автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Музыка как феномен культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыка как феномен культуры"
российская федерация министерство культуры институт переподготовки работников
^¡ИсШЬсШк, культуры и туризма
Кафедра прогнозирования социокультурных процессов
На правах рукописи
ТЮРИНА Вера Николаевна
МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ (Методологические аспекты)
Специальность 24.00.01 - теория культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Москва - 1498
Работа выполнена в Российском институте переподготовки работников искусства. культуры и туризма на кафедре прогнозирования социо-культурных процессов.
Научный руководитель -
Официальные оппоненты -
доктор филологических наук, профессор Гусейнов Ч.Г.
доктор философских наук, профессор Разумный В.А. кандидат философских наук, доцент Астафьева О.Н.
Ведущая организация - Московский государственный
университет культуры
Защита диссертации состоится 24 февраля 1998 года в 13 часов на заседании специализированного Совета К 092.18.01 по культурологическим наукам при Российском институте перепдготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. 5-ая Магистральная, д.5, корп. 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РИПРИКТ.
Автореферат разослан 23 января 1998 года.
Ученый секретарь специализированного Совета кандидат искусствоведения, доцент
Общая характеристика работы.
Объект исследования - методологические проблемы научно-теоретического познания н функционирования музыки как феномена культуры.
Актуальность проблемы сохраняется уже на протяжении многих веков, в том или ином варианте она ставилась, рассматривалась и решалась в мифологии, науке и философии с глубокой древности. В наши дни ее разработка - особенно в контексте культурологии -продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о музыке, инициируя во многих отношениях стремление понять те пути и механизмы, при посредстве которых происходит созидание музыки, эволюция ее форм и содержания, влияние на человека, общество и культуру. Исследование актуализируется тем, что музыка, даже взятая сама по себе, вне отношений с другими феноменами человеческого бытия, никогда не остается неизменной.
Постоянная трансформация музыки приводит к ее внутренним и внешним изменениям, а вместе с ними и к устойчивым со стороны познающего человечества попыткам переосмыслить ее сущность и природу.
Актуальна систематизация самих знании о музыке: в отличие от мира физической природы или мира абстрактных математических чисел и величин мир музыки гораздо труднее поддается разумному, логическому объяснению, так как в нем изначально органически сливаются физическая реальность звуков, абстрактная логика законов их взаимного сопряжения, созвучия, гармонии с особенностями воздействия музыкальных произведений на тело и душу человека, которые не дано исчерпывающе раз и навсегда познать теоретически.
Нужно отметить, что в современных условиях, когда преодоле! диктат тотальной идеологии, актуализируется потребност: деидеологизированного, собственно научно-теоретическоп осмысления всех социальных и культурных явлений, включая сюда ] музыкальную эстетику .
Вопрос об отношении музыкальной теории и практики далею не прост. Он сам по себе является актуальным для современно музыкальной культуры. Целью данного диссертационное исследования стало осмысление культурной принадлежности культурной обусловленности феномена как практической музым так и ее теоретического познания.
Степень разработанности проблемы. Современное научно исследование принято, как правило, начинать с определения ег предмета, постановки научной проблемы, анализа ее генезиса состояния. Такой методологический подход диктуется всем ходо развития естествознания, социально-гуманитарной науки, философш культурологии. Получил он распространение как в мировом, так и отечественном научном музыковедении1.
Устойчивое познавательное отношение человека к музык породило в истории западноевропейской культуры и цивилизации
' С м.. например: лсI И. М>.кд> порядкам и чаосом. Чиненная м\ ¡ыка". 1991,.\е7.9: Ганслик "О м\ пгкально-прекрасном". Опыт поверки музыкальной ктотики. С пом. перевод Ларош С. 191 М.. "Юрюмсон": Гапс.тлк '}. "О прекрасном в м\ н.гке" Доио.шеннс к исследованию клети! музыкального искусства '). Ганслика. Перевод с нем. Иванова. М )р| енсон". 1X95. Ермакова Г.. Искусствоведение и кулы\роло[ ня. Проблемы методою! мп современного пек>сс[Воведепг М.."Наука".1949 Грмакова ГЛ. Ммыкош.шнс и ьуль т\ ро 1ошя (На маюрналс «чечесткешк наукш. Диес. на сонск. Учен. слеп. док г. искуапнщед. • М Моек. юс. конссрваюрпя им П.1 Чаиковскрго. 1992. Кмам М.С. "О» шучешш чулыкп в контексте художественной культурь; Вопросы методологии и соцнолошп искусства. .1. Ленинградский юс. инеттут теафа. м\ ¡ыкн кннемаюрафпп. 19X8. Maie.ii. .1.Л. Вопроси анализа мушки. М„ Советский композитор. № На шнкпнскпп Н.В. Звуковой мир музыки. М.'Му шка". 1988. Наппонорг С.Х. Природа искусства специфика музыки. В со.: Хтешческпе очерки, вып.4, М.. 1977. Сохор А.Н. Вопросы социологии хлешки. Ч. 1.2. Л.. Совеккпп комноштор. 1980. Фарбшгенн Л.А. Музыка п -клетт
Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: 1976. ХолоП' Ю.Н. Теоретическое музыковедение как гуманитарная наука, проблема амалша му |ьгки. ! "Советская музыка". 1988. ЛЬ9. Шестаков В.II. Музыкальная эстетика западноевропепско средневековья и Возрождения. М. "Мчшка". 1966. Шесгаков В.II. Музыкальная зстешка Запада ЕвропыХ\'П-Х\°Швв. М. "Музыка",'1971.
теоретическое музыковедение, связанное с именами Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, Рамо, Кондильяка, Вагнера, Ницше и многих других мыслителей, и его с полным правом можно считать самостоятельной научной дисциплиной наряду, скажем, с физикой и математикой, историей и экономикой, риторикой и логикой, основы которых в античном мире разрабатывались в единстве с музыковедением. В пользу этого факта говорит, например, то обстоятельство, что музыка в античной, а позже - средневековой, культуре входила в состав знаменитого квадриума - четырех наук, или искусств, базировавшихся на понятии числа1.
Однако эта литература в теоретическом отношении, как и сама музыкальная культура - в практическом, не была однозначной. На мой взгляд, в западноевропейском историческом и современном российском музыковедении сложилась традиция двойственного отношения к исследованию, пониманию и интерпретации музыки. Эта двойственность проявляется прежде всего в том. что музыка (при достаточно устойчивом и общепринятом ее определении как вида искусства и формы проявления человеческой культуры) рассматривается, во-первых, с точки зрения анализа так называемых ее составляющих - звука, его высоты, длительности, громкости, тембра, созвучия, ритма, мелодии, гармонии, т.е. всего того, без чего не может существовать ни одно конкретное музыкальное произведение-, и во-вторых. с точки зрения того, как музыкальное произведение или музыка в целом воздействуют на человека, какие чувства и мысли у
1 См.: Платом Государспзо. Соч. п 3-х г. 1. 3(1). М.. Мысль. 19?1. С. 331-343: Милюков 11.11. Очерки по истории рчсскон к\'.плуры. И г. Т. 2. М.. Г1р<ч pecc-KwiMvpa. 1994. С. 210-211.
: См.. например: Асафьев Б.К. Музыкальная форма как процесс. М.. Музыка. 19X6. Друскнн N1. История зарубежной музыки. М.. Музыка. 1976. Мазель Л.Д. Вопросы анализа музыки. М.. Советский композитор. 1991. Попова T.B. О музыкальных жанрах. М., Знание 1981; Теоретические наблюдения нал историей музыки. М.. Музыка. 1978. и др.
