автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Кузнецова, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кузнецова, Елена Викторовна

Введение

1. Исторические и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации

1.1. Основные этапы развития НКА в России.

1.2. Становление организационно-правовой базы национально-культурной автономии в РФ.

2. Национально-культурная автономия в России: опыт реализации. 1996-2006 гг.

2.1. Деятельность общероссийских и региональных национально-культурных организаций.

2.2. Этнокультурная политика в национально-государственных субъектах федерации.

3. Этнокультурное образование в России: проблемы и решения

3.1. Социально-политические и организационно-правовые основы этнокультурного образования.

3.2. Образование и этническая культура: опыт взаимодействия.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Кузнецова, Елена Викторовна

Актуальность темы. Этнонациональный вопрос является одним из центральных в новых исторических обстоятельствах в начале XXI в. в России и большинстве стран мира. Это связано с ростом значимости культурной идентификации общества, отдельных социально-культурных групп и каждой личности в условиях глубоких преобразований экономики, общественных отношений и культуры. К тому же глобализация по-новому ставит задачи сохранения и развития национальной самобытности каждого народа, вызывает активный рост интереса к защите традиционных духовных ценностей и нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения и функционирования этноса как социокультурной целостности.

Поликультурное богатство России является одним из важных факторов возрождения ее могущества, усиления международного влияния, обеспечения благосостояния и процветания всех общественных групп. Злободневный характер имеют вопросы развития и совершенствования плодотворных межэтнических коммуникаций в экономике, социальной сфере, системе управления и самоуправления на разных уровнях власти и общества, в гуманитарной области. Для политической, социальной, культурной практики актуальный смысл имеет также всестороннее осмысление и реализация многогранного позитивного исторического опыта России с точки зрения гармонизации отношений между представителями разных этноконфессиональных групп, в формировании атмосферы толерантности, культуры мира и согласия в обществе.

Изучение и использование национально-культурной автономии (НКА) - экстерриториальной формы удовлетворения основных культурных запросов этнических групп является насущным в научном и политическом плане. Для многонациональной России НКА в конце XX в. стала важным инструментом деполитизации этничности, возрождения прежде остававшихся без внимания важных качеств и компонентов национальных культур, совершенствования межэтнических отношений на новой основе. Изучение накопившегося за 10 лет после принятия в 1996 г. Федерального Закона РФ «О национально-культурной автономии» опыта деятельности НКА в России представляется важной научной и практической задачей. В условиях последовательного преобразования административно-территориального устройства регионов страны, постепенного нарастания роли и влияния различных гражданских институтов во внутриполитической жизни НКА при всесторонней поддержке и дальнейшем развитии выступает как один из значимых инструментов решения этнокультурных задач и возвышения созидательной направленности социальной активности членов общества на демократической основе.

Актуальность избранной темы подтверждается анализом степени ее изученности. Особенности историографии проблемы связаны с тем, что НКА в России активно действует лишь в последнее 10-летие, что предопределило во многом публицистический характер работ, посвященных ее развитию. В то же время в конце XX - начале XXI вв. в отечественной историографии появился ряд работ, посвященных истории НКА в России. Это связано с серьезными качественными изменениями в методологии, с расширением и обновлением источниковой базы исследований, что создало хорошие возможности для разработки и анализа новых важных проблем при сохранении преемственности научных традиций.

К примеру, в 1 томе антологии «Национально-культурные автономии и объединения» даны извлечения из трудов основоположников НКА, а также из новейшей литературы, в т.ч. выдержки из программных документов политических партий досоветской России о формах национально-культурной автономии. Автор-составитель И.В. Нам и редактор Э.И. Черняк считают, что Сибирь была своеобразным полигоном культурно-национальной автономии. Издание составляет хорошую основу для детального исследования истории национальной политики в переломные годы развития России на примере одного из наиболее крупных полиэтничных и поликонфессиональных регионов, источниковое и историко-правовое пособие для дальнейшей разработки проблем истории национально-культурной автономии1.

Практически впервые в отечественной историографии современные теоретические взгляды не только на исторические аспекты, но и на проблемы реформирования этнополитики в новой России подробно осветили авторы монографии «Национальная политика России: история и современность» (М., 1997). Они проанализировали противоречия национально-государственного строительства как основного способа решения этнокультурных задач в советский период, сделали акцент на необходимость приоритетного развития собственно культурного содержания этнонациональных проблем. Это должно обеспечить целостность федеративной России через развитие НКА. В монографии предлагается новаторский подход к анализу одной из ключевых тем прошлого и современности, вносится важный вклад в историографию проблемы, поскольку показано, что и в СССР реально действовали элементы национально-культурной автономии, отвергавшейся большевиками в теории.

Один из ведущих специалистов, В.А. Тишков в 1991 г. дал анализ происходивших с 1985 г. перемен в национальной сфере и политике. Он отмечал дезинтегрирующие факторы в социально-экономической области и хозяйственной структуре, отсутствие правового государства, гражданского общества и национализма как идеологии и политического движения. Вместе с тем был выделен высокий уровень межэтнической терпимости, а подлинные причины национализма в те годы связывались с неспособностью власти создать хотя бы первичные гражданские институты - реальное местное управление, политические и общественные структуры, через которые обеспечивались бы различные, в т.ч. этнические, интересы и права граждан и групп2. К ним как раз и относится НКА.

1 Культурно-национальная автономия в истории России. Документальная антология. Т.1. Сибирь. 1917-1920. Томск, 1998.

2 Тишков В.А. Союз до и после пяти лет перестройки // Национальные процессы в СССР. С. 69-73.

Его предложения предвосхитили последующее развитие доктрины национальной политики в России: сохранение целостности СССР на федеративной и частично конфедеративной основе; развитие гражданского общества и равноправия народов; отказ от абсолютизации принципа национальной государственности; реформы в межнациональных отношениях и государственном устройстве, включая полную свободу выбора в вопросах индивидуальной этноидентификации и отказ от официальной фиксации национальности государством, расширение прав в области национально-культурной автономии, трансформация федерализма с упразднением иерархии национально-государственных образований и одновременным расширением их суверенитета и др.3 Все это значительно способствовало успешной разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 г.

