автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Махарова, Гунсыма Сырендоржиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Махарова, Гунсыма Сырендоржиевна

Введение.

Глава 1. Развитие смешанной брачности как показатель межнационального взаимодействия народов Республики Бурятия.

11. Национально-смешанные браки в дореволюционный период . 12 1.2 Основные социально-экономические факторы развития межнациональной брачности в советское время.

1.3. Межнациональная брачность в Республике Бурятия в современное время.

Глава 2. Отражение характера и особенностей межнациональных отношений на национальном составе семей в Республике Бурятия (по материалам этносоциологических исследований, проведенных в республике).

2.1. Функционирование межнациональных браков в Республике

Бурятия.

2.2 Анализ состояния национально-смешанных браков в Республике

Бурятия.

2.3. Межнациональное общение в смешанных семьях в исследуемых районах.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Махарова, Гунсыма Сырендоржиевна

Актуальность исследования

Проблема межнациональных отношений занимает важное место в жизни многонациональных государств, одним из которых является Российская Федерация. Межэтническое сближение, ставшее реальностью современного развития наций в Российской Федерации, находит отражение в различных сферах жизнедеятельности людей. Одним из проявлений взаимоотношений между этносами и одновременно фактором межэтнического сближения является заключение межнациональных браков и образование национально-смешанных семей. Межэтническое взаимоотношение в семье связано с увеличением количества смешанных семей и браков. Необходимо углубленное исследование функционирования смешанных семей, степени их влияния на различные стороны национальных отношений, процессов взаимодействия между народами.

Такие семьи объективно отражают происходящее усиление процессов межнационального общения. Особого внимания они требуют сейчас, когда современное общество нуждается в дальнейшем укреплении мира и стабильности. В этом плане актуальным представляется исследование смешанной семьи как формы межнационального взаимодействия, поскольку в ней происходит своеобразный обмен разнородных этнических признаков. В семье соединяются самые различные аспекты жизнедеятельности человека: экономические, психологические, демографические, социальные, национальные, в том числе, идеологические и физиологические. Исследование данной темы диктуется необходимостью прогнозирования тенденций развития как национального, так и семейно-бытового аспектов жизнедеятельности современного общества.

Исследование смешанного супружества имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение и позволяет расширить наши знания о нынешнем состоянии смешанных семей и прогнозировать их дальнейшее развитие, адекватно оценить сложившуюся межнациональную ситуацию в республике на современном этапе.

В работе представлены смешанные семьи и браки как форма межэтнического взаимодействия в Республике Бурятия, где изучались традиционные семейно-брачные отношения русских, бурят, эвенков. В то время как социально-этнические проблемы смешанной семьи остались не изученными. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, требующих этнологических исследований. Как складываются отношения мужчин и женщин, принадлежащих разным народам, культурам на протяжении семейного цикла жизни, и как эти отношения отражаются на воспитании детей. Каковы возможности современного общества влиять на эти закономерности, менять тенденции семейных изменений.

В настоящей работе предпринята попытка изучить национально-смешанные семьи в республике. Учитывая, что тема настоящего исследования охватывает современное положение межнациональных браков, а именно период с 1979 по 2001 годы, все же нельзя обойти вниманием вопрос о возникновении смешанных семей на территории республики в целом.

Собранный материал позволяет систематизировать межнациональные браки как важную составляющую часть нашего общества, как регулятор национальных отношений. Актуальность избранной темы обуславливается ее не разработанностью в бурятской научной литературе. Не было специального диссертационного исследования, посвященного конкретному изучению национально-смешанных семей в Республике Бурятия.

Историография

Для полного представления о степени научной разработанности по данной теме, необходим историографический анализ изученности проблем этнической истории народов Байкальского региона.

Смешанная брачность привлекала внимание бурятоведов, особенно с конца XIX в., когда появилось достаточно много работ по этнографии бурят, где встречаются материалы и по интересующей нас проблеме.

В описаниях путешественников, в общих работах по этнографии бурят дореволюционного периода встречаются ценные, но, к сожалению, очень краткие сведения по данной теме. В работах М. Татаринова [1765], И.Г. Георги [1896], A.M. Кастрена [1883], А.П. Щапова, Д.А. Клеменца присутствуют материалы о смешанных семьях, о метисах - карымах.

Более значимыми являются работы Л.Я. Штернберга [1906,1910], Г.М. Осокина [1906], СО. Патканова [1911], Ц. Жамцарано [1906]1, где представлены сведения о метисах.

В послереволюционный период более подробное освещение данного вопроса мы находим в работах М.Н. Богданова [1925], А.Н. Турунова [1922], В.П. Гирченко [1922], Б.Э. Петри [1924], П.П. Хороших [1926] . 2

Большое значение для освещения многих вопросов, рассматриваемых в работе, имеют статьи А.Д Жалсараева, в которых на основе полевых

1 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Изд.2-е. - СПб, 1799.- 506 е.; Штернберг Л.Я. Инородцы.(Общий обзор). 'Буряты.Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия. -СПб.1910; Жамцарано Ц. О правосознании бурят //Сибирские вопросы.-№2 - 1906; Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. -СПб - 1906.304 е.; Патканов С.О. О приросте инородческого населения Сибири. -СПб.-] 911.-42 е., Описание о братских татарах, сочиненное морского корабельного флота иггюрманом ранга капитана Михаилом Татариновым. 1765. Подг. к печати, введение и примечание Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ. Бурмонгиз, 1958. -78с.