него вызывают, успокаивают или возбуждают, воспитывают упорядочивают, систематизируют мир человеческих чувств \ переживаний. В рамках этого же подхода исследуется социально« значение музыки, ее роль, функции и культурное значение в жизш общества. Сюда же относятся попытки выделить и понят! мировоззренческую сущность музыки, музыкальную мысль I особенности отображения ею природных закономерностей (природно! гармонии) и духовного мира человека1.
Задачей исследования является анализ истории становленш музыки в ее отношении с культурно-социальной средой, рассмотрент музыки как реального культурно-социального явления, которое вмест с тем представляет собой особый предмет научно-философской 1 культурологической рефлексии. Такая познавательная установка, хот: и ограничивает область исследования музыки спецификой е понимания как включенной в социально-культурный контекст, все ж не исключает при решении вопроса о природе и сущности музыки хот бы спорадического рассмотрения музыкальных выразительны средств. Выбранная методологическая установка также позволяе рассмотреть музыку в первом приближении как бы саму по себе (ил! музыку-в-себе. - перефразируя И.Канта), независимо от ее связей взаимодействия с другими видами искусства, продуктами и явлениям культуры, от тех или иных форм зависимости и воздействия н значительную область социальных
' См.:нанример. Асафьев Ь.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.. Советская музыка, 1963: Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нерьноп деятельности. Л.. Мушка, 1974: Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.. Советская му зыка. 1981: Очеретовская Н. Содержание и форма в мушке. Киев. М\ шчн; Украша. 1984: Чередниченко 'Г.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.. Советским композитор. 1988: ее же - Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.. Музыка. 1989; Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.,1986: и др.
России.
Апробация работы. Отдельные положения работы апробированы в ряде научных докладов на научных конференциях, в лекциях и на семинарских занятиях, в статьях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, кратко освещается современное состояние проблемы, определяются методология, цели и задачи исследования.
Глава 1. Музыка как предмет научно-теоретического познания: история и современность - посвящена рассмотрению становления рефлексивных форм познания музыки в качестве самостоятельного предмета культурологического исследования.
В первом параграфе "Мифологическое и раннефилософское понимание музыки" показывается, что уже материально-теоретическая мысль античности с большим или меньшим приближением отражала закономерности музыкального творчества, фиксировала
действительно существующее положение в практике музыкального искусства, разделяя музыку на теоретическую и практическую. Она же создала первые формы записи музыкальных сочинений. Здесь же устанавливается, что все основные современные научные представления об античной музыке стали возможными в результате анализа дошедших до исследователей теоретических памятников -наиболее надежных источников информации.
Однако античная теория еще не имела представления о научной ценности фактического материала, довольствуясь теоретическими построениями, которые изначально имели наивно спекулятивный
характер, основывались на очевидности наблюдений и извлечении из них весьма причудливых выводов, вроде утверждений о том, что Земля плоская, плавает по поверхности океана подобно куску дерева (Фалес), а небесный свод представляет собой огненную сферу, охватывающук воздух как кора дерево (Анаксимандр) и т.д.
Вместе с тем, идеи древних авторов о музыке и ее месте в социуме несли в себе мощный положительный заряд теоретического развлекательного, так и серьезного воспитательного мировоззренчески значимого. Античные мыслители, а среди ни? прежде всего пифагорейцы, заложили фундамент античной науки с музыке, и практически все последующие поколения теоретика пользовались их методическими принципами.
В параграфе показывается, что античное музыковеденш занималось не только изучением акустических сторон звучаще! музыки, но и стремилось осмыслить природу музыки вообще, которая как и природа мира, сводилась исключительно к некоторым вечным 1 неизменным началам, становившимся предметом рациональной теоретизирования.
И все же, несмотря на определенные теоретические достижения мир музыки для мыслителен древности оставался более таинственным чем природа (космос), общество и даже мышление. В этой связ! Л.А.Мазель, например, писал: "С давних пор ученые и философь подчеркивали таинственный характер искусства звуков. Его глубоко! воздействие казалось многим мыслителям почти не поддающими рациональному объяснению. Во всяком случае, воздействи искусств, пользующихся словом, изображением, жестом, и даже боле отвлеченная выразительность архитектуры представлялись легч объяснимыми, чем выразительность инструментальной музыки -
искусства текучего и неуловимого, бессловесного и невещественного"1.
Многим античным мыслителям была присуща уверенность , что мир ритмичен и гармоничен, то есть внутренне музыкален. Музыка, которую создают и слушают люди, воспроизводит эти свойства мира, наполняя ими душу человека. В результате музыка осознается в качестве посредницы, благодаря которой устанавливается единство между миром и человеком, их созвучие (симфония). Древние мыслители верили, что по этим законам живет весь мир, т. е. не только люди, но и камни и звери должны быть послушны универсальной гармонии космоса.
Музыка и мир музыки - это органическая часть того мира, который описывался античными мыслителями в мифах и теориях. Два древнегреческих божества - Аполлон и Дионис - при всей их противоположности, оказываются главными покровителями искусств. С этими божествами, как писал Ф. Ницше, "связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов -аполлоническим - и непластическим искусством музыки - искусством Диониса..."-.
Противопоставление фиксирует противоречивость развития античного искусства, в том числе и музыки, разрешается впоследствии диалектическим единством обоих начал, их синтезом, идей всеобщей и универсальной гармонии мира, наиболее адекватным выражением которой представляется музыка. Благодаря трудам Пифагора, и особенно Платона, мир музыкальных звуков, подчиняющихся владычеству числа, как и мир слов, подчиняющихся владычеству
1 Мазель Л.Д. Вопросы анализа музыки. М.: Советский компоппор. 1991: с. 9. : Ницше Ф. Рождение фа!един и» духа музыки. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.. Мысль. 1990. с. 59.
логоса-закона, обретает в глазах древннх мыслителей, статус бьпия, вечно сущей реальности, природы, космоса. Музыка начинает трактоваться как универсальное мировое явление, живущее своей независимой от человека жизнью. Именно поэтому философски канонизированное и онтологизированное число стало инструментом и эталоном описания музыкальных характеристик. Таким образом постулируется изоморфизм космоса, природы, общества и человека.
Музыка для античных теоретиков является одновременно и средством достижения, установления мировой гармонии г порождением этой гармонии. Музыка и мироздание являются открытыми друг другу, взаимопроникаемыми системами Практическая музыка воспринимается как подражающая г отображающая универсальную музыкальную гармоник мироздания, творимую мировым разумом. Но эти представления с природе - часть человеческой культуры (хотя сами античны* мыслители этой терминологии еще не используют). Культурно теоретическое представление о космосе есть сама культура.
Рассмотренные идеи античных мыслителей и музыковедог определили контуры античной музыкальной культуры и на век; предопределили пути и особенности развития западноевропейское музыковедения. Сила традиции, авторитет древннх ученых I неприкосновенность издавна сложившихся параграфов теории был( настолько велики, что какие-либо новые соображения, оригинальны! авторские подходы к тому или иному вопросу веками оказывалиа невозможными. По сути в античный период сложился образец парадигма музыковедения, которая успешно просуществовала вплоп до эпохи Боэция (конец V в. н. э.), и с незначительными дополнениям! была унаследована Средневековьем и даже Возрождением.
Во втором параграфе "Философско-теоретическое осмысление музыки в Средние века и в эпоху Возрождения" выявляются изменения, которые произошли в музыковедении и практической музыке на рубеже античности и средневековья, характеризуемого встречей двух противоположных мировоззренческих парадигм и поиском
компромисса между ними, основы которого уже заложили гностики, апологеты, деятели александрийской богословской школы, каппадокийские "отцы церкви" и Августин Блаженный.
