автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Полякова, Ольга Борисовна
Щукиных
1.1.Традиции отечественного коллекционерства в XIX в.
1.2.Формирование коллекционерских и музейных интересов купцов-меценатов Щукиных
1.3.Институциональные формы организации музеев в России и щукинские собрания 4<о
Глава 2. Музей русской старины,отечественного и зарубежного прикладного искусства П.И.Щукина
2.1.Формирование коллекций П.И.Щукина
2.2.Состав и принципы построения музейно-коллекционного комплекса П.И.Щукина
2.3.Формы музейной коммуникации в практике П.И.Щукина
2.4.Музей П.И.Щукина в контексте русской культуры конца XIX -нач.XX в.в.
Глава 3. Галерея С.И.Щукина в музееведении и художественной жизни России 1-й пол. XX века 8?
3.1 История создания коллекции С.И.Щукина
3.2.Формы музейной коммуникации в практике С.И.Щукина
3.3 Щукинская галерея и художественная жизнь России 1900-1910 г.г.
3.4 Собрание С.И.Щукина и послереволюционная художественная жизнь страны
Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Полякова, Ольга Борисовна
Изучение опыта предшествующих поколений, а особенно такого сословия как купечество, в создании культурного достояния России имеет большое значение. Торгово-промышленная буржуазия, купечество влияли не только на экономическое развитие страны, они внесли неоценимый вклад в развитие культуры.
В сохранении историко-культурных памятников ,в эволюции музе-ологической теории и практики, в популяризации искусства значительная роль принадлежит купеческой династии Щукиных. Музейная деятельность этих купцов в данной диссертации анализируется в контексте культуры России XX века.
Особый интерес к меценатской и коллекционерской деятельности российских купцов усилился в современный период потому, что эта практика замалчивалась в советской историографии, поскольку большевистской идеологией не признавалась созидательная роль российских предпринимателей в развитии страны и, в частности, отечественной культуры.Коллекционерская деятельность купцов-меценатов трактовалась как проявление своеобразного каприза миллионеров.
Целью данного исследования становится выявление феномена меценатского и коллекционерского опыта московских купцов Щукиных, значимости их музейного наследия в национальной российской и мировой культуре.
В задачи исследования входит - выявление роли российского купечества в становлении музейной практики на рубеже XIX и XX веков;
- освещение мотивации, процесса формирования, состава коллекций и специфики музеев купцов братьев Щукиных;
- характеристика музейной практики их собраний;
- оценка значения музеев братьев Щукиных в научной, художественной и общественной жизни России конца XIX - нач.XX веков, музейного наследия С.И.Щукина в истории отечественной культуры.
В качестве методологической базы исследование требует применения междисциплинарного подхода и одновременно комплексного изучения проблем на стыке наук - истории,истории культуры России и Западной Европы, социальной психологии, музеологии и др.
Наряду с междисциплинарным подходом использовался сравнительно-исторический метод, позволяющий изучать проблемы в диахрон-ном и синхронном аспектах, и, таким образом, оценить эволюцию, перемены, отличия в опыте музееведения различных исторических периодов.
Слабая изученность коллекционерских и музеологических аспектов музейного опыта братьев Щукиных предполагает более глубокий и всесторонний анализ их практики на основе критического учета научных публикаций по этой тематике, привлечения новых источников, а главное - недостаточно учитываемых ранее традиционных музейных источников - описей, каталогов, фотографий музейных экспозиций, с использованием современных понятий и категорий мировой музеологии.
Для истории коллекций и музеев важны не только описание последовательности их появления,характеристика состава,но и анализ реальных проблем общетеоретического,специфического - музееведческого и организационного характера, которые возникали в сложном процессе собирательства.К числу таких проблем относятся мотивация самого процесса и перехода от одной коллекции или тематики к другой, финансирование приобретений, использование различных источников для пополнения коллекций, их размещение, строительство специальных музейных помещений и отдельных зданий, коллизии, которые возникали при общении коллекционера со своими поставщиками, коллегами, художниками и научными консультантами.
Мотивация коллекционирования может быть весьма разнообразной: она может быть общественно направленной, связанной с патриотическими мотивами, с мотивами исследовательскими, она может быть связана и с индивидуалистическими мотивами - честолюбием, тщеславием, стремлением к приобретению произведений изобразительного искусства. Мотивация может быть связана с определенным вложением капитала, со стремлением украсить свой быт, интерьер своего дворца или особняка.В биографиях членов семьи Щукиных можно видеть все указанные типы и виды мотивации.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Музейным собраниям 2-й пол.XIX в. - нач.XX в., в том числе и братьев Щукиных посвящено значительное число трудов - ряд научно-популярных брошюр, статей и других публикаций.Однако музееведческий опыт братьев Щукиных в них, как правило, не рассматривается.
Меньше всего изучены материалы коллекции и музея старой европейской живописи, созданных Д.И.Щукиным.Из числа публикаций,специально посвященных им, можно упомянуть лишь обзорную работу Н.Пра-хова начала века(1) и газетную статью Т.Бажиновой 1990-х годов(2) 0 музее Петра Ивановича Щукина имеются сообщения фактографического характера Е.И.Македонской(3},М.В.Хрипко(4},Н.В.Горбуши-ной(5},об опыте этого музея писали также Н.Г.Думова(65 , А.А.Демс-кая и Н.Ю.Семенова(7} и другие.
