автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Национально-смешанные браки в Азербайджане и их роль в этнических процессах

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гаджибалаев, Айдын Солтангамид оглы
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Национально-смешанные браки в Азербайджане и их роль в этнических процессах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национально-смешанные браки в Азербайджане и их роль в этнических процессах"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи: ГЛДЖИБАЛАЕВ АИДЫН СОЛТАНГАМИД оглы

НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫЕ БРАКИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И ИХ РОЛЬ В ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

Специальность 07.00.07 — Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Баку — 1992

Работа выполнена в отделе этносоциологических исследований Сектора Археологии и этнографии Института истории АН Азербайджана.

Научные руководители:

доктор исторических наук, профессор В. И. Козлов, кандидат исторических наук А. А. Абасов.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор С. С. Агаширинова, кандидат исторических наук А. Измайлова.

Ведущее учреждение — Бакинский Государственный Университет им. М. А. Расул-заде.

специал

!Га_

1992 г.

Защита состоится « ЛО» в часов на заседании специализированного совета

Д. 04.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02— История СССР, 07.00.06 — Археология, 07.00.07 — Этнография при Институте истории АН Азербайджанской республики.

Адрес: 370143, г. Баку, проспект М. Азизбекова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджанской Республики.

Автореферат разослан «

/9» СрЩэаоС^ 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, доктор историчнских наук

ПИРИЕВ В. 3.

I. ОБШ лАРАКТЬРИОТША РАБОТА

¿Лпт ЦИЗ.* Углубленное и объективное иссле-

дсвиние социалько-обцествешшх процессов, происходивших и происходили/. и Азарбайдъанскоп Реслу Ялике, представ «я о г собой одну из лишних и актуальных задач обществоведов. Социальные отношения, равно как и общественное оознание, является результатом исторического развития. Опираясь на тезис, в сипу которого история является синтетической наукой, исследующей эводвнио и прогресс человечества, ученый-историк доянен стремиться на только к освещение пути, пройденного в провлом, но и к определенно тенденций дальнейшей аволсции. В современных условиях значительных изменений в социально-экономической и обкастаенно-поли гоческой областях нашей кизнедаятельности следует по-новому оомысливать различные аспект«, выдвигаемые перед исторической наукой.

К числу проблем социально-экономических и межнациональных связей относится развитие интернациональных процессов в образе шизни людей. Одним из проявления взаимосвязей нейду этносами и фактором межэтнического сближения является заключение меинацио-аальных браков и образование национально-смешанных сэмей.

Объективный процесс духовного сближения народов отчетливо проявляется в развитии межнациональных браков и семей. Выделение в качестве основного объекта данного исследования органической связи национального вопроса с тенденциями укрепления национально-смешанных браков, позволяет как прогнозировать направление развития межнациональных отношений, так и определять методы к принципы регуляции национальными процессами.

Будучи составной частьи того или иного этноса, семья выступает как микросреда национального и этнического. Именно в семье Формируется микроклимат этнических процессов, складывается культурно-бытовая традиция и определенная языковая ситуация, ' происходит социализация нового поколения с этнически детерминированными норнами поведения и т.д.

Актуальность и научная значимость данной диссертационной работы обусловлена: во-первых, необходимо стьо дальней^егс изучения современных этических процессов в Азербайджане, теоретическое осмысление которых представляет собой научное основание дм

решения практических задач демографической политики; во-иторых, ус..пением роки социально-культурных факторов, еце отчиисо «о-сйцИх этнические признаки, л развитии современного образа »пани; В-третьих, прогрессивная значением освоения самобытной культуру братских народов, формирования духовно богатой личности гб.дествп; в-четвертых, ввлиостьо понимания обцечеповечесхих приоритетов, сблиадицчх представителей различных этнических культур.

Состояние научной разработки тепы. Историография. проблема. d научной разработке проблемы национально-смешанных браков и семей накоплен весьма со видный и разнообразный фактический Mutspu-ал. Тем не менее, з силу происходящих в последние годи коренных Изменения в разнлх регионах бывшей страны Советов, многие из ос-пактов этой проблемы требуот нового исследования. Как сиравещи-во отмечает един из исследователей» "общественный интерес стимулирует научные исследования межнациональной йрачнссти. Конечно, далеко не на все вставшие здесь иолросн есть ответ - с люком много вопросов и саиакон мало пока надежных результатов иесьодо-Еанип"^. Ван ito е значение имеет вклад ученых в анаши вшгектов проблеки кекнациональных браков, выяснение их характера, определение места и роли в развитии этнических процессов. Среди наиболее значительных необходимо назвать работы 0.В.5ра>;лся, ¿.¿'.Козлова, Л.Н Лереатьева, Т.С.Рузенковой, Г.Р.Столяровой, A.A.Gy'co-колона^ и др.

Отдельные аспекты становления кек национальных семе,! освежались в работах ученых АзербРЯдяана А.Г.Тро',МыовоЯ, Р.Ц.Сад-'хогэ, I'.A-.Гулиева, С.Дк.Ру становой, И.А.Рустаиова, А.Э.Намегоиа, 11.Ч.

