автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Борисова, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Борисова, Елена Борисовна

Введение.

Глава I. Общетеоретические подходы и задачи исследования современной молодежной культуры.

1.1. Молодежная культура как категория социологического анализа.

1.2. Рок-культура: субкультура, источник генерационного конфликта.

1.3. Проблема изучения и динамика социального развития молодежных субкультур в России.

Глава II. Музыка как основной стилеобразующий компонент молодежных субкультур.

2.1. Функционирование музыки в молодежной среде.

2.2. Музыка как элемент социализации.

2.3. Типология современных молодежных музыкальных субкультур.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Борисова, Елена Борисовна

В динамических условиях преобразования российского общества, когда обостряются ценностно-нормативные, институциональные, генерационные отношения, особое значение приобретает проблема сохранения духовного потенциала нации, наследуемого молодежью. Многие отечественные философы, социологи, педагоги и деятели искусства говорят о возросшей ценности гуманитарной культуры в наши дни, о необходимости развития способности к преодолению стереотипов мышления в сознании нового поколения, о создании условий для реализации творческих сил молодежи. Формы художественного освоения мира как раз и служат этой цели.

Факт облагораживающего воздействия искусства в процессе становления личности осмыслен еще в античности. Платон и Аристотель справедливо полагали, что первостепенное значение в раскрытии творческих начал человека принадлежит «мусическому» образованию. Они считали, что занятия искусством формируют не только этические качества, но и гармоническое мировосприятие, способствуют упорядоченности в мыслях, эмоциях, деятельности [92, с. 15]. Однако современная цивилизация далеко отошла от греческого идеала Истины - Добра - Красоты. По верному наблюдению французского теоретика искусства И.Тэна, интеллектуальная перегруженность, искусственный лихорадочный образ жизни нашего времени приводят к «пресыщенному и рассеянному человеку, который требует от искусства неожиданных и сильных ощущений, новых эффектов колорита; звуков, которые должны потрясти, задеть за живое или позабавить» [157, с.230]. Поэтому так возросло значение аудиовизуальных средств воздействия искусства, а среди его видов особую роль приобрела музыка, проникающая во все другие художественные структуры. К.Леви-Стросс даже считал, что музыка берет на себя функцию мифа в современный период западной цивилизации, облегчая систему миропонимания (точнее мирочувствования) [190, р.579].

Формируя духовные запросы различных социальных групп, в силу своих онтологических и социально-функциональных свойств, способности передавать изменчивое и процессуальное в непосредственных переживаниях, музыка становится особенно созвучна духу молодости. Она - безусловный лидер в художественном кругозоре современной молодежи. Данная тенденция фиксировалась отечественными социологами в течение ряда лет. В 70-е годы А.Н.Семашко первым обратил внимание на преобладание музыки в структуре художественных интересов студенчества. Он отмечал, что к 1975 году, по сравнению с шестидесятыми, она с четвертого места переместилась на второе [129, с.105]. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между второй и первой, а к 90-м она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых1. Однако, музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей молодежи, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений. В группе конкретизируются общие музыкальные представления, приобретая ценностное значение, закладываются устойчивые модели поведения в отношении их - складывается определенный культурный стиль. Таким образом, посредством изучения музыкальных интересов, можно достаточно достоверно описать типические культурные черты члена конкретного молодежного сообщества.

Но, к сожалению, с середины 90-х годов снижается социологическое наблюдение за состоянием музыкальной культуры российской молодежи. По представленной Т.М.Синецкой хронологии музыкально-социологических работ, проблеме «Музыка и молодежь» в 80-е годы было посвящено 24 публикации, а в 90-е - лишь 10. И это несмотря на то, что, например, под влиянием рок-музыки в стране уже длительное время существует изменчивое молодежное субкультурное образование. В последнее время можно