У Боэция компромисс проявляется в эклектичности, в том, что он. с одной стороны, в духе языческой традиции, видит в философии богиню-исцелительницу, способную дать человеку утешение и счастье, а с другой стороны видит в Боге личность, правителя вселенной, из которого "яка из источника, истекают все блага"1. Эти мотивы уже ближе христианству, нежели классическому язычеству, идеи и мудрость которого Боэций пытается заставить служить новой духовной эпохе. Не случайно Боэция называли "последним римлянином" и "отцом средневековья". Он действительно был последним крупным представителем уходящей античной культуры и первым, "протянувшим руку европейскому грядущему"-1.
Боэций суммировал достижения античной науки о музыке и заложил идейно - мировоззренческие основы европейской музыкальной культуры, сформировал принципы культурного образца, музыкальной парадигмы. которые остаются стабильными, устойчивыми даже на фоне естественного динамизма практической музыки, задают мировоззренческие параметры музыковедения и музыкальной практики Средневековья и Возрождения.
' Боншя Аншшя Манлия Торквата Северина утешение философское. Спб.: 1794. с. 98. : Уколова В.П. "Последний рпмляшш" Боэпин. М.: Наука. 1987. с. 7.
Суть этой теории состоит в том, что, согласно Боэцию существует три вида музыки. "Первая, это музыка мировая (mundana) вторая - человеческая (humana), третья -основанная на тех или ины: инструментах (instrumentalis), как-то: кифаре, флейтах и т.п. подражающих кантилене"1 .
Такое теоретическое деление единой музыки на три вида мировую, человеческую и инструментальную - предполагало тр направления ее исследования. Из них первое было связано с изучение! и пониманием музыки как универсального, космического явления существующего столь же объективно, как объективен мир. Он задавало натурфилософское видение музыки, которое в средние век прекрасно сочеталось с христианской идеей божественного творени совершенного и гармоничного мира. Второе акцентировало внимани на субъективном, индивидуальном звучании музыки в человеке, н стыке души и тела, и открывало путь к изучению природ! музыкального творчества, его психологии и. в частности, явлени творческого вдохновения как нисхождения на творца божественно благодати. И. наконец, третье направление "утверждало в правах инструментальную (практическую) музыку, позволяя ее изучать качестве относительно самостоятельного явления.
На уровне практической музыки парадигма Боэция бьи конкретизирована возникновением и распространение
многоголосного пения, инициатором которого был папа Григорг Великий. Культурные последствия музыкального письм возникающего в Европе именно в Средние Века и именно в связи с
1 Боэции. Наставления к музыке. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1, N1.. Издательство Академии художеств СССР, 1962. с. 252.
потребностью в записи церковной многоголосной и полифонической музыки, также способствовали этому процессу.
Единая исходная музыкальная идея по мере ее практического музыкального воплощения овеществляется в звуке и для наибольшей полноты ее раскрытия и воплощения требуется полифония, многоголосье, обогащающее и конкретизирующее идею в земных условиях и земными средствами.
Начиная со Средневековья. практическая музыка, в противоположность теоретической, совпадающей в то время по сути своей с философией, становится объектом самостоятельного теоретического исследования. Тем самым закладываются основы научно-теоретического музыковедения как дисциплины, стремящейся постепенно эмансипироваться от до того порабощающего влияния философского универсализма.
Вместе с утверждением этой тенденции в музыкознании происходит и постепенное изменение трактовки термина "музыка". Если оригинальное античное музыковедение и компилятивное средневековое подчеркивали несамостоятельный статус музыки, придерживались взгляда на нее как на один из аспектов всеобщего порядка бытия, как на элемент ценностной структуры универсума1, то номиналистическая тенденция и появление музыкальной письменности способствуют, по мере автономизации музыки от философии, ее превращению в культурный феномен, способный развиваться на своей собственной теоретической основе.
Первые результаты, связанные с постепенным изменением статуса музыки и содержания музыкальной теории в период Средневековья, начинают давать о себе знать в эпоху Возрождения, которое
1 См.. например: Чередниченко I В Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. - С. 16.
значительно углубляет различие, наметившееся между компилятивно воспринимавшейся спекулятивной теоретической музыкой натурфилософского толка и интенсивно развивающейся музыкальной практикой, в свою очередь побуждающей к серьезному научно-теоретическому исследованию.
Музыка, и особенно ее воздействие на человека, субъективируются и индивидуализируются, она эмансипируется от однозначных этосов (настроений) и одновременно человек сложнее соотносится с музыкой, поскольку его сознание обладает достаточной автономией и индивидуальной самостоятельностью, чтобы не поддаваться слепо силе выразительных свойств, которые не согласовываются с внутренними установками его жизни1.
В результате в эпоху Возрождения происходит встреча двух относительно самостоятельных направлений музыки - человеческой и практической, что естественным образом ведет к гуманизации музыки и формированию гуманистически ориентированного музыковедения.
Этот процесс сопровождался дальнейшей профессионализацией музыки и одновременно ее секуляризацией, ибо профессиональные музыканты даже в Средние века далеко не всегда и не все были представителями церкви, стремившейся к монополизации музыки в религиозных целях. Странствующие трубадуры, менестрели, вагангы были профессионалами, музыка и песни их были преимущественно светскими. Такое положение дел сохранялось и в эпоху Возрождения, когда появляются не только бродячие, но также "оседлые" при знатных дворянских домах композиторы и музыканты, пожинающие плоды меценатства своих покровителей.
1 Цар.шно Дж. Установление г армонии. Эстетика Ренессанса. Т. 2. М.. 1У81. С.615-616.
методов развития, планировки материала, кристаллизации тематизма. Типичные в этом отношении мотеты и мессы представляют собой весьма масштабные и высоко художественные жанры музыкального
Новым по сравнению со Средневековьем становится для Возрождения вопрос о построении крупных полифонических форм -творчества. Для их создания и исполнения требуется весьма продвинутый уровень профессионализма - виртуозного владения таким сложным музыкальным инструментом, как орган, и правильно поставленным голосом. Профессионализация музыки ведет к ее элитизации, совпадающей с творчеством новой возрожденческой культуры, призванной и способной удовлетворять далеко не всех, а только избранных - тех, кому доступны порожденные эпохой элитные воспитание и образование. Меняются или реформируются основные параметры школы, открывается доступ к несхоластическим знаниям, нужным образованному человеку в светском куртуазном обиходе, среди которых видное место занимали музыка и танцы, способные услаждать человека.
Такого рода потребность обусловила дальнейшее развитие нотного письма, его распространение по крайней мере в кругу тогдашней музыкально образованной элиты, способной к грамотному воспроизведению и созданию музыки, отвечавшей ее духовным и культурным запросам, и. конечно, стимулировала потребность в новой музыке и музыкальной теории.
В третьем параграфе "Музыка в орбите культурологического подхода"
выявляется процесс превращения музыковедения в самостоятельную научную дисциплину параллельно с процессом становления и дифференцирования иных видов научного знания в Новое время. В ходе исследования устанавливается. что философско-мировоззренческой базой этого становления оказались, с одной
стороны, рационалистические, а с другой, эмпирические идеи. Основ; исследования составляют философско-эстетические и музыковедчески работы Декарта. Корнеля, Буало, Расина. Монтескье, Локка Кондильяка, Руссо, Канта и Гегеля, определивших тенденциь опытного и рационального отношения к музыке, позволяющей увидеть в ней естественное порождение человеческой культуры. Анализ идей Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и Кьеркегора позволяе показать, что тенденция превращения музыковедения Нового времен: в научную теорию вызывает встречную реакциь нррационалистического (дионисийского. по выражению Ф.Ницше толка, для которой музыка составляет область выражения, н поддающейся научному постижению разумности человека, основанно на разуме культуры, а бессознательной стихии человеческого бытия пытающейся выразить себя не языком слов и чисел, а бурным потоко: звуков.