Между тем в отечественной науке все еще недостаточно изучены актуальные аспекты становления и функционирования НКА - политико-правовой, культурный и языковой, этноконфессиональный, социально-экономический и другие. Для исследования избранной темы большое значение имеют также теоретические и конкретно-исторические материалы и выводы, содержащиеся в трудах видных ученых, политических и общественных деятелей, непосредственно участвовавших в разработке и реализации НКА в России - Р.Г. Абдулатипова, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, В.Ю. Зорина, В.А. Тишкова и др.4 В них содержится политико-правовой и социологический срез проблем этнополитических и этнокультурных взаимоотношений, рассматриваются роль, формы, средства воздействия властных и общественных структур на формирование новой политики в сфере функционирования этнических групп и общностей в постсоветской России, привлекается исторический опыт XX и предшествующих столетий.

Важное место в теоретико-методологическом осмыслении механизмов и динамики этнического самосознания, сущности этничности и национализма в современных условиях занимают работы зарубежных и отечественных специалистов. В них на различных примерах из мировой и российской исторической и современной практики анализируются концептуальные подходы и дискуссионные вопросы жизнедеятельности этносов, межэтнических коммуникаций, регулирования межэтнических отношений и особенно конфликтов, обращается внимание на опыт национально-культурной автономии в разных странах и в России, проблемы и перспективы этого механизма в этнокультурной политике. В их

3 Там же. С. 80 - 82.

4 См.: Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Политики, люди и народы в лабиринтах времени. М., 1994; Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. М., 1998; Тишков В.А. Этиология и политика. М., 2001; Губогло М.Н. Русский язык и толерантность. М., 2003; Дробижсва Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003; Зорин В.Ю. Национальная политика в России: История, проблемы, перспектива. М., 2003; Паин Э.А. Этнополитическпп маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России М., 2004 и др. исследованиях четко прослеживается основное теоретическое расхождение по проблемам этничности и национализма, связанное с дискуссиями между сторонниками примордиализма и конструктивизма5.

Проблемы трансформации федеративной государственности, межнациональных отношений и этнокультурного развития РФ занимают определенное место в диссертационных исследованиях, главным образом, политологического, философско-социологического направления. Появились также работы, анализирующие отдельные направления зарубежной историографии постсоветской национальной политики6. Например, М.А. Аствацатурова применительно к проблеме диаспор предлагает рассматривать и внедрять в практику национально-культурную автономию как общественный парламент национальных меньшинств, орган их этнокультурного самоуправления7. В политологическом плане опыт и проблемы развития НКА осветил в кандидатской диссертации О.Ф. о

Штралер . Однако, эта работа не предполагала освещение конкретно-исторических аспектов и дает политологический ракурс темы, особенно в связи с деятельностью органов управления и самоуправления, развитием современного федеративного устройства РФ, к тому же ограничена хронологически и регионально - примером Республики Коми. Она может служить дополнением для комплексного анализа 10-летней истории национально-культурной автономии и ее развития после создания правовой базы.

Таким образом, в историческом плане становление новой формы и изменение содержания и направленности этнополитики в нашей стране на примере НКА специально не изучались. Мало изучен опыт взаимодействия НКА с органами власти в центре и на местах, роль НКА и национально

5 См.: Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Иордан М.В. Этническая идентичность в контексте техногенной цивилизации: (Методологический подход) // Социальная теория и современность. М., 1993. Вып.12. С.26-32; Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.З. М., 1997; Абдулатипов Р.Г. Сущность нации - этноса: ответ сторонникам безиациональности. М., 1999; Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Автономии современной России: Этноист. очерки. Вып. 3. М., 2002; Тпшков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003 и др. ь См., например: Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений. Автореф. дис. .канд. социол. наук. Саранск, 1995; Кабардова И.Б. Развитие и взаимодействие национальных культур. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1996; Березенкин 0.10. Национально-патриотические организации современной России. История и идеология (1985-1996 гг.). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 2000; Зорин В.Ю. Государственная политика в России: псторико-политологический анализ. Автореф. дисс. . докт. полит, наук. М., 2003; Поварницын Б.И. Англо-американская историография национальной политики СССР и постсоветских государств (1985-2000 годы). Автореф. дисс. . докт. ист. наук. М., 2003; Шатаева О.В. Государственная политика России в области национальных и межнациональных отношений в 19851999 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2006 и др.

7 Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона). Автореф. дисс. докт. полит, наук. М., 2003. С. 35,42.

8 Штралер О.Ф. Национально-культурная автономия в Российской Федерации: опыт, проблемы развития (на примере Республики Коми). Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 2003. культурных организаций в общественной жизни регионов и субъектов федерации, в т.ч. национально-государственных, воспитании патриотизма и толерантности у разных групп населения, прежде всего молодежи, обогащении национальных культур и укреплении их роли в модернизации России.

Итак, с учетом степени изученности темы, цель работы - изучить и обобщить опыт разработки и реализации национально-культурной автономии как важного инструмента социально-культурных преобразований российского многонационального общества в 1996-2006 гг., выявить позитивные и негативные уроки применения Федерального Закона РФ 1996 г. «О национально-культурной автономии» и деятельности НКА разного уровня, определить наиболее важные проблемы и задачи совершенствования деятельности НКА в этнокультурной области для дальнейшего укрепления и успешного развития страны.

Основные задачи исследования:

- осветить теоретические и правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, этапы исторического развития НКА и становление ее организационно-правовой базы в 1996-2006 гг.;

- изучить конкретно-исторический опыт реализации национально-культурной автономии как важного фактора становления гражданского общества в России;

- показать функционирование общероссийских и региональных национально-культурных организаций, их роль в обогащении социальной и культурной жизни, взаимодействие с органами власти в краях и областях РФ;

- проанализировать трансформацию этнокультурной политики в национально-государственных субъектах федерации сквозь призму деятельности национально-культурных автономий и объединений разных этнических групп в поликультурном пространстве страны;

- исследовать развитие и значение этнокультурного образования в 1996-2006 гг., проблемы и перспективы этой значимой формы осуществления социальных потребностей разных групп полиэтничного российского общества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первый конкретно-исторический труд, в котором комплексно, на основе проблемно-хронологического и системного подходов освещается и анализируется процесс разработки, становления и развития национально-культурной автономии в России как идейно-политического проекта, политико-правовой и культурной практики 1996-2006 гг.

