автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Н. И. Кочин. Творческая эволюция
Полный текст автореферата диссертации по теме "Н. И. Кочин. Творческая эволюция"
\
МОСКОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Диссертационный совет Д 053.01.14 Р Г 5 од На правах рукописи
- 8 МАЙ 1995.
КОЛАЧЕВСКАЯ Екатерина Николаевна
Н. И. КОЧ1Ш. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1995
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
доктор филологических наук, профессор ШЕШУКОВ С. И.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук САВЧЕНКО Т. К., кандидат филологических наук БУХАНЦОВ Н. С.
Ведущая организация: Московский педагогический университет.
Защита состоится г. в ^..У.... часов
на заседании диссертационного совета Д 053.01.14 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском педагогическом государственном университете имени " " тт" на по адресу: Москва, Малая Пироговская, 1,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина. Адрес университета: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.
Научный руководитель:
Автореферат разослан «
1995 г.
Ученый секрет овтае
А. А.
Творческая судьба Н.Кочина - явление уникальное в русской литературе XX века. И в самом деле, широко известный в 20-30-е годы представитель крестьянской прозы, он был репрессирован, подобно К.Катаеву, И Макарову, С.Клычкову, Н.Зарудину, И.Касаткину. Но в отличие от них, он вернулся с каторги, и продолжил писательскую деятельность. Н.Кочин оставил в своём архиве немалое количество произведений на лагерную тему. Кроме того, он написал три автобиографических повести, продолжающих тему "Юности". Так, Н.Кочик является крестьянским писателем 2с -30-х годов, представителем лагерной прозы 60-х годов и деревенской темы 60-70-х годов. Не менее важным становится и тот факт, что Н.Кочин стоит в ряду писателей, осмыслявших исторические пути России. Мало кто из писателей был так идейно многогранен и универсален. Более того, Н.Кочин выбирал не случайные темы. Он всегда оказывался в центре главных и, заметим, непростых, литературных событий эпохи. Саш этапы творчества, их содержательная наполненность, внутренняя неуспокоенность писателя - наглядные свидетельства развития литературного процесса в России, не только прошлых десятилетий, но и сегодняшнего дня.
Творчество Н.Кочина ещё не предстало полностью перед читательской аудиторией т.к. писатель не опубликовал при жизни многие свои произведения. Только после его смерти вышли из печати и ещё не получили оценки в литературоведческой науке исторический роман "Утро России" и сборник "Зона". Кдут своей публикации повесть "Путь Савла", сборник эссе "Спелые колосья" и некоторые рассказы писателя.
Наследие Н.Кочина исследовано литературоведческой наукой явно недостаточно. Можно выделить два этапа в изучении творчества писателя-- 20-40-е годы, когда выходили статьи об отдельных произведениях писателя, и 60-80-е годы, когда вышли крупные исследования о творчестве Н.Кочина. в 1922 году книга й.К.Кузь-мичёва "Николай Кочин. Очерк творчества"1, в 1976г. работа М.Х.Синельникова "Николай Кочин"^ в серии "Писатели Советской
1.Кузьмичёв И.К. Николай Кочин.- Горький.:Волго-Вятское книжное издательство.- 1972
2.Синельников М.Х. Николай Кочин.- М.:Советская Россия.- 1976
России" и в 1984 году была защищена кандидатская диссертация В.Ханова "Автобиографическая тетралогия Н.Кочина "Семён Паха-рев" /метод, жанр, стиль/"*.
Современное состояние науки требует полного рассмотрения творчества Н.Кочина, включая и те произведения, которые он писал тайно ото всех, надеясь на то время, когда напечатать их будет возможно. Тецерь они частично опубликованы и требуют научного анализа. Впервые в диссертации используются ранее неизвестные архивные материалы, хранящиеся в Центральном Муниципальном Архиве г„Москвы /ЦМА/ и Государственном Архиве Нижегородской области /ГАНО/. К ним относятся дневники, записные книжки, переписка, материалы следствия, Архивы дают богатый материал для исследования творчества писателя, его места в литературном процессе своего времени. Нам представляется актуальным впервые проанализировать эволюцию писателя на примере всех его произведений, т.к. подобное исследование не предпринималось литературоведческой наукой»
- Интересные открытия совершаются на месте пересечения различных методов исследования. В работе применяются сравнительно-исторический, типологический и структурный методы исследования. Методологической основой работы являются труды классиков отечественной филологии, прежде всего, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, М.Б.Хралченко.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы могут служить основой для дальнейшего изучения творчества Н.Кочина, а так же могут быть использованы при чтении курса русской литературы XX века.