2 М.Н. Богданов Очерки истории бурят- монгольского народа. Верхнеудинск, 1925; Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности,- Иркутск, 1922; Гирченко В.П. Прибайкалье. Краткий исторический очерк. -Верхнеудинск, 1922; Петри Б.Э. Элементы родовой связи у северных бурят,- Иркутск, 1924; Хороших П.Г1. Материалы по орнаментации ольхонских бурят. -Иркутск, 1926. материалов по Бурятии и паспортных столов исследуются причины определения национальности подростков - метисов [1980]3.

Наиболее серьезным исследованием по данной теме являются работы К.Д. Басаевой [1974, 1980, 1988], в которых на основе разных источников собраны и проанализированы семейно-брачные отношения у бурят4

Как видно из исторического обзора публикаций, в этнографических исследованиях бурят изучение смешанных семей имеет определенное место. Но одновременно следует отметить, что ни в одной работе смешанная брачность не была предметом специального диссертационного исследования, что и определяет недостаточную полноту изученности этой проблемы.

Анализ историографического материла непосредственно связан с изучением вопросов реализации межэтнического взаимодействия, современное состояние национальных отношений между народами, проживающих на территории республики. В связи с этим при проведении настоящего исследования были использованы научные работы и публикации, документы республиканского архива ЗАГС, районных -Тункинского, Селенги некого, Баунтовского, Джидинского, Закаменского архивов ЗАГС, материалы Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ, а также собственные полевые исследования. Ценность в изучении данной темы оказали документы паспортных столов, материалы Государственного Комитета по статистике.

3 Жалсараеп А.Д. Некоторые результаты исследования межнациональных браков (по материалам Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ) //Быт бурят в настоящем и прошлом,- Улан-Удэ, 1980.-е. 15-19.; Жалсараев А.Д. Некоторые предварительные итоги исследования национального самосознания подростков в национально-смешанных семьях //Этнографический сборник, вып. 6. -1987. -с. 15-22. Басаева К.Д. Межнациональные браки и семьи в Бурятии// Семья у народов Северо - Востока СССР,-Якутск,1988.-с 73-80.; Басаева К.Д. Преобразования в семейно- брачных отношениях бурят (по материалам Аларского и Ольхонского районов Ирку тской области).- Улан- Удэ: Бурят кн. изд-во. 1974,- 114 с.; Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: (вторая половина ХТХ-нач.ХХ века)/отв. ред. 11.Т. Хаптаев. -Новосибирск: Наука.Сиб. отд-ние, 1980.-224с.

Обработка научного материала по вопросам этнического развития народов России показала, что эти процессы характеризуются двумя взаимосвязанными тенденциями- внутренним сплочением каждой нации и народности и сближением всех этнических образований и дальнейшим расцветом национальных культур. В последние десятилетия прошлого века этнические процессы в Сибири привлекли к себе внимание этнографов и историков. Большой интерес представляют исследования, значительно расширяющие наши представления о развитии и становлении национально-смешанных браков, об этнических процессах, происходящих в зоне Сибири. Рассмотрены актуальные вопросы развития межэтнических связей в семье, языковые изменения, преобразования традиционной семейной обрядности в следующих работах Р.А Ачиловой, Н А. Томилова, Э.Г.Лосевой, Д.Г. Брагиной, Н.И. Шатиновой, И.С. Гурвич, Н.К. Евсеевой, JT.H Терентьевой, Ю.Б. Симченко. В.В. Лебедева, О.В. Майоровой, О.А. Мурашко, А.И. Кузнецова, А.И. Миссоновой, О. Мусаева, В.Д. Разживина.5

Среди обширной литературы по вопросам семейно-брачных отношений отметим ряд опубликованных работ А.И Антонова, Ф.Н. Балтач, А.Г. Волкова, О.Б. Наумовой, Г.А. Непримеровой, А.И. Нарынбаева, Ю. Евстигнеева, О.М. Гусейнова обращение к которым имело большое значение в практическом анализе смешанных браков и семей. 6 Ачилова Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР. (Социологические исследования на материалах Киргизии и Узбекистана). -Ленинград, 1968,- с. 73.; Томил он H.A. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири //Советская Эгнография.- 1 972.- №6. -с. 15-19.; Лосева Э.Г. К вопросу о двуязычии у бурят //Этнографический сборник - Улан-Удэ, 1974; Брагина Д.Г. Межнациональные браки в Якутске //Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. -М., 1977; Шатинова Н.И. Национально-смешанные браки в Горном Ajrrae(XVIl-XX вв.) //Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ, Горно-Алтайск, Горно-Алтайск, кн. изд-во, 1970.- вып.2; Гурвич И.С. Современные этнические процессы у народов Сибири. М, 1973; Евсеева U.K. Семейная обрядность народов Яку тии //Проблемы развития социалистического образа жизни в свете требований КПСС: Тезисы докладов и сообщений,- секция 4. -Магадан, 1982; Ю.Б. Симченко, В.В. Лебедев. Смешанные браки у южных и восточных чукчей // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. -Ленинград, 1985; Теретъева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях //Советская этнография. -1969.-№3.- с.12-21.

6 Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов: (учебное пособие /утя Вузов).- M.:Mota bene. 1998,- с. 359; Балтач Ф. Межнациональные браки, или О браках, ставших браком // Идель. 1993 - №9/10.- с. 60-65.; Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная

Большую ценность представляют работы В.П. Кривоногова, JI.C. Ким, Г.В. Старовойтовой, А.А Сусоколова, А.В. Топилина, Б.Н. Попова, в которых анализируются основные типы смешанных семей, описываются их структура, функции, влияние динамики межнациональной брачности на изменение в этническом составе на ход этнических процессов, процессы урбанизации и миграции. 7 В современных исследованиях по данному вопросу приводится историографический обзор проблемы, раскрывается методика сбора и анализа материалов, основательно характеризуется источниковая база по изучению национально-смешанных браков.

