автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Московский Симонов монастырь

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Давиденко, Дмитрий Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Московский Симонов монастырь'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Давиденко, Дмитрий Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ,

глава I. ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ(КОНЕЦ XIV - НАЧАЛО XX ВЕКОВ).

1.1. Возникновение и древнейшая история монастыря конец XIV - начало XV веков).

1.2. Симонов монастырь и ценрализационные процессы в Русском государстве в XV - первой трети XVI веков.

1.3. Симонов монастырь в завершающий период формирования единого Русского государства(середина XVI начало XVII веков).

1.4. Судьба монастыря в XVII - середине XVIII веков.

1.5. Последний этап в жизни монастыря конец XVIII - начало XX веков).

глава II. ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ И ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МОНАСТЫРЯ В КОНЦЕ XIV -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

2.1. Формирование системы престолов и строительная история монастыря.

2.2. Книгописание и формирование книжного собрания монастыря в конце XIV -начале XX веков.

2.3. Иконописание, ювелирное дело и формирование монастырской ризницы в конце XIV - начале XX веков.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Давиденко, Дмитрий Григорьевич

Актуальность избранной темы обусловлена важнейшей ролью монастырей в отечественной истории и культуре, необходимостью их охраны как исторических комплексов. Под монастырем мы понимаем общину монахов, живущих по определенным правилам, соответствующим правилам Церкви, территорию, на которой эта община.расселяется, храмовые и иные здания, созданные на этой территории.

Одним из наиболее видных русских монастырей был Московский Симонов. Он пользовался большим вниманием великих князей, царей; в конце XIV в. ' был ставропигиальным, т. е. подчинялся непосредственно Константинопольскому Патриарху, минуя русского митрополита. Монастырь имел обширную вотчину, насыщенную строительную историю; в перечнях настоятелей(иерархическом ряду) его архимандрит находился одним из первых. Многие из его монахов со временем стали видными церковными деятелями - архиереями, основателями и настоятелями других значительных монастырей.

Историография представляет собой объединение разнородных работ. Можно выделить три основные группы: обобщающие работы по истории Москвы и истории русской Церкви; комплексные описания, посвященные специально монастырю; исследования, отражающие тот или иной аспект в жизни монастыря.

Интерес к истории Симонова монастыря имеет более чем двухсотлетнюю традицию. Первые его описания стали появляться в обобщающих работах по Московским достопамятностям в конце XVIII в. (1) . Чуть позднее, на рубеже XVIII - XIX вв. начинает складываться традиция написания работ по истории Русской Церкви. В качестве примера можно назвать "Историю Российской Иерархии", выходившую в шести томах в 1807 - '1815 гг. Одним из важнейших достижений этой традиции является "История Русской Церкви" митр. Макария(Булгаква)(1857 - 1883), охватывающая период со времени проникновения христианства на Русь до "дела Никона" включительно. Книга изобилует большим фактическим материалом, имеет большую справочную ценность и сегодня. Высокопреосвященнейший автор использовал почти все известные к его времени источники, относящиеся к русской церковной истории, дал подробный, квалифицированный научно-справочный аппарат. Количество источников по данной проблеме со второй половины XIX в., когда создавался этот труд, до сего времени принципиально не прибавилось поэтому многотомная "История Русской Церкви" митр. Макария(Булгакова) , во-многом, не устарела и сейчас(по крайней мере,как справочное издание). Работа в четко структурированном виде излагает историю церковной организации по отдельным отраслям(церковно-государственные отношения, монастырское строительство, литургическая жизнь, отношения с иными конфессиями и т.п.) и имеет большой познавательный интерес(2). В то же время, работа страдает не везде критичным отношением к источникам и некоторой предвзятостью концепции. В XIX - началеХХ вв. церковно-историческая проблематика также привлекает внимание и светских ученых. В качестве примера(пожалуй, наиболее показательного), следует назвать книгу Е.Е. Голубинского "История Русской Церкви"(18 80 -1917). Для Е.Е. Голубинского характерен более критический подход к исследуемому материалу. После революции 1917 г. традиция написания общих объемных работ по Истории Русской Церкви прерывается(3). Конкретно Симонов монастырь в этих работах не был центральным объектом изучения, хотя, разумеется, некоторые общецерковные события, в которых он играл роль (а он, как один из наиболее авторитетных, участвовал в событиях общецерковного, а иногда и общероссийского значения) нашли в них отражение. В связи с этим определенный материал по взаимоотношению монастыря и светских властей авторами этих работ собран и частично осмыслен. Общие работы по истории Русской Церкви фиксируют некоторые события из истории Симонова монастыря. Кроме того, они реконструируют в общих чертах церковно-исторический фон, на котором развивалась судьба Симонова монастыря.

Вторую группу работ образуют исторические описания монастыря. Они создавались в течение XIX - XX вв. До нас дошло 10 таких работ(4). Они, как правило, строятся по следующей схеме: историческая справка - храмы - достопамятные предметы(церковная утварь и книги) - некрополь - вотчина (иногда с публикацией, цитированием или перечислением некоторых земельных документов) -богослужебные особенности - список настоятелей(иногда • с краткой биографией наиболее видных). Авторы описывали современное состояние монастыря, его исторические памятники(здания, рукописи, ризничные предметы, памятники некрополя), также привлекали материал монастырского архива; в ход пускались источники, главным образом, монастырского происхождения. Из общерусских источников привлекались, в основном, только летописи и наиболее популярные агиографические сочинения, т. е. те, которые к тому времени были введены в научный оборот. В исторических описаниях зачастую отсутствует научно-справочный аппарат, почти всегда используемые источники не подвергаются критике; архивные изыскания вне стен монастыря, как правило, не ведутся, и, в результате, используется далеко не весь фонд сохранявшихся ко времени написания этих работ источников. Таким образом, они, как правило, не носят исследовательского характера. Помимо названных недостатков, в этих работах следует отметить два основных достоинства: во-первых, монастырь в них рассматривается комплексно; Кроме того, в этих работах дается описание архитектурных памятников, большинство из которых до нас не дошло, некрополя, ныне разоренного, книг и ризничных предметов, место хранения которых сейчас, в большинстве случаев, неизвестно, наконец,■ частично публикуются(или, по крайней мере, упоминаются) важнейшие документы по истории монастыря. Иными словами, исторические описания монастыря содержат ценную информацию, восходящую к источникам.