Далее в работе показывается, что иррационалистическа тенденция в интерпретации музыки, сложившаяся в Западной Европе XIX в.. нашла свое продолжение в веке ХХ-ом. когда проблем соотношения музыки и мышления порождает целый спектр вопросо! касающихся развития музыкальной культуры в целом. Это врем органического культурного синтеза музыкальной практики музыкальной теории, даже в том случае, если эта теория обращается таинственным, иррациональным корням музыкального искусств: Неразрывность эмоционально-подсознательных процессо! освобождаемых в душе человека под влиянием музыки и вместе с те: стимулирование возникновения осознающей мысли, сл^зеснс логического мышления задают параметры такой связи человека музыкой, которая имеет глубоко духовные корни, принциг льн иррациональные, как иррационально и восприятие музыки. Одн.. ■■;
она - такой элемент человеческой культуры, который помогает человеку преодолеть обессмысливание жизни, восстановить нарушаемое цивилизацией исконное состояние равновесия с природой, обрести чувство общности с ней, издревле выражаемое понятием гармонии.
Глава 2. "Природа музыки и ее функции в контексте культуры"
посвящена рассмотрению вопроса об обусловленности музыки социальными и культурными основаниями. В первом параграфе этой главы "Явление звука, ритма, гармонии в музыке" рассматривается происхождение, связь и зависимость фундаментальных составляющих музыки от социально-культурной среды. В нем, в частности, выясняется, что рождению музыки как самостоятельного вида человеческой деятельности и искусства предшествовала многотысячелетняя практика использования различных звуков, в том числе и тонов, непосредственно в процессах производства и общения. Это были те сферы человеческой деятельности, где могли сформироваться и. скорее всего, сформировались простейшие звукосопряжения - трудовые и магические попевки-формулы. кличи, инструментальные сигналы и т.п.. в которых человек реализовал практически признанные им в разных видах звукового общения объективные свойства и возможности звуков, закономерности их извлечения и восприятия. Сложилась общественная звуковая деятельность, из которой постепенно выделилась собственно музыкальная (культурно-художественная). способствовавшая дальнейшему освоению как физических свойств тонов, так и психофизиологических закономерностей оперирования с ними человека.
В целесообразном использовании звуки из разряда сугубо физических, природных переходят в разряд искусства, т.е. продукта
искусной деятельности. Они получают такую форму организации которая соответствует уже не столько природе, сколько внутренни! человеческим побуждениям. Музыкальный звук, в отличие от звук физического, есть звук принципиально искусственный, готовый сопряжению с другими такими же звуками в музыкальный ря/ представляющий собой столь же искусственную мелодию. В это! смысле музыка есть продукт специфической человеческой деятельност по созданию таких продуктов, каких нет и не может быть в природ« Но такие продукты принадлежат к области человеческой культуры, потому и музыка по своему происхождению и сущности изначальн есть явление сугубо культурное.
В диссертации устанавливается. что при известно универсальности физических звуков, извлекаемых при посредстг различных музыкальных инструментов, общественная практик каждой социальной, этнической и культурной общности выработал собственные системы соотношений и связей тонов, в том чист мелодическую, а в Европе и гармоническую.
Такие системы имеют социально-культурную привязку и по мер их возникновения становятся неотъемлемой частью жизни создавшег их социума, воздействуя на него и стимулируя его культурну динамику. Они становятся достоянием его культурного мира и качестве таковых, как и артикулированный язык, связывают сво1 создателей в единое культурное
целое, обеспечивают им совместное музыкально-коммуникативно творчество и понимание. Поэтому музыку с полным правом можи определить как одно из основных явлений человеческой культур1 которому в ее становлении, наряду со словом и числом, досталась ро/ специфического средства коммуникации людей, отображения
рационализировавших их содержание. Эта научная революция имела общекультурные последствия, а потому вполне естественно, что и методологический арсенал музыкознания существенно обогатился за их счет, а также за счет традиционных подходов, вступивших в новых условиях в полосу ренессанса.
В культуре это проявилось в форме создания и развития новых интегративных сфер и направлений, где начали весьма тесно и эффективно сотрудничать наука, техника и традиционные сферы искусства, включая сюда и музыку, давая начало новым жанрам и направлениям. Так, создание электрогитары, электросинтезатора, техническое решение совмещения звука и цвета. широко использующиеся в жанре поп-музыки, безусловно радикально повлияли на современную музыкальную культуру. Еще большее воздействие на ситуацию оказывает практически повсеместное распространение электронной музыкальной аппаратуры, аудиовидеозаписи, средств массовой коммуникации, которые, с одной стороны, приближают музыку к индивиду, расширяют возможности индивидуального выбора для прослушивания тех или иных музыкальных произведений, но. с другой стороны, эти же средства становятся мощнейшим источником управления, не исключающего манипулирования, музыкальным вкусом и выбором, лежащими за пределами науки и техники в области политики, идеологии, мировоззрения и культуры.
По большому счету в XX в. произошли серьезные изменения во взаимоотношениях до того полагавшихся преимущественно в качестве самостоятельных культуры науки, культуры техники и культуры искусства. Теперь уже не только наука и техника стремились к интеграции в области инженерного дела или традиционной промышленности. Им пришлось обратить внимание и на ту эстетику.
разработкой которой на практическом уровне занималось искусство, на теоретическом - философия и культурология. Промышленна эстетика, промышленный дизайн стали законным достоянием нашег времени. Не была забыта и музыка. Именно в XX в. ученые всерье занялись изучением природы и особенностей ее влияние на человека н только в условиях досуга, но и производства, процесса труд; Естественным результатом этой работы стало широкое использовани так называемой функциональной музыки на производстве, медицинской практике, в педагогике и других областях современно жизни.
Однако культурологические подходы к осмыслению ново социально-исторической ситуации, мощный импульс к активизаци которых дала научно-техническая революция XX в.. сначала оказалис на периферии методологического поля науки о культуре и искусств! Но к концу века ситуация начинает меняться. Это приводит к тому, чт теперь уже не только социальные, но и эстетические изменени получают культурную мотивацию, поскольку культура представляете единым интегрирующим резервуаром для всех форм человеческо деятельности.
В Заключении приводятся основные общие выводы, уточняютс возможности и направления дальнейшего исследования проблем! феномена музыки в контексте культурологии.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работь
1. "Взаимоотношение музыкознания и философии ка теоретико-методологическая проблема: поиск парадигмы." Сб. стате "Актуальные проблемы культурологии" под общей ред. профессор Лукина Ю.А.. профессора Матюхина Ю.П. М. ИПРИКТ, 1997,1,0 п.л
2. "Русская народная музыка и современность". Новосибира изд. "Трина", 1997. 1,0 п.л.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Тюрина, Вера Николаевна
Введение.
Глава 1. Музыка как предмет научно-теоретического познания: история и современность. 12 1.1 .Мифологическое и раннефилософское понимание музыки.
1.2. Философско-теорети ческое осмысление музыки в Средние века и в эпоху Возрождения.
1.3.Музыка в орбите культурологического подхода.
Глава 2.Природа музыки и ее функции в контексте культуры.
2.1. Явление звука, ритма, гармонии в музыке.
2.2.Культурно-историческая и социальная обусловленность музыки.
2.3. Основные функции музыки как феномена культуры.
