автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Автобиографическая тетралогия Н. Кочина "Семён Пахарев" (метод, жанр, стиль)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ханов, Вениамин Анатольевич
Введение.
Глава I. На пути к автобиографической тетралогии.
Глава 2. Обретение формы /повесть "Юность"/.
Глава 3. Жизнь героя - жизнь народа /"Гремячая поляна",
Нижегородский откос", "Семён Пахарев"/.
Глава 4. Жанрово-с тиле вые особенности тетралогии.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ханов, Вениамин Анатольевич
Николай Иванович Кочин принадлежит к тому поколению советских писателей, начало творческого пути которых совпало с бурными годами становления советской литературы. Он начинал в то же время,что и М.Шолохов, А.Фадеев. Он шёл рука об руку с Ф.Панфёровым, П. За-мойским, К.Горбуновым, И. Макаровым.
На талант П.Кочина обратил внимание М.Горький. По свидетельству современников, Горький увидел в Кочине "крупного, разумного писателя".-*" Он с большим вниманием, доброжелательно отнёсся к молодому начинающему автору и в одной из своих статей привёл положительный читательский отзыв о его творчестве. "Мало мы видим книг, а о селькорах хорошую знаем лишь одну - это Кочина "Записки селькора",- так обращалась к старейшине советских писателей группа чита-р телей."
В конце 20-х, в 30-х годах вокруг произведений Н.Кочина развёртывались настоящие критические баталии. Его книги - "Девки", "Записки селькора", "Парни", "Юность" - воспринимались как события в литературной жизни страны, подчёркивалась "чрезвычайная талантQ ливость" молодого автора, роман же "Девки" был поставлен в один ряд с "Лаптями" П.Замойского и "Тихим Доном" М. Шолохова.^
В послевоенные годы переизданные романы Н.Кочина и его новые книги - "Нижегородский откос", "Гремячая Поляна", "Семён Пахарев" - снова обратили на себя внимание читателей. И пусть теперь появ
1. Малафеев В. От селькора до писателя. - Литература и жизнь,1958, 30 ноября.
2. Горький М.Собр.соч. в 30-ти т.;т.27.-М.:Гослитиздат,1953,с.371.
3. Сашин. Четыре книги о деревне. - Рост, 1930, М, с.31.
4. Селивановский А. На стыке с крестьянской литературой. - Октябрь, 1929, № 10, с.176. ление произведений художника не сопровождалось, как прежде, шумным успехом, всё его творчество свидетельствует, что перед нами весьма своеобразный советский писатель, обладающий самобытным талантом.
Б своё время Б.Г. Белинский, говоря о значении "обыкновенных талантов", писал, что они "необходимы для богатства литературы, и чем больше их, тем лучше для литературы"."1' Изучая наследие "обыкновенных" талантов, мы углубляем наше представление о литературном процессе, видим многообразие его проявлений. Бсё это непосредственным образом касается творчества Н.Кочина. Его проза органично входит в число тех произведений, в которых сказано яркое, правдивое слово о важнейших переломных моментах в жизни нашего государства.
Имя Н.И.Кочина стало появляться в печати с 20-х годов. Он начинает селькором. Сотрудничает в газетах "Советская деревня","Беднота" и других. 5 сентября 1920 года в газете "Нижегородская коммуна" было опубликовано стихотворение Н.Кочина "Молодым". С него-то писатель и ведёт отсчёт своего пути в литературе. "Это время надо считать вступлением моим на путь литератора", - замечает он в ав-2 тобиографии.
Б 1925 году в "Комсомольской правде" был помещён рассказ Кочи-на "В лесах". А в 1928 году увидела свет первая книга романа "Девки", которая принесла начинающему художнику широкую известность. /Полностью роман был опубликован в 1933 году/. Затем из-под пера Кочина выходят циклы очерков из деревенской жизни - "Записки селькора" /1930/, "Почин Починок" /1931/, "Как вырастает новь" /1932/,
1. Белинский Б.Г. Полн.собр.соч. в 13-ти т.; т.УШ. - М.:Изд-во АН СССР, 1955, с.379. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римской цифрой - том, арабской - страница.
2. Кочин Н.И. Автобиография. - В кн.: Писатели-горьковчане. Волго-Вятское кн.изд-во, 1970, с. 116.
- повесть "Тарабара" /1933/, роман "Парни" /1934/. Бее эти книги составляют первый этап в творчестве писателя. В них он по горячим следам событий запечатлел начальные шаги коллективизации и индустриализации в нашей стране.
В 1937 году Н.Кочин публикует автобиографическую повесть "Юность", годом позднее - документальное повествование о знаменитом нижегородце, изобретателе Иване Кулибине.
Юность" положила начало новому периоду в творческой биографии художника. Ею писатель начал создание целого цикла произведений, построенных на автобиографической основе. В повести сквозь призму зрелого опыта Кочин повествует о годах своей юности, совпавшей по времени с Октябрьской революцией. Герой повести - Сенька Пахарев, в образе которого легко угадываются черты автора,обыкновенный деревенский паренёк, порывая с привычными представлениями, вступает в борьбу за социализм.
Вновь к своему автобиографическому герою Н.Кочин вернулся лишь после долгой вынужденной паузы. В 1970 году им выпущен в свет роман "Нижегородский откос", в 1971 - роман "Гремячая Поляна". Оба эти произведения тесным образом примыкают к "Юности". Если в "Гремячей Поляне" перед нами детство и отрочество Сеньки Пахарева, то в "Нижегородском откосе" Пахарев, прошедший суровую закатгку в комбедах, - студент педагогического института.
В 1978 г. Н.И. Кочину за трилогию о Семёне Пахареве была присуждена Государственная премия РСФСР. А в 1981 году читатель смог познакомиться с его новой книгой: "Семён Пахарев", завершившей теперь уже тетралогию. В новом романе кочинский герой делает первые шаги на педагогическом поприще, первые шаги самостоятельной жизни.
Таково в общих чертах литературное наследство Н.И.Кочина. В чём же заключается ведущий пафос его творчества? В чём же главная особенность его как художника?
К анализу произведений. Кочина обращались многие литературоведы, но, пожалуй, первым наиболее пристально отнесся к его творчеству Б.Еюриков. Он живо откликнулся на повесть "Тарабара", на роман "Парни", а в статье "Светлое слово - юность" дал не только анализ первой автобиографической повести писателя, но и коснулся его творческой эволюции, своеобразия его таланта. "Как художник, - пишет критик, - Н.Кочин не стоит на месте. В "Девках" убеждения автора, его писательская страсть чувствуются в книге, но в целом книга рыхла, нет органической последовательности образа, слишком многое происходит за "кулисами". "Тарабара", - продолжает рецензент, - была немаловажным звеном в творческом развитии Кочина. В ней очень отчётливо проявилось стремление писателя к победе над материалом, "Парни" - продолжение этого движения. В "Юности" мы видим автора, резко шагнувшего вперёд. Тоньше и мягче стал поэтический рисунок автора. Тоньше и богаче оттенками стала ирония Кочина".-'*
Глубокий анализ произведений Кочина 30-х годов дал и И.Ермаков. По его мнению главная тема писателя - это "решительная борьба со всем отрицательным "доброго старого времени", показ сдвигов страны в сторону социализма". "Свою творческую задачу, - продолжает исследователь, - Кочин видит в том, чтобы показать ломку щедр ринского пошехонья, отразить рождение нового быта".