К третьей группе работ по Симонову монастырю можно отнести те, в которых рассматриваются отдельные проблемы, касающиеся определенных аспектов монастырской жизни, причем эти проблемы исследуются обычно не как часть монастырской истории, а в общероссийском контексте. Это - исследования по истории и архитектуре монастырских памятников(5), работы по истории монастырской вотчины(6), монографическое изучение источников по истории монастыря(7), в том числе их научная публикация с комментариями(8), работы по монастырскому некрополю(9), проблемам древнейшей истории монастыря в связи с вопросами взаимоотношения светской и церковной властей(10). Затрагивались также вопросы охраны и использования монастырских памятников в XX в.(11). Из этих работ особо следует отметить монографию Л.И. Ивиной. Она является наиболее крупной как по объему, так и по постановке и решению проблемы. В работе Л.И. Ивиной исследуются формирование и территориальное изменение монастырской вотчины, взаимоотношения монастыря с феодально-зависимыми крестьянами, социальный состав вкладчиков, иммунитетная политика великокняжеской(царской) • власти и удельных князей в отношении земельных владений обители. Работа Л.И. Ивиной избавляет нас от необходимости исследовать эти вопросы применительно к концу XIV - середине XVI вв. Работа может служить образцом скрупулезного сбора и анализа источников. Автор попутно касается и иных сфер истории монастыря(помимо землевладения), правда, специально их не исследует(12).

Симонов монастырь не являлся предметом исследования зарубежных авторов, поэтому иностранная литература по нашему вопросу не дает почти ничего нового. Тем не менее, интерес наших зарубежных коллег к смежным темам (истории- Церкви, каменного строительства и т. п.) наблюдается, хотя в плане введения в научный оборот нового источникового материала работы не прибавляют почти ничего нового к русскоязычной литературе(13). I

Из всех вопросов, связанных с Симоновым монастырем,^исследованы почти исчерпывающе лишь те, которые касаются вотчинного хозяйиства конца XIV - первой половины XVI в. и некрополя. Ряд вопросов изучен частично: не все памятники монастырского зодчества имеют точную и аргументированную атрибуцию и датировку; формирование системы престолов и строительная история монастыря в XIV - начале XX вв. имеют "белые пятна"; роль монастыря в политической и церковной жизни страны, отношения монастыря со светской и духовной властями затрагивались выборочно. Почти не исследовались проблемы, связанные с книгописанием в монастыре, формированием книжного собрания, ризницы и т. п. Словом комплексные исследования истории монастыря в конце XIV - начале XX вв. не проводились.

Объектом диссертационного исследования является Московский Симонов монастырь, территория, им занимаемая, памятники церковной древности, исторически с ним связанные.

Предметом исследования являются события и процессы, связанные с Симоновым монастырем, его территорией и памятниками.

Цель работы - дать историческую характеристику развития монастыря в XIV - начале XX вв.

Хронологические рамки определяются временем существования монастыря, формированием и развитием его архитектурного ансамбля, книжного собрания, ризницы.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить, прежде, все-ро, следующие задачи:

- поиск неисследованного комплекса письменных и иных источников;

- исследование истории монастыря в конце XIV - начале XX вв., особенно, его взаимоотношения с властными структурами, священноначалием;

- исследование истории формирования системы престолов, храмостроительства, возведения оборонительных, жилых и служебных сооружений в монастыре, развития архитектурного ансамбля монастыря;

- изучение вопросов, связанных с формированием и сохранением книжного собрания и монастырской ризницы в XIV -начале XX вв.

В настоящей работе привлекаются письменные источники как общерусского значения, создававшиеся вне зависимости от монастыря и вне его стен, так и монастырского происхождения. К первой группе относятся, прежде всего, летописи Московского

Новгородского и Тверского происхождения, агиографический материал. Используются многочисленные редакции Жития Сергия Радонежского, работа с которыми сейчас значительно облегчается благодаря кропотливому археографическому и текстологическому изучению памятника, проделанному Б.М. Клоссом, выявившим около 400 списков и классифицировавшего их по редакциям(14). В нашей работе изпользуются также Жития Кирилла Белозерского, Ферапонта Белозерского, митрополита Ионы, Пафнутия Боровского и др. При исследовании более позднего периода жизни монастыря привлекаются изданные в XIX в. "Дворцовые разряды.", соборные постановления XVI - XVII вв., чины избрания на царство и т. п. Эти источники проливают свет, главным образом, на проблему внешней истории монастыря, его взаимоотношения со светской властью, священноначалием, другими монастырями, места на их фоне; некоторые из названных источников также касаются и внутренней жизни монастыря(напр., Житие Кирилла Белозерского).

Из основных источников монастырского происхождения назовем следующие: акты, создававшиеся в монастыре с кон;^ XIV в. и фиксировавшие, главным образом, изменения в составе монастырской вотчины. Они также дают возможность датировать времена настоятельства тех или иных лиц, иногда уточнить датировку того или иного сооружения, выявить(разумеется, очень неполно) личный состав монастырской братии, вкладчиков, соседей по вотчине и т. п. За период кони2. XIV - нача^ХУН вв. акты опубликованы(15) . Документы XVII в. частично сохранились в составе Копийной книги монастыря 1666 г. в списках, иногда в оригинале (РГАДА, ф. 281) . Среди земельных документов XVII в. особо следует выделить Данную Ф.И. Мстиславского от 26. 1.1621 г.(16) и Ю.Я. Сулешева от 8 .1.1643 г (17). Обе грамоты фиксируют, наиболее значительные земельные пожертвования в монастырь в XVII в., кроме того, проливают свет на строительную историю монастыря, генеалогию родов вкладчиков, общую историю феодального землевладения XVII в.

В 1666 г. почти со всех земельных грамот монастыря были сняты копии, которые и составили Копийную книгу Симонова монастыря. Она дополнялась и после 1666 г., в конце XVII в. Многие ранние акты Симонова монастыря дошли до нас только в составе этой книги, в списке XVII в. Таким образом, источниковедческое значение Копийной книги не оценимо(18).

Примерно в это же время, в 1662 г. был создан дошедший до наших дней Синодик монастыря(19), в котором перечислены имена вкладчиков, настоятелей, насельников монастыря и лиц, с ним связанных, а также их родственников. Он пополнялся вплоть до XIX в. Судя по наличию в нем записи родов лиц, умерших до 1662 г. (например, Ф.И. Мстиславского, умершего в 1622 г.( л.28 - 29), Симоновского архимандрита Гермогена, настоятельствовавшего во второй половине XVI в. (л. 67)), мы можем сказать, что при составлении рукописи использовались более ранние списки аналогичного назначения. О существовании в монастыре Синодиков в более раннее время прямо свидетельствует актовый материал(20).

