автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Национальное сознание в культурантропологическом контексте

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Косьяненко, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Национальное сознание в культурантропологическом контексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное сознание в культурантропологическом контексте"

На правах рукописи

КОСЬЯНЕНКО Светлана Николаевна

Национальное сознание в культурантропологическом контексте (по материалам российской культуры)

Специальность: 09.00.13 Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

17 янз т

Ростов-на-Дону 2012

005047855

005047855

Работа выполнена в отделе гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Гетманов Иван Петрович

Официальные оппоненты:

Положенкова Елена Юрьевна, доктор философских наук, профессор. Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Заведующая кафедрой философии и истории.

Субботин Александр Ильич,

кандидат философских наук, доцент. Педагогический институт Южного федерального университета. Доцент кафедры философии, теологии и религиоведения.

Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»

Защита состоится 6 февраля 2013 г. в 15.00

на заседании диссертационного совета Д.212.208.13. по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться

в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 27 декабря 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проблема нации и национального сознания является междисциплинарной научной проблемой. Постоянное обращение к тематике, связанной с национальной самобытностью, основой которой выступает сознание, происходит в философской антропологии, философии культуры, психологии, социологии, психолингвистике и других науках. Междисциплинарная проблематика национального сознания является причиной теоретических и методологических сложностей, которые встречаются при раскрытии сущности этого феномена, процессов его формирования, функционирования и развития.

Современные исследования национального сознания, национального менталитета всегда наталкиваются на терминологические трудности. Это связано с тем, что понятие «национальное сознание» содержательно размыто, поскольку оно используется многими науками и понимается в широком спектре направлений. Чтобы понять, что такое национальное сознание, недостаточно постигнуть только соотношение субъекта и объекта, способность носителя сознания соотносить себя с миром, выделять себя из мира, противопоставлять себя ему и погружать себя в социокультурную среду. Для постижения национального сознания следует также понять сущность коллективных представлений и убеждений, выделить факторы, детерминирующие их формирование. Коллективное сознание составляет основу этнического и национального сознания и определяет его социокультурное своеобразие.

Российская нация на многовековом пути своего становления и развития, объединила множество этносов с их особенными социокультурными, духовными и религиозными традициями. Причем цементирующую роль в процессе создания и развития российского полиэтнического общества и национально-государственного образования играл и играет русский этнос, с его богатой духовной славяно-православной традицией. Данное обстоятельство говорит об особом пути и уникальном опыте формирования российского национально-государственного сознания. История России знает множество социальных потрясений, которые имеют взаимосвязь с особенностями российского национального сознания.

После распада Советского Союза российское общество находится в транзитивном состоянии: сложившиеся стереотипы, нормы и ценности общественного бытия рушатся, утверждаются новые, что приводит к раздробленности российского национального сознания - той самой структуры, которая объединяет нацию. Активизируется рефлексивная работа российского национального самосознания, в частности, его политической составляющей, что проявляется, в частности, в оппозиционных настроениях в обществе. Не случайно весь постсоветский период жизни российского общества характеризуется поиском национальной идеи, общество ищет то главное и существенное в основах своего бытия, что спасет его от развала. В рамках этого поиска возрастает научный и общественный интерес к проблеме этно-

национальной самобытности народов населяющих Россию. Современные мыслители вновь и вновь обращаются к категориальному значению Русской идеи как детерминанте и фундаментальному качеству этно-националыюго самосознания русского народа, её месте и роли в проектах переустройства России. Остро ставятся вопросы об идеалах русского народа, а также о сохранении этнического разнообразия и своеобразия народов, населяющих Россию, о защите российского общественного сознания от экспансии массовой культуры Запада в условиях глобализации.

Все это означает, что для современной России исследования феномена национального сознания, менталитета и самосознания российской нации, имеют большое практическое значение, так как от устойчивости национального сознания во многом зависит судьба российской государственности и направленность развития российского общества. Тем более, опыт последних двух десятилетий показывает, что абсолютизация этнической самобытности в самосознании отдельных народов приводит к обостренному чувству своей исключительности, отрицанию общенациональных ценностей, возвеличиванию религиозно-националистических взглядов, призывам выйти из состава Российской Федерации и т.д.

Логика диссертационного исследования обусловлена стремлением автора рассмотреть национальное сознание в качестве предметности культу-рантропологии, осуществить культурфилософский анализ национального сознания, национального менталитета и самосознания нации и показать их соотношение в контексте культуры русской нации.

Степень разработанности проблемы

В российской философии решение проблемы сознания и самосознания связано с именами таких мыслителей как: М.М. Дели1, И.С. Кон2, М.К. Ма-мардашвили3, А.Г. Спиркин4, В.А. Лекторский5, Т.П. Матяш6, А.И. Субботин7, Г.А. Заиченко8 и др.

Проблематика национального сознания и национального характера разрабатывалась в рамках психологической науки Л.С. Выготским9 и его научной школой в первой трети XX века. Впоследствии многие аспекты проблематики национального сознания и национального самосознания нашли

1 Дели М.М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 312-315. («Мыслители», выпуск 12).

2 Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.335 с.

3 Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Как я понимаю философию. М., 1992.

4 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

5 Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

6 Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Издательство Ростовского университета, 1988. 184

с.

7 Субботин А.И. Проблема самосознания и становления рационализма в философии XIX - XX веков. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006

8 Заиченко Г.А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. 1985. № 4.

9 Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Яро-шевского. М.: Педагогика-пресс, 1996. 536 с.

свое решение в трудах отечественных ученых: JI.H. Гумилев10, И.Д. Коро-тец", Д.В. Ольшанский12, Ф.Ю. Албакова13, Ю.В. Бромлей14, C.J1. Арутюнов15, Г.В. Жигунова16, C.B. Чешко17, Е.М. Колпаков18, В.Ф. Петренко19, C.B.

90 91 99 9Д

Лурье , В.Ю. Хатинец , В.В. Кожинов , Л.Я. Михайлова и др.

Культурантропологический ракурс рассмотрения национального сознания представлен в трудах A.C. Кармина24 и Д.С. Лихачева25, П.Н. Милюкова26, которые обращались к историческим особенностям русской культуры. Е. Деготь 7 исследовал пространственные коды «русскости» в искусстве XIX в. Важные научные результаты получены в психолингвистике: исследованы связи национального сознания с языком, что можно найти в работах иностранных ученых: В. Гумбольдт28, В. Вундт, A.A. Потебня29, Л. Вейсгербер30 и др. Отечественные мыслители: A.A. Зализняк, Л.Н. Гумилев31, И.Б. Лево-нтина, Е.Ф. Тарасов32, А.Д Шмелев33 и др. в своих трудах обращались к проблемам языковой картины мира в русской культуре.

10 Гумилев Л.Н. Этнос и биосфера Земли. Л., 1989.

11 Коротец И.Д. Национальное самосознание / Политология. Словарь. M.: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.acadcmic.ru/dic.nsf7politology/.

12 Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, Деловая книга, 2010. 496 с.

13 Албакова Ф.Ю. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ca-c.org/datanis/albakova.shtml.

14 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1998.

Is Арутюнов С.Л. Этничность объективная реальность // ЭО. 1995. № 5- С. 43.

16 Жигунова Г.В. Национальное самосознание русского народа в философии славянофильства [Электронный ресурс] // Вестник МГТУ, том 9, № 1, 2006. С. 53-58. - Режим доступа: http:;Vvestnik.mstu.cdu.ni/v09_l_n2l/articlcs/07_zliigtm.pdf.

" Чсшко C.B. Человек и этничность // ЭО. 1994. № 6. С. 41.

18 Колпаков Е.М. Этнос и этничность // ЭО. 1995.

19 Петренко В.Ф. Основы психоссмантики. М., 1997.