Целью исследования является рассмотрение эволюции Н.Кочина на протяжении всего его творчества.
Три главк диссертации соответствуют трём периодам творчества писателя.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Охарактеризовать три этапа творчества писателя;
2. Определить художественную доминанту и её деформацию на протяжении всего творчества писателя ;
I.Ханов В.А. Автобиографическая тетралогия Н.Кочина "Семён пахарев" /метод, жанр, стиль/"- Автореф. дисс...канд. филоло-гич. наук.- Горький.- 1984г.
3. Проанализировать аксиологию Н.Кочина, выявить закономерности изменения системы оценок ;
4. Выявить типологию образов, их модификацию на протяжении творческого пути писателя.
Апробация осуществлялась на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры русской литературы XX века МПГУ им. В.И.Ленина.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Диссертация изложена на //А страницах. Библиография включает«?-^ наименования.
Во введении даётся анализ критических работ о творчестве Н.Кочина, обосновывается тема исследования, формулируются цели и задачи, определяются его методология и структура.
В I главе "На путях социалистического реализма. Проблемы типологии характера" обосновывается, что в 20-40-е годы И.Ко-чин находился на подступах к эстетике социалистического реализма. Доминантой произведений является утверждение необходимости наиболее полного самовыражения личности. В 20-е и первой половине 30-х годов Н.Кочин пологает, что новый общественный строй дает личности, такую возможность.
С основной доминантой связаны оценочные признаки, в которых с наибольшей определённостью выступает авторская позиция: способность человека к сопротивлению обстоятельствам, стремление к знаниям и самосовершенствовании, религиозность, труд.
В этот период творчества автора привлекают бунтари, натуры сильные, энергичные, способные пойти на острый конфликт со средой. Такие герои-протестанты составляют самую большую группу созданных Н.Кочиным характеров. Писатель показывает беспросветно дикую деревню, безжалостную к человеку, в которой ростки нового пробивают себе дорогу с огромным трудом. Тем сильнее противодействие героев среде, острее конфликт.
В эти годы религиозность для Н.Кочина является свидетельством темноты и невежества. Автор уповает на образованность и культуру, которые несут знания, с его точки зрения, несовместимые с верой.
Отношение к общему труду сначала было у Н.Кочина положительным, но потом произошло изменение его мировосприятия, которое почти не получило отражения в творчестве, но зафиксировано в следственных документах, где Н.Кочин признаётся в том, что
не мог писать о деревне периода коллективизации, т.к„ такие произведения считает фальшивыми, прославляющими выдуманные успехи колхозного строя. Н.Кочин отказался писать заказанный колхозный роман, т.к. не принял сталинскую политику в отношении деревни. Это была истинная причина его ареста. Остальные обвинения были сфабрикованы.
Н.Кочин подчёркивал, что подлинное мастерство народа губят идеи примитивно понятого равенства. Герой-труженик плотник Мима из повести "Тарабара", который раньше выпиливал из дерева ажурные кружева на домах, в условиях колхозной уравниловки начинает работать спустя рукава. Он в колхозе потерян как личность: "Куда это всё моё прилежание девалось? Сгинуло оно. Тяпаешь топором - и ладно.Повесть "Тарабара" была в штыки принята критиками ¿.Елисеевым^ и В.Рюриковым^, т.к. Н.Кочин, подобно А.Платонову в повести "Впрок" и И.Макарову в' повести "Казачий хутор" поднял актуальную к больную проблему времени, о которой в те годы говорить было 'опасно - недостатки колхозной дейс тви тельное ти.
Сейчас в ряде статей, таких как "Поминки по советской литературе" Б.Ерофеева^ или "Бедствие среднего вкуса" В.Воздвиженского^ высказывается мнение о том, что проза о деревне 20-30 -х годов - это конъюнктурная и лживая литература, которая сознательно извращала подлинные события деревенской жизни.