Важным источником по истории Симонова монастыря является Вкладная и кормовая книга. Как справедливо показала Л.И. Ивина, она начала формироваться в 1550-х гг.(21). Ее список XVII в. видел Н.М. Карамзин(22) . Она дошла до нас в трех списках, причем старейший из них относится ко второй половине XIX в. (23). Л.И. Ивина предположила, что он был снят не с того протографа, который видел Н.М. Карамзин на следующих основаниях: нет скрепы Патриарха Иосифа; вклады доведены не до 1681 г., как писал Н.М. Карамзин, а до начала XVIII в.; отсутствует предисловие о причинах составления книги в 1640-х гг. (24). Н.М.Карамзин при описании книги указал на историческую запись в ней: "Великий господин святейший Иосиф Патриарх Всея Великии России прежде бывый в Симонове монастыре архимарит , изволе с тое Кормовые книги [очевидно, имеется в виду первая редакция Кормовой книги, создававшейся, по мнению Л.И.Ивиной , с 50-х годов XVI в.] по своей вере для ветхости переписать новую Кормовую книгу. своею келейною казною,уставным добрым письмом . и повеле те обе книги ветхую и новую , отдати в Симонов монастырь архимариту Илие с братиею. лето 7151 (1643) февраля в 20 день". Историограф также указал на скрепу Иосифа(25). Характеристике Н.М. Карамзина прямо противоречат сведения бписной книги монастыря 17 83 г. Там про интересующий нас источник сказано: "Книга писменная вкладная. а прошлого 1774 г. [отсылка к Описной книге 1774 г., до нас не дошедшей - Д.Д.] оной вкладной книги началного листа в коем году и при котором бывшем архимандрите начата писать не имеется и■ оказалась ветха"(26). В то же время, есть основания говорить о формировании сохранившейся редакции Вкладной и Кормовой книги временем с 40-х годов XVII по начало XVIII вв. Верхняя граница определяется позднейшими зафиксированными вкладами(начало XVIII в.), а также фразеологией и языком источника. Сведения Н.М. Карамзина о том, что книга переписана в 1640-е годы, скорее всего, имеют какое-то источниковедческое основание, до которого мы докопаться пока не можем. Кроме того, на одном из последних ее листов, при указании вклада под 146(1637/38) г. отмечено, что он сделан при архимандрите Иосифе, "что ныне. святейший

Патриарх"(27), что дает основание отнести формирование редакции ко времени его святительства (1642 -1552 гг.), допуская возможность последующих изменений. С другой стороны, древнейший список Вкладной и кормовой книги, который видел Н.М. Карамзин, был похищен в 1822 г. (28), а старейший, сохранившийся до нашего времени относится ко второй половине XIX в. Таким образом, археографические предпосылки его возникновения не ясны(2 9). Эти обстоятельства заставляют с осторожностью относиться к сведениям Вкладной и Кормовой книги монастыря и, по возможности, проверять их по другим источникам.

Своеобразным источником является Житие Св. Феодора, архиеп. Ростовского. Оно сохранилось до нас в списках начала XVIII в. В.О.

Ключевский на основании изложенных в нем сведений, относящихся ко времени Михаила Федоровича, датировал произведение серединой XVII в.(30). Архим. Леонид отнес его составление ко времени составления ранних дошедших до нас списков - началу XVIII в. (31) . Не касаясь вопроса об уточнении этих мнений, датируем источник суммарно - серединой XVII - началом XVIII вв. Житие имеет, несомненно, монастырское происхождение, так как последние страницы в нем посвящены истории Симонова монастыря до первой половины XVII в. Позднее происхождение и неофициальный характер источника не дает нам права доверять ему, когда речь идет о событиях конца XIV - начала XV вв., если сведения, в нем изложенные, не подкрепляются иными, заслуживающими большего доверия источниками. В то же время, события, произошедшие в монастыре в XVII в., зафиксированные в нем, заслуживают большего доверия, так как его автор(или редактор) бьш почти современником их.

Привлекаются и делопроизводственные материалы конца XVII в. (как правило, дела, возбужденные по челобитью властей Симонова монастыря). Они сохранились в РГАДА в фф. 125 (Монастырские дела) и 141(Приказные дела старых лет) . Некоторые из них используются нами впервые(32).

Из документов монастырского происхождения XVIII - XIX вв. привлекаются Описные книги монастыря 1783, 1800-х, 1852, 1874 гг. и иные делопроизводственные материалы, большинство из которых также до сегодгняшнего дня не введено в научный оборот и хранится в фонде Симонова монастыря в ЦИАМ(ЗЗ).

При работе над диссертацией привлекаются и документы XVI в., происходящие из Иосифо-Волоколамского монастыря(Сочинения Иосифа Волоцкого, Опись монастырского имущества 1545 г., Вкладная книга и др.). Они дают некоторые сведения о лицах и вещах, связанных с Симоновым монастырем, и, в то же время, проливают свет на проблемы взаимооотношения Симонова и Иосифо-Волоколамского монастырей, которой мы касаемся в настоящем исследовании.

Из источников иностранного происхождения привлекаются записки Павла Алеппского(34).

При решении различных вопросов (главным образом, связанных с храмостроительством) привлекаются и надписи на предметах церковного обихода(крестах, потирах, антиминсах), о которых, мы, в свою очередь, узнаем из письменных источников (Описных книг, Исторических описаний). Источниками являются также монастырские здания(или их изображения в случае, если они не сохранились).

Методологической основой исследования является принцип комплексного источниковедения. В последнее время подобный метод оправдал себя, в работах акад. В.Л. Янина(35), его учеников и последователей.

При рассмотрении наиболее существенных и сложных вопросов делаются специальные экскурсы, в которых излагаются необходимые дополнительные сведения.

Научная новизна определяется комплексным подходом к проблеме на новой источниковедческой основе(среди не введенных в научный оборот источников - Описные книги монастыря 1783, 18 00-х гг., иные материалы делопроизводственного характера конца XVII - начала XX вв.), а также решением ряда задач, не нашедших должного отражения в исследованиях(связанных со строительной историей, формированием книжного собрания, ризницы).

Результаты работы могут быть использованы при разработке и корректировании проекта консервации и реставрации зданий монастыря, археологическом и ином натурном изучении монастырской территории, популяризации памятников русской архитектуры, дальнейшем исследовании в области музееведческой, церковноисторической и искусствоведческой проблематики, разработке спецкурсов, написании учебных и методических пособий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Роспись московских церквей. М., 1778; [Чеботарев Х.А.]. Историческое и топографическое описание городов Московской губернии. М., 1787; [Максимович JI.] . Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792.

2. В связи с этим предпринятое в 1990-х гг. переиздание этого многотомного труда с комментариями ведущих современных как светских так и церковных специалистов в области истории русской культуры и

Церкви имеет большое значение и облегчает работу над нашей темой !

