автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Зурабян, Жанна Петросовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Зурабян, Жанна Петросовна

ВЕВДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ АРМЯНСКОЙ СРШОШНЕСКОЙ

МУЗЫКИ.

1. Общая характеристика армянского композиторского творчества первых послевоенных лет

2. Интонация как фактор проявления национального. Первичные интонационные элементы армянской национальной музыки.

3. Развитие первичных элементов национальной музыки в армянском композиторском творчестве до 1940-х годов.

ГЛАВА П. ТШАТИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА ФОЛЬКЛОРНОМ МАТЕРИАЛЕ В АРМЯНСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕГ.

ГЛАВА Ш. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТШАТИЗМ.

ЗАКЛШЕНИЕ.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Зурабян, Жанна Петросовна

В армянском композиторском творчестве первых послевоенных лет симфоническая музыка занимает ведущее место"'". Развитие ее совпало с подъемом творческих сил, связанных с деятельностью композиторов А.Бабаджаняна, А.Арутюняна, Э.Мирзояна, Л.Сарьяна, Э.Оганесяна, Дж.Тер-Татевосяна и других, отразивших в своем творчестве многие типичные черты советского искусства послевоенных лет. С их деятельностью связано широкое развитие многообразных жанров армянской инструментальной, вокально-инструментальной, симфонической музыки.

Наряду с молодыми композиторами в те годы продолжали интенсивно творить их старшие современники - А.Хачатурян, А.Степанян, Г.Егиазарян и другие. Однако новые "этапные" признаки, связанные с обновлением стиля, расширением образно-эмоциональной сферы, более активным освоением новых средств выразительности современной музыки наиболее ярко проявились в творчестве молодых.

В тесном сплаве традиционного и современного, при ярком своеобразии композиторских почерков симфоническая музыка этого периода привлекает национальной самобытностью музыкального языка, общей направленностью интонационной сферы - черты во многом определившие выбор темы данного исследования.

Армянская симфоническая музыка всегда представляла богатый и интересный материал для советского музыкознания. За последние десятилетия было создано немало ценных трудов, посвященных проблемам армянской симфонической музыки. В них особенно широко представлено симфоническое творчество А.Спендиарова и А.Хачату

I В данном исследовании охватываются послевоенные годы с 19461961гг., поскольку эти годы составляют целостный период в развитии армянского композиторского творчества с характерными особенностями идейно-образной и интонационной сферы. ряна. Можно отметить книгу Г.Тигранова "Александр Спендиаров" /51/, диссертации: М.Терьяна "Симфоническое творчество А.Спенди-арова" /118/, А.Барсамян "А.Спендиаров и его творчество" /116/, очерки: М.Терьяна и С.Коптева "Симфоническая музыка и инструментальный концерт" /104/, М.Арутюнян и А.Барсамян "А.Спендиаров" в книге "История армянской музыки" /9/, статьи М.Рухкян, Р.Степа-няна, М.Тер-Симонян, К.Худабашян в книге "А.Спендиаров" /96,99, 103,107/ и другие.

Симфоническое творчество А.Хачатуряна освещается в монографиях: Г.Хубова "Арам Хачатурян" /59/, Г.Шнеерсона "Арам Хачатурян" /64/, И.Мартынова "Арам Хачатурян" /33/, Г.Тигранова "Арам Хачатурян" /52/, в брошюре М.Арутюнян "Арам Хачатурян" /8/, в статьях: Б.Ярустовского "Еще раз о народности и современности в творчестве А.Хачатуряна" /ИЗ/, Н.Шахназаровой "Арам Хачатурян" /109/, Д.Шостаковича "Праздничное искусство" /112/, Д.Арутюнова "О мелодике А.Хачатуряна" /71/, А.Ханбекян "Крупный пласт А.Хачатуряна и его истоки" /106/ и других. Черты национального своеобразия в симфоническом творчестве А.Хачатуряна раскрываются в трудах: Г.Чеботарян "Полифония в творчестве А.Хачатуряна" /62/, И.Тиграновой "Лирические образы в творчестве А.Хачатуряна" /55/, Р.Степаняна "Некоторые особенности гармонии А.Хачатуряна" /98/, Э.Карагюлян "О некоторых ладогармонических особенностях музыки А.Хачатуряна" /84/ и др.

Что касается армянской симфонической музыки послевоенных лет, она находит отражение в брошюрах, статьях, посвященных изучению отдельных произведений, творческой деятельности разных композиторов этого периода. К таким работам можно отнести брошюры: М.Тер-Симонян "Эдвард Мирзоян" /46/, А.Григорян "Арно Бабадаса-нян" /20/, Т.Аразян "Эдвард Мирзоян" /6/, С.Тащян "Арно Бабаджанян" /45/, С.Коптева "Александр Арутюнян" /28/, И.Гаспарян "Эдrap Оганесян" /16/, А.Юофина "Первая симфония Дж.Тер-Татевосяна" /65/, Й.Еолян "Григор Егиазарян" /21/, К.Худабашян "Григор Егиа-зарян" /61/, статьи: Р.Атаяна "Современный музыкальный язык в произведениях армянских композиторов" /72/, Г.Гоциридзе "Симфония Э.Мирзояна" /77/ и др.

Эта тема наиболее широко представлена в книге М.^ухкян "Армянская симфония" /37/, в которой центральное место отведено симфонической музыке 1950-1970-х годов, раскрытию эволюции развития жанра.

В названных работах достигнуты определенные научные результаты, однако, в целом многие вопросы, связанные с симфонической музыкой этого периода, остаются мало затронутыми. К числу таких относится проблема тематизма и его национального своеобразия, изучение которой представляет актуальную задачу в определении места и значения армянской симфонической музыки послевоенных лет в общем развитии советского музыкального искусства.

Проблема национального всегда находилась в центре внимания советских музыковедов, посвятивших ей много трудов, очерков, статей. В армянском музыкознании вопросы национального освещались в довольно многообразных формах, с широким охватом исторических и теоретических проблем. К фундаментальным трудам относятся монографии: Х.Кушнарева "Вопросы истории и теории армянской моно-дической музыки" /29/, А.Шавердяна "Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков" /63/, "Очерки истории армянской музыки" -авторы Х.Кушнарев, М.Мурадян, Г.Геодакян /30/, Н.Тагмизяна "Теория музыки в древней Армении" /43/ и др.

Процесс становления армянского композиторского творчества отражен в диссертации М.Арутюнян "Пути становления армянской национальной композиторской школы" /115/, в книге М.Арутюнян и А.Барсамян "История армянской музыки" /9/.

Особенности армянского народного музыкального творчества раскрываются в исследованиях: Р.Атаяна "Армянская народная песня" /12/, М.Брутян "Армянское народное творчество" /14/. Национальные черты армянского композиторского творчества рассматриваются в книгах: Г.Чеботарян "Полифония в творчестве А.Хачатуряна" /62/, Г.Геодакяна "Романос Меликян" /17/, К.Худабашян "Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию" /60/.

Ряд работ посвящен изучению отдельных жанров народно-национального и композиторского творчества. Среди них: монография в 3-х томах Г.Тигранова "Армянский музыкальный театр" /48,49,50/, книги: М.Тер-Симонян "Камерно- инструментальная ансамблевая музыка Армении" /47/, А.Григорян "Армянская камерно-вокальная музыка" /19/, А.Сарьян "Армянская народная городская песня" /39/, статья А.Будагяна "Из истории армянской скрипичной сонаты" /73/ и др. В некоторых статьях рассматривается соотношение национальных особенностей армянского композиторского творчества и музыкальной культуры XX века. К ним относятся статьи Г.Геодакяна: "Стиль Комитаса и музыка двадцатого века" /75/, "Традиционное и новаторское в творчестве А.Хачатуряна" /76/.

Среди перечисленных исследований мы не встречаем работ, посвященных специально изучению вопросов тематизма и его интонационной природы. В книгах Х.Кушнарева /29/, М.Брутян /14/, Р.Атаяна /12/ они в определенной степени раскрываются в связи с изучением народного, народно-профессионального, средневекового профессионального творчества.

В последние годы в исследованиях молодых армянских музыковедов наблюдается растущий интерес к изучению особенностей национальной музыки и форм их претворения в тематизме армянской инструментальной, вокально-инструментальной и симфонической музыки. К таким исследованиям можно отнести диссертации: К.Джагацпанян /117/, А.Ананяна /114/.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что в ней впервые изучаются вопросы тематизма армянской симфонической музыки первых послевоенных лет в аспекте национального своеобразия.