Введение диссертации1998 год, автореферат по культурологии, Тюрина, Вера Николаевна
Темой диссертационного исследования является музыка как объективное явление человеческой культуры и предмет научно-теоретического познания. Нынешнее состояние музыкальной теории и практики для объективного понимания требуют научного проникновения в историю их становления и осмысления, как неотъемлемого достояния человеческой культуры. Актуальность даннной проблемы сохраняется уже на протяжении многих веков: в том или ином варианте она ставилась, рассматривалась и решалась в мифологии, науке и философии с глубокой древности. В наши дни ее разработка продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о музыке, инициируя во многих отношениях стремление понять те пути и механизмы, при посредстве которых происходит созидание музыки, эволюция ее форм и содержания, влияние на человека, общество и культуру.
Кроме того, такого рода исследования актуализируются тем, что феномен музыки, даже взятый сам по себе, вне его отношений с другими сферами человеческого бытия, никогда не остается неизменным. Во-первых, он, можно сказать, историчен, как исторично само человечество, а следовательно, не может не испытывать на себе постоянное творческое воздействие последнего. В совокупности и то, и другое приводят к постоянной трансформации музыки, к ее внутренним и внешним изменениям, а вместе с ними и к устойчивым со стороны познающего человечества попыткам переосмыслить ее сущность и природу.
Во-вторых, актуальной является систематизация самих знаний о музыке: в отличие от мира физической природы или мира абстрактных математических чисел и величин мир музыки гораздо труднее поддается разумному, логическому объяснению, так как в нем изначально органически сливаются физическая реальность звуков, абстрактная логика законов их взаимного сопряжения, созвучия, гармонии с особенностями воздействия музыкальных произведений на тело и душу человека, которые не дано исчерпывающе раз и навсегда безоговорочно познать никакой философской теории. Любая теория в той или иной степени обязательно отражает действительность. Не является в этом смысле исключением и музыкальная теория. Но она в своем отношении с отражаемой действительностью идет, пожалуй, дальше собственно научной теории. Музыкальная теория не только отражает вечно подвижный мир музыки, но активно воздействует на его динамику, предопределяя в известном смысле его эволюцию. Как отмечает один из наших современников, "факт развития музыки должен быть теоретической абстракцией, потому что в противном случае он не может стать элементом теоретической модели процесса развития музыки"1.
В-третьих, в современных условиях, когда преодолен диктат тотальной идеологии, актуализируется потребность деидео логизированного, собственно научно-теоретического осмысления всех социальных и культурных явлений, включая музыковедение, культурологию.
Вопрос об отношении музыкальной теории и практики далеко не прост. Он сам по себе является актуальным для современной философии музыки. Однако с позиций
Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) . Эволюционные процессы музыкального мышления. - Л„ 1986. - С. 10. культурологии более актуальным является осмысление культурной принадлежности и культурной обусловленности феномена как практической музыки, так и теоретического ее познания, что в конечном счете и стало целью данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Современное научное исследование принято, как правило, начинать с определения его предмета, постановки научной проблемы, анализа ее генезиса и состояния. Такой методологический подход диктуется всем ходом развития естественной, социально-гуманитарной науки и философии1. Получил он распространение как в мировом, так и в отечественном научном музыковедении2. См., например: Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М.: Омега, 1994; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука. 1980; Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995; Келле Ж.Т., Ковальзон М.Я. Теория и история. - М.: Наука, 1981; Межуев B.M. Культура и история. - М.: Наука, 1977; Швырев B.C. Научное познание и деятельность. - М.: Подлитиздат, 1984; и др.
2 См., например: Булез П. Между порядком и хаосом. "Советская музыка", 1991, №7,9; Ганслик Э. "О музыкально-прекрасном". Опыт поверки музыкальной эстетики. С нем. перевод Ларош С. 1910, М., "Юргенсон"; Ганслик Э. "О прекрасном в музыке". Дополнение к исследованию эстетики музыкального искусства Э.Ганслика.Перевод с нем. Иванова. М., "Юргенсон", 1895. Ермакова Г.А. Искусство и культурология. Проблемы мутодологии совремкнного искусствоведения. М.,"Наука", 1987. Ермакова Г.А. Музыка и культурология. Автореф. на соиск. Учен. степ. докт. искусствоведения. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 1992. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте культуры. Вопросы методологии и социологии искусства. Л. Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии; 1988. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. - М.: Советский композитор, 1991; Назайкинский E.B. Звуковой мир музыки. М. "Музыка", 1988. Назайкинский E.B. Традиционное и новаторское в современной музыке. М. "Музыка", 1987. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки, в сб.: Эстетические очерки, вьщ- 4, М., 1977. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. 4.1. Л.: Совеиский коспозитор, 1980; 4.2, 1981. Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: 1976. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыковедение как гуманитарная наука, проблема анализа музыки. М. "Советская музыка", 1988, №9. Чередниченко T.B. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. -Советский композитор, 1988; Шестаков В.П. Музыкальная эстетика западноевропейскогд
Думается, что именно с ним связано формирование того устойчивого познавательного отношения человека к музыке, которое породило в истории западноевропейской культуры и цивилизации теоретическое музыковедение, связанное с именами Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, Рамо, Кондильяка, Вагнера, Ницше и многих других мыслителей, которое с полным правом можно считать вполне самостоятельной научной дисциплиной наряду, скажем, с физикой и математикой, историей и экономикой, риторикой и логикой, основы которых в античном мире разрабатывались в единстве с музыковедением. В пользу этого факта говорит то обстоятельство, что музыка в античной, а позже - средневековой культуре входила в состав знаменитого квадриума - четырех наук, или искусств, базировавшихся на понятии числа1. Эта ситуация ясна, а потому вполне основательно можно утверждать, что уже в системе западноевропейских знаний и образования музыка, а также музыкальная теория, начиная с античности, занимала и занимает весьма почетное место. Все это породило обширную теоретическую литературу, часто сугубо философского и даже идеологического характера, которая в истории западноевропейской культуры стала ее неотъемлемым достоянием.
Однако эта литература в теоретическом отношении, как и сама музыкальная культура - в практическом, не была однозначной. На мой взгляд, в западноевропейском историческом и современном российском музыковедении сложилась традиция средневековья и Возрождения. М. "Музыка", 1966. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика Зап. Европы XVII-XVIIIbb. М."Музыка",1971. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М."Музыка". 1973.
1 См.: Платон. Государство. Соч. В 3-х тт. Т.З (1). - М.: мысль, 1971. - С.331-343; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. Т.2. - М.: Прогресс- Культура, 1994. -С.210-211. двойственного отношения к исследованию, пониманию и интерпретации музыки. Эта двойственность проявляется прежде всего в том, что музыка (при достаточно устойчивом и общепринятом ее определении как вида искусства и формы проявления человеческой культуры) рассматривается, с одной стороны, с точки зрения анализа так называемых ее составляющих - звука, его высоты, длительности, громкости, тембра, созвучия, ритма, мелодии, гармонии, т.е. всего того, без чего не может существовать ни одно конкретное музыкальное произведение1, и во-вторых, с точки зрения того, как музыкальное произведение или музыка в целом воздействуют на человека, какие чувства и мысли у него вызывают, успокаивают или возбуждают, воспитывают, упорядочивают, систематизируют мир человеческих чувств и переживаний. В рамках этого же подхода исследуется социальное значение музыки, ее роль, функции и культурное значение в жизни общества. Сюда же относятся попытки выделить и понять мировоззренческую сущность музыки, музыкальную мысль и особенности отображения этой мыслью природных закономерностей (природной гармонии) и духовного мира человека2.
1 См., например: Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 1986; Друскин М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1976; Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991; Попова Т.В. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978; и др.