Музею современной живописи С.И.Щукина посвящены ряд специальных книг и статей.Но обобщающих монографий музеологического характера о щукинской галерее вплоть до настоящего времени не имеется, хотя еще в 1900-1920 г.г. были изданы статьи и брошюры об этом собрании /П.П.Муратов(8), Я.А.Тугендхольд(9), A.M.Эфрос(10), П.П.Перцов(И) и др./ В этих публикациях, в основном, дается описание щукинской коллекции,ее искусствоведческая характеристика, приводятся и отрывочные сведения о размещении картин, об особенностях экспозиции.
В работах о меценатстве братьев Щукиных преобладают популярные очерки, имеющие весьма серьезные недостатки, в том числе крайнюю ограниченность ссылок на источники и опубликованные материалы, что затрудняет проверку их достоверности. Например, краевед В.Н. Лобанов в книге "Кануны" неверно дает сведения о музее П.И.Щукина, ошибочно излагая факты об авторстве архитектурного проекта этого специального музейного комплекса: он приписал В.М.Васнецову авторство проекта щукинского музея, спутав его с Третьяковской гале-реей(12).
Изданная в 1992 году книга Н.Г. Думовой о знаменитых меценатах из купеческих семей Москвы включает сведения о многих начинаниях меценатов, основателей музеев, и их вкладе в развитие русской культуры начала века. Автор проявляет, в основном, интерес к благотворительным и культурным аспектам деятельности московских купцов. В главе, посвященной С.И.Щукину.Н.Г.Думова обращает внимание на авторитетность этой семьи среди московского купечества:"Престиж и влияние Щукиных в Москве были чрезвычайно велики, тогда в городе было много богатых людей, даже богаче Щукиных, которые далеко не пользовались тем почетом, который приходился на их долю. Фирма Щукиных была одной из самых уважаемых в Москве"(13).
Однако трудно согласиться с Н.Г.Думовой в том, что С.И. Щукин слишком большую финансовую поддержку оказывал П.Пикассо и А.Матиссу (14), которые уже в начале XX века обрели большую известность и их работы покупали самые различные зарубежные коллекционеры. В частности, полотна А.Матисса приобретал немецкий коллекционер К.Остхауз, а работы П.Пикассо покупали чешский собиратель Т.Кра-марж, немецкий коллекционер П.Уде, американцы Л .и Г.Стайн, француз П.Сассер и другие, не говоря уже об особой активности со стороны парижских маршалов, высоко ценивших работы этого мастера.
Определенную ценность представляют книги и статьи специалистов-искусствоведов, например,по некоторым частным проблемам темы -о пребывании А.Матисса в Москве в 1911 г. по приглашению С.И.Щукина. Следует отдать должное работе А.Г.Костеневича и Н.Ю.Семеновой "А.Матисс в России"(15).статьям,уточняющим некоторые данные о пребывании А.Матисса в России, написанных Т.И.Гриц, Н.И.Харджие-вым(16) и А.Русаковым(17), которые использовали не только архивные материалы ГТГ и Эрмитажа, но и прессу тех лет.
В 90-е годы XX века, появились новые публикации о меценатах: в 1993 году была издана популярная книга А.А.Демской и Н.Ю.Семеновой "У Щукина на Знаменке", посвященная меценатской и музейной деятельности Щукиных и, в частности, С.И.Щукина.В работе отмечен важный факт: февральская буржуазная революция 1917 года пробудила многие прогрессивные идеи в сфере российской культуры и музееведения. Речь, в частности, идет о создании национального центра искусств в московском Кремле, этом своеобразном российском Акрополе, куда С.И.Щукин был готов отдать шедевры мирового значения для общественного признания своей коллекционерской деятельности.(18)
Однако многие музеологические и музеографические аспекты практики щукинской галереи не получили всестороннего освещения в упомянутой книге. В работе весьма бегло упоминается о практике экспонирования, ничего не сказано о новых формах музейной педагогики, мало говорится о пропаганде авангарда и значении уникального опыта соединения новаторского изобразительного и музыкального искусства во время концертов в стенах галереи.
Статьи российских авторов /А.Г.Костеневич(19),М.В.Бессонова (20) к иллюстрированному каталогу выставки "От Мане до Пикассо" представляют большой интерес для темы диссертации с искусствоведческой и исторической точки зрения. Щукинская коллекция обладала многими музейными достоинствами, а ее особенностью было включение ретроспективы творчества ведущих мастеров авангарда и последовательная линия на представительство в музейной коллекции и экспозиции самых новейших течений в западной современной живописи,что нельзя назвать характерным для собрания И.А.Морозова.
Ценный материал для обобщений и типологии российских коллекций и музеев , в том числе щукинских,дан в книге энциклопедических по содержанию статей Н.М.Полуниной и А.И.Фролова "Коллекционеры старой Москвы"(21).В издании приводится общая характеристика,некоторая специфика коллекций Д.И.,П.И.и С.И.Щукиных. Важно, что авторы аргументированно дифференцируют музеологические категории "коллекция" и "собрание", подчеркивая целенаправленность создания коллекций и стихийность формирования собраний.В то же время авторы ограничиваются узко московскими и даже семейными собирательскими традициями в становлении музейного опыта Щукиных и не учитывают долголетнее изучение Щукиными музейной практики других стран - Германии, Англии, Франции, Швеции и ряда российских провинциальных музеев.
