автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Проблема национально-культурной автономии и ее современное политическое значение

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кабешев, Владимир Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Проблема национально-культурной автономии и ее современное политическое значение'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Кабешев, Владимир Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ В ПРОГРАММАХ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по политологии, Кабешев, Владимир Александрович

Актуальность темы. В современных условиях взаимосвязанного мира российское общество продолжает испытывать на себе негативные последствия того политического шока, который вызвал распад СССР. При этом, проблема модернизации политической системы государства обострялась еще более. Преодоление кризисных явлений, построение нового гражданского общества в значительной степени затронуло ценностные ориентиры людей, самобытные традиции народа, ментальность, социальную и историческую память населения страны. Многонациональный состав Российского государства, уникальное разнообразие социально-экономических, культурных и других условий жизни придают особое значение углубленной разработке тех национальных проблем, которые на протяжении последнего столетия находились в центре внимания сменяющих друг друга правящих режимов. Предельной остроты национальный вопрос достигал, как правило, в наиболее критические моменты российской истории.

Национальная напряженность и конфликты в России всегда возникали и усугублялись и продолжают усугубляться на фоне социально-экономических трудностей, глубинных геополитических и, что важнее всего, ценностных трансформаций, вызванных распадом государственности и сменой идеологических парадигм. При этом чувство принадлежности к определенной этнической группе становится наиболее понятной и доступной формой коллективного бессознательного и мобилизации граждан. Данное обстоятельство особенно часто используется национальными элитами в своекорыстных целях, предполагая мобилизацию рядовых членов этнического объединения людей там, где для этого уже существуют определенные условия, связанные с существующей или вновь возникающей социальной дифференциацией по этническим границам, неравным доступом к власти и всевозможным ресурсам, с организационной правовой и культурной дискриминацией, откровенной пропагандой ксенофобии и распространения негативных стереотипов.

Поскольку в пределах национальногосударственных образований проживает меньше половины представителей титульного населения республик и округов, то даже самая радикальная суверенизация не затрагивает интересов и прав этнических групп, находящихся в них.

В ситуации, когда полиэтнический характер имеет и население многих российских краев и областей, в том числе и крупных городов, наиболее действенной формой реализации государственной политики в отношении различных национальностей, на федеральном и на региональном уровнях способна стать экстерриториальная национально-культурная автономия. Практически все полиэтнические государства мира весьма эффективно используют этот своеобразный институт гражданского общества, но в условиях российской действительности вряд ли следует осуществлять механический перенос существующих схем и поспешно внедрять национально-культурную автономию.

Рассмотрение национально-культурной автономии в качестве комплексной политической проблемы является делом актуальным с исторической, теоретической и практической точек зрения. Оно способно привести к выработке правильных подходов в рамках общегосударственной программы преодоления национальных противоречий.

Предметом настоящего исследования является изучение эволюции теории национально-культурной автономии в программах различных политических партий России, а также анализ основных принципов и условий реализации национально-культурной автономии в процессе модернизации и структурирования российской политической системы на современном этапе.

Хронологические рамки исследования включают в себя три основных периода.

Первый из них - 1905-1917гг., когда происходило интенсивное оформление национальных политических движений Российской империи. Программные документы того времени фиксируют те основные принципы экстерриториальной национально-культурной автономии, которые на практике пытались осуществить различные политические партии, добивавшиеся соответствующих решений Государственной Думы III и IV созывов.

Анализ политических событий 1905-1917годов позволяет проследить эволюцию теории национально-культурной автономии в общем контексте мероприятий Российской империи по национальному вопросу.

Второй период охватывает 1917-1924гг.,когда в острой политической борьбе закладывались основные принципы государственного строительства СССР, а дискуссии об особенностях национальной политики носили весьма острый характер, отражая главные противоречия межэтнического характера.

Третий период характеризуется распадом СССР в 1991 году и обострением в последующие годы межэтнической напряженности на всем пространстве обновляющейся России. К настоящему времени этнонационализм превратился в сложнейшую политическую проблему, которую невозможно игнорировать и трудно устранить. Но политические процессы с учетом основных факторов межнационального взаимодействия важно правильно понять и «низам» и «верхам» российского общества с тем, чтобы нейтрализовать негативные стороны и использовать государственную национальную политику в позитивном плане.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы проанализировать основные этапы эволюции теории национально-культурной автономии в России, выделить ее главные принципы и определить механизм ее реализации на современном этапе в рамках возможного изменения политической системы страны. Для достижения данной цели были поставлены задачи, связанные с: рассмотрением причин, вызвавших формирование идеи национально-культурной автономии в Российской империи; анализом самой теории культурной автономии; рассмотрением основных национальной политики СССР, и определенной степени, на них идей культурной автономии; исследованием причин этнонационализма и межэтнических конфликтов после распада СССР; определением роли национально-культурной автономии в решении межэтнических проблем российского государства; выявлением противоречий между основными принципами национально-территориальной и национально-культурной автономии; поиском наиболее оптимальных вариантов реализации национально-культурной автономии в политической системе современной России.

Методологическая основа.