Национальное своеобразие инструментальной, симфонической музыки выявляется прежде всего в тематизме произведения, в его интонационной сфере. Проблема тематизма и его интонационной природы в последние годы получила широкое развитие в советском теоретическом музыкознании. Она освещена в книгах: Е.Ручьевской "Функции музыкальной темы" /38/, И.Способина "Музыкальная форма" /42/, в книгах Л.Мазеля "Вопросы анализа" /32/, "Строение музыкального произведения" /31/, Е.Назайкинского "О психологии музыкального восприятия" /35/, "Логика музыкальной композиции" /36/ и др. Опираясь в качестве методологической основы на многие положения этих авторов относительно темы, тематизма и его интонационной сущности, и сопоставляя их мнение мы находим в них много общего. А именно: все они в разных формах раскрывают диалектическую сущность понятия темы и тематизма, обоснованную впервые Б.Асафьевым в его труде "Музыкальная форма как процесс", где он пишет: ".Понятие тема - глубоко диалектично. Тема одновременно и себедовлеьощий четкий образ и диалектически "взрывчатый" элемент. Тема и толчок и утверждение. Тема концентрирует в себе энергию движения и определяет его характер и направление" /10, с.121/. Этой цитатой начинает свою книгу "Функция музыкальной темы" Е.Ручьевская, продолжая асафьевскую мысль и раскрывая понятие темы и тематизма в самых разных аспектах. По определению Е.Ручьевской "Тема - элемент структуры текста, репрезентирующий данное произведение и являющийся объектом развития, лежащей в основе процесса формообразования" /38,с.8/, или же "тема - тот объект, который дан слушателю в наиболее непосредственно воспринимаемой форме, в единстве чувственно-эмоционального и рационально-логического" /38,с.5/.

У Л.Мазеля мы читаем: "тема это музыкальная мысль (излагаемая в какой-либо форме), отличающаяся достаточной оформленностью, достаточной концентрированноетью, характерностью и индивидуали-зированностью музыкальной выразительности и обычно лежащая в основе развития" /31,с.151/.

Таким образом, в самых различных определениях /см.также -56,с.43; 42,с.13; 36,с.157-158/ тема выступает как носитель эмоционально-смыслового начала произведения. Носитель образа, характера, идей, мысли, состоящий т.п., выраженная в более или менее законченной форме. Безусловно, нельзя отождествлять тему с музыкальным образом или с идейным содержанием. Однако в теме уже заложены наиболее характерные черты идейно-образного содержания произведения. Тема является выражением замысла, который раскрывается в ходе всего процесса развития художественного образа, идеи. И носителем идейно-образного содержания может быть весь тематизм произведения (даже при монотематизме, ибо цельность тематизма в этом случае также достигается путем перевоплощений, видоизменений, всего развития одного тематического материала). Под тематизмом, таким образом, подразумевается совокупность всех тем произведения, или всех вариантных проявлений монотемы. Среди множества классификаций типов тем и тематизма в вышеназванных исследованиях мы, в качестве методологической основы, выбираем два основных типа, приведенных в книге Е.Ручьевской "Функции музыкальной темы". А именно, "мелодический" тематизм, где "наиболее рельефным элементом является мелодия, мелодическое начало" и "фактурный" тематизм, "в котором главенствующую роль играют фактурные элементы, то есть, "комплексные, суммарные" элементы музыки" /38,с.77/. В данном исследовании мы в процессе анализа будем руководствоваться этими двумя основными, на наш взгляд, типами тематизма.

Понятия темы и тематизма непосредственным образом связаны с интонационными, стилевыми особенностями музыки. Тему нельзя представить вне интонационной выразительности. Именно выразительная функция объединяет понятия темы и интонации.

В национальных культурах эта взаимосвязь опирается прежде всего на интонационные, ладо-гармонические, формообразующие и жанровые особенности национальной музыки. Изучение интонационной природы музыки в настоящее время представляет одну из интересных областей советского музыкознания. Написанные за последние годы статьи М.Арановского, И.Земцовского, А.Ковнацкой, В.Лукьянова, В.Медушевского, Г.Орджоникидзе, Е.Орловой, Е.^учьевской /69,78, 79,80,81,85,87,90,92,93,95/ и других музыковедов раскрывают широкие грани значения интонации, ее образно-смысловой, коммуникативной, эстетической, конструктивно-процессуальной сущности (Л. Мазель, В.Лукьянов), ее социологического, музыкально-психологического значения (И.Земцовский, В.Медушевский), объективно-отражательной функции (В.Медушевский), новых методологических принципов ее познания (М.Арановский, И.Земцовский), ее диалектической природы (Г.Орджоникидзе).

В этих исследованиях на новом, современном уровне музыкально-эстетических восприятий развиваются основные положения В.В. Асафьева об интонации, "интонационных комплексах", "интонационном словаре эпохи", ставшими со временем основополагающими принципами реалистического подхода к музыкально-интонационному анализу.

Интонация в своих трех основных, взаимосвязанных значениях, то есть, в качестве: I - высотной организации музыкальных тонов по горизонтали, тесно связанной с ладом, ритмом, тембром, динамикой; 2 - манеры, "тонуса" музыкальной "речи"; 3 - конкретного сопряжения тонов в музыкальном высказывании, обладающего значением семантической единицы в музыке, - выступает как важнейший фактор организации и осмысления музыки, служит конструктивной и логически-смысловой основой музыки /67,с.550-557/. Она выступает в неразрывной связи с ритмическими, ладо-гармоническими, тембровыми особенностями музыки и находится в тесном взаимовлиянии с ними. Именно в единстве этих элементов в полной мере проявляется своеобразие, в том числе и национальное своеобразие музыки. Поэтому, выявление национально-характерных черт музыки на наш взгляд необходимо вести с более или менее целостным охватом средств музыкальной выразительности, в комплексном рассмотрении наиболее важных элементов музыкальной речи.

В задачу данного исследования входит раскрытие национального своеобразия тематизма в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет на основе интонационных, ладо-гармонических, тембровых особенностей национальной музыки. При этом делается особый упор на интонационные истоки, как на наиболее важный фактор проявления национального. Делается попытка выявить некоторые конкретные признаки национально-характерного в интонационной сфере армянской музыки, показать "первичные" (термин Л.Мазеля) интонационные элементы армянской национальной музыки и проследить формы их претворения в тематизме симфонических произведений послевоенных лет. Вместе с тем рассматриваются и некоторые наиболее броские интонационные, гармонические комплексы, откристаллизовавшиеся в армянском композиторском творчестве предыдущих лет и ставшие типичными для национального композиторского искусства. Таким образом охватываются и фольклорные, и профессионально-композиторские национальные истоки.

- II

В орбиту исследования включаются как темы, связанные с непосредственным использованием фольклорного материала, так и оригинальный тематизм. И в тех, и в других случаях раскрывается роль первичных интонационных элементов национальной музыки.

В качестве материала для изучения выбраны наиболее яркие образцы армянской симфонической музыки послевоенных лет. Среди них: Симфонии А.Арутюняна, Э.Оганесяна, Э.Мирзояна, Дж.Тер-Тате-восяна, "Героическая баллада" А.Бабаджаняна, "Симфонические картинки" Л.Сарьяна, Рапсодия для скрипки с оркестром Э.Багдасаря-на. Ряд произведений специально рассматривается дважды: и в анализе тем, основанных на фольклорном материале, и в анализе оригинального тематизма. Это делается с целью более наглядно показать своеобразие тематизма в разных проявлениях его связей с национальными истоками. По мере возможности, темы рассматриваются не только в пределах экспозиционного изложения, но и в ходе дальнейшего развития, поскольку именно в процессе развития тематического материала раскрывается степень самобытности и национальной определенности композиторского мышления. Помимо основных произведений суммарно характеризуются и другие сочинения вышеназванных композиторов в симфоническом, камерно-ансамблевом жанрах, а также некоторые произведения других авторов, выявляющие черты общности с композиторским мышлением данного периода.

Для того, чтобы более ясно представить значение и особенности армянской симфонической музыки данного периода в развитии национального композиторского творчества, считаем необходимым в общих чертах охарактеризовать состояние армянской симфонической музыки от начала своего формирования до 50-х годов нашего столетия.

Истоки армянской инструментальной музыки уходят вглубь веков. Сведения о музыкальных инструментах, бытующих у армян с языческих времен получены при многочисленных археологических раскопках, в которых обнаружены предметы с изображением древнейших музыкальных инструментов (охотничий рог, пастушеская свирель и пр.). Более интересные и точные данные о музыкальном инструментарии армян содержатся в исторических книгах 17-7 веков, в которых отмечается важное значение пения и инструментальной музыки во время народных праздников и светских пиршеств: ".и барабанщики, и свирельщики, и играющие на лире, и трубачи, каждый на свой лад и на разные голоса вместе заиграли."''".

Интересным и богатым по содержанию историческим периодом в развитии армянской музыки является эпоха развитого феодализма (1Х-Х1У века), когда бурно растут и процветают армянские города, когда высокого уровня развития достигают армянское зодчество, наука, поэзия, живопись, национально-самобытное искусство миниатюры, связанное с культурой оформления рукописных книг, формируется эпос о сасунских богатырях, когда переживает новый подъем народное и профессиональное музыкально-поэтическое искусство.

С этого времени сохранились многочисленные памятники - изображения на надгробных плитах, миниатюрные изображения в рукописных книгах этого времени, которые свидетельствуют о богатстве музыкального инструментария, принятого в народе и в гусанских оркестрах.

В течение Х71-ХУШ веков инструментальная музыка в Армении переживает пору расцвета в искусстве народно-профессиональных музыкантов - гусанов и ашугов. Развивается культура как сольного исполнительства, так и ансамблевого. Особенно процветает искусство сазандаров, сопровождающее народные празднества, обряды, придворные торжества и т.п. С установлением форм сольного и ансамблевого инструментального музицирования (от малых ансамблей из

I Фавстос Бузанд. История Армении, Тифлис, 1913, с.348.