20 Лурье C.B. Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 32-33; Лурье СВ. Национализм, этничность, культура // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С 56-57.

21 Хатинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

22 Кожинов В.В. О русском национальном сознании. 2002. / О главном в наследии славянофилов. С. 100. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/l<ojinov_o/04.aspx?scarcht.

23 Михайлова Л.Я. Этническое сознание: социально-философский аспект анализа // Россия в зеркале времени. Духовная культура. Философия. История. Социология. Политика. Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников гуманитарного факультета; Ульяновский государственный технический университет. Ульяновск, 2001.

24 Кармин A.C. Исторические особенности русской культуры. СПб.: Питер, 2010.

25 Лихачев Д.С. Борьба Руси за свою культурную самостоятельность при Ярославе Мудром в кн. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XVII вв. М.;Л. АН СССР, 1945. С. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statehistory.ru/books/Natsionalnoc-samosoznanie-Drcvncy-Rusi/3.

26 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М., 1994.

27 Деготь Е. Пространственные коды "русскости" в искусстве XIX века // Отечественные записки. 2002, №6.

28 Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода, см. Звсгинцсв B.A., История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях, изд. 3, М., 1964.

2' Потсбня А.А^Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 (Харьков: Тип. "Мирный труд", 1913).

30 Всйсгсрбср, Й. Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. 1993. № 2.

31 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001. 560 с.

32 Тарасов Е. Ф. Мсжкультурнос общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996.

Понимание феномена национального менталитета невозможно без результатов исследований этнического сознания, коллективных представлений, которые мы находим в трудах французских социо-антропологов: Л. Леви-Брюль34, Э. Дюркгейм35. С именем Леви-Брюля связывают введение в науку термина «ментальности». Американский философ Р. Эмерсон36 в середине XIX века употреблял данный термин для связи метафизических и психологических проблем общественных настроений. Также в XIX веке французский мыслитель А. де Токвиль37, вводит понятие «коллективные ментальности» и с его помощью выделяет причины общественных привычек и пристрастий.

Неокантианец Э. Кассирер38 в первой трети XX века насытил понятие «менталитет» философским содержанием, связал его со способами восприятия окружающего мира. Затем социолог-неофрейдист Э. Фромм39 вводит понятие «социальный характер», по своему содержанию близкое к менталитету.

Большой вклад в развитие теории менталыюстей внесли основатели школы «Анналов» М. Блок40, Л. Февр41, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ф. Ариес и др.

В российской науке теория ментальности развивалась и развивается в трудах таких ученых как: А.Я. Гуревич42, О.И. Шульман43, А.П. Ястребит-ская, В.П. Даркевич, Ю.Л. Бессмертный, Л.М. Баткин, A.B. Арциховский, Н.В. Воронин, Б.Л. Романов, И.Г. Дубов, В.К. Кантор, A.C. Ахиезер, М.А. Шенако44.

Особое значение для нашего исследования имеют труды философов-славянофилов45: И.В. Киреевского46, A.C. Хомякова47, К.С. Аксакова48, Ю.Ф.

33 Зализняк A.A., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Издательство: Языки славянской культуры, 2005. 554 с.

34 Lcvy-Bruhl L. Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive. P., 1931

35 Дюркгейм Э. и Mocc M. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Mocc М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

36 Эмерсон Р. Природа // Эстетика американского романтизма. М., 1978.

37 А. де Токвиль. Ментальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httn://dic.academic.ru'dic.nsf/cnc culturc/509/.

38 Э. Кассирер. Познание и действительность. СПб., 1912.

39 Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998; Фромм Э. Бегство от свободы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.modernlib.ru/books/fromm_erih/begstvo_ot_svobodi/read/.

40 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 234 с.

41 " Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 256с.

42 Гуревич А.Я. Изучение ментальностей // Сов. этнография. 1988, № 6; Гуревич А.Я. Проблема мен-тальностсй в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989; Гуревич А.Я. Ментальность как пласт социальной целостности (ответ оппонентам) // Споры о главном. М.: Наука, 1993. С. 50.

43 Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность как тип культуры // Философские науки. 1995, № 2-4.

44 Шенкао М.А. Основы философской танатологии, http://society.polbu.ru/shenkao_tanatology/ch26_i.html.

45 История русской философии. M.: Высш. шк., 1991. 559 с. (Б-ка философа); Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И.В. Киреевский. M., 2005.

46 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2 т. М. 1911; Киреевский И.В. Избранные статьи, М., 1984.

47 Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. Классика философской мысли. М.: Высшая школа, 2005. 240 с.

48 Аксаков К.С. О русском воззрении, 1856. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/aksakovy/kaksakov_vozzren.html.

Самарина49, которые с середины XIX в., осмысливали проблему национального самосознания и защищали самобытные традиции и ценности русского народа. Национальное самосознание было предметом изучения B.C. Соловьева50, М. Гершензона, Н.Ф. Федорова51, H.A. Бердяева52, С.Л. Франка53, А.Ф. Лосева54, Г. Федотова и многих других исследователей.

Несмотря на обилие работ по проблемам национального сознания и менталитета нации, следует отметить, что имеющиеся исследования национального сознания оставляют открытыми вопросы, связанные с воспроизводством, формированием, конструированием национального сознания и его трансформациями в эпоху радикальных общественных перемен. Решение поставленных выше проблемных вопросов предполагает выявление и исследование взаимосвязей между национальным сознанием и национальным самосознанием, а также выявление их соотношений с национальным менталитетом и национальной ментальностыо.

Обозначенные выше проблемы предопределили выбор темы исследования — «Национальное сознание в культурантропологическом контексте (на примере российской культуры)».

Цель диссертационного исследования: на основе исследования концепций национального сознания в культурантропологическом ракурсе создать теоретическую модель воспроизводства и конструирования национального сознания, как структуры объединяющей нацию в условиях транзитивного состояния современного российского общества.

Объектом диссертационного исследования является национальное сознание как культурантропологическая проблема.

Предметом диссертационного исследования выступают процессы воспроизводства, формирования и развития национального сознания в условиях современного транзитивного российского общества.

Гипотеза исследования

Исследование российского национального сознания как культурантро-пологической проблемы предполагает философский уровень обобщения научных концепций национального сознания с позиций конструктивизма, структурализма и инструментализма. Философская рефлексия российского национального сознания возможна через раскрытие сущности феноменов этнического и национального сознания, этнического и национального самосоз-

49 Jurij Samarin: Prcfacc aux oeuvres theologiques de A.S. Khomiakov. (In: Unam Sanctam 7). Paris, 1939. 95

P-

Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение. Соч. в 2 т. М., Правда, т.1. 1989.

51 Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Традиция, 1997.

52 Бердяев H.A. О русском национальном сознании [Электронный ресурс] // "Слово", 1908, № 643. - Режим доступа: http://www.spasi.ru/biblt/bcrd6.htm.

53 Франк СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1983.

54 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. M., 1981.

нания, выявление отношений между ними на протяжении длительного исторического периода, а также установление связей между национальным сознанием, менталитетом и менталыюстыо.

Исследование выстраивается на предположении, что этнические самосознания народов, входящих в состав России обеспечили становление и развитие российской нации на протяжении длительного исторического периода. Этническое самоопределение - есть результат деятельности этнического самосознания, которое обеспечивает социально-нормативное творчество народа. Современная российская нация представляет собой результат (и процесс) национально-государственного самоопределения народов, населяющих Россию. Российское национальное сознание представляет собой государственно-национальную конструкцию, интегрирующую многочисленные этносы в единую российскую нацию.