В эти годы Н.Кочин и оценивается по преимуществу как бытопи
1. Бзриков Б. Светлое слово - юность. - В кн.: Альманах горьков-ских писателей, 1940, № 2, с.414-417.
2. Ермаков И. О творчестве Н.Кочина. - Горьковская область,1938, №- 6, с.52. сатель деревенской жизни. В первой же рецензии на роман "Девки" можно прочесть следующее: "напряжённая сконцентрированность стиля
H.Кочина открывает новые возможности деревенского бытописания". И.Ермаков "особое место Кочина в советской литературе" связывает с "талантливой зарисовкой" патриархальщины, с "умением показать р её существенные черты". Другой критик - Н.Сидоренко в статье,посвященной роману "Парни", пишет, что этим романом автор "попытался от бытописательства подняться к широкому проблемному обобщеq нию", но потерпел "неудачу".
Может быть, действительно Н.Кочин - это лишь бытописатель деревенской жизни? Такая точка зрения широко бытует и в наши дни. Один из современных критиков, В.Харчев, касаясь "Юности", в частности замечает: "Когда писалась "Юность", Кочин хотел дать портрет своего поколения и одновременно очерки деревенского быта. Первая задача определила лирическую стихию и высокий, до романтизации, патетический тон; вторая - лаконичное, сжатое бытописание, желающее, кажется, вместить в себя всю историю русской бедноты".^В.Сур-ганов, обращаясь к роману "Девки", оценивает его так: "Роман Кочина "Девки" интересен сейчас не только как свидетельство очевидца, но и как своеобразная социально-этнографическая энциклопедия русской деревенской жизни тех лет, где на каждой странице, обращенной к быту и особенно к судьбам девок, зафиксированы, закреплены навечно нравы и обычаи, от которых сегодня и следа не осталось.'.
I. Н.Н. По журналам. - На литературном посту, 1928, №23, с.66.
2. Ермаков И. О творчестве Н.Кочина, с. 68.
3. Сидоренко Н. Большой замысел в посредственном исполнении. -Ху-. дожественная литература,1934, ЖЕ2, с.II.
4. Харчев В.В. Народный характер. - Горький: Волго-Вятское кн. . кн.изд—во, 1978, с.42-43.
5. Сурганов В. Глубокая борозда. - Знамя, 1969, №12, с.220.
Приводя данное высказывание, И.Кузьмичев отмечает, что действительно "в произведениях Н.й. Кочина немало талантливых зарисовок из жизни и быта нижегородских крестьян. Тут и девичьи посиделки, и свадебные церемонии, и гаданье, и озорство. Однако главный пафос его творчества заключается всё же в другом, а именно:в выяснении исторической роли русского крестьянина в революции"."'" По мысли критика, писатель стремится всесторонне исследовать мужицкий характер, его ум, психологию, его потенциальную возможность отыскать своё собственное место в революционной борьбе. Поэтому мы не случайно наблюдаем у Кочина постоянное сопоставление города и деревни, крестьянина и интеллигента. И как бы подводя итог, И.Кузьмичев заключает, что произведения Н.Кочина - "это своеобразная эпопея крестьянской жизни, которая складывалась на протяжении р десятков лет".
Подобную точку зрения высказывает и В.Баранов. "Творчество Кочина,-пишет он, - привлекает к себе не только огромностью интереснейшего жизненного материала, но и богатством идейно-художественных обобщений. Без его книг представление об исторических о судьбах русской деревни на переломе было бы неполным".
Думается, что это хотя и лестная, но не совсем точная характеристика произведений художника: она несколько ограничивает тематику его творчества. Действительно, в первый период взгляды писателя по преимуществу устремлены к деревне. /"Девки", "Записки селькора", "Тарабара"/. Но уже в этот начальный этап Кочин во многом
1. Кузьмичев И.К. Николай Кочин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1972, с.7.
2. Там же, с.8.
3. Баранов В. Большая книга писателя. В кн.: Баранов В. Время-мысль-образ. - Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1973,с.238,243. выходит за рамки крестьянской темы, вторгается в сферу индустриальную. Так, в романе "Парни" он прослеживает процесс формирования заводского рабочего. Во второй же период, связанный с созданием автобиографических произведений, диапазон его творчества ещё более расширяется. Если в "Юности" и в "Гремячей Поляне" перед нами по преимуществу та же деревня, к которой так привязан автор, то в "Нижегородском откосе" в центре внимания - студенческая среда, преподаватели вуза.
В романе же "Семён Пахарев" любезная сердцу автора, его родная деревня Гремячая Поляна вообще исчезает из виду. Действие книги происходит в небольшом уездном городке. В поле зрения писателя - представители различных социальных групп: рабочие, буржуа, крестьяне, интеллигенция. А главный герой книги - Семён Пахарев - это уже не просто деревенский парень, а новый советский интеллигент, боец культурной революции.
Поэтому говорить о Н.Кочине лишь как о "художнике русской деревни" значит во многом умалять значимость его творчества. Тематика его произведений не исчерпывается проблемами русской деревни на переломе, и тетралогия о Семёне Пахареве даёт богатый материал в этом отношении.
Автору данных строк в одной из бесед по поводу своего творчества Н.И.Кочин сказал следующее: "Критики, часто называют меня "деревенским писателем", "художником русской деревни". Я думаю, что это не совсем верно: в романе "Парни" я показал рабочий класс, в "Нижегородском откосе" и в "Семёне Пахареве" - интеллигенцию. Тему своего творчества сам лично я обозначил бы так: рассказ о великом времени социального переустройства в России - времени коллективизации, индустриализации и культурной революции. И этот рассказ я писал не по архивным материалам, а на основании своего личного опыта".-'" Подобное суждение было высказано писателем и в беседе с корреспондентом журнала "В мире книг". Говоря о произведениях, посвященных жизненному пути Семёна Пахарева, Н.Кочин отметил, что они "рассказывают о событиях подлинных", "о духовном раскрепощении людей в процессе социалистических преобразований", р о преображении России".
Тетралогия о Семёне Пахареве создавалась Н.Кочиным в течение почти полувека. В ней воспроизведена целая эпоха из нашей истории: от первой русской революции до начала коллективизации, отражены процессы коренной ломки основ старой жизни, показано утверждение новых общественных отношений. Однако это монументальное полотно 'ещё до сих пор не было предметом специального исследования. В предлагаемой диссертации и ставится цель по возможности полно исследовать тетралогию Кочина как целостное художественное явление искусства социалистического реализма. Этим, в сущности, и определяется выбо£ темы диссертации.
Важнейшей характерной чертой тетралогии Н.Кочина о Семёне Пахареве является подчёркнутая достоверность изображаемого, выступающая в качестве основного элемента поэтики анализируемого цикла. "Пахарев - это я сам, - утверждал писатель. - Я никогда не скрываю, что события, о которых рассказываю, происходили в действио тельности".