2-3 человек до крупных объединений), устанавливаются и жанры в репертуаре сазандаров. Это - народные песни с сопровождением, со вступлением, ритурнелями, танцы и развернутые импровизации - му-гамы. Искусство мугамата в Армении развивалось в основном как форма инструментальной музыки, вбирая в себя лучшие черты народного песнетворчества, его богатые традиции^.

В ХГХ веке продолжали интенсивно развиваться формы и исполнительские приемы армянской инструментальной музыки в творчестве народно-профессиональных музыкантов. Передаваясь в устной форме из поколения в поколение, они обогащались новым содержанием, новыми идеями, образами, новыми выразительными средствами. Вбирая в себя самые характерные черты национального музыкального творчества это искусство создавало благоприятную почву для развития новых жанров инструментальной музыки в армянском композиторском творчестве.

Формирование армянской композиторской школы во П половине XIX века наметило новые пути развития армянской инструментальной музыки,освоения новых форм и жанров,новых выразительных средств через слияние европейских классических принципов мышления с особенностями национальной музыки.

Уже в творчестве первых крупных представителей армянской композиторской школы проявляется активный интерес к европейским классическим жанрам инструментальной, в частности, симфонической музыки (симфоническая увертюра, рапсодия ТЛухаджяна, симфоническая увертюра, ряд фортепианных пьес и опыты ансамблевых сочинений М.Екмаляна, наброски струнного квартета Комитаса и др.).

Первыми удачами в этой области явились обработки народных танцев для фортепиано и некоторых мутамов для скрипки и форте

I Известно, что у ряда народов Средней Азии и стран Востока му-гамат представляет область вокально-инструментальной музыки. пиано Н.Тиграняна, а также обработки для фортепиано шести армянских народных танцев Комитаса. В них со всей яркостью выявилось стремление авторов к слиянию специфических свойств национальной музыки с общеевропейскими средствами музыкального языка, к соединению тонально-функциональных принципов классической музыки с ладо-гармоническими особенностями народной музыки. В этой области особенно значительных результатов достиг Комитас, создавая свои хоровые, камерно-вокальные и инструментальные сочинения.

Наряду с хоровыми обработками X.Кара-Мурзы и М.Екмаляна, Комитас создал поистине классические образцы национальной профессиональной музыки. В произведениях Комитаса в полной мере отразились особенности национального музыкального мышления и наметились пути развития не только хоровой, вокальной, но и инструментальной музыки.

С первых же шагов становления армянской композиторской школы, одной из ведущих областей композиторского творчества стала симфоническая музыка, развитие которой непосредственным образом связано с именем А.Спендиарова, одного из основоположников армянской классической музыки, носителя лучших традиций русской классической школы, продолжателя творческих принципов композиторов "Могучей кучки" и в особенности Н.А.Римского-Корсакова.

Уже в начале 900-х годов А.Спендиаров выступил со своими значительными сочинениями в симфоническом жанре. Среди них - две сюиты "Крымских эскизов" (1903,1912), симфоническая картина "Три пальмы" (1905), ряд концертных пьес для симфонического оркестра. Позже, в 20-е годы были созданы наиболее яркие по национальному характеру "Ереванские этюды" (1925), симфоническая картина "Измена" и две сюиты из оперы "Алмаст" (1924).

С творчеством А.Спендиарова в армянскую симфоническую музыку входят такие жанры, как сюита, увертюра, первые опыты симфонизации танца ("Концертный вальс", Менуэт, Старинный танец и др.).

В творчестве А.Спендиарова закладываются основы национальной симфонической музыки. Характерная для его творчества программность, сюитность, красочная изобразительность полотен, широкий эпический размах и светлая лирика, сочетание народно-песенных, танцевальных мелодий с изысканностью романсовых интонационных оборотов, с гармоническими красками русского "ориентализма", получают своеобразное национальное выражение и со временем утверждаются в армянской музыке как традиционные черты композиторского мышления.

Вслед за А.Спендиаровым в 20-30-е годы в области армянской инструментальной, симфонической музыки творили композиторы А.Тер-Гевондян ("Ширакские этюды", симфоническая поэма "Ахтамар", симфонические отрывки из оперы "Седа"), Н.Чемберржи (симфония-поэма "Армения" и др.), С.Бархударян (симфоническая поэма "Ануш", сюита "К десятилетию Закавказской Федерации" и др.), О.Егиазаров (Симфония), Л.Ходжа-Эйнатов (симфоническая сюита, симфониетта).

Опираясь на традиции А.Спендиарова они в то же время в своем творчестве раскрывают новые образно-тематические пласты, связанные с новой, советской действительностью, с образами Родины, партии, народа, с героикой трудовых будней. В связи с этим обновляется интонационный строй. В основу тематизма многих сочинений ложатся не только образцы и характерные обороты народных песен, танцев, но и новые ритмо-интонации советских массовых песен, маршей.

В целом, в симфонической музыке этих лет ведущее место занимают некрупные жанры (сюита,поэма,увертюра). Тематизм опирается в основном на целостное использование образцов народной музыки. Преобладает песенное начало и "мелодический" тип тематизма с присущей ему фактурой "мелодия - аккомпанемент"*. В сфере формообразования преобладает сюитный принцип с образно-тематическими контрастами и вариантно-вариационные приемы развития. Однако, в этом процессе формируются также черты сонатно симфонического мышления, которые впервые со всей яркостью проявляются в творчестве А.Хачатуряна.

Деятельность А.Хачатуряна явилась важной вехой в развитии армянского композиторского искусства и, в особенности, симфонической музыки. Созданная в 1935 году Первая симфония, посвященная 15-летию Советской Армении, явилась не только армянской, но и первой "восточной" симфонией (первой среди Закавказских и Среднеазиатских республик). Создание концертов для фортепиано с оркестром (1936), скрипки с оркестром (1940), второй симфонии (1942), огненно-темпераментной музыки балетов "Счастье" (1939) и "Гаяне" (1942) - ознаменовало новый подъем армянской симфонической музыки. В симфониях, концертах Хачатуряна сюитность уступает место сонатно-симфоническому мышлению. Опираясь на особенности виртуозно-импровизационной техники ашугско-гусанской музыки, на ее богатые ладо-интонационные и метро-ритмические средства выразительности, А.Хачатурян указывает пути скрещивания и слияния западной и восточной музыкальных культур, особенностей монодичес-кой музыки с принципами классического и современного симфонизма.

Одновременно с А.Хачатуряном в 1930—40-е гг. в области симфонической музыки работали композиторы А.Степанян и Г.Егиазарян и др. Опираясь на лучшие традиции армянского композиторского искусства, на богатые истоки народной и народно-профессиональной музыки, творчески претворяя выразительные средства современной

I Под таким определением подразумеваем тип фактуры, в котором мелодическая линия четко дифференцируется от сопровождающего фона голосов. музыки они создавали ярко национальное, самобытное искусство*.

В годы Великой Отечественной войны были созданы Первая и Вторая симфонии А.Степаняна, Симфоническая поэма "Айастан", Концерт для скрипки с оркестром Г.Егиазаряна, Первая симфония, Симфоническая поэма Р.Степаняна и другие сочинения, в которых ведущей стала тема Родины, народа, его героического прошлого, его борьбы, человеколюбия. Одним из грандиозных музыкальных памятников периода Великой Отечественной войны, воплотивших патриотические, гражданственные чувства советского человека явилась Вторая симфония А.Хачатуряна.

В творчестве А.Хачатуряна в новом симфоническом сплаве выступают особенности народно-национальной музыки с выразительными средствами современной музыки. Этот сплав привносит в армянскую музыку новые интонационно-тематические образования с моторно-пульсирующей основой, с ярко-выраженной динамикой ритма, с насыщением фактуры полиритмическими, политональными линиями, с богатством темброво-гармонических красок. Наряду с "мелодическим" те-матизмом широко внедряются особенности "фактурного" тематизма, инструментального мышления.

Творчество А.Хачатуряна обобщает лучшие достижения армянского композиторского творчества и продолжает их развитие в русле новых эстетических воззрений советского и мирового симфонизма. Вбирая в себя мощный заряд новых выразительных средств, она открывает широкие перспективы для развития армянского композиторского искусства последующих десятилетий и, в первую очередь, для композиторского творчества первых послевоенных лет.

I В творчестве А.Степаняна привлекает его активный интерес к ма-лозатронутым в те годы пластам средневековой армянской профессиональной музыки. Эта особенность была подхвачена и развита в армянском композиторском творчестве с конца 50-х-начала 60-х годов. Самобытность же музыки Г.Егиазаряна уже в те годы была обусловлена интересом к импрессионистическим средствам выражения и их слиянию с особенностями армянской национальной музыш.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение армянской симфонической музыки первого послевоенного периода выявило ряд особенностей ее связи с народно-национальными музыкальными истоками, способствующими проявлению своеобразия тематизма и единства интонационного словаря данной эпохи.

