появлением оригинальных и самобытных басен М. Бебана и И. Шумилкина, было положено начало плодотворной традиции мордовской басни. «Именно в 60-е годы., наконец, был освоен жанр басни (И. Шумилкин, М. Бебан), — утверждает В.В. Горбунов (33. С. 190). О прочности традиции, заложенной поэтами, свидетельствует появление в эти и последующие годы многочисленных басен, изданных в авторских и коллективных сборниках. Ю.Азрапкин, П. Бардищ И. Батяйкин, И. Девин, А. Ежов, П. Любаев, А. Мезякаев, М. Моисеев, И. Нуянзин, Е. Тимошкин, П. Торопкин, Ф. Фролов, В. Чукаров, А. Щеглов и другие поэты, продолжая принципы, заложенные М. Бебаном и И. Шумилкиным, стремятся полнее претворить всю сложную жизнь народа в басенные образы. Басня начинает привлекать внимание исследователей. Некоторые теоретические вопросы басенного жанра рассматриваются А.В. Алешкиным (108. С. 86-100), ПЛ. Бардиным (11L С. 6872), А.Г. Борисовым (113. С. 70-74), В.И. Деминым (122. С. 107-120). Содержатся отдельные наблюдения о специфике жанра в работах Г. Горбунова, Ф. Макарова, М. Малькиной, М. Моисеева, посвященных творчеству поэтов-баснописцев (117, 129, 130, 132, 136). В таких значительных работах мордовских литературоведов, как «Литература, рожденная Октябрем» (1969), «Поэзия - душа народа» (1973), «Признание» (1984) В.В. Горбунова, «Многоцветие смеха» (1998), «Комическое в мордовской литературе» (2001) В.И. Демина, «Начало пути» (1976) В.М. Макушкина, «Художественный опыт народа и мордовская литература» (1977) А.Г. Борисова, «Единство традиций» (1978) А.В. Алешкина также затрагиваются некоторые проблемы басенного жанра, но в единой последовательности они не рассмотрены. Определение места и роли жанра басни в сложном историко-литературном процессе требует более конкретного изучения. Специального исследования, посвященного изучению басни, определению ее художественной специфики и национального своеобразия в мордовском литературоведении еще не было.

По существу единственная попытка уяснить типологию жанра на основании его исторического развития принадлежит В.И. Демину. В своей монографической работе «Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции)» (2001) он, рассматривая мордовскую басню как органическую часть смеховой культуры мордвы, приходит к справедливому выводу, что басня «одна из национально-своеобразных и развитых жанров мордовской литературы» (38. С. 134). Автор в своей работе дает общее представление о путях развития басенного творчества мордвы, затрагивает некоторые теоретические и практические проблемы жанра, на примере анализа басен мордовских поэтов определяет методологические принципы развития жанра. Опираясь в своем исследовании на названную работу, нами на основе имеющихся литературных материалов показан процесс формирования жанра басни в истории мордовской литературы. В творчестве представителей мордовской литературы различных периодов мы встречаемся с интересными образцами басенного жанра, однако они не были объектом специального изучения.

В целом актуальность темы определяется слабой разработанностью проблем жанра, необходимостью определения художественной специфики мордовской басни, сопоставимости художественно-эстетических явлений фольклора и басни, что дает ключ к пониманию процессов, происходящих в современной мордовской басне. Научное исследование процесса возникновения и развития жанра мордовской басни необходимо в настоящее время и для того, чтобы иметь представление о месте, которое занимает этот жанр в общем комплексе литературы, о его истоках и эволюции, что имеет большое значение при создании подлинно научной истории литературы мордовского народа. Методологическая и теоретическая основа диссертации

В основу методологического подхода к изучению мордовской басни положен системно-целостный подход. В процессе анализа применяются методы изучения художественного произведения, связанные с использованием сравнительно-исторического, типологического и историко-описательного подходов к изучению литературы. На их основе дается текстологический анализ басен, комментируются их сюжеты и содержание, проводятся межжанровые паралелли.

При освещении общетеоретических вопросов, анализе природы жанра, мы опирались на научно-теоретически положения, выдвинутые в работах М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, Ю.Б. Борева, А.С. Бушмина, JI.C. Выготского, М.Л. Гаспарова, Л.Ф. Ершова, Ю.В. Стенника, Н.Л. Степанова, а также исследования мордовских литературоведов (монографии, диссертации, критические статьи), посвященные проблемам развития мордовской литературы: А.В. Алешкина, А. Г Борисова, В.В. Горбунова, В.И. Демина, В.М. Макушкина, М.И. Малькиной, А.И. Маскаева, К.Т. Самородова, Н.И. Черапкина и др.