2 См., например: Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Советская музыка, 1963; Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974; Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.: Советская музыка, 1981; Очеретовская H. Содержание и форма в музыке. - Киев: Музична Украша, 1984; ЧередниченкоТ.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. - М.: Советский композитор, 1988; ее же. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989; Эволюционные процессы музыкального мышления. - Л.: 1986; и др.
В целом эта ситуация с музыкой напоминает ситуацию с языкознанием - наукой о человеческом языке, который, безусловно, представляет собой некое единое, системное целое, объективный культурно-социальный феномен, без которого невозможно представить себе человека как такового. Вместе с тем этот объективный феномен в различных познавательных и культурно-социальных ситуациях видится и воспринимается по-разному. Его можно и нужно изучать как с точки зрения грамматики, риторики, литературы, логики, так и с точки зрения его коммуникативно-социальной функции - культуротворческой и даже мировоззренческой1.
Задачей исследовании является анализ истории становления музыки в ее отношении с культурно-социальной средой -стремление рассмотреть музыку как явление культуры, которое вместе с тем представляет собой особый предмет научно-философской рефлексии. Такая познавательная установка, хотя и ограничивает область исследования музыки спецификой ее понимания как включенной в социально-культурный контекст, все же не исключает при решении вопроса о природе и сущности музыки хотя бы спорадического рассмотрения музыкальных выразительных средств. Выбранная методологическая установка также позволяет рассмотреть музыку в первом приближении как бы саму по себе (или музыку-в-себе, - перефразируя И.Канта), независимо от ее связей и взаимодействия с другими видами искусства, продуктами и явлениями культуры, от тех или иных форм зависимости и воздействия на значительную область
1 См., например: Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М.: Наука, 1958; Современная буржуазная философия. - М.: Высшая школа, 1978. - С.193-211; Западная философия XX в. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. -С.334-426; Амирова T.A., Ольховская Б.А., Рождественнский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. - М.: Наука. 1975; и др. социальных отношений - воспитательных, образовательных, просветительских и прочих, что, в итоге, с свою очередь выводит на прозрение культурного фундамента и культурного бытия практической музыки и различных форм музыковедения.
Методология исследования. Анализ указанной проблематики опирается на исторические свидетельства, памятники музыкальной культуры, а также научно-теоретические и философские исследования видных западноевропейских и русских теоретиков музыковедения и музыкальной культуры. Применяются современные методологические разработки в области эстетической мысли и культурологии, в частности реализуется философско-культурологический додход к исследованию музыки, наметившийся в научно-теоретическом музыковедении под влиянием научно-технической революции XX века. В диссертационной работе обобщаются эмпирические данные социокультурных исследований и библиографические материалы.
В условиях идеологического раскрепощения теоретической мысли и с учетом того факта, что раздвоение на философско-эстетическое направление (мировоззренческое), и техническое (операциональное) наметилось в западноевропейской теории музыки очень рано, впервые предпринимается попытка - и в этом научная новизна исследования - показать, что и то и другое равно являются порождением и достоянием культуры, оказывающей на них определяющее воздействие. Использование культурологического подхода одновременно к обоим этим явлениям позволяет не только по-новому взглянуть на их связь, но и по-новому взглянуть на культуру как на детерминирующую собой все формы человеческой деятельности, включая в известном смысле и деятельность социальную. В диссертации делается попытка показать, что у истоков еще в древности сложившегося философско-эстетического мировоззрения завязался плотный синкретический клубок идей одновременно естественного и сверхъестественного видения и понимания музыки, от которого во многом зависело развитие музыкальной культуры.
Все это вместе взятое побудило рассмотреть феномен музыки в двух относительно новых для культурологии аспектах:
-историческом становлении и выполнении специфических функций в жизни человеческого общества;
-как предмет научно-теоретического осмысления, познания в различные эпохи и в различных мировоззренческих и теоретических системах.
Итогом работы становится новая, на мой взгляд, для культурологии попытка показать, как эволюция современной культуры сказывается на эволюции теоретического музыковедения и практической музыки.
В диссертации с позиций культурно-исторического и собственно культурологического подходов анализируются и обобщаются представления западноевропейской и современной отечественной познавательной традиции относительно генезиса, сущности, форм и функций музыки как явления культуры и предмета теоретического познания.
Материалы диссертации позволяют уточнить ряд традиционных представлений о роли музыки в воспитании личности, подчиненности музыкального искусства требованиям и запросам общественно-исторической практики переосмыслить его значение для судеб развития культуры. Содержание работы может быть использовано для формирования спецкурса по культурологии, истории и теории музыки, философии культуры и философии искусства, разработки серии лекций по теме "История музыкальной культуры и культура познания музыки". Представляется, что данная тематика способствует совершенствованию музыкального образования и воспитания в России.
Отдельные положения работы были апробированы в ряде научных докладов на научных конференциях, в лекциях и на семинарских занятиях, в статьях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка как феномен культуры"
Заключение
В диссертации рассмотрен круг вопросов, который, на мой взгляд, входит в содержание проблемы музыки как феномена культуры и предмета познания.
В работе показано, что в западноевропейской культурной традиции осмысления музыки выделяются мифологическая и весьма близкая к ней раннефилософская стадия, ей наследует философско-теоретическое понимание музыки в Средние века и в эпоху Возрождения, которая, в свою очередь, сменяется стадией становления музыковеденния в качестве относительно самостоятельного научного направления. Было показано, что выделенные стадии осознания музыки знаменуют собой преимущественно расширительное понимание музыки как универсального явления, имеющего не сколько культурное, сколько божественное или космическое происхождение, что далеко не всегда совпадает с процессом возникновения и развития как самой практической музыки, так и различных музыкальных теорий в узком смысле.
Также показано, что и собственно музыка, и ее теоретическая рефлексия, в каких бы формах она не проявлялась - мифологической, философско-эстетической или научной,- равно являются достоянием человеческой культуры, и их возникновение и развитие определяются прежде всего потребностями культуры, то есть сферы специфически человеческого бытия.
В ходе работы над диссертацией сделана попытка раскрыть механизм культурно-исторической и социальной обусловленности музыки, показать, что именно культурно-социальные потребности человека в надприродной, т.е. культурной, организации его жизни и деятельности, приводят к появлению и использованию музыки в качестве специфически культурного явления, выполняющего функции коммуникации, сплочения человеческих общностей при посредстве искусно упорядоченных с помощью мелодий, ритмов и гармонии звуков, выражающих как коллективные, так и индивидуальные человеческие чувства, переживания, настроения и мысли.
В процессе работы над диссертацией установлено, что на рубеже XIX-XX вв. намечается процесс сближения музыкальной теории и практической музыки, который активиздируется в наши дни, также составляя функцию музыки, и, вместе с тем, оставаясь в рамках современного культурно-социального процесса, продолжая насыщать и обогащать культуру как доминирующую область собственно человеческого бытия.
Культура - существенная область человеческого бытия, которая в качестве особого явления порождает практическую музыку и музыкальную рефлексию, приходящие в своей исторической эволюции к единству, способному преобразовывать саму культуру.
Список научной литературыТюрина, Вера Николаевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1986.-240 с.
2. Амирова Т.А., Ольховская Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М.: Наука, 1975. - 559 с.
3. Ансерме Э. Беседы о музыке. Л.: Музыка, 1985. - 104 с.
4. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. -223 с.
5. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.
6. Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С.Н., Мамонтов А.С.; М.: Изд-во РОУ, 1996, 352с.
7. Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1.-М.: Мысль, 1969. 575 с.
8. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1975, С.63-550.
9. Аристотель. Никомахова этика. Соч. В 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С.53-294.