С позиций деятельностного подхода, фактором, детерминирующим эволюцию российского национального сознания, является неэффективность сложившихся ранее программ этнонациональной нормодеятельности. Такая ситуация оценивается национальным самосознанием, которое в периоды кризисов сознания творит новые алгоритмы этнонациональной жизнедеятельности, согласующейся с национально-государственным самосознанием. Менталитет российской нации представляет собой константную составляющую национально-государственного сознания, он остается неизменным на протяжении длительного времени и обеспечивает относительную устойчивость национального сознания.

Задачи исследования

Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:

1. Выявить эвристический потенциал концепций национального сознания и менталитета, созданных в философии и различных областях научного знания для рассмотрения национального сознания в контексте их культуран-тропологической интеграции.

2. Установить взаимосвязь и взаимовлияние национального сознания и национального самосознания и их проявления в транзитивном состоянии российского общества и российской культуры.

3. Рассмотреть национальное сознание в соотношении с этническим сознанием на основе теорий о коллективных представлениях.

4. Эксплицировать значение философии славянофилов для выявления особенностей русского национального самосознания и его значения в создании российской нации.

5. Раскрыть возможные механизмы ментальных проявлений этнического и национального сознания в условиях современной российской действительности.

6. Выявить методологические проблемы при проведении исследований российского и русского национального сознания и ментальных особенностей русской культуры.

Методологическая основа диссертации

На основе эвристического потенциала концепций сознания, национального сознания и менталитета, разработанных в рамках различных гуманитарных исследований, мы определили методологическую базу диссертации, которая включает в себя философскоантропологический и культурфило-софский подходы. Конструктивистское рассмотрение проблемы национального сознания обеспечило осуществление междисциплинарного анализа и синтеза, что позволило выработать представление о взаимосвязях национального сознания с менталитетом нации и культурными (знаковыми) системами, созданными ею: языком, мифологией, религией, искусством, обычаями, традициями и создать теоретическую базу воспроизводства и формирования национального сознания.

К исследованию национального сознания и самосознания применен деятельностный подход, который наряду с другими подходами позволяет позиционировать национально-государственное сознание как основу межэтнических взаимодействий в рамках единой российской нации. Кроме того, данный подход к исследованию позволяет выделить творческую активность самосознания нации по отношению к природной и социальной среде.

Культурантропологический ракурс исследования достигается благодаря обращению к генезису национального сознания, репрезентации особенностей русского этнонационалыюго самосознания, выделению взаимосвязи между национальным сознанием и менталитетом.

Основными методами нашего исследования избрана философская рефлексия и культурфилософский анализ концепций национального сознания, разработанных в различных областях гуманитарного знания.

Научная новизна исследования определяется целью и задачами исследования и заключается в следующем:

1. На основе философского анализа разработанных концепций национального сознания и менталитета в различных гуманитарных областях выявлен их эвристический потенциал, для выделения культурантропологической предметности в проблематике национального сознания и разработки инте-гративной концепции его воспроизводства и формирования.

2. Установлена взаимосвязь и взаимовлияние национального сознания и национального самосознания и их проявления в транзитивном состоянии российского общества и выявлено, что национальное самосознание является структурой, обеспечивающей творческое самоопределение нации во времена кардинальных перемен в общественной жизни. Показано, что национальное самосознание является механизмом, рационализирующим работу сознания, и обеспечивает его эволюцию.

3. Рассмотрено национальное сознание как одна из структурных форм общественного сознания, объединяющая нацию, в основе которой лежат коллективные представления. Показан механизм трансформации этнического сознания в национально-государственное сознание, в основе которого лежит

работа самосознания этноса, а результатом выступает превращение, или включение этноса в нацию.

4. В результате обращения к философскому наследию славянофилов дана эксплицированная картина славяно-православных особенностей русского национального сознания и самосознания, предопределивших создание уникальной полиэтнической российской нации.

5. Исследована взаимосвязь понятий «национальное сознание» и «менталитет», раскрыты возможные механизмы ментальных проявлений этнона-ционального сознания в условиях современной российской действительности и решена философская проблема, заключающаяся в выявлении механизмов трансформации национального сознания и менталитета под влиянием национального самосознания.

6. Выявлены методологические проблемы исследования российского национально-государственного сознания и русского этнонационального сознания и ментальных особенностей русской культуры. Этнонациональный менталитет позиционирован как некие глубинные структуры национального сознания, определяющие своеобразие народа. Разработаны основы теоретической модели для интерпретации возможных способов воспроизводства и конструирования национального сознания, как структуры объединяющей нацию в условиях транзитивного состояния современного российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальное сознание - это особенное качество общественного сознания, отражающее и определяющее способы национального бытия. Междисциплинарный подход позволяет рассматривать национальное сознание как совокупность нормативных представлений о различных аспектах национального бытия. Культурантропологический ракурс исследования национального сознания позволяет выделить такую предметность как: возможность воспроизводства и формирования национального сознания в определенной социокультурной среде.

В современной России проблема формирования национального сознания приобретает значение проблемы обеспечения национальной безопасности, так как это способ сохранения национально-государственной целостности страны. В условиях транзитивного состояния современного российского общества стремительно меняются социальные и духовные ценности, утрачивается единство национального сознания. Проблема усложняется еще и тем, что российская нация полиэтнична и поликонфессиональна, поэтому основным фактором, объединяющим российский народ, является национально-государственное сознание.

2. Национальное сознание формируется в результате эмпирического отражения природной и социокультурной действительности, проявляется в нормированной деятельности нации, обуславливает предметно-практические отношения с факторами среды и обеспечивает нации стабильное существование. В условиях системных трансформаций российского общества нацио-

нальное сознание находится в кризисе. Это связано с высокой степенью ценностно-смысловой неопределенности (неравновесности) в обществе, поэтому национальное сознание «дает сбои» - традиционные нормы жизнедеятельности не обеспечивают достижение цели устойчивого существования. В этих условиях активно включается в работу национальное самосознание, его функция - проанализировать существующий порядок вещей, сопоставить с традиционными нормами национального бытия и найти новые алгоритмы национальной жизнедеятельности. Таким образом, национальное самосознание является особым рациональным механизмом, обеспечивающим эволюцию национального сознания. Поэтому вполне закономерно то обстоятельство, что российское национальное самосознание в настоящее время находится в состоянии активного поиска национальной идеи - генеральной нормы (доктрины) своей жизнедеятельности.

3. Российское национальное сознание на общественном уровне содержит программы жизни сложившейся поликультурной полиэтничной национальной общности. Индивидуальный уровень национального сознания — программы деятельности отдельного человека, включенного в национальную общность.

Генезис российского национального сознания следует искать в эволюции этнических общностей, в которых исторически формируются нравственные, эстетические, политические и социально-экономические взгляды, а также философские и религиозные представления, в своей совокупности составляющие особенности национального сознания. В российских исторических условиях творческая работа самосознания этноса - это активный поиск новых алгоритмов деятельности, обеспечивающих успешное совместное проживание с другими этносами, в первую очередь - с русским этносом. Этно-национальное самосознание является структурой, обеспечивающей национально-государственное самоопределение этноса.

4. Всесторонний анализ качественных характеристик русского сознания, выделенных и отрефлексированных в концепциях философов-славянофилов, позволяет увидеть, что русское этно-националыюе сознание детерминировано двумя основными факторами: предметной деятельностью в определенной природной и социокультурной среде и духовной уникальностью русской культуры.

В русской философии выделяется общинная основа русского сознания, выражающаяся в таких социокультурных и духовных феноменах как: коллективизм, солидарность, уравнительство, братство с другими народами. Русскому самосознанию присущ вечевой, соборный нравственный идеал, которым объясняется стремление к коллективному управлению и потребность в воспроизводстве общественной (общинной) неизменности. Все эти феномены интегрируются русским сознанием, возводятся до великой Русской идеи, как всеобщей христианской идеи, связанной со славянскими корнями русской нации, идеи общечеловеческой и ценной для всех народов мира. Поэтому отношения русского этноса с другими этносами, вошедшими в состав России, несут в себе мессианскую идею.