Работы Н.В.Горбушиной о музее П.И.Щукина отличаются описатель ностью и особым вниманием к биографической стороне, а не к музейному опыту Щукиных(22). Автор уточняет отдельные детали деятельности П.И.Щукина как собирателя архивных документов и,в основном, касается создания документальной коллекции, взаимоотношений коллекционера с академиком И.Е.Забелиным. Однако в этих работах отсутствует всякий музеологический анализ проблем развития частного музея П.И.Щукина в различные периоды его существования, не проанализирован в этих статьях и опыт П.И.Щукина в области музеогра-фии.Определенным недостатком работ этого автора является отсутствие новых документов по истории музея П.И.Щукина, хотя автор полностью располагал всеми фондами ОПИ ГИМ, но использовал лишь документы, уже опубликованные А.А.Демской и Н.Ю.Семеновой.
Значительный интерес для исследования представляют работы культурологов Т.П.Калугиной о типологии экспозиций художественных музеев(23) и Л.Я.Петруниной "Музей изобразительных искусств как социальный институт художественной культуры"(24), что позволяет более точно определить типы художественных музеев,созданных Щукиными, выявить достоинства и недостатки их музейных экспозиций.
Специфика меценатства в известной степени представлена в публикациях социолога И.С.Ждановой(25) и статье культуролога А.И.Гла-голева(26), которые изложили свои варианты мотивации и типологии меценатства в России, что также весьма важно для оценки меценатства С.И.Щукина.
Среди исследований последнего времени о традициях российских коллекционеров XIX в. следует упомянуть работу И.В.Чувиловой "Провинциальные коллекции Центра и Поволжья в 1-й пол.XIX в."(27),где приводится оценка особенностей коллекционирования в России в 1-й половине XIX века.
Российские музеологи значительное внимание уделяют изучению опыта создания коллекций и музеев.При этом дается традиционная классификация типов собирательства по сословному признаку. Д.А.Ра-викович(28),С.А.Каспаринская(29) и др. подразделяют типологию коллекционирования только на дворянскую и купеческую, указывая одновременно их особенности. Работы А.М.Разгона(30),С.А.Овсянниковой и др. представляют значительный интерес для данного исследования, поскольку содержат характеристику музейного опыта последней трети XIX - нач.XX в.в., сопоставление с которым позволяет выявить своеобразие музейной практики Щукиных.
Принципиально важно использовать для научного анализа и труды специалистов в сфере музеологии, о которых постоянно упоминается в зарубежной научной литературе, энциклопедических статьях о музеях и музеологии(31). Значительную роль для методологического подхода в диссертации играют материалы, опубликованные в сборнике "Междисциплинарность в музеологии" и в журнале "Музеум" в спецвыпуске "Музеология и междисциплинарность"(32).
Особый интерес представляют работы Ф.Жюллиана о различных типах коллекционеров(33), А.Доната о психологии коллекционеров (34) , А. Девалле /Франция/,А.Уиффлин /США/ и др. о мотивации коллекционирования .
В зарубежной музеологии проблема мотивации коллекционирования находится на одном из первых мест. Этим вопросам посвящены разделы в статьях А.Уиффлин в "Американской энциклопедии" 1994 г.(35), А.Девалле во французской энциклопедии 1985 г.(36) о музеях и музеологии. К числу важнейших мотивов американский музеолог А.Уиффлин относит - расширение границы знаний, потребность в изучении определенной эпохи, например,античности, желание обеспечить себе успех и повысить свой престиж, удовлетворение собственных умственных и эмоциональных потребностей(37).
Современные российские исследователи, изучающие мотивацию коллекционирования, нередко обходят главные, основные факторы, влияющие на мотивы собирательства.Профессор академии управления Л.Петрушенко, например, полагает, что к их числу относятся: 1/ потребность в духовной пище,2/стремление к обладанию собственностью, 3/ стремление к лучшему и уклонение от худшего,4/ потребность в систематизации(38).
Однако, на наш взгляд, главными в мотивации являются забота о развитии отечественной культуры,самоутверждение и сотворчество, особенно в отборе уникального отечественного, зарубежного художественно-прикладного искусства и предметов старины /П.И.Щукин/, новаторского искусства /С.И.Щукин/, в его освоении и ознакомлении с ним национальной аудитории, поэтому обозначенные вышеуказанным автором мотивы являются производными именно от этих исходных и основных.
Отдельные аспекты воздействия щукинской галереи на российских авангардистов освещаются в книге Ч.Дуглас "Лебеди других миров" (39) .Характеристика эстетических принципов авангардизма, которые учитывались и популяризировались С.И.Щукиным, приводится в работе Р.Поджиоли "Теория авангарда"/США/(40).
Наряду с отечественными авторами тема, связанная с меценатской и коллекционерской деятельностью московских купцов бр.Щукиных, затрагивалась в различных зарубежных изданиях.В работах зарубежных авторов, в основном уделялось внимание искусствоведческим проблемам и почти не упоминалось о музееведческих аспектах - комплектовании, экспозиции и др. специфически музеологических и музеографи-ческих категориях.
В 1983 году в Лондоне была издана книга искусствоведа У.Кин /США/ "Русские купцы-покровители современного искусства в дореволюционной России"(41), в которой основное внимание было уделено коллекции и деятельности С.И.Щукина.У.Кин проводит формальное сравнение композиций западных авангардистов и молодых российских живописцев, чтобы доказать их заимствования у западных мастеров.Но она фактически включает в это сопоставление второстепенных или третьестепенных художников и не упоминает о том, что большинство русских художников, быстро "переболев" увлечением западным авангардом и взяв у него лишь отдельные приемы, пошло своим путем. Подтверждением этому является творчество А.В.Куприна, Р.Р.Фалька, А.В.Лентулова и др.