I. Су соколов A.A. Межнациональные браки в СССР. - !(., Нысль, 19 87. - C.IO.

?. Бром лей О.В. Этнос и эндопаня// Сов. этнография, 1969, i> б; Его те. Очерки теории относа. - м., Наука,1963; Его ве. Национальные процессы в СССР. Г. поисках подходов.-д|.: Наука, 198: Козлов В.И. Национальности СССР.-!4., 1975; Современные этнически! процессы в ОССР.-М.: Наука, 1975. Социально-культурный облик советских наций/По материалам этносоциологического исследования/ -М.; Наука,1966; ТерснгьеЕа л.Н. Формирование этнического езно-сознания в национально-смешанных браках СССР.-М. ,1974; Р/зенкоп; Т.С. Межэтнические контакты и их роль в этническом процессе: Авторзф.дисс. ..канд.ист.наук.-К. ,1984; Столярова Г.Р. Национала но-смешснныз семьи в сельских районах Татарской АССР (.Современные этнокультурные тенденции): Авторе?1, дис. ...канд.ист.'му>-. -И. .1983;- Су соколов A.A. указ.раб. и др.

Кулиевой1 и др. Исследования эти многоаспектны. в них нашли отражение как вариативна* динамика роли и функции семьи вообще, и смешанной в особенности, так и разнообразные этносоциальные и этнодемографическиа процессы. Как известно, н&ционильиая принадлежность человека определяется как осознанием общности языка, территории, культуры, так и этническим самосознанием, т.е. осознанием своей принадлежности к народу. Оно вырабатывается у человека в процессе воспитания в семье, является результатом воздействия всего комплекса материальных, социальных и культурных условий жизни. Этнический аспект исследования семьи охванываег как однонациональные, так и национально-смешанные семьи. Яри этом важное значение имей? их соотношения в той или иной общественной группе, в тот или иной исторический период.

Историографический обзор свидетельствует о той, что, несмотря на определенное количество публикаций, еще недостаточно исследована проблема межнациональных браков в Азербайджане. Неизученным/ остаются и вопросы специфики становления национально-смешанных семей и их роль в этнических процессах в республике.

Таким образом, важность темы и недостаточная степень ее разработанности в Азербайджане обусловили, цель и задачи диссертационного исследования.

Основная цель данной работы зэклочается в комплексном этно-социоюгаческон исследовании, оочетаищим теоретический анализ

I. Трофимова А.Г. Материала отделов ЗАГС о боаках как этнографический источник С по данным района имени ¿6 Бак .комиссаров г.Баку )//Сов.этнография.- 1965, - М 5. - С.ИЧ-Кб'.'Садыхов РД. Образование межнациональных се.<ей - один из факторов становления интернациональной общности советских лодей. Волгоград,1963. -C.44i-'t5ü; ГУ лиев Г.А. Традиции и инновации в свадебный обрядности азе^аяаланцег. Азерб. агиографический сборник, внп.5. - • Баку: 1лм, 19öl>; Рустамова С.Ды. К ¿опросу о составе семей в Мингечауре// Археологические и этнографические изыскания ь Азербамьане - Баку: .Зли, 1986; Рустахое И.А. Националь-

ный состав насилъ'иия и нзл! ,«е1взкионв«ьного обивай « и» материалам г .Кировабада,«. Археолог. к »таог.».'?. и «-сямш! е А.<грЧ. С lKJt&), - !3а,:у : Зг:л, Л- -3' ; Камедов А. «г. Современнее этнокультурные проц«ссл 1 .-.»с/' .•i.jf.i.rKKt, cfe: Акторе .дисс. .. .кинл.и':т. наук. - 19 8(3; Ку злеаа Л..К 0 iIkukcu ..чь.ю-смеланьчх ог-.«ьч: // .Материалы ниучнон Korf'tpeH'v/, а-, звядениол "О-литиг. ¡С.'.С:'.. -Раку: Зл:<, 19 dü и др.

данных об особенностях жизнедеятельности национально-смешанных с и к к с конкретный эмпирическим изучением разных аспектов их образа жизни и ориентации. Ее научная ценность состоит в том, что в ней видовые научно обоснована и решена совокупность следующих задач, вытекаюцих из поставленной цели:

- произведен сравнительный анализ изменения этнического состава населения Азербайджана с конца XIX в. по ностоящее время;

- определена роль религиозных установок й этнических традиций в заключении национально-смешанных браков до установления Советской власти в Азербайджане в'1920 г.;

- освещен процесс распространения национально-смешанных браков й современных городах и сельских местностях республики;

- выявлена роль национально-смешанных браков в развитии этнических процессов и углублении процесса интернационализации;

- установлено взаимодействие этнических и интернациональных аспектов Функционирования национально-смешанных браков и их значение как в целостной общественной системе, так и характер их взаимосвязей с ее отдельными структурными элементами.

Методологическая и научно-теоретическая база исследования. Диссертация основывается на материалистическом понимании процессов исторического развития, на доказанном практикой научного исследования диалектическом методе познания, на теории об опреде-лявщёй роли экономики в социально-общественных'процессах.