5. В национальном сознании имеются неосознанные, характерные установки, присущие данной этно-национальной общности. Национальное сознание как бы «знает», — знает не рефлексируя, оно несет в себе коллективные представления, верования, ценности, мотивы и модели поведения человека, включенного в особую национальную среду. Особенные коллективные представления в национальном сознании задают хронотоп национального бытия, как неизменную данность социального мира. Наиболее глубинные структуры национального сознания представляют менталитет нации, он мало подвержен изменениям во времени, проявляется в культурных традициях народа. Менталитет более «этничен» чем «национален», его можно назвать устойчивыми архетипическими структурами сознания, сопряженными с синкретическим отражением действительности. Менталитет - это архаические структуры этнических сознаний.

В методологическом плане понятию «менталитет» следует придавать категорийное значение, что позволяет осуществлять теоретические интерпретации настроенности отдельных этносов на выделение из состава России. Сепаратистские настроения можно понять через выявление взаимосвязей между менталитетом, сознанием и самосознанием этно-национальной общности. Желание этнического сообщества выделиться в отдельное государство указывает на преобладание этнонациональных структур над национально-государственными структурами сознания и самосознания.

Механизм эволюции национального сознания и менталитета основан на активной работе самосознания, которое включается в работу в условиях низкой эффективности работы сознания: когда нормы деятельности нации не обеспечивают традиционно полезного результата. В этом случае национальное самосознание осмысливает критическую ситуацию национально-государственного образования и ищет новые образцы поведения, которые могут фиксироваться сознанием и приобретать статус нормы деятельности.

6. Многовековая история развития русской нации протекает в условиях взаимодействия азиатской и европейской культур, поэтому русское этно-националыюе самосознание на протяжении многих веков находится в состоянии активной рефлексии, поиска своей самобытности, определения своей роли в мировой культуре. Вся история русской культуры представляется процессом её дифференциации — выделения в самостоятельную сущность со своей духовностью и социальным своеобразием. Исследования русского национального сознания выявляют его двойственность, которая отражена в философских трудах в виде оппозиции славянофильских и западнических концепций. При этом русское государственно-национальное сознание прочно удерживает алгоритм единой государственности для всех народов России. Сепаратистские настроения воспринимаются русским сознанием как «неправильные».

Теоретический алгоритм конструирования российского национального сознания можно представить в виде следующего детерминационного ряда: самосознание - сознание - менталитет - деятельностные ментальные проявления. Творческий потенциал национального самосознания проявляется во

времена социально-политических и социально-экономических реформ, которые вводят в кризис государственно-национальное сознание и активизируют работу национального самосознания. Революционные настроения — это деятельность самосознания. В условиях российской полиэтничности, в случае успешного проведения реформ, когда качество жизни улучшается, российская нация приобретает большую устойчивость. Если качество жизни не устраивают этно-национальное сообщество, то активизируется работа самосознания по поиску новых алгоритмов зтно-националыюй жизнедеятельности, вплоть до создания отдельного общественно-государственного образования. При обоих сценариях развития событий, новые нормы могут перейти на уровень сознания и даже изменить ментальные структуры этно-национального сознания.

Научно-практическая значимость результатов исследования

Основные положения и выводы, сформулированные в рамках диссертационной работы, могут служить методологической базой решения научных проблем, связанных с феноменом национального сознания и национального менталитета. В самой работе реализован культурантропологический подход, основанный на структуралистских и инструменталистских идеях при рассмотрении проблемы национального сознания. Данное обстоятельство обеспечило осуществление междисциплинарного анализа и синтеза при рассмотрении проблемы национального сознания на примере российской культуры. Продемонстрирован пример культурантропологической синергии, объединяющей философско-антропологическую и философско-культурологическую рефлексию, как способа философствования в постнеклассическую эпоху.

Идеи диссертационного исследования могут быть использованы для создания национальных стратегических программ воспроизводства и конструирования национального сознания как структуры объединяющей нацию в условиях глобализирующегося мира, транзитивного состояния современного российского общества, вызванного резкой сменой общественно-государственного и социально-экономического устройства в России.

Кроме того, результаты исследования могут быть полезны при разработке новых курсов для вузов по дисциплинам: «философия», «философская антропология», «философия культуры» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы исследования докладывались и получили одобрение на трех международных, одной всероссийской и одной межрегиональной конференции:

Лосевские чтения: ежегодная международная научно-теоретическая конференция, доклад «К вопросу о природе российской ментальности», Новочеркасск, май 2009.

Лосевские чтения: ежегодная международная научно-теоретическая конференция. Доклад: «Общинность и соборность как факторы ментальной самоорганизации российского общества», Новочеркасск, май 2010.

Межрегиональная научная конференция молодых ученых. Доклад: «Соотношение понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание», Ростов н/Дону, 23 декабря 2011.

II Международная научно-практическая конференция: Воспитание студенческой молодежи на исторических традициях. Доклад: «Особенности патриотического самосознания в современной России: проблема формирования», Украина, Краснодон, 15 ноября 2012.

II Международная научно-практическая конференция: Воспитание студенческой молодежи на исторических традициях. Доклад: «Особенности русского менталитета», Украина, Краснодон, 15 ноября 2012.

Всероссийская научная конференция молодых ученых: Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания. Доклад: «Национально-государственные структуры русского сознания», ЮФУ, 25 января 2013.

Также основные идеи исследования отражены в одной монографии и четырех статьях, опубликованных в журналах и сборниках, включенных в федеральный список рецензируемых изданий:

Монография «Сознание - национальное сознание - менталитет», издательство Института управления, бизнеса и права, Ростов н/Дону, 2011.

Журнал «Гуманитарные и социально-экономические науки», № 1, 2011, статья «Эволюция понятий "ментальность" и "менталитет": философ-ско-методологические аспекты в контексте российской действительности», Ростов н/Дону, 2011.

Журнал «Гуманитарные и социально-экономические науки», № 2, 2011,статья «Ментальные характеристики русской культуры: методологические проблемы», Ростов н/Дону, 2011.

Журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов», № 2, 2011,статья «Национальное сознание, проблемы определения», Пятигорск, 2011.

Сборник «Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования», статья «Проблема формирования патриотического сознания в современной России» СКНЦ ВШ ЮФУ, 20 января, 2013.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 231 наименование, в том числе 8 на иностранных языках. Общий объем диссертации 133 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ГЛАВА 1. «Глава 1. Культурфилософские аспекты проблемы национального сознания» включает в себя три параграфа. В ней выявляется культурантропологическая предметность проблемы национального сознания, определяется значение работы российского национального сознания как структуры, объединяющей нацию в условиях системных трансформаций российского общества, показан механизм трансформации этнонационального

сознания в национально-государственное, в основе которого лежит работа национального самосознания.

В первом параграфе - «Национальное сознание как предмет научных исследований» - на основе философского анализа разработанных концепций национального сознания в различных гуманитарных областях (психология, социология, политология, психо-этнолингвистика и др.) выявлен их эвристический потенциал, для определения культуранронологической предметности в проблематике национального сознания и разработки интегратив-ной концепции его воспроизводства и формирования.

В исследовании мы опирались на следующее определение национального сознания: Национальное сознание — это особенное качество общественного сознания, являюгцееся особым условием и способом национального бытия. Национальное сознание есть своеобразное продолжение общественного сознания. В национальном сознании, в онтологическом смысле переплетены и взаимно детерминированы нагрюнально-бытийные условия существования (как внутренние, так и внешние) и отношение сознания к ним.