В работе выявлены основные направления, инструменты функционирования, формы и методы деятельности НКА, механизмы взаимодействия национально-культурных автономий с органами власти. Проанализирована динамика развития этнокультурной политики в отношении НКА, хронология и содержание деятельности национальнокультурных автономий и организаций на федеральном уровне, в субъектах федерации административно-территориального и национально-государственного типа, установлены роль и значение новых средств этнокультурного образования и воспитания, степень действенности, показаны основные проблемы и перспективы дальнейшего развития института НКА в России.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные материалы, выводы и рекомендации, содержащиеся в ней, могут быть использованы в практике национально-культурных автономий и других общественных объединений с целью дальнейшего совершенствования их деятельности, в этнокультурной политике органов власти разных уровней. Результаты исследования также представляют интерес для повышения эффективности образовательной и воспитательной работы государственных и общественных учреждений в деле формирования патриотизма, культуры межэтнических отношений, толерантности и демократии в разных социально-культурных сегментах общества.

Теоретико-методологической базой изучения избранной темы стали научные принципы объективности, историзма, системный, историко-социологический и проблемно-хронологический подходы. Были использованы сравнительный, статистический, типологический, кросс-культурный и другие методы. Для более объемного анализа разных аспектов истории и деятельности НКА использовался теоретический и методический опыт этносоциологии, педагогики и этнопсихологии.

Источниковую основу работы составили законодательные акты, нормативно-правовые документы, материалы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ9, выступления, статьи и другие публикации государственных и политических деятелей, непосредственно участвовавших в разработке, организации и развитии институтов НКА в изучаемый период10.

9 Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998; Конвенция № 169 Международной организации труда (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих коренной образ жизни в независимых странах // Там же; Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М., 1996; Закон Российской Федерации в редакции от 24 июля 1998 года № 126-Ф3 «О языках пародов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3804; Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Там же. 1996. № 25. Ст. 2965; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М., 1996; Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации И Там же. 1996. X!! 25. Ст. ЗОЮ; Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями. Лунд, 1999; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация.

2002 год. К Всероссийскому совещанию в Доме Правительства Российской Федерации 18 апреля 2003 года «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». В 2-х ч. М.,

2003 и др.

10 Тишков В.А. Россия как национальное государство // Независимая газета. 1994. 26 января (№ 15); Дробижева Л.М. Национализмы в Республиках Российской Федерации: идеология элиты и массовое сознание // Панорама-Форум. 1997. № П;Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., 1999; Тишков В.А. Алфавит как политика // Труд. 2001. 21 февраля; Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002; Панфилова Э.

Хорошим подспорьем стали различные документальные и справочные издания, посвященные изучаемой проблематике и содержащие важные сведения, обзор дискуссий по актуальным вопросам этнополитики и др."

Одним из важных видов источников служит также периодическая печать - журналы «Отечественная история», «Вопросы истории». «Свободная мысль», «Аб империо», «Этнографическое обозрение», «Век толерантности», «Этнопанорама» и др., газеты «Известия», «Российская газета», «Независимая газета», издания национально-культурных автономий и организаций («Ноев ковчег», «Татарские новости», «Украинские вести» и др.). В них публикуются статистические данные, обзоры, интервью, аналитические статьи о постсоветской этнополитической истории России и других бывших советских республик, о формировании новой этнокультурной палитры общественной жизни разных регионов и субъектов федерации, об актуальных вопросах динамики этнического самосознания россиян, формах и средствах реализации этнокультурных потребностей разных групп населения и др. Разнообразный и полезный информационный материал содержат также Интернет-издания.

Апробация исследования состоялась в ходе выступлений на всероссийских и вузовских научных и научно-методических конференциях, путем публикации основных результатов проделанной работы в сборниках научных статей, при обсуждении диссертации на заседании кафедр истории и культуры, социально-культурного сервиса и культурологи МГУ сервиса, где работа была рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав и 6 параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национально-культурная автономия в Российской Федерации: исторический опыт и проблемы развития"

Заключение

В имеющемся правовом поле принципы государственной этнонациональной политики в постсоветской России включают в себя:

- сохранение государственной целостности и федеративного устройства России;

- обеспечение равенства прав граждан и народов РФ на этнонациональное развитие;

- свободное определение каждым гражданином своей национальной принадлежности;

- наказание за разжигание межнациональной вражды, оскорбление чести и достоинства по национальному признаку;

- соответствие законов и иных нормативных правовых актов в сфере этнонациональной политики общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;

- взаимодействие органов государственной власти всех уровней с общественными этнокультурными объединениями и национально-культурными автономиями.

Принятие Концепции государственной национальной политики РФ и Закона «О национально-культурной автономии» в 1996 г. привело к расширению форм организации этнонациональной жизни за счет признания этнонациональных экстерриториальных общественных объединений как эффективной формы демократизации общественной жизни в одной из наиболее чувствительных сфер. В поле этнополитики были включены все народы, независимо от наличия или отсутствия своих административных

139 www.regnum.ru/news/501800.html.

140 Вечерняя Москва. 2006.21 июня. образований. К тому же реально создавалась возможность разгосударствления в практике самоопределения народов, расширения пространства формирования гражданского общества за счет НКА. Закон впервые дал юридическое право на политическое представительство через этнокультурные общественные институты.

Новая парадигма этнополитики предполагает нацеленность на создание условий полноценного совместного проживания народов с различным менталитетом, принадлежащих к разным конфессиям, но объединенных общей целью сохранения и возвышения России как единого государства с прочным экономическим и духовным потенциалом, его развития и приумножения.

Создание единого законодательного пространства не должно приводить к полному однообразию, так как важно учесть местные, в том числе этническое особенности повседневной жизни людей. Интеграция регионов должна развиваться на основе общих экономических и социальных интересов, поддерживаться политической элитой, бизнес-элитой, лидерами художественной интеллигенции, сферой образования. Большую роль при этом играют институты гражданского общества, в частности, национально-культурные автономии, органы местного самоуправления, особенно в полиэтничных регионах. Принятая правительством федеральная программа формирования установок толерантного сознания и предотвращения экстремизма (август 2001 г.) предусматривает такие действия.

Конкретные задачи этой программы сводятся к следующему:

- формирование духовно-нравственной личности, свободной от национальных предрассудков. В этом случае, разумеется, работа с учащимися приносит знание учителю и делает нравственно богаче учеников;

- пропаганда национально-культурных традиций народов, их языка, литературы, истории;

- перевод этнокультурного образования на правовую основу: оно не должно быть «довеском» к стандарту образования;

- бережное отношение к русскому и другим языкам;

- организация методического образования учителей;

- реализация положений федеральной программы по формированию толерантности и профилактики экстремизма в обществе, патриотизма граждан Российской Федерации.