Мь: частично соглашаемся с исследователем Ю.дворяшиным^, вступившим в полешку, который считает, что крестьянские прозаики понимали трагедию деревни., но правда о ней могла просачи-
1.К0ЧИЛ Н. Тарабара»« №.: Московское товарищество писателей.-1934.- С.106
2.Елисеев А. Колхозная тема - приёмами Лескова. -Худож.лит-ра.-1933,- И0
ЗсРюриков Б. На деревенские темы.- Натиск.- 1933.- Ж1-12
4.Ерофеев В. Поминки по советской литературе.-Лит.газета.-1990.- 4 июля
5.Воздвиженский В. Бедствие среднего вкуса.-Дит.обозрение.-1988. -Ш
6.дворяшш Ю» МоА.Шолохов и русская проза 20-30-х годов о судьбе крестьянства.- Новосибирск,- 1592.
ваться лишь в виде деталей и намёков, которые должны занимать особое место при анализе этих произведений." Точка зрения Ю.Дворяшина верна в отношении творчества Н.Кочина, его смелых произведений "Тарабара" и неопубликованного пока "Деревенского дневника" 40-х годов.
Действительно, жестоко обвинять в сознательной фальсификации действительности таких авторов, как И.Катаев, й.Макаров,
H.Зарудин, С.Клычков, й.Касаткин, которые всё-таки смели противостоять тоталитарной системе и чаще всего расплачивались за это жизнью. Все они были репрессированы.
Год назад исследователь С.^етнёв, ознакомившись со следственными делами Н.Кочина, высказал мнение, что писатель с самого начала творческого пути стоял на антибольшевистских: позициях, и никакой эволюции его взгляды не претерпели, они Есегда были незыблемы. Основываясь на одном письме 20-х годов /оно могло быть результатом настроения, ибо мы имеем и цитируем в диссертации письма совсем иного рода, где выражено восхищение качавшейся коллективизацией/ и следственных документах /известно, как фабриковались подобные "дела"/ он утверждает: "...вовсе не"ломка прежних воззрений на революционные изменения в стране, которые он /Н.й.Кочин/ первоначально принял", как пишет Е.Н.Колачевская''', вызвала в писателе тяжёлые и глубокие переживания, а скорее всего и объективнее всего эти переживания вызваны в нём верностью здоровым идеалам, раз и навсегда выработанным с дней крестьянского детства, студенческой юности, писательской зрелости..."^ С.Метнёв не использует в ходе своей аргументации самого главного - фактов жизненной и творческой биографии писателя, который участвовал в революции /работал вместе с коммунистами в комбеде/ и воспел это время в автобиографической повести "Юность".
Таким образом, Н.Кочин вступил в литературу представителем социалистического реализма. Новому литературному методу были созвучны основная доминанта, аксиология и концепция лич-
I. Имеются в виду наши комментарии к сб.: Кочин-Н. Зона.-Нижнии Новгород.- 1993
2. Метнёв С. Камера.- Родная земля.- 1994.- 16 июля
ности дисателя. С середины 30-х годов Н.Кочин обратился к истории, что свидетельствует о невозможности сказать правду о трагедии деревни и о стремлении писателя осмыслить пройденный страной путь.
Неприятие Н.Кочиным сталинизма привело к аресту писателя в 1943 году и десятилетней каторге.
В следственных делах Государственного архива Нижегородской Области сохранилась такая запись: "Н.Кочин, Натреев, Штатнов и Залесин^" признаны виновными в том, что создали контрреволюционную группу в ГорькоЕском отделении союза советских писателей и систематически проводили антисоветскую агитацию. Они высказывались против политики партии и советского правительства в вопросах колхозного строительства, культуры и искусства и занимали пораженческую линию во время Отечественной войны, восхваляя немецкую технику".^
Зтс было вымышленное обвинение. Никакой антисоветской группы Н.Кочин не возглавлял и пораженческих настроений не выражал. Ко его антисталинская позиция стала известна органам госбезопасности, которые не замедлили сфабриковать очередное дело против честного русского писателя.
Следующий период в творчестве Н.Кочкна это 50-60-е годы. Он рассматривается во 2 главе "Новый этап¡морально-нравственные искания. Трансформация концепции личности". До недавнего времени, а именно до публикации кн:1ги "Зона" в 1993 году он был неизвестен. В сборник вошли произведения, которые писались тайно ото всех, даже от самых близких людей, без надездц на скорую публикацию» Общий настрой всему, написанному в эти годы, задаёт лагерная проза.