Осуществление культурантропологической интеграции научных концепций национального сознания (А.Г. Спиркин, В.А. Лекторский, М.К. Ма-мардашвили, В. Ф. Петренко, Д.В. Ольшанского, И.А. Стернина, Л.Н. Гумилева, Е.Ф. Тарасова) с позиций конструктивизма и инструментализма позволило автору определиться с культурантропологическим подходом к анализу научных концепций национального сознания. Он выразился в специфической предметности исследования национального сознания, а именно: возможность его воспроизводства и формирования в культуре.

Были сформулированы следующие философские вопросы:

- Решает ли сознание проблему успешного выживания человека в случае неадекватности запрограммированных сознанием способов реагирования человека совершающимся событиям внешнего мира?

- Как развивается сознание в условиях меняющейся социокультурной среды?

- Каковы механизмы развития сознания?

- Можно ли переносить свойства сознания отдельного субъекта на свойства коллективного сознания?

Поиск ответов на поставленные вопросы шел на протяжении всего исследования, что было необходимым для создания теоретической модели воспроизводства и конструирования национального сознания, как структуры объединяющей нацию в условиях транзитивного состояния современного российского общества.

Междисциплинарное рассмотрение национального сознания, с позиций деятельностного подхода, позволил выделить особый ракурс понимания национального сознания как совокупности нормативных представлений о способах деятельности в традиционной социокультурной среде. Такое понимание сути национального сознания мы кладем в основу теоретической модели

национального сознания, которая может иметь творческое прикладное значение.

Во втором параграфе - «Содержание и соотношение понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание» — установлены взаимосвязи между национальным сознанием и национальным самосознанием и их проявления в транзитивном состоянии российского общества, а также выявлено, что национальное самосознание является структурой, обеспечивающей творческое самоопределение нации во времена кардинальных перемен в общественной жизни. Показано, что национальное самосознание является механизмом, рационализирующим работу сознания, и обеспечивает его эволюцию.

Рассуждения и выводы, сделанные во втором параграфе опираются на концепции сознания И.С. Кона, Т.П. Матяш, А.И. Субботина и др., а также на понимание менталитета и национального сознания в трудах Д.В. Ольшанского, В. Аксючица, И.Д. Коротец и др.

Наша концепция разработана с позиций деятельностного подхода к пониманию национального сознания и на представлении о нём, как результате творчества этно-национального самосознания, эмпирическом отражении в его структурах природной и социокультурной действительности.

Национальное сознание проявляется в нормированной деятельности нации и обеспечивает ей стабильное существование в спокойные периоды её истории. Изменения в сознании отдельных социальных групп в постсоветской России привели к внутренним конфликтам и противоречиям, всплескам массового недовольства сложившейся ситуацией в обществе. В этих условиях активизировалась работа национального самосознания. Неудовлетворенные потребности и неоправданные ожидания отдельных социальных групп, обуславливают определенные трансформации их коллективного самосознания, которое оказывает достаточно сильное влияние на весь комплекс, включающий национальное самосознание и сознание. Особенно ярко это проявляется в деятельности российской политической оппозиции официальным властям. Радикально настроенные социально-политические сообщества активно и эмоционально пропагандируют свои идеи переустройства России, при этом они свое коллективное самосознание выдают за российское, общенациональное самосознание.

Таким образом, установленные взаимосвязи и взаимовлияния национального сознания и национального самосознания, а также описанные способы их проявления в изменяющихся общественно-культурных реалиях России показывают, что национальное самосознание является структурой, обеспечивающей творческое самоопределение российской нации. Национальное самосознание является механизмом, рационализирующим работу сознания, и обеспечивает его эволюцию. Поэтому, с помощью идеологического влияния на самосознание нации, можно целенаправленно менять национальное сознание, конструировать его, закладывать в него новые социальные ценности и соответствующие им нормы деятельности.

В третьем параграфе — «Этническое и национальное сознание в структуре общественного сознания» - показано, что понятия «этническое сознание» и «национальное сознание» имеют много общего. Этнос является сообществом людей, имеющих общую историю культурного и соматического развития.

В основе наших рассуждений лежат определения понятий этноса, этнического сознания и самосознания, которые даны в работах Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.Л. Арутюноа, C.B. Лурье, Т. Шиффлер, C.B. Чешко и других исследователей. Главная составляющая этнического сознания, это ощущение своей объединёнпости единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни. Рациональное объяснение своего этнического единства социальной группой - это работа самосознания. Результат данной работы самосознания фиксируется в самоназвании и в ощущении своей принадлежности к группе на уровне сознания.

В процессе этногенеза происходит становление этнического самосознания, которое определяет этническую целостность, но оно не тождественно национальному сознанию. Национальное сознание основано на осознании принадлежности индивидов к определенной нации как социально-экономической и политической общности. В национальном сознании выделяются такие элементы, как: национальная идентификация; представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого; общность исторического прошлого своего народа, территории его проживания; наличие государственности; чувство патриотизма; определенное отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям, и т.п.

Этническое сознание формируется под влиянием общесоциальных и культурных факторов, его можно считать начальным и необходимым этапом развития национального сознания. Субъективированной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе. Этническое самоопределение выступает основным признаком сформированности этнического сознания. Для отдельного человека собственная этническая группа, система ее духовных ценностей выступает в качестве некоего эталона. Сам факт рождения и осознания себя в конкретной этнической среде представляет собой вхождение индивида в определенную систему внутренних этнических связей, через призму которых он начинает оценивать все жизненные явления. Это обусловлено тем, что идентификация этнической группой своего статуса происходит на основе тождества и различия культур, в категориях «свое» и «чужое».

В параграфе рассматриваются антропологические и культурологические аспекты развития этнической группы. Показывается, что этно-национальное сознание и среда существования этноса взаимно детерминируют друг друга. Так, в качестве стимулирующего фактора возникновения и развития этнической культуры выступает жизненно важная необходимость адаптации людей к меняющимся внешним условиям существования, а также

к изменениям в сфере общественного производства и социального взаимодействия. При этом отмечается, что этно-национальное самосознание, в его творческом аспекте, как и национальное сознание, в своей нормативности, обладают активностью по отношению к среде существования этно-национального сообщества. Если традиционная деятельность со временем изменяет среду обитания настолько, что в ней трудно жить, то проблему начинает решать самосознание. Поэтому можно утверждать, что сознание может детерминировать развитие самосознания.

В параграфе делается вывод о том, что культурогенез представляет собой постоянно протекающий процесс, от времен глубокой древности до настоящего времени. Исторически обусловленная динамика изменчивости культуры, заключается в непрерывной работе самосознания, которое порождает новые культурные феномены. В результате, прежние качества национальной культуры воспроизводятся с изменениями, т.е. происходит трансформационное культурное наследование. В основе такого наследования с изменениями лежит взаимообусловленная работа сознания и самосознания. Причем, самобытные структуры этнического сознания можно назвать внутренним, не осознаваемым культурным остовом, или константными структурами этнического сознания - менталитетом этноса, нации. Именно менталитет выступает хранителем общего содержания, которое определяет согласованность действий этно-национального сообщества и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурных традиций.

ГЛАВА 2. «Соотношение понятий «сознание» и «менталитет» в контексте культуры русской нации» включает в себя три параграфа и посвящена экспликации значения философии славянофилов для выявления особенностей русского самосознания, исследованию взаимосвязей понятий «национальное сознание» и «менталитет» и выявлению методологических проблем, связанных с изучением национального сознания вообще и русского сознания в частности.

В первом параграфе — «Особенности самосознания русского народа в философии славянофилов» - обосновывается значимость русской философии для установления соотношений между понятиями «русское национальное сознание» и «менталитет русской нации». В параграфе раскрываются такие философские категории как: «национальное сознание», «национальное самосознание» и «русское национальное сознание».

