автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Национально-культурная автономия в Российской Федерации: опыт, проблемы развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национально-культурная автономия в Российской Федерации: опыт, проблемы развития"
На правах рукописи
ШТРАЛЕР Олег Францевич
НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (на примере Республики Коми)
Специальность 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Москва - 2003
Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный руководитель: - доктор исторических наук, профессор
Калинина Клавдия Владимировна
Научный консультант: - доктор философских наук, профессор
Савельев Виктор Васильевич
Официальные оппоненты: - доктор исторических наук, профессор
Михайлов Вячеслав Александрович
- кандидат политических наук Пнстрякова Светлана Аркадьевна
Ведущая организация: Институт языка, литературы и истории
Коми научного центра Уральского отделения Академии наук Российской Федерации
Защита состоится_2003 г. в_часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, аудитория
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1-й учебный корпус).
Автореферат разослан_
Учёный секретарь диссертационного совета
2003 года
А. Е. Жарников
А
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности является предметом внимания общества, различных политических партий и движений. С распадом СССР в России начался процесс суверенизации республик, происходивший под определённым воздействием идей национальног о самоопределения. Стремление к самоопределению проявили не только титульные народы, но и граждане других национальностей. Необходимость равноправия и самоопределения народов нашла отражение в преамбуле Ос-^ новного закона Российской Федерации и его первой главе, посвященной основам конституционного строя.1 В этих условиях, по мнению Р. Г. Аб-I дулатипова, необходимо «определить в качестве приоритетного направле-, ния деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы федерализма, национальных отношений и национальной политики»2
Однако утвердившиеся принципы внутригосударственного устройства не решают проблемы всех народов России, всё более осознающих свою сопричастность к формированию внутренней и внешней политики государства. В этой связи особую значимость приобретает такая принципиально важная для нашей страны форма самоопределения, как национально-культурная автономия. Она позволяет «гражданам Российской Федерации, » принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, ' традиций, языка, культуры, образования»3.
В процессе становления национально-культурных автономий, несмотря на накопленный положительный опыт, возникает ряд противоречий и
1 См.: Конституция Российской Федерации. Преамбула, Ст. 5, п. 3
2 Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства.-М.: «Славянский диалог», 1995.-С.23.
См.: Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации, раздел V, Собрание законодательства РФ №25. - Ст. 6235.
проблем, которые не только требуют своего решения, но и разработки ряда теоретических вопросов. Важное значение при рассмотрении современных проблем развития национально-культурной автономии играет знание истории. В связи с принятием Федерального закона «О национально-культурной автономии», а также процессом их реального становления и развития, актуальным является также исследование базовых принципов экстерриториального самоопределения народов.
Хотя феномен национально-культурной автономии самым непосредственным образом связан с оптимизацией национальных отношений, но одновременно он занимает весомое место в системе федеративных отношений. Нет сомнения, что НКА следует рассматривать как механизм сохранения целостности и развития внутреннего этнического многообразия России.
Учитывая, что с ликвидацией Палаты национальностей Верховного Совета РСФСР в Российской Федерации отсутствует представительный орган национальностей, актуальным является поиск адекватной процессу демократизации формы участия национальностей в государственном управлении, реализации своих интересов на территориальной и экстерриториальной основе.1
Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы граждан.
Состояние научной разработанности проблемы. К осмыслению обустройства этнических общностей на основе национально - культурной автономии, как формы самоопределения народов, впервые обратились на рубеже XX века лидеры австрийской социал-демократии О.Бауэр и К.Реннер.2 Особенность такой модели самоопределения заключается, пре-
1 В настоящее время в Государственной Думе ведется работа над проектом «О гарантиях представительства народов России в органах государственной власти Российской
Федерации».
2 2
Рениер К. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии).- СПб., 1909,- Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. -М.: Книга, 1918.
жде всего, в том, что она позволяет удовлетворять интересы личности, эт-нонации и государства, не нарушая территориальной целостности страны и не препятствуя развивающимся интеграционным процессам.
В России эта идея вызвала существенный интерес. Положительно относился к ней Б.Плетнёв, полагавший, что «...персональная автономия не ослабляет, а усиливает государство».1 Подробный и аргументированный анализ правовых аспектов национально-культурной автономии был проделан М.Я. Лазерсоном в работе «Национальность и государственный строй».2 Идея национально - культурной автономии обрела программное звучание в резолюции еврейской социал-демократии (БУНД). Однако резко отрицательно отнёсся к этой идее В.И. Ленин, который с позиций классового подхода выступал против «национального» единства пролетариата и буржуазии, ратуя за интернациональную культуру, вбирающую элементы демократической и социалистической культур.3 t Безуспешные попытки практической реализации идеи национально -
культурной автономии для решения проблем национальных меньшинств имели место в России после свержения царизма в феврале 1917 года, а затем на территориях, отколовшихся от Советской России, в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Во времена перестройки одним из первых к идее национально - культурной автономии обратился Г.Попов. Затем было предпринято несколько попыток обоснования решения национальных проблем через национально - культурные автономии А.Аарелайдом, Р.Абдулатиповым, М.Гуоогло, k К.Калининой, В.Тишковым, С.Шахраем.4 Политико-правовые основы раз-
1 1 Плетнёв Б. Национальная проблема в России и методы её разрешения. - Ярославль, , 1922.
Лазерсон М. Я. Национальный вопрос и социал-демократия. - СПб., 1918.
3 См.: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 24. - С. 134-144; Т. 25.-С.301.
Аарелайд А. Возможна ли культурная автономия// Коммунист Эстонии. -1989, №4; Абдулатипов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Основные направления. - М., 1994; Гу-богло М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР.// Советская этнография. - 1989, №1; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М.: «Луч», 1993.; Попов Г.Х. Память и «Память». // Знамя. -1988, №1; Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России.//
вития института национально-культурной автономии рассматривались в публикациях В. Ю. Зорина, С. А. Арутюнова, А. X. Абашидзе, Б. С, Крылова, С. А. Пистряковой, В. Ф. Филиппова и др.1
С принятием в 1996 году закона Российской Федерации «О национально - культурной автономии» проблема самоопределения и правосубъектности этносов рассматривалась Д.Исхаковым, В.Михайловым, В.Пененевым и другими учёными.2 Однако вопросы реализации этого закона и процесс развития национально-культурной автономии в Российской Федерации до настоящего времени не стали предметом специального исследования.