При рассмотрении национально-культурной автономии в качестве комплексной политической проблемы было отдано хорошо апробированным на практике принципам объективности и историзма. Именно это позволило рассмотреть национально-культурную автономию в динамике, с учетом процессов становления, в органической связи с конкретными условиями развития и преемственности национальнопринципов влиянии, в национальноее породившими.

Широко использовался синхронный метод, предполагающий рассмотрение объекта исследования в контексте исторической обстановки. Важное место было уделено хронологическому методу изложения материала, который подразумевает рассмотрение сложных политических явлений в значительной временной протяженности. Кроме того, весьма полезным для решения поставленных перед исследованием задач стал историко-генетический подход, заключающийся в анализе объекта исследования на различных этапах его развития.

Из общенаучных методов в данном исследовании были использованы метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, кейс-стадиз. Вариативность методики обработки материала по национально-культурной автономии создает весомые предпосылки к необходимым политическим и философским обобщениям.

Источниковая база исследования.

Круг источников, использованных в данной работе достаточно обширен. Прежде всего это архивные документы. В диссертации использованы материалы Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), преимущественно, фонд Четвертого Делопроизводства Министерства

Внутренних дел. Указанное министерство и, в особенности, Департамент полиции, являясь весьма влиятельными организациями, контролировали и отслеживали процессы, происходящие в различных сферах жизни российского общества того времени.

Материалы Департамента полиции (Ф. 102) содержат информацию, довольно полно отражающую отношение широких кругов общественности, политических движений и партий, правительства к проблеме национальных отношений в Российской империи.

Материалы Российского Центрального хранилища источников и документов новейшей истории, и в частности, фонды отдела Агитации и пропаганды (ф.271, ф.159, ф.280) дают подробную информацию относительно позиции и программы большевиков по национальным проблемам до октября 1917 года. Вместе с тем они позволяют выявить основные расхождения по этим вопросам как внутри самой партии большевиков, так и расхождения с другими политическими партиями.

Опубликованные источники можно разделить на несколько основных групп.

Первую группу составляют законы, подзаконные и нормативные акты (Положения, Указы, Распоряжения и пр.), принимаемые съездами Народных депутатов и Коммунистической партии, Верховными Советами СССР и РСФСР и т.д. Важными источниками являются тексты Конституций РСФСР, СССР и РФ, особенно 1918, 1924 и 1936 гг. Они позволяют выявить место и роль теории национально-культурной автономии в российской национальной политике в XX веке.

Вторая группа использованных источников документы законодательной (Государственная Дума, Федеральное собрание) и исполнительной

Постановления Совнаркома, Совета министров, указы и послания Президента РФ) властей. Они дают более конкретную нормативно-правовую картину законотворческой и исполнительной деятельности государства по вопросам национальной политики. На основе анализа этой группы источников можно проследить становление и эволюцию основных принципов национальной политики России и, в частности, эволюцию теории национально-культурной автономии и ее современное наполнение. Стенограммы заседаний и слушаний, а также аналитические материалы, подготовленные для специальных комитетов законодательных органов, дают возможность рассмотреть все многообразие существующих подходов к решению межнациональных проблем и конфликтов политических партий и движений, правительства, национальных элит (представителей национальной бюрократии и лидеров национальных партий и движений) , различных сообществ, а также выявить основные расхождения и противоречия между ними.

Третью группу источников составляют программные документы общественных и политических партий и движений, как общероссийского, так и национального уровней, действовавших и продолжающих свою деятельность в России. Важность и ценность этой группы источников состоит в том, что именно политические партии определяли в значительной степени политику Российского государства. Кроме того, анализ этих документов позволяет выявить приоритеты и позиции различных партий по национальному вопросу в целом и национально-культурной автономии в частности. И, наконец, проследить процесс складывания, на основе идеи национально-культурной автономии, определенной политической доктрины. Важными источниками для автора являлись также работы лидеров и теоретиков различных партий. Здесь можно упомянуть статьи и книги П.И.Милюкова,

A.Ф.Керенского, В.И.Ленина, И.В.Сталина, Ахад Гаама, М.Г.Рафеса, М.С.Горбачева,

B.В.Жириновского, Г.А.Зюганова и других.

Четвертую группу источников составляют различные общественно-политические издания, на страницах которых широко обсуждались дискуссионные проблемы российской действительности на всем протяжении XX века. Материалы периодических изданий общероссийского и регионального характера помогли создать представление об остроте национальных проблем в российском обществе в XX веке и их влиянии на политику государства. При работе с материалами периодической печати принималась во внимание их специфика как исторического источника.

К пятой группе источников относятся воспоминания и мемуары крупных российских общественных и политических деятелей: С.Ю.Витте, В.Н.Коковцева, П.И.Милюкова, П.А.Столыпина и других. Этот источник, несмотря на субъективные оценки и выводы, зависящие от политической принадлежности авторов, важны тем, что отражают настроение и взгляды этих деятелей на важнейшие события XX века.

Историография проблемы. В отечественной и зарубежной историографии в последнее время отмечается заметная активизация в изучении российской национальной политики. Однако сама теория национально-культурной автономии остается менее разработанной и изученной.