Реальные прототипы имеют многие образы тетралогии. Сохраняются автором и подлинные факты, и этнографические приметы.Словом, повествование о Семёне Пахареве построено на прочной документальной основе. Прибегая к терминологии Белинского,можно сказать, что
1. Запись бесед автора диссертации с Н.И.Кочиным.20 января 1982г.
2. Кочин Н.Невыдуманные герои мои.-В мире книг,1979,^7,с.64,65.
3. Запись бесед автора диссертации с Н.И.Кочиным.20 января 1982г.
Кочин творит как очеркист-физиолог, он изображает "действительность, виденную и изученную им", творит, "но из готового,данного действительностью материала" /X, 345/.
Разумеется, всё это не значит, что тетралогия Кочина лишена вымысла, что перед нами просто портреты встретившихся писателю лиц, воспроизведение реально бывших событий. Свой опыт автор обогащает выдумкой, фантазией. Он, говоря словами Белинского, "перерабатывает взятое им готовое содержание по своему идеалу" /Х,345/.
Каково же взаимоотношение правды и вымысла в тетралогии Кочина, сумел ли он подняться от показа отдельных жизненных фактов к их глубокой типизации, обобщению, что, как известно, является непреложным законом искусства? Является ли Кочин просто "бытописателем" жизни, представителем "бескрылого" натурализма, или же под его пером жизненный факт претерпевает то глубокое превращение, в результате которого у читателя возникает ощущение художественного образа? В чём состоит суть творческого метода Кочина? Такие вопросы встают перед нами.
В наши дни, когда в мире не затухают споры о реализме,когда метод реализма понимается порой суженно и трактуется идентично с тем, что называется натурализмом: полное жизнеподобие, копия, фотография и пр., поставленная нами тема представляется вполне актуальной.
Актуальность рассматриваемой в диссертации темы мы видим и в том, что она тесным образом связана с проблемой документализма в современной литературе. Сфера различных видов художественно-документального жанра /очерк, исповедь, автобиография, дневник, художественная биография и пр./ так стремительно расширяется, так велика их популярность у читающей публики, что о документально-художественной прозе есть склонность говорить, как о "новом течении',' или даже относить её к "самостоятельному роду литературы".^Соперничество документальных и собственно беллетристических жанров занимает сейчас читателей и критиков, писателей и литературоведов. "Мы переживаем время, когда различные виды художественной документалистики завоёвывают всё новые и новые плацдармы, когда интерес у читателя и зрителя к "литературе факта".растет год от года", - заметил в самом начале 70-х годов в одной из своих работ П.В. Куприяновский.2
Прошедшее десятилетие мало что изменило в этой тенденции. "Внимание к документу в художественной литературе - факт отнюдь не новый, историки литературы знают прекрасно это. Новой является резкая активизация вторжения документальности в литературу", -пиQ шет уже в конце 70-х Ю.Андреев.
Причины "взрыва" документализма истолковываются по-разному. Бесспорно лишь одно, что в бурном процессе активизации художественно-документальных жанров проявляются существенные потребности литературного развития, что явление это требует пристального изучения, ибо с ним связаны изменения не только количественные, но и качественные.
За прошедшие годы вышло в свет немало специальных работ,по
1. См.,напр.: Шеховцов И.С.Проблема документального повествования в современной литературе.-В кн.:Проблема реализма в русской и зарубежной литературе.Метод и мастерство.Тезисы докладов П межвузовской конференции литературоведов.Вологда,1969,с.197; Гуляев Н.А.Богданов А.Н.,Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики.-М.:Высшая школа,1970, с.335.
2. Куприяновский П.В. Проблемы изучения художественно-документальной литературы. - В кн.: 0 художественно-документальной литературе. Иваново, 1972, с.З.
3. Андреев 10.По законам искусства. - Вопросы литературы, 1979, № 2, с.35. священных художественно-документаяьной прозе.^ Был проведён целый о ряд дискуссий о "литературе факта". И сегодня мы имеем уже немало точных и глубоких наблюдений, касающихся проблемы документа-лизма, выявлено многообразие аспектов этой проблемы, очерчен круг вопросов, подлежащих исследованию.
Однако, с нашей точки зрения, ещё недостаточно до сих пор уделялось внимания следующей проблеме: творческий метод, творческая индивидуальность писателя и художественно-документальные жанры. Исследование данной проблемы даёт возможность не только выявить общие тенденции в развитии художественной документалистики, но и позволит ярче высветить своеобразие индивидуального творческого метода писателя :, точнее определить жанрово-стилевые особенности его произведений. В этой связи обращение к автобиографической тетралогии Н.Кочина как к своеобразному явлению художественно-документальной прозы представляется нам вполне оправданным.
В жанровом отношении произведения, входящие в состав автобиографической тетралогии Кочина, очень сложны. В них можно найти начала очерка и повести, исторической хроники и романа. Поэтому
См.напр.: Гинзбург Л.Я.О психологической прозе.-JI.'.Советский писатель,1971; Палиевский П.В.Документ в современной литературе.В кн.: Палиевский П.В. Пути реализма.Литература и теория.-М.:Современник,1974,с.88-103; Явчуновский В.И.Документальные жанры.Образ,жанр,структура произведения.Саратов,1974; Цурикова Г.,Кузьмичев И. Утверждение личности.Очерки о герое современной документально-художественной прозы.-Л.:Худ.литература,1975;Ба-рахов В.С.Искусство литературного портрета.-М.:Наука,1976;Шайтанов И.О.Как было и как вспоминалось: Современная автобиографическая и мемуарная проза.-М.:Знание,1981.
2. Укажем здесь на материалы дискуссии,проведённой журналом "Иностранная литература" на тему "Литература,документ,факт"./"Иностранная литература" 1967, № 8/ и на обсуждение проблем мемуарной прозы в журнале "Вопросы литературы" /1974, № 4/. определение жанра рассматриваемых книг мы встречаем разное: повести, очерковые повести, романы-воспоминания, романы-хроники, исто-рико-автобиографические романы и пр. Так, Ю.Волчек, касаясь данной проблемы, в частности, пишет, что в произведениях Кочина "очерковое и повествовательное начала" слились в такой степени, что "не могут быть отделены друг от друга", "Возникает какой-то новый, особый жанр очерковой повести или большого художественного очерка, разросшегося в повесть", - делает вывод критик.^
Хотелось бы обратить особое внимание и на лиризм тетралогии
H.Кочина. как одно из важных её отличительных качеств. При всей фактической достоверности и точности, отбор материала в тетралогии во многом субъективен, преломлен через особую авторскую призму. Лирическое начало у Кочина проявляется в авторской позиции, в повороте фактов, проступает через образ рассказчика, его раздумья, волнения, переживания. При этом субъективное начало у Кочина не одинаково в отдельных частях тетралогии, что обусловлено во многом историей создания цикла.