Научная новизна настоящей диссертационной работы состоит, во-первых, в том, что в ней впервые предпринимается попыхкз на основе историко-этиогрофического анализа становления национально-смеаанных семей з Азербайджане о середины XIX л. до нащих дней исследовать роль национально-смешанных семей в развитии этнических процессов.в республике. Во-вторых, прослекивается динамика к взаимовлияние между различными аспектами материальной и духовной культуры азербайджанского народа с представителями других народов и становление социальной ячейки - национально-смешанной семьи. В-третьих, устанавливается связь мекду динамикой количества национадьно-смеыаыних семей и развитием национальных отноиенил в Азербайджане. Б-чеиертых, произведена обработка и классификация этнограФическогС и статистического материала яо республике,

при ухом акцепт делался ни исследовании этносоциальных контактов нация и народностей, становлении сходной структуры и традиция в семеано-бытовой сфере их жизни. ¿-пятых,, проанализировано проявление общих черт в культуре, утверждение иитернационалистс-ких пртнципов в международных отношениях.

Практическая значимость работы заключается в том, что обобщение всех собранных данных восполняет определенные пробелы в изучении нерациональных браков в Азербайджанской Республике.

Полученные при этом научные результаты могут быть использованы:

- в процессе дальнейшей разработки поднятых в диссертации вопросов, теоретико-методологическом обосновании исследования широкого круга схемных этнографических и социологических пройдем;

- при формировании и конкретной реализации развития национальных, культурных и демографических процессов в республике;

- осуществления воздействия на развитие интернационального самосознания масс через пропаганду тех или иных аспектов культурного наследия азербайджанского и других народов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и ключевые голоаения диссертационного исследования нашли отражение в трех научных публикациях. По отдельным разделам диссертации автор высыпал на республиканских конференциях, в том числе в ме*-вуэовской научно-теоретической конференции "ХХУП съезд ИБС и развитие общественных нзук", посвященной "о-летио Великой Октябрьской Социалистической Революции (.Баку, ¿1 октября 198! г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к. защите на заседании отдела этносоцио логических исследований сектора. Археологии и этнографии Института истории АН Азербайджана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

П. 0С1£В;ЮЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

По впадении обос1!ов1гаается актуальность и на}'чно-практическая значимость исследуемой проблемы, определяется степень ее разработанности, раскрывается его научная новизна, Формируются

цель и задачи исследования.

В_пе£воа _гли^зе - "Наиионально-схешаинье браки до середины XX века" - приводится краткий исторический обзор становления нациснэльчо-сиеваннчу текеГ; в Азербайджане с пришлого века до середины XX столетия. Проведенный научно-теоретическии анализ имеющихся данных этнического состава Азербайдисна в указанный период свидетельствует об обоснованности того, что, во-первых, в данном историческом периоде отчетливо выяв'лена типология этносоциальной структуры населения Азербайджана и его динамика ^ис-торико-этнический аспект;; ¿о-вторих, рассмотренный в данном ракурсе предмет исследовании позволяет соотносить его как в индуктивном, так и в дедуктивном плане с этносоциальными процессами, особенно на этапе его формирования асоциально-этнический аспект). Так, в чшериалах, переписи 1926 г., впервые охватывающего все население бывшего Советского Сооза, было учтено иколо '¿{У различных национальностей или народностей. Однако переписи 1УЮ, 197У и 19сУ годов свидетельствует о значительном снижении количественного показателя - нине на столь обширной территории проживиот' представители только 120 наций и народностей. Лагь строго обьек-тивиуо оценку подобный "разрывам" в этнических прочессах коино лишь при изучении всей совокупности демографических, социально-экономических и политических аспектов проблемы. А это означает неизбежность обречения, в качестве предварительного условия конкретного исследования, к проблемам общего характера.

Многие особенности современных эпических процессов, происходящих в Ачпрба!\дкане, в значительной мере обьясняотся спецификой этнической ситуации, сложившейся в доревоясционной России. Неравномерность социально-экономического и этнического развития народов России обусловила многочисленность и разнообразие слонигаихоя в ней типов этнических общностей, сочетание стадиально различных этнических процессов: процессы формирования народностей сочетались здесь с присущим капиталистическому озцеству процессом кон-сохидации наций; процессы ассимиляции охватывали разнообразные по этническому титс группы, населения. Почали развиваться и процессы межэтнического сближения.

Наруаение территориальной этической леюсгиосги приводи« к

неоднозначным ассимиляционным последствиям, прежде всего, для а} малых народов, живущих в иноэтническом окружении; б) этнических общностей, вынужденных вследствие экстерриториальной "аннексии" встать на путь миграции (.диаспоры.); в) этнических "осколков", давно оторвавшихся от основного этнического массива и окончательно "поглощенных" иноэтническим окружением.

У крупных нация, со сложившимся национальным обликом культуры и языка, как правило, сила ассимиляционного воздействия па попагшие в орбиту их влияния и но этнические элементы была болыле. Однако активность и интенсивность, ассими янции зависели и от многих других фактороз: характера расселения, экономических связей, исторических, этнографических и идеологических (.например, религия) предпосылок.

Следует отметить, чго этнические процессы, как и все другие социальные процессы, были обусловлены в конечном счете объективными причинами, связанными с развитием материального производства, с характером уровня экономического развития. Сода же относились и законы, регулировавшие взаимоотношения между народами, живущими а многонациональном государстве. А это означало, что соотношение конвергентных и этнодифференцирурцих аспектов этнического взаимодействия народов находило свое адекватное отражение на различных ступенях общественно-исторической практики.