Как считают политики и ученые, несмотря на определенную незрелость социокультурных условий для эффективного противодействия экстремизму и прежде всего дезориентации общества в отношении целей, содержания и средств борьбы с этой угрозой, нельзя оставаться пассивными. Сам законотворческий процесс в рассматриваемой сфере, практика применения законов и ее обсуждение в прессе, а также исследовательская деятельность могут оказать позитивное просветительское влияние на общество и содействовать поиску рациональных принципов и подходов в отношении к экстремизму.

Практика показывает также, что разрозненные правовые акты и действия не могут успешно противостоять эскалации экстремизма, порождаемого комплексом серьезных социально-культурных, экономических и политических факторов. Необходим широкий и комплексный подход к решению проблемы. Программа таких мер должна служить базой для совершенствования законодательства, проведения организационно-политических мероприятий, включающих организацию или реорганизацию соответствующих государственных структур; широкой культурно-просветительной работы, направленной прежде всего на формирование общественного мнения как основного фактора противодействия экстремизму. Решающую роль в этом процессе должны играть представители гражданского общества и прежде всего лидеры общественного мнения141.

Решение о прекращении финансирования в 2005 г. федеральной целевой программы «Толерантность» принято на заседании. правительства РФ 18 июня 2004 г. Объем финансирования составлял 25 млн. руб. в год. В то же время этому событию предшествовала позитивная экспертиза Министерства образования и науки, которое поддержало все направления программы, а Минэкономики предложило усилить ее практическое внедрение в школы, - отметил научный руководитель ФЦП по толерантности А. Асмолов. - Это первая гуманистическая идеологическая программа, которая становится основой гуманизма, диалога и веротерпимости, в ней поставлены вопросы воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, толерантности как центральные142.

Современная этнокультурная политика предполагает реализацию трех основных моделей деятельности государства в этой сфере: сохранение и совершенствование национально-территориальной формы решения этнических проблем. Наличие 32 образований такого характера в Российской Федерации, совершенствование политико-правовой базы их дальнейшего развития позволяет реализовывать идеи и проекты, связанные как с нуждами развития т.н. титульных этносов, так и представителей других этнических общностей. Это тем более важно, что лишь в 7 из 32 субъектов федерации титульные этносы составляют большинство; национально-культурная автономия, впервые за отечественную историю в 1996 г. признанная на законодательном уровне как правомерная модель решения этнических проблем в рамках экстерриториальных общественных объединений. Динамика развития этой формы (в стране действует 300 национально-культурных автономий разного уровня, в том числе 14 федеральных и т.д.) показывает, что они служат важным

141 Зорин В.Ю., Паин Э.А. По ту сторону свободы // Независимая газета. 2003.12 февраля.

142 «Россия остается уязвимой от опасности реванша самых темных сил» // Известия. 2004.9 июля. средством конструктивного взаимодействия исполнительной власти и национальных организаций. Еще более важен тот факт, что национально-культурная автономия создает крайне необходимую для всего общества атмосферу общегражданского единства и целостности, при наличии и развитии этнокультурного плюрализма; коренные малочисленные народы России. Созданная за последние годы система законодательных актов предусматривает социально-экономические и культурные аспекты поддержания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Перечень таких этносов, утвержденный Правительством РФ на основе решений субъектов Федерации, насчитывает 45 народов общей численностью до 500 тыс. чел. Результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, вероятно, внесут уточнения в этот список. Принципиально важно, однако, именно наличие самой модели специфической политической линии в

143 отношении данной группы этносов .

Решению многих национальных проблем в области могли бы способствовать разработка и принятие целевых федеральных программ по поддержке крупных национальных диаспор. Важно, чтобы они предусматривали финансирование следующих направлений:

• укрепление материально-технической базы национальных организаций и НКА, национальных школ, Домов и Центров дружбы народов;

• приобретение национальных музыкальных инструментов и костюмов для коллективов художественной самодеятельности;

• финансовая поддержка периодических национальных изданий, создание документальных и научно-популярных фильмов, теле- и радиопередач и др., посвященных быту, культуре и иным сферам жизни народов России;

• проведение дней национальной культуры, национальных фестивалей, знаменательных дат, исторических событий, обменных гастролей коллективов, традиционных межнациональных праздников и фестивалей др.;

• подготовка преподавателей национальных языков и организаторов культурно-просветительской работы;

• комплектование библиотек литературой, учебниками и методическими пособиями по изучению родного языка и культуры.

Необходимо усилить роль национально-культурных объединений и НКА в продвижении положительного группового имиджа этнических групп, в распространении достоверных этнологических знаний, в организации миротворческого переговорного процесса в конфликтных ситуациях и межэтнического посредничества. Политические партии и движения, апеллируя к НКА, должны соотносить политические интересы с целями и задачами этнокультурных объединений и движений, консолидировать их на базе идей демократизации, позитивного центризма, социально

143 См. подробнее: Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002. экономической и этнополитической стабильности государства. При четком распределении полномочий и предметов ведения, сфер интересов важно разрабатывать техники и технологии этнокультурного и этнополитического менеджмента, применять систему заключения договоров структур местного самоуправления с НКА о решении социально-культурных задач. Важную роль призваны играть различные формы этнокультурного ассоциирования -советы этноконфессиональных деятелей, межэтнические ассоциации и комиссии, центры и дома дружбы, ассоциации молодежи, женщин, предпринимателей, этнических активистов и т.п.

Сфера управления и обеспечения интересов и прав граждан, связанных с их этнокультурными запросами, должна называться этнической или этнокультурной политикой. Россия как страна с населением разной этнокультурной и религиозной принадлежности в государственном и национальном устройстве должна опираться на гибкий федерализм, поднимать на более высокую ступень самоуправление региональных образований, планомерно внедрять повсеместную практику культурного плюрализма и толерантности. Это не исключает, а предполагает твердую приверженность принципам сохранения целостности страны и безопасности ее граждан. Этнокультурная политика призвана оперативно и чутко реагировать на быстро меняющуюся социальную действительность, способствовать защите прав человека и групп населения, гарантировать согласованные решения и действия власти, направленные на стабильность в обществе и благополучие всех россиян144.