Повествование о Семёне Пахареве создавалось писателем на протяжении длительного периода. Между "Юностью" /1937/ как первым по времени произведением автобиографического цикла и заключительной книгой "Семён Пахарев" /1981/ пролегла дорога длиной в сорок с лишним лет. Всё это, разумеется, не могло не сказаться на характере частей тетралогии, на особенностях её жанра и стиля. Так,например, лишь в "Юности" повествование ведётся от имени Семёна Па-харева, в субъективной форме. В других же частях рассказ идёт от третьего лица. "Мне хотелось быть более объективным в своём раср сказе, - признавался художник. Однако так или иначе субъективная
I. Волчек Ю.Новая жизнь романов Н.Кочина. - В кн.:Кочин Н.Юность. . Парни. - Горький: Волго-Вятское кн.издательство,1966,с.6.
2. Запись бесед автора диссертации с Н.И.Кочиным.20 января 1982т. призма в повествовании сохраняется.
Что же представляют по своему жанру автобиографические произведения Н.Кочина? Как менялся характер повествования? Все эти вопросы также являются предметом нашего разговора.
Актуальность и важность поставленной нами темы мы видим и в том, что она имеет самое непосредственное отношение к современной идеологической борьбе. "Нам представляется, что художественно-до- • кументальные жанры всегда связаны с исследованием и осмыслением т острых проблем современности", - заметил П.В. Куприяновский. Это наблюдение справедливо хотя бы уже в том плане, что "документальнохудожественная проза интересна, потому что в ней всего нагляднее р отражён живой процесс рождения нового характера". Процесс рождения новой личности прослежен и в автобиографической тетралогии
H.Кочина.
В центре рассматриваемого цикла стоит образ Семёна Пахарева -главный объект социально-психологического анализа. Это человек, пробивающий себе дорогу сквозь толщу старых обычаев и взглядов, побеждающий пережитки прошлого и в самом себе, и в своём окружении. В этом плане автор, бесспорно, опирается на традиции писателя-зе- <р мляка М.Горького. Кочина занимают натуры сильные, его привлекают энергия, поиск, бунтарство.
В наши дни, когда резко обострилась идеологическая борьба, когда идёт эпохальный спор о человеке, советская литература в противовес модным сейчас на Западе абстрактно-антропологическим,неохристианским и прочим антигуманистическим концепциям личности,вы
I. Куприяновский И.В. Проблемы изучения художественно-документальной литературы, с.13.
2. Цурикова Г.Дузьмичев И. Утверждение личности. - Л.: Худож. лит., 1975, с.3-4. двигающим вновь и вновь тезис о неизменяемости самой сущности человека, даёт социалистическую концепцию личности, ценность которой определяется её участием в борьбе за справедливое переустройство мира. О такой личности М.Горький в своё время писал, что "если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек".^ Именно как человек, непрерывно растущий в своих идейных исканиях, в ожесточённой борьбе, требующей напряжения всех нравственных и физических сил, предстает перед нами герой кочинской тетралогии.
Таким образом, поставленная нами тема неразрывно связана с проблемой формирования новой коммунистической личности. Хорошо известно, что в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. За прошедшие годы в этом направлении была проделана большая работа, но предстоит ещё многое. Поэтому не случайно в отчётном докладе ЦК ХХУТ съезду КПСС отмечено: "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Это не значит, конечно, что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь р стоит перед нами немало". О необходимости активизировать работу по формированию нового человека было сказано и на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года: "Мы многого добились в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда и не ставил, - формирование идейно-убеждённой, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разу
1. Горький М. Собр.соч. в 30-ти т.; т.15. -М.:1ШЛ, 1951, с.73.
2. КПСС. Съезд ХХУТ, Москва, 1981, Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М.Политиздат, 1981, с.82. ма, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоения нет. Ибо по мере нашего продвижения вперёд постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества".
В этом плане обращение к тетралогии Н.Кочина кажется нам вполне закономерным. Его автобиографический цикл даёт богатейший материал для раздумий об истоках формирования личности нового типа, о сложностях пути её развития. Как справедливо заметил В.Хар-чев: "В Семёне Пахареве, при всей его национальной определённости и завершенности, показано становление советского характера. И если бы юный читатель захотел воочию, "самолично" познать русскую и советскую историю в человеке, он бы увидел в Семёне Пахареве р её во всей человеческой живости".
Итак, избрав главным объектом исследования автобиографическую тетралогию Н.Кочина, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проследить эволюцию творческого метода Н.Кочина, его путь от "Девок" к "Юности" и другим произведениям автобиографического цикла. Изучить причины, вызвавшие постоянный и глубокий интерес писателя к факту. Исследовать соотношение правды и вымысла в тетралогии о Семёне Пахареве, разрешить проблему метода художника.
2. Дать подробный анализ центрального образа тетралогии - Семёна Пахарева, как художественного открытия Н.Кочина, положительного героя нашего времени.
3. Определить жанр тетралогии Н.Кочина, выявить главные особенности его стиля. Установить реальное место автобиографического
1. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Пленум Центрального Комитета
КПСС. Стенографический отчёт. -М.:Изд-во политической литера. туры, 1983, с.14.
2. Харчев В.В. Народный характер, с.73.
- 18 цикла о Семёне Пахареве в литературном процессе.
Степень научной новизны выполненной работы состоит в том,что мы обратились к исследованию сложной и актуальной темы, ещё не освещенной в должной мере в нашем литературоведении. В диссертации впервые изучена и обобщена литература, касающаяся автобиографической тетралогии Н.Кочина. Предлагаемая работа представляет собой первую попытку рассмотреть автобиографический цикл о Семёне Пахареве как целостное явление искусства социалистического реализма.
На материале тетралогии Кочина и других его произведений мы стремимся углубить представление о становлении Кочина-художника, об основных этапах его творческого пути, уточнить суть его творческого метода.
Нами выявляется глубокая взаимозависимость между творческим методом писателя и жанрово-стилевой спецификой его произведений, устанавливается связь тетралогии Кочина с литературной традицией и определяются характерные особенности анализируемого цикла как своеобразного явления художественно-документальной прозы.
При анализе тетралогии Н.Кочина в научный оборот вводятся высказывания писателя о своём творчестве, о своих героях, воспоминания художника о работе над своими произведениями.
Нами также составлена предельно полная библиография критических отзывов о творчестве данного писателя.
Материалы исследования. Предмет настоящего исследования составляют автобиографические произведения Н.Кочина. Однако,понимая всю сложность и многоаспектность поставленной темы, мы обращаемся не только к анализу тетралогии Кочина, но и рассматриваем другие его произведения, в которых наиболее ярко выразились особенности метода художника, его стиля.
- 19
В диссертации даётся также краткий анализ произведений других художников слова, произведений, как правило, соотносимых по жанру с кочинской тетралогией. Такой исследовательский диапазон предопределён тем, что природу творческого метода художника, жан-рово-стилевое своеобразие его произведений невозможно изучить в каких-то узких, ограниченных пределах. И чтобы определить особенности поэтики Кочина, специфику его автобиографических произведений, мы мобилизуем широкий историко-литературный контекст.
Методика исследования. Теоретической и методологической основой работы служат труды классиков марксизма-ленинизма, программные и директивные документы КПСС, теоретические исследования по общим и частным вопросам литературоведения и критики.
В основу работы положены историко-хронологический и сравнительно-типологический принципы литературоведения, позволяющие выявить своеобразие писателя на протяжении его творческого пути и в сопоставлении с другими художниками слова.