Азербайджанцы являются крупнейшим тюркоя зычным народом Кавказа, известным в дореволюционной литературе под названием закавказских татар или тюрок. Наименование "азербайджанские тюрки" употреблялось для обозначения той племенной тюркской группы, которая составляла главную кассу населения не,только Южного, но и Северного Азербайджана. Как сообщалось в од.юм из статистических обзоров, "уье по переписи 1607 г. в юго-восточном Закавка- . зье, из общей массы населения в 1.7®.355 человек, было отмечено 1.049.574 или bdí азербайджанских тюрок, расселившихся преимущественно в пределах бывших Бакинской и Елисааетпо льскои губерний и Заката лью о го округа"^. Этническая консолидация азербайджанцев проходила сравнительно медленно; к концу XIX в. в их сос-

I. Сысоев З.М. 'Лнчальныа очерк истории Азербайджана (.северного). - Баку. [<„'¿5. - С.3-4.

- а -

ть.и выделялось несколько этнографических групп: айрумы, карапа-пахи, падары, ¡¡шхсевены, карадагцы и афчары. Азербайджанцы (самоназвание - азербайджан лылар) образует основное население Азербайджана.

Информация о населении Азербайджана впервые была получена в результате проведения первой Российской всеобщей переписи населения в I®7 г. В соответствии с ней численносяь населения дореао-лоционного Азербайджана /в современных границах/ составляла на I января 1С&Э г. г ЛЭО тыс.чел.;-на I января 1836 г. - 1600 тыв. чел.; на 28 января 1886 г. - 1807 тыс.чел. и к концу 1913 г. -2339 тыс.чеп.1

В переписи 1837 г. учет этнического состава населения производился не по национальной принадлецшсТи, а по родному языку, что искажало достоверность данных. Особенно значительными были дефекты переписи при учете тюркских народов, в том числе и азербайджанцев. В численности последних перепись зафиксировала только говорящих на карвпапахском ьаречии. Основная ке ласса азербайджанцев в окончательных итогах переписи не упоминается. Они были вклочены в 4-миляионнуо группу говорящих на "татарском наречии".

В специальном разделе главы проведен аналитический обзор становления национально-смешанных браков в дорево лоционном Азербайджане. Внимательное изучение прошлого'позволяет уяснить природу того негативного отношения к межнациональным бракам, которые и сейчас порой встречается у представителей старшего поколения, особенно у религиозно настроенных лидей. Поэтому, рассматривая статистику межнациональных браков того периоде, необходимо иметь в виду те социально-экономические' и политические условия, которы порождали антагонизм между народами.

При характеристике условия заклочения национально-смешанных браков важно учитывать и значение религиозного фактора, игравшег ьаизтнув роль в общественной жизни дореволюционного Азербайджана Отсюда и необходимость разграничения национально-смешанных брако по двум признакам: иеаду азербадджанцами и христианами и кекду

1Л ' — ■ — ........ ....■■

2. Ск.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 18У7 г. Бакинсквя губерния. Сш.< 1905; Там ъе, Еаисавет-аольская губерния. СПБ., 1905.

азербайджанцами и представителями народов, исповедовавших исламскую религию.

Браки между представителями этнических групп также не были широко распространена, в Азербайджане предпочтение давалось ку-зенным формам брака. Семьи, принадлежащие к одному роду /несил/ предпочитали, чтобы их дети вступали в брак только между собой. Особенное предпочтение придавалось браку между детьми двух Орать-ев или браку с гДОчерьи брага матери /крое - кузен/.

Кроме того, в дореволюционном Азербайджане-вопрос заключения брака всецело решался родителями. Девушка не имела права ЕЫбирать себе пару, оно принадлежало исключительно родителям.

По переписи 1897 года, в Азербайджане во всех городах население включало представителей 2-3 национальностей. Например, в Нахичевани, Иуше, Ордубяде, Шемахе кили азербайдканцы и армяне. Смешанные браки были распространены преимущественно в тех районах, где проживали представители этнических групп, исповедовавшие ислам. 2то имело место, в ооновном, в Ленкоранской .зоне - меаду та-пышаии и азербайджанцами, в северо-западном Азербайджане - между аварцами, цахурами, с одной стороны, и азербайджанцами - с другой. Смешанные браки были и в Кубинсхо-Хачмасской зоне. Интерес представляет то обстоятельство, что при заключении брака между представителями разных этнических групп необходимо было либо чтобы девушка знала язык своего мужа, либо чтобы оба они говорили на азербайджанском языке как языке общения. Если ке в ¿Зрак везупали представители различных национальностей, то в этом случае обычно девуака долина была знать язык своего мужа, в основном азербайджанский язьк, если даке он по этнической принадлежности не был ьзербайджанцем. •

Исследуя отражение этнических процессов в семейном быту, следует учитывать, что в прошлом в каждой историко-культурной области у народов, находящихся на одной и той же ступени социально-экономического развития и одинакового вероисповедания, складывались обдие основы брачно-сеиейиых отношений. Зависимость же этих отношений от разного у рои ня социально-экономического развития и от другого вероисповедания так те приводила к образованию сходных ¿орм семьи и брака у народов неродственных, не находящихся в

непосредственном контенте, кизудих й разных историко-культурных

ОС^иСТЯХ.