Предмет, цели и задачи диссертации

Предметом диссертационного исследования являются структура и процессы развития национально-смешанных семей в Бурятии, межэтнические отношения в ссмсйно брачной сфере, их формирование в современном обществе.

Объект исследования - национально-смешанные браки и семьи в Республике Бурятия. поли гика. -М :Институт социально- экономических проблем народонаселения АН СССР. 1991; Непримерова Г А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. М.: Наука, 1979. - с.85; Наумова О Б. Национально- смешанные семьи у немцев Казахс тана (по материалам экспедиции 1986) // Советская этнография 1987.-№б,- с. 91-100; Евстигнеев Ю. Национально-смешанные браки в Махачкале // Советская этнография-1971 .-№4.-с. 80-86; Гусейнов О.М. О некоторых характеристиках функционирования и разви тия межнациональных семей //Научный коммунизм.-1983.-№2.-с. 75 - 83.

Ким J1.C. Семья как форма межнационального взаимодействия: (на примере народов Сибири, Севера и Дальнего Востока). Автореф. дисс. канд. филос. наук/ТГУ. - Томск, 1991- 19 е.; Кривоногов В.П. Межэтнические браки у хакасов в современный период//Советская этнография,- 1980,- .№3. - с. 73-86; Старовойтова Г.В. Этническая группа н современном советском городе. - Jl.,1987.- с.45; Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР (серия «Популярная демография»), - М.:Мыс.пь,1 987. -с. 142; Топипин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социология национальных отношений. - М.,1995. -с. 89., Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе //Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР). -Якутск, 1991.-с.45-47.

Цель настоящей работы заключается в исследовании этнического развития и современного положения национально-смешанных браков и семей в Республике Бурятия.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи;

- изучение смешанных семей с точки зрения специфики брачпосемейных отношений;

- изучение специфики смешанной семьи как проявление этнокультурного взаимодействия народов Байкальского региона;

- изучение жизненной установки детей-метисов на национальную принадлежность.

Методы исследования.

При первичном сборе материала нами был составлен специальный опросный лист, состоявший из 20 вопросов. В ходе проведения опроса мы применяли методы анкетирования и интервьюирования среди супругов и их детей из смешанных семей. Анализ собранного материала за период работы позволил нам проследить этапы возникновения и развития смешанных семей в Бурятии в рамках сравнительного метода.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1979 по 2001 годы.

График исследования выглядит таким образом: 1999 год Гунки некий. Хори н с кий районы и город Улан-Удэ; 2000- Селентинский, Баунтовский районы; 2001 год-Джидинский и Закаменский районы, город Улан-Удэ. Всего осуществлено 7 экспедиций по указанным районам. Дополнительно произведены опросы студентов высших учебных заведений г. Улан-Удэ.

Результаты проведенного анкетирования позволили с большей полнотой охарактеризовать состояние смешанных семей в республике, но и придать материалам точность, построить таблицы, которые при их анализе дают более подробную информацию.

Новизна исследования

Смешанные семьи в Республике Бурятия на современном этапе еще не являлись предметом специального диссертационного исследования, что определяет новизну выбранной темы. Это первая попытка изучить и дать анализ состоянию и развитию смешанных семей в Республике Бурятия на современном этапе на основе этносоциологических исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что смешанные семьи являются результатом широких социальных процессов сближения наций, имеющих специфические функциональные черты. В работе впервые были затронуты вопросы по изучению детей- метисов из смешанных семей, их особые характерные черты, влияние факторов на выбор национальной принадлежности. Практическая значимость диссертации

В диссертации на конкретном этнологическом материале прослеживается представление о смешанных семьях, их функции и роли в процессе жизнедеятельности общества, в продолжении тенденции межнационального взаимодействия народов республики. Настоящее исследование позволит спрогнозировать дальнейшее развитие смешанных семей и межнациональных отношений в современном обществе.

Практическое значение работы состоит в использовании результатов для определения характера развития межнациональных семейно-брачных отношений в республике. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке комплексных программ социального и культурного развития народов Байкальского региона.

Апробация темы. Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1.Смешанная брачность в Республике Бурятия. -Улан-Удэ, 2003. -3,0 п.л.

2. Развитие национально-смешанных браков и семей как показатель межнационального взаимодействия народов Республики Бурятия. -Улан-Удэ, 2003. -3,0 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национально-смешанные браки в Республике Бурятия на современном этапе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следствием, так и условием активизации процесса межэтнической интеграции являются межнациональные браки. Весьма велика их роль в процессе сближения народов нашего региона и страны в целом. Общий ход этнических процессов к концу XX века привел к созданию более благоприятных условий для формирования и развития межнациональных семей и браков. По данным Всесоюзных переписей в 1959 году на 1 тысячу семей приходилось 103 межнациональных, в 1970 -135, в1979 - 149. В последние годы XX столетия межнациональные семьи создавались все реже на фоне межнациональных конфликтов в бывших союзных республиках. Эта тенденция, по нашим прогнозам, не сохранится на длительный период после благополучного разрешения межэтнических и иных социальных конфликтов в России.

Поэтому особенно важно изучить семью с позиций культуры межэтнического общения и использовать позитивный опыт семейного воспитания такой культуры. Необходимо подчеркнуть, что Бурятия ведет активную внешнеэкономическую деятельность, действуют около сотни предприятий с иностранными инвестициями из 21 страны. Республика развивает торговлю с 54 странами мира, наиболее крупными ее партнерами являются: Китай и Монголия, Италия и Литва, Украина, Казахстан и Узбекистан.