Научно-теоретическое и практическое значение данной диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы: а/ в дальнейшем изучении творчества Н.И.Кочина; б/ при подготовке общих и специальных курсов и семинаров по истории русской советской литературы; в/ в проведении уроков, факультативных занятий по литературе в средней школе, в училищах, техникумах, например, при изучении творчества А.М.Горького, А.Фадеева, Н.Островского.
Апробация работы и публикации. Предлагаемая диссертация является итогом научных изысканий автора, его многолетней практической работы в качестве преподавателя литературы как в вузе, так и в сельской школе. Основные положения исследования были изложены
-гона Горьковских чтениях /1980 и 1982 гг./, на Поволжской зональной конференции /1984/, на научных конференциях преподавателей Горь-ковского педагогического института. Диссертация обсуждалась на кафедре советской литературы ГГУ им. Н.И. Ло.бачевского и на кафедре литературы ПЛИ им.М.Горького.
По теме диссертации автором в течение 1979-1984 гг опубликовано 10 статей, общий объем которых составляет около 5-ти печатных листов.
Структура диссертации определяется характером исследования одновременно хронологическим и проблемным. Работа состоит из введения, четырех глав, каждая из которых посвящена определённой проблеме, и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Автобиографическая тетралогия Н. Кочина "Семён Пахарев" (метод, жанр, стиль)"
выводы".
Н.Кочин, в отличие от В.Каверина, создал свою автобиографическую тетралогию в горьковских традициях. Автобиографическое повествование о судьбе Семёна Пахарева он подчиняет изображению конкретно-исторической действительности России первой четверти XX века. При этом показ событий, с перипетиями которых связаны действующие лица,у Кочина, как и у Горького, неотделим от идеи необхо
1. Там же, с.191.
2. Русские писателя о литературном труде, т.4.-Л.,1950,с.138-139. димостк революционного обновления мира.
Волнуется, кипит под пером художника изображаемая действительность. В водоворот общественной, политической деятельности втягивается и Сенька Пахарев. Его первые шаги по жизни совпадают с первыми шагами преображающейся страны. Вместе с ней он духовно пробуждается. Мужание в борьбе, в суровых жизненных испытаниях и роднит Семёна Пахарева с Алексеем Пешковым. "Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде", - пишет Горький в "Моих университетах".^ В его автобиографической трилогии рост Алёши Пешкова и показан как процесс борьбы против дурного влияния общества, как процесс внутреннего обогащения героя. "Если дерево не будет колеблемо, то оно крепких корней не пустит - в затишье деревья слабокоренны", - такой эпиграф имеет первая автобиографическая повесть Кочина "Юность". Эти слова, выражающие основную идею тетралогии Кочина, во многом близки высказыванию М. Горького.
Роднит героя Кочина с Алексеем Пешковым и другая важная черта. Однажды о своём впечатлении от чтения повести Горького "Детство" Д.Фурманов заметил: "Больше всего меня захватил мальчик,сам Алёша. Я понял только одно: в душе его от природы или там от самых первых впечатлений младенческих лет заложено было столько чистого и надёжно-непоколебимого, что он выдержит любую борьбу, не р задохнется и не испортится в любой атмосфере". Этот герой, в котором Д.Фурманова пленила чистота нравственного облика,был типичным для народной среды. И движение Алёши Пешкова - одарённого выходца из народа - к знанию, к свету, к участию в революционной борьбе через всю тяжесть "свинцовых мерзостей" дореволюционной
1. Горький М. Полн.собр.соч., т.16. -М.:Наука,1973, с.12.
2. Фурманов Д. Собр.соч.в 4-х т.; т.4. -М. :ШХЛ,1961, с.60-61.
- 176 русской действительности является важнейшей особенностью художественной автобиографии Горького. Эта особенность свойственна и тетралогии Н. Кочина. Его Семён Пахарев, выросший в специфических условиях кондового сельского быта, сохраняет в себе живую душу, неутолима в нём жажда знаний, культуры.
Итак, глубокая чистота души, овладение передовым, революционным разумом, передовой культурой является главным как для Пешкова, так и для Пахарева. Здесь-то и образуется то "магнитное поле", в которое силой его притяжения оказываются вовлечёнными писатели, наследующие горьковскую традицию. "Волна духовного возрождения народа, поднявшаяся на грани двух веков, и питала гений Горького. Оттуда же и его новаторство: он первый в истории переносил акцент на рост сознания народных масс",'1" - так однажды сказал о Горьком Кочин. В этих словах он определил не только главное в горьковской тематике, но обозначил и свою собственную основную тему. Его книги о Семёне Пахареве - продолжение всё той же горьковской темы.
Говоря о близости Семёна Пахарева Алексею Пешкову, следует обратить внимание на их различие, обусловленное во многом особенностями изображаемой художниками действительности. В чём же конкретно состоит это различие?
Анализируя в одной из своих работ общественно-экономическое положение России конца III века, В.И. Ленин, в частности, указал на одно важное явление в российской действительности, порождённое развитием капитализма: "подъём чувства личности, чувства собственр ного достоинства". Феодальная эпоха закрепощала человека. Весь строй снизу доверху был пронизан зависимостью и повиновением ни
1. Кочин Н. На вершинах творчества.-Горьковский рабочий,1968,21 . июня.
2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.433.
- 177 жестоящих перед вышестоящими. Тем самым сковывалась творческая инициатива человека, самодеятельность общества.
Освобождение человека от власти феодально-церковных догм формировало новую личность, способную взять в руки свою судьбу. Это был деятельный, сложный, но необратимый процесс. Сущность его была понята JVT. Горьким. Он обращается к изображению человека, осознающего себя личностью, поднимающегося на борьбу за свои права, человека, который в непосредственном взаимодействии с широки ли народными массами вступят на путь революционного движения. В этом отношении интересны причины, побудившие М.Горького обратиться к жанру художественной автобиографии. Первые две части его трилогии /"Детство", "В людях"/ создаются в I9I2-I9I5 годы, в период нового революционного подъёма в России, когда страна оказалась на грани больших социальных перемен. Перед писателем встала задача - выявить перспективные линии развития общества, взвесить его духовные возможности. Именно в это время Горький подчёркивает важность "духовного собирания Руси",^ что и определило своеобразие центрального персонажа трилогии - Алексея Пешкова.
Алексей Пешков у Горького - фигура в некотором роде исключительная. Он типизирует собой нечто непривычное. Мы не можем утверждать, что в нём воплощена сущность определённой социальной группы., Это не рабочий и не крестьянин, не мещанин и не буржуа. И г.?ем не менее этот образ весьма убедителен. Горький охватывает историческую и национальную тенденцию, которая проявляется в том, что народ становится творцом судьбы страны. Образ Пешкова воплощает в себе идею сдвинувшейся с мёртвой точки России, которая по
I. Горький М. Материалы и исследования, т.1, М.-Л.: Изд. АН СССР, 1963, с.36.
- 178 шла вперёд, пока ещё себя не осознавая. Алексей Пешков - это народный характер в полном, идеальном смысле, в нём воплощена идея революционности народного характера. Косности и застою старой жизни рабов и хозяев противопоставлена романтическая устремленность героя в будущее, светлая вера в него. Всё это позволяет говорить, что образ Алексея Пешкова - широко обобщающий образ, что это образ-символ - символ пробуждающейся, раскрывающей глаза России.