Общность музыкального языка обусловлена прежде всего общей направленностью идейно-образного содержания, тяготением к герои-ко-патриотическим, эпико-драматическим, лирико-психологическим темам, к многостороннему раскрытию идей борьбы, мужества, любви и победы. Отсюда исходит тот эпический размах, внутренний драматизм и конфликтность, тот пафос возвышенных чувств и эмоциональный накал, которые характерны для многих страниц симфонической музыки этого периода. При этом очень важна и общность манеры высказывания, с истинно романтической одухотворенностью, приподнятостью эмоционального тонуса, и что особенно важно, с объективным видением жизненных явлений. Именно общность тематики и манеры выражения послужили основой дня целостности интонационного строя тематизма, в котором и народно-национальные традиционные элементы, и всеобщие средства выразительности преломлялись в русле типичных особенностей композиторского мышления своего времени.

В соотношении традиционного и нового, в тематизме рассмотренных произведений наблюдается внутреннее равновесие песенного и инструментального начал, взаимодействие которых и стимулирует развитие в целом. И хотя песенное мышление, "мелодический" тема-тизм, наиболее традиционный для армянского композиторского творчества, занимает широкое место и в лирических, и эпико-драмати-ческих темах, однако, в центре драматургического развития, в качестве активно динамического, конфликтного начала выступает "фак

- 136 турный" тематизм, раскрывающий широкие грани композиторской техники, основанной на лучших достижениях музыки XX века. Это проявляется и в темах, основанных на фольклорном материале, и в оригинальном тематизме.

Изучение тематизма, основанного на национальной мелодике, показало различие методов претворения в нем фольклорных образцов. В одном случае в народной песне сохраняются основные черты мелодического рисунка и общий эмоциональный тонус, в другом -меняются контуры первоисточника, но сохраняется и углубляется ее эмоциональное начало, в третьем - меняется и переосмысливается и то, и другое.

Наряду с целостным изложением первоисточника, наиболее широкое место занимает фрагментарное и "мотивное" использование фольклорного материала. При этом небольшой отрывок народной песни, танца, большей частью, мотивный оборот, начальная фраза или предложение, служит источником для создания самостоятельно-раз-вертывавдейся темы, основанной на типичных оборотах первоисточника. Надо заметить, что не только во фратаентарном, но и в полном использовании фольклорных образцов наблюдается активное стремление авторов к свободно-индивидуальному преломлению цитатных тем, когда фольклорные и нефольклорные элементы входят в тесное взаимодействие, и рождается совершенно новое художественное целое. Такой метод использования фольклора впервые широко раскрывшийся в творчестве А.Хачатуряна, становится характерным и для композиторского творчества послевоенных лет.

Возникает вопрос. При такой приверженности к свободному развитию фольклорных тем, и при таком умении создавать оригинальные темы с ярким национальным колоритом, чем объясняется интерес к фольклорным образцам и важность их драматургической роли внутри тематизма? Безусловно, этот интерес вызван целью более глубинно

- 137 го отражения национального, чем просто заимствования красивой мелодии в качестве тематического зерна. Ибо, выбор большинства цитатных тем диктуется общим содержанием произведения, как своеобразное проявление обобщенной программности, поскольку и в целостном, и во фрагментарном использовании они выступают как исходные элементы тематизма, в качестве лейттемы, лейтмотива, мотива-тезиса, или просто интонационно-мелодического ядра, как важные элементы образно-смыслового начала тематизма. Неслучайно, в основе тематизма рассмотренных произведений лежат такие яркие образцы народной музыки, в которых издавна запечатлелись самые сокровенные черты национального духа и характера, отражающие страницы жизни и истории народа. Это - "Антуни", "Крунк", "Мокац Мирза", "Авик", "Гарун а", "Сона яр", "Кочари", "Чем у чем" и др., в которых и наиболее ярко и концентрированно предстали первичные интонационные элементы национальной музыки.

Анализ рассмотренных произведений выявил прежде всего численное превосходство оригинальных тем над цитатными, а также роль интонационных особенностей народной музыки и традиционных черт армянского композиторского искусства в создании новых, ярких страниц армянской симфонической музыки.

Роль первичных интонационных элементов сказалась прежде всего в целостности, монолитности интонационного строя всего тематизма, включая и цитатные, и оригинальные темы. Результаты наблюдений подтвердили, что в разных группах тем, объединенных общностью характера, заметно дифференцируется основополагающая роль интонационных элементов песенно-речитативной и песенно-танцевальной основы:

I. Интонационные формулы типа 1,2,3 - песенно-речитативной основы широко проникают в эпические, героико-патетические, драматические темы с подчеркнутым речитативно-декламационным выра

- 138 жением. В темах лирико-драматического, лирико-соаерцате льного типа они имеют более напевно-мелодический характер. Сохраняя особенности своего ладо-мелодического развития /см.с.35-36/, они выступают чаще всего как компоненты "мелодического" тематизма.

2. Интонационные элементы песенно-танцевальной основы действуют в активных, жизнерадостных, шуточно-лирических темах. В темах подвижного, решительно-волевого характера преобладают интонационные обороты с ритмической формульностью типа 4, в более мягких, плавно-подвижных темах - интонации с ритмической формульное тью типа 5. В темах скерцозного характера широкое место занимает использование смешанного метра (большей частью | |), сочетающего элементы ритмической формульности типа 4 и 5. Эти интонационные элементы, также сохраняя особенности ладо-мелодического развития /см.с.38/, чаще всего выступают как компоненты "фактурного" тематизма.

3. Часть тем, активно-импульсивного характера, органично сочетает в себе интонационные элементы песенно-речитативной и песенно-танцевальной основы. В них интонационные формулы типа 1,2,3 (особенно квартовые ямбические обороты) выступают в качестве интонационного ядра, стимулирующего развитие, и в то же время подчиняются танцевальным, маршевым ритмам с формульноетью типа 4,5. В таких темах преобладают элементы "фактурного" тематизма.

Близкое сопоставление хотя бы некоторых тем из каждой названной группы дает возможность более ясно представить не только общность выразительной роли разных интонационных элементов, но и типичность их развертывания в разных по характеру группах тем (см.в I группе - J£№ 48,50,51,73,84,89,95; по П группе - М60-70-71-72-92, 56-81-91; в Ш группе - Ш 53,62,64,78,82).

Приведенные примеры со всей наглядностью свидетельствуют о

- 139 единстве и целостности интонационного словаря. Более того, они еще раз подтверждают значение первичных интонационных элементов как отстоявшихся в музыкальном восприятии народа и проникших в профессиональное композиторское творчество своеобразных средств национального музыкального языка. Потому что ".характерность звуковой почвы любой музыкальной культуры обеспечивается стабильностью интонационных форм. И понятие "интонационная характерность" - есть одновременно понятие "национальное своеобразие". Ничто не дает такого ощущения национальной самобытности, как интонационная характерность, и ни в чем ином не проявляется с такой силой непрерывность национальной традиции, как в связи с соответствующими интонационными истоками." /92,с.180/.

Анализ подтвердил также значение ладовой основы в национальной характерности тематизма, в том числе и ярко-национальных, и сравнительно "нейтральных" тем. При этом, интонационное единство разных тематических групп также обусловлено общностью ладовой основы. Так, например, в темах эпико-драматического, возвышенно-патетического, скорбного характера преобладают лады минорного наклонения: дорийский, фригийско-локрийский, часто сочетаются фришйско-локрийский лад с дваждыгаромническим. В связи с этим заметна выразительная роль низкой П, У, высокой 1У, низкой и высокой У1 ступени, а также получаемых между ними интонаций увеличенной секунды и тритона.

В группе лирических, скерцозно-жизнерадостных или торжественно-приподнятых тем преобладает ионийско-миксолидийский мажор, эолийский минор, гармонический мажор с вариантными Ш,У1,УП ступенями. Для них также характерны интонации увеличенной секунды, при мажоро-минорной переменности функций. И вновь, в связи с общим характером тематических групп, либо преобладают пониженные, либо повышенные альтерации. Наряду с этим, во многих темах выявляется доминирование ладового диатонизма, где хроматизмы встречаются на расстоянии (это одна из особенностей армянской народно-крестьянской и средневековой профессиональной музыки). Большинство тем отличается гибкостью ладо-тональных переходов, характерностью полиладовых, политональных наслоений.

Своеобразием ладовой основы национальной музыки обусловлена и характерность гармонического языка рассмотренных произведений. Хотя, надо отметить, что в сфере гармонии всеобщие, современные средства наиболее активно влияют на национальные элементы, придавая им новое качество. Гармонические, полифонические, тембровые, динамические средства становятся той противостоящей силой, тем "ферментом обострения" (термин Г.Орджоникидзе), которые обеспечивают развитие национально-традиционных элементов в русле нового, современного музыкального мышления.

Цель нашего исследования диктует необходимость обобщить те закономерности, которые в той или иной мере связывают особенности использования гармонических, полифонических,тембровых средств с народно-национальными истоками.

В гармоническом языке с национальными истоками связаны: се-кундовые, тритоновые тональные наслоения, одновременное сочетание различных функций (например, медиантовой и тонической); наличие в мажоре минорной доминанты, в миноре - мажорной су&оми-нанты, ладо-диссонантных гармоний (идущих еще от творчества Р.Меликяна) ; мажоро-минорная перменность лада, связанная с вариантностью Ш ступени и др. Как в экспозиционном изложении тематизма, так и в процессе его последующего развития широко применяется параллельное движение секстаккордами, квартсекстаккордами, трезвучиями и пр., часто образующее полиладовые, политональные наслоения, что является весьма характерным для советской, западноевропейской музыки XX века (Шостакович, Хачатурян, Равель и др.).