В изучаемый период был накоплен колоссальный опыт согласования интересов центральных и региональных элит в самых разнообразных условиях, включая всевозможные формы и институты такого согласования. Происходило осознание властью и учет ею в практической деятельности огромного регионального многообразия - социального, экономического, политического и культурного. Многокультурная политика государства, способствуя формированию полноценного гражданского общества, должна также способствовать расширению и разнонаправленности его векторов и содержания, создавать прочную правовую базу этнокультурной жизни и этнической мобилизации в цивилизованных формах, взаимодействия органов власти всех уровней с общественными этнокультурными объединениями, национально-культурными автономиями.

Включение в политику многокультурности в качестве важнейшего направления обеспечение понимания и поддержки этой политики со стороны большинства населения страны, а также основных институтов общества, включая бизнес, образовательные и информационные институты, научное сообщество, в настоящее время выступает как принципиальная задача политиков и ученых. Постоянное развитие национально-культурной автономии и других способов удовлетворения разнообразных потребностей этнических групп и общностей, конструктивное согласование усилий всех участников политического процесса, включая межнациональные отношения,

144 Там же.

- настоятельные задачи современной этнополитики в России. Государство и общество на фоне разнообразия существующих культур должны обеспечить устойчивость действующих политических и гражданских институтов, в т.ч. НКА, осуществляя их совершенствование в интересах обеспечения демократических прав и свобод граждан, целостности и успешного развития Российской Федерации.

 

Список научной литературыКузнецова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.

2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1990. №2. Ст. 22.

3. Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. Париж, ЮНЕСКО. 1979.

4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.

5. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. №50. Ст. 1742.

6. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

7. Закон Российской Федерации в редакции от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ «О языках народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3804.

8. Закон Республики Алтай от 29 июня 1994 года № 4-2 «Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай» // Ведомости Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай. 1994. № 4.

9. Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года «О культуре» // Законы Республики Башкортостан. 1994. № 6.

10. Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 года «О языках народов Республики Бурятия» //Бурятия. 1992. 23 июня.

11. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года № 1552-ХИ-З «О культуре» // Кабардино-Балкарская правда. 1994. 19 января.

12. Закон Республики Калмыкия от 7 июля 1997 года № 75-1-3 «О культуре»//Известия Калмыкии. 1997. 19 сентября.

13. Закон Республики Коми от 9 декабря 1996 года № 41-РЗ «О национально-культурной автономии» // Республика. 1996. 24 декабря.

14. Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 85-Ш «О культуре» // Марийская правда. 1994. 16 июня.

15. Закон Московской области от 5 декабря 1997 года № 69/97-03 «О культуре»//Подмосковные известия. 1998. 15 января.

16. Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 года «О языках народов Республики Татарстан» // Советская Татария. 1992. 25 июля.

17. Закон Тюменской области от 25 июля 1997 года № 107 «О государственной политике в сфере культуры и искусства Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. 1997. № 8.

18. Закон Удмуртской Республики от 29 октября 1996 года № 310-1 «О культуре» // Удмуртская правда. 1996.18 декабря.

19. Закон Республики Хакасия 1992 года «О языках народов Республики Хакасия» //Хакасия. 1992. 3 ноября.

20. Закон республики Хакасия от 21 октября 1994 года № 38 «О культуре» // Вестник Хакасии. 1994. № 41.

21. Закон Чувашской Республики от 27 мая 1993 года «О культуре» // Советская Чувашия. 1993. 3 июля.

22. Конвенция № 169 Международной организации труда (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих коренной образ жизни в независимых странах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.

23. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып.1. М.: Издание Государственной Думы, 1995.

24. Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М., 1996.

25. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. Четвернин. М., 1997.

26. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ.

27. Национальные отношения: отечественные и международные правовые документы. М., 1998.

28. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями. Лунд, 1999.

29. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,1998.

30. Национально-культурное развитие: правовое обеспечение. М.: Дружба народов, 2003. 368 с.

31. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №46. Ст. 2615.

32. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г., № 1517 «О Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 160.

33. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (русская версия) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1256.

34. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.

35. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып.1. М.: Издание Государственной Думы, 1995.

36. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930.

37. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.

38. Федеральный закон РФ «Основы правового статуса коренных малочисленных народов России». 1996 г. // Зорин В.Ю., Аманжолова Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества. М., 1999. С. 465-482.

39. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О языках народов РСФСР». 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3804.

40. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208.

41. Адаме Д. Культура мира как стратегия, практика, видение и теория // Общественные перемены и культура мира // Междунар. ин-т перспектив, пробл. социокульт. и полит, развития; РАН, Ин-т сравнит, политологии. М.,1998.

42. Амелин В.В. Межкультурные взаимодействия в условиях полиэтнической области (Пример русских и татар в Оренбуржье) // Этнопанорама // Администрация Оренбургской области. Комитет по межнациональным отношениям. Оренбург. 1999. N 1.

43. Андриченко JI.B., Белоусова Е.В. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации // Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995.

44. Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов A.A. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. М.: Ин-т национальных проблем образования, 1999.

45. Ассамблея народов России // Жизнь национальностей / М-во национальной политики РФ. 1999. N 2-3.

46. Государственные и титульные языки России: Энциклопедический словарь-справочник. Гл. ред. В.П. Нерознак. М., 2002.

47. Бугай Н.Ф. JI. Берия И. Сталину: Согласно Вашему указанию. М.: АИРО-ХХ, 1995.-320 с.

48. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1,2. М., 1998,1999.

49. Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. 11 12 октября 2001 года. Москва. Итоговые материалы. М., 2001.

50. Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1997.

51. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М., 1996.

52. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Концепция миграционной политики Российской Федерации. М., 2001.

53. Красная книга народов России / Отв. ред. В.П. Нерознак. М., 1998.

54. Криминальный режим: Чечня, 1991 1995 гг.: Факты, документы, свидетельства / Ред. А.Г. Горлов. М., 1995.

55. Культурно-национальная автономия в истории России. Документальная антология. Т.1. Сибирь 1917-1920. Томск: изд-во Томского унив-та, 1998.-308 с.

56. Материалы Международного форума по проблемам воспитания межнациональной терпимости. Стокгольм, 2000.

57. Москва: народы и религии. М., 1997.

58. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

59. Народы и конфессии Приволжского Федерального округа. Справочник для государственных служащих / Отв. Ред. В.Ю. Зорин. М.: ИФЭМ, 2002. -544 с.