Объектом исследования являются местные, региональные и федеральные национально - культурные автономии, прежде всего автономии, 1 действующие в Республике Коми.
Предмет исследования - опыт деятельности национально - куль- <
турной автономии по реализации этнокультурных интересов народов Республики Коми, их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, проблемы представительства национальностей в законодательных органах.
Цель и задачи исследования Целью исследования является научное осмысление процесса становления и развитие национально-культурной автономии как важнейшего условия оптимизации национальных и федеративных отношений в России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - исследовать процесс возникновения и разработки идеи нацио- 1
нально - культурной автономии как способа самоопределения и развития
Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1996,№100; Шахрай С.М. Федерализм - глобальные и российские измерения. Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 1993.
1 См.: Национально-культурная автономия: проблемы и суждения.-М.,1998.
2 Исхаков Д.М. Проблема национально - культурной автономии и освещение некоторых её аспектов в публицистике.//Регион как феномен экономики, политики и культуры. - Казань, 1994; Михайлов В.А Национальная политика России как фактор государственного строительства. - М., 1995. Печенев В.А. Союз народов, а не субъектов. - Российская газета. 17.10.1997.
народов, имеющего непреходящее значение для многонациональной страны.
- осуществить анализ политико-правовых основ становления и развития национально-культурной автономии в Российской Федерации.
- раскрыть опыт и проблемы становления национально-культурных автономий в условиях Республики Коми.
- выявить место и роль национально-культурной автономии в системе местного самоуправления.
- осмыслить возможности представительства народов в органах государственной власти в условиях современного этапа демократизации российского общества.
Методологической и теоретической основой исследования явились, политико-правовые документы Российской Федерации и регионов, результаты исследований ученых в данной сфере. Применялся метод системного анализа, ориентирующий на изучение региональной специфики становления национально-культурной автономии в контексте решения общегосударственных задач.
В диссертации использованы методы сравнительного политологического анализа, ориентирующие на повышение эффективности политико-правового регулирования национальных и федеративных отношений.
Эмпирическую базу исследования составили официальные документы - Конституция Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, текущее федеральное законодательство, Конституция Республики Коми, Концепция государственной национальной политики Республики Коми, Закон Республики Коми «О национально-культурной автономии», нормативные правовые документы Главы и Правительства Республики Коми, а также нормативно-правовая база международного уровня. Важной источниковедческой базой явились текущие материалы Министерства по делам национальностей Республики Коми, комитетов и комиссий Верховного Совета и Государственного Совета Республики Коми, Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерства иностранных дел РФ, Ассамблеи народов России. Диссертант использовал контент-анализ про-
грамм реализации государственной национальной политики и программ национально-культурного развития народов Республики Коми, документов Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми, национально-культурных автономий и других национальных общественных формирований, статистических данных и результатов экспертных оценок, а также материалов средств массовой информации.
Научная новизна исследования. Диссертация является одной из первых попыток системного анализа становления и развития института национально-культурной автономии в Российской Федерации. С одной стороны, он рассматривается как необходимое условие обеспечения этнокультурных интересов граждан. С другой - как важный фактор, свидетельствующий о возможности, соответствующего мировому опыту изменения императивов при решении этнических проблем: с национально-территориального в национально-культурное русло.
ЬГдиссертации на материалах Республики Коми широко представлен опыт формирования национально-культурных автономий и многочисленные проблемы, возникающие в процессе их развития и реализации Федерального Закона «О национально-культурной автономии», действующего с июня 1996 года.1 Автор обосновывает наличие большого потенциала, заключённого в поддержке государством национально-культурной автономии.
Анализируется опыт участия представителей народов в органах государственной власти и управления, а также реализации государственной национальной политики и Федерального Закона «О национально-культурной автономии». Автором сформулированы предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию института национально-культурной автономии в Российской Федерации.
Новизну представляет концептуальный подход к определению роли и функций национально-культурной автономии в качестве представительного органа этнической общности.
1 Собрание законодательства РФ. - №25. - Ст. 2965.
Автор обосновывает место национально-культурной автономии в системе федеративных отношений.
Диссертант вводит в научный оборот источники, материалы и документы, содержащиеся в текущих архивах Правительства Республики Коми, Министерства по делам национальностей Республики Коми, национальных общественных формирований и национально-культурных автономий республики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и рекомендации находят применение в реализации государственной национальной политики в Республике Коми. Материалы и выводы работы могут быть использованы в законотворческом процессе в области ^ национальных отношений, в работе органов государственной власти, занимающихся вопросами национальных и федеративных отношений, в деятельности соответствующих аналитических центров. Методологические и I теоретические положения работы могут быть использованы при разработке федеральных и региональных концепций и программ реализации государственной национальной политики, программ национально - культурного развития и оптимизации межнациональных отношений, а также во взаимоотношениях органов государственной власти с общественными объединениями национально - культурной ориентации.
Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе системы повышения квалификации работников органов государственной власти, занятых в области регулирования национальных отношений, работников сферы образования и культуры, представителей средств массовой информации. Отдельные положения диссертации могут быть рекомендованы к использованию в программах и спецкурсах ряда учебных заведений. Содержащиеся в работе материалы могут послужить основой для дальнейших научных исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и предложения, изложенные в диссертации, использовались автором при подготовке аналитических и методических материалов для Правительства Республики Коми, при разработке Концепции государственной национальной политики Республики Коми, Закона Республики Коми «О
национально - культурной автономии», Программ реализации государственной национальной политики Республики Коми на 1997-1999 и 2000 -2003 годы, Программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми (1997-1999г.г.), при подготовке документов по созданию представительных органов национальностей в Республике Коми и российских немцев в Российской Федерации, нормативно-правовых документов по национальной проблематике; при организации деятельности Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми, в работе с национальными общественными объединениями. Ряд положений и рекомендаций исследования был изложен автором на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального собрания РФ, международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях. Рекомендации и выводы, сформулированные в работе, отражены в публикациях автора.
Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность темы исследования и степень её научной разработанности, определяются предмет, цели и задачи диссертационной работы, характеризуется степень научной разработанности темы, раскрывается научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
В первом разделе «Национально — культурная автономия как форма самоопределения народов», осуществляется анализ идеи национально -культурной автономии как формы самоопределения народов со времени ее выдвижения и концептуальной разработки на рубеже Х1Х-ХХ веков лидерами австрийской социал-демократии О. Бауэром и К. Реннером.