По данным Государственного Комитета по статистике за 1995 год, в республике зарегистрировано пребывание 4582 иностранцев. При населении в 1056 тысяч человек в республике постоянно проживают 753 человека из 18 стран мира: Китая, Монголии, Афганистана, Корее, США, Германии и ряда других государств. На постоянное место жительство выехало 132 человека, из которых 64 уехали в Германию, 56 в Израиль. В

Бурятии приобрели гражданство 1126 человек из стран СНГ и дальнего Зарубежья. В настоящее время в республике проживают около 100 представителей различных наций и народностей.

Понятия «межнациональные браки», «национально-смешанные браки», «разнонациональные браки», «межэтнические браки», «этнически смешанные» - синонимы, выражающие супружеский союз представителей двух национальностей, - приобрели качественно новое содержание. В корне изменился психологический климат вокруг межнациональных браков. В известной мере такие браки способствуют ускорению интеграции этнических общностей, распространению двуязычия, трансформации бытового уклада. Однако следует подчеркнуть, что межнациональные браки - не главная причина процесса интернационализации жизни, скорее, следствие, результат нового климата в отношениях между равноправными народами.

Анализ документов архивов ЗАГС, собственные полевые исследования позволили проследить динамику и состояние межнациональных браков за 21 год (1979- 2000). Результаты показали, что этнически - смешанных семей становится все больше и это говорит о том, что культурный, социально-экономический, политический горизонты продолжают расширяться.

По итогам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

Г Данные о браках городских бурят, обработанные с 1979 по 2001 гг., показали, что количество смешанных семей в городе превышает показатели по сельскому населению более чем в 1,5 раза. Явной тенденции роста или снижения показателя смешанной брачности у городских бурят не прослеживается, периоды снижения сменяются повышением, оставаясь за 21 год примерно на одном уровне. Такая неопределенность в показателях связана с тем, что в город в рассматриваемый период прибывали значительные группы мигрантов из сельской местности, в основном несемейная молодежь, которая переносит в город прежние национальные установки.

2. Национальный состав сельских районов и отдельных сел прямым образом влияет на количество смешанных браков у бурят, чем ниже доля бурят в общем населении, тем, естественно, больше вероятность таких браков, и эта теоретическая вероятность отражается и на практике. Наибольшее число смешанных браков наблюдается в селах, где буряты и русские проживают совместно длительный период и непосредственно общаются в течение не одного поколения.

3. Результаты опроса смешанных семей показали, что активными участниками создания межнациональных семей являются:

- одиночки или представители небольших семей (можно предполагать, что в больших семьях влияние стариков на молодежь более эффективно, и в таких семьях стойко сохраняются национальные семейно-бытовые традиции и обычаи);

- в тех национально-смешанных населенных пунктах, где практически отсутствует диспропорция по полу между молодежью брачного возраста различных национальностей, стимулы к появлению смешанных браков не срабатывают;

- в некоторых национальных селах все еще встречаются причины, препятствующие созданию межнациональных браков (к их числу относятся особенности образа жизни и труда у коренной и пришлой молодежи; значительный разрыв в образовательном уровне приезжих специалистов и коренной молодежи; разница в культурных запросах и в бытовом укладе; очень редко препятствует и языковой барьер).

4. Факторы, способствующие благоприятному настрою молодежи на межнациональные браки отражаются в высказываниях самих опрошенных:

- для создания семьи необходимы обоюдная любовь, взаимное понимание, а не национальная принадлежность человека;

- принадлежность мужа и жены к одной национальности не гарантируют счастливой семейной жизни;

- какой бы национальности не был мой избранник (ца), он должен быть духовно богатым, красивым, добрым.

5. В изучении метисации можно вычленить минимум три аспекта. Один -демографический: достаточное ли число метисов выбирает данную национальность, от этого зависит численность народа. Второй -собственно этнографический. Метисы - дети в этнографическом плане занимают как бы промежуточное положение между национальностями родителей, у метисов, как правило, этнические свойства ослаблены, и при большом количестве смешанного населения в составе этноса изменяются этнические характеристики всего народа. Третий аспект -антропологический, понимаемый как изменение расового, антропологического состава данного этноса. Этот аспект может интересовать не только антропологов, так как здесь имеется и некоторый этнографический оттенок - дело в том, что в местах контактов этносов, относящихся к различным расовым типам, внешность нередко играет роль этнического индикатора. Люди узнают национальность друг друга именно по внешности, и, соответственно складывается система взаимоотношений. То есть в этой ситуации расовые особенности играют этноразличительную роль.

6. Ориентация на национальную принадлежность детей от смешанных браков отражает реальное развитие процессов этнической ассимиляции и межнациональной интеграции. Во втором поколении смешанных семей обрывается этническая линия одного из родителей, исключается его роль в воспроизводстве коренной для него этнической общности. Таким образом, в результате развития межнациональных семей численность того или иного народа может расти высокими темпами, а численность другого - сокращаться.

На первом этапе метисации этот процесс является показателем межнациональной интеграции, но в дальнейшем, особенно при большой разнице в численности, культура большого народа может полностью вытеснить этнографические особенности малочисленного этноса, то есть процессы могут принять ассимиляционный характер. При определении национальности детей - метисов в Республике Бурятия сказываются, на наш взгляд, такие закономерности, как

- уважение к человеческим качествам людей той или иной национальности;

- действие особенностей национальных традиций;

- чувство и осознание равноправия различных национальностей;

- учет степени этнокультурной близости, характера культурно-бытового уклада.