Рефлексия ключевых понятий исследования осуществляется на основе обращения к философскому наследию философов-славянофилов: И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина и др., внесших неоценимый вклад в изучение национальной самобытности русской нации, особенностей русского сознания, а также к философии B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, И. А. Ильина и других философов, обосновавших Русскую идею.

Показано, что в философии славянофилов рефлексируется общинная

основа русского жизненного уклада, которая определяет менталитет — наиболее глубинную часть сознания русского человека: стремление к коллективизму, солидарности, уравнительству, братству народов. Выделяются специфические качества русского сознания: вечевой, соборный нравственный идеал - нацеленность на коллективное управление и воспроизводство общинной неизменности.

Русская религиозная философия в целом есть всестороннее изучение русской самобытности, русского сознания, менталитета. Предложенная Ф.М. Достоевским Русская идея, получает статус составной части всеобщей христианской идеи, имеющей глубинные национальные особенности. В русской философии Русская идея имеет общечеловеческое значение, доказывается её объективная ценность для всех народов мира.

В философии И. А. Ильина самобытность выражена в Русской идее. Согласно убеждениям И.А. Ильина, Русская идея есть идея созерцающего сердца. Под созерцающим сердцем понимается внутренний мир человека, созерцающая любовь, духовное национальное своеобразие. В философии H.A. Бердяева исследуется зависимость национального сознания от средовых условий существования парода и взаимозависимость национального сознания и типа государственного устройства в России. Он обращает внимание на переплетение в русском сознании мессианизма и национального самодовольства, национальной корысти.

В параграфе раскрываются взаимосвязи между русским национальным сознанием, средой существования и типом государственного устройства, при этом, опираясь на работы H.A. Бердяева, JI.C. Выготского и современных авторов, выделяются такие качества русского сознания как: мессианизм, национальное самодовольство, национальная корысть.

Всесторонний анализ качественных характеристик русского сознания неизбежно приводит нас к интегральному выводу о том, что русское сознание, как и всякое другое национальное сознание, формируется под влиянием двух важнейших факторов: предметной деятельности в определенной социокультурной среде и духовной уникальности русского этноса.

Во втором параграфе — «Менталитет как константный феномен этнического и национального сознания» - решается задача философского осмысления ключевых понятий «менталитет», «этническое сознание» и «национальное сознание», в результате разграничены понятия «менталитет» и «ментальность», показана их взаимосвязь с национальным сознанием.

Опираясь на множественные исследования менталитета и ментально-сти с культурологических позиций (П.С. Гуревич, О.И. Шульман и др.), мы рассматриваем менталитет как наиболее консервативную часть этнического сознания, которая мало изменяется со временем и проявляется в традициях народной культуры. Менталитет предстает как «целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет

единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества»55. А.Я. Гуре-вич56 отмечал, что идеи на уровне ментальности - это завершенные духовные конструкции, которые воспринимаются бессознательно и бесконтрольно: социальная среда определяет их восприятие. К ментальным частям сознания можно отнести сакральные тексты, фольклор, особые структуры языка, характерные особенности поведения, бытовые предметы и др. — все то, что обеспечивает сохранение культурного своеобразия и воспроизводства его в поколениях.

Разграничивая понятия «менталитет» и «ментальность» мы опираемся на культурологическую концепцию Л.М. Баткина, который определяет культуру как движущуюся ментальность, а ментальность — как застывшую культуру. В работах некоторых исследователей57 ментальность позиционируется как частное проявление менталитета, причем больше она проявляется в действиях людей, их спонтанных поступках, жестах, интонациях речи. Иными словами, ментальность есть проявление менталитета в обыденной жизни людей.

Менталитет, в отличие от ментальности и самосознания, представляет собой некий пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия. Что касается ментальных проявлений отдельных идей, то они являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие для той или иной эпохи и социальной группы. Национальное сознание несет в себе коллективные детерминанты — представления и верования, традиции, ценности, установки, мотивы и модели поведения человека.

В третьем параграфе — «Методологические проблемы в исследовании ментальных особенностей русской культуры» — на основе выделения глубинных структур русского национального сознания, определяющих на протяжении длительного времени этно-национальное своеобразие русских, предпринимается попытка создания методологического фундамента для изучения ментальных характеристик русской культуры.

Выделяется интегративная методологическая проблема исследования русского национального сознания, заключающаяся в том, что до настоящего времени не удается создать цельную концепцию русской самобытности. Тем не менее, в работах А.Я. Гуревича и Е.В. Горюнова разработана методика анализа духовного мира социальных групп. Они предлагают общий метод изучения ментальных характеристик культуры, доказывают научную эффективность метода конструирования образа жизни человека, определенной со-

55 Визгин В.П. Ментальность, менталитет// Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991. С. 125.

56 Гурсвит А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей, 1989. М.: Наука, 1989. С. 313-314. С. 115.

57 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. №4. С. 96-100.

циалыюй группы, его внутреннего мира, будь то мир крестьянина, или интеллигента.

На том основании, что ментальные характеристики той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных духовных феноменов отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями, это позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути — от зарождения до расцвета. Поэтому в исследованиях национального менталитета следует искать те глубинные структуры национального сознания, которые определяют на протяжении веков своеобразие народа.

Среди основных ментальных характеристик культуры выделяются духовные ценности и смыслы как главный элемент культуры, а опыт жизнедеятельности людей напрямую влияет на них. Это связано с тем, что в процессе выражения ментальное™ особую роль играет символизация наиболее существенных смыслов, связанных с мировосприятием, миропониманием этноса. Через символ актуализируются древнейшие, сущностные представления этноса, которые скрыты последующими социокультурными наслоениями. Поэтому изучение древних этнических символов позволяет не только реконструировать историю этноса, его систему миропонимания, но и проследить его современную динамику, особенности саморефлексии.

Причиной невозможности создания цельной концепции русской культуры является то обстоятельство, что русская культура включает в себя противоположные характеристики, которые не составляют ее единство, а разделяют ее, она каждый раз на любом этапе своей эволюции как бы раздваивается, проявляет свою бинарную сущность. Причиной бинарности русской культуры является её взаимодействие с европейской и азиатской основами. В структуре русского сознания, как на общественном уровне, так и на индивидуальном наблюдаются оппозиции - двоеверие и двоемыслие, уживается христианское и языческое, светское и духовное.

Русскому сознанию присуща особая мировоззренческая хронотоп-ность. Так, идеи, устремленные в будущее, рождаемые интеллектуальной элитой общества всегда наталкиваются на консерватизм и традиционное мышление народа. В современной России наблюдается та же тенденция: правящие круги нацелены на модернизацию, которая тормозится не только ошибками в управлении, но и предзаданностыо традиций, ментальными структурами сознания.

В «Заключении» обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечаются пути дальнейшего изучения проблемы.

Основные публикации автора по теме диссертации

I. Монографии

1. Косьяненко С.Н. Сознание - национальное сознание - менталитет. Ростов н/Дону, Изд-во ИУБиП, 2011. - 90 с. - 5, 1 н.л.

II. Статьи, тезисы докладов и выступлений

1. Косьяненко С.Н. К вопросу о природе российской ментальности // Лосевские чтения: Труды международной ежегодной научно-теоретической конференции, г. Новочеркасск, май 2009. - Новочеркасск, 2009. - С. 57-61. -0,4 п.л.

2. Косьяненко С.Н. Общинность и соборность как факторы ментальной самоорганизации российского общества // Лосевские чтения: Труды международной ежегодной научно-теоретической конференции, г. Новочеркасск, май 2010. - Новочеркасск, 2010. - С. 61-65. - 0,42 п.л.

3. Косьяненко С.Н. Соотношение понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание» // Межрегиональная научная конференция молодых ученых, Ростов н/Дону, 23 декабря 2011. - 0,12 п.л.