60. Национальная политика в России: Законодательные акты 1917-1992 г. М., 1992.

61. Национально-государственное строительство в СССР: В 2 т. / Под ред. Д.А. Чугаева. М., 1968 1970.

62. Национально-культурные автономии и объединения. Антология. Отв. Ред. М.Н. Губогло. В 3 т. М., 1995.

63. Национально-персональная автономия (Документы и материалы). // Этнополис. 1995. № 1. С. 270-297.

64. Национальные диаспоры в истории и культуре Санкт-Петербурга на пороге XXI века. СПб., 2001.

65. Национальные объединения современной России. М., 1998.

66. Национальные отношения в Самаре: Отчет социологического исследования // Исполнители: С.К. Жидкова, С.П. Кандауров, В.Н. Курятников, Т.А. Металина, П.К. Романов. Самара, 1996.

67. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993.

68. Национальные отношения — XXI век. Научно-проблемный семинар (сокращенные стенограммы 2003-2005 гг.). М., 2005.160 с.

69. Национальный вопрос на перекрестке мнений, 20-е гг. Документы и материалы. М.: Наука, 1992. 268 с.

70. Национальный вопрос в Российской Федерации: поиски, иллюзии, возможности. Материалы парламентских слушаний. 22 апреля 1997 года. М., 1998.

71. Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? / Сост.: А.П. Ненароков (рук.), В.А. Горный, JI.H. Доброхотов и др. М.: «ТЕРРА», 1992.-560 с.

72. Нуруллаев A.A. Межрелигиозный мир и согласие важное условие сплочения общества // Мусульмане России накануне XXI в.: Материалы Междунар. науч. конф., Москва, 6 сент. 1997 г. // Совет муфтиев России. М., 1998. С. 38-50.

73. О реализации Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии». Материалы заседания межрегионального «круглого стола». Оренбург, 1996.-72 с.

74. О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в 2001 году (К Всероссийскому совещанию «Вопросы гармонизации межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными организациями»). М., декабрь 2002. 261 с.

75. О ходе исполнения Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Материалы парламентских слушаний. М., 1995.

76. Программы политических партий России. Конец XIX начало XX вв. М.: РОССПЭН, 1995.-464 с.

77. Реабилитация народов России. Сб. документов. Сост. Н.Ф. Бугай и др. М.: Инсан, 2000.-447 с.

78. Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Сост. Н.Ф. Бугай. М.: «Капь», 1994. 260 с.

79. Республики в составе Российской Федерации: правовой статус и перспективы развития. Материалы парламентских слушаний. 17 февраля 1998 года. М., 1998.

80. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1995.

81. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Независимый экспертный доклад. / Под ред. В.А. Тишкова. М Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 184 с.

82. Союз можно было сохранить. Белая книга. Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М.: Апрель-85, 1995.

83. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Миграция в России: проблемы и противоречия». 4 апреля 2002 г. М., 2002.

84. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, 1998.

85. Так это было: национальные репрессии в СССР. 1919 1952 гг. Худож.-докум. сб. Т.1-2. М., 1993.

86. Такое управление государством недопустимо». Доклад А.Ф. Керенского на закрытом заседании IV Государственной думы // Исторический архив. 1997. № 2. С. 4 - 22. Публ. Д.А. Аманжоловой.

87. Тайны национальной политики РКП. 4-е совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923 г. Стенографич. отчет. М.: Инсан, 1994. 296 с.

88. Тузмухамедов P.A. Права и свободы народов в современных источниках права: Сб. документов. Казань, 1995.

89. Федерализм. Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 288с.

90. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих / Отв. Ред. В.А. Михайлов. М.: Скрипторий, Русский мир, 1999. -624 с.

91. Этнологический словарь. Вып. 1. Этнос. Нация. Общество. М.: «Виттан», 1996.1.I. Периодические издания1. Газеты:

92. Известия, Независимая газета, Новые известия, Ноев ковчег, Российская газета, Татарские новости, Караимские вести, Украинские вести.1. Журналы:

93. Аарелайд А. Возможна ли культурная автономия // Коммунист Эстонии. 1989. № 4.

94. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

95. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М., 1997.

96. Абдулатипов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Основные направления. М., 1994.

97. Абдулатипов Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Слав, диалог, 1999. 61 с.

98. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005.472 с.

99. Автономии современной России: Этноист. очерки. Вып. 3 / Науч. ред. Т. В. Батаева. М.: Издательство Рос. ун-та Дружбы народов, 2002.

100. Аманжолова Д.А. Этносы и власть в России. Очерки истории и законотворчества. Киров, 2003.

101. Амелин В.В. Этническое многообразие и власть в российском регионе. М., 2004. 320 с;

102. Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов A.A. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. М.: Институт национальных проблем образования, 1999.

103. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

104. Арутюнов С.А., Рыжакова С.А. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004.216 с.

105. Арутюнян Ю.В., Дробижева Д.М., Сусоколов A.A. Этносоциология: уч. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

106. Лорд Актон. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм. М., 2002.

107. Алдонясов В. Правовой статус коренных народов Севера. Новый подход. М., 1997.

108. Амелин В.В. Социальные и культурные дистанции. Опыт многонациональной России. 2-е изд. М.: Ин-т социологии, 2000. 385 с.

109. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2001.287 с.

110. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. И др. Нации и национализм. Пер. с англ. и нем. М.: Праксис, 2002. 416 с.

111. Анисин Ю.В. Национальные проблемы России в программах и тактике партий революционно-демократического лагеря. М.: Прометей, 1991. 208 с.

112. Бабаков В.Г., Семенов В.Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996.

113. Бажутина Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности // Изв. СО АН СССР. История, философия и филология. Новосибирск, 1992. Вып.З. С. 43-47.

114. Бауэр В. Новая форма национального самоопределения: проблемы и перспективы // Жизнь национальностей. 1999. № 1.

115. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909.

116. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.

117. Бромлей Ю.В. Человечество это народы. М.: Наука, 1990.

118. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов A.B. Русский народ в национальной политике. XX век. М.: Русский мир, 1998.448 с.

119. Вьюнов Ю. Русский культурный архетип. М.: Флинта, 2006.

120. Галлямов P.P., Зайнетдинова Л.Ф. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. Уфа: «Издательство «Здравоохранение Башкортостана», 2004. 150 с.

121. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

122. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь. 1992. №1.