Национально-смешанные браки стали воэмскными только после того, как в 1920 году по декрету Совета Народных комиссаров республики была установлена регистрация в ЗАГСе. Но, наряду с этим, еще долго сохранялось такие заклечение брака по шариату - до специального указа в 1923 году, после которого религиозный брак считался недействительным. Однако регистрации брака по шариату практиковалась долго, она встречается и в наши дни. Например, Ааура Курбаи кызы из селения Бала'кенд К/бинского уезда писала в 1927 году С.Агамали оглы, что "мы, женщины после того, как пода-чили развод через ЗАГС, затем должны получать тот же развод и по способу шариата перед имамом, и если этого разрешения имам не утвердит, тогда ни один мужчина не кенгтея на такой женщине, и ни одна женщина не выйдет заму«, так как без шариатского разоешечия развод считался недействительным"*.

Существенное влияние на распространяемость смешанных браьов оказывали почти все факторы развития собственно этнических процессов: территориальная смешанность, общность религии, близость языка и культуры, социальная мобильность, отсутствие сильных этнорасовых предубеждения и т.д. Так, территориальное взаимопроникновение народов или отдельных этнических групп не только способствовало развитие личню: контактов в .быху, на производстве, в учебных заведениях и т.д., но и облегчало само вступление лодеа в этнически смешанное браки, так как избавляло их от необходимости/весьма болезненного полного отрыва от родной среды. Число этнически обещанных браков в городах поэтому значительно выше, чем в сельской местности, где межэтнические контакты слабее и имеется больше возможностей для существования изолированных этнотер-риториильных ячеек*2.

Для межнациональной семьи в общем характерны все те свойства, которые пр;сущи однонациональной семье. В то же время большинство исследователей указывает также на следущие три характер-

1. Агамали оглы с. На пути к раскрепсщенис терчанки//Бакинский-рабочий, 1927 - 3 марта.

2. Си.: Козлов В.й. Национальности СССР. Этнографический сбгор, с.622;.

п -

ныв особенности: во-первых, межнациональные семьи по своей сущ- -ности интернациональны; во-вторых, являются двуязычными; в-третьих, революционизируют семейный быт, и вследствие этого быт носит смешанный характер^.

Однако содержание этих особенностей, на наш взгляд, в боль-, шинстве случаев трактуется слишком упрощенно и прямолинейно. Основными мотивами межнациональных браков в советском обществе выступали моральные факторы; однако, межнациональный брак при этом следует рассматривать как форму проявления сущностных аспектов социалистического брака и семьи.

Соотношение браков и разводов, выражаемое приблизительно один к трем, свидетельствует о стабильности брачно-семейных отношений в Азербайджане. При этом следует указать также и на то, что соотношение это формировалось под влиянием межнациональных браков.

Й межнациональных семьях объединяются носители различных национальных культур, бытовых укладов, особенностей национальной психологии. Исследование отаткзт/.ческих материалов ЗАГСа района им.Зб-ш Бакинских комиссаров г.Баку позволяет проследить динамику смешанных браков в городской среде Азербайджана по 1929, 19 30, íy'tG годам. В 1929 г. однонациональные браки составляли гам 83«, счеизннае - 12%. Из 13 разновидностей смешанных'браков у 10 -жены русские. Чаще всего это браки азербайджанцев и армян с русскими. В Гучо г. смешанных браков уже было 23,Гей; насчитывалось Л их разновидностей с преобладанием русско-украинских, а также армян и а зербапдканцев с R,' сак ими женщинами.

Важнейшей чертой советской семьи является ее литернациональ-нссть. В исследуемый период утвердились и стали характерными чертами взаимоотношений стали дружба неуду народами, уважение к национальной культуре и национальному достоинству всех народов. Все это укрепляло жизнеустоячивост ь национально-смешанных браков к семьи,

Вз_нго- "Национально-смешанные браки в Азербайджане

¡■.ссес Зс-ги/ой Отечественной войны".основное внимание уделзно ос- -веще« и о национально-смеаснных браков со второй Головины ед-х

1. Сл.: Цг-ия л шпиона льные отнокения. - врунзе. 1960. - С. •7 0-7i; Гвснзег ссцимзииичьских напил н их сближение. - Чявкент,-btfc. - Z.l-'i.

- l¿ -

годов до наших дней.

После окончания Великой Отечественной войны под воздействием мощных демографических и миграционных процессов наблсдается рост числа лидей, живущих за пределами своей pecti/блики. Население крупных городов все в большей степени становится многонациональным. Это благоприятствует более интенсивному межнациональному общение, дальнейшему росту национально-смешанных семей.

Пестротой этнического состава населения отличается и Азербайджанская Республика, Исследование современных этнических процессов и изменения этнического состава населения Азербайджана по переписям 1959, 197о и' 1979 годов - одно из важных направлений республиканской этнографической науки. Разработка этих проблем имеет не только большое научное значение для познания динамики современного развития тех или иных этнических общностей и их взаимодействия, но и расширяет возможности для прогноза будущего.

Социально-экономические изменения, происшедшие после.второй мировой войны, определили существенные изменения в национальном составе населения Азербайджана. К началу 19ЧО г. численность его населения составляла 3274,0 тыс.чел., а к 1945 г. она уменьшилась .на 568,4 тыс.чея^ Довоенный уровень населения республики был достигнут лишь к началу 1955 г. ..после чего он вновь стал расти.