Макарий(Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1-7, М., 1994 - 1996.).

3. Некоторые аспекты проблемы находят отражение в работах по истории древнерусской культуры и обобщающих исторических трудах(Зимин A.A. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958; Он же. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории середины XVI века. М., i960; Он же. Опричнина Ивана Грозного. ! М., 1964; Он же. Россия на пороге нового времени. Очерки политической истории России первой трети XVI века. М., 1972; Он же. Россия на рубеже

XV - XVT столетий. Очерки социально-политической истории. М., 1982; Он ■ же. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны Я в России. М., 1986; Он же. Витязь на распутье. Феодальная война в I

России XV в. М., 1991; Каштанов С.М. Социально-политическая история Я

России конца XV - первой половины XVI в. М., 1967; Словарь книжников и I книжности Древней Руси. В 3-х вып. Л., 1987 - 199^ и др. В

4. Московский Симонов монастырь. М., 1838; Историческое описание московского ставропигиального первоклассного мужескаго Симонова монастыря с присовокуплением некоторых чиноположений оного, собранное настоятелем оного монастыря архимандритом Мельхиседеком. 1838//ОР РГБ, ф. 668, к. 1, ед. хр. 27(Сведениями о наличии, некоторых материалов по истории Симонова монастыря XVIII - XIX вв0/* тГ обязан Н.В. Сорокатому) ; "Памятник московского первоклассного ставропигиального Симонова общежитийного монастыря" Б. г.//ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, д. 1729; Иванчин-Писарев Н.Д. Вечер в Симонове. М., 1840; Тромонин К.Я. Краткое описание московского ставропигиального первоклассного общежительного Симонова монастыря. М., 1841; [Пассек В.В.]. Историческое описание московского Симонова монастьцзя. М., 1843; Евстафий, архим. Московский мужеский ставропигиальный Симонов монастьцзь. Изд. 1 - 4. М. , 1867 -1874; Третьяков А. Московский Симонов монастырь. М., 1890; Историческое и археологическое описание Московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря/сост. И.Ф. Токмаков. Вып. 1 - 2, М., 1892 - 1896; Мисаил, еп. Московский мужской Симонов монастырь. М., 1912.

5. Троицкий В.И., Торопов С.А. Симонов монастырь. М., 1927; Кацнельсон P.A. Ансамбль Симонова монастыря//Сообщения института истории и теории архитектуры. Вып. 9, М., 1948; Она же. Ансамбль Симонова монастыря в Москве//АН, вып. 6, М., 1956; Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964; Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988; Баталов A.JI. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.

6. Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой | половины XVI в. Л., 1979.

7. Она же. Копийная книга актов Симонова монастыря XVII века//Проблемы источниковедения, т. X, М., 1962; Она же. Вкладная и кормовая книга 1 Симонова монастыря//Вспомогательные исторические дисциплины. II, JI., 1 1969. i

8. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца 1 XIV - начала XVI в.(АСЭИ). Т. II, М.-Л., 1958; Акты феодального | землевладения и хозяйства. Акты московского Симонова монастыря(АФЗХ). В Л., 1983. I

9. Шокарев С.Ю. Источники по истории некрополя Симонова монастыря// I Исследования по источниковедению истории России(до 1917 г.) . М., 1998. |

10. Кучкин В.А. Начало московского Симонова монастыря//Культура 1 средневековой Москвы. М., 1995. ¡

11. Козлов В. Ф. Трагедия монастырей: год 1929//Московский журнал, 1991, N f; 1; Он же. Музеи-монастыри в Советской России(1917 - нач. 1930-х гг.)// *

Мир источниковедения. М.-Пенза, 1994; Суходолов В. Кинотеатр в трапезной Симонова монастыря//Архитектура и строительство Москвы, 1990, N 5; Абрамов Д.М. Проблемы сохранения средневековых памятников русского оборонного зодчества с 1917 до сер. 1930-х гг. Канд. дисс. М.,

1997 .

12. В то же время монография не свободна от некоторых фактических неточностей. Так, по-видимому, невнимательное чтение Духовной грамоты Иосифа Волоцкого натолкнуло исследователя на мысль, что строитель Симонова монастыря Варфоломей был назначен на эту должность Василием II, что, в свою очередь, привело к спорным датировкам настоятельства в монастыре архим. Ионы, творческой биографии иконника Игнатия(Ивина Л.И. Крупная вотчина. с. 40).

13. Obolensky D. Byzantium and Russia in the Late Middle Ages//Europe in the Middle Ages. Evanstone, 1965; Miller D. Monumental Building as an Indikator of Economic Trends in Northen Rus , 1138 - 1462//The American Historical Review, vol 94, N 2, 1989. В последнее время часть литературы по смежной проблематике переводится на русский язык: Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990; Смолич И.К. История Русской Церкви. Ч. 1 - 2, М., 1996 - 1997.

14. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского//Клосс Б.М. Избранные труды. М.,

1998 .

15. АСЭИ, т. II, М.-Л., 1958; АФЗХ, Л., 1983.

16. опубл: Мятлев Н.В. К родословию Мстиславских. М., 1915, с. 17 U- 2р.

17. РГАДА, ф. 281, оп. 5, д. 271/1375. Упом.: Шумаков С.А. Обзор грамот Коллегии экономии. Вып. I, М., 1899, с. 24, 25. Текст граммоты неопубликован. Мы его помещаем в Приложении к нашей работе.

18. Подл.: ОР ГИМ, Сим, N 58; источниковедческое исследование памятника см.: Ивина Л.И. Копийная книга.

19. ОР ГИМ, Сим, N 2.

20. АФЗХ/'/сг 106, N 95 и др.

21. Ивина Л.И. Вкладная и кормовая книга. с. 231; Она же. Крупная вотчина. с. 25.

22. Карамзин Н.М. История государства Российского, т. 5, прим. 122.

23. АСЭИ, т. III, М.-Л., 1964, с. 465, N 479; Ивина Л.И. Крупная вотчина. с. 24.

24. Ивина Л.И. Крупная вотчина. с. 25.

25. Карамзин Н.М. Указ. соч., т. 5, прим.122.

26. ЦИАМ, ф. 420, оп.1,Д. 1123, л. 212 об.

27. ААН, ф. 620, оп. 1, Д- 166, л. 75.

28. [Пассек В.В.]. Указ. соч., с. 128, прим.