7. По результатам проведенных исследований, есть основания предполагать, что сельские местности региона в будущем перестанут быть местами компактного расселения основных этнических меньшинств. Это произойдет по многим объективным причинам. Вопервых, в местах традиционного расселения коренных народов республики происходит формирование национально-смешанных производственных зон, благоприятствующих длительным и постоянным межнациональным контактам. Такие зоны интенсивных межличностных связей в полосах этнических границ коренного населения с пришлым создают своеобразную «брачную среду». Во-вторых, в Республике Бурятия нет традиционных и устойчивых национально-психологических установок против смешанных браков. В-третьих, в республике распространение получил русский язык - как язык межнационального общения.

8. В диссертации нами был рассмотрен вопрос об ориентации людей на межнациональные или однонациональные семьи, поскольку важно не только одобрение людьми межнациональных браков, но и то, насколько они ориентированы и подготовлены к ним.

Причины, мотивирующие у молодых боязнь вступления в брак с человеком иной национальности мы определили следующим образом:

- языковой барьер;

- обычаи, традиции, культура и уклад жизни;

- неодинаковость, разные условия и разница в характерах воспитания;

- отсутствие реального знания о конкретных людях других национальностей;

- предполагаемые трудности жизни в другой национальной среде;

- предположение о характере семейных конфликтов.

9. Межнациональные браки чаще заключаются людьми имеющими среднее специальное и высшее образование. Отчетливо прослеживается также преобладание семей, где оба супруга имеют одинаковое или близкое по уровню образование. Доля таких семей в молодых возрастных группах увеличивается примерно в 1,5 раза, а доля семей, где высшее образование имеет только один из супругов, снижается. Уровень образования супругов в межнациональных семьях, по данным за 1989-2000 гг. Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ: супруги с высшим образованием 21,4%, незаконченное высшее 6,7, среднее 3,5.

9. В сельских районах республики в создании межнациональных семей отмечается высокая активность со стороны пришлого населения, что объясняется очевидной диспропорцией в соотношении полов. Состав сельского населения пополняется за счет рабочих промышленных, геологоразведочных, золотодобывающих и других предприятий. Все это существенно влияет на образ жизни сельских жителей, на их взаимоотношения с людьми других национальностей. Здесь в изучаемый нами тип брака вступают представители различных социальных групп.

10. Межнациональные браки в Республике Бурятия не менее прочны, чем однонациональные. Соотношение количества разводов среди лиц, вступивших в однонациональные и межнациональные браки, изученные путем обобщения данных городских и районных органов загса республики, показывает следующее: в 1989 г. от общего количества расторгнутых браков 77,6%, а в 2001 г. 73,5% падали на долю однонациональных.

Спектр особенного во взаимодействующих и в з а и м о о б у с л о в л и в а ю ш. и х факторах в смешанных семьях довольно широк и многообразен. К ним относятся сложившийся семейно-бытовой уклад, национальные традиции и обычаи, которые находят отражение в положении женщин и детей в обществе и семье, во влиянии в этом родителей, родственников и ближайшего окружения. Кроме того, степень ослабления национальных предубеждений, родной язык вместе с историческими и природно-географическими условиями, численный массив аборигенных этнических общностей, тип их расселения также накладывают отпечаток на особенности развития и функционирования межнациональных браков.

Не последнюю роль в расширении межнациональных браков в Республике Бурятия играет так называемая автономизация брачных пар. В городе ослабевает теснота связи брачных пар с кругом своих родственников, в том числе с более консервативным в вопросах выбора брачного партнера старшим поколением. Сказанное, однако, не означает, что здесь непомерно сужается сфера развития однонациональных семей.

Не следует забывать также и то, что стремление детей причислить себя к национальности более крупных народов мирно уживается с интересами родителей из малочисленных народов сохранить свою национальную принадлежность. Учитывается и язык, на котором говорят родители и дети. Определенное место занимают также мотивы и соображения, которые возникают под влиянием различных субъективных внутрисемейных морально-психологических расчетов, в том числе и прагматических, к примеру - расчетов на льготы представителям народностей Севера при поступлении в вузы или распределении жилья.

Кроме того, среди народностей Севера высока доля внебрачных детей. В таких случаях выбор детьми смешанной крови национальности матери объясняется отсутствием отца и тем, что ребенок знает только язык матери, а также с учетом роли матери в нравственном воспитании ребенка, в его социализации. Среди чукчей наблюдается одна характерная особенность - дети от браков с приезжими почти без исключения

39 записываются по родителю из коренной национальности. Результаты аналогичных исследований показывают, что, к примеру, в Дагестане в обследованных межнациональных семьях 89% детей выбирали

40 национальность отца.

Современная молодежь изучаемого региона серьезно относится к вопросам взаимоотношений людей разного пола и разной национальной принадлежности, высоко ценит значение межнациональных браков. Этот факт сам по себе свидетельствует о том, что в настоящее время исчезло неприязненное отношение к людям другой национальности, что сформировались качественно новые, высокие морально-психологические требования к брачному партнеру.

Процесс межнационального, межэтнического взаимодействия отличается разной интенсивностью и неравномерностью в разных районах расселения народов изучаемого региона. В обыденно-житейском сознании существует болезненное восприятие дестабилизации межнациональной семьи, встречаются случаи, когда из чувства разочарования в таких семьях в родственном кругу эти случаи неправильно экстраполируют на национальную принадлежность разошедшихся супругов. Вместе с тем здесь следует сделать еще один теоретический вывод о неправомерности поиска критерия стабильности брака в национальном составе семьи.