Если раньте основная доминанта имела социальный смысл и была связана с представлениями о равенстве и свободе, то теперь, когда писатель ощутил подлинную несвободу, доминанта приобрела личностное содержание и стала означать способность человека к свободе мысли и чувства в самых неблагоприятных условиях: в
1.Патреев и Штатнов - горьковские писатели» Залесин - директор Горьковского издательства.
Все они были репрессированы одновременно с Кочиным.
2. ГАНО.- Фонд 2209,- Опись 3.- Дело 542.- С.130
тюремном карцере, лагере или больнице. Для Н.Кочина характерно острое чувство одиночества: мир безвозвратно раскололся на тех, кто видел, пережил, понял, и на тех, кто не видел, не знает и никогда не поймёт.
Происходит переосмысление прежних оценок, ибо Н.Кочин убедился, что новая эпоха не только не принесла желаемого раскрепощения, а напротив, растоптала человеческое достоинство, раздавила личность, низвела до полного бесправия и расчеловечивания.
Прежние оценочные признаки переосмыслены.
Религиозность превращается в устойчивую меру оценки. Если раньше она свидетельствовала о темноте и невежестве, то теперь малейшее упоминание о ней становится свидетельством высоких моральных качеств. В этот период Н.Кочин обратился к сознанию верующих, которые показаны как праведники - выразители истинной духовности, перелом во взглядах на религию произошёл у Н.Кочина на каторге, где он увидел потрясающую стойкость верующего человека в немыслимо тяжёлых условиях. Он заметил в записной книжке: "Зверь просыпался с непобедимей силой в самых интеллектуальных натурах. Исключение составляли религиозные люди, они были как свечки, зажжённые е ночи. И это для меня до сих пор является предметом размышлений".х
Если раньше в ситуации противостояния обстоятельствам и тёмному /как правило, верующему/ большинству Н.Кочин показывал коммуниста или комсомольца, то теперь роли поменялись; борцом, которому неизменно симпатизирует автор, становится религиозный человек.
Религиозный герой-праведник противостоит готтентотской морали современного ему общества. Суть этой морали Н.Кочин объясняет в повести "Из подполья": "У готтентота /представителя племени Южной Африки/ спросили: что такое добро? Он ответил: когда я уведу у соседа корову, вот это добро. А что такое зло? Зло ~ это когда сосед уведёт у меня корову".^
1.Кочин Но Записная книжка 1968-1973г.г,- ЦМА г.Москвы.-Фонд 3022.- Опись I.- Дело 424.- С.6
2.Кочин Н. Из подполья.- ЦМА г.Москвы.- Фонд 3022=- Опись I.-Аело 137.- С.8
Н.Кочин приводил пример готтентотской морали, выраженный в самом лексическом строе языка: у врага - шпион, наш - разведчик. Если самолёт наш - истребитель, если у врага - стервятник.
В рассказе "Несознательный" баптист Пантюшкин в одиночку выступает против насаждаемой идеологии, а окружает его безмолвная толпа комсомольцев, которых согнали на доказательный суд /характерно, что толпу составляют теперь уже не верующие, как это было в "Девках" и "Юности", а комсомольцы/. Столкновение с верующим /в отличие от столкновения с коммунистом/ всегда бескровно: религиозный человек отказывается брать в руки оружие, даже когда его заставляют /Пантюшкин не соглашается служить в армии/ и одерживает моральную победу в словесном поединке. Баптисту Пантюшкину сочувствует весь зал показательного суда, хотя он не ставит перед собой агитационных целей. Пантюшкин в кино не ходит, газет не читает, телевизор не смотрит, за что и назван на суде "несознательным". Но для автора дорога эта девственная незамутнённость сознания простого человека, способного на бескорыстно добрые дела. В своих произведениях автор сталкивает религиозного героя с воинствующими атеистами, и везде верующий оказывается духовным победителем. Баптист Пантюшкин - "несознательный" - эта официальная характеристика, вызывающая авторскую иронию, выносится в заголовок рассказа - не побоялся в одиночку выступить против насаждаемой идеологии духовного разъединения людей и побеждает всех своих оппонентов, на стороне которых сила и власть. Для неиспорченного лживой моралью баптиста Пантюшкина, утверждающего сверхнациональный этический идеал, застрелить человека -преступление, а взять чужое - всегда воровство. Для других же, рассуждающих в соответствии с господствующей идеологией, это не убийство, а подвиг, не воровство, а трофеи, аннексии и контрибуции .