10. Аристотель. Политика. Соч. В 4-х тт. Т.4. С. 375-644. П.Аронов Р.А. Об интеллектуальном компоненте интерпретациимузыкального произведения. Вопросы философии, 1996,№ 11,с. 143-147.
11. Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т.1.-400 с.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Советская музыка, 1963. - 378 с.
13. Асафьев Б.В. Об опере. Л.: "Музыка", 1976. - 336 с.
14. Асафьев Б. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. - 200 с.
15. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М.: Искусство, 1963. - 311с.
16. Афасижев М. Эстетика и музыкознание: путь к сотрудничеству. "Советская музыка", 1988, № 10,- с.117-119.
17. Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения. Эволюционные процессы музыкального мышления. -Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.42-54.
18. Барсова И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня. Советская музыка, 1988. №9. С.60-73.
19. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Омега, 1994.-256 с.
20. Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы). Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986.- С.3-20.
21. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 142 с.
22. Боэция Аниция Манлия Торквата Северина утешение философское. -СПб., 1794.- 189 с.
23. Боэций. Наставление к музыке. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. - С.248-257.
24. Булез П. Между порядком и хаосом. Советская музыка, 1991, № 7,-С. 23-28; № 9. с. 70-75.
25. Валькова В. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? "Круглый стол". Советская музыка, 1989, №5. С.82-89.
26. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке. Очерки. М.: Музгиз, 1953. - 236 с.
27. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. Руковод. авт. колл. и отв. ред. Попов Е.В., М.: "Владос", 1996, 336 с.
28. Векслер Ю. За гранью музыкального. Размышления о символике в музыке Альбана Берга. Музыкальная академия, 1997. №2, с. 178-183.
29. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.-М.: Наука, 1958.-133 с.
30. Власов А. Актуальность старинной музыки. Советская музыка, 1990, №4.-С. 60-67.
31. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений. Вестник МГУ. Серия 7: Философия, 1997, № 1.
32. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.
33. Ганслик Э. "О музыкально-прекрасном". Опыт поверки музыкальной эстетики. С нем. перевод Ларош С. 1910, М.: "Юргенсон",238 с.
34. Ганслик Э. "о прекрасном в музыке". Дополнение к исследованию эстетики музыкального искусства Э. Ганслика. Перевод с нем. Иванова, М.: "Юргенсон", 1895, 226 с.
35. Гачев Г. В жанре философских вариаций. Гипотеза. "Советская музыка", 1989, № 9. С. 33-40.
36. Гегель. Философия истории. Соч. Т.8. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.-470 с.
37. Гегель. Лекции по эстетике. Соч. 12. М.: Соцэкгиз, 1938. - 471 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1970. - 502 с.
39. Гегель. Эстетика. В 4-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1969. -621 с.
40. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. М.: Музыка, 1986. -224 с.
41. Герцман Е. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. - 256 с.
42. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М.: "Музыка", 1981. с.478.
43. Грубер Р. История музыкальной культуры. В 4-х тт. М.-Л.: 1941-1956.
44. Грубер Р. О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения. Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. - С.240.
45. Гуревич П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: "Музыка", 1984. - с. 128.
46. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект Пресс, 1994. -317 с.
47. Гурков В. О реализме в музыке. Критика и музыкознание. Вып. №. -Л.: Музыка, 1987. С.240.
48. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. - М.: "Мысль" 1978.-234 с.
49. Дальхауз К. Музыкознание как социальная система. "Советская музыка", 1988. №3,-с.109-116.
50. Данилова О.Н. Музыкальный мир личности. М.: НИИ культурологии, 1993. - 168 с.
51. Декарт Р. Трактат о музыке. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. М.: Искусство, 1964. - С.206-215.
52. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. -М.: Просвещение, 1985. -256 с.
53. Долгов К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства. Эстетические исследования: Методы и критерии. М.: РАН Институт филофофии, 1996. - С.234.
54. Долинская Е. Музыкальный диалог времен. Советская музыка, 1988, № 9. С.12-16.
55. Друскин М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1976. - 528 с.
56. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. -М.: Музыка, 1982. 252 с.
57. Ермакова Г.А. Искусстоведение и культурология. Проблемы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1989.-266 с.
58. Ермакова Г.А. Музыкознание и культурология. Автореф. на соиск. учен. спеп. докт. искусствоведения. М.: Моск. Гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 1992. -42 с.
59. Есипова Н.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре. Вопросы философии, 1994. №6. С.84-92.61.3акс JI. Музыка в контексте духовной культуры. /Критика и музыкознание. Вып. 3. -.: Музыка, 1987. С.240.
60. Западная философия XX в. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. - С.334-426.
61. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -с. 303.
62. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М.: Прометей, 1995.-103 с.
63. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 280 с.
64. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения XV век. М.: Музыка, 1989. - 414 с.
65. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1995. - 592 с.
66. Каган М. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. -33 с.
67. Каган М.С. Философия культуры. Спб; ТОО ТК "Петрополис", 1996,416 с.
68. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры. Вопросы методологии и социологии искусста. Л.: ЛГИТМиК, 1988.-С. 160.
69. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-и тт. Т.5. М.: Мысль, 1966.-С. 161-530.
70. Каратыгин В.Г. Учение об основных элементах музыки. В.Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы. Л., Academia, 1927.-С.82.
71. Каратыгин В.Г. О музыкальной критике. Критика и музыкознание. -Л.: Музыка, 1975. С.208
72. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.
73. Карцовник В. О невменной нотации раннего Средневековья. Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986. - С.21-41.
74. Кац Б. Культурологический аспект музыкознания. Советская музыка, 1978, № 1. С.37-41.
75. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1981.-288 с.
76. Книга о музыке. М.: Советский композитор, 1988. - 222 с.
77. Книга по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. -272 с.
78. Климовицкий А. Музыкальный текст, исторический контекст и проблемы анализа музыки. Советская музыка, 1989, № 4. С.70-81.
79. Козина Ж. Музыкальный постмодернизм химера или реальность? Советская музыка, 1989, № 9. - С.117-119.
80. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л.: Советский композитор, 1982. - 152 с.
81. Кондильяк Э. Опыт о происхождении человеческого знания. Соч. В 3-х тг. Т.1. М.: Мысль, 1980. - С.65-302.
82. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. - 479 с.
83. Кремлев Ю.А.Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т.1. 1825-1860. Л.: Музгиз, 1954; С.-288; Т.2. 1861-1930. - Л.: Музгиз, 1958, е.- 614.
84. Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М.: Музгиз, 1957. - 242 с.
85. Кремлев Ю.А. Вызазительность и изобразительность музыки. М.: Музгиз, 1962. - 52 с.
86. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. -с.63.
87. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.5.- Л.: Музыка, 1983. -с.216.
88. Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. - 240 с.
89. Кузнецов Н.И., С.И.Мамонтов, "Ф.И.Шаляпин и К.С.Станиславский реформаторы оперного искусства в России. - М.: РИПРИиК, 1997. -90 с.
90. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 320 с.
91. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. - 374 с.
92. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Иск-во, 1975. - 776 с.
93. Лосев А.Ф. История эстетических учений. Путь, 1993, №3. С. 234-251.
94. Лосев А.Ф. Основной вопрос музыки. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С.524.
95. Лукач Д. Своеобразие эстетического. -М.: Прогресс, 1997.- Т.4.- с.571.
96. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство,1982. -247 с.
97. Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. -М.; 1995.
98. Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. - 328 с.
99. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. - 376 с.
100. Маньковская Н.Б. "Париж со змеями". (Введение в эстетику постмодернизма). М.: 1995. - 240 с.
101. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль,1983.- 284 с.
102. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. В 2-х гг. М.: Музыка, 1968.-Т.1-366 е.; Т.2-687 с.
103. Мартиросова Н. Раскрытие потаенной истины. Музыкальная академия, 1997, №3, -с 210-217.
104. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 88 с.
105. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.-254 с.
106. Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и воздействие музыки. Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -256 с.
107. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в музыке. Критика и музыкознание. Вып. 2.-Л.: Музыка, 1980. С. 194.
108. Медушевский В. О методе музыковедения. Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. - С.229.
109. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993,-с. 265.
110. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -197 с.
111. Межуев В.М. Культурология и философия культуры. Культурология сегодня. М.; 1993.
112. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. -Т.2., 4.1. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 416 с.
113. Мифы народов мира. В 2-х тт. М.: Сирин, 1996; ч. 1-252 е.; 4.2-222 с.
114. Михайлов М. Стиль в музыке. JI.: Музыка, 1981. - 96 с.
115. Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. М.: 1955. -800 С.
116. Музыка культура - человек. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 208 с.
117. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, г М.: Музыка, 1966. 574 с.
118. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967. - 414 с.
119. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. М.: Музыка, 1971.-688 с.
120. Музыкальная эстетика Германии XIX в. М.: Музыка, 1981. Т.1. -с.414.
121. Набок И. Идеологическая функция музыки и современная буржуазная культура. Кризис буржуазной культуры и музыка. М.: 1983. - Вып.5. - С.216.
122. Набок И. Идеологическая функция музыки.- Л.: Музыка, 1987.-78 с.
123. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
124. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. 254 с.
125. Назайкинский Е.В. Понятия и термины в теории музыки. Методологические проблемы музыкознания.-М.: Музыка, 1987.- С.229.
126. Наумова Н.Н., Хитрук А.Ф. Пройдемте в зазеркалье, или не вкусом единым: диалог социолога и музыковеда в форме увертюры, вариаций и неоконченного финала. Социологический журнал, 1995. № 3. С. 128-144.
127. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985. -с.183.
128. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. В.2-х тт. М.: Мысль, 1990. Т.1, с.47-157.
129. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. - 316 с.
130. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979. -264 с.
131. Орлова Е. Музыка и общество (демократические тенденции в музыкальном искусстве капиталистических стран). М.: Информкультура, 1984. -24 с.
132. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания. -Кишинев: Штиинца, 1988. 160 с.
133. Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. Киев: Музична Украша, 1984. - 152 с.
134. Очерки по истории зарубежной музыки XX века. Л.: Музыка,1983.- 120 с.
135. Панкевич Г. Музыка и идеология. М.: Музыка, 1985. - 48 с.
136. Платон. Государство. Соч.В 3-х гг. Т.3(1).-М.: Мысль, 197I.-C.89-454.
137. Платон. Тимей. Соч. В 3-х тт. Т.З (1). С.455-542.
138. Платон. Филеб. Соч. В 3-х тг. Т.З (1). С.9-88.
139. Платон. Протагор. Соч. В 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1968. - С.187-254.
140. По дорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993. -317 с.
141. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981. - 128 с.
142. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. -232 с.
143. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. М. 1996; 55 с.
144. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства. Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М.: Музыка, 1975. -222 с.
145. Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.
146. Рэй Л. Постсоциализм: постмодернизм или возврат модернизма? Социологические чтения. Вып.1 М.: 1996. - 169 с.
147. Рождественский Г. Мысли о музыке. М.: Музыка, 1975. -124 с.
148. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. -Собрание музыкально-исторических сочинений. В 9-ти тт. М.: Музгиз, 1938,-Т.4 408 е.; Т. 5 - 348 с.
149. Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и . музыкальном подражании. Избр. соч. В 3-х тт. T.l. С.221-267.
150. Ручевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. -240 с.
151. Савельев В.В. Культурология как метанаука. Культурология сегодня. М.1993.
152. Савенко С. Авангард умер да здравствует авангард. Советская музыка. 1989, №6, с. 43-48.
153. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шишкин Е.В. Университетское образование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 352 с.
154. Серов А.Н. Письма о музыке. Серов А.И. Избранные статьи. Т.2. -М.: Музгиз, 1957. С.733.
155. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. Серов А.Н. Избранные статьи. М.-Л.: Музгиз, 1957, Т.2. 733- С.
156. Серов А.Н. Статьи о музыке. Выпуск третий. 1857-1858. М.: Музыка, 1987.-412 с.
157. Сисаури В.И. Об исторической типологии систем музыкального мышления. Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. JI.: ЛГИТМиК, 1980. 196- С.
158. Симакова Н. Мелодия «L'homme агте» и ее преломленние в мессах эпохи Возрождения. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: 1978. - 270 с.
159. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990. -318 с.
160. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. -С.193-211.
161. Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 112 с.
162. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. 4.1. Л.: Советский композитор, 1980. - 296 е.; 4.2. - 1981. - 296 с.
163. Степин B.C. Личность в технотронную эпоху. Наука в России. -1993.-Xo2.-C.3-27.
164. Сурина И.А., Селиверстова Н.А. Московская аудитория концертов классической музыки. Социологические исследования, 1996, № 11. 129-131 с.
165. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
166. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. - 272 с.
167. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Акад. пед. наук, 1947. -335 с.
168. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. М.: Молодая гвардия, 1988. - 317 с.
169. Уколова В.И. "Последний римлянин" Боэций. М.: Наука, 1987. -160 с.
170. Фарбштейн А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. JI.: 1976. -240 с.
171. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989. -576с.
172. Хайдеггер М. Отрешенность. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. - С. 190.
173. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Т.1. М.: Прогресс-Культура, 1995.-416 с.
174. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии. Музыка и современность. М.: Советская музыка, 1974. -С.229-234.
175. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1974. - 286 с.
176. Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. -С. 270.
177. Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа. Проблемы музыкальной науки. Вып.6.- М.: Советский композитор, 1985. С.265.
178. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки. Советская музыка, 1988, № 9. С.73-79; №10,-с. 87-93.
179. Царлино Дж. Установление гармонии. Эстетика Ренессанса. Т.2. -М.: 1981.-С.639.
180. Цыпин Г. Музыкант и его работа. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.
181. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: 1985. -191 с.
182. Чередниченко Т. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Советский композитор, 1988. - 320 с.
183. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989. - 223 с.
184. Чернова Т. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? "Круглый стол". Советская музыка, 1989, № 5. 223- С.
185. Шаляпин Ф.М. Маска и душа. Ф.И.Шаляпин. Литературное наследство, письма. М.: Искусство, 1976. - Т.1. - 760 с.
186. Шапинская Е.Н. Культура Другого и пути ее постижения. Эстетическая культура. М.: 1996. -303 С.
187. Швырев B.C. Научное познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984.-240 с.
188. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М.: Музыка, 1973. -374 С.
189. Шнитке А. Реальность, которую ждал всю жизнь. Советскаямузыка, 1988, № 10, с. 17-28.
190. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.З. М.: Искусство, 1967. -С.350-359.
191. Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Советская музыка, 1990, № 10. -58-68 С.
192. Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986.- 158 с.
193. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. -248 с.
194. Эстетические очерки. Вып.5. М.: Музыка, 1979. - 254 с.
195. Якимович А. Тоталитаризм и независимая культура. Вопросы философии. 1991. № 11. С. 16-25.
196. Diderot D. Le neveu de Rameau. Ed. Librairie Generalt Francaise. -Paris, 1972.- 128 p.
197. Thoraval J. Les grandes etapes de la civilisation francaise. Ed. Bordas. -Paris, 1978.-730 p.