В отличие от Алексея Пешкова Семён Пахарев Н.Кочина типизирует определённую социальную сущность. Это крестьянский мальчик, а затем юноша, на глазах которого рушатся старые формы жизни и утверждаются новые. Автобиографический герой Кочина типизирует собой перестраивающееся крестьянство. В этом смысле он уже и со-цжшьно конкретнее, чем Алексей Пешков.
Герой трилогии Горького несёт в себе идею революционного изменения мира. Это великий бунтарь. Но далеко ещё до вопроса о том, каким он будет в будущем. В заключительных главах автобиографического повествования Пешков ещё не становится на позиции научного социализма, хотя направление его поисков не вызывает сомнений. Путь Алексея Пешкова - это путь к передовому, революционному разуму.
Семён Пахарев Кочина живёт в самой революции. Он является регшьным строителем реального социализма. Изображение герои в сфере непосредственной самостоятельной практической деятельности является важнейшей характерной чертой автобиографической эпопеи Н.Кочина.
Итак, творчески применяя горьковские принципы в создании автобиографического произведения, Н.Кочин достиг большой силы художественного и исторического обобщения в изображении прошлого
- 179 рузского народа, в изображении своего героя. Его автобиографическая тетралогия о Семёне Пахареве заслуживает достойного места в рдау виднейших автобиографических полотен нашей советской литературы, среди которых "Как закалялась сталь" Н.Островского, "Подпасок", "Молодость", "Восход" П. Замойского, "Повесть о детстве" "Вольница", "Лихая година" Ф.Гладкова, "Последний поклон" В.Астафьева, "Драчуны" М.Алексеева и другие. Автобиографическая тетралогия Н.Кочина по своему идейному содержанию и по жанровым особенностям принадлежит к тем произведениям социалистического реализма, для которых характерен высокий общественный пафос исторического движения народных масс, в которых жизнеописание героя становится своеобразным символом жизни народа.
Заключение Подобно своим именитым ровесникам - М.Шолохову, А.Фадееву, Н.Островскому - Н.Кочин вошёл в литературу сразу, как бы минуя ие;эиод писательского ученичества. Уже первый роман Н.Кочина "Девки'' принёс ему широкую известность и поставил его в один ряд с виднейшими художниками слова. Последующие произведения писателя -"Згшиски селькора", роман "Парни", повесть "Юность" - тоже воспринимаются современниками как события в литературной жизни, находят горячую заинтересованность как со стороны читателей, так и со стороны критики. /Достаточно заметить, что только с 1929 по 1935 год роман "Девки" выдержал семь массовых изданий, "Записки селькора" с 1930 по 1931 год - три издания/.
Б романе "Девки" Н.Кочин сумел прежде всего преодолеть сюжетный схематизм, широко свойственный крестьянской литературе 20--Х, начала 30-х годов. Мощным потоком проходит перед нами в романе жизнь деревни кануна коллективизации. Необычная сгущённость времени пронизывает книгу.
Важным достоинством романа является и то, что в нём Кочин одним из первых среди советских писателей поставил проблему сложности перехода крестьянства к новой жизни. Решая данную проблему, автор в качестве опоры повествования избирает судьбы Паруньки Козловой, Марьи Бадьиной, Фёдора Лобанова и других героев. В этом заключается существенное отличие книги Кочина от многих сходных с кею по тематике произведений, сюжет которых строился вокруг самых разнообразных событий, предстающих не столько в их внутренней сущности, сколько в их внешней фиксации, что являлось следствием эмгирического виденья действительности /"Большая Каменка" А.Дорогое ченко, "Пятая любовь" М.Карпова, "Ивановская мельница" Ф. Каманина и др./.
- 181
Однако в первый период в творчестве Кочина проявились и определённые недостатки. В частности, в романе "Девки" автору явно недостаёт историзма. Деревня представлена им преимущественно в одчой временной плоскости, его ещё мало интересуют истоки сельской жизни. В обрисовке отдельных явлений проступают порой у Кочина и натуралистические тенденции. Свойственны также роману нестройность композиции, отсутствие прочных сюжетных узлов.
Особенно ярко противоречия творчества молодого романиста проявились в романе "Парни". В этом произведении Н.Кочин с большим художественным мастерством нарисовал образ Ивана Переходникова - мужика, пахаря. В то же время он не сумел убедительно показать Переходникова как рабочего. Автору явно не хватило глубокого , всестороннего знания жизненного материала. Обозначившееся противоречие показало, что Кочину хорошо удаётся изображение того, что он сам наблюдал годами, а то, что находится в стадии ста-ношения, у него выходит поверхностно, схематично. "Выдумка"идёт у писателя по трафаретному руслу. "Сочинённые" сцены в большинстве своём психологически неубедительны.
В начальный период творчества проявились у Кочина и противоречия стилевого порядка. В его произведениях первого периода па-рашельно сосуществуют две стилевые линии: объективно-изобразительная и субъективно-экспрессивная. Облик времени, с одной стороны, объективно фиксируется в формах своего речевого бытия /диалоги, монологи, реплики/, с другой стороны, он выражается в поэтике лиризованных, субъективных форм. Устанавливается "разорванная" композиция, когда эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями. Все эти противоречия творчества молодого романиста,безусловно, требовали своего разрешения, что и было осуществлено писателем в "Юности", в последующих автобиографических произведениях.
С "Юности" в творчестве Кочина начинается второй период, период создания автобиографической тетралогии о Семёне Пахареве. Писатель избирает правильный путь, он идёт по линии рассказа о себе, идёт по времени и воспроизводит его таким, каким оно ему представилось. Повесть "Юность" да и всю тетралогию Кочин построил на такой прочной автобиографической основе, что даёт ему полное право утверждать: "Пахарев - это я сам".
Юность" - дальнейшее совершенствовании мастерства художника,. Этой повести уже нельзя предъявить упрёк в растянутости, композиционной нестройности. Составляющие её сюжетные нити с первых страниц сплетаются в прочную ткань единого эпического повествования. Здесь нет "автономных" эпизодов, которые "не работали" бы на единую идею произведения. На широком фоне классовой борьбы в деревне автор умело развёртывает яркие, выразительные характеры, ставит актуальную проблему формирования в нашей действительности положительного героя.
Б "Юности" Н.Кочин во многом преодолевает стилевые противоречия. Объективно-эпическая и субъективно-лирическая линии сливаются в гармоническое целое. Повествовательная форма обретает стилевое единство созвучных, однонаправленных голосов.
В вышедших уже в наше время автобиографических произведениях "Гремячая Поляна", "Нижегородский откос", "Семён Пахарев" писатель ещё раз подтвердил свое художественное мастерство. Цикл его прснизведений о Семёне Пахареве, удостоенный Государственной пре-миг: РСФСР имени М.Горького, является важнейшим вкладом в современную мемуарно-автобиографическую прозу. От "Девок", "Записок селькора", "Парней" - к автобиографической тетралогии - таков путь творческой эволюции художника.