В повести "Из подполья" профессор истории КПСС мучается тем, что вынужден был всю жизнь проповедовать доктрины, ничем не отличающиеся от воззрений древних готтентотов. Но не этот отмеченный наградами старый большевик, привыкший к материальному благополучию, а баптист Пантюшкин из села Макарий на Притыке, "малограмотная кулугурка" из повести "По вольному найму"
и немка-монашка из "Пути Савла" оказываются носителями исконной, невытравленной народной морали. Так, вернувшемуся из заклкче-
ния герою повести "lio вольному найму", который в силу господствующих порядков продолжает оставаться отверженным /без прописки его не берут на работу, а без справки с места работы не прописывают/, помогает не занимающий высокий пост бывший друг, не брат - директор музея, а случайно встреченная староверка-раскольница. Именно она, руководствуясь естественным чувством и здравым смыслом, поступает вопреки закону, подвергается за это оскорблениям, но ни на минуту не сомневается в своей человеческой правоте. Она поселяет у себя несчастного отверженного, которому осталось одно - "головой об угол", а чтобы его не мучали с пропиской, готова на формальный брак*
В обществе, где законодательство требует от людей подозревать друг друга, где растоптаны родственные и дружеские связи, элементарная доброта и человечность становятся преступными и Х'ОНйМЫМИ „
Именно неиспорченные идеологической пропагандой люди готовы помочь ближнему. Поэтому с верой Н.Кочин связывал надежды на духовное единение потерявшего целостность мира. Даже во время глобального столкновения народов - Второй ?/шровой войны-немка-монашка спасает русского офицера от фашистской расправы. Она прячет его от немецкого солдата з своей келье, сожалея лишь о том, что тот не верит в бога.
В эти годы Н.Кочин связывает готтентотскую мораль с патриотизмом и становится на крайнюю позицию полного его неприятия .-"Каной это ужас - патриотизм,- писал он в "Спелых колосьях".-Как он калечит души. Сколько в нём жестокости, лжи, несправедливости, мелкого тщеславия, сколько глупости к грубости, наконец."1
В с вяз в с открытием нового героя-праведника происходит переоценка культуры и её составной части - образованности в том виде, в каком она преподносилась идеологической системой. Если раньше это была устойчивая мера оценки, определявшая отношение героя к новой действительности, то теперь автор относится к ней с изрядной долей скептицизма. Он начинает ценить естественное нравственное чувство, не испорченное лживой псевдокультурой. Оттого его праведники или высокообразованны или малограмотны. н.Кочин в "Спелых колосьях" писал,
Х.Кочин Н. Спелые колосья.- ЦШ г.Москвы.- Фонд 3022.-Опясь I.— ,двло Ь^«— С.II
что право на веру даётся или совершенно чистил сердцем, так называемым "невежественным", или людям, дошедшим до потолка знания.
Когда говорят о религии, как правило, подразумевают православие. Но в произведениях Н.Кочина выразителем этического идеала оказывается и баптист, и староверка, и монашка-католичка, и православный священник. Из устных разговоров с Н.Кочиным можно было понять, что он является сторонником идеалистической философии И.Канта, а идея Творца воспринималась им по-философски широко.
Переоценка культуры связана с глубоким переосмыслением социалистического общества. Эту мысль Н.Кочин проводит в своих рассказах и повестях с помощью различных приёмов. Прежде всего, в "Цыплёнке пареном" заключённый писатель Седов - один из участников сборника "Беломорстрой", агтор оптимистических романов "Глубокие радости" /напоминает название романа К.Федкна "Первые радости"/ и "Академия счастья" /похоже на "Счастье"!!.Павленко/ глубоко разочарован в своём прошлом творчестве, поняв, что всё написанное им - ложь. Герой постоянно вспоминает о своих речах, статьях и тостах., и ему становится стыдно за свою жизнь.
Кроме того, в произведениях, постоянно упоминаются имена реальных писателей. Одни, как Клюев, Бабель, Артём Весёлый, Пильняк, Кольцов погибли на этапе, и это является страшным при-х-овором сталинской системе. Другие же, как А.Толстой, П.Павленко в это время процветают ценой игнорирования фактов современной жизни. Чаще всего присутствует М.Горький и как главный участник книги "Беломорстрой" й как автор бесчеловечно звучащей фразы "Если враг не сдаётся, его уничтожают". Но чаще используется скрытая цитация, которую Н.Кочин вводит с полемическими целями: "Венец природы, человек... Человек - это звучит гордо... Выдумка идиота ради идиотов"-^,- думает измученный в лагере Седов. Или известные горьковские слова о свинцовых мерзостях жизни, которые писатель связывал, с дореволюционным Нижним Новгородом, Седов относит к современной лагерной жизни. "Я был идиот"**,-заключил Седов после тяжких раздумий.