Сообщив о высокой оценке А.Матиссом достижений древнерусской живописи, этот американский исследователь в меньшей мере обращает внимание на слова самого А.Матисса о необходимости учебы западных мастеров у русских художников,на обратное воздействие российского авангарда на мировое искусство.У.Кин явно недоучитывает взаимное влияние и обогащение российского и мирового искусства, на чем справедливо настаивают деятели российской культуры А.В.Шевченко и другие авторы, не говоря уже о том, что в ее книге совершенно не принимался во внимание оригинальный музейный опыт С.И.Щукина.
Некоторые аспекты взаимоотношений С.И.Щукина и П.Пикассо упоминаются в работах П.Декса(42),А.Барра(43) и др.Мало изучен вопрос о международном влиянии опыта щукинской галереи. Этих аспектов касались лишь А.Барр,Р.Лайнс(44) и некоторые другие зарубежные авторы.
Другие зарубежные специалисты, как правило, упоминали больше всего о щукинской галерее, ее богатой и талантливо составленной коллекции, о заказах и контактах С.И.Щукина с А.Матиссом, П.Пикассо /В.Уэткинс, П.Кабанн, Р.Эсколье, А.Барр,Д.Саттон,М.Шамо, Д. Лассань,Ф.Бауман,Ф. Элгар/ и др.(45).Большинство указанных авторов подчеркивало влияние собранных С.И.Щукиным произведений французских новаторов на русское искусство и лишь отдельные из них, в частности Р.Эсколье и А.Барр выделяли мнение А.Матисса о влиянии на него древнерусской иконописи(46).
В статье немецкого музееведа Г.Кельча к иллюстрированному каталогу выставки "Коллекционеры Морозов и Щукин" излагается отношение немецких коллекционеров к собраниям русских меценатов и даже указывается на определенную конкуренцию между основателем музея в г.Хагене К.Остхаузом и С.И.Щукиным в приобретении полотен П.Сезанна и А.Матисса,однако автор вслед за некоторыми современниками С.И.Щукина склонен недооценивать роль щукинской художественной галереи для российского и мирового искусства(47).
Характеризуя в целом работы исследователей о музейных собраниях Щукиных, нужно отметить, что среди них преобладают биографические, искусствоведческие или же популярные очерки.В большинстве этих работ почти полностью отсутствует мугеологическая характеристика собраний купеческой династии,музееведческий опыт Щукиных, что лишь подтверждает актуальность поставленной темы.
ИСТОЧНИКИ.
Специфика источников в мугеологических исследованиях состоит в том, что в них основное место занимают музейные материалы - каталоги, описи, отчеты, фотографии отдельных экспонатов и экспозиций, опубликованные и архивные документы о деятельности музеев.
Опубликованные источники - мемуары, переписка, дневниковые записи содержат ценные сведения об отношении различных групп художественной интеллигенции к просветительской деятельности С.И.Щукина, к опыту работы его галереи и музейных собраний его братьев.Основное место среди источников о семье и музейной практике Щукиных занимают воспоминания П.И.Щукина, переписка между братьями, их дневники,формуляры и др.
При этом переписка и дневники братьев и их современников сохранили во многом субъективную характеристику восприятия музейной практики бр.Щукиных, как и эволюции их общественной позиции. Приходится учитывать и то, что на мемуарах,написанных в годы советской власти /А.Белый,И.Э.Грабарь и др./, просматривался отпечаток негативного отношения к заслугам российского купечества в поддержке развития российской и мировой культуры. Это характерно и для воспоминаний Андрея Белого /Б.Н.Бугаев/, которые были написаны в 20-30-е годы и когда было принято критиковать нечеткую политическую позицию крупной буржуазии(48).
В воспоминаниях современников /Н.М.Рудин и др./(49) получил отражение процесс формирования коллекций и экспозиции в художественной галерее С.И.Щукина, ее последовательной специализации на западноевропейском новаторском искусстве 2-й пол. XIX в. и авангардных течениях нач.XX в., взаимоотношения мецената с ведущими представителями западноевропейского авангардного искусства /фонды
Н.М.Рудина и особенно В.В.Переплетчикова, М.К.Соколовского в РГА-ЛИ/.
Однако отдельные сведения, например, пересказ Н.М.Рудиным впечатлений С.И.Щукина от посещения его галереи И.Е.Репиным, не является точным и опровергается другими, уже опубликованными в нач.1910-х годов материалами, в частности, очерками о художественной жизни Москвы, написанными женой художника - Н.Б.Нордман-Северовой и изданными в сборнике "Интимные страницы".Кстати, вопреки утверждениям Н.М.Рудина И.Е.Репин и Н.Б.Нордман посетили галерею в отсутствие самого владельца и их принимали экономка и старший сын мецената - И.С.Щукин. Но самое главное - И.Е. Репин отнюдь не отверг всю музейную экспозицию , а высоко оценил работы К.Моне, П.Гогена и только лишь резко отрицательно отозвался о творчестве А.Матисса(50). Таким образом, материалы одних источников постоянно необходимо проверять другими источниками.
О музее Д.И.Щукина сохранилось мало воспоминаний, они имеются лишь у И.Э.Грабаря, В.Н.Яковлева, М.М.Савостина и некоторых других (51). О музейно-архивном комплексе П.И.Щукина существуют гораздо более многочисленные воспоминания и переписка современников:© нем писали академики - историк И.Е.Забелин и литературовед А.Н.Пы-пин, художники В.В.Верещагин, И.Э.Грабарь, архитектор И.Е.Бонда-ренко и др.