Принципиальное содержание концепции О. Бауэра1 заключается в том, что защита и реализация прав наций осуществляется путем признания их субъектами права, но нация при этом конституируется не как территориальная корпорация, а как чисто личный, персональный союз. В этом случае деятельность нации не простирается за пределы государства, а внутри его все нации составляют корпорации, самостоятельно ведающие своими национальными делами, развивая формы своего национального самоуправления.
Идея национально - культурной автономии нашла в России своих приверженцев, но негативно по отношению к ней была настроена российская социал - демократия. В.Ленин считал, что лозунг национально - культурной автономии «...создает фальшивый призрак и иллюзии «национального» единства пролетариата и буржуазии», в то время как социал - демократы стоят «не за национальную культуру», а за интернациональную культуру, в которую от национальной культуры входит только часть: лишь последовательно-демократическое и социалистическое содержание». Он противопоставил ему лозунг «широкого самоуправления и автономии областей, которые должны бьггь разграничены и по национальному призна-
ку-2
И хотя после Октября 1917 года В.И. Ленин не возвращался к идее национально-культурной автономии, т.е. его негативное отношение к ней имело не общеметодологический, а конкретно-политический характер, в советское время в отношении к национально-культурной автономии имело место жесткое табуирование.
Национальная политика СССР носила огосударствленный характер и строилась на образовании национальных административно-территориальных единиц, а Конституция СССР 1936 года вообще не упоминала национальные меньшинства, лишая их необходимой поддержки со стороны государства.
В зарубежной практике при решении вопросов национальных меньшинств чаще встречается трёхзвенная конструкция, в которую входит:
1 См. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - СПб., 1909.
2 Указ. Соч.-С. 118.
• создание этнической группе, или её представителям, условий для сохранения культурного своеобразия на местном уровне,
• предоставление этнической общности определённых прав на общегосударственном уровне,
• предоставление определённым территориям с учётом национального состава населения тех или иных форм самостоятельности.
В заключение раздела обращается внимание на то, что австромаркси-стская классическая концепция, построенная на персональном принципе, формировалась в основном, на уровне теоретического знания и потому может оцениваться как интеллектуальное достижение, суть которого — возможность отделения этнонационального от территории, манифестирование возможности решения этнонациональных проблем на экстерриториальном основании.
Диссертант обращает внимание на то, что национальная политика Советского государства, направленная на стремление создать единую нацию «советский народ» без учёта этнонациональных потребностей всех этнических групп, а тем более - в условиях дискриминации и репрессивной политики по отношению к отдельным народам, привела к накоплению проблем и противоречий в национальной области, которые сыграли большую роль в развале СССР. В этой связи идея национально-культурной автономии приобретает особое значение для постсоветской России, ибо ее развитие и реализация в государственной национальной политике будут способствовать ослаблению центробежных тенденций и усилению центростремительных, т.е. устойчивости многонационального общества и полиэтнического государства.
Во втором разделе «Политико-правовые основы становления и развития института национально - культурной автономии в Российской Федерации» обращается внимание на то, что Российская Федерация получила в наследство многие национальные проблемы советского времени, а «социально-экономические и политические трудности переходного периода, -как отмечается в Концепции государственной национальной политики
Российской Федерации, - обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений».1
В этих условиях мысль ряда учёных и практиков в области этнологии и национальной политики вновь обратилась к идее национально - культурной автономии. Г.Попов, В.Тишков, С.Шахрай считали, что проблемы национального возрождения нужно решать на почве экстерриториальности и «наилучшим решением здесь выглядит реализация идеи национально -культурной автономии». Учёные по разному подходили к идее государственной поддержки национально - культурной автономии. Необходимость связи национально - культурной автономии с национально - государственным строительством нашла отражение в трудах М.Губогло и
A.Аарелайда. Л.Болтенкова считает эту форму самоопределения народов оптимальной в переходные, неустойчивые политические эпохи.2. «Перспективы национально - государственного строительства должны быть более тесно увязаны с процессом создания национально - культурных автономий» - таков вывод авторов, разработавших под руководством Р.Абдулатипова «Государственную программу возрождения и межнационального сотрудничества народов России».3
Имеются серьёзные различия в подходе к реализации идеи национально-культурной автономии у Т.Ю.Белякова, Г.Ситнянского и
B.В.Амелина.4 Поддержка идеи НКА ими далеко не безусловна.
1 См.: Концепция Государственной национальной политики РФ. - Раздел I. - М., 1996.
2 Шахрай С.М. Горизонты российского федерализмаУ/Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995. - С46.; Губогло М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР. // Советская этнография. - 1989. - №1. - С.26-27. Аарелайд А. Возможна ли культурная автономия // Коммунист Эстонии. - 1989. -№4. - С. 16.; Болтенкова Л.Ф. Национальное развитие лезгинского народа. Модель национально-культурной автоно-мии//Этнополис,-1995.- № 1 .-С. 111.
3 Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Основные направления. - М., 1994. - С.9.
4 Позиция Амелина В.В. изложена в сборнике «О реализации Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии. // Материалы заседания межрегионального круглого стола». -Оренбург-1996-С.31.Позиции Белякова Т.Ю. и Ситнянского Г в сборнике «Укрепление взаимосвязей и взаимодействия народов Урала и Поволжья. // Материалы научно-практической конференции»-Оренбург., 1994.
Автор анализирует возможности национально - культурной автономии, как формы этнокультурного самоопределения в условиях многонациональное™ как России в целом, так и ее регионов. Поскольку национальная политика должна проводиться на всей территории страны и её субъектом должны быть все народы, то только национально - культурная автономия позволяет преодолеть ограниченные возможности их национально-государственного обустройства. Институт национально - культурной автономии призван служить решению таких важнейших этнических проблем, как сохранение и развитие языка, культуры, традиций, образа жизни, искусства народов и способен охватить всех членов национально - культурной автономии, независимо от места и компактности их проживания. Национально-культурная автономия - экстерриториальна, и её деятельность не связана с конфликтогенными проблемами территориальных границ, что способствует снятию межэтнической напряжённости. Таким образом, использование принципа национально-культурной автономии в сочетании с территориальным (государственным) - это возможность решения насущных этнических проблем в нашей стране.