Цель работы — на основе изучения и анализа басен определить основные тенденции развития жанра со времени его зарождения, рассмотреть воздействие на мордовскую басню устной народной поэзии, народной эстетики и нравственности. Исходя из этого, определены следующие задачи:

- обобщение и систематизация имеющихся научно-теоретических и художественных материалов, касающихся жанровой проблематики басни;

- проведение целостно-системного литературоведческого исследования путей становления и развития жанра басни, его национального своеобразия;

- изучение эволюции тем и проблем мордовской басни на разных этапах, исходя из социально-политических условий;

- определение индивидуального своеобразия стиля поэтов-баснописцев: М. Бебана, И. Шумилкина, П. Бардина, И. Девина, Ф. Дурнова, П. Любаева, А. Мезякаева, М. Моисеева, И. Нуянзина, Э. Пятаева, Е. Тимошкина, И. Чумакова и других поэтов, поскольку их творчество отражает историческую закономерность, национальную особенность и динамику развития басни.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дается развернутая характеристика мордовской басни, определяется ее место в общем литературном процессе, рассматриваются пути развития жанра в мордовской литературе, намечаются и научно обосновываются этапы ее развития, анализируются наиболее характерные тенденции и особенности жанра, выявляются истоки, указывается тематическое моногообразие, исследуется влияние устно-поэтических эстетических традиций на творчество мордовских поэтов.

В диссертации нашли свое научное разрешение вопросы специфики образной системы басни, связи басни со сказками, пословицами и поговорками; выделены виды басен

Материалом исследования являются наиболее значимые басни мордовских поэтов, представляющие интерес с точки зрения их художественной зрелости и национальной самобытности. В работе анализируются особенности их творчества, актуальность и злободневность басен. Многие из них вводятся в научный оборот впервые.

В диссертации используются научные изыскания по этнографии, истории, фольклористике, посвященные традициям эрзян и мокшан, литературно-фольклорным отношениям.

Практическое значение работы заключается в том, что она заполняет пробел в области изучения одного из наиболее интересных видов поэтического творчества, может оказать помощь при подготовке учебных программ для школ, вузов, текстов лекций по истории мордовской литературы и теории жанров. Выводы и наблюдения могут быть использованы в дальнейших исследованиях развития мордовской басни. Фактический и аналитический материал представляет определенный интерес и для многонационального отечественного литературоведения, так как представляет первичный материал для изучения внутрирегионального литературного процесса.

Апробацию диссертация проходила в отделе филологии и финноугроведения ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения работы изложены в тезисах и статьях научных изданий.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мордовская басня: движение жанра"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История становления, развития и современного состояния мордовской басни свидетельствует о том, что она прошла сложный и противоречивый путь от просветительского схематизма и грубого обличения до реалистической пол-нокровности и отточенного совершенства сатирической типизации и индивидуализации. В эволюции жанра были и находки, и неудачи, но басня всегда была в поиске. Чутко реагируя на изменения жизненных явлений, она поступательно двигалась к идейно-художественной зрелости.

Национальное своеобразие мордовской басни вытекает из определенного стереотипа художественного видения действительности, берущего свое начало из самобытных форм устно-поэтического творчества. Мордовский народ в произведениях фольклора высказал свои сокровенные устремления к здоровым основам жизни, воплотил представления о добре и зле, выразил в правдивых образах свой социальный идеал. И мордовская басня, как и вся литература, находит почву для своего развития в нравоучительной морали, лукавом юморе, острой сатире различных жанров фольклора. Пословица и поговорка, песня и сказка помогали басне выработать свои принципы типизации характерных явлений на всем сложном пути ее развития.

Взаимодействие фольклора и литературы — явление неизбежное, вытекающее из органического единства цели и задач народного и собственно-литературного искусства слова. Молодая мордовская литература осваивала готовые формы жанров русской классической литературы и творчески применяла изобразительные средства, выработанные фольклором.

В сложные 20-е годы XX века, годы становления мордовской литературы, жизнь требовала острых, злободневных произведений. Закономерно, что в этих условиях сатирическая поэзия пользовалась широкой популярностью. Начинающие мордовские поэты, взяв на вооружение новизну поэтической манеры В. Маяковского и Д. Бедного, создавали злободневные сатирические стихотворения, стремясь ответить, на социальные запросы действительности». Яркими представителями этого периода, зачинателями сатирического и юмористического начал в мордовской литературе являются Ф. Завалишин и Ф. Бездольный. Часто уже в первых сатирических стихотворениях поэтов обнаруживаются основные жанровые признаки басни - сюжет, диалог, мораль. Безусловно, о басне с четким сюжетом, типическими образами, по-настоящему родным языком речь еще не идет. На этом этапе можно говорить о басне упрощенной, в которой могут выпадать некоторые звенья структуры, и о сатирическом стихотворении с элементами басни. Эти произведения не воспринимались как собственно басни, потребовалась эволюция литературного процесса, чтобы отдельные басенные элементы сублимировались в самостоятельный жанр литературной басни. Однако наличие острого конфликта в сюжете, иносказание, мораль, соотнесенность с реальными условиями жизни общества, дают основание утверждать, что в этих произведениях выражены признаки, присущие жанру басни. Таким образом, появление формально-поэтических признаков басни позволяет считать, что басня сформировалась именно в этот период. В басенном наследии 20-х годов XX века выделяется басня Т. Салмыксова «Букась и Врьгазсь» («Бык и Волк», 1926), написанная по всем канонам басенного жанра.