- 141

Проникая в армянское композиторское творчестве, этот прием, в условиях характерной ладо-интонационной основы, получил специфически-национальную окраску, выступая с различной выразительной функцией. В одном случае является средством обострения, насыщения драматизма (в основном в восходящем движении), в другом -создания легкого, порхающего движения (в нисходящем направлении), характерного для скерцозно-игровых тем.

Синтез национального и вненационального раскрывается и в применении остинатных басов, одной из характерных особенностей армянской народной, народно-профессиональной инструментальной и вокально-инструментальной музыки. Остинатные басы глубоко внедрились в армянское композиторское творчество, начиная с хоровых обработок Кара-Мурзы, Екмаляна, Комитаса, найдя затем применение в инструментальных сочинениях Н.Тиграняна, Комитаса, С.Бархуда-ряна, в симфонических произведениях А.Спендиарова, А.Тер-Гевон-дяна и др. В творчестве А.Хачатуряна они получили еще более широкое развитие, синтезируя в себе особенности их выразительной роли, как в национальной музыке, так и композиторском творчестве XX века. Как факторы отражения определенного образно-эмоционального состояния в качестве активных средств развития, динамизации, обострения, то есть, с разнообразной выразительной ролью остинатные басы проникают и в армянскую симфоническую музыку послевоенных лет. Национальное своеобразие здесь выявляется по-разному: в "мелодическом" тематизме, с фактурой "мелодия-аккомпанемент", где выдержанные басы оттеняют "монодический" характер мелодической линии; в фигурированных остинато на квартовых, квинтовых (Т-Д, Д-Т) или квинтквартаккордовых басах (которые чаще встречаются в подвижно-жизнерадостных темах); в виде кварто-квинтовых остинатных басов, с подчеркнутыми, волевыми ритмами, напоминающими мужественную поступь армянских горских танцев (во

- 142 многих темах они являются факторами динамизации ткани); в виде фигурированных "мелодизированных" остинато (термин Г.Чеботарян /62,с.172/) с полиритмическими, полиметрическими линиями, идущих от творчества А.Хачатуряна, и тесно соприкасающихся с ритмическими особенностями музыки XX века.

В тематизме рассмотренных произведений немаловажную роль играют полифонические приемы, выступающие в качестве средств формообразования и тематического развития. В использовании полифонических средств также сохраняются национально-традиционные черты, связанные с особенностями полифонического письма Комитаса, А. Спендиарова, А.Хачатуряна. Особенно наглядно выступает связь с иштационно-подголосочными, контрапунктическими приемами изложения А.Хачатуряна в темах лирического, "диалогичного" характера. В использовании этих приемов сказывается влияние и медленно-задушевных тем инструментальных сочинений, и проникновенных балетных адажио А.Хачатуряна. Во многих темах танцевального, подвижного характера наиболее интенсивно включаются имитационно-стрет-тные проведения, способствующие раскрытию светлых, жизнерадостных сторон национального характера. Наряду с этим, в применении полифонических приемов заметно и влияние музыки Д.Шостаковича с драматизирующей, психологизирующей функцией полифонического голосоведения. Необходимо заметить также, что полифония, выступающая как важный фактор многоплановости фактуры, самым непосредственным образом связана с полиритмическими, полиметрическими, политональными особенностями музыкальной ткани рассмотренных произведений .

В темброво-интонационной выразительности тематизма также наглядна связь с национальными традициями. Например, во многих темах задушевно-лирического характера звучание скрипки напоминает тембр народного инструмента кяманчи - особенность, идущая от творческих традиций А.Спендиарова. В возвышенно-патетических темах, с виртуозно-импровизационным типом изложения выделяется экс-прессивно-экзактированное звучание скрипки, или струнной группы, идущее от музыки А.Хачатуряна. В симфонической музыке послевоенных лет утвердились и такие темброво-интонационные особенности, раскрывающие черты национального характера, или краски родной природы, как например, яркая выразительность труб (чаще засу-рдиненных), ассоциирующаяся с тембром зурны, и вообще особая красочность оркестра, широкое применение деревянно-духовых, медно-духовых инструментов в ведении мелодических линий, различная выразительная роль ударных и т.п., - особенности, продолжающие традиционную линию тембрового мышления А.Спендиарова, А.Хачатуряна, Г.Егиазаряна и др. Для многих драматических тем уже в их начальном изложении характерно упругое оркестровое звучание с насыщенными темброво-гармоническими средствами. Нередко, в кульминационные моменты развития выразительность сложных гармонических комплексов (чаще всего в параллельном аккордовом движении), подчеркивается насыщенным, напряженным звучанием оркестрового Эта черта также характерна для многих страниц советской симфонической музыки, однако, опять-таки, в общем контексте звучания она приобретает национальный оттенок.

В целом, в тембровой палитре тематизма рассмотренных произведений преобладают яркие многоцветные краски, способствующие раскрытию оптимистических настроений1.

К этим, вышеописанным особенностям тематизма прибавим и не

I Примечательно, что после 60-х годов появляется новое отношение к оркестровым тембрам, выбор более матовых, прозрачно-холодных, в какой-то мере 'Архаических" красок, связанных с новыми эстетическими устремлениями, с новым типом тематизма, основанного на более строгой, сдержанной манере интонационного выражения. Появляется новое отношение и к фольклорным тембрам, основанное не на подражании, а на прямом использовании народных инструментов в составе симфонического оркестра.

- 144 которые, более или менее значительные интонационные комплексы, ставшие типичными для композиторского мышления данного времени. Среди них: I) - Токкатная основа в подвижно-импульсивных темах, с моторикой спиралеобразных, повторных оборотов, активизирующих движение (кстати, токкатность, проникшая из творчества А.Хачатуряна, продолжает свое развитие и в дальнейшем, в творчестве композиторов самых разных поколений); 2) - Характерное для многих эпико-драматических тем имитационное дублирование ямбически-призывных интонаций (формула типа I), особо концентрирующее выражение мысли; 3) - Выразительность квартовых интонаций в подвижных, скерцозных темах, в качестве интонационного ядра, стимулирующего развитие темы; 4) - Широкое применение пунктирных ритмов в темах импульсивно-динамического характера, с фразировкой, где пунктирный ритм воспринимается как ямбический; 5) - Выразительность "спокойных синкоп", слигованных с сильной долей или затактом, лежащих в основе многих лирических, лирико-эпических тем широкого мелодического дыхания; 6) - Характерность предыктовых оборотов (интонаций "вдоха"), встречающихся в произведениях Комита-са, в еще большей степени - А.Хачатуряна и утвердившихся в тематизме рассмотренных произведений в качестве интонационных "связок" и активных элементов тематического развития. Многое из вышеназванных интонационных комплексов можно рассматривать на уровне своеобразной формульности, откристаллизовавшейся на данном этапе композиторского творчества и получившей дальнейшее развитие в национальной музыке.

Наряду со всеми отмеченными чертами общности и единства интонационного "словаря", каждый из этих композиторов выявляет особенности своего композиторского стиля, индивидуальные черты почерка. Так, например, музыка А.Бабаджаняна отличается эпическим размахом, порывистостью, преобладанием решительно-возбужденных

- 145 интонаций, сочностью гармонического языка и т.п. В произведениях А.Арутюняна главенствуют эпико-лирические образы, празднично-приподнятые настроения. Преобладает песенно-мелодическое начало, светлые, благозвучные гармонии и т.д. Музыку Э.Мирзояна характеризует эпико-драматическое начало, более строгая, сдержанная манера высказывания, сгущенные диссонантными созвучиями гармонические краски. Стиль Л.Сарьяна выделяется легкостью, прозрачностью фактуры, лаконичностью мыслей, сжатостью форм, тонкостью тембро-во-гармонических красок. Для творчества Э.Оганесяна типичны: эпическая одухотворенность, патриотический пафос, быстрая смена эмоциональных порывов и внутренних озарений, волнообразность кульминационного нарастания, густые, диссонантные гармонические краски. Музыке Дж.Тер-Татевосяна свойственны: драматический заряд, преобладание личностно-психологического начала, насыщенность гармонических красок, выбор матовых, смешанных тембров и т.д.