В работе делается анализ деятельности и подхода различных органов государственной власти по принятию Закона о национально - культурной автономии, ставшего важным этапом реализации государственной национальной политики. Разработанный в России Федеральный закон концептуально отличается от «классического базового» принципа и создаваемые национально - культурные автономии не являются объединениями всех граждан данной национальности и, соответственно, не могут представлять интересы своих национальных групп в целом.
По мнению диссертанта, принятый закон далек от совершенства. Он вызывает критику со стороны представителей национальных объединений. Чаще всего она концентрируется вокруг вопроса о правовом статусе национально-культурной автономии, возможности создания нескольких автономий на одной территории. В нем недостаточно проработаны источники финансирования деятельности национально-культурных автономий, во-
просы их взаимодействия с государственными органами. По мнению автора, закон требует дальнейшего совершенствования и внесения в него дополнений и изменений с учётом региональных особенностей, обеспечивающих право этносов самим решать актуальные вопросы своего национально-культурного развития.
Автором проведен анализ содержания закона Республики Коми «О национально - культурной автономии», в котором определяются принципы национально-культурной автономии, права и обязанности как самой автономии, так и органов государственной власти и управления, в том числе органов местного самоуправления, Правительства республики и Государственного Совета. Поддержка автономий, в соответствии с законом, осуществляется на основе Программ национально - культурного развития и Комплексной Программы реализации государственной национальной политики Республики Коми, основанной на утверждённой Государственным Советом Республики Коми в октябре 1996 года Концепции государственной национальной политики Республики Коми. В республике сформирована региональная модель государственной национальной политики, учитывающая правовой вакуум в области осуществления национальной политики в Российской Федерации.
Диссертант подробно характеризует этапы реализации государственной национальной политики в республике, деятельность органов государственной власти, в частности, Министерства по делам национальностей Республики Коми.
Сложившееся мнение о республике, как стабильной в состоянии межнациональных отношений и возможностях развития всех национальностей, подтверждается результатами опросов и социологических исследований, проведённых с участием автора диссертации. Вместе с тем отмечается наличие ряда нерешённых проблем, а около 2% населения считает межнациональные отношения напряжёнными.
В заключение автор приходит к ряду выводов по дальнейшему совершенствованию правовой базы государственной национальной политики в Российской Федерации и Республике Коми, поддерживая идею о необходимости ее осуществления по трём основным линиям, образно названным
«огосударствление - доогосударствление - разгосударствление» Первые два направления должны продолжить практику национально-государственного строительства и восстановление исторической справедливости по отношению к репрессированным народам, а третья, направленная на разгосударствление национальной политики, сопряжена с развитием экстерриториальных национально-культурных объединений граждан.
В третьем разделе «Представительство народов в органах государственной власти и местного самоуправления» делается попытка осмыслить развитие национально-культурных автономий в системе российского федерализма. В связи с этим обращается внимание на представительство народов в системе органов государственной власти и управления. Автор разделяет мнение В.Лысенко о том, что содержание современных федеративных отношений как вида политических отношений, проявляется как властные отношения между федерацией, её субъектами и гражданами, причём индивид - главное действующее лицо в этих отношениях.2 Исходя из этого, непосредственными субъектами федеративных отношений, с помощью которых реализуются различные социальные интересы, являются разноуровневые государственные образования, а также общественные объединения. Федерализм в России должен учитывать исторические, региональные и национальные особенности и традиции Российской Федерации. Главное отличие российского федерализма в том, что он не только реализуется в структуре государственных органов в Центре и на местах, но и в специфическом процессе управления и регулирования этнонациональных отношений. Российская Федерация является государством, в котором этнические интересы учитываются как на индивидуальном, так и на территориальном уровне, поскольку в её состав входят национальные республики, область и округа.
' Губогло М.Н.,.Нам И.В. Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Тома 1 - 3. - М., Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН, 1995.
Лысенко В.Н. Основные черты и тенденции развития федеративных отношений в России. - М.: РАГС, 1997.
Автором анализируются разные стадии развития федерализма в России в период 1991-2001 годов. Обращается внимание на то, что Конституционная федерация должна учитывать и реализовывать на всех уровнях властных отношений этнокультурные интересы всех народов. Исходя из того, что Россию как государство, согласно Конституции создал её многонациональный народ, полноправными субъектами национальной политики должны быть в одинаковой мере все без исключения российские этносы. Государствообразующими народами в Российской Федерации являются в равной степени все без исключения российские этносы и этнические группы. В этих условиях организация национальной жизни в демократической России должна иметь две формы. Наряду с национально-территориальными образованиями, являющимися субъектами Российской Федерации, может и должна разворачиваться деятельность экстерриториальных национально-культурных объединений (автономий), весьма эффективная для решения проблем сохранения языка, культуры и традиций этносов.
Национально - культурная автономия не может быть изолирована от широкого спектра социальных проблем общества и поэтому должна обеспечивать право на отправление разнообразных запросов граждан, которые возникают на основе их этнокультурной принадлежности и самосознания. По мнению В. Ю. Зорина говорить о нашем федеративном государстве как устоявшемся и нормально функционирующем можно будет лишь тогда, когда мы достроим «вертикальный территориальный каркас Российской Федерации горизонтальными экстерриториальными общественными структурами национально - культурных автономий».1
Участие этносов в структурах государственной власти закреплено в Конституциях ряда субъектов Федерации на Кавказе. Различные формы представительства этносов в органах государственной власти имеют место в зарубежных странах. В Румынии и Словении за национальными меньшинствами закреплено определенное количество мест в парламенте страны. Создание Шведской народной ассамблеи в Финляндии, Саамского
'Зорин В.Б. Национальные аспекты российского федерализма. - М.: Свободная мысль, 1996, №10.-С.7.