Таким образом, межнациональные браки не только способствуют сближению наций, но и являются фактором постепенного их слияния. Межнациональный брак связывает судьбы представителей двух различных исторически сложившихся укладов быта, нравов и обычаев. Увеличение зу Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе. В кн.: Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР).- Якутск: ЯИЦ СО АН СССР, 1990.-c.90. роста межнациональных браков - показатель не только количественный. Возникает новое качество - совершенствуются моральные отношения в семье, укрепляется «изнутри» дружба между народами, создается база преодоления пережитков в семейно-брачных отношениях. Такие браки объективно способствуют развитию интернациональной семейной культуры, быта, традиций, характера и т.д.

Заключение межнационального брака автоматически еще не делает человека интернационалистом в полном смысле этого понятия. Все зависит от морально-психологического климата в конкретной семье, от взаимоотношений супругов - они должны строиться на взаимном уважении, взаимной помощи и дружбе.

 

Список научной литературыМахарова, Гунсыма Сырендоржиевна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма,- М.: Республика, 1994,- 318 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России М.: Славянский диалог, 2000,- 665 с.

3. Авксентьев А.В., Авксентьев В А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: учебное пособие // под ред. В.А. Шаповалова; Ставрополь: СГПИ,1993,- 222 с.

4. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов: (учебное пособие для Вузов).- M.Nota bene, 1998,- 359 с.

5. Антонов В.И. От внутринационального согласия к межнациональной конвенции // Правда Бурятии. 1996.-23 марта.-с.3.

6. Асанова Умут. Смешанные браки как социальная проблема капиталистического общества: автореф. дисс. канд. филос. н./АГУ,-Алма-Ата, 1984,- 24 с.

7. Ачилова Р.А. Нация и семья. Методологические проблемы их взаимодействия: автореф. дисс. док. филос. н./ЛГУ,- Л., 1987,- 49 с.

8. Ачилова Р. А. Межнациональные браки и семьи в СССР //Социологические исследования на материалах Киргизии и Узбекистана,- Л.,1968,- 73 с.

9. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан- Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959.-145 с.

10. Балтач Ф. Межнациональные браки, или О браках, ставших браком // Идель,- 1993,- №9/10,- с.60-65.

11. Барсенков А.С. и др. О концепции национальной политики в России // Вестник МГУ, Серия 8.:история. 1992,- № 5.-е. 17-42.

12. Басаева К.Д. Межнациональные браки и семьи в Бурятии.// Семья у народов Северо Востока СССР - Якутск,1988 - с.73-80.

13. Басаева К.Д. Преобразования в семейно- брачных отношениях бурят (по материалам Аларского и Ольхонского районов Иркутской области).- Улан- Удэ: Бурятки, изд-во, 1974,- 114 с.

14. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: (вторая половина Х1Х-нач.ХХ века) /отв. ред. П.Т. Хаптаев. -Новосибирск: Наука.Сиб. отд-ние, 1980.-224с.

15. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: вторая половина Х1Х-нач.ХХ века Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.-192 с.

16. Басаева К.Д., Гурвич И.С., Дьяконова В.П. Семейная обрядность народов Сибири.- М., 1980. рец.: Батурин А. /Сиб. огни. -1981.-№4,-с.191-192.

17. Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа,-Верхнеудинск, 1925.-122 с.

18. Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян- старожилов Юга- Восточной Сибири в 17-начало 20 в / Сем ейские Забайкалья/ -Новосибирск,1996,- 245 с.

19. Болонев Ф.Ф. Хозяйственные и торговые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в 19-начале 20 вв.// Этнографический сборник №6. -1974,- 125 с.

20. Брагина Д.Г. Межнациональные браки в Якутске //Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. -М., 1977,- с.29-36.

21. Бураев И.Д. Современное состояние бурятского языка и меры его сохранения и развития // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ,1996.-е. 26-35.

22. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII-cep.XIX в./отв. ред. Т.М. Михайлов. -Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2000.-205с.

23. Буряты в зеркале статистики- Улан-Удэ, 1996,- 25 с.

24. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки //Семья и семейная политика. -М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР,! 991.- 273 с.

25. Гадло А.В. Этнография народов Сибири и Дальнего Востока: учебное пособие //ЛГУ им. А.А. Жданова-Л.: ЛГУ,1987.-84 с.

26. Гаджибалаев А.С. Национально- смешанные браки в Азербайджане и их роль в этнических процессах. Баку, 199 Г- 93 с.

27. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Изд.2-е. СПб, 1799,- 506 с.

28. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины IX вв. о бурят- монголах. -Улан-Удэ, Бурмонгиз, 1939.- 91 с.

29. Гончарова Г.С. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки в некоторых автономиях Сибири //Этносоциальные процессы в Сибири,- Новосибирск, 2000.-вып.3.-е. 139-145.

30. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., ТОО ГК «Петрополис», 1998,- 272 с.

31. Гусейнов О.М. О некоторых характеристиках функционирования и развития межнациональных семей // Научный коммунизм.-1983.-№2,-с. 72 -83.

32. Дамешек JI.M. Оценка взаимного влияния русского и коренных народов Сибири в трудах политических ссыльных А.П. Щапова и Н.М. Ядринце.ва//Ссьгльные революционеры в Сибири (XIX в,-фев.1917):сб. научных трудов.-Иркутск, 1983 .-вып.7.-с.70-78.

33. Дзачкоев К. С. Закономерности формирования социально и национального смешанных браков и семей в условиях развитого социализма. -Орджоникидзе,1981.- 63 с.

34. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. //АН СССР Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия// -М.,1960,- 621 с.

35. Евстигнеев Ю. Национально-смешанные браки в Махачкале //Советская этнография.-1971.-№4.-с. 80-86.

36. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение,- М.,2000,- 352 с.

37. Жалсараев А.Д. Некоторые результаты исследования межнациональных браков (по материалам Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ) //Быт бурят в настоящем и прошлом,- Улан-Удэ, 1980,-с.15-19.

38. Жалсараев А.Д. Некоторые предварительные итоги исследования национального самосознания подростков в национально-смешанных семьях //Этнографический сборник, вып. 6.-с. 15-22.

39. Жданко Т.А., Крупянская В.Ю., Терентьева JI.H. Об организации и методике полевых этнографических исследований //Советская этнография.-1956,- №2.-с. 15-18.

40. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. -Улан-Удэ, Бурмонгиз, 1958.-320с.

41. Залкинд Е.М. Нерушимая дружба бурят-монгольского и русского народов -Улан- Удэ: Бурмонгиз, 1943.-29 с.

42. Затеев В.И. Этносоциальные отношения в постсоветский период: новые реалии, новые проблемы //Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ,1996.-е. 54-61.

43. Зорин В.Ю. Национальные аспекты российского федерализма //Национальная политика и федеративные отношения. Аналитический вестник. Выпуск 1. -М.,1997.-е. 5-20.

44. Золотарева И.М. Антропологический тип бурят в связи с вопросами их этногенеза: Автореф. дисс. канд. биол. наук/МГУ. -М.,1960,- 15 с.

45. Золотарева И.М. Некоторые данные по этнической антропологии населения Забайкалья //Записки Бурят-монгольского НИИ культуры. XXIV- Улан-Удэ,1957. -с.203-240 .

46. Калышев А.Б. Межнациональные браки в сельских районах Казахстана (по материалам Павлодарской области 1966-1979) //Советская этнография.-1984,- №2.-с. 71-77.

47. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997,- 183 с.

48. Ким JI.C. Семья как форма межнационального взаимодействия: (на примере народов Сибири, Севера и Дальнего Востока). Автореф. дисс. канд. филос. наук/ТГУ. Томск, 1991- 19 с.

49. Козлов В.И. Этническая демография //В.И. Козлов- М.: «Статистика»,1977,- 242 с.

50. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. -М.,1999,- 253 с.

51. Концепция Государственной национальной политики в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний //Думский вест ник-№3(18)-М.: изд-во Гос. Думы, 1996.-с. 94-114.

52. Клеменц Д. Население Сибири. 3. Инородцы //Сибирь. Ее современное состояние и ее нужды: сб. статей под редакцией И.С. Мельника. СПб., 1908.-е. 123.

53. Кривоногов В.П. Межэтнические браки у хакасов в современный период //Советская этнография- 1980,- №3.-с. 73-86.

54. Кривоногов В.П. Этнические процессы у малочисленных народов средней Сибири. -Красноярск; изд-во КГПУ, 1998,- 320 с.

55. Кривоногов В.П. Национально-смешанные семьи сельского населения Аскызского района Хакасской автономной области// Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. -Томск, 1981.-е. 54-65.

56. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII века до 60-х годов XIX века):Очерки,- М.-Л., изд-во АН СССР, 1940.-242 с.

57. Кузнецов А.И., Миссонова Л.И. Метисация и этническое самоназвание коренного населения Камчатки //Советская этнография,- 1990,-№1.-с. 17-22.

58. Лосева Э.Г. К вопросу о двуязычии у бурят//Этнографический сборник,- Улан Удэ, вып 6.-1974.-с.21 -27.

59. Лебедева А.А. Семья и семейный быт русских Забайкалья// Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. 4.2. Забайкалье.-Новосибирск, 1975,- с.81-101.

60. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимопониманий в разнонациональных семьях // Психологический журнал.-1990,- №2 -с.23-31.

61. Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека //Права человека и межнациональные отношения. М.,1994,- с.44-46.

62. Майорова О.В. Динамика изменения разнонациональных браков в условиях интенсификации межнациональных отношений.-Ташкент,!991. -247с.

63. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования развития. Улан-Удэ, 1995.-131с.

64. Михайлов Т.М. Национальное самосознание и менталитет бурят//Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ,1996.-вып.3, 18-25 с.

65. Михайлов Т.М. Этнографическое изучение народов Бурятии. // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ,1983. -с. 3-19.

66. Мусаев О. Межнациональные браки и семьи в Ткменистане (некоторые материалы конкретно-социолог. исследований). Ашхабад, 1971. с.7-18.

67. Наумова О.Б. Национально- смешанные семьи у немцев Казахстана (по материалам экспедиции 1986) //Советская этнография,- 1987. -№6,- с. 91-100.

68. Научные труды преподавателей факультета социологии Санкт Петербургского госуниверситета (1989-1995гг.) Библиографический указатель.

69. Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. -М.:Наука,1979. 85 с.

70. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: сб. ст. 3 // Рос. АН. Институт социологии (под ред. Е.Ф. Ачильдиевой).- М.:Станкин, 1997. -176 с.

71. Нимаев Д.Д. Этнодемографические процессы в Бурятии в Х1Х-начале ХХв. //Бурятия XVII-начале XX в.: Экономика и социально-культурные процессы. Новосибирск, 1989. - с. 69-84.

72. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят //отв. ред. С.И.Вайнштейн; АН СССР СО Бурят, ин-т. общ. наук. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1988. -176 с.