Активизация национального движения в годы первой русской революции, складывание сильных национальных партий, стремление «инородцев» к самоопределению явились побудительным мотивом для публикации ряда исследований по национальному вопросу в начале XX века (Н.А.Гредескул1, А.Е.Алекторов2, А.Н.Максимов3, М.М.Миглянский4) .

Период после Октябрьской революции стал временем формирования советской исторической науки. Превращение в догмат принципов советской национальной политики делали нецелесообразным обращение к опыту партий, сошедших с политической арены. Упрощенный взгляд на долгие годы определил стереотипный характер оценок национальной политики самодержавия, политических партий дооктябрьского периода и самой советской власти в данной сфере. На изучение теории национально-культурной автономии существовал неофициальный запрет. Работы, касающиеся этой темы, рассматривали исключительно национальные программы партии большевиков.

Первые попытки более широко и объективно рассмотреть данную проблему были предприняты в 197 0-е годы в основном в национальных республиках СССР, а также в Институте этнографии АН СССР.

Однако основной акцент в этих исследованиях был сделан на этно-культурном аспекте национальной политики Российского государства. Была сделана попытка, если не пересмотреть, то расширить марксистско-ленинское определение нации. Здесь можно назвать работы Т.Ю.Бурмистровой5, Ю.В.Бромлея6, Б.Г.Ананикяна7, Г.А.Джангвеладзе8, И.Ф.Курко9, М. С. Джанусова10, А. А. Сатыбалова11, В.И.Соломенкова12 и других.

С середины 1980-х годов количество публикаций, посвященных межнациональным отношениям и национальной политике СССР, резко возросло. Однако большая часть работ носила ярко выраженный публицистический характер. Именно с этого периода появляются многочисленные монографии и статьи, в которых исследуются различные аспекты национальной политики России на всем протяжении ее истории.

Все эти работы можно разделить на несколько групп.

Первую из них составляют монографии, посвященные изучению истории России в XX веке. Работы А.Н.Сахарова13, Е.С.Троицкого14,

В.3.Роговина15, А.И.Родионова16 содержат глубокий анализ основных тенденций и противоречий российской истории, их взаимосвязи и внутренней логики. Без этого невозможно в полной мере понять пути формирования и эволюции национальной политики государства.

Ко второй группе можно отнести работы, в которых рассматриваются программы и деятельность различных общественных движений и политических партий, как общероссийского, так и регионального уровней. Здесь следует назвать монографии и

17 18 статьи С.С.Саидкасимова , Р.Г.Симоненко ,

Д.Раскина19. Данные работы помогли автору проследить конкретное наполнение теории национально-культурной автономии особенно в дореволюционной России. Необходимо все же отметить, что тема данной диссертации затрагивается в этих работах недостаточно.

Третья группа работ посвящена исследованию национально-государственного строительства в России, проблемам федеративного устройства, роли регионов в политике государства. Отметим работы Г. Т . Тавадова20, Р. Г. Абдулатипова21, А. А. Басалая22,

B.А.Печенова23, С .М. Равина24, С . 3.Зиманова25, К.К. Рейтора26, Н.И.Хмары27. Некоторые из них написаны исходя из старых подходов, страдающих излишней упрощенностью и идеологизацией. Однако появился целый ряд достаточно оригинальных работ, среди которых исследования А.И.Вдовина,

28 Р Я

И.Г.Яковенко , А. П.Ненарокова , А.И.Родионова,

C.В.Кулешова30, И.А.Сарычева31, В.В.Ильина32, A.C. Панарина33.

Четвертую группу составляют работы

П.А.Сорокина34, П. Н .Шелемина35, Ю.В.Бромлея,

A.A. Басалая, JT. Ф. Болтенковой36 в которых затрагивается больше этно-культурный аспект национальной политики, а именно проблемы культурной адаптации различных этносов, сохранение самобытности, культурного взаимодействия и связанной с этим напряженности. Эта группа работ позволила выявить и проанализировать глубинные противоречия и логику межнациональных отношений.

К пятой группе можно отнести работы, исследующие этнополитические процессы на территории советского и постсоветского пространства. Среди них следует назвать работы В .А. Тишкова37, Н.Ф. Бугая38, В.Н.Лысенко39,

С. В. Четко40, А. С. Барсенова41, В. А. Корецкого42.

Зарубежные авторы также изучали национальные проблемы и политику России в нынешнем столетии. Отметим работы Д. Хоскинга43, В.Л.Хесли44, Н.Верта45, Дж.Боффа46, А. Каппелера47, Х.Ланца48, М.Матьюза49, Р.Пайпса50, которые содержат большое количество интересной информации и методик изучения данного круга проблем. Однако подчас изложение материала слишком претенциозно и стереотипно.