парламента в Финляндии и в Норвегии свидетельствуют о том, что на общегосударственном уровне могут существовать органы, представляющие интересы этнических групп, выборы в которые происходят одновременно с всеобщими выборами в национальный парламент по особым избирательным спискам. Опыт представительства национальных меньшинств в органах власти имеет место в Италии, Испании, Дании.1
В диссертации, применительно к российской действительности, детально рассматриваются возможные формы взаимодействия национально -культурных автономий с различного уровня органами власти. Широкие возможности даёт взаимодействие национально-кулыурной автономии с органами местного самоуправления. Важно понять, что национально -культурная автономия будет тогда реализуема, когда исполнительный аппарат органов управления на всех уровнях будет рассматривать данное специфичное объединение граждан комплексно, с учётом его исторических, этносоциальных особенностей, базирующихся в сути своей на праве граждан самим определять свои национально - культурные потребности, включая и право на представительство в органах местного самоуправления.
Модель взаимодействия органов местного самоуправления и национально-культурных автономий в определенной степени может быть перенесена и в область взаимодействия органов власти и национально-культурных автономий на территории субъекта федерации. Общество должно быть подготовлено и к такой мотивации в оценке социальной структуры института власти, что на профессиональной равноправной основе в составе правящей элиты должна быть представлены представители разных национальностей. В этой связи автор разделяет позицию Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации о целесообразности повышения уровня представительства отдельных этносов в федеральных органах государственной власти путем формирования постоянно действующего института, отражающего этнические интересы сообществ, который бы инициировал
1 См. об этом подробнее в статье Калининой К.В. Институты государства - регуляторы межнациональных отношений.//Этнополитический вестник - М.,1995, №4
принятие органами государственной власти решений и влиял на них. Особенно актуально создание такого рода института для этносов, не имеющих государственных образований и проживающих дисперсно.1
Рассматривая национально-культурную автономию как форму реализации прав национальных меньшинств, считаем, что важным условием является их участие в процессе выработки решений через собственное политическое представительство в законодательных или представительных органах на местном, региональном или федеральном уровнях. Эти представительства должны иметь право вето на решения, затрагивающие основополагающие права человека и права меньшинств или же на решения, которые могут привести к нанесению ущерба традиционным районам проживания малочисленных народов.
Концепция государственной национальной политики РФ предполагает создание Ассамблеи народов России как общественно-государственной палаты с достаточно широкими полномочиями, что позволило бы несколько исправить нынешнюю ситуацию, когда после каждых выборов сужается представительство национальностей в парламенте страны.
В заключении диссертации автором делается ряд выводов по основным теоретическим и практическим результатам исследования.
В частности, указывается, что существующая система федеративных отношений может быть расширена для отражения всех конституционных прав многонационального народа России на участие в управлении государством. Рост национального самосознания мобилизовал этносы России на самоорганизацию с целью сохранения своей национальной идентичности и самобытности. Сегодня явственно стремление этносов к созданию представительных органов, обладающих правом участия в управлении государством. Формой такого представительства может быть Палата национальностей, участвующая в законодательном процессе, возможная процедура создания и деятельности которой предложена в диссертации.
1 Развитие федеративных отношений в России. - М.: Новый век,1997. - С.78.
По теме диссертации автором опубликованы работы:
1. Штралер О. Ф. Государственная национальная политика в Республике Коми на современном этапе. // Материалы научно - практической конференции «Проблемы мира сегодня: роль Республики Коми в устойчивом развитии России» - Сыктывкар, 1997. - 0,3 п.л.
2. Штралер О. Ф. Правовая база государственной национальной политики в Республике Коми. // «Северные регионы России: социально - экономические, демографические и этнические процессы» Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Сыктывкар. 2000. -0,5 п.л.
3. Штралер О. Ф. Цели и принципы Европейской Хартии о региональных языках меньшинств и национальная политика Республики Коми в отношении языков. // Материалы научно - практической конференции «Развитие коми языка на современном этапе: проблемы и перспективы». - Сыктывкар. 2000. - тезисы
4. Штралер О. Ф. О роли органов государственной власти в организации взаимодействия между национальным общественньм движением коренного народа и национально - культурными объединениями этнических общностей, проживающих в Республике Коми. // Материалы международной научно - практической конференции по коренным этносам. Сыктывкар. 2000г.- 0,3 п.л.
5. Штралер О. Ф. О практике взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с общественными объединениями российских немцев по решению проблем национального развития российских немцев в Республике Коми. // Материалы международной научно - практической конференции «Немцы России на рубеже веков: история, современное положение, перспективы». Оренбург. - 0,5 п.л.
6. Штралер О. Ф. Роль органов государственной власти Республики Коми в реабилитации российских немцев. // Материалы региональной научно - практической конференции «Немцы в Коми: история, современность, перспективы» - Сыктывкар. 2001. - 0,5 п.л.
7. Штралер О. Ф. Национально - культурные движения и объединения. // Атлас Республики Коми. - М.; 2001. С. 495-498
8. Штралер О. Ф. Практика социального партнёрства в решении проблем национально - культурного развития. // Материалы региональной научно - практической конференции «Роль социального партнёрства в устойчивом социально - экономическом развитии региона» - Сыктывкар. 2002. - 0,5 п.л.
Зак.№ /04 Тир ¿О экз ПМБ РАГС 117606 Москва, пр Вернадского, 84
i I
i
! i
«
I
? *
i I
6 114
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Штралер, Олег Францевич
Раздел
Введение Раздел I
Раздел II
Наименование
Раздел III
Национально - культурная автономия как форма самоопределения народов
Политико-правовые основы становления и развития института национально-культурной автономии в Российской Федерации
Представительство народов в органах государственной власти и местного самоуправления
Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Штралер, Олег Францевич
Актуальность исследования. Проблема устройства государства и обустройства народов с учётом его многонациональности является предметом внимания общества, различных политических партий и движений. С распадом СССР в России начался процесс суверенизации республик, происходивший под определённым воздействием идей национального самоопределения. Стремление к самоопределению проявили не только титульные народы, но и граждане других национальностей. Необходимость равноправия и самоопределения народов нашла отражение в преамбуле Основного закона Российской Федерации и его первой главе, посвященной основам конституционного строя.1 В этих условиях, по мнению Р. Г. Абдулатипова, необходимо «определить в качестве приоритетного направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы федерализма, национальных отношений и национальной политики»2
Однако утвердившиеся принципы внутригосударственного устройства не решают проблемы всех народов России, всё более осознающих свою сопричастность к формированию внутренней и внешней политики государства. В этой связи особую значимость приобретает такая принципиально важная для нашей страны форма самоопределения, как национально-культурная автономия. Она позволяет «гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, л образования» . В процессе становления национально-культурных
1 См.: Конституция Российской Федерации. Преамбула, Ст. 5, п. 3
2 Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства.-М.: «Славянский диалог», 1995.-С.23.