29. АСЭИ, т. III, М.-Л., 1964, с. 465, N 479. Список из rnB(FIV - N 348) оказался для нас недоступным и мы пользовались списком из ААН(ф. 620, оп. 1, д. 166), снятым с него в 1920-е гг. По сведениям А.Б. Мазурова и К.А. Аверьянова, изложенным в личной беседе, он имеет некоторые разночтения с исходником. Пользуюсь случаем поблагодарить исследователей за информацию.

30. Публ.: Душеполезное чтение, 1891, май - июль; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (переиздание М., 1990), с. 353.

31. Леонид, архим. [Предисловие к публикации Жития.], с. 3 - 6.

32. Дело о строительстве трех больничных келий в монастыре//ф. 125, оп. 1, 1684, д. 59; Дело по челобитью Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братьею об оставлении у них в монастыре до окончания сусальной на вновь сделанном иконостасе работы вытребованных в серебрянную палату мастеров Никиту Константинова с товарищи//Там же, 1684, д. 39; Дело по жалобе Симонова монастыря архимандрита Гавриила. на тяглеца Данилу Селивестрова//Там же, ф. 141, оп. д. 1682., N 120.

33. Ф. 420, оп. 1, д. 1123, 1128, 1302, 17"23/ 49, 120, 142 и др.

34. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Т. I - V, М. , 1896 - 1900.

35. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Московский Симонов монастырь"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенной работы, следует сказать, что рассмотренные материалы позволяют воссоздать развернутую картину истории Симонова монастыря, проследить этапы развития его строительной истории, проанализировать имеющиеся сведения о книгописании и библиотеке, а также ризничном собрании монастыря, характеризующие культурно-историческое значение обители.

В ходе подготовки данной работы наряду с использовавшимися нашими предшественниками материалами нами были обнаружены и изучены следующие источники:

Ряд делопроизводственных документов конца XVII в. по истории строительных и инженерных работ в монастыре(РГАДА, ф. 125, оп. 1, 1683, д. 39; 1684, д. 59, ф. 141,^682, д. 120);

Описные книги Симонова монастыря1783, 1800-х, 1852, 1874 гг.(ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, дд. 1123, 1128, 1302, 1303, 1723);

Иные документы XIX вв. монастырского происхождения делопроизводственного характера(ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, дд. 49, 120, 142, 204, 298, 301 и др.).

В диссертации в общих чертах охарактеризована история внутренней жизни и внешних сношений Симонова монастыря. С начала своего существования монастырь был тесно связан с великокняжеской властью и проводил ту линию, в которой был заинтересован великий князь, даже в случае его конфликта с митрополичьей властью, и, в свою очередь, получал покровительство от светской власти. Следствием этого, было получение монастырем ставропигии в 1383/84 гг., временный арест митрополита Геронтия в стенах монастыря в 1484 г., неслучайное молчание в ходе иосифлянско-нестяжательской полемики первой трети XVI в., окончательное поступление монастыря в Опричнину в 1569 г. Монастырские власти принимали участия в церемониях венчания на Царство, соборных заседаниях и иных официальных мероприятиях XVI ~ XVII вв. С 157 0-х гг. авторитет монастыря несколько упал, проявлением чего было упоминание в отрицательном свете симоновских монахов в гневном Послании Ивана IV в Кирилло

Белозерский монастырь 1573 г., донос на Симоновского архимандрита, сохранявшийся в архиве Посольского приказа, снижение числа монашествующих, уменьшение количества монахов, занявших в дальнейшем архиерейские кафедры. В начале XVII в. монастырь единственный раз использовался как крепость. С XVII в. общерусское значение Симонова монастыря несколько снизилась, что было обусловлено, с одной стороны, понижением его авторитета во второй половине XVI в., и общим обмирщением культуры, с другой.

В диссертации получили свое подтверждение и уточнение положения В. П. Выголова по истории строительства в монастыре, причем удалось реконструировать историю формирования системы престолов и строительства храмов за период с конца XIV по начало XX вв. Проведенное нами исследование позволяет говорить, что со второй половины XV в. Симонов монастырь выделялся концентрацией каменных сооружений. Активное каменное строительство велось в монастыре и в первой половине XVI в., а во второй половине столетия его темп несколько снижается.

Строительство вновь активизируется в первой половине XVII в., что весьма интересно, учитывая снижение строительной активности в это время в России, обусловленное трагическими событиями начала

XVII в. Именно в первой половине XVII в. в монастыре была создана мощная крепостная ограда, к возведению которой мог быть привлечен видный зодчий того времени Антип Константинов. На эту возможность Указывают рассмотренные нами материалы. Активные строительные работы велись и во второй половине столетия. В XVIII в. в монастыре почти ничего не строили/ в первой половине XIX в., напротив, активно велось храмостроительство, причем претерпела значительные изменения прежняя система престолов в монастыре. Наиболее существенным строительным мероприятием этого времени следует назвать возведение в 1835 -1844 гг. колокольни - одного из наиболее грандиозных зданий в Москве. Если до XVII в. включительно финансовыми основами строительства было как содействие государей так и помощь знатных вельмож, ■ то в первой половине XIX в. строительство велось почти только за счет средств нецарствовавших доброхотных дарителей. Это обстоятельство и обусловило смену системы престолов, так как ктиторы были заинтересованы в том, чтобы возводимый или ремонтируемый ими храм имел посвящение соименным им (или их родственникам) .святым. Многие сооружения монастыря являлись первоклассными памятниками архитектуры, что также свидетельствует об авторитете обители и высоких художественных вкусах ее настоятелей и братии.

В ходе исследования книгописания и формирования книжного собрания монастыря, мы убедились, что активная деятельность в этом направлении в обители велась с самого начала ее существования, с конца XIV в. В начале XVI в. монастырь имел богатую библиотеку, от которой сохранились лишь отдельные рукописи, место хранениния которых уже в. XIX в. никак не было связано с Симоновым монастырем. Это обстоятельство, а также сведения Описной книги монастыря 17 83 г., почти не фиксирующей рукописных книг, позволяет говорить, что богатое монастырское книжное собрание к тому времени было почти полностью распылено. Это распыление можно предположительно отнести к 17 60-м'-1770-м гг. В стенах монастыря велись работы по созданию литературных, полемических произведений(Вассиан Патрикеев, первая треть XVI в.; Гавриил Домецкий, конец XVII в.).