1 Сошлемся на результаты специальных музыкально-социологических исследований Э.Е.Алексеева [3, с.235], Ю.У.Фохт-Бабушкина [159, с.133-134], Е.Н.Андреевой и Э.И.Фаустовой [6, с.252], М.Е.Илле [49, с.96], И.П.Салтанович [123, с.8]. зафиксировать только редкие региональные исследования, касающиеся этой темы: В.Ю.Колчинская (Екатеринбург - 2001), Л.О.Горюнова (Саратов - 2003), И.С.Алексеев (Санкт-Петербург - 2003). Поэтому ведущие специалисты в области социологии молодежи - С.И.Левикова, В.Т.Лисовский, В.А.Луков, Б.А.Ручкин, В.В.Семенова, А.И.Шендрик, Т.Б.Щепанская - стремятся обратить внимание научной общественности на недооценку в целом субкультурных различий в общероссийских исследованиях по молодежной тематике.

Таким образом, возникло противоречие в отечественном социологическом знании: создалась ситуация, когда при непосредственном участии музыки в социокультурной реальности происходит разрастание и модификация молодежных субкультур, а изучение и теоретический анализ данного вопроса сокращается, теряя систематичность. Но, несмотря на падение интереса к теме в академических кругах, проблема не исчезает. Сохраняется глубина воздействия современной музыки на художественные ориентиры и духовность молодежи. Не менее актуальной остается тема роли музыки в формировании и функционирования молодежных субкультур.

Молодежные субкультуры как внеинституциональные структуры самореализации нового поколения в современных социальных реалиях -трансформации российских ценностей и переходе к форме существования в «полистилистической культуре» (Л.Г.Ионин) - заслуживают особого социологического внимания. Ведь в них могут отрабатываться адаптивные и инновационные реакции в отношении изменчивой культурной среды. Музыка, выступая идентификатором различных групп молодежи, способна конструировать определенный жизненный стиль, который во многом зависит от качественного отбора тех или иных музыкальных предпочтений. Поэтому молодежные музыкальные субкультуры рассматриваются нами как часть современного социализирующего процесса.

В связи с этим, теоретическую базу исследования составили:

• работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области социологии молодежи, посвященные теме духовного и социального становления молодого поколения (В.Н.Боряза, Ю.Р.Вишневского, А.С.Запесоцкого, Ю.А.Зубок, С.Н.Иконниковой, О.И.Карпухина, А.И.Ковалевой, А.А.Козлова, В.И.Кузнецова, В.Т.Лисовского, В.А.Лукова, К.Мангейма, М.Мид, Т.Парсонса, Б.А.Ручкина, Е.Г.Слуцкого, В.Я.Суртаева, Ф.Тенбрука, Л.Фойера, В.И.Чупрова, А.И.Шендрика, Ш.Эйзенштадта и др.);

• работы, связанные с проблемой анализа и классификации молодежной субкультуры (И.Н.Андреевой, М.Брейка, И.Б.Громовой, Ю.Н.Давыдова, Т.Г.Исламшиной, Д.Йингера, И.С.Кона, С.И.Левиковой, В.Ф.Левичевой, В.Т.Лисовского, В.А.Лукова, Т.Роззака, А.Л.Салагаева, З.В.Сикевич, А.П.Файна, С.Фрита, Д.Хебдиджа, Т.Б.Щепанской и др-);

• труды по социологии искусства, в которых рассматриваются вопросы социального функционирования искусства, в том числе, музыки (Т.Адорно, П.Бурдье, Ю.Н.Давыдова, В.В.Журавлева, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, И.Л.Набока, С.Н.Плотникова, К.Б.Соколова, А.Н.Сохора) и художественной коммуникации (Ю.Б.Борева, М.Б.Глотова, М.С.Кагана, В.А.Левидова, А.Моля, В.Е.Семенова, Г.Тарда, Ю.У.Фохт-Бабушкина);

• социологические наблюдения ряда лет за развитием музыкально-эстетических установок и потребностей российской молодежи (Э.Е.Алексеева, ЕЛ.Бур линой, Е.В.Дукова, А.С.Запесоцкого, М.Е.Илле, Ю.В.Капустина, Н.П.Мейнарта, О.А.Сакмарова, И.П.Салтанович, Н.Д.Саркитова, У.Ф.Суны, Э.И.Фаустовой, А.И.Шендрика и др.)