4. Косьяненко С.Н. Эволюция понятий «ментальность» и «менталитет // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 1. — С. 8-14 -0,87 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

5. Косьяненко С.Н. Ментальные характеристики русской культуры: методологические проблемы // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 5-9. - 0,81 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

6. Косьяненко С.Н. Национальное сознание, проблемы определения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 2. - С. 183-193. - 0,8 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

7. Косьяненко С.Н. Особенности патриотического самосознания в современной России: проблема формирования // II Международная научно-практическая конференция: Воспитание студенческой молодежи на исторических традициях, Украина, Краснодон, 15 ноября 2012. - Краснодон, 2012. -0,42 п.л.

8. Косьяненко С.Н. Особенности русского менталитета // II Международная научно-практическая конференция: Воспитание студенческой молодежи на исторических традициях, Украина, Краснодон, 15 ноября 2012. -Краснодон, 2012. - 0,44 п.л.

9. Косьяненко С.Н. Национально-государственные структуры русского сознания // Всероссийская научная конференция молодых ученых: Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания, Ростов н/Д, ЮФУ, 25 января 2013. - Ростов н/Д, 2013.-0,13 п.л.

10. Косьяненко С.Н. Проблема формирования патриотического сознания в современной России // Сборник «Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования», Ростов н/Д, СКНЦ ВШ ЮФУ, 20 января, 2013. - Ростов н/Д, 2013. - 0,25 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

Сдано в набор 20.12.2012. Подписано в печать 20.12.2012. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,3. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 2012/01.

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30

www.copy61.ru e-mail: info@copy61.ru

 

Текст диссертации на тему "Национальное сознание в культурантропологическом контексте"

Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета

КОСЬЯНЕНКО Светлана Николаевна

Национальное сознание в культурантропологическом контексте (по материалам российской культуры)

Специальность 09.00.13 Философская антропология,

философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

04201355438

На правах рукописи

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Гетманов Иван Петрович

Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................3

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ..................................................22

1.1 Национальное сознание как предмет научных исследований 22

1.2 Содержание и соотношение понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание».........................................................38

1.3 Этническое и национальное сознание в структуре общественного сознания.......................................................................................49

ГЛАВА 2 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОЗНАНИЕ» И «МЕНТАЛИТЕТ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ НАЦИИ..........63

2.1 Особенности самосознания русского народа в философии славянофилов..............................................................................................63

2.2 Менталитет как константный феномен этнического и национального сознания...................................................................................80

2.3 Методологические проблемы в исследовании ментальных особенностей русской культуры.................................................................96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................111

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................117

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Проблема нации и национального сознания является междисциплинарной научной проблемой. Постоянное обращение к тематике, связанной с национальной самобытностью, основой которой выступает сознание, происходит в философской антропологии, философии культуры, психологии, социологии, психолингвистике и других науках. Междисциплинарная проблематика национального сознания является причиной теоретических и методологических сложностей, которые встречаются при раскрытии сущности этого феномена, процессов его формирования, функционирования и развития.

Современные исследования национального сознания, национального менталитета всегда наталкиваются на терминологические трудности. Это связано с тем, что понятие «национальное сознание» содержательно размыто, поскольку оно используется многими науками и понимается в широком спектре направлений. Чтобы понять, что такое национальное сознание, недостаточно постигнуть только соотношение субъекта и объекта, способность носителя сознания соотносить себя с миром, выделять себя из мира, противопоставлять себя ему и погружать себя в социокультурную среду. Для постижения национального сознания следует также понять сущность коллективных представлений и убеждений, выделить факторы, детерминирующие их формирование. Коллективное сознание составляет основу этнического и национального сознания и определяет его социокультурное своеобразие.

Российская нация на многовековом пути своего становления и развития, объединила множество этносов с их особенными социокультурными, духовными и религиозными традициями. Причем цементирующую роль в процессе создания и развития российского полиэтнического общества и национально-государственного образования играл и играет русский этнос, с его духовной славяно-православной традицией. Данное обстоятельство говорит об особом пути и уникальном опыте формирования российского националь-

но-государственного сознания. История России знает множество социальных потрясений, которые имеют взаимосвязь с особенностями российского национального сознания.

После распада Советского Союза российское общество находится в транзитивном состоянии: сложившиеся стереотипы, нормы и ценности общественного бытия рушатся, утверждаются новые, что приводит к раздробленности российского национального сознания - той самой структуры, которая объединяет нацию. Активизируется рефлексивная работа российского национального самосознания, в частности, его политической составляющей, что проявляется, в частности, в оппозиционных настроениях в обществе. Не случайно весь постсоветский период жизни российского общества характеризуется поиском национальной идеи, общество ищет то главное и существенное в основах своего бытия, что спасет его от развала. В рамках этого поиска возрастает научный и общественный интерес к проблеме этно-национальной самобытности народов населяющих Россию. Современные мыслители вновь и вновь обращаются к категориальному значению Русской идеи как детерминанте и фундаментальному качеству этно-национального самосознания русского народа, её месте и роли в проектах переустройства России. Остро ставятся вопросы об идеалах русского народа, а также о сохранении этнического разнообразия и своеобразия народов, населяющих Россию, о защите российского общественного сознания от экспансии массовой культуры Запада в условиях глобализации.

Все это означает, что для современной России исследования феномена национального сознания, менталитета и самосознания российской нации, имеют большое практическое значение, - от устойчивости национального сознания во многом зависит судьба российской государственности и направленность развития российского общества. Тем более, опыт последних двух десятилетий показывает, что абсолютизация этнической самобытности в самосознании отдельных народов приводит к обостренному чувству своей исключительности, отрицанию общенациональных ценностей,

возвеличиванию религиозно-националистических взглядов, призывам выйти из состава Российской Федерации и т.д.

В условиях системных общественно-политических и социально-экономических трансформаций российское национальное сознание утрачивает свое единство, оно дробится, каждая политическая группа пропагандирует свое коллективное самосознание и выдает его за общенациональное самосознание. В данном контексте российской действительности коллективные представления оказываются в центре внимания исследователей национального сознания. Коллективные представления представляют собой особый строй мысли, восприятия и воображения, присущие нации, они определяют своеобразие ментального состояния, как особенного способа деятельности.

Междисциплинарный подход к проблеме национального сознания, в сочетании с деятельностным подходом, возводит понятие «национальное сознание» до категориальной значимости при описании национально-ментальной деятельности человека. Процесс формирования национального сознания можно представлять как результат национального творчества в предлагаемых эпохой социокультурных условиях национального бытия.

Все выше сказанное позволяет позиционировать национальное сознание в качестве предметности культурантропологии и актуализирует культур-философский анализ национального сознания, национального менталитета и самосознания нации, а также обуславливает выдвижение методологической проблемы построения теоретической модели воспроизводства национального сознания, как структуры объединяющей российскую нацию, как этно-национально-государственное образование, в условиях транзитивного состояния современного российского общества.

Степень разработанности проблемы

Культурантропологический ракурс рассмотрения национального соз-

1 2

нания представлен в трудах A.C. Кармина и Д.С. Лихачева , П.Н. Милюко-

1 Кармин A.C. Исторические особенности русской культуры. СПб.: Питер, 2010.

ва , которые обращались к историческим особенностям русской культуры. Е. Деготь4 исследовал пространственные коды «русскости» в искусстве XIX в. Важные научные результаты получены в психолингвистике: исследованы связи национального сознания с языком, что можно найти в работах иностранных ученых: В. Гумбольдт5, В. Вундт, A.A. Потебня6, JI. Вейсгербер7 и др. Отечественные мыслители: A.A. Зализняк, JI.H. Гумилев8, И.Б. Левонти-на, Е.Ф. Тарасов9, А.Д Шмелев10 и др. в своих трудах обращались к проблемам языковой картины мира в русской культуре.