73. Нитобург Э.Л. «Черно-белые» смешанные браки в США //Советская этнография,-№1.-1987,- с. 100 110.

74. Обновление межнациональных отношений-веление времени: (Материалы «Круглого стола») // Ред. сост. группа: Э.А. Баграмов и др. -М.,1990,- 112 с.

75. Описание о братских татарах, сочиненное морского корабельного флота штюрманом ранга капитана Михаилом Татариновым.1765. Подг. к печати, введение и примечание Г.Н. Румянцева. -Улан-Удэ, Бурмонгиз, 1958. 78с.

76. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. -СПб 1906,- 304 с.

77. Патканов С.О. О приросте инородческого населения Сибири. -СПб.-1911.-42 с.

78. Петри Б.Э. Далекое прошлое Прибайкалья: Научно- популярный очерк. Иркутск, 1928. -73 с.

79. Петри Б.Э. Брачные нормы у северных бурят. -Иркутск,!924,- 64 с.

80. Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе// Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР).-Якутск, Якутский научный центр СО АН СССР, 1990. -146 с.

81. Потанина А.В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М.,1896.-164 с.

82. Разживин В. Д. Межнациональные браки как фактор этнодемографического процесса. Труды Мордовского НИИ языка, литературы, истории и экономики. Выпуск 62,- Саранск,1978-156 с.

83. Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права .-1994.-№1. -с.13 -18.

84. Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992,- 195 с.

85. Салбиева Л.Х. Межнациональный брак и семья как отражение национальных отношений нового типа. -М.,1979.-с. 95.

86. Санжиев Г.Л. Государственно-правовое положение бурятского народа //Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ, 1996,- с.3-12.

87. Сборник документов по истории Бурятии XVII -Улан-Удэ, 1960. -вып. 1.-13 с.

88. Симченко Ю.Б., Лебедев В.В. Смешанные браки у южных и восточных чукчей // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера,- М.,1985. с.158-175.

89. Семья в кризисном обществе: Годичный отчет за 1992. -М.,-1992. -с.34.

90. Семья в РФ. Статистический сборник. -М., 1994. 25 с.

91. Серебрянников И. И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. Т. 1. под ред. проф. 11.11. Козьм ина-Верхнеудинск,1925. -226 с.

92. Сергеева Г.А., Смирнова Я.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи //Советская этнография. -1971,-№4.-с. 32-42.

93. Соколовский С.В. Самоопределение и проблемы меньшинства //Этнометодология. Вып.2. М.,1995,- 13-20 с.

94. Современность и традиционная культура народов Бурятии: (Сб. ст.) / АН СССР СО Б.Ф. Институт общественных наук; (ред. коллегия К.Д. Басаева (ответ, ред.) и др.).- Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1983 76 с.

95. Современный быт и этнокультурные процессы в Бурятии. ( К.Д. Басаева, Б.Р. Зориктуев, Т.М. Михайлов и др.) // ответ, ред. П.Т. Хаптаев -Новосибирск: Наука. СО. -1984 с. 113.

96. Соловей JI.C. К вопросу о национально- смешанных браках в Молдавии //Советская этнография.-№ 5,- 1996.-е. 14-22.

97. Социология межнациональных отношений в цифрах. М.: РНЦ ИСПИ РАН, 1999.

98. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.:Наука. - 1985 - 138 с.

99. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л.,1987.- 45 с.

100. Столярова Г.Ф. Национально-смешанные семьи в сельских районах Татарской АССР (современные этнокультурные тенденции)- Казань, 1985.-143 с.

101. Степанов Н.Н. С.П. Крашенинников в Бурятии //Этнографический сборник,- 1962.-е. 115-125.

102. Сусоколов А А. Межнациональные браки в СССР (серия «Популярная демография»). М.'.Мысль,1987,- 142 с.

103. Ташматов И.М. Взаимосвязь развития межнациональных отношений и национального состава семей. Ташкент, 1996,- 189 с.

104. Терентьева J1.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях //Советская этнография.-l969,- №3.-с. 12-21.

105. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: изд-во МГУ,1958,- 432 с.

106. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социология национальных отношений. М., 1995,89 с.

107. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М.:Мыслъ, 1997,- 115 с.

108. Шатинова Н.И. Национально-смешанные браки в Горном Алтае (XVIII XX вв.) //Ученые записки Горно-Алтайского НИИЯЛИ, Горно-Алтайск, Горно-Алтайск, кн. изд-во, 1970,- вып. 2.-с.25-29

109. Шмулевич М.М. К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье в XVIII-первой половины XIX вв. //Этнографический сборник, выпуск 6. -Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,1992,- с.79-82 .

110. Шмулевич М.М. Очерки истории западного Забайкалья.XVII-XIX вв. (ответственный редактор Т.С. Мамсик). Новосибирск,! 985,- 96 с.

111. Штернберг Л.Я. Семья и род у народов северо-восточной Азии,- А, 1933,- 188 с.

112. Щапов А.П. Бурятская улусная родовая община // Известия Сиб. отд. РГО, 1974.-Т.5. -Вып.3-4.

113. Щапов А.П. Сельская оседло- инородческая община в Кудинско-Ленском крае. 1875,- Т.6-№3,

114. Этническая история и культурно- бытовые традиции в Бурятии. АН СССР, Сиб. отд-ние БФ ИОН (редколлегия: Т.М. Михайлов (ответ, ред. и др.)- Улан-Удэ :БФ СО АН СССР, 1984,- 75 с.

115. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы их быт и современное положение (Этнографические и статистические исследования с приложением статей и таблиц) -СПб,1891.- 307 с.