Т.Кочин Н. Зона.- Нижний Новгород.- 1993.- С.36 2. Там же.- С.44
Эта крайняя степень разочарования з себе характеризует и самого автора и его героя. Писатель относил отрицание метода социалистического реализма и к собственному творчеству. "Какую ерунду писая я до сих пор!"*- восклицает Н.Кочин в "Спелых колосьях". Резкая, бескомпромиссная интонация, полное отрицание прошлого как непростительной ошибки становятся в этот период обычными для Н.Кочкна.
Новым в творчестве Н.Кочина оказывается и образ правдоискателя, который связан с оценочным признаком стремления к истине« Эти образы псевдоинтеллигентов / одна-учитель, другие-журналист к писатель/ стоят в центре самых крупных произведений второго периода и определяют их идейно-художестЕенное содержание. Зто герои, которые чаше всего попадают в тюрьму или больницу, т.е. туда, где человек наиболее несвободен, в переживают глубокий внутренний переворот. Причём, автору не важен итог размышлений, к которому приходят герои. Для него главное - та внутренняя раскрепощённость, независимость мышления, которые обретают персонажи, подобную внутреннюю эволюцию переживает журналист Приставкин - герой повести "У финиша". Повесть написана в традициях "Смерти Ивана Ильича" - лучшего, по мнению Н.Кочина, произведения Л.Толстого. Подобно своему великому предшественнику,
H.Кочин сообщает в самом названии о развязке произведения /смерть, сенниш/. Этот приём показывает читателю, что событийная, фабульная сторона - не главное в произведении. "Только перед лицом смерти человек становится свободным и самим собой. Идея повести о журналисте, умирающем в больнице",-^записал Н.Кочин, когда повесть была уже завершена.
Новый оценочный признак искренности и естественности появился в творчестве Н.Кочина под влиянием Л.Толстого. Подобно толстовскому Герасиму, малограмотная санитарка Фатьма не лжёт герою о будущем выздоровлении., не играет чужую роль, а искренне соболезнует больному. Только в её обществе Приставкин отдыхает от лицемерия умствующих родных и знакомых. Но повесть Н.Кочина, в отличие от произведения Л.Толстого, имеет глубоко личностный смысл. В ней Н.Кочин предвидит течение собственной болезни -тромбофлебита из-за долгого стояния в холодной воде во время
I.Кочин Н. Спелые колосья.- ЦМА г.Москвы.- Фонд 3022.-Опись Дело 57.- С.47
2.Кочин Н. Записная книжка 1964-1967г.г.- ЦМА г.Москвы.-Фонд 3022,-Опись I.- Дело 423.- С,4
г
"допросов'^ - обострение которой приходится на 1967 г., когда возникла угроза ампутации обеих ног.
Переоценка прежних воззрений писателя отразилась и на трактовке героя-труженика. Труд не перестаёт быть устойчивым оценочным признаком, хотя он и не стоит в центре произведений этого периода. И это объяснимо: лагерь - это антимир, в котором переосмысливаются все прежние понятия. В лагере нельзя требовать честного труда, ибо он невозможен для обессиленного от голодания человека. Но Н.Кочин продолжает утверждать ценность этой меры оценки применительно к другой, вольной жизни.
Тружеником у него чаще всего оказывается верующий и, как говорили раньше, кулак, т.е. зажиточный крестьянин - ситуация, невозможная для первого периода творчества писателя. Высказанное в следственных документах 1943 г. недоверие к коллективным формам труда получает своё выражение и в творчестве. Автор отмечает нежелание крестьян работать в колхозе при плохой организации и-низкой оплате труда.
Происходит резкое изменение отношения к идее механизированного труда, с которым раньше Н.Кочин связывал большие надежды. В незавершённом рассказе "Комбинированная умница" он показывает, что ИГР привела к разрушительным последствиям в экономической жизни и нравственном облике современника: люди не хотят работать, они равнодушны к результатам своего труда. Эта идея повторяется в эссе "Б рабстве у машин": "Люди стали холуями машин вроде
официантов:"Чего изволита?" И что бы машина ни захотела, всё т
для неё готово..."