В 30-е годы, когда в литературу влился большой отряд талантливых поэтов, жанровая природа басни начинает обретать свою зрелость. В мордовской басне 30-х годов утверждается понимание художественной сущности басни как конкретно-образного выражения отношения поэта к важным событиям действительности. На этом этапе начинает вырабатываться у каждого поэта своя стилевая манера, определенный тип эмоционально-окрашенной речи, своеобразная структура стиха. Мы можем говорить и об индивидуальном образе, в котором выражается национальный характер. Это уже тот жанр мордовской поэзии, в котором оперативно расширялся и углублялся тематический диапазон, охватывавший существенные стороны жизни мордовского народа. Темы произведений подсказывала сама жизнь, общественно-политическая атмосфера того времени. Для мордовских поэтов (И. Чумаков, Э. Пятай (Е. Пятаев), Ф. Дурнов, Гай-Узин (Н. Цыганов), Тюртяк (А. Сафронов)) басня явилась публицистическим жанром, в котором они обращались не столько к моральным вопросам, сколько к жгучим современным темам, недостаткам окружающей действительности. Сатирическая направленность басен во многом предрешала и особенности их художественной манеры, их резкую злободневность и гротескность. Несомненно, басням не хватало еще образности, поэтического мастерства. Язык басен был беден, местами риторичен. В погоне за злободневностью и много-темностью поэты недостаточно внимания уделяли поднятию художественного уровня басни. Злободневные по тематике, басни были беспомощными в художественном отношении. Из-за недостаточной работы над языком не всегда удавалось индивидуализировать басенные персонажи. Но постепенно басня избавляется от схематизма и риторичности, переходит к конкретно-образному показу действительности. Совершенствуется и метрика басенного стиха. Она складывается по образцу метрики русского басенного стихосложения. В формировании мордовской басни русская басенная традиция сыграла немаловажную роль, и в первую очередь басни И.А. Крылова, пришедшие через мордовские переводы, 3. Дорофеева, Н. Эркая, А. Мартынова, С. Вечканова, С. Платонова, С. Самошкина, А. Карасева, Л. Кавтаськина, которые, несомненно, обогатили мордовскую басню.

Следует заметить, что в этот период жанр басни в мордовской литературе развивался медленнее, чем другие отрасли поэзии. Басни были схематичны и излишне традиционны, поэтому не оставили заметного следа в мордовской литературе. Исключение составляют басни «Алашась и сясыене» («Лошадь и комары» Ф. Дурнова, «Кал и каль» («Рыба и Ива») Е. Пятаева.

В 40-е — начале 50-х годов сатирический жанр переживал время спада. Жесткие схемы так называемой «теории бесконфликтности» самый ощутимый урон нанесли именно обличительной литературе. В те сложные годы появились суждения о невозможности существования сатиры вообще и басни, в частности. По словам С. Михалкова, который одним из первых начал возрождать жанр басни, часто можно было услышать: «Время аллегорий прошло. Этот жанр устарел. Зачем его возрождать? Басня сегодня никому не нужна!» (65. С. 46).

Результатом «теории положительной сатиры» стали неправильный, односторонний показ жизни, уход от изображения реальных недостатков и трудностей социального развития общества, сведение жизненных противоречий только к конфликтам между хорошим и лучшим. Противоречия же между старым и новым, между отсталым и передовым не могли исчезнуть, поскольку развитие шло и идет путем борьбы, и преодоления этих противоречий. И жизненная, политически острая, действенная басня, впитавшая лучшие традиции; народного смехового искусства, вновь зазвучала, когда сатирики получили возможность критиковать социальные пороки.

Жанровой устойчивости басни в немалой степени способствовало выступление газеты «Правда», посвященное проблемам басенного развития. В редакционной статье «Басни и побасенки» «Правда» в 1952 году призывала поэтов показывать жизнь правдиво, не бояться изображать имеющиеся недостатки и трудности. Мордовские поэты откликнулись на этот призыв.

Во второй половине 50-х годов в жанре басни серьезно и систематически начинают работать М. Бебан и И. Шумилкин. Мордовские баснописцы развивают жанр басни, придавая ей национально-самобытный колорит. В 1955 году Мордовским книжным издательством издан поэтический сборник М. Бебана «Стихт: Лирика и сатира», в 1958 году выходит сборник И. Шумилкина «Бас-нят ды стихт». В республиканских журналах и газетах открываются сатирические разделы и рубрики. В них, в числе других произведений сатирико-юмористического характера, систематически стали публиковаться и басни, которые явились свидетельством возросшей зрелости мордовской сатиры.