При всем этом, индивидуальные черты творческих стилей объединяются общей платформой музыкального языка, в котором национальные элементы сочетаются с лучшими достижениями музыкального искусства XX века. Идейная глубина - с широкими философскими обобщениями, стремлением к многоохватности образов, к сложности драматургических концепций,- свободная трактовка традиционных форм, ритмическая, гармоническая, линеарно-полифоническая насыщенность, особая темброво-динамическая выразительность музыкальной ткани, выступают как факторы правдивого отражения современной действительности. Возвращаясь к сказанному, отметим, что насыщенность интонационного строя рассмотренных произведений первичными элементами национальной музыки обусловила не только единство и самобытность музыкального языка, но и ту степень "зрелости" (говоря словами Б.Асафьева), которая вскоре выдвинула необходимость интонационного обновления, что и стало заметным в творчестве молодых

- 146 композиторов, вышедших на арену после 60-х годов. Они пошли по пути использования новых пластов национальной музыки, в сторону широкого изучения и применения особенностей средневековой профессиональной музыки, вместе с тем еще более активно вбирая новые явления композиторской техники XX века. И хотя, после 60-х годов проявление национального протекает в более завуалированных формах, подчиненных современным комплексам звучания, однако, в качестве активных факторов национальной характерности опять-таки выступают первичные интонационные элементы, типичные обороты. Наблюдается продолжение традиционных черт, связанных с применением ладовых особенностей, "монодического" начала, токкатности, ости-натных басов, характерных метро-ритмических, тембровых средств выразительности. Наиболее непосредственно эти черты выступают в таких образцах армянской симфонической музыки 60-70-х годов, как П, Ш Симфоний Э^Аристакесяна /124,125/, Партита Т.Мансуряна /157/, I, П Симфонии Г.Ахиняна /136,137/, Симфонии А.Тертеряна /184,185, 186/, Л.Аствацатряна /133/, симфонические произведения Г.Читчян /198/, А.Адаемяна /122,123/ и др.

Даже в произведениях, далеко выходящих за рамки национального, с применением додекафонной, серийной сферой выразительности, можно увидеть использование характерных особенностей национальной музыки. В таких произведениях особо живучими оказались ямбические (тип I), триольные (тип 3) обороты, которые в новых интервальных сочетаниях (малой секунды, большой септимы, ноны, децимы и т.п.), сливаются с типичными оборотами современной музыки, но в общем контексте звучания, более или менее отчетливо выявляют черты национальной характерности. Однако, если в творчестве первых послевоенных лет эти интонационные элементы выступали с выразительной, формообразующей функцией "слов", "словосочетаний", т.е. как семантические элементы музыкального языка, то.

- 147 здесь они скорее всего "мелькают" как "жестикуляционные" проявления национального характера.

Интересно заметить, что с середины 70-х годов в армянском композиторском творчестве будет наблюдаться новая волна интереса к национальным традициям - не только фольклорным, средневеко-во-профессиональным, но и недавним композиторским. И многие типичные черты композиторского творчества послевоенных лет, устоявшиеся во времени, как выразительные средства национального музыкального языка, получат новое преломление, новое осмысление в творчестве молодых композиторов.

В свою очередь, творчество композиторов, так ярко проявивших себя в армянской симфонической музыке первых послевоенных лет, после 60-х годов протекает путем дальнейшего развития и обновления. Сохраняя основные черты своего стиля, каждый из композиторов, в силу своей активности к восприятию нового, находит пути обогащения своего языка, отражающие новый, современный этап развития армянского композиторского творчества. И это естественно, потому что развитие национальной культуры подразумевает всегда творческое отношение к накопленным ценностям, переосмысление традиционных форм, выявление их скрытых ресурсов, в свете новых художественно-эстетических запросов времени.

 

Список научной литературыЗурабян, Жанна Петросовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1. М.: Искусство, 1X7. - 631с.; т.2. - М.: Искусство, 1X7. - 738с.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Изд.политической литературы, 1969. - 359с.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М.: Политиздат, 1977. - 391с.

5. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. В кн.: В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.24. - М.: Госполитиздат, 1961, с.ПЗ-150.1. Книги

6. Абегян М.Х. Труды. Стихосложение армянского языка (на арм.яз.), т.5. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1971. - 510с.

7. Аразян Т.М. Эдвард Мирзоян (на арм.яз.). Ереван: Арм-госиздат, 1963. - 61с.

8. Арановский М.Г. Симфонические искания. Л.: Советский композитор, 1979. - 285с.

9. Арутюнян М.Г. Арам Хачатурян (на арм.яз.). Ереван: Со-ветакан грох, 1981. - 101с.

10. Арутюнян М.Г., Барсамян А.А. История армянской музыки (на арм.яз.). Ереван: Луйс, 1969. - 279с.

11. Асафьев В.В. Музыкальная форма как процесс, кн.1 и 2. -Л.: Музшз, 1963. 378с.

12. Асафьев В.В. Симфонические этщы. Л.: Музыка, 1970. -261с.

13. Атаян Р.А. Армянская народная песня. М.: Музыка, 1965.-76с.

14. Барсамян А.А. "Алмаст" А.Спендиарова. М.: Госмузиз-дат, 1958. - 75с.

15. Брутян М.А. Армянское народное творчество (на арм.яз.). Ереван: Луйс, 1971. - 274с.

16. Галицкая С.И. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Изд.Ран.Узб.ССР, 1981. - 92с.

17. Гаспарян И.С. Эдгар Оганесян (на арм.яз.). Ереван: Айастан, 1969. - 58с.

18. Геодакян Г.Ш. Романос Меликян (на арм.яз.). Ереван: Изд.АН Арм.ССР, I960. - 244с.

19. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. - 280с.

20. Григорян А.Г. Армянская камерно-вокальная музыка. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1982. - 289с.

21. Григорян А.Г. Арно Бабаджанян. М.: Советский композитор, 1961. - 61с.

22. Еолян И.Р. Григор Егиазарян. М.: Музыка, 1968. - 134с.

23. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. М.-Л.: Советский композитор, 1978. - 172с.

24. Квитка К.В. Избранные труды в 2-х томах, т.2. М.: Советский композитор, 1973. - 420с.

25. Комитас. Статьи и исследования (на арм.яз.). Ереван: Айпетрат, 1941. - 128с.- 150

26. Комитасакан. Сб.статей (на арм.яз.), т.1. Ереван: Изд. АН Арм.ССР, 1969. - 259с.

27. Комитасакан. Сб.статей (на арм.яз.), т.2. Ереван: Изд. АН Арм.ССР, 1981. - 269с.

28. Коптев С.В. Александр Арутюнян (на арм.яз.). Ереван: Армгосиздат, 1962. - 62с.

29. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской моно-дической музыки. Л.: Госмузиздат, 1959. - 624с.

30. Кушнарев Х.С., Мурадян М.О., Геодакян Г.Ш. Очерки об армянской музыке (на арм.яз.). Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1963. - 325с.

31. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений, 2-е изд. доп.и перераб. М.: Музыка, 1979. - 533с.

32. Мазель Л.А. Вопросы анализа. М.: Советский композитор, 1978. - 350с.

33. Мартынов И.И. Арам Хачатурян. М.: Изд.Музфонда СССР, 1956. - 68с.

34. Мурадян М.О. Армянская музыка XIX и начала XX века (на арм.яз.). Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1970. - 605с.

35. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 380с.

36. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 318с.

37. Рухкян М.В. Армянская симфония. Ереван: Изд.АН Арм. ССР, 1980. - 115с.

38. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 158с.

39. Сарьян А.А. Армянская городская народная песня (на арм. яз.). В многотомнике: Армянская этнография и фольклор, т.4. -Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973, с.85-175.- 151

40. Советская симфония за 50 лет. Сб.статей. Ред.Тигра-нов Г.Г. Л.: Музыка, 1967. - 543с.

41. Советская музыка на современном этапе. Сб.статей. М.: Советский композитор, 1981. - 405с.

42. Способин И.Е. Музыкальная форма, изд.5-е. М.: Музыка, 1972. - 399с.

43. Тагмизян Н.К. Теория музыки в древней Армении. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1977. - 318с.

44. Тагмизян Н.К. Музыка в древней и средневековой Армении (на арм.яз.). Ереван: Советакан грох, 1982. - 58с.

45. Тащян С.С. Арно Бабадканян (на арм.яз.). Ереван: Армгосиздат, 1961. - 62с.

46. Тер-Симонян М.П. Эдвард Мирзоян. М.: Советский композитор, 1969. - 85с.

47. Тер-Симонян М.П. Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Армении. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1974. - 153с.

48. Тигранов Г.Г. Армянский музыкальный театр, т.1. Ереван: Армгосиздат, 1956. - 381с.

49. Тигранов Г.Г. Армянский музыкальный театр, т.2. Ереван: Армгосиздат, I960. - 307с.

50. Тигранов Г.Г. Армянский музыкальный театр, т.З. Ереван: Армгосиздат, 1975. - 249с.

51. Тигранов Г.Г. Александр Спендиаров. М.: Музыка, 1971. - 285с.

52. Тигранов Г.Г. Арам Хачатурян. Л.: Музыка, 1978. - 189с.

53. Тигранов Г.Г. Балеты А.Хачатуряна, изд.2-е. Л.: Музыка, 1974. - 144с.

54. Тигранов Г.Г. Балеты Эдгара Оганесяна. Ереван: Советакан грох, 1981. - 100с.

55. Тигранова И.Г. Лирические образы в творчестве А.Хачату- 152 ряна. Ереван: Айастан, 1973. - 146с.

56. Тюлин Ю.Н., Бершадская Т.С. и др. Музыкальная форма, изд.2-е. М.: Музыка, 1974. - 358с.

57. Хачатурян А.И. О музыке и музыкантах. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1980. - 324с.

58. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. - 293с.

59. Хубов Г.Н. Арам Хачатурян. М.: Музыка, 1967. - 437с.

60. Худабашян К.Э. Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1977. - 214с.

61. Худабашян К.Э. Григор Егиазарян (на арм.яз.). Ереван: Айастан, 1966. - 84с.