Бели в первый период творчества для Н.Кочина в основном характерен хронотоп социалистического реализма, то теперь он иной:, полная замкнутость пространства и остановка времени. Причём, восприятие пространства как абсолютно замкнутого имеет не только реальное обоснование, воплощённое в образах тюрьмы, лагеря, карцера, больницы, но и философское. Н.Кочин смотрит на вселенную как на склеп, из которого нет выхода. И это связано с невозможностью осуществления жизненной мечты, гибель» надежд, осознанием своей индивидуальной несвободы, одиночества и обречённости .
I. Кочин Н. Спелые колосья.- ЦМА г.Москвы.- Фонд 3022.- Опись 1.~ Дело 57.- С.47
Так, ьо второй период творчества произошла значительная трансформация прежнего художественного видения. Если раньше проблематика произведений была социальной /справедливость, равенство, свобода/, то теперь она морально-нравственная /проблемы добра и зла, истины, смысла жизни/. В связи с этим происходит изменение системы оценок. То, что раньше автор считал показателем социального прогресса /образованность, наука, техника/, теперь оказывается тормозом развития, свидетельством моральной деградации общества. Меняется оценка религии: неприятие её перерастает в апологию. Теперь религиозность героя рассматривается как исключительно положительный фактор. Появляются новые признаки, не имеющие ранее оценочного смысла: сострадание ближнему, способность к самостоятельности мышления, естественность.
Но нельзя абсолютизировать лишь момент разрыва между двумя периодами творчества. Единство художественной доминанты и постоянная симпатия к человеку, идущему на борьбу и самопожертвование - это то общее, что позволяет говорить о единстве художественного мира писателя
Глава 3 "Типология характера в аспекте осмысления исторического прошлого". В ней рассматривается 3 период творчества Н.Кочина /конец 60-1983г.г./ Он характеризуется обращением писателя к прошлому. В жанрах автобиографической повести, исторического романа, философского эссе Н.Кочин осмысливает историю России и свою жизнь.
Время предстаёт только как ретроспективное. Причём, прошлое перестаёт оцениваться негативно. Более того, писатель изображает подлинное счастье в языческом прошлом России и, применительно к своей жизни, в светлом мире деревенского детства.
Н.Кочин пытается осмыслить, почему его мечта о полном самовыражении личности оказалась неосуществимой в условиях социалистической системы. Он ставит перед собой вопрос об истоках сталинизма и в &втобЙОГрафИческой повести "Семён Пахарев" показывает, что они коренятся в идеологии- троцкизма. В троцкизме Н.Кочин прежде всего критикует игнорирование личности и брезгливость ко всему отечественному. Выявив связь народившейся тоталитарной системы с ненавистью к России, Н.Кочин обращается к патриотической теме. На смену утверждения сверхнационального этического идеала приходит тема России.
Аксиология последнего периода творчества включает в качестве основного оценочного признака любовь к Отечеству. И патриот является основным типом героя. Образ Святослава в романе "Утро России" - мужественного, демократичного и естественного контрастирует с образами византийских императоров - просвящённых, надменных и порочных. Этот контраст становится основным приёмом организации повествования в романе "Утро России".
Способ характеристики героя через величину и характер воспринимаемого им пространства широко распространён в литературе. В первый период творчества позиция писателя была однозначной: чем человек деятельнее и талантливее, тем в большей степени для него характерна попытка нарушить границы пространства, выйти в большой человеческий мир. Теперь система оценок в корне меняется: большой пространственный мир не сопутствует духовному богатству, а напротив - равнодушие к своему отечеству и малой родине - верный признак безразличия к человеку, игнорирования моральных норм, духовности.
Поэтому художественное пространство деревни Гремячая Поляна перестаёт трактоваться как замкнутое и ограниченное. После того, как автор ощутил подлинную несвободу, невозможность выхода за пределы установленных границ в лагере или больнице, он стал воспринимать деревню как воплощение полноты жизни. Если в первый период творчества в романе "Девки" и автобиографической повести "Юность" автор отдавал предпочтение городу, в котором происходил культурный рост героя, то теперь выход за пределы деревни перестаёт рассматриваться как приближение к лучшей жизни. Более того, город противопоставлен деревне с негативной стороны.