См.: Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации, раздел V, Собрание законодательства РФ №25. - Ст. 6235. автономий, несмотря на накопленный положительный опыт, возникает ряд противоречий и проблем, которые не только требуют своего решения, но и разработки ряда теоретических вопросов. Важное значение при рассмотрении современных проблем развития национально-культурной автономии играет знание истории. В связи с принятием Федерального закона «О национально-культурной автономии», а также процессом их реального становления и развития, актуальным является также исследование базовых принципов экстерриториального самоопределения народов. Хотя феномен национально-культурной автономии самым непосредственным образом связан с оптимизацией национальных отношений, но одновременно он занимает весомое место в системе федеративных отношений. Нет сомнения, что НКА следует рассматривать как механизм сохранения целостности и развития внутреннего этнического многообразия России. Учитывая, что с ликвидацией Палаты национальностей Верховного Совета РСФСР в Российской Федерации отсутствует представительный орган национальностей, актуальным является поиск адекватной процессу демократизации формы участия национальностей в государственном управлении, реализации своих интересов на территориальной и экстерриториальной основе. 1 Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы граждан.
Состояние научной разработанности проблемы. К осмыслению обустройства этнических общностей на основе национально -культурной автономии, как формы самоопределения народов, впервые обратились на рубеже XX века лидеры австрийской социал-демократии
1 В настоящее время в Государственной Думе ведется работа над проектом «О гарантиях представительства народов России в органах государственной власти Российской Федерации».
О.Бауэр и К.Реннер.1 Особенность такой модели самоопределения заключается, прежде всего, в том, что она позволяет удовлетворять интересы личности, этнонации и государства, не нарушая территориальной целостности страны и не препятствуя развивающимся интеграционным процессам.
В России эта идея вызвала существенный интерес. Положительно относился к ней Б.Плетнёв, полагавший, что «.персональная автономия не ослабляет, а усиливает государство». Подробный и аргументированный анализ правовых аспектов национально-культурной автономии был проделан М.Я. Лазерсоном в работе «Национальность и государственный строй».3 Идея национально - культурной автономии обрела программное звучание в резолюции еврейской социал-демократии (БУНД). Однако резко отрицательно отнёсся к этой идее В.И. Ленин, который с позиций классового подхода выступал против «национального» единства пролетариата и буржуазии, ратуя за интернациональную культуру, вбирающую элементы демократической и социалистической культур.4
Безуспешные попытки практической реализации идеи национально - культурной автономии для решения проблем национальных меньшинств имели место в России после свержения царизма в феврале 1917 года, а затем на территориях, отколовшихся от Советской России, в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Во времена перестройки одним из первых к идее национально -культурной автономии обратился Г.Попов. Затем было предпринято несколько попыток обоснования решения национальных проблем через национально - культурные автономии А.Аарелайдом, Р.Абдулатиповым,
1 Реннер К. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии).- СПб., 1909, -Бауэр О. Национальный вопрос и социал - демократия. - М.: Книга, 1918. 2
Плетнёв Б. Национальная проблема в России и методы её разрешения. - Ярославль, 1922.
3 Лазерсон М. Я■ Национальный вопрос и социал-демократия. - СПб., 1918. 4
См.: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 24. - С. 134-144; Т. 25.-С.301.
М.Губогло, К.Калининой, В.Тишковым, С.Шахраем.1 Политико-правовые основы развития института национально-культурной автономии рассматривались в публикациях В. Ю. Зорина, С. А. Арутюнова, А. X. Абашидзе, Б. С, Крылова, С. А. Пистряковой, В. Ф. Филиппова и др.2
С принятием в 1996 году закона Российской Федерации «О национально - культурной автономии» проблема самоопределения и правосубъектности этносов рассматривалась Д.Исхаковым, В.Михайловым, В.Печеневым и другими учёными. Однако вопросы реализации этого закона и процесс развития национально-культурной автономии в Российской Федерации до настоящего времени не стали предметом специального исследования.
Объектом исследования являются местные, региональные и федеральные национально - культурные автономии, прежде всего автономии, действующие в Республике Коми.
Предмет исследования - опыт деятельности национально -культурной автономии по реализации этнокультурных интересов народов Республики Коми, их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, проблемы представительства национальностей в законодательных органах.
Цель и задачи исследования Целью исследования является научное осмысление процесса становления и развитие национально
1 Аарелайд А. Возможна ли культурная автономия// Коммунист Эстонии. -1989, №4; Абдулатипов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Основные направления. - М., 1994; Губогло М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР.// Советская этнография. - 1989, №1; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. М.: «Луч», 1993.; Попов Г.Х. Память и «Память». // Знамя. - 1988, №1; Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России.// Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1996,№100; Шахрай С.М. Федерализм - глобальные и российские измерения. Материалы международной научно-практической конференции. -Казань, 1993. 2
См.: Национально-культурная автономия: проблемы и суждения.-М.,1998. з
Исхаков Д М. Проблема национально - культурной автономии и освещение некоторых её аспектов в публицистике.//Регион как феномен экономики, политики и культуры. - Казань, 1994; Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. - М., 1995. Печенев В.А. Союз народов, а не субъектов. - Российская газета, 17.10.1997. культурной автономии как важнейшего условия оптимизации национальных и федеративных отношений в России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать процесс возникновения и разработки идеи национально - культурной автономии как способа самоопределения и развития народов, имеющего непреходящее значение для многонациональной страны.
- осуществить анализ политико-правовых основ становления и развития национально-культурной автономии в Российской Федерации.
- раскрыть опыт и проблемы становления национально-культурных автономий в условиях Республики Коми.
- выявить место и роль национально-культурной автономии в системе местного самоуправления.
- осмыслить возможности представительства народов в органах государственной власти в условиях современного этапа демократизации российского общества.
Методологической и теоретической основой исследования явились, политико-правовые документы Российской Федерации и регионов, результаты исследований ученых в данной сфере. Применялся метод системного анализа, ориентирующий на изучение региональной специфики становления национально-культурной автономии в контексте решения общегосударственных задач. В диссертации использованы методы сравнительного политологического анализа, ориентирующие на повышение эффективности политико-правового регулирования национальных и федеративных отношений.