62. Чеботарян Г.М. Полифония в творчестве А.Хачатуряна. -Ереван: Айастан, 1969. 269с.

63. Шавердян А.И. Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков. М.: Госмузиздат, 1959. - 445с.

64. Шнеерсон Г.М. Арам Хачатурян. М.: Советский композитор, 1958. - 76с.

65. Юсфин А.Г. Первая симфония Дж.Тер-Татевосяна. М.: Советский композитор, I960. - 30с.1. Ext^eX^ aid do* ,1. Словари

66. Музыкальная энциклопедия, т.2. М.: Советская энциклопедия, 1974. - 958с.

67. Краткий словарь по философии, изд.2-е. М.: Изд.политической литературы, 1970. - 398с.1. С т ать и

68. Арановский М.Г. Интонация, знак и "новые методы". Советская музыка, 1980, № 10, с.99-108.

69. Арановский М.Г. Мышление, язык, семиотика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. - М.: Музыка, 1974, с. 90128.

70. Арутюнов Д.А. 0 мелодике А.Хачатуряна. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Сб.статей, вып.2. - М.: Музыка, 1978, с.20-47.

71. Атаян Р.А. Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов. В кн.: Музыка и современность. - М.: Госмузиздат, 1962, с.371-398.

72. Будагян А.Г. Из истории армянской скрипичной сонаты. -В кн.: Из истории музыки XX века. М.: Музыка, 1974, с.131-148.

73. Геодакян Г.Ш. Комитас. В кн.: Музыка республик Закавказья. - Тбилиси: Хелобнеба, 1975, с.26-44.

74. Геодакян Г.Ш. Стиль Комитаса и музыка XX века (на арм. яз.). В кн.: Комитасакан. Сб.статей, т.1. - Ереван: Изд.АН Арм. ССР, 1969, с.84-120.

75. Геодакян Г.Ш. Традиционное и новаторское в творчестве А.Хачатуряна. В кн.: Музыкальный современник. Сб.статей, вып.З. -М.: Советский композитор, 1979, с.89-110.

76. Гоциридзе Г.З. Симфония Э.Мирзояна. В кн.: Музыка республик Закавказья. - Тбилиси: Хеловнеба, 1975, с.258-266.

77. Земцовский И.И. Семасология музыкального фольклора. -В кн.: Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. М., 1974, с.177-206.

78. Земцовский И.И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии. В кн.: Проб- 154 лемы музыкальной науки, вып.1. М.: Советский композитор, 1972, с.169-197.

79. Земцовский И.И. Социальное и музыкальное. Советская музыка, 1981, № I, с.84-88.

80. Земцовский И.И. Ценность методологических открытий. -Советская музыка, 1980, № 3, с.ЮЗ-Ш.

81. Земцовский И.И. Актуальные проблемы. Советская музыка, 1982, Я II, с.104-107.

82. Кадырова Н.А. Тематизм и его развитие в узбекских симфонических произведениях. В кн.: 0 музыке. - М.: Советский композитор, 1980, с.128-184.

83. Карагюлян Э.Г. О некоторых ладо-гармонических особенностях музыки А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. - Ереван: Изд. АН Арм.ССР, 1972, с.167-200.

84. Ковнацкая Л.Г. Народные элементы вокальной мелодии Бриттена. В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып.1. - М.: Советский композитор, 1972, с.298-325.

85. Кочарова Г.В. Постигая природу национального. Советская музыка, 1982, № I, с.31-35.

86. Лукьянов В.Г. Учение об интонации Б.В.Асафьева и его разработка в советской теоретической литературе. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Сб.статей. - Л.: Музыка, 1977, с. 192-219.

87. Мазель Л.А. Новая теория происхождения лада. Советская музыка, 1973, № 9, с.85-87.

88. Мазель Л.А. О некоторых теоретических проблемах. Советская музыка, 1982, № 5, с.54-59.

89. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. Советская музыка, 1980, № 9, с.39-48.

90. Назайкинский Е.В. Тема и тематическая экспозиция. Со- 155 ветская музыка, 1982, 6, с.25-33.

91. Орджоникидзе Г.Ш. О диалектике национального и интернационального. В кн.: Октябрь и музыка. Сб.статей. - М.: Музыка, 1977, с.167-190.

92. Орлова Е.М. Музыкальная жизнь и процесс интонирования. Советская музыка, 1981, №. 6, с.П-17,

93. Пашинян Э.Р. Универсальная суперладовая тональная система, как основа ладовой классификации народной музыки. Межвузовский тематический сборник научных трудов. - Ереван: Изд.Арм-пединститута им.Х.Абовяна, 1980, с.81-86.

94. Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века. В кн.: Современные вопросы музыкознания. Сб. статей. - М.: Музыка, 1976, с.146-206.

95. Рухкян М.В. Три пальмы и русский ориентализм. В кн.: А.Спендиаров. Сб.статей. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР,1973,с.39-51.

96. Саркисян С.К. Особенности развития советской армянской симфонической музыки 60-х годов. Вестник общественных наук АН Арм.ССР, 1973, Jfc 12, с.55-64.

97. Степанян P.O. Некоторые особенности гармонии А.Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. Сб.статей. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1972, с.146-166.

98. Степанян P.O. Об одном тонально-модуляционном плане А. Спендиарова в свете его гармонии. В кн.: А.Спендиаров. Сб.статей. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973, с.167-186.

99. Тагмизян Н.К. Комитас и вопросы изучения армянского духовного песнетворчества (на арм.яз.). В кн.: Комитасакан, Сб. статей, т.1. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1969, с.159-217.

100. Тагмизян Н.К. Сборник духовных песен Комитаса 1893г. (на арм.яз.). В кн.: Комитасакан. Сб.статей, т.2. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1981, с.83-116.- 156

101. Тараканов М.Е. Анализ музыки в наши дни (опыт постановки проблемы). В кн.: Музыкальный современник, вып.З. - М.: Советский композитор, 1979, с.216-229.

102. Тер-Симонян М.П. Программный симфонизм А.Спендиарова.- В кн.: А.Спендиаров. Сб.статей. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973, с.85-109.

103. Терьян М.А., Коптев С.В. Симфоническая музыка и инструментальный концерт (на арм.яз.). В кн.: Музыка Советской Армении. Сб.статей. - Ереван: Айастан, 1973, с.126-234.

104. Тигранов Г.Г. Об одной нотной тетради А.Спендиарова. -В кн.: А.Спендиров. Сб.статей. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973, с.31-38.

105. Ханбекян A.M. "Крупный пласт" А.Хачатуряна и его истоки. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Сб.статей, вып.1. - М.: Советский композитор, 1972, с.124-137.

106. Худабашян К.Э. О некоторых принципах обработки народного материала в творчестве А.Спендиарова. В кн.: А.Спендиаров. Сб.статей. - Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1973, с.52-84.

107. Шахназарова Н.Г. О национальном своеобразии музыки. -Советская музыка, I960, J6 6, с.23-307

108. Шахназарова Н.Г. Арам Хачатурян. В кн.: Музыка республик Закавказья. Сб.статей. - Тбилиси, Хеловнеба, 1975, с.99-118.

109. Шахназарова Н.Г. Музыкальный профессионализм в контексте культуры. Советская музыка, 1981, № 7, с.7-17.

110. Шахназарова Н.Г. Многонациональное единство советского искусства как исторический процесс. Советская музыка, 1982,1. II, с.6-17.

111. Шостакович Д.Д. Праздничное искусство. В кн.: Арам Хачатурян. Сб.статей. - М.: Советский композитор,1975,с.15-17.- 157

112. ИЗ. Ярустовский Б.М. Еще раз о народности и современности в творчестве Хачатуряна. В кн.: Арам Хачатурян. Сб.статей. -М.: Советский композитор, 1975, с.109-126.1. Диссертации

113. Ананян А.А. Тематизм и принципы его развития в армянской симфонической музыке раннего периода. Диссертация кандидата искусствоведения. Тбилиси, 1982. - 220с.

114. Арутюнян М.Г. Цути становления армянской национальной композиторской школы. Диссертация кандидата искусствоведения. -Ереван, 1954. 160с.

115. Барсамян А.А. А.Спендиаров и его творчество. Диссертация кандидата искусствоведения. Ереван, 1955. - 220с.

116. Джагацпанян К.А. О некоторых закономерностях влияния ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1981. - 120с.

117. Терьян М.А. Симфоническое творчество А.Спендиарова. -Диссертация кандидата искусствоведения. Ереван, 1955. - 341с.1. Авторефераты

118. Будагян А.Г. Пути развития армянской скрипичной сонаты: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Ленинград, 1970. - 160с.

119. Степанян P.O. О своеобразии аккордовых структур в гармонии армянских композиторов: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Ереван, 1970. - 150с.1. Нотная литература

120. Агадканян С.А. Полимонодии для камерного ансамбля. -Рукопись.- 158

121. Аджемян А.В. Вторая симфония для меццо-сопрано соло и симфонического оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1968. - 94с.

122. Аджемян А.В. Третья симфония. Партитура. М.: Советский композитор, 1975. - 127с.

123. Аристакесян Э.А. Вторая симфония для большого симфонического оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1980. -103с.

124. Аристакесян Э.А. Третья симфония. Рукопись.