Таким образом, в отличие от многих своих собратьев по перу,
H.Кочин смог перешагнуть "черту", предназначенную судьбой так называемым крестьянским писателям: создал одно из лучших произведений о коллективизации /роман "Девки"/ и автобиографическую тетралогию "Семён Пахарев", Он сумел преодолеть натурализм крестьянских романистов, войти в "большую" литературу.
Причина этого, как было установлено в ходе исследования,кроется в творческом методе писателя. Определяя суть метода Н.Кочина, можно с определённой долей условности, назвать его художником факта. В тяготении к факту и в отрыве от него - сила и слабость Кочина-художника. Для него было спасением подняться над фактом, но до известной грани. Он так и не смог преодолеть притяжение этого факта, не стал "чистым" художником. Там, где писатель слишком далеко уходит от своего опыта, его встречают неудачи /романы "Земля", "Степь", "Мастера"/. Кочин снова возвращается к автобиографическому материалу, обогащая его выдумкой, фантазией. Всё это позволяет сказать, что Н.Кочин принадлежит к тому типу писателей, которые, по словам А.Фадеева, "в своей творческой работе опираются главным образом на живой опыт действительности, на свой собственный опыт".-'
Автобиографической тетралогии Н.Кочина свойственен поистине
CJ и т—\ О М эш:ческии охват действительности. В ней отражены важнейшие узловые этапы истории России. Своего героя - Семёна. Пахарева - писатель проводит через три революции: 1905; год, февраль 1917, Октябрьская революция. Проходит Пахарев и через нэп, а накануне коллективизации переступает порог новой революции - культурной.
Проводя своего героя через важнейшие исторические события, авюр заставляет его трижды переродиться. Первое обновление Сень
I. Фадеев А. За тридцать лет. - М.: Сов.писатель, 1957, с.904. ки Пахарева происходит ещё в отрочестве. Под влиянием событий империалистической войны, февраля 1917 года, под влиянием всей безотрадной деревенской действительности, окружающей героя, рождается в нём протест против существующего порядка вещей. Но чувство протеста возникает в это время в Сеньке скорее интуитивно, чем сознательно: автор никогда не забывает о его возрасте. Вместе с тем уже первые самостоятельные шаги подростка Сеньки свидетельствуют о его будущих устремлениях.
Второе обновление происходит в годы юности Пахарева и связано с Октябрём, когда герой преодолевает дурное влияние среды в себе самом и переосмысливает устоявшиеся порядки, доставшиеся от прошлого и ещё продолжающие давить на сознание крестьянства. Пятнадцатилетний юноша начинает чувствовать пагубную силу собственничес ких стремлений, свойственных основной массе односельчан. Он решительно порывает с теш традиционными формами поведения, которые были приняты в деревенской среде: "Не нашим умом, а божьим судом',' "к£1ждыи сверчок знай свой шесток". У вступающего в жизнь юноши не]' желания отойти в сторону, отсидеться в тихом уголке. Он воспитывает в себе активное отношение к уродливой социальной действительности, принимает самое непосредственное участие в революционном движении деревни. Об этих двух важнейших этапах духовного роста героя повествует писатель в "Гремячей Поляне" и в "Юности".
Но как ни значительно было перерождение Семёна Пахарева, вскоре встало перед ним новое препятствие - собственное невежество, Приобретённого в годы революции передового революционного сознания в новых условиях герою оказывается явно недостаточно. Чтобы разобраться в хитросплетениях жизни, чтобы быть деятельным строителем нового общества, нужны ещё и конкретные знания. Так встаёт перед Семёном Пахаревым проблема подъёма интеллектуальной целины, проблема преодоления собственного невежества. Пахарев приходит к пониманию необходимости расширить, углубить свои знания: "Мне надо в город. Мне надо учиться". В "Нижегородском откосе" внимание автора и сосредоточивается на изображении того,как из полуграмотного крестьянского парня вырастает новый советский интеллигент. Герой Кочина проходит, таким образом, ещё одно,третье обновление. Простой деревенский паренёк "от сохи" поднимается, говоря словами М.Горького, "на высоту интеллектуального плоскогорья codпапизма".
В заключительной части тетралогии Семён Пахарев, находясь на посту директора общеобразовательной школы, предстаёт перед нами уже непосредственным проводником культурной революции в народной массе, активным творцом новой социалистической действительности. Вьшдя из глубин народной среды, он неразрывно связан с нею и всего себя отдаёт на службу народу.
Таким образом, художественный эффект кочинской тетралогии, чтс следует из её анализа, во многом заключается в том, что писатель умело показывает, как из самого обыкновенного деревенского паренька, впитавшего в себя многие пережитки патриархального крестьянства, под влиянием революции вырастает новый человек, чело-вер, советской эпохи. Изображение стремительного роста сына трудового народа - таков пафос тетралогии о Семёне Пахареве.
В своё время М.Горький, обратившись к молодым советским писателям, призвал их "отразить во весь его рост действительного ге-ро.я: - того совершенно нового, небывалого. Это человек, который хочет перестроить мир".^
Этот наказ Горького и осуществил Н.Кочин в своей автобиографической тетралогии о Семёне Пахареве. Страстная большевистская
I. См.:Земской В. Снова в родных местах.- Волга,1967, ЖЕ,с. 161. убеждённость, понимание смысла жизни в действии, в борьбе, жадная тяга к знаниям, культуре, честность, неподкупность - таковы основные черты Семёна Пахарева, который вырабатывает в себе целостною, богатую индивидуальность в борьбе за построение социализма.
То, что центральным героем повествования является подросток, юноша, не помешало автору создать произведение о жизни народа.Душа и память главного героя Семёна Пахарева отдельно себя не мыслят и никого собой не заслоняют. Объектом своего внимания писатель девает жизнь многих людей из самых разных социальных слоёв общества. Перед нами проходят и крестьяне, и помещики, и рабочие, и буржуа, и интеллигенты.
Воскрешая историческое прошлое России, Н.Кочин выразительно показывает социальные контрасты: с одной стороны "мироеды" - помещики, кулаки, попы, всякие другие крупные и мелкие хищники, с другой - трудящийся народ. Писатель-реалист не скрывает противоречив народной среды, в частности, отсталости крестьянской массы,но в то же время он подчёркивает свободолюбие, силу народа, его свет-лык утл, любовь к труду, к созиданию. В образах крестьян, рабочих, интеллигентов, выводимых в тетралогии, автор ярко рисует русский национальный характер - активный, творческий. Это прежде всего образы Якова Ошкурова, Михаила Бокарева, Артанова, Фёдора Вехина и других. В конечном счёте в фокусе кочинского повествования оказывается не Семён Пахарев, а среда, его окружающая. Поэтому вслед за Горьким Н.Кочин мог бы с полной уверенностью сказать: "Не про себя я рассказываю". В духе горьковских традиций и строит писатель свои автобиографические произведения. Сюжет его книг о Семёне Пахареве определяется не логикой взаимодействия характеров, а ло-гикэй самой действительности. Судьбы кочинских героев вписываются в широкую и вольную композицию, определяемую всем ходом исторического процесса. События, происходящие объективно, помимо воли ведущих персонажей, проясняют взаимоотношения, разрешают назревшие конфликты. В рассматриваемых произведениях герои заявляют о себе постольку, поскольку входят в непосредственное соприкосновение с Семёном Пахаревым. Не связанные сюжетом, они вступают в повествование и выходят из него не в силу сюжетной необходимости, а по воле автора. Их характеры по этой причине даются часто вне сюжетного развития, статично. Исходя из всего этого,мы стремились доказать, что автобиографические произведения Н.Кочина-это не романы и не просто воспоминания автора о "добром старом времени",как принято считать в критике, это автобиографические повести, тяготеющие к традиционному эпосу.