Мемуарные источники дают информацию об отношении различных поколений российских художников и других представителей интеллигенции к коллекциям и музеям Щукиных.Особенно выделяется среди таких изданий сборник документов из наследия музееведа, многолетнего директора ГМНЗИ Б.Н.Терновца(52).Он часто бывал в щукинской галерее и слышал, как С.И.Щукин создавал свою уникальную коллекцию и проводил свои оригинальные экскурсии. Будучи профессионалом, Б.Н.Терновец схватывал многое из того, чем были полезны приемы
С.И.Щукина в проведении экскурсий в галерее.
В публикациях И.Э.Грабаря "Моя жизнь. Автомонография" и "Письма" 1891-1917 г.г.(53) дана характеристика своеобразия коллекций бр.Д.И. и П.И. Щукиных. В этих работах проводится мысль о культуре коллекционирования и дается высокая оценка собрания Д.И.Щукина.
Написанные в эмиграции воспоминания Л.О.Пастернака (54) не содержат идеологически предвзятых оценок. Мемуары ряда художников -М.С.Сарьяна(55), К.С.Петрова-Водкина(56) отличались большей объективностью в обрисовке реальной картины особенностей музейной практики С.И.Щукина и художественных дискуссий в предреволюционную эпоху. Использованы также воспоминания писателей и поэтов /А.Белый "Начало века","Между двух революций",М.А.Волошин "Путник по вселенным" (57),О.Э.Мандельштам (58) и др./, которые обращали внимание на политическую позицию представителей семьи Щукиных,их взаимоотношения с различными художниками. В документах из наследия искусствоведов и музееведов /Б.Н.Терновец, П.Д.Эттингер(59), А.М.Эфрос (60), и др./ даются важные сведения и оценки о значении Щукинской галереи,об отдельных аспектах музейной работы.
Общенациональная и мировая значимость коллекции и музея С.И.Щукина подчеркивается в опубликованных на Западе дневниковых записях американского искусствоведа А.Барра, который специально знакомился с опытом экспозиции Эрмитажа и московских музеев западного искусства в 1927-1928 г.г. в связи с подготовкой к открытию музея современного искусства в США в 1929 году (61).
В последние годы были изданы материалы, подготовленные Н.И.Харджиевым, о русском авангарде 1900-1910-х годов с воспоминаниями современников(62),что дает возможность уточнить многие важные детали в оценке роли щукинской галереи для художественной культуры России XX века, в частности, влияние ее шедевров на
В.В.Маяковского,Д.Д.Бурлюка и других участников круга футуристов.
Мемуарные публикации о художественной галерее С.И.Щукина отличаются полярностью своих оценок общественной и художественной значимости его коллекции.Если представители старшего поколения мемуаристов /М.В.Нестеров (63) и др./ негативно оценивали собрание и пропагандистскую деятельность мецената, то представители молодого поколения / А.В.Куприн(64), В.В.Домогацкий(65) и др./восторженно встретили открытие щукинской галереи, его активную пропаганду идей авангардного искусства, его собрание работ, созданных в условиях свободы творчества.
Для характеристики коллекции и музея П.И.Щукина особую значимость имеют "Воспоминания" самого мецената, написанные и изданные незадолго до его смерти в 1912 году(66).Эти "Воспоминания" характеризуют Петра Ивановича как человека, сохранившего, особенно в молодости родовые черты московского купечества с его ограниченностью, предрассудками, спесью богатеев, капризностью в отношениях с художниками и музейными посетителями. Но в то же время П.И.Щукин предстает как энтузиаст-собиратель древностей, инициатор создания уникального музейно-архитектурного ансамбля, построенного в соответствии со стилем того времени, которому посвящен такой музей.
Второе издание "Воспоминаний", подготовленное в 1997 г.(67) Н.В.Горбушиной, содержит некоторые фактические неточности в комментариях, переводе французских имен и названий.В сопроводительной статье не привлечены материалы личного архива П.И.Щукина, находящиеся в полном распоряжении этого автора в ОШ ГИМ.Комментатор текста и автор сопроводительной статьи, полностью дублирующей текст публикации в сборнике "Краеведы Москвы", Н.В.Горбушина использует лишь опубликованные ранее другими исследователями документы. В качестве характерных неточностей в книге следует привести неверные даты смерти В.А.Серова - 1912 г. , а надо - 1911 г., дата смерти Д.В.Григоровича - вместо 1899 г. указана 1900 г. картина К.Моне "Завтрак на траве" почему-то названа "Завтрак в лесу"(68).
В опубликованных описях, каталогах,составленных самими владельцами и сотрудниками указанных музеев, содержатся важные сведения музеологического характера, и этот вид источников следует выделить в отдельную группу.Ценная информация извлечена из "Каталога галереи С.И.Щукина"(69) и описей коллекции П.И.Щукина(70), которые были изданы в конце XIX - начале XX веков.Этот вид источников характеризует состав коллекций купцов-меценатов, уровень овладения приемами атрибуции и систематизации этих коллекций ко времени издания этих описей и каталогов.
Новый тип каталога с более подробными сведениями о происхождении картин, их перемещении от одного владельца к другому, участии в выставках и основной литературе, посвященной этим музейным экспонатам, представляет "Каталог выставки произведений П.Пикассо" (71),собранных в свое время С.И.Щукиным и переданных в Эрмитаж. Это издание было подготовлено сотрудником Эрмитажа, искусствоведом А.Г.Костеневичем.Каталог - не только один из видов источников по истории музейного дела, но и важная форма классификации и систематизации музейных коллекций.