125. Арменян Г.А. Концерт для флейты и ф-но. ЕГК библиотека А - 83, 161-05. - 40с.

126. Армянские народные песни-пляски в обработке Татула Ал-туняна. Ереван: Айпетрат, 1954. - 99с.

127. Арутюнян А.Г. Симфония. Партитура. М.: Советский композитор, 1959. - 247с.

128. Арутюнян А.Г. Концерт для трубы с оркестром. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1956. - 76с.

129. Арутюнян А.Г. Праздничная увертюра. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1952. - 67с.

130. Арутюнян А.Г. Концертино для ф-но с оркестром. Партитура. Ереван: Армгосиздат, 1959. - 83с.

131. Арутюнян А.Г. Симфониетта для струнного оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1972. - 64с.

132. Аствацатрян Л.А. Симфония для большого симфонического оркестра. Партитура. Ереван: Айастан, 1975. - 69с.

133. Аствацатрян I.A. Авик. Обработка для струнного оркестра. Рукопись.

134. Атаян Р.А. Армянские средневековые таги. Обработка для голоса,и органа, или ф-но. Ереван: Айастан, 1972. - 23с.

135. Ахинян Г.М. Симфония №- I для большого симфонического- 159 оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1980. - 136с.

136. Ахинян Г.М. Симфония № 2. Рукопись.

137. Бабаджанян А.А. Героическая баллада для фортепиано с оркестром. Клавир. Ереван: Армгосиздат, 1959. - 69с.

138. Бабаджанян А.А. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Партитура. М.: Музыка, 1976. - 35с.

139. Бабаджанян А.А. Поэма для фортепиано. Ереван: Айа-стан, 1968. - 15с.

140. Бабаджанян А.А. Соната для скрипки и фортепиано. Ереван: Айпетрат, 1963. - 44, 20с.

141. Бабаджанян А.А. Концерт для виолончели с оркестром. Переложение для виолончели с фортепиано. М.: Музыка, 1964. - 39, Не.

142. Багдасарян Э.И. Рапсодия для скрипки с оркестром. Клавир. ЕГК, библиотека, Б-14, 14274. - 63с.

143. Ванские народные песни. Этнографический сборник. Часть 2. Записали Сп.Меликян и Г.Гарданян. Муз.сектор Госиздата Арм. ССР, 1928. - 18с.

144. Гандзаран. Этнографический сборник армянских народных патриотических, любовных, духовных песен. Каир: Изд.Воскетар, 1906. - 728с.

145. Егиазарян Г.И. Симфоническая поэма "Армения". Партитура. Ереван: Айпетрат, 1952. - 93с.

146. Егиазарян Г.И. Армянские народные танцы. Сюита для большого оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1977. - 86с.

147. Егиазарян Г.И. "К восходу солнца". Симфоническая картина: Первая сюита из балета "Севан". Партитура. - М.: Советский композитор, 1981. - 160с.

148. Екмалян М.Г. Хоровые и сольные песни. Ереван: Айастан, 1970. I28c.

149. Кара-Мурза Х.М. Хоровые песни. Ереван: Айастан, 1978. - 71с.

150. Комитас. Литургия. Париж: Изд.Я.Семерджян, 1933.-73с.

151. Комитас. Армянеюте народные песни и пляски. Этнографический сборник, т.2. Ереван: Айпетрат, 1950. - 166с.

152. Комитас. Сольные песни. Собрание сочинений, т.1. Ереван: Айастан, I960. - 188с.

153. Комитас. Танцы для фортепиано. Ереван: Арменгиз, 1946. - 14с.

154. Комитас. Хоры. Собрание сочинений, т.2. Ереван: Айастан, 1969. - 777с.

155. Комитас. Хоры. Собрание сочинений, т.З. Ереван: Айастан, 1969. - 304с.

156. Мансурян Т.И. Партита для симфонического оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1971. - 94с.

157. Меликян Сп.А. Армянские народные песни и пляски. Ред. М.Агаяна. - Ереван: Армгиз, 1949. - 323с.

158. Меликян P.O. Зар-вар. Песни для голоса с фортепиано. -Ереван: Армгиз, 1949. 100с.

159. Меликян P.O. Змрухти. Песни для голоса с фортепиано. Третье издание. Ереван: Айпетрат, 1961. - 129с.

160. Мирзоян Э.М. Симфония для струнного оркестра с литаврами. Партитура. М.: Музыка, 1964. - 123с.

161. Мирзоян Э.М. Праздничная увертюра для симфонического . оркестра. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1958. - 56с.

162. Мирзоян Э.М. Интродукция и перпетуум мобиле для скрипки с оркестром. Партитура. М.: Советский композитор,1959. - 58с.

163. Мирзоян Э.М. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Партитура. М.: Советский композитор, 1958. - 55с.- 161

164. Оганесян Э.С. Симфония. Партитура. М.: Советский композитор, 1964. - 226с.

165. Оганесян Э.С. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Партитура. М.: Советский композитор, 1958.- 135с.

166. Оганесян Э.С. Антуни. Балет. Рукопись.

167. Оганесян Э.С. Давид Сасунский. Опера-балет. Рукопись.

168. Сарьян Л.М. Ария и токката для скрипки и фортепиано. -М.: Советский композитор, 1970. 19, 7с.

169. Сарьян Л.М. Картинки для симфонического оркестра. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1956. - 97с.

170. Сарьян Л.М. Симфоническая поэма для большого оркестра. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1952. - 89с.

171. Сарьян Л.М. Армения. Симфоническое панно. Партитура. -М.: Советский композитор, 1972. 82с.

172. Сарьян-Арутюнян А.А. Армянские городские народные песни. Избранное собрание. Рукопись. Кабинет народного творчества ЕГК. - 100с.

173. Саят-Нова. Сборник песен. Сост.и ред.М.Агаян, Ш.Тальян.- Ереван: Армгосиздат, 1963. 78с.

174. Спендиаров А.А. Полное собрание сочинений, т.7. Партитура. Ереван: Айпетрат, 1962. - 245с.

175. Спендиаров А.А. Крымские эскизы. Сюита. Полное собрание сочинений, т.7. - Ереван: Айпетрат, 1962, с.77-154.

176. Спендиаров А.А. Ереванские этюды. Сюита. Полное собрание сочинений, т.7. - Ереван: Айпетрат, 1962, с.211-243.

177. Спендиаров А.А. Три пальмы. Симфоническая картина для оркестра. Лейпциг, 1907. - 70с.

178. Спендиаров А.А. Алмаст. Опера в 4-х действиях. Ереван: Айастан, 1971. - 289с.- 162

179. Степанян А.Л. Первая симфония. Партитура. М.: Советский композитор, 1969. - 188с.

180. Степанян А.Л. Вторая симфония. Партитура. Рукопись. -Фонд А.Степаняна Гос.музея литературы и искусств Мин.культуры Арм.ССР. 132с.

181. Тер-Татевосян Дж.Г. Симфония № I для большого оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1959. - 177с.

182. Тер-Татевосян Дж. Вторая симфония. Партитура. М.: Музыка, 1966. - 129с.

183. Тертерян А.Р. Симфония для медных, ударных, фортепиано, органа, бас-гитары. Партитура. М.: Советский композитор, 1973.- 91с.

184. Тертерян А.Р. Вторая симфония для большого оркестра, мужского голоса и смешанного хора. Партитура. М.: Советский композитор, 1975. - 62с.

185. Тертерян А.Р. Третья и четвертая симфонии для большого симфонического оркестра. Партитура. М.: Советский композитор, 1980. - 123с.

186. Тигранян А.Т. Ануш. Опера в 5-и действиях. Ереван: Советакан грох, 1981. - 362с.

187. Тигранян Н.Ф. Армянские народные танцы для фортепиано.- Ереван: Армгиз, 1950. 30с.

188. Хачатурян А.И. Симфония J& I. Партитура. М.: Советский композитор, 1950. - 264с.

189. Хачатурян А.И. Симфония J& 2 для большого оркестра. Партитура. М.: Музгиз, 1946. - 185с.

190. Хачатурян А.И. Концерт для фортепиано с оркестром. Переложение для 2-х фортепиано автором. М.: Советский композитор, 1969. - 83с.

191. Хачатурян А.И. Концерт для скрипки с оркестром. Кла- 163 вир. М.: Музыка, 1979. - 76с.

192. Хачатурян А.И. Концерт для виолончели с оркестром. Переложение для виолончели и фортепиано. М.: Музыка, 1964. - 47с.

193. Худоян А.Г. Концерт для виолончели с оркестром. Переложение для виолончели и фортепиано. М.: Советский композитор, 1963. - 39с.

194. Худоян А.Г. Поэма и Скерцо для виолончели и фортепиано. Ереван: Айпетрат, 1954. - 15с.

195. Худоян А.Г. Симфонические картинки. Партитура. М.: Советский композитор, 1957. - 63с.

196. Чеботарян Г.М. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Ереван: Айпетрат, 1956. - 19,8,4с.

197. Читчян Г.О. Увертюра "Здравствуй, утро" для симфонического оркестра. Партитура. М.: Музыка, 1971. - 65с.

198. Шерам. Песни. Составители В.Тальян, Г.Левонян. Ред. М.Агаян. Ереван: Айпетрат, 1948. - 118с.