В 60-е годы жанр басни достигает своего наивысшего расцвета. Популярность басни, ее обращенность к читателю, поучительность ее морали привлекают многих мордовских писателей. В мордовской советской литературе, кроме вышеназванных поэтов, активно стали работать такие поэты-баснописцы, как Е. Пятаев, А. Мезякаев, Е. Тимошкин, П. Любаев, Ю. Азрапкин, И. Нуянзин. В последующие десятилетия пришли И. Батяйкин, П. Бардин, И. Девин, М. Моисеев, А. Щеглов, М. Бычков, М. Втулкин и другие. Многочисленные басни, изданные в авторских и коллективных сборниках, свидетельствуют о возросшем интересе к этому трудному жанру. Мордовская басня обновилась, преодолевая традиционные рамки. Это, прежде всего, обнаруживается в расширении тематического диапозона басен, обновленном решении традиционных задач. Стремление к краткости и лаконичности — еще одна особенность мордовской басни этого периода. Короткая басня занимает большое место в творчестве Е. Тимошкина, П. Бардина, И. Девина, А. Мезякаева, И. Шумилкина, М. Бычкова, И. Батяйкина. Большой вклад в развитие короткой басни внесли русскоязычные писатели А. Терентьев и Ю. Сухоруков. Их миниатюрно-басенное творчество — заметное явление в литературной жизни Мордовии.

Если в 20-30-е годы речь шла о злободневно-сатирическом толковании явлений, о социально-политической сатире, основные тенденции которой определялись эпохой больших социальных перемен, то современная басня приобретает социально-философскую направленность. Она концентрируется в области нравственно-психологического постижения человека. Следуя традициям русской классической басни, мордовские поэты создают миниатюрные «комедии нравов». Творчески осваивая фольклорные принципы в отборе средств изобразительности, мордовские поэты наполняют традиционные басенные мотивы и образы новым переосмысленным содержанием. В лучших своих баснях они сочетают злободневность тематики и отточенность стиля, языковое богатство и социальное содержание. Успех, органически вытекающий из творческой практики многих мордовских баснописцев, подготовлен и непосредственными, живыми стихами для детей. Возможно, именно стихи для детей, в основе которых лежит басенная мораль, сатирическая басенная обощенность способствовали выявлению басенного начала в творчестве М. Бебана, И. Шумилкина, Е. Тимошкина, Г. Агейкина, А. Щеглова, П. Бардина, И. Девина, И. Батяйкина, М. Бычкова, Ю. Азрапкина. К сожалению, приходится констатировать, что жанр басни в настоящее время переживает не лучшие времена. Немногие работают в этом сложном, но таком увлекательном жанре. Вместе с классиком жанра И. Шумилкиным реализовывают себя М. Моторкин, А. Ганчин, П. Госткин. Опыт развития жанра говорит о достаточно широких, не до конца реализованных возможностях жанра, что дает надежду на то, что мы услышим еще много новых имен поэтов-баснописцев.

Проведенное исследование жанра мордовской басни, показывает, что этот литературный жанр всегда играл важную роль в нравственной и духовной жизни народа. Как самостоятельный литературный жанр басня сформировалась не сразу, а пройдя сложный путь развития. Мордовская басня, как специфическая область художественного творчества, на всех культурно-исторических этапах заостряла общечеловеческие проблемы, философски осмысляла духовный мир своего современника; характеризовалась злободневностью, актуальностью, сатирической остротой. Общественно-исторические условия жизни; на разных этапах литературного процесса определяли эволюцию и поэтику мордовской басни.

По формально-поэтическим признакам и структуре мордовскую басню условно можно разделить на два вида - басня-рассказ, цель которой в морали, в дидактическом нравоучении, и короткая басня, в которой рассказ лишь подразумевается.

Резюмируя вышесказанное, диссертант отдает себе отчет в том, что данной работой поставленная проблема не исчерпывается. Многие важные стороны истории и теории этого интереснейшего жанра только еще ждут своего глубокого и детального исследования. Мы лишь коснулись некоторых вопросов басенного перевода. Известно, сколь велика роль переводной литературы в становлении и обогащении жанрового, стилевого и художественно-эстетического потенциала мордовской литературы. А в жанре басни переводу принадлежит особая роль, поскольку он предполагает максимально точную передачу не только языка, но и формы, идеи, стиля, образной системы. В этом смысле басня отличается от других жанров поэзии, где гораздо шире возможности перевода.

Не освещена проблема и русскоязычной басни в мордовской литературе. Басня, как и любое художественное произведение, может быть национально-самобытной, даже если она создана на языке другого народа, но в том случае, когда она отражает психический склад и национальный характер своего народа, утверждает его морально-этические нормы.

За рамками нашего исследования также остались вопросы определения своеобразия развития жанра в других младописьменных литературах Поволжья, выявление общих закономерностей в эволюции жанра.