С начала существования монастыря стала комплектоваться и его ризница; источники сохранили имена иконописцев и ювелиров, живших в монастыре в конце XIV - XV вв. (Игнатий Иконник, Митрофан Иконник, Андрей златой мастер и др.). Документы позволяют с большой долей уверенности говорить, что в Симоновом монастыре одно время находились иконы Андрея Рублева и Дионисия. Помимо собственного художественного производства, развивавшегося в конце XIV - XV вв., источником поступления в монастырское ризничное собрание были вклады, а также направление мастеров в монастырь из Оружейной палаты для художественных работ. По-видимому, к XVII в. (по сравнению с концом XIV - XV вв.) в Монастыре собственное художественное производство либо прекратило существование, либо перестало удовлетворять запросам братии. Это обстоятельство можно рассматривать как показатель, во-первых, ^раты монастырским хозяйством натурального характера, во-вторых, Централизации художественных промыслов вне монастыря. Данное явление можно поставить в связь с процессом складывания всероссийского рынка, происходившего в XVII в. В XVIII - XIX вв., единственным путем комплектования ризничного собрания были вклады.

Проведенное исследование полностью подтверждает принятый в науке тезис о Симоновом монастыре как о видном духовном и культурном центре Московской Руси. Кроме того, в ходе сходных комплексных исследований иных монастырей можно примерно охарактеризовать типовой комплекс источников по различным аспектам жизни того или иного монастыря и использовать его(с теми или иными уточнениями) в дальнейшем. Выработка подобной типовой формы комплексного историко-краеведческого исследования отдельных монастырей может в дальнейшем оказаться полезной для обобщающих работ по русским монастырям, где они уже будут рассматриваться на региональном или общерусском уровне, а также по церковно-истори-ческой, искусствоведческой и музееведческой проблематике в целом. Кроме того, создание монографических исследований по отдельным памятникам важно для их популяризации и туристско-экскурсионного использования, решения ряда вопросов, связанных с их консервацией и реставрацией.

Считаю своим долгом выразить глубокую признательность A.B. Чернецову за терпеливое руководство, постоянную помощь и ценные советы.

Я также признателен С.И. Сотниковой, A.JT. Баталову, Э.Г. Истоминой, М.А. Поляковой, С.Ю. Шокареву за поддержку и важные замечания.

 

Список научной литературыДавиденко, Дмитрий Григорьевич, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV -начала XVI веков. Т. 2 3, М.-Л., 1958 - 1964.

2. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 2, M.-JI., 1956.

3. Акты феодального землевладения и хозяйства(Акты Московского Симонова монастыря). Л., 1983.

4. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря/изд. A.A. Титов. М., 1906.

5. Летопись по Воскресенскому списку//ПСРЛ, т. 6, Спб., 1856, т. 8, Спб., 1859.

6. Данная боярина князя Феодора Ивановича Мстиславского на вотчину для поминовения родителей его. 26 января '1621 г.//Мятлев H.B. К родословию князей Мстиславских. М., 1915:

7. Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II отделением собственной Его Императорского Величества канцелярией. Т. 1 4, Спб., 1850 - 1855.

8. Древние жития преподобного Сергия Радонежского/изд. H.C. ТихонравоЕ. М., 1892.

9. Житие Кирилла Белозерского//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/сост. Г.М. Прохоров. Спб., 1994.

10. Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным//Сборник историко-филологического общества при институте кн. Безбородко в Нежине. Т, 2, Нежин, 1899.

11. Житие Св. Федора, архиепископа Ростовского//Душеполезное чтение, 1891, май-июль.

12. Житие Ферапонта Белозерского//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/сост. Г.М. Прохоров. Спб., 1994.

13. Зиновий(Отенский). Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1869.

14. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русских редакций/изд. A.H. Попов. М., 18 69.

15. Книга Степенная царского родословия//ПСРЛ, т. 21, ч. II, Спб., 1913,

16. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1 2, М., 1884 - 1891.

17. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1, ч. 1, М., 1875 и др.

18. Описание документов и дел, хранящхся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 11 12, СПб., 1902 - 1903.

19. Описание достопамятных происшествий в московских монастырях во время нашествия неприятелей в 1812 Г.//ЧОИДР, 1858, N 4.

20. Опись архива Посольского приказа 1626 г./подг. В.И. Гальцов, под. ред. С.О. Шмидта, в 2-х ч. М., 1977.

21. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. Вып. 2, М., 1897; Вып. 4, М. , 1898.

22. Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ, тт. 9 13, Спб., 1862 1906.

23. Польский дневник, относящийся к событиям Смутного времени.//РИБ, т. I, Спб., 1872.

24. Послания Иосифа Волоцкого/подг. A.A. Зимин, Я.С. Лурье. М.-Л., 1959

25. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951.

26. Рогожский летописец//ПСРЛ, т. '15, Пг. , 1922.

27. Симеоновская летопись//ПСРЛ, т. 18, СПб., 1913. Софийская вторая летопись//ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853

28. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/подг. H.H. Покровский, под ред. С.О. Шмидта. М., 1971.1. Неопубликованные1. ААН

29. Вкладная и кормовая книга Симонова монастыря//ф. 620, оп. 1, д. 166.1. ОР ГИМ

30. Копийная книга актов Симонова монастыря. 1666 г.//Сим., кн. 58.

31. Синодик Симонова монастыря. 1662 г.//Сим., кн. 2.1. РГДДА

32. Данная боярина князя Юрья Яншеевича Сулешева на села Борисов Усад и Еско с деревнями. 8 янвяря 1643 г.//ф. 281, оп. 5, д. 271/1375.

33. Дело по жалобе Симонова монастыря архимандрита. на тяглеца Данилу Селивестрова в неисправном делании им. насосов. 1682 г.//ф. 141, оп. 6, д. 120.

34. Дело по челобитью Симонова архимандрита Гавриила. об оставлении у них в монастыре. сусальных мастеров//ф. 125, оп. 1, 1683 г., д. 39.

35. Дело о постройке трех больничных келей в монастыре.//ф. 125, оп. 1, 1684 г., д. 59.1. ЦИАМ

36. Описи церковных строений и имущества монастыря. 1783 г.//ф. 420, оп. 1, д. 1123.

37. Дело о строительстве престола в Ксенофонтовской церкви монастыря и о перестройке трапезной. 1796 г.//ф. 420, оп. 1, д. 49.

38. Описание церквей монастыря и имущества, начало XIX в.//ф. 420, оп. 1, д. 1128 .

39. Дело о строительстве в Сергиевской церкви монастыря придела Св. Валентина. 1806 г.//ф. 420, оп. 1, д. 120.

40. Послужные списки монашествующих за 1810 1811 гг.//ф. 420, оп. 1, д. 142 .

41. Дело о строительстве. приделов-церквей Св. Валентина и преподобного Сергия. 1839 1840 гг.//ф. 420, оп. 1, д. 298.

42. Отчет комитета по строительству колокольни монастыря. 1841 г.//ф. 420, оп. 1, д. 304.