Отличительной чертой общего роста'населения в 1970-1979 гг. является го, что в этот период естественный прирост населения республики почти стабилизировался, интенсивность механического движения заметно возраела, и в последние годы набяодалось отрицательное сальдо миграции в межреспубликанском обмене населения.

В процессе воспроизводства населения происходит постоянное его обновление - уходящее из жизни поколение сменяется новым. Сто естественное движение населения совершается через-рождение и смерть. Пидучаеман разница мему рождаемости] и смертностью отражает уровень прироста или убыли населения.

Определенное воздействие на рост смешанных браков сказывает сложившаяся в республике половозрастная структура населения. Число цукчин корейкой национальности в Азербайджане превышает чис-»еаность женщин брачного возраста. 'Эта диспропорция полов определяет Зсаьаиа удельные вес ке«.эгнлческих браков именно мужчин ко-

ренной национальности с представительницами других этнических общностей.

Таким образом, на Формирование уровня естественного движения населения, наряду с ранее сложившейся и ныне складывающейся демографической ситуацией и социально-экономическими факторами, действенное влияние оказываот и этнические особенности (традиции культуры, быта, религии, мораль народа, т.е. система национально-выраженных приор!тетов данной! гдоппы населения).

По переписи 1979 г. в Азербайджане насчитывалось более 115 национальностей. Первостепенное место в общей численности населения за годы Советской власти занимали азербайджанцы. Затем шли д/сские и армяне. На долю этих трех групп ныне приходится 93,9% от всея численности населения республики. Для выяснения различия в естественном движении населения с учетрм национальной принад-лекнссти особое внимание, уделено именно те.н этническим группам Азербайджана, которые составляет наиболее высокий удельный вес в общей численности населения республики.

В соответствующем разделе главы исследовано распространите .наци о на ль но-смешанных браков в городах и в сельской местности Сна примерах гг. Баку, Сумгаита, Кусарского и Шемахинского районов Азербайджана). Здесь подчеркивпетея, что за последние 15-20 лет з изучении семьи е плане этнических процессов наметилась определенные качественные сдвиги. Известная опыт в этой направлении накоплен Институтом этнографии как'по линии расширения круга проблем, так и в выработки методики исследований и определения принципов учета выявляемых материалов. К примеру, ныне исследователи уже делает акцент не только на выявление динамики национаг.ь-но-смешзаных браков, но и на определение "кичества" соответствия той социзяьно-отническо:! среды, с которой они коррелируют. Особое гккмаиие уделяется изучению пациональчо-сменанных семей по, поколениям, что дзет возмокность определись тенденцию датеапего*-ра.ззигил тех и як мах этнических процессов.

05::ирн^л K-iiep.i-j,i о ;<е»:1£11Г.!онадьн^х браках, разработанный по" едино-: методике, ,"»•-. сам гю счЗь представ мет больно Л научный интерес i*i i:et;:сг'.*.«ия эпических ироцессои. Сопоставление о£ИЗ-начиина-ин-а « тз.ч.и^аиьнс-смбйгчних Зракол с теоретически otfoo

нованным подходом отражает степень сближения наций, народностей или этнографических групп в тех или иных регионах республики. Названные материалы служат вместе с тем отправным источником для более углубленного изучения семьи в аспекте ее этнического развития. Надо отметить, что при этом в круг обследования вкльчено, преимущественно, городское население. Это представляется особенно важным потому, что города представляет более совокупный интерес в плане изучения обширного Фактического материала об этнических процессах". В городе более отчетливо проявляется процессы языковой и этнической'ассимиляции и консолидации, в силу этих причин город .становится одним из основных объектов изучения различных межнациональных контактов. Надо отметить, что сам процент национально-смешанных браков еще ге определяет степень устойчивости эндогамности определенного этноса. На наш взгляд, подлинную значимости его можно'представить при сопоставлении с результатами сравнения доли национально-смешанных браков с-их'теоретической вероятностьв. ' .

Устойчивость азербайджанского этноса подтверждает данные о выборе националйости подростками в национально-смешанных семьях. Например, по материалам-исследований, проведенных в Баку и Сумгаите, в семьях, где отец азербайджанец, мать русская, армянка или грузинка, национальность отца (азербайджанца) принимает почти все без иекдечения подростки. 5то обстоятельство, в свое очередь, свидетельствует об определенной устойчивости этноса у азербайджанцев, прошваощих в городах республик. В других этнических соютаниях выбор подростками своей национальной принадлежности не был однозначно-определенным. Данный факт не только отражает существуете этнические ориентации в национально-смешанных семьях, но и служит определенной точкой отсчета в возможной дальнейшей градации приоритетов в этническом развитии брачно-семейных отношений в республике.

Абсолютное число межэтнических Ораков по сравнение с 30-ми годами вире ело ъ 50-е годы в ¿-.3 раза, в 60-е - и рази, значительно опережая рост общего числа исех браков. Среди представителей народов, в малом числе проживающих в городе, как правило, преобладает Ораки с русскими и украинцами.