123. Гончаров С.А., Набок И.Л., Петров A.A., Таксами Ч.М. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера. СПб.: Астерион, 2003.

124. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., 1995.

125. Губогло М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР // Советская этнография. 1989. № 1.

126. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 811 с.

127. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. 512 с.

128. Губогло М.Н. Русский язык и толерантность. М.: Старый сад, 2003.

129. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 764 с.

130. Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов. М., 2002.

131. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.

132. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики: Этнополитический очерк. СПб., 1995.

133. Дробижева JI.M. Национализмы в Республиках Российской Федерации: идеология элиты и массовое сознание // Панорама-Форум. 1997. №11.

134. Дробижева JI.M. Социальная и культурная дистанции. М., 1998.

135. Дробижева JI.M. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама. Оренбург, 2002. № 1. С. 1- 9.

136. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.

137. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996

138. Дубровин Ю.Д., Туник Г.А. Национально-культурное развитие народов России: политико-правовые аспекты. М.: Издание Гос. Думы, 2002. 95 с.

139. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // СоцИс. 1996.№12. С .23-33.

140. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: История, проблемы, перспектива. М., 2003.

141. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002.

142. Зорин В.Ю., Аманжолова Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества. М., 1999.

143. Иордан М.В. Этническая идентичность в контексте техногенной цивилизации: (Методологический подход) // Социальная теория и современность. М., 1993. Вып.12. С.26-32.

144. Исламшина Т.Г. Возвращение утраченного: Диалог о национальном. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.

145. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. -Казань: Издательство КГТУ (КАИ), 1996.

146. Исхаков Д.М. Проблема национально-культурной автономии и освещение некоторых ее аспектов в публицистике // Регион как феномен экономики, политики и культуры. Казань, 1994.

147. Каутский К. Национализм и интернационализм. Пг., 1918.

148. Каутский К. Национальные проблемы. Пг., 1918.

149. Козлова О.Н. О методах анализа социо-культурных явлений. // СоцИс. 1993. № 11. С. 137- 147.

150. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 34-41.

151. Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. СПб., 1998.

152. Коротеева В.В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et contra. 1997. №3.

153. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: Изд-во РГГУ, 1999.

154. Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-государственнымстроительством в РСФСР. 1917-1925 гг. М.: Наука, 1992. 300 с.

155. Крауз-Мозер Б. Этнометодология и концепция науки // Вопр. Общ. Наук. Киев,1990. Вып.83. С.81-90.

156. Кукушин B.C. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

157. Лазерсон М.Я. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1918.

158. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. В 2 кн. М.: Изд-во РУДЫ, 2004.

159. Ленин В.И. Культурно-национальная автономия // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 134-144.

160. Малинова О.Ю. Либеральные интерпретации проблемы наций и национальных прав в прошлом и настоящем. М.: ООО «Содействие сотрудничеству института им. Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук», 2001. 40 с.

161. Марийский мир: проблемы национального, социально-экономического и культурного развития марийского народа. Йошкар-Ола, 2000. 133 с.

162. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология: народы России: история и современное положение. М., 1996.

163. Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии: Сборник в честь Ю. В. Арутюняна / Отв. ред. М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2005. 406 с.

164. Межкультурный диалог. Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального согласия / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М.: РУДН, 2003.406 с.

165. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.: «Братья Карич», 1997.

166. Михайлов В.А. национальная политика России как фактор государственного строительства. М., 1995.

167. Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм, (интегральная теория). М.: Анкил, 1999.

168. Московский регион: этноконфессиональная ситуация. М., 2000. 284 с.

169. Мукабенова А.Б. Роль и место национально-культурных автономий в системе межнациональных отношений // Информационный бюллетень Правительства Москвы. Комитет общественных и региональных связей. Московский Дом национальностей. М., 2001.

170. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

171. Народная культура в современных условиях. Уч. пособие. М., 2000. 219с.

172. Нарочицкая Е.А. Интеграция и национализм: две стороны одной реальности // Актуальные проблемы Европы. Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия. М., 1997. № 3. С. 143-173.

173. Науменко Л.И. Этническая идентичность: Проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С. 77-87.

174. Национализм: идеология и политика. Казань, 1996.

175. Национализм и формирование наций. Теории модели - концепции. М., 1994.

176. Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России. М.,2002.

177. Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. М., 1998.

178. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. 678 с.

179. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М.: Ксерокоп, 1994.

180. Национальный вопрос в России сб. ст.. М., 1995. Национальный вопрос: теория, история, реальность: Материалы межвузовской конференции. Казань: Б.и., 1995.

181. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание: Моногр. / РАН. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1993. 188 с.

182. Новая этничность» в России (1990-е годы). Проблемно-тематич. Сб. ИНИОН. М., 1999.203 с.

183. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России М., 2004.

184. Паин Э.А. От Третьего Рима к гражданской нации // Известия. 2006. 14 февраля.

185. Панфилова Э. Проблема номер один выстроить внутри России толерантное многонациональное пространство // www.kreml.org. 2005. 15 октября.

186. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (опыт России). М., 1998.

187. Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004. 356 с.

188. Психология национальной нетерпимости. М., 1998. Путин В.В. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 года//Российская газета. 2003. 17 мая.

189. Путин В.В. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года//Известия. 2006. 11 мая.

190. Реннер К. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии). СПб., 1909.

191. Реальность этнических мифов / Под ред. М. Олкотт и А. Малашенко. Московский центр Карнеги. Аналитическая серия. Вып. 3. М., 2000.

192. Реальность этноса. Образование и национальная идея. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2004. Рубин К. Национально-культурная автономия. М., 1917. Русские: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992.

193. Руткевич М.Н. Обострение национальных отношений в СССР. // СоцИс. 1991. №1. С. 87-90.

194. Савва М.В. Этнический статус. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 1997.

195. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: АОЗТ «Механик», 1996.

196. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы // Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. СПб., 1996. № 4. С. 45-51.

197. Скворцов Н.Г. Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. №1. С 53-71.

198. Соколовский C.B. Самоопределение и проблема меньшинства.// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1995. С.115-132.

199. Соколовский C.B. Перспективы развития Концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. М., 2004. 258 с.

200. Социальные и культурные дистанции. Опыт многонациональной России / Под ред. Дробижевой JI.M./ М.: Изд-во ИС РАН, 1998.

201. Социальные неравенства этнических групп: Представления и реальность / Автор проекта и отв. ред. JI.M. Дробижева. М.: Academia, 2002.