43. Описание церквей и церковного имущества монастыря. 1852 Г.//Ф. 420, оп. 1, д. 1302, 1303.

44. Дело о ремонте башен монастыря. 1824 1864 гг.//ф. 420, оп. 1, д. 389.

45. Опись церковного имущества монастыря. 1874 г.//ф. 420, оп. 1, д. 1723.

46. Дело о принятии пожертвования денег московского купца И. Старцева на реставрацию храма Успения. 1892 1896 гг.//ф. 420, оп. 1, д. 653.

47. Дело о реставрации ограды и строений монастыря. 1895 1896 гг.//ф. 420, оп. 1, д. 698.

48. Дело об открытии Симоновского братства трезвости. 1912 1914 гг.//ф. 203, оп. 766, д. 125.

49. Дело об отказе сдать в аренду монастырскую землю. под устройство кинематографического заведения. 1916 г.//ф. 420, оп. 1, д. 1093.

50. Дело о передаче предметов из ризницы Симонова монастыря в Оружейную палату. 1918 г.//ф. 203, оп. 766, д. 126, 127.

51. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУТЕВОДИТЕЛИ

52. Древняя Российская Вивлиофика. Ч. I XIX, М., 1786 - 1791.

53. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 1, Спб., 1890.

54. Историческое известие о всех церквах столичного города Москвы. М., 1796.

55. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991.

56. Максимович Л.. Путеводитель к древностям и достопамятностяммосковским. Т. 4, М., 1793.

57. Описание рукописей князя П.П. Вяземского. Спб., 1902.

58. Описание рукописей Чудовского собрания/сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980.

59. Попов Н.П, Собрание рукописей Московского Симонова монастыря. М., 1910.

60. Ризница Ставропигиального Симонова монастыря в Москве. М., 1895.

61. Роспись московских церквей. внутри и вне царствующего града состоящих. М., 1778.

62. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрания графа A.C. Уварова/сост. архим. Леонид. Ч. I, М., 1893.

63. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. I III, Л(СПб)., 1986 - 1998.

64. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

65. Чеботарев Х.А.. Историческое и топографическое описание городов Московской губернии.

66. Яцимирский А.И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина. Вып. II, М., 1897.

67. ИССЛЕДОВАНИЯ Опубликованные

68. Антонова В.И. Иконографический тип Привлепты и русские иконы Богоматери в XIV веке//Из истории русского и западного европейского искусства. М., i960.

69. Антонова В.И. Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ, т. 14, М.-Л., 1958.

70. Антонова В.И. О первоначальном месте "Троицы" Андрея Рублева//Материалы и исследования ГТГ. Т. 1, М., 1956.

71. Антонова В.И. У Медвежья озера и в Веси Егонской//ТОДРЛ, т. 22, М.-Л., 1966.

72. Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. Спб., 1899.

73. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.

74. Баталов А.Л. Четыре памятника архитектуры Москвы конца XVI века//АН, Вып. 32, М., 1984.

75. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М, 1995.

76. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV XV веков. М., 1986.

77. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977.

78. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга СевероВосточной Руси XII начала XV вв. М., 1980.

79. Вздорнов Г.И. Книгописание и художественное оформление рукописей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV в.// ТОДРЛ, т. 22, М.-Л., 1966.

80. Верховской П.В. Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Спб., 1904.

81. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. В 2-х тт. Ростов/н/Д., 1916.

82. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М, 1969.

83. Воронин H.H. Зодчество Северо-Восточной Руси XII XV вв. Т. 2, М., 1962.

84. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М, 1988.

85. Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (Последняя четверть XV в.)//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991.

86. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, в 2-х тт. М., 1880 1917.

87. Голубцов А.П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908.

88. Давид Л.А. Церковь Антипия у государевых больших конюшен в Москве// Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1, М., 1975.

89. Егоров В. Сулешев//Русский биографический словарь, т. 20, Спб., 1912.

90. Зимин A.A. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянскойвойны в России. М., 1986.

91. Зимин A.A. Княжеские Духовные грамоты начала XVI в.//ИЗ, т. 37, М'.-Л., 1948.

92. Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России(конец XV XVI в.). М., 1977.

93. Зимин A.A. Россия на пороге нового времени(Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972.

94. Зимин A.A. Формирование боярской аристократии в России в концё XV -первой трети XVI в. М., 1988.

95. Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб(к вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского)//ТОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953.

96. Иванчин-Писарев Н.Д. Вечер в Симонове. М, 1840.

97. Ивина Л.И. Вкладная и кормовая книга Симонова монастыря// Вспомогательные исторические дисциплины. Сб. II, Л., 1969.

98. Ивина Л.И. Копийная книга актов Симонова монастыря XVI в.//Проблемы источниковедения. Т. X, М., 1962.

99. Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV первой половины XVI в. Л., 1979.

100. Казакова H.A. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960.

101. Казакова H.A. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.

102. Казакова H.A. Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Иосифо-Волоколамском монастыре в XVI веке//ТОДРЛ, т. 15, М.-Л., 1958.

103. Карамзин Н.М. История Государства Российского(любое изд.).

104. Кацнельсон P.A. Ансамбль Симонова монастыря//Сообщения института истории и теории архитектуры. Вып. 9, М., 1948.

105. Кацнельсон P.A. Ансамбль Симонова монастыря в Москве//АН, вып. 6, М., 1956.

106. Каштанов С.М. Грамоты Симонова монастыря как источник для изучения вопроса об отмене тарханов в 1575/76 г.//Исследования по отечественному источниковедению. М.-Л., 1964.

107. Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV первой половины XVI в. М., 1967.

108. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского//Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1, М., 1998.

109. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.(Переиздание М, 1989).

110. Козлов В.Ф. Вакханалия. 1929 1930 годы//Московский журнал, 1991, N 5.

111. Козлов В.Ф. Монастыри-музеи в Советской России(1917 нач. 1930-х гг.)//Мир источниковедения. М,-Пенза, 1994.

112. Козлов В.Ф. Под флагом нигилизма. Год 193 0//Московский журнал, 1991, N 6.

113. Козлов В.Ф. Трагедия монастырей. ГОд 1929//Московский журнал, 1991, N 1.

114. Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964.

115. Косточкин. Русское оборонное зодчество конца XIII начала XVI веков М., 1962.

116. Кучкин В.А. Начало Московского Симонова монастыря//Культура средневековой Москвы XIV XVII вв. М, 1995.

117. Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой// Куликовская битва. Сб. статей. М., 1980.

118. Лурье Я.С. Духовное завещание митрополита Ионы(1452/53 1461)// Памятники культуры. Новые открытия. М., 1994.

119. Макарий(Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. III VII М., 1995 - 1996.