Еще более сложную форму каталога в сочетании с целой серией статей о коллекционерской и музейной деятельности И.А.Морозова и С.И.Щукина представляет совместное российско-немецкое издание "Коллекционеры Морозов и Щукин. От Мане до Пикассо"(72), подготовленное к выставке шедевров из их коллекций в России и в ФРГ в 1994 г.
Помимо опубликованных источников для исследования музейной деятельности Щукиных привлекались неиспользованные, непроанализированные прежде в музееведении каталоги,описи, фотодокументы и архивные материалы. Меценатство и музейная практика бр. Щукиных получили отражение в ряде источников, она представлена в архивных документах Государственного архива Российской Федерации /ТАРФ/, Отделе письменных источников Государственого исторического музея /01Ш ГИМ/, архива Государственого музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина /ГМИИ/, Российского государственного архива литературы и искусства /РГАЛИ/, Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи /ОР ГТГ/, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки /ОР РГБ/, Секции рукописей Государственного Русского музея /СР ГРМ/.
В процессе написания работы были использованы архивные документы ГАРФ ф. 2307 (Главнауки Наркомпроса) о состоянии коллекции С.И.Щукина после ее национализации и создании Государственного музея нового западного искусства /ГМНЗИ/.В них важны сведения о затратах мецената на приобретение своей коллекции и планах ее разделения между ГМНЗИ-ГМИИ и Эрмитажем(73).
Наиболее полные данные о собирательской деятельности С.И. Щукина имеются в РГАЛИ, в фондах Н.М.Рудина/Преображенского/(74), В.В.Переплетчикова(75), П.А.Ефремова(76), П.П.Муратова(77), М.К.Соколовского(78). В ОПИ ГИМ представили интерес фонды П.И.Щу-кина(79), И.Е.Забелина(80), Г.Л.Малицкого (81).
В архивных материалах Н.М.Рудина в РГАЛИ и И.В.Клюнкова в ОР ГТГ (82) приводится позитивная оценка молодым поколением собирательской и популяризаторской роли С.И.Щукина и его галереи, у В.В.Переплетчикова и П.П.Муратова обозначена специфика отбора шедевров в щукинское собрание. В архивных материалах П.А.Ефремова, И.Е.Забелина, М.К.Соколовского в большей мере отражена оценка коллекций П.И.Щукина, у М.М.Савостина - собрания Д.И.Щукина.
Важную информацию об общественной и художественной жизни нач.XX века дают материалы ОР ГТГ, где сохранились документы современников, близко знавших представителей щукинской семьи.Особый интерес представляет фонд С.И.Битюцкой /1884-1980 /' в ОР ГТГ (83), поскольку она занималась специально коллекционерской деятельностью купечества в России .
Значительный интерес представляют "Мемуары антиквара" М.М.Са-востина, находящиеся в Секции рукописей Русского музея(84), в которых наиболее важными для исследования являются оценки музейного опыта Д.И. и П.И.Щукиных, а также сведения о специфике купеческого менталитета П.И.Щукина.
Включение в исследование ранее неиспользованных архивных материалов дало представление о предпринимательской, меценатской и коллекционерской деятельности братьев Щукиных, особенно С.И.Щукина. Эти документы содержат сведения о его участии в различных купеческих и промышленных объединениях.Определенную значимость имеет и общественная оценка просветительской,меценатской деятельности С.И.Щукина, его пропаганды авангардного искусства, использования им в его музейной практике различных форм экскурсий.
Особую ценность представляют, прежде недостаточно учтенные и проанализированные, находящиеся в архивах ГМИИ и ГИМ,фотоматериалы о размещении экспозиций в музеях С.И. и П.И.Щукиных. В Щукинской галерее работал фотомастер Орлов, который благодаря своим снимкам сохранил для последующих поколений представления об особенностях размещения самой экспозициии ее отдельных компонентов, прежде всего коллекций П.Гогена,А.Матисса,П.Пикассо , тогда как раньше можно было о них судить только по словесным описаниям в статьях и воспоминаниях современников /Я.А.Тугендхольд, П.П.Перцов.Б.Н.Терновец/.
Не меньшую ценность для представления об экспозиции в музее П.И. Щукина представляют фотографии К.А.Фишера, профессионального мастера, который также монопольно фотографировал все экспонаты в Третьяковской галерее и считался знатоком своего дела.
Названные источники позволяют дать аналитическую оценку музейного опыта П.И.Щукина /гл.2/ и С.И.Щукина /гл.З/, создавших оригинальные российские музеи, имевшие огромное значение для отечественной и мировой культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1/ Прахов Н.Художественное собрание Д.И.Щукина //Художественные сокровища России,СПБ, 1905, NN 6-12
2/ Бажинова Т. Самый неизвестный из известных Щукйых (Д.И.Щукин) // Вечерний клуб,М.,1995,28/1II
3/ Македонская Е.И. Коллекция П.И.Щукина //Вопросы истории, 1978, N 9,С.212-216
4/ Хрипко М. Петр Щукин и его собрание //Куранты, М.,1987, вып.2,С.237-242
5/ Горбушина Н.В. Переписка И.Е.Забелина с П.И.Щукиным в собрании ОПИ ГИМ // И.Е.Забелин 170 лет со дня рождения. Материалы конференции 4.1 М., 1992.С.49-52.