 

Список научной литературыКанаева, Лидия Петровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Алешкин А.В. Земля родная песни мне дала (Очерк творчества И.М. Девина). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 120 с.

2. Алешкин А.В. Единство традиций (народ и личность в мордовской поэзии). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.

3. Алешкин А.В. Эпос дружбы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 184 с.

4. Алешкин А.В. Арьсемат: Литературно-критическяй сёрматксонь кярь-маз. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1989. - 200 с.

5. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.

6. Аспект — 89: Исследования по мордовской литературе. — Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1989. — 192 с.

7. Аспект 90: Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 120 с.

8. Аспект — 91: Исследования по мордовской литературе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1985.- 502 с.

10. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 4. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.- 674 с.

11. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 8. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.- 728 с.

12. Большая советская энциклопедия. — Т. 3. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. - 640 с.

13. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: Сов. художник, 1965. — 328 с.

14. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

15. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988. 495 с.

16. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1977. 189 с.

17. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы). — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 192 с.

18. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза (движение жанра).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 232 с.

19. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. M-JL: Изд-во АН СССР, 1959. - 644 с.

20. Бушмин А.С. Преемственность и новаторство в развитии литературы.- JL: Худож. лит-ра, 1978. 223 с.

21. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина- JL: Наука, 1984.- 341 с.

22. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. —406 с.

23. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 192 с.

24. Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 336 с.

25. Вулис А.З. Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20-30-е годы. Ташкент: Наука, 1965.- 288 с.

26. Вулис А.З. Метаморфозы комического. — М.: Искусство, 1977. — 126 с.

27. Вулис А.З. Серьезность несерьезных ситуаций: Сатира, приключения, детектив. Ташкент: Изд-во лит-ры и искусства, 1984.- 271 с.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.

29. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971. — 286 с.

30. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. 4. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 552 с.

31. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.-Т. 8.-М.: Изд-во АН СССР, 1952.- 816с.

32. Горбунов В.В. Мордовской советской литературась: Учебной пособия 8-10-це класстненэнь. Саранск: Мордгиз, 1952. — 320 с.

33. Горбунов В.В. Поэзия душа народа. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.- 295 с.

34. Горбунов В.В. Признание. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. — 151 с.

35. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — Т.4.- М.: Рус. язык, 1982. 699 с.

36. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.- 216 с.

37. Демин В.И. Многоцветие смеха: Комическое в мордовской литературе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. — 144 с.

38. Демин В.И. Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции).- Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2001. — 260 с.

39. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1993. 288 с.

40. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. Т. 29. - JL: Наука, 1986. - 573 с.

41. Евсевьев М.Е. Избранные труды: В 5 т. — Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. - 384 с.

42. Евсевьев М.Е. Избранные труды: В 5 т. — Т. 2. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. — 528 с.

43. Евсевьев М.Е. Избранные труды: В 5 т. — Т. 3. Мордовские народные сказки и загадки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. — 411 с.

44. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (От эпиграммы до романа). — Л.: Наука, 1977. — 280 с.

45. Зиновьев Н.В. Человек и время. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.- 272 с.

46. Зись А.С. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - 447 с.

47. Инжеватов И.К. Литература и жизнь: Литературно-критические статьи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. — 272 с.

48. Имяреков М.Г. Писательсь и эряфсь. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1992. -384 с.

49. История башкирской советской литературы. М.: Наука, 1977. - 527 с.

50. История марийской литературы. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989.- 432 с.

51. История мордовской советской литературы: В 3 т. Т. 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 416 с.

52. История мордовской советской литературы: В 3 т. Т. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - 420 с.

53. История мордовской советской литературы: В 3 т. — Т. 3. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - 302 с.

54. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. — 183 с.

55. Краткая литературная энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1962.- 1088с.

56. Кубанцев Т.И. Литература финно-угорских народов Поволжья и При-уралья. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 36 с.

57. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М.: Современник, 1960.527 с.

58. Ломидзе Г.И. В поисках нового. М.: Сов. писатель, 1963. - 351 с.

59. Макунпсин В.М. Начало пути. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. —146 с.

60. Макушкин В.М. Обретение зрелости. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.

61. Малькина М. И. Мордовское стихосложение. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-192 с.

62. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М.: Худож. лит-ра, 1988. 412 с.

63. Маскаев А.И. Мордовская народная сказка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1947. - 184 с.

64. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 440 с.

65. Михалков С.В. Моя профессия. — М.: Сов. Россия, 1974. — 254 с.

66. Мишанин Ю.А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX — начала XX века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. — 168 с.

67. Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 432 с.

68. Мордовское устное народное творчество. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987.-288 с.'

69. Очерки истории марийской литературы: В 2-х ч. Ч. 1. — Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1963. - 424 с.

70. Очерк истории мордовской советской литературы. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. — 226 с.

71. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М.: ГИХЛ, 1957. —992 с.

72. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. — Изд. 3-е. Под ред. В.И. Харциева. — Харьков: Гос. изд-во Украины, 1930. — 130 с.

73. Проблемы литературных жанров: Материалы VI науч. межвуз. конференции. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. 234 с.

74. Проблемы современной мордовской литературы: Сб. статей. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 272 с.

75. Проблемы жанров современной мордовской литературы. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 204 с.

76. Пропп В Л. Русская сказка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 335 с.

77. Роль фольклора в развитии литературы народов СССР. М.: Наука, 1975.-248 с.

78. Рудов М.А. Жанр басни в русской литературе. — Фрунзе: Мектер, 1972.-212 с.

79. Самородов К.Т. Мордовские пословицы и загадки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - 428 с.

80. Самородов К.Т. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 278 с.

81. Самошкин А. Г. Песни ходят по селеньям. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976, 136 с.

82. Словарь литературных терминов. — М.: Просвещение, 1974. — 509 с.83 .Современная мордовская литература. 60-80-е годы Ч. 1 Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 240 с.

83. Современная мордовская литература. 60-80-е годы Ч. 2 — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 320 с.

84. Стенник Ю.В. Русская сатира XVII века. Л.: Наука, 1985. - 362 с.

85. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца.- М.: Сов. писатель, 1956.-292 с.

86. Степанов Н.Л. Басни Крылова. М.: Худож. лит-ра, 1969. - 112 с.

87. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -548 с.

88. Уваров А.Н. Художественное своеобразие удмуртской сатиры. — Ижевск: Изд-во Удмуртия, 1979. 132 с.

89. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. — Т. 1. — Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 253 с.

90. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. —-Т, 2. — Лирические песни.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 372 с.

91. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. — Т. 3. — Мокшанские сказки. Ч. 1. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 383 с.

92. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. — Т. 3. -Эрзянские сказки. Ч. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - 382 с.

93. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. — М.: Наука, 1976. 243 с.

94. Черапкин Н.И. Современная мордовская литература. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1954. 208 с.

95. Черапкин Н.И. В братском содружестве. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-383 с.

96. Черапкин Н.И. Притоки. — М.: Современник, 1973. — 198 с.

97. Чернов Е.И. Годы и конфликты. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. -150 с.

98. Чернов Е.И. Современная мордовская литература. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 90 с.

99. Шуляев Н.Д. Жизнь и песня. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. —172 с.

100. Эвентов И.С. Лирика и сатира. Л.: Сов. писатель, 1968. - 374 с.

101. Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. — М.: Сов. писатель, 1957. —428 с.

102. Эльяшевич А.П. Единство цели многообразие поисков. - Л.: Сов. писатель, 1985. - 494 с.2. Статьи и рецензии

103. Алешкин А.В. Поэзия и время // На пути роста. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.- С. 174-195.

104. Алешкин А.В. Сингорямань налса — паронь арьси валса // Вст. статья в сб. М. Бебана «Кенди медь». — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. С. 3-8.

105. Алешкин А. Поэзия 1969 1971 годов // Очерки жанров мордовской литературы (1968 - 1971 гг.) / Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 53. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - С. 3-80.

106. Алешкин А. Реальности ускоренного развития и эстетический потенциал мордовской литературы // Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе / Труды МНИИЯЛИЭ — Вып. 96. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.-С. 4-16.

107. Алешкин А. Литературоведенияньконь шачема-эреклама пингоц // Мокша. 2000. - № 2. -С. 86-100.

108. Алешкина С. Формирование дооктябрьского историко-литературного процесса и ранних форм мордовской книжной словесности // Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе / Труды МНИИЯЛИЭ. — Вып. 102. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — С. 3-60.

109. Ардеев В. Мокшень поэзиять колга // Мокшень правда. — 1934. 3 августа.

110. Бардин П. Толсо эждязь поэзия // Сятко. 1988. - № 4. - С. 68-72.

111. Борев Ю. О сатире // Теория литературы. М.: Наука, 1962. - С. 285-311.

112. Борисов А. Поэзиясо жанрань проблематне // Сятко. 1985. — № 4. -С. 70-74.

113. Борисов А. Семейная обрядовая поэзия // Мордовское устное народное творчество. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. С. 252 -266.

114. Горбунов В. Мордовской литературасонть баснянь жанрась // Сятко. -1968.-№ 1.-С. 94-100.

115. Горбунов В.В. Литература, рожденная Октябрем // На пути роста. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. С. 3-68.

116. Горбунов Г. Поэтичская летопись Мордовии // Антология мордовской поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - С. 13-14.

117. Горбунов Г. Поэзиянть арасть планонзо. // Сятко. — 1989. № 3. — С. 78-82.

118. Горбунов К. Между Окой и Волгой // Новый мир.- 1954. № 12. - С. 135-154.

119. Девяткин С. Фольклор как источник обогащения эстетического быта современной мордовской литературы // Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе. / Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 102. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-С. 61-74.