В 70-а)-х гидах £ крупных городах, в том числе Баку и Сумгаите, как и по всея стране, происходили ванные массовые процессы этнокультурного взаимоде;':зтвия, сближения и слияния групп населения различного национального происхождения. Это имело как этнодекчграфичег ,<ие, так и социально-политические и культурно-бытовые последствия, которые прослеживаются статистически, в том числе на материалах межэтнических браков.

Формирования национально-смешанных браков имеет свои особенности в условиях молодых, интенсивно развивавшихся городов^. Процессы тесного хозяйственного сотрудничества и взаимовлияния в сфере духовной найми все чале и чаще приводят к такой форме межнациональных связей, как брачные связи между представителями разных наций, возникновение смешанных семей. Интенсивно протекает зги процессы в молодых городах, в частности в городе Сумгаите. оа период 1959-1966 годов в здесь йыло заклочено 8000 браков, тэ-есть в брак вступило 175 населения города, в демографической статистике такой ьнсокиа процент брачности пока ече не зарегистрирован ни в одной стране мира. Но самым примечательным является то, что чз этих ¡}-,<и тысяч браков.3 тысячи, или соотавляот Национально-смешанные брэки. Как правило, это браки азербайджанцев с русскими, армянами, украинцами. Отметим для сравнения, что в одном'из самых многонациональных городов бывшего Сооза - в столице Киргизии, а Зисжеке, где трудятся и ».ивут представители 70 народов, в ГРСО году межнациональные браки составили 25£ всех зарегистрированных браков.

Н городах Азербайджана, к а! , очевидно, я среди всего городского населения страны, доля разнородных з национальном отношении браков и семой гораздо выше, чем в сельской местности. Например, г г. Сумгаите доля таких зулрукесгв составляет 14,83, в г.Закатали - 19,64, Кубе - II,9«, Гянд*е - 15,И. о в одном из центральных ра.'.оноь г.ьзку - района им.26 Бакчнских комиссаров доля тн» кнх ЗряК0В Олимп

Таким опркзо!«, че*национальные семьи являются Фундакеп го.ч для

I. Сл.: Сегмев Р.'л. Обрчзованке метииО'.ппонкх семей -один з '¡'аи готов стяччпвенкч интернациональной обинопти соньтс-ких ляде:-// Зо.'агс.шй норо* - новая историческая обпнеоть лздеп. - Ь'о'^'Град, - С.4 47-450.

снижения дифференцированности семей по национальностям. Ото подтверждается и результатами исследования, проведенного по На-симинскому району г.Баку, Так, соотношение национально-однородных и национально-смешанных браков по Насиминскому району г.Баку в I970 г. составляло 643 к 178 заключенных браков (23,2), в 1981 г. - 931 к' 248 (27й), в 1985 г. - 1732 к 34¿ (20üD. И хотя удельный, вес национально-смешанных браков в общем количестве .заключенных браков обнаруживает тенденции к снижению, он продолжал удерживать довольно устойчивое положение.

По материалам ¿AlCa Иасиминского района г.Баку этнический состав л »»упивиих в брак за указанный период (1970-1985 годы) дифференцирован в пределах 20 этнонимов: азербайджанцы, русские, армяне, лезгины, талыши, таты, евреи, грузины, татары, узбеки, чугаши, горские евреи, осетины, болгары, цыгане,-греки, поляни, немцы.

Ре^льгаты социологических исследований свидетельствуют о • том, что процент сыелашшх браков в сельской местности меньше, чем в городе. Зто объясняется следующими социально-экономическими обстоятельствами: во-первых, сельская зона республики никогда .не быш местом существенной миграции людей; во-вторых, существующая на селе структура производства базировалась на местное населении и не требовала притока новых трудовых ресурсов. Отсутствие миграционных процессов на селе вело к тому, что национально-разнородное население складывалось в селениях лишь на этнических границах; в-третьих, известная консервация семейно-бытовой сферы отношений на селе усугублялась множеством довольно прочных традиционных обычаев и обрядов и т.д. Поэтому интернационализация быта и рост межнациональных браков здесь происходит гораздо медленнее.

Небезынтересный представляется сравнение с материалами оАГСа Ленинского района,г.Заку. 3 соответствии с этими данными удельной ьес межнациональных браков среди'всего числа зарегистрированных составил в 1923 г. 1¿Í, в Í94Ü г. - ¿),¿%, в 1561 г. -c7,tí. Анализ этих матери пло* ^р.идстсг.ьстьует о неуклонном росте нациин'ально-с^анних браков. При этом привлекает внимание и увеличение числа вариантов браных партнеров по национальности с Id г.ср этнесочетании в ¡,y¿9 г. до 1оО - в г.

На основе привлечения широкого круга источников, этнографи-'~ ческих и демографических сведений в главе раскрывается роль национально-смешанных семей в развитии этнических процессов и интернационализации. Как показывают материалы этносоциологического исследования Института этнографии, различия в частоте национально-смешанных браков между относительно немногочисленными иноэтническими группами в соозных республиках значительно меньше зависят от распространения благоприятных установок на такие браки, чем среди коренных национальностей и русского населения соозных республик. Например, в Тбилиси, такие этнические группы, как армяне, азербайджанцы, евреи, имея близкие показатели по доле состоящих в смешанных браках, существенно различается по установкам на такие браки.