Таким образом, в отечественной и зарубежной историографии практически отсутствуют работы, посвященные национально-культурной автономии. За исключением той немногочисленной литературы, которую публикует постоянно действующий «круглый стол» клуба Этносфера51.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе изучения широкого круга как опубликованных, так и впервые введенных в научный оборот источников дан комплексный анализ основных принципов и механизмов реализации национально-культурной автономии в таком полиэтническом государстве, как Россия. Несмотря на определенный интерес в последние годы к истории национального вопроса, анализу межэтнических конфликтов и этнонационализма на современном этапе развития государственности России, названные проблемы изучались большей частью вне зависимости друг от друга. В диссертации делается попытка восполнить образовавшейся пробел. Введение в научный оборот ранее неизвестных документов позволяет существенно расширить знания по исследуемой теме в рамках политологии.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что оно может быть использовано при дальнейшем изучении межнациональных отношений, подготовке различных учебных пособий, лекционных курсов по общей и сравнительной политологии, истории мировых цивилизаций, политологии и истории России. Выводы, сделанные автором диссертации при разработке темы, могут быть также учтены компетентными государственными органами при осуществлении конкретных мероприятий, направленных на урегулирование межэтнических конфликтов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема национально-культурной автономии и ее современное политическое значение"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полиэтнический состав России и связанное с этим многообразие политических, социально-экономических и культурных условий жизни разных народов придают особое значение разработке национальных проблем. Практически все фракции, представленные в Государственной Думе, Федеральном Собрании РФ, отмечают отсутствие цельной государственной программы по решению межэтнических противоречий.

Появление в программных документах национальных партий и движений принципов экстерриториальной (персональной, национально-культурной) автономии было обусловлено объективными социально-экономическими и политическими причинами, характерными для Российской империи в начале XX века. К ним относится форсированная модернизация экономики, которая обострила противоречия в обществе. Здесь и быстрый рост городов, массовый отрыв крестьянства от земли, быстрый рост доходов предпринимателей, неустойчивость социального существования значительной части населения и даже частичное деклассирование. Происходило переформирование общественных сил, инициировались значительные изменения в экономике. Сложившаяся национальная буржуазия и интеллигенция были не склонны подчинять национальное социальному. В 1905 году в России насчитывалось 240 различных партий. Идеология, программные и тактические установки национальных партий были направлены на обострение национальных противоречий.

В соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической обстановкой в России менялись и основные принципы национально-культурной автономии. От требований автономии культурной и образовательной деятельности до требований создания автономных органов самоуправления. Характерным является то, что для всех партий национальный вопрос не был вопросом первостепенной важности. Высказывались требования касающиеся социальных и политических вопросов, и в тех случаях, когда речь шла о «национальном угнетении» или «засилии инородцев и иноверцев», то это делалось в контексте оценки общеполитической ситуации. Разумеется в отношении национальных требований, формулируемых партиями всевозможной направленности, касались самой целесообразности и перечня регионов, которым в будущем следовало предоставить политическую автономию в рамках российского государства. В целом же эволюция требований различных партий протекала в русле изменений настроения в обществе, либерализацией некоторых ограничений в правах проживания, землевладения для «инородцев». Анализ документов национальных партий дает основание отметить, что лозунг об экстерриториальной автономии в этот период являлся чисто политическим, поскольку практическое применение этой теории было невозможно. Национальные партии использовали его с целью расширения своей социальной базы и антиправительственной борьбы.

Политика национального строительства в советский период базировалась на выдвинутом социал-демократами конца XIX века и взятом В.И. Лениным на вооружение лозунгом о праве наций на самоопределение. Однако реализация этого принципа заложила целый ряд серьезных противоречий. С одной стороны, на нем была построена труднореализуемая теория и практика социалистического федерализма: государство административно делится на этнополитические образования, в которых каждая «коренная нация» обладает своей государственностью. Однако границы республик устанавливались с учетом экономических и политических интересов. Подобный подход привел к тому, что в настоящее время около 63 районов страны - предмет споров между различными этническими группами. С другой стороны, закрепленное в Конституции СССР 1936 года право на самоопределение вплоть до отделения было превращено в декларацию, о чем свидетельствует отсутствие его реальной процедуры. Но даже в этом декларативном виде оно распространялось лишь на часть наиболее крупных народов страны; другие, в том числе далеко не самые малочисленные, были выстроены по иерархической лестнице вплоть до той ступени, когда для них не предусматривалось ни каких административных образований вообще.

Особенно показательным в этом отношении является история с нижними «этажами» федеративной постройки в СССР. Как известно, советский федерализм в своем наиболее развитом виде включал помимо союзных и автономных республик, автономных областей и округов еще национальные районы (250 -1933г., 240 - 1934г.) и национальные сельсоветы (5300 - 1934г.). По данным на 1934 год, к категории национальных были отнесены каждый десятый район и каждый девятый сельсовет в стране. Однако в Конституции СССР 1936 года и разработанных на ее основе Конституциях союзных республик эти низовые структуры советской федерации не были узаконены. С этого времени дробление государства по этническому признаку было остановлено.

Несмотря на использование отдельных элементов экстерриториальной автономии в практике национального строительства СССР, официальная точка зрения на ее изучение и практическое применение была крайне отрицательной.

Национально-культурная автономия как возможная основа федерации даже не рассматривалась. В большевистской традиции она расценивалась как «утонченный национализм», который «был выметен советской метлой вместе с его бундовско-эсеро-меньшевистскими апологетами».