Горбушина Н.В. П.И.Щукин и его документальная коллекция /'/ Письменные источники в собрании ГИМ М.,1993,С.119-130 6/ Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992, 7/ Демская А.А.»Семенова Н.Ю.У Щукина, на Знаменке.М.,1993 8/ Муратов П.П. Щукинская галерея // Русская мысль, 1908, кн.8.С.116-138
9/ Тугендхольд Я.А. Французское собрание С.И.Щукина // Аполлон ,
1914, NN 1-2, С. 5-46. 10/Эфрос A.M. Петербургское и московское собирательство // Среди коллекционеров, 1921, N 4, С. 13-20. 11/Перцов П.П.Щукинское собрание новой западной живописи.М.,1921 12/ Лобанов В".М.Кануны.М., 1975 13/ Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992, С.9
14/ Там же
15/ Костеневич А.Г. Семенова Н. Матисс в России. М., 1993 16/ Гриц Т.И., Харджиев Н.И. Матисс в Москве // А.Матисс. Сб. статей о творчестве М.,1958, С.96-119
17/ Русаков А.Н. Матисс в Москве в 1911 г. // Труды Эрмитажа, Л., вып. 14, 1975, С. 167-184 18/ Демская A.A., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке. М., 1993, 19/ Костеневич А.Г. Русские собиратели французской живописи // Коллекционеры Морозов и Щукин. От Мане до Пикассо.Каталог выставки в ФРГ и России.Эссен, Дюпон,1993-1994,С. 37-137 20/ Бессонова М.В. Коллекции Морозовых и Щукина и рождение русского авангарда // Коллекционеры Морозов и Щукин От Мане до Пикассо. Эссен, Дюпон, 1993, С.347
21/ Полунина Н.М.,Фролов А.И.Коллекционеры старой Москвы М.,1997, 526 с.
22/ Горбушина Н.В. И все Щукины // Краеведы Москвы, вып.3,М.,1997, С.102-117. Горбушина Н.В. О семье Щукиных // Щукин П.И. Воспоминания. М. ,1997, С. 253-264.
23/ Калугина Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея.Автореферат канд.диссертации.М.,1991
24/ Петрунина Л.Я. Музей изобразительных искусств как социальный институт художественной культуры.Автореферат канд.дисс.М.,1991
25/ Жданова И.С. Меценатство как социальный феномен и проблемы егс развития в современной России. М.,1997
26/ Глаголев А.И. Экономическая философия великих русских меценатов // Вопросы экономики, 1994, N 7. С.109-121 27/ Чувилова И.В.Провинциальные коллекции России / Центр и Поволжье/ в 1-й пол.XIX в.Автореферат канд.дисс.М.,1999,С.22-23 28/ Равикович Д.А. Частное собирательство в России XVIII-нач.ХХ в.в. // Концептуальные проблемы музейной энциклопедии М.,1990, С.13-29
29/Каспаринская С.А.Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII- нач.XX в.в.) // Музей и власть.Государс-твенная политика в области музейного дела (XVIII-XX в.в.) ч.2, М.,1991, С.33-95.
Овсянникова С.А.Художественные музеи Петербурга и Москвы 2-й пол. XIX - нач.XX в.в. // Вопросы истории музейного дела в СССР // Вып.4,НИИ музееведения.М.,1962, С.7-62. 30/Разгон A.M. Исторические музеи в России /1861-1917/. Автореферат докторской диссертации.М., 1973 31/ Museum // Encyclopedia Britanica. vol.12, L.,1968
Museology // The new Encyclopedia Britanica.Chicago,1993, vol.24,p.660-684
Encyclopedia Americana.vol.10, Danbury/Connecticut/,1994, The new museology. Ed. by P.Vergo.L.,1989 Museologie.Neue Ziele - neue Wege.Materialen des Simposiums. Munchen,1989;
Papers in museology.International simposium. Stockholm,1992 Bazin G. Le temps des musees.Bruxelies.,1967 Hoist von N. Creators .collectors and connoisseurs. The anatomy of artistic taste from antiquity to the present day.L.,1967 Benois L.Musees et museologie. P.,1960
Alexander E. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums. L.,1979
Ellis Burcaw G. Introduction to museum work. L.,1983 Музееведение.Музеи исторического профиля М.,Высшая школа, 1988 32/ Interdisciplinarity in museology // Museological working papers, 1981,N 2.
33/Jullian P. Les collectionneurs. P.,1966, 218 p. 34/ Donath A. Der Kunstsammler. Psychologie der Kunstsammlers. Berlin, 1923
35/ Wifflin A. Museum // Encyclopedia Americana,Danburry,Connecticut ,1994,,vol.19, p.636-642
36/ Devallees A. Nouvelle museologie // Encyclopedia Universalis, P.,1985, vol. 10, p.p.770-774
Devallees A. Museology and cultural identity//Papers in museology. Studies in the humanities,Umea, 1992, N 108, p.50-77. 37/Wifflin A. The museum.Its history and its tasks in educations. ,1949,297 p.