120. Демин В. Мордовская басня // Аспект-1991. Исследования по мордовской литературе: Современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров. / Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 106. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — С. 93-108.

121. Демин В. Минек баснясь: исяк ды течи // Сятко. — 1998. -№11-12. — С. 107-120.

122. Инжеватов И. Мордовской литературасонть фольклоронь традици-ятне // Сурань толт. 1961. - № 4. - С. 88-92.

123. Кавтаськин Л. Эпические и лироэпические песни мордовского народа: Предисловие // Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Т. 1. — Эпические и лиро-эпические песни. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. — С. 5-40.

124. Кавтаськин Л. Предисловие // Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 2. - Лирические песни. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965.-С. 5-16.

125. Колганов И.Я. У истоков мордовского литературоведения и критики (1917-1939 годов) // Очерки жанров мордовской литературы (1972-1973). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - С. 146-158.

126. Кубанцев Т.И. Становление жанров мордовской литературы в условиях творческих взаимосвязей литератур народов СССР // Проблемы жанров современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.—С. 3-13.

127. Кузьмичев И. Введение в теорию классификации литературных жанров // Жанры современной литературы: Вопросы теории и истории. — Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1968. С. 3-74.

128. Макаров Ф. Мордовская поэзия 1955-1957 годов // Труды МНИИ-ЛИЭ. Вып. 20. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. - С. 126-142.

129. Макаров Ф. Сярдт // Сятко. 1973. - № 3. - С. 76-77.

130. Макушкин В. Истя ушодовкшнось: сатирась мокшэрзянь литерату-расонть // Эрзяньправда.- 1968.-27 июля.

131. Малысина М. Максим Афанасьевич Бебан // Современная мордовская литература: 60-80-е годы. — В 2-х ч. Ч. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.-С. 101-113.

132. Маскаев А. О состоянии и перспективах развития мордовской литературы. // Записки 2. Саранск: Изд-во МНИСК, 1941. - С. 112-128.

133. Маскаев А. Сказки // Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - С. 167-204.

134. Михалков С. А любите ли вы сатиру? // Литературная газета. — 1981.-13 мая.

135. Моисеев М. Нереализованные возможности (О жанрах современной сатиры и юмора) // Современная мордовская литература. В 2-х ч. — Ч. 1. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 51-59.

136. Моравиа А. Когда мысли замерзали в воздухе // Литературная газета 1983. -3 августа.-С. 11.

137. Нурдыгина В. Мордовская поэзия 1974-1975 годов // Очерки жанров мордовской литературы / Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 67. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.- С. 34-56.

138. Самородов К.Т. Предисловие // Устно-поэтическое творчество мордовского народа в 8 т. Т. 4. — Саранск: Мордов кн. изд-во, 1967. - С. 5-17.

139. Самородов К.Т. Пословицы // Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. —С. 124-143.

140. Самородов К.Т. Присловья // Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. — С.143-154.

141. Смирнова Н.С. Образы животных в казахском фольклоре // Казахские сказки о животных. Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1979. — С. 7-34.

142. Соколов Б. Первые шаги мордовской литературы // Сов. искусство. — 1926.-№3.-С. 39-74.

143. Стенник Ю. Об эстетической функции сатиры // Рус. лит-ра. — 1976. -№ 1.-С. 78-92.

144. Стенник Ю. О специфике жанровой природы басни // Рус. лит-ра. — 1980.-№4.-С. 106-119.

145. Степанов В.П. Эволюция и теория басни в 1790-1810-х годах // Иван Андреевич Крылов. Л.: Наука, 1975. - С. 196-220.

146. Степанов Н. Л. Русская басня // Русская басня. М.: Худож. лит-ра, 1966.-С. 5-25.

147. Черапкин Н.И. На пути роста // Литературная Мордовия. — 1954. — №7.- С. 218-224.

148. Черапкин Н.И. Введение // Проблемы современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - С. 3-26.

149. Федь Н. Природа сатирического жанра // Контекст 1997: Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1978. — С. 48-104.

150. Фетисов М. Антология мордовской песни // Литература возрожденного народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - С. 139-165.

151. Эвентов И. Многоликость жанра // Лит. обозрение. 1984. - № 12. — С. 60-61.3. Авторефераты

152. Алешкина С.А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX — начала XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филолог, наук. — Саранск, 1990.- 16 с.

153. Самаркина Н.П. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филолог, наук. — Саранск, 1991.-20 с.

154. Демин В.И. Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции): Автореф. дис. на соиск. уч. степени доктора филолог, наук. — Казань, 1998. — 54 с.

155. Метин П.Н. Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе: Автореф. дис. на соиск. уч. степени доктора филолог, наук. Чебоксары, 2001. — 50 с.

156. Художественная литература и другие источники

157. Аникин С.В. Мордовские народные сказки. СПб., 1909. - 102 с.

158. Азрапкин Ю. Петьф Айгорти почет // Мокша. 1987. -№ 6. — С. 89

159. Бардин П.Я. Седей валт. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 56 с.