Рост и развитие национально-смешанных семей усиливает процессы двуязшия /билингвизма/, ведущие к дальнейшему упрочение взаимосвязей «шей различных национальностей. Как известно, языком межнационального общения в стране является русский язык. За последние годы произошли существеаные изменения в освоении языка межнационального общения представителями азербайджанской нации. 'Число азербайджанцев в 1970 г., свободно владевших русским языком, составляло 16,65, а в 1979 г. - уже 25,'¿%. Это выше, чем в среднем у нерусских народов по. бившему Союзу. Свободное владение русским языком является, практически, естественным для национально-смешанных семей, что в значительной степени расширяет границы их этно локации.

При изучении современных егмвйных взаимоотно1ений автор в первую очередь исследовал национально-смешанные браки, что является основным объектом данной диссертационной работы. Изучение таких браков приобргтае: а наги дни особое значение, ибо семья, являясь маленькой составной частьо общества, вклочаегся в тот или иной ьпический и микреэтнический процесс. Так, наличие йаци-снально-цие^анчого брака -.-видьтельствуег об их этническом сближении и наглядно демонстрирует внутрисемейные и интернациональные ~ их особснчост1'., >ьрактарнэует этническуо интеграции ууиыурко-бытогэа традиции, лздеиеанч б облзсти ¡этнической психологии и сытность д'ааники ¿«гианвих б-?2Коч.

- 1а -

Ло соАТверЖлается и следующими Фактами: 56,6 млн. семей, доживавших в СССР £ 1970 г., 50,7 или. составляли национальные семьи, 7,9 млн. - национально-смешанные; из 66,3 млн. семьи, прошивавших в СССР в Х979 г., 56,4 млн. - ииционалыше, 9,6 млн. национально-смешанные. В Азербайджане из 956 тыс. проживающих в 1970 г. семей 881 тыс. являлись национальными, 661 тыс. - гояькс азербайднанские семьи 74 тыс. - иационаиьио-сиеианные. А в 1979 ( из 1,1 млн.'семей ©5 тыс. составляли национальные, в том числе 775 тыс. азербайджанские семьи, 84 тыс- - национально-смешанные браки.

Обобщение агих данных позволяет констатировать: в 1979 г. в Азербайджане национально-смешанные браки составляли 13)£. Из них были горожанами. Национально-смешанные браки в городах составляли а в селах - '¿£.

Семейнач жизнь предстадцтелей разных наций и народностей неизбежно сопровождается всесторонним взаимодействием народов, 'в большинстве случаев обусловливает смешанный характер быта, тради ции, обтаев, распространение языка межнационального общения. На у ровне' межнациональных семей можно утверждать .об упрочении процесса интернационализации не только мьтериально-бытовои, но и духовно-нравственной сфер жизни.

Кежнационьльные семьи обычно создают нравственный микроклимат, обеспечивающий в процессе духовно-омьционального общения супругов, родителей и детей естественные условия для обоюдного о мены национальными кулотурами, взаимопроникновения национальных психология. У вступающих в межнациональные браки предполагается меньшая национальная замкнутость и преломление националистических пережитков не только а мировоззрении, но н в характере, осо-Оеаьо в чувствах.

Материалы главы свидетельствуют о важности при исследовании иицион«лььо-смешанных' браков и выяснения механизма взаимодейсми общего и особенного, национального и интернационального. Они, в свиь очередь', тесно связаны с условиями существований каждого н 1ьда. Соблюдение и укрепление его исторических традиции порожда оарчделеНаые особенности в проявлении обцих черт жизнедеятельно Т11 авдей. А эти особенности, кок лодг.'-ерадиют бурные события ас

¡¡едких пет, весьма существенны как для характеристики условна ззкзпчечка, так и самого I,/ч/.ционироганин национально-смешанных бралов. деснкм источником ¡шраативиости их образа &из::и является неоднородность социальной структуры современного общества. Ззаииодслствие национального »1 интернационального во всех сферах «.иэнсдечтеньности у к а«до а социальной группы различны, возрастэ-ет значение, с одной стороны, роста сзяосозна'шп представите лей каждого народа, и неизбежность этических взаимосвязей - с другой. С. л тих позиции сбш.е««2 зоций представляется как дт-гяыпа и хногограннпроцесс, ксторы.1 сосерлзегся ча сойка 1ьно-эконо»гичес-кой основе по размчнчм сФерги л канаявл. Яз*нэцконаяьные браки и семьи - один из Качалов этого объективного процесса.

пнении_ работы излагается выгоды и обобщения, к которым пришел дисссргант в результате исследования, ?орку г~РУЧ*ся еоо-коптае новые нанрчиленкя в дальнейшей разработке проблеаы.

Сжояное годеокание диссертации рвсхрыго в сленурзих публш«»-циях:

I. Национально-смешанные браки а Азербайджане: 3 сб.: Тезисы докладов конференции - "йег.икий Октябрь Я рдзэитив археологической и этнографической пауки в д ^рба!'д*2!гз". - Бжу: Зла, 1933.

¿. Роль национильно-счЕиарных семей в рвгвиткд этнических процессов и ичтерчпциои,1з« 'ации: а сб.: ¡{пгг^ала научаоз конференции. - Пику: с л". 1ч а.1.

3. Но г. и о нч я ьяо - счо ч т н не йра'ки и сойречечзосгь. О^естгси ясно лктическич журнал "Диалог" г.