В связи с ослаблением темы религии в творчестве Н.Кочина исчезают герои-праведники. Вероятно, обращение писателя к вере было вызвано не религиозностью автора, а лагерными воспоминаниями, когда Н.Кочин пытался найти для человека нравственную опору в трагических обстоятельствах. И хотя характер истинно верующего продолжает существовать в творчестве Н.Кочина, мера его оценки иная. Религиозный герой-праведник, являвшийся образцом высокой нравственности, трансформируется в протестанта и основан на признаке способности к сопротивлению обстоятельствам. В этот период Н.Кочин пытается найти духовные истоки русского сектантства. Он увидел его связь с болгарским богомильством, которое было подлинно народны« движением и в своём происхожде-
нии уходило в глубокую древность. Н.Кочин в романе "Утро России" показывает, что болгарское богомильство было крайне революционным: богомил Душан отвергает существующую власть, официальную церковь, социальное неравенство и провозглашает верность подлинно духовным ценностям: мудрости, справедливости, человечности. Его невозможно унизить, растоптать, ибо и в темнице он сохраняет спокойствие духа. Эта способность роднит его с героями-протестантами лагерной прозы Н.Кочина. Душан настолько силён в своём равнодушии к жизненным благам и так популярен, что Калокир пытается уговорить его стать болгарским царём и начать борьбу с василевсом Цимисхием. Душан презрительно отказывается.
Связь мечты болгарских и русских сектантов о новом мире, построенном по законам подлинной справедливости и человечности, с большевистскими идеями борьбы за будущее коммунистическое, общество подчёркивается в современной литературе.*
Это явление, мы находим и у Н.Кочина. Писатель видит много общего между религией и большевизмом, считая и то и другое верой: "Только вера делает человека красивым и необычным. Даже не только вера в бога, но вера вообще - в социальный идеал, в человека /декабристы, народники, большевики/, вера в науку и т.п...."^ Общность большевиков и сектантов в творчестве Н.Кочина подчёркивается принадлежностью тех и других к одному типу героя-протестанта.
Изменилась у Н.Кочина трактовка труда. В автобиографической повести 'Тремячая Поляна" он показывает красоту простого, немеханизированного труда. Н.Кочин трактует труд как способ избавления от нищеты. А в "Исповеди" пишет, что только в труде единоличника видит воплощение гармоничных отношений человека с природой и более полное выражение индивиду-
альнос|аким образом, творчество Н.Кочина обладает свойством повторяемости отдельных типов. Причём, среди них есть такие, которые являются доминантными, определяющими в художественном мире Н.Кочина, а есть второстепенные, зависящие от осново-
1. Агурский №. Великий еретик. Горький как религиозный мыслитель // Вопросы философии.- 1991.- Ш
2. Кочин Н. Заготовки к "Спелым колосьям". Семейный архив писателя.
полагающих типов. Герои-протестанты и труженики проходят через всё творчество К.Кочина. Интересна эволюция героя-протестанта от коммуниста до сектанта, связанного с постоянно доминирующей оценкой способности к сопротивлению обстоятельствам. Н.Кочин всегда на стороне гонимых, тех, кто страдает об общественной несправедливости. Сначала это были коммунисты, которые готовы отдать жизнь во имя общего счастья, потом, когда сами коммунисты пришли к власти и начали творить несправедливость, симпатии К.Кочина оказываются целиком на стороне верующих. Доминантным в творчестве Н.Кочина оказывается и. параметр труда, и труженик -постоянный у Н.Кочина образ, но сама характеристика труда была различной.
Художественный мир К.Кочина нельзя назвать гармоничным. Писатель не раз приходил к крайним выводам, отрицанию ранее провозглашаемого /в отношении патриотизма и религии, например/. И все же художественный мир Н.Кочина един сгоей приверженностью к основной доминанте и ряду оценочных признаков. Кроме того, на протяжении всего творчества писателя един состав художественного мира где все параметры в своём значении равны.
Г.'Твой заключённый дед"- "Русь".- 1992.- Ш-О бл.л.
2.Комментарий к сборнику: Кочин Н. Зона,- Нижний Новгород.-1993-0,2 п.л.
3.Художественный мир Н.Кочина ~ Деп. в ИНИ0Н РАН № 49364 от I .06.94-1,2п.л..
4. Творческая судьба Н.Кочина - Проблемы эволюции русской
литературы XX века.- №.-1994-0,1 п.л,
, /
■^¡¿СЯЯ^ у 1