38/ Петрушенко JI.И.Коллекционеры и коллекции // Человек,М. ,1996,N 6, С. 140
ЗЭ^ои^аэ Ch. Swans of other worlds. К.Maievich und the origin of abstractionism in Russia.Ann Arbor,1980,
40/Poggioli R. The theory of avant-garde. Harvard -London, 1981 41/Kean W. All empty palaces.The merchant patrons of modern art in pre-revolutionary Russia. L:Barrie and Jenkins,1983 p.p.137,146,.216,218,220-221,234-235,237,241 42/Daix P. Picasso createur.P.,1987 43/Barr A. Matisse, his art and his public. N.Y.,1984 44/Lynes R. Good old modern. The museum of modern art. New York,1973
45/Escollier R. Matisse ce vivant. P., 1956
Barr A. Matisse, his art and his public. N.Y. 1984 Sutton D. Andre Derain, L., Phaidon, 1959 Chamot M. Goncharova. L., Orosco Book, 1979 Lassaigne J. Matisse. Etude biographique et critique.P., 1959 Baumann P.P. Picasso. Leben und Werk. Stuttgart. 1976. Elgar F. Picasso. Etude de l'oeuvre. P., 1955 Watkins W. Matisse. Oxford, Phaidon, 1984 Cabanne P.El siglo de Picasso /1881-1975/.vol.I,Madrid,1982, 46/Escollier R. Matisse ce vivant. P., 1956
Barr A. Matisse, his art and his public, N.Y. 1974, p., 24,
47/ Кельч Г. Щукин и Морозов. О том, что знали о них в Германии // Коллекционеры Морозов и Щукин.От Мане до Пикассо. Кельн,1994,С.138-150.
48/ Белый А. Между двух веков. М. 1990. Белый А. Начало века. М.,
1990. Белый А.Между двух революций. М.,1991 49/ Рудин Н.М.Воспоминания//Памятники Отечества,1993,вып.35,С.28-30 50/ Нордман-Северова Н.Б.Интимные страницы.СПБ,1910 51/ Яковлев В.Н.Художники.Реставраторы.Антиквары.М.,1966 Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.,1937 CP ГРМ. Ф.131. ДЛ.М.М.Савостин 52/ Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. М: Сов. художник, 1977 53/ Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.,1937
Грабарь И.Э. Письма 1891-1917. М., 1988 54/ Пастернак Л.О.Записки разных лет М.,Сов.художник,1975, 236 с. 55/ Сарьян М.С. Из моей жизни. М.,1985
56/ Петров-Водкин К.С. Хлыновск.Пространство Эвклида. Самаркандия. М: Искусство, 1982, 663 С. 57/ Волошин М.А. Путник по Вселенным. М.,1975 58/ Мандельштам О.Э. Стихотворения.Записные книжки.Ереван.1989 59/ Эттингер П.Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. М: Сов. художник. 1989 60/ Эфрос A.M. Мастера разных эпох. М., 1979.
61/ См. об этом.-Lynes R. Good old modern> Museum of modern art.New York, 1973, p
62/ Харджиев Н.И. Статьи об авангарде, т.1 и 2, М.,1997 63/ Нестеров М.В.Воспоминания.М.,1989 64/ Кравченко К.С. А.В.Куприн М.,1983
65/ Домогацкий В.В.Кладовка.Попытка консервации // Новый мир, 1992, N 3, С.31-101
66/ Щукин П.И. Воспоминания. М.,1912, ч. 1-5
67/ Щукин П.И.Воспоминания. Из истории меценатства России. М.,1997,
68/ Горбушина Н.В. О семье Щукиных // Щукин П.И.Воспоминания. Из истории меценатства России.М.,1997,0.256,257 и др. 69/ Каталог галереи С.И.Щукина.М.,1913,53 с.
70/ Щукин П.И. Краткое описание Щукинского музея, составленное П.И.Щукиным .М.,1895
Щукин П.И. Опись старинных вещей собрания П.И.Щукина, составленная П.И.Щукиным и Е.В.Федоровой М.,1895-1896
Щукин П.И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И.Щукина, составленная А.И.Яцимирским М.,1897, вып. 1-2 Recueil de lettres et documents manuscripts anciens de la collection de Pierre Stchoukine a Moscou, Premiere serie, Moscou,1897 Щукин П.И. Сборник старинных бумаг, хранящихся в Музее П.И.Щукина М. , 4.1-10, М.,1896-1902 ;Щукин П.И. Русские портреты собрания П.И.Щукина в Москве М.,1900-1903, вып. 1-4
Щукин П.И. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года. М.,1902-1912, вып. 1-10
Щукин П.И. Краткое описание нового владения имп. Российского исторического музея им. Александра III в г. Москве, составленное П.И.Щукиным. М.,1906
Щукин П.И. Персидские вещи Щукинского собрания М.,1907 Щукин П.И. Щукинский музей за 18 лет своего существования /1892-1910/ М.,1910
71/ П.Пикассо. Каталог выставки. Л.: Искусство, 1982, 327 с. 72/ Коллекционеры Морозов и Щукин. От Мане до Пикассо.Каталог выставки в ФРГ и России.Эссен, Дюпон,1993-1994 73/ ГАРФ. Ф.2307.Д.202. Л.6,7,40 74/ РГАЛИ. Ф.2850 Н.М.Рудин. О :. 1. Д. 9,10
75/ РГАЛИ. Ф.827. В.В.Переплетчиков.0: .1. Д. 14. 2 мкф.
76/ РГАЛИ. Ф. 191. П.А.Ефремов. 0:,. 1.Д.3401-а
77/ РГАЛИ. Ф.646.П.П.Муратов.01.1.Д. 265, 68 Л.
78/ РГАЛИ Ф.442. М. К. Соколовский. О 1. Д. 15
79/ ОПИ ГИМ. Ф.265. П.И.Щукин
80/ ОПИ ГИМ. Ф. 440.И.Е.Забелин
81/ ОПИ ГИМ. Ф. 416. Г.Л.Малицкий. 0.1. Д.22
82/ ОР ГТГ. Ф.З, Д. 310, Ив.Клюнков /Ив.Клюн/
83/ ОР ГТГ. Ф. 104. Д.67. С.И.Битюцкая
84/ СР ГРМ. Ф.131. Д.1 М.М.Савостин