Многообразие точек зрения, различие научных позиций в отношении анализа феномена молодежной культуры в целом и, конкретно, проблемы функционирования музыки в молодежной среде в качестве интегрирующего компонента организации неформальных групп не позволяет отдать предпочтение какой-либо теоретической концепции. Отсутствует также описание мотивации включения молодых людей в конкретные музыкальные сообщества. Это побудило диссертанта использовать традиции культурно-аналитического направления в качестве методологической основы работы: от М.Вебера и А.Шюца до разработки идей понимающей социологии в статьях и монографиях Л.Г.Ионина, Ф.Тенбрука, других представителей современной когнитивной социологии. Кроме того, автор опирался на отдельные теоретические разработки проблемы массовой культуры в исследованиях К.З.Акопяна, Д.Белла, Д.В.Иванова, Г.С.Мельник, Х.Ортега-и-Гассета, К.Э.Разлогова и др. Использовались также структурно-функциональный и историографический методы анализа проблемы.

Целью настоящей работы является исследование процесса функционирования музыки в молодежной среде; выявление содержательной структуры, типологических признаков современных молодежных субкультур, образующихся под действием музыки.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить категориальный аппарат исследования: четко обозначить отличительные признаки дефиниций, используемых в научной литературе при обозначении близких культурных явлений в молодежной практике.

2. Посредством изучения музыкальных интересов и потребностей молодежи, установить формирующиеся художественные нормативные представления в сознании нового поколения.

3. Определить степень влияния институциональных и внеинституциональных средств социализации на музыкальное поведение молодежи.

4. Исследовать функциональное воздействие стандартов массовой культуры на духовные устремления и формы культурной активности российской молодежи.

5. Выяснить причины, побудительные мотивы включения юношества в музыкальную субкультурную деятельность.

6. Выявить индивидуально-стилевые предпочтения участников действующих в настоящее время молодежных музыкальных сообществ с последующей их классификации.

7. Определить зависимость содержания музыкальных предпочтений конкретной молодежной субкультуры от таких корреляционных факторов, как возраст, пол, образовательный уровень, социальное происхождение ее членов.

Объектом диссертационного исследования выступают музыкальные молодежные субкультуры.

Предмет исследования состоит в изучении роли музыки в формировании и трансформации современных молодежных субкультур. Выбор его не случаен, поскольку музыка не только традиционно способствует становлению определенного художественного вкуса, но и воздействует на мировоззрение, стиль жизни, избирательность досуга молодых людей, то есть, включена в процесс создания нового образа российской молодежной культуры.

Основная гипотеза: в нынешних условиях глобализации, коммерциализации, виртуализации отечественной культуры, на фоне интенсивного социального расслоения возникает многообразие культурных форм поведения, - создается сложная урбанизированная среда с огромным количеством противодействующих культурно-стилевых потоков. Врастая в эту среду, молодежь адаптируется к условиям свободного выбора. Неудовлетворенность традиционной культурой старшего поколения ведет к сокращению числа гуманитарно-ориентированной российской молодежи, зато активизирует поиск по созданию собственных культурных моделей. Возникают специфические молодежные субкультурные образования способные сегодня формировать не только определенные эстетические нормы, но и жизненные установки членов данных сообществ. Тем не менее, складываясь под влиянием определенных индивидуально-личностных запросов, молодежные субкультуры вовсе не изолированы от остальной социокультурной сферы. По отношению к ней они могут быть конформными или девиантными, способствуя социальной интеграции или становясь источником конфликта и напряжения в обществе.

На наш взгляд, достаточно наглядно эти культурные явления разворачиваются в области молодежной музыки. Характерные качества самой музыки: эмоциональность, проникновенность, интегративная способность, доступность - делают ее незаменимым средством общения в молодежной среде. По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Именно в этих группах вызревают и устанавливаются оригинальные виды культурного поведения. Следовательно, субкультуры, возникающие на основе общих музыкальных интересов в повседневном общении молодежи, способны стать частью процесса культурной инновации.