202. Социологические аспекты национальных отношений. М.: РАН, 1989.

203. Социологические теории национализма: Научно- аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1991.

204. Социология и социальная антропология: Межвузовский сборник к 60-летию со дня рождения профессора Бороноева А.О. СПб.: Алетейя, 1997.

205. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, 1999.

206. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций / Отв. ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1985.

207. Татаринова JI.H. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998. 4.2. С.42-45.

208. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм. Теория. Практика. История. 1997. № 3. С. 71-108.

209. Тишков В.А. Национальное и социальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 3-16.

210. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М.: Наука, 2001.

211. Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001.

212. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.

213. Толерантность в межкультурном диалоге. М., 2005. 372 с.

214. Толерантность и культурная традиция / Отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.,2002.

215. Трагедия великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза. Антология. М.: Социально-политическая мысль, 2005. 600 с.

216. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности. М.: МГУ, 1994.

217. Файзуллин Ф.С. Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // СоцИс. 1997. №8. С. 12-19.

218. Фомичев П.Н. Социологические теории национализма. М.: ИНИОН,1991.

219. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭЙА, 1994.

220. Человек и этнос: философия, социология, этнология. Сыктывкар: Сыкт-ий гос. ун-т, 1998.

221. Чешко C.B. Кризис доктрины самоопределения // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 3-17.

222. Шабаев Ю.П. О национально-культурном развитии коми-пермяков. М.,1995.

223. Шаумян С.Г. О национально-культурной автономии. М., 1959. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.: РОССПЭН, 1996.-280 с.

224. Шишкин A.A. Вопросы социального и этнокультурного развития малочисленных народов. Тюмень, 1997.

225. Шкляр Л.Э. Этнос. Культура. Личность. Киев: Наукова думка, 1992. Шнирельман В.А. Националистический миф: основные характеристики // Славяноведение. 1995. № 6.

226. Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия народов (По материалам отечественной этнографической литературы). М.: ИНИОН РАН, 1995. 10 с.

227. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. гр. «Прогресс»,1990.

228. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. М., 2002.

229. Этнические и социально- культурные процессы у народов СССР: тезисы докладов/ Всесоюзная научная конференция «Национальные и социально- культурные процессы в СССР». Омск: ОмГУ, 1990.

230. Этнические меньшинства в современной Европе. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1997.

231. Этнокультурные процессы в национально- смешанной среде сб. ст.. М.: Институт этнографии, 1998.

232. Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М. 1994.

233. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1997. Вып.З.

234. Этносы и этнические процессы: сб. ст.. М.: Наука, 1993.

235. Breslauer G.W., Dale С. Boris Yeltsin and the invention of a Russian nationstate // Post-Soviet affairs. Vol.13. № 4 (1997).

236. Hannum H. Autonomy, Sovereignty, and Self-Determination. The Accommodation of Conflicting Rights. Philadelphia, 1990.

237. Ethnic groups and boundaries. The social Organization of culture differences. L.: Polity Press, 1989.

238. Giddens A. The constitution of society. Oxford: Polity Press, 1997.

239. Motyl A.J. Revolutions, nations, empires: conceptual limits and theoretical possibilities. NY: Columbia university press, 1999.

240. Smith A.D. Nationalism and modernism. L., N.Y.: Routlege, 1998.

241. Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986.

242. Smith G. The post-Soviet states: mapping the politics of transition. L.: Arnold, 1999.

243. Suni R.G. The Revenge of the Past. Nationalism, Revolution and the Collapse of the Soviet Union. Stanford, 1993.

244. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, Paris. 1982.

245. The invention of ethnicity. N.Y., Oxford: Oxford Univ. Press, 1989.

246. V. Диссертации и авторефераты диссертаций

247. Аринин А.Н. Российский федерализм: истоки, проблемы и перспективы развития. Автореф. диссдокт. полит, наук. М., 1999. 40 с.

248. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона). Автореф. дисс. докт. полит, наук. М., 2003.47 с.

249. Березенкин 0.10. Национально-патриотические организации современной России. История и идеология (1985-1996 гг.). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 2000. 26 с.

250. Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея. Автореф. дисс. . докт. ист. наук. М., 1995.39 с.

251. Жириков А.А. Проблемы политической стабильности российского государства (этнополитический анализ). Автореф. дисс. . докт. полит, наук. М., 1998.

252. Зорин В .10. Государственная политика в России: историко-политологический анализ. Автореф. дисс. докт. полит, наук. М., 2003. 54 с.

253. Исламшина Т.Г. Кризис полиэтничного общества и возрождение этнических ценностей. Автореф. дисс. докт. социол. наук. Уфа, 1993.

254. Кабардова И.Б. Развитие и взаимодействие национальных культур. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996.

255. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений. Автореф. дис. .канд. социол. наук. Саранск, 1995.

256. Мириханов Н.М. Реформирование федеративных отношений в России: тенденции нового десятилетия. Автореф. дисс. докт. полит, наук. М., 2003. 47 с.

257. Овлякулиев О. Формирование национального самосознания. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1993.

258. Поварницын Б.И. Англо-американская историография национальной политики СССР и постсоветских государств (1985-2000 годы). Автореф. дисс. докт. ист. наук. М., 2003. 34 с.

259. Сафин Ф.Г. Суверенизация и формирование современной этнополитической ситуации в Башкортостане. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М., 1994. 20 с.

260. Тузов Н.В. • Этнорелигиозные отношения и проблемы политической стабильности в России в 90-е годы XX века (на примере Северного Кавказа). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2003. 30 с.

261. Ургалкин Ю.А. Регионализация этнонациональных отношений в России. Автореф. дисс. докт. ист. наук. М., 1996.

262. Фазылходжаева И.К. Правовое регулирование межнациональных отношений. Автореф. дисс. докт. юр. наук. М., 1992.

263. Цай В.И. Исторический опыт межнациональных отношений в СССР, Российской Федерации (1953-2003 гг.). Автореф. дисс. . докт. ист. наук. М., 2004. 29 с.

264. Шатаева О.В. Государственная политика России в области национальных и межнациональных отношений в 1985-1999 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2006. 23 с.

265. Штралер О.Ф. Национально-культурная автономия в Российской Федерации: опыт, проблемы развития (на примере Республики Коми). Автореф. дисс. . канд. полит, наук. М., 2003. 21 с.