120. Макарий(Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996.

121. Максимов П.Н. К характеристике памятников московского зодчества XIII -XV вв.//Материалы и исследования по археологии СССР, вып. 12, М., 1949.

122. Меняйло В.А. Иконы "Рублева письма" в Иосифо-Волоколамском монастыре// Альфа и Омега, 1996, N 4(11).

123. Московский мужеский Ставропигиальный Симонов монастырь. Издание архимандрита Евстафия. М. 1-е изд. 1867; 2-е изд. - 1867; 3-е изд. 1869; 4~е изд. - 1874.

124. Московский мужской Симонов монастырь/сост. епископ Мисаил. М, 1912.

125. Московский Симонов монастырь. М., 1838.

126. Мятлев Н.В. К родословию князей Мстиславских. М., 1915.

127. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 197 6.

128. Николаева T.B. Произведения мелкой пластики XIII XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, i960.

129. Новосельский A.A. Роспись крестьянских дворов 1678 г.//Исторический архив. Т. 4, М.-Л., 1949.

130. О Казанской Чудотворной иконе Божьей Матери в Симоновом монастыре. 3-е изд., М., 1900.

131. Пассек В.В.. Историческое описание Московского Симонова монастыря. М., 1843.

132. Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. Спб., 1862, т. 2.

133. П.1.В. Подвижник Симонова монастыря//Московские Ведомости, 1891, 20 февраля, N 51.

134. Полякова O.A. Говорящие иконы//Памятники Отечества, 1992, N 2-3.

135. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра(Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого памятник белозерского периода деятельности артели художника)//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972.

136. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV начала XVI века. М., 1975.

137. Попов Г.В., Рындина A.B. Живопись и прикладное искусство Твери XIV -XVI вв. М., 1979.

138. Попов М.С. Арсений Мацеевич' и его дело. М., 1905.

139. Прохоров Г.М. Преподобный Кирилл Белозерский деятель праывославного возрождения//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Спб., 1994.

140. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы Л., 1978.

141. Розанов Н.П. История московского епархиального управления. В 3-х тт. М., 1869 1872.

142. Рункевич С.Г. Учреждение и первоначальное устройство Св. Прав. Синода. Спб., 1900.

143. Садиков П.А. Очерки по истории Опричнины. М.-Л., 1950.

144. Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси. XIV XVI вв. Новосибирск, 1991.

145. Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969.

146. Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М.-Л., 1951.

147. Смолич И.К. История Русской Церкви. Кн. 1-2, М., 1996.

148. Суходолов В. Кинотеатр в трапезной Симонова монастыря//Архитектура и строительство Москвы, 1990, N 5.

149. Тиганова Л.В. Подготовка каталога-справочника русско-славянских рукописей//Пути изучения древнерусской литературы и письменности. М., 1970.

150. Титлинов Б.В. Гавриил Петров, митрополит Санктпетербургский и Новгородский. Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916.

151. Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Московского Ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. Вып. 1. М., 1892; Вып. 2. М., 1896.

152. Третьяков А. Московский Симонов монастырь. М. , 1890 (переиздание М., 1994) .

153. Троепольский А. Очерк жизни старца Иллариона, иеромонаха и духовника Московского общежительного Симонова монастыря//Странник, 1864, N 4.

154. Троицкий В.И., Торопов С. А. Симонов монастырь. М., 1927.

155. Тромонин К.Я. Краткое описание Московского Ставропигиального первоклассного общежитильного Симонова монастыря. М. , 1841.

156. Ульяновский В.И. Православная Церковь и Лжедмитрий 1//Архив русской истории. Вып. 3, М., 1993.

157. Устюгов Н.В. Волнения крестьян Симонова монастыря в с. Ильинское Черемошской волости Ярославского уезда в 1682/1683 гг.//Русское государство в XVII в. М., 1961.

158. Феофилакт(Моисеев), игум. Святитель Иов первый русский Патриарх// Богословские труды. Сб. 30, М., 1990.

159. Филарет(Гумилевский), митр. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, Спб., 1984.

160. Филарет(Гумилевский), митр. Русские святые. Отд. 3. Чернигов, 1865.

161. Филатов Н.Ф. Антип Константинов каменных дел подмастерье XVII в.//АН, вып. 26, М., 1980.

162. Флоря Б.Н. Московский иконописец середины XV в. Митрофан по данным письменных источников//Культура Древней Руси. М., 1966.

163. Фонкич Б.JI. Из истории греческо-украинско-русских связей первой половины XVII в.//Византийский временник, т. 52, М., 1991.

164. Хрущов И. Исследования о сочинениях Иосифа Санина прп. игумена Волоцкого. Б.м. 1868.

165. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI XVII вв. М. , 1978 .

166. Чернецов А.В. Резные посохи XV в. Работа кремлевских мастеров. М., 1987.

167. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868.

168. Шитова Л.А. Мусины-Пушкины в истории московского Симонова монастыря// Мусины-Пушкины в истории России. Рыбинск, 1998.

169. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996

170. Шокарев С.Ю. Источники по истории некрополя Симонова монастыря// Исследования по источниковедению истории России(до 1917 г.). М. , 1998.

171. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси. X XIII вв. М., 1989.

172. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

173. Miller D. Monumental Building as an Indicator of Economic Trends in Northen Rus in the Late Kievan and Mongol Periods, 1138 1462//The American Historical Review. Vol. 94. N 2. 1989.1. Неопубликованные

174. Абрамов Д.М. Проблемы сохранения средневековых памятников'русского оборонного зодчества с 1917 до сер. 1930-х гг. Канд. дисс. М., 1997.

175. Александровский М.И. Материалы по истории московских церквей//ОПИ ГИМ, ф. 465, on. 1, д. 3, л. 140.

176. Историческое описание Московского Ставропигиального первоклассного Симонова монастыря с присовокуплением некоторых чиноположений оного. Собрано настоятелем оного монастыря архим. Мельхиседеком Сокольниковым. 1838 Г.//0Р РГБ, Ф. 668, К. 1, ед. хр. 27.

177. Памятник Московского Ставропигиального Симонова монастыря//ЦИАМ, ф. 420, on. 1, д. 1729.

178. Пушкин B.C. О построении нынешней колокольни Симонова монастыря//ОР РГБ, ф. 177, к. 1, ед. хр. 9(протокол доклада).

179. Троицкий В.И. Доклад о Симоновом монастыре//ОР РГБ, ф. 177, к. 1, ед. хр. 9(протокол доклада).

180. Троицкий В.И. Доклад по истории зодчества в Симоновом монастыре//ОР РГБ, ф. 177, к. 1, д. 19(протокол доклада).