Эмпирическую базу исследования составили официальные документы - Конституция Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, текущее федеральное законодательство, Конституция Республики Коми, Концепция государственной национальной политики Республики Коми, Закон Республики Коми «О национально-культурной автономии», нормативные правовые документы Главы и Правительства Республики Коми, а также нормативно-правовая база международного уровня. Важной источниковедческой базой явились текущие материалы Министерства по делам национальностей Республики Коми, комитетов и комиссий Верховного Совета и Государственного Совета Республики Коми, Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерства иностранных дел РФ, Ассамблеи народов России. Диссертант использовал контент-анализ программ реализации государственной национальной политики и программ национально-культурного развития народов Республики Коми, документов Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми, национально-культурных автономий и других национальных общественных формирований, статистических данных и результатов экспертных оценок, а также материалов средств массовой информации.
Научная новизна исследования. Диссертация является одной из первых попыток системного анализа становления и развития института национально-культурной автономии в Российской Федерации. С одной стороны, он рассматривается как необходимое условие обеспечения этнокультурных интересов граждан. С другой - как важный фактор, свидетельствующий о возможности, соответствующего мировому опыту изменения императивов при решении этнических проблем: с национально-территориального в национально-культурное русло.
В диссертации на материалах Республики Коми широко представлен опыт формирования национально-культурных автономий и многочисленные проблемы, возникающие в процессе их развития и реализации Федерального Закона «О национально-культурной автономии», действующего с июня 1996 года.1 Автор обосновывает наличие большого потенциала, заключённого в поддержке государством национально-культурной автономии.
1 Собрание законодательства РФ. - №25. - Ст. 2965.
Анализируется опыт участия представителей народов в органах государственной власти и управления, а также реализации государственной национальной политики и Федерального Закона «О национально-культурной автономии». Автором сформулированы предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию института национально-культурной автономии в Российской Федерации.
Новизну представляет концептуальный подход к определению роли и функций национально-культурной автономии в качестве представительного органа этнической общности. Автор обосновывает место национально-культурной автономии в системе федеративных отношений. Диссертант вводит в научный оборот источники, материалы и документы, содержащиеся в текущих архивах Правительства Республики Коми, Министерства по делам национальностей Республики Коми, национальных общественных формирований и национально-культурных автономий республики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и рекомендации находят применение в реализации государственной национальной политики в Республике Коми. Материалы и выводы работы могут быть использованы в законотворческом процессе в области национальных отношений, в работе органов государственной власти, занимающихся вопросами национальных и федеративных отношений, в деятельности соответствующих аналитических центров. Методологические и теоретические положения работы могут быть использованы при разработке федеральных и региональных концепций и программ реализации государственной национальной политики, программ национально - культурного развития и оптимизации межнациональных отношений, а также во взаимоотношениях органов государственной власти с общественными объединениями национально -культурной ориентации. Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе системы повышения квалификации работников органов государственной власти, занятых в области регулирования национальных отношений, работников сферы образования и культуры, представителей средств массовой информации. Отдельные положения диссертации могут быть рекомендованы к использованию в программах и спецкурсах ряда учебных заведений. Содержащиеся в работе материалы могут послужить основой для дальнейших научных исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и предложения, изложенные в диссертации, использовались автором при подготовке аналитических и методических материалов для Правительства Республики Коми, при разработке Концепции государственной национальной политики Республики Коми, Закона Республики Коми «О национально - культурной автономии», Программ реализации государственной национальной политики Республики Коми на 1997-1999 и 2000 - 2003 годы, Программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в Республике Коми (1997-1999г.г.), при подготовке документов по созданию представительных органов национальностей в Республике Коми и российских немцев в Российской Федерации, нормативно-правовых документов по национальной проблематике; при организации деятельности Консультативного Совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми, в работе с национальными общественными объединениями. Ряд положений и рекомендаций исследования был изложен автором на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального собрания РФ, международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях. Рекомендации и выводы, сформулированные в работе, отражены в публикациях автора.
Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Национально-культурная автономия в Российской Федерации: опыт, проблемы развития"
Заключение
Анализ теории и практики деятельности национально - культурных автономий и федеративных отношений в Российской Федерации и Республике Коми позволяет сделать вывод о том, что существующая система федеративных отношений не отражает всех конституционных полномочий многонационального народа России на участие национальностей в управлении государством. Определённым шагом к совершенствованию таких отношений стало создание правовой базы в области национальной политики в Российской Федерации и Республике Коми. К этой базе прежде всего следует отнести Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Коми, а также Законы о национально - культурной автономии Российской Федерации и Республики Коми. Рост национального самосознания народов России, начавшийся во второй половине 80х годов в условиях развития демократии, а также распад СССР и формирование новых федеративных отношений в России поставили целый ряд вопросов по решению больших и малых проблем народов, всё более осознающих свою сопричастность к формированию внутренней и внешней политики государства. Это осознание мобилизовало этносы России на самоорганизацию с целью сохранения своей национальной идентичности и самобытности. Самоорганизация охватила практически все народы России и не только национальности не имеющие своих национально - территориальных образований, но и так называемые титульные нации. Одна из причин этого в том, что значительная часть представителей титульных национальностей в России проживает вне своих национально - территориальных образований. Но если титульные нации на своей территории создавали условия для воспроизводства своей идентичности, то нетитульные нации в условиях отсутствия таких возможностей вынуждены были искать пути этнической самоорганизации как для формального, так и для фактического воспроизводства своей идентичности. В результате вновь, как и в начале века, на повестку дня встала идея экстерриториальной национально - культурной автономии, разработанной лидерами австрийских социал - демократов О.Бауэром и К.Реннером, как наиболее удобная форма правового конституирования группового единства. Тем более, что экстерриториальная форма решения этнической проблемы -это путь решения двух взаимоисключающих задач - национального самоопределения и сохранения территориальной целостности многонационального государства. Идея национально - культурной автономии формализовалась и получила правовое признание с принятием в 1996 году Закона Российской Федерации «О национально -культурной автономии». Однако закон страдает незавершённостью и противоречивостью. Отсутствие конкретного механизма взаимодействия национально-культурных автономий с органами государственной власти, возможность создавать несколько национально - культурных автономий на одной административной территории, отсутствие представительских функций от имени этноса и общефедерального органа, на который могли бы замыкаться созданные организации, принижает роль и значение этого закона. На этом фоне всё более явственно проступает стремление создать представительные органы этноса, обладающие правом участия в управлении государством.