В российской философии решение проблемы сознания и самосознания связано с именами таких мыслителей как: М.М. Дели11, И.С. Кон12, М.К. Ма-мардашвили13, А.Г. Спиркин14, В.А. Лекторский15, Т.П. Матяш16, А.И. Субботин17, Г.А. Заиченко18 и др.

2

Лихачев Д.С. Борьба Руси за свою культурную самостоятельность при Ярославе Мудром в кн. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XVII вв. M.;JI. АН СССР, 1945. С. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statehistory.ru/books/Natsionalnoe-samosoznanie-Drevney-Rusi/3.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М., 1994.

4 Деготь Е. Пространственные коды "русскости" в искусстве XIX века // Отечественные записки. 2002, № 6.

5 Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода, см. Звегинцев В.А., История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях, изд. 3, М., 1964.

Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 (Харьков: Тип. "Мирный труд", 1913).

7 Вейсгербер, Й. Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. 1993. № 2.

8 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001. 560 с.

9 Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996.

10 Зализняк A.A., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Издательство: Языки славянской культуры, 2005. 554 с.

11 Дели М.М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 312-315. («Мыслители», выпуск 12).

12 Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

13 Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Как я понимаю философию. М., 1992.

14 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

15 Лекторский В.А. Сознание // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000.

16 Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Издательство Ростовского университета, 1988. 184 с.

17 Субботин А.И. Проблема самосознания и становления рационализма в философии XIX - XX веков. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006

Проблематика национального сознания и национального характера разрабатывалась в рамках психологической науки JI.C. Выготским19 и его научной школой в первой трети XX века. Впоследствии многие аспекты проблематики национального сознания и национального самосознания нашли свое решение в трудах отечественных ученых: JI.H. Гумилев20, И.Д. Коро-тец21, Д.В. Ольшанский22, Ф.Ю. Албакова23, Ю.В. Бромлей24, С.Л. Арутюнов25, Г.В. Жшунова26, C.B. Чешко27, Е.М. Колпаков28, В.Ф. Петренко29, C.B. Лурье30, В.Ю. Хатинец31, В.В. Кожинов32, Л.Я. Михайлова33 и др.

Понимание феномена национального менталитета невозможно без результатов исследований этнического сознания, коллективных представлений, которые мы находим в трудах французских социо-антропологов: Л. Леви-

18

Заиченко Г.А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. 1985. № 4.

19 Выготский U.C. Лекции по психологии // Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика-пресс, 1996. 536 с.

0 Гумилев JI.H. Этнос и биосфера Земли. Л., 1989.

21 Коротец И.Д. Национальное самосознание / Политология. Словарь. М.: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/.

2 Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, Деловая книга, 2010. 496 с.

23

Албакова Ф.Ю. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ca-c.org/ datarus/albako va. shtml.

2 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1998.

25 Арутюнов С.Л. Этничность объективная реальность // ЭО. 1995. № 5- С. 43.

26 Жигунова Г.В. Национальное самосознание русского народа в философии славянофильства [Электронный ресурс] // Вестник МГТУ, том 9, № 1, 2006. С. 53-58. - Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v09_l_n21/articles/07_zhigun.pdf.

27 Чешко C.B. Человек и этничность // ЭО. 1994. № 6. С. 41.

28 Колпаков Е.М. Этнос и этничность // ЭО. 1995.

лд

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М., 1997.

ал

Лурье C.B. Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 32-33; Лурье СВ. Национализм, этничность, культура // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С 56-57.

31 Хатинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

32 Кожинов В.В. О русском национальном сознании. 2002. / О главном в наследии славянофилов. С. 100. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/kojinov_o/04.aspx7searcht.

Михайлова Л.Я. Этническое сознание: социально-философский аспект анализа // Россия в зеркале времени. Духовная культура. Философия. История. Социология. Политика. Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников гуманитарного факультета; Ульяновский государственный технический университет. Ульяновск, 2001.

Брюль34, Э. Дюркгейм35. С именем Леви-Брюля связывают введение в науку термина «ментальности». Американский философ Р. Эмерсон36 в середине XIX века употреблял данный термин для связи метафизических и психологических проблем общественных настроений. Также в XIX веке французский мыслитель А. де Токвиль , вводит понятие «коллективные ментальности» и с его помощью выделяет причины общественных привычек и пристрастий.

Неокантианец Э. Кассирер38 в первой трети XX века насытил понятие «менталитет» философским содержанием, связал его со способами воспри-

О Q

ятия окружающего мира. Затем социолог-неофрейдист Э. Фромм вводит понятие «социальный характер», по своему содержанию близкое к менталитету.

Большой вклад в развитие теории ментальностей внесли основатели школы «Анналов» М. Блок40, Л. Февр41, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ф. Ариес и др.

В российской науке теория ментальности развивалась и развивается в трудах таких ученых как: А.Я. Гуревич42, О.И. Шульман43, А.П. Ястребит-ская, В.П. Даркевич, Ю.Л. Бессмертный, Л.М. Баткин, A.B. Арциховский,

34 Levy-Bruhl L. Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. P., 1931

35 Дюркгейм Э. и Mocc M. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Mocc М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

36 Эмерсон Р. Природа // Эстетика американского романтизма. М., 1978.

37 А. де Токвиль. Ментальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/509/.

8 Э. Кассирер. Познание и действительность. СПб., 1912.

39 Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998; Фромм Э. Бегство от свободы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.modemlib.ni/books/fromm_erih/begstvo_ot_svobodi/read/.

40 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 234 с.

41 41 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 256с.

42 Гуревич А.Я. Изучение ментальностей // Сов. этнография. 1988, № 6; Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989; Гуревич А.Я. Ментальность как пласт социальной целостности (ответ оппонентам) // Споры о главном. М.: Наука, 1993. С. 50.

43 Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность как тип культуры // Философские науки. 1995, №2-4.

Н.В. Воронин, Б.JI. Романов, И.Г. Дубов, В.К. Кантор, A.C. Ахиезер, М.А. Шенако44.

Особое значение для нашего исследования имеют труды философов-славянофилов45: И.В. Киреевского46, A.C. Хомякова47, К.С. Аксакова48, Ю.Ф. Самарина49, которые с середины XIX в., осмысливали проблему национального самосознания и защищали самобытные традиции и ценности русского народа. Национальное самосознание было предметом изучения B.C. Соловьева50, М. Гершензона, Н.Ф. Федорова51, H.A. Бердяева52, C.JI. Франка53, А.Ф. Лосева54, Г. Федотова и многих других исследователей.

Несмотря на обилие работ по проблемам национального сознания и менталитета нации, следует отметить, что имеющиеся исследования национального сознания оставляют открытыми вопросы, связанные с воспроизводством, формированием, конструированием национального сознания и его трансформациями в эпоху радикальных общественных перемен. Решение поставленных выше проблемных вопросов предполагает выявление и исследование взаимосвязей между национальным сознанием и национальным самосознанием, а также выявление их соотношений с национальным менталитетом и национальной ментальностью.

Шенкао М.А. Основы философской танатологии.

http://society.polbu.ru/shenkao_tanatology/ch26_i.html.

45 История русской философии. M.: Высш. шк., 1991. 559 с. (Б-ка философа); Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И.В. Киреевский. М., 2005.

46 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2 т. М. 1911; Киреевский И.В. Избранные статьи, М., 1984.

47 Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. Классика философской мысли. М.: Высшая школа, 2005. 240 с.

48 Аксаков К.С. О русском воззрении, 1856. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/aksakovy/kaksakov_vozzren.html.

49 Jurij Samarin: Préface aux oeuvres théologiques de A.S. Khomiakov. (In: Unam Sanctam 7). Paris, 1939. 95 p.

50 Соловьев B.C.