Распад СССР, формирование новой российской государственности выдвигают необходимость создания программы национального строительства. Государственная политика в этой области должна проводиться по всей территории страны и ее субъектами должны быть национальности независимо от характера расселения и имеющегося политического статуса. Принятый Закон «О национально-культурной автономии» дает возможность решить некоторые межэтнические противоречия, на наш взгляд, сужение его рамок в процессе прохождения через Федеральное Собрание создает предпосылки для негативного влияния:

- определение национально-культурной автономии, как формы национально-культурного самоопределения, представляющее собой общественное объединение, может привести к этнизации общественной жизни. В настоящий период существует множество общественных организаций этнического характера;

- создаются условия для возникновения этнопартий, деятельность которых может привести к дестабилизации общества;

- положение Закона о том, что «право на национальную автономия не является правами на национально-территориальное самоопределение» не гарантируется существующим законодательством. Например, туркмены, составляющие большинство в некоторых районах Ставропольского края, могут организовать национально-культурную автономию и в результате выборов в сельскую администрацию, способны выступать органами местного самоуправления, имеющими право распоряжения, владения и управления определенной территорией.

Основными причинами сохраняющихся противоречий являются разностатусность национальнотерриториальных и территориальных субъектов, а так же управление экономикой по отраслевому принципу и переходом к управлению непосредственно через территории. Для решения этих противоречий необходимо оторвать этническую составляющую от территории и перейти к широкому внедрению принципов национально-культурной автономии.

На наш взгляд, для создания оптимальных условий реализации основных принципов национально-культурной автономии на современном этапе, необходимо:

- разработать на основе отечественного и мирового опыта политическую доктрину экстерриториальной автономии, выходящей за рамки узкопонимаемых культурных и фольклорных параметров;

- законодательное оформить различные формы общественно-политической организации и деятельности отдельных национальных общин (включая деятельность по обеспечению политического влияния и властного представительства на экстерриториальной основе);

- дать более четкое толкование понятию национально-культурной автономии;

- ускорить разработку и прохождение законов «О правах коренных народов», «О государствообразующем народе», «О национально-культурном развитии русского народа».

Важным инструментом межнационального единения в обновляющемся российском государстве способна стать Ассоциация народов России - общественная организация, преследующая благородную цель укрепление дружбы всех наций и этнических групп Отечества. Комплексный подход к острейшим национальным проблемам позволит создать наиболее приемлемые условия для существования экстерриториальной автономии и формирования единого российского гражданского общества.

 

Список научной литературыКабешев, Владимир Александрович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. ИСТОЧНИКИ. Архивы.

2. ГАРФ. Ф.102. Оп. 116, 117, 125, 226, 240, 246, 302.

3. РЦХИДНИ. Ф. 271, 159, 280.

4. Документы исполнительной и законодательнойвластей.

5. Государственная Дума. Стенографические отчеты. СПб., Пг., 1908-1916.

6. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911гг. М.,1991.

7. Шесть лет национальной политики Советской Власти и Наркомнац. 1917-192Згг. Вместо отчета. М.,1924.

8. Конституция РСФСР 1918 года.//Известия ВЦИК. 19 июля 1918.

9. Конституция СССР 1924 года.//Кукушкин Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. Приложение.

10. Конституция СССР 1936 года.// История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. М.,1957.

11. Конституция СССР 1977 года. М.,1977.

12. Конституция РФ 1993 года. М., 1993.

13. Декреты Советской власти. М., 1957.

14. Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.//Российская газета 1994. 25 февраля.

15. Соглашение об образовании Содружества Независимых государств 8 декабря 1991 года.//Союз можно сохранить. Белая книга. М., 1995.

16. Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». М.,1996.

17. Материалы парламентских слушаний на тему: «Этнополитический фактор в развитии российского федерализма». М.,1998.

18. Материалы парламентских слушаний по теме: «О национально-культурной автономии». М.,1996.

19. Материалы парламентских слушаний по теме: «О концепции к разработке программы национально-культурного развития русского народа». М.,1998.

20. Документы политических партий.

21. Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. М.,1991.

22. Сборник российских политических программ. 1917-1955гг. «Посев», 1989.

23. Милюков П.Н. Национальный вопрос: (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). Прага, 1925.

24. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.2 0.Нольде Б.Э. Национальный вопрос в России. Доклад на Девятом делегатском съезде партии Народной свободы 24 июля 1917г.// Дружба народов. №8. 1992.

25. Каутский К. Национальные проблемы. Пг., 1918.

26. Кокошкин Ф.Ф. Автономия и федерация. Пг., 1918 .

27. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.,1983. бт.

28. Ленин В. И. Полное собрание сочинений.5-е изд.

29. Сталин И.В. Собрание сочинений.

30. Бухарин Н.И. Избранные произведения М., 1988.

31. Программа Либерально-демократической партии. М.,1992.

32. Зюганов Г.А. Держава. М.,1994.

33. Бабурин С.Н. Российский путь: Становление российской геополитики кануна XXI века. М., 1995.1. Мемуары.

34. Витте С.Ю. Воспоминания. Берлин, 1924.

35. Коковцев В.Н. Из моего прошлого. М.,1992.