Обратившись в тетралогии "Семён Пахарев" к подлинно эпическому рассказу о том, что было, что видел, пережил и передумал, обогащая вместе с тем пережитый материал творческой фантазией, Н. Кочин выступает перед нами как историк-исследователь. Он отыскивает глубинные корни происходящих событий, что приводит к появлению в его творческом методе историзма. иЬторизм кочинского повествования проявляется и. в широком показе самого хода исторического процесса, и в точной передаче социальных, бытовых, психологических особенностей времени, и в умении автора показать действительность в её движении. При этом писатель мотивирует движение, изображает его как итог борьбы противоположностей. Отсюда не случаен в тетралогии драматический элемент, являющийся своеобразным отражением драматического рисунка самой действительности.
Вместе с тем повествование у Кочина пронизано высоким жизнеутверждающим пафосом, глубоким оптимизмом. Изображая трудную,су-ро:зую, но одновременно, и героическую эпоху, художник утверждает такую жизнь, в которой мерой человеческого счастья становится
- 188 борьба за свободу, за счастье других людей. Он верит в торжество раз;»гма, в торжество человеческой правды.
Сложные и важные исторические события подаются у Кочина через восприятие растущего вместе с революцией Семёна Пахарева. Просто и без прикрас рассказывает Сенька о том, что ему пришлось увидеть, ни пережить. Прошлые переживая героя комментируются и обогащаются при этом переживаниями взрослого человека. Всё, что чувствует Пахарев в тетралогии, он вполне мог чувствовать в действительности. Но теперь эти чувства оеознаны им наиболее полно. Повествование от имени ::ероя ведётся, правда, у Кочина не во всех частях цикла: в "Гремячей Поляне", "Нижегородском откосе", "Семёне Пахареве" рассказ идет от третьего лица. Однако изображение объективного мира в преломлении через призму субъекта сохраняется. Перед нами прежде всего "ощущение эпохи личное".
Избрав такой способ повествования, Кочин достигает стилевого единства. Взгляд Сеньки - это чистота и радость ощущений, связанных с юношески возвышенным взглядом на мир. Взволнованный лирический тон рассказчика и определяет стилистическую основу тетралогии, придает ей выразительную эмоциональную напряженность.
Так. перед нами рождается своеобразная эпопея социалистического реализма, которую с определённой долей условности можно назвать лирической эпопеей, ибо в основе её лежит автобиографический материал, позволяющий, однако, художнику писать главы народной жизь:и, народной истории. В таком подходе Н.Кочина к изображению событий собственной жизни сказываются, безусловно, традиции М.Горького, в частности, традиции его автобиографического повествования об Алексее Пешкове.
Ориентация писателя на строгое реалистическое письмо определило. художественную природу автобиографической тетралогии, своеобразие её стиля. Автор не стремится поразить читателя какими-либо искусственными приёмами, неожиданными сравнениями, что в определённой степени было свойственно для его произведений начального периода. Для "микромира" кочинского стиля характерно обращение к са:дым обычным сравнениям, к так называемым "корневым" эпитетам, раскрывающим ведущие свойства образа в данный момент, активное использование глагольной речи, что придаёт повествованию особую динамичность. Главная задача писателя заключается в углублении, отмачивании самой идеи.
Важную роль в стилевой системе тетралогии играет диалог. В основном это диалог-спор, диалог-раздумье. С помощью его Кочин вскрывает противоречивость жизненных позиций героев, показывает их идеологические расхождения. При этом автор во время дискуссий, которые ведут его персонажи, стоит как бы в стороне. Он предоставляет своим героям полное право самим искать истину, преследуя цель дать наиболее объективную картину действительности. Вместе с г?ем сопряжение различных точек зрения позволяет писателю создать целостный эпический образ окружающего мира.
Речь каждого из персонажей тетралогии строго индивидуализирована и подчинена раскрытию их социальной природы. Пропитанный богатством народной речи язык автобиографических произведений Н.Кочина поражает разнообразием лексики. Он вобрал в себя и специфические речевые явления фольклора, и слова литературной традиции, и философскую терминологию. Слово писателя яркое и меткое, лукавое и мудрое многолико, как жизнь.
Итак, исходя из полученных в исследовании результатов, можно утверждать, что проблема борьбы старого и нового в действительности, коренная ломка устоявшихся норм жизни, формирование нового человека, развивающего в себе общественные импульсы поведения вот что определяет суть тетралогии Н.Кочина, вот в чём состоит её пафос. Автобиографические книги Кочина не имели бы такой впечатляющей силы, если бы писателю не удалось подчинить их тематику проблемам, имеющим общезначимый характер. Поэтому вряд ли можно согласиться с М.Синельниковым, считающим, что "проблематика, вдохновившая .писателя, принадлежит прошлому".-1-
Автобиографические произведения Н.Кочина, полные неодолимого желания изменить действительность к лучшему, активны в своём сегодняшнем вторжении в жизнь. В них - страстный протест против всего отжившего, в них - окрылённость, порыв в будущее.
I. Синельников М. Николай Кочин, с.83.
Список научной литературыХанов, Вениамин Анатольевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.
2. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд.,т.З, с. 7-544.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.
5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.42, с.541-174.
6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-48.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник, в 2-х томах, 3-е издание. -М.:Искусство,1976, т.1. -575 е.; т.2 719 с.
8. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
9. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? -Полн.собр.соч., т.34, с.287-339.13., Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165-208.- 192
10. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи. Поли.собр.соч., т.41, с. 298-318.
11. Ленин В.И. О литературе. Сборник. М.: Худож.лит.,1971.-303с.
12. М.: Политиздат, 1978. 256 с. 19., КПСС. Съезд ХХУТ- Москва, 1981. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981. 223 с.
13. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. В кн.: Вопросы идеологической работы КПСС. М., 1971, с.481-484.
14. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Пленум Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983, с.6-43.П
15. Кочин Н. Собр.соч.: в 3-х т. М.: Худож.лит., 1976-1978.
16. Кочин Н. Молодым: Стихи. Нижегородская коммуна, 1920, 5 сентября.
17. Кочин Н. Ведьма. Истинная история: Рассказ. Молодая гвардия, 1929, 21, с.23-26.
18. Кочин Н. Девки. М.: Федерация, 1929. - 214 с.
19. Кочин Н. Девки. М.: Сов.литература, 1933. - 488 с.
20. Кочин Н. Записки селькора. М.: Федерация, 1930. - 160 с.
21. Кочин Н. Почин Починок: Очерк о колхозе-гиганте. М.: Феде29