Эмпирическую базу работы составили материалы социологических исследований, проводимых автором в учебных заведениях различной образовательной направленности г.Астрахани за период 1999-2004 годы. Учащаяся молодежь - потенциальные носители субкультурных отношений. Это наиболее активная интеллектуально-творческая часть молодежи, стремящаяся к самореализации и обретению собственного жизненного стиля.

Использовались следующие методы: традиционный анализ прессы, анкетный опрос, фокусированное телефонное интервью, глубинное интервью, социометрический анализ. Методика изучения проблемы была разработана автором2 и включала три этапа:

2 Использовался и прием вторичного анализа данных, благодаря тождественности социально-демографических показателей анкетных материалов авторского опроса и всероссийских опросов молодежи, проводимых коллективом НИИ КСИ СПбГУ под рук. д.ф.н., проф. В.Т.Лисовского за период 1997-1999 гг., в которых принимал участие диссертант.

На первом этапе изучалось состояние молодежной музыкальной культуры в целом, влияние различных социализирующих факторов на формирование музыкальных потребностей разных образовательных (школьники старших классов, учащиеся колледжей, студенты вузов) и возрастных групп молодежи (от 14 до 25 лет), определялась направленность их досуговой деятельности. В анкетировании по репрезентативной выборке участвовало 396 человек.

В ходе второго этапа установлены источники, влияющие на образование музыкальных молодежных субкультур, а также их содержательная направленность. Стандартизированным интервью по целевой выборке были охвачены 172 тинэйджера двух городских районов.

Третий этап позволил зафиксировать устойчивость музыкальных увлечений выделенных ранее субкультурных сообществ, обрисовать типологические признаки участников данных субкультур, складывающиеся принципы межгрупповых отношений - на основе углубленного качественного анализа информации 40 свободных интервью, целенаправленно отобранных и подвергнутых длительному временному наблюдению респондентов.

Научная новизна работы заключена в следующем:

• использование комплексного научного подхода дало возможность впервые обозначить и выстроить типологическую систему действующих в современных условиях свободного культурного выбора музыкальных молодежных субкультур;

• произведен углубленный анализ культурных практик, составляющих их членов, что позволило сформулировать прогноз ближайшего развития данных музыкальных сообществ молодежи с учетом тенденций, происходящих в российской реальности;

• выявлена динамика механизма функционирования молодежных музыкальных субкультур в России, на основе обобщения практического опыта многолетних исследований отечественных социологов и искусствоведов;

• обнаружена функциональная тождественность музыки и молодежных субкультур, что объясняет их тесное взаимодействие друг с другом;

• уточнены рабочие понятия исследования, в терминах которых раскрывается содержание современной молодежной культуры: ее производность от репрезентативной культуры, с одной стороны, и субкультурная множественность - с другой; чем определяется специфика и относительная независимость существования данного культурного явления в обществе.

Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы и выводы, представленные в диссертации, могут служить основанием для дальнейшей теоретической разработки проблемы функционирования молодежных музыкальных субкультур в социологических, культурологических и искусствоведческих исследованиях.

Результаты конкретно-социологического исследования музыкальных интересов российской молодежи и процесса образования под действием современной звуковой среды молодежных субкультур могут быть использованы в лекционных курсах по социологии молодежи, социологии культуры, социологии искусства; а также музыкальной общественностью и административными структурами, заинтересованными в оптимизации работы с досугом молодежи.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, имеющих внутреннюю рубрикацию, заключения, списка литературы, включающего 199 наименований, и приложений, отражающих процедурную часть конкретно-социологического исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ"

На основании анализа избранной проблемы, опираясь на данные многоэтапного панельного социологического исследования можно сделать следующие выводы и прогнозы:

1. Современная культурная среда (репрезентативная культура) характеризуется стилевым многообразием, что создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, побуждая в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив: западно-индивидуалистические и советско-коллективистские, националистические и демократические, религиозные и криминальные. Это расщепляет и разобщает молодежные сообщества, не позволяя им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов. И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды: стандарт и оригинальность, постоянное обновление и широкая распространенность • китч и авангард вместе.2. Распространенность массовой культуры, ее вторжение в социализирующий процесс обусловлено увеличением информационных потоков в обществе. Формируется качественно новое поколение, растущее в пространстве «инфосферы» (Д.Рошкофф). Она проявляет себя в культурной глобализации (трансляции универсальных западных