36. Милюков П.Н. Воспоминания. 2т. М.,1990.

37. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. М.,1990.

38. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. М.,1995.1. ЛИТЕРАТУРА. Монографии.

39. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М. , 1995.

40. Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская система М., 1966.

41. Алекторов А.Е. Инородцы в России. Современные вопросы. Финляндцы. Поляки. Латыши. Немцы. Армяне. Татары. СПб., 1906.

42. Ананикян Б.Г. Идейно-политический крах партии Дашнакцутюн. Ереван. 197 9г.

43. Барсенов A.C., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX век. М., 1993.4 0.Басалай A.A. Развитие наций и их взаимоотношений в СССР. М., 1988.

44. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М., 1988.

45. Болтенкова Л.Ф. Межнациональные отношения в перспективе (субъективный взгляд юриста). М.,1989.

46. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2т. М.,1990.

47. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.

48. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

49. Бугай Н.Ф. Межнациональные конфликты в СССР как причина распада: истоки, развитие. М., 1996.

50. Бурмистрова Т.Ю. Ленинская национальная программа партии большевиков. М., 1967.

51. Бурмистрова Т.Ю. Национальный вопрос и рабочее движение в России. М., 1970.4 9.Верт Н. История советского государства М., 1995.

52. Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. СПб., 187 3.

53. Гредескул H.A. Россия и ее народы. Пг. 1916.

54. Гуревич Г.С. История Советской Конституции. М. . 1923.

55. ДжангвеладзеГ.А. Банкротство антипролетарских партий в Грузии. Тбилиси 1981.

56. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

57. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашхабад. 1988.

58. Драпкина Е. Национальный вопрос в царской России. М., 1930.

59. Ежов М.В. История государственных учреждений. СПб. 1996.58.3иманов С.З., Рейтор К.К. Теоретическиевопросы советского национально-государственного строительства. Алма-Ата, 1987.

60. Ильин В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М., 1994 .

61. Иовлев A.M. Ленинская программа партии по национальному вопросу. М., 1970.

62. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев в СССР. М., 1935.

63. Каппелер А. Россия многонациональная империя: возникновение история распад. М.,1996.

64. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

65. Куличенко М.И. Образование и развитие СССР. Ереван. 1982.

66. Курко И.Ф. Крах мелкобуржуазных партий на Украине. Киев 1978.66.«Круглый стол» ученых и политиков «Перспективы евразийской интеграции (экономические, политические, духовные предпосылки реинтеграции постсоветского пространства)». М., 1994.

67. Лазерсон М.Я. Национальность и государственный строй. Пг., 1918.

68. Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России. М., 1991.

69. Лысенко В.Н. От Татарстана до Чечни. (Становление нового российского федерализма). М., 1995.

70. Макарычев A.C. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма. Н.Новгород1997.

71. Максимов А.Н. Русские инородцы. М., 1901.

72. Могилянский М.М. Историческое освещение финляндского вопроса. СПб. 1912.

73. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.

74. Национально-культурная автономия.// по материалам круглого стола. М. 1998.

75. Национальный вопрос в дореволюционной России и его решение после Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1984.

76. Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX начала XX вв. М,. 1991.

77. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

78. Политика Советской власти по национальному вопросу за три года (1917-1920). М., 1920.7 9.Равин С.М. Теории советского федерализма. Л.,1962.8 0.Рафес М.Г. Два года революции на Украине. М.,1920.

79. Рефес М.Г. Очерки истории Бунда. М.,192 3.

80. Роговин В.З. Мировая революция и мировая война. М., 1988.

81. Сатыбалов А.А. Исторические типы общности людей (род, племя, народность, нация). Л., 1959.

82. Сахаров А.Н. К вопросу о причинах распада СССР.// СССР и холодная война. М., 1995.

83. Семковский С.Ю. Национальный вопрос в России. Пг. 1918.

84. Соломенков В.И. Большевики в борьбе с мелкобуржуазными партиями в Белоруссии. Минск 1981.

85. Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994.

86. Сорокин П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство. //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

87. Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности (988-1996). М., 1996.

88. Федерализм и децентрализация. Екатеринбург, 1998.

89. Хмара Н.И. О национальном вопросе.// Социалистическая идея: уроки XX века. М., 1997.

90. Хоскинг Д. История Советского Союза, 1917-1991. М., 1994.

91. Четко C.B. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996.

92. Шлемин П.Н. Национальные отношения и права человека. М., 1993.

93. Якубовская С.И. Объединительное движение за образование СССР (1917-1922). М., 1947.1. Статьи.

94. ЮО.Авакьян С.А., Кулешов C.B., Морозова Е.Г., Сарычева И.А. Политико-правовые проблемы развития Российской Федерации в светеотечественного и мирового опыта.// Мир России. 1997. №3.

95. Баграмов Э.А. Какая идеология нужна России? (О выработке концепции национальной политики Российской Федерации) // Обновление России: трудный поиск решений. М.,1994. Вып. 2.

96. Вдовин А.И. Национальная политика 30-х годов: (Об исторических корнях кризиса межнациональных отношений в СССР).// Вестник Московского университета. Сер. 8. 1992.