Одним из примеров непосредственного участия народа в управлении государством в Российской Федерации является создание в Республике Коми съезда коми народа и его исполнительного органа. Закон Республики Коми устанавливает, что съезд является представительным органом коми народа на территории республики. Съезд и его исполнительный орган обладают правом законодательной инициативы. Решения съезда учитываются при разработке программ экономического и социального развития республики, по ним принимаются Указы и Распоряжения Главы и Правительства республики. Съезд является легитимным органом коми народа, так как положением о выборах делегатов обеспечивается право и возможность каждого коми принять участие в этих выборах. Для обеспечения соответствующих прав других национальностей принят республиканский Закон «О национально - культурной автономии», который, в отличие от российского, устанавливает порядок создания национально - культурных автономий на основе выборности делегатов не от общественных организаций, а от каждой территориальной единицы. По сути, автономии представляют всю этническую группу, проживающую на той или иной территории республики. Однако для создания представительного органа этносов, обладающего правом законодательной инициативы, необходимы конституционные изменения, которые требуют длительной и тщательной проработки, поэтому данную функцию в определённой степени выполняет консультативный совет по делам национально -культурных автономий, активно участвующий в разработке программ национально - культурного развития народов республики и определении направлений их финансирования.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 года новый законодательный и представительный орган, Федеральное собрание, уже не имеет Палаты национальностей, существовавшей в Верховном Совете СССР и РСФСР. В результате количество национальностей представленных в Государственной Думе Российской Федерации сократилось в три раза. Отсутствие законных представительных органов этносов на федеральном уровне приводит к тому, что это право присваивается различными организациями, выступающими от имени той или иной национальности и противоборствующими между собой, как это происходит в немецком национальном движении. Целый ряд международных правовых документов подтверждает право этносов на создание своих представительных органов, участвующих в ведении государственных дел, поэтому настоятельной необходимостью является внесение изменений и дополнений в существующий закон «О национально -культурной автономии». Более того, чтобы обеспечить взаимодействие представительных органов национальностей с целью реализации их конституционных прав по участию в управлении государством возникает необходимость в создании соответствующего органа в форме «Палаты национальностей» Федерального собрания Российской Федерации. Таким образом, логически завершается система, обеспечивающая участие национальностей в управлении государством как в субъектах так и в целом по федерации. Создание Палаты национальностей и в целом системы участия национальностей в федеративных отношениях требует фундаментальных конституционных преобразований, которые не могут решиться одночасно. Однако важно принципиальное политическое решение, которое может апробироваться не один год на базе субъектов Российской Федерации и в целом по стране. Анализ и заключения данной работы могут быть использованы в практической деятельности по реализации такого решения.
Список научной литературыШтралер, Олег Францевич, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. Официальные документы и материалы
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1994. - 48с.
3. Конституция Республики Коми. Принята на внеочередной 18 сессии Верховного Совета Республики Коми 12 созыва 17 февраля 1994 г. Сыктывкар.: 1997.-76с.
4. Федеративный договор. Документы. Комментарии М.: Республика. 1994. - 127с.
5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. -Ст. ЗОЮ.
6. Федеральный Закон "О национально-культурной автономии от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1996.- №25.- Ст. 2965.
7. Комментарий к Федеральному закону "О национально-культурной автономии / Под рук. Б.С. Крылова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997.
8. Закон РСФСР "О языках народов Российской Федерации" от 25 октября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - № 50. - Ст. 1740.
9. Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 1 июля 1993г. № 5303-1 // Национальные отношения. Отечественные и международные правовые документы. М.: Центр "Этносфера", 1998.
10. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. - № 46. - Ст. 2615.
11. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 (В ред. Федеральных законов от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ) // Об образовании. М., 2000. - 52с.
12. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. - № 21. - Ст. 1930.
13. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 39. - Ст. 4465.
14. Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 марта 2000 года № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. - № 14. - Ст. 1430.
15. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 18. - Ст. 2208.
16. Закон Республики Коми «О статусе съезда коми народа» от 26 мая 1992г.
17. Закон Республики Коми «О государственных языках Республики Коми» от 28 мая 1992г.
18. Закон Республики Коми «Об образовании» от 28 декабря 1993г.
19. Закон Республики Коми «О культуре» от 6 декабря 1994г.
20. Закон Республики Коми «О национально-культурные автономии» от 21 ноября 1996г.
21. Концепция государственной национальной политики Республики Коми.
22. Министерство по делам национальностей Республики Коми -Текущий архив-1998.
23. Министерство по делам национальностей Республики Коми Текущий архив - 1999.1.. Международные документы и материалы
24. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
25. Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств. Женева, 1991.
26. Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Принят 29 июня 1990 года // Документ копенгагенского совещания 5-29 июня 1990 года. Конференция по человеческому измерению СБСЕ. М., 1990.
27. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Принят 4 октября 1991 года // Документ Московского совещания 8 сентября 4 октября 1991 года. Конференция по человеческому измерению СБСЕ. - М., 1991.
28. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 4 ноября 1950 г. Вступила в силу 3 сентября 1953 г. // Государство и право. 1993. - № 4. -С. 37-53.
29. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принят 1 августа 1975 г. // Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М.: Политиздат, 1975. С. 14-93.
30. Закон Республики Венгрия "О правах национальных и этнических меньшинств Республики Венгрия" от 7 июля 1993 года // Полос-кова Т.В. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты). М.: Научная книга, 1999. - С. 34.
31. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята в 1948 г. Вступила в силу в 1951 году // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. - С. 134-138.
32. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. - № 17. -Ст. 291.
33. Парижская Хартия для новой Европы. Принята 21 ноября 1990 года // Известия. 1990. - 22 ноября.
34. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1994 г.). Подписана Российской Федерацией в 1996 г. Ратифицирована в 1997 г. // Национальные отношения. Отечественные и международные правовые документы. М.: 1998. - Центр "Этносфера". -С. 230-240.
35. Федеральный Закон Австрийской Республики от 07 июля 1976 "О правовом положении национальных меньшинств" // Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985. -С. 326-338.38.