артефактов) и виртуализации сознания (увеличении роли искусственных образов, размывании границ между реальностью и фантазией). Отсюда возросшее значение в музыкальном искусстве общедоступной развлекательной звуковой продукции с преобладанием новых форм художественной коммуникации: видеоклипы, компьютерные диски, интернет-сайты, радио ди-джеев, музыка мобильных телефонов. СМИ, коммерциализируя эти потоки, занимает главное положение в воспитательном процессе, оттесняя на второй план институты семьи и образования, а вместе с ними и национальные художественные традиции. Происходит переориентация молодежи с высоких и традиционных образцов музыкальной культуры на современные массовые музыкальные жанры, ведущее значение среди которых занимают поп-шлягер, диско-стиль и гибридный вид поп-рока. Другие институциональные формы музыкальной социализации (музыкально образовательные и филармонические учреждения, различные любительские организации, семейные музыкальные традиции) либо оказывают минимальное воздействие на музыкальные установки подрастающего поколения, либо полностью игнорируются как носители неактуальной, консервативной, малопонятной музыкальной традиции. В исследовании доля молодых людей, отличающаяся развитым музыкальным вкусом и неплохим художественным кругозором, составила только 9,7%. Таким образом, звуковой мир, с которым непосредственно взаимодействует российская молодежь, - это музыка

3. Музыка быта (повседневности) оказывает эстетическое (компенсаторная и гедонистическая функции), психологическое («создание иллюзий» и суггестивная функции), социальное (коммуникативная и интегративная функции) воздействие на молодежь, являясь средством индивидуализации и способом нахождения социокультурных связей. Но поскольку она качественно неоднородна, что выражается в характерной двойственности: наличии ориентированной на коммерческий успех поп-музыки и выражающей независимые творческие искания молодых рок-музыки, то побуждает к различному типу культурного поведения. Так, рокеры стремятся к самовыражению и обновлению, а попсовики придерживаются установленных образцов, чутко реагируя на изменчивость звуковой конъюнктуры. Первые больше тяготеют к культурной автономии, тогда как вторые - к стилевому разнообразию. В результате, создается контрастная множественность и полифония существующих молодежных музыкальных субкультур.4. Внешняя «мозаичность» молодежных субкультур не создает реального многообразия художественной жизни российской молодежи, так как количественно субкультуры не могут составить конкуренции доминирующей в обществе поп-индустрии (нами зафиксировано не более 23,3% участников субкультур, по сравнению с гипертрофической увлеченностью нового поколения поп-музыкой - 68,2%). И хотя они стремятся сохранить собственный музыкальный канал коммуникации, тем не менее, поп-мэйнстрим наступателен и активно использует творчество молодежных субкультур для обновления своего художественного арсенала. Поэтому, кроме рокопопсовиков, все музыкальные объединения занимают непримиримую позицию в отношении поп-музыки. Их задача - отстоять свою самобытность, что приводит к внутренней изоляции. Субкультуры копят силы и экспериментируют с новыми темами и звуковым материалом.5. В ходе исследования установлено действие стабильно существующих на протяжении пяти лет таких музыкальных сообществ молодежи, как рокеры, рэперы, фанаты техно, любители русского шансона, рокопопсовики. Их размежевание определяется не только музыкальными интересами, но и типом культурных практик: выбором жизненного стиля, организационной структуры, информационных источников, мест консолидации, отношением друг к другу. Каждый субкультурный вид стремится отстоять свою автономию, акцентируя личностные ценности, как предвещал Ч.Рейч. В их среде зреет индивидуально-гуманистическая форма новых отношений (показательно для всех группировок). Но, учитывая мятежность подростково юношеского возраста членов данных музыкальных объединений, конструирование собственной стилевой культурной модели сопровождается часто негативными социальными проявлениями (драки, алкоголь, грубость). Жесткая эпатажная манера общения входит в комплект мер по сохранению культурной независимости, как от взрослого музыкального мира, так и от чувственности и примитивизма юных почитателей поп-музыки.Приведенные выше доказательства позволяют считать современную музыку быта важным фактором консолидации молодежи, но в силу собственной дискретности, она приводит к различной адаптивной реакции при творческой самореализации. Так, рокопопсовики культивируют постмодернистское смешение жанров; фанаты техно находят новый психоделический мир в компьютерной музыки; рэперы демонстрируют подростковый нонконформизм в отношении любой музыкальной традиции; любители русского шансона, наоборот, ищут сближения с бардами и озабочены идеологическим поиском; утраченное протестное смысловое ядро - в поле зрения большинства объединений рокеров, отчего они ретроспективно обращаются к бунтарским рок-группам 80-х годов.Разобщенность, атомизация молодежных субкультур вызвана желанием защитить свои культурные ценности от бесконечных заимствований их поп индустрией. Поэтому в ближайшее время не следует ожидать взрыва новых музыкальных молодежных субкультур. Идет процесс их консервации. Если количественно масса юных потребителей поп-музыки будет расти, то возможно как сокращение числа музыкально-эрудированной российской молодежи, так и переход ряда небольших в процентном отношении молодежных субкультур (к примеру, блэк-металлистов, фанатов скиневского рока и русского шансона) на позиции андеграунда.Общественный баланс музыкально-эстетических составляющих -