97. ЮЗ.Вдовин А.И. Новая национальная политика в СССР.//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1990. № 4.

98. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма.//Вопросы истории №11-12 1996.

99. Исаев И.А. Евразийство: идеология государственности.// Общественные науки и современность. 1994. № 5.

100. Козлов В. И. Национальный вопрос и пути его решения.// Сов. этнография №1. 1989.

101. Линц X., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация.//Полис №5 1997.

102. Матвеева С.Я. Возможности государства-нации в России Полис №1 1996.

103. Матьюз М. Ограничение свободы проживания и передвижения в России (до 1932).// Вопросы истории 1994. №4.

104. ИО.Мирский Г.И. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах.// МЭМО. 1997. №2.

105. Национальный вопрос в современномполитическом развитии (материалы круглогостола).// Рабочий класс и современный мир. 1989. №3.

106. Ненароков А.П. Догматическая канонизация сталинских подходов к решению национального вопроса и потери советской историографии объединительного периода.// История СССР 1988.№6.

107. ИЗ.Печенов В.А. О национальной и региональной политике в Федеративной России.// Этнополитический вестник. 1994. №1.

108. Покровский М.Н. Возникновение Московского государства и «великорусскаянародность».//Историк-марксист. 1930. № 18-19.

109. Раскин Д. «Еврейский вопрос» в документах высших государственных учреждений Российской империи XIX начала XX веков.// История евреев в России. Вып. I. СПб. 1993.

110. Саидкасимов С.С. Национальный вопрос в программах политических партий России.// Кентавр. 1992.№1.

111. Симоненко Р.Г. Национально-культурная автономия на Украине 1917-1918гг.// Вопросы истории №1. 1997.

112. Тавадов Г.Т. Конституционные принципы российского федерализма.// Социально-политический журнал. 1995. № 6.

113. Тишков В.А. О концепции перестройки межнациональных отношений в СССР// Сов. этнография 1989. №1.

114. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. // Сов. этнография. №5. 1989.

115. ТишковВ.А. Национальность и национализм в постсоветском пространстве. М., 1994.

116. Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий.//Полис.№6. 1996.

117. Челяпов Н. Партия и национальный вопрос. // Советское государство и революция права. 1930. №5-6.

118. Шелохаев В.В. Национальный вопрос в России: либеральный вариант решения.//Кентавр. 1993.№2.

119. Резолюция VI съезда Бунда «О решении национального вопроса».

120. VI съезд «Бунда», в согласии с позицией, на которую стал IV съезд в резолюции по еврейскому национальному вопросу, формулирует программу «Бунда» в следующих пунктах:

121. Полное гражданское и политическое равноправие для евреев.1.. Обеспеченная законом возможность для еврейского населения пользоваться своим языком в сношениях с судом и учреждениями общегосударственного территориального и местного самоуправления.

122. Резолюция X Конференции Бунда.

123. О национально-культурной автономии».

124. X конференция, в полном согласии с установленной VI съездом «Бунда» программой по национальному вопросу, выдвигает немедленное осуществление национально-культурной автономии для еврейского народа, как актуальный политический лозунг дня.

125. Языком национально-культурной организации является еврейский язык.

126. Примечание. Национально-культурная организация обеспечивает своим бюджетом право меньшинства организации иметь светскую школу на ином, не еврейском языке.

127. Резолюция X Конференции Бунда.

128. Об осуществлении национально-культурной автономии».

129. На эти органы должно быть возложено заведывание всеми наличными еврейскими школами, равно как и дальнейшее расширение еврейской школьной сети. Одновременно Временное

130. Правительство должно издать декрет о включении еврейских школ в общую школьную сеть и о введении в этих школах еврейского языка, как языка преподавания.

131. Внутреннее устройство национально-культурной организации будет определенно Еврейским Учредительным Собранием в границах компетенции, которая будет установлена Всероссийским Учредительным Собранием в основных законах.

132. Пути решения национального вопроса в программах некоторых партий Царской России.1. ЭСЕРЫ

133. Эсеры участвовали в вооруженных восстаниях, вели политическую агитацию. Одним из главных методов борьбы был индивидуальный террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от ЦК боевая организация.

134. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за переменуили отказ от вероучения не допускаются.

135. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

136. Союз 17 октября» провозглашает следующие основные положения:

137. Сохранение единства и неразделенности государства.

138. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАРТИЯ

139. Торгово-промышленная партия партия промышленной и торговой буржуазии. Основана в Москве в ноябре 1905г. Лидеры:

140. Крестовникова и Живаго члены комиссии выступили с соответствующим заявлением к избирателям в Государственную думу.

141. Полное содействие правительству попроведению в жизнь новых начал, возвещенных Манифестом 17 октября 1905 года, и по ограждению закономерного правопорядка.1. .Сохранение целости России.

142. Декларация прав народов России

143. Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.

144. Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.

145. В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов с другой.

146. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.

147. Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

148. Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.

149. Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-анексионистской буржуазии.

150. Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободноесамоопределение.

151. Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

152. Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

153. Равенство и суверенность народов России.

154. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

155. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

156. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

157. Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.

158. СУ РСФСР. 1917. № 2. Ст. 18)

159. Об объединении Российской Социалистической

160. Федеративной Советской Республики с Дальне-Восточной Республикой

161. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) /Извлечение/

162. Президиум Всероссийского Центрального

163. Исполнительного Комитета принимает к сведению постановление Народного Собрания Дальне-Восточной Республики о самороспуске, об установлении на территории Дальнего Востока власти Советов и о присоединении Дальне-Восточной Республики к Советской России.

164. СУ РСФСР. 1923. № 1. Ст. 2)и<>1. Об организации Союза ССР

165. Постановление I Закавказского съезда Советов)

166. История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. С.383-384)

167. Об Общесоюзном Съезде и о выборе делегатов

168. Постановление VII съезда Советов УССР)

169. Избрать из состава съезда делегатов на Учредительный съезд Советов Союзных Республик в количестве, соответствующем избирательным нормам,установленным § 2 6 действующей в РСФСР Конституции.

170. Об образовании Союза Социалистических Советских Республик

171. Постановление IV съезда Советов БССР) /Извлечение/

172. Рабочие и крестьяне Белоруссии вместе с рабочими и крестьянами остальных советских республик постоянно и неослабно стремились к осуществлению одной цели созданию и окончательному укреплению власти Советов для борьбы за коммунизм.

173. История Советской Конституции (в документах). 1917-1956. С.389-390)

174. По докладу Об образовании Союза Советских Социалистических Республик

175. Постановление X Всероссийского Съезда1. Советов)

176. Признать своевременным объединение Российской Социалистической Федеративной

177. Советской Республики, Украинской Социалистической Советской Республики, Закавказской

178. Социалистической Федеративной Советской

179. Республики и Белорусской Социалистической Советской Республики в Союз Советских Социалистических Республик.

180. В основу объединения положить принцип добровольности и равноправия Республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза Республик.

181. Поручить делегации. выработать совместно с делегациями Украины, Закавказской Республики и Белоруссии проект Декларации об образовании Союза Республик с изложением обстоятельств, диктующих объединение Республик в одно союзное государство.

182. Поручить делегации выработать условия вхождения РСФСР в Союз Республик.

183. Договор представить на утверждение первого Съезда Союза Республик.26 декабря 1922 г.

184. СУ РСФСР. 1923. № 28. Ст.325)

185. О ликвидации Народного Комиссариата по Делам Национальностей

186. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров) /Извлечение/

187. Для руководства работой по осуществлению национальной политики на местах и координирования работы представителей автономных Республик и областей в Москве учредить при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Отдел национальностей.

188. СУ РСФСР. 1924. № 39. Ст.358)

189. О мерах к переводу делопроизводства государственных органов в национальных областях и республиках на местные языки

190. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) /Извлечение/

191. Президиум Всероссийского Центрального

192. Исполнительного Комитета постановляет:

193. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О национально-культурной автономии

194. Статья 3. Правовой статус национально-культурной автономии

195. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

196. Устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с общественными организациями иностранных государств.

197. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

198. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

199. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

200. ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ.

201. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ1. АВТОНОМИИ

202. Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии

203. Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

204. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими),региональными, федеральными.

205. Местные национально-культурные автономии могут образовывать региональную национально-культурную автономию. Если в пределах субъекта Российской Федерации создана только одна местная национально-культурная автономия граждан

206. Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус региональной национально-культурной автономии.

207. Региональные национально-культурные автономии двух или более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.

208. Статья 6. Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии

209. Национально-культурная автономия учреждается в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей национально-культурной автономии, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

210. Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений.

211. Региональные национально-культурные автономииучреждаются на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий.

212. Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждаются на съездах делегатами региональных национально-культурных автономий.

213. Регистрация национально-культурной автономии проходит в органе юстиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

214. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.

215. Регистрация, реорганизация национально-культурной автономии и (или) ликвидация осуществляются в порядке, установленном Российской Федерации об общественных объединениях.

216. Статья 7. Консультативные советы по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления

217. При Правительстве Российской Федерации создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, который является совещательным органом и действует на общественных началах.

218. Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии.

219. Порядок образования, деятельности и ликвидации консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

220. ГЛАВА III ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

221. Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков

222. Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.

223. Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка.

224. Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения.

225. Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения.

226. Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения

227. ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры

228. Статья 14. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и развитие национальной культуры

229. Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации

230. В федеральных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации предусматривается помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.

231. В программах субъектов Российской Федерации и местных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.

232. ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ Статья 16. Принципы финансирования национально-культурных автономий

233. В этих целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды.

234. Статья 17. Собственность национально-культурныхавтономий

235. Национально-культурные автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

236. Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.

237. Статья 19. Финансовая поддержка национально-культурных автономий со стороны государства и местного самоуправления

238. Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.1 п

239. Статья 20. Основные условия предоставления государственной финансовой поддержки национально-культурным автономиям

240. Выбор программ и проектов национально-культурного развития для государственного финансирования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием представителей национально-культурных автономий.

241. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

242. Статья 21. 0 вступлении в силу настоящего Федерального закона

243. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.