160. Бардин П.Я. Горниповт ды палакст. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.-56 с.

161. Батяйкин И.И. Сырнень колоз. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. —28 с.

162. Батяйкин И.И. Пиземе чирьке: Стихть. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.- 40 с.

163. Батяйкин И., Втулкин М. Валдаське: Стихотворениях ды баснят. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 68 с.

164. Бебан М. Стихт: Лирика и сатира. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1955.-90 с.

165. Бебан М. Моя весна: Лирика и сатира. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1957.-112 с.

166. Бебан М. Нюди и кенди: Стихт, баснят. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, I960. 76 с.

167. Бебан М. Хата не с краю: Сатирические стихи и басни / Авториз. пер. с мордов. мокша Г. Соловьева. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. -72 с.

168. Бебан М. Кенди медь: Баснят, сингорямань стихт, триптих. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1972. — 152 с.

169. Бебан М.А. Золотой орешек: Басни / Пер. с мордов. — мокша В. Полуян. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 68 с.

170. Бебан М.А. Утренняя песня: Стихи, басни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 120 с.

171. Бебан М.А. Басни / Пер. с мордов. мокша В. Полуян. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 88 с.

172. Васень эскелькст: Од поэтэнь стихть. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1967. - 96 с.

173. Девин И.М. Моли, аськоляй ульцява: Пеетысшнемань и сингорямань стихт, баснят оцюфт и ёмлат, литературнай пародият. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1974. - 104 с.

174. Девин И.М. Ичкоздень ки: Кочкаф стихт, поэмат, баснят, ялгань вал. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1982. - 158 с.

175. Девин И.М. Далекий путь: Стихи, поэмы, басни / Пер. с мордов. — мокша А. Пудин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 144 с.

176. Дурнов Ф. Нюди: Стихонь сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1941.-75 с.

177. Любаев П.К. Ялгань вал: Стихть. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1994.-288 с.

178. Моисеев М.С. Кельгома пинге: Стихт, балладат, поэмат, ялгань шаршт. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1985. - 96 с.

179. Моисеев М.С. Куцемат и сюцемат: Расскаст, повесть, азкст. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1988. 304 с.

180. Морай павазсь. Мокшень од поэтгне. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1964. - 64 с.

181. Мордовские народные песни. М.: ГИХЛ, 1957.-271 с.

182. Мордовские народные сказки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 400 с.

183. Ник Гай. Те вана тамаша.колхозонь правлениясь кулаконтень ра-мась алаша // Сятко. 1930. - № 18-19. - С. 16.

184. НуянзинИ. Сёвонь ды Чапакс//Сурань толт. 1960.-№ 4— С. 109.

185. Пятай Э. Кал ды Каль (Рыба и Ива) // Сятко. 1936. - № 3. - С. 28.

186. Пятаев Е. Галат ды Сараз (Гуси и Курица) // Сятко. —1965. — № 3. — С. 100.

187. Пятаев Е. Чись ды Ковсь // Сятко. 1965. - № 3 - С. 100.

188. Пятаев Е. Пизелкс // Сятко. 1966. - № 6. - С. 107.

189. Пятаев Е. Сеське ды Карво // Сятко. 1966. - № 1. - С. 87.

190. Сухоруков Ю. Прошу слова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.—28 с.

191. Терентьев А. Вельможа и клоун: Стихотворения. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 160 с.

192. Тимошкин Е. Наказаф ялга // Мокша. 1958. -№ 1. —С. 95.

193. Тимошкин Е. Лямбе валхт и оржа налхт. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1965. 48 с.

194. Тимошкин Е. Панчфт и палакст: Стихт и баснят. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1971. 76 с.

195. Тимошкин Е. Тёждя пацят: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1990.-64 с.

196. Тяштень пизем: Од поэтонь стихт. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1967.-112 с.

197. Чумаков И. Розень пакся. Саранск: Мордгиз, 1936. - 63 с.

198. Чумаков И. Вайгяль: Рассказонь, фельетононь и ёфксонь сборник. — Саранск: Мордгиз, 1939 116 с.

199. Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. — СПб., 1910. 848 с.

200. Шумилкин И. Баснят ды стихть. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1958.-40 с.

201. Шумилкин И. Ёжов Осёл: Баснят. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1966.-48 с.

202. Шумилкин И. Солнце и туча: Фельетоны, басни, юморески / Авто-риз. пер. с мордов. эрзя И. Законова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. — 56 с.

203. Шумилкин И. Сардт: Баснят ды сатирической стихть. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1971. - 48 с.

204. Шумилкин И. Коза в саду: Басни, фельетоны / Пер. с мордов эрзя А. Терентьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 47 с.

205. Шумилкин И. Бажамо: Стихть ды баснят. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1991. 51 с.

206. Шумилкин И. Седяк, ялгай, моро моран: Стихть, баснят. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1996. 72 с.