равновесие между элитарным (классика), традиционным (фольклор) и бытовым музыкальными «пластами» в художественном кругозоре нового поколения -

возможен при разумном и заинтересованном вмешательстве взрослых в музыкально-воспитательный процесс. Большинство рекомендаций следует отнести к разработке и осуществлению на государственном уровне музыкальной молодежной политики, которая заключается в следующем:

1. Необходим контроль со стороны института критики (национальных экспертных советов) за содержанием и пропорциями звукового материала, используемого СМИ, ведь познавательная функция музыки сегодня напрямую связана с техническими средствами трансляции.2. Усилить пропаганду «живого» звука, учитывая интерес городской молодежи к бардам, сельской - к народным инструментальным ансамблям, представителей некоторых молодежных музыкальных субкультур - к классике, попсовиков - к песне. При этом необходимо помнить, что существование молодежи в полистилистической культурной среде сформировало мозаичное музыкальное восприятие юного слушателя. Поэтому они лучше усваивают смешанные жанровые формы (например, техно-фольк, джаз-рок, поп-фольк, рок-классика и т.д.); кроме того, высоко ценится мастерство (виртуозность) и динамизм (скорость и ритмическую энергию) исполнения.3. Дифференцированно подходить к институциональным и внеинституциональным видам музыкальной социализации, поскольку в первых - юношество подчинено целенаправленному воздействию старшего поколения, а во вторых - отстаивает собственную коммуникативную среду, стремясь к независимому образу жизни: • в государственные общеобразовательные школы следует вернуть профессиональных музыкантов для организации практических музыкальных занятий, не ограничиваясь преподаванием дисциплин общехудожественной направленности. В специализированных музыкально-образовательных учреждениях (ДМШ, школах искусств, секторах педпрактики при музыкальных училищах и консерваториях) необходимо стремиться к обновлению репертуара в сторону бытовых музыкальных жанров, востребованных современностью, для того, чтобы расширить кругозор юного любителя музыки и изменить его установку на архаичность классической музыкальной традиции; • учитывая, что зона действия, «игровое поле» молодежных музыкальных субкультур реально проявляет себя в дискотечном досуге, который сегодня полностью подчинен коммерческим структурам, необходим контроль со стороны административных комитетов по делам молодежи за последними. Цель действий общественности и власти должна быть направлена на организацию досуговых центров и недорогих клубов по интересам, где молодые люди могли бы не только развлекаться, но и заниматься творчеством, реализуя собственные художественные искания, что создаст соответствующие условия для инновационной деятельности молодежи.

 

Список научной литературыБорисова, Елена Борисовна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Расчет среднего возраста респондентов: